Как найти степень сравнения в математике

Например, нам необходимо сравнить две дроби: ( 1,6) и ( 1frac{6}{13}).

Давай разберем каждый вариант

Вариант 1. Сравнение дробей с помощью приведения к общему знаменателю

Запишем ( 1,6) в виде обыкновенной дроби:

( 1,6=1frac{6}{10}=1frac{3}{5}) — (как ты видишь, я также сократила на ( 2) числитель и знаменатель).

Теперь нам необходимо сравнить дроби:

( 1frac{3}{5}) и ( 1frac{6}{13})

Сейчас мы можем продолжить сравнивать также двумя способами. Мы можем:

Способ 1. Числитель больше знаменателя

Просто приведите все к общему знаменателю, представив обе дроби как неправильные (числитель больше знаменателя):

( frac{8}{5}vee frac{19}{13})

( frac{8cdot 13}{5cdot 13}vee frac{19cdot 5}{13cdot 5})

( frac{104}{65}vee frac{95}{65})

Какое число больше? Правильно, то, у которого числитель больше, то есть первое.

( 1,6>1frac{6}{13})

Способ 2. Отбросьте единицу

«Отбросьте» ( 1) (считай, что мы из каждой дроби вычли единицу, и соотношение дробей друг с другом, соответственно, не изменилось) и будем сравнивать дроби:

( frac{3}{5}vee frac{6}{13})

Приводим их также к общему знаменателю:

( frac{3cdot 13}{13cdot 5}vee frac{6cdot 5}{13cdot 5})

Заметь, в принципе мы можем не считать знаменатель. Мы итак видим, что он одинаков и нам необходимо сравнивать числитель. Тогда зачем мы будем тратить время на подсчет знаменателя?

( frac{39}{13cdot 5}vee frac{30}{13cdot 5})

Мы получили абсолютно точно такой же результат, как и в предыдущем случае – первое число больше, чем второе:

( 1,6>1frac{6}{13})

Проверим также, правомерно ли мы вычли единицу? Посчитаем разницу в числителе при первом расчете и втором:

1) ( 104-95=9)

2) ( 39-30=9)

Итак, мы рассмотрели, как сравнивать дроби, приводя их к общему знаменателю. Перейдем к другому методу – сравнение дробей приводя их к общему… числителю.

Вариант 2. Сравнение дробей с помощью приведения к общему числителю

Да, да. Это не опечатка. В школе редко кому рассказывают этот метод, но очень часто он весьма удобен. Чтобы ты быстро понял его суть, задам тебе только один вопрос – «в каких случаях значение дроби наибольшее?»

Конечно, ты скажешь «когда числитель максимально большой, а знаменатель максимально маленький».

Например, ты же точно скажешь, что ( frac{8}{13}<frac{12}{13}) Верно?

А если нам надо сравнить такие дроби: ( frac{6}{13}vee frac{6}{28})?

Думаю, ты тоже сразу верно поставишь знак, ведь в первом случае ( 6) делят на ( 13) частей, а во втором на целых ( 28), значит, во втором случае кусочки получаются совсем маленькие, и соответственно: ( frac{6}{13}>frac{6}{28}).

Как ты видишь, знаменатели здесь разные, а вот числители одинаковы. Однако, для того, чтобы сравнить эти две дроби, тебе не обязательно искать общий знаменатель. Хотя… найди его и посмотри, вдруг знак сравнения все же неправильный?

( frac{6cdot 28}{13cdot 28}>frac{6cdot 13}{28cdot 13})

( frac{168}{364}>frac{78}{364})

А знак-то тот же.

Вернемся к нашему изначальному заданию – сравнить ( 1frac{3}{5})и ( 1frac{6}{13}). Будем сравнивать ( frac{3}{5}) и ( frac{6}{13}).

Приведем данные дроби не к общему знаменателю, а к общему числителю.

Для этого просто числитель и знаменатель первой дроби умножим на ( 2). Получим:

( frac{6}{10}) и ( frac{6}{13}).

Какая дробь больше? Правильно, первая.

Вариант 3. Сравнение дробей с помощью вычитания

Как сравнивать дроби с помощью вычитания? Да очень просто.

Мы из одной дроби вычитаем другую. Если результат получается положительным, то первая дробь (уменьшаемое) больше второй (вычитаемое), а если отрицательным, то наоборот.

В нашем случае попробуем из второй вычесть первую дробь: ( 1frac{6}{13}-1,6).

Как ты уже понял, мы так же переводим ( 1,6) в обыкновенную дробь и получаем тот же результат — ( 1frac{3}{5}) .

Наше выражение приобретает вид:

( 1frac{6}{13}-1frac{3}{5})

Далее нам все равно придется прибегнуть к приведению к общему знаменателю.

Вопрос как: первым способом, преобразуя дроби в неправильные, или вторым, как бы «убирая» единицу? Кстати, это действие имеет вполне математическое обоснование. Смотри:

( left( 1+frac{6}{13} right)-left( 1+frac{3}{5} right)=1+frac{6}{13}-1-frac{3}{5}=frac{6}{13}-frac{3}{5})

Мне больше нравится второй вариант, так как перемножение в числителе при приведении к общему знаменателю становится в разы проще.

Приводим к общему знаменателю:

( frac{6}{13}-frac{3}{5}=frac{6cdot 5}{13cdot 5}-frac{3cdot 13}{5cdot 13}=frac{30}{13cdot 5}-frac{39}{5cdot 13}=-frac{9}{5cdot 13})

Здесь главное не запутаться, какое число и откуда мы отнимали. Внимательно посмотреть ход решения и случайно не перепутать знаки. Мы отнимали от второго числа первое и получили отрицательный ответ, значит?..

Правильно, первое число больше второго.

( 1,6>1frac{6}{13})

Вариант 5. Сравнение дробей с помощью деления

Да, да. И так тоже можно.

Логика проста: когда мы делим большее число на меньшее, в ответе у нас получается число, больше единицы, а если мы делим меньшее число на большее, то ответ приходится на промежуток от ( 0) до ( 1).

Чтобы запомнить это правило, возьми для сравнения любые два простых числа, например, ( 6) и ( 4). Ты же знаешь, что ( 6) больше ( 4)?

Теперь разделим ( 6) на ( 4). Наш ответ — ( 1,5). Соответственно, теория верна.

Если мы разделим ( displaystyle 4) на ( 6), что мы получим ( 0,left( 6 right)) – меньше единицы, что в свою очередь подтверждает, что ( displaystyle 4) на самом деле меньше ( 6).

Попробуем применить это правило на обыкновенных дробях. Сравним:

( frac{6}{8}vee frac{10}{12})

Разделим первую дробь на вторую:

( frac{6}{8}:frac{10}{12}=frac{6}{8}cdot frac{12}{10})

Сократим на ( 2) и на ( 4).

( frac{6}{8}cdot frac{12}{10}=frac{3}{2}cdot frac{3}{5}=frac{9}{10})

Полученный результат меньше ( 1), значит делимое меньше делителя, то есть:

( frac{6}{8}<frac{10}{12})

Мы разобрали все возможные варианты сравнения дробей. Как мы и говорили их пять.

Сравнение степеней

Теперь представим, что нам необходимо сравнить не просто числа, а выражения, где существует степень (читай раздел про степени).

Cравни: ( {{2}^{4}}vee {{2}^{6}}).

Конечно, ты без труда поставишь знак:

( {{2}^{4}}<{{2}^{6}}), ведь если мы заменим степень умножением, мы получим:

( 2cdot 2cdot 2cdot 2<2cdot 2cdot 2cdot 2cdot 2cdot 2)

Из этого маленького и примитивного примера вытекает правило:

Если основание сравниваемых степеней одинаково, то больше та степень, у которой больше показатель степени.

Попробуй теперь сравнить следующее: ( {{5}^{4}}vee {{6}^{4}}). Ты так же без труда поставишь знак:

( {{5}^{4}}<{{6}^{4}}), потому что, если мы заменим возведение степень на умножение…

В общем, ты все понял, и это совсем несложно.

Сложности возникают только тогда, когда при сравнении у степеней разные и основания, и показатели.

В этом случае необходимо попробовать привести к общему основанию. Например:

( {{2}^{2}}vee {{4}^{3}})

Разумеется, ты знаешь, что ( 4) это ( {{2}^{2}}), соответственно, выражение приобретает вид:

Раскроем скобки и сравним то, что получится:

( {{2}^{2}}vee {{2}^{6}}) — легко?

( {{2}^{2}}<{{2}^{6}})

Сравнение чисел с корнем

Для начала вспомним, что такое корни? Вот эту ( sqrt[n]{a}=b) запись помнишь?

( sqrt[n]{a}=b {{b}^{n}}=a)

Корнем ( n-ой) степени из действительного числа ( a) называется такое число ( b), для которого выполняется равенство ( {{b}^{n}}=a).

Корни нечетной степени существуют для отрицательных и положительных чисел, а корни четной степени — только для положительных.

Значением корня часто является бесконечная десятичная дробь, что затрудняет его точное вычисление, поэтому важно уметь сравнивать корни.

Если ты подзабыл, что это такое и с чем его едят – почитай про корни здесь. Если все помнишь – давай учиться поэтапно сравнивать корни.

Допустим, нам необходимо сравнить:

( sqrt[3]{4}vee sqrt[3]{6})

Чтобы сравнить эти два корня, не нужно делать никаких вычислений, просто проанализируй само понятие «корень».

Понял, о чем я говорю?

Да вот об этом: ( sqrt[3]{4}vee sqrt[3]{6})иначе можно записать как третья степень какого-то числа, равна подкоренному выражению.

( {{x}^{3}}=4)

( {{y}^{3}}=6)

А что больше? ( y) или ( x)? Это ты, конечно, сравнишь без всякого труда. Чем большее число мы возводим в степень, тем больше будет значение.

Итак. Выведем правило.

Если показатели степени корней одинаковы (в нашем случае это ( 3)), то необходимо сравнивать подкоренные выражения (( 4) и ( 6)) — чем больше подкоренное число, тем больше значение корня при равных показателях.

Сложно запомнить? Тогда просто держи в голове пример ( sqrt{16}) и ( sqrt{4}). Что больше?

( sqrt{16}=4)

( sqrt{4}=2)

( 4) больше ( 2).

Показатели степени корней одинаковы, так как корень квадратный. Подкоренное выражение одного числа (( 16)) больше другого (( 4)), значит, правило действительно верное.

А что, если подкоренные выражения одинаковые, а вот степени корней разные? Например: ( sqrt[4]{6}vee sqrt[3]{6}).

Тоже вполне понятно, что при извлечении корня большей степени получится меньшее число. Возьмем для примера:

( sqrt[3]{12}vee sqrt[6]{12})

Обозначим значение первого корня как ( a), а второго — как ( b), то:

( {{a}^{3}}=12)

( {{b}^{6}}=12)

Ты без труда видишь, что в данных уравнениях ( a) должно быть больше ( b), следовательно:

( sqrt[3]{12}>sqrt[6]{12}).

Если подкоренные выражения одинаковы (в нашем случае ( 12)), а показатели степени корней различны (в нашем случае это ( 3) и ( 6)), то необходимо сравнивать показатели степени (( 3) и ( 6)) — чем больше показатель, тем меньше данное выражение.

Как избавляться от логарифмов

Как избавляться от логарифмов, подробно описано в теме «Логарифмические неравенства». Основные правила такие:

({log _a}x vee b{rm{ }} Leftrightarrow {rm{ }}left[ {begin{array}{*{20}{l}}{x vee {a^b};{rm{при}};a > 1}\{x wedge {a^b};{rm{при}};0 < a < 1}end{array}} right. ) или ( {log _a}x vee {log _a}y{rm{ }} Leftrightarrow {rm{ }}left[ {begin{array}{*{20}{l}}{x vee y;{rm{при}};a > 1}\{x wedge y;{rm{при}};0 < a < 1}end{array}} right. )

Также можем добавить правило про логарифмы с разными основаниями и одинаковым аргументом:

( displaystyle begin{array}{l}a>b>1 Leftrightarrow {{log }_{a}}x<{{log }_{b}}x\1>a>b>0 Leftrightarrow {{log }_{a}}x>{{log }_{b}}xend{array})

Объяснить его можно так: чем больше основание, тем в меньшую степень его придется возвести, чтобы получить один и тот же ( x). Если же основание меньше ( 1), то все наоборот, так как соответствующая функция монотонно убывающая.

Пример.

Сравните числа: ( {{log }_{3}}5) и ( {{log }_{8}}26).

Решение:

Согласно вышеописанным правилам:

( displaystyle left. begin{array}{l}{{log }_{8}}26>{{log }_{8}}25\{{log }_{8}}25>{{log }_{9}}25={{log }_{3}}5text{ }end{array} right|Rightarrow text{ }{{log }_{8}}26>{{log }_{3}}5)

А теперь формула для продвинутых.

Правило сравнения логарифмов можно записать и короче:

( displaystyle {{log }_{a}}x-{{log }_{a}}yvee 0text{ }Leftrightarrow text{ }left( a-1 right)left( x-y right)vee 0)

Пример:

Что больше: ( displaystyle log _{0,3}^{2}sqrt{5}) или ( displaystyle log _{0,3}^{2}0,45)?

Решение:

( displaystyle begin{array}{l}log _{0,3}^{2}sqrt{5}vee log _{0,3}^{2}0,45text{ }Leftrightarrow text{ }log _{0,3}^{2}sqrt{5}-log _{0,3}^{2}0,45vee 0text{ }Leftrightarrow \left( {{log }_{0,3}}sqrt{5}-{{log }_{0,3}}0,45 right)left( {{log }_{0,3}}sqrt{5}+{{log }_{0,3}}0,45 right)vee 0text{ }Leftrightarrow \left( {{log }_{0,3}}sqrt{5}-{{log }_{0,3}}0,45 right)left( {{log }_{0,3}}sqrt{5}-{{log }_{0,3}}{{0,45}^{-1}} right)vee 0text{ }Leftrightarrow text{ }\underbrace{underbrace{left( 0,3-1 right)}_{<0}underbrace{left( sqrt{5}-0,45 right)}_{>0}underbrace{left( 0,3-1 right)}_{<0}}_{>0}left( sqrt{5}-frac{20}{9} right)vee 0text{ }Leftrightarrow \left( sqrt{5}-frac{20}{9} right)vee 0text{ }Leftrightarrow text{ }sqrt{5}vee frac{20}{9}text{ }Leftrightarrow text{ }5vee frac{400}{81}text{ }Leftrightarrow text{ }frac{400}{80}overset{>}{mathop{vee }},frac{400}{81}text{ }Rightarrow \Rightarrow text{ }underline{underline{log _{0,3}^{2}sqrt{5}>log _{0,3}^{2}0,45}}end{array})

Пример:

Сравните, какое из чисел больше: ( displaystyle log _{6}^{2}13text{ }vee text{ }2,25).

Решение:

( displaystyle begin{array}{l}log _{6}^{2}14vee 2,25text{ }Leftrightarrow text{ }log _{6}^{2}14-{{1,5}^{2}}vee 0text{ }Leftrightarrow text{ }\Leftrightarrow left( {{log }_{6}}14-{{log }_{6}}{{6}^{1,5}} right)underbrace{left( {{log }_{6}}14+{{log }_{6}}{{6}^{1,5}} right)}_{>0}vee 0text{ }Leftrightarrow \left( 6-1 right)left( 14-{{6}^{frac{3}{2}}} right)vee 0text{ }Leftrightarrow text{ }14vee sqrt{{{6}^{3}}}text{ }Leftrightarrow text{ }194overset{<}{mathop{vee }},216text{ }Rightarrow \Rightarrow text{ }underline{underline{log _{6}^{2}14<2,25}}end{array})

Сравнение тригонометрических выражений

Что такое синус, косинус, тангенс, котангенс? Для чего нужна единичная тригонометрическая окружность и как на ней найти значение тригонометрических функций?

Если ты не знаешь ответы на эти вопросы, очень рекомендую тебе прочитать теорию по этой теме. А если знаешь, то сравнить тригонометрические выражения между собой для тебя не составляет труда!

Немного освежим память.

Нарисуем единичную тригонометрическую окружность и вписанный в нее треугольник. Справился?

Теперь отметь, по какой стороне у нас откладывается косинус, а по какой синус, используя стороны треугольника. (ты, конечно помнишь, что синус, это отношение противолежащей стороны к гипотенузе, а косинус прилежащей?). Нарисовал? Отлично!

Последний штрих – проставь, где у нас будет ( 0{}^circ ) , где ( 90{}^circ )и так далее. Проставил? Фух)

Сравниваем, что получилось у меня и у тебя.

Фух! А теперь приступаем к сравнению!

Допустим, нам необходимо сравнить ( sin 30{}^circ ) и ( sin 60{}^circ ).

Нарисуй эти углы, используя подсказки в рамочках (где у нас отмечено ( sin 0{}^circ ), где ( sin 90{}^circ )), откладывая точки на единичной окружности.

Справился? Вот что у меня получилось.

Теперь опустим перпендикуляр из точек, отмеченных нами на окружности на ось… Какую? Какая ось у нас показывает значение синусов? Правильно, ( Oy).

Вот что у тебя должно получиться:

Глядя на этот рисунок, что больше: ( sin 30{}^circ ) или ( sin 60{}^circ )?

Конечно, ( sin 60{}^circ ), ведь точка ( F) находится выше точки ( E).

( sin 30{}^circ <sin 60{}^circ )

Аналогичным образом мы сравниваем значение косинусов. Только перпендикуляр мы опускаем на ось… Верно, ( Ox).

Соответственно, смотрим, какая точка находится правее (ну или выше, как в случае с синусами), то значение и больше.

Наверное, ты уже догадываешься, как сравнивать тангенсы, верно? Все, что нужно, знать что такое тангенс.

Так что такое тангенс? Правильно, отношение синуса к косинусу.

Чтобы сравнить тангенсы мы так же рисуем угол, как и в предыдущем случае. Допустим, нам необходимо сравнить:

( tg 30{}^circ vee tg 60{}^circ )

Нарисовал? Теперь так же отмечаем значения синуса на координатной оси ( Oy). Отметил?

А теперь укажи значения косинуса на координатной прямой ( Ox). Получилось? Давай сравним:

Как ты думаешь, что будет дальше?

Распишем по отрезкам, что такое ( tg {{30}^{{}^circ }}) и ( tg {{30}^{{}^circ }})

( tg {{30}^{{}^circ }}=frac{AE}{AG})

( tg {{60}^{{}^circ }}=frac{AF}{AH})

А теперь проанализируй написанное. ( tg {{60}^{{}^circ }}) — мы большой отрезок делим на маленький. В ответе будет значение, которое точно больше единицы. Верно?

А при ( tg {{30}^{{}^circ }}) мы маленький делим на большой. В ответе будет число, которое точно меньше единицы.

Так значение какого тригонометрического выражения больше?

Правильно:

( tg {{30}^{{}^circ }} < tg {{60}^{{}^circ }})

Как ты теперь понимаешь, сравнение котангенсов – то же самое, только наоборот: мы смотрим, как относятся друг к другу отрезки, определяющие косинус и синус.

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №8. Сравнения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. понятие сравнения двух чисел;
  2. понятие сравнения по модулю;
  3. основные свойства сравнений.

Глоссарий по теме

Определение. Если а и b — два целых числа и их разность а — b делится на натуральное число m, то говорят, что a и b сравнимы по модулю m.

Свойства сравнений:

  1. a ≡ b (mod m), b ≡ c (mod m), a ≡ c (mod m)
  2. a ≡ b (mod m) b ≡ a (mod m)
  3. a1b1 (mod m), a2 ≡ b2 (mod m), … , akbk (mod m) a1+…+ak b1+…bk(mod m)
  4. a+b ≡ c (mod m) a ≡ c–b (mod m)
  5. a ≡ b (mod m) a+mt ≡ b+mk(mod m) (t, k ∈ Z)
  6. a ≡ b (mod m), c ≡ d (mod m) ac ≡ bd (mod m)
  7. a ≡ b (mod m) akbk(mod m)
  8. a ≡ b (mod m) ak ≡ bk(mod m)
  9. Если a ≡ b (mod m), (a, b) = c, (c, m) = 1 (mod m)
  10. a ≡ b (mod m) ak ≡ bk (mod mk)
  11. a ≡ b (mod m), a = a1d, b = b1d, m = m1d a1b1(mod m1)
  12. ab (mod m1), a ≡ b(mod m2), …, ab(mod mk) ab (mod НОК(m1,…,mk))
  13. ab (mod m), d/m ab(mod d)
  14. d/a, d/m, ab(mod m) d/b
  15. ab (mod m) (a, m) = (b, m)

Теорема обратимости: обратный элемент для числа существует тогда и только тогда, когда это число взаимно простое с модулем.

Теорема 1. Если , то сравнение (7) имеет единственное решение.

Теорема 2. Если и число b не делится на d , то сравнение ax ≡ b (mod m) не имеет решений.

Теорема 3. Если и , b ≡ d то сравнение (7) имеет d решений.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Два целых числа, разность которых кратна данному натуральному числу m, называются сравнимыми по модулю m. (Слово «модуль» происходит от латинского modulus, что по-русски означает «мера», «величина».) Утверждение «a сравнимо с b по модулю m» обычно записывают в виде a ≡ b (mod m), и называют сравнением. Вот примеры сравнений: 5 ≡ 1 (mod 2), 48 ≡ 0 (mod 6), 16 ≡ 9 (mod 5). Сравнение по модулю 1 выполняется для любых двух целых чисел, так как всякое число кратно 1. Два числа сравнимы по модулю 2, если они одной четности, т.е. либо оба четны, либо оба нечетны.

Определение сравнения было сформулировано в книге К. Ф. Гаусса «Арифметические исследования». Эту работу, написанную на латинском языке, начали печатать в 1797 г., но книга вышла в свет лишь в 1801 г. из-за того, что процесс книгопечатания в то время был чрезвычайно трудоемким и длительным. Первый раздел книги Гаусса так и называется: «О сравнении чисел вообще».

Сравнениями очень удобно пользоваться в тех случаях, когда достаточно знать в каких-либо исследованиях числа с точностью до кратных некоторого числа. Например, если нас интересует, на какую цифру оканчивается куб целого числа a, то нам достаточно знать a лишь с точностью до кратных числа 10, и можно пользоваться сравнениями по модулю 10.

Определение сравнений.

Определение. Если а и b — два целых числа и их разность а — b делится на натуральное число m, то говорят, что a и b сравнимы по модулю m.

Мы выражаем это записью

a ≡ b (mod m), (1)

которая читается так: а сравнимо с b по модулю m.

Делитель m мы предполагаем натуральным; он называется модулем сравнения. Наше высказывание (1) означает, что

a — b = mk, где k — целое число. (2)

Пример 1.

1) 23 ≡ 8 (mod 5), так как 23 — 8 = 15 = 5 ∙ 3;

2) 47 ≡ 11 (mod 9), так как 47–11 = 36 = 9 ∙ 4;

3) —11 ≡ 5 (mod 8), так как — 11 — 5 = —16 = 8 ∙ (-2);

4) 81 ≡ 0 (mod 27), так как 81 — 0 = 81 = 27 ∙ 3.

Последний пример показывает, что вообще, вместо того, чтобы говорить: число а делится на число m, мы можем записать a ≡ 0 (mod m), так как это означает, что а — 0 = а = mk, где k — некоторое целое число.

Например, вместо того, чтобы сказать, что а — четное число, мы можем записать a ≡ 0 (mod 2).

Таким же образом видно, что нечетное число является числом, удовлетворяющим сравнению а ≡ 1 (mod 2).

Обобщим свойства сравнений:

  1. a ≡ b (mod m), b ≡ c (mod m), a ≡ c (mod m)
  2. a ≡ b (mod m) b ≡ a (mod m)
  3. a1b1 (mod m), a2 ≡ b2 (mod m), … , akbk (mod m) => a1+…+ak b1+…bk(mod m)
  4. a+b ≡ c (mod m) a ≡ c–b (mod m)
  5. a ≡ b (mod m) a+mt ≡ b+mk(mod m) (t, k ∈ Z)
  6. a ≡ b (mod m), c ≡ d (mod m) ac ≡ bd (mod m)
  7. a ≡ b (mod m) akbk(mod m)
  8. a ≡ b (mod m) ak ≡ bk(mod m)
  9. Если a ≡ b (mod m), (a, b) = c, (c, m) = 1 (mod m)
  10. a ≡ b (mod m) ak ≡ bk (mod mk)
  11. a ≡ b (mod m), a = a1d, b = b1d, m = m1d a1b1(mod m1)
  12. ab (mod m1), a ≡ b(mod m2), …, ab(mod mk) ab (mod НОК(m1,…,mk))
  13. ab (mod m), d/m ab(mod d)
  14. d/a, d/m, ab(mod m) d/b
  15. ab (mod m) (a, m) = (b, m)

Нахождение обратного элемента

Задача нахождения обратного элемента: найти b=a-1 (mod n), где a и n заданы, b неизвестно.

Элемент b называется обратным к a по модулю n, если a∙b≡1(mod n). Тогда пишут, что b ≡ a–1 (mod n). Справедлива

Теорема обратимости:

Существует a-1 (mod n) (a, n) = 1.

То есть, обратный элемент для числа существует тогда и только тогда, когда это число взаимно простое с модулем.

Найти обратный элемент можно с помощью расширенного алгоритма Евклида:

Пусть a > n; a, Расширенный алгоритм Евклида находит числа x, y: ax+ny = НОД(a, n).

Вычисляет цепочка равенств:

a = nq1 + r1;

n = r1q2 + r2;

r1 = r2q3 + r3;

…..

rk−2 = rk-1qk + rk;

rk−1 = rkqk+1.

Используя эту цепочку, восстанавливаем:

rk = rk-2 – rk-1qk= rk-2 – (rk-3 – rk-2qk-1)qk = … =ax+ny.

Получаем сравнение ax+ny≡1(mod n). Поскольку ny≡0(mod n), то ax≡1(mod n), а значит полученное с помощью расширенного алгоритма Евклида число x как раз и есть искомый обратный элемент к числу a по модулю n.

Пример 2.

Вычислить элемент, обратный а по mod n, если a=9; n=29;

Решение:

Воспользуемся расширенным алгоритмом Евклида:

29=9∙3+2

9=2∙4+1

2=1∙2+0

Обратный ход:

1=9-2∙4=9∙1-(29-9∙3)∙4=9∙13-29∙4.

Проверка:

13∙9=117. 117≡1(mod( 29)).

Ответ: обратный элемент = 13.

Сравнения первой степени

Сравнения первой степени имеют вид

a1x+a0≡0 (mod m) (6).

Перенеся свободный член в правую часть сравнения, и меняя обозначения коэффициентов, получим

ax≡ b (mod m) (7)

При решении таких сравнений рассматривают два случая:

и .

Теорема 1. Если , то сравнение (7) имеет единственное решение.

Теорема 2. Если и число b не делится на d, то сравнение ax≡ b (mod m) не имеет решений.

Теорема 3. Если и b ≡ d, то сравнение (7) имеет d решений.

Решение сравнений первой степени

Рассмотрим 2 способа решения сравнений первой степени, в основе которых лежит приведение сравнения первой степени к равносильному сравнению с коэффициентом при x , равному единице.

Проиллюстрируем решение сравнения этими способами на следующем примере:

Решить сравнение 25х≡15(mod 17)

1 способ

2 способ

НОД(25,17)=1

Значит сравнение имеет единственное решение.

25х≡15 (mod 17)

5х≡3 (mod 17)

5х≡3+17 (mod 17)

5х≡20 (mod 17)

х≡4 (mod 17)

НОД(25,17)=1

Значит сравнение имеет единственное решение.

25х≡15 (mod 17)

5х≡3 (mod 17)

Найдем обратный элемент к 5, используя алгоритм Евклида:

17=5∙3+2

5=2∙2+1

2=2∙1+0

1=5 – 2∙2 = 5 – 2 ∙ (17 – 5∙3) = 5∙7 – 17∙2

таким образом обратным для 5 по модулю 17 будет 7.

5х≡3 (mod 17)

7∙5х ≡ 7∙3 (mod 17)

х ≡ 21 ≡ 4 (mod 17)

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. Тип задания: выбор элемента из выпадающего списка

Решите сравнение 21х≡13 (mod 7)

Выпадающий список:

  1. 4
  2. 2
  3. 5
  4. 6

Решим данное сравнение:

Наибольший общий делитель 

a=25 и m=7:

d=NOD(25,7)=1

Так как  b:d=10:1=10 целое, то, следовательно, сравнение имеет  d=1 решений по модулю  m= 7.

Числа, удовлетворяющие сравнению: 

x=7t+6 (t∈Z).

Решение сравнения: 

x≡6(mod7).

Верный ответ 4. 6

№2. Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вычислить элемент, обратный а по mod n, если a=7; n=17

Обратный элемент_____

Решим данное задание:

Воспользуемся расширенным алгоритмом Евклида:

17=7∙2+1

7=2∙3+1

2=1∙2+0

Обратный ход:

1=7-2∙3=7∙1-(17-7∙2)∙2=7∙5-17∙2.

Проверка:

5∙7=35. 35≡1(mod( 17)).

Ответ:

Обратный элемент 5.

Основная цель занятия — продолжить работу по
углублению и расширению знаний учащихся по теме
“Натуральные числа, степени с натуральным
показателем, свойств натуральных чисел”
изученных в предыдущем учебном году, развитию
познавательного интереса учащихся к изучению
темы. Ознакомить учащихся с новыми методами
решения задач на сравнение степеней с
натуральными показателями, на определение цифры,
на которую оканчивается число, рассмотреть
задачи на делимость выражений, содержащих
степени с натуральным показателем. Продолжить
формирование навыков исследовательской,
самостоятельной работы.

Изучение данной темы в младших классах
способствует лучшему усвоению тем связанных со
степенями в старших классах, формирует
познавательный интерес к изучению.

Данная методическая разработка прошла
апробацию на занятиях районной очно-заочной
математической школы 2006–2009 учебных годах.

План

  1. Лекционное занятие – 1 час
  2. Малая олимпиада (индивидуальное решение задач)
    – 1 час
  3. Заочное решение задач (домашнее задание) – 2
    часа

Ход занятия

Лекционное занятие с учащимися

В математике господствуют две стихии – числа и
фигуры с их бесконечным многообразием свойств и
взаимосвязей.
Мы будем заниматься стихией чисел.
Возникновение понятия числа – одно из
гениальнейших проявлений человеческого разума.
Действительные числа не только измеряют,
сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, играют,
сочиняют.
Самые древние по происхождению числа
натуральные: 1,2,3,4,5………Обозначаются N.
В прошлом учебном году мы рассматривали ряд
задач на натуральные числа. В этом году будем
продолжать знакомство со свойствами натуральных
чисел.
Вспомним какие арифметические действия можно
выполнять во множестве натуральных чисел?

  1. Сложение.
  2. Вычитание.
  3. Умножение.
  4. Деление.

– Какие из этих действий выполняются всегда? Ответ:
сложение, умножение.
– А какие не выполняются? Ответ: не всегда:
15–20, 15:8.

5 • 5 • 5 • 5 • 5 • 5 =
– Как короче записать это произведение? Ответ:
56.
– Говорят, что это шестая степень числа пять.
Вообще: ап=а а а а а а … а, .

Записываем свойства в тетрадь:

  1. anbn=(ab)n.
  2. anam=an+m.
  3. (an)m=anm.

1. Сегодня мы рассмотрим ряд задач на
сравнение степеней с натуральными показателями.

Задача 1

Сравнить 3111 и 1714.

Решение:

  1. Числа 31 и 17 находятся рядом со степенями числа
    “2” (32=25, 16=24).
  2. 3111<3211= (25)11=255, т.е.
    3111< 255.
  3. 16<17 ; 1614<1714, (24)14<1714.
  4. 3111<255<256<1714
    следовательно 3111<1714.

Задача 2

Сравнить 999710 и 1000038.

Решение:

  1. 999710<1000010=(104)10=1040.
    999710<1040.
  2. 1040=(105)8=1000008/
  3. 1000008<1000038.

Значит, 999710<1000038.

Задача 3

Что больше 5300 или 3500?

Решение:

  1. 5300=53 100=(53)100=(5 5 5)100=125100.
  2. 3500=35 100=(3 3 3 3 3)100=243100.
  3. 125<243 следовательно 125100<243100
    следовательно 5300<3500.

Ответ: 5300<3500.

2. Задачи на определение цифры, на
которую оканчивается число.

Натуральные числа обладают следующим
свойством: при умножении ряда чисел,
оканчивающихся единицей или “5”, получается
число, оканчивающиеся той же цифрой. Например:

22375 • 12735 = ……..5.
281 • 381 = ……….1

58128911=581 581…581 = ………..1.
                    28911
раз

Всякая степень числа оканчивающаяся на “5”,
тоже оканчивается на “5”.
Если число оканчивается “6”, то всякая степень
числа оканчивается “6”.

2861237 оканчивается “6”.

Если число оканчивается 76, то любая его степень
оканчивается “76”.

28764оканчивается 76.

Если число оканчивается 25, то любая его степень
оканчивается “25”.

Рассмотрим задачи такого типа.

Задача 1

Какой цифрой оканчивается число 32004?

Решение:

  • 31=3
    32=9
    33=27
    34=81
    35=243
    36=729.

Заметим, что 31 и35 оканчиваются на
одну цифру “3”, 32 и 36 – тоже на одну
цифру “9”.
Последняя цифра повторяется через 4, т.е. в общем
виде число 34m+nзаканчивается той же цифрой,
что и 3n

  • 2004=4 х501=2000+4=4 х 500 +4.
  • 32004=34 х 500 +4оканчивается той же
    цифрой, что 34, т.е. на 1.

Ответ: на 1.

Задача 2

На какую цифру оканчивается число 32004+42005?

Решение:

  • 32004
оканчивается на 1 (первая задача).
  • 41=4
    42=16
    43=64
    44=256
    45=924
Если степень числа 4 – нечётное число,
то число оканчивается на “4”, если степень
чётная, на “6”. 2005 – нечётное число, значит 42005
оканчивается на “4”.
  • 32004+42005
оканчивается на “5” (1+4=5).

Задачи на делимость

Задача 1

Выяснить, делится ли на 3 число 1+2+22+23+24+…+22003+22004?

Решение:

Сгруппируем слагаемые:

Первое слагаемое делится на 3, второе нет,
значит, сумма не делится на 3.

Задача 2

Доказать, что разность 9999931999 – 7777771997
кратна 5.

Решение:

  1. Если оканчивается цифрой 3, то степени
    оканчиваются 3,9,7,1. Повторение через 4. в нашем
    случае 1999:4=499+3, 1999=4 х 499 +3. Значит число 9999931999
    оканчивается на ту же цифру, что число 33,
    т.е. на 7.
  2. Если число оканчивается на 7, то степень числа
    оканчивается на 7,9,3,1. повторение через 4.
  • 71=7
  • 72=49
  • 73=343
  • 74=2401
  • 75=16807
  • 1997:4=499+4

1997 = 4 х 499+1, значит 7777771997 оканчивается на
туже цифру, что и число 71, т.е. на 7.

3. Разность данных чисел оканчивается
на 0 (7–7=0), 0:5, следовательно разность кратна “5”.

Задачи для индивидуального решения

Задача 1

Что больше 10020 или 900010?

Решение:

  1. 10020=1002 х10=(1002)10=(100 х100)10=100010.
  2. 1000<9000 следовательно 1000010<900010
    следовательно 10020<900010.

Задача 2

Сравнить 12723 и 51318.

Решение:

  1. 127<128; 127<27; 12723<27 х23=2161.
  2. 512<513; 29<513; 29 х18<51318; 2162<51318.
  3. 12723<2161<2162<51318
    следовательно 12723<51318.

Задача 3

Какая цифра будет последней в записи
результата 95399999?

Решение:

  1. если число оканчивается на 3, то его степень
    оканчивается на 3, 9, 7, 1. Повторение через 4.
  2. 99999:4=24999 +(3 ост.).
    99999=4 х 24999 +3.
    Наше число имеет остаток такой же, что и 9533,
    т.е. число 7.

Задача 4

776776+777777+778778. Какой цифрой
оканчивается сумма и кратна ли она 5.

Решение:

  1. 776776 оканчивается 6 (см. пред.задачи).
  2. 777777 оканчивается 7. если число
    оканчивается на 7, то его степени оканчиваются на
    7,9,3,1, повторение через 4.
    777=4 х 194+1.
    Значит, 777777 имеет последней ту же цифру, что
    и 71, т.е. оканчивается на 7.
  1. 778778
  • 81=8
  • 82=64
  • 83=512
  • 84=4096
  • 85=32768 Степени оканчиваются на 8,4,2,6.
    Повторение через 4. 778778 оканчивается на ту
    же цифру что и 83, т.е. на 2. 778=4 х 194+3.
  1. Наша сумма оканчивается на 5 (6+7+2=15).

Задачи для заочной работы

Задача 1

Какой цифрой оканчивается число ((9999999)99)9
.

Решение:

  • 91=9
  • 92=81
  • 93=729 Если степень четная, то число
    оканчивается на 1, если степень нечетная, то на 9.
  1. 999 оканчивается на 9, т.к. 9 – нечетное число
  2. число 999 – нечетное, т.к. оканчивается на 9.
  3. ((99999)9 оканчивается на 9, т.е. оно
    нечётное.
  4. ((999999)99)9 оканчивается на 9, т.к.
    степень нечетная.

Задача 2

Что больше: 2700или5300? 2300или 3200.

Решение:

  1. 2700=(27)100=128100.
  2. 5300=(53)100=125100.
  3. 128>125 следовательно 128100>125100
    следовательно 2700>5300.

1. 2300=8100 3200=9100.
    8100<9100 следовательно 2300<3200.

Задача 3

Найти последнюю цифру числа 82006.

Решение:

  1. если число оканчивается на 8, то его степени
    оканчиваются на 8,4,2,6. Повторение через 4.
  2. а4т+п имеет последней ту же цифру, что
    число ап.
  3. 2006=501 х 4 +2.
  4. 82006=84 х 501+2, значит это число имеет ту
    же цифру, что и 82, т.е. оканчивается на 4.

Задача 4

Что больше
или

Найти несколько способов решения.

Решение:


Литература


  1. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по
    математике в 6–8 классах. М.: Просвещение, 1984.
  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая
    шкатулка. М.: Просвещение, 1984.
  3. Кордемский В.А. Ахадов А.А. Удивительный мир
    чисел. М.: Просвещение, 1986.
  4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. М.:
    Наука, 1978.
  5. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника
    алгебры. М.: Просвещение, 1990.
  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе.
    М.: Айрис-пресс, 2007.

Автор вопроса: Саша Чернец

Опубликовано: 02/04/2023

Как сравнить два числа с разными степенями и основаниями?

У нас есть 17 ответов на вопрос Как сравнить два числа с разными степенями и основаниями? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

  • Что значит выражение сравнить два числа?
  • Как складываются степени с одинаковыми основаниями?
  • Как сравнить два числа с разными степенями и основаниями? Ответы пользователей
  • Как сравнить два числа с разными степенями и основаниями? Видео-ответы

Отвечает Богдан Мельников

При сравнении чисел с разными основаниями и разными степенями, нужно привести и левую часть, и правую части или к одному основанию степени, или одному показателю степени.Feb 5, 2022

Что значит выражение сравнить два числа?

Сравнить два числа — это значит определить, равны они или нет, если нет, то определить, какое из них больше, а какое — меньше.

Как складываются степени с одинаковыми основаниями?

При умножении степеней с одинаковыми основаниями, основание мы оставляем без изменений, а показатели степеней складываем: am · an = a.

Отвечает Дмитрий Чернуха

… задача!… как сравнить числа с разными основаниями и разными степенями? … Числа 31 и 17 находятся рядом со степенями числа “2” (32=25, 16=24).

Отвечает Татьяна Гагарина

Сравнение степеней с одинаковым показателем степени и разными основаниями. … Если m и n такие числа, что m>n, то выполняются неравенства: Сравнение …

Отвечает Константин Габдуллин

Сравнение степеней с одинаковым показателем степени и разными основаниями. … Если a и b – положительные числа, то для любого не положительного m/n …

Отвечает Екатерина Савостенко

Сравнение степеней. Теорема 1. Из двух степеней с одинаковыми показателями и положительными основаниями … Пример. Какое число больше: 2300 или 3200 ?

Отвечает Вадим Лоза

m, n — показатели степени, любые натуральные числа. Свойство 2: частное степеней. Когда мы делим степени с одинаковыми основаниями, основание …

Отвечает Антон Яропольский

… то методы весьма различны, в зависимости от разницы степеней. … задача!… как сравнить числа с разными основаниями и разными степенями? ? например …

Отвечает Форвард Лемман

С помощью схемы сравнение степеней с равными основаниями можно изобразить так: Примеры. №1. Сравнить значения выражений: [1){left( {frac …

Отвечает Сергей Хамло

Сравнение степеней; Возведение в степень; Сравнение чисел с корнем … возьми для сравнения любые два простых числа, например, 6 и 4.

Отвечает Кришна Яковлев

После того как определена степень числа , логично поговорить про свойства … Возьмем степени с одинаковыми основаниями 2 и натуральными степенями 2 и 3 …

7 класс. Алгебра. Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями.

Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями. Что больше: 15 в 52 или 9 в 67? Подписывайтесь …

7 класс. Алгебра. Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями.

7 класс. Алгебра. Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями.

Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями. Что больше: 80 в степени 13 или 10 в степени 28?

7 класс. Алгебра. Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями.

7 класс. Алгебра. Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями.

7 класс. Алгебра. Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями. Что больше: 12 в 67 или 8 в 77?

7 класс. Алгебра.  Сравнение степеней с разными основаниями и разными показателями.

Сравнение иррациональных выражений n-й степени. Алгебра 10 класс. Математика. Образование.

Сравнение иррациональных выражений n-й степени. Алгебра 10 класс. Математика. Образование. Пример 1-2: Сравните …

Сравнение иррациональных выражений n-й степени. Алгебра 10 класс. Математика. Образование.

Сравнение степеней. Что больше: 31^11 или 17^14?

Как же сравнить такие числа? На помощь придут степени двойки.

Сравнение степеней. Что больше: 31^11 или 17^14?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Триггерные точки на бедре как найти
  • Как составить задаток при покупке гаража
  • Как найти диагональ прямоугольного параллелепипеда если известны
  • Как найти свою половину после 40
  • Как исправить свою материальное положение