Как найти стих по размеру

Как определить стихотворный размер

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд­ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…). 

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́нва́нва́нва́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Лекции о поэзии и прозе

Русская литература XX века

Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других

Как работает литература

Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей

Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу. 

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм. Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):

@ Arzamas

таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме

Вся русская литература XIX века в 230 карточках

От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого

Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице

От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории

Весь XIX век в одной таблице

От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории

Философия Просвещения в одной таблице

Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения

XX век: все главные стили живописи в одной таблице

Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма

Средневековая литература: главные книги в одной таблице

«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Кандидат игрушечных наук

Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано

Автор среди нас

Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени

Господин Малибасик

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Лекции

13 минут

1/5

Почему художественный текст действует на людей?

Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами

Читает Александр Жолковский

Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами

11 минут

2/5

Как автор создает свой мир?

Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми

Читает Александр Жолковский

Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми

11 минут

3/5

Когда форма становится содержанием?

Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл

Читает Александр Жолковский

Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл

13 минут

4/5

Как писатель может выразить всё одним словом?

Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)

Читает Александр Жолковский

Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)

14 минут

5/5

Зачем литература рассказывает о самой себе?

Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов

Читает Александр Жолковский

Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов

Стихотворный размер

Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Силлабо-тонические размеры

В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Условные обозначения

___/ — ударный слог

___  — безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

    __/__ — стопа Хорея

    Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
    на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,

    На хорей они летят

    __ __/ — стопа Ямба

    Ямб — ДВУсложный размер стиха, в котором
    первый слог безударный, второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры:

    __/__ __ — стопа Дактиля

    Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

    __ __/__ — стопа Амфибрахия

    Амфибрахий — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    второй слог ударный, остальные – безударные.

    __ __ __/ — стопа Анапеста

    Анапест — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия

    ТРЁХсложных размеров

    стихотворений нужно выучить
    слово ДАМА.

    ДАМА расшифровывается так:

    Д    Дактиль — ударение на первый слог,
    АМ  АМфибрахий — ударение на второй слог,
    А     Анапест — ударение ударение на третий слог.

    Чтобы запомнить ВСЕ стихотворные размеры нужно выучить ударения в пяти вариантах
    имени Иван:

    1. Ва́-ня — хорей (2 слога, первый-ударный)
    2. И-ва́н — ямб (2 слога, второй-ударный)
    3. Ва́-не-чка — дактиль (3 слога, первый-ударный)
    4. Ва-ню́-ша — амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
    5. И-о-а́нн — анапест (3 слога, третий-ударный)

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихо­творный размер

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;

__/ __   __/ __     __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__

Пример четырехстопного хорея:

Я прише́л к тебе́́ с приве́том

 __  __   __/   __    __/  __    __/ __ 

РАссказа́ть, что со́лнце вста́ло,

  __  __    __/   __     __/  __     __/ __ 

ЧтО оно́ горя́чим све́том

__  __ __/ __ __/  __  __/ __ 

ПО листа́м затрЕпета́ло.

__  __   __/   __   __ __ __/__ 

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;

__  __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;

   ___   ___   __/   ____   __/  ___   __/   _____   __/

НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,

___   ___   __/ ___ __/ __  __/   ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.

__ __ __/  _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__

Пример трехстопного хорея:

Ла́сточкИ пропа́ли,

__/    __   __   __  __/ __
А вчера́ заре́й

__/  __ __/ __ __/
Всё грачи́ лета́ли

  __/  __  __/ __ __/ __
Да, как се́ть, мелька́ли

 __/   __   __/          __    __/ __
Во́н над то́й горо́й.

__/    __   __/     __  __/

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

 __   __/  __ __/ __  __/     __      __/   __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,

__   __/  __    __/ __   __  __  __/ 

Он Уважа́ть себя́ заста́вил

__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И лу́чше вы́думАть не мо́г.

__ __/ __    __/ __   __  __  __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье

__ __/  __   __/ __  __  __  __/ __

ПерЕдо мно́й яви́лась ты́

__ __ __    __/ __  __/ __   __/ 

Как мИмоле́тноЕ виде́нье

   __   __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как ге́ний чи́стой крАсоты́

 __  __/ __    __/   __       __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,

__ __/ __ __  __    __/ __ __/  __   __/  __

Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…

 __   __/  __ __   __   __/    __    __    __   __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/ __ __/
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

 __ __/ __  __/     __    __/   __ __/   __    __/ 
Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/     __    __/ 
Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.

 __  __  __ __/    __  __/   __   __/      __  __/  

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/

Пример трехстопного дактиля:

Кто́ бы ни зва́л — не хочу́

__/     __    __  __/      __      __  __/  

На́  суетли́вую  не́жность

__/ __ __ __/ __ __ __/  __  
Я́ променя́ть безнаде́жность

__/  __  __ __/    __   __ __/  __  
И́, замыка́ясь, молчу́.

__/ __ __ __/   __    __  __/ 

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/   __  __

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…

__/   __    __   __/  __  __ __/  __     __    __/   __  __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный

__/  __   __ __/ __    ___  __/   __     __    __/  __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

__  __/   __  __  __/ __  __   __/  __

Не с го́р побежа́ли ручьи́

 __    __/     __   __  __/ __ __  __/   

Моро́з-воево́да дозо́ром

__ __/  __  __ __/ __ __ __/ __

Обхо́дит владе́нья свои́.

__  __/   __  __  __/   __  __  __/   

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример четырехстопного амфибрахия:

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

__ __/ __  __ __/ __       ___  __/  ___  __ __/

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

__ __/    __  __  __/   ___   __  __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях

 __     ___/    __    __     __/     ___   __   __/    ___ 

С споко́йною ва́жностью ли́ц,

   ___   ___/    __ __  __/   ___   __   __/  

С краси́вою си́лой в движе́ньях,

   ___  ___/ __ __ __/  ___     __   __/     __ 

С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.

    __   __/    __      ___     ___/     ___  __ __/  

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь шу́много ба́ла случа́йно,

     __     ___/      __  __  __/ __   __ __/   __

В трево́ге мирско́й суеты́,

       __  __/  __  __   __/      __ __ __/

Тебя́ я уви́дел, но та́йна,

__ __/ __ __ __/ __ __ __/     __

Твои́ покрыва́ла черты́.

__ __/ __    __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/ __

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

  __    __   __/    __   __    __/ __ __ __/

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

__ __ __/ __ __ __/              __   __  __/ __

И приве́тствую зво́ном щита́!

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Рокова́я  о  ги́бели  ве́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Поруга́ние  сча́стия  е́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,

__  __  __/  __   __   __/ __ __ __/ __
Одино́кая жи́знь не мила́,

__ __ __/ __ __ __/     __ __ __/
Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,

 __    __    __/  __   __   __/ __ __ __/ __
В каждый гво́здик души́стой сире́ни,

       __       __       __/  __   __   __/     __  __  __/ __
Распева́я, вполза́ет пчела́.

  __ __ __/ __   __   __/  __  __  __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

Во́все не сло́жные

__/   __   __  __/     __ __

/дактиль/

Разме́ры трёхсло́жные,

__   __/    __    __    __/   __  __

  /амфибрахий/

Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.

   __  __  __/  __  __  __/        __          __     __/      

/анапест/

Да́ктиль — он пе́рвый,

__/     __          __  __/    __      

/дактиль/

Второ́й — амфибра́хий,

    __   __/    __    __    __/   __  

/амфибрахий/

Ну а тре́тий уже анапе́ст!

__  __  __/  __  __ __/ __ __ __/   

/анапест/

(В.В. Онуфриев)

Дактиль

__/__ __

Амфи­брахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/

Стихотворные размеры

хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Смотреть: другие Примеры стихотворений

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

    б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.

    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

В русском стихосложении за последние век–полтора произошло много изменений. Это касается как формы, так и содержания. Затронули изменения и саму систему стихосложения. Силлабо-тонические основы пошатнулись. Дольники, тактовик, акцентный стих завоёвывают популярность. Но классические стихотворные размеры по-прежнему актуальны. Два двусложных (ямб и хорей) и три трёхсложных (дактиль, амфибрахий и анапест) используются чаще всего. Это сложно, так как в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов, а ударение непостоянно и подвижно. Поэтам приходится либо, изменяя размеру, добавлять стопы спондея, пиррихия, трибрахия и т.п., либо подстраиваться под размер, используя дополнительные ударения или инверсию.

Стопа

Все вы знаете свой размер обуви. То есть размер стопы. В стихах (стихотворных строчках) тоже есть свои стопы – повторяющиеся группы слогов. В силлабо-тонической системе учитывают ударные и безударные слоги. Ударные слоги в двусложной или трёхсложной стопе повторяются через определённое количество безударных.

Вот примеры стихотворных строчек, которые в реальной практике достаточно сложно встретить.

В двусложных словах первых двух строк ударение падает либо на первый слог (это хорей), либо на второй (это ямб)

Кровью брызжет солнца рана – ХОРЕЙ (–V/–V/–V/–V)

Стою в лесу пустом один – ЯМБ (V–/ V–/ V–/ V–)

В следующих строчках использованы трёхсложные слова: с ударением на первый слог (дактиль), на второй слог (амфибрахий), на третий слог (анапест).

Щёлкает пальцами озеро звонкое – ДАКТИЛЬ (–VV/–VV/–VV/–VV)

Руками, ногами цеплялся за жизнь – АМФИБРАХИЙ (V–V/V–V/V–V/V–)

Помогал выносить ураган – АНАПЕСТ (VV–/ VV–/ VV–)

Как уже говорилось выше, в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов и ударение подвижно, поэтому в стихах приходится иметь дело с более сложными случаями.

Нумеруем слоги

Для определения размера можно выполнить простую работу. Пронумеруйте слоги в нескольких строках (начиная с единицы). Например, вот так:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

123       45      6789

12 3      4 5     678

Между слогами нового слова сделайте пробел побольше, а ударный слог выделите.

Ударение падает на чётные слоги. Не на все, как мы видим: шестой слог безударный. Главное, что только на чётные. Это ямб. А ведь первое слово строчки трёхсложное, второе двусложное, а в третьем три или даже четыре слога. В последнем слове появляется второе, дополнительное ударение. Мы его почти не слышим, но оно всё-таки есть.

Вот ещё примеры ямба. Это, кстати, самый популярный размер в русских стихах.

Я помню чудное мгновенье… (1   2 3    4 56    78 9)

О доблестях, о подвигах, о славе… (1   2 34   5   678  9  1011

В пушкинской строке ударение падает не только на чётные, но и на первый, нечётный слог. А что делать? Куда девать многочисленные односложные слова? Вроде бы местоимение, не предлог или союз: ударение должно быть обязательно. Должно, есть, но слабое. Основное – на соседнем слове: «пОмню».

Пример из Блока вообще непростой, на первый взгляд. Однако стоит предлог «о» присоединить, как и положено, к последующему существительному, как размер легко определяется. Ударение только на чётных слогах. Это ямб.

Запомните!

Ямб – ударение только на чётных слогах

Хорей – ударение только на нечётных слогах

Ещё потренируемся?

Шёпот, робкое дыханье… (12     345    67 8)

У Фета, как мы видим, хорей. Как и у Пушкина:

Буря мглою небо кроет… (12   34   56   78)

Здесь совершенно очевидно. И слова двусложные. Но бывает и по-другому.

Тучки небесные, вечные странники… (12    3456  789     101112)

Как ныне сбирается вечный Олег … (1  23    4567    89    1011)

На заре ты её не буди… (1   24   56  7   89)

В строках Лермонтова, Пушкина и Фета ударения то на чётных, то на нечётных слогах. Можно, конечно, запомнить:

Дактиль – ударение на первом, четвёртом, седьмом, десятом слогах

Амфибрахий – ударение на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах

Анапест – ударение на третьем, шестом, девятом слогах

Но легко и ошибиться. Главное, что в трёхсложных размерах обязательно чередуются чётные и нечётные слоги с ударениями.

Итак, первое.

Нумеруем слоги, ставим ударения. Этим способом отличаем ямб, хорей и трёхсложные размеры друг от друга.

Как различать трёхсложные стопы?

Нумерацией мы можем отличить двусложные и трёхсложные размеры друг от друга. С трёхсложными сложнее. Одно радует: они встречаются не так часто.

Способ первый – подстановка.

Представьте себе, как выглядит стопа

– дактиля:

VV (ударный и два безударных)

– амфибрахия:

V–V (безударный, ударный, безударный)

– анапеста:

VV– (два безударных и ударный)

Чтобы запомнить, используйте свои приёмы. Мне, например, помогает сходство хорея и дактиля, ямба и амфибрахия. Анапест же похож на перевёрнутый дактиль.

Запомнив, как выглядит та или иная стопа, пробуйте подставлять её. Например, в строчки Лермонтова, Пушкина и Фета (см. выше).

Проверьте себя:

  1. Дактиль
  2. Амфибрахий
  3. Анапест

Запомните!

дактиль

–VV (ударный и два безударных)

амфибрахий

V–V (безударный, ударный, безударный)

анапест

VV– (два безударных и ударный)

Потренируемся?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

1 2 34     56   78  910111213

Ударение на чётных слогах – это ямб.

Выхожу один я на дорогу…

123   45    6    7   8910

А здесь на нечётных. Это хорей.

Славная осень! Морозные ночи…

123  45   6789    1011

У Некрасова чередуются нечётные и чётные ударные слоги. Это трёхсложный размер (довольно часто используемый Некрасовым). Представляем, как выглядит та или иная трёхсложная стопа. Сколько таких стоп в строке. Это дактиль. Он похож на хорей, только вместо одного безударного – два. В стихе три полных стопы и одна из двух слогов, укороченная:

–VV   /   –VV   /   –VV   /   –V

Тренируйтесь на известных и неизвестных стихотворениях. Если сомневайтесь, не стесняйтесь спрашивать у специалистов. Обращайтесь – вам помогут. До встречи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

                                              Стихотворные размеры

Цель  консультации: отработка навыков определения стихотворного размера.

Тип урока: повторение материала

Оборудование: ноутбук учителя, экран, проектор, медиапрезентация,

Ход занятия

1.Вступительное слово

Сегодня на консультации мы повторим  стихотворные размеры и поговорим, как их запомнить и определить размер стиха.

2.  Что такое стихотворный размер?

Размер стиха (метр, метрическая схема) — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

3. Что такое стопа, какой она бывает?

Стопа — это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа — это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает:

— двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный;

— трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ .

4. Какие существуют стихотворные размеры?

двусложные размеры

трехсложные размеры

ямб и хорей

дактиль, амфибрахий, анапест

хорей _/ _,  а ударение на первом слоге.

дактиль _/ _ _ ,

ямб _ _/ 

амфибрахий _ _/ _

анапест _ _ _/)

Всего 5 стихотворных размеров.

5. Как запомнить стихотворные размеры?

Слово «Ямб» начинается на букву»Я», а т.к. «я» — последняя буква алфавита, то и ударение падает на второй слог. Соответственно, в хорее на первый.

Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно слово ДАМА

 Д — дактиль, значит ударение на первый слог, 

АМ — амфибрахий на второй слог,

четвертая буква А — анапест, значит ударение на третий.

6. Давайте вспомним, как  определить размер стиха?

Чтобы определить размер стиха, нужно:

1. Подчеркнуть гласные буквы.

2. Произнести строку нараспев и расставить ударение.

3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.

Пример:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказа́ть, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

А. Фет

Определение стихотворного размера:

Я прише́л к тебе́ с приве́том,

Рассказа́ть, что со́лнце вста́ло,

Что оно́ горя́чим све́том

По листа́м затрепета́ло.

Ударение через 1 слог, значит стопа двусложная. Разобьем стих на стопы:

Я при|ше́л к те/бе́ с при/ве́том,

Расска/за́ть, что/со́лнце/ вста́ло,

Что о/но́ го/ря́чим/ све́том

По ли/ста́м за/трепе/та́ло.

В данном случае, в каждой стопе ударение падает либо на первый слог, либо вовсе отсутствует (такое тоже возможно)

Т.к. во всех стопах, где присутствует ударение, оно падает на первый слог, то стихотворный размер — хорей.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 Определите размер в следующих стихотворениях:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:   (дактиль _/ _ _  )

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.  (амфибрахий _ _/ _)

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.  (анапест _ _ _/)

ОПОРНАЯ СХЕМА

ХОРЕЙ

ЯМБ

ДАКТИЛЬ

АМФИБРАХИЙ

АНАНАС

ХОЛОД

ЯНВАРЬ

ДАШЕНЬКА

АПТЕКЕ

АНАНАС


ХОЛОД, крепкий, ЯНВАРЬ метет, ДАШЕНЬКА
В АПТЕКЕ АНАНАС берет АНАПЕСТ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти попутчика для поездки в египет
  • Как найти в гта 5 роллс ройс
  • Как найти массу если известно число молекул
  • Как найти соцсети человека по лицу
  • Как правильно составить бюджетную роспись