Как найти стилистическую окраску слова

Стилистическая окраска слова


Стилистическая окраска слова

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1138.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1138.

Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Но не однороден. Одни слова можно употребить в любой коммуникативной ситуации, в тексте любого стиля и назначения. Другие не предоставляют такой свободы использования. В нашей статье речь пойдет именно о таких словах – словах со стилистической окраской.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что называют стилистической окраской слова

Стилистическая окраска слова – это возможность его употребления в текстах разных стилей. У разных слов она может значительно различаться.

Например, слово “идти” стилистически нейтрально, а “ковылять” – нет. Оно ограничено разговорным стилем, к тому же негативно маркировано (то есть оно обидное или неприятное).

Стилистическая окраска некоторых слов указана в словаре; в остальных случаях надо полагаться на собственное языковое чутьё и опыт.

Функциональные стили речи

В русском языке выделяют несколько основных стилей, которые еще имеют внутри себя разновидности; существуют и “промежуточные” стили (например, научно-публицистический).

Разговорный стиль. Он по преимуществу устный (в противовес книжным стилям), хотя им вполне можно воспользоваться доя создания дружеского письма или записки. В нем много эмоциональных и оценочных слов; синтаксис упрощен; широко используются фразеологизмы, разговорные и просторечные слова, эллипсис (пропуск слов).

К книжным стилям относят научный, публицистический, официально – деловой и художественный.

Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов.

Официально-деловой – наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности.

Публицистический стиль – это стиль газет. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель – воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Текст художественного стиля ярок, образен, выразителен, богат средствами художественной выразительности: тропами, лексическими средствами выразительности, синтаксическими фигурами речи. Его цель – воздействовать на чувства и воображение читателя.

Многие стилисты рассматривают художественный стиль как особенный: он включает в себя тексты всех стилей.

Стилистически окрашенные слова

Это слова, которые тяготеют к какому-то определенному стилю.

Примеры стилистической окраски слов: слово “сбежать” (с урока) подходит для текста в разговорном стиле, но никак не в официальном. В докладной учитель напишет не “сбежал с урока”, а “не явился на урок”.

У каждого стиля есть свои “фирменные” слова.

У научного стиля это термины.

У публицистического – различные клише, то есть устойчивые элементы текстов, свойственные именно газетным статьям.

Привычку журналистов использовать слишком много клише в речи остроумно высмеял Карел Чапек в рассказе “Эксперимент профессора Роусса”.

Но больше всего стилистически маркированных слов все же в официально-деловом стиле. В документе они уместны и органичны, чего нельзя сказать об обычной речи. Если канцеляризмы (слова, свойственные официальному документу) переходят в обычную речь или, например, в текст публицистического стиля, это грубая стилистическая ошибка.

Стилистические ошибки

Стилистическими называют ошибки, состоящие в неуместном употреблении каких-либо стилистически окрашенных слов.

Например, неправильное употребление терминов. Сюда относится и излишнее увлечение терминами в тексте не научного, а любого другого стиля и, напротив, пренебрежение терминологией в научном тексте. Например, вместо “Мне в поликлинике сверлили зуб” в дружеской беседе неуместно прозвучит: “Мне санировали кариозную полость”.

Очень некрасива и смешна речь, насыщенная канцеляризмами. В любом стиле, кроме официально-делового, неуместны выражения “в ответ на вышеизложенное”, “по данному вопросу”, “довести до сведения” и др.

Если есть сомнения по поводу стилистической окраски текста, лучше обратиться к словарю.

Заключение

Что мы узнали?

Наряду с нейтральными словами существуют и стилистически окрашенные. Они тяготеют к одному из пяти стилей: разговорному, научному, публицистическому, художественному или официально-деловому. Неуместное употребление стилистически окрашенного слова – это стилистическая ошибка.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алевтина Уразбахтина

    8/10

  • Анна Сентякова

    10/10

  • Арина’ёмаё Мальцева

    8/10

  • Егор Куминов

    8/10

  • Евгений Самкнуло

    7/10

  • Лидия Струнова

    7/10

  • Светлана Мазяркина

    10/10

  • Violante Deego-Jose-Francisco-De-Paula-Ju

    10/10

  • Ксюша Лысова

    6/10

  • Юлия Малькова

    7/10

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1138.


А какая ваша оценка?

Стилистическая окраска слова зависит от речевой ситуации (РС), в которой это слово используется. Большая часть слов в языке являются общеупотребительными. 

Стилистически нейтральная лексика составляет основу речи (примеры: машина, везде, люди, нужный, учиться и т. д.). 

Также есть слова, строго закрепленные за определенным стилем, употребление их в другой РС неуместно (человечество, зубрить, классный, повсеместно, чувак и т. д.).

Виды стилистической окраски

В русском языке выделяется пять функциональных стилей, они сложились исторически и обладают своими стилевыми чертами.

Разговорному противопоставлены книжные стили речи. Вне стилевой принадлежности язык художественной литературы.

Разговорный стиль

Книжные стили

Язык художественной литературы

Используется в устной форме.

Цель: общение.

Характерна непринужденность, неподготовленность речи.

Используется разговорная лексика, просторечные слова, бранные выражения, находящиеся за пределами языковой нормы.

Научный стиль

Используется в научной речи (учебники, статьи, доклады и т. д.).

Цель: сообщение научных сведений.

Стилевые черты: точность, логичность, объективность.

Используется научная лексика, в том числе термины, специальные слова (профессионализмы).

Примеры: «катет», «эволюция», «аллитерация», «термодинамика».

Официально-деловой

Это язык деловых бумаг, законов.

Цель: информировать.

Точность, однозначность характерны для этого стиля речи.

Используются штампы (канцеляризмы), определенные формы написания документа.

Примеры: «довожу до сведения», «дееспособный», «предписание».

Публицистический

Язык СМИ, публичных выступлений.

Цель: убедить, призвать к чему-либо.

Призывность, эмоциональность свойственны публицистическому стилю.

Характерно использование высокой лексики, а также часто употребляются разговорные слова, окрашенные эмоционально.

Примеры: «гражданский долг», «выборы», «экологические проблемы», «плюрализм».

Для создания художественного образа может быть использован любой стиль речи.

Многие синонимы имеют стилевую закрепленность:

  • смотреть (нейтральное) — созерцать (книжн., высокое) — пялиться (простореч.);

  • рабочий (нейтр.) — труженик (книжн., высок.) — работяга (разг.);

  • вещи (нейтр.) — принадлежности (высок.) — пожитки (разг.).

Нейтральные слова являются самыми частотными, они являются главными в синонимических рядах. 

Некоторые слова носят оценочный характер: людишки, человечище, премудрый, пилить (в знач. ругать), простофиля и т. д. Эмоционально-оценочная лексика выражает отношение говорящего (пишущего) к тому, о чем он говорит.

Есть слова, лексическое значение которых уже заключает в себе оценку:

  • дока (о профессионале в своем деле);

  • тугодум (о медленно соображающем человеке);

  • очаровать (вызвать восхищение);

  • мямлить (говорить неуверенно, невнятно).

Стилистическая окраска слов

Переносное значение слова может иметь эмоционально-оценочное значение:

  • тяжелый (о неуживчивом характере);

  • лиса (о хитром человеке);

  • хлестать (о сильном дожде);

  • сладкий (о манерах);

  • свинья (о грязнуле);

  • хрюкать (о словах противника).

Отношение говорящего может быть выражено при помощи приставок и суффиксов с субъективной оценкой: родненький, вражина, предобрейший, собачонка, носочки, городишко.

Не допускается использовать слова с субъективной оценкой в научной и официально-деловой речи. 

Часто слово имеет экспрессивные синонимы:

смеяться (нейтр.) — хохотать (нейтр.) — ржать (прост.). 

В словарях указывается стилевая принадлежность слова. Так, в словаре С. И. Ожегова можно найти следующие стилистические пометы:

  • бран.: стерва (и презр.), хам;

  • книжн.: правосознание, притеснитель;

  • ласк.: лапушка, дьяволенок;

  • ирон.: мзда, хоромы, душка;

  • высок.: сеча, сеятель, миротворец, мученичество;

  • неодобр.: отсебятина, холуйство;

  • поэтич.: поле брани;

  • пренебр.: мямля;

  • разг.: двоечник, загордиться, прижимистый;

  • спец.: двудольный, сигнатура, гипербола;

  • презр.: отребье, мироед;

  • прост.: приставала, столовка, прижучить и др.

Использование в речи стилистически окрашенной лексики

Для современной речи свойственно взаимопроникновение стилистически окрашенной лексики. Но невозможно представить текст такого содержания:

«Голубчик Иван Петрович! Дали бы мне несколько дней отлежаться. Что-то я подустал. Люблю. Петров». 

Или:

«Я вынес порицание своему ребенку. Во избежание получения двойки он прогулял урок». 

Или:

«Пренебрежительное отношение к экологическим проблемам — головная боль всего человечества».

Как определить стилистическую окраску слова? Для этого лучше всего пользоваться специальными словарями.

Неуместное использование иностилевой лексики является грубейшей ошибкой!


В русском языке есть лексические единицы, которые можно употреблять в любых ситуациях. Но существуют и те, что предназначены для использования в определённых типах текстов и видах коммуникации. Случаи, в которых уместно употребление, зависят от стилистической окраски слов. Одни имеют позитивный оттенок, другие — негативный, третьи относятся к разговорным, а четвёртые считаются канцеляризмами.

Оглавление:

  • Суть понятия
  • Разновидности стилей речи
  • Коннотативное значение слов
  • Стилистические ошибки

Стилистическая окраска слова примеры

Суть понятия

К стилистически окрашенным словам относятся не все. Проще всего использовать нейтральные лексические единицы. Такой подход сводит вероятность речевых ошибок к минимуму, но есть ситуации, в которых он неприменим.

Если говорящий или пишущий используют слово в неподходящих обстоятельствах, они рискуют обидеть собеседника или адресата. К некоторым негативно окрашенным языковым единицам можно подобрать стилистически нейтральные синонимы. Возможна и обратная ситуация, когда человек хочет акцентировать внимание на недостатке или неподобающем поведении и с этой целью использует слова, имеющие отрицательный коннотат. Примеры:

  • «идти» — «ковылять»;
  • «говорить» — «болтать»;
  • «смотреть» — «зыркать»;
  • «высокий» — «длинный»;
  • «худой» — «костлявый»;
  • «подвижный» — «вертлявый».

 стилистическая окраска это

В каждом примере второй объект имеет негативную коннотацию. Языковые единицы, имеющие позитивную окраску, тоже существуют, но их меньше.

Примеры слов с положительным коннотативным значением:

  • белоснежный;
  • воодушевить;
  • непревзойдённый;
  • прекрасный;
  • замечательный.

В некоторых случаях для придания стилевой окраски используется метод словообразования.

К основе добавляется суффикс, например:

  • сыночек;
  • дочурка;
  • бабуля;
  • солнышко.

Чтобы проверить уместность употребления слова, можно заглянуть в словарь, но чаще говорящим и пишущим приходится полагаться на интуицию и опыт. Носителям языка в этом отношении проще, а для иностранцев существуют специальные справочники.

Разновидности стилей речи

Существует несколько функциональных стилей. Внутри некоторых есть разделение на подкатегории.

Что такое стилистическая окраска слова

Для отдельных стилей характерно объединение. К таким можно отнести научно-публицистический. Перечень функциональных стилей:

  • разговорный;
  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный.

Разговорный и научный

Каждому присущи признаки, позволяющие его идентифицировать. Разговорная стилистика отличается простым синтаксисом. Говорящий и пишущий могут пропускать или повторять существительные, прилагательные, глаголы, наречия, междометия и прочие части речи. Широко используются фразеологизмы, просторечные выражения, оценочные и эмоциональные конструкции. Область применения речевого стиля — дружеские беседы, записки, сообщения родным и близким в социальных сетях. Слова, допустимые к употреблению в разговорной стилистике:

  • заместо;
  • справный;
  • сжульничать;
  • нынче;
  • давеча.

Стилистически окрашенные слова

Отдельные группы составляют диалектизмы. Они характерны для отдельных краёв и областей. Диалектными бывают не только слова, но и выражения, представляющие собой общеупотребительные лексические единицы, использованные в непривычном значении или не с теми предлогами, с какими их принято употреблять. Примеры: «пойти по грибы», «скучать за кем-либо», «палец не подобьёшь» (тесно) и т. д.

Научный стиль входит в группу книжных. Его применяют при написании диссертаций, энциклопедий, учебников. Для этого направления характерны точность, конкретика, отсутствие недосказанности и средств художественной выразительности. Распознать такой текст можно по обилию терминов.

Официально-деловой, публицистический и художественный

Официально-деловой стиль близок к научному, но он более регламентированный. Область использования — всевозможные документы. Тексты составляются по шаблонам. Отступать от стандартов нежелательно, но в некоторых случаях допустимо. Термины присутствуют, но их значение должно быть понятно широкой аудитории.

Слова, часто встречающиеся в документах:

  • лицо;
  • явиться;
  • предоставить;
  • данные;
  • присутствовать.

Публицистический стиль применяется в журналистике. Он экспрессивен, энергичен. В тексте много тропов, эпитетов, метафор и других слов с яркой окраской, допускается использование фразеологизмов, риторических вопросов, обращений. Приемлемы инструменты, с помощью которых удаётся воздействовать на читателя. Средства выразительности подбираются с учётом цели текста. Примеры лексических единиц, уместных в газетных и журнальных публикациях:

Стилистически окрашенные слова это

  • мэр;
  • смертоносный;
  • начертать;
  • онлайн;
  • неотъемлемый;
  • снизить (напряжённость).

Художественный стиль содержит признаки всех остальных. Они присутствуют в разной степени, и не все сразу, а только те, что уместны в контексте. Примеры слов, допустимых к использованию в художественных произведениях:

  • побоище;
  • преподнести;
  • вопиять;
  • дюжий.

Коннотативное значение слов

Слова с коннотативным значением отличаются тем, что по ним можно определить уместность употребления в разных коммуникативных ситуациях. Пример — «сбежать». В разговорной речи, журналистской статье и художественном произведении это слово будет к месту. При составлении докладной нужно подобрать синоним или выражение, близкое по смыслу. Учитель не напишет «Иванов сбежал с урока». Правильнее будет выражение «Ученик самовольно покинул класс».

Стилистическая окраска слов

Для каждого стиля характерны определённые языковые единицы. В научных текстах это термины, в публицистических — устоявшиеся выражения, которые часто называют шаблонами или клише.

С использованием последних нужно быть осторожнее, иначе текст получится «сухим» и неинтересным.

В официально-деловом стиле применяются канцеляризмы. В документах без них не обойтись, но включать такие слова в обычную речь не стоит.

Стилистические ошибки

Ошибочным считается употребление слова не в том стиле, для которого оно предназначено. В статье, рассчитанной на обывателя, неуместно обилие терминов, значение которых известно лишь профессионалам. И наоборот, в научном тексте не допускается использовать просторечные слова и выражения, метафоры, эпитеты и иные средства художественной выразительности.

Разговорная речь, пестрящая канцеляризмами и терминами, воспринимается плохо. Так и научная публикация, содержащая фразеологизмы, разговорные обороты и подобные конструкции, вызовет у читателя усмешку.

Доверия к этому тексту не будет, а значит, он не выполнит свою задачу. Таким образом, все слова можно употреблять, но важно понимать, где они уместны. Если есть сомнения, лучше заглянуть в словарь.

Они относятся к разделу науки, которая занимается обучением дифференцированного использования языка в общении, а также предоставляет знания касаемо самого языка и соответствующих средств, необходимых для его использования. Она называется «стилистика», а ее предшественницей была риторика (концепция ораторского мастерства), которая занималась исключительно публичным стилем речи. Стилистика как наука охватывает все системы речевых средств. Это своего рода учение касаемо наиболее эффективных форм выражения мыслей и чувств.

Что такое стилистически окрашенные слова?

Они употребляются исключительно в конкретных стилях, в частности:

  1. Научная лексика. Она включает слова, которые употребляются в сфере образования, науки и техники (например, диапазон, лазер и т. д.).
  2. Политическая лексика. Сюда относятся слова, используемые в общественной, политической области (кандидат, диссертация, Дума и т. п.).
  3. Разговорная лексика. Она представлена словами, которые применяют в основном в бытовом общении, в устной форме (велик, фотки, инет и т. д.). В рамках художественных произведений она употребляется для характеристики основных персонажей.

Подытожив вышеизложенное, можно сформулировать, что такое стилистически окрашенные слова. Это слова, которые имеют добавочное значение, точнее, они называют предмет и передают его соответствующую оценку (пренебрежение, одобрение, иронию и т. п.), а также определенные эмоции по отношению к нему.

что такое стилистически окрашенные слова

Разновидность стилистической окраски

Она представлена двумя компонентами:

1. Функционально-целевая стилистическая окраска (окрашенность отдельно взятых единиц языка), которая, в свою очередь, подразделяется на три основных типа:

  • разговорная;
  • книжная;
  • нейтральная.

Первыми двумя типами могут выступать:

— грамматические формы (например, договоры (нейтральная) – договора (разговорная);

— слова (например, место (нейтральная) – местонахождение (книжная);

— фразеологизмы (например, протянуть ноги (разговорная) — почить вечным сном (книжная);

— предложения (например, по причине нелетных погодных условий вылет задерживается (нейтральная) – из-за тумана я не улетел (разговорная).

2. Экспрессивно-оценочная стилистическая окраска (нет привязки к конкретному стилю, содержится в самом слове) включает три типа:

  • сниженная;
  • повышенная;
  • нейтральная.

Пример: жизнь (нейтральная) – житуха (сниженная) – житие (повышенная).

стилистическая окраска

Нейтральные и стилистически окрашенные слова

Словарный запас в литературном языке принято подразделять на два основных компонента: стилистически окрашенная и нейтральная лексика.

Нейтральная лексика – слова, не привязанные ни к одному из существующих стилей речи, то есть их можно употреблять в любой системе речевых средств, потому что они экспрессивно и эмоционально не окрашены. Однако у этих слов есть стилистические синонимы (разговорные, книжные, просторечные).

Согласно теории М. В. Ломоносова («Трех штилей»), все остальные слова относятся либо к высокой системе речевых средств (например, почивать, отчизна и т. д.), либо к низкой (например, намедни, брюхо и т. п.).

В связи с этим бывает лексика разговорная (сивый мерин, цыц и т. д.) и книжная, которая, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

  • официально-деловая (контрагенты, протокол и т. д.);
  • лексика художественной литературы (очи, пурпурный и т. п.);
  • научная (катет, тезис и т. д.);
  • публицистическая (труженики полей, почин и т. п.).

    нейтральные и стилистически окрашенные слова

Направления лингвистической стилистики

Их два, в частности:

  • стилистика языка;
  • стилистика речи (функциональная стилистика).

Первое направление изучает стилистические средства лексики, грамматики и фразеологии, а также стилистическую структуру языка.

Второе – разные виды речи и их обусловленность разнообразными целями высказывания.

Лингвистическая стилистика должна содержать принцип последовательности и функциональности и отражать взаимосвязь различных видов речи с целью высказывания, его тематикой, условиями общения, авторским отношением и адресатом речи.

Ее важнейшей категорией выступают функциональные стили (разновидности литературного языка, которые обслуживают всевозможные стороны общественной жизни).

Стили – это различные комбинации применения языка в процессе общения. Каждая система речевых средств характеризуется своеобразием применяемых языковых средств, а также их неповторимым сочетанием между собой.

Таким образом, стоит сформулировать определение, что же такое лингвистическая стилистика. Это, прежде всего, раздел языкознания, который изучает различные стили (языка, речи, жанра и др.). Также предметом ее исследования являются эмоциональные, экспрессивные и оценочные свойства языковых единиц как в парадигматическом плане (в рамках системы языка), так и в синтагматическом аспекте (в различных сферах общения).

лингвистическая стилистика

Структура рассматриваемого раздела языкознания

Стилистика современного русского языка состоит из трех основных частей:

1. Стилистика текста, которая изучает его внутреннюю структуру и неразрывность взаимосвязи неязыкового содержания (цель, тема и т. д.) с языковым выражением.

Для данного раздела важно именно построение текста, взаимодействие его структурных элементов, взаимосвязь его формы и содержания, влияние коммуникативных намерений автора и адресата, а также воздействие основополагающих факторов. В общем, существенную роль играет степень раскрытия конкретной коммуникативной задачи.

2. Функциональная стилистика ориентирована на изучение существующих способов употребления языка в рамках конкретных сфер человеческой деятельности (административно-правовая, научная, общественно-политическая и так далее).

3. Стилистика ресурсов (практическая стилистика) занимается исследованием языковых средств с позиции их стилистической окраски (эмоционально-экспрессивной и функционально-стилевой). Здесь анализируются моменты касаемо использования единицы языка в качестве средств, способствующих выражению конкретных мыслей, эмоций, а также передачи информации.

Иными словами, стилистика современного русского языка, как и культура речи, и риторика, изучает вопросы, относящиеся к степени использования и функционирования языка и его средств в рамках речевой коммуникации. Ее интересуют проблемы касаемо разнообразия и выразительности речи.

Таким образом, расшифровав все разделы стилистики, можно сформулировать ее определение. Согласно стилистическому энциклопедическому словарю русского языка, она представляет собой раздел языкознания, в котором изучаются возможности языка, его выразительные средства и закономерности функционирования в разнообразных областях человеческой деятельности.

стилистика современного русского языка

Содержание практической стилистики

Во-первых, сюда входят общие сведения касаемо языковых стилей. Во-вторых, практическая стилистика включает оценку экспрессивно-эмоциональной окраски существующих средств языка. В-третьих, данный раздел содержит синонимию языковых средств.

Центрально место отведено последнему, так как:

  • в языке чаще всего отсутствуют абсолютные синонимы;
  • синонимичные вариации должны всегда соответствовать литературной норме;
  • разрешено сопоставление синонимов как при условии их существования в одно время, так и при условии их эволюции.

Также важно в рамках практической стилистики использование грамматических и лексических средств языка.

практическая стилистика

История эволюции стилистики

Как уже упоминалось ранее, предшественницами современной формы стилистики были средневековая и античная поэтика и риторика. Первая воспринималась в качестве науки о поэзии, а вторая – науки об ораторском искусстве, центральное место в которой занимало учение относительно словестного выражения, основанного на отборе определенных слов, их словосочетаний и фигур речи.

В рамках русской стилистики значительная роль отводится теории стилей первого русского учёного-естествоиспытателя М. В. Ломоносова.

основы стилистики

Сам термин возник в начале XIX в. преимущественно в произведениях немецких романтиков, а уже в середине того же столетия предпринимаются попытки научного обоснования стилистики («Философия стиля» Герберта Спенсера (1852) и Хеймана Штейнталя (1866).

Основы стилистики были заложены в трудах А. А. Потебни и А Н. Веселовского («Из истории эпитета»).

В более узком смысле (как аранжировка элементов языка в речи в границах от морфемы до целого предложения) данный раздел языкознания применила американская дескриптивная лингвистика (40-50-е гг. XX в.).

В более широком значении стилистика понималась современной английской лингвистикой текста. При этом такие сопряженные понятия, как вариативность, свобода выбора форм и приемов автором текста или говорящим были сильно ущемлены, поэтому она отождествлялась больше с грамматикой (текстовая стилистика).

В качестве учения о сопоставлении текста с внетекстовыми подсистемами языка («кодовыми», общеязыковыми и т. д.) стилистика была разработана представителями пражской лингвистической школы исторически гораздо ранее (30-40-е гг. XX в.). Здесь в целом речевой акт (устный либо письменный) понимается как результат выбора самим говорящим конкретных языковых форм среди заранее предоставленных языком возможностей (грамматических, синтаксических, фонетических, лексических). А также в качестве их комбинации в рамках речевого акта, конечно, в зависимости от его «функции».

Основу такого рода интерпретации стилистики составило понятие «функционального» («коммуникативного») стиля речи. Это вошло в концепцию Шарля Балли: в языке сконцентрированы множественные синонимические формы вместе с их рядами, одним из которых является «нейтральный фон», а остальные отличаются разной степенью дополнительной окраски – стилистической.

Критерии стилистической оценки лексики

Важнейшими выступают два из них, в частности:

  1. Наличие либо отсутствие принадлежности слова к конкретному функциональному стилю русского языка.
  2. Присутствие эмоциональной окраски слова (экспрессивные возможности единицы языка).

Понятие стилистической коннотации

Стилистическое значение слова – это свойство содержания либо звуковой формы языковой единицы, которое ограничивает ее употребление конкретным стилем. Есть и другое название – коннотация (сопутствующее значение).

Очень часто бывают моменты, когда достаточно трудно разграничить стилистическое и лексическое значение единицы языка. К примеру, такие слова, как лоб, щеки и губы выступают анатомическими понятиями (часть черепа, участки лица, кожно-мышечные складки), а соответствующие церковнославянизмы (чело, ланиты и уста) – «вместилище мысли», «источник речей премудрых».

Итак, можно говорить, что здесь коннотация сливается с лексическим значением слова. Однако семантические различия стилистических вариантов могут быть минимальными (например, брег – берег, хлад – холод и т. д.). В связи с этим можно выделить такую черту стилистического значения, как самостоятельность.

Компоненты коннотации

Их три:

  1. Функционально-стилевой. Он определяет принадлежность единицы языка к конкретному стилю.
  2. Эмоционально-оценочный. Данный компонент устанавливает отношение говорящего к объекту речи.
  3. Экспрессивный (выразительный). Он выказывает стремление говорящего, так сказать, «украсить» речь. Обобщенно экспрессивность можно понимать в качестве актуализации внутренней формы слова (связи между значением и звучанием).

Стилистические функции единиц языка

Их достаточно много, однако принято выделять следующие:

  • базовые:

— коммуникативная функция (процесс общения);

— когнитивная (мыслительный процесс).

  • первичные;
  • производные (частичные).

Стилистические функции слов (общие для языка) подразделяются на три группы:

  • номинативная (обозначение явлений и предметов внеязыковой действительности);
  • эмоциональная (выражение отношения говорящего к объекту речи);
  • конативная (ориентация относительно собеседника).

Базовые функции, как правило, относят к общеязыковым, которые проявляются в рамках любых высказываний (без привязки к стилистической принадлежности).

Речевые штампы и канцеляризмы

Что такое стилистически окрашенные слова, было рассмотрено ранее, теперь стоит разобраться с ошибками, которые вызваны их неоправданным употреблением. Особое внимание уделяется таким языковым единицам, которые связаны с официально-деловым стилем.

Его элементы, включенные в стилистически неприемлемый для них контекст, принято называть канцеляризмами («Русский язык 10 класс»). Стоит запомнить, что данным термином именуются речевые средства исключительно в тех случаях, когда они используются в речи, которая не связана нормами данного стиля.

К фразеологическим и лексическим канцеляризмам принято относить слова (словосочетания), имеющие преимущественно типичную для данной системы речевых средств окраску (например, за неимением, при наличии, изымать и т. п.). Их употребление в рамках данного стиля делает речь стилистически невыразительной.

Стоит еще раз напомнить, что такое стилистически окрашенные слова – языковые единицы, имеющие добавочное значение.

Влияние официально-делового стиля выражено также использованием речевых штампов (слова, получившие весьма широкое распространение, и выражения, имеющие стертую семантику и потускневшую эмоциональную окраску). Например, в рамках самых разных контекстов часто употребляется выражение «получить прописку» («Мяч, который влетает в ворота, получает прописку в таблицах», «Афродита стала постоянным экспонатом коллекции музея, тем самым она получила прописку в нашем городе»).

Штампом также может стать любое часто повторяемое средство речи, к примеру шаблонные метафоры (определения, утратившие свою образную силу вследствие постоянного их использования в разговоре). Однако в рамках практической стилистики данный термин получил более узкую интерпретацию: это стереотипные выражения, обладающие канцелярской окраской («Русский язык 10 класс»).

Универсальные слова, употребляемые в неопределенных значениях, тоже могут выступать в качестве речевых штампов (например, ряд, вопрос, разворачивать, определенный, мероприятие, проводить, отдельный и так далее).

От них следует отличать так называемые языковые стандарты (средства выражения, воспроизводимые в речи, которые используются в публицистическом стиле).

К ним относятся сочетания, имеющие устойчивый характер (служба занятости, работники бюджетной сферы, международная гуманитарная помощь и т. д.). Они широко употребляются журналистами ввиду того, что невозможно постоянно изобретать принципиально новые средства выражения.

Одним
из центральных понятий стилистики
является понятие стилистической окраски.

Стилистическая
окраска (стилистическая коннотация)

определяется как дополнительные по
отношению к предметно-логическому и
грамматическому значению языковой
единицы ее экспрессивно-эмоционально-оценочные
и функциональные свойства (компоненты
значений), которые ограничивают
возможности употребления этой единицы
определенными сферами и условиями
общения.

Выделяется
два вида стилистической окраски:
эмоционально-экспрессивно-оценочная
и функционально-стилевая.

Наиболее
наглядно эти виды стилистической
окрашенности представлены на лексическом
уровне.

Стилистическая
окраска слова входит в состав его
семантической структуры и участвует в
формировании его стилистического
значения
.
Стилистическое значение сопутствует
основному (предметно-понятийному)
значению слова. Стилистическим значением
может обладать изолированная языковая
единица безотносительно к ее
контекстуальному окружению.

Эмоционально-экспрессивно-оценочная
и функционально-стилевая окраски –
разные стороны одного явления. Слова,
обладающие определенной функционально-стилевой
окраской, могут быть лишены
эмоционально-экспрессивно-оценочной
окраски, и наоборот. Например: слова
одновалентный,
вольтметр, вакуоля

имеют функционально-стилевую окраску
(научные термины), но лишены
эмоционально-экспрессивно-оценочной
окраски; слова консерватор,
идеал, элегантный

являются нейтральными или общекнижными
с точки зрения функционально-стилевой
прикрепленности, но обладают
эмоционально-экспрессивно-оценочной
окраской. Ср.: зеленый,
ходить, рука

– нейтральная в функционально-стилевом
и эмоционально-экспрессивно-оценочном
плане лексика; драндулет,
губошлеп, забулдыга

– слова, используемые преимущественно
в разговорно-бытовом общении, обладают
эмоционально-экспрессивно-оценочной
окраской. Приведенные примеры показывают,
что соотношение между двумя видами
окрасок может быть разным.

Эмоционально-экспрессивно-оценочная
окраска

включает в свой состав компоненты
оценки, эмоции и интенсивности проявления
признака.

Определение
этого вида стилистической окраски
основано на сущности и соотношении
таких понятий, как эмоциональность,
оценочность, экспрессивность.

Эмоциональность
связана с выражением душевных переживаний
говорящего. На уровне высказывания она
создается разными средствами (например,
интонацией, порядком слов, а также
отдельными словами, которые можно
назвать эмоциональными, например,
междометиями, частицами: Батюшки!
Смотри-ка, что делается!
).
Эмоциональность мы находим в словах,
которые не только называют понятия, но
и отражают отношение к ним говорящего.
Ср.: береза
(стилистически нейтральное слово,
называющее понятие) – березонька
(эмоционально окрашенное слово, называющее
понятие и выражающее положительную
оценку предмета). Выбор эмоционально
окрашенной лексики зависит от отношения
говорящего к тому, о чем он говорит.
Например: –
Я не могу относиться серьезно к тому,
что говорит этот белобрысый юнец, –
сказал один. – И напрасно,– возразил
другой, – доводы этого белокурого
юноши весьма убедительны.

Эмоциональная
окраска может выразить положительную
или отрицательную оценку называемого
понятия, поэтому эмоциональную лексику
называют эмоционально-оценочной.

Оценочность
как языковая категория – это выражение
в речи отношения, вызванного сложившимся
мнением о предмете высказывания.

Понятия
эмоциональности и оценочности не
тождественны, но тесно связаны. Например:
правдивый,
лживый, хороший, плохой, грубость,
вежливость

– в этих словах эмоциональная окраска
отсутствует, но присутствует оценка
(не эмоциональная, а интеллектуальная),
составляющая номинативное содержание
слов. Ср.: Ой!
Смотрите-ка!

– эмоциональные слова-высказывания не
содержат оценку; болтун,
трепач

– для этих слов характерна и эмоциональность,
и оценочность.

Особенность
эмоционально-оценочной лексики
заключается в «наложении» эмоциональной
окраски на лексическое значение слова,
осложнении номинативной функции слова
оценочностью, отношением говорящего к
называемому явлению.

В
составе эмоционально-оценочной лексики
выделяется три разновидности:

1)
слова с ярким оценочным значением (как
правило, однозначные). Например:
разгильдяй,
подхалим, допотопный, напакостить
;

2)
многозначные слова (обычно нейтральные
в основном значении), получающие яркую
эмоционально-оценочную окраску при
метафорическом употреблении. Например:
змея,
ворона, дуб, лопух

(о человеке);

3)
слова с суффиксами субъективной оценки.
Например: голубушка,
детина, старикашка.

Экспрессивность
– это выразительность слова. Лексическое
значение слова может осложняться или
не осложняться экспрессией. Ср.: хороший
(нейтральное с точки зрения экспрессии
слово) – восхитительный,
превосходный

(экспрессивные слова). Экспрессия
отличает торжественные (незабвенный,
свершения
),
поэтические (лелеять,
грезы, лазурный
),
шутливые (благоверный),
иронические (донжуан,
лобачевский
),
пренебрежительные (малевать,
писака
),
грубые (заткнись,
мерзавец
),
бранные (дурак,
хам
),
фамильярные (растянуться,
орать
)
слова. Очевидно, что экспрессивная
окраска наслаивается на эмоционально-оценочную,
при этом у одних слов преобладает
экспрессия, у других – эмоциональность,
что делает разграничение эмоциональной
и экспрессивной лексики практически
невозможным.

Функционально-стилевая
окраска

– это один из видов стилистической
окраски языковой единицы, указывающий
на ее закрепленность за определенным
функциональным стилем.

Слова,
формы или конструкции приобретают
функционально-стилевую окраску в
процессе их применения в различных
сферах общественной деятельности.

В
современном русском языке выделяются
книжные стили (научный, официально-деловой,
публицистический, стиль художественной
речи) и разговорный стиль. Эти стили
тяготеют к разным сферам общественной
деятельности.

У
говорящих формируется представление
как о всей системе литературного языка
в целом, так и о преимущественной сфере
функционирования той или иной языковой
единицы. Иными словами, языковая единица
воспринимается либо как закрепленная
за тем или иным стилем, либо как уместная
в любом стиле, т.е. общеупотребительная.
Например, атрибутивный,
литота, монокультура

– слова-термины, связанные с научным
стилем; надлежащий,
нижеследующий, предписать

– канцелярские слова официально-делового
стиля; ознаменовать,
избирательная кампания, конгресс

– слова, связанные с политической
тематикой, относящиеся к публицистическому
стилю.

Функционально-стилевое
расслоение лексики выглядит так:

    1. Лексика
      общеупотребительная (не закрепленная
      в функционально-стилевом отношении).

    2. Лексика,
      закрепленная в функционально-стилевом
      отношении:

а)
книжная;

б)
разговорная.

В
известной мере примыкает к разговорной
просторечная лексика. Просторечными
называются слова, не входящие в норму
литературного языка, характеризующиеся
оттенками упрощения, сниженности,
грубоватости. Например: башка,
дрыхнуть, пузо, отродясь, давеча
.

Примеры
слов-синонимов, имеющих разную
функционально-стилевую окраску: есть
(нейтр.) – вкушать
(кн.) – жрать
(разг.); умереть
(нейтр.)
скончаться
(кн.) – сыграть
в ящик

(разг.).

Обычно
стилистические окраски (коннотации) и
средства, их несущие, выделяются на фоне
нейтральных. Стилистически
нейтральными

называются такие языковые единицы,
которые могут использоваться в различных
сферах и условиях общения, не привнося
в высказывание какого-то особого
стилистического признака. Например,
такие общеупотребительные слова, как
человек,
говорить, красный

являются стилистически нейтральными.
В аспекте системы языка (во внеконтекстуальном
аспекте) они представляют стилистически
нулевой уровень.

В
контексте, в живом употреблении
стилистически нейтральные языковые
единицы способны приобретать стилистические
окраски. Например: Опять
спорят! Вот будет кино!

(нейтральное с точки зрения языковой
системы слово кино
приобретает в контексте высказывания
экспрессивную коннотацию).

Стилистически
окрашенные языковые средства

обычно разделяются на две большие группы
в соответствии с характером окраски:

  1. функционально
    окрашенные (функционально-стилевая
    окраска);

  2. экспрессивно
    окрашенные (эмоционально-экспрессивно-оценочная
    окраска).

Вопрос
о стилистических средствах и, следовательно,
о стилистических ресурсах языка теснейшим
образом связан с проблемой синонимии.

Тождественные
(или близкие) по своему основному значению
языковые единицы, различающиеся
стилистическими показателями, образуют
стилистическую
парадигму
.
Таким образом, членами стилистической
парадигмы являются стилистические
синонимы.

Лексико-стилистическая
парадигма состоит из трех основных
позиций: стилистически повышенной,
стилистически нейтральной, стилистически
сниженной. Нередко стилистическая
парадигма оказывается не только полной,
но и избыточной, т.е. на одну и ту же
позицию приходится несколько членов.
Например: взрастить
(высок.) – вырастить
(нейтр.) – поднять,
вскормить, вспоить

(разг.); вещать
(высок.). – изрекать
(кн. уст. или разг. ирон.) – говорить
(нейтр.) – сообщать
(нейтр.) – толковать
(разг.).

Стилистическая
парадигматика не ограничивается
лексикой: она охватывает и словообразование
(формализм
– формалистика
),
и морфологию (сто
граммов – сто грамм
),
и синтаксис (Если
бы я пришел раньше… – Приди я раньше…
),
и фонетику ([што]
– [че]).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нормальных квартирантов
  • Как найти плотность зная только вес тела
  • Как найти эквивалентное сопротивление амперметров
  • Как найти эпл пей на айфон
  • 800b0101 ошибка обновления windows 7 как исправить