Как найти строфы в стихотворении примеры

Что такое строфа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».

Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Строфа

Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.

Строфа — это…

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Примеры строф

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, —
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…»

Виды строф в мировой поэзии

Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:

  1. Античная строфика:
    1. по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
  2. Европейская строфика:
    1. по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
  3. Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.

Три типа строфики не существуют изолировано.

К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

Онегинская строфа

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Заключение

Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.

Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.

Поэзия является крайне интересным искусством, зародившимся еще в древней Греции. Именно там мыслители и ученые отдавали дань выверенному, даже по математическим правилам, рифмованному слову. Тогда и зародились правила стихосложения, и вместе с ними появилась строфика – наука о стихотворных строфах и законах их построения. Что такое строфа в стихотворении? Разберемся по порядку….

Определение понятия

ПоэзияСамо слово по-гречески означает «поворот» или «кружение», что совершенно естественно, ведь каждая такая конструкция как бы «закругляет» поэтическую мысль.

В стихосложении так называют сочетание стихотворных строчек, придающее повествованию смысл, ритм и единство синтаксиса.

Возникает вопрос: строфа – сколько же это строк? Это некоторое количество стихотворных строк, от 2 до 14 в зависимости от типа строфического построения.

Поэтому вопросы типа: «3 или 4 строфы – это сколько строк?» считаются некорректными, так как количество стихов или строк в разных строфических конструкциях неодинаково.

Виды строф

Дистих

Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.

Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.

Это интересно! Краткий анализ стихотворения Парус Лермонтова

Терцет

3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.

Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».

Катрен

ПоэзияСамой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.

По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.

Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.

Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д. Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.

Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

Смешение видов: стансы и сонет

Данный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом.

Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой.

ПоэзияЧаще всего в стансах присутствует перекрестная рифма. Стансы могут состоять из нескольких строф, и каждое четверостишие будет обладать гибкой системой синтаксиса и смысловой законченностью.

А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я».

Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета.

Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики.

Сколько строк насчитывает сонет? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным.

Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы.

Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту».

Отдельный вид строфики: онегинская

Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах «Евгений Онегин». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна:

  • первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
  • далее возникает новая рифма между 5 и 6 строками, потом седьмая и восьмая идут в рифму,
  • далее идет рифма 9 и 12, а между ними рифмуется 10 и 11,
  • завершается все это рифмовкой 13 и 14 стиха.

Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.

Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Как делятся строфические композиции?

Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными.

В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой.

Строфические повторы

Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.

Это интересно! Краткий анализ стихотворения Узник Пушкина: история создания и главная идея

Многообразие строф в мировой поэзии

ПоэзияКроме многогранной русской поэзии существует еще огромное количество уникальных видов, кочующих по стихотворениям всего мира.

Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо.

Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзия, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку.

А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм:

  • рондо,
  • шекспировский сонет,
  • октаву,
  • триолет,
  • терцину,
  • септиму,
  • нону.

Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять».

«Романс» строфической науки: александрийский стих

Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина.

Что такое строфа в стихотворении

Изучаем теорию поэзии строфы, рифмы

Вывод

Таким образом, ответ на вопрос: «Как определить количество строф в стихотворении?» становится чрезвычайно актуальным для тех, кто собирается анализировать стихотворения. Для подробного рассмотрения поэтических произведений пригодятся такие определения, как строфика – это наука о правилах построения строфической системы, стих, строчка и конечно же, видовое разнообразие, чтобы верно определить стихотворный размер и понять, почему стихотворение построено автором именно так.

Это интересно! Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор

Текст: Ольга Лапенкова

Чтобы стихотворение читалось легко и понятно, поэту мало подобрать соответствующий содержанию размер: ещё ему нужно грамотно разделить текст на строфы (двустишия, четверостишия, октавы и т. д.) Пустая строка после строфы позволяет читателю ненадолго — буквально на пару секунд, но и это немало! — перевести дыхание и осмыслить прочитанное. И, соответственно, подойти к знакомству со следующей строфой с новыми силами.

Итак, строфа — это небольшой (обычно от двух до четырнадцати строк) «участок» лирического произведения, которой отделён от другой строфы пустой строкой.

Разбивка объёмного стихотворения на несколько строф — вещь не обязательная: никто не может отговорить поэта, если он того захочет, писать сплошным текстом. Но тогда автору придётся найти другой способ «отре́зать» одну часть работы от другой. Например, с помощью знаков препинания. Так, у А. А. Фета читаем:

  • О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
  • Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,
  • Перстам послушную волос густую прядь
  • Из мыслей изгонять и снова призывать;
  • Дыша порывисто, один, никем не зримый,
  • Досады и стыда румянами палимый,
  • Искать хотя одной загадочной черты
  • В словах, которые произносила ты;
  • Шептать и поправлять былые выраженья
  • Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
  • И в опьянении, наперекор уму,
  • Заветным именем будить ночную тьму.

Содержание стихотворения довольно простое: лирический герой мучится бессонницей, скучая по любимой и мечтая, чтобы она вновь оказалась рядом, хотя и понимает, что это невозможно. Какое-то время назад влюблённые часто виделись, но затем барышня, очевидно, предпочла другого ухажёра. Потому-то её слова в воспоминаниях героя и превратились в неразличимый «коварный лепет».

Текст с таким посылом, и правда, можно не дробить на отдельные строфы. Однако стоит отметить, что каждая четвёртая строка у Фета заканчивается точкой с запятой. Этот знак препинания также создаёт небольшую паузу — и неважно, читаем мы про себя или вслух.

Так или иначе, большинство стихотворений классических авторов всё-таки делятся на строфы. Но не всегда это привычные четверостишия. Рассказываем, какие творческие решения в этой области существуют — и почему их так много.

Четверостишие

Четверостишие — это наиболее часто встречающийся вид строфы: он оптимален и для автора, и для читателя. Поэту удобно делить лирические произведения на короткие участки, особенно если в стихотворении используется перекрёстная или кольцевая рифмовка. Читатель, в свою очередь, не устаёт следить за ходом мысли и не сбивается с ритма.

И всё-таки деление текста на четверостишия — не простая формальность. При внимательном рассмотрении оказывается, что смысл несколько отличается от одной строфы к другой. Вспомним программное стихотворение Ф. И. Тютчева:

ПОЛДЕНЬ

  • Лениво дышит полдень мглистый;
  • Лениво катится река;
  • И в тверди пламенной и чистой
  • Лениво тают облака.
  • И всю природу, как туман,
  • Дремота жаркая объемлет;
  • И сам теперь великий Пан
  • В пещере нимф покойно дремлет.

Казалось бы, и в первом, и во втором четверостишии мы видим одно и то же: картину дремлющей, бесстрастной, словно навеки застывшей природы. Однако в первой строфе эта картина не «привязана» к культурно-историческому контексту, а во второй лирический герой вспоминает о древнегреческом божестве Пане. Пан, в свою очередь, — одно из самых шумных, весёлых и задиристых античных божеств: этот мужичок, похожий на козла, целыми днями только и делает, что бегает за нимфами, добиваясь их любви. Если уж такой персонаж «покойно дремлет», значит, денёк и правда выдался аномально жаркий…

Благодаря выбору «разговорного» размера — четырёхстопного ямба — и делению произведения на два четверостишия Ф. И. Тютчев добивается феноменальной лёгкости. Если бы хоть одно слово выбилось из размеренного, нежного ритма, картина чудесного денька оказалась бы безнадёжно испорчена; но автор этого не допустил.

Двустишие

Двустишие — чуть менее популярный способ разбить стихотворение на строфы. Если четверостишие «отвечает» за лёгкость и плавность звучания, то двустишие возводит их в квадрат. Поэтому неудивительно, что двустишия часто встречаются в детской литературе. Вот, например, одно из абсурдистских стихотворений Д. И. Хармса:

ИГРА

  • Пуговка, верёвочка,
  • Палочка-выручалочка!
  • Пряткой будет Женька!
  • Прячься хорошенько!
  • Где мы все и сколько нас,
  • Долго нам рассказывать.
  • Только очень просим вас
  • Женьке не подсказывать.

Для совсем маленького ребёнка это просто стишок или, если угодно, считалочка. Для более опытного читателя — отсылка к многочисленным сказкам вроде «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Впрочем, иногда деление на двустишие применяется и в «серьёзных» произведениях. Тогда лёгкость строфики уравновешивается чем-то другим, например, длиной каждой отдельной строки. Пример такого решения находим у О. Э. Мандельштама:

  • Дано мне тело — что мне делать с ним,
  • Таким единым и таким моим?
  • За радость тихую дышать и жить
  • Кого, скажите, мне благодарить?
  • Я и садовник, я же и цветок,
  • В темнице мира я не одинок.
  • На стёкла вечности уже легло
  • Моё дыхание, моё тепло.
  • Запечатлеется на нём узор,
  • Неузнаваемый с недавних пор.
  • Пускай мгновения стекает муть,
  • Узора милого не зачеркнуть.

Пятистопный ямб Мандельштама звучит более веско, чем четырёхстопный ямб Тютчева в стихотворении «Полдень», — и это позволяет подчеркнуть мысль о скоротечности жизни. Но, опять же за счёт формы, эта мысль не вызывает ни у автора, ни у читателя уныния: да, тело не вечно, но душа-то бессмертна.

Трёхстишие

Ещё один вариант строфы — трёхстишие. Он используется реже, и во многом потому, что требует непривычной рифмовки. Здесь уже не получится срифмовать строчки, идущие одна за другой, — или, например, первую с третьей, а вторую с четвёртой. Но для настоящего мастера и это не проблема, а наоборот: долгожданный творческий вызов. Вот какое проникновенное стихотворение о безвозвратно ушедшей «собрал» из трёхстиший А. А. Блок:

  • Когда замрут отчаянье и злоба,
  • Нисходит сон. И крепко спим мы оба
  • На разных полюсах земли.
  • Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
  • Часы. Идут часы походкою столетий,
  • И сны встают в земной дали.
  • И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
  • Каким он был до ночи злой и страстной,
  • Каким являлся мне. Смотри:
  • Всё та же ты, какой цвела когда-то,
  • Там, над горой туманной и зубчатой,
  • В лучах немеркнущей зари.

Схема стихотворения (если говорить о рифмовке) будет выглядеть вот так: aab ccb dde ffe. Вариант не самый популярный, но за счёт этого он и «работает». Стихотворение Блока производит такое же впечатление, как вещь тонкой работы, например, расшитый золотыми нитями костюм или ваза с тонкой росписью. Благодаря этому чувства лирического героя кажутся нам хотя и трагичными, но невероятно трогательными, подлинными… красивыми. А раз так, то пережить несчастную любовь — всяко лучше, чем не встретить «своего» человека вовсе.

Пятистишие

Ещё более редкая строфа — пятистишие. Эта форма строфы, пожалуй, легче с точки зрения рифмовки: здесь поэту не нужно «оставлять» одну созвучную строку в первой строфе, а другую — во второй, и пристально следить за соблюдением сложной схемы. Однако пятистишие — строфа более громоздкая, чем трёх- или четверостишие, и для серьёзных, медлительных размышлений о вечном она вряд ли подойдёт: сложная форма, помноженная на сложное содержание, может вогнать читателя в скуку. Зато для мечтаний и хвастовства, как у А. С. Пушкина, это отличный вариант:

ПАЖ, ИЛИ ПЯТНАДЦАТЫЙ ГОД

  • Пятнадцать лет мне скоро минет;
  • Дождусь ли радостного дня?
  • Как он вперёд меня подвинет!
  • Но и теперь никто не кинет
  • С презреньем взгляда на меня. <…>
  • Я нравлюсь дамам, ибо скромен,
  • И между ими есть одна…
  • И гордый взор её так томен,
  • И цвет ланит её так тёмен,
  • Что жизни мне милей она. <…>
  • Она готова хоть в пустыню
  • Бежать со мной, презрев молву.
  • Хотите знать мою богиню,
  • Мою севильскую графиню?..
  • Нет! ни за что не назову!

Что интересно, Пушкин написал это стихотворение, когда ему был 31 год. Но за счёт контраста формы и содержания оно и впрямь звучит по-юношески задорно — хотя при этом, конечно, романтично и мечтательно.

Восьмистишие (октава)

Пожалуй, самая сложная форма, характерная скорее для литературных экспериментов, чем для «спонтанной» поэзии. Тот же А. С. Пушкин использовал октаву, работая над шуточной поэмой «Домик в Коломне». Причём, что любопытно, выбор столь необычной автор объяснил в самом произведении:

  • Четырестопный ямб мне надоел:
  • Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
  • Пора б его оставить. Я хотел
  • Давным-давно приняться за октаву.
  • А в самом деле: я бы совладел
  • С тройным созвучием. Пущусь на славу!
  • Ведь рифмы запросто со мной живут;
  • Две придут сами, третью приведут.

Сложность формы здесь с лихвой компенсируется бытовым, и отчасти даже неприличным, сюжетом (надеемся, мы вас заинтриговали).

Сборная солянка

Во всех приведённых выше стихотворениях и поэмах текст делится на строфы равномерно. То есть, начав работать с двустишиями, четверостишиями, октавами и т. д., автор продолжает делать это до конца произведения. Однако современные авторы зачастую отходят от этого негласного правила — и «собирают» художественные тексты из совершенно разных по объёму строф. В качестве примера можно привести стихотворение М. Н. Айзенберга:

  • Потянуть до вечера околесицу,
  • а потом, с горы, и сама покатится,
  • обращаясь к новому в небе месяцу.
  • И теперь никто за меня не хватится,
  • отчего неделя почти спрессована,
  • а пустое время с утра до вечера
  • неумелой кисточкой нарисовано,
  • в путевом блокноте едва помечено.
  • Если вместе сложатся время скорое
  • и мое дыхание терпеливое,
  • отзовется именем то искомое,
  • ни на что известное не делимое.
  • Если полное имя его — отчаяние,
  • а его уменьшительное — смирение,
  • пусть простое тающее звучание
  • за меня окончит стихотворение.

Этот лирический текст состоит их трёхстишия, пятистишия и двух четверостиший. В принципе, рифмовка нисколько не мешала автору использовать классическую схему — и разделить работу на четыре четверостишия. Однако поэт выбрал более необычный способ. Очевидно, это было сделано, чтобы подчеркнуть, какая неразбериха творится в жизни лирического героя, усилить его ощущение потерянности во «времени скором».

Бонус. Онегинская строфа. Ахматовская строфа

Некоторые авторы настолько любили эксперименты, что придумывали собственные типы строф, причём внутри каждой из них следовало соблюдать определённый размер и чёткую схему рифмовки. Так, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» состоит из однотипных строф, которые в литературоведении так и называют — онегинская строфа. Не будем далеко ходить за примером:

  • Мой дядя самых честных правил,
  • Когда не в шутку занемог,
  • Он уважать себя заставил
  • И лучше выдумать не мог.
  • Его пример другим наука;
  • Но, боже мой, какая скука
  • С больным сидеть и день и ночь,
  • Не отходя ни шагу прочь!
  • Какое низкое коварство
  • Полуживого забавлять,
  • Ему подушки поправлять,
  • Печально подносить лекарство,
  • Вздыхать и думать про себя:
  • Когда же чёрт возьмет тебя!

Размер — четырёхстопный ямб, схема рифмовки — ababccddeffegg. Эта схема повторяется на протяжении всех восьми глав, за исключением некоторых фрагментов, таких как письмо Татьяны и письмо Онегина, а также песни крестьянок.

Ещё одно произведение с уникальной формой — «Поэма без героя» А. А. Ахматовой. Размер — трёхстопный дольник, схема рифмовки — aabccb:

  • С детства ряженых я боялась,
  • Мне всегда почему-то казалось,
  • Что какая-то лишняя тень
  • Среди них «без лица и названья»
  • Затесалась… Откроем собранье
  • В новогодний торжественный день!

Впрочем, иногда Ахматова отступает от своей же схемы и добавляет одну-две «лишние» строки:

  • Ясно всё: не ко мне, так к кому же?
  • Не для них здесь готовился ужин,
  • И не им со мной по пути.
  • Хвост запрятал под фалды фрака…
  • Как он хром и изящен…
  • Однако
  • Я надеюсь, Владыку Мрака
  • Вы не смели сюда ввести?

Строфы, созданные Пушкиным и Ахматовой, получились настолько оригинальными, что написать что-то запоминающееся с использованием этих же форм невозможно. Или, пожалуй, почти невозможно. Кто знает, что день грядущий нам готовит?

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧаВо
  • Вы здесь

9 декабря 2019

  1. Строфа — это…
  2. Связь с рифмой
  3. Виды строф в мировой поэзии
  4. Русская строфика
  5. Заключение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».

Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Строфа

Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Стихосложение

Стих Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
Ритмика стиха Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

Дольник — (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Акцентный стих тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

Онегинская строфа

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Твердые стихотворные формы

Строфа — это…

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

  • Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
  • Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.

Виды рифм

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стансы

Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».

Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Стихотворный размер - двухсложный

  1. Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
  2. Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.

Смешение видов: стансы и сонет

Данный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом.

Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой.

Поэзия

А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я».

Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета.

Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики.

Сколько строк насчитывает сонет? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным.

Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы.

Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту».

Отдельный вид строфики: онегинская

Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах «Евгений Онегин». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна:

  • первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
  • далее возникает новая рифма между 5 и 6 строками, потом седьмая и восьмая идут в рифму,
  • далее идет рифма 9 и 12, а между ними рифмуется 10 и 11,
  • завершается все это рифмовкой 13 и 14 стиха.

Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.

Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Как делятся строфические композиции?

Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными.

В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой.

Строфические повторы

Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.

Это интересно! Краткий анализ стихотворения Узник Пушкина: история создания и главная идея

Многообразие строф в мировой поэзии

Поэзия

Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо.

Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзия, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку.

А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм:

  • рондо,
  • шекспировский сонет,
  • октаву,
  • триолет,
  • терцину,
  • септиму,
  • нону.

Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять».

«Романс» строфической науки: александрийский стих

Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина.

Что такое строфа в стихотворении

Изучаем теорию поэзии строфы, рифмы

Онегинская строфа

Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).

Интернациональные строфы

До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.

В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.

Особенности песенных жанров

В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.

При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.

Общая характеристика

Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).

Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзии

Огромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из «твердых форм», такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.

Строфа – это сочетание рифмованных строк; группа стихов (строк), представляющая собой законченное ритмико-синтаксическое целое. Строфы разделяются большой паузой.

Строфы выделены на картинке квадратом:


Виды строф

Среди строф выделяют:

  • двустишие,
  • трехстишие (Терцет),
  • четверостишие (Катрен),
  • пятистишие,
  • шестистишие (Секстина),
  • семистишие (Септет),
  • восьмистишие (Октава),
  • девятистишие,
  • десятистишие,
  • онегинская строфа, (сонет).

В скобках указаны твердые формы. Твердая форма (каноническая) – совокупность устойчивых характеристик, объединяющих стихотворение/текст.


Двустишие

Строфа, состоящая из двух строк.

Ночь дана, чтоб думать и курить
и сквозь дым с тобою говорить.

В. Набоков


Трехстишие

Строфа, состоящая из трех строк. Твердая форма – терцет. Способ рифмовки терцета: ААА

Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?

К.Бальмонт


Четверостишие

Строфа, состоящая из четырех строк. Твердая форма – катрен. Способ рифмовки катрена: ААББ, АБАБ, АББА.

Способ рифмовки четверостишия может быть различным.

А наши судьбы, помыслы и слава,
мечты, надежды, радость и беда –
сейчас еще расплавленная лава,
текущая в грядущие года.

М.Алигер


Пятистишие

Строфа, состоящая из пяти строк.

Земля, я неземной, но я с тобою скован
На много долгих дней, на бездну быстрых лет.
Зеленый твой простор мечтою облюбован,
Земною красотой я сладко заколдован,
Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

К.Бальмонт


Шестистишие

Строфа, состоящая из шести строк. Из классических форм известна секстина. Способ рифмовки секстины: АВАВАВ

Способ рифмовки шестистишия может быть различным.

Хочу я жизнь понять всерьез:
наклон колосьев и берез,
хочу почувствовать их вес,
и что их тянет в синь небес,
чтобы строка была верна,
как возрождение зерна.

Н.Асеев


Семистишие

Строфа, состоящая из семи строк. Твердая форма – септет. Имеет две или три рифмы.

О, горе мне! Они тебя сожгли…
О, встреча, что разлуки тяжелее!..
Здесь был фонтан, высокие аллеи,
Громада парка древнего вдали,
Заря была себя самой алее,
В апреле запах прели и земли,
И первый поцелуй…

А. Ахматова


Восьмистишие

Строфа, состоящая из восьми строк. Наиболее распространенная форма восьмистишия – октава . Способ рифмовки октавы: АБАБАБВВ

Способ рифмовки восьмистишия может быть различным.

Славься, великая,
многоязыкая,
братских советских
народов семья.
Стой, окруженная,
вооруженная
древней твердыней
седого Кремля!

Н.Асеев


Девятистишие

Строфа, состоящая их девяти строк.

Способ рифмовки: может быть различным.

Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал…

М. Лермонтов


Десятистишие

Строфа, состоящая из десяти строк. Распространена твердая форма десятистишия – одическая строфа, которой написаны оды. Способ рифмовки од: АБАБ ВВ ГДДГ

Способ рифмовки неторжественных десятистиший может быть различным.

И вы, далекие потомки,

когда оглянетесь назад,

поймете ль, жмурясь от сполоха,

пронзающего толщу тьмы,

что это светит та эпоха,

которую творили мы.

Что это бьет источник света

из сердца каждого из нас,

откуда первая ракета

взлетела в космос в первый раз.

Онегинская строфа

Онегинской строфой написан роман в стихах А. Пушкина “Евгений Онегин”.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.


Сонет

Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк.

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

А.Пушкин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти внутреннюю энергию многоатомного газа
  • Как найти переизданные издания для списка литературы
  • Как найти музыку для свадьбы
  • Как найти айпи адрес своего сервера
  • Как найти точно такое же кольцо