Как найти стучащий компенсатор

Стучат гидрокомпенсаторы: причины и что делать. Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов.

Самая распространенная неисправность современных двигателей – стук гидрокомпенсаторов. Причин множество, в своём большинстве они связаны с качеством масла. Что делать при данной неисправности и как с ней бороться расскажет данный материал.

Что такое гидрокомпенсатор и как работает гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор – простое устройство для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов, устраняющее необходимость разбирать двигатель при его техническом обслуживании. Гидрокомпенсатор, в просторечии «гидрик» представляет собой миниатюрный гидроцилиндр, меняющий свою длину при нагнетании вовнутрь моторного масла.

Объем масла компенсирует зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала.  Масло в полость гидрокомпенсатора попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Насколько хорошо работает «гидрик» зависит от поступления масла и от состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания.

Как понять, что стучит именно гидрокомпенсатор

Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стук, стрекот, с частотой вдвое меньше частоты оборотов двигателя.

Неисправным считается гидрокомпенсатор, который стучит более пары минут после запуска двигателя или стучит после полного прогрева двигателя. Стук прослушивается сверху двигателя и может быть неслышен из салона автомобиля.

Почему стучит гидрокомпенсатор

Причины стука гидрокомпенсатора «на холодную» (при непрогретом моторе):

  1. Слишком густое масло, на непрогретом двигателе, плохо заходит в полость гидрокомпенсатора. Нужно время, чтобы полость заполнилась маслом
  2. Забита загрязнениями масляная магистраль или клапан гидрокомпенсатора. Загрязнения появляются при низком качестве или при затянутых сроках смены моторного масла, а также могут являться продуктами износа некоторых деталей двигателя.
  3. Износ или заклинивание плунжера гидрокомпенсатора. Бывает от естественного износа или от попадания абразивных загрязнений в моторное масло.

Причины стука гидрокомпенсатора «на горячую» (на прогретом моторе):

  1. Заклинивание плунжерной пары гидрокомпенсатора из-за естественного износа или загрязнения. Задиры на плунжере блокируют его движение и гидрокомпенсатор полностью теряет работоспособность. Зазор не выбирается и гидрокомпенсатор стучит.
  2. Слишком малая вязкость прогретого масла, масло вытекает через зазоры плунжерной пары быстрее, чем подается насосом. Некачественное масло или слишком жидкое для данного двигателя масло сильно разжижается при прогреве и легко вытекает через технологические зазоры.

3. Повышенный уровень масла в двигателе, вспенивание масла из-за перемешивания коленчатым валом или из-за попадания воды в двигатель. Следует проверить уровень масла в двигателе, а также использовать только высококачественные моторные масла.

Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов

Самый простой и действенный способ, помогающий в большинстве случаев, добавка в масло специальной присадки Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv. Присадка промывает масляные каналы, удаляет загрязнения и восстанавливает подачу масла в гидрокомпенсаторы. Кроме того, присадка немного загущает масло, компенсируя тем самым их естественный износ. Присадка добавляется в прогретое моторное масло, полное действие наступает после примерно 500 км пробега.

Как еще можно устранить стук гидрокомпенсаторов

  1. Замена гидрокомпенсаторов Достоинства: гарантированный результат. Недостатки: дорого и долго). Нужно учитывать, что на некоторые иномарки, сначала нужно заказать детали, дождаться, пока они придут, и записаться на ремонт в сервисе. На большинстве двигателей, при замене гидрокомпенсаторов потребуются дополнительные затраты на одноразовые детали, например, прокладки или герметик.
  2. Тщательная промывка масляной системы специальными промывками, например: Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung. Достоинства: сравнительно недорого. Недостатки: результат не гарантируется.

3. Возможно, в запущенных случаях, потребуется замена масляного насоса или очистка масляных магистралей двигателя с его частичной или полной разборкой.

Что будет, если не устранить стук гидрокомпенсаторов

Если не заниматься устранением стука гидрокомпенсаторов, то можно проездить довольно долго без особых проблем, но, со временем, двигатель будет работать громче, с вибрациями, упадет мощность и увеличится расход топлива, а далее произойдет износ всего клапанного механизма, в частность распределительного вала двигателя. Его замена — очень дорогое мероприятие.

Итог

Если стук гидрокомпенсаторов неоднократно возникает, то нет смысла дожидаться ухудшения ситуации. Добавка присадки Hydro-Stossel-Additiv решит проблему и предотвратит развитие износа на длительное время.

ВИДЕО

;

  • 1. Зачем нужны гидрики
  • 2. Устройство и принцип работы
  • 3. Как локализовать стук
  • 4. Виды неисправности
    • 4.1. На холодную
    • 4.2. На горячую
    • 4.3. Шум на высоких оборотах
    • 4.4. Стучат новые компенсаторы
  • 5. Ремонт
  • 6. Выводы

В моторе есть ГРМ — газораспределительный механизм. Он регулирует своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Сами клапаны открывает распределительный вал. За это отвечают кулачки. Когда распредвал вращается, выступы начинают жать на гидротолкатели. Но порой демпфирующий механизм работает с перебоями. Стучат гидрокомпенсаторы. Определимся с причинами, разберемся с вариантами исправления ситуации.

Зачем нужны гидрики

Клапан и распределительный вал постоянно соприкасаются друг с другом. Проблема заключается в том, что при нагреве двигателя изменяются линейные размеры деталей. В месте соприкосновения возникает миниатюрный тепловой зазор. Его величина составляет 0,1–0,2 миллиметра.

Появление теплового зазора между клапанами и распределительным валом приводит к тому, что при высоких оборотах и нагрузках возникает стук. Нарушается момент открытия клапанов и может снизиться мощность двигателя.

При проектировании инженеры закладывают в конструкцию тепловой зазор, чтобы минимизировать его величину. Но все‐таки не получается его полностью исключить на всех режимах работы мотора.

У старых моделей силовых агрегатов каждые 10 тысяч км пробега необходимо было вручную регулировать тепловой зазор. Автовладелец брал в руки набор щупов и просовывал тонкие пластинки между кулачком распредвала и клапаном. Без этого не удавалось обеспечить нормальную работоспособность мотора.

Назрела задача свести к минимуму ручную регулировку. Так появились гидравлические компенсаторы.

Устройство и принцип работы

Со временем инженеры разработали автоматику, которая убирала тепловой зазор. Она получила название гидрокомпенсатор. Из наименования следует, что устройство предназначено для компенсации. Приставка «гидро» говорит о том, что внутри используется жидкость. Гидрики устанавливают между клапанами и распределительным валом. В большинстве случаев выглядит это примерно так:

Устройство гидрокомпенсатораУстройство гидрокомпенсатора

Принцип работы прост. Когда кулачок распредвала поднимается вверх, в накопитель подается масло. Потом кулачок давит на поршень и жидкость позволяет сдержать нажим за счет обратного клапана. Излишки масла уходят из цилиндра и цикл повторяется. Пока все работает как часы, посторонних шумов нет. Но когда появляется неисправность, возникает стук.

Как локализовать стук

Если слышите непривычные звуки при работе двигателя, дело не всегда в гидриках. Шум может создавать клапан адсорбера. Или это щелчки фазорегулятора, а может ТНВД — топливного насоса высокого давления. Но есть характерный признак. Стук раздается в 2 раза чаще оборотов мотора. Он очень быстрый. Для примера покажем видео. Вначале слышен резкий шум в районе 86 дБ. Но после добавки в масло присадки от Liqui Moly «тикинг» исчезает. Уровень звука падает до 82 дБ. Вот ролик:

Легче отыскать проблемный гидравлический толкатель практическим путем. При этом не нужно снимать ремень разбирать всю систему ГРМ. Процедуру следует выполнять по шагам:

    1. Прогреть автомобиль в течение 5 или 10 минут.
    2. Снять крышку ГБЦ — головки блока цилиндров.
    3. Прокрутить распредвал, чтобы кулачки были внизу.
    4. Подождать 6 минут, пока вытечет масло из гидриков.
    5. Поднять кулачки вала вверх, освободить компенсаторы.
    6. Надавить на каждое устройство лопаткой или пальцами.

      Неисправный гидрокомпенсатор будет легко продавливаться. Сопротивление почти не ощущается. Наглядно процесс показан на видео:

      Теперь рассмотрим особенности стука для разных режимов работы двигателя.

      Виды неисправности

      Можно ли ездить со стучащими гидрокомпенсаторами? Не рекомендуем. Теоретически ничто не мешает продолжать эксплуатацию автомобиля. Но это может закончиться плачевно. Гидрики издают высокочастотный звук не просто так. Дело в неправильной настройке системы ГРМ. Сбиты фазы газораспределения. Поэтому горючее будет вылетать в трубу, двигатель перегреется и потеряет мощность. В тяжелых случаях могут прогореть клапаны и поршни.

      Гидрокомпенсаторы порой стучат сразу после пуска мотора. Есть другой вариант — шум появляется на прогретом двигателе. Причины у этих двух явлений разные.

      Поговорим про них подробнее.

      На холодную

      Стук на холодную — частая проблема. Последствия неисправности не сильно вредят силовому агрегату. Расскажем о причинах и вариантах исправить ситуацию.

      Проблема

      Решение

      Залип обратный клапан

      Прокачать гидрик, если это сделать не получается, то заменить.

      Износились гидравлические толкатели

      Заменить детали. Или попытаться промыть и почистить.

      Масло не той марки и вязкости

      Залить в систему подходящую смазку, рекомендованную производителем.

      Забились масляные каналы

      Разобрать ГБЦ и почистить каналы, сами компенсаторы.

      Засорился масляный фильтр

      Поменять расходник как можно быстрее вместе с маслом.

      Масло выработало ресурс

      Обновить закоксованное масло, если пробег больше 5–7 тысяч км.

      Компенсаторы барахлят не только на холостых оборотах и во время прогрева двигателя. Рассмотрим остальные варианты.

      На горячую

      Стук сигнализирует о серьезных поломках. Иногда для их исправления потребуется разобрать и проверить основные узлы ДВС — двигателя внутреннего сгорания.

      Проблема

      Решение

      Механическое повреждение гидрика

      Снять клапанную крышку, осмотреть газораспределительный механизм.

      Забились клапаны компенсаторов

      Тщательно промыть и очистить толкатели от твердых отложений.

      Слабое давление масла в системе

      Проверить масляный насос, редукционный клапан и приемную сетку.

      Низкий уровень масла

      Посмотреть на показания щупа, долить до нормы, если нужно.

      Масло пришло в негодность

      Поменять вместе с фильтром, если смазка уже прошла 5–7 тысяч км.

      К слову. В двух вариантах есть одно пересечение — плохое качество масла. Чтобы не угробить гидрики, советуем менять масло и фильтр в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

      Шум на высоких оборотах

      Заводим мотор и прислушиваемся к его работе на холостом ходу. Посторонних стуков не слышно. Стоит нажать на педаль газа, как со стороны ГБЦ раздается частое тиканье. Убираем ногу с акселератора и все приходит в норму. Скорее всего, причина в том, что в системе много масла и оно вспенилось. При таких условиях гидрокомпенсаторы завоздушиваются и не пропускают внутрь достаточное количество смазки. Устранить проблему легко — надо довести уровень до нормы.

      Уровень моторного маслаУровень масла на щупе

      Бывают и обратные ситуации. Масляный насос не справляется со своей задачей. В цилиндр гидрика попадает воздух вместо масла. Нет жидкости, а без нее невозможно обеспечить гидравлическое усилие. Иногда дело не в насосе. При ударе картера о дорожное препятствие нарушается работа маслоприемника. Поэтому нужно визуально осмотреть картер и проверить, нет ли на нем вмятин. Если все в порядке, следует заняться диагностикой масляного насоса.

      Стучат новые компенсаторы

      Иногда после замены гидриков на заведомо исправные, первое время слышны посторонние звуки во время работы мотора. Это нормально. Деталям нужно время для притирки. тревогу можно бить, если автомобиль проехал 100–200 км, а шум не исчез. Основная причина — неправильная установка. Возможно, владелец авто не утопил толкатель в колодец на головке блока.

      Умтановка гидрокомпенсатораНеправильная установка гидрокомпенсатора

      Что если входное отверстие компенсатора не совпало с масляным каналом? В таком случае смазка не будет поступать в цилиндр и обеспечивать нужный уровень жесткости.

      Исправить ситуацию легко. Достаточно протолкнуть гидрик глубже в колодец. Если стук продолжается, следует проверить, не засорились ли масляные каналы в ГБЦ. Дело может быть в этом.

      Ремонт

      Не каждый гидротолкатель можно восстановить до работоспособного состояния. Но порой срок замены можно заметно отодвинуть. Иногда без этого не обойтись. Не всегда в каталоге запчастей есть нужная позиция. Существует как минимум 3 способа продлить жизнь толкателя:

      1. Механическая очистка. Понадобится время и немалая сноровка, чтобы разобрать ГБЦ и снять гидрики. Зато результат будет заметен сразу. Не придется заливать в мотор химию.
      2. Замена фильтра и масла. Во время процедуры следует промыть систему традиционным способом. Для этого нужно залить промывочную смазку, подержать, слить и заполнить систему обычным маслом.
      3. Применение промывочных составов. Есть два популярных варианта: Liqui Moly Hydro‐Stossel‐Additiv и BG103. Нужно делать все строго по инструкции. Иначе эффекта не будет.

      Промывочный состав Liqui Moly Промывка Ликви Моли

      Второй и третий варианты помогут реанимировать гидрокомпенсаторы, если забиты масляные каналы. С другими видами неисправностей придется разбираться точечно. Гидрики стучат при возникновении механических повреждений, из‐за нарушения циркуляции смазки в системе. Ситуацию можно исправить, но для этого нужно провести правильную диагностику и ремонт.

      Выводы

      Ничто не мешает ликвидировать шум гидрокомпенсаторов самостоятельно. У вас богатый опыт и золотые руки? Тогда все проблемы решаемы. Но если вы не владеете навыками по разборке и промывке газораспределительного механизма, могут возникнуть сложности.

      Приведем пример. Допустим, вы заменили масло и поставили новый фильтр. Но раздражающий стук никуда не делся. Поэтому вы решили пойти на крайние меры — установили новые гидрики. Завели мотор и услышали знакомый высокочастотный шум. Остается плюнуть на все безуспешные попытки и ехать в техцентр.

      В итоге причина оказалась в том, что на кулачках коленчатого вала появились задиры. Металл просто не доставал до компенсаторов. Образовался большой зазор. Пришлось менять коленвал. Но деньги за масло и новые гидрокомпенсаторы оказались потрачены зря. Да и время ушло впустую.

      Опытные сотрудники автосервиса быстро найдут истинную причину стука, и в максимально короткие сроки сделают ремонт. Это уменьшит финансовые расходы и сэкономит время.

      стучат гидрокомпенсаторы

      Гидрокомпенсирующие устройста газораспределительного механизма, они же гидрокомпенсаторы, они же гидрики, они же гидротолкатели выполняют очень важную функцию, а именно, регулируют зазоры клапанов нагретого и холодного мотора авто. Для правильной эксплуатации автомобиля требуется устранять различные стуки, например, стуки гидрокомпенсаторов.

      Содержание статьи:

      1. Как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность.
      2. Стучат гидрокомпенсаторы на горячую.
      3. Стучат гидрокомпенсаторы на холодную.
      4. Стучат новые гидрокомпенсаторы.
      5. Гидрокомпенсаторы стучат, можно ли ездить?

      Как обнаружить неисправные гидрокомпенсаторы

      Проверка гидрокомпенсаторов на работоспобность начинается с определения правильной работы двигателя на слух. На холодный двигатель гидрики могут и не стучать, поэтому, на слух можно проверить разогрев двигатель. Далее, опытный механик или слесарь определяет неисправность гидрокомпенсаторов путем нажатия на них пальцами. Исправные гидротолкатели не так легко продавить, а неисправные без усилий легко проваливаются. Проваливающийся гидрокомпенсатор подлежит замене.

      стучат гидрокомпенсаторы

      почему стучат гидрокомпенсаторы

      Стучат гидрокомпенсаторы на горячую

      Если стучат гидравлические компенсаторы только, когда двигатель горячий, то это может быть вызвано следующими причинами:

      1. Грязное масло (из-за редкой замены или было куплено некачественное масло). Решение — проверить масло, если грязное, то слить, промыть и залить новое.
      2. Клапаны забились. Решается данная проблему путем промывки и заливки хорошего моторного масла.
      3. Масляный фильтр не справляется со своими функциями. Засорившийся масляный фильтр не создает предусмотренного рабочего давления в масляной системе, из-за чего масло не догоняется до гидрокомпенсаторов и создается воздушная пробка. Если масло в двигателе чистое, то просто заменить масляный фильтр.
      4. Уровень масла по щупу выше или ниже предусмотренной нормы. Решение — слить или долить масло.
      5. Масляный насос работает неправильно. Возможно, насос настроен на работу с не полной мощностью. Решение — исследовать и настроить работу насоса.
      6. Гнездо гидрокомпенсатора увеличено на остывший двигатель, а на нагретый — увеличивается еще сильнее. Решение — обратиться в сервис для создания нужного размера посадки компенсатора.
      7. Как по гидравлической части могут быть причины, так и по механической. Без соответствующих навыков отремонтировать их своими руками, возможно не получится. Решение — обратиться в сервис или пригласить знающего человека.

      Стучат гидрокомпенсаторы на холодную

      Ниже приведем список причин, характерных для стука гидравлических компенсаторов на холодный двигатель:

      1. Сам гидрокомпенсатор пришел в негодность. Для устранения этой причины своими руками, следует демонтировать их, промыть и разобрать. Проверить на механические повреждения. Возможно, попала грязь в плунжерную системы. Решение — заменить или починить, если это приемлемо.
      2. Моторное масло стало грязным, имеет закоксованные твердые частицы. Решение — промыть масляную систему и залить новое масло.
      3. Не работает клапан гидрика, поэтому когда двигатель только заглушили, масло стекает вниз и вместо масла создается воздушная пробка. Далее, если завести автомобиль, сначала будут слышны стуки, по мере нагревания мотора, характерные стуки прекратятся. Решение в прокачке гидрокомпенсатора и замене клапана.
      4. Отверстие впуска забито, из-за чего не происходит нужная циркуляция масла. Решение — прочистить отверстие.
      5. Залито моторное масло, которое стает слишком густым при минусовой температуре. Решение — залить качественное масло, сохраняющее свои свойства при различных температурных режимах.
      6. Масляный фильтр засорился. Решение — если само моторное масло в двигателе чистое, прозрачное, то просто заменить фильтр.

      Стучат новые гидрокомпенсаторы

      После ремонта и замены гидрокомпенсаторов на новые характерные стуки приемлемы на определенное время. Если новые ГК стучать не перестают, то это или брак новых устройств, или они неверно установлены. Еще могут быть причины, из-за которых не поступает масло:

      • забитые масляные каналы (прочистить);
      • забит масляный фильтр (заменить);
      • масляный насос не создает нужного давления (отрегулировать).

      Гидрокомпенсаторы стучат, можно ли ездить

      Когда есть стуки гидрокомпенсаторов ездить можно, но это может привести к более дорогому ремонту, нежели найти и устранить причину стуков.

      Эксплуатация автомобиля со стучащими гидрокомпенсаторы будут сопровождаться со следующими последствиями:

      1. Уменьшение мощности мотора.
      2. Некомфортное управление машиной, в целом. (Ездить, когда что-то стучит в конструкции автотранспортного средства не совсем приятно для тех, кто следит за своим авто).
      3. Повышение уровня загрязнения экологии.
      4. Превышенный расход топлива.
      5. Повышенная вибрация.

      Многие говорят, что ездить с постукивающими гидрокомпенсаторами можно, но надо понимать, что эти детали входят в устройство двигателя. А капитальный ремонт двигателя обходится намного дороже и по времени, и по финансам.

      Производители гидрокомпенсаторов

      Использование оригинальных запчастей для автомобиля конкретной марки и модели, конечно, же лучше. Но, не всегда есть такая возможность из-за наличия в магазинах автозапчастей или из-за дорогой цены.

      Есть такие производители ГК:

      • гидравлические компенсаторы INA;
      • ГК компании FEBI;
      • ГК марки SWAG;
      • гидрокомпенсаторы AE;
      • гидрокомпенсаторы AJUSA.

      ГК INA производят в немецком городе Ширхайд. Слово «немецкий» уже говорит о многом, потому как мы привыкли, что сделанные в Германии изделия намного качественнее.

      ГК FEBI изначально тоже изготавливались в Германии. Сейчас изготавливают и в Германии, и в других странах благодаря купленными ими лицензиями.

      Гидрокомпенсаторы SWAG (СВАГ) тоже немецкие. Но выявляются не качественный процент таких изделий, возможно, бракованные.

      ГК европейской компании AE тоже распространены из-за качества и недорогой цены.

      Гидрокомпенсаторы AJUSA (Ажуса) из Испании. По отзывам автолюбителей, испанские гидравлические компенсаторы дешевле, но они не качественные (быстрее начинают стучать).

      На видео показа процесс проверки компенсаторов своими руками.

      Автор публикации

      15

      Комментарии: 25Публикации: 326Регистрация: 04-03-2016


      Содержание

      1. Роль гидрокомпенсаторов в работе двигателя
      2. Как определить стук гидрокомпенсаторов?
      3. Типы конструкции
      4. Принцип работы системы компенсации
      5. Чем опасен стук гидрокомпенсаторов на горячую?
      6. Последствия неисправности гидротолкателей
      7. Видео:ЧТО ЕСЛИ в двигателе стучат гидрокомпенсаторы. Как исправить! Knocking lifters
      8. Методы диагностики и ремонта

      Причина стука гидрокомпенсаторов не всегда кроется в их неисправности, также к посторонним звукам из-под клапанной крышки может привести низкое давление масла в двигателе. Эксплуатация авто с проблемами в системе смазки приведет к износу цилиндропоршневой группы, задирам на вкладышах, шейках коленчатого и распределительного вала.

      Чтобы не допустить дорогостоящие в устранении последствия, важно быстрее определить, причина стука в изношенных гидрокомпенсаторах либо в недостаточном давлении масла. Далее мы рассмотрим, почему стучат гидрокомпенсаторы и как их проверить без разборки ГБЦ. Расскажем, из-за чего посторонние звуки проявляются только на холодную или горячую и как правильно устранить причину неисправности.

      схема-устройство гидрокомпенсатора

      Роль гидрокомпенсаторов в работе двигателя

      Гидрокомпенсаторы необходимы для компенсации теплового зазора в механизме привода клапанов. Необходимость в тепловом зазоре возникает вследствие различного коэффициента теплового расширения деталей ГБЦ. В конструкции многих двигателей внутреннего сгорания гидрокомпенсаторы отсутствуют. Вместо них устанавливают регулировочные стаканчики, с помощью которых и регулируется тепловой зазор. Подобная технология надежнее, но требует периодического сервисного обслуживания.

      Гидрокомпенсаторы позволяют обеспечить минимальные зазоры привода клапанов во всем температурном диапазоне работы двигателя и не требует регулярной настройки.

      Как определить стук гидрокомпенсаторов?

      гидрокомпенсаторы в смазке

      Стук гидрокомпенсаторов сложно спутать с симптомами неисправности других элементов двигателя. В случае поломки гидромодулей или недостаточного давления масла в системе смазки со стороны распределительных валов доносится характерный стук, цокот, стрекот. Чтобы отличить неисправный гидрокомпенсатор от растянутой цепи ГРМ или неисправности распредвала/его постели, вам потребуется фонендоскоп и базовое понимание устройства ГБЦ.

      Важно понимать, что стук цепи будет наиболее всего слышен вблизи крышки привода ГРМ. Посторонние шумы от распредвала будут исходить от шеек и их постелей. Имея представление о внутреннем устройстве головки блока цилиндров, вы сможете прослушать фонендоскопом все зоны и без труда определить причину стука.

      Также в процессе диагностики вы можете ориентироваться на косвенные признаки стука гидрокомпенсаторов, главный из которых – ситуативность возникновения. Нередко неисправные гидроклапаны проявляют себя только в определенных температурных диапазонах, режимах работы двигателя. Несколько возможных вариаций появления постороннего звука:

      • стук гидрокомпенсаторов «на горячую»;
      • посторонний шум появляется только в первые секунды/минуты после запуска. Если в момент проявления стука на приборной панели не горит индикатор низкого давления масла, проблема, скорее всего, в неисправном гидромодуле. Светящаяся «масленка» говорит о недостаточном давлении масла, что может стать причиной посторонних шумов от клапанного механизма;
      • характерный цокот на высоких оборотах (критический износ плунжерной пары).

      Для корректной работы холодного двигателя важна правильная  вязкость моторного масла. При понижении температуры смазочные материалы  густеют. Если вязкостная характеристика моторного масла изначально не подходит двигателю, то при наступлении морозов масляному насосу будет труднее прокачивать загустевшую смазку. Из-за этого ГБЦ испытывает масляное голодание, что и приводит к стуку, стрекоту или цокоту.

      Типы конструкции

      Гидрокомпенсатором называют деталь клапанного механизма, предназначенную для автоматической компенсации теплового зазора между клапаном и устройством, нажимающим на его стержень. На гидрокомпенсатор воздействует коромысло, рычаг, штанга либо непосредственно кулачок распределительного вала. В зависимости от вида конструкции, различают следующие виды гидроцилиндров:

      • роликовые гидротолкатели;
      • гидроопоры для установки в рычаги или коромысла;
      • гидротолкатели;
      • гидроопоры.

      типы гидрокомпенсаторов

      Конструктивно элемент представляет собой гидроцилиндр, длина которого зависит от давления рабочей жидкости, воздействующей на плунжерную пару. Все виды гидрокомпенсаторов работают по схожему принципу, хоть и могут иметь разительные конструктивные отличия.

      Принцип работы системы компенсации

      Принцип работы системы компенсации теплового зазора рассмотрим на примере гидротолкателя. Элементы представленной ниже схемы:

      1. Корпус.
      2. Подвижный поршень.
      3. Возвратная пружина гидрокомпенсатора.
      4. Плунжер.
      5. Обратный клапан шарикового типа.
      6. Фиксатор обратного клапана.
      7. Кулачок распредвала.
      • I – воздействующее на гидрокомпенсатор усилие от кулачка распределительного вала;
      • II – подъемное усилие возвратной пружины клапана.

      принцип работы гидрокомпенсатора

      Когда кулачок распределительного вала не оказывает воздействие на гидрокомпенсатор, масло через каналы и обратный клапан заполняет полость №1 (обозначена желтым цветом). В момент нажатия кулачка на корпус гидротолкателя подача масла к зоне №1 прекращается, поршень преодолевает усилие возвратной пружины гидрокомпенсатора и смещается вниз относительно корпуса. Под воздействием возросшего в полости поршня давления масла перекрывается обратный клапан шарикового вида, после чего гидротолкатель начинает работать как единый механизм (поршень не двигается относительно корпуса).

      После закрытия обратного клапана гидрокомпенсатор в полной мере передает усилие от кулачка распредвала на стержень поршня. Когда усилие нажима кулачка ослабевает, возвратная пружина толкает плунжер в направлении к распредвалу, «выбирая» зазор между кулачком и корпусом гидрокомпенсатора.

      Когда давление масла в полости поршня №2 становится меньше давления в полости №1, обратный клапан открывается, в полость подается часть свежего моторного масла, после чего рабочий цикл повторяется. Благодаря гидрокомпенсаторам, обеспечивается минимальный суммарный зазор между стержнем клапана, гидротолкателем и кулачком распределительного вала.

      Чем опасен стук гидрокомпенсаторов на горячую?

      Поскольку ГБЦ является наивысшей точкой подачи смазывающего материала, именно в ней острее всего ощущается недостаточное давление. Если система смазки в двигателе работает неправильно, стук гидрокомпенсаторов на горячую может быть первым признаком серьезной неисправности. Причины некорректной работы системы смазки:

      • неправильная вязкость моторного масла;
      • износ масляного насоса;
      • затрудненная подача смазки в маслонасос. В поисках причины следует осмотреть поддон на предмет вмятин, а маслоприемник на наличие трещин, негерметичности уплотнительного кольца. Чаще всего причина нехватки масла в забитой сетке маслоприемника.

      Для определения перебоев в работе системы смазки на прогретом моторе следует измерить фактическое давление масла в двигателе. Для этого используется специальный переходник и манометр.

      Последствия неисправности гидротолкателей

      Если система смазки двигателя не вызывает нареканий, причина стука гидрокомпенсаторов на горячую в заклинивании плунжера или засорении внутренних полостей гидромодуля. В случае использования некачественного моторного масла или в силу большого пробега, на рабочей поверхности плунжера и корпуса образовываются задиры, которые препятствуют свободному ходу плунжерного механизма.

      При зависании гидрокомпенсатора между корпусом и кулачком распределительного вала остается зазор. Из-за этого зазора при набегании кулачка распредвала на клапанный механизм оказываются ударные нагрузки. Это приводит не только к постороннему стуку, цокоту и треску, но и к повышенному износу кулачков распределительного вала, корпуса гидромодуля, стержня клапана.  

      Видео:ЧТО ЕСЛИ в двигателе стучат гидрокомпенсаторы. Как исправить! Knocking lifters

      Методы диагностики и ремонта

      Чтобы проверить гидрокомпенсаторы, вам необходимо снять клапанную крышку. Кулачок проверяемого гидрокомпенсатора должен быть обращен к его корпусу тыльной стороной (нажим не осуществляется). Поскольку ни в одной сервисной документации не указывается, какое усилие вдавливания гидротолкателя считается нормальным, вам необходимо проделать процедуру со всеми гидромодулями. Методом сравнения даже без опыта ремонта ДВС вы сможете определить неисправный гидрокомпенсатор.

      Некоторым удается устранить стук гидрокомпенсаторов методом их промывки, удаления нагара и лаковых отложений с внутренних поверхностей. Но стоит обозначить, что не все типы конструкции поддаются такому ремонту. Поскольку процедура по замене гидриков довольно недешевая, мы рекомендуем взамен неисправных устанавливать исключительно новые гидроцилиндры. Запасные части для ремонта гидромодулей производителями не предусматриваются.

      Один из первых двигателей внутреннего сгорания с гидрокомпенсаторами установили на автомобиль Cadillac еще в 30-х годах прошлого столетия. Но по-настоящему востребованными «гидрики» стали лишь спустя десятилетия, во многом, благодаря экспансии японского автопрома. Их использование в работе газораспределительного механизма (ГРМ) привело к усложнению конструкции двигателей, но и значительно упростило обслуживание.

      • Что это
      • Зачем нужен
      • Как работает
      • Почему стучит
      • Как проверить
      • Как предотвратить поломку

      Что такое гидрокомпенсатор

      Гидрокомпенсатор — это специальный механизм в двигателе внутреннего сгорания, который регулирует величину теплового зазора клапана мотора. Раньше ее приходилось время от времени корректировать вручную. С появлением гидрокомпенсаторов, необходимость в этой процедуре исчезла, так как они это делают автоматически.

      Зачем нужен гидрокомпенсатор

      В каждом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания есть впускные и выпускные клапаны, которые наполняют цилиндры топливовоздушной смесью и отводят отработавшие газы. Их работой управляет распределительный вал, специальные кулачки которого в нужный момент толкают клапан внутрь цилиндра. Между кулачком распредвала и деталью, которая открывает клапан, имеется зазор — он и называется тепловым. Его задача компенсировать неизбежное линейное расширение металлов от нагрева в момент работы двигателя. Как правило, величина зазора задается производителем — это десятые доли миллиметра, отчего увидеть невооруженным глазом его не получится.

      В случае, если зазор будет слишком маленьким, клапан перестанет плотно закрываться для герметизации камеры сгорания. Если слишком большим, то клапан отроется поздно или частично, что ухудшит наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

      Таким образом, гидрокомпенсатор позволяет автоматически регулировать эту величину, он также обеспечивает:

      • простоту обслуживания двигателя, поскольку не требует периодической ручной регулировки;
      • меньший шум при работе ДВС;
      • регулировку зазора от естественного износа деталей;
      • больший срок службы всего агрегата.

      Конструкция гидрокомпенсаторов, как правило, едина. Принципиально разным будет их расположение — в гнездах клапанных коромысел (на двигателях типа SOHC, с одним распределительным валом) или в гнездах в головке блока цилиндров (для моторов DOHC, с двумя распределительными валами).

      Как работает гидрокомпенсатор

      Гидрокомпенсатор (или по-простому «гидрик») — это компактный гидравлический цилиндр, который состоит из:

      • плунжера;
      • втулки плунжера;
      • пружины клапана плунжера;
      • шарика (клапан плунжера);
      • масляных каналов.

      Основная деталь гидрокомпенсатора — плунжер. Через шариковый клапан в полость под ним поступает масло. Как только объем заполнится, то под действием пружины клапан закрывается.


      Фото: Shutterstock

      Когда кулачок распредвала соприкасается с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора, создается давление и клапан запирается. В итоге усилие от кулачка распредвала передается на гидрокомпенсатор, который в свою очередь открывает клапан.

      В момент работы двигателя объем масла, необходимого для заполнения плунжера, автоматически меняется, тем самым регулируется тепловой зазор.

      Почему стучит гидрокомпенсатор

      Работа гидрокомпенсатора может сопровождаться стуком, похожим на стрекот. Но появление посторонних звуков не всегда означает неисправность самого гидравлического толкателя.

      Причины стука на «холодную»

      • загрязнение каналов гидрокомпенсаторов. Разогретое масло становится более жидким и лучше проходит через каналы, поэтому шум может пропадать спустя время;
      • использование более густой смазки, нежели предписано производителем;
      • износ клапана гидрокомпенсатора, из-за которого шариковый механизм может стравливать масло.

      Причины стука на «горячую»

      • грязное или некачественное масло. Проблема, как правило, исчезает как только вместо старой смазки будет залита новая;
      • неисправность масляного насоса и, соответственно, падение давления во всей системе смазки;
      • избыток или нехватка масла в картере;
      • износ и/или поломка самого гидрокомпенсатора.

      Как проверить гидрокомпенсатор

      Звук неисправного гидрокомпенсатора резкий, похож на стрекот, исходит от верхней части двигателя из-под клапанной крышки. Услышать из салона его получается не всегда, особенно — при хорошей шумоизоляции.

      Шум, как правило, идет по нарастающей — от легкого шелеста до сильного цокота. Если же сильный стрекот появился сразу, есть смысл проверить уровень масла — он может быть недостаточным, а гидрокомпенсаторы отреагируют на это первыми.

      Также рекомендуется осмотреть поддон картера двигателя. Вполне возможно, что на картере при ударе на бездорожье появилась вмятина, из-за которой маслоприемник перестал работать оптимальным образом.


      Фото: Shutterstock

      Когда цокот возник точно после очередной замены масла, скорее всего, вместо качественной смазки была приобретена подделка.

      Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

      Часто, чтобы восстановить работоспособность гидравлического толкателя, хватает обычной замены масла и фильтра. Если после этой процедуры стук не пропал, то, скорее всего, придется заменить сами гидрокомпенсаторы. Когда владелец редко обновлял моторное масло, может потребоваться замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.

      Если после запуска мотора из-под клапанной крышки стал появляться легкий стук, то какое-то время ехать на автомобиле еще можно. Однако откладывать визит в автосервис надолго не стоит. Неисправный гидрокомпенсатор может привести к поломке газораспределительного механизма и/или головки блока цилиндров.

      Как предотвратить поломку

      Чтобы предотвратить поломку гидрокомпенсаторов, нужно придерживаться общих рекомендаций производителя по замене масла. Обычно это делают в ходе ежегодного ТО, но в ряде случаев интервал можно сократить — например, перед долгой поездкой или вождении в экстремальных условиях, под нагрузкой и прочее.

      Регулярной замены гидрокомпенсаторы не требует. В среднем рабочий ресурс этих деталей, при условии бережной эксплуатации, не менее 200 тысяч километров пробега.

      • Седан или хэтчбек: плюсы и минусы каждого типа кузова
      • Можно ли включать кондиционер зимой?
      • «Парковочные огни»: когда и как использовать габариты
         

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Как найти раков на речке
    • Как найти аккуратную женщину
    • Как найти песню по цитате
    • Как найти ленту друзей
    • Как найти строку адреса в браузере