Как найти идеальную студию для фотосъемки
Рассказывает арт-директор студии Apollo Игорь Павлов
Фоторедактор:
Нина Расюк
Фото:
apollostudios.ru
Почти любой опытный продюсер знает: организацию съемки вполне можно сравнить со сбором пазла из 10 000 деталей. Тема и мудборд съемки, фотограф, модель, визажист, стилист, вещи для съемки, декорации и оборудование, кейтеринг и хороший кофе — все должно идеально сложиться и оказаться в одном месте ровно в назначенный час. Кстати, о месте: выбор подходящей по всем параметрам фотостудии едва ли не главный челлендж для продюсера. О том, как выбрать идеальную фотостудию, что в ней должно быть и с какими сложностями можно столкнуться, мы расспросили арт-директора студии Apollo Игоря Павлова.
Фотостудия — это рабочее пространство. Определитесь с инструментами, которые нужны вам для работы, и район поиска быстро сузится
Перед выбором фотостудии задайте себе несколько простых вопросов: нужен ли какой-то определенный интерьер, циклорама (конструкция с плавным переходом между горизонтальными и вертикальными плоскостями, она создает эффект бесконечного однотонного фона на фотографии), если она нужна, то какого размера, нужно ли фотографу специфическое оборудование. Стоит подумать и о свете: кто-то предпочитает снимать с постоянным светом, кто-то с импульсным, а кому-то вообще достаточно накамерной вспышки. Как только вы определитесь с параметрами, круг возможных локаций сузится до минимума.
Конечно, решающий фактор всегда — соотношение цены и качества. Причем под качеством подразумевается не только размер студии или марка используемого оборудования, но и то, насколько там удобно и комфортно работать команде. Иногда продюсер и команда выбирают студию потому, что там весь день под рукой хороший кофе, за которым не надо посылать гонца пять раз в день.
Хорошо, вы выбрали студию, но там куча разных залов. Как понять, какой лучше всего подходит вам?
Большинство журнальных и коммерческих съемок делают команды минимум от шести-восьми человек. А бывает, что для съемок рекламной кампании какого-нибудь крупного бренда, например косметического, на площадке только ассистентов собирается девять человек, а остальная команда еще в три раза больше. Кто все эти люди? Как правило, фотограф с ассистентом (иногда с двумя), визажист (тоже иногда с ассистентом), стилист с ассистентом и пятью (бывает больше) рейлами с одеждой, продюсер, модель (или несколько моделей). Для комфортной работы такой команды минимальная площадь студии должна быть не меньше 80–100 квадратных метров. Если речь идет о небольшой частной съемке, где на площадке модель, фотограф и визажист, то обычно бывает достаточно 60 квадратных метров.
Если концепция предполагает съемку с мебелью или на каком-то определенном фоне, то продюсеру сразу стоит искать зал с подходящим интерьером.
Обязательно ли арендовать или покупать дополнительное оборудование и декорации?
Почти любое дополнительное оборудование можно арендовать прямо в студии. Главное — не забыть забронировать заранее: желающих бывает много. Точно так же можно поступить с питанием на площадке и услугами дополнительных ассистентов. По крайней мере, в студии Apollo такие опции точно доступны.
Интерьер большинства студий очень лаконичный и минималистичный, это уже своего рода мировой индустриальный стандарт. В случае если вам нужны индивидуальные декорации или сет-дизайн на заказ, лучше обратиться в специализированную студию. Например, Apollo сотрудничает со студией Setup & Decoration. Судя по портфолио, они смогут организовать и собрать своими руками декорации почти любой сложности.
Съемки в одних и тех же декорациях, проведенные в одних и тех же студиях, которые потом разлетаются по всем журналам и появляются в разных рекламных кампаниях — это не круто. Индивидуальные декорации — это не просто дополнительный кост в смете, это залог успеха всей будущей съемки. Выбор оформления сильно влияет на то, как воспримет съемку в целом зритель или читатель, тем более если он профессионал — работа в небрежных декорациях может показаться кустарной.
Самая частая ошибка — консерватизм продюсера
Многие снимают там, где привыкли. Единожды придя в студию, где все в целом понравилось, продюсер уже не хочет что-то менять и пробовать новое. И тем самым лишает себя возможности получить за те же деньги лучший сервис, лучшие условия и лучшее отношение к себе.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7
Привет всем читателям моего блога. Сегодня хочу рассказать вам, как найти хорошую фотостудию в Москве: где искать, на что обратить внимание при выборе студии, средний уровень цен и т. д.
В последнее время в столице появилось очень много интересных фотостудий для съёмок в различных стилях. Я заметил, что для большинства моих клиентов поиск фотостудии — это проблема. Они не знают, на каких сайтах можно найти студию для фотосессии, не всегда понимают, на что обратить внимание при выборе фотостудии. Часто бронируют зал, а когда приходят на съёмку, то понимают, что на фотографии место выглядело иначе.
Кому, как не мне, должно быть известно, где лучше провести фотосессию в Москве. Я регулярно провожу фотосъёмки в студиях, и мне есть с чем сравнить. Для вашего удобства я разбил статью на несколько глав: критерии выбора фотостудии в Москве, на что обратить внимание при поиске фотостудии, где можно найти студию для фотосессии в Москве, сколько стоит аренда фотостудии. Также я не обойду стороной и самые известные фотостудии Москвы, расскажу о каждой отдельно, поделюсь своими мыслями и дам рекомендации по выбору фотостудии.
Оглавление:
Фотостудии Москвы. Критерии выбора.
В первую очередь вам нужно определиться с идеей для фотосессии. Что вы планируете снимать? Какие образы? Есть ли примерное представление, какую картинку хотели бы получить на выходе? Если на все 3 вопроса вы ответили «да», тогда попробуйте подобрать фотостудию, которая будет гармонично сочетаться с вашей задумкой.
Как найти фотостудию для детской фотосессии в Москве?
К примеру, вы собираетесь провести детскую фотосессию. Спросите ребёнка, какие залы ему больше нравятся. В Москве есть множестве фотостудий с детскими интерьерами. Но не все дети любят такое. Возможно, вашему ребёнку понравится что-то более классическое, без всех этих «розовых соплей» и прочего. Тогда вы без труда сможете найти студию с классическими интерьерами: их в Москве сотни по всему городу.
Я не случайно пишу, что вам стоит спросить у ребёнка о его желаниях, потому что ко мне на съёмку часто приходят мамы, для которых мнение ребёнка ничего не значит. Ребёнок не хочет фотосессию — хочет мама. Ребёнку хочется провести съёмку в другом месте, но мама выбрала это, потому что ей здесь нравится. В итоге на выходе мы получаем не то, на что рассчитывали родители. Всё-таки очень большую роль на фотосессиях играет химия между моделью и фотографом. Модели должно нравится место для фотосессии, которое мы выбрали. Даже если модель ещё ребёнок, это не значит, что у неё не может быть собственного мнения. Ладно, это тема для отдельного поста. Вернёмся к критериям выбора студий для фотосессии в Москве.
Какую фотостудию выбрать для мужской фотосессии или бизнес-портрета?
Итак, мы выяснили, что место съёмки, образ и идея должны гармонично сочетаться. Для детской фотосессии подойдут одни залы, для семейной — другие. Если вам требуется мужская фотосессия в студии или съёмка для бизнеса, то, вероятно, вам нужны дорогие, изысканные интерьеры, которые подчеркнут ваш статус, и позволят сделать продающее фото для соцсетей.
Так же, как и в ситуации с ребёнком, нельзя однозначно сказать, какая именно фотостудия подойдёт для фотосессии с мужчиной. Многие парни предпочитают проводить фотосессию на улице. К примеру, я тоже себя комфортнее чувствую, когда мы снимаем не в помещении. К тому же в Москве так много бесплатных мест для фотосессии.
Мы ещё не определились с идеей для фотосессии. Как в этом случае выбрать студию для фотосессии?
Вне зависимости от того, есть у вас идея для фотосессии или ещё нет, главное правило никто не отменял — идея и место съёмки должны образовывать единое целое. Попробуйте начать подготовку к фотосессии с выбора фотостудии: вы увидите фото интерьера и, возможно, вам придёт в голову идея для фотосессии. К слову, многие фотостудии на своих сайтах публикуют фотографии со съёмок, которые проводились в том или ином зале. Вы можете посмотреть примеры фотосессий и понять, в каком примерно направлении стоит двигаться. Возможно, это послужит источником вдохновения — вы захотите повторить идею для фотосессии и примерить на себя образ.
ТОП-3 вещи, на которые стоит обратить внимание при поиске студии для фотосессии в Москве.
Я понимаю, что тут, как и в случае с выбором фотографа, не всё так просто, если вы сами не занимаетесь фотографией. Нам, людям творческим, вероятно, проще: я смотрю на фотографии зала, реквизит, свет, интерьер — и мне примерно понятно, какой результат мы сможем там получить. Если студия известная, то кредит доверия к ней больше, и, даже если до этого там не был, я понимаю, что лучшие фотографы Москвы не могли выбирать эту студию просто так.
Вот 3 вещи, на которые я советую обратить внимание при выборе студии для фотосессии.
1. Реквизит. Как много реквизита есть в зале? Насколько он разнообразен? Какие идеи для фотосессии можно воплотить с его помощью?
Смотрите, существуют фотостудии по типу «несколько бумажных фонов и стул». Спрашивается, что вы планируете делать в такой студии 2 часа? Ну, хорошо, сделали фото, сидя на стуле, а дальше что? Да, безусловно, такие студии часто используются для фешн-съёмок и журнальных фотосессий, но вы-то не для журнала, я полагаю, снимаете? В ваших же интересах найти студию, в которой можно сделать много разных фото за ограниченное время.
Чем больше разного реквизита вы видите на фото, тем лучше. Гипсовые головы, зеркала, фактурные стены — такой набор позволит сделать уже как минимум 3 серии разноплановых фотографий. Под «серией» я подразумеваю набор фото, объединённых общей идеей, локацией и т. д. То есть если вы встали у стены, то вы можете попробовать сделать несколько кадров стоя, затем — пару кадров, прислонившись к стене. Это 2 серии. Потом, к примеру, положить зеркало на пол или взять в руки, поиграть с отражениями и сделать несколько красивых портретов. Это другая серия фото. У меня на сайте есть отдельная статья, посвящённая идеям для фотосессии.
2. Что со светом? Какое оборудование используют в фотостудии? Потребуется ли арендовать дополнительное оборудование или бронировать заранее?
Вопрос, вероятно, лучше будет переадресовать фотографу, у которого вы собираетесь заказать фотосессию в Москве. Кстати, если вы ещё не определились с фотографом, то советую почитать статью в моём блоге, из которой вы узнаете, как выбрать фотографа.
В 90% случаев вам должно хватить того оборудования, которое есть в студии. Как правило, большинство фотографов стараются проводить фотосессии в студиях в светлое время суток — тогда отпадает необходимость в дополнительном свете, и задача по выбору студии для фотосессии сводится к тому, чтобы найти фотостудию с интерьером, который будет гармонично смотреться в кадре.
На сайтах многих фотостудий в Москве есть информация о том, на какую сторону выходят окна, и в какое время суток естественный свет попадает в зал: это позволит вам понять, в какое время стоит начать съёмку. Допустим, солнце заходит в 19 часов, и вы думаете, что начав фотосессию в 16 вы всё успеете, но фишка в том, что свет попадает в этот зал с 11 до 15 — в итоге ваша фотосессия пройдёт в полумраке.
Если съёмка проходит в тёмное время суток (например, зимой темнеет рано, а освободиться с работы в 1-й половине дня не получается), то не лишним будет убедиться, что в студии используются качественные источники света. Названия брендов обывателю, возможно, ничего и не скажут, но, если в фотостудии стоят «бюджетные» импульсные моноблоки, есть вероятность того, что на выходе получатся бракованные снимки: где-то не сработал свет, где-то — не на полную мощь, и в итоге фото получилось тёмным и т. д. Хотя опять же многое зависит от конкретной задачи и специфики съёмки.
3. Адрес фотостудии. Как до неё добраться? Есть ли там парковка? Нужно ли заказывать пропуск, чтобы попасть на территорию фотостудии?
Сейчас многие фотостудии открываются по соседству друг с другом (например, фотостудии на Электрозаводской или фотостудии на Савёловской) — там изначально всё в порядке с инфраструктурой, и вы, вероятнее всего, без проблем найдёте, где именно находится та или иная студия. В крайнем случае вы можете спросить на проходной или у «местных», как пройти в фотостудию.
Некоторые студии расположены в отдельных зданиях — там может не быть вывесок и вообще какого-либо намёка на творческое пространство. В этом случае лучше заранее уточнить схему проезда, точный адрес и т. д., чтобы потом не пришлось полчаса искать вход в здание. Если фотограф уже снимал до этого в этой фотостудии, то попросите его, чтобы прислал вам информацию.
Помните, чтобы ни одна фотостудия не будет компенсировать вам время, если вы опоздаете к назначенному времени. Если вы забронировали студию для фотосессии на 2 часа, а сами опоздали на час, то у вас останется ровно 1 час на съёмку. Даже если вы «попали в пробку», «не могли найти вход» и так далее. Все эти правила чётко прописаны в правилах фотостудий, и в тот момент, когда вы осуществляете бронирование фотостудии в Москве, вы соглашаетесь с этими правилами.
Кстати, по поводу фотостудий на Электрозаводской. Они расположены на территории бывшего завода. Вход в здание осуществляется через проходную. Для того чтобы заказать пропуск, вам заранее позвонят из фотостудии и попросят назвать полный список участников фотосессии (имена и фамилии). Некоторые фотостудии на Электрозаводской собирают эту информацию у себя на сайте во время бронирования.
И ещё один маленький совет. Почитайте отзывы о фотостудии. Посмотрите примеры фотосессий в студии, которая вас заинтересовала. Что там снимают другие фотографы? Какие фотографии получаются на выходе? В принципе всё то же самое, что я советую делать и при выборе фотографа для фотосессии в Москве.
Поиск и бронирование студии для фотосессии в Москве. Где искать?
Существует несколько сайтов с каталогами фотостудий в Москве. Долгое время существовал один (на самом деле, конечно, нет, но фактически, если человек хотел снять фотостудию, в 90% случаев он отправлялся на этот сайт) — StudioRent. Там представлены, я полагаю, все студии для фотосессии, которые есть в Москве. Есть фотографии фотостудий, описания залов, информация по ценам. Чтобы забронировать студию, нужно перейти по ссылке на сайт фотостудии, выбрать время и осуществить бронирование.
Пару лет назад появился сервис для поиска и бронирования фотостудий Ugoloc и буквально «перевернул игру». Ребята сделали удобный сайт, позволяющий забронировать студию для фотосессии онлайн. Этакий Airbnb для фотостудий. Заходите на сайт, задаёте параметры (дату съёмки, время начала, продолжительность фотосессии) и система выдаёт вам список фотостудий в Москве, удовлетворяющих заданным параметрам. Можно даже осуществить поиск по наличию циклорамы или определённых предметов интерьера: если вас интересуют, к примеру, только фотостудии с ванной — вы можете указать это, и в результатах поиска отобразятся все фотостудии Москвы, в которых есть ванная.
Ребята проделали большую работу по оптимизации сайта (раньше он подвисал, как мне показалось). Получился удобный, качественный сервис, предоставляющий возможность аренды фотостудии в Москве недорого.
Сколько стоит снять фотостудию? Цены на аренду фотостудий в Москве.
Вопрос не совсем корректный. Правильнее будет спросить, какой у вас бюджет. Поймите, с ценами на аренду фотостудий та же история, что и со стоимостью услуг фотографа в Москве. При желании вы всегда можете найти фотостудию и за 500 рублей в час. Получиться ли в ней провести красивую фотосессию — это вопрос. Я бы рекомендовал не рассматривать фотостудии с ценником ниже, чем 1500 рублей в час. Это средняя рыночная стоимость аренды студии для фотосессии в Москве. Продуманный интерьер, интересный реквизит для фотосессии, профессиональное оборудование для фотостудии не могут стоить дёшево.
В любом случае выбор за вами. Зайдите на сайт ugoloc.ru, настройте параметры, и вы увидите разницу между фотостудией за 500 рублей и фотостудией с интерьером за 2000 рублей в час.
Те, кто читают мой блог фотографа, знают — я не верю в то, что можно сделать недорого и качественно одновременно. Когда речь заходит о поиске студии для фотосессии я недоумеваю: стоимость аренды не настолько различается, чтобы пытаться сэкономить на этом. Вы заказываете фотосессии в Москве каждый месяц что ли? Почему бы сразу не выбрать хорошую студию с красивым интерьером, в которой не будет проблем со светом, и не провести в ней фотосессию, фотографии с которой будут радовать вас долгое время?
Естественный свет, бесчисленные декорации — это конечно здорово, но пленэр, когда метель или межсезонная слякоть, палящее летнее солнце или всесезонный ветер, — та еще прелесть, от которой только одно спасение — своя крыша над головой.
Но открытие собственной фотостудии — это не только возможности, но и последствия:
- наемные работники,
- бюрократия,
- потоковые съемки,
- большие риски.
Куда проще — аренда фотостудии — временное пользование готовым решением. Конечно, не все так просто — потребуется время, чтобы найти хорошее оснащение за приемлемую цену и желательно — среди коллег, которые открывали студию для себя, но… теперь сдают в аренду, но только «своим».
При выборе фотостудии необходимо обращать внимание на:
- оборудование,
- фон и реквизит,
- полезную площадь,
- сервис и персонал,
- приятные мелочи.
Такую систему мне передал учитель, этой заметкой — я передам ее читателям, потому-что на просторах сети интернет много руководств «как выбрать фотостудию для аренды», но многие написаны владельцами фотостудий, бизнесменами, которые продвигают интерьерные студии, и не понимают реальных запросов фотографов, да что там говорить — самих фотографов.
Советы по выбору фотостудии
На что же смотреть? Ответ ниже, но прежде, чем читать, представьте себе картину… Город, в котором вы живете. Полдень. Жара. Вы приходите осмотреть фотостудию, которую вам очень рекомендовал коллега. Элитный бизнес-центр, перед вами — вход. Несколько шагов, и вот вы перед администратором — привлекательной девушкой, которая только вас и ждала: ни на миг не отводит взора своего от вас, готова все рассказать и показать; если устали — напоить чаем, кофе или прохладительными напитками (такая мастерица, что готовит их сама, да конечно — «специально для вас»).
«Простите, но мне бы студию осмотреть», — замечаете вы. «Да, конечно. Я провожу Вас», — соглашается помощница.
Пара мгновений — вы сфотографированы, для временного пропуска, еще мгновение — вы не только идете по коридору, отделке которого позавидуют музеи, но и замечаете:
- слух ласкает приятная музыка,
- внимание привлекают диванчики и журналы,
- отдельный акцент — фонтан… на двадцатом этаже,
- и многочисленные статуи… известных мастеров,
- ах — картины, подлинники, не менее известных авторов.
Тем временем… Зал фотостудии… Входите… Замечаете напольное покрытие — ворс достает вам до щиколоток. Ах, какой восторг. Не правда ли?
Если так, то вы проиграли…
Создать, из расчета на «вау» — наилучшее решение, когда рынок переполняют предложения; об этом прекрасно знает бизнес.
Платить только за оборудование, исключать напускное, что потянет аренду — себестоимость, рентабельность фотосъемки, — увы, об этом забывают многие коллеги.
Манипулирование восприятием — наиболее частая уловка, на которую ведутся очень многие, не только начинающие, фотографы.
…
Запомните:
- фотостудия — это свет, набор светового оборудования;
- фотостудия — это полезное свободное пространство и высокие потолки;
- фотостудия — это системы крепления: оборудования и декораций;
- фотостудия — это максимально возможные условия контроля: света, действия и т. д.;
- фотостудия — это творческая мастерская.
Поэтому то, что в холле — не интересно, пусть хоть чистые стены (если что-то отвалилось — не беда), главное, чтобы мастерская была идеальна: все инструменты по полочкам, исправны, если потребуется — заменяемы; под ногами никакого «мусора», в виде проводов и реквизита, который остался от предшествующих авторов; комфортная температура воздуха и тишина (от музыки больше вреда, чем пользы).
Остальное — от лукавого.
…
Теперь вернемся к системе:
- оборудование,
- фон и реквизит,
- полезная площадь,
- сервис и персонал,
- приятные мелочи.
Рассмотрим каждый пункт.
Оборудование
Естественный свет прекрасен, но фотостудия — это осветительное оборудование, без него — не студия, а жилое или нежилое помещение (которое ничем не отличается от квартир и домов или иных строений, которые позволяют работать со светом от окна, использовать отражатель, если потребуется), которое можно использовать бесплатно или за символическую сумму. При выборе, исключите фотостудии с естественным светом и внимательно изучите оборудование:
- тип освещения; большинство фотостудий оснащены источниками импульсного света, от производителей Elinchrom, Profoto и Hensel, реже — Broncolor. Для коммерческих и потоковых съемок — оптимальный вариант. Для творчества — можно поискать студии с источниками постоянного света, но стоимость аренды будет выше, потому-что… они потребляют много электроэнергии — отбрасываем этот вариант.
- мощность источников освещения; для большинства задач хватает 500Дж, меньше не рассматривайте, потому-что все светоформирующие насадки снижают световой поток; отдельное внимание — мощность пилотного света, 300Вт — достаточно (150Вт — это ничтожно мало, особенно если светлая студия);
- насадки; широкий ассортимент насадок — это конечно приятно, но портретисту всего и нужно: портретная тарелка, соты, окто-, софт- и стрипбокс (парочка); если привыкли равномерно заливать светом — параболический зонт (но такие студии классом выше и это сказывается на стоимости аренды);
- количество источников освещения; «Рисующий, заполняющий и фоновый», — вот с этим не поспоришь — классика, но иногда нужно 6-8 источников, иногда — 1; сколько источников нужно вам — не могу знать (классические 4 источника на зал — неплохой, для многих, стартовый критерий отбора — поэтому он встречается чаще всего);
- синхронизаторы; администратор всегда выдает синхронизатор, но если вы новичок, и еще не знаете, что скорость синхронизации — не постоянная величина, то уточните — 1/160 или… чтобы не обомлеть, при виде полу-темного кадра, в самый разгар съемки.
- системы крепления; подвесная система крепления или стойки — извечный вопрос (в котором нужно разобраться самостоятельно), рекомендую основной источник света на «журавле» размещать, дополнительные — на стойках. Подвесная система — «рельсы» — понты (личное мнение).
Фон и реквизит
Со светом разобрались, самое время — подумать о пространстве:
- фон; бумажный фон — самый доступный вариант, тканевый — качественный, дизайн-решения, фактурные стены, к примеру, — узнаваемый, но более дорогой (мода, да, она такая); ах, циклораму забыл… но это все мелочи, новичку важно: найти фотостудию, в которой есть нейтральные фоны — черный, серый и белый, пара цветных и главное — мобильная система установки фонов (чтобы использовать свои);
- интерьерные зоны; никогда, запомните — никогда не арендуйте интерьерные студии, в них вы платите за «дизайн-решение», проще говоря — за барахло, которым забили и без того ограниченное пространство. Если нужен интерьер — арендуйте его, гостиниц много, жилых домов — еще больше;
- реквизит; если нужен реквизит — его нужно делать / покупать / арендовать, а базовое студийное барахло — чемоданы, кресла, игрушки и прочее — это мусор, который идет в довесок, чтобы увеличить прибыль владельца; не глупите.
Площадь
Третий важный момент — это площадь зала и высота потолков:
- оптимальная площадь — 50кв. м.;
- минимальная высота потолков — 4 м.;
- важный момент — не физические размеры, а доступные (см. примечание).
…
Примечание:
Чтобы не вытирать стены, модель стоит на расстоянии полметра-метр от фона. Сам фон — не менее 30-40см. от стены, если подвесная система; возможные пограничные зоны — камины и прочая бутафория — отдельная тема, но проблема известна — скрадывает полезную площадь и максимальное расстояние съемки, ограничивает подвижность модели, а если «рельсы», то с верхним светом могут быть проблемы, при высоте потолков менее 4м.
Персонал
Конечно, лучший администратор — владелец фотостудии, желательно — фотограф, коллега и просто — хороший человек, который хорошо знает свою творческую мастерскую. Подскажет, если надо — поможет:
- подобрать световую схему и верно расставить источники света;
- подскажет цветовую температуру своих источников света,
- научит обращению с дым-машиной,
- настроит вывод фотографий на штатный ПК,
- и т. д.
«Наемник» — это неплохо, но коллеги лучше понимают новичков.
Приятные мелочи
Кроме вышесказанного (на что всегда нужно обращать свое внимание при выборе студии для аренды), есть необязательные мелочи-плюшки, которые могут: косвенно влиять на стоимость аренды, прямо — на удобство использования студии; рассмотрим их подробно:
- местоположение; навигаторы и смартфоны, личный транспорт и такси — сейчас мало кто испугается ехать на территорию промзоны, ради хорошего света, но! Удобно, если: фотостудия расположена недалеко от центра города (пробки, высокая стоимость земли и переполненные парковки), имеет удобный подъезд и собственную парковку;
- гримерка; многие визажисты предпочитают работать на съемочной площадке, вот для таких ситуаций пригодится отдельная гримерка, т. е. вне съемочного зала — экономия, можно подготовить модель вне съемочного времени;
- флаги и рамы; излишки, на первых порах, но позднее — базовый инструментарий, на который стоит обратить внимание;
- монитор, wi-fi; только для коммерческих фотографов, остальным — больше внимания натуре, меньше экранам — вот рецепт фотографий вне времени;
- абонемент; возможность снизить издержки;
- кухня; пригодится — если вы фуд-фотограф, микростокер.
…
Примечание:
Отдельный момент — вентилирование помещения. Хорошо, если постоянное — приходите и, без дискомфорта, снимаете. Плохо, если его отключают во время простоя съемочного зала (не самое приятное — если это случится летом).
Вместо заключения
Выбрать фотостудию для аренды легко, достаточно помнить, что:
- необходимо платить за набор инструментов, которых вы лишены: свет, базовые фоны;
- отдельного внимания заслуживает полезное пространство, а не интерьер;
- мастерские коллег лучше продуманы, чем бизнес-решения;
- наценки за статус и барахло — не наш вариант.
Хорошая фотостудия — конкурентное преимущество. Помните об этом.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Первое время новичку, только купившему фотоаппарат, здорово снимать друзей за чашку кофе или даже за спасибо, которое и проезд на автобусе не окупит. Но когда ты разобрался, что такое ISO, понял, как убирать морщинки и прыщики, да и в целом набил руку, то уже хочется зарабатывать на любимом деле. Мы поговорили с тремя успешными фотографами о том, как они искали клиентов в начале, что делают для этого сейчас и какие пути продвижения считают топовыми.
Фото: Мария Якимова / instagram.com/yakimova.mary
Как фотографу привлечь клиентов в начале пути
Юлия Космо (@julicosmo), фуд-фотограф, автор инстаграм-блога о фотографии:
«До фуд-фотографии я занималась “человеческими” съемками и в самом начале снимала всех друзей и друзей их друзей бесплатно. Это были простейшие, без задумки и каких-либо концепций работы. В процессе помимо простого желания снимать появилось желание вложить смысл. Так съемки становились сложнее, масштабнее и затратнее, и пришло понимание: “пора брать деньги”. Да, по началу ты не знаешь, во сколько оценить свою работу, буквально по рублику накидываешь. Знаете, 100 рублей за час работы — это ровно на 100 рублей больше, чем бесплатно.
Первые заказы на фуд-съемку приходили во время участия в публичных профессиональных фотоконкурсах. За ними всегда следит большая аудитория, всех участников и судей. Просто ставишь хештэг, переходишь в публичное пространство, тебя видят – и приглашают поработать.
Еще хорошая основа для перехода на коммерцию — бартер. Ты учишься снимать по ТЗ, вести переписки, взаимодействию с другими людьми, получаешь реальный опыт работы».
Мария Якимова (@yakimova.mary), фотограф жанра «сюжетный кинопортрет»:
«Сначала я очень много снимала бесплатно творческие проекты. Брала подруг, тащила в студию, придумывала интересные образы. Через год люди начали сами ко мне обращаться, уже за деньги. Мои первые съемки стоили около 500 рублей. Я искала во “ВКонтакте” людей из своего города и добавлялась в друзья. При этом у меня висело в шапке, что принимаю заказы на съемки. Тогда это работало, и я быстро набрала подписчиков. Потом ко мне начали добавляться сами».
Ксения Большакова (@kse.bolshkova), предметный фотограф, владелица фотостудии:
«Начните с того, чтобы наполнить портфолио снимками того жанра, в котором хотите получать заказы. Важна релевантность портфолио — то, насколько оно соответствует запросу вашего идеального заказчика. В вашем портфолио косметика? Будут приходить косметические бренды. Я замечала, что это работает даже на таком уровне: появление в портфолио гель-лаков привлекло другие бренды из этой ниши.
Не ждите, пока появится ваш идеальный заказ. Снимайте для портфолио то, что мечтаете снимать за деньги.
Если это съемка с людьми, то всегда можно найти проекты TFP (Time for Print — “время за снимки”: когда модель и фотограф не платят друг другу, работая на портфолио — примеч. ред.)».
Сарафанное радио
Съемка для Harry`s American Sandwich. Фото: Юлия Космо / instagram.com/julicosmo
Классного специалиста друг другу «передают», поэтому успех сарафанного радио напрямую зависит от портфолио, которое ты отработал по кругу знакомых. Это неотделимо: если фотографии хорошие, «сарафанка» не может не работать
Мария Якимова:
«До недавнего времени “сарафанка” была для меня главным источником клиентов. Также многие приходили, потому что мой профиль вылезал в рекомендациях как друг друзей.
Еще в течение двух или трех лет раз в сезон я устраивала фотомарафоны: объявляла, что месяц снимаю за полцены, но образ и локации придумываю сама, а клиент мне доверяется. Приходило очень много людей, в день было по 1–2 съемки. Так я много с кем познакомилась. А спустя время клиенты возвращались ко мне уже на съемки за полную стоимость, советовали меня».
Ксения Большакова: «”Сарафан” — это не только рекомендации от клиентов. Вас могут посоветовать даже те, кто просто подписан на профиль и влюблен в ваши работы. Потенциальный клиент в первую очередь ищет специалиста по рекомендации, а не в поисковике. Поэтому важно, чтобы про вас знало как можно больше людей. Пишите везде и постоянно о том, что снимаете».
Соцсети
Съемка для ONIQ. Фото: Ксения Большакова / instagram.com/kse.bolshakova
Юлия Космо: «Мои основные площадки — Instagram и Telegram, но я есть везде. Важно использовать всё, что дает интернет.
Если вы заводите страничку только в Instagram, называете себя фотографом и ждете — этого мало. Нужно каждой площадке давать то, что она хочет. В основном это развлекательный контент.
Нужно демонстрировать себя, навыки, рабочий процесс. Распуститься, как павлин. Вовлечь человека в твою работу, ведь для многих фото — это “кнопконажимательство”. Важно показать, сколько ты потратил сил, денег, времени и о чем ты думал; выставлять эскизы, бэкстейджи».
Мария Якимова: «Чем больше тебя везде, тем лучше. Иногда мне приходили заказы с непонятных сайтов, где я когда-то загрузила портфолио. Но не распыляйте силы. Выберете одну-две площадки, например “ВКонтакте” и Instagram, и прикладывайте энергию туда.
Основной массив аудитории я нарастила, публикуясь в тематических пабликах во “ВКонтакте”, когда клиенты отмечали меня или репостили в Instagram. Хештэгами я особо не пользовалась, на тематических страничках (в Instagram) меня не публиковали.
Сейчас примерно 80% заказов приходят из Instagram, а остальные 20% — из “ВКонтакте”».
Ксения Большакова: «Мой личный топ — Instagram. Обязательно учитесь его вести! Хотя бы правильно создайте шапку профиля, чтобы вас находили, разберитесь в хештэгах, ссылках, оформлении.
Нужно смотреть трезво, что видит клиент. Если он ищет, кто бы сфотографировал мыло, а видит лес, детей и ваших собак, то он не придет. Определитесь, что хочется снимать, и сделайте, чтобы это было в портфолио в соцсетях.
Личный бренд эффективнее рекламы в Google. Клиент выбирает не только по портфолио, но и по личности. Показывайте себя, а не только выкладывайте работы.
Если смотреть на фото как на бизнес, то тут важны продажи, маркетинг, позиционирование. Куча вещей, которым нужно обучаться. Благо литературы, курсов, роликов на YouTube — масса».
Личный сайт
Фото: Мария Якимова / instagram.com/yakimova.mary
Юлия Космо: «Для сайта подойдет обучающий контент. Например, когда рестораторы ищут фуд-фотографа, они начинают задаваться вопросом, что такое фуд-фотография, как подготовиться к съемке. Им тоже нужна образовательная база».
Сайт — это имиджевая история: когда общаешься с заказчиком, показывать «квадратики» в Instagram не очень солидно. А если ты открываешь портфолио на сайте, где самые сливки, это смотрится хорошо. Уважающий себя профессионал должен иметь такую базу, чтобы показывать портфолио клиенту
— Мария Якимова
Ксения Большакова: «Учитывая доступность и простоту создания сайта (есть куча модульных конструкторов), реально собрать его за вечер. Это не сложно и важно. Там вы можете разместить лучшие работы в большом размере, рассказать о себе, ценах, если они открытые. Я точно знаю, что клиенты переходят по ссылке из Instagram на сайт. Поэтому сайт выступает развернутым продолжением вашей самопрезентации».
Агрегаторы по поиску работы
Съемка в домашней студии. Фото: Юлия Космо / instagram.com/julicosmo
Юлия Космо: «Если вам нужно чувствовать себя спокойно, быть уверенным, что вы использовали все возможности поиска клиентов, то ищите и на агрегаторах. Но, когда человек сидит на подобных сайтах, он в просящей позиции: ждешь, что тебе что-то капнет. К тому же иногда за отклик нужно платить. С точки зрения имиджа, это немного не то, что нужно, а личный бренд очень важен.
В ремесле фотографа важно работу не находить, а создавать. Просить нанять вас или писать “я могу вам поснимать” — это про изначально зависящую позицию. Люди, делающие бизнес, ценят тех, которые умеют “генерить” им деньги. А вы пришли просить, а не отдавать. Когда к вам сами приходят и говорят “круто, мы хотим так же!” — это про совершенно другие денежные отношения, где вы на равных».
Мария Якимова: «Во время периода, когда не было заказов, я подумывала поискать на агрегаторах работу.
А на “Авито” размещалась давным-давно, когда еще жила в Омске. Тогда снимала за две тысячи. Пару раз приходили заказы, но больше я туда не обращалась».
Я сама начинала снимать без агрегаторов, но есть позитивный опыт среди моих студентов. Они находили там первых заказчиков, которые становились постоянными. Важно на заре карьеры распылять информацию о себе повсюду. Предлагать концепции клиентам самому и не бояться отказов. Отказывают не тебе, а услуге. Важно то, как к этому относишься. Ощущение нужды и просящей позиции — в голове. Отказ — это просто отказ, он не делает вас плохим или недостойным. У клиента может быть тысяча причин, почему он выбрал другого фотографа
— Ксения Большакова
Советы начинающему фотографа по поиску клиентов и… себя
Съемка для Holika Holika и ILONA LUNDEN. Фото: Ксения Большакова / instagram.com/kse.bolshakova
Юлия Космо: «Клиентам нужно решение проблемы. Они должны доверять вам как специалисту. А вы, как эксперт, должны не бояться сказать, что клиент предлагает бред. Это возможно тогда, когда ты уверен в себе. Иначе вы идете на поводу у заказчика, который сам не понимает, что ему нужно. Это порождает средний результат, а средний результат — неработающая “сарафанка”.
Самооценка равна ценности, которую мы несем в работе. И когда вы хорошо относитесь к себе, то будете иначе себя продвигать. Еще с крутой самооценкой растет работоспособность».
Мария Якимова: «Не бойтесь брать деньги даже на первых порах. Не тогда, когда только взяли камеру и не умеете снимать, а когда твердо стоите на ногах и понимаете, что можете сделать хороший кадр, который понравится человеку. Вы берете деньги не только за картинку, а за камеру, объективы, время, обучение. За весь свой опыт и то, что вложили в фотосессию.
Сначала научитесь снимать, создайте портфолио, а потом уже вкладывайте деньги в продвижение. У вас должен быть фундамент из хороших снимков. Тогда люди сразу начнут вас ценить и не будут думать, что что-то не так с композицией или что вы не умеете обрабатывать. Первые блины комом можно и не выкладывать, а начать с того, на что народ клюнет».
Ксения Большакова: «Не сравнивайте себя с другими. Вдохновляйтесь теми, у кого уже получилось, и спрашивайте у них совета (профи охотно делятся). Создайте окружение из тех, кто верит в вас. Берите деньги за свою работу. Делайте то, что вам нравится. Развивайте не только hard skills (профессиональные навыки), но soft skills (коммуникабельность, пунктуальность, креативность, работа в команде). Учитесь понимать клиента, создавать контент, общаться с людьми, строить свой график».
Автор: Лиза Чечевица
В этой статье я расскажу о фотостудиях – какие они бывают, как подобрать фотостудию, сделаю обзор некоторых киевских студий, и в конце будет маленький бонус – как можно обойтись в фотосессии без студии.
Как всегда, информации много, и она достаточно подробная. Так что сохраняйте себе в закладки, чтобы иметь возможность потом к ней вернуться 🙂
О том, как выбрать фотографа, как готовиться к фотосессии, если вы модель, и как готовиться к фотосессии, если вы фотограф, я уже писала. Теперь о студиях.
- Как выглядит фотостудия?
- С каким светом фотографируются в фотостудиях?
- Какие бывают декорации в студиях?
- Как выбрать студию для своей фотосессии?
- Сколько стоит аренда студии для фотосессии?
- Когда и как бронировать студию?
- Какие могут быть дополнительные услуги в фотостудии?
- Как я, фотограф, выбираю студию?
- Что еще надо знать о фотосессии в студии?
- Можно ли обойтись без аренды студии для фотосессии?
Как выглядит фотостудия?
Если вы особо не пересекаетесь с фотосъемками, то, скорей всего, представляете себе студию как помещение с однотонными фонами и большим количеством оборудования.
Отчасти это правда, и еще 5-7 лет назад большинство студий в Киеве так и выглядели. Но за последнее время у нас в городе появилось большое количество интерьерных студий.
Интерьерная студия – это пространство, разделенное на залы или фотозоны, которые оформлены похожими на квартиры/дома или даже на сад.
В интерьерных студиях проводят съемки самых разных типов – от стоковой фотографии с нанятыми моделями до семейных и детских съемок.
На самом деле, фотографу не нужна целая комната для того, чтобы сделать фотографию на хорошем фоне. Ему достаточно ровно столько фона, сколько поместится в объектив за спиной модели.
Вот почему в одном зале фотостудии может быть четыре или даже шесть разных фотозон. Например, это все зоны одного пространства в студии Fusion:
Есть интерьеры спален, детских комнат, кухонь и даже ванных комнат. Интерьеры могут быть минималистичные или помпезные, в классическом стиле.
На самом деле, выбор таких студий в Киеве сейчас достаточно велик, поэтому нужно хорошо понимать, какой нужен результат съемки, чтобы правильно выбрать фотостудию.
Кроме того, есть еще один важный момент – свет.
С каким светом фотографируются в фотостудиях?
Есть студии с окнами и без. Во вторых можно снимать только со студийным светом – импульсным (вспышками) или постоянным, но зато в любое время дня и ночи.
(с) Sun Inside Photo&Video by Victoria Savostianova
В студиях же с большими окнами можно красиво снимать еще и с дневным, естественным светом.
(с) Sun Inside Photo&Video by Victoria Savostianova
На такой съемке непрофессиональным моделям намного легче расслабиться, чем под вспышками (из моего опыта). Ну и сами снимки с большими окнами смотрятся здорово.
Чаще всего, студии с огромными окнами располагаются в цехах бывших заводов, так что не удивляйтесь, если приехав в фотостудию, попадете в промзону.
(с) Sun Inside Photo&Video by Victoria Savostianova
И есть еще третий тип студий – там практически нет мебели, зато есть разные фактурные стены. Лично я очень люблю снимать портреты в таких условиях, особенно с естественным светом. Тогда в кадре нет лишних предметов, реквизита и ничего не отвлекает от человека на портрете.
И фотографии, сделанные в этом зале с дневным светом:
Есть еще один нюанс, который надо учитывать при выборе интерьерной студии – это сезонность.
Какие бывают декорации в студиях?
Декорации в студиях меняются в соответствии сезону, где-то с ноября до конца февраля во многих студиях будут новогодние украшения и елки, а с марта декор в студиях меняют на весенний. Ближе к осени он снова сменится, в зависимости от фантазии владельцев и декораторов студии.
Поэтому важно убедиться, что на сайте фотостудии вы видите актуальные фотографии. Обычно самые свежие фото находятся в соцсетях студий.
В этой статье я показываю вам актуальные на сегодня, 6 марта 2019, интерьеры в различных киевских студиях.
Это лишь небольшая часть студий, но те, которые лично я считаю лучшими, и где я уже снимала или хотела бы поснимать. Конечно, я знаю далеко не все студии, их уже наберется больше сотни, если не две. И постоянно открываются новые.
Например, это обновленный зал Модерн в фотостудии InLight, состоит из двух пространст в разных стилях и интерьерах.
Ну и самое главное…
Как выбрать студию для своей фотосессии?
Самый простой способ – рассказать о своих желаниях и ожиданиях от фотосессии фотографу, а он вам предложит список студий на выбор. Я так обычно и делаю.
Для этого надо показать фотографу на картинках, какие снимки вам нравятся (см. статью “Как готовиться к фотосессии”).
Если у вас есть маленькие дети или вы ограничены во времени, попробуйте поискать студию в своем районе.
Есть неплохие студии и на Левом берегу Киева, вовсе необязательно ехать за красивыми кадрами через полгорода, если это достаточно сложно. Хороший фотограф хорошо снимет вас в любой более-менее приличной студии 😉
Сколько стоит аренда студии для фотосессии?
Стоимость студий очень разнится, зависит от месторасположения, наполнения студия, технического обеспечения, от наличия в ней интерьера, дополнительных услуг, а также от ее популярности.
Самую простую студию с однотонными белым/серым/черным фоном и парой источников света можно арендовать от 200 грн в час. Хорошая интерьерная студия обойдется в 500-700 гривен в час.
Студия Горошинка
Есть профессиональные огромные залы, по сути – цеха, для рекламных съемок, там стоимость аренды может быть и 1000, и 2000 гривен в час.
Я обычно не включаю аренду студии в стоимость фотосессии, чтобы мои герои были свободны в своем выборе.
Когда и как бронировать студию?
Желательно заранее.
Если фотостудия очень популярная, то уже за неделю до вашей даты может не быть удобного для вас времени, особенно в холодное время года.
Первым расходится время дневного света (в залах с окнами), это примерно с 10 до 16. Так что съемку в очень хорошей студии с большими окнами нужно планировать заранее, за 2-4 недели.
Теоретически, с сегодня на завтра тоже можно найти студию, но выбор будет очень невелик и она может оказаться где-то далеко, в другом конце города.
Поэтому начинать подготовку к фотосессии лучше за 2-4 недели: пока определитесь, чего вы хотите, пока выберете студию вместе с фотографом…
Большинство студий берут 100% предоплату за аренду. Предоплата обычно переводится на карточку студии.
Стоит внимательно почитать правила бронирования студии – где-то можно вернуть предоплату, если отменить бронь за сутки или двое, а в некоторых студиях предоплата не возвращается (из-за высокой популярности), и все, что вы сможете сделать, – это перенести свое бронирование на другую дату.
Как могут быть дополнительные услуги в фотостудии?
В большинстве студий будет гримерка или место для визажиста (зеркало, столик, освещение и стул), которое можно арендовать за дополнительную плату (100-200 грн без стоимости услуг визажиста).
Кроме того, в интерьерных студиях часто есть большой выбор реквизита – от игрушек и посуды до зеркал, пледов, стулов. Обычно реквизитом можно пользоваться бесплатно. На сайтах студий можно увидеть, что есть в наличии.
При некоторых киевских студиях (Inlight, Fusion, Горошинка) также есть аренда одежды, чаще всего, это платья взрослые и детские, одежда для беременных и разные костюмы, шляпы и так далее. Об этом тоже обычно можно узнать на сайте.
Как я выбираю студию?
Как обычно, я ориентируюсь на идею фотосессии и действую по ощущениям.
Мне хочется, чтобы моим героям фотосессий было комфортно в студии, тепло, чисто, чтобы администраторы были вежливые и готовы помочь, а также, уж простите, чтобы был комфортный туалет, куда можно сводить и ребенка. Это все, вроде бы, мелочи, но они и составляют общее впечатление от фотосессии и от работы со студией, поэтому я стараюсь выбирать не только по интерьеру.
Есть даже студии, куда я больше не пойду снимать, несмотря на красивый декор.
В любом случае, ваш фотограф может вам порекомендовать, где, как ему кажется, именно ваша фотосессия пройдет лучше всего.
Что еще надо знать о фотосессии в студии?
Важные моменты:
Во-первых, чистое время съемки в студии будет короче, чем в другом месте.
Если вы арендовали студию на час, то в этот час будет входить и переодевание, и 5-10 минут на сборы в конце фотосессии, перед приходом следующих клиентов в зал.
Во-вторых, переодеваются обычно прямо в зале, или в примыкающей гримерке, чаще всего, в зале есть шторка, за которой можно переодеться. Время на то, чтоб выйти, например, в туалет и переодеться, обычно не тратится. Хотя, если туалет или ванная близко, то можно и там.
В-третьих, уже во многих студиях ввели правило аренды студии не меньше 2х часов.
Лично меня это огорчает, потому что я и за часовую съемку успеваю сделать отличные фотографии, и не вижу смысла мучить маленьких детей дольше фотосессией, но правила есть правила. Иногда получается договориться, иногда нет.
Так что, в четвертых, читайте правила фотостудий на сайте. Они разные у каждой студии. Например, часто за участие в съемке больше семи человек будет повышенный тариф на аренду. Так же у каждой студии свои правила по съемкам с животными.
И бонус:
Можно ли обойтись без аренды студии для фотосессии?
Можно!
Можно провести красивую портретную съемку и на улице города или на природе, а также в городском кафе с большими окнами (таких тоже большое количество по городу).
Кроме того, можно провести фотосессию у вас дома (если вам нравится ваш интерьер, и он подходит под задумку) или на вашем рабочем месте (рабочий кабинет, художественная студия или даже танцевальный зал).
И есть некий компромиссный вариант – локация-сад. В некоторых студиях есть выход на свежий воздух, где они летом в зелени создают красивую фотозону. Эту зону тоже можно арендовать и снимать с естественным светом.
Правда, тут есть момент – главное, чтоб не было дождя.
Как альтернатива, зелень и сад внутри помещения, как в фотостудии Фьюжн сейчас. Фотограф может вас так сфотографировать сквозь ветки и листики, чтоб создастся впечатление, что вы были на улице 😉
Обычно я помогаю подбирать локации и всячески сопровождаю вас во время съемки. Но если Вам хотелось разобраться самим, то надеюсь, вам была полезна эта статья!
Также почитайте очень подробную статью “Как готовиться к фотосессии – советы профессионального фотографа”.
А если вы – фотограф и готовитесь снимать портретную фотосессию, то вам пригодится этот чеклист для фотографа “Подготовка к фотосессии”.
Хотите заказать у меня фотосессию? Выбирайте тип фотосессии, пакет на съемку и пишите/звоните мне +380986987316 (WhatsApp).