Как найти ступени на гитаре

Что такое ступени в музыке и на гитареЗдравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола.

Кто еще не подписан на Гитаршколу, подпишитесь прямо сейчас с помощью форму ниже. Так вы сможете получать гитарные уроки каждый день и быстро сможете научиться играть на гитаре.

Сейчас расскажу вам о ступенях в музыке. Всего ступеней 7. Обозначаются они римскими цифрами. Сама по себе ступень представляет собой звук определённого звукоряда (мажорного или минорного).

В зависимости от выбранного звукоряды, звучание гамм будет разное. Чтобы более детально изучить существующие звукоряды, я советую Вам почитать статьи про тональности, а именно мажорные тональности и минорные тональности.

Сначала запишу их, а потом разберёмся на примере:

I Тоника

II Верхний вводный тон

III Верхняя медианта

IV Субдоминанта

V Доминанта

VI Субмедианта

VII Нижний вводный тон.

Первая, четвёртая и пятая ступени являются устойчивыми, они так и называются, а все остальные называются добавочными.

Теперь на примере посмотрим:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII

Если мы возьмём другую гамму, уже другие ноты будут другими ступенями соответственно.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

  1. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 1

    1

    Научитесь читать гриф гитары. На гитаре, передняя, длинная и тонкая часть, где вы прижимаете свои пальцы, называется грифом. Выпуклые металлические порожки на грифе делят его на лады. Гаммы получаются путем сыгрывания нот при различных сочетаниях ладов, поэтому важно уметь их отличать:

    • Лады нумеруются от головы гитары в направлении ее корпуса. К примеру, самый верхний порожек у головы гитары — первый лад (или «лад 1»), следующий лад — это второй лад, и так далее.
    • Прижимание струны на определенном ладу и удар по этой струне над корпусом гитары сыгрывает соответствующую ноту. Чем ближе лады к корпусу гитары, тем выше ноты.
    • Точки на ладах служат для запоминания позиции ладов — они помогают легко помнить, где вы прижимаете свои пальцы, без необходимости постоянно считать лады от головы гитары.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Ron Bautista

    Ron Bautista

    Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

    Рональд Баутиста — профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре в More Music и музыкальной школе Лос-Гатос в Калифорнии. Имеет более 30 лет опыта исполнения музыки и более 15 лет опыта преподавания. Преподает джаз, рок, фьюжн, блюз, фингерстайл и блюграсс.

    Ron Bautista

    Ron Bautista
    Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

    Гаммы помогут улучшить вашу музыкальность, но на это потребуется время. Чтобы получить какой-то результат, над гаммами нужно работать долгое время. Думаю, некоторые ожидают, что научившить играть гаммы, они научатся музицировать, но это не так. Однако если вы будете практиковаться каждый день, то со временем заметите, что ваша игра стала мелодичнее.

  2. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 2

    2

    Выучите названия нот на грифе. Каждый лад на гитаре берет ноту, у которой есть свое имя. К счастью, всего существует только 12 нот — названия просто постоянно повторяются. Ноты, которые вы можете сыграть, представлены ниже. Имейте ввиду, что у некоторых нот есть два отличных названия:

    • ля (A), ля-диез/си-бемоль (A#/Bb), си (B), до (C), до-диез/ре-бемоль (C#/Db), ре (D), ре-диез/ми-бемоль (D#/Eb), ми (E), фа (F), фа-диез/соль-бемоль (F#/ Gb), соль (G), соль-диез/ля-бемоль (G#/Ab). После этого ноты снова повторяются, начиная с ля.
    • Изучение позиций различных нот не является чем-то очень сложным, однако и на это нужно какое-то время, чтобы осветить в этой статье.
  3. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 3

    3

    Выучите названия струн. Вы можете ссылаться на различные струны, называя их как «самая толстая, вторая самая толстая», и так далее, но гораздо проще разговаривать о гаммах, зная их действительные названия. К тому же это еще и полезно, так как струны именуются в соответствие ноте, которую они берут, когда не прижимается никакой лад. В обычной шестиструнной гитаре со стандартной настройкой струны именуются следующим образом:[1]

    • ми (E, самая толстая) —ля (A) — ре (D) — соль (G) —си (B) —ми (E, самая тонкая)

    На заметку: самая толстая и самая тонкая струна носят одно название, поэтому многие называют их «нижняя» и «верхняя» ми. В английской нотации для тонкой струны иногда используется строчная «е» вместо заглавной..

  4. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 4

    4

    Изучите понятие тона и полутонов в гаммах. Проще говоря, гамма — это просто последовательность нот, которые приятно звучат, когда играются по порядку. Когда вы перейдете к изучению гамм, вы поймете, что все гаммы строятся по схемам из «тонов» и «полутонов». Звучит весьма сложно, однако они просто служат способом описания различных интервалов на грифе[2]

    • Полутон — это интервал в один лад ниже или выше. К примеру, если вы играете до (струна ля, третий лад), переход на один лад вверх даст вам ноту до-диез (струна ля, четвертый лад). Можно сказать, что ноты до и до-диез отличаются на полтона.
    • Тон — то же самое, только интервал будет в два лада. К примеру, если мы стоим на до и двигаемся на два лада вверх, мы берем ноту ре (струна ля, пятый лад). Таким образом, ноты до и ре отличаются на целый тон.
  5. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 4

    5

    Ступень гаммы. Вы уже почти готовы к изучению гамм. Последнее понятие, которое нужно запомнить — это «ступени». Они нужны для определения нот, поскольку гаммы являются последовательностями нот, которые нужно играть по порядку. Ступени перечислены ниже.[3]
    Изучение количественных названий для каждой ступени очень важно; другие названия применяются реже.

    • Нота, с которой вы начинаете, называется основным тоном или первой. Иногда ее также называют тоникой.
    • Вторая нота называется второй или верхним вводным тоном.
    • Третья нота называется третьей или медиантой.
    • Четвертая нота называется четвертой или субдоминантой.
    • Пятая нота называется пятой или доминантой.
    • Шестая нота называется шестой или субмедиантой.
    • Седьмая нота называется седьмой; у нее есть несколько других имен, которые меняются в зависимости от гаммы, поэтому мы опустим их в этой статье.
    • Восьмая нота называется октавой. Ее также иногда называют тоникой, так как это одна и та же нота, что и первая, только выше.
    • После октавы, вы либо можете начать все заново со второй, либо продолжать с девятой. К примеру, ноту после октавы, можно назвать «девятой» или «второй», но это одна и та же нота в любом случае.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Ron Bautista

    Ron Bautista

    Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

    Рональд Баутиста — профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре в More Music и музыкальной школе Лос-Гатос в Калифорнии. Имеет более 30 лет опыта исполнения музыки и более 15 лет опыта преподавания. Преподает джаз, рок, фьюжн, блюз, фингерстайл и блюграсс.

    Ron Bautista

    Ron Bautista
    Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

    Думайте шире, чем просто об игре вверх и вниз. Гамма — это, фактически, диаграмма связанных нот, из которых можно составить мелодии или аккорды. Когда вы играете гаммы, вы создаете основу для понимания меложии и связанных аккордов. По сути, это диаграмма, отражающая устройство музыки.

    Реклама

  1. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 6

    1

    Выберите начальную ноту (основной тон) для вашей гаммы. Тип гаммы, которую мы изучим в этом разделе — это мажорная гамма. Это хороший выбор для начального обучения, так как большинство других гамм основаны на мажорной гамме. Одним замечательным свойством гамм является то, что вы можете играть их, начиная с любой ноты. Чтобы начать, выберите любую ноту ниже 12-ого лада на низкой ми струне или струне ля. Играя на одной из низких струн, у вас будет много места для перемещения вверх и вниз по гамме.

    • Для примера, давайте начнем с соль (нижняя ми струна, третий лад). В этом разделе вы узнаете, как играть гамму соль-мажор — гаммы называются согласно их основным тонам.
  2. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 7

    2

    Изучите схему ступеней мажорной гаммы. Любая гамма может быть записана как схема целых тонов и полутонов. Очень важно изучить схему ступеней мажорной гаммы, так как большинство других гамм происходят от нее. Смотрите ниже:

    • Начните с основного тона, затем следуйте этим шагам:
      Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
    • К примеру, если мы стоим на соль, сначала мы перейдем вверх на целый тон в ля. Затем, мы перейдем на другой тон в си. Далее, мы перейдем вверх на полтона в до. Следуя схеме выше, гамма продолжится сыгрыванием нот ре, ми, фа-диез, и закончится на соль.
  3. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 8

    3

    Изучите аппликатуру пальцев для мажорной гаммы. Вы можете сыграть всю гамму на одной струне, но это слишком просто — обычно вы не заметите такого за гитаристами. Вместо этого, намного более распространенной практикой будет двигаться вверх и вниз по нескольким струнам при сыгрывании этой гаммы. Это сократит количество необходимых движений вашей руки.

    • Для изученной соль-мажорной гаммы, мы начинаем играть на третьем ладу на низкой ми струне. Затем играем ля и си на пятом и седьмом ладу струны ми.
    • Далее мы играем до на третьем ладу струны ля. Играем ре и ми на пятом и седьмом ладу струны ля.
    • Затем играем фа-диез на четвертом ладу струны ре. Заканчиваем, играя соль на пятом ладу струны ре.
    • Заметьте, что нам не пришлось двигать нашу руку вверх и вниз по грифу при такой игре — мы просто играли разные струны и тянули пальцы.
  4. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 9

    4

    Повторяйте ступени и аппликатуру на практике. В целом схема мажорной гаммы (начиная со струны соль) будет выглядеть так:[4]

    • Низкая струна ми: соль (3 лад), ля (5 лад), си (7 лад).
    • Струна ля: до (3 лад), ре (5 лад), ми (7 лад).
    • Струна ре: фа-диез (4 лад), соль (5 лад).
  5. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 10

    5

    Попробуйте пробегаться по этой схеме вверх и вниз по грифу. Пока вы начинаете играть с низкой ми или ля струны, аппликатура изученной вами мажорной гаммы может быть сыграна с любой позиции на грифе. Другими словами, просто сдвиньте все ноты вверх или вниз на то же количество ладов/ступеней, чтобы играть различные мажорные гаммы.

    • К примеру, если хотите сыграть си-мажорную гамму, нужно просто перейти по грифу на седьмой лад низкой ми струны. Затем, нужно просто использовать ту же аппликатуру, что и прежде, чтобы сыграть гамму как эта:
    • Низкая струна ми: си (7 лад), до-диез (9 лад), ре-диез (11 лад).
    • Струна ля: ми (7 лад), фа-диез (9 лад), соль-диез (11 лад).
    • Струна ре: ля-диез (8 лад), си (9 лад).
    • Заметьте, что расположение пальцев на ладах ровно такое же, как и прежде. Просто сдвигайтесь вверх и вниз, чтобы играть различные мажорные гаммы.
  6. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 11

    6

    Заучите гаммы, пробегаясь вверх и вниз. Обычно гаммы играют не только в одном направлении. Как только вы освоите игру мажорной гаммы вверх, попробуйте играть ее в обратном направлении, как только сыграете полную октаву. Все, что вам нужно, — играть те же ноты, но в обратном порядке, без каких-либо изменений.

    • К примеру, если нужно сыграть си-мажорную гамму вверх и вниз, то нужно играть ноты так:
    • Игра вверх: си, до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си
    • Игра вниз: си, ля-диез, соль-диез, фа-диез, ми, ре-диез, до-диез, си
    • Если вы хотите играть гамму в размер 4/4, играйте каждую ноту как четверть или восьмушка. Играйте октаву дважды или переходите к девятой ноте (тон сразу за октавой), затем идите обратно. Это даст вам необходимое количество нот для того, чтобы гамма «сравнялась» со счетом.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Помимо исполнения гамм вверх и вниз, вы можете играть их по определенным схемам, что пойдет на пользу вашей технике.

    Ron Bautista

    Ron Bautista

    Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

    Рональд Баутиста — профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре в More Music и музыкальной школе Лос-Гатос в Калифорнии. Имеет более 30 лет опыта исполнения музыки и более 15 лет опыта преподавания. Преподает джаз, рок, фьюжн, блюз, фингерстайл и блюграсс.

    Ron Bautista

    Ron Bautista
    Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

    Реклама

  1. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 12

    1

    Запомните разницу между минорной мажорной гаммой. У минорной гаммы много общего с мажорной гаммой. Как и мажорная гамма, минорные гаммы называют согласно их основным тонам (к примеру, ми-минор, ля-минор и так далее). Большинство нот даже одинаковые. Есть всего несколько отличий, которые вам необходимо запомнить:[5]

    • У минорной гаммы понижается третья ступень.
    • У минорной гаммы понижается шестая ступень.
    • У минорной гаммы понижается седьмая ступень.
    • Чтобы понизить ноту, просто сдвиньте ее на полтона вниз. Это значит, что третья и седьмая ноты в гамме будут на один лад ниже, чем в мажорной гамме.
  2. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 13

    2

    Разучите ступенчатую схему для минорной гаммы. Отличие от мажорной гаммы будет в понижении на третьей, шестой и седьмой нотах в схеме минорной гаммы. Запоминание новой схемы может быть весьма полезно при освоении минорных гамм.

    • Схема минорной гаммы начинается с основного тона, то есть:
    • Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, полутон.
    • К примеру, если хотите сыграть гамму соль-минор, начните играть гамму соль мажор и понижайте третью, шестую и седьмую ступень на полтона.
    • Гамма соль-мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль. Гамма соль-минор будет: соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль.
  3. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 14

    3

    Выучите аппликатуру для минорных гамм. Так же как и с мажорными гаммами, ноты в минорных гаммах играются на определенных ладах, и вы можете бегать вверх и вниз по грифу, играя различные минорные гаммы. Пока вы начинаете играть минорные гаммы с низкой ми струны или струны ля, минорная схема будет одинаковой.

    • К примеру, давайте сыграем минорную гамму ми-бемоль. Для этого мы просто начнем играть гамму ми-бемоль, понижая при этом третью, шестую и седьмую ступени вниз на один лад, вот так:
    • Струна ля: ми-бемоль (6 лад), фа (8 лад), фа-диез (9 лад).
    • Струна ре: ля-бемоль (6 лад), си-бемоль (8 лад), си (9 лад).
    • Струна соль: ре-бемоль (6 лад), ми-бемоль (8 лад).
  4. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 15

    4

    Тренируйтесь играть гамму вверх и вниз. Как и мажорные гаммы, минорные гаммы тоже часто играют вверх и вниз. Вы просто играете ту же последовательность нот, но в обратном направлении без изменений.

    • К примеру, если вы хотите сыграть гамму ми-бемоль вверх и вниз, то это делается так:
    • Вверх: ми-бемоль, фа, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, си, ре-бемоль, ми-бемоль
    • Вниз: ми-бемоль, ре-бемоль, си, си-бемоль, ля-бемоль, фа-диез, фа, ми-бемоль
    • Тут вы тоже можете добавить, девятую ступень (в этом случае нота фа после октавы) или играть октаву дважды, чтобы попасть в размер 4/4.

    Реклама

  1. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 16

    1

    Практикуйтесь играть хроматические гаммы для тренировки и скорости. Одной полезной разновидностью гамм для тренировки является хроматическая гамма. В этой гамме все ступени разделены на полтона. А это значит, что хроматическую гамму можно сочинить, просто пробегаясь вверх и вниз по ладам в определенном порядке.

    • Попробуйте выполнять это хроматическое упражнение: Для начала выберите одну из струн на гитаре (неважно какую). Начните отсчитывать ритм 4/4. Сыграйте по открытой струне (без зажатия ноты на ладу) как четвертную ноту, затем на первом ладу, далее на втором, и третьем. Не останавливаясь, сыграйте на первом ладу, на втором, третьем и четвертом. Держите ритм ровно и играйте на втором, затем на третьем, четвертом и пятом. Продолжайте эту схему, пока не дойдете до 12 лада, а затем возвращайтесь!
    • К примеру, если вы играете на высокой ми струне, ваше хроматическое упражнение будет таким:
    • Счет раз: ми (открытая), фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад).
    • Счет 2: фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад), соль-диез (4 лад).
    • И так далее до 12 лада (и обратно).
  2. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 17

    2

    Выучите пентатонику. В пентатонике содержится всего 5 нот и все они приятно звучат при одновременном сыгрывании, поэтому эта гамма часто используется в сольных партиях. В частности, минорная пентатоника исключительно популярная в роке, джазе и блюзе. Минорная пентатоника содержит следующие ступени: основной тон, пониженная 3 ступень, четвертая, пятая, и пониженная седьмая ступень (плюс октава). Это практически минорная гамма, но без второй и шестой ступени..

    • К примеру, если мы начнем с низкой ми струны, ля-минорная пентатоника будет такой:
      • низкая струна ми: ля (5 лад), до (8 лад); струна ля: ре (5 лад), ми (7 лад); струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад).
    • Тут, если хотите, можете продолжить играть те же ноты на высоких струнах:
      • струна соль: до (5 лад), ре (7 лад); струна си: ми (5 лад), соль (8 лад); струна ми: ля (5 лад), соль (8 лад).
  3. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 18

    3

    Изучите блюзовую гамму. Как только вы освоите минорную пентатонику, очень просто сыграть связанную с ней «блюзовую гамму». Для этого нужно просто добавить пониженную пятую ступень гаммы в минорную пентатонику. Это даст вам гамму с шестью нотами; все остальное будет без изменения. К примеру, если вам нужно сделать из ля-минорной пентатоники блюзовую ля гамму, сыграйте так:

    • Низкая струна ми: ля (5 лад), до (8 лад); струна ля: ре (5 лад), ми-бемоль (6 лад), ми (7 лад); струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад); струна соль: до (5 лад), ре (7 лад), ми-бемоль (8 лад); струна си: ми (5 лад), соль (8 лад); струна ми: ля (5 лад), до (8 лад).

    На заметку: пониженная пятая ступень известна как «блюзовая нота». Несмотря на то, что она находится в гамме, она несколько странно звучит и сама по себе неблагозвучна, поэтому, если вы играете сольную партию, старайтесь использовать ее в качестве вводного тона, то есть, играйте ее при переходе к другой ноте. Не держите эту блюзовую ноту слишком долго!

  4. Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 19

    4

    Разучите двухоктавные версии всех гамм. Как только вы дойдете до октавы гаммы, вам необязательно возвращаться. Просто считайте октаву как новую тонику и используйте ту же ступенчатую схему для сыгрывания второй октавы. Мы уже кратко касались этой темы при изучении минорной пентатоники, однако это то, что вы можете практиковать практически с любой гаммой. Начиная с позиции нижних двух струн, можно достаточно легко покрыть две целых октавы в одной и той же части грифа. Заметьте, что вторая октава обычно содержит отличную аппликатуру даже с учетом одинаковых ступеней.

    • Давайте разучим двухоктавную мажорную гамму. Как только вы ее запомните, вам будет легко понять любые другие двухоктавные версии мажорных гамм. Будем пробовать соль-мажор (самая первая гамма, изученная нами в этой статье). На данный момент мы умеем это:
      • низкая струна ми: соль (3 лад), ля (5 лад), си (7 лад); струна ля: до (3 лад), ре (5 лад), ми (7 лад); струна ре: фа-диез (4 лад), соль (5 лад).
    • Продолжайте, используя ту же схему — тон, тон, полутон и так далее:
      • струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад); струна соль: си (4 лад), до (5 лад), ре (7 лад); струна си: ми (5 лад), фа-диез (7 лад), соль (8 лад).
    • И затем возвращаемся!

    Реклама

Советы

  • Ищете легкие пути изучения аппликатур для различных гамм? Посмотрите тут, полезный сайт, позволяющий быстро найти гамму по ее типу и тонике.[6]
  • Выше мы играли гаммы на струнах ми (низкая) и ля. Вообще же, вы можете играть их и на высоких струнах — это исключительно полезно для сольной партии. Посмотрите на различные вариации гамм на сайте, приведенном выше, чтобы узнать, сколькими способами можно сыграть ту же последовательность нот на грифе!

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 212 928 раз.

Была ли эта статья полезной?

На чтение 5 мин Просмотров 8.4к. Опубликовано 03.05.2022

Содержание

  1. Что такое пентатоника
  2. Как строится пентатоника
  3. Для чего нужна пентатоника
  4. Как играть пентатонику
  5. Практика
  6. Боксы
  7. Минорная пентатоника — ля минор (A minor pentatonic scale)
  8. Мажорная пентатоника — соль мажор
  9. Как объединять боксы пентатоники
  10. Как играть пентатонику упражнения
  11. Растяжка пальцев
  12. Смещение рук при игре
  13. Позиционирование на грифе
  14. Обыгрывание нот
  15. Пентатоника и технические приемы
  16. Пентатоника по всему грифу
  17. Пентатоника в различных стилях музыки
  18. Блюз
  19. Джаз
  20. Рок
  21. Металл

Что такое пентатоника

Пента с латинского переводится как пять, отсюда и название гамм, которые имеют 5 нот в составе, а не семь, как у классической. Пентатоники придают своеобразное звучание произведениям, и широко используются в блюзовой и джазовой музыке. Изучение строения пентатоник важно для написания собственных произведений и импровизаций.

Как строится пентатоника

Как и любая гамма, пентатоника имеет 2 разновидности:

  • Мажорная. За основу берется классическая гамма одноименного характера, и из нее убирается четвертая и седьмая ступень.
  • Минорная. Принцип схож с предыдущим типом, только убрать следует вторую и шестую ноты из гаммы.

мажорная и минорная пентатоники

Для чего нужна пентатоника

Как было сказано ранее, пентатоника обрела особую популярность в джазовой и блюзовой музыке, где имеет наибольший простор для применения. Кроме того, многие роковые композиции, даже хард – рок, используют такие гаммы для написания музыки.

Основные сферы применения:

  • Создание аккомпанемента;
  • Импровизации при исполнении;
  • Создание музыкальных композиций.

Как играть пентатонику

Чтобы играть такие гаммы, нужно знать понятие бокса – это последовательности нот, расположенных в радиусе 4-5 ладов на всех струнах. С помощью боксов строятся и играются пентатоники на гитаре. Именно поэтому важно изучить расположение нот на грифе и научиться на нем быстро находить нужный звук.

электрогитара

Практика

Боксы

Для игры пентатоник применяют 5 боксов, соответствующих аккордам До (C), Ля (A), Соль (G), Ми (E) и Ре (D). Эти боксы подходят для обоих видов гамм, отличающихся лишь строением и расположением ступеней. При игре классических боксов каждая струна играется по 2 раза.

Минорная пентатоника — ля минор (A minor pentatonic scale)

обозначения нот на грифе

В минорной гамме из 7 звуков не проигрываются вторая и шестая ноты. Боксы этого вида пентатоники состоят из нот, которые имеет гамма в своем звучании. Для начала изучения принципа игры стоит научиться играть ля – минор в классической позиции, а затем стоить её в других.

1 позиция

1 позиция минорная пентатоника

2 позиция

2 позиция минорная пентатоника

3 позиция

3 позиция минорная пентатоника

4 позиция

4 позиция минорная пентатоника

5 позиция

5 позиция минорная пентатоника

Мажорная пентатоника — соль мажор

В мажорных пентатониках отсутствуют 4 и 7 ноты. Принцип построения боксов такой же, как и у минорных.

1 схема

1 схема мажорная пентатоника

2 схема

2 схема мажорная пентатоника

3 схема

3 схема мажорная пентатоника

4 схема

4 схема мажорная пентатоника

5 схема

5 схема мажорная пентатоника

Как объединять боксы пентатоники

При слиянии нескольких боксов в единую мелодию музыканты не используют все звуки у каждого бокса. Они берут фрагменты, соединяют их так, что один бокс равномерно переходит в другой. Это возможно при наличии общих нот, служащих переходом из одного бокса в другой.

акустика

Как играть пентатонику упражнения

Основным упражнением является игра бокса пентатоники определенной тональности. Это стоит делать постоянно, отрабатывая не только механизм игры, но и запоминать расположение того или иного бокса определенной тональности.

Мажорные и минорные гаммы одной тональности стоит отрабатывать одновременно.

Растяжка пальцев

Это одной из важных умений гитариста. Для игры пентатоник растяжка пальцев имеет огромное значение. Это связано с тем, что в музыкальных произведениях зачастую боксы объединены и требуют перехода из одного в другой. Эти переходы не всегда удобны, а ноты не всегда расположены рядом, что требует растяжки и быстрых движений пальцев.

Упражнения для разработки пальцев основаны на плавном и быстром перемещении пальцев по грифу. Это осуществляется при помощи применения легато – быстрое проигрывание звуков без пауз. Это позволяет не отрывать руку от грифа, а скользить по нему.

Смещение рук при игре

Упражнения на отработку такого навыка позволяют быстро и плавно маневрировать пальцами на ладах.

В этом упражнении используются приемы легато и глиссандо – плавное скольжение от одного звука до другого.

Позиционирование на грифе

Исходя из термина упражнения, ясно, что оно позволяет быстро сменять позиции руки и пальцев на гитаре в рамках одного бокса. Это позволяет быстро ориентироваться на грифе и создавать более разнообразные музыкальные фразы. Для быстрой смены позиций используется прием «хаммер он» — прием, основанный на извлечении звука путем удара пальцем левой руки по струнам. Именно он позволяет быстро перейти на проигрывание аналогичного звука в другой позиции.

Обыгрывание нот

Это упражнение направлено на обыгрывание боксов пентатоники определенных тональностей в одной позиции.

Также существует 2 разновидности обыгрывания:

  • Со смещением;
  • Игра трех боксов в пределах трех октав.

Пентатоника и технические приемы

Различные техники помогают не только отрабатывать игру 5-ступенчатых гамм, но и создавать на их основе музыкальные рисунки и цельные произведения.

Основных приемов, с помощью которых звучание пентатоник становится ярче и насыщеннее, четыре:

  • Легато – быстрое проигрывание звуков без пауз;
  • Глиссандо – плавное скольжение звуков от одного к другому;
  • Бэнды – частотное вибрато – прием, который позволяет извлекать искусственные ноты;
  • Вибрато – колебание пальца, которое вызывает вибрацию определенного звука.

Пентатоника по всему грифу

Это упражнение основано на проигрывании гаммы одной тональности по всему грифу. После успешного освоения данного упражнения можно разнообразить звучание различными музыкальными приемами.

Пентатоника в различных стилях музыки

Блюз

Блюзовая музыка берет гаммы из 5 нот за основу. Это создает специфическое звучание, не дающее спутать такую музыку с любым другим стилем.

Позиции блюзовой пентатоники:

позиции блюзовой пентатоники

Джаз

Для исполнения джаз невероятно сложен. Этот специфический вид музыки сочетает в себе нестандартные лады и ломаный размер. Тем не менее пентатоника проникла и в джазовые композиции. Всё из-за большого количества импровизаций, которыми наполнено любое произведение джаза.

Рок

В этом виде музыки также имеет место использование нестандартного вида гамм. Кроме соло, которые так часто включены в рок – композиции, пентатонические гаммы располагаются также и в риффах.

Бесполутоновый звукоряд

Металл

В такой разновидности музыки используется пентатоника в специфической форме – в виде триолей и секстолей. Это обусловлено тем, что металл требует создания стремительного нарастающего звучания.

Пентатоника — это самая главная гамма в популярной музыке. Зная пентатонику, вы без проблем сможете обыгрывать любые гармонии, аккомпанировать другому инструменту и придумывать собственные соло.

Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.

Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.

Что такое пентатоника? Необходимая теория

Как строится пентатоника

Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:

до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).

В Ля-минор входят те же ноты

ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).

Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной — IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.

Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.

Для чего нужна пентатоника

  1. Сочинять музыку.
  2. Аккомпанировать любому музыканту.
  3. Импровизировать во время выступления.

Как играть пентатонику

Пентатоника играется боксами.

Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:

Схема 5 боксов минорной пентатоники

Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:

Схема 5 боксов мажорной пентатоники

Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Возьмите гитару.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Схематичное изображение ля-минора в 5 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

Обратите внимание!

Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).

Схематичное изображение ля-минора в 7 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).

Схематичное изображение ля-минора в 9 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.

Схематичное изображение ля-минора в 12 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).

Схематичное изображение ля-минора во 2 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Схематичное изображение до-мажора в 8 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

X позиция (от II ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.

Схематичное изображение до-мажора в 10 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.

Схематичное изображение до-мажора в 1 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

III позиция (от V ступени)

4 бокс строится от ноты Соль.

Схематичное изображение до-мажора в 3 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

V позиция (от VI ступени)

Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).

Схематичное изображение до-мажора в 5 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры  Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.

Схема объединения боксов пентатоники

Два бокса в одной аппликатуре

На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.

Схема переходов между боксами пентатоники

Переходы между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Табулатура всех боксов в ре-мажоре

Боксы тональности Ре-мажор
Табулатура всех боксов в ре-минор
Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Табулатура упражнения на растяжку пальцев

Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Табулатура упражнения "Смещение рук при игре"

Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Тональность  — Ми-минор (Em).

Табулатура упражнения "Позиционирование на грифе"

Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Табулатура упражнения "Обыгрывание нот"

Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Табулатура упражнения "Обыгрывание нот со смещением"

Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Табулатура упражнения "Три бокса, три октавы"

Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Табулатура боксов пентатоники с техническими приемами

Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Как играть пентатонику в разных стилях музыки

Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:

  • блюзе;
  • джазе;
  • роке;
  • металле.

В блюзе

Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.

Табулатура пентатоники в блюзе

Блюзовая пентатоника

В джазе

Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.

Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.

Табулатура пентатоники в джазе

Джазовая пентатоника

В классическом роке

Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.

На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.

Табулатура пентатоники в классическом роке

Пентатоника в классическом роке

В металле

В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.

Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.

Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).

Табулатура пентатоники в метале

Пентатоника в метале

Советы начинающим

  1. Выучите аппликатуры боксов наизусть.
  2. Запомните, где расположены тоники. Это поможет вам строить гамму от любой точки на грифе.
  3. Занимайтесь под метроном. Всегда начинайте с темпа 50-60 bpm. Темп увеличивайте, только добившись идеального исполнения на предыдущей скорости.
  4. Записывайте свои занятия. Так вы сможете оценивать качество исполнения и анализировать свои ошибки.
  5. Играйте упражнения переменным штрихом. Переменный штрих — основа звукоизвлечения для электрогитары. Также игра переменным штрихом полезна для развития подвижности кисти правой руки.
  6. Выучите расположение всех нот на грифе.
  7. Даже простые упражнения отрабатывайте под бэкинг-трек. Так вы научитесь аккомпанировать другому инструменту, самостоятельно составлять фразы и обыгрывать их.
  8. Выучите интервалы. Так вы научитесь лучше понимать строение музыкального произведения и предугадывать его развитие.
  9. Следите за звукоизвлечением.

Что послушать

  • Metallica – Nothing Else Matters
  • Eric Clapton – Layla
  • ZZ Top – I Gotsta Get Paid
  • B. King – The Thrill is Gone
  • Joe Bonamassa — Drive

пентатоника на гитаре

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Пентатоника на гитаре — что это такое?
  • 3 Для чего нужна пентатоника
  • 4 Немного истории
  • 5 Использование в разных стилях музыки
  • 6 Как строится пентатоника
  • 7 Как играть пентатонику
  • 8 Пентатоника 5 позиций на гитаре
  • 9 Аппликатура
  • 10 Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»
    • 10.1 1 позиция
    • 10.2 2 позиция
    • 10.3 3 позиция
    • 10.4 4 позиция
    • 10.5 5 позиция
  • 11 Мажорная пентатоника на гитаре – «Соль-мажор»
    • 11.1 1 схема
    • 11.2 2 схема
    • 11.3 3 схема
    • 11.4 4 схема
    • 11.5 5 схема
  • 12 Полный список в разных тональностях
    • 12.1 До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
    • 12.2 Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)
    • 12.3 Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)
    • 12.4 Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
    • 12.5 Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)
    • 12.6 Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)
  • 13 Пентатоника табы

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

Для чего нужна пентатоника

для чего нужна пентатоника на гитареТак же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.

Немного истории

пентатоника 5 позиций

Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

пентатоника 5 позицийЕе продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.

Использование в разных стилях музыки

что такое пентатоника в музыкеКак уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.

Как строится пентатоника

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.

В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.

Как строится пентатоника

Как строится пентатоника

Как играть пентатонику

Как играть пентатонику

Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.

Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.

Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.

Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

пентатоника 5 позиций

Аппликатура

Аппликатура пентатоники

При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.

Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

аппликатура пентатоники

Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»

Минорная пентатоника на гитаре

Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

1 позиция

Минорная пентатоника

2 позиция

Минорная пентатоника

3 позиция

Минорная пентатоника на гитаре

4 позиция

Минорная пентатоника на гитаре

5 позиция

Минорная пентатоника на гитаре

Мажорная пентатоника на гитаре – «Соль-мажор»

Мажорная пентатоника на гитаре

Как и в предыдущем разделе, все позиции выстроены по системе CAGED. Их точно так же можно двигать по грифу для того, чтобы играть в разных тональностях. Тоники отмечены черными точками. Точно так же, как и в случае с минорными боксами, каждый из них является продолжением другого. Это упрощает их запоминание и позволяет проще ориентироваться внутри грифа.

1 схема

Мажорная пентатоника

2 схема

Мажорная пентатоника

3 схема

Мажорная пентатоника на гитаре

4 схема

Мажорная пентатоника на гитаре

5 схема

Мажорная пентатоника на гитаре

Полный список в разных тональностях

пентатоника табыНиже представлен полный список гамм и пентатоник во всех существующих тональностях. В этих статья подробно рассмотрены все боксы, а также частные случаи позиций от отдельных тоник. Используйте этот список, чтобы еще больше углубиться в суть вопроса о гаммах и соло-импровизации.

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

Пентатоника табы

пентатоника табыНиже представлен список табулатур с  упражнениями, ликами и боксами пентатоник в популярных тональностях. Примеры помогут вам научиться чему-то новому и разнообразить игру всех боксов под метроном.

  1. andy_james-10_pentatonic_licks.gp5  — Скачать (12Kb)
  2. blue_note_licks_colouring_the_pentatonic.gp5  — Скачать (4 Kb)
  3. lessons_scales-a_minor_c_major_pentatonic_scale.gp3  — Скачать (5 Kb)
  4. lessons_scales-em_extended_pentatonic.gp4 — Скачать (5 Kb)
  5. lessons_slides-am_pentatonic_scale.gp3 — Скачать (2 Kb)
  6. sans_rocks-pentatonic.gp4 — Скачать (21 Kb)

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кабель в стенке
  • Как найти начальные остатки
  • Пластиковое окно дугой как исправить
  • Как найти мне тебя одну подарю
  • Как найти ибрагима пашу