Как найти субъект в предложении

March 13 2016, 19:55

Categories:

  • Литература
  • Образование
  • Cancel

КАК ВЫРАЖАЕТСЯ СУБЪЕКТ В РУССКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

В русском языке субъект может выражаться по-разному. Самая привычная конструкция – это когда субъект стоит в форме именительного падежа и занимает позицию подлежащего:
Я иду в университет. Петя гуляет по городу. Вера работает в университете.

При этом понятие субъекта мы понимаем широко. Это не только лицо (деятель, участник активного действия), но и предмет, а также абстрактные понятия. Не нужно смешивать понятия «субъект» и «подлежащее».
Субъект — это смысловая, логическая роль. Подлежащее — синтаксическая роль, то, что стоит в форме именительного падежа, отвечает на вопрос кто это? что это? Как сказуемое отвечает на вопросы что делает? (делал и т.п.).

Помимо именительного падежа и позиции главного члена предложения – подлежащего, есть и другие способы выражения субъекта, которые представляют собой трудность для иностранных учащихся.

1. Винительный падеж, позиция дополнения, прямого объекта: Брата интересует лингвистика.
Нужно обратить внимание на винительный падеж в конструкции как кого зовут: Как зовут твоего папу? – Его зовут Борис. Как зовут твою сестру. – Её зовут Наташа. Меня зовут Юлия.

2. Дательный падеж: Мне нравится кататься на лыжах. Как ты думаешь, Мигелю понравится в Москве? Студентам нравится посещать занятия этого преподавателя. Можно нам поехать с вами на экскурсию? Мне нужно купить словарь. Бабушке 65 лет.
Субъект выражается формой дательного падежа при глаголе нравиться/ понравиться, предикативах можно, нужно, надо, при ответе на вопрос сколько … лет?:

3. Родительный падеж: У сестры есть собака. Завтра у Лены день рождения, давайте купим ей подарок. Я знаю, что у преподавателя нет этой книги.
Субъект имеет форму родительного падежа в конструкциях у кого есть что и у кого нет чего.

Такие конструкции особо оговариваются в момент изучения того или иного падежа. Или же вначале они вводятся лексически, т.е. без объяснения их структуры, чтобы сразу обеспечить элементарную коммуникацию с помощью фраз Меня зовут …; мне нравится … и других.

На определенном этапе все способы выражения субъекта обобщаются.

Пример языкового задания на разные способы выражения субъекта в предложении
Впишите правильную форму.
Я – МЕНЯ – У МЕНЯ – МНЕ
1.     Завтра … нужно поехать в библиотеку. 2. … сегодня много работы. 3. … есть машина. 4. Закройте, пожалуйста, окно. … холодно.
ЛЕНА – ЛЕНУ – У ЛЕНЫ – ЛЕНЕ
1.     … нравится ходить по музеям. 2. В прошлом году … ездила отдыхать в Португалию.

Субъект — это тот, кто (сам) производит действие. Посмотрите на глагол и задайте к нему вопрос «кто?/что?»:

  • кто/что сдвинул?
  • кто/что любит?

Ответ на этот вопрос и будет субъектом. В нашем случае это будут «Паровоз» и «Мать». Субьект в предложении соответствует подлежащему и всегда стоит в Именительном падеже.

А теперь раберемся с объектами. В наших предложениях они отвечают на вопрос «Кого?/Что?». Это уже Винительный падеж:

  • Кого/что сдвинул паровоз?
  • Кого/что любит мать?

Ответы на эти вопросы и будут объектами: «вагон», «дочь». В предложении они являются дополнением. Но надежнее их запомнить по вопросу и по пониманию, что не они производят действие, а действие производится над ними или действие направлено на объект.

§ 177

§ 176. Общие сведения о членах предложения

§ 178. Предложения с неразложимыми словосочетаниями

Понятие о субъекте, предикате, объекте и атрибуте

Члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение — соответствуют понятиям, которые сложились в нашем мышлении.

То, о чём думают, т. е. предмет мысли называется субъектом. В предложении субъекту соответствует подлежащее.

То, что думают о субъекте, называется предикатом. В предложении предикату соответствует сказуемое.

Понятие о предмете, на который направлено действие, или о предмете, связанном с дейстием, называется объектом. В предложении объекту действия соответствует дополнение.

Предложения со страдательным оборотом имеют особое построение, а именно: если в предложении сказуемое имеет страдательное значение, то подлежащим служит название предмета, подвергающегося действию, а деятель может быть обозначен дополнением в дательном или творительном надеже.

Эр дю аминдув (аминдив) овча. Эта юрта построена моим отцом.

В таких предложениях настоящий, действительный субъект действия аминми отец выступает дополнением, а объект дю юрта, т. е. предмет, на который направлено действие, выступает подлежащим.

Понятие о признаке предмета или действия называется атрибутом. В предложении атрибуту соответствует определение и обстоятельство.

В предложении: Аси аява тэтыгэвэ уллидерэн. Женщина шьёт хорошую одежду Аси женщина — подлежащее — соответствует субъекту мысли, уллидерэн шьёт — сказуемое — соответствует предикату мысли, тэтыгэвэ одежду — прямое дополнение — соответствует объекту действия, аява хорошую — определение — соответствует атрибуту предмета.

Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение всегда выражены в предложении отдельным словом. Субъект, предикат, объект, атрибут могут и не быть выражены отдельными словами. Понятие субъекта и предиката может быть выражено одним словом, например: Дэручэс. Ты устал — субъект выражен при помощи суффикса второго лица единственного числа.

В предложениях: Мотымасинав. Мы пошли охотиться на лося. Дюӈим. Я сделал юрту. Моларэв. Мы пошли за дровами в одном слове выражены не только субъект и предикат, но и объект действия: на лося, юрту, за дровами.

§ 178. Предложения с неразложимыми словосочетаниями →

Авторы

Елена Лебедева

Ольга Константинова

Поделиться

§ 72.
Выше было указано (см. § 70), что предикация
есть отнесение известного содержания
высказывания к действительности в
отвлечении от этого содержания. Что же
касается самого содержания высказывания,
связанного с предикацией, то оно, в
отличие от предикации, может быть
обозначено термином предикат. Иначе
говоря, предикатом является (тот предмет
мысли, который осознается вместе с
предикацией) (в том смысле, как она была
сформулирована выше). Так, в предложении
The
doctor arrived Доктор
прибыл
предикация,
выражаемая словоформой arrived,
мыслится
в связи с обозначаемым этой словоформой
прибытием

107

какого-то
лица, предикатом данного высказывания.(Являясь
предметом мысли, связанным с предикацией,
предикат сам по себе стоит вне предложения.
В предложении же предикат, как it
сама
предикация, находит свое выражение в
сказуемом. Таким образом, сказуемое
есть то слово или сочетание слов, которым
обозначается предикат и выражается
предикация.)

Предикат
обычно мыслится не отдельно, не сам по
себе, но в отношении к субъекту. Субъект
— это тот предмет мысли, по отношению
к которому мыслится, определяется и
выделяется предикат. Субъект в предложении
находит выражение в подлежащем.
Следовательно, подлежащее представляет
собой слово или сочетание слов, которым
обозначается субъект.

Из
сказанного следует, что, хотя предикат
и сказуемое, субъект и подлежащее связаны
между собой, они ни в какой мере не
являются тождественными, а поэтому
четкое разграничение этих понятий
является делом большой важности.
Сказуемое и подлежащее — это члены
предложения, представленные определенными
словами, в то время как предикат и субъект
не слова, не члены предложения, а предметы
мысли: это то, что отражается в предложении,
но само находится вне предложения. В
частности, предложение Не was
sleeping Он
спал
содержит
два основных лексических элемента,
обозначающих два предмета мысли:
известное из предыдущего контекста
лицо мужского пола и процесс сна. Если
рассмотреть эти два предмета мысли с
точки зрения их отношения к бытию, то
легко убедиться, что вместе с отношением
к бытию мыслится только второй компонент,
а именно — процесс сна; явление сна
осознается как действительное явление
прошлого, а не как что-то предположительное
или воображаемое; иначе говоря, процесс
сна представлен как реальный процесс
прошлого. Следовательно, словоформа
was
sleeping, в
связи с которой выражается предикация
и которая обозначает процесс сна,
выступающий как предикат, является
сказуемым предложения. Однако выражение
мысли о сне как о реальном процессе
прошлого дано здесь не само по себе, оно
оказывается в определенном отношении
к лицу, обозначенному словом he.
Соответственно,
это лицо будет субъектом, а слово,
обозначающее его, подлежащим предложения.

108

§ 73. В
существующих грамматиках подлежащее
и сказуемое часто определяются следующим
образом: «подлежащее — это то, о нем
говорится в предложении, а сказуемое —
это то, что говорится о подлежащем».
Подобное определение ни в какой степени
нельзя считать правильным. Сплошь и
рядом бывает так, что «нечто сообщается
не сказуемым, а всем предложением в
целом, как, например, в предложениях
вроде I
see;
I
understand,
которые
вряд ли можно понимать, как сообщение
о том, что происходит с подлежащим.
Типичными примерами таких предложений
являются предложения типа Yes!
и
No!
Более
того, иногда даже может возникнуть
прямое противоречие между членением
на подлежащее и сказуемое, с одной
стороны, и на то, о чем говорится, и то,
что говорится, с другой стороны. Так,
например, в предложении Then
followed a battle of looks between them «Затем
последовала борьба взглядов между ними»
подлежащим
будет battle,
но
в то же время оно будет представлять
собой то новое, что содержится в этом
предложении, а не то, о чем в нем говорится.
Иными словами, фактическое содержание
этого предложения можно было бы передать
как What
followed was a battle of looks. Точно
таким же образом, если принимать за
подлежащее «то, о чем говорится в
предложении», то в русском предложении
типа ‘Завтра я пойду на работу, зайду в
библиотеку, пообедаю и вернусь домой’
в качестве подлежащего нужно будет
выделить не слово ‘я’, а слово ‘завтра’,
так как все сообщаемое непосредственно
относится к завтрашнему дню: в предложении
говорится о том, чем будет заполнен
завтрашний день; заключенную в предложении
мысль можно было бы сформулировать
предложением ‘Мой завтрашний день будет
состоять из посещения работы, библиотеки,
обеда и возвращения домой’. Из приведенных
примеров видно, что. традиционное
определение подлежащего и сказуемого
основано на неразграничении лексического
и грамматического. Когда подлежащее
определяется как «то, о чем говорится»,
а сказуемое — как «то, что говорится о
подлежащем», имеется в виду в
действительности не грамматическое
подлежащее и грамматическое сказуемое,
а лексическое подлежащее и лексическое
сказуемое: подлежащее и сказуемое
определяются здесь без учёта грамматических
форм и грамматических разрядов
соответствующих слов; различие между

109

тем,
«что говорится», и тем, «о чем говорится»,
лежит при таком понимании в плане
лексического значения слов, а не их
грамматического значения, в плане
соотношения между словами как лексическими
единицами, взятыми в отвлечении от их
оформления. (Подробнее о лексическом
подлежащем и лексическом сказуемом см.
§ 58.)

Кроме
того, с латинскими терминами «субъект»
и «предикат» часто связывают понятия
действующего лица (или деятеля) и
действия: первое понятие обозначается
термином «субъект», а второе — термином
«предикат». Следует, однако, иметь в
виду, что различие между указанными
понятиями лежит совершенно в ином плане,
чем различие между субъектом и предикатом,
а также подлежащим и сказуемым, хотя
оба плана обычно и пересекаются. В самом
деле, деятель не всегда совпадает с
субъектом, а, следовательно, не всегда
обозначается подлежащим. Так, в предложении
‘Пятнадцать пишется без мягкого знака
после «т»’ слово ‘пятнадцать’ является
подлежащим и соответственно обозначает
субъект, но оно ни в какой степени не
может рассматриваться как обозначение
деятеля: ведь число пятнадцать не
выполняет никакого действия и, в
частности, ничего не пишет, оно само
пишется и тем самым является не деятелем,
а объектом действия.

Таким образом,
следует различать:

1.
Субъект и предикат (предметы мысли,
соответствующие грамматическому
подлежащему и грамматическому сказуемому).

2.
Грамматическое подлежащее и грамматическое
сказуемое (слова, обозначающие субъект
и предикат).

3.
Лексическое подлежащее и лексическое
сказуемое (слова, обозначающие предмет
мысли всего высказывания и то, что
сообщается об этом предмете мысли).

4.
Деятель и действие (под которыми
понимаются источник действия в самой
обозначаемой действительности и само
действие).

Для
пояснения всего сказанного выше
представляется целесообразным разобрать
следующие примеры: Первый: ‘Дом строят’.
1. С грамматической точки зрения:

Подлежащее вообще
отсутствует.

Сказуемое —
‘строят’.

Прямое дополнение
— ‘дом’.

110

2. С точки зрения
отыскания субъекта и предиката: Субъект
как таковой в предложении вообще не
обозначен, но на него есть известные
указания в сказуемом: множественное
число, 3-е лицо.

Предикат — действие
‘строить’.

3. С лексической
точки зрения: Подлежащее — ‘дом’. Сказуемое
— ‘строят’.

4. С
точки зрения определения деятеля и
действия: Деятель не обозначен.

Действие —
‘строить’.

Второй: ‘Переводится
текст’.

1. С
грамматической точки зрения: Подлежащее
— ‘текст’. Сказуемое — ‘переводится’.

2. С
точки зрения отыскания субъекта и
предиката. Субъект — текст как предмет
объективной действительности.

Предикат — действие
‘переводить’.

3. С
лексической точки зрения: Подлежащее
— ‘переводится’. Сказуемое — ‘текст’.

4. С
точки зрения определения деятеля и
действия: Деятель не обозначен.

Действие —
‘переводить’.

3.
СКАЗУЕМОЕ

~1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В русском языке субъект может выражаться по-разному. Самая привычная конструкция – это когда субъект стоит в форме именительного падежа.
(1) Вера работает в университете.
При этом субъект мы понимаем широко. Это не только лицо (деятель, участник активного действия), но и предмет, а также абстрактные понятия.
Не нужно смешивать понятия «субъект» и «подлежащее».
Субъект — это смысловая, логическая роль.
Подлежащее — синтаксическая роль, то, что стоит в форме именительного падежа, отвечает на вопрос КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Как сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? (ДЕЛАЛ и т.п.)
Я не использую на своих занятиях понятия вроде подлежащее и сказуемое. Конечно, если передо мной не студенты-филологи.
Другие случаи выражения субъекта:
(2) 1. Меня зовут Юлия.
2. Брата интересует лингвистика. } – винительный падеж
(3) Мне нравится кататься на лыжах – дательный падеж
(4) У сестры есть собака – родительный падеж
Такие конструкции особо оговариваются в момент изучения того или иного падежа. Или вначале вводятся лексически, т.е. без объяснения (чтобы сразу обеспечить элементарную коммуникацию с помощью фраз Меня зовут …; мне нравится). На определенном этапе все способы выражения субъекта обобщаются. Можно предложить упражнения на отработку и закрепление этих форм. В качестве итогового может быть задание такого типа:
Впишите правильную форму.
Я – МЕНЯ – У МЕНЯ – МНЕ
1. Завтра … нужно поехать в библиотеку. 2. … сегодня много работы. 3. … есть машина. 4. Закройте, пожалуйста, окно. … холодно. 5. … . 6. … .
ЛЕНА – ЛЕНУ – У ЛЕНЫ – ЛЕНЕ
1. … нравится ходить по музеям. 2. В прошлом году … ездила отдыхать в Португалию. 3. … . 4. … .

Best regards,
Julia Mareeva
https://www.facebook.com/RKI.MGURussian
http://marjulia.livejournal.com/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пропавшего человека отзывы
  • Как найти аннотацию к статье
  • Как найти точки аналитической функции
  • Как составить мотивацию для сотрудников производства
  • Как составить задачу по статистике