Суффиксы имен прилагательных
Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.
Слова с суффиксом «ов» способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом «ов» заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный).
Видео: суффиксы имен прилагательных
Глагольные суффиксы
Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.
Суффиксы | Вопросы для проверки | Примеры |
-ова-
вздраг ива ю-вздраг ива ть |
||
-а-
— е — |
необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени — л — | дыш а ть-дыша л
развид е ть-развиде л |
Наречные суффиксы
Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.
Суффиксы наречий видео урок:
Причастные и деепричастные суффиксы
Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.
Различия причастий и деепричастий
Наверное, самый простой признак, по которому их можно различить — вопросы, на которые отвечают данные части речи. Причастие отвечает на вопросы имени прилагательного, например: «Какое?». Деепричастие же отвечает на вопросы, связанные с деятельностью, то есть: «Что сделав?», «Что делая». Также, чтобы различить их можно попробовать изменить по падежам. Причастие легко поддается этому приему, деепричастие же остается неизменным. Ну, и последним довольно легким способ является — посмотреть на роль в предложении. В данном случае, причастие будет определением, деепричастие — обстоятельством.
Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской
Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные. Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку «Маш еньк а», таким образом, показав свою любовь этому человеку. Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.
Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.
Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксов играет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит голосов. А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях. К примеру «Лисенок казался ему таким беззащитным»- писатель мог бы использовать слово «лис», но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.
Суффиксы для обозначения процессов и абстракций
В большинстве случаев, людям не приходится слушать о таком ответвлении. Тем не менее, подобное правописание суффиксов существует. Наиболее часто данные виды встречаются в исторических произведениях, описаниях, классической литературе. В качестве примеров можно привести слова, образованные с помощью подобных суффиксов, такие как: обломов щин а, глуб ин а, смолен щин а.
Разумеется, встречаются они нередко, если вы любите проводить время в компании книжек. Но немногие знают, что такие слова относятся к данным разрядам.
Суффиксы для обозначения людей
Здесь нередко допускаются глупые ошибки, потому будьте внимательны, решая, как написать суффикс. Если перед ним располагаются такие согласные, как: з, д, т, ж, с, то ставится «чик». В случае остальных — «щик».
Суффиксы для обозначения растений
Одним из последних последних направлений суффиксов являются — растения. Иногда люди путают, думая, что названия большинства растений представляют один сплошной корень. Но это абсолютно неверная информация. В названиях кустарников, злаков, плодов точно также есть суффиксы, которые как раз таки помогают нам не путаться в бесчисленном множестве интересных названий.
Самыми популярными суффиксами считаются «иц» и «ниц». Из примеров можно привести: чечев иц а, листвен ниц а и многие другие.
Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок: 81
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Источник
Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
>Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВ
Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВ
Корень
главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.
Суффикс
значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.
Приставка
это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.
Окончание
это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.
У нас получилось:
Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:
суффикс
пример
леп к а, лап к а
дом ишк о, пальт ишк о
пятн ышк о, пер ышк о
весн ушк и, баб ушк а
гор юшк о, пол юшк о
ламп очк а, дуд очк а
сит ечк о, сем ечк а
оньк
ябл оньк а, дев оньк а
еньк
изб ищ а, руч ищ а
тель
онок
ёнок
галч ат а, волч ат а
лис ят а, тигр ят а
Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:
суффикс
пример
суббот н ий, извест н ый
образц ов ый, холщ ов ый
кольц ев ой, ежедн ев ный
оват
бедн оват ый, мал оват ый
еват
молодц еват ый, син еват ый
оньк
мах оньк ий, лёг оньк ий
еньк
сер еньк ий, бел еньк ий
белорус ск ий, монголь ск ий
счаст лив ый, хваст лив ый
дыр чат ый, дым чат ый
Суффиксы у глаголов:
суффикс
пример
прыг а ть, дрыг а ть
се я ть, ве я ть
тверд е ть, гляд е ть
глад и ть, езд и ть
мол о ть, кол о ть
прыгну л а, сея л и
Образцы разбора слов:
пришкольный
2. Находим корень: пришкольный – школ а, школь ник. Корень школь
подосиновики
Источник
Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.
Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).
Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.
Окончание
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основа
Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.
Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.
Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
Приставка
Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».
Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».
Суффикс
Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.
Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».
«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.
«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».
Постфикс
Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:
Самая важная рекомендация
Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.
И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Заключение
Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.
Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.
Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.
Источник
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
- столовый
- красота
- указка
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Определение
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → домик;
- трава → травяной;
- соловей → соловьиный;
- грустный → грустно.
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мыслишка;
- снег → снежок;
- рыба → рыбешка;
- человек → человечище.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность |
печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество |
свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- учить → учеба → учебник; учебник;
- цвет → цветистый → цветистость; цветистость.
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → весточка;
- варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лётчик
- водопроводчик
- фонарщик
- бетонщик
- академик
- трагик
- машинист
- лингвист
- писатель
- читатель.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
- -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
- -лив- (заботливый, дождливый);
- -ист- (прерывистый, золотистый);
- -ов- (кокосовый, деловой);
- -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотреть
- пилить
- мурлыкать
- полоть
- разведывать
- раскрашивать
- беседовать
- танцевать
- стукнуть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыкать — мурлыкал;
- отвозить — отвозил;
- засеять — засеял;
- возненавидеть — возненавидел.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
- -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
- -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
- -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бегая, слыша);
- -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красивее, красивейший;
- весело — веселее;
- чисто — чище.
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
котёнок — ?
1. котёнка, котёнку
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот, котик, котище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот—
3. котёнок
Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Обновлено: 25.05.2023
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
друг, друж-ок, рам-оч-к(а).
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:
причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.
Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания:
закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
Словообразовательные суффиксы
С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-:
лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-:
сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.
Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник-, –от– . –ок– ( гриб-ник, крас-от(а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот-ск(ий) ) – для образования только прилагательных; –ыва-,-ива– ( обдум-ыва-ть ) – только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
- от корня добр-: добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
- от малин-: малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
- от врем-: врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки) дополняют это значение, уточняют его. Например:
- суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь – доч-к(а) – доч-еньк(а), дом – дом-ик;
- увеличительное значение: рука – руч-ищ(а) ;
- суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок ;
- для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;
- для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д
- выражение отношения к лицу : хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй .
Суффиксы (и приставки) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс –тель в конце слова – существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс –от– – существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс –ск– – прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:
врунья – [врун’ /й’ / а] , эмиграция – эмигр[/ацый’/а], двое – дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:
- Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) – стар-инн(ый) ⇒ корень стар-, окончание -ый;
- Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн-. Находим слово стар-ин(а), в котором -ин– – суффикс, выделяем его: стар-ин-н(ый).
- Рассматриваем оставшееся -н-. Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса-н-
- Докажем правильность выбора морфемы -н-, подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы “связаны” с частями речи): огород-н(ый) (от огород), мод-н(ый) (от модный), осен-н(ий) (от осень). Это доказывает правильность выделения морфемы.
- Вывод: стар-ин-н(ый).
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова –чь входит в состав корня: жечь, печь.
Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Суффиксы – ик, -ек, -иц, -ец, -ок, -ёк, придают словам оценочное значение
-чик, -очк, -ечк, -ушк, -юшк, -ишк, -ышк, (уменьшительно-ласкательный оттенок)
-оват, -еват, -оньк, -еньк
Чтобы правильно написать слова с суффиксами — ек, -ик, -ец, -иц, нужно изменить слово (поставить во мн. ч.)
Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву и ( корабл ик – корабл ик и )
Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е ( замоч ек – замо чк а).
Суффиксы — онок, -ёнок, -ёныш используются при названии детёнышей ( слон – слон ёнок).
Суффикс -ник имеет предметное значение ( соус – соус ник) или
показывает, что существительное образовалось от
прилагательного или глагола (терновый- терно вник, работать –
Суффиксы -ин, -инк придают значение единичности ( песок – песч инк а ).
Суффиксы – ист, -щик, -ач, -ер, называют лица мужского рода по профессии или по роду
-ик, -ант деятельности (к амень – камен щик)
Суффиксы – к, -иц, -ниц, -их, -ин называют лица женского пола ( учитель- учитель ниц а ).
Суффиксы – ущ,- ющ, -ищ используются в словах с увеличительным значением ( лап ищ а ,
больш ущ ий , хитр ющ ий ).
Суффиксы – а, -и, -е, -я, -о -ну , встречаются у глаголов .
Суффикс -л у глаголов в прошедшем времени.
Существует очень много различных суффиксов:
-аж, -ак, -ач,-арь, -ат, -ант, -аст, -чат,
-ен, -ес, -ев -ёж, -ёк., -ек, -ец,–ён. –ёр, -ева, -енн, -енк, -ент, -етк, -ечк, -еск, -ёнк
-еньк, -тель, — ёнок, -ёныш,
-ив, -ик, -ин, -ищ, -ир, -их, -инк, -ист, -изн, -изм, -ишк, -ичн, -ник, -ниц, -лив,
-чик, -чиц, -щик, -чик, -ива,
-ов, -ок, -об, -от, -ность, -ова, -оват, -очк, -онк, -очн, -оньк, -ость, -онок,
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.
СЛОВА С ЭТИМИ СУФФИКСАМИ
-иц-, -их-, -онок, -ёнок-
волчица, зайчиха, волчонок,
-ан-, -ян-, -анин-, -янин-
парижане, земляне, марсианин, землянин
-ушк-, -юшк-, -к-, -ышк-, -инк-
избушка, хозяюшка, мышка, пёрышко,слезинка
стебелёк, крючок, домик, диванчик
-евн-, -евич-, -овн-, -ович-, -ич-, -иничн-
Сергеевна, Сергеевич, Петровна, Петрович, Ильич, Ильинична
-ист-, -тель-. –ник-, -щик-, -арь-
футболист, писатель, дворник, каменщик, пекарь
голосистый, садовый, детский, ночной, слезливый
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СУФФИКСОВ
Под ударением пишется суффикс –ив- (ленивый),
без ударения –ев- (волевой).
Если при изменении слова суффикс сохраняется, то пишется –ик-
(ключик -ключика).
(замочек- замочка).
Всегда пишется буква и .
Краткое описание документа:
Памятка «Суффиксы» предназначена для обучающихся в 3 классе по программе «Школа XXI века». Памятка включает в себя:1) перечень суффиксов, используемых для образования новых слов: имён существительных и имён прилагательных; 2) примеры слов, образованных с помощью этих суффиксов;3) правила написания суффиксов.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 201 человек из 52 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 589 856 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 19.09.2021 2555
- DOCX 14 кбайт
- 220 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Никонова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры
Время чтения: 1 минута
В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных
Время чтения: 1 минута
Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника
Время чтения: 2 минуты
Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене
Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки
После мягких согласных, кроме [ ч’ ], пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и
[ ч’ ] пишется суффикс -онок-.
ключик – нет ключика
замочек – нет замочка
В суффиксе -ость- всегда пишется буква о.
Под ударением пишется суффикс -ив-.
Без ударения пишется суффикс
В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и.
Виды и правописание приставок
Состоят из одного звука (буквы)
Пишутся с гласной -о-
во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-
Исключения: приставки па-, пра-.
паводок, прабабушка, прадедушка
Пишутся с гласной -а-
за-, на-, над-, раз-//рас-
Пишутся с согласной -д-
под-, над-, перед-, пред-
Пишутся с согласной -т-
Приставки, оканчивающиеся на з//с
раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес-
Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.
Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.
Виды и правописание приставок
Состоят из одного звука (буквы)
Пишутся с гласной -о-
во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-
Исключения: приставки па-, пра-.
паводок, прабабушка, прадедушка
Пишутся с гласной -а-
за-, на-, над-, раз-//рас-
Пишутся с согласной -д-
под-, над-, перед-, пред-
Пишутся с согласной -т-
Приставки, оканчивающиеся на з//с
раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес-
Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.
Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.
Виды и правописание приставок
Состоят из одного звука (буквы)
Пишутся с гласной -о-
во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-
Исключения: приставки па-, пра-.
паводок, прабабушка, прадедушка
Пишутся с гласной -а-
за-, на-, над-, раз-//рас-
Пишутся с согласной -д-
под-, над-, перед-, пред-
Пишутся с согласной -т-
Приставки, оканчивающиеся на з//с
раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес-
Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.
Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.
Виды и правописание приставок
Состоят из одного звука (буквы)
Пишутся с гласной -о-
во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-
Исключения: приставки па-, пра-.
паводок, прабабушка, прадедушка
Пишутся с гласной -а-
за-, на-, над-, раз-//рас-
Пишутся с согласной -д-
под-, над-, перед-, пред-
Пишутся с согласной -т-
Приставки, оканчивающиеся на з//с
раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес-
Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.
Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.
-75%
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.
Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКОВ.
Суффиксы, обозначающие лиц по роду их деятельности:
баянист, тракторист, журналист,
шахтёр, лифтёр, боксёр,
Читайте также:
- Сергей никитин рассказы краткое содержание
- Ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока в школе
- Астафьев деревья растут для всех краткое содержание
- Нормативные документы по правам ребенка в школе
- The killing краткое содержание
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
- работа — работНИК;
- зима — зимОВАть;
- вода — водНый.
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Значения суффиксов
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Обратите внимание, что слову «домик» суффикс -ИК- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям.
Суффиксы, которые придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
Пример |
-к- | туча — тучКа |
-ик- | дождь — дождИК |
-ок- | ветер — ветерОК |
-ичк- | вода — водИЧКа |
Суффиксы, которые указывают на профессию или занимаемую должность |
|
-ник- | печь — печНИК |
-щик- | бетон — бетонЩИК |
-тель- | учить — учиТЕЛЬ |
-ист- | связь — связИСТ |
-арь- | ворота — вратАРЬ |
Суффиксы, которые обозначают свойство или качество |
|
-есть- | свежий — свежЕСТЬ |
-от- | прямой — прямОТа |
-изн- | белый — белИЗНа |
Суффиксы, которые называют место | |
-ищ- | пожар — пожарИЩе |
Виды суффиксов
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
- Формообразующие суффиксы. Имеют достаточно большое значение, поскольку регулируют эмоциональную окраску. К примеру: зеленый-зеленее.
- Словообразующие. Отвечают за грамматический смысл слова. К примеру: обед-обедать, соль-соленый.
Как найти суффикс в слове?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы найти суффикс в слове необходимо следовать алгоритму:
- Измените форму слова и отбросьте окончание;
- Найдите корень;
- Найдите часть слова после корня — суффикс.
Образец рассуждений
котёнок — ?
1. котёнка, котёнку
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот, котик, котище
Подобрав родственные слова, определяем, что в слове «котёнок» корень -кот-
3. котёнок
Суффикс в слове «котёнок» — -ёнок- (стоит между корнем -кот- и нулевым окончанием).
Суффиксы имен существительных
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Суффиксы существительных также подразделяются на группы.
1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-конюх«.
2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гномик«.
Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:
Суффиксы | Условия написания | Примеры |
-оньк- | после твердых согласных | легОНЬКо |
-еньк- | после мягких согласных Исключения: заинька, паинька, баиньки |
МишЕНЬКа |
-онк-, -онок-, -енок | после шипящих под ударением | лягушОНКа гусЕНОК |
-ик- | если гласная суффикса при склонении сохраняется | мальчИК |
-ек- | если гласная суффикса при склонении удаляется | денечЕК |
-чик- | после согласных: Д, Т, С, Ж, З | доносЧИК |
-щик- | после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, З | чистильЩИК |
-ичк- | от существительного с суффиксом -ИЦ- | водИЧКа |
-ечк- | после мягких согласных и шипящих | МишЕЧКа |
-ышк- | слова среднего рода | горлЫШКо |
-ушк- | слова мужского рода и женского рода | бабУШКа |
-о-, -е- | после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е | горшОчек, мешОчек |
- Слова с суффиксом -ушк-, -чик-, -ечк- и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.
- Слова с суффиксом -ик- обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.
- Слова с суффиксом -еньк- же основаны на оценке чего-либо, например, миленько. Также важно отметить, что слова с суффиксом -еньк-образуют именно формы, а не новые слова.
Суффиксы имен прилагательных
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.
Суффиксы | Условия написания | Примеры |
-ив-, -ев- | в безударном положении пишется -ЕВ-, под ударением -ИВ- Исключения: юродивый, милостивый |
игрИВый шаловлИВый |
-оньк-, -еньк- | -ОНЬК- после согласных: Г, Х, К; -ЕНЬК- после согласных, кроме: Г,Х,К. |
милЕНЬКий добрЕНЬКий сладЕНЬКий |
-чив-, лив- | «И» пишется в любом случае, поскольку -ЧЕВ, -ЛИВ- не существует | завистЛИВый |
-оват-, -ов-, -овит- | пишутся после твердого согласного | горькОВАТый, зеленОВАТый |
-еват-, -ев-, -евит- | пишутся после мягк. согл. , после шипящих и «Ц» | марганцЕВИТый |
Глагольные суффиксы
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.
Суффиксы | Вопросы для проверки | Примеры |
-ова-, -ева- | глаголы в 1 лице, единственного числа должны оканчиваться на -УЮ, -ЮЮ | гарантирУЮ — гарантирОВАть, ночУЮ — ночЕВАть |
-ыва-, -ива- |
глаголы 1 лица, единственного числа должны сохранять -ЫВА-, -ИВА- | испытываю — испытЫВАть, вздрагиваю — вздрагИВАть |
-а-, -и-, -я-, -е- |
необходимо поставить глагол в форму инфинитива или же неопределенную форму и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени -Л- | дышать — дышАл, пилить — пилИл, лаять — лаЯл, развидеть — развидЕл |
Наречные суффиксы
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.
Суффиксы | -А— | -О— | -У— |
Приставки | из-, с-, до- | за-, на-, в- | по- |
Примеры | издавнА, сначалА, добелА | зановО, насухО, вправО | повсюдУ, полегонькУ, поначалУ |
Исключения | сбоку, смолоду, сроду |
Причастные и деепричастные суффиксы
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.
Причастие | Деепричастие | |
Суффиксы | -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, нн-, -енн-, -т- |
-а-, -я-, -в-, -вши-, -ши- |
Видеоурок по теме: Суффиксы и их значение 2 класс
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]