Как найти сумма обеспечения


Последнее обновление: 
22 декабря 2022

Как пользоваться калькулятором расчета банковской гарантии

Прежде чем участвовать в тендере по 44-ФЗ, компания должна оценить, насколько выгоден для нее потенциальный контракт. При этом необходимо учитывать все затраты, связанные с участием в закупке, в том числе затраты на покупку независимой гарантии. Сделать это поможет онлайн калькулятор банковской гарантии: с его помощью нельзя узнать точную конечную стоимость БГ, но можно определить примерный порядок цен.
 

Калькулятор не учитывает индивидуальные условия и позволяет только оценить стоимость банковской гарантии. Полученный результат нельзя использовать как оферту. Точную сумму узнавайте в банке.


Обеспечение контракта


Обеспечение заявки


Обеспечение гарантийных обязательств


Аванс


44-ФЗ


223-ФЗ


615 ПП

Срок исполнения контракта

Добавить в избранное

Часто пользуетесь калькулятором?
Добавьте в избранное, чтобы не потерять!

Нажмите
Ctrl+D

Как пользоваться калькулятором

Онлайн калькулятор БГ — это сервис, который позволяет примерно оценить стоимость независимой гарантии в ряде ведущих российских банков.

Стоимости, которые после расчета продемонстрирует калькулятор, не являются конечными: цена БГ зависит от множества факторов, в том числе от уровня надежности клиента. Банки, как коммерческие организации, вправе устанавливать собственные правила их выдачи. Поэтому расчет банковской гарантии на калькуляторе онлайн нельзя использовать как конечное коммерческое предложение.

Подробнее: что такое безотзывная банковская гарантия

Использовать калькулятор просто. Вот пошаговая инструкция:

Шаг 1. Перейдите на страницу сервиса и выберите, что конкретно необходимо обеспечить. Доступны калькулятор обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ онлайн, расчет стоимости БГ для заявки, а также для гарантийных обязательств:

Калькулятор БГ. Шаг 1

Шаг 2. Если по условиям контракта заказчик выплачивает аванс, то поставьте галочку возле слова «Аванс»:

Калькулятор БГ. Шаг 2

Шаг 3. Отметьте нормативный акт, который регулирует закупку. Сервис позволяет рассчитать стоимости БГ при закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615 ПП.

На калькуляторе не доступен расчет банковской гарантии по концессионному соглашению по 115-ФЗ.

Калькулятор БГ. Шаг 3

Шаг 4. Введите сумму обеспечения:

Калькулятор БГ. Шаг 4

Шаг 5. Укажите период, на который оно необходимо. Если обеспечивается контракт, то необходимо указать срок его исполнения, если заявка — последний день подачи:

Калькулятор БГ. Шаг 5

Шаг 6. Когда все поля заполнены, нажмите «Рассчитать» — сервис выдаст стоимости БГ в ряде ведущих банков России:

Калькулятор БГ. Шаг 6

Как используют банковскую гарантию

Независимая гарантия — это способ обеспечения обязательств по 44-ФЗ. Организация, работающая на госзаказе, обязана обеспечивать:

  • участие в закупке;
  • исполнение обязательств по контракту.

При этом организация вправе выбрать:

  • либо перечислить деньги на спецсчет, где их заморозят;
  • либо предоставить БГ.

Первый вариант хорош тем, что организация не несет дополнительных расходов: если она исполнит обязанности как нужно, то деньги разморозят и вернут. Вариант с БГ, с одной стороны, требует дополнительных расходов на покупку БГ, но с другой — в этом случае все деньги организации остаются при ней, и на всем протяжении исполнения обязательств она вправе ими пользоваться.

Если компанией куплена банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта, то в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчик потребует сумму обеспечения не с контрагента, а в банке, который выдал гарантию. Банк-гарант выплатит эту сумму и получит возможность требовать потраченную сумму с компании, не исполнившей контракт надлежащим образом.

Таким образом, цена банковской гарантии — это стоимость банковской услуги, которую, по сути, приобретает компания.

Как узнать размер обеспечения

Чтобы купить банковскую гарантию, необходима сумма обеспечения — от нее зависит цена БГ.

Эту сумму рассчитывает заказчик и указывает ее в документации о закупке и проекте контракта.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает следующие правила расчета:

  • обеспечение заявки составляет от 0,5 до 1 % от суммы НМЦК, если эта сумма составляет от 1 млн рублей до 20 млн рублей. Если НМЦК превышает 20 млн рублей, то оно составит от 0,5 до 5 % от нее. При этом, если НМЦК меньше 1 млн, заказчик вовсе не обязан его предусматривать;
  • обеспечение исполнения контракта составляет от 0,5 до 30 % его цены, но не менее размера аванса, если он предусмотрен. Если подрядчик снизил цену соглашения на 25 % или более относительно НМЦК, то его необходимо дополнительно увеличить.

Правила обеспечения заявок и договоров по 223-ФЗ заказчики во многом регулируют самостоятельно в положениях о закупке. Закон устанавливает следующие базовые правила:

  • заявки не обеспечиваются, если НМЦД не превышает 5 млн рублей;
  • если сумма НМЦД больше 5 млн рублей, то обеспечение допускается, но не более 5 % от НМЦД.

Стоимость БГ

Банки производят расчет банковской гарантии по 44-ФЗ индивидуально. Ее стоимость зависит от ряда факторов:

  • суммы обеспечения;
  • срока, на который она выдается;
  • рисков потенциального неисполнения обязательств клиентом;
  • кредитной истории клиента и его деловой репутации.

Банк – это коммерческая организация, ему невыгодно выдавать БГ компании, которая неоднократно уличена в неисполнении обязательств и у которой плохая кредитная история или репутация: наличие этих факторов говорит о том, что банку придется платить деньги заказчику, а затем вести долгие судебные споры с клиентом, чтобы возместить убытки.

Примерная формула расчета банковской гарантии, которой пользуются банки, следующая:

С = СО × КБ × СГ,

где:
С — искомая стоимость;
СО — сумма обеспечения;
КБ — комиссия банка;
СГ — срок.

Например, организация заключает контракт, сумма обеспечения которого — 5 млн рублей. Оно необходимо на один год, и банк установил комиссию 3 %.

С = 5 000 000 × 0,03 × 1 = 150 000.

Стоимость БГ составит 150 000 рублей.

Читайте также:

  • что такое расширенное банковское сопровождение контрактов;
  • как действует банковская гарантия в сфере закупок для государственных нужд.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • На каком этапе госзакупок возникает вопрос об обеспечении контракта
  • Как производится расчет размера обеспечения
  • Каков размер обеспечения при стартовой цене договора от 50 млн рублей
  • Как производится возврат обеспечения

Оформление гарантии на то, что обязательства по договору будут исполнены, – процедура, идущая за подведением итогов электронного аукциона, конкурса, тендера или иного вида государственных закупок. Компания, победившая в соревновании, уже известна. Перед заключением основного договора нужно предоставить заказчику доказательства благонадёжности. Требования к этому этапу сотрудничества установлены статьей 96 44-ФЗ. Госзаказчик может запросить у подрядчика гарантии исполнения контракта, если сумма заказа менее 500 000 рублей. Об этом условии заранее уведомляются все участники аукциона. Однако если сумма заказа свыше 500 000 рублей, то заказчик обязан потребовать от поставщика предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ.

Способы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Способы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Есть два способа, с помощью которых поставщик может доказать свою благонадежность:

  1. Предоставить банковскую гарантию, соответствующую всем необходимым требованиям, о которых будет рассказано далее в статье.
  2. Внести определенную сумму денег на счет заказчика.

Заказчик в лице государственной компании или субъекта РФ не может указывать, какой из двух вариантов должен выбрать участник аукциона. Исполнитель имеет право самостоятельно определить оптимальный способ предоставления гарантии своей благонадежности. Из двух вариантов нужно выбрать только один: либо банковскую гарантию, либо перечисление денег. Возможность покрыть часть обеспечения банковским поручительством, а часть – депозитом, не предусмотрена. Если поставщик выбирает в качестве обеспечения банковское обязательство, то оно должно быть выпущено сразу на всю сумму. Предоставление нескольких гарантий, закрывающих в итоге всю стоимость контракта, запрещено.

Особенности предоставления банковской гарантии

В качестве обязательного обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ принимаются гарантии не от любых банков, работающих на территории РФ. Финансовое учреждение должно состоять в списке компаний, поручительства которых принимаются для целей налогообложения. Перечень составляется Министерством финансов совместно с Центральным банком РФ. Изучить его можно на сайте Министерства финансов РФ. В списке находятся организации, у которых стабильное положение на рынке. Они не нуждаются в финансовом оздоровлении и вмешательстве в свое управление, соблюдают все нормы банковского дела, имеют необходимые лицензии и собственный капитал в размере, превышающем 1 миллиард рублей. Таким образом, исполнитель не может выбрать банк по собственному желанию, он обязан выбрать его из имеющегося списка.

Помимо всего вышеперечисленного, в законе содержатся определенные требования к банковскому поручительству, которое выступает в качестве доказательства благонадежности поставщика:

  1. Обязательство непременно оформляется безотзывным. Это значит, что финансовая организация ни при каких обстоятельствах не может отозвать гарантию до окончания срока ее действия. В свою очередь, продолжительность действия банковского поручительства должна быть минимум на один месяц больше, чем период, на который заключается государственный контракт.
  2. Выдача банком поручительства предполагает наличие полного перечня обязательств, в обеспечение которых оно оформляется. Помимо этого, должна быть указана сумма, которую финансовая организация выплатит государственному учреждению, если исполнитель не выполнит обязательства, перечисленные в контракте. Также в поручительстве прописывается, что банк-гарант выплатит неустойку в случае задержки перевода основных средств. Как правило, размер пени равен 0,1% в день. Обязательства по банковской гарантии считаются выполненными в день, когда денежные средства в полном объеме поступают на расчетный счет заказчика. С этой даты обязательства финансовой организации-поручителя считаются исполненными. Соответствующий пункт обязательно должен присутствовать в тексте гарантии. Помимо этого, положение 44-ФЗ разрешает заказчику списать средства со счета банка-поручителя, если перевод денежных средств не был осуществлен в течение пяти рабочих дней. Однако на данный момент в действующем законодательстве не прописаны юридические механизмы, регламентирующие осуществление подобных действий.
  3. Банковское обязательство должно содержать полный перечень документов, которые заказчику необходимо предоставить в финансовую организацию при обращении за выплатой в том случае, если исполнитель нарушит условия контракта. Список документов не может идти в разрез с Постановлением Правительства №1005 от 08.11.2013, в котором прописано, что именно должно быть предоставлено для осуществления выплаты. Заказчик не обязан доказывать в суде факт нарушения условий контракта, поэтому для перечисления денежных средств предоставление в банк судебных постановлений не требуется.

2.	Выдача банком поручительства

Заказчику дается не более трех рабочих дней на то, чтобы изучить банковскую гарантию и принять решение, соответствует она всем необходимым требованиям или нет. Если заказчик приходит к выводу, что поручительство не может быть одобрено, то он обязан уведомить об этом исполнителя. Уведомление составляется в письменном виде. Оно должно содержать причину отказа. Список возможных причин содержится в Федеральном законе № 44. Отказать в приеме банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту (44-ФЗ) заказчик может в следующих случаях:

  • В ходе проверки поручительства обнаружилось, что его нет в реестре банковских гарантий, который составляется Федеральным Казначейством на основании данных, предоставляемых финансовыми учреждениями. Этот реестр открыто опубликован в интернете для общего пользования. Участник закупки самостоятельно может проверить, есть его гарантия в списке или нет. Мера по созданию реестра была принята после того, как выросло количество поддельных банковских поручительств, которые были предоставлены в соответствии с требованием обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ.
  • Гарантия предоставлена финансовой организацией, которой нет в списке Минфина РФ.
  • Банковское поручительство не соответствует хотя бы одному требованию, перечисленному в законе № 44-ФЗ.
  • Обязательство не соответствует условиям закупки. Необходимо тщательно изучить все требования, предъявляемые к обеспечениям, чтобы избежать отказа в принятии банковского поручительства по этому пункту.

Обеспечение в виде перечисления денежных средств

Перевод денежных средств на расчетный счет заказчика – самый простой способ предоставления гарантий по контракту. Он более легкий, чем оформление банковского поручительства. Здесь нет необходимости внимательно изучать требования к гарантиям, и отсутствует риск, что поручительство не будет одобрено. Для оплаты обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ путем перевода денежных средств заказчику исполнитель может воспользоваться как своими материальными ресурсами, так и заемными.

Срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ оговаривается в самом документе. Перечисленная денежная сумма остается на расчетном счете заказчика до исполнения всех обязательств по договору. Также в контракте нужно прописать срок возврата обеспечения. Так как задача перечисленных денежных средств – гарантировать соблюдение всех пунктов договора, то, как правило, они возвращаются к исполнителю после подписания Акта выполненных работ между подрядчиком и заказчиком.

Важно помнить о том, что если оговоренный срок поступления обеспечения будет нарушен, то контракт с исполнителем сразу жебудет расторгнут. Кроме этого, он может попасть в «черный» список или реестр недобросовестных подрядчиков, и из-за этого потерять возможность когда-либо участвовать в государственных закупках.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Процент обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в пределах 5% от начальной и 30% от максимальной стоимости договора. Исполнитель, он же подрядчик или поставщик, вносит необходимую денежную сумму после победы в тендере и перед подписанием контракта.

Если начальная цена больше 50 миллионов рублей, то нижний порог обеспечения увеличивается до 10%, а верхний остается на отметке 30%. Процедуру предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ во многом определяет заказчик. Так, он устанавливает сумму гарантии и указывает ее в описании закупки.

В некоторых случаях верхний порог может быть увеличен до 45%. Так поступают в рамках антидемпинговых мер по 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта.

Такие меры нужны, когда падение цен в процессе электронных торгов превысило 25%. В таких ситуациях сумма обеспечения договора может превышать его общую стоимость, т. к. считается от максимальной цены.

Тогда поставщику становится выгоднее купить банковскую гарантию, чем перечислять заказчику больше денег, чем он получит в результате выполнения контракта.

Если в соответствии с условиями договора заказчик должен перечислить исполнителю аванс, то по закону размер обеспечения устанавливается не меньше суммы аванса.

Но что делать, если размер аванса 30% от начальной (максимальной) стоимости договора или больше? Ведь тогда сумма обеспечения увеличивается до размера аванса. На помощь придет банковская гарантия, которая может спасти исполнителя от перевода такой солидной суммы.

Расчет суммы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Рассчитать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ можно, исходя из НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта). Определение конечной суммы будет зависеть от заказчика, но действовать он сможет в рамках рассчитанного диапазона значений.

Согласно 44-ФЗ, котировка обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены. Диапазон значений можно рассчитать по схеме:

Начальная цена контракта

Размер обеспечения

До 50 миллионов рублей

от 5% до 30% от НМЦК, но не менее перечисленного заказчиком аванса.

Свыше 50 миллионов рублей

от 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы выплаченного аванса.

В границах перечисленных диапазонов заказчик может самостоятельно устанавливать размер обеспечения.

В соответствии с п. 1, ч. 1, ст. 30 44-ФЗ, если контракт заключается по результатам определения исполнителя, то величина обеспечения устанавливается от цены договора, но она не может быть меньше размера аванса. Это значит, что если тендер проходил среди СМП (субъектов малого предпринимательства) и СОНКО (Социально-ориентированной некоммерческой организации), то сумма обеспечения рассчитывается не от НМЦК, а от цены, предложенной победителем.

Когда не требуется обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Есть несколько случаев, когда обеспечение исполнения договора не требуется. Их мало и все они регламентированы законом о государственных закупках. Так, не требуется обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, если договор заключается между муниципальными или государственными учреждениями. Даже если в документах есть пункт о предоставлении гарантий, подрядчик в лице государственной организации может его не исполнять.

Требование обеспечения не действует также в случаях, когда предметом договора является оформление кредита, займа или получение банковской гарантии. В таком контракте пункт об обеспечении будет отсутствовать.

Помимо этого, в законе указан ряд случаев, когда заказчик может сам определять, нужно обеспечение или подрядчик может выполнять работы без предоставления гарантий своей благонадежности. К такому варианту сотрудничества относится контракт с единственным поставщиком на закупку товаров или услуг на сумму, не превышающую 300 000 рублей. Сюда же можно добавить приобретение государственными культурными учреждениями художественных или исторических ценностей. Кроме этого, обеспечение не требуется, если закупка осуществляется у российских естественных монополий или производителей военного оборудования, не имеющего аналогов.

Контракты на оказание услуг по защите интересов Российской Федерации в международных организациях, а также на проведение переговоров на уровне официальных лиц государств также не требуют гарантий. К ним относятся услуги по организации безопасности первых лиц на подобных мероприятиях.

Таким образом, не требуется, например, обеспечение исполнения муниципального контракта по 44-фз, заключенного с другой госкомпанией. Полный список ситуаций, когда гарантии не нужны, содержится в самом тексте закона.

Госзакупки

Кроме того, изменения в порядке обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ могут инициироваться Правительством РФ. В том числе оно может установить новые исключения из правила об обязательном предоставлении гарантий надежности подрядчика. Например, в 2015 году Постановление № 199 от 06.03.2015 разрешило государственным заказчикам самостоятельно принимать решение о необходимости обеспечения в следующих ситуациях:

  • если исполнитель – малый предприниматель или некоммерческая социально ориентированная организация;
  • контракт содержит условия о банковском сопровождении сделки;
  • аванс по контракту перечисляется на расчетный счет органа Федерального казначейства, финансового органа субъекта РФ или муниципальных образований, открытого в Банке России;
  • закупка производится для обеспечения федеральных нужд. Договором предусмотрен авансовый платеж в размере не более 15% от общей суммы. Субъекты федерации и муниципальные образования имеют право самостоятельно определить максимальный размер авансового платежа, при перечислении которого предоставление исполнителем гарантий надежности не является обязательным требованием. Это правило касается закупок, направленных на удовлетворение нужд субъектов федерации или муниципальных образований;
  • в контракте прописано, что первоначально производится оплата не более 70% стоимости поставки, а остаток перечисляется после полного выполнения подрядчиком своих обязательств. Закупка организовывается для обеспечения федеральных нужд. Заказчик в лице субъекта или муниципального образования имеет право самостоятельно определить величину первоначального взноса;
  • участник закупки – бюджетное учреждение, предложившее самую выгодную цену на товары или услуги. При этом озвученная цена должна быть ниже первоначальной стоимости контракта не более чем на 25%.

Если проект соглашения требует внесения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ, то в нем обязательно должны прописываться все условия предоставления гарантий. К ним в первую очередь относятся размер обеспечения, срок его предоставления и порядок возврата.

Возможна ли замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Часть 3 статьи 96 44-ФЗ гласит, что выбор способа обеспечения полностью лежит на исполнителе (подрядчике, поставщике). Если предпочтение отдается банковской гарантии, то нужно помнить о том, что понадобится некоторое время на ее оформление. Чтобы форс-мажор или непредвиденные трудности не помешали заключению сделки, необходимо иметь временной запас. Иначе может возникнуть ситуация, когда подрядчику придется отказаться от банковского поручительства и в качестве обеспечения перечислять деньги на счет заказчика. Однако часть 7 статьи 96 44-ФЗ позволяет в любой момент вернуть деньги, заменив способ предоставления обеспечения.

Подрядчик может инициировать замену вида гарантии в любой момент, даже если работы по договору пока не начаты. Вместо банковского поручительства можно перевести заказчику деньги и наоборот. По закону госкомпания не может отказаться от подобной инициативы исполнителя.

Чтобы сменить способ обеспечения, нужно взять в расчет следующие правила:

  • Подрядчик уже выполнил определенную часть своих обязательств по контракту и потому рассчитывает на снижение суммы обеспечения. Минэкономразвития в своих письмах поддерживает эту позицию, например, в сообщении от 19.04.2016 № ОГ-Д28-4762, от 31.12.2014 № Д28И-2864. В Федеральном законе №44 отсутствует положение, разрешающее смену способа обеспечения при сохранении первоначальной его суммы. Об этом говорит постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу № А40-207793/2014.
  • Объём части выполненных подрядчиком обязательств должен иметь документальное подтверждение.
  • Возможность исполнения контракта по частям должна быть прописана в самом документе. Об этом говорит п. 27 Обзора судебной практики, утвержденного Верховным Судом РФ 28.06.2017.

Если заказчик отказывается принять заявку исполнителя о смене способа обеспечения или говорит о том, что сделать это невозможно, то подрядчик имеет право написать жалобу в Арбитражный суд.

Для запуска процедуры замены способа обеспечения исполнения контракта по закону 44-ФЗ, поставщику необходимо отправить заказчику официальное письмо с просьбой начать этот процесс. Письмо должно быть напечатано на фирменном бланке компании-исполнителя госконтракта. Оно может иметь следующий вид:

Письмо о замене обеспечения контракта

После этого события могут развиваться в двух направлениях, в зависимости от того, какой договоренности достигнут заказчик и исполнитель:

  1. К заключенному контракту составляется дополнительное соглашение, в котором прописываются положения о новом обеспечении. Документ подготавливает подрядчик, направляя готовый вариант заказчику на согласование и подпись.
  2. Смена способа обеспечения исполнения контракта происходит без подписания дополнительного соглашения.

Оба варианта не противоречат букве закона. При замене поручительства на внесение денег в соглашение должны быть внесены данные о сроках и порядке возврата суммы, перечисленной в качестве гарантии выполнения работ (ч. 27 ст. 34 44-ФЗ). Из-за этого правила заключение дополнительного соглашения становится обязательной процедурой.

В законе нет информации о том, когда должна быть возвращена сумма, перечисленная в качестве обеспечения, в случае замены гарантии. Некоторые эксперты считают, что этот период не должен превышать трех рабочих дней в соответствии с частью 5 статьи 45 ФЗ № 44, однако подобное мнение принимается не всеми знатоками юридических тонкостей. Поэтому сторонам соглашения проще между собой договориться о сроке возврата средств, перечисленных в качестве обеспечения.

В каждой конкретной ситуации подрядчик сам решает, выгодна ему замена способа предоставления гарантий своей благонадежности или нет. Одно можно сказать точно: отзыв банковской гарантии невыгоден хотя бы потому, что деньги за ее оформление не возвращаются.

Замена денежного обеспечения на банковское поручительство выгодна в том случае, если ее оформление началось на этапе заключения контракта, когда подрядчик просто не успел подготовить все необходимые документы к нужной дате.

Замена денежного обеспечения

Закон не регулирует действия заказчика и подрядчика в ситуации, когда принято решение о замене вида обеспечения исполнения поставщиком своих обязательств. Нет определенных правил, которым нужно следовать, чтобы переоформить банковскую гарантию на внесение денежных средств или наоборот. Если основываться на случаях из практики, то алгоритм действий будет включать следующие этапы:

  • исполнитель удостоверяется, что в госконтракте есть пункт о частичной сдачи выполненных работ;
  • подрядчик подготавливает документы, подтверждающие исполнение части обязательств, такие, как акт выполненных работ и т. п.;
  • на фирменном бланке своей организации поставщик составляет письмо, адресованное заказчику, с просьбой заменить способ обеспечения гарантии и уменьшить сумму. Письмо вместе с документами, подтверждающими частичное исполнение обязательств, направляется в госкомпанию. После подтверждения суммы частично выполненных работ можно пересчитать размер обеспечения и обратиться в банк за оформлением гарантии. Следует помнить, что эта процедура занимает некоторое время;
  • заказчик принимает частично выполненные работы. Это обязывает его согласиться на новый способ обеспечения гарантии;
  • подрядчик предоставляет новое обеспечение: банковскую гарантию или денежные средства. Нужно помнить, что на проверку данных заказчику дается не более трех рабочих дней. Об этом говорится в части 5 статьи 45 закона № 44-ФЗ;
  • исполнитель и заказчик подписывают дополнительное соглашение к основному контракту. Данный пункт обязателен, если новым средством обеспечения гарантии выбрано перечисление денежных средств. В соответствии с ч. 27 ст. 34 закона 44-ФЗ в государственном контакте должны быть указаны сроки возврата исполнителю денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения гарантии;
  • предыдущее обеспечение возвращается подрядчику в сроки, указанные в контракте.

Таким образом, подрядчик может изменить способ обеспечения гарантии только при условии сокращения суммы. Для этого необходимо частично выполнить обязательства по контракту. Возможность сдачи части выполненных работ должна быть предусмотрена соглашением. Выполнение определенной доли обязательств необходимо подтвердить документально. Работы должны быть приняты заказчиком.

О том, как оформить возвращение обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ, будет рассказано далее.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.

Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.

Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.

Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Процедура удержания суммы, перечисленной подрядчиком в качестве гарантий своей благонадежности, не регламентируется законом. Чтобы избежать в будущем возникновения конфликтных ситуаций с поставщиком, заказчик должен заранее сформулировать свои требования по этому вопросу в документах к тендеру.

Удержание всей суммы обеспечения возможно в случае, если подрядчик отказался выполнять свои обязательства, предусмотренные соглашением. В подобной ситуации заказчик имеет право в одностороннем порядке, без согласия поставщика, расторгнуть договор или обратиться за помощью в суд.

Если в качестве обеспечения были перечислены денежные средства, то госкомпания имеет право забрать эту сумму в свой бюджет. Если же предоставлялась банковская гарантия, то финансовое учреждение выдает госкомпании нужную сумму, а потом взыскивает ее с исполнителя, нарушившего свои обязательства. Этот момент регламентируется статьей 379 ГК РФ, которая обязывает подрядчика, помимо всего прочего, компенсировать расходы банка.

Удержание средств, внесенных в качестве гарантии благонадежности, не освобождает исполнителя от уплаты пеней и штрафов, предусмотренных договором. Они тоже должны быть оплачены.

Заказчик может добавить в соглашение пункт, по которому сумма, внесенная поставщиком в качестве гарантии благонадежности, может частично удерживаться для оплаты штрафов, пени и неустоек. В этом случае если подрядчику будет начислен штраф, то сумма будет вычтена из обеспечения.

Перед тем, как удержать часть обеспечения, заказчик обязан отправить подрядчику претензию. В письме необходимо изложить суть недовольства и озвучить размер неустойки. Как правило, штрафные санкции возникают, если нарушены сроки выполнения работ или если они были выполнены некачественно. Исполнитель имеет право принять претензию и оплатить неустойку. Если он так поступит, то частичного удержания обеспечения не произойдет. Если же подрядчик никак не отреагирует на претензию и не попытается урегулировать конфликт, то заказчик сможет взыскать неустойку за счет частичного удержания обеспечения.

В законодательстве нет четких правил, касающихся удержания обеспечения. В 44-ФЗ есть статья 96, посвященная предоставлению гарантий исполнения обязательств по договору с госкомпаниями, но в ней ничего не сказано о том, как заказчик должен возвращать или удерживать обеспечение, которое было предоставлено денежными средствами, если подрядчик нарушил условия договора. Четко говорится только о двух видах финансовой ответственности исполнителя: пени за нарушение сроков и штраф за некачественное исполнение контракта. Закон гласит, что расторгая соглашение по собственной инициативе, заказчик имеет право возместить «только фактически понесенный ущерб» (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ).

Обратимся к Гражданскому кодексу. Он позволяет госкомпании:

  • Компенсировать за счет обеспечения задолженность или ущерб (ст. 381.1, 381.2 ГК РФ). Таким образом, госкомпания может забрать сумму в полном объеме, если докажет, что она соответствует размеру нанесенного ущерба.
  • При расторжении договора полностью удержать обеспечение, если подобное действие оговорено в соглашении. На этот счет в законе сказано, что, когда прекращаются основные обязательства, прописанные в договоре, это влечет за собой и завершение обязательств по обеспечению исполнения. Правило действует в том случае, если контрактом не предусмотрено ничего другого (п. 4 ст. 329 ГК РФ).

Чтобы исключить возникновение спорных ситуаций, в контракте должны быть четко прописаны следующие пункты:

  • срок возврата обеспечения,
  • можно ли взыскивать из обеспечения штрафы и пени,
  • ситуации, когда возможно удержание обеспечения в полном объеме.

Например, заказчик может написать в договоре, что будет использовать обеспечение в случае некачественного выполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом.

Еще раз отметим, что госкомпания может удержать обеспечение в полном объеме, если такой пункт есть в соглашении. Далее есть два варианта развития событий:

  • Заказчик удерживает обеспечение по соглашению сторон. В этом случае госкомпания отправляет подрядчику письмо-претензию. Исполнитель соглашается оплатить неустойку из суммы обеспечения. После этого он выполняет контракт до конца и получает за свою работу оплату. Обеспечение остается у госкомпании.
  • Заказчик обращается в суд, чтобы получить право на удержание обеспечения. Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Важный момент: с 1 января 2017 года суды принимают иски в электронном виде через сервис «Мой арбитр». При этом документы нужно подписывать электронной подписью.

Чтобы не сталкиваться с удержанием обеспечения, подрядчику лучше квалифицированно и в срок справляться с обязательствами, предусмотренными договором. Если же у заказчика возникают претензии в отношении качества выполненных работ, исполнитель может настаивать на проведении независимой экспертизы.

Если удержание обеспечения имело место, подрядчик имеет право обратиться в суд и потребовать признать действия госкомпании незаконными. Суд может принять сторону исполнителя, если в контракте не указаны ситуации, в которых госкомпания имеет право частично или целиком удержать обеспечение.

Часто задаваемые вопросы об обеспечении исполнения контракта по 44-ФЗ

Чем грозит непредоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в срок?

Если предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не состоялось в срок, статья закона гласит, что подрядчик, совершивший подобное деяние, будет считаться отказавшимся от подписания соглашения. Ему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Дальнейшую участь нерадивого подрядчика будет определять Федеральная антимонопольная служба РФ. Чаще всего организацию добавляют в список недобросовестных поставщиков и лишают ее обеспечения исполнения контракта. Бывают случаи, когда подрядчику удается доказать, что обвинения были выдвинуты несправедливо. Тогда компания может отделаться предупреждением. Но надеяться на такой исход событий не стоит, т. к. ФАС может посчитать доказательства невиновности неполными. И тогда карательных мер не избежать.

Чтобы не сталкиваться с нарушениями условий контракта, подрядчику нужно учитывать следующие моменты:

  • Во-первых, необходимо грамотно планировать свое время. Этап, следующий за завершением аукциона, — обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Для победителя тендера это первоочередная задача, решение которой нельзя откладывать. Особенно, если выбирается банковская гарантия.
  • Во-вторых, нужно помнить, что на оформление банковского поручительства требуется несколько дней.
  • Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (статья 96, ч. 4) вносится исключительно победителем тендера. Закон гласит, что посредники в этом деле не допускаются.

При возникновении критической ситуации, когда не хватает одного-двух дней на то, чтобы предоставить обеспечение, можно воспользоваться следующим приемом. Подрядчик в последние часы срока подписания контракта имеет право отправить заказчику протокол согласования разногласий. Он не должен содержать весомые замечания. В протоколе можно указать, например, что заказчик не указал почтовый индекс или дополнительный телефон контакта. Госкомпания обязана будет рассмотреть документ, а у подрядчика появится несколько дней на то, чтобы завершить подготовку обеспечения.

Можно ли частично вернуть обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ?

Часть 7 ст. 96 44-ФЗ гласит, что в процессе выполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик имеет право предоставить госкомпании обеспечение, уменьшенное на размер выполненных работ. При этом способ предоставления гарантии также может быть изменен.

Дополняет закон письмо Минэкономразвития РФ от 09.03.2015 № Д28и-593, которое говорит, что объём выполненных работ, на основании которого происходит сокращение суммы обязательства, должен быть подтвержден документально.

обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ

На практике можно столкнуться с ситуацией, когда подрядчик будет требовать от заказчика не поэтапного (по мере выполнения работ) возврата обеспечения, а сразу всей суммы. Такое право дается контрагенту частью 7 ст. 96 44-ФЗ в случае, если гарантия была предоставлена денежными средствами.

Кроме того, становится ясно, что последствия замены большей суммы обеспечения на меньшую и последствия поэтапного (по мере выполнения работ) возврата подрядчику денежных средств, перечисленных в качестве гарантии, фактически одинаковы.

Таким образом, можно предположить, что часть 7 ст. 96 44-ФЗ может реализовываться на практике как путем поэтапного возврата суммы обеспечения по требованию поставщика (по мере выполнения работ по договору), так и путем перечисления поставщиком новой суммы обеспечения. Новая сумма рассчитывается исходя из стоимости не исполненных обязательств, предусмотренных контрактом. При этом заказчик возвращает первоначально внесенную сумму обеспечения.

При этом из части 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ следует, что подрядчик имеет право предоставить новое обеспечение, величина которого будет уменьшена на стоимость выполненных работ, вне зависимости от согласия на это заказчика. Документально подтвержденный объем исполненных обязательств сам по себе дает поставщику право требовать от заказчика возврата соответствующей части перечисленного ранее обеспечения.

Определённой стандартизированной формы обращения подрядчика в госкомпанию по поводу уменьшения размера обеспечения нет. Требование только одно – документ должен составляться в письменном виде.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2019

С 01.07.2019 произошли некоторые изменения в 44-ФЗ по обеспечению исполнения контракта. Так, начиная с указанной даты, госкомпании больше не могут самостоятельно устанавливать период действия банковского поручительства, оформленного как обеспечение. Теперь это право перешло к участникам закупки (ч.3 ст. 96 44-ФЗ). При этом срок действия банковского поручительства должен быть больше периода исполнения контракта не менее чем на один месяц.

Ч. 30 ст. 34 44-ФЗ говорит о том, что во все договоры, по которым нужно оформлять обеспечение, должен быть включён пункт, обязывающий подрядчика предоставить новую гарантию в случае, если у банка, давшего свое поручительство на этапе оформления договора, отозвали лицензию. На предоставление заказчику новой гарантии дается один месяц со дня получения поставщиком соответствующего требования.

При этом нужно помнить, что величина предоставляемых гарантий может быть уменьшена, если часть работ, перечисленных в соглашении, уже выполнена, а за каждый день просрочки выполнения данного обязательства начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2019

Помимо всего перечисленного, с 1 июля 2019 года в соответствии с ч. 6 ст. 96 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта для СМП (Субъекты малого предпринимательства) и СОНО (Социально-ориентированные некоммерческие организации) рассчитывается от стоимости договора. Напомним, что во всех остальных случаях размер обеспечения определяется в зависимости от начальной (максимальной) стоимости контракта.

Для победителей тендера из числа СМП и СОНКО обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ не применяется. Это предписание действует даже при наличии антидемпинговых мер. На практике осуществляется оно при условии, что до заключения соглашения вместо обеспечения его исполнения будет представлена детальная информация о поставщике. Информация должна включать в себя данные о том, что исполнитель в течение трех лет до открытия нынешнего аукциона участвовал в трех закупках и отработал их без начисления штрафов и пеней. Обязательное требование – суммацен таких закупок должна быть не меньше стартовой (максимальной) стоимости договора (ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ).

Если участник, являющийся СМП, не предоставил сведения о своей добросовестности, то ему нужно предоставлять обеспечение исполнения контракта? Как рассчитывать сумму обеспечения в таком случае, если НМЦК менее 15 000 000 руб.?

В силу ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя в том числе размер обеспечения исполнения контракта, должно быть установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении (смотрите также п. 17 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Исключения из этого правила установлены чч. 2, 6.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Если закупка проводится в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНО) и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер обеспечения устанавливается в соответствии с чч. 6 и 6.1 Закона N 44-ФЗ от цены контракта, по которой заключается контракт (ч. 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги (далее – СЦЕ) снижены на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, начальной СЦЕ, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, то есть в данном случае применяются антидемпинговые меры (ч. 6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Частями 1-2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК (либо предложена СЦЕ, которая на 25 и более процентов ниже начальной СЦЕ), контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), но не менее чем 10% от НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам закупки, проводимой исключительно среди СМП, СОНО) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если же НМЦК составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, либо предложена СЦЕ, которая на 25 и более процентов ниже начальной СЦЕ, контракт заключается только после предоставления таким участником либо обеспечения исполнения контракта в указанном выше размере, либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Как видим, порядок применения антидемпинговых мер подразумевает выбор в части того, которая из рассчитанных сумм обеспечения исполнения контракта (в размере, увеличенном в 1,5 раза, или составляющем 10% от НМЦК либо от цены контракта) в каждом конкретном случае окажется больше.

Кроме того, согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения контрагента среди СМП, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 указанного закона, и от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления им информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в зависимости от обстоятельств вопрос о предоставлении обеспечения может быть решен одним из следующих способов:
1) Победитель вместо предоставления обеспечения выполняет требования ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;
2) Победитель предоставляет предусмотренное документацией обеспечение исполнения контракта, увеличенное в полтора раза.
3) Победитель предоставляет предусмотренное документацией обеспечение исполнения контракта, а также информации, подтверждающей добросовестность победителя.

При этом размер обеспечения определяется в соответствии с частями 6 и 6.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в процентах не от НМЦК, а от цены контракта. Напомним, что в общем случае размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере от одной второй процента до тридцати процентов НМЦК (для СМП цены контракта). Если контрактом предусмотрена выплата аванса (и аванс не подлежит казначейскому сопровождению), размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса. Если аванс превышает тридцать процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от НМЦК (а для СМП от цены контракта), уменьшенной на размер аванса. Наконец, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, а при его установлении размер обеспечения (для СМП) определяется в размере до десяти процентов от цены контракта.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

Закон 44-ФЗ определяет случаи, когда вносится обеспечение контракта. В проект договора по общему правилу должно быть включено такое требование. Но есть случаи, в которых положения об обеспечении исполнения не применяются.

Когда предоставлять

Действующее законодательство предусматривает три вида обеспечения закупочной процедуры. Обеспечиваются:

  • заявка на участие в закупке;
  • исполнение условий договора;
  • гарантийные обязательства.

Если заявка обеспечивается всеми участниками торгов, то обеспечение контракта в электронном аукционе по 44-ФЗ в 2023 году, как и гарантия, — обязанность лица, выигравшего тендер.

В соответствии со статьей 96 44-ФЗ, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте договора, приглашении устанавливается требование обеспечения исполнения контракта. В извещение о закупке включаются следующие сведения:

  • порядок предоставления обеспечения исполнения контракта;
  • его размер и требования к нему.

Исключения установлены для:

  • казенных учреждений, если они являются поставщиками;
  • банков (кредитных организаций) по контрактам на выдачу кредита;
  • лиц, предоставляющих независимые гарантии по контрактам на выдачу независимых гарантий бюджетному учреждению или унитарному предприятию.

Указанные лица не размещают обеспечение исполнения контракта на основании ч. 8 ст. 96 закона 44-ФЗ. Кроме того, есть возможность не предоставлять его, если договор заключается по итогам закупки у СМП и СОНКО.

ВАЖНО!

До 31.12.2022 заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (если она предусмотрена законом № 44-ФЗ), проекте договора. Такое правило не действует, если выплачивается аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению (ч. 64.1 ст. 112 закона № 44-ФЗ).

Поставщик (подрядчик, исполнитель) самостоятельно определяет способ обеспечения обязательств и срок действия независимой гарантии. Такой срок должен превышать срок исполнения обязательств не менее чем на один месяц. Если вносятся деньги, то в контракте указывается срок их возврата. Деньги возвращаются не позднее 30 дней с даты, когда поставщик исполнил обязательства по контракту. Если договор заключен по результатам закупки, в которой участвуют только СМП и СОНКО, этот срок составляет 15 дней.

Если победитель конкурса или аукциона снизил начальную цену на 25% и более или предложил сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25% и более ниже начальной суммы цен единиц, применяются антидемпинговые меры.

Существует ряд особенностей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ для СМП. Предусмотрена возможность его непредоставления, если заказчику предоставлена информация из реестра контрактов об исполнении вами трех контрактов, отвечающих следующим условиям:

  • договор без учета правопреемства исполнен вами в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке;
  • контракт исполнен без применения к вам неустоек (штрафов, пеней);
  • сумма цен таких договоров не менее НМЦК текущей закупки.

Как вычислить размер

Предельный размер обеспечения контракта по 44-ФЗ в 2023 году — от одной второй процента до тридцати процентов от НМЦК. Исключением являются случаи, когда расчеты подлежат казначейскому сопровождению или заключается контракт жизненного цикла. В указанных случаях размер устанавливается до десяти процентов от НМЦК

Его прописывают в извещении или в проекте договора. Нельзя устанавливать обеспечение меньше аванса. Это указано в ч. 6 ст. 96 44-ФЗ. При этом, если:

  • аванс превышает тридцать процентов НМЦК, размер устанавливается равным авансу;
  • расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер устанавливается заказчиком от НМЦК, уменьшенной на размер такого аванса.

В Федеральной контрактной системе разъясняется, что обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ от НМЦК или цены контракта устанавливают в зависимости от того, с кем заключают госконтракт. Если закупку проводят только для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, то обязательства обеспечивают из расчета цены госконтракта (ч. 6.2 ст. 96).

Если стороны заключили госконтракт с казначейским сопровождением, то заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечение исполнения. Если такое требование указано в документах заказа, то его размер составит не выше 10% от НМЦК или ЦК с представителями малого бизнеса. Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта для СМП по 44-ФЗ в 2023 году такой же, как и для других соглашений, — от 0,5 до 30%, но применяют этот процент не к НМЦК, а к договорной цене.

Если в электронном аукционе или конкурсе уронили цену на 25 и больше процентов ниже НМЦК, то сработают антидемпинговые меры по ст. 37 44-ФЗ. При НМЦК 15 млн руб. и меньше выбирайте, что предоставить:

  • обеспечение, которое увеличено в 1,5 раза;
  • информацию о добросовестности и обеспечение в размере, который определен в закупочных документах.

Добросовестный участник — это тот, кто за 3 года до даты подачи заявки выполнил три и больше госконтрактов (с правопреемством) без неустоек (штрафов, пеней). Цена одного из таких договоров составляет не меньше 20% от НМЦК.

Если снизили цену на 25 и более процентов от НМЦК на электронном запросе котировок, то антидемпинговые меры не применяются.

Если применили антидемпинговые меры, то аванс не получите. Это закреплено в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Исполнение контракта

Если процент обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ определяет заказчик, то способ обеспечения поставщик выбирает самостоятельно. Вариантов два — независимая гарантия или перечисление денег на счет заказчика.

Как предоставить независимую гарантию:

  1. Заключите с уполномоченным банком договор.
  2. Определите срок действия гарантийных обязательств.
  3. Согласуйте проект с заказчиком.
  4. Уточните в банке, что он есть в реестре.
  5. Предоставьте заказчику при подписании.

Требования к гарантии: включает сведения, которые предусмотрены в ст. 45 44-ФЗ, и соответствует размеру. В ч. 3 ст. 96 44-ФЗ указано, что срок действия независимой гарантии превышает срок исполнения обязательств не менее чем на месяц.

Вот инструкция, как обеспечить госконтракт путем внесения денежных средств:

  1. Найдите в документации банковские реквизиты лицевого счета или запросите их у заказчика.
  2. Перечислите выплату платежным поручением с расчетного счета.
  3. Позвоните заказчику и уточните, что деньги пришли. Подтвердите отправку платежным поручением.

ВАЖНО!

При заполнении платежки укажите КБК для перечисления гарантийных обязательств — 00000000000000000510.

Как заменить

На стадии исполнения замените обеспечение с денег на независимую гарантию или наоборот. Уведомьте об этом заказчика. Если обеспечивали независимой гарантией, то при изменении способа заказчик ее не вернет банку и взыскание по ней не произведет. Это указано в ч. 12 ст. 45 Закона о контрактной системе.

Как уменьшить

Чтобы уменьшить размер обеспечения исполнения контракта, придется соблюсти такие условия:

  • госзаказчик принял и оплатил товары в сроки, которые прописаны в госконтракте. Информация об этом берется из реестра;
  • не задолжали выплату неустойки (штрафов, пеней);
  • выполнили обязательства в размере аванса, которые перечислили (если он прописан в госконтракте);
  • сделка не относится к случаям, когда ОИК не уменьшается. Эти случаи утверждает правительство, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность государства, защитить здоровье, права и законные интересы граждан.

Особых правил, как отразить в договоре изменение размера обеспечения контракта в связи с тем, что он увеличен в 1,5 раза, нет. Согласуйте это с заказчиком до подписания госконтракта и внесите необходимые изменения в проект соглашения. Если не знаете, какие формулировки использовать, воспользуйтесь приведенным ниже примером:

Изменение размера обеспечения в договоре

Если госконтракт выполняется поэтапно, то размер ОИК уменьшается автоматически по мере выполнения этапов. Это указано в ч. 7.1 ст. 96 44-ФЗ.

Если обеспечивали независимой гарантией, то при уменьшении размера новая гарантия не выдается. Заказчик отказывается от части прав по ней на основании ч. 3.1 ст. 45 44-ФЗ.

Напишите заявление, чтобы вернуть часть денег, которые перечислили. Их вернут в срок, который установлен договором. Это прописано в ч. 27 ст. 34, ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Когда возвратят

Если обеспечивали деньгами, то заказчик возвращает оплату в срок не позднее 30 дней от даты исполнения обязательств. Если госконтракт заключен по итогам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок не превышает 15 дней (ч. 27 ст. 34 44-ФЗ). Чтобы вернуть деньги, отправьте заказчику уведомление.

Когда предоставляется новое

Вносите новое обеспечение, если у банка, который выдал гарантию, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Этот порядок прописывается в соглашении.

Срок для обновления обеспечения — не позднее месяца со дня, когда заказчик уведомил надлежащим образом о необходимости его предоставить. За неисполнение этого обязательства начислят пени (ч. 30 ст. 34 44-ФЗ).

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

Онлайн калькулятор расчета обеспечения заявки и исполнения контракта по 44-ФЗ рассчитывает:

  • размер обеспечения заявки,
  • размер обеспечения исполнения контракта.

В нем учтены все требования 44-ФЗ к размеру обеспечения в зависимости от условий закупки, в том числе с учетом антидемпинговых мер.

Калькулятор расчета обеспечения заявки и исполнения контракта по 44-ФЗ: комментарий

Обеспечение заявок

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей (установлено ст. 44  Федерального закона 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах». Обеспечение заявок устанавливается в виде денежных средств или банковской гарантии

Размер обеспечения заявки :

  • от 0,5% до 1% от НМЦК, если размер НМЦК до двадцати миллионов рублей;
  • от 0,5% до 5% от НМЦК, если размер НМЦК более двадцати миллионов рублей.
  • 0,5% от НМЦК, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов (соответствуют ч.2 ст.29).
  • 0%, если участником является государственное или муниципальное учреждение.

Обеспечение исполнения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта:

  • от 0,5% до 30% от НМЦК (для СМП – от Цены контракта), но не менее чем в размере аванса;
  • В размере аванса, если аванс превышает 30% от НМЦК;
  • Если НМЦК снижена на 25% и более, размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза, но не менее, чем 10% от НМЦК (для СМП – от Цены контракта).
    * Если НМЦК снижена на 25% и более и НМЦК  ≤ 15 млн.руб., обеспечение исполнения контракта можно предоставить как:
    обеспечение исполнение контракта, предусмотренное извещением о закупке + информация, подтверждающая добросовестность участника.
  • ВАЖНО! Одновременное использование повышающего коэффициента к обеспечению контракта и подтверждение добросовестности участника не допускается (ч.2 ст.37 44-ФЗ).

Прочие калькуляторы для 44-ФЗ:

  • Калькулятор начальной (максимальной) цены контракта
  • Калькулятор расчета цены контракта по итогам электронного аукциона или конкурса
  • Расчет ответственности (штрафов) за неисполнение контракта по 44-ФЗ
  • Расчет неустойки (пени) для 44-ФЗ (согласно Постановления Правительства №1042)
  • Калькулятор объема закупок у СМП / СОНО для отчета по 44-ФЗ
  • Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-фз

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь поворота
  • Как найти число заряда электрона
  • Как найти параметры на ноутбуке асус
  • Как найти удобную обувь
  • Как в майнкрафте быстро найти джунглях