Как найти сумму всех решений уравнения

Метод подсчёта количества решений

Линейные алгебраические уравнения — одни из самых простых уравнений, которые мы можем решить. Если в уравнении только одна переменная, решение тривиально, в то время как для системы линейных уравнений существует множество способов найти уникальные решения.

В этой статье нас интересует частный случай линейного уравнения с несколькими переменными. Хорошо известно, что подобное уравнение имеет бесконечное число решений. Мы наложим определённые ограничения и в значительной степени сократим количество решений.

Общая форма интересующего нас уравнения:

где n и m — положительные целые числа.

Наша задача — найти число решений этого уравнения, предполагая, что xᵢ являются целыми числами. Это предположение значительно снижает число решений заданного уравнения.

Нам нужен метод

Давайте начнём с частного случая общего уравнения:

Нетрудно найти все решения этого уравнения методом простого счёта. Решения заданы парами (x₁, x₂):

Мы видим, что уравнение имеет шесть решений. Также нетрудно предположить, что, если мы заменим правую часть определённым положительным целым числом m, решения будут выглядеть так:

и мы сможем подсчитать число решений — m+1.

Это было просто, верно?

Теперь возьмём немного более сложный вариант с тремя переменными, скажем:

С несколько большими усилиями, чем в предыдущем примере, находим решения в виде наборов из трёх чисел (x₁, x₂, x₃):

Число решений в этом случае равно 10.

Легко представить, что метод прямого счёта может стать очень утомительным для уравнения с большим количеством переменных. Он также становится утомительным, если целое число в правой части уравнения становится больше — например, если в правой части у нас будет 8, а не 3, решений будет уже 45. Разумеется, не хотелось бы искать все эти решения методом прямого счёта.

Значит, нужен эффективный метод.

Разрабатываем метод

Существует ещё один способ, которым можно решить предыдущие два уравнения. Давайте снова начнём с этого уравнения:

Одним из решений было (5, 0). Давайте преобразуем его в:

Мы разложили решение на нули и единицы, соответствующие каждому числу. Ненулевую часть (в данном случае 5) мы разложили на соответствующее число единиц, а ноль преобразовали в ноль. Таким же образом мы можем разложить и другое решение:

Мы поменяли прежнее расположение нуля, чтобы получить новое решение. Итак, два числа в парах (обозначенные красным и голубым) разделены нулём (чёрный) в разложенном виде. Таким же образом запишем оставшиеся решения:

Записав решения таким образом, видим закономерность. Кажется, все решения — это просто перестановки нулей и единиц. Вопрос о том, сколько существует решений, становится эквивалентным вопросу как много таких перестановок нулей и единиц может быть сделано, начиная с любой из конфигураций.

В данном случае у нас есть 6 местоположений в разложенной конфигурации для размещения нулей и единиц. Мы можем выбрать простейшее решение в качестве начальной конфигурации:

Теперь всё, что нам нужно найти, это общее число способов, которыми можно заполнить шесть местоположений пятью единицами и одним нулём.

Подобные задачи подсчёта мы можем решить различными способами, но наиболее эффективным будет способ, разработанный в такой области математики как комбинаторика, которая даёт нам формулу для числа способов перестановки r объектов в n местоположений:

где n! (читается как “n факториал”) определяется как произведение всех целых чисел от 1 до n, т.е. n! = 1 × 2 × 3 × ⋅ ⋅ ⋅ × n. Мы также определяем 0! = 1.

Эта формула обычно записывается в компактной форме как:

Теперь, возвращаясь к задаче, мы можем использовать эту формулу для нахождения числа способов перестановки пяти единиц в шести местоположениях:

Это то же самое число, что мы получили методом прямого счёта!

Выглядит многообещающе, поэтому давайте проверим, сможем ли мы найти таким способом число решений второго линейного уравнения:

Некоторые решения можно записать в разложенном виде:

В этот раз нам нужно заполнить тремя единицами и двумя нулями пять местоположений. Используя формулу мы можем найти число способов расположения чисел:

И опять то же число, что мы получили методом прямого счёта. Мы можем также найти число решений для нерешённого случая, где в правой части уравнения 8 вместо 3. Одним из решений будет:

а нам нужно найти число способов разместить 8 единиц в 10 местоположениях, и это будет:

как и утверждалось выше.

Если мы уверены в том, что этот метод работает для всех случаев, нам нужна общая формула. Напомним, что общее уравнение имеет вид:

Простейшее решение этого уравнения:

Поскольку существует n переменных, количество нулей в этом решении равно n-1. Таким образом, разложение выглядит так:

В разложенной конфигурации видим m и n-1 нулей (как утверждалось выше).

Следовательно, общее число местоположений, которые нужно заполнить, равно (m+n-1). Единственное, что остаётся — найти число способов, которыми можно заполнить m+n-1 местоположений m единиц, что определяется по формуле:

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение не имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение имеет два мнимых корня: (см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения — ни одно из них не имеет корней.

Уравнения неравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение равносильно уравнению

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение равносильно уравнению (обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

где — действительные числа; называют коэффициентом при переменной, свободным членом.

Для линейного уравнения могут представиться три случая:

1) ; в этом случае корень уравнения равен ;

2) ; в этом случае уравнение принимает вид , что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) ; в этом случае уравнение принимает вид , оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению . Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение . Итак, — корень уравнения.

Пример 2.

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Квадратные уравнения

где — действительные числа, причем , называют квадратным уравнением. Если , то квадратное уравнение называют приведенным, если , то неприведенным. Коэффициенты имеют следующие названия: первый коэффициент, второй коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения находят по формуле

Выражение называют дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение , можно переписать формулу (2) в виде Если , то формулу (2) можно упростить:

Формула (3) особенно удобна, если — целое число, т. е. коэффициент — четное число.

Пример 1.

Решение:

Здесь . Имеем:

Так как , то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Итак, — корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение

Решение:

Здесь По формуле (3) находим т. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение

Решение:

Здесь Так как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Из уравнения находим (см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Замечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени . Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:, где — многочлены более низкой степени, чем . Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид . Если — корень уравнения а потому хотя бы одно из чисел равно нулю.

Значит, — корень хотя бы одного из уравнений

Верно и обратное: если — корень хотя бы одного из уравнений то — корень уравнения т. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если , где — многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Все найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем откуда

Значит, либо х + 2 = 0, либо . Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть но среди выражений есть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений могут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение

Решение:

Имеем ; значит, либо , либо .Из уравнения находим х = 0, из уравнения находим .

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение . Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Решение:

Положив , получим уравнение

откуда находим . Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим . Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решение:

Положим , тогда

и уравнение примет вид

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Но . Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Из первого уравнения находим , ; из второго уравнения получаем Тем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив , придем к квадратному уравнению

Пример:

Решить уравнение .

Решение:

Положив , получим квадратное уравнение , откуда находим . Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Первое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Это — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить т груза, а на самом деле грузили т груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит ч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит ч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. ч, приходим к уравнению

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Решив это уравнение, найдем

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна , а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Согласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть , а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Так как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится л кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось л кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй л кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Решив это уравнение, найдем два корня: и . Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было . Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

в) учитывая, что , получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим , т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

откуда

Проверка:

1) При х = 5 имеем

— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Таким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим и мы получаем уравнение , откуда находим

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Возведя обе части уравнения в пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение не имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

где равносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду а затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению откуда находим Решив это квадратное уравнение, получим

Пример 2.

Решение:

Приведем все степени к одному основанию . Получим уравнение которое преобразуем к виду Уравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как ,то данное уравнение можно переписать в виде

Введем новую переменную, положив Получим квадратное уравнение с корнями Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как при любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

где нужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду затем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению и решим его. Имеем Проверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Число -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Из последнего уравнения находим

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Решение:

Так как заданное уравнение можно переписать следующим образом:

Введем новую переменную, положив Получим

Но ; из уравнения находим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

равносильное уравнению (1). Далее имеем

Полагая получим уравнение , откуда Остается решить совокупность уравнений Из этой совокупности получим — корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Пример 2.

(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Полагая , получим уравнение корнями которого являются

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Так как , а -1 0 и мы получаем

если , то D = 0 и мы получаем , т. е. (поскольку ) .

Итак, если то действительных корней нет; если = 1, то ; если ,то ; если и , то

Пример 3.

При каких значениях параметра уравнение

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня его дискриминант должен быть положительным. Имеем

Значит, должно выполняться неравенство

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Так как, по условию, , то и

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) ; из второго ; из третьего . С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо , либо

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами

Дорогой друг! Если ты никогда не решал задач с параметрами – прочитай статьи «Что такое параметр» и «Графический способ решения задач с параметрами». Квадратные уравнения, а тем более неравенства с параметрами только на первый взгляд кажутся простыми. Чтобы уверенно решать их, надо знать определенные приемы. О некоторых мы расскажем.

Разберем сначала подготовительные задачи. А в конце – реальную задачу ЕГЭ.

1. Найдите все значения a, при которых уравнение не имеет действительных корней.

Всегда ли это уравнение является квадратным относительно переменной х? – Нет, не всегда. В случае, когда коэффициент при равен нулю, оно станет линейным.

Рассмотрим два случая – когда это уравнение квадратное и когда оно линейное.

Тогда уравнение примет вид 2 = 0. Такое уравнение не имеет действительных корней, что удовлетворяет условию задачи.

Уравнение будет квадратным. Квадратное уравнение не имеет действительных корней тогда и только тогда, когда его дискриминант отрицательный.

Если и – корни квадратного уравнения
, то по теореме Виета:

Решим первое неравенство системы

Квадратный трехчлен в левой части не имеет корней, так как дискриминант равен -32, то есть отрицателен. Поэтому неравенство будет выполняться для всех действительных значений .

Возведем второе уравнение системы в квадрат:

Из этих двух уравнений выразим сумму квадратов и .

Значит, сумму квадратов корней уравнения можно выразить через параметр

График функции — парабола, ее ветви направлены вверх, минимум будет достигаться в ее вершине. Найдем вершину параболы:

3) Найдите все значения , при каждом из которых все решения уравнения

Как и в первой задаче, уравнение является квадратным, кроме случая, когда . Рассмотрим этот случай отдельно

1) . Получим линейное уравнение

У него единственный корень, причем положительный. Это удовлетворяет условию задачи.

2) При уравнение будет квадратным. Нам надо, чтобы решения существовали, причем были положительными. Раз решения есть, то .

Покажем один из приемов решения квадратичных уравнений и неравенств с параметрами. Он основан на следующих простых утверждениях:

— Оба корня квадратного уравнения и положительны тогда и только тогда, когда их сумма положительна и произведение положительно.

Очевидно, что сумма и произведение двух положительных чисел также положительны. И наоборот – если сумма и произведение двух чисел положительны, то и сами числа положительны.

— Оба корня квадратного уравнения и отрицательны тогда и только тогда, когда их сумма отрицательна, а произведение положительно.

Корни квадратного уравнения и имеют разные знаки тогда и только тогда, когда их произведение отрицательно.

Сумма и произведение корней входят в формулировку теоремы Виета, которой мы и воспользуемся. Получим

Второе и третье неравенства имеют одинаковое решение . Решение первого неравенства:
.

С учетом пункта 1 получим ответ

4. При каких значениях параметра a уравнение

имеет единственное решение?

Уравнение является показательным, причем однородным. Мы умеем решать такие уравнения! Разделим обе части на .

Сделаем замену

Для того, чтобы исходное уравнение имело единственное решение, нужно, чтобы уравнение относительно t имело ровно один положительный корень.

1) В случае уравнение будет линейным

Значит, подходит. В этом случае уравнение имеет единственный положительный корень.

2) Если , уравнение будет квадратным.

Дискриминант является полным квадратом и поэтому всегда неотрицателен. Уравнение имеет либо один, либо два корня. В этом случае несложно найти корни в явном виде.

Один корень получился не зависящим от параметра, причем положительным. Это упрощает задачу.

Для того, чтобы уравнение имело единственный положительный корень, нужно, чтобы либо второй был отрицательным, либо равным нулю, либо чтобы корни совпадали. Рассмотрим все случаи.

Объединив все случаи, получим ответ.

И наконец – реальная задача ЕГЭ.

5. При каких значениях a система имеет единственное решение?

Решением квадратного неравенства может быть:

В каких случаях система двух квадратных неравенств имеет единственное решение:

1) единственная общая точка двух лучей-решений ( или интервалов-решений)

2) одно из неравенств имеет решение – точку, которая является решением второго неравенства

Рассмотрим первый случай.

Если является решением 1 и 2 уравнений, то является решением уравнения (вытекает из второго первое) ⇒ или

Если , при этом система примет вид:

Второй корень первого уравнения:

Второй корень второго первого:

Если , при этом система примет вид:

– бесконечно много решений, не подходит.

Рассмотрим второй случай.

– решением является точка, если – является решением второго неравенства.

– решением является точка, если – не является решением первого неравенства.

источники:

Как найти сумму корней уравнения

Определение суммы корней уравнения — один из необходимых шагов при решении квадратных уравнений (уравнений вида ax² + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, причем a ≠ 0) с помощью теоремы Виета.

Как найти сумму корней уравнения

Инструкция

Запишите квадратное уравнение в виде ax² + bx + c = 0

Пример:
Исходное уравнение: 12 + x²= 8x
Правильно записанное уравнение: x² — 8x + 12 = 0

Примените теорему Виета, согласно которой, сумма корней уравнения будет равна числу «b», взятому с обратным знаком, а их произведение — числу «c».

Пример:
В рассматриваемом уравнении b=-8, c=12, соответственно:
x1+x2=8
x1∗x2=12

Узнайте, положительными или отрицательными числами являются корни уравнений. Если и произведение и сумма корней — положительные числа, каждый из корней — положительное число. Если произведение корней — положительное, а сумма корней – отрицательное число, то оба корни один корень имеет знак «+», а другой знак «-» В таком случае необходимо воспользоваться дополнительным правилом: «Если сумма корней – положительное число, больший по модулю корень тоже положительный, а если сумма корней — отрицательное число — больший по модулю корень — отрицательный».

Пример:
В рассматриваемом уравнении и сумма, и произведение — положительные числа: 8 и 12, значит оба корня — положительные числа.

Решите полученную систему уравнений путем подбора корней. Удобней будет начать подбор с множителей, а затем, для проверки, подставить каждую пару множителей во второе уравнение и проверить, соответствует ли сумма данных корней решению.

Пример:
x1∗x2=12
Подходящими парами корней будут соответственно: 12 и 1, 6 и 2, 4 и 3

Проверьте полученные пары с помощью уравнения x1+x2=8. Пары
12 + 1 ≠ 8
6 + 2 = 8
4 + 3 ≠ 8

Соответственно корнями уравнения являются числа 6 и 8.

Обратите внимание

В данном примере был рассмотрен вариант квадратного уравнения, в котором a=1. Для того чтобы тем же способом решить полное квадратное уравнение, где a&ne 1, необходимо составить вспомогательное уравнение, приведя «a» к единице.

Полезный совет

Используйте данный способ решения уравнений для того, чтобы быстро найти корни. Также он поможет в случае, если вам необходимо решить уравнение в уме, не прибегая к записям.

Источники:

  • О применении теоремы Виета при решении квадратных уравнений
  • сумма квадратов корней уравнения

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Алгебра

Уравнение с двумя переменными и его график

Линейное уравнение

Определения

Уравнение вида ax+by+c=0, где a,b,c – это линейное уравнение с двумя переменными x и y.
Решением уравнения ax+by+c=0, называются всякую пару чисел (x;y), которая удовлетворяет этому уравнению, т. е. обращает равенство с переменными ax+by+c=0 в верное числовое равенство.
Если дано уравнение с двумя переменными x и  y, то принято в записи его решения на первое место ставить значение переменной x, а на второе — значение y.

Теорема 1

Если хотя бы один из коэффициентов a, b линейного уравнения ax+by+c=0 отличен от нуля, то графиком уравнения служит прямая линия.

Доказательство:

1) Пусть a=0, b=0, c=0. Тогда уравнение принимает вид 0cdot x+0cdot y+0=0, т.е. 0=0 при любых значениях x,y. Это значит, что любая пара чисел (x; y) является решением уравнения, а график уравнения — вся координатная плоскость.
2) Пусть a=0, b=0, cne0. Тогда уравнение принимает вид 0cdot x+0cdot y+c=0, т.е. c=0 Это не выполняется ни при каких значениях x,y, т.е. уравнение не имеет решений.
3) Пусть a=0, bne0. Тогда уравнение принимает вид 0cdot x+by+c=0, т.е. y=-frac{c}{b}. Графиком служит прямая, параллельная оси x.
4) Пусть ane0, b=0. Тогда уравнение принимает вид ax + 0cdot y+c=0, т.е. y=-frac{c}{a}. Графиком служит прямая, параллельная оси y.
5) Пусть ane0, bne0. В этом случае графиком является прямая, не параллельная ни одной из осей координат.

Теорема доказана.

Из теоремы следует, что если хотя бы один из коэффициентов a и b уравнения ax+by+c=0 отличен от нуля, то уравнение имеет решение. Для отыскания решения удобно выразить одну переменную через другую, например x через  y, или y через x.

Пример 1

Решить уравнение:
а)  x-3y = 10.

Решение:
Выразим, например x через y: x = 10 + 3y. Выбрав произвольное значение y, вычислим соответствующее значение y, Так, если y = 7, то x = 10 + 3cdot7 = 31, значит, пара (31; 7) является решением уравнения. Но это одно из возможных решений уравнения. Все решения уравнения, или множество всех решений уравнений, можно записать так: {(10 + 3y; y)| y in R}. Вместо y в ответе можно указывать любую букву для обозначения переменной, например, в ответе мы использовали букву a.

Ответ:

{(10 + 3a; a) | a in R}.

Пример 2

Решить уравнение:
а)  2x = 5;  б) 2x = 0; в) 5y = 3; г) 5y = 0.

Решение:
а) Уравнение 2x = 5 имеет бесконечно множество решений. Переменная y может быть любым действительным числом, а переменная x задается как x = 2,5, что можно записать как {(2,5; a) | a in R};
б) Уравнение 2x = 0 имеет бесконечно множество решений. Переменная y может быть любым действительным числом, а переменная x задается как x = 0, что можно записать как {(0; a) | a in R};
в) Уравнение 5y = 3 имеет бесконечно множество решений. Переменная x может быть любым действительным числом, а переменная y задается как y = 0,6, что можно записать как {(a; 0,6) | a in R}; 
г) Уравнение 5y = 0 имеет бесконечно множество решений. Переменная x может быть любым действительным числом, а переменная y задается как y = 0, что можно записать как {(a; 0) | a in R}.

Ответ:

а) {(2,5; a) | a in R};
б) {90; a) | a in R};
в) {(a; 0,6) | a in R};
г) {(a; 0) | a in R}.

Рациональные нелинейные уравнения

Определения

Рациональным уравнением с двумя переменными x и y называется уравнение вида p(x; y) = 0, где p(x; y) — рациональное выражение.
Решением уравнения p(x;y) = 0 является пара чисел (x;y), которая удовлетворяет этому уравнению, то есть при подстановке которых уравнение обращается в верное числовое равенство.
Понятие равносильности уравнений с двумя переменными формулируется так же, как и для уравнений с одной переменной.
Уравнение с двумя неизвестными может:
а) иметь одно решение.
Например, уравнение x^2 + 5y^2 = 0 имеет единственное решение (0; 0);
б) иметь несколько решений.
Например, уравнение (x^2 - 1) + y^2 = 0 имеет 2 решения: (-1; 0) и (1; 0);
в) не иметь решений.
Например, уравнение x^2 + y^2 + 1 = 0 не имеет решений;
г) иметь бесконечно много решений.
Например, x - 3y = 0. Множество решений данного уравнения (пример 1) можно записать в виде {(10 + 3a; a) | a in R}.

Основными методами решения уравнений с двумя переменными являются методы, основанные на разложении выражений на множители, решения уравнения как квадратного относительно одной из переменных; выделение полного квадрата, использование свойств квадратного уравнения, ограниченности выражений, оценочные методы и другие. Есть также ряд уравнений, в которых задано дополнительное условие, использование которого позволяет найти корни уравнения. Познакомимся с этими методами на примерах. Некоторые из этих способов мы уже использовали при решении рациональных уравнений.

Решение уравнения как квадратного относительно одной из переменных

Пример 3

Решить уравнение:
 x^2 - 6x + y - 4sqrt{y} + 13 = 0.

Решение:
Решим уравнение как квадратное относительно x. Найдем дискриминант: D = 36- 4(y- 4sqrt{y}+ 13) = -4y + 16 sqrt{y} - 16 = -4(sqrt{y} - 2)^2. Уравнение будет иметь решение только при D = 0, т. е. в том случае, если y = 4. Подставляем значение y в исходное уравнение и находим, что x = 3.

Ответ:

(3; 4).

Разложение на множители

Пример 4

Решить уравнение:
 2x - y - xy + 2 = 0.

Решение:
Группируем слагаемые с целью разложения на множители:
(xy + y)- (2x + 2) = 0, откуда y(x + 1) - 2(x + 1) = 0; тогда (x + 1)(y - 2) = 0.
Важно теперь правильно записать решение. Произведение будет равно нулю, если каждая из скобок равна нулю, причем в скобке у нас только одна переменная. Получается, что если первая скобка обращается в нуль, вторая может принимать любые значения, и наоборот. Тогда решениями будут y = 2, x — любое действительное число или x = -1, y — любое действительное число.
Записываем этот ответ в виде множеств {(-1; a); (b; 2) | a, b in R}.

Ответ:

{(-1; a); (b; 2) | a, b in R}.

Равенство нулю неотрицательных чисел

Пример 5

Решить уравнение:
9x^2 + 4y^2 + 13 = 12(x + y).

Решение:
Группируем одночлены таким образом, чтобы составились полные квадраты:
(9x^2 -12x + 4) + (4y^2 - 12y + 9) = 0.
Теперь каждую скобку можно свернуть по формуле квадрата разности:
(3x - 2)^2 + (2y - 3)^2 = 0.
Каждый квадрат не отрицателен, и сумма двух неотрицательных выражений равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из них равно нулю, то есть если 3x - 2 = 0 и при этом 2y - 3 = 0.
Отсюда x = frac{2}{3} и y = frac{3}{2}.

Ответ:

x = frac{2}{3} и y = frac{3}{2}.

Оценочный метод

Оценочный метод использует свойства функций, известные неравенства, сравнения чисел и подобные возможности.

Пример 6

Решить уравнение:
(x^2 + 2x + 2)(y^2- 4y + 6) = 2.

Решение:
В каждой скобке выделим полный квадрат: ((x + 1)^2 + 1)((y - 2)^2 + 2) = 2. Оценим значение выражений, стоящих в скобках. (x + 1)^2 + 1 geq 1 и (y- 2)^2 + 2 geq 2, тогда левая часть уравнения всегда не меньше 2. Равенство возможно, если: (x + 1)^2 + 1 = 1 и при этом (y - 2)^2 + 2 = 2, а значит x = -1, y = 2.

Ответ:

(-1; 2).

Часто в уравнениях с двумя неизвестными указывают ограничения на переменные. Это могут быть уравнения, неравенства, но, в качестве ограничения, может быть указано множество чисел, среди которых следует его искать. Чаще всего ищут натуральные или целые корни. Эти задачи имеют, помимо общих, специфические методы, которые упрощают поиск решения.

Пример 7

Для каждой пары целых отрицательных чисел (x; y), удовлетворяющих уравнению x^2-2xy + 2y^2 + 4y = 33, вычислить сумму (x + y). В ответе указать наименьшую из сумм.

Решение:
Выделим полные квадраты: (x^2 - 2xy + y^2) + (y^2 + 4y + 4) = 37, откуда (x - y)^2 + (y + 2)^2 = 37. Так как x и y — целые числа, то их квадраты также целые числа. Сумму квадратов двух целых чисел, равную 37, получим, если складываем 1 + 36. Следовательно: (x-y)^2 = 36 и (y + 2)^2 = 1 и, наоборот, (x -y)^2 = 1 и (y + 2)^2 = 36. Решая эти системы и учитывая, что x и y –отрицательные, находим решения: (-7; -1), (-9; -3), (-7; -8), (-9; -8). Наименьшая сумма будет -9 -8 = -17.

Ответ:

-17.

Во многих случаях поиск решения облегчается, если представить геометрическую интерпретацию левой и правой частей уравнения. Тогда решение уравнения — точка пересечения графиков соответствующих функций. Кроме линейной функции, мы знакомы со свойствами и графиком квадратичной функции y = ax^2 + bx + c (парабола), и обратной пропорциональности y =frac{a}{x}+ b (гипербола). Также мы упоминали окружность.

Теорема 2

Графиком уравнения (x - a)^2 + (y - b)^2 = r^2 является окружность с центром в точке O(a; b) и радиусом r (r>0).

Доказательство:

По определению окружность — множество точек, равноудаленных от одной точки, являющейся центром окружности. На расстояние r^2 от центра окружности точки O(a; b). по теореме Пифагора, будут удалены все точки, для которых (x - a)^2 + (y - b)^2 = r^2. Что и требовалось доказать.

Теорема доказана.

Решения уравнения с двумя переменными представляют часто в виде графика.

Определение

Графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек плоскости, координаты которых x,y являются решениями.

Пример 8

Найти все целочисленные решения уравнения |x| + |y| = 1.

Решение:
Построим график, соответствующий уравнению (рис. 1).

Рис. 1

Для построения графика, кроме правил отображения графиков относительно осей координат в том случае, когда стоит модуль, можно рассмотреть по очереди все четыре четверти. Это квадрат с вершинами в точках (-1; 0); (0; 1); (1; 0); (0; -1). Значения координат этих точек и будет, как видно из графика, целочисленным решением уравнения.

Ответ:

(-1; 0); (0; 1); (1; 0); (0; -1).

Пример 9

Построить графики функций, стоящих в левой и правой частях уравнения y^2 - x = y + 2x - 2. Найти решения.

Решение:
Построим в одной системе координат графики функций y^{2}-x = 0 и y + 2x-2 = 0 или графики y^2 = x и y = -2x + 2 (рис. 2).

Рис. 2

График y^2 = x представляет собой параболу, направленную вдоль оси абсцисс. Графики пересекаются в двух точках.
Найдем координаты этих точек, которые будут решением уравнения. Можем записать, что 2y^2 = 2x  и  -y + 2 = 2x. Приравнивая левые части, получаем уравнение 2y^2 = -y + 2 или 2y^2 + y - 2 = 0.
Его корни:
y_1=ds {frac{-1-sqrt{17}}{4} approx -1,3}, x_1=ds {frac{-y_1+2}{2}=frac{frac{1+sqrt{17}}{4}+2}{2}}=ds {frac{9+sqrt{17}}{8} approx 1,6}
и
y_2=ds {frac{-1+sqrt{17}}{4} approx 0,8}, x_2=ds {frac{-y_2+2}{2}}=ds{frac{frac{1-sqrt{17}}{4}+2}{2}}=ds {frac{9-sqrt{17}}{8} approx 0,7}.
Вычисленные приближенные значения корней показывают, что соответствуют чертежу.

Ответ:

 (ds {frac{9+sqrt{17}}{8}};ds {frac{-1-sqrt{17}}{4})};
 (ds {frac{9-sqrt{17}}{8}};ds {frac{-1+sqrt{17}}{4})}.

Пример 10

Найти число решений уравнения 2x^2 - 8x + y^2+ 9y - 2 = 0.

Решение:
Решаем задачу графически. Выделим полные квадраты: 2(x^2 - 4x + 4) + (y^2 + 8y + 16) + y = 26, откуда 2(x -2)^2 + (y + 4)^2 + y = 26. Данное уравнение можем переписать в виде (x - 2)^2 + (y + 4)^2 = 25 -(x - 2)^2 + 1.
Если рассмотреть два графика y = -(x - 2)^2 + 1 и (x - 2)^2 + (y + 4)^2 = 25, то точки пересечения графиков будут являться решением уравнения. Построим графики функций y = -(x - 2)^2 + 1 и (x - 2)^2 + (y + 4)^2 = 25 в одной системе координат (рис. 3).

Рис. 3

Графики пересекаются в трех точках.

Ответ:

3.

Обозначим $%k=[5x]$%. Это целое число, где $%frac{k}5le x < frac{k+1}5$%. При этом $%x^2=10k+51ge0$%, откуда $%kge-5$%.

При $%k=-5$% имеем $%x^2=1$%. Это даёт решение $%x=-1$%. Если $%-4le kle-1$%, то $%x$% отрицательно, и при этом $%x^2ge11$%. Это значит, что $%xle-sqrt{11}$%, что противоречит условию $%xge-frac45$%.

Далее пусть $%kge0$%. Тогда неравенство с ограничениями на $%x$% равносильно возведённому в квадрат, откуда $%frac{k^2}{25}le10k+51 < frac{(k+1)^2}{25}$%. Квадратное уравнение $%k^2=25(10k+51)$% имеет уже известный нам корень $%k=-5$%, а второй корень находим по теореме Виета: $%k=255$%. Тогда квадратичное неравенство принимает вид $%(k+5)(k-255)le0$%, откуда $%kle255$%. Ясно, что значение $%k=255$% подходит.

Для нахождения остальных значений можно или решить квадратное уравнение $%(k+1)^2=25(10k+51)$%, получая $%k_{1,2}=125pm15sqrt{74}$% (только числа уж больно противные!), и далее проверить, что $%k=254$% также подходит (что в принципе ясно и так), а $%k=253$% и меньшие значения уже не подходят. В последнем можно убедиться непосредственной подстановкой, не решая квадратное уравнение.

В итоге сумма квадратов корней, с учётом $%x=-1$%, равна $%1+10(254+255)+2cdot51=5193$%.

По-моему, эта задача хороша разве что для автоматического тестирования :)

В курсе математики 7 класса впервые встречаются с уравнениями с двумя переменными, но изучаются они лишь в контексте систем уравнений с двумя неизвестными. Именно поэтому из поля зрения выпадает целый ряд задач, в которых на коэффициенты уравнения введены некоторые условия, их ограничивающие. Кроме того, остаются без внимания и методы решения задач типа «Решить уравнение в натуральных или целых числах», хотя  в материалах ЕГЭ и на вступительных экзаменах задачи такого рода встречаются все чаще и чаще.

Какое уравнение будет называться уравнением с двумя переменными?Уравнения с двумя переменными

Так, например, уравнения 5x + 2y = 10, x2 + y2 = 20 или xy = 12 являются уравнениями с двумя переменными.

Рассмотрим уравнение 2x – y = 1. Оно обращается в верное равенство при x = 2 и y = 3, поэтому эта пара значений переменных является решением рассматриваемого уравнения.

Таким образом, решением любого уравнения с двумя переменными является множество упорядоченных пар (x; y), значений переменных, которые это уравнение обращают в верное числовое равенство.

Уравнение с двумя неизвестными может:

а) иметь одно решение. Например, уравнение x2 + 5y2 = 0 имеет единственное решение (0; 0);

б) иметь несколько решений. Например, (5 -|x|) 2 + (|y| – 2)2 = 0 имеет 4 решения: (5; 2), (-5; 2), (5; -2), (-5; -2);

в) не иметь решений. Например, уравнение x2 + y2 + 1 = 0 не имеет решений;

г) иметь бесконечно много решений. Например, x + y = 3. Решениями этого уравнения будут являться числа, сумма которых равна 3. Множество решений данного уравнения можно записать в виде (k; 3 – k), где k – любое действительное число.

Основными методами решения уравнений с двумя переменными являются методы, основанные на разложении выражений на множители, выделение полного квадрата, использование свойств квадратного уравнения, ограниченности выражений, оценочные методы. Уравнение, как правило, преобразовывают к виду, из которого можно получить систему для нахождения неизвестных.

Разложение на множители

Пример 1.

Решить уравнение: xy – 2 = 2x – y.

Решение.

Группируем слагаемые с целью разложения на множители:

(xy + y) – (2x + 2) = 0. Из каждой скобки вынесем общий множитель:

y(x + 1) – 2(x + 1) = 0;

(x + 1)(y – 2) = 0. Имеем:

y = 2, x – любое действительное число или x = -1, y – любое действительное число.

Таким образом, ответом являются все пары вида (x; 2), x € R и (-1; y), y € R.

Равенство нулю неотрицательных чисел

Пример 2.

Решить уравнение: 9x2 + 4y2 + 13 = 12(x + y).

Решение.

Группируем:

(9x2 – 12x + 4) + (4y2 – 12y + 9) = 0. Теперь каждую скобку можно свернуть по формуле квадрата разности.

Получим:

(3x – 2)2 + (2y – 3)2 = 0.

Сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, только если 3x – 2 = 0 и 2y – 3 = 0.

А значит, x = 2/3 и y = 3/2.

Ответ: (2/3; 3/2).

Оценочный метод

Пример 3.

Решить уравнение: (x2 + 2x + 2)(y2 – 4y + 6) = 2.

Решение.

В каждой скобке выделим полный квадрат:

((x + 1)2 + 1)((y – 2)2 + 2) = 2. Оценим Уравнения с двумя переменнымизначение выражений, стоящих в скобках.

(x + 1)2 + 1 ≥ 1 и (y – 2)2 + 2 ≥ 2, тогда левая часть уравнения всегда не меньше 2. Равенство возможно, если:

(x + 1)2 + 1 = 1 и (y – 2)2 + 2 = 2, а значит x = -1, y = 2.

Ответ: (-1; 2).

Познакомимся с еще одним методом решения уравнений с двумя переменными второй степени. Этот метод заключается в том, что уравнение рассматривается как квадратное относительно какой-либо переменной.

Пример 4.

Решить уравнение: x2 – 6x + y – 4√y + 13 = 0.

Решение.

Решим уравнение как квадратное относительно x. Найдем дискриминант:

D = 36 – 4(y – 4√y + 13) = -4y + 16√y – 16 = -4(√y – 2)2. Уравнение будет иметь решение только при D = 0, т. е. в том случае, если y = 4. Подставляем значение y в исходное уравнение и находим, что x = 3.

Ответ: (3; 4).

Часто в уравнениях с двумя неизвестными указывают ограничения на переменные.

Пример 5.

Решить уравнение в целых числах: x2 + 5y2 = 20x + 2.

Решение.

Перепишем уравнение в виде x2 = -5y2 + 20x + 2. Правая часть полученного уравнения при делении на 5 дает в остатке 2. Следовательно, x2 не делится на 5. Но квадрат числа, не делящегося на 5, дает в остатке 1 или 4. Таким образом, равенство невозможно и решений нет.

Ответ: нет корней.

Пример 6.

Решить уравнение: (x2 – 4|x| + 5)(y2 + 6y + 12) = 3.

Решение.

Выделим полные квадраты в каждой скобке:

((|x| – 2)2 + 1)((y + 3)2 + 3) = 3. Левая часть уравнения всегда больше или равна 3. Равенство возможно при условии |x| – 2 = 0 и y + 3 = 0. Таким образом, x = ± 2, y = -3.

Ответ: (2; -3) и (-2; -3).

Пример 7.

Для каждой пары целых отрицательных чисел (x; y), удовлетворяющих уравнению
x2 – 2xy + 2y2 + 4y = 33, вычислить сумму (x + y). В ответе указать наименьшую из сумм.

Решение.

Выделим полные квадраты:

(x2 – 2xy + y2) + (y2 + 4y + 4) = 37;

(x – y)2 + (y + 2)2 = 37. Так как x и y – целые числа, то их квадраты также целые числа. Сумму квадратов двух целых чисел, равную 37, получим, если складываем 1 + 36. Следовательно:

(x – y)2 = 36 и (y + 2)2 = 1Уравнения с двумя переменными

или

(x – y)2 = 1 и (y + 2)2 = 36.

Решая эти системы и учитывая, что x и y – отрицательные, находим решения: (-7; -1), (-9; -3), (-7; -8), (-9; -8).

Ответ: -17.

Не стоит отчаиваться, если при решении уравнений с двумя неизвестными у вас возникают трудности. Немного практики, и вы сможете справиться с любыми уравнениями.

 Остались вопросы? Не знаете, как решать уравнения с двумя переменными?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мамины колготки
  • Модель что это за ошибка как исправить
  • Как найти дом в майнкрафт когда потерялся
  • Компьютер потребляет много оперативной памяти как исправить
  • Как найти банк чтобы взять кредит