Как найти свистковый регистр

Axl Rose, ‘November Rain’ at Nottingham Arena, Nottingham, UK, in May 2012.

 Delusion23/Wikimedia Commons


The whistle, bell, or flute register is the highest register in the voice. It is the least understood register physically since it is impossible to film. What we do know is the high pitches sound squeaky, bird-like, and adds at least a half octave and often much more to the upper range. Learning to sing in whistle register can open up a whole new repertoire world for singers.

Speaking in Whistle Register

The first step to learning a new register is to speak in it. That may or may not be true when it comes to whistle register, as there are very few examples of whistle register speech to imitate. Some people suggest whistling first and then trying to open your mouth as you do so. Be leery of this advice. When you whistle, you use the shape of your mouth to create different sounds and pitches. The whistle register uses the vocal cords to produce sound.

Listen to Singers Who Use Whistle Register

You have to hear whistle register to mimic it. Diana Damrau’s version of the Queen of the Night aria from Mozart’s opera The Magic Flute is a good example. Not an opera fan? Minnie Riperton and Mariah Carey are popular singers known for singing in the whistle register.

Practice Yawn Sighs

Simple vocal exercises are best when you first explore a new register and yawn sighs are a perfect example. In a sing-song fashion, gently slur from the very top of your whistle register range to the bottom. Another way to describe the vocal style is an exaggerated, voiced sigh. Slide as slowly as possible.

Use Sirens

Another helpful exercise is to imitate the sound of a tornado siren by shifting from low to high. Ideally, you will do this entirely in the whistle register. Some find it helpful to vocalize back and forth between bottom to top and top to bottom of the register. Doing this will give you more control over the register without damaging the vocal cords. Be sure to stop if there is any pain, as this may be an indication you have not actually found whistle register.

Look for Qualities of Whistle Register

Start with a siren or yawn sigh and stop, hold the note, and add volume to start singing. Now try stopping on different pitches and holding out the note. The sound should feel small, focused, bright, piercing, and squeaky. In whistle register, the epiglottis covers the vocal cords as it would when you swallow, so you may associate the register with a swallowing feeling. Many also say that it feels as if the sound is coming out from the top of their heads.

Drill Slurs

Connecting notes can give you more control when singing in whistle register because it is easier than singing scales. Simple two note or five-note slurs up, down, or both will do the trick. Pitch comes with practice, so be patient with yourself and keep it simple as you develop this new part of your voice.

Keep Practice Sessions Short

Short practice sessions are a good idea with any new vocal technique, but particularly with whistle register. Long-term strain on the vocal cords can cause irreparable damage, so for those who practice true whistle register, the lack of control one has over a new register warrants practice. If you are really motivated, then consider practicing several times a day for short amounts of time.

Регистры голоса

Давайте поговорим о голосовых регистрах, ведь это очень важно знать, если Вы планируете серьезно заниматься пением, да и так, для общего развития это не будет лишним знать.

Краткое содержание

  • 1 Голосовые регистры
    • 1.1 1. Шумовой регистр
    • 1.2 2. Речевой регистр
    • 1.3 3. Головной регистр (верхний, фальцетный)
    • 1.4 4. Свистковый (флейтовый) регистр
  • 2 Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр

Голосовые регистры

Регистров голоса у здорового человека может быть четыре, не больше. Какие? Смотрим далее..

1. Шумовой регистр

Голосовые складки (связки) в данном режиме не смыкаются, а находятся в разомкнутом состоянии. Ярким примером шумового регистра является шепот. То есть мы не произносим звуков, голосовые связки не задействованы.

2. Речевой регистр

Также его часто называют грудным. Это и есть наш с Вами обычный голос, которым мы разговариваем в свободном состоянии. В речевом режиме связки уже смыкаются. Голос при этом богатый, насыщенный обертонами, но низкий по высоте. Еще бы, ведь это грудной голос.

3. Головной регистр (верхний, фальцетный)

Рано или поздно, у любого вокалиста-новичка наступают такие ноты, которые в речевом регистре голоса уже не возьмешь. Вот тут-то голос и переходит на следующий — верхний регистр голоса.

Головной регистр (фальцет)Головной регистр (фальцет)

Как определить фальцет?

Попробуйте сказать что-нибудь тонким, детским, женским голосом. Получается довольно забавно, не так ли? Вот это и есть фальцет. Голосовые связки растягиваются. Но у новичка фальцет звучит неестественно. Почему? Да потому, что у него не «прокачан» средний регистр (см. пункт 5). Как его прокачать? См. урок «Головной голос. Как петь высокие ноты?».

4. Свистковый (флейтовый) регистр

Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..

5. Есть еще один вид регистра голоса — средний регистр (смешанный). Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.

Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр

Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой — это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.

Ищем средний регистрИщем средний регистр

Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.

Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:

Регистры голосаУчасток наложения речевого и головного регистров

Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром.

Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как «прокачать» этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

У меня такое ощущение, что все разной техникой берут эти ноты. Я помню как Егориус доставал, я же совсем по-другому это делаю.

Ты же говоришь что вообще за счёт форсирования берёшь. Поэтому тут сравнивать диапазоны не совсем корректно

Да нет, дело все в том, что регистр, про который я думал, что это у меня фальцет, оказался свистком :) Путаница в понятиях дает о себе знать. Они и в других случаях проявляется, например кто-то приравнивает фальцет к головному регистру, кто-то считает, что это несколько разные вещи, кто-то считает, что у мужчин вообще нет свистка, а просто такой протяженный фальцет может быть, что заходят в свистковые ноты.

Сплошная путаница.

Фальцетом, разумеется, фа3 я никогда в жизни не возьму, только голову вам морочил, каюсь :(

Насчет форсирования, оказалось да, я все это время форсировал, мне женщина-бывший педагог по вокалу сказала.

Она сказала, что я слишком много воздуха на связки даю. теперь приучаю себя петь аккуратнее. Сип, к сожалению, уже появился, и пока не исчез. Придется смазывать горлышко маслицем :D



  • Какие регистры голоса есть?



  • Пение микстом и речевой регистр



  • Певческий диапазон мужских и женских регистров



  • Как петь в разных голосовых регистрах?



  • Как методики вокала называют регистры певцов?



  • Теория вокала для любопытных

На пробном уроке вокала меня часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»? Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче. Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты.

Почему голос звучит то ниже, то выше —  зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».

Какие регистры голоса есть у человека?

3 певческих голосовых регистра у вокалистов:



  • верхний регистр, который многие методики называют «головным» голосом


  • средний регистр — разговорный голос, в котором много средних частот.


  • нижний регистр, так называемый «грудной» голос.

Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.

Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее. Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше. Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой. То же происходит и с голосом. Об этом мы говорили в статье «Как петь высокие ноты».


Как понять, в каком регистре звучит голос?

Певческие регистры голоса отличаются на слух по тембру, имеют разную окраску при пении. Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице. В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди. Отсюда и название — «грудной».



  • Совет для начинающих

Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).

У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).

Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.

Микст в пении — средний регистр голоса

Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».

Микст добавляет средних частот в вокал —

Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».

Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.

Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.

Границы регистров у женского и мужского голоса



Регистры певческого женского голоса

регистры голоса у женщин, женские певческие регистры, регистры голоса у человека, певческие регистры, регистры вокал, статьи о вокале, блог о вокале

За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.



Вокальные регистры у мужчин с высоким голосом

регистры голоса, мужские регистры пение, регистры голоса у мужчин с низким голосом, баритон, границы мужского голоса, пределы голоса регистры, грудной и головной регистры



Границы регистров низких мужских голосов

регистры голоса, мужские регистры пение, регистры голоса у мужчин с высокими голосами, границы мужского голоса, пределы голоса регистры, грудной и головной регистры

Как использовать голосовые регистры в пении?

Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:



  • Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту. Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.


  • При пении используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо, где вы соединяете оба регистра.



  • Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр — это окраска звука, его высотная частота. В то время, как резонатор — это физиологическая полость, пустота в организме, куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.


  • Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их. А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.


  • Не стоит бояться верхних нот — берите их как получается. Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса, не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе.


  • Не слушайте песни для фона — анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди — нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным вокалом.

Какие регистры бывают в эстрадном вокале?

Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.



  • Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры.


  • Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice


  • Низкочастотные: шумовой и штро-бас

К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.

Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала. Например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training) используют разные терминологии, и имеют на это право. Если вы учитесь петь именно по какой-то системе, то вам важно понимать ее «вокальный язык». Но смешивать термины разных вокальных методик лучше не стоит. Я не ярый сторонник какой-то одной методики.

Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.

Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.

Смотреть здесь: «Лайфхак для голоса: как развить вокальные регистры?»

Так что бегом тренироваться!

Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.

А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас. Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia.

В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой), он же «modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.

То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст. 

Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.

Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.

“Ты поешь низко. Пой выше.” Или наоборот. Наверняка вы слышали подобное от своего педагога, если уже начали изучать вокал. В это предложение и заложены основные типы регистров певческих голосов.

  • нижний или грудной;
  • средний регистр певческих голосов;
  • верхний (головной).

Регистр зависит от толщины связок, как мы сказали выше, от частоты колебания голосовых складок, от потока воздуха, проталкиваемого через щель между связками, особенностями строения и даже гормональным фоном. Именно из-за последнего фактора мальчика в давние времена делали кастрацию, чтобы остановить выброс гормонов в пубертатный период. Голос в таком случае оставался высоким, связки не грубели.

Подробно о видах регистров голосов:

  1. Нижнее звучание вы можете почувстовать, положив руку на грудь. При этом не обязательно петь, даже разговорная речь происходит в этом отделе. Чаще всего именно грудное пение — основное для многих вокалистов. Оно более плотное, богато окрашено.
  2. Верхний головной регистр певческого голоса ощущается выше: в голове, макушке, носу, переносице. Человек растягивает свои связки, удлиняя их, происходят более частые колебания — звук в результате становится выше.
  3. Средний регистр певческих голосов некоторые педагоги называют смешанным, микст. Это диапазон, где низкие и высокие регистры накладываются, перекрывают друг друга. Низкий звук слышен в высоком регистре или верхние ноты в грудном.

Мы слышим его в обыденной разговорной речи. Средний регистр насыщен средними частотами, кажется нам естественным и приятным. Профессиональные певцы искусно владеют им для незаметных переходов с головного регистра на низкий. Так как именно тут часты провалы у новичков. Ухо улавливает перелом в звучании, что не красит песню.

Сторонники трех регистровой теории разделяют женский голос на: грудной, средний регистр женского певческого голоса, головной; для мужчин: грудной, головной, фальцет.

Фальцет — звучание при сильно сжатых связках, колебания происходят только на их краях. Этот регистр еще называют “ложным”, “фальшивым”, фристулой (свирелью). Он достаточно беден на обертоны. Его используют в рок-музыке, эстраде, и для оперного исполнения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить проверочное уравнение
  • Как исправить растянувшуюся горловину на футболке
  • Как найти решение надзорной жалобы
  • Как исправить нумерацию в трудовом договоре
  • Как найти ранг матрицы по методу гаусса