Как найти свое дело подростку

Каждый подросток чувствует, что уникален. И он в этом прав. У каждого — свои интересы, ценности, собственная мотивация. Чтобы чувствовать себя счастливым во взрослой жизни, нужно попробовать — хотя бы попробовать — выбрать свой путь, учитывая все эти «особенные штуки», те кирпичики, из которых складывается личность. Выбрали три упражнения из книг, которые помогут подросткам ответить на главный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?»

Двадцать на двадцать

Предлагаем составить список, который мы назвали «Двадцать на двадцать» (двадцать целей, которых нужно достичь к двадцати годам). Возьми чистый лист и вписывай свои «хотелки» по порядку: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.

Можно писать все что угодно: хочу прыгнуть с парашютом, путешествовать по всему миру и помогать людям, забить решающий гол, наладить отношения с сестрой, накопить $7000, чтобы оплатить учебу в Йеле.
Анкета из книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Постарайся, чтобы в твоем списке появилось хотя бы десять пунктов. Записывай все, что приходит в голову. Не думай, как этого добиться, а представь, что в твоем распоряжении бесконечный запас всех необходимых ресурсов: времени, таланта, денег, мотивации и поддержки. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. И не ограничивай себя, выдумывай на всю катушку.

А теперь выбери 3-5 целей и примени к ним принцип «умножаем на 100». Можно к единице приписать два нуля и сделать из нее сотню. Точно так же просто можно «загнать в усилитель» мечту, и тогда она будет воодушевлять не только тебя юного (с ограниченным набором навыков и ресурсов), но и тебя, скажем, пятидесятилетнего (когда в распоряжении будут любые ресурсы и такие умения, которые тебе пока и не снились).

И пусть пока твои мечты видятся тебе почти неисполнимыми, все равно отнесись серьезно к тому, что написал исполнивший уже не одну свою мечту и ставящий перед собой все новые цели тринадцатилетний юноша Вэй Вэй: «Любую самую большую мечту можно исполнить, если бросить все силы только на то, что действительно важно».

Ну как, вдохновляет то, что получилось? К этому упражнению можно возвращаться раз в полгода-год, и спустя несколько «подходов» список станет именно таким, каким ты его хочешь видеть.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с твоими надеждами, мечтами и жизненными ценностями. Благодаря Доске ты сможешь мыслить не только словами, но и образами, показать себе свое предполагаемое будущее. Это твое пространство для творчества.

Так же, как архитектор воплощает мечту сначала в проекте, ты воплотишь ее на Доске желаний, и она станет чуть реальнее, поскольку ее можно будет увидеть или потрогать.

Тебе понадобятся:

• журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;

• мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, гор нолыжный абонемент;

• одна или несколько твоих фотографий;

• ножницы;

• клей или скотч;

• лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Еще найди картинки, иллюстрирующие твои ориентиры. Например, если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.


На этой доске будет только то, что захочешь ты, — источник.

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые ты хотел бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо твои жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.

Доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Заткни уши

От нас очень многого ожидают. Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей и социальных педагогов и в целом от общества. С ним смешивается гомон рекламы, которая заставляет нас покупать всевозможный хлам: каждая знаменитость, улыбаясь нам с обложки глянцевых журналов, вносит сюда свой вклад.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов?

Будь честным с самим собой, и ты сможешь его отфильтровать. Представь, что комментарии учителей, родителей, друзей, семьи и коллег написаны под видео твоей жизни на YouTube. Неважно, сколько лайков наберут их комментарии. Только ты сам должен решить, справедливо ли то, что они говорят, и не стоит ли подумать серьезнее над этими словами.

 
Упражнение из книги «Дорожная карта»

Штука в том, что нельзя сделать прививку от Шума на всю жизнь. Печально, но от него не избавиться: он будет появляться в твоей жизни снова и снова, как грязь на кроссовках. Возможно, это звучит слишком мрачно, но на самом деле в этом есть и кое-что обнадеживающее.

Считайте Шум компенсатором. Каждому успешному человеку — от президентов и инженеров-новаторов до усатых барменов — нужно преодолевать этот Шум каждый день. Только так можно найти свой путь.

По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь», «Дорожная карта»

Обложка поста: pexels

Привеет! Меня зовут Алина и я такой же подросток, как и ты: учусь в 10 классе, сдаю ЕГЭ. И с 14 лет зарабатываю в онлайне.Опробовала более 10 ниш и нашла ту самую!!В 2022 году сделала 2,6 выручки за месяц, подписывайся на меня, я буду рассказывать, как тебе научиться так же, даже лучше и больше!!!

Пиши «+» в директ, я отправлю тебе гайд «8 способов, как найти первого клиента»

Сегодня мы с вами затронем тему о том, как ПОДРОСТКУ НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ, ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО БУДУЩЕГО, и рассмотрим различные советы, которые поддолкнут вас на правильные мысли.

Определите свои сильные и слабые навыки.

Никто другой не сможет сказать подростку о его сильных и слабых навыках. Близкие, учителя или друзья тут точно не помогут.

Важно, чтоб подросток сам понимал себя. Знал о своих сильных и слабых сторонах. Знал, что для него имеет большую ценность и понимал, чего он сам хочет добиться в этой жизни.

Для того, чтобы определить свои сильные и слабые навыки, вы должны для начала просто понять для себя, что у вас лучше получается, что хуже. Также вы можете проанализировать какие-либо ситуации в вашей жизни и поразмышлять о дальнейших действиях, совершенными вами. Зная свои умения, таланты и если попросить сформулировать их тех, кто видит вас со стороны – родных и друзей, тем самым вы можете определить свои сильные стороны. А вот выявить самому свои недостатки достаточно сложно. Чтобы лучше их узнать, лучше обратиться к знакомым, близким. Вы можете попросить их рассказать, в чём выражаются ваши слабые черты характера. Подумайте вместе, как их можно превратить в свои достоинства.

Выберите те направления, которые вам нравятся.

Каждый подросток на протяжении долгого времени, пытается найти то, что ему нравится. Подростки исследуют много нового и интересного.

Существует много видов деятельности, в которых подросток может попробовать себя. Побывав в различных ролях, со временем, вы определяетесь с тем, что вам больше нравится. Далее, вы развиваетесь в определенной деятельности(ях). На самом деле, не всегда получается быстро и легко найти себя и своё дело, поэтому не стоит торопиться и вам стоит пробовать себя в различных видах деятельности.

Для того, чтобы выбрать те направления, которые вам нравится, вы можете пойти методом от противного. Начать с того, что терпеть не можете. Если вы ненавидите четкость и дисциплину – не работайте в сфере со строгими порядками. Если вы ненавидите сидеть в кабинке – найдите способ работать на дому или же работу, которая требует движений.

Если вам сложно одному определиться с тем, кем вы хотите быть, то вам нужно обратиться к своим же сверстникам или старшим. Благодаря разговорам и поддержке вы обязательно сможете определиться с дальнейшим путем вашей жизни.

Начните пробовать себя в какой-либо сфере и для этого возьмите обучение.

Попробовать себя нужно всегда и везде, так вы сможете найти то, что вам действительно нужно и то, что вам нравится. В этом сыграет большую роль какое-либо обучение.

А для чего нужно вообще взять обучение? Обучение помогает найти себя, расширяет представление обо всем, что нас окружает. Новые навыки, знания помогут развить свой мозг и мышление. Благодаря новым навыкам, можно обрести хороший опыт, который обязательно пригодится в будущем.

Обучаться интересно и полезно. Помните, что любое обучение только поможет вам развиться и самореализоваться.

Помочь с трудностями вам может наставник. Он даст моральную поддержку и мотивацию, поможет с распределением вашего времени, обменятеся с опытом, даст какие-либо рекомендации. Наставник не просто объясняет вам материал, а он является «проводником вашей жизни».

Что делать, если ваша сфера деятельности вам разонравилась?

Есть много случаев, когда подросткам перестает нравится их деятельность. Не бойтесь, это нормально! Ведь подростковый возраст – это безумный возраст, потому что столько всего нового и интересного вокруг, хочется всему научиться и попробовать. Подростки часто меняют мнение о том, что им нравится и не нравится. Нужно отбрасывать эти страхи и пробовать себя в других сферах деятельности.

Никогда не стоит жалеть о том, что вы вроде столько учились, а по итогу поняли со временем, что это вообще не ваше. В любом случае, это опыт. Опыт, который вам может когда-либо пригодится в будущем и который помог развитию мышления.

Подводя итог, я хочу сообщить вам о том, что нужно ставить цели и стремиться к ним. Не бойтесь чего-то нового в вашей жизни. Пробовать что-то новое вам поможет с дальнейшим развитием, вы избавитесь от всех страхов, вы узнаете о своих сильных и слабых сторонах, вы начнёте вдохновлять людей вокруг нас. Общайтесь со всеми и развиваетесь в каких-либо сферах деятельности. Как бы просто не звучало, но общение очень помогает самореализоваться и обрести много новых знаний. Делайте и пробуйте. Самое главное, верить в себя и у вас все обязательно получится!Всем прекрасного дня и настроения.

А также пиши «+» в директ, я отправлю тебе гайд «8 способов, как найти первого клиента»

Как подростку найти призвание

«Что мне делать со своей жизнью?» — пугающий вопрос для многих подростков. Психолог Вики Закржевски совместно с другими исследователями разработала набор упражнений, которые помогают подросткам найти призвание. Тех, кто успешно выполнил все задания, попросили написать эссе о своем опыте. На основе этих историй она выделила 4 ключевых принципа поиска жизненной цели.

1. Искать внутри

Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.

Вот что пишет в эссе Тайлер, организатор «Фестиваля надежды», который помогает 5,5 тысячам нуждающихся людей: «В одном из тестов мне предложили оценить утверждение «для меня очень важно помогать другим». Тогда я ответил, что это высказывание точно про меня. Тот тест положил начало моему пути. Работа над фестивалем дарит ощущение цели в жизни, но я хочу добиться большего. Глобальная задача — решить проблемы мирового уровня, такие как голод и нищета».

2. Пробовать

У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.

Мэрайя вступила на путь к своей цели, когда сопровождала бабушку на прием к врачу: «Я сидела в приемной, листала медицинские брошюры и смотрела на врачей в белых хатах с восхищением. Для меня они были образцами красоты, здоровья и профессионализма. Я мечтала быть такой же, как они. Однако у моей бабушки было другое мнение. Она считала, что врачи плохо заботятся о ней, потому что у нее темная кожа».

Не менее важный вопрос — кем вы хотите быть?

Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.

Вот как она объясняет свой выбор: «Неудовлетворительный уровень компетентности врачей в области социальных, культурных и этнических различий, а также недостаток исследований, посвященных здоровью афроамериканцев, побудили меня стать врачом и исследователем. Я хочу трудиться ради своего народа и помогать ему. Своим примером я хочу доказать, что существуют компетентные врачи, которые внимательно относятся к культурным и этническим особенностям афроамериканцев и всегда готовы прийти им на помощь».

3. Думать, кем быть

Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.

Путешествие в Сальвадор научило Девон любить: «Такой любви, как в Сальвадоре, я никогда не видела в США. Так же бережно и заботливо эти люди относятся и к окружающей среде. Я много раз слышала, как они говорили: земля нас кормит, нужно уважительно к ней относиться. Путешествие в Сальвадор научило меня находить подход к людям другой культуры. Нужно относиться к ним с уважением и не думать, что вы их спасаете. Вы просто пытаетесь работать вместе с ними, чтобы помочь. Вы не пытаетесь изменить их общество. Вы стараетесь помочь ему, чтобы оно смогло развиваться и процветать самостоятельно».

Чем больше социальных контактов, тем больше шансов найти призвание

Подытоживая свой опыт, Девон написала в эссе: «Моя цель — любить. Увлечения показывают направления, где нужно дарить любовь. Мой опыт и переживания учат тому, как любить».

4. Обращаться за помощью

Крепкие социальные связи помогают найти цель. Ментор может направить подростка в нужную сторону, поддержать и вдохновить. Достаточно будет рассказать, как он нашел цель и как двигался в этом направлении. Другие знакомые, с которыми дети пересекаются в повседневной жизни, также могут их вдохновить на новые мысли и неожиданные пути развития. Чем больше социальных контактов у подростка, тем больше у него шансов найти свое призвание.

Лиам признается, что раньше у него были стереотипные представления о людях исламской культуры. Но потом он познакомился с девушкой из Туниса, которая стала его близким другом и помогла по-другому посмотреть на мир. Но свое призвание Лиам обрел немного позднее, во Франции. Он был в Ницце на празднике в честь Дня взятия Бастилии, когда грузовик въехал в толпу людей: «Мы были там проездом вместе с классом. К счастью, физически никто из нас не пострадал, но всем мы уехали оттуда с глубокими душевными ранами. После этого события началась массовая исламофобия, и это очень меня тревожило. Да, за рулем того грузовика сидел мусульманин. Но моя подруга тоже была мусульманкой, и на улице в тот день погибло бесчисленное количество мусульман. Я знал, что мусульмане пострадали не меньше, чем все остальные. Нельзя в этом событии винить их религию. Исламофобия, которая разразилась после того случая, заставила меня задуматься: как можно искоренить подобные предубеждения?» Теперь Лиам хочет стать сотрудником дипломатической службы, чтобы бороться с межнациональными страхами и стереотипами.

Вики Закржевски

Об авторе

Вики Закржевски — педагог-психолог, директор по образованию в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Источник фотографий:Getty Images

Поколения нулевых и десятых (также известные как зумеры и Альфа) все чаще отказываются от привычных принципов собственного развития: они не готовы работать «долго и упорно ради стабильности», их траектория — «быстро и не важно как, ради успеха». О том, как работать с молодыми поколениями и помогать им ставить цели, рассказывает Екатерина Лукша, руководитель методологического отдела Всероссийского движения «Вдохновители», которое помогает мотивировать подростков на поиск собственного пути

Поиск призвания и неумение сделать первый шаг

Привычный паттерн поведения как «Я выбрал профессию, вкалываю с утра до вечера, зарабатываю деньги и ставлю цели» — уходит. У поколения нулевых (также известных как поколение зумеров — термин, используемый в социологии для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. — Forbes Life) в том числе есть большой интерес к экологической компоненте в их деятельности, когда работа начинает приносить удовольствие. У них много внимания на себя, фокус на свое состояние, на интересы и возможности. Это приводит к тому, что молодые люди начинают тщательно выбирать. Причем поколение нулевых, представители которого выходят или уже вышли на работу, выбирают по-особенному. Теперь они больше склонны к прощупыванию среды, пониманию своей миссии и призвания. Истории о том, что работа — это ежедневный труд ради какого-то блага для себя и своей семьи, уже нет. Но нет и долгосрочных стратегий: «А зачем я все это делаю?» В массе своей есть интерес реализовывать текущие желания, быстрые потребности, интересы в моменте, возможность, с одной стороны, заработать, с другой — комфортно жить, с третьей — реализовывать потребности в развитии и позиционировании себя здесь и сейчас.

Совершенно иное отношение к самореализации и заработку — у поколения Альфа (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала — середины 2010-х годов по середину 2020-х годов. — Forbes Life). Среди их сверстников стали появляться те, кто уже имеет заработок: реселлеры, стримеры, тик-токеры и другие обладатели быстрого капитала. Стало естественным, что о заработке уже задумываются даже первоклассники. Они пытаются понять и осознать все, на чем можно заработать. И при этом их история — не про работу, а про обеспечение себя необходимым ресурсом, потому что слово «работа» они не воспринимают как должность, обязанности, набор навыков и т. д. Они смотрят на это как на «О! У меня вот это получается, это нравится мне и, кажется, будет нравиться другим, значит, на этом можно зарабатывать».

Если раньше люди разделяли работу, хобби и призвание, то зумеры и Альфа хотят соединить все в одном. В противном случае  они не стремятся выходить в заработок вообще. Сейчас запрос другой — как можно быстрее начать действовать, реализуя себя в удовольствии со своим интересом и зарабатывая на этом деньги. Это подтверждают наши исследования. Например, 74,6% подростков уже имели опыт самостоятельного заработка, а 50,4% из них заработали первые деньги в промежутке от 11 до 14 лет. 

Важно понимать: эти поколения выросли в достатке. Поэтому шаг из той комфортной среды, где за них кто-то берет ответственность, до шага, где я сам могу и хочу что-либо делать, — вот это как раз одна из западающих частей. Мы получаем ребят совершенно с другой заряженной логикой на то, как им двигаться в жизни дальше. У них большая потребность на самостоятельность, на поиск того, что им важно. Но при этом отсутствует среда и навыки, позволяющие сделать первый шаг. 

Сложно говорить, что это выученная беспомощность, но это так. За них очень много решали, а не помогали формировать личную позицию. Но, по мнению 72% школьников, их родители недостаточно ориентируются в многообразии современных специальностей, в связи с чем большинство учащихся (64%) рассказали, что нуждаются в помощи при выборе будущей специальности, об этом говорят данные совместного опроса Центра социологических исследований молодежи «14-35» и Всероссийского движения «Вдохновители». В итоге — это «взрослые» подростки, которые до 25-30 лет могут не попробовать себя ни в одной из сфер, потому что им все время дают готовое решение, которое часто не совпадает с их собственными желаниями. 

Проблемы, которые изменят нас: гибкость без умения преодолевать

Не стоит думать, что такие изменения в мышлении юного поколения пройдут для нас незамеченными. С одной стороны, у поколения нулевых и Альфы очень высокая гибкость и ориентированность на себя. С другой стороны, у них нет так называемой длинной воли. Это то, что характеризует, например, предыдущие поколения: достижение, дохождение до вершины, ожидание результата на длительном промежутке. Такие критерии позволяют запускать большие системные изменения, долгосрочные программы. А гибкость современного молодого поколения приводит к тому, что там, где нужно приложить усилия и находиться какое-то время в зоне дискомфорта, где нужно ставить себе задачи на развитие, вот этого, к сожалению, у них нет. 

Они скорее могут перестроиться, найти новую деятельность, новую нишу, куда-то себя пойти развивать, но преодоления у них нет. А на самом деле — дело в балансе. Потому что в мире будущего экономике нужно и то, и другое. Но перекос, который сейчас есть от желания быстрых денег и легкой самореализации, может привести к тому, что наши экономические процессы станут поверхностными и очень нестабильными. Быстрые сборки, пересборки в маленьком масштабе — это терпимо, но когда это делается в масштабе больших государств, больших организаций, когда нужно удерживать некоторые практики, производственную культуру и выдерживать большую нагрузку, чтобы добиться результата, — с этим сложности.

От быстрого к долгому: как родители могут помочь подростку 

  • Дать пространство доверия

Внутри каждого человека есть запрос на серьезность. Важно дать такой опыт молодому человеку из поколения зумеров или Альфа, чтобы он попробовал новые для себя направления: науку, производство, экологию, ветеринарию, медицину. Тут от родителя требуется дать пространство доверия. Он не должен обесценивать интерес и попытки ребенка, его вопросы, а должен дать ему ощущение его собственной значимости внутри новой для него сферы. Потому что независимо от того, чем бы занимался молодой человек, поддержка взрослого искренним интересом, безоценочным, не патерналистским, а именно дружеским, партнерским, наставническим интересом играет очень большую роль. Чем подкупают быстрые профессии, быстрые заработки, блогинг и прочее? Тем, что там очень быстрая система отклика публики. Вот эта поддержка и интерес в виде лайков, в виде репостов, комментариев, она закрывает эту потребность. А если этого нет в других зонах, если там только то, что ты не справляешься, не можешь, не делаешь, не выполняешь ожиданий, то молодой человек и не пойдёт в это.

  • Не пытаться предопределить будущее

Здесь первое, что не нужно делать родителю, — это заставлять и предлагать будущее, которого, возможно, нет и не будет; предлагать выбирать из своего опыта, из своего взгляда на то, как будет развиваться мир, и пытаться объяснить ребенку, что так хорошо и так правильно. 

  • Отказаться от позиций старшинства и опыта

Второе, что не нужно делать родителю, — объяснять, что «я знаю лучше и понимаю лучше». Да, есть опыт, который полезен, которым родитель может поделиться, как он выбирал. Но сказать: «Я знаю, что будет, потому что у меня так уже было» — нечестно, потому что в том мире, в котором мы сейчас живем, мы не жили никогда. И ответа про то, что надо сделать, чтобы правильно сформулировать свое будущее, его нет. 

  • Поддерживать в том числе ошибочные начинания и создать поддерживающую среду

А с точки зрения того, что нужно делать — это искать то, что созвучно своему внутреннему интересу, своим потенциалам, способностям, навыкам, и максимально пробовать. Потому что часто мы отказываемся от возможности, просто на нее не смотря. Это не один разговор на вечер, после которого все решается, это система разговоров, это культура внутри семьи, которая, с одной стороны, сплотит вас, а с другой стороны, поможет ребёнку и взрослому разговаривать, выстроить культуру диалогов о будущем.

Также рекомендация родителю, что делать: поддерживать даже ситуацию того, что если ребенок ошибется и у него не получится, то это нормальный опыт, который просто нужно помочь пережить. Поэтому поддерживать — обязательно, даже когда ошибка, даже когда негативный опыт. 

И еще что важно для родителя: как можно больше интересоваться тем, как развивается мир. Постараться выйти за пределы обычной сферы своей жизни, круга общения, контента, постараться посмотреть на другие зоны, другие сферы, пообщаться с другими людьми, читать современную литературу про науку, смотреть дайджесты, следить за открытиями, за развитием технологий для того, чтобы быть в курсе, в каком мире вообще мы живем. Это поможет в познании мира молодым человеком.

Это подтверждают данные из методологии, которую мы создаем в рамках проектов движения «Вдохновители», в том числе флагманского  проекта «Маршрут Вдохновения». До 75% подростков, которые были погружены в поддерживающую среду, стали понимать, чем они хотят заниматься в дальнейшей жизни. Детям важна среда, где есть взрослые, которые делятся опытом не в назидательный логике. 

Как говорить с подростком

Понятно, что каждый родитель хочет обеспечить ребенку какое-то базовое образование, на котором он сможет зарабатывать деньги. Но здесь есть ловушка, которую, к сожалению, мы взяли с собой из XX века, из нашего даже более раннего прошлого, что нужно как-то обеспечить свое будущее, в котором должно быть не голодно, не холодно. И лучше сразу договориться на берегу, выбрать что-то такое, что стабильно в любом случае обеспечит будущее. Но есть проблема. Она связана с тем, что в такой постановке будущего может не оказаться вообще. Потому что немотивированные и потерянные молодые люди, не выбравшие свое место в жизни, могут не создать это будущее в принципе. И это главный экзистенциальный вызов. Родитель, который предлагает юноше или девушке вместо раскрытия потенциала и поиска себя, некоторую гарантию будущего, оказывает в этом плане медвежью услугу, потому что этого будущего нет именно из-за того, что очень быстро меняется мир. Мы не можем сказать с абсолютно точной уверенностью, что та или иная профессия через 30 лет будет обеспечивать человека и он будет себя чувствовать хорошо, комфортно. Мы не можем сказать, что он будет жить в той же социальной среде, в которой жил, и практики его жизни, и образ его жизни будут такими же.

Поэтому не надо пытаться создать некоторый опыт или процесс, в котором 100% одна конкретная профессия якобы обеспечит будущее. Нет. На самом деле обеспечивают человеку будущее понимание собственных сильных сторон, возможностей развития и опыт обучения в разных средах, некоторый навык адаптивности к тому, что будет происходить, и возможность применять свои знания. Поэтому важно при выборе и совершении первого действия с точки зрения похода во взрослую жизнь исходить из интересов, возможностей, склонностей, способностей ребенка, какая база будет для него максимально продуктивной, чтобы он дальше мог стартануть в разные сферы, независимо от того, как меняется мир.

В этом плане смещается фокус с выбора профессии на всю жизнь, на выбор базы, от которой молодой человек дальше может подниматься вверх в профессиях независимо от сценариев мира, в которых находится. Вместо попадания в некие ожидания экономики, сам определись с тем, а кто ты? Что ты можешь и что у тебя есть с точки зрения твоего потенциала? Чтобы ты мог включаться в процессы и легко адаптироваться к: пандемии, к геополитическим изменениям, к экономическим кризисам, к технологическим скачкам.

Пробовать вместе с ребенком, давать ему возможность знакомиться с разными профессиями, с разными типами деятельности, с разными культурами. Потому что кому-то подходит сидение в офисе, а кому-то — экшен на заводе. Это нормально. Родителю очень важно давать пространство и возможность выбирать. Хочет подросток пойти попробовать, что такое программист? Супер, пусть идет и пробует. Хочет он попробовать посмотреть, что такое быть врачом? Отлично, пусть идет и смотрит. И родитель должен максимально помочь ему в этом: сходить с ним, исследовать это, почитать, посмотреть, чтобы ребенок максимально понимал, что это такое. И чем больше потом он будет пробовать сам, тем легче ему будет сделать выбор. Потому что большая ошибка, когда ребенок все время слушает-слушает-слушает родителя, находится в одной какой-то парадигме и понимает, что, уже даже сдав ЕГЭ и подав документы на разные направления, он не может выбрать, потому что не знает это на ощупь. 

Руководство к действию

  • Совместно прописать сильные и слабые стороны родителя и ребенка

Есть такая практика про сильные и слабые стороны личности, когда родитель и ребенок за определенное время прописывают каждый самостоятельно свои сильные стороны, свои слабые стороны, ограничения (что мне не подходит, что мне не нравится, что у меня не получается и куда я не хочу) и зоны роста (это то, что у меня сейчас еще нет, но я могу это получить, я хотел бы это получить, хотел бы развить у себя эти навыки и знания). После того как ребенок расскажет про свои интересы, родитель может написать списки людей, которые потенциально из его круга могут быть полезны молодому человеку для общения о будущем. 

  • Вовлекать в круг общения ребенка других значимых взрослых

К сожалению, не все родители понимают, что у них есть большой потенциал значимых людей рядом, которые могут включиться и передать какой-то опыт. Но после того как родитель поймет, что интересно и что важно ребенку, надо попытаться понять, кто из знакомых может в этом помочь. Не всем родителям легко в целом входить в эту логику горизонтального общения. И также родителю может быть некомфортно, что появятся какие-то другие значимые взрослые в жизни ребенка, которые будут влиять на его решения. Поэтому очень важно, чтобы родитель, который хочет помочь своему чаду найти себя, разрешал это. Потому что мир гораздо сложнее, и есть те сферы, которые нравятся вашему чаду, а вы в них просто не можете дать квалифицированный ответ или совет.

  • Заниматься практикой первого шага

Также, чтобы ребенок лучше адаптировался и появилась практика первого шага, можно воспользоваться еще одной практикой: когда все члены семьи пишут на бумажках простые желания, которые можно сделать, и складывают эти записки в один мешок. И каждый день или каждую неделю (какой промежуток — это для себя определяет сама семья) они вытаскивают наугад по одной бумажке и исполняют желания того члена семьи, чья бумажка выпала. Это игровая командообразующая практика для выстраивания доверия и опыта, что мечты или желания могут сбываться. Потому что очень часто проблема родителя и ребенка не в том, чтобы поговорить о будущем, а в том, чтобы помочь сделать его достижимым, причем общими усилиями. 

  • Совместно выходить за пределы привычного опыта

И также обязательно вместе посещайте выставки, дни открытых дверей в компаниях, в вузах, на форумах, будьте везде, где представлена та сфера, которая интересна ребенку, а еще интересна самому родителю или может стать интересна, будь то технологии или современное искусство. Рецепт полноценного развития молодого человека на самом деле прост: в любом возрасте нужно выходить за пределы своего привычного образа жизни и обязательно знакомиться с миром и его достижениями.

Как подростку выбрать профессию в наши дни?

26.04.2022

В этой статье:

Не так просто понять, как ребенку выбрать профессию, когда в стране и в мире происходят драматические изменения. Рассказываем, как помочь подростку найти себя и выиграть борьбу за рабочее место.

Время, когда можно было делать примерно то, что делают родители и их друзья, чтобы не ошибиться с выбором, — прошло. В наши дни можно либо надеяться на удачу, либо отдавать себе отчет в том, как будет меняться мир профессий, чтобы не прогадать. Проще говоря: понимать, куда идет мир, и знать, кто ты и какой. Задача кажется как минимум сложной, но если разложить ее на составляющие, то все не так страшно.

Какие трэнды нужно знать, чтобы не промахнуться в будущем?

Многие люди говорят, что в мире сейчас происходит много неожиданного, поэтому прогнозировать изменения в профессиональном мире довольно сложно. На самом деле, неожиданного и необычного не так много для тех, кто изучал историю и более-менее понимает суть технологических изменений. А также понимает, что профессиональный мир — это не монолит, существующие в параллельных или пересекающихся вселенных социальные круги и экосистемы. У каждого из них, прежде всего, своя культура и найти себе место не так-то и сложно.

Современному подростку, который думает о том, кем быть, прежде всего нужно дать понять, что есть очень много разных возможностей и очень широкий выбор. А также помочь разобраться в себе, чтобы делать именно то, в чем ты хорош.

Правила современной профориентации

Для того, чтобы выбрать профессию в наши дни, необходимо: 

  • Делать то, что не сможет в ближайшее время сделать компьютер;
  • Помнить о том, что человек — это организм;
  • Помнить о том, что человек — это человек;
  • Разобраться в себе по самым важным моментам.

Раскроем каждый пункт поподробнее.

Делать то, что не сможет в ближайшее время сделать компьютер или робот

Современные технологии иногда кажутся непостижимыми и непредсказуемыми, однако очевидно несколько трэндов рынка труда:

  • автоматизация того, где робот дешевле человека — где робот будет меньше ошибаться, и дешевле стоить;
  • сокращение мест для некрутых специалистов, потому что крутые специалисты могут быть “практически везде” благодаря современным технологиям;
  • а вот в процессах, где нужно знать, с кого точно спросить, роботы не заменяют человека, просто чтобы был реальный ответственный за результат работы системы.

На практике это значит, что востребованы будут специалисты, которые:

  • обучают компьютеры и роботов;
  • могут передать свои знания и умения компьютерам и роботам;
  • умеют делать то, что компьютер и робот не смогут в ближайшее время.

Это профессии в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения.

При понимании того, что очень много современного мира крутится вокруг IT, нужно понимать, что эта сфера втягивает в себя самых разных специалистов и дает востребованные профессии гуманитариям.

Помнить о том, что человек — это организм

Как бы ни был автоматизирован и цифровизирован мир, мы все еще люди в биологическом теле. При этом люди, которые ценят качество и продолжительность жизни, а также комфорт.

Те специальности, которые работают на эти ценности, будут востребованы. Но с учетом того, чтобы не быть автоматизированными.

Например

  • районный врач, который по схеме выписывает рецепты, скоро будет не нужен за счет телемедицины и автоматизации.
  • специалист, разрабатывающий новые способы лечения — очень.

А еще организму нужно тепло, питание, жилище. Профессии, которые обеспечивают базовые потребности человека, будут нужны всегда.

У человека есть циклы жизни от рождения до смерти. Все, что связано с этими циклами от родовспоможения до похорон — неизбежно востребовано.

Помнить о том, что человек — это человек

Что останется от человека, когда машины учатся быстрее и не почти не устают?

  • Творчество — создание совершенно нового в самых разных областях;
  • Умение понять другого человека на глубоком уровне и помочь ему актуализироваться, жить в гармонии с собой;
  • Умение помочь человеку в ситуации душевной боли;
  • Умение хотеть — машина умеет только выполнять;
  • Умение придумывать, как сделать;
  • Умение помогать человеку преодолевать его страхи;
  • Умение мыслить и общаться образами, метафорами.

Помогающие специальности, которые общаются с человеком не как с функцией, а как со сложным существом, интеллект которого существенно отличается от машинного, будут востребованы.

Разобраться в себе по самым важным моментам.

Рабочие места для людей, которые просто выполняют задачи, стремительно сокращаются. В большинстве случаев надо быть лучше других, чтобы завоевать место под солнцем. Для этого необходимо знать:

  • свои сильные и слабые стороны;
  • свои оптимальные способы организовать себя и мир вокруг себя, включая рабочие процессы;
  • как тебе комфортно учиться новому;
  • что тебя мотивирует;
  • необходимые тебе условия для высокой продуктивности.

Именно так есть шанс найти востребованную работу, которую человек сможет делать действительно хорошо. И дело здесь не только в сфере деятельности, сколько в уровне мастерства и способности его постоянно развивать.

Подросток часто не знает, чем бы он хотел заниматься в жизни. И тут тоже нужно применять способы, которые подходят современным подросткам найти свое дело, даже если не знаешь, кем хочешь быть.

Мягкие или жесткие навыки? Софты или харды?

Многих волнует, нужно ли учиться наукам, банально знать школьную и вузовскую программу или достаточно просто быть коммуникативным и социальным для того, чтобы вписаться в новую реальность.

Разумеется, истина лежит посередине.

  • Без глубоких знаний в своей области сложно создавать новое — быть творческим. Опыт практической деятельности очень ценен, но без кругозора человек рискует долго и упорно изобретать велосипед или упустить действительно инновационную идею.
  • В то же самое время без социальных навыков нужно быть настолько ценным специалистом, чтобы о тебе кто-то заботился и “продвигал”. В противном случае, твои идеи не будут услышаны.

Поэтому все, что мы говорили выше максимально актуально. Нужно понимать, с какими людьми тебе по пути, что они могут тебе дать, как, чтобы ты мог реализоваться.

Нужно ли получать образование, чтобы найти себя в будущем?

Ответ на эти вопросы зависит от того, чем человек планирует заниматься. В подавляющем большинстве сфер в настоящее время уже не та ситуация, когда можно сделать бизнес на коленке, как в 90е. Профессиональный уровень вырос.

Однако критерии выбора высшего учебного заведения сейчас не просто “устойчивые знания”, а совсем другие факторы:

что вуз делает для развития студентов как специалистов;

  • какие в экосистеме вуза связи с реальным сектором;
  • какова внутренняя культура вуза — поможет ли она стать “своим” в желаемой профессиональной среде;
  • каков социальный круг других студентов — будут ли они продвигать друг друга по жизни?

На этом фоне вполне очевидно, почему динамичность и сильная экосистема вуза играет бОльшую роль, чем название программ и факультетов. С одной стороны, если подросток может пробиться сам, то вуз ему не столь принципиален. С другой стороны, какой тогда в нем смысл?

Проблема в том, что выбор довольно богат, а выбор с чего-то нужно начинать. Составить список интересных вузов можно при помощи специальных курсов, которые ясно и понятно погружают в основные нюансы интересных учебных заведений.

Нужно ли осваивать “профессии будущего”?

Нужно иметь в виду, что выбирая профессию нужно ориентироваться не на современную ситуацию, а на трэнды будущего. И конечно, на способности и склонности самого подростка.

Глядя в списки профессий будущего, нужно разобраться в том, на каких фундаментальных знаниях они строятся. Скажем, сити-фермерство выглядит новаторски, но без знаний, которые дают в сельскохозяйственных вузах, можно быть максимум менеджером или обслуживающим персоналом. А вот для того, чтобы написать инструкцию для обслуживающего персонала, уже нужны знания.

Красиво звучит условный лайф-коуч, но без знаний общей и клинической психологии такой специалист не сможет понять клиента и его проблемы и боли.

Профессии будущего — это важно. Но довольно часто это просто усовершенствованные профессии настоящего — это только кажется, что мир меняется стремительно. Для того, чтобы выстрелить в профессии будущего нужно иметь достойную знаниевую базу, быть обучаемым и социальным. И отталкиваться от интересов и склонностей самого подростка. Востребованы будут преимущественно сильные специалисты, а стать им без глубокой личной мотивации и любви к работе — не получится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти розыск по алиментам
  • Как найти все мои почты на яндексе
  • Как правильно составить расписание занятий в доу
  • Декларации по ндс квартальная как составить
  • Как по фото найти орден