Версия для печати
12.04.2016
Сценический образ – это не только то, что на вас надето. Это совокупность внешнего вида, эмоций, которые вы транслируете, движений, которые вы делаете, слов, которые вы говорите. И если вам кажется, что на сцене нужно вести себя так же, как и в любое другое время – это в корне неправильно. Что ж, кому-то это удается. Кому-то не нужно ничего придумывать, потому что они уже были рождены «персонажами». Но это дано единицам. И если вы проводите больше времени на сцене, чем в любых других местах, то наверняка знаете, сколько энергии отнимает этот процесс. При том, энергии не только физической.
У неподготовленного артиста, не делающего различия между своими сценическим и обычным существованием, энергии уходит еще больше. Почему это происходит? Куда деваются силы? Дело в том, что сценический образ нужно создавать, учиться перевоплощаться и выходить из него по окончанию выступления. Наверняка вы все слышали истории про таких исполнителей, которые на сцене рвут и мечут, а вернувшись домой, надевают уютный халат и готовят суп? Почему бы и нет? Врут ли они сами себе и окружающим? Вряд ли. Они просто проводят черту между жизнью на сцене и обычной жизнью. Так как же найти свой образ и что для этого нужно делать? Попробуем разобраться.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Для начала разберитесь со своим отношением к необходимости наличия сценического образа. Поймите, что в этом нет притворства. Вы – артист, который должен увлечь публику. И если у вас в жизни не происходит ничего особенного, кому это будет интересно? Но если у вас в голове целый психоделический мир, который нуждается в трансляции, то нет ничего постыдного в том, чтобы найти для него приемлемую форму (помимо, непосредственно, музыкальной). Возьмем Тома Йорка, который на сцене выглядит, как юродивый, которого в прошлые века наверняка бы назвали святым. А теперь почитаем его интервью, где он не стесняется в выражениях, довольно дерзок и порой груб. Даже у него, который, казалось бы, в чем за кофе утром сбегал, в том и вышел на сцену, есть сценический образ.
Не нужно примерять случайные образы, которые идут вразрез с вашим мироощущением. Руководствуясь только тем, что то или иное «круто» или «некруто», едва ли можно прийти к какому-то хорошему решению. Создание образа у некоторых занимает годы. Из поп-музыки вспомним ту же противоречивую фигуру Майли Сайрус – еще несколько лет назад она была одной из многих девчушек поп-музыки, и сейчас мы видим сильно отличающуюся ото всех остальных яркую фигуру мировой сцены. Относиться к ней можно как угодно, и мы далеко не утверждаем, что это пример для подражания. Однако кое-какие уроки из ее опыта извлечь можно. Сейчас она имеет вполне законченный образ, включая поведение на сцене, публичных выступлений и интервью.
Сценический образ – это, в том числе, и хорошая психологическая защита для любого артиста. Проработав его, вы учитесь существовать внутри и вне его. Даже если вы перманентно переживаете все то, что происходит в ваших песнях, установление условной границы между двумя мирами помогает найти нужную интонацию, сделать выступление ярче и обезопасить себя в не-сценическом мире. Это касается особо чувствительных натур. Что касается тех, кто пишет песни о воображаемом и желаемом, образ помогает довести на сцене эти фантазии до предела.
2. КАК СОЗДАТЬ ПЕРСОНАЖА?
Прямо сейчас, когда вы не находитесь на сцене, попробуйте проанализировать свою сценическую жизнь. Что вам нравится в процессе выступлений? Это важно, потому как некоторым музыкантам совершенно не нравится выступать, и им больше по душе сочинение и запись материала – очень важно распознать это, чтобы в будущем не насиловать себя бесконечными выступлениями из чувства долга товарищам по коллективу. Какие песни публика воспринимает лучше всего? Как вы себя ощущаете, стоя на возвышении перед публикой, когда вам в глаза бьют софиты? И в то же время подумайте, что вам не нравится, и над чем вы бы могли поработать?
Составьте список своих любимых исполнителей, именно по критерию поведения на сцене. Составьте список этих отличительных черт, движений, слов, появлений на сцене и т.д. Можете ли вы примерить на себя какие-то из них? Конечно, некоторые группы обладали каноническим стилем, и, позаимствовав его полностью, вы не избежите сравнений. Клоны Ramones, Guns N’Roses, Joy Division и других никому больше не интересны. Но заимствовать можно с умом, смешивая совершенно разные вещи. Не стесняйтесь дрыгаться в комнате перед зеркалом. Помните знаменитых пин-ап девушек? Все их узнаваемые позы, которые выглядят так естественно и забавно, на деле, в жизни, совсем не естественны – никто не задирает ноги, убираясь на кухне, и не приставляет без причины руку к щеке. Все это продукт тренировок.
Составив эти списки, не спешите проводить экспертизу, насколько это «вы» или «не вы». Сначала стоит попробовать. Вы никогда не выступали с макияжем, в то время, как он отлично подходит к вашей музыке. Никогда не размахивали красной тряпкой на сцене? Это же глупо! Да, это глупо в обычной жизни. Но на сцене, а потом на фотографиях и видео с концерта, все эти простые «аттракционные» вещи выглядят очень эффектно.
3. УЧИТЕСЬ У БЛИЖНИХ
Можно часами застревать, просматривая концерты любимых исполнителей и наблюдая за их поведением (и, конечно, это нужно делать). Законченные образы вдохновляют, но в то же время могут наоборот охладить ваш кураж – из раздела «ну, куда мне до них…». Как мы уже много раз писали, старайтесь посещать как можно больше местных концертов. Молодые музыканты точно так же находятся в поиске, как и вы. И наблюдение за «незавершенными» образами может дать благодатную почву для размышлений. Что не хватает тем или иным музыкантам? Что бы вы делали на их месте? То, что вы бы им посоветовали – подходит ли это вам?
Наверняка все из вас замечали подобную ситуацию – ты знакомишься с кем-то, у кого есть несколько коронных фраз или слов, которые они постоянно используют. Если вам этот человек приятен, и ты начинаешь общаться с ним много, то перенимаешь его интонации и эти самые слова. Со временем, если привычка не пропадает, то они становятся и частью вашего образа, только с изменениями, привнесенными вашими собственными качествами. Также и со сценой – наблюдая за людьми из окружения, можно перенять что-то хорошее и обладающее шармом, только на этот раз осознанно.
4. КАК НАЧИНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБРАЗОМ?
Вы нашли идеальное сочетание – обновили гардероб, оттренировали новые классные движения, придумали слова для пауз между песнями. Что делать теперь? Во-первых, если у вас уже есть некоторое количество поклонников, ходящих на концерты из раза в раз, не спешите их шокировать резко. Не надо выходить на сцену в кожаных трусах в то время, как у поклонников еще свежи воспоминания о вашем концерте недельной давности, где вы скромно стояли в уголке сцены в своей любимой клетчатой рубашке. Трансформируйтесь плавно, меняйте мелочи. Вы привыкли молчать между песнями, сгорая от ожидания, пока все остальные перестроят инструменты? На следующем концерте необязательно превращаться в неуемного болтуна, но постарайтесь начать хотя бы с пары фраз, в которых вы будете уверены. Вы скромничаете и не особо много пишете в личных аккаунтах в соцсетях о предстоящих событиях, связанных с вашей музыкальной деятельностью, ограничиваясь сухими перепостами? Пишите больше, выкладывайте фото того, как вы готовитесь и т.д.
Постепенно учась пользоваться образом, вы устанавливаете эту важную границу, о которой мы говорили раньше, и делаете это более чем осмысленно, понимая зачем она нужна и чем действительно помогает жить артисту.
5. КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО?
Во-первых, см. предыдущий пункт. Во-вторых – избавьтесь от ожидания того, что перемена (или усиление) образа моментально привлечет к вам новых поклонников. Вы не должны обременять себя ответственностью за то, чтобы каждому, кто находится в зале, было очень хорошо. Конечно, как артист, вы должны развлекать публику, но попробуйте сконцентрироваться на проверенных поклонниках, а не сразу бросаться в охоту за новыми. Даже если это происходит, и вы уже немного натренировали свою сценическую «личность», то пусть эта ответственность лежит на ней. Сходя со сцены, покидая место концерта, вы уже не должны думать о том, понравились вы кому-то или нет. Это было ее, этой самой сценической личности, дело.
Все наши внутренние и внешние ресурсы задействованы на сцене по полной программе, и иногда просто нет времени на то, чтобы думать об образе. Старайтесь тренироваться на небольших шоу, где много ваших друзей и все вас знают. Отвлекитесь от того, чтобы следить за всеми остальными участниками группы. Попробуйте следующее упражнение – выйдите на сцену, будучи «собой», оставив придуманный образ вне сцены. Понаблюдайте за реакцией публики. Если вы увидите, что теряете аудиторию, быстро обратитесь за помощью к образу. Что это «я» должно делать на сцене? Оно может быть лучше, подвижнее, веселее и громче. Это довольно сложно понять головой, читая указания, но если вы просто дадите себе подобную установку, то заметите, насколько полезным может быть это упражнение, и как с помощью него можно научиться сосуществовать с образом и уметь им пользоваться.
1
Как правило, музыкант вовлечен в такую игру как публичность. Он выходит на сцену, снимается в клипах, его фотографируют, а потом естественно узнают на улице. Так работает шоу-бизнес. Внешность у музыканта идёт далеко не на последнем месте. Я пишу это без иронии. Смотрите сами. Вот скажу я, например название группы «Nirvana» или там «The Doors» и сразу в голове появляется образ. Картинка с внешним видом тут как тут. Тем и интереснее взглянуть на людей выбравших сознательный уход от публичности. И естественно первыми мне на ум пришла такая группа как «The Residents». Пожалуй, вот этот снимок с ними один из самых известных.
2
История группы уходит корнями ещё в конец 60-х. Первый же альбом у них вышел в 1974 году. Интересно, что, уже начиная с 1971 года, группа выступала на сцене. Естественно в сценических костюмах, так что бы участников невозможно было идентифицировать. Впрочем, один снимок из конца 60-х существует.
3
Считается, что на этом фото запечатлены музыканты группы. Любопытно, что за несколько десятилетий ребята так и не раскрыли своих лиц, и кто именно играет в группе до сих пор неизвестно. Говорить о музыкальной составляющей этой команды мне лично сложно. Просто скажу, что именно фанатов я никогда не встречал. И да. Дискография у ребят невероятна и обширна. Всё-таки полвека играют. На сцене же можно увидеть что-то такое.
4
5
Если «The Residents» так и остались анонимными, то настоящее имя музыканта Buckethead вполне известно. Его зовут Brian Patrick Carroll. Это виртуоз гитарист, переигравший с десятком разных исполнителей, но больше известный конечно как сольный исполнитель.
6
В сети можно найти его настоящее лицо, но, тем не менее, на сцене он всегда выступает с ведром на голове и в белой маске.
7
А, ну да. Он же ещё и нунчаками может помахать на сцене. Впрочем это никак не отменяет огромный талант игры на гитаре.
8
Я очень хорошо помню, как в 2001 году прогремела группа «Gorillaz». Пожалуй они и «Muse» главные звёзды того лета. Но если вторые не прятали лица, то с «Gorillaz» изначально была интрига и загадка. Кто же эти парни, которые придумали виртуальную группу?
9
Впрочем, и тут интрига продлилась недолго. Если изначально группа даже на концертах скрывалась, то в итоге общественности стали известны имена создателей. Ими оказались два парня. Во-первых, Damon Albarn прекрасно известный миру как вокалист группы «Blur».
10
И во-вторых Jamie Hewlett. Это художник. В случае с художником история всё же сохраняет некую тайну. По одной из версий он и есть знаменитый Banksy.
11
На концертах же «Gorillaz» давно никаких тайн не существует. К слову с группой тоже много кто играл из знаменитостей.
12
Франция мало чем может похвастаться в плане именитых рок музыкантов, но кто сказал, что себя надо ограничивать? Вот французы и не ограничивают. В 90-х там появился прекрасный электронный дуэт «Daft Punk».
13
Да, естественно в этой истории тоже анонимность весьма условная, но, тем не менее, на сцене ребята давным-давно уже выступают исключительно в сценических костюмах. В миру же они известны как Guy—Manuel de Homem Christo и Thomas Bangalter.
14
Прекрасный сценический имидж, да.
15
Конечно, в такой теме никак нельзя обойти вниманием группу «Kiss». Естественно здесь тоже нет никаких секретов о том кто, на чём играет, и кого как зовут, но хронологически они одними из первых начали прятать свои лица.
16
И всякие «Lordi» довели всю эту историю с макияжем просто до логичного в нынешнее время абсурда.
17
Опять же если говорить о «Lordi» то стоит вспомнить и группу «Gwar».
18
Ну и конечно будет не лишним упомянуть такую группу как «Slipknot».
19
Если все приведенные выше команды, в общем-то, и не скрывают сегодня свои настоящие имена, то особняком стоит группа «Ghost». Шведы предпочитают скрывать свои лица и имена до сих пор.
20
Единственное исключение в группе это вокалист Tobias Forge. Впрочем, сами музыканты не подтверждают его участие в группе.
21
Если о шведах хоть что-то известно, то полностью закрыты для публики австралийцы «Portal». Они не дают интервью, не устраивают пресс конференций и если выходят на сцену, то исключительно в костюмах.
22
Выше уже мелькала группа «Slipknot», у них есть прямые конкуренты в лице «Mushroomhead». Впрочем, и в этой истории настоящие имена участников известны.
23
В 80-х в Англии родилась такая группа как «Art Of Noise». Первое время участники действительно сохраняли анонимность, но в итоге тоже, в общем-то, слились.
24
«Hollywood Undead» ещё одни любители масок. Но не более. Имена участников находятся в два клика мышкой. В три клика находятся фотографии без масок.
25
В США существует группа «Steam Powered Giraffe». И снова настоящие имена, и внешний вид находятся очень быстро. Так что анонимность здесь весьма условна.
26
Такая же история и с проектом «Blue Man Group». При этом с моей точки зрения это крайне эффектный и занятный коллектив.
27
Из отечественных ребят отмечу такого деятеля как Нейромонах Феофан. Тоже к слову любопытный проект.
28
Ещё можно вспомнить группу «Dvar». Здесь фотографий не будет, потому что это студийный проект, об участниках которого неизвестно вообще ничего. Поэтому будет некая Глюкоза. Не спешите кривить лицо. Изначально-то ведь никто не знал, как она выглядит. Помню, как активно циркулировали слухи, что поёт вообще Жанна Агузарова.
29
Ну и окончу я вот таким снимком.
30
На фото «Sopor Aeternus And The Ensemble of Shadows». Да, имя и фамилия исполнителя известны, но фотографий без грима я лично не нашёл. Зато мне крайне понравилась характеристика этого творчества. «Если вы слушаете такую музыку, то должны стоять одной ногой в могиле, а другой в психдиспансере». По-моему отлично же.
Вот, в общем-то, и всё. Наверняка есть десятки чисто студийных проектов, где люди так же прячут свои лица. Можно нарыть и ещё десяток групп в макияже, но, в общем-то, как видно из подборки людей действительно желающих остаться анонимными на протяжении всей своей карьеры единицы. «The Residents» же так никто и не смог превзойти на этом поприще с моей точки зрения. За полвека они так и не поддались соблазну опубликовать свои настоящие имена и лица. А это как по мне дорогого стоит.
На сегодня же всё. Спасибо за внимание и до новых встреч.
Все вставляют свое лицо в фильмы и клипы — и вы тоже так можете!
Многие уже заметили последний тренд, который бушует в социальных сетях — люди массово вставляют свое лицо в популярные клипы и отрывки из фильмов. Помогает им в этом специальное приложение Reface App: изначально там можно было вставлять свое лицо в известные гифки и мемы, но недавно появилась функция, с помощью которой можно заменить лицо в видео и добавить себя в фильм или клип. Например, сделать свое лицо вместо лица Дуэйна Джонсона, Человека-паука, Шакиры и других знаменитостей.
Хотели стать героем фильма? А клипа? Теперь у вас есть такая возможность
Как заменить лицо на видео
Создать гифку или видеоклип со своим лицом можно за несколько секунд. Загрузите приложение Reface App по этой ссылке, затем отсканируйте свое лицо. В настройках можно добавить несколько лиц, для этого достаточно нажать на плюс.
Затем выберите любой из понравившихся видеоклипов в первой вкладке или гифку, которую можно выбрать в соседней вкладке. Нажмите один раз и подождите несколько секунд, пока приложение не сопоставит ваше лицо с лицом знаменитости и после этого заменит лицо на видео. Здесь есть кадры из фильмов «Безумный Макс», «Титаник», «Пираты Карибского моря», «Человек-паук», «Халк», а также вырезки и популярных клипов Шакиры, Гарри Стайлза, Рианны, Лободы и других знаменитостей. Коллекция роликов и гифок постоянно пополняется.
Можно выбрать только из предложенных клипов и фильмов
Вжух — и я Дуэйн Джонсон
Приложение, которое меняет лицо
Я вот примерил на себя роль Конора Макгрегора, Дуэйна Джонсона и даже Рианны. Смотрится все это действительно очень смешно, особенно со звуком, однако видно, что технология еще сыровата. В отличие от того же FaceApp, где используется глубинное обучение и искусственный интеллект, и приложение действительно делает новые снимки максимально похожими на реальные, в Reface App много артефактов и видео становится «мыльным». Но все равно можно здорово поугарать с друзьями, отправить им такое видео или выложить в Instagram или другие социальные сети.
Или Безумный Макс
В данном случае обработка видео или гифки тоже осуществляется с помощью нейросетей, просто у разработчиков, видимо, пока не так много данных, чтобы обучить их менять лицо на видео идеально. Приложение не проводит никаких вычислений и преобразований на устройстве, обращаясь к удаленным серверам. Для этого фотография выгружается в облако, там же анализируется, меняется лицо на видео, а затем результат загружается снова на устройство.
В зависимости от скорости интернета на обработку уходит разное время
Популярность приложению принесла поддержка от известных личностей и звезд, которые активно продвигали приложение в социальных сетях и продолжают это делать до сих пор. Кстати, разработчики не скрывают, что собирают все загруженные фотографии и черты лица, чтобы обучать нейросеть и заменять лицо еще более качественно. Но ничто не мешает им использовать фото в каких-либо других целях.
Found out about that reface app the other day so here’s Daniel Farke as Rihanna for absolutely no reason at all. pic.twitter.com/W54hvafjDp
— Jon Punt (@puntino) August 8, 2020
Заменить лицо на видео на свое можно бесплатно, однако некоторые функции доступны в приложении только при оформлении подписки, которая стоит от 199 рублей в месяц. В профессиональной версии разработчики предлагают замену лица с фотографии (сейчас можно брать фото, сделанное только что на камеру), отсутствие водяных знаков, приоритетную обработку видео и гифок и другие плюшки. Мне кажется, смысла платить за это нет, но дело за вами.
Название: REFACE: face swap videos
Издатель/разработчик: NEOCORTEXT, INC.
Цена: Бесплатно
Встроенные покупки: Да
Совместимость: Для iPhone
Ссылка: Установить
App StoreОбзоры приложений для iOS и MacОбзоры техники Apple
Актерское мастерство — очень тонкая наука. Талант дан единицам, и проявить его (а зрителю — рассмотреть) можно только на сцене. Если артист играет в реальном времени, а не перед камерой, если в этот момент у зрителя затаивается дыхание, он не может оторваться от спектакля, значит, есть искра, есть талант. Между собой актеры называют его несколько иначе — сценический образ. Это часть личности артиста, его театральное воплощение, но это не характер человека и не его стиль жизни.
Трактовка термина
Даже из самого названия понятно, что сценический образ — это некое амплуа, которое «надевает» на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который описан в сценарии, и при этом быть «живым». Далее нам становится понятно, что каждая отдельная роль, которую исполняет актер, индивидуальна. Где-то нужно сыграть комически, в другом спектакле потребуется показать грусть, боль, страдание, в третьем — стать подлецом, злодеем. Можно подумать, что сценических образов много, и их второе, более понятное название — роли. Но все не так просто. Хорошего актера можно узнать по его «почерку», то есть стилю исполнения. Это и есть тот самый сценический образ, который присущ ему. Какую бы роль ни играл актер — драматическую, комическую или трагическую, она будет наделена уникальными эмоциями, чертами и особенностями, которые проявляет конкретный человек. Именно поэтому мы так любим конкретных артистов, насколько бы разноплановые амплуа у них ни были.
Тонкости ремесла
Актеры — люди, которые носят много масок, и это высказывание было придумано вовсе не для того, чтобы обидеть их. Увы, таковы тонкости профессии, и именно благодаря им мы видим столь потрясающую игру. Но мы зайдем немного издалека. Сцена — это такая система, которая отнимает уйму энергии, и физической, и моральной. Работая с публикой, артист буквально раздает себя, тратит весь свой жизненный потенциал. Если он будет, как говорится, на сцене самим собой, то все его жизненные запасы исчерпаются моментально, и у него попросту не остается сил. Для того чтобы продолжать творить, играть и работать, стоит тщательно обдумать, как создать сценический образ, который можно будет надевать на себя каждый раз, выходя на сцену. Это так называемая публичная маска, это также стиль и почерк, по которому актера узнают. Поверх него уже будет накладываться вторая маска — роль в конкретном спектакле.
Психология и актерское мастерство
Перед созданием сценического образа для конкретной постановки актер должен иметь свое собственное амплуа. Мы выше уже упомянули о том, что оно является частью реального образа человека, но не его целостной сущностью. Со многими актерами работают психологи для того, чтобы их сценический образ был максимально гармоничным и подходящим им самим. Вкратце можно сказать, что для его создания будто отбираются сильные стороны характера человека, его особенности и изюминки, и они утрируются, усиливаются, делаются более яркими. В результате мы получаем как бы идеальную личность, у которой свой характер, свои вкусы и взгляды — все индивидуальное, но при этом нет темных сторон, нет погрешностей. Это и есть сценический образ актера, базируясь на котором, он примеряет на себя все свои роли, которые ему нужно сыграть на сцене.
Эмоции — основа успеха
Основой и фундаментом при создании сценического образа актера являются его собственные эмоции. Если ваше амплуа будет надуманным, неестественным для вас, или вы будете стараться «загнать» его в модные рамки, то все последующие роли будут играться пресно, ненатурально, наигранно. Крайне важно в такой работе черпать силы из эмоций, брать начало в своей собственной натуре. Так у вас получится без обмана демонстрировать зрителями того или иного персонажа, входить в него, передавать его эмоции и переживания. Он оживет благодаря такой игре и станет отдельным человеком.
Комфорт не значит натуральность
Конечно же, ваш сценический образ должен быть полностью сотканным из ваших личных эмоций и переживаний, из опыта и наработок. Но мы уже говорили выше, что в нем не должно быть негатива и отрицательных черт, которые вам присущи в реальной жизни. И это есть тот самый первый камень преткновения, который лишает вас ощущения комфорта. Вы не имеете права показывать свои недостатки: важно держать марку, быть тем, кем вы являетесь для публики, а не на самом деле. То же самое касается и всех движений, поз, мимики, интонации и т.д. Эти моменты тщательно прорабатываются, репетируются, оттачиваются до автоматизма, но имейте в виду, что, играя на сцене или же общаясь с публикой, вы будете в постоянном напряжении, так как все эти наработки нужно будет выдержать беспрекословно.
Сравнить данную технику можно с позированием перед камерой. Чтобы кадр получился крайне удачным и при этом натуральным, модель замирает в очень некомфортной позе. Например, знаменитые фотокарточки пин-ап, где женщины выполняют домашнюю работу, становясь в соблазнительные позы. А ведь в реальности в таком положении уборка не получится.
Для конкретных ролей
После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше. Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, — это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью. Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа. Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.
Работа с труппой
Мы не будем сейчас говорить глупости из разряда «хороший актер с любой ролью справится». Это не так, и в этом нет ничего зазорного. А все дело в том, что даже самый талантливый, самый одаренный артист имеет свой особенный образ, свой голос, свою индивидуальную внешность, возраст, в конце концов, и эти факторы либо позволяют исполнить конкретную роль, либо запрещают. Хороший сценарист всегда видит того или иного актера в конкретной роли. Он может сопоставить сценический образ артиста и амплуа, которое на него нужно будет «надеть». Дополнительную коррекцию данного процесса производят сами актеры. Они либо соглашаются на роли, если видят, что они им подходят, либо отказываются, если что-то не устраивает.
Составляющие образа
Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может. Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля. Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих. К ним относятся:
- Поведение и внешний вид.
- Грим.
- Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа.
- Динамика тела и пластика.
- Жесты.
- Мимика.
- Изюминка. Тут у нас снова оговорочка. Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным.
Заключение
Создание сценического образа — дело очень тонкое. Именно поэтому у нас так мало действительно талантливых актеров, и мало кто способен красиво, ярко и с чувством сыграть ту или иную роль. Тщательно продумывайте свой образ, используйте его, заставляйте раскрываться, и тогда все роли будут получаться живыми, многогранными и запоминающимися.
-
October 15 2012, 23:42
- Общество
- Cancel
Как войти в образ? Шпаргалка для начинающих актеров
1
Изучите ситуацию, в которой будет действовать ваш герой. От событийного контекста многое зависит: наряд, манера подачи, активная лексика. Оцените, какое поведение было бы уместным для вашего персонажа, какие слова он может использовать и с какой интонацией их произносить. К примеру, граф будет держаться интеллигентно, говорить неспешно и, может быть, слегка пренебрежительно и высокомерно.
2
Продумайте костюм персонажа. Он должен органично вливаться в фон социального окружения и в то же время демонстрировать вашу индивидуальность. Если вы играете человека, идущего наперекор мнению общества, подберите соответствующий антураж. Отталкивайтесь от характера вашего героя, его устремлений, взглядов на жизнь. Кто он – деятельный революционер или мечтатель-романтик? Обольстительный донжуан или мягкий тактичный интеллигент? Чтобы по-настоящему вжиться в образ, надо собрать воедино множество определяющих мелочей. Продумайте также макияж и аксессуары.
3
Представьте себе, как должен звучать голос героя. Подумайте, какие интонации для него характерны, чем будет отличаться его мимика и жестикуляция. Речь может быть плавной и прерывистой, оживленной и монотонной, спокойной и взволнованной. Выстраивайте речевой облик, основываясь на том, какие события предшествовали монологу, какую мысль вы хотите донести до слушателей, какими эмоциями может быть наполнена речь.
4
Крайне важным аспектом персонажа является его внутреннее состояние. Растворите себя в образе героя, примерьте на себя его личностные черты. Изобразите переживания персонажа с преувеличением, гротескно. Если это радость, пусть она будет безудержной, если меланхолия, покажите мировую скорбь. Гротеск будет для вас отличной тренировкой.
5
Репетируйте, чтобы сжиться с образом, который вы играете. Повторяйте реплики героя, можно даже мысленно, про себя. Закройте глаза и разыграйте сцену. Полезно «просматривать» сценарий перед сном. Попробуйте отработать походку персонажа, входите в образ во время обычных прогулок. Интересно фантазировать, будто в магазин идете не вы, а сам Наполеон. Только будьте осторожны, не отрывайтесь от реальной жизни до потери ориентации.
6
Умение войти в образ помогает в различных жизненных ситуациях. Так, иногда надо показать уверенность в себе, волю и твердость, а иногда сыграть загадку, кокетливость, веселость. Особенно полезно вживаться в образы робким и застенчивым людям. Будьте тем человеком, которым вы хотите быть, а при подступающем чувстве неуверенности твердо говорите себе: «Я – актер! Это игра!». Победителей здесь нет, а вот проиграть можно запросто, поддавшись своим слабостям и отступив.