Как найти свое настоящее лицо

Найти себя настоящего

Говоря о себе, мы без особого труда перечисляем те качества и черты характера, которые привыкли считать «своими». Но отражают ли они нашу истинную сущность?

Основные идеи

  • Личность многослойна: с детства мы обрастаем разными «слоями» себя, которые накладываются друг на друга.
  • Каждый заблуждается на свой счет, поскольку наше истинное «Я» скрыто от нас завесой бессознательного.
  • «Я» проявляется, когда мы ощущаем резонанс с самими собой, не стремясь контролировать свои слова и поступки.

Бессознательное, противоречивая природа нашей личности, сложный процесс построения нашего «Я» не позволяют составить объективное представление о себе. Отвечая на вопрос «Кто я?», мы неизбежно обманываемся. Почему так происходит?

Другие в нас

Наше «Я» с самого рождения развивается во взаимодействии с родителями: чтобы чувствовать заботу, любовь, поддержку, мы стремимся соответствовать их ожиданиям, а также впитываем черты характера, модели поведения взрослых. Реакции родителей на наши желания, чувства, поступки становятся зеркалом, смотрясь в которое мы учимся понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно, а чего нельзя, и в конечном итоге у нас возникает представление о самих себе.

Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели я». Обладать собственным «Я» означает впитать в себя все многоголосие окружающих. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами высказываются наши отец, мать и еще множество повлиявших на нас людей.

Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас наши родители, а позже и другие значимые для нас люди: воспитатели, учителя, друзья. И наше описание себя — например, «я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний» — это наше «Я», воспринятое через призму их реакций.

«Другой» внутри нас

От желаний, чувств, фантазий, которые не вписываются в этот созданный нами образ, мы стремимся избавиться. Бессознательное — это «другой» внутри нас самих, то место, куда мы вытесняем мысли и чувства, которые нас смущают, вызывают тревогу. И эта запретная зона определяет нашу истинную сущность не меньше, чем то, что мы декларируем о себе.

Так в результате слишком авторитарного воспитания — когда родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и запрещают ему быть, скажем, недовольным — мы привыкаем вытеснять любой агрессивный импульс или желание.

Неприемлемое для сознания не исчезает бесследно — в ином обличье оно возникает в снах или оплошностях

В результате восприятие самого себя будет искажено: человек может казаться себе мягким и мирным, чуждым агрессии или жестокости. Однако его естественная агрессивность не исчезает, а проявляется исподволь — в осуждении других или в избегании ситуаций, где нужно быть настойчивым или постоять за себя.

Неприемлемое для сознания не исчезает бесследно — в ином обличье оно возникает в снах, оплошностях или в неясном ощущении, что мы потеряли какую-то важную часть себя или так ее и не обрели.

Разноголосье души

«Я» кажется нам целостным и однородным, хотя это совершенно не так. Французский психоаналитик Жак Лакан сравнивал «Я» с многослойной луковицей, каждый слой которой представляет лишь одну грань нашего представления о себе и все они конфликтуют между собой.

Например, знакомая многим ситуация: мы ищем работу. Возможно, нам предлагают должность менее интересную и хуже оплачиваемую, чем прежняя. Какая-то часть нас хотела бы согласиться: «Тебе нужно зарабатывать на жизнь, не упусти эту возможность». Тогда как другая протестует: «С твоим образованием и опытом ты заслуживаешь гораздо большего».

Так дают о себе знать несколько живущих в каждом из нас индивидуумов, которые редко бывают согласны друг с другом. И если нам все же удается, несмотря ни на что, ощущать себя цельной личностью, то это лишь потому, что различные стороны нашего «Я» соглашаются не говорить все одновременно.

Три части личности

Пытаясь понять человека, Зигмунд Фрейд создал теорию личности, в которой она понимается как взаимодействие трех структур: «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-эго) и «Оно» (Ид).

«Оно» содержит бессознательные влечения и импульсы и руководствуется «принципом удовольствия». Но безотчетная тяга к наслаждению привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, у ребенка формируется Эго — сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности». Эго выполняет роль посредника между стремлениями «Оно», реальностью и требованиями общества. Третья структура, Супер-эго, воплощает усвоенные каждым с детства моральные запреты и нравственные нормы, которые позволяют нам жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.

Встреча с «Я»

Для последователей Фрейда наше настоящее, незнакомое «Я» невольно проглядывает в тот момент, когда мы забываемся и перестаем себя контролировать. В такие моменты мы ошибаемся, проговариваемся, забываем чьи-то имена или видим сны — так проявляет себя наше бессознательное.

Но есть и другой взгляд на ту глубинную, покрывающую все противоречия целостность, которую можно назвать нашим истинным «Я». Каждому знакомо это переживание: родители, друзья, коллеги ждут от нас определенного поведения, но что-то сопротивляется в нас, внутренний голос тихо, но настойчиво говорит, как на самом деле нужно поступить.

«Так, будто в середине нашего «Я» раскрывается некая глубина, из которой нам навстречу поднимаются чувства, интуитивное чутье, образы, слова, — пишет экзистенциальный аналитик Альфрид Лэнгле. — Если мы хотим обратиться к этому самому подлинному в нас, к нашей сути, нам следует «дать себе быть» и, открывшись внутрь себя, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня правильно?» И обратить внимание на свое интуитивное чувство, которое при этом начинает звучать как ответ на этот вопрос».

Это и есть голос нашего истинного «Я», который нужно расслышать и которому можно доверять.

«Мы — наследники нашего прошлого»

Заблуждаются те, кто думает, что человек делает себя сам. По мнению французского философа Алена Финкелькраута, личность каждого берет начало в нашем коллективном прошлом. Отвергая господство всемогущего эго, Финкелькраут предостерегает нас от излишней гордыни.

Psychologies: Что закладывает основу нашей личности?

Ален Финкелькраут: Самая разрушительная иллюзия нашего времени — стремление к спонтанности: «Я такой, какой я есть, и моя личность, чтобы развиваться, нуждается в самовыражении». Достаточно открыть социальные сети, чтобы убедиться: все спонтанны, и все говорят одно и то же, потому что спонтанность граничит с банальностью.

А ведь человек в первую очередь наследник. Сегодня каждый мечтает освободиться от груза исторического наследия и жить своим умом. Но вся наша цивилизация основана на идее, что только при посредничестве культуры человек получает доступ к самому себе.

А как же школа — разве она не гарантирует передачи знаний от прошлых поколений будущим?

Прежде так оно и было. Но сегодня в школе детям дают слово раньше, чем они обретут язык. Так школа порождает неграмотность, ведь мы можем стать самими собой только тогда, когда научились — благодаря другим — свободному обращению с языком, который придумали не мы. Наша личность формируется на основе этой зависимости от предшественников, долга перед ними.

Каким образом культура помогает найти себя?

Возьмем, к примеру, чтение. Для чего мы читаем? Чтобы развлечься? Возможно. Чтобы отвлечься? Вероятно. Чтобы получить информацию? Нет. Чтение — это установление связи с той реальностью внутри или вне нас, которая иначе бы от нас ускользнула и которая помогает нам созидать себя и развиваться.

Могу сказать, что мое представление о любви сложилось в равной степени на основе личного опыта и под влиянием книг, которые помогли мне осмыслить то, что я переживал. Чтение предполагает своего рода смирение, и в личности должно быть это смирение, это внутреннее согласие с тем, что не может сформироваться вне отношений с другими людьми.

Разве демократия не дает доступ к культуре всем?

Нет, демократия сформировала профессионалов в разных областях, но их дело не питает их жизнь. Между тем мы должны все время спрашивать себя: кто я? что во мне особенного? что общего с другими? И размышлять об этом невозможно без обращения к умам прошлого, ведь только опираясь на уже сказанное, мы можем найти свои точные слова.

Как сказал немецкий философ и историк науки Эрнст Кассирер: «Всякий раз, когда я готов забыть себя, чтобы раствориться в другом и полностью ему отдаться, моя личность обретает новый, более глубокий смысл».

Источник фотографий:Getty Images

Введение

Маскотерапия в моей практике представляет собой метод Г. М. Назлояна, адаптированный к диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности и/или группы людей. Маскотерапию принято причислять к арт-терапии, но, с моей точки зрения, она отличается по сути от современных методов арт-терапии и превосходит их по эффективности.

В культуре накоплен значительный опыт познания и укрепления человека с помощью портретирования. Художники тысячи лет знакомы с силой портрета в определении и подчеркивании уникальных черт личности. Мы его используем в современной психологической практике. Данный подход является естественным и интуитивно понятным, так как в огромной степени черпает материал для своих методов из истории культуры и эволюции человечества.

Метод объединяет в себе достижения искусства и науки. Автопортрет в рамках маскотерапии — в чистом виде научный метод в искусстве. В нем реализуются как сознательные, так и неосознаваемые установки автора, например, отношение к людям, этносам, полу, роду, семье и к себе. Скрытое ранее становится явным даже для постороннего наблюдателя, что расширяет наше знание о личности и о ее ценностях. Образный метод портрета дает нам шанс и на преображение глубоких пластов души.

Автопортрет — всегда эксперимент по выявлению и познанию, определению и развитию, выражению и утверждению личности. Но он не дает автору до конца предвидеть результат творчества.

Портрет в процессе отливки из гипса.

Здесь мы можем наблюдать и сугубо библейский сюжет о сотворении человека: создал Бог человека из праха земного по образу Своему и подобию. А предвидел ли Он последствия своего творения? Сложно сказать. Но при сотворении изначально присутствовала своевольная неопределенность. Творил и наблюдал: что же получится в результате? А сотворенный образ взял и проявил свою волю, нарушил закон и вышел за пределы ожиданий Творца.

Не так ли и при создании автопортрета человеком? Творит человек свой образ, но шестым чувством ощущает, что в результате его подобие проявит скрытую волю и начнет жить своей жизнью.

И первой очевидностью самопознания в портрете будет неминуемый крах всех ожиданий о полной управляемости своего творчества. Автопортрет начинает жить своей жизнью, отделившись от творца. И этот факт следует признать как общий закон любого творчества — результат выходит за рамки ожиданий творца и живет самостоятельно.

Портреты, несомненно, часто являются и предметом искусства. При наблюдении некоторых из них, если они достаточно глубоки, всегда возникает чувство, что можно без конца углубляться и расширять смыслы изначальной идеи лица. Источник сам задает содержание, появляются целостность и смысловые нити, порождающие новую жизнь.

Почему маскотерапия?

Иногда меня спрашивают: почему метод называется маскотерапией?

В этом вопросе есть много смыслов, и один из них заставил меня изменить название метода в другой книге на «Лицо личности». Но это — уже развитие. Что же касается самой маскотерапии, то название в последние десятилетия прижилось по нескольким причинам.

Одна из них — простота и запоминаемость слова, которое пусть и не отражает, на первый взгляд, сути метода, но живет среди специалистов и пациентов своей жизнью. Подобное делает маска, которую человек часто носит всю жизнь, скрывая свое истинное лицо, а иногда и не зная его.

Если же присмотреться к методу поближе, то возникает мысль, что иного названия у него и быть-то не может. Что имеется в виду?

При создании портрета (автопортрета), который является основой маскотерапии, сходство на первых этапах часто отсутствует, но во всей красе возникают другие неслучайные образы. Почему они неслучайны? Потому что при повторном создании портрета (автопортрета), но только в более крупном размере, они часто возникают вновь. Более того, эти «неслучайные» образы всегда напоминают кого-то иного, кто оказал в свое время значительное влияние на жизнь и формирование личности портретируемого. И что самое удивительное, эти «неслучайные» образы проявляются как при портретировании, так и при автопортретировании. Возникает мысль, что они нераздельно связаны как с личностью портретируемого, так и с его лицом. Их можно назвать масками, сопутствующими жизни лица.

Таких масок всегда несколько, и они могут быть названы именами. Другими словами, во время портретирования, словно из тумана, проступают лица людей, которые в свое время были запечатлены в душе и стали частью ее структуры. Внешне же эти запечатленные ранее лица всегда проявляются в виде биологических масок, закрывая истинное лицо человека. Порой маска становится более видима, нежели истинное лицо. Например, в прическе и в манере держаться человек представляет собой двойника своего кумира — знаменитого певца, политика или вождя.

Есть даже мнения среди ученых с мировым именем, что истинного «Я» (истинного лица) у человека и не существует. А один из моих достаточно продвинутых пациентов однажды спросил: «А что, если там ничего нет? А что, если истинного лица, которое вы пытаетесь найти в каждом из нас, не существует?»

Самое удивительное в том, что обе точки зрения имеют место. Первая, которой придерживаюсь я, что истинное лицо человека (настоящее «Я») существует, и оно может быть найдено или создано. Вторая — что истинного «Я» человека не существует, а в нашем методе истинного лица человека нет, а есть только маски.

Как может быть, что обе точки зрения истинны?

Примитивные автопортреты.

Решение кажущегося противоречия пришло мне не так уж давно. Суть его в том, что истинное лицо («Я» человека) — сущность неопределенная и мерцающая, словно квант света. Она может быть найдена только в облаке масок, которыми человек всегда пользуется, порой не осознавая этого. Истинное лицо может быть и за пределами этого облака, но оно всегда связано с высшим состоянием души человека, которое достигается как горная вершина. Высшее состояние души — всегда состояние Творца, состояние творящего мир человека. Но не подражающего и не потребляющего. В состоянии подражания кумирам мы невольно уподобляемся им, теряя свое лицо; в состоянии потребления — служим своим потребностям, забывая о своей природе.

Таким образом, маски скрывают или подменяют наше истинное лицо, порой не давая ему проявиться, состояться и быть замеченным другими людьми и самим его носителем. Более того, проявившись однажды, истинное лицо не обязательно будет оставаться всегда таковым и тем более наблюдаемым. Чем слабее личность, тем легче она теряет свое лицо в присутствии других людей, надевая маску и подстраиваясь под актуальную роль. Но самое важное в том, что во время психотерапевтических сеансов, которые проходят «лицом к лицу» клиента (пациента) со специалистом, участники диалога невольно отражают, принимают и впитывают лица друг друга в виде масок-двойников. Пациент после сеанса уносит маску специалиста, и некоторое время она его поддерживает, а специалист — маску пациента, от которой ему важно быстро избавиться. В противном случае он принесет ее в свою жизнь.

Другое дело, когда во время маскотерапии пациент сидит напротив зеркала, всматривается в свое лицо и создает свой портрет, а терапевт находится на втором плане, в тени.

Подводя итог и отвечая на основной вопрос, почему маскотерапия, можем с уверенностью сказать, что мы всегда и везде работаем не с лицами, а с масками. Истинные лица личностей тоже могут встречаться. Они, как драгоценные камни, могут быть найдены совершенно случайно и в самых неожиданных местах, но они всегда очень редки. И этому есть причины, так как общество любит маски и усиленно распространяет их, а человек изначально создан так, чтобы эти маски эффективно принимать для использования.

Маскотерапия помогает изучить маски человека и стоящие за ними субличности, установить и развить внутренние диалоги, которые всегда невольно осуществляются между субличностями. В идеальном случае, когда выявлены основные маски личности, человек может научиться осознанно вести с ними гармоничный внутренний диалог.

В самых тяжелых случаях, которые хорошо описаны в работах Г. М. Назлояна, внутренний диалог на первоначальных этапах работы у пациента совершенно отсутствует, что и является основой его душевного расстройства — патологическим одиночеством. Когда же с помощью портрета, зеркального двойника и лица личности диалог зарождается, то он постепенно возникает и между субличностями как диалог внутренний.

Образное понятие «маска» (ключевое в методе маскотерапии) не является только теоретическим конструктом, а может всегда наблюдаться в каждом случае применения метода. Более того, возникающие в портретах маски не всегда носят положительный характер и часто являются причиной тяжелых переживаний, но в портрете они уже частично внешние объекты наблюдения. С ними можно вести диалоги, которые отражают всецело внутренние отношения. В них можно внести новые элементы, новых участников и наблюдателей.

Если метод работает с масками, то как он может называться еще?

Суть современной маскотерапии

Маскотерапия — развивающая, диагностическая, психотерапевтическая или консультативная работа, в процессе которой в первую очередь создается скульптурный или графический портрет. Синхронно с портретом могут выполняться работы по росписи лица театральным гримом, фотопортретирование или киносъемка диалога клиента с психологом-психотерапевтом и со своим портретом.

Маскотерапия способствует развитию истинного видения человеком самого себя, открывая, дополняя и развивая видение тех пластов личности, которые были ранее скрыты от восприятия или восприятие которых было искажено. К таким пластам можно отнести следующие:

— животная основа личности и сопутствующие ей инстинкты и потребности;

— антропный (общечеловеческий) пласт природы человека и его связь с миром;

— этно-родовой пласт личности и его связи с памятью предков;

— социальный (семейный) пласт;

— пласт индивидуальных особенностей;

— личностный;

— лидерский.

Сосредоточение на каждом уровне психики, находящем отражение в скульптурном или графическом портрете, способствует раскрытию тех душевных сил личности, которые до этого могли быть ущемлены или полностью заблокированы. Освобождение душевных сил влечет за собой увеличение психической энергии и проявление скрытых способностей личности, что в свою очередь совершенствует восприятие мира и взаимодействие с людьми и самим собой, улучшает адаптацию и устраняет душевные расстройства.

Первоначальные этапы работы над портретом.

Сеансы маскотерапии отличаются по своему характеру, длительности и частоте. Они могут проходить от нескольких минут до нескольких часов. Развитие портрета или автопортрета происходит синхронно с диагностическими, консультативными или психотерапевтическими беседами, что не исключает и длительного молчаливого сосредоточения клиента на своем портрете. Портрет может развиваться в течение нескольких встреч на протяжении месяца. Иногда портреты создаются годами. Общее количество встреч варьируется от 5—10 до 10—20 и более в зависимости от случая и внутреннего потенциала клиента. В любом случае чаще всего именно клиент определяет свою готовность к встрече с психологом-психотерапевтом и со своим портретом.

Маскотерапия имеет свои естественные корни в искусстве скульптурного, живописного и графического портретирования. Изображения лиц древних культур дошли до наших дней. Нет сомнений, что художник всегда понимал силу портрета, который придавал портретируемому дополнительную стойкость в жизни; чаще всего переживал своего хозяина и нес память о нем потомкам, сохраняя образ его в вечности.

Оттенок бессмертия изначально заложен в любом портретном искусстве, что позволяет использовать эту тему и при психологическом консультировании в процессе маскотерапии.

Суть маскотерапии и ее эффективность в том, что при создании портрета легко можно подвести клиента к тем особым состояниям силы души, которые преображают личность и дают ей код доступа к вечности. Опыт переживания чувства вечности способствует взаимодействию со всеми измерениями времени (прошедшим, настоящим и будущим), расширяя горизонты и источники силы жизни. Наиболее же важным данный опыт становится в преодолении ловушек Безвременья, характеризующихся состояниями безо́бразности и депрессии.1

Важно подчеркнуть, что маскотерапия не всегда есть психотерапия. Она может быть просто развивающей или корректирующей методикой; выступать и как центр организации других методов психотерапии, педагогики или психологии с целью самопознания, диагностики, развития, коррекции, совершенствования личности, открытия способностей и талантов, поиска своего жизненного пути и уникального лица.

Маскотерапия работает до индивидуального уровня (пятый пласт психики), но особенно она показана для работы с патологией, например, когда человек не принимает свое тело или его часть, считая себя иной личностью, и плохо осознает окружающую его жизнь.

Для дальнейшего познания, развития и коррекции личности можно использовать метод «Лицо личности», разработанный на основании маскотерапии. Он идет дальше и выводит нас на личностный уровень и на уровень лидера. В этих пластах психики тоже не исключены патологические состояния, но они уже совершенно другой природы.2

Лечение с помощью масок через их определение и разыгрывание диалогов между ними наиболее реально именно в скульптурном портретировании. В итоге — гармонизация отношений, решение внутренних конфликтов и определение «Я».

Если же снять одну маску из папье-маше с лица, как это делают некоторые специалисты, то этого будет недостаточно, так как у человека масок больше, чем социальных ролей. Смотрите дополнительно книгу С. А. Кравченко «Маски, Лица, Образа», где исследованы маски различных типов, их функции и роль в жизни человека. Книга С. А. Кравченко «Записки отшельника» раскрывает ту свободу от социальных ролей и масок, что приближает к состоянию чистого «Я».

Умение лепить дано всем изначально

При знакомстве с методом скульптурного портретирования, как правило, задают вопрос: «А что делать, если я не умею лепить?»

Важно то, что такие вопросы чаще всего задают взрослые, тогда как дети, не задумываясь, приступают к лепке, и у них что-то получается. Оказывается, лепить умеют все. Даже те, кто никогда или несколько десятилетий не брал в руки пластилин. Разница только в отношении к труду. Деловые и решительные люди, не имея никаких художественных навыков, обычно неплохо справляются с лепкой и быстро выдают конечный результат. Пусть их автопортрет далек от совершенства и в нем мало сходства, но всегда присутствуют искренность наивного искусства и свое неповторимое лицо.

Есть и такие клиенты, которые с опаской берутся за любое новое дело. Они к пластилину относятся как к чему-то такому, что можно испортить, за что можно получить плохую оценку. Но если маскотерапевт лепит синхронно с портретируемым точно такой же портрет, то на любом затруднительном этапе можно обменяться изделиями, передав пациенту более совершенную форму, тем самым помогая ему продвинуться в работе. Через некоторое время маскотерапевт из менее худшего делает более совершенное, и обмен происходит вновь. Создается сразу два портрета. И сложно сказать, кто что лепит. Клиент принимает участие в обоих автопортретах. Чтобы они не путались между собой, лучше создавать портреты из пластилина разных цветов, например, основной — из пластилина телесного цвета, а дополнительный — из более темного оливкового.

Два портрета одного пациента

Методология в рамках клинической практики

Особенностью данного комплекса психотерапевтических технологий является то, что пациент изначально рассматривается не как носитель психопатологических симптомов, а как личность, имеющая ряд различных психологических проблем, приводящих к социальной дезадаптации. В первую очередь это внутриличностные конфликты, возникающие нарушения самоидентификации и патологическое одиночество (по Г. М. Назлояну, общий симптом для всех психических расстройств).

В современной культуре личность перестала быть объектом достаточного внимания. Существует тенденция к обезличиванию, бессубъектности, что приводит к возрастанию проблем самоидентификации и к нарушениям внутреннего диалога, психологическим проблемам и психическим расстройствам.

«Потеря своего лица» лежит в основании искажения восприятия себя и своей жизни, своего места в мире, к дефектам самосознания и понимания других людей. В финале мы имеем следующее: разрыв адекватных взаимодействий с самим собой, с людьми и со всем материальным миром. Возникают проблемы в личной, семейной, профессиональной или общественной жизни. Нарушения самоидентификации могут достигать крайних форм, когда человек настолько отрицает свою сущность, что предпочитает называться другим именем, воспринимает себя представителем другого этноса, культуры и пола.

С помощью маскотерапии в первую очередь мы получаем возможность «восстановить лицо» и гармонию между реальным физическим лицом и сознанием личности. Это способ реконструкции утраченного образа «Я», позволяющий пациенту наладить внутренний диалог с самим собой, а впоследствии — с окружающим миром, что приводит к исчезновению болезненных симптомов.

В маскотерапии чаще всего применяется скульптурный портрет (или автопортрет) обладающий неоспоримым преимуществом по сравнению с живописным или графическим. Он позволяет полностью воссоздать лицо, тогда как живопись или графика только имитируют объемные изображения и затрудняют процесс отождествления пациента со своим портретом и лицом.

Скульптурные автопортреты на этапе признаков рода

Особенностью маскотерапии, по сравнению с другими видами психотерапевтической работы, является и тот факт, что в процессе реабилитации участвуют психотерапевт, пациент и его портрет. Это позволяет терапевту не навязывать свою волю, а лишь направлять эмоциональные и рациональные переживания пациента в нужном направлении. Терапия, основанная на равноправии и доверии, позволяет добиться лучших результатов, чем директивные методы.

С. А. Кравченко, являясь учеником и последователем Г. М. Назлояна, адаптировал данный метод к психологической практике и модифицировал его. Лечение или развитие осуществляется поэтапно, согласно структуре личности аналитической психологии К. Г. Юнга и измерениям времени теории темпоральной психологии.

Методы терапевтического портретирования:

— словесный портрет;

— роспись лица;

— фотопортрет;

— графический портрет;

— живописный портрет;

— скульптурный портрет и лепка по живому лицу.

Маскотерапия является развивающим и корректирующим методом. Например, в клинике Rehab Family данный метод используется для лечения депрессий, неврозов, различных форм химической зависимости и др.

Улучшение эмоционального фона при депрессии достигается уже после 3—4 сеансов маскотерапии.

Эффективность метода позволяет значительно снизить потребность пациента в базовой медикаментозной терапии и повышает ее эффективность. Уже на первой встрече в течение 1—2 часов человек пробует воспроизвести себя; используя скульптурный пластилин, начинает моделировать образ своего лица, образ души.

Важной частью маскотерапии является групповая работа, где некоторые клиенты могут участвовать в создании портретов друг друга, отмечать заметные черты характера в портрете, что способствует объективному восприятию личности. Работа проходит при открытых дверях, чтобы и родственники или сотрудники клиники при случае могли свободно войти и подтвердить сходство скульптурного лица с пациентом, что ускоряет процессы обретения «своего лица».

Модификацией метода маскотерапии Г. М. Назлояна является не только этапность движения к вершине личности, но и скрытая инициация. Переход на следующий уровень развития портрета сопровождается обычно кризисным состоянием, что улучшает восприятие не только своего лица, но и лиц окружающих людей.

Первый этап — животный уровень (форма яйца) — пренатальные и постнатальные вредности, родовые травмы. Интуитивно на физиологическом уровне человек отражает проблемы раннего возраста, и при тяжелом психическом расстройстве он не может слепить яйцо. Задача — выявление и коррекция отношения человека к миру.

Второй этап — общечеловеческий, когда слепок напоминает примитивные скульптуры древних людей. Задача — выявление и коррекция отношения человека к людям.

Третий этап — родовой уровень — человекоподобное лицо с признаками пола. Часто пациенты испытывают трудности в выражении пола, что может указывать на проблемы в психосексуальной сфере. На этом этапе решается задача выявления и коррекции отношения человека к полам.

Четвертый этап — семейный. В скульптуре проступают семейные признаки (черты бабушек, дедушек и др.). Задача — выявление и коррекция отношения человека к своим родным и предкам. У зависимых людей, например, всегда наблюдается разрыв отношений с некоторыми предками, или неосознанная идентификация с теми из них, кто умер насильственной смертью.

Пятый этап — индивидуальный. Считается завершением лечения, так как наступает стадия душевного благополучия — открытие своего лица. Задача — выявление и коррекция отношения человека к самому себе во всех измерениях времени (прошлое, настоящее, будущее, безвременье и вечность). Преодоление темпорального невроза.

Со временем, особенно когда портрет был призван решать не психотерапевтические проблемы пациента, а экзистенциальные вопросы, были добавлены еще два этапа портретирования: личностный и лидерский. Данные этапы выходят за рамки традиционной маскотерапии и здесь засматриваются только вскользь.3

Конец ознакомительного фрагмента.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Научиться видеть себя таким, какой вы есть, иногда мучительно сложный процесс, но если вложить в него время и силы, встреча со своим настоящим «я» служит значительным вознаграждением. Объективное и честное представление о себе помогает нам принимать себя и определять пути своего роста и развития в будущем.

  1. Изображение с названием Live On a Tight Budget Step 1

    1

    Опишите письменно свое восприятие себя.[1]
    Возьмите ручку и листок бумаги и запишите свое собственное описание себя. Как можно подробнее, со всех сторон: с физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной.

    • Начинайте утверждения со слов «Я…» или «Я горжусь тем, что я…»
    • В каждом из разделов запишите от 8 до 12 утверждений.
    • Перечислите свои сильные и слабые стороны. Большинство людей способны определить хотя бы одно свое положительное качество и одно отрицательное, независимо от того, насколько раздуто их эго или разрушена самооценка. Запишите, что, на ваш взгляд, является вашими сильными качествами, а в чем вы не сильны. Опирайтесь исключительно на свое внутреннее ощущение.
  2. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 2

    2

    Вспомните значимые моменты из своей жизни. Подумайте о том, какими историями своего прошлого вы чаще всего делитесь. Задайтесь вопросом, что говорят о вас эти истории и почему вы испытываете побуждение рассказывать их другим людям.

    • Обратите особенное внимание на то, что эти истории говорят о вас как о личности. Это истории о вашей честности или храбрости? Вы рассказываете их потому, что они являются примером вашего обычного поведения или, напротив, демонстрируют редкое проявление вами качеств, которыми вы бы хотели обладать?
  3. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 3

    3

    Вспомните о своем детстве. Большинство людей наиболее честно воспринимали себя как личность и свои желания, когда были детьми. Вспомните, что радовало вас, когда вы были ребенком, и что вызывало в вас чувство разочарования. Поразмышляйте над тем, какова была ваша система убеждений, когда вы были ребенком. Если что-то с тех пор изменилось, отметьте, что именно и определите причины, повлиявшие на эти перемены.

    • К примеру, в детстве вы ценили моменты независимости и самостоятельности. Если вы по-прежнему стремитесь увеличивать свое личное пространство, то эта жажда свободы очевидно является частью вашей истинной личности.
    • Однако если в данный момент вы связаны рядом обязательств, спросите себя, почему. Возможно, вы научились по-новому ценить семью и друзей, и в этом случае, желание выполнить взятые на себя обязательства также является частью вас самих. С другой стороны, возможно, вы просто пытаетесь соответствовать ожиданиям других людей, и тогда настоящий вы – это все та же независимая личность, что проявлялась в вас, когда вы были ребенком.

    Реклама

  1. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 4

    1

    Наложите себе запрет на зеркало.[2]
    Сделайте шаг назад от зеркала и откажитесь смотреть на свое отражение в течение целой недели. Это позволит вам снизить влияние ложного восприятия своего физического «я», ежедневно поддерживаемого разглядыванием своего отражения в зеркале.

    • К концу этого периода вы, возможно, достигнете осознания, что единственный, кого так заботит ваша внешность и кто к ней так критично относится, это вы сами. Как только вы заставите себя перестать концентрироваться на своих физических недостатках, вы, к своему удивлению, обнаружите, что никто не настаивает на том, чтобы концентрироваться на них вместо вас. В результате, в конце концов, вы осознаете, что негативное восприятие своей внешности не является истинным.
  2. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 5

    2

    Успокойте шум в своей голове.[3]
    Жизнь может предъявлять очень высокие требования, и ваши собственные мысли могут тянуть вас одновременно в сотни разных направлений. Упростите себе жизнь на несколько недель, чтобы минимизировать тревожные мысли и негативные внутренние диалоги, которые, как правило, сопровождают жесткий график.

    • Если вам слишком трудно быстро усмирить этот внутренний шум, запланируйте заранее отпуск или выходные, которые вы сможете посвятить тому, чтобы успокоить внутреннего буяна. Максимально позаботьтесь об организации этого времени, чтобы во время «отпуска» вам ничего не нужно было делать. Решите вопрос со всеми обязательствами, чтобы в это время никакие внешние тревоги не могли внедриться в ваши мысли.
  3. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 6

    3

    Побуждайте других быть честными с вами. Вам нужно посмотреть на себя по-новому. Тот, кто хорошо вас знает, скорее всего, имеет неплохое представление о том, кто вы есть на самом деле, но все дело в том, что мало кто из близких захочет абсолютно честно рассказывать вам о ваших слабых сторонах. Вам следует найти друзей, кто будет с вами откровенен, и убедить их не бояться сказать вам все, как есть.

    • Вы можете позволить людям чувствовать себя спокойно, высказывая вам критику, если вы научитесь конструктивно критиковать самих себя. Если вы можете демонстрировать конструктивную самокритику, люди рядом с вами не будут испытывать такой сильный дискомфорт, говоря вам все как есть.
    • Одни люди сами по себе более готовы говорить правду, нежели другие. Большинство учатся говорить правду с теми, кто готов ее принимать. Хорошо, если в вашем окружении есть и те, и другие.
    • Если люди дают вам конструктивную критику, слушайте внимательно и принимайте сказанное ими. Не реагируйте гневом и не заставляйте друзей ради вас отказываться от своих слов.
  4. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 7

    4

    Ставьте людей выше себя. Людям свойственно ненавидеть чувство собственной незначимости, поэтому, как правило, если человек плохого о себе мнения, он ищет кого-то, за счет кого он может возвыситься. Это очень сильно искажает самовосприятие. Лучше найти тех людей, кого вы считаете выше себя.

    • Если вы общаетесь с людьми, которых считаете лучше себя, это помогает вам ставить перед собой цель и видеть, к чему стремиться. Никто не совершенен, но зачастую мы склонны восхищаться людьми, кто обладает положительными качествами, которыми не обладаем мы. Восхищаясь этими людьми, мы все более отчетливо осознаем, чего нам самим недостает, а осознав это, можно стремиться к их приобретению.

    Реклама

  1. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 8

    1

    Проанализируйте каждый пункт самовосприятия, которое у вас было. Проведя отпуск и отдохнув от своего изначального представления о себе, достаньте вновь составленный вами список и пройдитесь по каждому пункту. Поразмышляйте, насколько актуален каждый из пунктов. Уделите списку столько времени, сколько потребуется..

    • Задавайте себе вопрос по поводу каждого сделанного относительно себя утверждения:
      • «Действительно ли это так?»
      • «Могу ли я доказать, что это действительно так? Могу ли я доказать, что это не так?»
      • «Какую реакцию, физическую и эмоциональную, вызывает у меня эта мысль или идея?»
      • “Есть ли какие-либо положительные стороны у этого отрицательного качества?” / “Есть ли какие-либо отрицательные стороны у этого положительного качества?”
  2. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 9

    2

    Выйдите за пределы своей зоны комфорта. Заставляйте себя проверять каждое утверждение так, словно вы новичок, который только что начал учить что-то новое.[4]
    Сильные и слабые стороны личности склонны ярче проявляться во времена неопределенности. Будьте очень внимательны к своим собственным реакциям, чтобы лучше понять, каковы же ваши сильные и слабые стороны.

    • Задача заключается в том, чтобы обнаружить нечто, о чем вы ничего не знаете и заставить себя этому научиться. К примеру, если вы ничего не знаете о кулинарии, тогда научитесь вкусно готовить.
    • Вам следует внимательно следить за своими реакциями на протяжении этого периода. Этот процесс нужно пройти самостоятельно. Не полагайтесь в этом на других людей.
  3. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 10

    3

    Примите все свои слабости и неудачи.[5]
    Люди терпеть не могут ошибаться, но никто не совершенен. Вместо того чтобы отрицать свои неудачи и ошибки, перестаньте себя оправдывать и честно признайте все то, что было неправильно. Сюда относится и то, что вы сами считали неправильным, и то, что раньше вы отрицали.

    • Осознайте, что принятие своих неудач и ошибок – необходимая часть процесса познания самого себя. Кроме того, если вы надеетесь когда-либо изменить эти сферы своей жизни, начинать нужно именно с признания и принятия своих ошибок.
    • Кроме того, нужно разделаться со всеми своими оправданиями. К примеру, если вы постоянно тянете время, не пытайтесь оправдать это, говоря, что все равно вы все делаете, соответственно, это не имеет значения. Лучше просто признайтесь самому себе, что вы все откладываете на последний момент.
  4. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 11

    4

    Смотрите внутрь себя. Столкнувшись с проблемой, ищите причину в себе. Проще всего всегда возлагать вину на других людей, но во избежание непомерного увеличения своего эго, следует серьезно задаваться вопросов, нет ли и вашей вины в создавшейся ситуации.

    • Аналогичным образом, следует обращаться к самому себе всякий раз, когда вы испытываете искушение жаловаться на других людей. Когда это происходит, остановитесь и задайтесь вопросом, нет ли у этих людей повода пожаловаться на вас самих.
  5. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 12

    5

    Смотрите на ситуацию со стороны. Подумайте о своих целях, идеях и желаниях. Возможно, в своей голове вы уже оправдали и объяснили каждое из них, но попробуйте представить, как бы все они выглядели, если бы речь шла не о вас, а о другом человеке. Если реакция неоднозначна, попробуйте разобраться почему.

    • К примеру, если вы жаждете отношений с определенным человеком и оправдываете себя в этом желании, подумайте, как это желание выглядит со стороны не вовлеченного в ситуацию человека. Если объективный взгляд подсказывает, что вы ведете себя наивно или безответственно, вам следует признать в себе эту черту.
  6. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 13

    6

    Ведите дневник.[6]
    Записывайте все свои открытия и сомнения на протяжении всего процесса обновления своего самовосприятия. Можно писать о своих чувствах, разочарованиях, тревогах и о чем бы то ни было, относящемся к данной теме. Здесь главное – писать регулярно и максимально искренно.

    • Всякий раз когда вы сядете делать запись в своем дневнике, вам следует писать до тех пор, пока вы не придете к осознанию своего эмоционального состояния.
    • Убедитесь, что вы вносите записи в свой дневник тогда, когда вас ничто от этого не отвлекает.
  7. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 14

    7

    Развивайте здоровое восприятие самого себя. В то время как следует быть честным по отношению к своим неудачам, важно также и научиться принимать себя таким, какой ты есть, и честно признавать в том числе и свои победы. Чересчур заниженная самооценка не менее разрушительна, нежели чересчур завышенная, если не хуже.

    • Важно подчеркивать свою значимость, несмотря на все ошибки и неудачи.
    • Если вы чувствуете, что ваше самовосприятие изобилует негативом, разберитесь с ложным чувством вины. Если что-то идет не так, а вы при этом говорите себе: «Вечно у меня ничего не получается», тут же исправьтесь, напомнив себе о тех примерах из жизни, когда у вас все получилось.
  8. Изображение с названием See Yourself As You Really Are Step 15

    8

    Спросите себя, кем вы хотите быть. Поразмышляйте над тем, кого в себе увидели и кого вы бы в действительности хотели в себе видеть. Возможно, это один и тот же человек. Если же вы видите различия, определите, что вам нужно, чтобы преобразиться и претворить свою мечту в реальность.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 15 103 раза.

Была ли эта статья полезной?

У каждого человека всего лишь одна жизнь. В этом есть ее грустная, но тем не менее важная сторона. Почему? Будь у человека две, три или четыре жизни, то он вряд ли бы ценил ее. Поэтому так хорошо, что она — единственная, неповторимая и самая лучшая. Инструкции к тому, как жить правильно и что лучше делать в той или иной ситуации, нет. И тут один выход — быть самим собой.

Что это значит?

Единственное, чего хочет каждый человек на свете, — это быть счастливым. Но стать таковым невозможно, если вы будете обманывать себя и стараться соответствовать чьим-то ожиданиям, требованиям или просьбам. Когда человек начинает путь к тому, чтобы быть самим собой, он постепенно становится счастливей, так как чувствует комфорт, легкость, раскрепощенность и гармонию.

Путь к себе настоящему начинается с формулировки желаний, которые являются именно вашими, а не навязанными кем-то из близких или обществом. После того как вы начнете делать то, что считаете нужным, вас могут не понять, осудить или даже назвать ненормальным. Но помните, что ненормально делать плохо другим людям в угоду своим желаниям. Если вы никому не приносите вреда, то все нормально. Со временем критика в вашу сторону превратиться в восхищение и зависть, так как не всем под силу стать собой и не жить по шаблону.

Как найти себя настоящего?

На самом деле, это не просто и не происходит за один или два дня. Поиску себя необходимо посвятить время. Возможно, даже может понадобиться помощь психолога. Но можно справиться и собственными силами. Возьмите лист бумаги или включите диктофон. Ответьте на вопросы о том, кто вы такой, каковы ваши истинные желания, какие у вас ценности, цели, почему вы пришли в этот мир, чего хотите добиться? Прослушайте или перечитайте записи. После этого у вас сложится некая картинка, которая со временем будет четче и ярче. Именно таким вам и нужно стать. Но стоит отметить, что со временем тот образ который у вас сформировался под влиянием жизненных событий может измениться. Тогда можно повторно сделать это упражнение.

Как найти свои сильные стороны?

С детства в наше подсознание родителями, учителями и окружающими закладывается образ некоего идеала, которому мы должны соответствовать. Но правда такова, что такого идеала нет. И пресловутый сын или дочка маминой подруги тоже обладают недостатками, а им в пример, скорее всего, приводят вас.

Поэтому важно равняться не на кого-то, а на себя в прошлом — вчера, неделю, месяц, год и даже несколько лет назад. Как? Найдите свои сильные стороны, развивайте их. Пусть эта работа будет постоянной, так как процесс саморазвития — непрерывный. И не забудьте, что вы не можете быть хороши абсолютно во всем. Но у вас определенно есть свои сильные стороны. Это может быть игра на пианино, приготовление самых вкусных в мире эклеров или даже просто езда на велосипеде на длинные дистанции.

Где найти единомышленников?

В тот момент когда вы начнете меняться в лучшую сторону, ваше окружение постепенно начнет редеть. Это нормальный процесс и важно, чтобы места тех, кто ушел заняли те, кто думает так же, как и вы. Мнение друзей и подруг гораздо важнее чем осуждение людей, которые не приняли вас и стали чужими. А единомышленников можно найти на работе, в местах, которые связаны с вашими интересами. Например, если вы любите искусство и не любите футбол, то вполне естественно искать единомышленников на выставках, музеях, в студии рисования, а не на стадионе.

Вы не идеальны? Никто не идеален

Помните про тот идеал, что нам навязывали с детства? Так вот, именно желание соответствовать ему приводит к страху сделать что-то не то, сказать не так да и вообще сделать непоправимую ошибку, которая потому будет мучить нас в кошмарах. А единственный кошмар — это быть как все, прожить всю жизнь как день сурка и ничего не добиться из желаемого. Поэтому будьте собой. Хотите сказать комплимент? Скажите! Хотите надеть необычный наряд? Надевайте! Не бойтесь сделать что-то не идеально. Пусть будут ошибки, которые потом помогут сформировать яркую и незабываемую жизнь!

А как общаться с людьми?

Возможно, на пути к переменам у вас будет желание показать другим, что их мнение теперь для вас не так важно как раньше. Не стоит делать это в грубой форме. Лучше отвечать оппоненту вежливо. Допустим, вы сделали новую прическу, а коллега сделала едкое замечание, что ей не нравится и у вас нет вкуса. Грубость может породить грубость. Не будьте токсичным в ответ. Лучше скажите, что вам новая прическа к лицу и очень нравится. А коллега может сделать ту, которая нравится ей. В таком случае важно не подстраиваться под личность других и руководствоваться в решениях только своим мнением, желанием и принципами.

Как сформировать свой стиль?

Мода циклична, все ей следуют или стараются это делать. В итоге большинство выглядят однообразно. А вот когда у человека есть стиль, то ему нипочем веяния капризной моды. Сейчас очень много разных стилей в одежде, образе жизни, музыке. Ищите свой и следуйте ему, если уверены, что это то, что вам нужно. Например, кто-то любит платья и юбки, а кто-то брюки. Кому-то нравится одежда оверсайз, а кому-то облегающая. Важно выбрать ту одежду и тот стиль, который скрывает недостатки и показывает достоинство. Но помните, что какому бы стилю вы ни отдали предпочтение, важно, чтобы он показывал ваш вкус и не был ни в коем случае вызывающим.

Как сохранить сохранить чувство того, что ты настоящий?

Когда вы почувствуете настоящее счастье и поймете, что именно в этот момент вы и есть тот, кем хотите быть, то постарайтесь максимально сохранить это ощущение, и культивировать его. Для этого задавайте себе один вопрос: «Я счастлив в данный момент?» Если ответ отрицательный, то подумайте, почему так происходит и что мешает вам быть самим собой.

Запомните, что никто не имеет права осуждать вас, грубить, навязывать свое мнение если оно расходится с вашим.

Хотите избежать конфликта мнений и ненужного спора? Есть 8 тем, которых по мнению психологов не стоит обсуждать в обществе и с малознакомыми людьми. Это чужие тайны, личная собственность, заработок, планы на будущее, верования, свои добрые и смелые поступки, а также семейные проблемы. Все эти темы вызовут конфликт не только с собеседником, но и с людьми, которых касается это обсуждение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти расстояние в механике
  • Как найти где едет транспорт
  • Майнкрафт как найти портал в край команда
  • Как найти приложение для айпад
  • Как найти плечо силы по рисунку