Как найти свое призвание от бога

    

«Как найти свое призвание?
Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь-то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит немало. Мы решили разобраться, почему этот вопрос, которым, казалось бы, обычно задаются подростки, не дает покоя столь многим взрослым людям. И конечно, попробуем выяснить, как эту жажду обретения призвания утолить.

На письма читателей о поиске призвания отвечает психолог Александр Ткаченко

Во множестве рассуждений о поиске своего призвания сегодня отсутствует очень важный компонент. Само это слово как бы говорит: человеку нечто уже заранее приготовлено, осталось лишь уточнить, что это, затем найти уготованное тебе поприще и стать счастливым.

Казалось бы, все очевидно.
Но…

Но логика русского языка закономерно предполагает, что там, где есть призвание, обязательно должен быть и тот, кто призывает. И вот как раз об этом в многочисленных публикациях на тему «как найти свое призвание» нет вообще ни слова. Хотя именно ответ на вопрос «кто меня призвал?» позволяет лучше сориентироваться в этом поиске. Ведь у призывающего наверняка имелись какие-то резоны, когда он готовил то или иное призвание для каждого человека.

Например, в сказке про Буратино папа Карло выстругал из полена деревянного человечка для того, чтобы тот ходил с ним по дворам и радовал жителей города своими танцами и песнями под шарманку. Поэтому Буратино точно знал свое призвание и не стеснялся во всеуслышание заявлять перед любой аудиторией: «Я создан на радость людям!»

К сожалению, в реальной жизни такой подход к выяснению своего призвания вряд ли возможен. Наши родители, конечно, надеялись, что мы вырастем хорошими и полезными обществу людьми. Но даже самые заботливые папа и мама не обладают необходимым уровнем компетенции для того, чтобы говорить о них как об источнике жизненного призвания. Рожая и воспитывая своих детей, мы не вкладываем в них призвания и в лучшем случае способны лишь помочь им самим его осознать (а в худшем — навязываем свои представления о нем, мешая их собственному поиску).

Государство здесь тоже плохо подходит на роль призывающего. Максимум, на что оно в этом смысле способно, — это, например, призвать человека в армию по достижении им определенного возраста.

Остается, пожалуй, только судьба. Которая в нынешнем ее понимании выглядит как-то расплывчато и неопределенно. В этом смысле древним грекам было куда проще: судьба для них была не философской абстракцией, а вполне конкретным божеством, вернее даже сразу тремя божествами — мойрами, прядущими нить человеческой судьбы. В мифологии они описаны как три сестры: Лахесис («дающая жребий» еще до рождения человека), Клото (с веретеном в руке «прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно завершающая жизненный путь человека, ножницами перерезая нить его жизни). Соответственно, за назначение призвания человека отвечала Лахесис, его осуществлению способствовала Клото и после того, как человек выполнил (или не выполнил) то, ради чего был призван в мир, Атропос закрывала проект, переводя человека в загробное ведомство Аида.

В наши дни трудно найти человека, который бы столь сложным образом исповедовал веру в судьбу. Однако религиозный мотив в понимании своей судьбы и призвания присутствует у многих и сегодня. По большому счету любое размышление об источнике человеческого призвания в итоге сводится к двум возможным вариантам.

Вариант первый:

людей к бытию призвал Бог. Соответственно, каждому из призванных Он приготовил некую миссию, и задача человека — понять этот замысел Божий о себе, исполнить его в меру сил и в конце пути дать Богу отчет в результатах.

Вариант второй:

у мира нет разумного Творца, а значит, нет и разумной цели как в существовании самого мира, так и в жизни отдельного человека. Судьба при таком взгляде — это всего лишь некая последовательность событий, обусловленная причинно-следственными связями. А призвание — наиболее оптимальный способ существования в мире, поскольку в этом варианте призвание идет от самого человека, вернее — от его потребностей, требующих удовлетворения. И нужно лишь внимательнее прислушаться к себе, чтобы понять, к чему они тебя призывают.

Тезис первый:

найти способ самореализации — еще не значит найти смысл.

Естественно было бы предположить, что по первому варианту призвание ищут люди верующие, по второму — атеисты и агностики. Однако в реальной жизни картина бывает куда более сложной. Совсем не редкость, например, когда верующий человек годами ищет свое призвание именно как способ наиболее комфортной самореализации. Например, каждый день приходя в офис, мечтает о работе, связанной с путешествиями. Или, занимаясь рутинным трудом, скажем, на стройке, считает, что его призвание — музыка или живопись. Что в общем-то понятно. Как говорят в народе, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше.

Такая поисковая активность вполне закономерна и естественна как для верующих, так и для неверующих. Найти профессию, которая была бы тебе по душе, — великое благо для любого человека. Однако множество людей вполне осознанно пытающихся понять, к чему они призваны, годами ищут свое призвание по этой схеме, примеряют на себя различные профессии и занятия, и по-прежнему остаются неудовлетворенными своей работой. Не помогают ни журнальные лайфхаки, ни консультации у психолога, ни заказные молебны в храме.

В чем же причина этих неудач? Дело в том, что при таком подходе, призвание понимается всего лишь как некая врожденная предрасположенность человека к тому или иному роду деятельности. Пойми ее, найди соответствующую ей профессию — и станешь счастливым. Твои потребности окажутся удовлетворены, и ты будешь спокойно получать удовольствие от своей работы. Однако для христианина это очень урезанный взгляд на призвание. Ведь кроме врожденной предрасположенности он получил в крещении еще и дары Духа Святого. А эти дары предполагают совсем иную направленность их применения: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет 4:10).

Дары Божьи даны нам для служения через них друг другу. И если мы верим, что призвание наше — от Бога, значит, искать это призвание следует прежде всего через понимание своего дара и соответствующего ему служения ближним.

Это вовсе не означает, будто наши врожденные склонности обязательно пойдут вразрез с дарами Духа, полученными в крещении. Напротив, Бог каждому из нас дает именно тот дар, который наиболее соответствует нашим способностям и задаткам. Однако именно дар придает им вектор служения, дополняет эти способности еще одним, важнейшим свойством — делает их осмысленными и направленными к высокой цели.

Ведь самовыражение, будем честными, — цель довольно приземленная. Найти свое призвание, чтобы просто получать от него удовольствие, — такая позиция мало чем отличается от тезиса «найти, где у меня чешется, и начесаться вдоволь». Собственно, и результат при таком утилитарном подходе к призванию часто бывает похожим: человек вроде бы нашел свое любимое дело, «почесался» от души, успокоился и опять заскучал, крутя головой в поиске очередного занятия, через которое можно было бы выразить себя. Но там, где человек осознанно ставит свои способности на служение другим людям, картина разительно меняется.

Тезис второй:

служение — не просто красивый идеал или высокие мотивирующие слова. Это вполне объективная духовная потребность любого человека.

Причем потребность такая же насущная, как стремление к развитию или самовыражению. Каждому из нас от природы свойственно желание приносить пользу и радость другим людям. Такими нас задумал Бог. И без удовлетворения этой потребности никакое найденное призвание не сделает нас счастливыми.

Сама по себе предрасположенность к какой-либо деятельности всего лишь инструмент, с помощью которого мы можем выполнять свое служение ближним. Спору нет, инструмент тоже важен и даже очень. Но человек, сосредоточивший свои усилия на поиске подходящего инструмента и совсем не думающий о том, каким образом он будет этот инструмент использовать, рискует оказаться разочарованным даже после того, как его поиски увенчаются успехом. Музыкальные способности или талант врача — все это не более чем профессиональная принадлежность, такая же, как дорогая гитара или хирургический нож из высококачественной стали. Однако хирургическим ножом можно спасать людям жизнь, но также можно вырезать им неприличное слово на лавке в городском саду. На дорогой гитаре можно исполнять прекрасную музыку, радуя слушателей, а можно просто позировать с ней перед камерой, выкладывая фотографии в Инстраграме.

Понять, к чему ты более предрасположен, — еще не значит найти свое призвание. Бог призвал нас в этот мир не только лишь для того, чтобы мы познали свои способности и нашли среди них самую приятную для нас. Талантов у любого человека множество, ведь каждый из нас создан по образу Божьему. Но просто перебирать их один за другим, примеряя к себе, — занятие бессмысленное и даже опас­ное, поскольку земная наша жизнь ограничена временем. Так, артист, чрезмерно увлекшийся в костюмерной выбором наиболее подходящего костюма, рискует опоздать к выходу на сцену и пропустить свое же выступление.

Призвание — это не талант сам по себе. Призвание — это служение другим людям, которое ты наиболее эффективно можешь осуществлять при помощи своего таланта.

Вот эта подмена понятий и сбивает с толку даже верующих людей, знающих Евангелие и читавших притчу о талантах. На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на сцене, скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному?

    

В христианстве любой талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он всего лишь та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении.

Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта.

Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом, наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением таланта, не «передачей серебра торгующим» с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной полировкой полученных в дар монет.

Вот как пишет об этом святитель Феофилакт Болгарский: «Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет».
Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия и по поиску своего призвания, и по развитию полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант — годами работать над кантиленой и звуком, писатель — над ритмом и выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять к своему результату граммы или сантиметры, сбавлять сотые доли секунды. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему.

Тезис третий:

с православной точки зрения самый лучший способ похоронить свой талант — это найти его и усиленно развивать лишь ради себя, ради собственных амбиций, удовольствия или творческих исканий.

Бог призывает нас служить друг другу полученными от Него талантами. А значит, поиск призвания не сводится к одному лишь тщательному исследованию своих дарований. Точно так же внимательно нужно исследовать и сами эти дарования, чтобы выяснить, какое из них окажется для нас самым удобным в служении другим людям. Это и будет нашим призванием, в котором органично сочетаются обе важнейшие духовные потребности человека — самореализация и самоотдача. Духовную жизнь человека можно сравнить с водоемом. Если он закрыт и не имеет выхода, вода в нем постепенно начинает портиться, плохо пахнуть и в конце концов протухает. Даже если изначально была кристально чистой. А вот там, где из водоема вода течет дальше, чтобы напоить поля и сады, картина совершенно другая. Потому что на место отданной воды приходит новая — чистая и свежая. И чем больше воды отдает водоем, тем прозрачней и чище он становится.

Все наши таланты не являются исключительно нашей собственностью. Мы не заработали их упорным трудом, а просто получили в дар от Бога. Они, словно драгоценная вода жизни, вошли в нас еще при рождении. Когда мы делимся ими и отдаем эту воду тем, кто испытывает в ней недостаток, Бог тут же восполняет отданное — и восполняет с избытком. Но происходит это, лишь когда мы делимся тем, что действительно имеем. Если у тебя нет дара слова, вряд ли получится служить другим людям в сферах, связанных с умением хорошо говорить. Если нет дара сострадания, рискуешь выгореть на работе, связанной с помощью страдающим людям. Если нет дара смелости и мужества, не получится служить людям, защищая их от преступников или иноземных захватчиков.

    

Хотя, конечно, все христиане призваны и к наставлению друг друга в вере и благочестии, и к милосердию, и к мужеству. Однако дары Духа Святого каждый из нас получает в соответствии с индивидуальными нашими особенностями. Вот что говорит Амвросий Оптинский, ссылаясь на преподобного Макария Великого: «…и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих — сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать».

Разумно предположить, что и прочие наши природные свойства также имеют значение для нашего христианского служения ближним. И поэтому трудный, а порой даже мучительный поиск дела, к которому лежит у человека душа, никогда не бывает для него бессмысленным.

Бог приготовил для каждого из нас служение ближним, которое будет соответствовать нашим талантам и дарам Духа Святого. А значит, тот, кто ищет дело себе по сердцу, поступает разу­мно, хорошо и правильно. Нужно лишь после, когда это дело уже будет найдено, обязательно найти также и способ употребить его для служения другим людям.

Чтобы вода полученной от Бога жизни не застаивалась в нашей душе, а щедро изливалась в души ближних, наполняя их радостью, миром и благодарностью. И чтобы Бог мог постоянно пополнять в нас этот отданный другим дар, а мы раз за разом убеждались в истинности слов Иисуса Христа: …блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20:35). Вот такая деятельность и будет настоящим нашим призванием.

Иллюстрации Марии Сосниной

Божье призвание

Мы принимаем Иисуса своим Спасителем и Господом, осознаём ценность своей жизни, начинаем первые шаги в следовании за Христом. Радость от обретения Отца, Его любви к нам и вечной жизни с Ним затмевает на какое-то время важные вопросы, которые не давали покоя многим из нас ещё до встречи с Богом. Зачем я на этой Земле? К чему я призван, на что способен в этой жизни? Так звучит голос призвания. Именно этот голос и привлекает к Богу многих из нас, ведь если мы начинаем верить, что к чему-то призваны, значит нам приходится признать, что у нашей жизни есть цель. А наличие цели для нашей жизни говорит о том, что Кто-то, Кто больше нас, поставил нам эту цель! За ответом на эти важные вопросы мы, рано или поздно, идём к Творцу.

Итак, каждый из нас к чему-то призван, и голос призвания, как и голос совести, будет звучать до тех пор, пока не получит желаемого. Поэтому давайте попробуем разобраться.

ПЛАН ДЛЯ НАС

Вы когда-нибудь задумывались над тем, насколько сильно мы отличаемся друг от друга? То, как мы воспринимаем мир – слышим, видим, ощущаем, мыслим – неповторимо. Каждый из нас – уникальное творение, и это не случайно! Не существует ненужных и бесполезных людей. Бог сотворил нас не для пустой и бесцельной жизни, которая сводится лишь к постоянному решению насущных проблем. Жизнь Божьих детей должна быть наполнена смыслом и радостью в Боге. А для этого нам необходимо знать, в чем заключается наше призвание, и принимать его, потому что это Божья воля для нашей жизни и это то, что Бог запланировал именно для нас.

Бог вложил в каждого из нас индивидуальный набор качеств, способностей и талантов для определенной цели – чтобы мы стали тем, кем мы должны быть, и исполнили то, что мы должны исполнить. В этом суть призвания.

В этом мире у каждого из нас есть своё уникальное предназначение и место. И наша задача здесь, на земле, – найти и исполнить это предназначение. Куда бы мы ни были призваны – работать в офисе, быть помощником руководителя, быть просто хорошей женой и мамой или служить в церкви – мы должны искать Его волю для своей жизни и принять Его призвание, и только тогда наша жизнь обретёт сверхъестественный Божий мир.

«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны…» (Ефесянам 4:1)

Не останавливайтесь на достигнутом – стремитесь к лучшему, ведь Бог приготовил удивительный, предназначенный только для вас план. Позвольте Святому Духу оживить Божьи мечты в вашем сердце. Это поможет вам осознать, что Господь желает совершать замечательные дела через вас. Он ждет, когда вы начнете действовать и позволите Его мечте осуществиться.

Можно долго ждать подходящего момента, для того, чтобы понять, что ваше время пришло. Если вы выберете такой путь, ждать придется очень долго и, возможно, этот момент никогда не наступит. Бог дал вам все необходимые способности – применяйте их, и тогда Он благословит дело ваших рук.

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1-е Коринфянам 1:26-29)

НАЧНИТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ

В Писании не трудно найти подтверждение словам Павла о том, что не так много особенных людей среди призванных. Если к вам когда-нибудь приходили мысли о том, что вы недостаточно хороши для того, чтобы Бог вас использовал, обновите свое мышление. Никогда не сравнивайте себя с другими. Когда вы так делаете, вы пренебрегаете тем, что дал вам Бог. Будьте благодарны Ему за то, что у вас есть сейчас. Там, где вы сейчас работаете или служите – добивайтесь успеха, даже если считаете, что делаете что-то незначительное. Бог ищет человека, который скажет «Да» в ответ на Его призыв. Независимо от того, какими незрелыми мы начинаем свой путь, если мы верны, Бог всегда наградит нас повышением за нашу верность. Никто в бизнесе или в служении не начинает с вершины. Верность проявляется тогда, когда мы трудимся для кого-то другого.

В пример можно привести пастора Рика Реннера. Когда он был совсем молодым, он часто мечтал о том, как начнет свое служение, будет ездить по церквям и проповедовать. Он тоже сначала думал, что нужно ждать подходящего случая, чтобы начать служение. А Бог все это время ждал его, когда же он начнет использовать свои способности. Начните с малого. Пастор Рик не сразу встал за кафедру и начал учить Божьему слову. Сначала он расставлял стулья, пылесосил зал, подносил причастие, и только после того как Бог увидел его верность, Он доверил ему большее. Приступайте к делу! Бог будет благословлять дело рук ваших. Служите своими дарами окружающим вас людям!

По пути к призванию вы будете проходить разные этапы, как проходил, например, Иисус Навин, и в это время важно быть верным и поступать наилучшим образом в том месте, где ты сейчас. Бог так ведет – из славы в славу. В Иисусе Навине был дух, благодаря которому он видел победу, а не трудности и препятствия (См. Числа 13,14).

Моисей по повелению Божьему послал двенадцать мужей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Бог пообещал дать им во владение. Возвратившись, большинство соглядатаев сказали, что народу не по силам будет завоевать эту землю. Но Иисус Навин не согласился с мнением большинства, потому что был предан Богу и всем сердцем верил в Его обещания. На этом примере мы видим, как Иисус Навин, проявив стойкость, вышел победителем из трудной ситуации. Иисус Навин доказал свою верность, и когда Моисей умер, Бог поставил его главой Израильского народа. Это и есть пример того, как Бог ведет нас из славы в славу.

СЛУШАЙТЕ СВЯТОГО ДУХА

  

Бог сотворил вас для определенной цели, и, возможно, вы думаете, а что, если мне не понравится то, что Бог приготовил для меня? Но Бог знает вас настолько хорошо, как вы сами себя не знаете. Он знает, каждую мелочь о вас, Он знает, что принесет вам радость и удовольствие, Он приготовил для вас то, что превзойдет все ваши ожидания! Бог знает конечный пункт вашего пути и у Бога есть для вас благие намерения.

«Только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11)

Бог дал нам Святого Духа, чтобы мы могли слышать, чувствовать и понимать правильное направление в жизни. Творец дал нам способности и таланты. С одной стороны, они нужны для того, чтобы мы исполнили своё предназначение, а с другой стороны – они как маячки на пути в наших поисках призвания. Наверняка в вашей жизни есть вещи, которые вы делаете с огромным удовольствием. Или вы смотрите на то, как кто-то другой что-то делает, и ваше сердце отзывается и радуется. А может, у вас очень просто получается делать то, на что у других уходит масса времени и усилий. Прислушайтесь к своему духу, потому что через это Святой Дух показывает ваше призвание.

Когда вы следуете за Богом и идете Его путем – ваше сердце наполняют мир и радость. Это невозможно ни с чем спутать. Весь мир может кричать, что вы ошибаетесь и оказывать на вас сильное давление, но если внутри вы чувствуете Божий мир, который «превыше всякого ума», и понимаете, что это именно то, что вы должны сейчас делать – вы на правильном пути.

Еще один прекрасный пример призвания, который мы видим в Библии – история пророка Елисея. Вся его жизнь – великолепный пример верности, который показывает нам путь к его могущественному служению. Елисей сохранил верность. Он упорно работал день за днем, год за годом, пока не наступило время его избрания (См. 4 Царств 2:1-15). Бог искал не квалификации, а преданности Елисея и подтверждения тому, что верность – это образ его жизни, которая заложила в нем крепкую основу для дальнейшего служения.

Читая Новый Завет, мы видим еще один пример исполнения призвания – Тимофей. Тимофей, будучи христианином, обладал качествами, которые явно свидетельствовали о присутствии Божьего призвания на его жизни. Он понимал, что его призвание заключалось в том, чтобы помогать Павлу в служении. У него была подлинная вера, такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний. Тимофей – прекрасный пример для подражания для всех тех, кто не ищет своего и готов служить Богу, невзирая на обстоятельства и престижность своего положения.

«…Но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1-е Тимофею 4:12)

Божья воля уникальна и совершенна для каждого из нас, и для того чтобы следовать ей, нам нужно следовать за Богом. Поставьте Его на первое место в своей жизни, учитесь быть водимым Святым Духом, изучайте Писание, молитесь, ведь Бог действует в нашей жизни ровно настолько, насколько мы об этом Его просим. Если вы примете решение следовать за Богом, и будете искренне желать знать, куда двигаться дальше, Он будет вести вас и покажет вам направление.

Ищите Бога всем сердцем и не полагайтесь на внешние факторы. Проводите как можно больше времени с Ним (читайте Библию, молитесь), приложите все усилия, чтобы слышать Его голос и просто делайте то, что Он вам говорит. Если вы уже поняли, в каком направлении вам следует двигаться, сделайте все возможное для того, чтобы учиться. Будьте рядом с теми, кто уже идет в нужном вам направлении, но помните, что у каждого из нас свой путь и своё уникальное предназначение. Трудитесь, невзирая на неудобства, ведь исполнение призвания гораздо важнее этого.

«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1-е Коринфянам 15:10)

Бог очень любит вас, Он избрал вас, чтобы вы исполнили свое призвание. Если вы двигаетесь в верном направлении, в вашем сердце будет мир и ощущение того, что вы находитесь в правильное время в правильном месте.

Команда церкви «Благая весть онлайн», по материалам пастора Рика Реннера

Как молодому человеку понять свое предназначение, помогает ли в этом православная вера и способна ли она гармонизировать подростка в непростой период взросления – на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил исполняющий обязанности благочинного Ивановского церковного округа, заместитель председателя молодежного отдела Екатеринбургской епархии иерей Сергий Шумков.

Более 10 лет батюшка возглавляет приход храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Краснолесье. Этот приход считается одним из самых «молодежных» в Екатеринбурге. Около пяти лет в нем действует клуб «Ортодокс LIFE», в котором занимаются молодые люди от 12 до 35 лет.

Отец Сергий начал беседу с ответа на вопрос, почему именно его приходу известный детский писатель и основатель отряда «Каравелла» Владислав Петрович Крапивин передал в дар список с уникального образа XVII века – икону «Спас Эммануил».

Священник рассказал, что у него с Владиславом Петровичем был общий друг, который в своей юности занимался в «Каравелле» – художник Дмитрий Хайдаров. Дмитрий был прихожанином храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Несколько лет назад он скончался от инсульта в своей квартире во время написания икон для иконостаса. Когда-то он познакомил отца Сергия с Владиславом Петровичем, который, как оказалось, на тот момент болел и захотел исповедоваться и причаститься. Батюшка рассказал, что до этого Владислав Крапивин ни разу не исповедовался и не причащался. После духовной беседы со священнослужителем Владислав Петрович резко начал выздоравливать и прожил еще несколько лет. После этого Владислав Петрович решил передать икону, писанную Дмитрием Хайдаровым в дар храму. Это состоялось в марте 2015 года. В притворе справа на детской стороне можно найти икону «Спас Эммануил»., где изображен Иисус Христос в 12-летнем возрасте. Это список с древней иконы XVII века, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

– Владислав Петрович был очень хорошим человеком, его доброта и любовь к людям раскрылась в его книгах. Его персонажи тоже являются такими же сверстниками Иисуса Христа 12-летнего возраста, т.е. это такая аналогия в книгах Крапивина. Его отец был священником и дворянином. Может, это и повлияло на его духовность и приход в церковь. Хорошие и добрые люди рано или поздно всегда приходят к Господу Богу, – подчеркнул иерей Сергий Шумков.

Каждому человеку, считает батюшка, даются таланты – это те особенности, свойства человеческой души, которые человек должен реализовывать на благо своим ближним. У каждого есть разные таланты, у кого-то это художество, физическая сила, спортивные таланты и достижения, интеллектуальные и т.д. И от этого и нужно отталкиваться. Если человек еще в детстве увидел, чем ему надо заниматься и что его привлекает, это и нужно в себе развивать. К сожалению, иногда родители говорят: «Ты решил заниматься музыкой, а что тебе это принесет в жизни, как ты это реализуешь. Будь лучше экономистом/бухгалтером/юристом». А у человека совсем нет к этому призвания. И он потом всю жизнь будет от этого страдать и мучиться. На таланты ребенка нужно обратить внимание и родителям.

– Если у человека есть таланты, данные Богом, не нужно их закапывать, нужно развивать и по возможности не приписывать себе. Ведь все, что в нас есть хорошего и доброго – это дар Божий. Если человек реализует свои таланты на благо ближних, Церкви, то тогда он будет получать обратную отдачу и награду от людей и Бога. И тогда у человека, скорей всего, не появится профессионального выгорания, – отметил батюшка.

Раскрыть свои таланты, найти свое предназначение человеку поможет православная вера. Если человек действительно хочет реализовать все, что Господь в него заложил, то лучше всего и проще всего сделать это вместе с Богом, подчеркнул священник. Он напомнил очень важный духовный закон, который сформулировал блаженный Августин, святой отец Западной Церкви до раскола. Он сказал, если Господь в жизни человека будет на первом месте, все остальное становится на свои места. Отец Сергей по опыту знает, что это действительно так, он видит, как у людей, приходящих в храм и начинающих жить по закону Божьему, все меняется и становится на свои места: и здоровье, и семья, перед человеком отрываются какие-то новые горизонты, жизнь начинает играть новыми красками. Это все реально и возможно, самое главное человеку захотеть узнать об этом. Если человек хочет жить только лишь по своим инстинктам и духовно не развивается, это его полное право. Но Церковь в таких ситуациях предупреждает, что жизнь без Бога постепенно превращается в ад уже на земле. Ад – это когда люди живут не по закону Божьему, не по любви к Богу и ближнему, а по своим принципам, законам, понятиям, по эгоизму, гордости; начинают унижать, оскорблять, убивать. И это тяжким грузом ложится на всю жизнь человека. И в старости этот искалеченный и больной человек приходит к Богу, но у него нет сил кардинально изменить свою жизнь. Батюшка рекомендует с раннего возраста, с молодости начать менять свою жизнь, постараться не совершать тех ошибок, которые поведут жизнь под откос. Привыкший к греху человек не входит в Царство Небесное, потому что для этого необходимо научиться любить Бога и ближних. Для этого и дается земная жизнь.

Слушатели спросили батюшку, способна ли вера гармонизировать подростка в непростой период взросления. Вера, по мнению священнослужителя, действительно помогает еще не зрелому человеку найти ориентиры и выстроить правильную иерархию в системе ценностей. Если человек живет в среде без понимания духовных законов, то он волей-неволей будет их нарушать.

– Начав изучать психологию, я заметил, что не нужно никого ничему заставлять. Некоторые родители и священнослужители, педагоги, пастыри, духовные отцы начинают говорить: «Это тебе можно, это нет, делай, как я сказал и т.д.». Я считаю, это неправильный путь, потому что чем мы больше ограничиваем человека в свободе, тем больше ему хочется это делать и больше соблазна пойти по тому пути, – уверен отец Сергий. – Мой совет и опыт говорит о том, что лучше объяснять человеку, что последует за его поступками. Объяснить, что когда человек потакает своим страстям, инстинктам, то тогда человек из своего предназначения, образа и подобия Божьего скатывается до уровня животного зверского, которое живет только по своим инстинктам.

Подростковый и юношеский возраст очень соблазнительный, и даже православные дети в какой-то момент могут отойти от веры. Человек начинает вставать на взрослые рельсы, начинает сепарироваться от родителей, взрослеть, родители становятся ему не указ, он начинает проверять слова и опыт, полученный от родителей, правильно это или нет. И здесь важно родителям набраться терпения и подождать, когда ребенок сам придет с вопросом и поблагодарит или спросит что-то. Самое важное – быть рядом и подсказать, не отвернуться: «Ты мне больше не сын, я отрекаюсь».

– Нужно вспомнить себя в этом возрасте. Часто родители не хотят вспоминать, они пару лет как пришли в храм, и думают, что всю жизнь были святыми. Конечно же, нет, вспомните себя, поделитесь своим опытом. Не нужно насильно тащить в храм человека с 12 лет, это будет вызывать агрессию. Надо показать своим примером, как христианин должен решать свои проблемы и объяснить, что с Богом все проходит благополучно. Я сам с детства в этом убеждался, как только я начинал ослабевать в духовной жизни, у меня появлялись другие развлечения, то тут же начинались проблемы в школе, ссоры, конфликты. И начав молиться, усердно готовиться к причастию, проблемы разрешались сами собой. Я постоянно убеждался, что духовные законы, которые написаны в Евангелие, все безотказно работают. И это самое главное для меня подтверждение истины нашей христианской православной веры, – подчеркнул батюшка.

Какая молитва и при какой осознанности ребенка может быть самой первой? У батюшки четверо детей от 1,5 до 10 лет. По вечерам он читает молитву по соглашению, после которой дети начинают молиться друг за друга. Дети сначала молятся Господу, благодарят за то, что есть. Человек с детства должен понимать, что то, что он имеет, это дар Божий. Есть люди, которые этого не имеют. С детства нужно ребенку объяснять и показывать, что то, что у тебя есть, это здорово и этому нужно радоваться, благодарить Бога, и тогда человек, который научился благодарить Бога за то, что имеет, Господь ему дает больше. А когда человек не доволен с детства, игрушки не те, еда не та, то он привыкает к такому состоянию, думаю, что ему все должны. В результате Господь у него забирает то, что есть. Поэтому молитва ребенка должна начинаться с благодарности Богу, продолжаться в молитве за то, что нужно ему на данный момент. Но это не про материальные блага, а про здоровье, послушание, чтобы его родители были здоровыми, а потом все, что нужно ребенку, т.е. чтобы он был умным, милосердным, талантливым. Дети батюшки участвуют в молитве с года, да, они еще не понимают, о чем идет речь, сами не могут говорить, но они видят, как молится семья, пародируют своих братьев и сестер, пытаются креститься, делать земные поклоны. Это входит у ребенка в привычку, норму. Это хороший пример, считает священнослужитель.

Один из слушателей спросил отца Сергия, как завоевать уважение сверстников и найти свою любовь? Батюшка предложил подумать, с кем человеку приятнее общаться: с злыми, жестокими людьми, либо с хорошими, добрыми, умными простыми, приветливыми. Именно с последними. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Есть еще народная поговорка: «Будь проще и люди к тебе потянутся». Все что мы делаем, к нам возвращается. В юношеском возрасте, когда происходит становление, у ребят еще нет ценности жизни, добрых отношений, они не понимают и не ценят этого, но через свой опыт они должны научиться обращаться с людьми так, как сами хотят, чтобы обращались с ними. Это золотое правило христианства.

– Любовь христианская – это не просто какие-то «розовые чувства», это добрые дела. Начни сам делать что-то доброе для своих сверстников, и ты увидишь, как меняется отношение к тебе. Для меня пронзительным моментом Евангелия служит та история, когда ко Христу пришли воины, чтобы схватить его, во главе с его учеником Иудой, предателем. Тот его целует, а Христос спрашивает: «Друг, зачем ты пришел?», то есть он до конца пытался изменить этого человека. Да, он знал, что у Иуды есть страсти. Господь до конца давал ему шанс. Когда мы видим вражду по отношению к нам, если мы сами настроены негативно, то мы умножаем все это, а Христос говорит: «Подставь другую щеку», постарайся не отвечать или делать добро. К врагам нашим и обидчикам проявлять нежные чувства – это сверхъестественный духовный уровень, но хотя бы не отвечать злом на зло – это уже принципиально меняет людей, – считает батюшка.

А чтобы найти свою любовь, наверное, в первую очередь нужно молиться, нужно просить Господа Бога, чтобы он послал вторую половину, считает отец Сергий. Это жизнеутверждающий момент, потому что от семейной жизни, от любви, отношений, от церкви семейной зависит много. Нужно смотреть на духовную сторону своего супруга. Люди практически не меняются, особенно мужчины, подчеркнул батюшка. Если девушка думает, что она изменит парня, это самообман. Мужчины практически не меняются, но, наоборот, женщины после вступления в брак меняются принципиально. Если людей что-то не устраивает, то нужно проговаривать такие моменты. И иногда прислушиваться к мнению своих родителей: они опытные и видят те нюансы, которые молодые люди в розовых очках влюбленности не видят.

Создавать семью нужно тогда, когда человек уверен в чувствах, когда повзрослел, берет ответственность за свою семью, когда готов к деторождению, когда морально готов сам. Семья – это самостоятельная жизнь; нужно понимать, что это надолго, серьезно, тогда все будет с Божьей помощью.

– Если вы еще не готовы, играете в игры до 30-40 лет, то не знаю, получится ли сделать крепкую и счастливую семью, – отметил батюшка. – Чтобы научиться понимать друг друга, нужно общаться. Что касается мужчины и женщины – у нас мозг и психология устроены по-разному, мы не понимаем, что в головах друг у друга. Нужно общаться, проговаривать элементарные вещи, говорить свое мнение, узнавать мнение избранника. Тогда мы будем понимать, что у другого в голове, как он мыслит. Если каждый думает, что он прав, то для этого есть психологи. Рекомендую обращаться к верующим православным психологам. Часто современные психологи советуют такие вещи, которые для христианина неприемлемы. В нашем городе есть православные психологи, например, в центре защиты детей «Колыбель», где помогают сохранять семью, также это центр преодоления зависимостей «Подвижник».

Батюшку спросили, стоит ли заводить детей в начале семейной жизни или прежде надо построить карьеру? Батюшка отметил, что рождение детей – это большое испытание и кризис для семьи. Когда центр внимания у женщины смещается на детей, когда она не обращает внимание на мужа, появляются проблемы. Тогда нужно обращаться за помощью к тем же психологам или к духовникам.

– К сожалению, не все современные священники и духовники имеют представление о психологии, считаю, что это минус. Психологией нужно заниматься, она помогает человеку разобраться в себе, ближних, взаимоотношениях, с ее помощью можно решить многие проблемы, в том числе связанные с кризисом в жизни семьи, – отметил батюшка.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

– иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;

– иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;

– иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;

– протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;

– игумен Петр (Мажетов): ​«Скорбь – нужное состояние души, которое человек должен прожить»;

– протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;

– иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком – подарить ему надежду своим отношением к жизни»;

– иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;

– иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;

– иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость – одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;

– иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;

– протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

– иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо – современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

– протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;

– иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;

– иерей Даниил Рябинин: «Царская семья – пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

– протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

– иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

– игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;

– игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;

– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;

–  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;

– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;

– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;

– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица

Беседа с молодежью

Помните, что говорит лермонтовский Печорин?

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни.

Это слова о несбывшейся, несостоявшейся жизни, о жизни, растраченной без цели, погубленной. А сколько людей на каком-то этапе с ужасом осознают, что они растратили лучшие годы впустую и пришли к зрелости или старости опустошенными и бесплодными? Как часто случается, что благородные стремления и надежды юности не осуществляются в зрелые годы из-за того, что человек не сумел вовремя угадать свое призвание и пойти в правильном направлении. И как важно, стоя на перепутье, найти свою дорогу — ту, что предначертана Богом лично тебе. Как важно вовремя услышать призывающий голос Бога и отозваться на него.

Сегодня я хочу говорить с вами о призвании. И прежде всего напомню вам несколько эпизодов из Библии, где речь идет о том, как Бог призывает людей на пророческое служение.
Вот рассказ о призвании Моисея, который пас овец в пустыне и вдруг увидел вдалеке терновый куст, охваченный пламенем: куст горел, но не сгорал. Подойдя ближе, Моисей услышал голос Бога: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего… Я увидел страдание народа Моего в Египте… и иду избавить его от руки Египтян… Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону… и выведи из Египта народ Мой». Начинается долгий спор Моисея с Богом. Моисей говорит: «Кто я, чтобы мне идти к фараону?» Бог отвечает: «Я буду с тобою». Моисей сомневается: «А вдруг они скажут мне: как имя Его?» Бог называет имя Свое: «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». Моисей снова спрашивает: «А если они не поверят мне… и скажут: не явился тебе Господь?» Бог обещает Моисею силу чудотворения: «Это для того, чтобы поверили тебе, что послал тебя Господь». Моисей все еще колеблется: «Господи! человек я не речистый, я тяжело говорю и косноязычен». Бог отвечает: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим? Не Я ли, Господь? Я буду при устах твоих». Наконец, Моисей, исчерпав все аргументы, воскликнул: «Господи! пошли другого, кого можешь послать». Тогда возгорелся гнев Божий на Моисея, и Бог сказал ему, что он будет общаться с народом через посредство брата своего Аарона: Бог будет говорить Моисею, Моисей — Аарону, а Аарон — народу (Исх. 3:1 — 4:16).

Мы видим, что Бог хочет использовать Моисея как орудие для спасения народа: Бог Сам идет избавить Израиля, Он Сам будет «при устах» Моисея. Моисей колеблется, сознавая свое несовершенство, вступает в пререкание с Богом. В конце концов он принимает миссию, возложенную на него Богом, но принимает как крест, как бремя, которое суждено ему нести вопреки его воле. Миссия, которую возлагает на человека Бог, бывает по человеческим меркам неподъемной, неисполнимой. Но Бог Сам приходит на помощь человеку и помогает ему нести его служение.

Другой рассказ — о призвании пророка Исаии. Находясь в храме, он увидел Господа на престоле, окруженного серафимами. В изумлении и ужасе он восклицает: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». К нему спускается один из серафимов, прикасается горящим углем к его устам и говорит: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». В этот момент Исаия слышит голос Бога: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» И отвечает: «Вот я, пошли меня». И Бог говорит: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего» (Ис. 6:1-10).

В отличие от Моисея, который чувствовал себя не готовым к миссии пророка и вождя, Исаия не только готов — он сам предлагает себя в качестве посланника Божия. Но не может человек «с нечистыми устами» пойти к народу и говорить от лица Божия: он должен очиститься и переродиться. Поэтому угль прикасается к его устам в знак очищения от греха, и он получает от Бога новые уста и новый язык. Это перерождение, сделавшее человека пророком, прекрасно выражено Пушкиным в известном стихотворении:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык…
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Еще один рассказ — о призвании Иеремии, который слышит слово Господне: «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Иеремия отвечает: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь отвечает: «Не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя». Господь касается уст пророка, говоря: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои». Здесь та же тема: человек чувствует себя неготовым к высокой миссии, отказывается от нее, но Господь властно говорит: «Ты пойдешь и возвестишь» (Иер. 1:4-9).

Наконец, рассказ о призвании Иезекииля. Увидев славу Господню, он падает на землю. Но Бог говорит: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым». И протягивает ему книжный свиток, на котором написано «плач, и стон, и горе», требуя съесть его. Иезекииль съедает свиток, ощутив вкус его, сладкий, как вкус меда. Тогда Бог говорит: «Встань и пойди… к сынам народа твоего… и скажи им: так говорит Господь Бог! будут ли они слушать, или не будут» (Иез. 2:1-3:11). Здесь как бы подчеркивается, что пророк должен, прежде чем он выйдет к народу и будет говорить с людьми от лица Бога, впитать в себя все горе людское, весь человеческий опыт страдания.

Теперь можно спросить: какое отношение все сказанное имеет к нам? Самое прямое. В какой-то решающий момент нашей жизни Господь обращается к каждому из нас с призывом «пойди». Одни из нас напряженно ждут этого момента и чувствуют себя готовыми немедленно вступить на указанный путь; другие оказываются застигнутыми врасплох и, услышав зов Бога, сомневаются и колеблются. И в том, и в другом случае самое важное — услышать голос Бога, обращенный к нам, отозваться на него. Самое важное — понять, чту Бог хочет тебе сказать, не упустить момент, когда Бог говорит с тобою. На зов Божий можно отозваться сразу, ни минуты не раздумывая, со всей горячностью сердца. Но можно откликнуться и после продолжительного размышления, «на трезвую голову», тщательно взвесив все «за» и «против». Бог терпелив: Он не торопит человека, оказавшегося не готовым откликнуться на зов. Главное — отозваться рано или поздно и пойти туда, куда Бог зовет тебя.

Иногда жизнь складывается так, что человек очень рано начинает осознавать, к чему он призван. Тогда вопрос о выборе пути решается сам собой: человек становится тем, чем он всегда хотел быть.

Но нередко юноша на пороге зрелости не знает, чему посвятить жизнь. У него либо слишком много вариантов, и он колеблется, не зная, что выбрать. Или, наоборот, ему кажется, что он ни на что не способен, и он в нерешительности стоит на перепутье. Как в таком случае быть? Как молодому верующему человеку найти свое призвание и не обмануться, не ошибиться, не вступить на ложный путь?
Прежде всего, нужно помнить, что «от Господа пути человека исправляются». Твоя жизнь будет по-настоящему достойной и драгоценной только в том случае, если ты проживешь ее так, как это угодно Богу. Бог всегда считается с твоей волей, но попробуй и ты узнать Его волю: может быть, Его воля и твоя совпадут. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Эти слова или другие подобные им могут стать ежедневной молитвой христианина, который еще не нашел своего пути. Не надо бояться молиться Богу своими словами, изливать перед Ним чувства сердца. Если ты усердно молишься о том, чтобы Господь Сам открыл тебе твое призвание, такая молитва не останется неуслышанной.

Для того, чтобы найти свое призвание, нужно учиться, нужно работать над собой, воспитывать себя. Без кропотливого и многолетнего труда нельзя достичь высот ни в одном деле.

Пытаясь найти ответ на вопрос о своем призвании, ты можешь и, наверное, должен советоваться со своим духовником. Но здесь важно помнить, что никакой, даже самый опытный духовник не вправе брать на себя решение твоей судьбы. Главные, кардинальные решения — такие, как выбор профессии, выбор будущего спутника жизни, — ты должен принимать сам и нести за них полную ответственность. Если ошибешься, тебе придется впоследствии исправлять свою ошибку; если же другой ошибется, ты будешь ценой собственной жизни, собственного счастья исправлять чужую ошибку. Духовник — это советник, помощник, спутник и проводник на твоем пути к Богу. Он — не оракул, слово которого не подлежало бы обдумыванию и обсуждению. Советы духовника надо сверять со своим внутренним голосом, а также с многовековым опытом Церкви и со Священным Писанием.

Думая о выборе пути, нужно вслушиваться и в свой внутренний голос, который нередко оказывается более безошибочным руководителем, чем кто бы то ни было из людей. Нельзя жить просто так, «убивая» время: нужно дорожить временем настоящей жизни, которое так драгоценно! Каждый день нужно думать: ради чего я живу, каковы плоды моей жизни, в чем мое призвание? Если же ты уже нашел свое призвание, нужно всегда думать: верен ли ты ему, достоин ли возложенной на тебя миссии?

В день моего рукоположения в сан священника одна старушка подошла ко мне в храме и сказала: «Помни, сынок, что ты получил великий дар. Ты теперь каждый день должен спрашивать себя: для чего ты стал священником?» С тех пор я каждый день спрашиваю себя: для чего я принял сан, достойно ли я несу великое звание служителя Божия, в чем смысл этого служения для меня?

Скажу несколько слов о том, как я решился стать священником. С самого раннего возраста я занимался музыкой — играл на скрипке, фортепиано, потом учился по классу композиции в школе и консерватории. Музыка была, да и сейчас остается неотъемлемой частью моего естества. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте я «влюбился» в Православную Церковь — прежде всего, в ее Литургию. Прислуживая в алтаре, я чувствовал, что присутствую при самом важном, самом значительном таинстве, которое совершается на земле, — таинстве Евхаристии: перед этим таинством бледнело даже самое высокое искусство.
Именно тогда я стал задумываться о священстве. Проповедь, исповедь и другие аспекты деятельности священника не особенно привлекали меня, но предстояние алтарю, возможность совершать Литургию влекли неотразимо. После нескольких лет раздумий — продолжить музыкальную карьеру или стать священником — я избрал последнее. И никогда еще, ни одного дня, ни одной минуты не пожалел о принятом тогда решении.

Оглядываясь назад, вижу, что это решение было принято мною прежде всего под воздействием внутреннего голоса: это был ответ на зов сердца. Но, конечно, я также советовался с опытными старцами и духовниками и молился о том, чтобы Господь открыл мне мой путь. И в какой-то момент Бог Сам направил мою ладью к тихой гавани, войдя в которую я обрел душевный покой, ибо нашел то, что искал.

Рассказывая об этом, я вовсе не хочу сказать, что служение Церкви — единственное достойное занятие. Можно быть христианским музыкантом, христианским художником; можно иметь и не очень почетную профессию, но при этом достичь духовных и нравственных высот. Не забудем, что Сам Христос был плотником, о Котором говорили с презрением: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк. 6:3). Каждая профессия может быть христианизирована, и каждый человек, вне зависимости от своей профессии, может быть не только достойным христианином, но и святым.

Вопрос о призвании вообще не сводится к вопросу о выборе профессии. В конечном итоге, каждый христианин на всяком месте призван быть пророком и апостолом Христа, призван «глаголом жечь сердца людей», всей своей жизнью свидетельствовать о Боге. Каждый христианин должен быть солью земли и светом мира. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Именно в этом — главная миссия христианина, его наивысшее предназначение и призвание.

Источник: Игумен Иларион (Алфеев). Вы — свет мира. М., 2001

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

На воскресном служении пастор Руфус говорил об очень важной теме для каждого человека – о личном призвании от Бога и важности его осуществления. Это очень обширная тема, поэтому пастор будет продолжать говорить об этом на протяжении нескольких служений, показывая на основании Писании, что Бог об этом говорит и к чему призывает. Апостол Павел говорил своему духовному сыну Тимофею:

2Тимоф. 1:7-9 – Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.

Мы не должны стыдиться свидетельства нашего Господа Иисуса Христа, потому что мы рождены и спасены Им и для Него. В Библии сказано:

Ефес. 2:10 – Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Вы должны знать и никогда не забывать, что являетесь дитём Божьим. В какой бы ситуации вы ни оказались, и чтобы с вами ни случилось, вы являетесь Его возлюбленным ребёнком. Вы должны открыть для себя и жить с осознанием того, кем вы являетесь во Христе Иисусе, и какое задание у Него есть для вас. Знайте, что вы были рождены для исполнения Его цели и Его задания. Вы спасены во Христе, поэтому родовые проклятья не действуют в вашей жизни. Бог есть Царь Вселенной, а вы – дитя Царя, Правителя всех наций. Поэтому, вы не можете вести себя, как слабый или бесперспективный человек. Знание о том, кем вы являетесь во Христе, обязательно будет влиять на то, как вы будете себя вести, говорить и реагировать. Об этом вы должны знать не только на уровне ума, но на уровне откровения. В сложных жизненных ситуациях вам помогут знания и откровения о том, кем вы являетесь во Христе, и уверенность в том, что вы являетесь возлюбленным дитем Божьим. Во время бури Иисус мог спокойно спать, потому что знал, кем Он является. Своим примером Иисус учит нас тому, как мы должны действовать и реагировать в сложных ситуациях. Когда мы поступаем неправильно, мы можем тут же покаяться перед Богом. Мы не должны говорить и действовать, как это делают люди в мире, потому что мы являемся искупленными и оправданными детьми Божьими, с которыми Бог заключил Свой завет.Чем же вы должны заниматься? Исполнять своё призвание. Бог спас вас для того, чтобы вы исполняли Его святое призвание. Цель вашей жизни и причина, почему Бог призвал вас к Себе, – чтобы вы исполняли своё призвание. Это призвание вам дано во Христе Иисусе еще до вековых времен.Многие верующие говорят, что они хотят исполнять призвание от Бога, но не знают этого призвания, или не уверены, что они исполняют то, чего желает от них Бог. Вы должны знать, что не человек, но Бог призвал вас. И Бог, Который призвал вас, Он же вложил в ваше сердце всё необходимое для того, чтобы вы узнали свое призвание и исполнили его.Мы есть Божье творение, созданные во Христе Иисусе для добрых дел, которые Бог предназначил нам исполнить. Если вы узнаете свое призвание от Бога, тогда вам будет ясно и то, какие именно добрые дела вы призваны исполнять. Эти добрые дела находятся внутри вашего призвания. Когда вы откроете для себя призвание от Бога, тогда вы будете делать конкретные дела, которые будут отличаться от дел других людей, – и всё это из-за уникальности призвания для каждого человека. Многие люди могут не понимать ваших дел и даже не считать их добрыми, потому что не понимают, к каким именно делам вы призваны Богом. Добрые дела, которые вы должны совершать, обязательно будут связаны с вашим призванием.Когда дети Божьи исполняют свое призвание, тогда Имя Господа прославляется.

Страницы: 1 2 3 4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти подключившихся к wifi
  • Операция была не успешно завершена так как файл содержит вирус как исправить kms
  • Как исправить ошибку в приложении google play market произошла ошибка
  • Как найти процент между двумя числами формула
  • Как найти авансовые счета фактуры в 1с