Как найти свое призвание школьнику


Как школьнику найти свое призвание

Как школьнику найти свое призвание

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Как школьнику найти свое призвание

Очень важно найти занятие по душе, ведь оно приносит удовлетворение и радость. Если обратить внимание на людей, довольных своей жизнью, то все они нашли свое призвание.

По статистике, 73% россиян не работают по специальности. Причины этого не только в изменении условий жизни и востребованности профессий, но и в ошибках старшеклассников на этапе выбора.

Как же помочь школьнику определиться с делом по душе? Расскажем о нескольких бесплатных проектах.

Государственные центры

В больших городах существуют государственные и муниципальные центры по профориентации. В Москве таких центров несколько: «Гагаринский», «Академический», «Ясенево». Здесь можно получить бесплатные консультации по профориентации, выявить способности и интересы, поучаствовать в экскурсиях на предприятия. В этих центрах проводятся вузовские мастер-классы, встречи, конкурсы.

В Петербурге по сходной программе работает центр профориентации «Вектор» (https://profvector.spb.ru/).

Хочется отметить проект департамента образования Москвы «Профессиональная среда», где организуются встречи школьников с профессионалами, благодаря чему происходит погружение в профсреду. Проект рассчитан на учащихся 7-11 классов. На сайте можно пройти тестирование, получить помощь психолога, в календаре событий – подобрать интересующие мероприятия.

Государственные и муниципальные центры пропагандируют рабочие профессии, например, сварщика, токаря, плотника, швеи. Высококвалифицированных рабочих сегодня катастрофически не хватает, и на рынке труда эти профессии очень востребованы.

В Кирове проект «Завтра – это ты» помогает школьникам ориентироваться в мире специальностей: здесь организуются встречи с представителями профессий, проводятся экскурсии на предприятия города и в учебные заведения.

С марта этого года проект «Завтра – это ты» начал свою работу и в Сыктывкаре https://vk.com/sykt_zavtra.

Читайте также

«Продлёнка по профессии»

Интересен некоммерческий проект «Продлёнка про профессии». Организаторы «делают интересные бесплатные мероприятия для детей с лучшими российскими и зарубежными специалистами. А еще снимают эти мероприятия и свободно транслируют по всей стране».

Мероприятия «Продлёнки по профессии» знакомят посетителей с современными специальностями, предлагая самые актуальные практические знания. Рассчитан проект на школьников с 1-го по 11-й класс. Все записи мероприятий – в открытом доступе.

Время выбрать профессию (проект Федерального института развития образования)

Сайт https://www.proftime.edu.ru/ адресован широкому кругу пользователей – «молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым, которые стараются им в этом помочь».

В разделе «Как выбирать профессию» – видео, рекомендации, экспресс-диагностика для определения своих способностей и возможностей.

Раздел «Образование и карьера» информирует о рынке труда и профессиональном образовании.

«ПрофВыбор.ру»: электронный музей профессий

Сайт https://www.profvibor.ru/ создан в помощь подросткам для формирования интереса к профессиям и определению своих предпочтений в этой среде. Портал включает в себя разделы: «Профессиограммы», «Профессиональные праздники», «Взгляд изнутри», «Детский взгляд», «Видео», «Радиопередачи» и др.

Удаленная профориентация

К сожалению, регионы проигрывают столице по возможностям профориентационного выбора. Но в наше время существует масса возможностей самостоятельно разобраться в мире профессий и сделать выбор самостоятельно.

Проект «Навигатум» предлагает тесты, игры, видеоматериалы для самостоятельного выбора профессии. Материалы разработаны для всех возрастов.

В помощь родителям и детям при поддержке Агентства стратегических инициатив выпущен «Атлас профессий будущего». Его авторы утверждают: «В ближайшие 15 лет появятся более 200 новых профессий и исчезнут более 50 профессий».

Эффективная профориентация подразумевает прежде всего самостоятельную работу – разбирайтесь, выбирайте, узнавайте! Наш портал желает школьникам всесторонне оценить свои возможности и найти дело по душе!

Анна Сафина

Как не ошибиться с выбором профессии, особенно если какие-либо склонности у вчерашнего школьника не выражены ярко? Ответить на этот вопрос поможет тест Холланда. Ответьте на вопросы и узнаете, какая работа вам наиболее подходит.

Пройти тест

Как подростку найти призвание

«Что мне делать со своей жизнью?» — пугающий вопрос для многих подростков. Психолог Вики Закржевски совместно с другими исследователями разработала набор упражнений, которые помогают подросткам найти призвание. Тех, кто успешно выполнил все задания, попросили написать эссе о своем опыте. На основе этих историй она выделила 4 ключевых принципа поиска жизненной цели.

1. Искать внутри

Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.

Вот что пишет в эссе Тайлер, организатор «Фестиваля надежды», который помогает 5,5 тысячам нуждающихся людей: «В одном из тестов мне предложили оценить утверждение «для меня очень важно помогать другим». Тогда я ответил, что это высказывание точно про меня. Тот тест положил начало моему пути. Работа над фестивалем дарит ощущение цели в жизни, но я хочу добиться большего. Глобальная задача — решить проблемы мирового уровня, такие как голод и нищета».

2. Пробовать

У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.

Мэрайя вступила на путь к своей цели, когда сопровождала бабушку на прием к врачу: «Я сидела в приемной, листала медицинские брошюры и смотрела на врачей в белых хатах с восхищением. Для меня они были образцами красоты, здоровья и профессионализма. Я мечтала быть такой же, как они. Однако у моей бабушки было другое мнение. Она считала, что врачи плохо заботятся о ней, потому что у нее темная кожа».

Не менее важный вопрос — кем вы хотите быть?

Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.

Вот как она объясняет свой выбор: «Неудовлетворительный уровень компетентности врачей в области социальных, культурных и этнических различий, а также недостаток исследований, посвященных здоровью афроамериканцев, побудили меня стать врачом и исследователем. Я хочу трудиться ради своего народа и помогать ему. Своим примером я хочу доказать, что существуют компетентные врачи, которые внимательно относятся к культурным и этническим особенностям афроамериканцев и всегда готовы прийти им на помощь».

3. Думать, кем быть

Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.

Путешествие в Сальвадор научило Девон любить: «Такой любви, как в Сальвадоре, я никогда не видела в США. Так же бережно и заботливо эти люди относятся и к окружающей среде. Я много раз слышала, как они говорили: земля нас кормит, нужно уважительно к ней относиться. Путешествие в Сальвадор научило меня находить подход к людям другой культуры. Нужно относиться к ним с уважением и не думать, что вы их спасаете. Вы просто пытаетесь работать вместе с ними, чтобы помочь. Вы не пытаетесь изменить их общество. Вы стараетесь помочь ему, чтобы оно смогло развиваться и процветать самостоятельно».

Чем больше социальных контактов, тем больше шансов найти призвание

Подытоживая свой опыт, Девон написала в эссе: «Моя цель — любить. Увлечения показывают направления, где нужно дарить любовь. Мой опыт и переживания учат тому, как любить».

4. Обращаться за помощью

Крепкие социальные связи помогают найти цель. Ментор может направить подростка в нужную сторону, поддержать и вдохновить. Достаточно будет рассказать, как он нашел цель и как двигался в этом направлении. Другие знакомые, с которыми дети пересекаются в повседневной жизни, также могут их вдохновить на новые мысли и неожиданные пути развития. Чем больше социальных контактов у подростка, тем больше у него шансов найти свое призвание.

Лиам признается, что раньше у него были стереотипные представления о людях исламской культуры. Но потом он познакомился с девушкой из Туниса, которая стала его близким другом и помогла по-другому посмотреть на мир. Но свое призвание Лиам обрел немного позднее, во Франции. Он был в Ницце на празднике в честь Дня взятия Бастилии, когда грузовик въехал в толпу людей: «Мы были там проездом вместе с классом. К счастью, физически никто из нас не пострадал, но всем мы уехали оттуда с глубокими душевными ранами. После этого события началась массовая исламофобия, и это очень меня тревожило. Да, за рулем того грузовика сидел мусульманин. Но моя подруга тоже была мусульманкой, и на улице в тот день погибло бесчисленное количество мусульман. Я знал, что мусульмане пострадали не меньше, чем все остальные. Нельзя в этом событии винить их религию. Исламофобия, которая разразилась после того случая, заставила меня задуматься: как можно искоренить подобные предубеждения?» Теперь Лиам хочет стать сотрудником дипломатической службы, чтобы бороться с межнациональными страхами и стереотипами.

Вики Закржевски

Об авторе

Вики Закржевски — педагог-психолог, директор по образованию в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Источник фотографий:Getty Images

Ребенок бросает один кружок и через месяц просится в следующий? Скорее всего, он ищет свое призвание. Что делать взрослому?

Чем отличается призвание от профориентации

Школа — это такое место, которое постоянно ввергает родителей и детей в трудное состояние. Поэтому когда ребенок идет в школу, главная задача родителя — сохранить психику своего чада. Великий педагог XIX века Иоганн Генрих Песталоцци называл школы антипсихологическими. С той поры они сильно изменились по контенту и совсем не изменились по сути.

Когда в классе сидят тридцать человек с совершенно разными знаниями и интересами, их невозможно ничему научить. Наш мозг устроен таким образом, что он НЕ не хочет, а НЕ может воспринимать ту информацию, которая ему неинтересна и не нужна. В средней школе по большей части информация именно такая, и потому ребенок просто не в состоянии ее усвоить.

Конечно, есть хорошие школы, хорошие учителя, и задача родителей — постараться таких найти. Но в целом дело со школой обстоит печально. Представьте, какие огромные изменения произошли во всех сферах жизни за два века, как изменились еда, здоровье, средства передвижения, экономика, политика… Да все! Неизменными остались, по сути, две сферы: церковная жизнь и школьная жизнь.

Нам кажется, что мы отдаем ребенка в школу учиться? Это не так. Если мы согласимся с великим Эйнштейном в том, что знания — это то, что остается в наших головах после того, как нас кончили учить, то придется признать, что в подавляющем большинстве российских школ дети не учатся ничему.

Чем призвание отличается от профориентации

Родители, которые считают, что главная задача ребенка в школе — стать отличником, сильно ошибаются. Главная задача детско-юношеских лет — осознать свое призвание.

Увы, школа на это не заточена вообще. Там даже слова такого нет, там используют иное: профориентация. Есть разница между призванием и профориентацией? Принципиальная. Профориентация — это рассказ о том, какие профессии нужны государству. Призвание — это то, ради чего тебя призвали на Землю. Почувствуйте разницу.

Призвание — это желание делать что-либо. Как помочь ребенку его ощутить? В каком возрасте не рано и не поздно обретать призвание?

Не поздно — никогда. А что касается «не рано»… Песталоцци считал, что в 5-7 лет ребенок в состоянии понять, чем ему хочется дальше заниматься. Напомню, это был XIX век. Сейчас информации стало гораздо больше, да и дети другие. Чудесный возраст — 10-12 лет. А позже нельзя? Можно. Можно даже во взрослом возрасте искать свое призвание. Но мы говорим о том, когда вовремя и не рано.

Поиски призвания — это дело, которое мы вершим вместе с ребенком, оставляя право решения за ним.

Счастлив человек, который живет с любимым человеком и занимается любимым делом. Из чего следует, что поиски того дела, которым человеку хочется заниматься, — это поиски половины счастья. Понимаете? Призвание — это поиски не хорошей зарплаты или престижной работы, но половина счастья. Все это надо ребенку объяснить.

Как искать свое призвание школьнику

Далее дело родителей предоставить меню возможностей, то есть познакомить свое чадо с разными видами деятельности, чтобы оно поняло, что ему нравится больше.

Важно: призвание — это не то, что получается лучше всего, а то, чем более всего нравится заниматься. Например, родители, которые начинают «творить» из маленького человека художника только потому, что у того хорошо получается рисовать, совершают ошибку в том случае, если ребенок умеет рисовать, но особо этим не увлекается.

А если ребенку нравится сразу несколько занятий? Отлично! Работаем со всеми. По ходу дела ненужные отпадут.

Выбрав какое-то дело или несколько дел, мы должны дать своему чаду возможность всерьез ими заняться, ставя перед ним более сложные творческие задачи. Ребенок мечтает стать футболистом? Прекрасно. Мы отдаем его в спортшколу, чтобы он занимался всерьез. Нравится математика? Очень хорошо. Надо найти такое место, где он сможет этим заниматься серьезно.

Ко мне на консультацию приходил с мамой человек двенадцати лет, который мечтает быть врачом-хирургом. Я посоветовал маме привести ребенка на операцию, чтобы он посмотрел, как режут людей. Мама так и сделала. Маме во время операции стало нехорошо, ребенок смотрел во все глаза и утвердился в своем желании.

Если ребенку действительно нравится то дело, которое он выбрал, более сложные задачи только разовьют интерес. Если не его — он бросит это дело и начнет искать другое. И ребенка ни в коем случае нельзя за это ругать. Мы ищем вместе, вместе ошибаемся, это нормально.

Нельзя говорить такие слова:

— Мне надоело! Ты сегодня хочешь одно, а завтра другое! Что ж это такое? Никаких денег не напасешься!

Ваш ребенок вместе с вами ищет дело жизни. А это нелегкий труд.

В жизни ребенка много разных смыслов: и познавать мир, и учиться радоваться этому миру, и учиться учиться по-настоящему, то есть получать знания. Один из главных смыслов — найти свое призвание.

Дети, которые понимают, чем они будут заниматься дальше, принципиально отличаются от тех, кто этого не понимает. Они в школе учатся осознанней, зная, какие предметы им пригодятся, а какие — нет. Они совсем иначе организуют свой досуг. Они с гораздо большим уважением относятся сами к себе, видя перспективу своей жизни.

Как искать свое призвание школьнику

Единственный способ оторвать ребенка от компьютера

Кроме того, призвание — это единственный способ оторвать ребенка от компьютера. Курт Воннегут заметил: «Компьютер может научить ребенка только тому, как самому стать компьютером. Образованный человек может научить ребенка, как стать человеком».

Красиво сказано, правда? Чисто теоретически — да. Как лозунг — работает. Но ничего не объясняет: как ребенка все-таки от гаджета оторвать?

Когда мне задают такой вопрос, я часто задаю встречный:

— А куда, собственно говоря, вы хотите оторвать свое чадо? К чему? Что вы можете предложить взамен? Прогулки во дворе? Делание уроков? Это же все не работает…

С одной стороны, мы должны принять тот факт, что виртуальная жизнь отнимает у наших детей много времени, и с этим ничего не поделаешь. Они живут в интернете, и это вполне полноценная для них жизнь.

С другой стороны, единственный способ сделать так, чтобы ребенок хотя бы иногда выключал компьютер, — найти для него что-то более интересное. Точнее, чтобы он сам для себя это нашел.

И такое интересное существует. Оно называется призвание. Увлеченный чем-то человек отложит гаджет, чтобы заняться тем, чем он увлечен. Это же очевидно, правда?

И последний вопрос:

— А вы что, действительно верите, что человек в десять лет может найти призвание на всю жизнь?

Ответ. Во-первых, верю. И знаю немало таких случаев. Во-вторых, это неважно. Нет ничего страшного в том, что человек будет менять свои увлечения. Главное, чтобы на каждом этапе своей жизни он был чем-то увлечен. В любом возрасте. Человек, увлеченный чем-то, позитивней видит себя и мир, нежели тот, у кого увлечения нет.

Сейчас много пишут и говорят о том, что для счастливой полноценной жизни человеку важно найти свое призвание. В современном мире много возможностей для самореализации, и это хорошо, но зачастую большое разнообразие затрудняет выбор. Менеджер по развитию платформы Znanija.com в России, Польше и Румынии Юлия Белецкая дает рекомендации, как могут родители помочь детям сориентироваться и выбрать интересный профессиональный путь.

Давайте ребенку возможность следовать его увлечениям

Что такое призвание? Склонность и устойчивый интерес к какому-либо делу, профессии. И выбирать его должен сам школьник, а не родители. Ведь если занятие навязано кем-то (пусть даже близкими, которые желают добра), оно не сделает человека счастливым. Поэтому задача родителей – позволять детям проявлять инициативу и самостоятельность, в том числе в домашних делах, чтобы с малых лет формировалась активная жизненная позиция. Также важно научить ребенка разбираться в себе и уметь делать выбор на основе собственных интересов, а не желаний других людей.

Чтобы помочь детям в поисках призвания, выстраивайте доверительные отношения в семье. Спрашивайте, что для ребенка важно в жизни и почему. Как он относятся к происходящим в мире событиям? Что хотел бы сделать хорошего, полезного для окружающего мира? Прислушивайтесь к мнению школьника и замечайте, чем он интересуется. Ведь если дети получают возможность открыто, не боясь насмешек и осуждения, делиться мнением и мечтами с родителями, это создает вдохновляющую атмосферу. 

Важно поощрять творческие увлечения ребенка, даже если они кажутся родителям неперспективными или странными. Пусть пробует и смотрит, что получается в результате, ведь только личный опыт (даже неудачный) помогает чему-то научиться. При этом стоит ненавязчиво, без давления и критики, помогать школьнику осознавать пользу от выбранного занятия, как для него самого, таки для других. Также важно помогать составлять реалистичные планы по воплощению мечты в реальность.

Учите школьника видеть полезную цель своих действий

Формируйте у ребенка конструктивную учебную мотивацию. Объясняйте, что он учится в школе не для хороших оценок. Его цель – расширить кругозор, приобрести новые знания и умения, разобраться, какие предметы наиболее интересны, чтобы на основе этого опыта найти дело по душе для взрослой жизни. А если понимаешь, какое направление интересует, то план развития к окончанию школы составить легче, выбор учебного заведения будет осознанным.

Начиная поиск призвания, вовсе необязательно стремиться сразу найти занятие на всю жизнь. И чтобы начать, даже не нужно точно знать, призвание это или нет. Достаточно выбрать что-то интересное и углубиться в тему, попробовать. Но сначала учите школьника осознавать и формулировать для себя цель: зачем он хочет этим заниматься, какую пользу это принесет ему и окружающим. Интересов и связанных с ними целей может быть несколько, они могут меняться со временем – и это хорошо, значит, идет активный поиск.

Также вместе с детьми наблюдайте за современной жизнью и учите замечать тенденции, взаимосвязи. Это поможет им по мере взросления видеть перспективные сферы деятельности. К примеру, сейчас среди популярных трендов – здоровый образ жизни, экологичность, цифровизация, и это находит отражение как в повседневной жизни, так и в экономике, бизнес-среде. Вместе со школьником поищите примеры, как именно это проявляется.  

Побуждайте детей пробовать себя в разных направлениях

Дайте детям возможность пробовать разные внеклассные занятия, которые они выберут сами, а не по настоянию взрослых. Если что-то не понравилось, не стоит заставлять, пусть ищут то, что по душе. При этом важно формировать у ребенка оптимистичное отношение к занятиям и решительный настрой. Для этого хвалите за усердие и даже маленькие успехи. Не ругайте за неудачи и ошибки, а объясняйте, что это необходимая и полезная часть обучения. Вместо критики, которая убивает желание заниматься, подбадривайте и объясняйте, что все получится, если верить в себя и прикладывать усилия. Поощряйте к преодолению трудностей и выполнению сложных заданий, тем самым формируя у школьника готовность рисковать и не бояться, чтобы научиться чему-то новому.

Помогайте школьнику осознавать его мечты и цели, а затем встраивать их в повседневную жизнь, начиная с небольших дел. Что было бы полезно почитать о его увлечении и где найти подходящую литературу. С какими профессиональными сообществами познакомиться в реальности или онлайн. А, может, попробовать себя в качестве волонтера, изучив предложения на профильных сайтах? 

Развивайте творческий подход к жизни

Если ребенку нравятся, скажем, занятия музыкой, поразмышляйте вместе, какие профессии может выбрать человек с подобным увлечением – от музыканта до преподавателя, диджея или ведущего на музыкальном радио. Пусть школьник сам поищет в интернете примеры разных профессий, связанных с музыкой, и расскажет, какие нравятся. Найдите жизненные истории о людях, которым увлечение музыкой помогло обрести свое призвание. При этом вовсе необязательно, чтобы ребенок выбирал «музыкальный» путь. Главное – показать ему на конкретных примерах, что настоящим призванием становится такое дело, которое увлекает и приносит пользу окружающим, чтобы он понимал, как в будущем делать выбор. И чем больше разных занятий будет пробовать школьник, тем больше вариантов для выбора любимого дела у него появится.

Обязательно с ранних лет развивайте у детей нестандартное мышление, находчивость, творческий подход к жизни. Играйте вместе в развивающие игры, побуждающие фантазировать, искать разные способы решения задач, изобретать что-то нестандартное. Учите школьников видеть необычное в обыденных вещах. Объясняйте, что не нужно стремиться быть как все – надо быть собой и искать свой путь.

Начиная с пятого или шестого класса, родителям вместе с учеником можно регулярно посещать порталы о профессиях и профориентации: следить за новостями в мире профессий, просматривать рейтинги популярных специальностей, читать интервью с профессионалами и обсуждать их. Это будет не только расширять кругозор школьника и помогать в поисках профессии, но и укреплять отношения в семье, ведь общие интересы сближают детей и взрослых. 

Формируйте у детей позитивное отношение к работе

Если у школьника есть увлечение, в котором родители не разбираются, имеет смысл поискать наставника – эксперта в данном направлении, который поделится опытом и даст полезные советы. Вдруг такой человек окажется среди знакомых? Посмотрите в интернете, возможно, какой-нибудь эксперт проводит мастер-классы или открытые встречи. Также сейчас немало YouTube-каналов и книг в стиле нон-фикшн, где профессионалы делятся опытом. Может, удастся найти и пригласить в школу интересного специалиста, чтобы рассказал о своей работе. Или всем классом посетить предприятие, где работают люди с такой специальностью.

Также родителям стоит проанализировать свое отношение к работе, поскольку дети берут пример со взрослых, даже не осознавая этого. Известно, что если старшие члены семьи увлечены своим делом, то и ребенок, взрослея, находят любимое занятие, а если родители не любят свою работу, то и у детей нет стимула искать профессию по душе.

Чаще рассказывайте детям, что хорошего, кроме денег, дает вам работа. Какую пользу миру вы приносите своим трудом, от чего получаете удовлетворение на рабочем месте, как преодолеваете трудности, за что вас хвалит руководитель и ценят коллеги. Попросите бабушек, дедушек и друзей поделиться подобным опытом – чем больше позитивных примеров будет у школьника, тем лучше.

Фото Pixabay, Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Чтобы продолжить чтение статьи, авторизуйтесь
или зарегистрируйтесь на сайте

Доступ к контенту бесплатный

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»

Классный час

«В поисках призвания» 

в 9 классе

Подготовила классный руководитель

учитель I категории

Аниканова Н.В.

р.п. Горный

2020-2021 уч. год

Дата проведения: 10.11.2020.

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии.
Задачи:
сформировать установку на самопознание, самоопределение;
развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.
Оборудование: листы бумаги А 4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.

«Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблён в свою работу, — только тогда он может черпать радость в своём труде.

(Н. К. Крупская)

Ход мероприятия.

Упражнение «Круг приветствия».

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия.
         Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону.
Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален.
        А как вы понимаете, что такое призвание?

(учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
        Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций, призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти. Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
           Как вы считаете, призвание есть у каждого? (ответы учащихся).

          А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся — прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться).

                       C:UsersпкDesktopфотоIMG_20201110_171537.jpg

Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»

                        C:UsersпкDesktopфотоIMG_20201110_171637.jpgУчитель.  Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
          Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
— Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание.

             Проблема выбора профессии всегда стоит очень остро. Как правило, учащиеся задумываются об этом только в 10-11 классе или ещё позже, когда бывает уже поздно, и выбранная профессия не приносит ни удовлетворения, ни радости.

Поэтому уже в 9 классе вы должны задуматься о своей дальнейшей жизни, о хорошей профессии, своём образовании.

— Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии. (Интересами, своими способностями и возможностями  и т.д.)

 — Мы не знаем, какие личностные или профессиональные качества нам потребуются в дальнейшем для достижения успеха в той или иной сфере человеческой деятельности. Давайте попробуем определить своё место в мире профессий, правильность его выбора.

Рейтинг востребованных профессий меняется с каждым годом. Но есть специальности, которые всегда будут актуальны. Например, экономисты были  и остаются самыми востребованными специальностями на рынке труда. Экономист должен хорошо знать математику и не только.

Для экономиста важны: умение анализировать большой объём информации, хорошая память и высокая концентрация внимания.

Так же одна из самых популярных профессий — менеджер по продажам. Действительно именно эти люди обеспечивают финансовое благополучие большинства компаний. Суть работы менеджеров по продажам – реализация товара. Как правило, его продают через сеть посредников, которые в свою очередь доставляют товар в магазины или торговые точки. Для того, чтобы поток сбываемого товара был равномерным и постоянным, необходимо устанавливать и поддерживать партнёрские отношения с клиентами.

Ещё одна востребованная профессия – секретарь, высокий спрос на которую объясняется необходимостью для каждой организации в человеке, который будет отвечать на звонки и вести делопроизводство.

Давайте ребята обсудим, какими чертами характера должен обладать человек при выборе той или иной профессии. (выбирают 2 чел. к доске, которые называют черты характера  по конкретной профессии)

Любая профессия предполагает, что человек, избравший её, обладает определёнными присущими только ей качествами. Например,  музыкант должен обладать слухом, танцор пластикой и чувством ритма.

Принимая решение,  с какой профессией связывать мечты, надежды, очень важно учитывать свои способности.

Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я ещё не попробовал себя в ней?

Можно попробовать себя в разных сферах деятельности, и спустя годы, когда на поиск потрачено немало сил, найти любимое дело и почувствовать усталость.

Есть и другой путь – проанализировать, к чему у вас есть способности.

Сейчас я задам вам несколько вопросов, ответив на которые, вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь завысить оценку, будьте строги к себе. Поставьте ту оценку, которая отражает ваши реальные умения.

5- «очень хорошо»

4- «хорошо»

3-«средне»

2-«ниже среднего»

1-«плохо»

(раздать карточки с вопросами теста.)

Тест «Выбор сделай сам»

  1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой –либо проблемы.
  2. Я анализирую свои возможности, потребности, интерес, думая о выборе профессии.
  3. Я записываю основные идеи, прежде чем двигаться на этом пути дальше.
  4. Я могу чётко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.
  5. Я знаю, что я жду от своей будущей работы: удовлетворение, интересов, много денег, возможности свободно распоряжаться собой.
  6. Я ориентируюсь в справочной литературе, без труда могу найти нужную информацию о выбираемом учебном заведении.
  7. Я без труда, не испытывая волнения, могу войти в официальное учреждение  (например центр занятости) и получить там необходимую информацию.
  8. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я уверен в себе.
  9. Если я волнуюсь, когда говорю с незнакомым человеком о себе, о своих намерениях, то волнение использую чтобы познакомиться более эмоциональной и интересной личностью.
  10. Я уверен, что смогу осваивать многие виды деятельности.
  11. Я могу чётко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.
  12. Беседуя с человеком время от времени, я смотрю ему в глаза, чтобы понять его реакцию на меня, на то, что я говорю.
  13.  Я умею справляться с волнением, когда говорю с незнакомыми людьми.

(Ребята отвечают  на вопросы теста) Зачитывают расшифровку теста

Расшифровка теста

52-65 баллов. Вы очень хорошо подготовлены, чтобы решать проблему выбора профессии самостоятельно. Вы даже можете обойтись без опеки профконсультанта, и пожалуй, единственное, что можно было бы порекомендовать, — это убедиться в том, что вы действительно не завысили свою оценку.

39-52 баллов. Можно предположить, что вы подготовлены решать проблему выбора профессии самостоятельно. Правда, вы не очень уверены в себе. С другой стороны, вам недостаёт отдельных умений. Их можно сформировать . В этом вам поможет профконсультант и школьный психолог. У вас возникают проблемы, когда нужно представить себя другому человеку, то есть в само презентации. Не унывайте, этому можно научиться.

26-39 баллов. Вам нужна помощь специалиста профконсультанта. Не откладывай проблему в долгий ящик, обратись к нему и начните с обсуждения тех вопросов, которые вы оценили низкими баллами.

 Меньше 26 баллов. Вам нужно много работать, чтобы научиться решать проблему выбора профессии самостоятельно. Не унывайте! Этому можно очень быстро научиться, если захотеть!

            Успех в выборе профессии зависит от многих факторов. Однако самый важный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

И главное при выборе своей будущей профессии не опирайтесь на ложные утверждения.

 — Профессия выбирается раз и навсегда.

 — Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучше.

— Профессия предназначена человеку от рождения.

 — По названию ВУЗа можно судить о том, кого он готовит.

— Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей.

— Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ.

Так было раньше, но сейчас жизнь становится быстрее, появляются всё больше возможностей. Научившись выбирать профессию сейчас, ты не побоишься рисковать потом.

             Почему люди часто думают, что профессия выбирается один раз и на всю жизнь? Скорее всего, потому что боятся рисковать и предпочитают считать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Следуя такой логике, человек принимает решение не самостоятельно, перекладывая ответственность на других людей.

             Очень важно стремиться получить не только одну профессию, но так же и смежные. Например,  юрист – экономист, товаровед – эксперт. Назовите ещё смежные профессии.

             Психологи считают, что каждые 10 лет следует менять профессию или проходить курсы, так как первые 3 года идёт освоение, 5-7 лет человек активно работает, после 10 лет идёт спад в работе.

Для каждой профессии важны свои квалификационные качества, без которых вас не будут считать настоящим специалистом, профессионалом.

Подумайте и предложите те качества, которые нужно формулировать для любой профессии:

 — самостоятельность;

 — ответственность;

— инициативность;

 — здоровье;

 — коммуникабельность;

 — сдержанность;

— добросовестность и т. Д.

Любая профессия должна отражать:

 — мечты;

 — интересы;

 — склонности;

 — желания;

 — возможности (способности);

-здоровье;

 — знание;

 — потребность на рынке труда

Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).

Рефлексия. Упражнение «Чемодан».
           Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!

Источники:
1. А. Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе. – М.: Изд-во «ОЛМА-пресс», 2010.
2. К. Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Электронная библиотека e-libra.ru
3. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти cms ошибки
  • Как найти наклейки на алиэкспресс
  • Шифр виженера как найти длину ключа
  • Как найти процессор на видеокарте
  • Как найти достойный фильм