Инструктор по вождению, как и любой педагог, способен дать либо хороший старт, либо загубить на корню будущего автомобилиста
Как понять, кто перед тобой? На вопросы ProGorod отвечает эксперт автошколы МАКС.
— Какими главными достоинствами должен обладать хороший инструктор?
Учитывая специфику работы, наиболее важными чертами характерами должны быть доброжелательность, стрессоустойчивость и умение учить. Одно без другого не работает. Без доброжелательности ученик не воспримет информацию и будет нервничать. Стрессоустойчивость помогает сохранять доброжелательность и нервную систему самого инструктора. Педагогические навыки необходимы, чтобы правильно структурировать и подавать информацию.
— Главные критерии при выборе инструктора — это его профессионализм и отзывы?
Несомненно. Только важно отметить, что отзывы нужно собирать не в интернете, а с его учеников. К сожалению, реальность такова, что автошколы в 90% случаях заказывают отзывы в Интернете сами про себя и своих сотрудников. От фейковых отзывов можно защититься, только лично пообщавшись с учениками.
— Что лучше выбрать: автошкола или частный инструктор?
Знаете, по сути вопрос упирается в гарантии и ответственность инструктора. Педагог, состоящий в штате автошколы, может гарантировать качество обучения и точную дату выхода на экзамен ГИБДД. Частный инструктор, работающий как индивидуальный предприниматель, заинтересован, по сути, только в своевременной оплате занятий. Он лично распоряжается своим рабочим временем и может не учитывать потребностей и нужд ученика. Найти ответственного инструктора, который не просто будет ездить с учеником по своим делам, а учить его по-настоящему, к сожалению, очень сложно.
— Стоит ли основываться на советах знакомых при выборе инструктора?
Обязательно! По нашим данным, именно сарафанное радио помогает найти действительно “своего” инструктора. Но при этом важно учитывать возрастные нюансы обучаемого и различие в восприятии разных людей. Кто-то схватывает быстрее, но поверхностно, а кому-то нужно больше времени на понимание, но знания усваиваются лучше. И один и тот же инструктор в восприятии таких противоположных людей будет выглядеть по-разному.
— Расскажите про ключевые моменты обучения вождению.
Процесс обучения олжен строится по основному принципу педагогики: от простого к сложному. Поэтапное обучение — это залог того, что пройденный материал останется в голове надолго, а навыки вождения закрепятся на всю жизнь.
— О чем, в первую очередь, разговаривать с инструктором по вождению?
Самый глупый вопрос — это не заданный вопрос. Поэтому нужно спрашивать все, что непонятно в процессе обучения. Лучше задать 10 глупых вопросов и понять, как делать правильно, чем не задать и сделать ошибку. Потому что ошибки на дорогах, как правило, стоят очень дорого во всех смыслах. Годный инструктор обязательно всё разложит по полочкам и не откажется ответить на, казалось бы, неудобный и глупый вопрос.
— Как могут обмануть новичка инструкторы по вождению? Такое вообще бывает?
Как правило, к обману больше склонны частные инструкторы — над ними нет контролирующего органа в виде автошколы, и они могут недобросовестно выполнять свои обязанности. Обычно это недокат положенных часов вождения под разными предлогами. Некоторым кажется, что это мелочь, но это не так. Чтобы навык закрепился до автоматизма, нужна практика в течение определенного периода времени. Если ученик ее недополучает, то качество обучения падает. Вместо откатки реальных километров за рулём ученик получает какие-то разъяснения, объяснения, но не опыт вождения.
— Что бы вы посоветовали людям, ищущим инструктора по вождению?
— Раскрыть глаза, открыть уши слушать свою интуицию. От того, кто и как будет учить вас вождению, зависит жизнь ваших близких и ваша собственная. Поэтому тут не может быть никаких полумер — выбирайте лучших, ищите профессионалов. Если не знаете, где искать — приходите в Автошколу МАКС, мы вам все честно расскажем и покажем.
Автошкола МАКС: ул. Воровского, 11 (пл. Горького) 410-25-44
Бульвар Мира д.3 оф.3 (пл.Ленина) 424-25-44
…
Очень многие женщины рано или поздно садятся за руль. Часто решающим моментом становится материнство — кружки, занятия, секции, поликлиника, друзья-товарищи, коннекты, магазины и прочие-прочие дела, которые с двумя орущими младенцами становится невозможно провернуть с помощью общественного транспорта.
И тогда, уговорив мужа или маму посидеть пару месяцев с годовасом, мы отправляемся «за правами». К сожалению, часто энтузиазм заканчивается после первых десяти занятий. Мы понимаем, что сделали что-то не то или что-то не так. Что автошкола — вовсе не идеальное место для молниеносного воплощения мечты, и что за эту мечту еще нужно повоевать. Иногда со своим «собственным» инструктором.
Это рассказ о том, кто такой инструктор по вождению, и почему очень важно хорошо подумать, прежде чем сесть в машину к незнакомому человеку.
Вождение автомобиля – занятие рискованное. Начинаю я с этого не случайно. Каждый год на дорогах России погибают около 30 тысяч человек. Вождение автомобиля – это не права. Вождение автомобиля – это обязанности. Круг этих обязанностей, а так же навыки, отношение к дороге, к машине и к правилам закладывают в нас в большей степени в автошколе. Несомненно, прекрасно, если у вас под боком живет опытнейший водитель – папа, муж, брат. Вы получили корочку, а они научили вас всему и поделились богатым опытом. А когда таких людей нет? Мы перенимаем опыт инструктора по вождению.
А теперь посмотрите на своего инструктора повнимательнее – хотите быть похожей?
Почему-то многие граждане относятся к выбору автошколы и инструктора весьма легкомысленно. Редко, кто прицельно и тщательно выбирает человека, который будет учить этому полезному навыку. Навык то вроде универсальный, но учат, к удивлению, все по-разному. Очень по-разному.
Можно зазубрить пдд, можно понять пдд, можно знать и уметь использовать пдд.
Можно научиться нажимать педали, можно научиться нажимать педали быстро, можно научиться нажимать педали своевременно.
Можно научиться крутить руль, можно научиться работать рулем, можно научиться работать головой и рулем одновременно.
Можно научиться ехать прямо, перестраиваться.
Можно научиться видеть зеркала, можно научиться видеть в зеркалах, можно научиться видеть машины вокруг, можно научиться видеть перекресток впереди, можно научиться все это чувствовать.
Чему вы хотите научиться?
Я не зря пишу об этом так много. Уже год я веду блог «начинающей водительницы». И на страницах этого журнала, в личке, в городе я встречаю множество девушек, а иногда и мужчин, которые учатся вождению, которые испытывают муки по этому поводу и все это сводится примерно к горячо мною любимой фразе «инструктор – демон».
Но если ваш демон-инструктор прет вас по центру города в пробку, в гололед, на адские перекрестки – это самый лучший инструктор. Если он толдычит одно да потому «сделай здесь так, а здесь эдак» — держитесь за него зубами. Но если ваш инструктор вас не уважает – бегите.
А теперь по порядку.
Начните с себя
В автошколе вы -студент!
Хороший студент должен обладать некоторыми важными качествами, как то — целеустремленность, любознательность, внимательность, осознанность и так далее. Но хотелось бы добавить еще. Только вы несете ответственность за свое обучение. Качество вашего обучения, прежде всего, интересует вас. Поэтому, во-первых, должна быть активная позиция во время учебы (как раз про качества хорошего студента), а во-вторых, активная позиция в выстраивании отношений с инструктором. Потому что невозможно не иметь отношений с человеком, которого вы видите два часа ежедневно на протяжении трех и более месяцев.
Если вы только собираетесь учиться вождению
Взвесьте все «за» и «против» — надо ли оно. Около половины прав пылятся на полках. Около половины жен садятся за руль только когда нужно отвезти напраздновавшееся до нестоячести обожаемое создание до дому.
Если вы решили «надо!» — ищем инструктора. Ни автошколу, ни «где поближе» , ни «где подешевле» — это вообще неизмеримая категория. Мы ищем инструктора!
Хороший инструктор
Как найти хорошего инструктора?
— прочитать все отзывы на «маме», на «дроме»,
— позвонить всем друзьям и коллегам – узнать у них и дать им задание узнать у своих друзей и коллег.
Потом аккуратненько выписать пять наиболее популярных имен-фамилий, прицельно поискать по ним информацию и тогда уже выбрать – кто поближе/посимпатичнее.
Имеет опыт данной конкретной деятельности (обучение вождению) 5 и более лет. Чем больше – тем лучше. Но важно, чтобы он был не перегоревший. Перегоревший гораздо хуже молодого.
Имеет хорошую учебную машину – новую или относительно новую, исправную, ухоженную.
Вы легко найдете множество хороших отзывов. Можете поспрашивать о процессе – благодарные ученики все расскажут.
Хороший инструктор не курит. По крайней мере, в машине. С этого начинается уважение к студенту.
Инструктор вежлив, доброжелателен, не переходит на личности, не оскорбляет ни в коем случае. Т.е. если вам рассказывают, что он хороший, но любит поорать – вы рискуете не сойтись характерами.
Хорошо бы, чтобы хороший инструктор уважал не только студента, но и себя. Как вы это узнаете?
Посмотрите график работы. Если человек работает с 8 утра до 9 вечера семь дней в неделю уже 10 лет – это уставший инструктор. Он будет курить и орать, как минимум.
Вы четко должны понимать, что можете не сойтись характерами. От слова вообще. Опытные хорошие инструкторы — так или иначе, психологи. С молчаливыми людьми они могут помолчать, интересных послушать, с кем-то пообщаться на отвлеченные темы. Все индивидуально. Но иногда может случиться, что инструктор говорит много, красиво, рисует, объясняет, но вы не понимаете!!!! А Танька сказала, что хороший. Не все, что хорошо Таньке, хорошо Маринке )) Вам должно быть понятно. Это главное. То, что вы недопоймете в учебной машине, вам, несомненно, объяснит жизнь. Но берет она очень дорого. И место для обучение выбирает весьма неожиданное.
Будьте готовы к тому, что вам хотя бы чисто гипотетически придется учиться у разных людей.
Как понять, что пора менять инструктора
Очень часто отношения в учебной машине складываются напряженные. Посудите сами – два разных человека, стрессовые ситуации (а их никак не избежать, навык то рискованный), усталость и прочие чисто человеческие факторы. Инструктор может не выстраивать с вами «отношения», он просто будет делать свое дело так, как умеет, как стоит на его конвейере. Вы, возможно, подстроитесь, а возможно, подстраиваться не захотите.
Если у вас возникает конфликт или напряжение – для начала поговорите с инструктором. Без шуток и без слез. Вы – партнеры. Только бизнес. Я вам плачу – вы меня обучаете. Я вам плачу не за мат, не за опоздания, не за отсутствие в машине на автодроме и далее по сути вашей проблемы. Проблема может решиться, если инструктор увидит, что вы серьезно настроены на обучение и уважаете его.
Если инструктор «наехал» в ответ, отшутился, и проблема не решается, то идете в автошколу и пишите заявление в 2х экземплярах о рассмотрении поведения данного индивидуума. Они обязаны вам ответить, ну и меры принять.
Если меры не приняты, и ситуация становится только хуже, то можно обратиться в лицензионную палату с запросом о возбуждении проверки в автошколе. Но это для упертых, коими мы обычно не являемся.
И тогда возможны два варианта:
Вариант первый – терпеть. Очень распространенный случай. Лить слезы дома, лить слезы подругам, ненавидеть учебу, проклинать инструктора, жалеть себя, потраченные деньги и нервы. Ежики плакали и кололись, но продолжали есть кактусы (с) Понимаете, вы отучитесь когда-нибудь даже в таком режиме и даже, возможно, получите права. Но есть несколько «но». Чтобы делать что-то хорошо, нужно это что-то любить. А любить вождение после нескольких месяцев слез и нервотрепки будет очень тяжело. Пострадает качество.
Любой детский психолог расскажет вам об одном важном постулате – любое развитие (читай – обучение) возможно только в безопасной среде. Переводя в наше русло – научиться вождению можно только расслабившись. В идеале во время обучения мы проходим несколько стадий – стресс, напряжение, расслабление, уверенность. Да, вы можете научиться двигать железную коробку, даже будучи в диком напряжении, но водить вы научитесь только в комфортной обстановке. Еще один побочный эффект – неоправданно высокая стоимость обучение. Когда вы в конфликте с учителем – обучение менее эффективно и, соответственно, длится дольше. В общем, я плавно подвожу вас к тому, что иногда самый подходящий способ повлиять на ситуацию — поменять инструктора.
Итак, второй вариант – меняем инструктора.
Для многих женщин – смена инструктора сродни концу света. Это неудобно, это неприятно и так далее. Ничего подобного. Онли бизнес. В автошколах к этому привыкли, для них это нормально, даже если для вас волнительно.
Когда стоит задуматься о том, чтобы поискать себе другого инструктора?
Когда вы не довольны организацией процесса (опоздания, отмена занятий, выходит из машины, много говорит не по теме, держит вас на автодроме). Стоит отметить, что это должны быть хронические черты. Потому что если он вышел один раз – возможно, он тренирует вашу возможность самостоятельно принимать решения. Инструктор человек и может рассказать вам о финале чемпионата миру по футболу. Особенно, если наши продули 0:5. Поймите его, поддержите и покатайте, в конце концов. Но если это ежедневно и ничего кроме этого – стоит задуматься.
Когда вас оскорбляют, унижают, обижают и т.д. Да, бывает такое. Когда мы идем в автошколу мы даже не догадываемся, что на нас, взрослых людей, могут кричать мужчины. Это сложно. И это неприятно. И одно дело, если инструктор перед красным светофором кричит вам «стооой» прямо в ухо. Это неприятно, но логично. Но если вас оскорбляют или повышают голос, а причина тому – ваше неумение перестраиваться, то это неадекват. Хороший инструктор понимает, что вы ничего не умеете, что вы пришли учиться. Хороший инструктор дает вам право на ошибку. Если у вас нет права на ошибку в учебной машине – меняйте инструктора. Т.е. вы можете поставить условие инструктору – он повышает голос – вы пишите заявление и уходите от него. Если он хочет работать – он образумится, если не образумится – его проблемы, а не ваши. Студент тратит в машине огромное количество внутреннего ресурса – на концентрацию, на запоминание, на отработку новых навыков, на активное слушание и т.д. Затраты энергии на страх сюда никак не вписываются. Кроме того, есть элементарное уважение. Должно быть.
Когда инструктор не соблюдает правил или попросту их не знает. И такое бывает, видела своими глазами. Чтобы это заметить и понять — необходимо самим разобраться в правилах. И если вы вдруг замечаете, что, проехав нерегулируемый перекресток, вы отправляетесь дальше под красный свет светофора – прощайтесь. Если вы едете по встречке – прощайтесь. Если вы выезжаете с кольца не правым рядом, а «как все» — прощайтесь. ПДД – библия для человека, работающего в автошколе. Если он законам не соответствует – меняйте инструктора.
Когда инструктор молчит. Инструктор не должен быть болтуном. Но вы должны разбирать все возникающие сложности. Все!!!!! Когда проблема возникает на каждом занятии – она требует еще более пристального внимания. Когда кто-то совершил маневр, а вы не поняли – спрашивайте. Когда инструктор хватается за руль или нажимает педали – пусть объясняет. Сейчас я скажу ужасную вещь – обучение должно быть сложным. Оно обязано быть сложным. Вы должны ездить сложными маршрутами, совершать сложные маневры, выходить на обгон, стоять в пробках и так далее. Для этого вам и нужен инструктор. Проехать вокруг города по объездной дороге можно и с подружкой. Инструктор должен научить вас принимать решения. Быстро и точно. Если инструктору все равно – меняйте инструктора.
Это основное. Все остальные причины, так или иначе, можно отнести к одному из этих пунктов.
Теперь о главном. Допустим, первый раз мы поступили необдуманно, попали к инструктору по распределению волею судеб. Не сошлись, не срослись, не идет.
Что дальше?
Сначала, чтобы сохранить свои деньги и не начинать с нуля – попробуйте перевестись к другому инструктору в своей автошколе. Хотя бы один хороший инструктор в вашей школе есть обязательно )) Главное, выяснить как его зовут. Важно подойти к вопросу спокойно, не кидать документы перед администратором или директором, не кричать и не лить слезы. Опять проводим соцопрос, только теперь прицельный по автошколе. Мир тесен. Если будете искать, то обязательно найдете.
Вот простой способ. Например, у вас есть подруга, которая отучилась в автошколе А. А вы учитесь в автошколе Б. И пока в автошколу А переводиться не собираетесь, даже несмотря на то, что у подруги был золотой инструктор, и она вас именно к нему в свое время и отправляла. Можно попросить ее позвонить своему золотому инструктору и спросить у него совета, к кому бы обратиться в автошколе Б, чтобы адекватный человек и опытный инструктор. Мир же тесен.
Если вдруг в вашей автошколе инструктора для вас не нашлось, все заняты, а те, что не заняты – даром никому не нужны — придется менять автошколу. Если вы в процессе – надо начинать сначала. Если вы сдали внутренние экзамены – забираете документы, платите за прикрепление и вперед. Только не повторяйте старых ошибок.
Теперь самое грустное…
Что делать, когда ничего не хочется делать?
Народная мудрость: если лошадь сдохла – слезь. В процессе учебы вы можете понять, что не судьба. Вам это не нужно, вам это неинтересно, вам это противно. Это может означать, что учебу в автошколе стоит бросить.
Но! Прежде чем что-то бросить, попробуйте изменить угол зрения.
Что вы можете сделать, если «все плохо»?
Поменять инструктора. Особенно, если ваш нынешний инструктор плохо влияет на вашу самооценку.
Поменять машину с механики на автомат. Да, это хороший вариант, который многим облегчает жизнь. После нескольких месяцев «мучений» на «механике» у вас откроется третий глаз, когда отпадет нужда переключать передачи и выжимать сцепление.
Поговорить по душам с энтузиастами )) Эмоциональная подпитка – одна из важнейших составляющих обучения. Когда человеку тяжело – ему нужна поддержка, нужен человек, который в любой ситуации скажет « у тебя получится». Прекрасно, если инструктор так будет говорить. Но если инструктор не возлагает надежд на ваше водительское будущее, вы можете найти любого опытного водителя, который обожает сей процесс, который развивается в процессе и который своими рассказами может вас воодушевить!
Трезвый подсчет. Иногда над нами берут верх эмоции – усталость, ненависть, раздражение, недовольство собой. Отдохните. Оцените ситуацию трезво (но сначала отдохните). Вы наверняка уже потратили много сил, времени и денег. Будет жалко, если вы выбросите их на ветер.
Даже если вы обучение бросили, так может случиться, что вы захотите вернуться. Спросите, как это делается. Сохраните все документы и чеки. Пройдет зима, снег растает и, возможно, вы совсем иначе посмотрите на дорогу.
Это почти все. Остались у меня «Подводные камни»
Камень первый — научите меня. Вы приходите, платите деньги и считаете, что на этом ваша миссия завершена. Все наоборот. Вы платите деньги и получаете доступ. А дальше начинается самое интересное. Что возьмете – то и ваше. Инструктор, даже самый расчудесный, не может затолкать в вас свой опыт. Вы можете его взять сами. Только сами. Не инструктор вас учит, а вы учитесь. Это огромная разница. Инструктор говорит, показывает, объясняет на пальцах. А вы или вникаете или нет.
Камень второй – научусь потом. Не вопрос. Научитесь. Вопрос – какой ценой. Инструкторы говорят – в автошколе дают первоначальный навык. Но и этот навык может быть разный. Если вы боитесь левых поворотов – вам сложно будет выполнить их потом в одиночку. Если вы не освоите в присутствии инструктора сложных маршрутов, очень вероятно, что ваши права займут почетное место в ряду грамот с кулинарных курсов и курсов тайского массажа.
Камень третий – я знаю лучше, как надо и куда надо. Если вы знаете лучше инструктора – меняйте инструктора. Во всех остальных случаях вам необходимо уважать учителя. Уважать учителя и доверять учителю – это очень важно.
От автоинструктора зависит качество и скорость обучения.
Обычно автошкола сама назначает инструкторов ученикам. Поладят они в процессе или нет, получится ли сделать из новичка уверенного водителя — неизвестно. Повезло, если сразу встретился инструктор, который просто объясняет сложные моменты, а главное, делает это корректно.
Но не всегда ученику бывает просто понять, хорошо ли его обучают вождению. Если желание получать права в процессе исчезло, это повод задуматься о смене инструктора. Обидно, когда на экзамене выясняется, что не все элементы достаточно проработаны. Такое случается, если инструктор не заинтересован в результате, а просто откатывает положенные часы. Тогда ученику придется брать дополнительные занятия — тратить на это деньги и время.
Если вам кажется, что ваш преподаватель слишком строгий и требовательный или, наоборот, чересчур мягкий и терпеливый, а может, вы просто не сошлись характерами — инструктора можно поменять. Есть и другая неочевидная причина: преподаватель работает на определенном автомобиле. И если ученик захочет продолжить практику на машине другой модели или с другой коробкой передач, автоинструктор также поменяется.
Расскажите, как вы выбирали автоинструктора. Возможно, читали отзывы в интернете? Или расспрашивали о нем учеников? А может, его просто назначила автошкола? Как он себя проявил в процессе обучения? Удалось ли с его помощью сдать экзамен? Приходилось ли вам менять инструктора? Если да, то почему?
Время чтения: 7 мин.
-
С чего начать выбор автоинструктора
-
Предназначение инструктора в автошколе
-
Критерии, которым должен соответствовать инструктор по вождению
-
Достаточный опыт работы
-
Понятность объяснений
-
Ответственность и внимательность
-
Знание основ вождения и ПДД
-
Комфортное общение
-
Обучает, а не готовит к экзамену
-
Отношение к учебной машине
-
Увлеченность профессией
-
Изобретательность
-
Положительные отзывы и рекомендации
Все водители, прошедшие обучение, знают, что не все инструкторы одинаково хороши, как и преподаватели в университете. Однако, в отличие от учителя в школе, инструктора выбирает сам ученик. Не стоит пренебрегать этой возможностью и доверять первому попавшемуся. Даже специалисты в автошколах имеют разные стили преподавания и по-своему относятся к этому процессу, поэтому к данному вопросу нужно подойти ответственно.
Увлеченный своей профессией инструктор сможет не только научить водить, но и рассказать об интересных лайфхаках, а также нестандартных ситуациях. В это же время другой преподаватель всего лишь “натаскает” ученика на экзамен по ПДД.
В статье мы расскажем, каким должен быть правильный инструктор по вождению и по каким критериям его оценивать.
С чего начать выбор автоинструктора
Обычно поиски автоинструктора начинаются с выбора:
- начать обучаться в школе;
- заниматься с частным инструктором индивидуально.
Большинство новичков выбирает автошколы, так как у них есть гарантии, возможность оформить рассрочку или другие бонусы. Однако это не гарантирует, что обучение будет комфортным и эффективным, потому что многое зависит от инструктора.
Несмотря на то где вы найдете специалиста — в автошколе или на специальных сайтах, его нужно проверить по нескольким критериям. Стоит познакомиться с преподавателем дистанционно еще до первого урока, чтобы узнать, соответствует ли он обязательным требованиям. Среди них:
- имеет подходящее водительское удостоверение. Тот, кто обучает управлять легковым автомобилем, должен иметь права категории “В”;
- есть минимальный стаж вождения не менее 3 лет;
- прошел курсы профессиональной подготовки;
- имеет документ об окончании профессиональной подготовки.
При несоответствии любого из пунктов рекомендуется прекратить общение и найти другого преподавателя для занятий. Лучший инструктор — опытный водитель, знакомый с методиками преподавания, который не просто сообщит информацию и что-то расскажет, а хорошо объяснит правила дорожного движения понятным языком.
Предназначение инструктора в автошколе
Задача автоинструктора — научить человека управлять машиной, соблюдать ПДД и адекватно вести себя на дороге. Кроме того, он должен помочь студенту успешно сдать экзамен в ГИБДД и получить права. Также ученики часто нанимают их, чтобы освежить знания или усовершенствовать навыки вождения.
В каждой школе существуют внутренние правила, которых придерживаются преподаватели. Однако должностные обязанности инструкторов примерно одинаковы. В них входит:
- обучение студентов вождению в объеме, достаточном для безопасной езды;
- проверка теоретических знаний учеников;
- обеспечение безопасности подопечных во время вождения на дорогах общего пользования;
- поддержка учебного автомобиля в рабочем состоянии.
Также инструкторы обязаны демонстрировать сложные маневры на собственном примере, не забывая о нормах ПДД.
Критерии, которым должен соответствовать инструктор по вождению
Когда вы начнете искать учителя по вождению, звоните в школы и задавайте вопросы. Менеджеры дадут информацию о нужном инструкторе и помогут выбрать. Важно учитывать не только опыт, но и характер человека, так как от него зависит стиль преподавания и поведение в напряженной обстановке.
Достаточный опыт работы
Хоть это очевидный пункт, в нем не все так однозначно, как кажется. Новички наивно оценивают преподавателей и выбирают кандидатов с наибольшим опытом, считая, что у них больше навыков и знаний. Однако в обучении играет также человеческий фактор, который также нужно учитывать.
У инструктора должен быть стаж вождения не менее 5 лет. Этого достаточно, чтобы на личном опыте отработать большинство ситуаций, которые могут случиться на дороге.
После этого узнайте об образовании специалиста — прошел ли он специальные курсы. Все же хорошо водить самому и научить другого управлять машиной — разные вещи. Если он не имеет соответствующего образования, желательно перейти к следующему кандидату.
Некоторые преподаватели ведут личные блоги о вождении, активно общаются на сайтах, отвечают в интернете на вопросы учеников. Проверьте правильность его ответов с помощью интернета.
А на первом занятии не забудьте расспросить инструктора про повышение квалификации, а также дополнительное образование. Для профессионалов часто проводят занятия по контраварийному или экстремальному вождению. Некоторые навыки из них стоит освоить всем водителям, особенно для езды зимой. Поэтому специалист, прошедший такие курсы, будет более квалифицированным, чем инструктор без такого опыта, но не стоит ставить наличие освоенных дополнительных курсов как один из важных аргументов при выборе. Дополнительные навыки — это хорошо, но они играют более второстепенную роль, так как водителям новичкам думать о контраварийном вождении до получения прав рановато.
Кроме того, важно проговорить с инструктором план занятий. Стихийность в обучении недопустима, но многие начинающие преподаватели совершают данную ошибку. Если у человека нет даже примерного плана, не стоит обращаться к нему. Без строгой комплексной системы освоить вождение сложно. Это особенно важно, если у вас нет никакого опыта вождения. Ученики, которые уже сидели за рулем, могут проще адаптироваться к стихийному подходу в обучении, но так или иначе, лучше поэтапного подхода с должной проработкой каждой темы нет ничего.
Понятность объяснений
Из-за психофизиологических особенностей разные люди отличаются способностью к обучению, а также имеют свои каналы восприятия информации:
- аудиалы — лучше понимают, когда им объясняют на словах;
- визуалы — хорошо запоминают увиденное.
А есть те, кто не способен быстро разобраться в сухой теории без жизненного опыта за рулем.
Хороший инструктор обязан подобрать подходящий формат для объяснения темы. Главное — донести информацию и обеспечить полное ее усвоение.
В особенности это касается нестандартных правил, в которых даже водители со стажем могут запутаться, например: кто должен уступить дорогу — легковой автомобиль или большегруз, или как найти способ объехать пробку, не нарушив правила ПДД.
Когда возникают проблемы с обучением, он должен пересмотреть подход и пользоваться разными техниками, а не просто отрабатывать часы.
Ответственность и внимательность
Во время практических занятий инструктор несет ответственность за действия ученика и состояние автомобиля, поэтому он обязан сохранять внимание в течение урока. Недопустимо отвлекаться на телефон, чтение книг, так как от этого зависит не только обучение человека, но и его жизнь. На дороге могут возникнуть неожиданные ситуации, когда внимательность крайне важна.
Кроме того, опытные преподаватели ответственно относятся к проверке знаний. Они перед каждой поездкой проверяют пройденный материал, а во время практики задают вопросы, как правильно поступить в определенной ситуации, что обозначают знаки и разметка на дороге.
От знаний зависит безопасность всех участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Хорошие инструкторы жестко подходят к обучению и не позволяют садиться за руль в городе до тех пор, пока не будут уверены в подготовке подопечного.
Во время практических занятий следите за комментариями инструктора. Такие слова, как «газу-тормози, налево-направо…» бессмысленны. Вместе с ними квалифицированные преподаватели говорят, почему нужно ускориться или замедлиться. Без объяснений ученик просто выполняет команды, постоянно совершая ошибки, так как не поймет причину действий.
Если вы только выбираете преподавателя и незнакомы с ним, попробуйте узнать у администратора или почитать в отзывах, сколько людей успешно сдало экзамен. Если есть много людей, проводивших проверку, нужно задуматься о его профессионализме.
Не бойтесь просить о замене инструктора, если вам кажется, что человек безответственно относится к вашему обучению. Вы приходите получить знания и навыки, а не просто отсидеть назначенное время в машине. От ответственности и внимательности инструктора зависит успешность сдачи экзамена и будущее самостоятельное вождение. Администрация автошколы пойдет вам навстречу и поможет подобрать подходящего инструктора.
Знание основ вождения и ПДД
Это обязательный пункт, про который нельзя забывать во время поисков инструктора. Он же вытекает из первого критерия. Человек с большим опытом в реальных условиях до автоматизма отрабатывает навыки безопасного вождения, однако это не гарантирует точное знание правил дорожного движения.
Если вы не уверены в компетентности автоинструктора, задайте ему несколько вопросов по учебнику и проверьте ответ. Он может ответить не так, как написано, но суть должна сходиться.
Также стоит попробовать поговорить с преподавателем о нестандартных и опасных ситуациях. К таким относят заносы на повороте. Спросите у человека, как избежать этой проблемы. Сразу же дадим вам правильный ответ:
- не увеличивать скорость резко;
- не выворачивать руль на большой скорости;
- притормаживать, если на дорожном покрытии образовался лед, или есть глубокая лужа.
Этого достаточно, чтобы проверить знания преподавателя. Больше вопросов задавать не стоит, так как важно создать доверительные отношения с инструктором.
Комфортное общение
Сталкиваясь с такими проблемами, преподаватели ведут себя по-разному. Нередки ситуации, когда они кричат, ругаются и давят на ученика. Это недопустимо по требованиям методики и непедагогично. Кроме того, у ученика могут возникнуть трудности в дальнейшем обучении из-за постоянного страха или дискомфорта.
Определить личностные особенности автоинструктора можно только по отзывам и на первых занятиях. Если он пытается перевести негатив в шутку, подбодрить начинающего водителя, а не оскорбляет, продолжайте обучение. Бежать нужно в тех ситуациях, когда вы чувствуете себя некомфортно в присутствии преподавателя.
Некоторые инструкторы имеют яркую, эмоционально окрашенную речь, которая станет проблемой во время занятий. На учебных поездках обратите внимание, как специалист комментирует действия других водителей. Если он кричит, едко шутит или дает нерациональную оценку, то и вы в будущем столкнетесь с подобным отношением.
Хорошего преподавателя легко определить за 2–3 занятия. Он должен:
- всегда сохранять спокойствие;
- уметь расслабить и успокоить;
- создать дружескую обстановку.
Не бойтесь высказать инструктору свое недовольство и объясните, что именно вызывает у вас дискомфорт. Хороший инструктор пойдет вам навстречу и изменит подход к обучению, но если такого не произойдет, стоит обратиться за сменой инструктора.
Инструкторы должны сделать из новичка опытного водителя, а не помогать готовиться к экзаменам и сдавать их. Знания и умения намного важнее, чем факт получения прав, ведь их могут забрать уже на следующий день после выдачи.
Поэтому цель настоящего преподавателя — дать человеку много полезных советов и на практике отработать теорию. Если он подойдет к образовательному процессу ответственно, то ученик сдаст экзамен без натаскивания и зазубривания ПДД.
Опытные инструкторы, которые хотят добиться результата, часто меняют маршруты. Достаточно 3–5 поездок, чтобы ученик запомнил все повороты, знаки и разметку. Постоянно тренироваться на одном и том же месте неэффективно, поэтому пути необходимо менять в соответствии с ранее пройденной темой.
Для проверки понимания ПДД специалисты предлагают ученикам решить нестандартную задачу, в которой смешиваются несколько правил. С одной стороны, они помогают найти пробелы в знаниях, а с другой — развивают аналитическое мышление.
Последнее понадобится в будущем, когда вы столкнетесь с тем, что одновременно работают несколько правил, и нужно понять, какое из них важнее. У водителей часто возникают вопросы к разметке и знакам во время строительных работ, из-за которых существенно усложняется движение, особенно на перекрестках.
Отношение к учебной машине
Успешность обучения зависит не только от ученика и учителя, но и от автомобиля. Техника должна быть исправной, чистой и ухоженной. Инструкторы в школах обычно работают на одном и том же транспорте, поэтому знают все его особенности: от силы нажатия на педаль газа до лучшего угла разворота.
Критерии оценки авто:
- чистый кузов и номера;
- отсутствие запаха, посторонних вещей в салоне;
- механизмы, электроника в рабочем состоянии.
При этом марка и возраст транспорта не играют существенной роли. Значение имеет только коробка передач. Автоматическую легче освоить, и ее устанавливают на большинство легковых автомобилей. Скорее всего, в будущем вы будете пользоваться машиной именно с АКПП, а не механической коробкой.
Увлеченность профессией
Среди преподавателей всегда остро стояла проблема профессионального выгорания. Работа сопряжена постоянной эмоциональной нагрузкой, которую выдерживают единицы. Из-за этого лишь небольшое количество автоинструкторов работает дольше 10 лет. А у некоторых специалистов пропадает интерес к преподаванию, и они начинают просто отрабатывать часы.
Для ученика это грозит тем, что:
- не получит интересных лайфхаков;
- инструктор не будет заинтересован в адаптации методов объяснений под особенности подопечного;
- возникнут конфликтные ситуации, крики и даже оскорбления.
Выгорание легко распознать уже на первом занятии. Преподаватели, потерявшие интерес, постараются закончить урок как можно раньше и не будут стараться наладить контакт.
Изобретательность
Изобретательность связана с увлеченностью профессией. Образовательный процесс может и даже должен быть интересным, понятным. Преподаватель будет использовать необычные методы изучения и закрепления информации, которые соответствуют особенностям подопечного.
Кроме того, изменение вариантов развития занятия и индивидуализация методики повышает мотивацию у студента, развивает способность к анализу дорожной обстановки.
Опытные инструкторы на занятиях пытаются моделировать ситуации, которые могут произойти в городе, во время уроков на автодроме. Так они создают обстановку, при которой ученик начинает применять свои знания ПДД на практике в безопасной обстановке.
Инструктор может использовать оригинальные способы оттачивания навыков вождения и методы по привыканию к городской среде.
Положительные отзывы и рекомендации
Хотя этот пункт оказался в конце списка, с него стоит начинать оценку преподавателя. Отзывы от бывших учеников скажут больше, чем слова менеджера автошколы и рассказ о нем на сайте. Отзывы пишут на:
- IRecommend;
- Otzovik;
- Flamp.ru;
- Zoon.ru.
Главное — обращать внимание на негативные отзывы. Они помогут узнать, почему другие студенты отказались от услуг инструктора, и поймете, подходит ли он вам.
Если в отрицательных рассказах не описаны критически важные для вас вопросы, например: хамское поведение или ужасное состояние машины, перейдите к положительным, чтобы составить полную картину.
Просмотров: 900
Понравилась статья — поделитесь с друзьями!
Онлайн подбор автоинструктора
14.06.2018
Существует поговорка: «нет плохих водителей, а есть плохие автоинструкторы». Вспоминая свое обучение в городской автошколе, я отчасти согласен с этим утверждением. Вождение автомобиля – это очень ответственное занятие, которое требует от водителя максимальной собранности и готовности к любым ситуациям. Как это не банально звучит, но дорога ошибок не прощает…
Осознавая всё это в полной мере, перед тем как выбрать автошколу, я изучил массу отзывов и рейтингов. Школа, в которой я решил проходить обучение вождению, занимала первое место в городе Минске по проценту сдавших в ГАИ и общему уровню обучения. Я думал, что с автоинструктором, который будет вести у меня практические занятия, у меня точно не будет никаких проблем. Как же я ошибался…
Если такие автоинструктора работают в лучшей автошколе города, то я представляю, что происходит в остальных школах. Обменявшись мнениями со своими одногруппниками, я пришел к выводу, что менять инструктора по вождению вообщем-то бесполезно, потому что другие были не намного лучше, а самые хорошие заняты на месяцы вперед. Хорошо, что я умел водить машину и раньше…
Друзья, я хочу посоветовать Вам хороший сервис, который поможет Вам самостоятельно выбрать себе автоинструктора в своем городе и брать уроки вождения именно у него.
На сайте Автоинструктор имеется своя большая база инструкторов во всех крупных городах России (на настоящий момент 44 города). Естественно самая большая база собрана по Москве, а в остальных городах лишь по несколько человек, но выбор в большинстве случаев есть всегда.
На сайте сказано, что все инструкторы, находящиеся в базе «прошли собеседование у администрации сайта», поэтому можно не сомневаться в их квалификации и должном уровне подготовки. Но если это звучит для Вас неубедительно, у каждого их них есть свой рейтинг, а также отзывы людей, которые брали у них уроки вождения. Вам не достанется кот-в-мешке, как это обычно происходит в автошколах )).
При помощи удобного меню в верхней части экрана Вы можете подобрать автоинструктора по параметрам:
- мужчина либо женщина
- место проживания
- марка автомобиля и тип КПП
- обучение вождению на своем либо чужом автомобиле
У каждого автоинструктора есть своя персональная страничка, где Вы найдете:
- его контактные и анкетные данные
- наличие необходимых документов и лицензий
- программу обучения вождению или его особенности
- предоставляемые по желанию ученика марки авто
- стоимость занятий
Записаться к выбранному инструктору можно прямо с его личной странички. Если Вы сами затрудняетесь сделать выбор, то Вы можете заказать бесплатную услугу подбора автоинструктора диспетчером по телефону.
После внимательного ознакомления с сервисом у меня возникло несколько вопросов:
- как админы сайта фильтруют достоверные отзывы учеников от заведомо плохих фальшивых отзывов конкурентов по цеху?
- как именно рассчитывается рейтинг автоинструктора, потому что зачастую люди без единого отзыва стоят выше по позиции чем те, которые имеют хорошие отзывы?
Было бы хорошо, если бы кто-нибудь из администрации сайта avtoinstruktor.ru пояснил эти моменты в комментариях к данной статьей, чтобы они стали понятней не только мне, но и всем читателям.
Желаю Вам хороших инструкторов и чтобы бортовой журнал Вашего авто всегда фиксировал только позитивные моменты!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Сергей Сандаков, 42 года.
С 2011 г. пишу обзоры полезных онлайн сервисов и сайтов, программ для ПК.
Интересуюсь всем, что происходит в Интернет, и с удовольствием рассказываю об этом своим читателям.