Как найти своего человека в христианстве

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

В редакцию журнала «Фома» пришло письмо читательницы:

За мной ухаживает мужчина, все говорят, что хороший, да я и сама вижу, что хороший во всех отношениях. Но вот не лежит к нему сердце. Как понять? Ведь замуж — это один раз и на всю жизнь. А что, если через год или два я встречу того, кто мне предназначен Богом? А если, наоборот, никого не встречу и получится, что упускаю возможность выйти замуж за хорошего человека? Как понять, что предназначено Богом?

О том, как в православии относятся к понятию «суженый», где найти свою любовь и что делать, если это не удается, мы поговорили с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Отец Федор, читательница спрашивает, как понять, что именно этот определенный человек уготован ей Богом? Можно ли здесь промахнуться мимо воли Божьей?

У верующего человека нет такой задачи — из тысячи найти для создания семьи того, у кого за спиной висит значок «воля Божья». Это не квест и не загадка, которую надо разгадать. Конечно, Господь знает, кто лучше для нас подходит, но здесь заключается тайна промысла Божьего и одновременно свободы человека.

То есть «суженых», по большому счету, нет?

Представление о существовании суженого — это сильное упрощение христианского понимания брака. Если мы обратимся к таинству венчания, то увидим, что священник в нем просит Бога утвердить принятое людьми решение. Именно утвердить, но не принять его за них. В таинстве брак лишь освящается, а не дается некая санкция на выбор человека, в него вступающего.

В связи с этим сейчас происходит интересная трансформация чина венчания. Брачный допрос, который совершает священник перед началом таинства, раньше состоял только из вопросов о том, не принудили ли человека к браку и нет ли у него обещаний перед другими людьми. Но я знаю, что в наше время некоторые священники просят молодых дать друг другу такое обещание: «Я беру тебя (называют имя) в законные жены (мужья) и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение, пока смерть не разлучит нас. И да поможет мне в этом Господь». Это важно, потому что, когда человек произносит такие слова перед лицом Божьим, он в полной мере осознает, что это его личное решение и его персональный выбор, за который он несет ответственность. Один священник рассказал мне такую историю. Он, готовя пары к венчанию, предлагал молодым дать упомянутое выше торжественное обещание верности. И не однажды от жениха перед таинством слышал: «Ой, не надо… А вдруг не получится?» Эта неуверенность в своем выборе становится наиболее очевидна перед лицом Бога.

В восприятии человека как того, кто был уготован Богом, есть одна западня. Легко сказать: «Меня благословил на брак прозорливый старец». А потом, когда лет через пятнадцать начинаются сложности, человек разводит руками и говорит: «Не я же выбирал и решал!». Перекладывание ответственности за сделанный выбор на Бога — проблема, с которой можно столкнуться и которая может привести к тяжелым последствиям.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

В 1990-е годы, когда воцерковлялось большое число людей, среди верующих были распространены поездки к старцам, чтобы попросить благословение на брак. Я помню, что отец Кирилл (Павлов) очень неохотно шел на это. У нас, по-неофитски горящих молодых людей, готовых поступить так, как благословит старец, это вызывало удивление. Только потом, с годами, я понял, в чем дело. Если к нему приезжал человек, который толком не знал своего избранника или избранницу, но уже просил благословения на брак, отец Кирилл внимательно спрашивал, нравится ли приехавшему за благословением человеку его потенциальные жених или невеста, расположено ли к нему или к ней сердце. И после молитвенной паузы он мог дать благословение на то, чтобы познакомиться с человеком поближе.

Понятие «суженый» очень зыбкое. Кто и как его нам судил? Лучик света упал на него? Указали друзья, священник или родители? Или показалось, что его Бог послал? Личной ответственности во всех этих случаях случае немного.

То есть выбор мы должны сделать сами. Но какое участие все же в нем принимает Господь?

Человек приходит к Богу, держа за руку своего избранника, и Господь дает ему Свою благодать, помощь и силу строить семью. Но нужно иметь глубокую веру, чтобы довериться благословению Божьему, полученному при венчании, и, сжигая за собой мосты и не оглядываясь ни на кого больше, идти с выбранным человеком вместе по жизни до конца.

Влюбленность, увлеченность — это «крючок с наживкой», на который ловится человек для того, чтобы создать семью. А когда он войдет в нее, то начинает учиться, потому что, как говорят святые отцы, семья — это школа любви. Кто бы женился или выходил замуж, зная, сколько сложностей будет впереди? А они будут, но та самая увлеченность, молодая наивность и неопытность в хорошем смысле помогают человеку решиться на создание семьи и обрести в ней великую радость.

Хорошо, ждать знака, что этот человек тебе предназначен, не надо. Но на чем основывать свой выбор избранника, чтобы потом не пожалеть?

Прежде чем искать любовь и предпринимать намерения для создания семьи, стоит четко понять, что такое брак. Это — союз мужчины и женщины на всех трех уровнях: телесном, душевном и духовном. Это значит, что человек как минимум не должен вызывать у вас телесной неприязни, у вас должны быть общие интересы и увлечения, но самым важным является духовное единство — устремленность обоих к Богу. При сочетании всех трех составляющих построить семью значительно легче. Если человек, например, не подходит вам по типажу или даже не привлекает телесно, то это может стать миной замедленного действия, которая при семейных неурядицах неожиданно сработает против вас через 10-15 лет.

Сейчас как никогда много свободы в выборе, тогда почему молодому человеку или девушке так сложно этот выбор на ком-то остановить, найти человека, с которым он увидит возможность создать крепкую, настоящую семью?

Во-первых, в этом поиске сбивает с пути стремление многих попробовать как можно больше вариантов еще до брака, якобы чтобы найти самый из них подходящий. Только вот добрачные связи здесь совсем не помогают, а наоборот — разрушают возможность создать счастливую в будущем семью. Пустившегося в такие связи человека будут всегда искушать мысли: «А может, есть кто-то лучше?». При первых трудностях человек будет сравнивать с теми вариантами, которые отверг.

Во-вторых, найти свою пару и построить семью — это искусство и опыт, полученный от родителей. А в нашей стране, начиная с революций и войн прошлого века, количество семей, в которых женщины растят детей в одиночку, только увеличивается. Вырастая в такой даже самой любящей, но неполной семье, девочка или мальчик не несут в себе определенных поведенческих сценариев, опираясь на которые, они смогли бы построить семью.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

В-третьих, современные молодые люди и девушки плохо понимают, что такое настоящие отношения. Церковное сознание предполагает восприятие всего в жизни как служения, то есть делания для Царства Божия. Ведь в служении ближнему мы подражаем Самому Христу, Который сказал о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И романтические отношения, а потом и создание семьи — это тоже служение двух людей друг другу.

Настоящее служение жертвенно, и настоящая любовь такая же. А современный человек любит по-другому: только владея, только получая. Это чревато тем, что, переставая получать, человек теряет интерес и уходит. Христианская любовь предполагает отдачу, и это один из главных путей к брачному счастью. «Блаженнее давать, нежели принимать», — говорит апостол Павел, цитируя Христа. Когда человек отдает, когда он служит своей семье, то и получает это блаженство.

Искусство любви начинается с умения замолчать. Ты смещаешь фокус с себя на другого, замолкаешь и пытаешься вслушаться в другую вселенную. Не человек должен меняться и подстраиваться под тебя, а ты должен услышать и воспринять красоту другого, потому что это сделает и тебя глубже и шире.

А правильно ли вообще просить у Бога мужа или жену? Часто ведь бывает, что человек, долго прося у Бога и не получая, впадает в уныние, начинается кризис веры.

Я думаю, что просить можно и нужно. Господь говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). При этом нужно понимать, что не все, о чем мы просим, может быть нам полезно. Бывает, что человеку для спасения полезнее остаться одному. Принять волю Божью в таком случае — правильно и спасительно, потому что вы перестаете терзать себя и мучиться от ежедневного ожидания. Но важно не отчаиваться, потому что мы не можем предугадать, каким будет завтрашний день. Всегда есть что-то, что Господь попускает нам терпеть.

Более того, в этом есть современное мученичество. Например, девушка, не позволяющая телесной близости до брака, может остаться одна. Конечно, в этом — верность Христу, но в этой верности всегда есть мученичество, страдание, крестоношение.

Правда ли, что для православного человека жить без супруга, без семьи противоестественно? Часто можно услышать: православная девушка должна быть замужем!

Нет, это не так. Конечно, в нас звучат отголоском слова Бога: Нехорошо быть человеку одному (Быт 2:18). Но ведь у нас в жизни — со времен грехопадения — много того, что нехорошо.

Человек ценен сам по себе. Он не функция и не роль, которую обязан воспроизвести в жизни. Господу дорог каждый человек в его уникальном жизненном пути. Есть множество людей, не создавших семьи и при этом послуживших Богу, среди них есть и святые.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

Мне кажется, что чрезмерное болезненное ожидание и восприятие себя без брака как неполной личности даже сильно мешает созданию семьи. Полюбить самодостаточного, цельного человека легче. В любом случае, не нужно воспринимать себя ущербным, если сейчас, в будущем или даже никогда не получится вступить в брак. В Царствии Божьем человек будет настолько утешен любовью Господа и других людей, что все это забудется и не будет иметь никакого значения.

Нужно ли специально самому искать любовь или стоит надеяться, что Господь пошлет человека?

Можно и так, и так. Я знаю прекрасную пару, которая познакомилась на сайте православных знакомств, то есть они сами предприняли шаги к тому, чтобы найти друг друга. Важно, что даже это делание должно быть с молитвой. Тогда, может, Господу будет легче помочь нам?

А что делать, если спустя время осознаешь, что, отказав человеку, ты упустил свое счастье? Как не совершить фатальной ошибки, чтобы потом не раскаиваться?

Не нужно оглядываться назад и рефлексировать: а что было бы, если… Но теперь, если в вашей жизни появится человек, который не вызывает в вас телесного отторжения, интересен вам как собеседник и друг и живет по заповедям — постарайтесь не отталкивать его. Даже если вы в него пока что не влюблены, не спешите отказывать. Все остальное придет, потому что Господь может дать любовь.

Что вы обычно говорите молодым людям и девушкам, которые приходят просить совета в поиске второй половины? Есть ли тут какие-то правила действия?

Как двум целомудренным людям подойти друг к другу на улице? Представьте, что парень подходит к девушке и говорит: «Ты православная?» — она покрутит у виска и сразу же сбежит.

Во-первых, советую молиться одной коротенькой молитвой: «Господи, дай мне мужа (жену), Тебе угодного(ую) и мне приятного(ую)». Во-вторых, идти туда, где есть молодежь. Сейчас при храмах существует большое количество активностей, значительную часть которых как раз и организуют для молодых людей и девушек, чтобы они знакомились, общались. Церковь должна заботится об общем делании: будь то байдарочные походы, как у нас, например, или же обычная воскресная трапеза после службы. Священник не должен подвести девушку к парню за руку и сказать: «Вот, твоя судьба» — но должен способствовать знакомству и общению молодежи через общее благое дело.

Беседовала Анастасия Спирина


Как не ошибиться в выборе второй половины

Наверное, никто, будучи в здравом уме, не станет
составлять подробную инструкцию о том, как правильно
выбрать себе жену или мужа. Тема эта настолько деликатна,
таинственна и сложна, что рассуждения о ней выглядят в
лучшем случае юмореской, как у раннего Чехова, а в худшем
– банальным младостарчеством, от которого за версту
веет духовной прелестью и горделивым самомнением.

Кроме того, давать подобные советы особенно в частном
случае – это еще и брать на себя определенную
ответственность за вопрошателя. Именно поэтому один
прозорливый старец некогда отказался отвечать на подобный
вопрос юноши, пришедшего к нему за советом о выборе
жизненного пути.

«Везде тебя ждут скорби, –
сказал он, – и в семейной жизни, и в монашеской.
Возможно, по своему малодушию ты станешь ругать меня,
говоря: что же это батюшка отправил меня по столь
скорбному пути, а ведь могло всё быть иначе…»

Впрочем, никто не мешает нам упростить ситуацию и
порассуждать об этом абстрактно и апофатически, то есть
скорее говоря не о том, каким качествам должен
соответствовать избранник или избранница, а о том, чего у
него или у нее быть уж точно не должно.

Разум&чувства

Однажды от одного благочестивого человека мне довелось
услышать о чудесной истории знакомства с будущей женой
– знакомства, увенчавшегося долгим и счастливым
браком: «Я сидел в столовой, спиной ко входу…
Ни о чем таком не думал… Вдруг сзади распахнулась
дверь, и я мгновенно почувствовал, что вошла ОНА. В свою
очередь, моя будущая супруга потом рассказывала мне точно
о том же: войдя в помещение и сразу же увидев мою
согбенную спину в гимнастерке, неказисто постриженную
голову на тощей шее… она тут же поняла: это
ОН».

Несомненно, такое внезапное, не вызывающее ни мельчайшей
доли сомнения, уверенное нахождение своей второй половины
– удел чистых, невинных и, как следствие, духовно
опытных людей. «Чем более люди приближаются к Богу,
тем ближе они и друг к другу», – говорит по
этому поводу авва Дорофей.

Наше незнание ближнего – это следствие незнания
самого себя из-за духовной незрелости

Нередко, когда брак уже распался,
пострадавшая сторона, оправдываясь в своем изначально
неправильном выборе, говорит: «Я не знала, что он
может оказаться таким непорядочным человеком».
Будьте искренни и не обманывайте себя: обыкновенно, за
редким исключением, наше незнание ближнего – это
следствие незнания самого себя по причине отсутствия
чистоты сердечной и духовной зрелости.

Именно поэтому не всегда следует доверять своим чувствам,
но стоит попытаться включить рассудок, менее поврежденный
грехом, чем сердце. Это позволит сделать некоторые
простейшие выводы, которые помогут избежать горького
разочарования и крушения семейной ладьи.

Несомненно, чувства должны быть возвышенны. В идеале жених
должен с благоговением думать о своей невесте как об
ангеле. Если его голова поражена нечистыми помыслами о
предмете любви, так, как иногда прыщи поражают лоб
подростка, то это еще очень несовершенные чувства.
Впрочем, это вовсе не означает, что будущая жена не должна
быть для вас привлекательна как женщина.

Тут всё дело в акцентах. Они должны быть расставлены в
правильной и четкой иерархии: на первом месте духовное и
душевное единство, на втором – телесное. Если всё
наоборот, быстрый крах семейной жизни – неизбежен.

Собирайтесь в разведку

Есть прекрасный способ определить степень дружбы и доверия
к определенному человеку: представить мысленно, а лучше
– пережить с ним реальную кризисную ситуацию,
которая и покажет все его недостатки, о коих он даже может
и сам не подозревать. Иными словами, хотите узнать
человека – собирайтесь с ним в разведку.

Иногда для этого достаточно включить фантазию. Когда я был
еще неженатым студентом, один мудрый монах посоветовал мне
искать спутницу жизни, с которой будет просто интересно и
не скучно. «Представь, – говорил он мне,
– что вы с ней попадете на всю жизнь на необитаемый
остров, и внимательно подумай: обрадует ли тебя такая
перспектива или нет? Будут ли у вас общие темы для
созидательного разговора, или они иссякнут через несколько
дней вашего совместного общения?»

Небольшой кризис можно вызвать искусственно: пойти,
например, в трудный поход и там внимательно понаблюдать,
как человек ведет себя в сложных ситуациях.

Довелось мне однажды слышать про довольно простой и
доступный способ такой «разведки» от одного
счастливого в семейной жизни зрелого человека. Признаюсь
честно: способ несколько грубоват и потому лично мной не
использовался.

Суть его проста: надо зимой, внезапно затеяв со своей
девушкой игру в снежки, ненароком попасть ей не шибко
твердым комочком прямо в лицо и посмотреть на реакцию.
Если справедливо вознегодует и надолго обидится –
значит, это не ваша невеста. Смиренно рассмеется –
смело женитесь.

Синдром «Афони»

Кадр из фильма «Афоня»
Кадр из фильма «Афоня»

Женскому полу Господь дал очень верное и крепкое сердце.
Если женщина с чистым сердцем полюбила – она ничего
не испугается и пойдет до конца. Вспомните, кто остался
верен Христу до самого гроба – в прямом и переносном
смысле. Мироносицы! Все апостолы-мужчины, за исключением
Иоанна Богослова, испугавшись, бежали, а женщины, невзирая
на опасность, остались.

К сожалению, нередко приходится видеть, как некоторые
непорядочные мужчины пользуются этой психологической
особенностью женщин и последние оказываются в итоге у
«разбитого корыта». Я называю это синдромом
«Афони», вспоминая известную советскую комедию
с Леонидом Куравлевым в главной роли.

В этом фильме молодой, обаятельный и циничный слесарь
Афоня, всё содержание жизни которого – это
«халтура» в самом широком смысле слова и
пьянство, доходит в своем падении до крайней черты: работу
из-за хулиганства потерял, любимая женщина ушла, друзей
нет. Отчаявшись, Афоня возвращается в родное село и с
ужасом обнаруживает, что тети, воспитавшей его вместо
матери и по сути посвятившей ему всю свою жизнь, уже давно
нет в живых.

Узнаёт главный герой, как ждала она его писем и, не
дождавшись, стала сама себе их писать, отправляя из
соседнего села. Рассказывают Афоне односельчане и о том,
как сидела тетя каждый день у окна в ожидании своего
любимого «Конька-Горбунка», да так и, не
увидев его, умерла, глядя на дорогу…

Заканчивается фильм оптимистично: вечно делающий всех
женщин вокруг несчастными Афанасий прозрел, возненавидев
себя и прошлую жизнь. И этот очистительный катарсис
ускорила добрая девушка, которая, полюбив Афоню,
разглядела в нем хорошего человека и оказалась готова
связать с ним всю свою жизнь.

Увы, в реальной жизни не всё так оптимистично. Чаще всего
«Афоня» так и остается «Афоней», и
не стоит ждать, что он когда-то повзрослеет и станет
ответственным и альтруистичным главой семьи, даже если и
найдет в себе силы устыдиться всей своей прежней жизни.
Человек не может быть духовно статичным. Или он растет,
постепенно и упорно работая над собой, или же с
увеличивающейся скоростью скатывается в пропасть греха.

Поэтому, дорогие девушки, не стоит себя обманывать. Если
ваш ухажер не выполняет свои обещания, постоянно врет по
мелочам, в институте или техникуме всё время находится на
грани отчисления, «косит» от армии и при этом
серьезно подвержен какой-то страсти (например игромании),
не обольщайтесь – дальше, скорее всего, будет только
хуже. Помните о том, что вы можете сделать несчастными не
только себя, но и своих будущих детей.

Смотрите на родителей

Хотите взглянуть на возможный портрет своей супруги лет
через десять-двадцать совместной жизни? Внимательно
посмотрите на ее мать. Обратите внимание на то, как она
общается со своим мужем – вашим потенциальным
тестем. Наверное, нельзя сказать, что мы полностью
копируем своих родителей, но всё же определенная
зависимость есть, и она будет неизбежно сказываться.

В редких случаях человек способен вылепить, с Божией
помощью, себя и отказаться от явных пороков и дурных
поведенческих стереотипов, царствовавших в той семье, где
прошло его детство. Но помните: определенное влияние на
вас ваших новых родственников неизбежно. И если в доме
вашего потенциального супруга считается нормальным
ругаться матом или коротать всё свободное время в трусах
перед телевизором, то впоследствии это неизбежно коснется
и вас, и – главным образом – ваших детей.

Замуж за «ребенка»

Помимо духовных трудностей выбора жениха или невесты
довольно часто встречаются проблемы психологические. Самая
распространенная из них заключается в том, что ваш
потенциальный супруг или супруга может оказаться психологически
незрелым человеком, не могущим и не желающим
самостоятельно принимать трудные решения и нести
ответственность.

Чаще всего такая незрелость проявляется в неспособности
уже взрослого человека отделить себя от родителей, главным
образом от мамы. В таком случае брак, в котором всё время
навязчиво присутствует третий человек, обречен на полный
крах.

Однажды мне довелось быть свидетелем развала такой семьи.
Добрые, неглупые и трудолюбивые супруги были вынуждены, за
неимением собственного жилья, поселиться в доме у
овдовевшей тещи, и первое время, пока не родился ребенок,
всё было довольно спокойно.

Но с появлением сына счастливый отец почувствовал
необычайно сильную ревность со стороны своей «второй
мамы». Она стала ревновать зятя одновременно и к
своей дочери, и к новорожденному внуку. Бедному папе даже
не давали под самыми разными предлогами подержать толком
свое дитя и уж тем более погулять с ним на улице.

Терпеливый и смогший в этих трудных обстоятельствах
остаться тактичным муж, беззаветно любящий свою жену,
решил вопрос кардинально: через год-полтора сумел
напрячься и купить собственную просторную квартиру. И
когда он, окрыленный, преподнес ключи своей жене, то
вместе со сдержанной радостью получил от нее в ответ
ультиматум: «Я согласна переехать и жить там, но
только вместе с мамой». Так она и не
переехала…

Еще более некрасиво, когда психологическим ребенком
является уже взрослый мужчина. Распознать такого довольно
просто еще до свадьбы: чаще всего он банально сидит
«на шее» у своих родителей и вместо того,
чтобы хоть немного помогать им (например, оплачивая
коммунальные услуги или возделывая огород на даче), сам
постоянно тянет из них всевозможные ресурсы.

У такого «ребенка» всю жизнь одни проблемы.
Вместо того чтобы отдавать – он постоянно только
забирает и в самой трудной ситуации – сознательно
или бессознательно – ищет выгоду только для самого
себя. Нередко такой в социальном плане паразит умеет
виртуозно манипулировать людьми и использовать на практике
известный тезис о том, что «женщина любит
ушами».

Пожалуй, самые страшные в моей пастырской практике
семейные трагедии типа бросания жены непосредственно перед
родами происходили по вине вот таких психологически
незрелых горе-мужей, привыкших по-детски всегда и во всём
себя жалеть и оправдывать.

Замуж за неверующего

Ну и, наконец, самое главное: опасайтесь жениться (выйти
замуж) за неверующего человека. Главная проблема здесь в
том, что сейчас понятия веры и верующего необычайно сильно
девальвировались. Нередко, называя себя верующим, ваш
потенциальный жених или невеста имеет в виду лишь
признание факта существования Бога и не более того.
Церковь для такого человека может быть совершенно чуждым и
непонятным «механизмом», а то и занозой,
неприятно уязвляющей совесть.

Впрочем, чтобы понять и увидеть это, нужно и самому быть
верующим человеком и честно ответить себе на вопрос: а
собираюсь ли я вообще построить христианский брак? Какое
место будет у Христа в нашей семье? Будем ли мы вместе
говеть, исповедоваться, причащаться и, согласно старинной
русской традиции, крестить друг друга перед сном,
испрашивая прощения?

Да, апостол Павел говорит, что «неверующий муж
освящается женою верующей, и жена неверующая освящается
мужем верующим» (1 Кор. 7: 14), но говорится это
скорее всего о такой ситуации, когда один из супругов, уже
состоя в браке, обратился ко Христу.

Наверное, как и всюду, и здесь бывают свои исключения.
Вполне вероятно, что среди людей, далеких от Церкви, можно
найти порядочного и благородного человека, с которым вы
почувствуете душевное родство и в котором разглядите
потенциальное благочестие.

В любом случае не обманывайте себя: при построении крепкой
и счастливой во Христе семейной жизни легко не бывает.

Если вы в чем-то обманулись, пусть это послужит вам
поводом для смирения

Ну а если всё же случилось так, что вы в чем-то
обманулись, то пусть это послужит поводом для вашего
смирения. И задайте при этом сами себе вопрос: почему я
должен терпеть и нести бремя нелегкой семейной жизни с
этим человеком?

А ответ на него будет прост: потому что я не средневековая
черкешенка, которую похитили и насильно выдали замуж; у
меня был выбор, и ответственность за то, что он именно
такой, лежит по большей части на мне.

Где и как православному человеку искать свою вторую половину, как не ошибиться в выборе супруга, какие моменты следует обсудить до свадьбы, нужно ли брать благословение на брак и спрашивать совета близких, почему будущим супругам нужен «испытательный срок» до свадьбы – на эти и другие вопросы «Азбуки супружества» отвечает председатель Отдела по делам молодежи Новгородской епархии, организатор Молодежной библейско-богословской школы в Валдайском Иверском монастыре, настоятель храма Сретения Господня при НовГУ (Великий Новгород), иерей Евгений Зайцев. Интервью.

– Отец Евгений, многих людей, желающих создать семью, волнует, следует ли доверять своим чувствам в выборе супруга (супруги)? Можно ли, нужно ли православному человеку жениться только, что называется, «по любви»?

– Есть одна очень хорошая фраза: «Супруга – это то, что ты заслужил». Мне кажется, важно об этом помнить и, находясь в поиске своей половинки, трудиться. Труд этот в первую очередь связан с работой над собой. Чувства могут нам помогать, но могут и обманывать. Все зависит от того, на что настроен наш внутренний компас.

Слово «любовь» всеми понимается по-разному. Для христианина – это, прежде всего, жертвенность, готовность служить, отдавать себя. И если такая любовь есть, то, безусловно, нужно жениться. Хотя, как правило, такая любовь приходит во время «практики», со временем.

Если под «любовью» понимать симпатию или привязанность, это тоже неплохо, но при этом возникает множество вопросов в процессе «реализации» такой любви, в дальнейшем.

Если же «любовь» – это страсть, половое влечение, такая любовь еще больше снижает идеал христианской вечной любви и может привести человека к тупику или даже трагедии. Важно помнить, что в двух последних составляющих есть частичка от настоящей любви, но далеко не вся полнота, которая бывает в христианской идеальной жертвенной любви.

– Как Вы считаете, возможна ли любовь с первого взгляда? И какой смысл Вы в это понятие вкладываете?

– С первого взгляда бывает симпатия, и она в дальнейшем может развиться в настоящую любовь при определенных обстоятельствах, которые, скорее всего, правильнее назвать промыслом Божием. Смысл очень прост: увидел один человек другого, испытал симпатию и начал трудиться над тем, чтобы эта симпатия переросла во что-то большее.

– Как православному человеку, зачастую скромному, терпеливо несущему свою долю, сделать первый шаг?

– Советы по поводу первого шага мне кажутся немного наигранными. Мы порой пытаемся сделать из нашей жизни картинку какого-нибудь художественного произведения или фильма. На практике же, в реальности все немного иначе.

Я не рисовал картинки по поводу своего знакомства со своей женой, а даже, наоборот, ехал в Оптину Пустынь с мыслью о монашестве. Все произошло совершенно естественно, обычно. Но когда сейчас об этом задумываешься, то понимаешь, насколько все промыслительно.

Поэтому мне кажется, нужно просто жить, благодарить, быть открытым к новым знакомствам и встречам, не бояться ошибок и самое главное – уповать на волю Божию.

0 1 10 - Иерей Евгений Зайцев: Ищите не лучшее, а свое

– Где искать православного супруга (супругу)? Уместно ли рассматривать храм в качестве такого места?

– Часть ответа можно увидеть в моей предыдущей реплике. Для встречи и знакомства может подойти любое место, где бывает православный христианин или христианка, о которых мы говорим.

Главное, чтобы мысли о поиске супруга или супруги не закрывали наш взгляд на Бога, окружающих. Плохо, когда человек, находясь в поисках, забывает обо всем другом, когда он приходит в отчаяние. А еще мне очень нравится известная фраза: «Для того, кто умеет ждать, все бывает вовремя». Нужно, в том числе уметь ждать, когда появится именно ваша вторая половинка.

– Стоит ли придавать первой встрече большое значение и уделять ей какое-то особое внимание? Нередко люди верующие ждут каких-то знамений, которые укажут на то, что этот человек – тот самый, что это «судьба». Нередко также считают, что первое впечатление обманчиво, или, наоборот, что именно этому впечатлению и стоит верить…

– Не стоит переоценивать первую встречу. Я сам очень часто либо ждал много от встречи с тем или иным человеком, а потом разочаровывался, либо наоборот ничего не ожидал, но потом удивлялся, насколько все хорошо прошло. Нужно научиться за все в первую очередь благодарить Бога.

При этом, безусловно, бывает и так, что на первой встрече человек испытывает, какое-то внутреннее отторжение от другого человека, и это повод задуматься. Это не значит, что стоит выказывать какую-то агрессию или раздражение к другому. Стоит просто прислушаться к себе и принять этот сигнал, как предостережение.

– Нередкая ситуация: православная девушка или православный молодой человек хочет создать семью, но не видит подходящего человека, а сам не делает усилий в поиске второй половины, полагая, что если Богу угодно, все устроится с Божией помощью и без личного участия человека, которое, скорее, свидетельствовало бы «о маловерии». По такому принципу сегодня живут многие православные люди, оставаясь при этом одинокими. Верен ли такой подход?

– Я убежден, семейная жизнь, так же как и монашество, является подвигом. Человек в своей земной жизни должен научиться любить. Брак – это школа любви. Неправильно, когда из внутренних эгоистических соображений человек живет для самого себя и при этом прикрывается волей Божией.

Народная мудрость гласит: «Под лежачий камень вода не течет». Поэтому если мы ждем, что Бог Сам изберет нам спутницу и решит за нас все вопросы, мы уподобляемся лежачему камню. Бог помогает нам в ответ на наши действия.

– Так бывает, что у человека нет особого выбора или этот выбор невелик, и тогда ему приходится довольствоваться тем, что предложит «судьба». Стоит ли принимать такое «предложение»?

– Смотря, что считать выбором. Если речь идет о каких-то внешних проявлениях, это одно, если мы говорим о безрелигиозном, иноверном или даже атеистическом обществе, это другое. В любом случае торопиться не надо и стоит внимательно присмотреться и подумать, что для меня, как православного человека, важно.

Мне однажды моя жена сказала, что одной из моих положительных для нее моих сторон были одинаковые со мной мысли о Боге и вере. Это ведь очень важно, пусть даже на сию секунду, но в дальнейшем это даст о себе знать.

0 2 10 - Иерей Евгений Зайцев: Ищите не лучшее, а свое

– Бывает и обратная ситуация: у молодого человека или девушки есть несколько кандидатов в супруги, к которым он (она) пока присматривается. Хотя их отношения и целомудренны, допустима ли такая ситуация для православного человека? Или лучше общаться с одним человеком, а если поймешь, что он не тот, кого ты ищешь, только тогда продолжать свой поиск?

– В любой ситуации, и эта не исключение, главное оставаться честным. Конечно, не назовешь красивым поступок, когда парень или девушка думает об одном, именно этом человеке, а тот, кого он считает своим потенциальный спутником или спутницей в это же время думает о ком-то другом или даже других.

Поэтому нужно стараться показывать свою веру, свое доверие Богу и в таких ситуациях. А такой излишне «активный поиск» своей второй половины порой может привести даже к тому, что после возникшего непонимания и последующего расставания у потерпевшей стороны может затаиться обида не только к одному человеку, называвшему себя верующим, а поступившему нечестно, но и ко всем верующим в целом.

– Стоит ли искать супругу (супруга) с идеальной внешностью? И, вообще, насколько важны красота, внешние параметры при выборе супруги (супруга) православным человеком?

– Идеала в природе не существует. У всякого человека есть свои недостатки, просто за общим впечатлением мы их не видим, не замечаем. При этом большая часть кажущихся идеалов навязана обществом. Хотя, безусловно, отражение Божественной красоты в этом мире присутствует. Но это всего лишь отражение, да и оно имеет все те несовершенства, которым обладает наш мир. Поэтому, безусловно, при выборе второй половины важна внешняя симпатия, но это не должно перекрывать взгляд на все другие качества.

– Например, какие?

– Общепринятый набор качеств определить непросто, так как жизнь постоянно меняется. Но, пожалуй, на что действительно следует обращать внимание, так это на то, как ведет себя человек в своей семье, на его воспитание, на его готовность к самопожертвованию ради ближнего.

– Если видишь в избраннике (избраннице) явные недостатки, нужно ли его переделывать, указывать на эти недостатки? Или их можно понимать как сигнал, что этот человек не твой, и не стоит терять с ним время?

– Недостатки у нас есть у всех, но недостаток недостатку рознь. Есть такие, которые могут сразу указать, что это не твой человек. А и есть такие, что вполне могут быть допустимы и даже нужны для приобретения нами христианских добродетелей.

При этом, конечно, нужно также учитывать готовность или неготовность вашего избранника меняться. Ведь семейная жизнь, как правило, требует от человека колоссального изменения и работы над собой.

– Какие моменты «молодые» обязательно должны проговорить, обсудить до свадьбы?

– Мне кажется, чем больше будущие супруги общаются, тем лучше. Ведь общение – это замечательный инструмент, который позволяет нам лучше узнать друг друга.

Обязательно следует проговорить вопросы веры, воспитания детей, отношения к семье, работе. В целом хорошо будет поговорить обо всем том, что нас больше всего волнует, в том числе и о возможных своих опасениях.

– Должен ли быть «испытательный срок» до свадьбы, во время которого люди присматриваются друг к другу? Какой продолжительности? Или как ни присматривайся, все равно со временем обозначатся свои нюансы?

– Такой период, конечно, нужен, и не только для того, чтобы присмотреться друг к другу, но и потому что это особое романтическое время. Знаете, как у новоначальных христиан есть период, который называется периодом призывающей благодати, так и до брака он присутствует у будущих супругов. Не в том плане, чтобы пуститься во все тяжкие, а в том, что это время особых переживаний, когда люди еще не обременены домашними заботами, такой своего рода конфетно-букетный период. В дальнейшем воспоминание об этом счастливом времени будет подпитывать супругов.

Что еще важно сказать. Последование Таинства Брака в современной практике включает в себя и чин обручения, который в древней Церкви совершался отдельно от венчания. И мне кажется это, как и период оглашения, предшествующий Крещению, имело особый смысл. В этот период, между обручением и венчанием, будущие супруги должны были готовиться к Таинству Брака, узнавая друг друга, познавая духовный смысл семейной жизни.

0 10 - Иерей Евгений Зайцев: Ищите не лучшее, а свое

– Ситуация: до знакомства ходили в разные храмы, а теперь возник вопрос – ходить ли обоим в один храм (если да, то «чей»), или ходить по очереди (в «его» храм, в «ее» храм, потом снова в «его» храм и т.д.), или ходить в какой-то третий храм (другие храмы)… Как поступить?

– Сложно ответить однозначно, такой вопрос лучше решать индивидуально, нужно смотреть по ситуации. Но несомненно, что тут должно быть, – это согласие супругов. Хотя лично мне, конечно, близка мысль святого преподобного Паисия Святогорца: «Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком».

– В православной семье традиционно главное решение за мужчиной. В связи с этим вопрос: уместно ли будущему супругу решать за свою предполагаемую супругу, пока они еще не женаты?

– Мне кажется, уместнее говорить не «решать», а «брать ответственность». Для будущих супругов это может быть хорошей проверкой: готов ли будущий супруг взять на себя ответственность за предполагаемую супругу? И с другой стороны: чувствует ли будущая жена себя за молодым человеком, как «за мужем». Вот об этом стоит подумать, все это может быть весьма показательно.

– Стоит ли искать, спрашивать совета друзей, интересоваться мнением родителей, духовника в вопросах выбора избранника, если он уже есть? Или вопрос выбора – это личное дело?

– С одной стороны, это личное дело, другой – совет в этом деле может быть очень важен. Все зависит от степени доверия к родителям, близким людям.

Порой человек находящейся в романтических чувствах может не замечать элементарных вещей и тут, конечно, опытный взгляд со стороны может помочь избежать ошибок.

– Нужно ли брать благословение у священника, если человек решил создать семью? Или достаточно Божиего благословения, ведь брак дело богоугодное, о чем немало говорится в Священном Писании? И что делать, если священник по какой-то причине вдруг не благословляет на поиск супруга (супруги)?

– Все зависит от степени доверия человека к священнику, к которому он постоянно ходит на исповедь. Нет ничего плохого, если вы попросите его благословить вас на поиск спутника или спутницы, если попросите его помолиться за вас. Однако нужно понимать, что дело это сугубо ваше, личное, поэтому и решать в первую очередь нужно только вам.

– Человек сделал свой выбор, бракосочетание состоялось, но вскоре выясняется, что выбор все же сделан неправильный, и жизнь под одной крышей становится невыносимой? Что делать?

– Это решение должен принимать сам человек, конечно, посоветовавшись с духовником, опытным священником. Но что важно знать, существуют церковные правила, которые прямо дозволяют развод в исключительных случаях [1], это во-первых.

Во-вторых, мы должны понимать, как ситуация, когда наша совместная жизнь становится невозможной, влияет на нас, наших детей. Например, страдают дети, на них оказывается дурное влияние, или человек становится открытым богоборцем, тогда действительно, нужно уходить. Бывают и так, что у человека выявляются серьезные психологические проблемы, которые до женитьбы никак не проявлялись. Но иногда и «потерпевшая» сторона заявляет: «Вот, он мне не подходит, у него трудный характер». И так некоторые женятся, выходят замуж по пять раз, а на самом деле проблему тут нужно искать в себе.

И, наконец, в такой ситуации стоит постараться не закрываться внутри себя, а попытаться найти помощь и поддержку у близких людей: родителей, духовника или быть может кого-то еще, по ситуации.

– Отец Евгений, в завершение нашего разговора, что Вам хотелось бы пожелать всем, кто желает вступить в брак, создать малую церковь?

– Ищите не лучшее, а свое. Старайтесь черпать опыт из того богатого духовного наследия, которое у нас есть. Старайтесь внимательно относиться к своей жизни и жизни окружающих, из всего извлекая важные жизненные уроки. Во всех ситуациях не забывайте благодарить Бога. Стройте на Евхаристии свою жизнь и жизнь своей малой церкви!

Текст: р.Б. Геннадий


[1]О канонических аспектах церковного брака

Венчание.jpg

Ответы на этот важнейший в жизни молодого человека или девушки вопрос предлагаем искать у оптинских старцев, к которым обращалась не только молодежь, но и выдающиеся мыслители своего времени.

Искать волю Божию, а не свою

Даю вам такой совет: во-первых, надо прибегать к Господу Богу с молитвой и к Пречистой Божией Матери – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле, а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Такое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле. Потом принять совет родных и ближних ваших, конечно, Господь и им известит сказать вам полезное. Еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности Святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую при содействии помощи Божией.

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 

Страсть – плохой советчик

Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

Неожиданная встреча с незнакомой девицей сделала на тебя впечатление, не может ли она составить партию? Может быть, и осуществится, если на то будет воля Божия; ты не ищешь богатства и красоты, а благочестия и разума, чтобы разделять на поприще житейском приятое и скорбное и чтобы имела правильное понятие о вещах и могла рассуждать хорошо. По уверению той почтенной дамы, у которой ты ее видел, она довольно образованна, умна и скромна, а и это немаловажно, что, проводя жизнь умеренно и даже бедно, могла избежать шумных и неполезных приличий мира или света, много имеющих влияние на нравственность. Ты находишься в колебании и не знаешь, серьезна ли эта мысль: я не смею взять на себя в таком важном деле решительно тебе сказать, но советую молиться Богу и предоставлять Его воле это дело. Если оно будет Ему благоугодно, то желание твое усилится к исполнению, и тогда, также призвав помощь Божию, отслужа молебен Господу и Матери Божией, приступать к делу, а если по молитве будет изглаживаться из памяти, то так и оставить.

Макарий Оптинский (Иванов)

Главный выбор – на стороне жениха, а не родителей

Родителям сына принуждать не полезно брать невесту такую-то или такую. Главный выбор невесты должен быть на стороне жениха, ибо ему жить с ней.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

С кем не нужно связывать свою судьбу?

Пишешь, что… один человек, который некоторое время жил в киновии близ Троице-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку… выйти ли этой девушке за означенного человека или нет? Выйти-то можно, да будет ли от этого толк? В Евангелии Сам Господь глаголет, что «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я со своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя.

Амвросий Оптинский (Гренков)  

А если проблемы со здоровьем?

С. не советую выходить замуж до полного выздоровления. Замужняя жизнь и крепкие организмы надрывает, а для больных и скорую смерть готовит.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

Торопиться в любом случае не следует

Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское; кроме собственных свойств его, рассмотреть и само его положение, и сами обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство.

Амвросий Оптинский (Гренков)

00:34 14.11.2017ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬКак узнать вторую половинку?

Есть какая-то тайна в знакомстве молодых людей друг с другом. Почему вы обратили внимание именно на «неё», а не на другую? Почему вообще вы повстречались? Иногда удивительные события предшествуют этой встрече и дальнейшему тесному знакомству.

В жизни Фёдора Михайловича Достоевского однажды возникла очень непростая ситуация, когда он принял на себя долги недавно умершего старшего брата. Писателю грозила опись имущества и заключение в долговом отделении. И Фёдор Михайлович для поправления финансов вынужден был заключить договор с хитрым книгоиздателем Ф.Т. Стелловским. Согласно договору, Достоевский обязался до 1 ноября 1866 года написать новый роман («Игрок»); в случае невыполнения обязательства он платил бы большую неустойку, а с опозданием ещё на месяц навсегда потерял бы право собственности на все свои сочинения. И знаменитый писатель почувствовал, что не успевает! Тогда за месяц до окончания срока ему рекомендовали в помощь молодую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая за двадцать шесть дней записала продиктованный писателем роман. Она же смогла разузнать, как быть в случае, если издатель сам затянет получение рукописи. И действительно, когда Достоевский привёз текст издателю, тот намеренно скрылся, чтобы дождаться окончания срока. Но писатель, заранее укреплённый своей верной помощницей, заверил дату окончания произведения у официального лица. Так Анна Григорьевна помогла известному писателю спасти литературные права. Она ­то вскоре и стала его супругой.

Брак в Канне Галлилейской

Есть Промысл Божий о каждом из нас, и потому даже в самых будничных событиях нашей жизни, случайных, казалось бы, встречах иногда заложен глубокий смысл и значение для нашего личного счастья.

Но есть и своего рода типичные ошибки, которые допускает в знакомствах каждое юное поколение.

Бывает, юношу притягивает в девушке её непокорность. А неприступную крепость смелому рыцарю так хочется взять! И парадокс: города, которые открываются сами, ему не нужны. Загадка человеческих симпатий: нам нравятся те, кто держится независимо, а те, кто стремятся к нам сами, не нужны.

Как часто независимость и неприступность привлекают потому, что за ними предполагается сильная, цельная, достойная личность. Но слишком часто там — только глубокая немощь собственной гордости. Удивительно, но в семье независимость уже никому не нужна. В семье неприступность не очаровывает, а лишь раздражает. Итак, пытаясь завладеть чьимлибо непокорным сердцем, не попасть бы самому в тяжкий плен! Ведь даже опытный пловец может утонуть на стремнине. В порыве романтики не потерять бы головы!


Главное — до свадьбы вы уже должны точно чувс­тво­вать, что изб­ран­ный вами человек — именно «твоё», твоя по­ло­вин­ка. А это ощу­ща­ет­ся по глу­бо­ко­му уми­рот­во­ре­нию и отраде, когда вы бываете вместе.

Один мой знакомый потратил два года на то, чтобы добиться взаимности гордой красавицы. Он высчитывал, как лучше устраивать «случайные» встречи, продумывал, о чём «невзначай» говорить, во всём являл пример заботы и мужества, крепкого плеча, на которое можно всегда опереться, — и город был взят. Каково же было разочарование рыцаря, когда он увидел, что в прекрасном теле душа совсем не так прекрасна, как он думал, и совсем не то сердце, какого он искал. Её внутренний мир оказался чужим для него. Он два с лишним года завоёвывал вымышленный самим собой образ, идеал, который искусственно связал с внешне симпатичным, обольстительным и загадочным человеком. Две раны легли на два сердца: одна — разочарование в несбывшихся мечтах, другая — боль разлуки со ставшим близким человеком.

Так, может, Господь Сам премудро не даёт нам порой общаться с понравившимся человеком, воздвигая стены, чтобы мы даже не пробовали взять то, что уготовано для другого?

А иногда молодой человек просто теряется, не знает, как устроить свою судьбу. Начинает казаться, что ничего не получится. Всё закончится, повидимому, неудачей. Как быть?

Здесь — немного о себе. Когда я закончил учёбу в Московской духовной академии, у меня были знакомые девушки; однако по распределению мне предстояло ехать за полторы тысячи километров, и я не стал заводить близкого знакомства ни с кем из них, чтобы никого не обнадёживать. Однако среди девушек оказалась одна, которая, зная, что я уезжаю, наверное, навсегда, стала молиться о том, чтобы, если Богу будет угодно, мы повстречались снова. И по неисповедимым путям Божиим вышло так, что вскоре я оказался в Сергиевом Посаде, мы вновь неожиданно встретились, и эта встреча открыла нам друг в друге чтото более важное, глубинное, сокровенное, чего мы раньше не замечали. Поэтому я могу справедливо сказать, что моей супругой стала та, которая более всего обо мне молилась.

В христианском созидании брака супруг именно вымаливается, а не отыскивается в местах досуга, по Интернету или во время случайных встреч (хотя и такое по особому Промыслу Божию возможно). Только важно учесть, что молитва должна быть не просто произнесением слов: «Подай мне, Господи, такогото мужа», а тем, что у святых отцов называется молитвенным трудом, когда вы, полностью прочувствовав и осознав значение для вас определённого жизненного шага, долго и усердно молитесь из самых глубин души.

Когда в студенческие годы мы приходили за советом к известному старцу архимандриту Кириллу (Павлову), то он всегда советовал в таких случаях читать акафисты. Да и правда, кто сможет вразумить нас в ситуации неизвестности, неясности, сомнения, как не Тот, Кто знает нашу жизнь, наше сердце и то, что полезно для нас, лучше нас самих? Молитва укрепит и вразумит. Она рассеет помыслы, уничтожит смущения, внесёт в душу ясность и мир. И когда обращение к Богу бывает не теплохладным, а чистым, глубоким и искренним, тогда по усердной молитве подлинный спутник жизни, несомненно, даруется.

Знакомства, ведущие к счастливому браку, всегда совершаются очень просто, естественно, так что человек и сам не понимает, как это вдруг всё так устроилось. Потому что это устраивает Сам Бог, Который откликается на желание чистого сердца. Однако необходимо учесть и ещё коечто.

Для каждой семьи есть один очень важный закон: муж и жена станут познавать друг друга, и каждый неизбежно увидит в своей половинке немощи. Как важно правильно понять и принять эти немощи! Когда ныне здравствующий король Испании Хуан Карлос, будучи ещё наследником, познакомился со своей будущей супругой, греческой принцессой Софией, то та очень скоро (во время катания на яхте) столкнулась со вспыльчивостью жениха и впоследствии рассказывала: «Хуан Карлос очень любил командовать и часто сердился: я должна была вместе с ним быть и у канатов, и у руля, каждое движение должно было быть чётким и точным. Если я ошибалась, он приходил в ярость и кричал на меня, как на матроса. Я ужасно дулась, злилась, не разговаривала с ним. А однажды, оставшись одна, подумала: “Если, несмотря на эти ссоры, мы поженимся, значит, у нас уже выработался некий иммунитет и мы сможем пройти через все испытания”».

Так что вы должны знать недостатки своей возлюбленной или возлюбленного ещё до свадьбы. Если же вы видите только сияющий нимб, то ещё недостаточно узнали свою половинку. Да и само представление о возможном избраннике как об идеале подобно притче о том, как двое юношей искали себе невест. Один вскоре женился, другой же всё искал идеальную спутницу жизни. Прошли годы, они встретились. Женатый спрашивает своего попрежнему одинокого друга: «Нашёл ли ты идеальную женщину?» — «Нашёл», — отвечает он. «Почему же ты не женился на ней?» — «Потому что она искала идеального мужчину», — был ответ. И это ответ для всех, кто наивно желает, чтобы его супруг или супруга представляли верх совершенства.

К великому сожалению, человек — это не только образ Божий, но ещё и немощный сосуд, полный страстей. Поэтому в семье муж и жена несут взаимные тяготы. Недостатки друг друга необходимо знать до свадьбы, чтобы можно было понять, над преодолением чего потом придётся вместе трудиться. Это помогает правильно, с любовью принять своего избранника, принять таким, каков он на самом деле.


В хрис­ти­анс­ком со­зи­да­нии брака супруг именно вы­ма­ли­ва­ет­ся, а не отыс­ки­ва­ет­ся в местах досуга, по Интер­не­ту или во время слу­чай­ных встреч (хотя и такое по особому Про­мыс­лу Божию воз­мож­но).

Один православный психолог имел знакомых юношу и девушку, которые общались три года и всё не решались создать семью. Когда они встретились с ним, то он между делом дал им совет: как-нибудь рассказать друг другу о поступках в своей жизни, за которые им было потом очень стыдно (этот психологический приём помогает душе раскрыться полностью). После этого они расстались с ним, обещая прийти вечером, но почему-то не пришли. Он стал волноваться. Утром разыскал их, и оказалось, что они до шести часов утра рассказывали друг другу о своём прошлом. Вскоре они поженились. Дело в том, что когда у двух людей зарождается подлинная любовь, то они не боятся раскрыть душу друг другу, потому что знают: их поймут. А раз так, то что препятствует им быть вместе в едином браке?

Есть и ещё некоторые выработанные веками советы, вероятно, многим уже известные, которым стоит следовать. Так, юноша при знакомстве должен обратить внимание на характер матери своей невесты, а девушка — на характер отца своего жениха, так как часто поведение и характер родителей впоследствии повторяются в детях. Преподобный Амвросий Оптинский об этом писал так: «Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что, по старинной пословице, яблочко от яблоньки недалеко откатывается». И ещё: «Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранной тобой невестой. Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадёжного поведения, и мать хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить в брак».

Тем не менее всё, что мы говорили до этих пор, — правила дополнительные. Ведь ваш любимый может быть хорошим человеком, вы можете уже близко знать друг друга, и вас могут устраивать его родители. Однако это ещё не значит, что вы можете быть мужем и женой. Есть нечто более важное.

Как узнать вторую половинку?

Главное — до свадьбы вы уже должны точно чувствовать, что избранный вами человек — именно «твоё», твоя половинка. А это ощущается по глубокому умиротворению и отраде, когда вы бываете вместе. Один мой знакомый понял, что его избранница точно будет его женой, когда побывал у неё дома: он вдруг почувствовал тот сокровенный уют, которого неосознанно искала его душа.

Вы чувствуете, что этот человек вас внутренне дополняет. Общаясь с ним, вы словно прозреваете внутрь, за оболочку лица и фигуры сокровенное содержание его души. Общение с этим человеком идёт очень мирно, так что не требуются какие­то особые слова для правильного понимания друг друга. Вы не боитесь его потерять, потому что искренне доверяете ему, как и он вам. Это какое­то особое родство ваших душ, глубокая преданность друг другу, так что сам брак становится естественным итогом вашего общения.

Поэтому невозможно составить анкету, по которой бы вы определили, точно ли вы подходите друг другу. Никакие внешние признаки не являются эталоном, хотя и говорят, что желательно жениху быть старше невесты, что им стоит быть равного социального положения и т.д. Всё это вторично по сравнению с внутренним родством. А вот чтобы оно обнаружилось, не стоит торопиться со свадьбой. Позвольте времени испытать, насколько вы серьёзно друг к другу относитесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номера ватцап
  • Как найти телефон латинский язык
  • Как исправить кредитную историю для ипотеки в сбербанке
  • Как найти clientregistry blob
  • Как правильно составить договор с инвестором