Как найти своего героя в фильмах

Авторы документального кино рассказывают реальные истории, которые порой сложно выдумать. Где найти героев для фильма? Как понять, что сюжет будет действительно интересен и его стоит развивать? Можно ли вмешиваться в жизнь своего героя? Т&Р поговорили с режиссером документальных и художественных фильмов Анной Колчиной о том, с чего начать съемки и какие упражнения нужно выполнить, если вы никогда не работали с камерой.

Анна Колчина

Режиссер документальных и художественных фильмов, сценарист, ведет курс «Документальное кино: портрет и наблюдение» в НИУ ВШЭ. Автор фильмов «Африка подскажет», «Одиссея Петра», «Легкий способ бросить курить», «Ищу козла»

Где и как искать героев

Документальное кино учит внимательности: приглядываться к окружающему миру и находить в нем реальных героев и их истории. Зачастую они оказываются интереснее, чем выдуманные. Нужно внимательно смотреть вокруг себя, останавливаться, замечать детали. Часто в художественных фильмах мы видим комментарий: «Основано на реальных событиях». Жизнь иногда дарит нам истории, которые просто невозможно выдумать.

Документалист — это человек, который умеет наблюдать и видеть то, что не видят другие

Прежде чем приступить к любым съемкам, задайте себе вопросы. Какую историю вы собираетесь рассказать зрителям? Как и с помощью каких художественных средств необходимо это сделать? Уже в последний момент стоит думать о техническом обеспечении. Не могу сказать, что техника абсолютно неважна, это неправда, но точно не первостепенна.

Иногда в авторском документальном кино у режиссера не то чтобы нет возможности арендовать какую-то дорогостоящую технику — это просто не соответствует замыслу и может мешать общению с героем. Ему сложнее раскрепоститься, если между героем и автором есть еще целая съемочная группа. Все зависит от поставленной художественной задачи.

Иногда истории находят вас сами. Некоторые начинающие авторы думают, что героем обязательно должна быть известная личность, только так будет интересно. Но лучше на это не ориентироваться. Бывает, что некоторые темы волнуют самого автора и он ищет средства, чтобы их раскрыть. Порой документальное кино используется в журналистской деятельности и в ходе его ведется расследование.

Документалисту нужно искать такие темы и героев, о которых невозможно не рассказать

Кадр из фильма «Африка подскажет»

Кадр из фильма «Африка подскажет»

Когда мы снимали «Африка подскажет», ездили в Гану, у нас был фантастический сюжет. Девушка из России узнает, что ее родная тетя станет вождем региона в Гане, и летит на инаугурацию, чтобы стать принцессой и впервые встретить своих родственников. Такие истории подбрасывает жизнь, и их нельзя упустить.

В телевизионном документальном фильме, безусловно, должен быть сценарий, но он невозможен в случае авторского кино. Документалист не может предсказать, какой конфликт возникнет, когда случится кульминация, что будет с героем завтра. По сути, документальная история создает себя сама. Вы можете попытаться распланировать локации, предположить, что будут какие-то разговоры, эпизоды, но все непредсказуемо. Вы фактически начинаете жить жизнью героя.

Нельзя сравнивать, например, фильмы учеников Марины Разбежкиной (которые стремятся к «невмешательству») с фильмами режиссера и журналиста Мумина Шакирова. Если вспомнить его картину «Холокост — клей для обоев?», внимательный зритель поймет, что автор вмешивается в происходящее, помещая героев в те или иные обстоятельства. Это не хорошо и не плохо.

Любой хороший автор находится в непрерывном поиске историй. Найдите такую, о которой вы не можете молчать. И тогда снимайте кино.

Два тренинга для начинающих документалистов:

Сделайте раскадровку вручную

Это дает понимание того, как рассказана история: с чего начинается и как развивается. Вы начинаете внимательно смотреть кино и понимаете, как оно смонтировано. Возьмите хотя бы 10–15 минут любого документального фильма и нарисуйте его схематично по кадрам. Распишите планы, крупности, ракурсы, обращайте внимание на то, как записаны синхроны героев, когда использованы общие планы и крупные, как движется камера. Этот тренинг особенно важен для тех, кто никогда не снимал и не понимает принципов монтажа.

Снимите историю одним кадром

Для этого вам достаточно телефона и внимания к окружающему миру. Постойте на улице, в метро, кафе, музее (где угодно) и попробуйте найти историю. Она обязательно появится, если уметь наблюдать: ребенок, который хочет на карусель, бабушка, продающая цветы, врач скорой помощи, выбегающий из машины. Монтаж тут может быть только внутрикадровым. Даже за 20 секунд можно рассказать историю.

Для начинающих документалистов, безусловно, важна насмотренность, поэтому лучше смотреть как можно больше картин. Попробуйте анализировать смыслы, содержание, форму и структуру повествования.

Документальные фильмы, которые рекомендует Анна Колчина:

Виктор Косаковский. «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Рассказ о жизни крестьянской семьи в российской глубинке. Пожилые брат и сестра живут в одном доме и исповедует противоположные ценности. Фильм удостоен первой премии «Золотой сестерций» на XXV Международном фестивале документальных фильмов в Ньоне (Швейцария).

Виталий Манский. «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне, столице КНДР. Режиссер в одном своем интервью рассказывал о процессе съемок: «Часть съемок „В лучах солнца“ мы проводили скрытно и делали все, чтобы отснятый материал не увидели наши сопровождающие, а часть, наоборот, снимали открыто и давали на проверку».

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожд...

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Сериал рассказывает о 20 героях, которые родились в 1983 году в Советском Союзе. Их приглашали на съемки, чтобы проследить их жизнь на фоне социальных и политических перемен в стране. Режиссер показал, как эти события повлияли на судьбы людей.

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Итальянец, живущий в Швеции, рассказывает о том, во что превратилось итальянское телевидение в эпоху Берлускони — одного из самых ярких и влиятельных политиков в истории Италии. В течение 30 лет Сильвио Берлускони контролировал коммерческое телевидение.

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Фильм Бэнкси про уличных художников и самого Бэнкси. Номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».

26 октября в 20:00 состоится открытый показ короткометражных фильмов The Uncertain Kingdom («Изменчивое королевство») в рамках фестиваля Different Ever After, организованного Посольством Великобритании в Москве. Different Ever After — это история о переменах, которые коснулись жизни каждого, и история о людях, которые не побоялись смело посмотреть им прямо в лицо. Программа фестиваля объединяет лучшие современные британские практики в области науки, инновации, устойчивого развития, искусства и культуры, которые уже ведут к важным изменениям в обществе. Стать частью фестиваля и зарегистрироваться на открытый показ вы можете по ссылке.

Скриншот —> Поиск по картинке —> Результат.

Как найти актёра

Таков, вкратце, алгоритм поиска актёра по кадру из фильма, который вы сейчас смотрите. Однако эта схема отнюдь не универсальна и подходит не для всех случаев. Кроме того, есть некоторые нюансы, которые могут повлиять на процесс поиска. Рассмотрим наиболее типичные варианты.

Поиск актёра по фильму

Пожалуй, это самый простой вариант из всех. Вы смотрите фильм, знаете его название, но актёра, исполняющего определённую роль, не припомните. Или же видели его когда-то в другой картине, но в какой именно – никак не идёт на ум. Так, мы с супругой недавно начинали смотреть фильм с Николь Кидман и встретили персонажа, который показался нам очень знакомым. Но припомнить, где он играл, никак не могли.

В данном случае алгоритм поиска напросился сам собой:

  1. Идём в кинопоиск, где находим картину, которую смотрим в настоящий момент.
  2. Просматриваем всех актёров, которые снялись в ленте.

Возможно, вы вспомните актёра уже по фамилии. Если же фамилии ничего не говорят, просто откройте их все подряд в новых вкладках. Когда вы дойдёте до нужной вкладки, то, вероятно, хлопнете себя по лбу и скажете: ну, конечно, это же Утилизатор из «Револьвера»!

Утилизатор из Револьвера

Поиск актёра по кадру из фильма

Да, приведённая выше подсказка из разряда «спасибо, капитан очевидность!». Усложним задачу. Что делать, если вы не знаете название фильма? Предположим, вы смотрите видео, которое сохранено у вас на жёстком диске под названием-белибердой, так что вы не можете уточнить имени кинокартины. Вот в данном случае уместно поставить фильм на паузу, когда искомый актёр предстанет крупным планом, и сделать скриншот, нажав кнопку Print Screen. Далее достаточно загрузить получившуюся картинку в функционал «Поиск по картинке», который появился сначала у Google, а с определённого времени доступен и в Яндекс.

Если повезёт, поисковик выдаст ссылки, в которых будет упомянуто имя актёра. Но всё-таки кадр из фильма – вещь в своём роде уникальная, так что может и не повезти. Особенно если актёр не самый известный или «снимок» получился не лучшего качества. Что делать тогда?

Поиск актёра по описанию фильма

Итак, вы не знаете название фильма и ищете актёра, который в нём играет. При этом поиск по скриншоту не дал результатов или же в принципе выцепить кадр с актёром не получается или не сподручно. Действительно, не фотографировать же экран телевизора, чтобы потом загружать картинку в поиске. Хотя, если смотреть философски, нет примитивных действий, если они ведут к цели.

Получается, у вас есть описание фильма. Хватит ли этого, чтобы определить сам фильм, а уже потом найти актёра? Оказывается, вполне! Вы будете удивлены, но люди бывают очень похожи в затруднительных ситуациях и многое ищут практически одинаковым образом. Представьте, что вы ищете, в какой песне Сюзанн Вега звучит мелодия “Tom’s Diner”. Точнее, вы, конечно, не знаете пока эту песню, а только ищете. Как же её найти, если это мелодия, которая крутится в голове? Ларчик открывается очень просто: введите «песня ту-ту-ту-ту» – и вам всё расскажут, покажут и дадут послушать.

Поэтому попробуйте кратко сформулировать сюжет фильма, и есть неплохие шансы, что вы выйдете на него. После чего по указанной схеме найдёте актёрский состав и конкретного актёра.

Хотя, конечно, если искать философский момент в этих весьма незатейливых советах, то мир идёт к максимальной интерактивности. Ищете информацию о понравившемся актёре или актрисе? Наведите на персонажа мышку, и перед вами всплывёт досье чуть ли не с номером директора артиста. Всё это фантазии? Как знать, может быть, совсем скоро мы воочию столкнёмся с реализацией таких технологий. А пока – собственно, как и всегда, – гораздо интереснее включать голову, что найти решение сложной или не очень головоломки.

В Автоответчик

Спор о том, что важнее — герой или история идет постоянно. Создатели полного метра чаще склоняются к тому, что главное — это история, а авторы сериалов — герой.

Так или иначе, сюжеты часто повторяются, и чтобы они не стали предсказуемы и скучны зрителю, на помощь приходит разнообразие персонажей. 

Именно благодаря актуальности и современности персонажа историю становится интересно смотреть. Как создать персонажа, который будет делать вашу историю оригинальной и двигать вперед, и пойдет речь. 

007: Спектр

007: Спектр

В основе каждой истории лежит 2 формальных составляющих:

  • Сюжет — последовательность событий

  • Герой — последовательность действий, реакций, эмоций

Функция героя — помочь зрителю включиться в повествование, испытать сопереживание, симпатию — весь спектр эмоций, который несет ваша история.

Зрителю интересно наблюдать как персонаж выходит из тех или иных ситуаций на пути к своей цели. 

Даже если подсознательно зритель чувствует, что герой победит, ему интересно знать как именно это произойдет.

Герой — это тот, кто действует и принимает решения. Он все время находится в точках выбора: решает как преодолеть ту или иную трудность и каким путем идти.  В этих точках выбора происходит раскрытие характера персонажа.

Ваша задача не просто придумать персонажа, ваша задача его увидеть. Увидеть — значит заметить, найти где-то в информационном поле, которое вас окружает. 

Создание, придумывание само по себе сбивает с толку. Автор начинает выискивать критерии, архетипы и получается совсем неинтересный, механичный герой. 

Персонаж должен быть из нашей жизни, его нужно зафиксировать как единицу реальности. 

А уже дальше, отталкиваясь от основы, использовать различные инструменты скульптурирования персонажа: гиперболизировать какие-то черты, опираясь на архетипы, менять его особенности согласно выбранному жанру. 

Литература важна для систематизации знаний и развития того, что вы создаете. 

Сначала идет ваша идея и герой, а потом его проработка с помощью теории. Не меняйте порядок действий. В помощь материал как найти и не потерять идею для сценария >>>>>

В качестве прототипа вашего персонажа выбирайте кого-то из близких, друзей — человека, которого вы хорошо знаете. Также, это может быть известная личность или кто-то, кто встретился вам случайно и образ этого человека засел в вашей голове. Важно, чтобы вы отталкивались от реального примера, а не абстрактной болванки, составленной по какому-нибудь учебнику. 

Героя нельзя создавать в отрыве от мира, в котором он окажется. 

Мир, который вы создаете, и герой, который в нем окажется — это одно целое

Помести мы какого-нибудь успешного известного персонажа в другую среду и не факт, что получится что-то интересное.

Поэтому создавая ансамбль персонажей сразу же думайте о локации, в которой он будет существовать. 

Есть такое понятие как картонный (пластиковый) герой. Это такой герой, которого вы можете описать одним-двумя словами. Полицеский, бомж, студент, прохожий, бабушка у подъезда. Это персонаж-функция, которого можно задействовать в одном или нескольких эпизодах, но не более. Для такого персонажа не нужно прописывать родословную, его привычки и т.д. Достаточно пары слов. 

Но если так работать с образом главного героя — получится картонная (пластиковая) маска

Когда работаете с характеристиками героя, не уходите в бытоописание, расставляйте акценты на тех чертах и особенностях героя, которые будут работать в истории, которые можно показать.

Каждый герой – это в первую очередь человек. 

Зритель, знакомясь с историей и персонажем,  должен забыть, что смотрит кино или сериал, и переживать за родного себе человека. 

Любая история — про человека, даже если она метафорична. 

Помочь  разобраться в том, что внутри нас и как устроены люди, с которыми вы взаимодействуете, могут книги по психологии и философии.

Мальчишник в Вегасе 2

Мальчишник в Вегасе 2

Так же, как взаимосвязаны  герой и локация, должны быть связаны с главным героем все остальные персонажи. А диалоги с ними должны помогать двигать историю и раскрывать персонажа. По репликам есть отдельный большой материал как писать диалоги >>>>>

Участники ансамбля:

  • Протагонист — главный герой
  • Антагонист — тот кто противостоит и мешает главному герою. Антагонистов может быть несколько или эту рольк могут выполнять антагонистические силы — силы природы, политические режимы, социальные явления и т.п. 
  • Конфидент — персонаж, с которым главный герой может поделиться своими планами или эмоциями. Иногда конфидентом выступает зритель, когда в фильме используется голос за кадром. Роль конфидента — быть ушами зрителя, знать, что планирует герой и иметь возможность предвкушать опасности и другие сюжетные ходы, сопереживать герою. 
  • Второстепенные персонажи — мотивируют или наоборот мешают главному герою. Их тоже нужно подробно расписать и самое главное, знать, для чего именно они нужны, зачем выполняют то или иное действие.

Тайна — это важный инструмент сценариста. 

Это то, что известно только зрителю и главному герою. 

И для персонажа — обнаружение секрета вопрос жизни и смерти. 

Чтобы герой получился живым и ярким, посмотрите на него детально. Чем он занимается, когда стоит в очереди: уткнулся в телефон, читает книгу, глазеет по сторонам, заговаривает с соседом? Нужно всегда представлять, чем занимается ваш герой. 

Вкладывайте в героев то, что по-настоящему волнует вас или может волновать других людей: сомнения, страхи, комплексы, темные мысли. 

Вспомните персонажей других фильмов или сериалов, которые вас поразили, за которыми хотелось наблюдать. Выпишите все то, что вас в них привлекло, их черты характера и решения, объясните себе, почему вам интересен такой персонаж. 

Аргументируйте все качества, которыми наделяете героя.  Характеристики всегда должны проявляться в кадре.

Если ваш персонаж добрый, в чем проявляется его доброта? Что видит в кадре зритель?

Важно, чтобы зритель испытывал чувства к герою, которого вы создаете, есть три распространенных варианта: 

  • Герой отчасти или полностью напоминает зрителю самого себя. Он повторяет архетип смотрящего, его черты или отношение к чему либо.
  • У персонажа есть что-то, чего бы хотел зритель. Например, умение вести себя в определенных ситуациях, отсутствие черт, которые зрителю не нравятся в себе. Это герой, на которого зрителю хотелось бы быть похожим. 
  • Герой не похож на зрителя, это неожиданный для него персонаж, которого зритель хотел бы встретить в своей жизни. Или, допустим,  если это врач, именно к такому врачу зритель бы хотел попасть.

Мама!

Мама!

Одна из самых распространенных ошибок  – идеальный главный герой:   за здоровьем следит, уважительно общается со старшими, внимательно слушает собеседника, бабушек через дорогу переводит и так далее. 

Идеальных людей в жизни просто не бывает. Это неправда.

То же самое происходит с характером антагониста. Время однозначных злодеев, которые делают что-то плохое просто «потому что», прошло.

Когда все герои неоднозначные, в них есть что-то хорошее и что-то плохое – за такой историей гораздо интереснее наблюдать. Она больше похожа на реальную жизнь. 

  • Персонаж, который плывет по течению: куда история толкает, туда и двигается. Главный герой, который не управляет историей и не действует — не интересен. 
  • Излишняя помощь герою со стороны сценариста: Герою всячески везет или у него сразу появляется очень компетентный советчик, который его наталкивает на правильные решения и помогает быстрее двигаться к цели. Когда герою все легко дается — история становится скучной.
  • Автор жалеет своего героя, не выводит на крайние ситуации, не обостряет их. Что-то неприятное случилось, а сценарист быстренько придумал, как выйти из ситуации,  чтобы всем хорошо. Когда все гладко и хорошо вовлечения зрителя не происходит. 

Есть еще одна большая ошибка, которую допускают начинающие сценаристы, стремящиеся создать зрелищное кино.

  • Сценарист заставляет героя делать то, что нужно ему. Он уже придумал какие-то сюжетные точки, например, что было бы интересно посмотреть на героя, когда он делает что-то в бассейне. И вот он всячески в этот бассейн его пытается отправить. Но ни по логике происходящего, ни исходя из мотивации героя никакого бассейна быть не должно, а герой должен быть в другом месте и заниматься другими вещами.

Тем не менее у сценариста есть идея эффектной кинематографичной сцены и вот он всячески заставляет героя зайти в бассейн. Для того, чтобы не допускать таких ошибок, посмотрите материал что такое акт в сценарии >>>>>

Такие вещи выглядят натянуто и мешают нормальному развитию истории.

Герой должен победить в финале за счет своих действий. Не с помощью поддавков или случайных совпадений, а только за счет того, что он взял и сделалне стал делать что-то.

  1. Ограничить время: герою нужно успеть сделать что-то  до определенного момента, например, обезвредить бомбу, потому что часовой механизм сработает через два часа, доехать до аэропорта за 15 минут, потому что любовь всей его жизни улетает навсегда и так далее. Любое событие, которое непременно произойдет и сжатые временные рамки заставят персонажа активно действовать, причем он сможет делать то, что никогда не сделал бы в комфортной ситуации.
  • Повысить ставки: сделайте так, чтобы бездействие привело к гибели героя (не обязательно физической). Чем серьезнее выполнение цели, моральный выбор и так далее скажутся на будущем героя, тем выше ставки.
  • Сжигать мосты:  Мешать герою вернуться назад, к тому что было, лишайте союзников, близких и так далее. Это сделает героя более слабым, но вынудит себя проявлять.

Пять основных факторов, которые вы должны знать о персонаже:

  • Физические характеристики: пол, возраст, рост, вес, внешние особенности (шрам Гарри Поттера, хромота Доктора Хауса). 
  • Социология: к какому социальному слою относится герой. Сюда входит образование, профессия, доход, семья, религия (если необходимо упоминание религии в вашей истории).
  • Психология:  какие есть установки, темперамент, отклонения, расстройства, особенности, комплексы, страхи. Все это о своем персонаже нужно знать.
  • Прошлое:  что происходило до того, как зрители увидели героя на экране. Но вам важно знать только то, что теперь влияет на его поведение, мотивацию, реакции, цели. Так же прошлое может вам помочь создать дополнительные препятствия — скелеты, секреты, которые персонаж может скрывать.
  • Мотивация персонажа: зачем он совершает то, что совершает. Ей посвящен следующий параграф.

Сценарист в любом случае знает о своих персонажах больше, чем зритель. 

Это знание он должен преобрести как можно раньше.

Есть внешняя и внутренняя мотивация.

  • Внешняя — это физическая цель: стать самым известным поваром в России, оставить наследство семье, потому что у героя обнаружили рак и т.п.
  • Внутренняя — это ответ на вопрос, зачем герою нужно достичь цели: повысить самооценку, стать благородным. Ответы на те вопросы, которые герой задает сам себе. 

Внутренней мотивации может не быть, если жанр, который вы выбрали, не требует того: не факт, что в боевике обязательно копаться во внутреннем мире героя, многое зависит от вашей идеи. 

  • Выживание —  герою угрожает смерть, не обязательно в прямом смысле слова.  Для кого-то увольнение, расставание, проигрыш на матче равносилен смерти.
  • Спасение семьи, близких — члену семьи угрожает опасность и герой должен помочь им.
  • Защита – герой должен защитить себя, семью, дом, город, страну, президента. Кроме него этого никто сделать не может. На этом построены многие истории про супергероев. 
  • Поиск своих – герою нужна любовь, продолжение рода, ученик, круг единомышленников и вокруг этих поисков может быть построена история. 
  • Месть – месть за семью, за себя, за любовь. 
  • Статус — это то, как ощущает себя человек и то, как к нему относятся. Соответственно, у героя может быть мотивация свой статус повысить или, например удержать, если он под угрозой

сериал

сериал «Флэш»

Задача любого элемента сценария — двигать историю вперед. И именно действия героя играют решающую роль в выполнении этой задачи. 

Наделите героя убедительной и мощной мотивацией, задайте правильные цели, установите взаимосвязь всех героев и событий, которые встречаются на пути протагониста, убедитесь, что персонаж не оторван от реальной жизни, а путь героя интересен или близок вам и потенциальному зрителю. Используйте этот материал, как чеклист для проверки и дерзайте.

Кто такой главный герой? Как его определить? Каким должен быть главный герой в современном фильме? Как придумать героя? С чего начать? Какие основные ошибки могут возникнуть в процессе?

  • Как показать, кто из героев является главным?

  • Основные требования к главному герою сегодня

    • Активное действие

    • Цель героя

    • Понятная мотивация

    • Арка героя

  • Знания о герое. Что мы о нем знаем?

    • Важные аспекты личности

  • Взаимодействие героя и сюжета

    • Банальный персонаж внутри крутой истории

    • Персонаж, которого тащат через сюжет

    • Люди важнее событий

Сегодня все чаще и чаще и в кино, и на телевидении можно увидеть ансамблевые проекты со множеством равноправных действующих лиц. В таких фильмах и сериалах очень трудно выявить одного главного героя, и потому все больше и больше начинающих сценаристов приходят к выводу, что в современном кино главный герой не обязателен.

На самом деле ситуация диаметрально противоположная.

Все ансамблевые проекты, начиная от уже разменявших третий десяток «Друзей» и до масштабного кроссовера «Мстители. Финал», строятся по одному и тому же принципу. Сюжет в них состоит из нескольких взаимосвязанных историй, в каждой из которых свой главный герой. 

А значит, если раньше достаточно было продумать одного главного персонажа, то сегодняшние тенденции толкают сценаристов к продумыванию целой группы таких героев.

По одному на каждую историю в сюжете.

Этот момент мы хотим подчеркнуть еще раз. Базовые правила драматургии в ансамблевых проектах не меняются. В каждой истории есть свой главный герой. И он в ней только один. Например, в тех же «Мстителях. Финал», в линии Черной вдовы и Ронина, главная героиня — Наташа. Именно она находит Клинта, она возвращает его на светлую сторону и она жертвует собой для того, чтобы Бартон в итоге смог вернуться к своей семье. Это отдельная история в сюжете, со своей главной героиней.

Ну а теперь, когда мы убедились, что главные герои никуда не денутся, давайте выясним, какие требования сегодня предъявляются этому персонажу и как их выполнить начинающему сценаристу.

Как показать, кто из героев является главным?

Есть истории, в которых действительно трудно сходу понять, кто из персонажей является главным. И мы сейчас даже не про те самые пресловутые ансамблевые проекты.

Давайте представим, что у нас фильм про противоборство двух персонажей. Кто из них главный герой? Если один из них добрый, а другой злой, вопрос, казалось бы, очевиден. Но что, если это история про конфликт двух примерно одинаковых героев? Как это, например, происходит в фильме Кристофера Нолана «Престиж». 

Два фокусника были друзьями, потом поссорились и под конец фильма уже дошли до того, что попытались друг друга убить.

У каждого из этих персонажей своя правда. Один считал другого виноватым в смерти любимой, другой считал, что это не так.

Так кто же из них главный герой? Как определить?

Для этого нужно ответить на два вопроса:

  • От чьего лица зритель видит историю?
  • Кто двигает сюжет вперед?

Если задать эти вопросы при просмотре фильма «Престиж», то можно понять, что главным героем в этом кино является персонаж Хью Джекмана – Роберт Колдлоу. 

Во-первых, именно его глазами мы видим эту историю. Именно его поступки наблюдаем в режиме реального времени. В то время как фокусник, которого играет Кристиан Бейл – Профессор – предпринимает большую часть активных действий где-то за кадром. И мы не видим, как он это делает. Разве что флешбеками при прочтении Колдлоу украденного дневника.

Во-вторых, именно поступки героя Джекмана толкают сюжет вперед. Это он обвинил Профессора в смерти возлюбленной. Именно он отстрелил Профессору палец. Ему не давала покоя слава, которую получил Профессор, создав трюк с телепортацией. Он украл дневник. Он отправился искать Николу Тесла…

В общем, все ключевые события, показанные в фильме, происходят с подачи именно Роберта Колдлоу.

Иногда бывают сюжеты, где зритель смотрит на историю глазами какого-то стороннего наблюдателя. Например, так построен фильм «Побег из Шоушенка». Главный герой там – Энди Дюфрейн. А зритель видит историю глазами его друга Реда. Но и в таких случаях приходит на помощь второй вопрос: кто двигает сюжет? И ответ явно указывает, что Ред не может быть главным героем. Ведь за весь фильм он не сделал ничего, что продвинуло бы историю от начала к финалу. Он только сторонний наблюдатель. 

Основные требования к главному герою сегодня

В современном массовом кино есть несколько общепринятых требований, которые должен выполнять главный герой. Все эти требования в первую очередь созданы для того, чтобы фильм понравился как можно большему количеству зрителей.

Современный главный герой обязательно должен:

  • Активно действовать;
  • Иметь четкую цель;
  • Иметь понятную мотивацию;
  • Иметь четкую арку.

Разумеется, как и любые другие непреложные законы драматургии, эти требования постоянно кем-то нарушаются. Чаще всего это ухудшает фильм. Но иногда не вредит или даже делает историю лучше.

Например, в одном из самых кассовых российских фильмов «Холоп» главный герой Гриша весь фильм отказывается активно действовать. Но так как пред нами история перевоспитания «из-под палки», это наоборот идет на пользу сюжету.

И все же, если вы начинающий сценарист, наш совет: сначала научитесь выполнять общепринятые требования. Разберитесь как они работают и почему они так важны. Поймите, какую задачу решают. А уж потом, если вам так хочется, можете попробовать их обойти или нарушить.

Активное действие

Самое первое на что смотрят продюсеры, когда изучают персонажа.

Персонаж современного массового фильма должен активно действовать. Только так он пройдет по сюжету от начала до конца.

Если всю историю персонаж ничего не делает и весь сюжет происходит вокруг него, это значит перед нами не главный герой, а сторонний наблюдатель. Есть какой-то сюжет, который самостоятельно идет к своему разрешению, а персонаж только стоит на месте и смотрит, чем кончится дело.

К сожалению, эта ошибка одна из самых частых начинающих сценаристов. Чтобы ее заметить, достаточно просто убрать персонажа из истории. Если все события останутся такими же, значит у вас персонаж-наблюдатель, а не главный герой.

Второй вариант этой же ошибки – пассивный герой. То есть персонаж, который активно сопротивляется какому-либо действию, осознанно ничего не делает. Это как раз персонаж Гриши, из фильма «Холоп».

С таким персонажем больше шансов написать интересную историю, чем с героем наблюдателем, но это все еще требует определенных танцев с бубном, которые вряд ли вытянет начинающий сценарист.

Третий вариант пассивного персонажа чаще всего используется в авторском кино. Речь о герое, плывущем по жизни. Он вроде бы совершает поступки, но назвать его «активным» не поворачивается язык: скорее персонажем, который просто что-то делает.

И тут снова надо понимать, что авторское кино – это кино не для всех. А значит и количество зрителей, и бюджеты будут соответствующие. Стоит откинуть надежду, что на вашу историю с таким героем придут посмотреть толпы.

Современные зрители живут на других скоростях и потребляют информацию гораздо быстрее. А потому им больше нравится поглощать истории через какие-то поступки персонажей, а не через визуальные метафоры, длинные монологи и многозначительные паузы.

А потому даже настоящим мастерам авторского кино удается собрать достаточную публику только на одну свою картину из трех.

Так что еще раз повторим: первое, что нужно проверить начинающему сценаристу, анализирующему своего главного героя – активно ли он действует, двигая сюжет. Если нет, это надо исправить.

Цель героя

Чтобы действия героя не было хаотичным набором поступков, вашему протагонисту нужна четкая цель. Зритель должен понимать, чего именно хочет добиться персонаж своими действиями.

Цель формирует сюжет истории. Именно с появлением у героя цели его приключения начинаются. А когда персонаж достигает своей цели, зрители понимают, что фильм подошел к концу.

Таким образом без четкой цели законченную историю рассказать в принципе невозможно.

Основное требование к цели персонажа очень простое: зритель сразу должен считывать, в чем состоит цель героя и в какой момент он ее достигнет.

Объясним на примере. Начинающие сценаристы очень часто ставят перед героем какую-то абстрактную задачу. Например, стать счастливым.

Но что такое счастье? Как зритель поймет, что вот сейчас герой стал счастливым, можно пускать титры? Если он рассмеялся над анекдотом на тринадцатой минуте фильма, это уже счастье? А когда он хорошо поужинал и лег спать в середине – это счастье?

Непонятно. Потому что «счастье» — это максимально размытая как во времени, так и по форме выражения цель. И потому она очень плохо подходит для создания завершенной истории.

Еще хуже если зритель вообще не поймет, чего хочет герой. Туманные или слишком странные цели отталкивают публику. Если зрители не понимают цели персонажа, следить за его приключениями становится не интересно, ведь невозможно четко сказать, приближается он к решению своей задачи или нет.

Так что, создавая своего персонажа, убедитесь, что прописали ему простую, четкую и легко считываемую зрителями цель.

Понятная мотивация

Мы, люди, очень любим о чем-то мечтать, но совсем не любим что-то делать, чтобы исполнить свои мечты. Нужна очень сильная мотивация, чтобы человек начал что-то реально делать.

А так как мы пытаемся сделать своих персонажей похожими на людей, эту же проблему приходится решать и в каждом сценарии фильма.

Дополняя тезис из предыдущей главы, можно сказать так: чтобы история состоялась, герою нужна цель, до которой он, по каким-то причинам, должен дойти как можно быстрее. Желательно прямо сейчас.

Секрет хорошей мотивации именно в слове «должен». Большинство начинающих сценаристов, когда их спрашивают «В чем мотивация вашего героя?», отвечают «Он хочет…», и в этом заключается основная ошибка. Хорошая мотивация – это когда герою именно нужно по какой-то причине достигнуть своей цели. 

Причем, как можно быстрее.

Чтобы фильм начался прямо сейчас, над головой персонажа должен появиться невидимый таймер с обратным отсчетом. И ему кровь из носа нужно достичь цели до того, как этот таймер дойдет до нуля.

В остальном же требования к мотивации такие же, как и к цели. Главное, чтобы зрители сразу считывали и понимали ее.

Арка героя

Чтобы история героя воспринималась публикой как завершенное произведение, сюжет должен провести персонажа через какую-то арку. То есть зрители должны увидеть какое-то изменение в протагонисте.

Это изменение может быть как внутреннее, так и внешнее. 

Внешнее изменение – это изменение сюжетное. Герой был бездомным в начале – купил дом в конце. Был безработным – нашел работу. Был одиноким – женился и завел детей. 

Внутреннее изменение – это изменение в характере. Персонаж был недоверчивым, но благодаря своим приключениям научился доверять другим. Был жадным, а потом понял, что деньги в жизни не главное.

В идеале, конечно, герой должен измениться и так, и так. Причем именно внутреннее изменение помогает добиться внешнего. По типу: научился доверять другим и только благодаря этому нашел работу.

Изменения могут быть как в лучшую, так и в худшую сторону. Если герой, по мнению сценариста, все делает правильно, то его арка должна привести к улучшению жизни. А если, наоборот, обстоятельства заставляют персонажа скатываться во все более и более глубокую тьму, то в конце его арка должна привести к каким-то плохим последствиям.

И опять же, как и в любом правиле драматургии, в этом есть исключения. Иногда встречаются фильмы, где нет какого-либо яркого изменения героя. Но при этом такие проекты могут быть достаточно удачными. Правда, строятся они по другому принципу. В них главный герой в процессе сюжета так воздействует на мир, что это мир меняется от его приключений. Если в таком проекте проследить за второстепенными персонажами, то можно увидеть, что все они после общения с героем стали другими. То есть, по сути, вместо одной арки протагониста авторы придумали пять-десять арок для его окружения.

Разумеется, такой подход гораздо сложнее. Именно поэтому, если вы начинающий сценарист, не стоит сразу замахиваться на такие истории.

Знания о герое. Что мы о нем знаем?

Главный вопрос, постоянно мучающий начинающих сценаристов, которые пытаются придумать героя: «С чего начать?» Так как сценарий еще не написан, то не очень понятно, какие аспекты личности героя могут понадобиться для сюжета, а какие нет.

Многие решают эту проблему кардинально, думая, что герой родится сам в процессе написания диалогов. Но это совершенно неправильный подход. Если выстраивать персонажа исходя из нужд приключений, то велика вероятность в итоге получить очень странную личность, которая будто бы соткана из нескольких разных людей. И разумеется, зритель в такого героя просто не поверит.

Так что создавать персонажа, конечно, нужно на этапе разработки идеи.

Так с чего же начать?

Важные аспекты личности

Личность любого персонажа состоит из трех больших аспектов. Каждый из них делает какой-то свой вклад в характер. Именно они создают основу персонажа, так что обойти их стороной никак нельзя.

Вот эти три аспекта:

  • Физический
  • Социальный
  • Психологический

В принципе, значения этих пунктов можно понять из названия.

Физический аспект вытекает из физического вида персонажа. Внешний вид очень сильно влияет на поведение человека. Если человек слишком красивый и знает об этом, он может быть заносчивым. Если он слишком толстый, то может быть неуверенным в себе. Кроме того, на поведение влияют и базовые физические признаки. Мужчина ведет себя не так, как женщина. Подросток – не так, как пенсионер.

Именно поэтому создавая персонажа очень полезно представить, как он выглядит.

Социальный аспект – это место, которое персонаж занимает в обществе. Есть ли у него семья? Кем он работает? Где вырос? Какое у него образование? Какое у него финансовое положение? Относится ли он к какой-то субкультуре? Понятное дело, что холостой студент престижного вуза, ведет себя не так, как мать-одиночка, работающая уборщицей на заводе.

Так что хорошенько продумайте социальные статусы вашего персонажа.

Последний аспект – психологический. Здесь нужно понять, какими основными психологическими чертами обладает персонаж. Добрый он или злой? Уверенный в себе или застенчивый? Есть ли в нем эгоизм? Лидер он или ведомый?

Продумывая психологические аспекты личности, надо обязательно отталкиваться от написанного в предыдущих аспектах. Чтобы все выдуманное вами сочеталось друг с другом.

Очень часто в учебниках для писателей и сценаристов автору предлагается написать подробную биографию персонажа от рождения и до начала сюжета. Это интересный инструмент, который помогает понять характер героя по ходу изменений на протяжении всей жизни. Но на практике биография персонажа – это больше инструмент литературных писателей, чем сценаристов. Ведь при написании романа нужно гораздо большее погружение, чем при создании кино. Кроме того, сценарии чаще всего пишутся в очень сжатые сроки, а потому у сценаристов часто просто нет времени на придумывание биографии, большая часть которой им никогда не пригодится.

Взаимодействие героя и сюжета

Одна из основных проблем начинающих сценаристов заключается в том, что они в своих идеях концентрируются на сюжетах, а не на персонажах.

Эта проблема может принимать несколько разных форм. Некоторые из них не так критичны, а другие могут разрушить потенциально хорошую историю.

Банальный персонаж внутри истории

Это не совсем ошибка, а скорее общая черта у большинства неопытных авторов, которая часто приводит к проблемам на поздних этапах написания истории.

Начинающий сценарист досконально продумывает сюжет, причинно-следственные связи между эпизодами, ключевые повороты истории. А вот в качестве персонажа берет героя с какими-то обычными качествами.

И, поймите правильно, иногда такого подхода достаточно. Для полнометражного фильма уж точно.

Хотя и среди многосерийных шоу много проектов с таким подходом. Например, популярные отечественные сериалы рубежа XX-XXI веков «Дальнобойщики» и «Солдаты» были построены именно по такому принципу. В одном из них рассказывалась история типичных водителей грузовиков того времени, в другом – типичных солдат-срочников. Да и сегодня вполне можно найти сериалы с обычными персонажами. Например, «ИП Пирогова».

Такие проекты могут существовать, но до тех пор, пока автору действительно удается придумывать вокруг них крутую историю. Но истории имеют свойство заканчиваться, а без нее на руках сценариста остается только скучный персонаж.

И если автор опытный, его такая перспектива не пугает. Он придумает чем зацепить зрителя. 

А вот начинающим сценаристам такой подход просто противопоказан. И для этого есть несколько причин:

  • неопытные авторы не всегда представляют, что на самом деле будет работать на интерес зрителя, а что нет. Они исходят из личного представления о том, что интересно. А значит велика вероятность, что в итоге у них получится история про банального персонажа в скучных обстоятельствах.
  • чаще всего придуманных поворотов и крутых сцен недостаточно для выбранного неопытным автором хронометража. И в моменты между этими сценами сценарий будет сильно проседать.

Чтобы публика подключилась к истории, ей нужно начать сопереживать персонажу. Но привязать зрителя к банальному или, еще хуже, скучному персонажу гораздо сложнее, чем к интересному. Всем хочется ассоциировать себя с личностями, а не серой массой. А если зрителю будет плевать на судьбу героя, никакие сюжетные повороты его не увлекут.

Кроме того, начинающий автор не всегда может до конца понимать: крутая у него история или нет. Из-за малого опыта или недостаточной насмотренности его сюжет на проверку может оказаться гораздо хуже, чем ему кажется. И тогда, если у него нет интересного персонажа на выходе, в лучшем случае получится очень проходной сценарий, где банальный персонаж проходит через клишированные скучные приключения.

Так что наш совет для новичков звучит так: в идеале в вашем сценарии крутой главный герой должен вляпываться в интересные приключения. Но при прочих равных, лучше придумайте интересного персонажа в обычных обстоятельствах, чем банального героя в крутом сюжете. Это всегда выигрышнее.

Персонаж, которого тащат через сюжет

Очень распространенная, но при этом катастрофическая ошибка. Неопытный автор придумывает несколько как ему кажется интересных сцен и аттракционов, а затем насильно протаскивает через них персонажа, не заботясь о том, как и зачем герой ввязывается в эти приключения.

При таком подходе главный герой идет по сюжету, потому что так нужно сценаристу. Зритель не понимает, в чем мотив персонажа и как он попадает из одной сцены в другую.

Кроме того, если строить сюжет именно от интересных сцен, то можно создать историю, где персонаж, вместо того, чтобы решить свою проблему как-то просто, решает ее «интересно». Публика всегда замечает такие моменты. Трудно не заметить, когда персонаж, вместо того, чтобы просто открыть дверцу холодильника и достать бутерброд, прорубает дыру в стене рефрижератора.

И да, может показаться, что этот пример слишком гротескный, но на самом деле он четко описывает минусы такого подхода.

Наш совет начинающим сценаристам: всегда придумывать историю именно исходя из нужд персонажа, а не из попыток всеми способами развлечь зрителя. Это персонаж должен впутываться в приключения, а не сценарист за руку втягивать его в проблемы.

Люди важнее событий

Еще одна частая проблема у неопытных авторов. Она заключается в том, что мастеру слова хочется рассказать о событиях, которые будут происходить в сюжете, а не о людях, которые участвовали в этих событиях.

Чаще всего такая ошибка возникает, если сценарист берет за основу какое-то реальное событие, трагедию или какой-то необычный мир. Фентезийный или мир субкультуры.

Например, если в основе сюжета лежит какой-нибудь пожар, то сценарист рассказывает именно про пожар, а не про людей, которые спасаются от огня или тушат его. Если это фентези, то это история о том, как будет спасено очередное Средиземье, а не о хоббитах, которые это сделают.

Но в этих случаях есть хотя бы интересные события, за которые зритель может зацепиться. Хуже всего, когда авторы хотят рассказать историю про какую-нибудь социальную группу: диггеров, кроссфитеров, веганов, коллекционеров акцизных марок. 

Чаще всего автор сам имеет какое-то отношение к описываемой субкультуре, и, как человеку, вовлеченному, ему кажется, что тут есть простор для истории, которая понравится многим. Но на самом деле чаще всего это далеко не так.

Начинающему сценаристу нужно запомнить очень простое правило: зрители в кино ждут истории про людей, а не про события или кружки по интересам.

Хотите рассказать о каком-то интересующем вас мире или субкультуре, вплетите эти знания в историю персонажа. Никто никогда не стал бы смотреть «Ход королевы», если бы это была история про шахматы. «Эдди-Орел» интересен именно необычным персонажем, не похожим на олимпийского атлета, ведь прыжками с трамплина по-настоящему увлекается не так уж много человек.

Даже история чернобыльской катастрофы в уже ставшем культовым сериале HBO при всем ее резонансе не вызвала бы такого интереса, если бы там не было столько историй про конкретных людей.

Так что вот наш совет начинающим сценаристам: пишите про людей, а не про события.

Теперь во время просмотра фильма или сериала на КиноПоиске вы в любой момент сможете узнать, что за актер сейчас на экране и где еще он играл.

Распознавание выполняет технология DeepDive, в основе которой лежат алгоритмы компьютерного зрения «Яндекса» и собственные разработки КиноПоиска в области машинного обучения. Для распознавания эта технология использует данные об актерах из нашей энциклопедии.

Чтобы выполнить распознавание, достаточно нажать на паузу. DeepDive моментально проанализирует изображение и покажет карточки с именами актеров, которые находятся в кадре. DeepDive определяет актеров в разном возрасте и даже в сложном гриме. Технология узнает Роберта Дауни-мл. как в первом «Железном человеке», вышедшем в 2008 году, так и в фильме «Мстители: Война бесконечности», который появился на экранах 10 лет спустя. Или, например, безошибочно распознает Зои Салдану в зеленом гриме Гаморы в «Стражах Галактики».

В некоторых сериалах DeepDive не только распознает актеров, но и называет имена их персонажей, а также дает о них краткую справку: что это за герой, откуда он появился, какие отношения связывают его с другими персонажами. Это особенно полезно в случаях, когда содержание предыдущих серий или сезонов успело забыться. Описания персонажей составляет редакция КиноПоиска.

Сейчас распознавание работает более чем в 150 фильмах и сериалах, доступных по подпискам. Часть из этих фильмов и сериалов есть только на КиноПоиске: «Чудотворцы», «Академия смерти», «Манифест», «Проект „Синяя книга“», «Перевал» и другие. Посмотреть, как работает DeepDive, вы можете в любом фильме из этой подборки.

Сейчас DeepDive можно опробовать в приложениях КиноПоиска для телевизоров Samsung и LG.

Дополнение: С вечера 11 апреля технология также доступна и в веб-приложении КиноПоиска.

Подписывайтесь на канал КиноПоиска в «Яндекс.Дзене», чтобы быть в курсе всех самых важных новостей из мира кино и сериалов.

Главное сегодня

Канны-2023

Во Франции объявили победителей 76-го Каннского фестиваля

27 мая6

Во Франции объявили победителей 76-го Каннского фестиваля

Канны, послесловие: как мы запомнили этот фестиваль

Канны-2023

Канны, послесловие: как мы запомнили этот фестиваль

Вчера6

«Наследники» — сериал, о котором больше всего пишут сейчас. Рассказываем почему

Сериалы

«Наследники» — сериал, о котором больше всего пишут сейчас. Рассказываем почему

«Барри»: как отличное шоу к четвертому сезону стало абсолютно великим

Сериалы

«Барри»: как отличное шоу к четвертому сезону стало абсолютно великим

«Элементарно»: ромком о притяжении противоположностей с занудными банальностями о толерантности

Канны-2023

«Элементарно»: ромком о притяжении противоположностей с занудными банальностями о толерантности

Вчера1

«Стражи Галактики. Часть 3». Лучший фильм Marvel?

Крупным планом

Подкаст«Стражи Галактики. Часть 3». Лучший фильм Marvel?

Вчера1

Звезды на закрытии Каннского фестиваля

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти оператор набла
  • Как составить доверенность в ворде
  • Как найти эвакуированную машину в химках
  • Как составить кухню по своим размерам
  • Сканирует зеркально как исправить