Как найти своего мужа православие

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

В редакцию журнала «Фома» пришло письмо читательницы:

За мной ухаживает мужчина, все говорят, что хороший, да я и сама вижу, что хороший во всех отношениях. Но вот не лежит к нему сердце. Как понять? Ведь замуж — это один раз и на всю жизнь. А что, если через год или два я встречу того, кто мне предназначен Богом? А если, наоборот, никого не встречу и получится, что упускаю возможность выйти замуж за хорошего человека? Как понять, что предназначено Богом?

О том, как в православии относятся к понятию «суженый», где найти свою любовь и что делать, если это не удается, мы поговорили с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Отец Федор, читательница спрашивает, как понять, что именно этот определенный человек уготован ей Богом? Можно ли здесь промахнуться мимо воли Божьей?

У верующего человека нет такой задачи — из тысячи найти для создания семьи того, у кого за спиной висит значок «воля Божья». Это не квест и не загадка, которую надо разгадать. Конечно, Господь знает, кто лучше для нас подходит, но здесь заключается тайна промысла Божьего и одновременно свободы человека.

То есть «суженых», по большому счету, нет?

Представление о существовании суженого — это сильное упрощение христианского понимания брака. Если мы обратимся к таинству венчания, то увидим, что священник в нем просит Бога утвердить принятое людьми решение. Именно утвердить, но не принять его за них. В таинстве брак лишь освящается, а не дается некая санкция на выбор человека, в него вступающего.

В связи с этим сейчас происходит интересная трансформация чина венчания. Брачный допрос, который совершает священник перед началом таинства, раньше состоял только из вопросов о том, не принудили ли человека к браку и нет ли у него обещаний перед другими людьми. Но я знаю, что в наше время некоторые священники просят молодых дать друг другу такое обещание: «Я беру тебя (называют имя) в законные жены (мужья) и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение, пока смерть не разлучит нас. И да поможет мне в этом Господь». Это важно, потому что, когда человек произносит такие слова перед лицом Божьим, он в полной мере осознает, что это его личное решение и его персональный выбор, за который он несет ответственность. Один священник рассказал мне такую историю. Он, готовя пары к венчанию, предлагал молодым дать упомянутое выше торжественное обещание верности. И не однажды от жениха перед таинством слышал: «Ой, не надо… А вдруг не получится?» Эта неуверенность в своем выборе становится наиболее очевидна перед лицом Бога.

В восприятии человека как того, кто был уготован Богом, есть одна западня. Легко сказать: «Меня благословил на брак прозорливый старец». А потом, когда лет через пятнадцать начинаются сложности, человек разводит руками и говорит: «Не я же выбирал и решал!». Перекладывание ответственности за сделанный выбор на Бога — проблема, с которой можно столкнуться и которая может привести к тяжелым последствиям.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

В 1990-е годы, когда воцерковлялось большое число людей, среди верующих были распространены поездки к старцам, чтобы попросить благословение на брак. Я помню, что отец Кирилл (Павлов) очень неохотно шел на это. У нас, по-неофитски горящих молодых людей, готовых поступить так, как благословит старец, это вызывало удивление. Только потом, с годами, я понял, в чем дело. Если к нему приезжал человек, который толком не знал своего избранника или избранницу, но уже просил благословения на брак, отец Кирилл внимательно спрашивал, нравится ли приехавшему за благословением человеку его потенциальные жених или невеста, расположено ли к нему или к ней сердце. И после молитвенной паузы он мог дать благословение на то, чтобы познакомиться с человеком поближе.

Понятие «суженый» очень зыбкое. Кто и как его нам судил? Лучик света упал на него? Указали друзья, священник или родители? Или показалось, что его Бог послал? Личной ответственности во всех этих случаях случае немного.

То есть выбор мы должны сделать сами. Но какое участие все же в нем принимает Господь?

Человек приходит к Богу, держа за руку своего избранника, и Господь дает ему Свою благодать, помощь и силу строить семью. Но нужно иметь глубокую веру, чтобы довериться благословению Божьему, полученному при венчании, и, сжигая за собой мосты и не оглядываясь ни на кого больше, идти с выбранным человеком вместе по жизни до конца.

Влюбленность, увлеченность — это «крючок с наживкой», на который ловится человек для того, чтобы создать семью. А когда он войдет в нее, то начинает учиться, потому что, как говорят святые отцы, семья — это школа любви. Кто бы женился или выходил замуж, зная, сколько сложностей будет впереди? А они будут, но та самая увлеченность, молодая наивность и неопытность в хорошем смысле помогают человеку решиться на создание семьи и обрести в ней великую радость.

Хорошо, ждать знака, что этот человек тебе предназначен, не надо. Но на чем основывать свой выбор избранника, чтобы потом не пожалеть?

Прежде чем искать любовь и предпринимать намерения для создания семьи, стоит четко понять, что такое брак. Это — союз мужчины и женщины на всех трех уровнях: телесном, душевном и духовном. Это значит, что человек как минимум не должен вызывать у вас телесной неприязни, у вас должны быть общие интересы и увлечения, но самым важным является духовное единство — устремленность обоих к Богу. При сочетании всех трех составляющих построить семью значительно легче. Если человек, например, не подходит вам по типажу или даже не привлекает телесно, то это может стать миной замедленного действия, которая при семейных неурядицах неожиданно сработает против вас через 10-15 лет.

Сейчас как никогда много свободы в выборе, тогда почему молодому человеку или девушке так сложно этот выбор на ком-то остановить, найти человека, с которым он увидит возможность создать крепкую, настоящую семью?

Во-первых, в этом поиске сбивает с пути стремление многих попробовать как можно больше вариантов еще до брака, якобы чтобы найти самый из них подходящий. Только вот добрачные связи здесь совсем не помогают, а наоборот — разрушают возможность создать счастливую в будущем семью. Пустившегося в такие связи человека будут всегда искушать мысли: «А может, есть кто-то лучше?». При первых трудностях человек будет сравнивать с теми вариантами, которые отверг.

Во-вторых, найти свою пару и построить семью — это искусство и опыт, полученный от родителей. А в нашей стране, начиная с революций и войн прошлого века, количество семей, в которых женщины растят детей в одиночку, только увеличивается. Вырастая в такой даже самой любящей, но неполной семье, девочка или мальчик не несут в себе определенных поведенческих сценариев, опираясь на которые, они смогли бы построить семью.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

В-третьих, современные молодые люди и девушки плохо понимают, что такое настоящие отношения. Церковное сознание предполагает восприятие всего в жизни как служения, то есть делания для Царства Божия. Ведь в служении ближнему мы подражаем Самому Христу, Который сказал о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И романтические отношения, а потом и создание семьи — это тоже служение двух людей друг другу.

Настоящее служение жертвенно, и настоящая любовь такая же. А современный человек любит по-другому: только владея, только получая. Это чревато тем, что, переставая получать, человек теряет интерес и уходит. Христианская любовь предполагает отдачу, и это один из главных путей к брачному счастью. «Блаженнее давать, нежели принимать», — говорит апостол Павел, цитируя Христа. Когда человек отдает, когда он служит своей семье, то и получает это блаженство.

Искусство любви начинается с умения замолчать. Ты смещаешь фокус с себя на другого, замолкаешь и пытаешься вслушаться в другую вселенную. Не человек должен меняться и подстраиваться под тебя, а ты должен услышать и воспринять красоту другого, потому что это сделает и тебя глубже и шире.

А правильно ли вообще просить у Бога мужа или жену? Часто ведь бывает, что человек, долго прося у Бога и не получая, впадает в уныние, начинается кризис веры.

Я думаю, что просить можно и нужно. Господь говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). При этом нужно понимать, что не все, о чем мы просим, может быть нам полезно. Бывает, что человеку для спасения полезнее остаться одному. Принять волю Божью в таком случае — правильно и спасительно, потому что вы перестаете терзать себя и мучиться от ежедневного ожидания. Но важно не отчаиваться, потому что мы не можем предугадать, каким будет завтрашний день. Всегда есть что-то, что Господь попускает нам терпеть.

Более того, в этом есть современное мученичество. Например, девушка, не позволяющая телесной близости до брака, может остаться одна. Конечно, в этом — верность Христу, но в этой верности всегда есть мученичество, страдание, крестоношение.

Правда ли, что для православного человека жить без супруга, без семьи противоестественно? Часто можно услышать: православная девушка должна быть замужем!

Нет, это не так. Конечно, в нас звучат отголоском слова Бога: Нехорошо быть человеку одному (Быт 2:18). Но ведь у нас в жизни — со времен грехопадения — много того, что нехорошо.

Человек ценен сам по себе. Он не функция и не роль, которую обязан воспроизвести в жизни. Господу дорог каждый человек в его уникальном жизненном пути. Есть множество людей, не создавших семьи и при этом послуживших Богу, среди них есть и святые.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

Мне кажется, что чрезмерное болезненное ожидание и восприятие себя без брака как неполной личности даже сильно мешает созданию семьи. Полюбить самодостаточного, цельного человека легче. В любом случае, не нужно воспринимать себя ущербным, если сейчас, в будущем или даже никогда не получится вступить в брак. В Царствии Божьем человек будет настолько утешен любовью Господа и других людей, что все это забудется и не будет иметь никакого значения.

Нужно ли специально самому искать любовь или стоит надеяться, что Господь пошлет человека?

Можно и так, и так. Я знаю прекрасную пару, которая познакомилась на сайте православных знакомств, то есть они сами предприняли шаги к тому, чтобы найти друг друга. Важно, что даже это делание должно быть с молитвой. Тогда, может, Господу будет легче помочь нам?

А что делать, если спустя время осознаешь, что, отказав человеку, ты упустил свое счастье? Как не совершить фатальной ошибки, чтобы потом не раскаиваться?

Не нужно оглядываться назад и рефлексировать: а что было бы, если… Но теперь, если в вашей жизни появится человек, который не вызывает в вас телесного отторжения, интересен вам как собеседник и друг и живет по заповедям — постарайтесь не отталкивать его. Даже если вы в него пока что не влюблены, не спешите отказывать. Все остальное придет, потому что Господь может дать любовь.

Что вы обычно говорите молодым людям и девушкам, которые приходят просить совета в поиске второй половины? Есть ли тут какие-то правила действия?

Как двум целомудренным людям подойти друг к другу на улице? Представьте, что парень подходит к девушке и говорит: «Ты православная?» — она покрутит у виска и сразу же сбежит.

Во-первых, советую молиться одной коротенькой молитвой: «Господи, дай мне мужа (жену), Тебе угодного(ую) и мне приятного(ую)». Во-вторых, идти туда, где есть молодежь. Сейчас при храмах существует большое количество активностей, значительную часть которых как раз и организуют для молодых людей и девушек, чтобы они знакомились, общались. Церковь должна заботится об общем делании: будь то байдарочные походы, как у нас, например, или же обычная воскресная трапеза после службы. Священник не должен подвести девушку к парню за руку и сказать: «Вот, твоя судьба» — но должен способствовать знакомству и общению молодежи через общее благое дело.

Беседовала Анастасия Спирина


Как не ошибиться в выборе второй половины

Наверное, никто, будучи в здравом уме, не станет
составлять подробную инструкцию о том, как правильно
выбрать себе жену или мужа. Тема эта настолько деликатна,
таинственна и сложна, что рассуждения о ней выглядят в
лучшем случае юмореской, как у раннего Чехова, а в худшем
– банальным младостарчеством, от которого за версту
веет духовной прелестью и горделивым самомнением.

Кроме того, давать подобные советы особенно в частном
случае – это еще и брать на себя определенную
ответственность за вопрошателя. Именно поэтому один
прозорливый старец некогда отказался отвечать на подобный
вопрос юноши, пришедшего к нему за советом о выборе
жизненного пути.

«Везде тебя ждут скорби, –
сказал он, – и в семейной жизни, и в монашеской.
Возможно, по своему малодушию ты станешь ругать меня,
говоря: что же это батюшка отправил меня по столь
скорбному пути, а ведь могло всё быть иначе…»

Впрочем, никто не мешает нам упростить ситуацию и
порассуждать об этом абстрактно и апофатически, то есть
скорее говоря не о том, каким качествам должен
соответствовать избранник или избранница, а о том, чего у
него или у нее быть уж точно не должно.

Разум&чувства

Однажды от одного благочестивого человека мне довелось
услышать о чудесной истории знакомства с будущей женой
– знакомства, увенчавшегося долгим и счастливым
браком: «Я сидел в столовой, спиной ко входу…
Ни о чем таком не думал… Вдруг сзади распахнулась
дверь, и я мгновенно почувствовал, что вошла ОНА. В свою
очередь, моя будущая супруга потом рассказывала мне точно
о том же: войдя в помещение и сразу же увидев мою
согбенную спину в гимнастерке, неказисто постриженную
голову на тощей шее… она тут же поняла: это
ОН».

Несомненно, такое внезапное, не вызывающее ни мельчайшей
доли сомнения, уверенное нахождение своей второй половины
– удел чистых, невинных и, как следствие, духовно
опытных людей. «Чем более люди приближаются к Богу,
тем ближе они и друг к другу», – говорит по
этому поводу авва Дорофей.

Наше незнание ближнего – это следствие незнания
самого себя из-за духовной незрелости

Нередко, когда брак уже распался,
пострадавшая сторона, оправдываясь в своем изначально
неправильном выборе, говорит: «Я не знала, что он
может оказаться таким непорядочным человеком».
Будьте искренни и не обманывайте себя: обыкновенно, за
редким исключением, наше незнание ближнего – это
следствие незнания самого себя по причине отсутствия
чистоты сердечной и духовной зрелости.

Именно поэтому не всегда следует доверять своим чувствам,
но стоит попытаться включить рассудок, менее поврежденный
грехом, чем сердце. Это позволит сделать некоторые
простейшие выводы, которые помогут избежать горького
разочарования и крушения семейной ладьи.

Несомненно, чувства должны быть возвышенны. В идеале жених
должен с благоговением думать о своей невесте как об
ангеле. Если его голова поражена нечистыми помыслами о
предмете любви, так, как иногда прыщи поражают лоб
подростка, то это еще очень несовершенные чувства.
Впрочем, это вовсе не означает, что будущая жена не должна
быть для вас привлекательна как женщина.

Тут всё дело в акцентах. Они должны быть расставлены в
правильной и четкой иерархии: на первом месте духовное и
душевное единство, на втором – телесное. Если всё
наоборот, быстрый крах семейной жизни – неизбежен.

Собирайтесь в разведку

Есть прекрасный способ определить степень дружбы и доверия
к определенному человеку: представить мысленно, а лучше
– пережить с ним реальную кризисную ситуацию,
которая и покажет все его недостатки, о коих он даже может
и сам не подозревать. Иными словами, хотите узнать
человека – собирайтесь с ним в разведку.

Иногда для этого достаточно включить фантазию. Когда я был
еще неженатым студентом, один мудрый монах посоветовал мне
искать спутницу жизни, с которой будет просто интересно и
не скучно. «Представь, – говорил он мне,
– что вы с ней попадете на всю жизнь на необитаемый
остров, и внимательно подумай: обрадует ли тебя такая
перспектива или нет? Будут ли у вас общие темы для
созидательного разговора, или они иссякнут через несколько
дней вашего совместного общения?»

Небольшой кризис можно вызвать искусственно: пойти,
например, в трудный поход и там внимательно понаблюдать,
как человек ведет себя в сложных ситуациях.

Довелось мне однажды слышать про довольно простой и
доступный способ такой «разведки» от одного
счастливого в семейной жизни зрелого человека. Признаюсь
честно: способ несколько грубоват и потому лично мной не
использовался.

Суть его проста: надо зимой, внезапно затеяв со своей
девушкой игру в снежки, ненароком попасть ей не шибко
твердым комочком прямо в лицо и посмотреть на реакцию.
Если справедливо вознегодует и надолго обидится –
значит, это не ваша невеста. Смиренно рассмеется –
смело женитесь.

Синдром «Афони»

Кадр из фильма «Афоня»
Кадр из фильма «Афоня»

Женскому полу Господь дал очень верное и крепкое сердце.
Если женщина с чистым сердцем полюбила – она ничего
не испугается и пойдет до конца. Вспомните, кто остался
верен Христу до самого гроба – в прямом и переносном
смысле. Мироносицы! Все апостолы-мужчины, за исключением
Иоанна Богослова, испугавшись, бежали, а женщины, невзирая
на опасность, остались.

К сожалению, нередко приходится видеть, как некоторые
непорядочные мужчины пользуются этой психологической
особенностью женщин и последние оказываются в итоге у
«разбитого корыта». Я называю это синдромом
«Афони», вспоминая известную советскую комедию
с Леонидом Куравлевым в главной роли.

В этом фильме молодой, обаятельный и циничный слесарь
Афоня, всё содержание жизни которого – это
«халтура» в самом широком смысле слова и
пьянство, доходит в своем падении до крайней черты: работу
из-за хулиганства потерял, любимая женщина ушла, друзей
нет. Отчаявшись, Афоня возвращается в родное село и с
ужасом обнаруживает, что тети, воспитавшей его вместо
матери и по сути посвятившей ему всю свою жизнь, уже давно
нет в живых.

Узнаёт главный герой, как ждала она его писем и, не
дождавшись, стала сама себе их писать, отправляя из
соседнего села. Рассказывают Афоне односельчане и о том,
как сидела тетя каждый день у окна в ожидании своего
любимого «Конька-Горбунка», да так и, не
увидев его, умерла, глядя на дорогу…

Заканчивается фильм оптимистично: вечно делающий всех
женщин вокруг несчастными Афанасий прозрел, возненавидев
себя и прошлую жизнь. И этот очистительный катарсис
ускорила добрая девушка, которая, полюбив Афоню,
разглядела в нем хорошего человека и оказалась готова
связать с ним всю свою жизнь.

Увы, в реальной жизни не всё так оптимистично. Чаще всего
«Афоня» так и остается «Афоней», и
не стоит ждать, что он когда-то повзрослеет и станет
ответственным и альтруистичным главой семьи, даже если и
найдет в себе силы устыдиться всей своей прежней жизни.
Человек не может быть духовно статичным. Или он растет,
постепенно и упорно работая над собой, или же с
увеличивающейся скоростью скатывается в пропасть греха.

Поэтому, дорогие девушки, не стоит себя обманывать. Если
ваш ухажер не выполняет свои обещания, постоянно врет по
мелочам, в институте или техникуме всё время находится на
грани отчисления, «косит» от армии и при этом
серьезно подвержен какой-то страсти (например игромании),
не обольщайтесь – дальше, скорее всего, будет только
хуже. Помните о том, что вы можете сделать несчастными не
только себя, но и своих будущих детей.

Смотрите на родителей

Хотите взглянуть на возможный портрет своей супруги лет
через десять-двадцать совместной жизни? Внимательно
посмотрите на ее мать. Обратите внимание на то, как она
общается со своим мужем – вашим потенциальным
тестем. Наверное, нельзя сказать, что мы полностью
копируем своих родителей, но всё же определенная
зависимость есть, и она будет неизбежно сказываться.

В редких случаях человек способен вылепить, с Божией
помощью, себя и отказаться от явных пороков и дурных
поведенческих стереотипов, царствовавших в той семье, где
прошло его детство. Но помните: определенное влияние на
вас ваших новых родственников неизбежно. И если в доме
вашего потенциального супруга считается нормальным
ругаться матом или коротать всё свободное время в трусах
перед телевизором, то впоследствии это неизбежно коснется
и вас, и – главным образом – ваших детей.

Замуж за «ребенка»

Помимо духовных трудностей выбора жениха или невесты
довольно часто встречаются проблемы психологические. Самая
распространенная из них заключается в том, что ваш
потенциальный супруг или супруга может оказаться психологически
незрелым человеком, не могущим и не желающим
самостоятельно принимать трудные решения и нести
ответственность.

Чаще всего такая незрелость проявляется в неспособности
уже взрослого человека отделить себя от родителей, главным
образом от мамы. В таком случае брак, в котором всё время
навязчиво присутствует третий человек, обречен на полный
крах.

Однажды мне довелось быть свидетелем развала такой семьи.
Добрые, неглупые и трудолюбивые супруги были вынуждены, за
неимением собственного жилья, поселиться в доме у
овдовевшей тещи, и первое время, пока не родился ребенок,
всё было довольно спокойно.

Но с появлением сына счастливый отец почувствовал
необычайно сильную ревность со стороны своей «второй
мамы». Она стала ревновать зятя одновременно и к
своей дочери, и к новорожденному внуку. Бедному папе даже
не давали под самыми разными предлогами подержать толком
свое дитя и уж тем более погулять с ним на улице.

Терпеливый и смогший в этих трудных обстоятельствах
остаться тактичным муж, беззаветно любящий свою жену,
решил вопрос кардинально: через год-полтора сумел
напрячься и купить собственную просторную квартиру. И
когда он, окрыленный, преподнес ключи своей жене, то
вместе со сдержанной радостью получил от нее в ответ
ультиматум: «Я согласна переехать и жить там, но
только вместе с мамой». Так она и не
переехала…

Еще более некрасиво, когда психологическим ребенком
является уже взрослый мужчина. Распознать такого довольно
просто еще до свадьбы: чаще всего он банально сидит
«на шее» у своих родителей и вместо того,
чтобы хоть немного помогать им (например, оплачивая
коммунальные услуги или возделывая огород на даче), сам
постоянно тянет из них всевозможные ресурсы.

У такого «ребенка» всю жизнь одни проблемы.
Вместо того чтобы отдавать – он постоянно только
забирает и в самой трудной ситуации – сознательно
или бессознательно – ищет выгоду только для самого
себя. Нередко такой в социальном плане паразит умеет
виртуозно манипулировать людьми и использовать на практике
известный тезис о том, что «женщина любит
ушами».

Пожалуй, самые страшные в моей пастырской практике
семейные трагедии типа бросания жены непосредственно перед
родами происходили по вине вот таких психологически
незрелых горе-мужей, привыкших по-детски всегда и во всём
себя жалеть и оправдывать.

Замуж за неверующего

Ну и, наконец, самое главное: опасайтесь жениться (выйти
замуж) за неверующего человека. Главная проблема здесь в
том, что сейчас понятия веры и верующего необычайно сильно
девальвировались. Нередко, называя себя верующим, ваш
потенциальный жених или невеста имеет в виду лишь
признание факта существования Бога и не более того.
Церковь для такого человека может быть совершенно чуждым и
непонятным «механизмом», а то и занозой,
неприятно уязвляющей совесть.

Впрочем, чтобы понять и увидеть это, нужно и самому быть
верующим человеком и честно ответить себе на вопрос: а
собираюсь ли я вообще построить христианский брак? Какое
место будет у Христа в нашей семье? Будем ли мы вместе
говеть, исповедоваться, причащаться и, согласно старинной
русской традиции, крестить друг друга перед сном,
испрашивая прощения?

Да, апостол Павел говорит, что «неверующий муж
освящается женою верующей, и жена неверующая освящается
мужем верующим» (1 Кор. 7: 14), но говорится это
скорее всего о такой ситуации, когда один из супругов, уже
состоя в браке, обратился ко Христу.

Наверное, как и всюду, и здесь бывают свои исключения.
Вполне вероятно, что среди людей, далеких от Церкви, можно
найти порядочного и благородного человека, с которым вы
почувствуете душевное родство и в котором разглядите
потенциальное благочестие.

В любом случае не обманывайте себя: при построении крепкой
и счастливой во Христе семейной жизни легко не бывает.

Если вы в чем-то обманулись, пусть это послужит вам
поводом для смирения

Ну а если всё же случилось так, что вы в чем-то
обманулись, то пусть это послужит поводом для вашего
смирения. И задайте при этом сами себе вопрос: почему я
должен терпеть и нести бремя нелегкой семейной жизни с
этим человеком?

А ответ на него будет прост: потому что я не средневековая
черкешенка, которую похитили и насильно выдали замуж; у
меня был выбор, и ответственность за то, что он именно
такой, лежит по большей части на мне.

Что если не удается найти мужа / жену?<br><span class="bg_bpub_book_author">Иерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/" target="_blank" title="Георгий Максимов, священник">Георгий Максимов</a></span>

Что если не удается найти мужа / жену?

Бывает так, что некоторые девушки долго не могут найти себе жениха и очень переживают из-за этого. Бывает также и юноши не могут найти себе жену и тоже из-за этого переживают. Эти переживания могут очень сильно тревожить человека, и человек страдает, переживает, думает, почему это со мной, почему я никак не могу, почему у других есть, а у меня нет, и так далее. И я хотел бы предложить некоторые размышления по этому поводу. Подчеркну, то, что я скажу здесь, в этом видео, ‒ это не истина в последней инстанции, просто некоторые мои наблюдения и размышления, которые, может быть, окажутся для вас небесполезны, если вас касается эта ситуация или кого-то из ваших знакомых.

Итак, прежде всего, что я хотел бы сказать: люди, у которых есть вот такие затруднения, они, как мне бросилось в глаза, нередко представляют, что, вот, найдут они себе мужа или жену, и вот тогда-то они станут счастливы, вот тогда-то их жизнь станет наполненной, и они будут чувствовать эту полноту жизни, и всё будет замечательно, и муж (или жена), соответственно, будут как раз, как они себе представляют; и отношения у них будут замечательные; и всё будет хорошо. А сейчас все плохо, потому что этого нет, а вот это будет, и у меня будет всё хорошо. И вот, надо сказать, конечно, здесь возникает вопрос: но почему вы так думаете? И здесь, что хотелось бы сказать: если вы посмотрите на ваших знакомых и друзей, родственников, которые обрели семью, то увидите, что далеко не все из них получили ту семейную жизнь, которую хотели. Опять же, мне ли рассказывать о том, как много браков распадается, а из тех, что не распадается, как много браков, в которых люди мучаются друг с другом. Поэтому, конечно, то, что вы пока что не нашли себе вторую половину, как говорится, в этом есть некоторый промысл Божий. Какой промысл? Господь уберегает вас от того, к чему вы еще не готовы. И что значит не готовы? Почему распадаются семьи очень часто, на мой взгляд, даже в подавляющем большинстве случаев? Из-за эгоизма людей ‒ люди зачастую оба (и муж, и жена), заражённые эгоизмом, как и практически каждый в нашем обществе с юности, ‒ и вот двум эгоистам ужиться друг с другом крайне тяжело: нужно уступать в семейной жизни, ты учишься жертвовать собой ради другого, и пока настолько, насколько ты готов жертвовать, и настолько, насколько эта готовность жертвовать, самопожертвование, она взаимна ‒ настолько эта семья может дальше жить, расти, развиваться, укрепляться, и так далее. А у эгоиста нет желания вообще жертвовать собою, а если он и делает, то ему это трудно, ему это не хочется. И это выражается во многом: в самых разных мелочах может выражаться, может приводить и к серьёзным, крупным ссорам, спорам, и так далее. Так вот, здесь, собственно говоря, и вопрос, повод задуматься: если ты не можешь сейчас найти себе спутника жизни (жениха или невесту), то присмотрись: а какие у тебя отношения с окружающими людьми, как ты относишься к родственникам, как ты относишься к друзьям своим, как ты относишься к коллегам по работе, всё ли у тебя в порядке? Если у тебя есть проблемы в отношениях с людьми, с которыми ты редко сравнительно видишься, с которыми ты проводишь не всё время, с которыми ты не живёшь, то с супругом или супругой, с которой ты будешь постоянно связан, эти же проблемы, эти же черты твоего характера ‒ они вылезут в ещё большие конфликты.

Так вот, не надо ждать, что тебе достанется какой-то идеал, бывает, тебе достанется, может быть, очень хороший, но всё-таки обычный человек, у которого есть какие-то свои немощи, и тебе нужно будет приучится жить в мире с этим человеком: и с его положительными, и с его отрицательными сторонами. Тебе нужно научиться жить в мире с людьми. Если ты сейчас с незнакомыми или полузнакомыми людьми не можешь долго жить в мире, не можешь поддерживать и сохранять доброжелательные отношения, то откуда у тебя силы для этого возникнут в семейной жизни, где требуется гораздо больше усилий. Так поэтому, может быть, пока у тебя есть время, приложить усилия к тому, чтобы изменить свою душу, свои отношения с окружающими людьми, ‒ это тебе поможет тогда, когда ты встретишь свою вторую половинку (условное выражение, но будем его использовать).

Так бывает: вот, девушка молиться, чтобы Господь послал ей мужа. Приходит к священнику, жалуется: вот я одна, хочу найти мужа. Господь посылает ей мужа. Потом она приходит к священнику жаловаться о том, что муж плохой, такой-сякой-разэдакий, и пилит этого мужа, изводит его разными истериками. Молится о том, чтобы у нее были дети ‒ хорошо, Господь посылает ей детей. Она начинает этих детей бить, кричать на них, срываться. Потом приходит и жалуется на детей, и сама на себя жалуется и мучается от того, что не может быть той матерью, которой она хотела бы быть. Печально это видеть. Так если Господь пока что тебе не даёт супруга или супругу, используй это время для того, чтобы поработать над своей душой, для того, чтобы когда пришло бы время, тебе было бы легче стать или женой, или мужем, матерью, отцом… Это гораздо более продуктивно, чем постоянно изводить себя о том, что, вот, у меня нет того, чего бы я хотела, или чего бы я хотел… Даже если, предположим, Господь так и не даст тебе вторую половину, так всё равно в результате этой работы ты станешь лучшим человеком и лучшим христианином. Это в любом случае будет в плюс тебе.

Что касается того, как найти мужа или жену, на мой взгляд и по моему опыту, лучше всего молиться о том, чтобы Господь послал того вам супруга или супругу, которую ему угодно для вас найти. Потому что полагаться на собственный поиск, на собственные критерии оценки, ‒ это весьма ненадежно. Лучше всего ‒ это то, что Господь пошлет в ответ на молитву. Лучше всего ‒ это вымаливать. Можно просить и молиться блаженной Матроне, и своей небесной покровительницей или небесному покровителю, можно молиться и другим святым, и самому Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице ‒ в общем-то, вот на душу как положиться, и можно молиться об этом. Но самое главное ‒ оставлять это на волю Божию, оставлять место воле Божией, чтобы не было так, что, вот: Господи, сделай так, как я хочу, именно это для меня будет лучше. Потому что мы не знаем, что для нас будет лучше. Если посмотреть на то, как сейчас складываются отношения в современных семьях, что иногда бывает ‒ иногда семья становится просто адом на земле для тех людей, которые в ней находятся. И я скажу так: если сравнивать хорошую, добрую, любящую христианскую семью с одиночеством, то, конечно, такая семья лучше, чем одиночество; но если сравнивать семью, которая является адом на земле с одиночеством, то одиночество лучше, чем такая семья.

Какая именно будет у вас семья, каким именно вы станете мужем, или какой именно вы станете женой, пока не придет время ‒ вы не узнаете. Если Господь это время от вас отстраняет, откладывает, то это не потому, что Ему жалко для вас, а оттого, что Он видит, что пока что вы к этому не готовы, и в этом проявляется Его любовь к вам. Много людей в семьях страдает, и вот этих страданий ни я бы вам не хотел, ни Господь для вас не хочет. Означает ли это, что я против семьи? Да ни в коем случае! Семья христианская ‒ это школа любви для того, кто должным образом к ней относится, это очень полезно для личностного становления, для христианского становления человека; это то место, где человек растёт, вернее, может расти; это от него зависит, как он распорядится тем, что Господь ему дал, и на что он свою семью и свои семейные отношения будет использовать. Но делать из семьи идола не стоит. Действительно, не стоит. Поэтому, мне кажется, самым правильным вот в этом положении было бы, во-первых, молиться; во-вторых, работать над собой; в‑третьих, положиться на волю Божию. И надо жить полной христианской жизнью, той жизнью, которая у вас есть сейчас, стараться расти как христианин, совершенствоваться как христианин. Пусть это занимает вас больше всего, а не то, найдете ли вы жену, найдете ли вы мужа. И если вы станете таким человеком, у которого есть цель, у которого есть наполнение его жизни, есть его рост внутренний, то вы станете и более привлекательной для тех людей, которые могут стать достойным спутником жизни. Если же вы станете постоянно изводить себя, что вот ваша жизнь сложилась не так, как вы хотели бы, то вполне вероятно, что и другие люди будут чувствовать ваше недовольство жизнью своей, а такой человек, знаете, честно скажу, мало бывает привлекателен для тех, с кем хотелось бы связать свою жизнь. Не должно быть идеи, что нужно выйти замуж любой ценой; не должно быть идеи, что можно выйти замуж, там, абы за кого, потому что бывает так, что люди с такими идеями ‒ они выходят замуж, буквально, за первого встречного, и потом ни к чему хорошему, мягко говоря, это не приводит. Не стоит спешить, Господь даст всё в своё время, если мы сами будем к этому готовы, если мы сами доверим свою жизнь в Его руки.

Иерей Георгий Максимов

Венчание.jpg

Ответы на этот важнейший в жизни молодого человека или девушки вопрос предлагаем искать у оптинских старцев, к которым обращалась не только молодежь, но и выдающиеся мыслители своего времени.

Искать волю Божию, а не свою

Даю вам такой совет: во-первых, надо прибегать к Господу Богу с молитвой и к Пречистой Божией Матери – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле, а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Такое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле. Потом принять совет родных и ближних ваших, конечно, Господь и им известит сказать вам полезное. Еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности Святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую при содействии помощи Божией.

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 

Страсть – плохой советчик

Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

Неожиданная встреча с незнакомой девицей сделала на тебя впечатление, не может ли она составить партию? Может быть, и осуществится, если на то будет воля Божия; ты не ищешь богатства и красоты, а благочестия и разума, чтобы разделять на поприще житейском приятое и скорбное и чтобы имела правильное понятие о вещах и могла рассуждать хорошо. По уверению той почтенной дамы, у которой ты ее видел, она довольно образованна, умна и скромна, а и это немаловажно, что, проводя жизнь умеренно и даже бедно, могла избежать шумных и неполезных приличий мира или света, много имеющих влияние на нравственность. Ты находишься в колебании и не знаешь, серьезна ли эта мысль: я не смею взять на себя в таком важном деле решительно тебе сказать, но советую молиться Богу и предоставлять Его воле это дело. Если оно будет Ему благоугодно, то желание твое усилится к исполнению, и тогда, также призвав помощь Божию, отслужа молебен Господу и Матери Божией, приступать к делу, а если по молитве будет изглаживаться из памяти, то так и оставить.

Макарий Оптинский (Иванов)

Главный выбор – на стороне жениха, а не родителей

Родителям сына принуждать не полезно брать невесту такую-то или такую. Главный выбор невесты должен быть на стороне жениха, ибо ему жить с ней.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

С кем не нужно связывать свою судьбу?

Пишешь, что… один человек, который некоторое время жил в киновии близ Троице-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку… выйти ли этой девушке за означенного человека или нет? Выйти-то можно, да будет ли от этого толк? В Евангелии Сам Господь глаголет, что «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я со своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя.

Амвросий Оптинский (Гренков)  

А если проблемы со здоровьем?

С. не советую выходить замуж до полного выздоровления. Замужняя жизнь и крепкие организмы надрывает, а для больных и скорую смерть готовит.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

Торопиться в любом случае не следует

Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское; кроме собственных свойств его, рассмотреть и само его положение, и сами обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство.

Амвросий Оптинский (Гренков)

«Как создать семью?»
Беседа со священником Алексием Дарашевичем

 


Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и
сестры! В эфире православного телеканала
«Союз» программа «Беседы с
батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин.
Сегодняшний гость нашей студии в Андреевском
монастыре Москвы – настоятель храма в честь
Животворящей Троицы в Поленове священник Алексий
Дарашевич.

Здравствуйте, отец Алексий.

– Здравствуйте.

– Благословите наших телезрителей.

– Господь Бог наш Иисус Христос благословит нас.

– Темой сегодняшней беседы мы выбрали
создание семьи – как найти супруга. И я задам первый
вопрос. «И сказал Господь: не хорошо быть человеку
одному, сотворю ему помощника, соответствовенного
ему». Отец Алексий, легко ли найти человеку свою
вторую половину, действительно ли эти половины
существуют?

– Где найти? Это очень тяжелый вопрос. Потому что
сейчас найти вторую половину стало трудно. Сначала спросим
себя, надо ли искать вторую половину или брать то, что
рядом видишь? Здесь надо внести ясность. Там, где есть Бог
и человек осознает Бога – конечно, нет ничего
случайного. Рождаются люди разных полов, значит, Господь
действительно подготовил для них вторую половину. Он не
может этого не сделать, потому что Он Творец. И значит,
задача тех, кто действительно желает соединиться с другой
половиной, – постараться найти ее. А где найти?
Наверное, где угодно. Вот как «Дух дышит, где
хочет», так и человек может найти свою вторую
половинку там, где никогда не ожидает. Другой вопрос: как
определить, как узнать, что это и есть твоя половинка? По
внешности? Да. Она должна нравиться, она обязательно
должна быть для тебя привлекательной. И пусть она для
кого-то может быть и совсем неинтересной, но тебе она
обязательно должна нравиться.

Бывают такие случаи, когда люди, особенно из новокрещеных,
неофитов, считают: вы знаете, я просто чувствую долг, но
эта женщина или этот мужчина мне не нравится. Чаще всего
это бывает у девушек и женщин: «Да, он мне не
нравится, – говорят они, – но мне его жаль, и
я чувствую, что мне за него надо выйти замуж». А это
очень трудно. Так человек берет на себя очень трудную
задачу и, может быть, даже неподъемную, потому что в жизни
любого человека должен быть какой-то запас прочности.


Вообще-то это подвиг, подвижничество – выйти замуж
за человека, который тебе не нравится, который просто
«правильный». Ведь очень часто мы, особенно
православные, бываем в растерянности: ну где мне взять
подходящего для жизни человека? Тот, который нравится, не
православный, а тот, который не нравится, как раз и есть
настоящий православный человек. Может, проще за него-то и
выйти? Второй вариант, конечно же, предпочтительнее, но
все же будьте очень осторожны. По крайней мере, подождите
немного, постарайтесь просто подружить с этим человеком,
попробуйте жить с ним рядом.

Не «пожить», как говорят сейчас, подразумевая
общую постель. Нет, ни в коем случае. А жить рядом, как с
другом, больше чем с другом – как с подлинным
братом, близким тебе человеком – братом во Христе. И
посмотреть вместе – ведь не всегда и не сразу
человек открывается, тем более духовный, который не
демонстрирует себя. Попробуйте с ним дружить. Что значит
дружить? Не надо ничего заявлять, без заявлений, а просто
помогать друг другу, узнавая ближнего, делясь тем, что ты
имеешь, принимая от него то, что он для себя открыл. По
сути, это и есть нормальная православная человеческая
жизнь. За время вы будете разговаривать друг с другом,
будете в какие-то ситуации попадать. Что-то с ним случится
– как он в данной ситуации себя ведет, как он себя
проявляет, как душа его проявляется? Что-то с вами
случится, и вы увидите, как он откликнется на это: взял ли
он на себя какую-то вашу ношу или нет? Или взял, немножко
понес, а потом бросил, заявив, что у него есть свои
собственные дела… И вы поймете, что это за человек.

А вообще на вопрос, где и как искать, можно ответить так:
где угодно. А как искать, по каким параметрам –
решать вам самим. Вы должны найти себе человека
обязательно близкого, который начнет сначала проявляться
как близкий, потом как очень близкий, а потом, может быть,
как родной человек. Вот тогда-то вы и поймете, что это
именно и есть тот, которого Господь приготовил для вас.

– Батюшка, следующий вопрос: «Куда
ходить на свидание с православной девушкой, как ухаживать?
На дискотеку они не ходят, в музей – это
любопытство, грех, в театр – зрелище, опять грех, в
ресторан – тоже грех,
чревоугодие…»

– Действительно, у нас сейчас многие люди, особенно
в крупных городах, ведут себя несколько проще, чем это
было раньше. Почему? Потому что сейчас церкви уже крепко
«стоят на ногах» и возле них появляется немало
молодежи. А там, где собирается молодежь, проводятся
православные молодежные вечера. И если в вашем храме этого
нет, то подойдите к отцу-настоятелю и поговорите об этом
– воскресные школы сейчас есть везде, есть место,
где проходят занятия, вот и попросите у батюшки
благословения: «Можно, мы вечерами будем там
собираться, послушаем музыку, какую мы, православные люди,
выберем, просто чаю попьем, пообщаемся?» – и
вы увидите, насколько все это интересно. Просто расскажем
друг другу, что мы видели, что с нами произошло. Может
быть, каждый принесет какую-то книгу, которая ему очень
понравилась. Может, кто-то вернулся из путешествия, во
время которого снял фильм или сделал интересные фотографии
и захотел поделиться своими впечатлениями с другими
людьми. Вот там и могут встречаться православные ребята и
девушки. Где еще? Есть, например, лес, есть река. Если
лето – это цветы и пение птиц, если осень –
это грибы, если зима – лыжи. И это все замечательно.

Когда вы задали мне этот вопрос, я услышал там такой
оттенок – развлечения: где нам развлечься? Милые
мои, развлекаться иногда тоже надо, все в порядке. Но есть
такая удивительная вещь: если человек действительно
православный по духу своему, ему просто так развлекаться,
скажем, на той же дискотеке, неинтересно. Может быть,
интересно разочек сходить в такое место и посмотреть, как
люди как-то странно живут, по каким-то своим законам
– как ходят, например, в парк или зоопарк,
посмотреть, что там происходит: я пошел в зоопарк на
зверей посмотреть и себя показать – так можно
сходить… Я говорю все это совсем не для того, чтобы
обидеть тех, кто на дискотеки ходит. Вы сами, наверное,
понимаете, что там просто слабенький, примитивный интерес:
громкая музыка, пульсирующий свет, обычно еще и дым
пускают какой-нибудь условный. Но это можно посмотреть
пять минут, а дальше будет просто неинтересно.

А вот провести свой вечер так, как вы сами захотите, это
интересно. Поэтому я и советую вам: собирайтесь сами.
Пусть вас будет три человека, пятеро вас будет, а если вы
напишете какое-то красивое объявление и вывесите его на
ограде храма, что «здесь у нас по воскресеньям
проходят молодежные православные вечера знакомств»,
то вы увидите, как оживятся люди – не только
девушки, но и юноши придут, потому что все ищут и всем
трудно найти. Вот на этих вечерах и ищите.

А еще хорошо, и это действительно интересно – вместе
куда-нибудь поехать: в паломничество, по туристической
путевке. У меня девять детей, и мне некогда было ездить,
но вот сейчас я попробовал хотя бы немножко
попутешествовать. Господи, какое же это чудо, как
удивительно и как прекрасно проехать, например, по
«Золотому кольцу» России! Я уже не говорю, что
православные люди вместе сходят, например, в больницу,
навестят совершенно незнакомых им больных людей, подбодрят
их в немощи и болезни.

Наша тема – создание семьи. Православные молодые
люди не просто так праздно встречаются. Они встречаются,
чтобы встретить свою половинку и посмотреть на нее: какова
она. И вот там, придя в больницу, вы очень ясно
почувствуете душу человека, который вам понравился –
или, может, уже вашего избранника. Вы еще раз увидите, как
она очень естественно может сочувствовать, сопереживать,
насколько ей интересны другие люди, и те, у которых даже
беда. Это очень и очень важно. Вот куда можно ходить.

А еще можно сходить к какой-то старушке и помочь ей.
Понимаете, это очень даже интересно.

– Батюшка, следующий вопрос из Москвы:
«Люблю человека, но он не отвечает мне взаимностью.
Мне кажется, что это моя вторая половина, и я могу ради
него вынести все. Стоит ли мне его
добиваться?»

– Конечно, добивайтесь, дорогая моя, всеми силами
добивайтесь, но не любыми путями. Ни в коем случае не
любыми путями. Добивайтесь так, чтобы он стал, как я уже
говорил раньше, очень близким для вас человеком. Что для
вас самое главное? Господь? Откройте ему Господа и
посмотрите, открывается у него душа или нет. Допустим, с
трудом, но открывается – так открывайте! В любом
случае вы прекрасное дело сделаете. Если вам удастся
открыть «заржавевшие створки» этого человека и
вы увидите замечательную Божию душу – вы найдете
действительно своего избранника. А если не удастся
открыть, вы еще лучше сделаете, вы убедитесь, что это
– не ваш человек. И вы убедитесь в этом не через
год, не через два, когда вы уже родите ребеночка. А вдруг
оказывается, что этот человек чужой вам абсолютно –
ему ни Бог не нужен, ни вы, ни ребенок, ему нужно только
удовольствие. Да, вы ему очень нравитесь, но он в вас не
нуждается, он хочет только пользоваться вами. Может такое
быть? Очень даже может. Так вот, добивайтесь его,
добивайтесь, чтобы он раскрыл свои добрые, Божии качества.
И если вы откроете, вы найдете себе замечательного мужа,
счастье свое найдете. А не откроете – вы поймете,
что это, слава Богу, не ваш вариант. И вы поблагодарите
Господа и скажете: «Слава тебе, Господи, что Ты мне
показал, что Ты меня уберег от этого выбора, который я в
безумии своем пыталась уже сделать». Вот так.

– Еще один вопрос: «От меня ушла
любимая жена. Значит ли это, что я потерял то, что мне
было подарено Богом, или все-таки не
нашел?»

– Скорее всего, что вы еще и не находили. Конечно, в
своем вопросе вы дали очень мало информации. Потому что
ответ настоящий: «Почему она ушла?» можно
будет услышать даже не от вас, а это нужно услышать от
нее: она должна ответить, почему она от вас ушла. И вот
здесь вы найдете ответ, действительно ли вы ее и не
находили, и ее в вас никогда и не было – это вы
думали, что вы ее нашли, а там ничего и не было. Или вы
действительно нашли, и действительно человек пытался
любить вас, пытался найти в вас близкого человека, а вы
любили ее, эту вашу половинку, вашего очень близкого
человека, может быть, совсем не так, как стоило бы любить.

Ведь есть любовь очень разная. Есть любовь жертвенная,
когда человек отдает себя, ничего не требуя взамен. А есть
любовь, когда человек все берет и берет, и он очень любит
брать, а отдавать не то что не умеет, а даже не знает, что
так можно жить. Вот об этом нужно серьезно очень
поговорить, вот это вопрос вашей внутренней духовной
жизни.

– Спасибо. Вопрос из Костромы:
«Подруга вышла замуж, не проверяя любимого. У них
появилось двое детей, но любви сильной не возникло. Сейчас
она встретила человека, которого очень сильно полюбила.
Хочет разводиться с мужем, чтобы не обманывать его. Это
прелюбодеяние? Как поступить?»

– Это типичная история. Это наследство всей нашей
полной духовной и супружеской безграмотности. Нельзя
выходить замуж, не проверив человека. Понимаете, это
постулат номер один – нельзя этого делать,
обязательно нужно проверить.

Ко мне приходят молодые люди и говорят: батюшка, я так
люблю, жить без него не могу… Я говорю: это
замечательно, а сколько времени вы знакомы? Отвечают: да
уже полтора дня, больше жить друг без друга не можем,
– и просят, чтобы их повенчали. Нет, говорю,
пообщайтесь еще между собой, подружите. Именно подружите,
и вы увидите, что, может быть, уже через месяц очень
сильно картина может поменяться. Поэтому узнать друг друга
– это главное, что должны люди. Это первая аксиома.
Год узнавать нужно.

Второй вопрос: как узнавать? Ведь и год, и два, и три
можно прожить рядом, дружить и все равно не узнать.
Узнавать нужно, милые мои, в церкви. Вместе молитесь,
вместе поститесь, вместе приходите в храм на службу,
исповедуйтесь. Он исповедуется, ты исповедуешься, вместе
подходите к чаше, причащайтесь из одной чаши. И Господь в
церкви вам покажет ясно: ваш выбор это ваш муж будущий,
или все-таки нет. Это первое, что нужно делать.

А что же делать этой бедной женщине? Мне очень трудно это
говорить. Но ведь когда она выходила замуж за первого
человека, с которым она прожила несколько лет, наверняка и
он ей нравился, не просто же так она за него вышла. А где
гарантия, что когда-нибудь и этот человек, который сейчас
ей нравится больше, чем первый, не перестанет ей
нравиться? Не появится ли третий, который еще больше
понравится, а потом четвертый, пятый…

Нет, милые мои, давайте решать все по-Божии. Во-первых,
если вы не венчаны, то давайте, воцерковляйтесь вместе с
мужем. Поговорите с мужем; может, вы его не видели никогда
по-настоящему. Может быть, если вы вот так встретитесь в
церкви, у Чаши после Исповеди, вы по-другому увидите себя.
И вы увидите, что тот человек, который вам не нравится,
может быть, даст сто очков вперед тому человеку, который
теперь вам кажется свеженьким и новеньким и очень
нравится. А как можно понравиться? Вот муж. Так он ведь
скучный, он чем-то недоволен; если вы что-то не сделали,
он уже ворчит на вас. А почему ворчит? Да потому что он
несет на себе груз уже за четверых: за себя, за вас и за
двоих детей. Ему гораздо сложнее. А другой человек просто
встречается с вами – как приятно встретить и просто
принести цветочек, как приятно поговорить, погулять, в
кино сходить, совсем все другим кажется.

Но, милые мои, одно дело – жить в семье и тащить на
себе эту лямку и любить, и совсем другое –
встретиться и понюхать цветочек вместе. Милая моя, не
спеши, – моя дорогая, хотя бы попытайся сделать все,
чтобы семья, которая есть, была нормальной. А это можно
сделать только с Богом, только в церкви. Вот тогда ты
увидишь, как проявится твой муж, каким он станет. А может,
он окажется другим, а может, он скажет: мне твой Бог не
нужен, твои бредни о Боге, о церкви у меня в печенке
сидят, и я хочу, чтобы ты больше не болтала об
этом… Тогда вы увидите, что это совершенно чужой
вам человек – и как же вы тогда будете воспитывать
детей? И чему он ваших детей научит? А мы ведь женимся и
создаем семью не только чтобы спать, есть, вместе что-то
делать. Мы создаем ее, чтобы самим жить в Боге и детей
тоже воспитывать в Боге. И если окажется, что это
невозможно, то может случиться еще хуже. Если ваш супруг
не только не даст воспитывать в Боге детей, а наоборот,
попытается сделать из них безбожников, тогда нужно спасать
и себя, и детей. И, может быть, с тем человеком, которого
вы увидели и который вам понравился, действительно можно
создать Божию семью, но вы сейчас еще ничего этого не
знаете. А может быть, этому человеку еще меньше нужен
Господь, он еще меньше понимает, Кто такой Бог.

Так вот, милая моя, все, о чем мы сейчас говорили, требует
очень серьезного анализа, серьезной проверки. Но первое,
что бы я вам посоветовал: сделайте Божией ту семью,
которая у вас сейчас есть. Все силы положите на то, чтобы
сделать ее Божией. И если ваш муж откликнется на это, то
слава Богу. Держитесь мужа, потому что у вас ведь есть
дети. И может произойти чудо, вы увидите своего мужа
совершенно другим человеком, вы полюбите его гораздо
больше того, кто вам этот цветочек сегодня принес, коробку
конфет или шоколадку.

– Отец Алексий, я благодарю Вас за беседу. К
сожалению, время программы нашей истекает, благословите
наших телезрителей.

– Дорогие мои! Это большая и сложная работа –
создать семью. Это архисложно, сверхсложно, но возможно,
только делайте это в церкви, дорогие мои. У вас должен
быть батюшка, подойдите к нему поговорить, посоветуйтесь.
Без Бога создавать семью абсолютно бессмысленно, а вот с
Богом будет и счастье, благополучие и радость. Господь да
благословит и укрепит вас на этом пути. С Богом!

– «Без Бога не до
порога»… Дорогие братья и сестры, на этом мы
с вами прощаемся. До новых встреч! И пусть Покров Божией
Матери пребывает над вами.

Беседовал Михаил Карелин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова

www.pravoslavie.ru/archive/101122 Источник: orthodox-newspaper.ru/numbers/at50692


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти бобы в wacky wizards
  • Как найти свой источник радости
  • Как найти няню филиппинку без агентства форум
  • Ворд нелицензионный продукт как исправить
  • Failed to initialize display adapter как исправить