Как найти своего наставника в бизнесе

Как-то давно я прочитал фразу «Я не знаю того, что не знаю». Проиллюстрирую её на двух примерах:

1. Я, как обыватель, могу не знать как сделать реактивный двигатель самолета, но тем не менее я знаю о его существовании и о принципе работы. («Я знаю то, что знаю»)

2. Я эколог, долгое время бьюсь над проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Но при этом я не знаю, что на другом конце света ученые уже нашли бактерии, которые его перерабатывают («Я не знаю того, что не знаю»).

В голове владельца бизнеса существуют такие же «пробелы» вне области знания. О них мы и поговорим.

image

Предприниматель — это комбайн

Возьмем любого современного предпринимателя. Кто этот человек? По большому счету — это комбайн, который должен знать множество вещей: бизнес-экономика, маркетинг, навыки общения и переговоров, навыки управления и построения команды, юриспруденция, бухгалтерия, дизайн. Этот набор можно продолжать бесконечно.

Тут встает резонный вопрос: «Не проще ли делегировать?».
Делегировать можно и нужно, но прежде каждому предпринимателю придется во многом разобраться самому. Где-то поверхностно, а где-то погружаться досконально.

Если не знать как развивать навыки переговоров, то бизнеса не построить.
Можно доверить маркетинг «молодым и амбициозным ребятам», которые через полгода скажут что они сделали все что смогли, но продажи практически не выросли. После этого жить с картиной мира, что ваш товар никому не нужен и маркетинг не работает.
Ну, а если полностью отдать бухгалтерию на аутсорс и не вникать в вопросы, то можно однажды получить весточку из налоговой с солидным штрафом или даже увидеть маски-шоу в собственном офисе.

Чтобы закрывать такие «пробелы» предпринимателя и получить взгляд со стороны на свой бизнес на Западе давно существует модель бизнес-менторства. В России это направление только зарождается.

image

Менторство

Начнем с понятия бизнес-ментора, он же наставник. Что это за человек?

Бизнес-ментор — это опытный предприниматель, который смог построить свою прибыльную компанию и готов делиться своим опытом. Ментор к тому же — это еще связи и полезные контакты, которые нарабатываются годами работы в нише бизнеса.

Из определения выше следуют то, что настоящий бизнес-ментор — это не инфобизнесмен или тренер, который зарабатывает исключительно на продаже своих знаний через лендинги с обратным отсчетом. Здесь акцент идет именно на живой опыт из бизнеса, который у ментора есть прямо сейчас.

Зачем предпринимателю становиться ментором?

Я тоже задавался таким вопросом. Если у владельца действующий бизнес, который приносит доход, зачем тратить время на помощь кому-либо?

Пообщавшись с ними напрямую услышал такие ответы:
— В свое время мне помогли другие люди, теперь я тоже хочу вернуть «долг».
— Летом (или осенью, зимой, весной) у меня не сезон в бизнесе, поэтому я готов в это время быть ментором.
— Отдавая — получаешь. Как бы банально это не звучало, некоторые отвечали фразами, которые сводились именно к такой формулировке.
— Мне это просто интересно.

Но были и те, кто отказывались стать ментором, ссылаясь на занятость.

Кому нужен ментор:

1) Начинающим предпринимателям для того чтобы быстро войти в рынок, совершив при этом меньшее число ошибок. А ошибки в бизнесе — это всегда потеря денег. Купил не правильное оборудование, поставил точку общепита в неудачном месте, заказал маркетинг у дилетантов. Тут может быть уйма проблем.
2) Действующим предпринимателям. Общаясь с разными владельцами бизнеса, вижу что многие годами бьются головой об одни и те же ворота. Прибыль только падает, сотрудники работают плохо, маркетинговой стратегии никакой нет. Здесь просто не хватает взгляда со стороны опытного человека.

Совсем недавно познакомился с владельцем компании, который продает климатическое оборудование в крупном городе. Сайт человек не обновлял 5 лет! Он выглядит как поделка студента: каталога нет, никакие формы не работают, дизайн как из 2005 года. Говорит, что из-за появления конкурентов прибыль сильно упала. Ну неужели!

Кому не нужен ментор:

1) Если у вас есть друг, успешный предприниматель, не тот, который щебень через лендинг продает, а тот, который зарабатывает хорошие деньги и готов погружаться в ваш бизнес и давать ценные рекомендации*. Этому можно только позавидовать.
2) Ваш бизнес цветет и растет в геометрической прогрессии.

* это может не сработать если друг продает фермерский сыр в Москве, а вы, к примеру, делайте стартап для американского рынка.

Как и где искать ментора?

1) Поспрашивайте своих друзей и знакомых, возможно, среди них найдется тот, кто захочет стать вам ментором.
2) Поищите в фейсбуке людей, создающих похожий (но не идентичный) товар или услугу.
3) Воспользоваться сервисами по поиску ментора. К примеру, United Mentors

Приготовьтесь что поиски могут занять некоторое время.
В обоих случаях не ищите «суперзвезд бизнеса», ментор необходим на 1-2 головы выше вас, не выше, иначе ему будет не интересно работать с вами.

image

Что предложить ментору?

Так что же предложить ментору взамен за его время?
1) С некоторыми менторами можно договориться бесплатно.
2) Установить фиксированную оплату раз в месяц.
3) Профессиональные менторы (те, которые преподают в разных технологических университетах) могут попросить долю в компании. Но на такое стоит идти только в случае с уже знакомым вам человеком. И заключать при этом договор.

Как работать с ментором?

Могу рассказать на своем опыте. Со своим ментором я созванивался каждую пятницу в одно и тоже время. Он спрашивал что я сделал за неделю, высказывал свое мнение, предлагал доработать какие-то моменты, задавал очень нужные вопросы, которые позволяли мне взглянуть на проблемы и новые грани в моем проекте. И так до следующей пятницы.
Кроме этого в течение недели я задавал срочные вопросы в мессенджере.

Если вас тоже интересует тема менторства, пишите вопросы в комментариях или ЛС.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Хотели бы вы найти себе ментора?

Проголосовали 39 пользователей.

Воздержались 5 пользователей.

Наставничество помогает расти в карьере, строить прочные отношения с окружающими и получать удовлетворение от жизни ментору и подопечному. Разбираемся, как работает менторинг, где найти наставника и как им стать

  • Кто это
  • Кому подойдет
  • Виды
  • Обязанности
  • Фазы
  • Как стать
  • Как найти

Кто такой ментор и зачем он нужен

Ментор (наставник) — это опытный профессионал, источник знаний и ответов в различных сферах. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто становится ментором

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Виды наставников

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

Коуч

Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.

Фото:Nik MacMillan / Unsplash

Тренер

Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.

Фасилитатор

Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

Ментор:

  • предлагает свою экспертизу и время;
  • фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • поддерживает менти словами и действиями;
  • терпеливо и внимательно слушает;
  • дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • советует без конкретного алгоритма действий;
  • предлагает поддержку со стороны;
  • хранит договоренности и секреты;
  • уважает время подопечного;
  • открыт, честен, надежен и заботлив.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

Менти:

  • формулирует цели обучения;
  • выделяет время и силы на свое развитие;
  • открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
  • готовится к каждой встрече;
  • задает вопросы;
  • запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
  • объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
  • уважает и благодарит ментора;
  • готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • не разглашает договоренности;
  • уважает время наставника.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.

Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Фото:Pexels

На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»

Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.

1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.

Чтобы научиться активно слушать:

  • давайте развернутые ответы и комментарии;
  • не перебивайте наставника;
  • используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
  • интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
  • обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.

Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.

2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.

Чтобы стать надежным:

  • не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
  • выделяйте достаточно времени на встречи;
  • выполняйте свои обещания;
  • уважайте наставников, подопечных и их границы;
  • признавайте и исправляйте свои ошибки;
  • вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;

3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрению:

  • хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
  • указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
  • хвалите перед другими людьми;
  • благодарите;
  • пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
  • говорите, как собеседник вам помог.

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

Фото:You X Ventures / Unsplash

4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос. 

Фото:Jo Szczepanska / Unsplash


Фото: Jo Szczepanska / Unsplash

Чтобы использовать этот навык:

  • узнайте, что для вас важно;
  • определите свои сильные и слабые стороны;
  • выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
  • поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
  • точно опишите ваши способности в текущей ситуации. 

Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

  • Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
  • Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
  • Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
  • Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
  • Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

  • Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
  • Открыто делитесь своими целями и страхами.
  • Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
  • Не ждите конкретного совета.
  • Делитесь своими ошибками и неудачами.
  • Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
  • Поощряйте своего наставника или подопечного.
  • Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

  • «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли
  • «Наставничество 101: Что нужно знать каждому лидеру», Джон Максвелл
  • «Элементы стиля». Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт
  • «Как добраться до Да», Роджер Фишер и Уильям Ури
  • «Книга решений: 50 моделей стратегического мышления», Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Менторство — очень распространённая в мире предпринимателей практика, которая в последнее время набирает популярность и в России. Но найти своего бизнес-наставника — особенно в России не так-то просто. Выясняется: чтобы найти ментора, надо, чтобы у вас уже был хотя бы один ментор, который познакомит вас с другими. В вышедшей недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень» Александр Кравцов, работающий с топ-менеджерами крупных компаний, рассказывает, зачем предпринимателю нужны наставники и где их искать. Inc. публикует отрывок.

На вопрос «где найти ментора» Google выдает более 600 тыс. ссылок с рекомендациями. Существуют десятки ресурсов, которые обещают помочь вам найти подходящего ментора. Или даже подобрать ментора в соответствии с вашими запросами. Нельзя сказать, что они совершенно бесполезны. Популярное приложение для знакомств Tinder зарабатывает сотни миллионов долларов ежегодно. Если через посредников можно найти даже пару для создания семьи, разве такой подход не сработает в поиске ментора? Сработает. Но, как и в случае со знакомствами в Tinder, — только для определённых людей и только в достаточно узком сегменте запросов.

Ни один сервис не сможет решить задачу, для которой, собственно, и нужен ментор, — построить вертикальную связь. Никто не сделает это за вас.

Существует пять основных сценариев, при помощи которых можно решить эту задачу. Успех может принести любой из них. Но реализация каждого последующего требует все бóльших усилий, при этом шансов на успех с каждым разом становится все меньше. Поэтому переходите к следующему сценарию, только если уверены, что полностью исчерпали все возможности предыдущего.

Сценарий 1

Обратитесь к ментору

Чем выше поднимается человек в социальной пирамиде, тем более прочные барьеры выстраивает, чтобы отделиться от нижних уровней. Но и сам сталкивается с возрастающими трудностями при подъёме. Но движение вверх состоит именно в том, чтобы пробивать эти барьеры, строить вертикальные связи. Чем больше таких связей, тем быстрее происходит подъём.

Вертикальные связи — это тросы, на которых перемещается социальный лифт. Самостоятельно пробить этот барьер снизу трудно, особенно если действовать напролом. Но барьер легко пробивается в направлении сверху вниз — достаточно только захотеть. Вопрос лишь в том, чтобы это желание вызвать. Поэтому лучше всего искать ментора, когда у вас уже есть ментор.

Ментор по определению находится на более высоком уровне пирамиды, и как минимум одна вертикальная связь у вас уже есть. Само её наличие существенно облегчает вам самостоятельное построение новых связей: статус и репутация ментора помогут вам, даже если он не выступает в качестве активного «донора» нового контакта. Но лучше всего — если ментор принимает активное и деятельное участие в поиске для вас нужного человека.

В этом случае решается сразу несколько задач. Во-первых, с высоты своего опыта он видит, кто нужен именно вам, чтобы двигаться дальше. Во-вторых, его стратегический нетворк значительно шире и качественнее вашего. Следовательно, поиск подходящих кандидатур происходит намного быстрее и легче. В-третьих, ментор выступает своего рода «спонсором» вашей связи, вкладывая в неё своё влияние и репутацию. В результате связь устанавливается быстрее и становится прочнее. Наконец, если следующего (или дополнительного) ментора вам подбирает нынешний, очевидно, он постарается избежать конфликта интересов. А это позволит вам сохранить продуктивные и рабочие отношения или безболезненно расстаться, если они исчерпали себя.

У описанной тактики есть своего рода ограничение. Контакты, которые вы можете получить от своего ментора, как правило, представляют уровень ментора или ещё более низкий. Соответственно, задача, для которой данная тактика наиболее эффективна, — это формирование пула менторов, «персонального совета директоров». Получить кого-то, качественно превосходящего вашего наставника, таким образом не удастся. Тем не менее наличие такого «совета наставников», у каждого из которых своя сфера компетенций, может быть столь же мощным инструментом вашего роста, как и ментор более высокого уровня. Дело не только в том, что рост существенно ускоряется. Развиваясь сразу по нескольким направлениям, вы увеличиваете свой потенциал и становитесь более привлекательны как ученик. В том числе для наставников и покровителей более высокого уровня.

Чем быстрее вы растёте, тем больше ваша привлекательность в качестве ученика. Таким образом, если вы хотите обзавестись новым ментором, то наиболее простая, комфортная и эффективная тактика — обратиться к ментору, с которым вы работаете в данный момент.

Нетрудно заметить, что у этого способа есть один, но весьма существенный недостаток. Для того чтобы он сработал, у вас должен быть хотя бы один ментор. Проблема в том, что у большинства людей их нет вообще. Тем не менее я считаю необходимым сказать о менторе — чтобы вы знали, что делать, когда он у вас появится. Кроме того, не исключено, что ментор у вас все-таки есть, но вы пока этого не осознаёте.

Проанализируйте своё окружение: возможно, в нём есть люди, в отношении которых верны отмеченные выше критерии — превосходство и близость. Вам нужен тот, кто обладает существенно более высоким статусом: находится на более высокой ступени карьерной лестницы или на более высоком уровне мастерства в целевой сфере деятельности, имеет авторитет и влияние в социальной группе или сообществе, в которое вы стремитесь попасть, и т. д. При этом между вами есть доверие: вы оба готовы вкладываться в поддержание этой связи, не ожидая немедленного и эквивалентного возмещения. Поздравляю вас, если в вашем окружении найдётся хотя бы один такой человек. Вы в шаге от победы.

Сценарий 2

Создайте близость

Найти в вашем списке контактов тех, кто удовлетворяет хотя бы первому критерию ментора — превосходству, не так уж и трудно. Подлинную трудность составляет второй критерий — близость. Контакт — это ещё не связь. Связь — это ещё не близость.

Допустим, в вашем окружении есть люди, чей статус существенно превосходит ваш. У вас пока нет с ними близких, доверительных отношений, но вы регулярно контактируете. Контекст при этом не имеет большого значения. Главное — это происходит регулярно. Иными словами, у вас есть связь, но нет близости. Прежде всего составьте список таких людей. Затем ответьте на важный вопрос: с кем из них вам хочется сблизиться? Не «нужно». Не «целесообразно». Не «полезно». Именно «хочется». Это важно. Близость базируется на эмоциональной связи, на «химии», а не на прагматических соображениях. Чтобы возникла «химия», нужно желание хотя бы с одной стороны. Тогда есть шанс, что оно возникнет и у другой. Затем приступайте к сближению.

Наиболее эффективная стратегия в долгосрочной перспективе — «отдавать». Иными словами, «авансировать» ваши отношения. Конкретные способы могут быть разными, главное — придерживаться основополагающего принципа: отдавая, ведите себя так, будто вы уже сблизились.

1. Поддерживайте социальный контакт при любой возможности, но не будьте назойливы. — Проявляйте искренний интерес к человеку, но не будьте фамильярны.

2. Демонстрируйте уважение, но сохраняйте достоинство.

3. Оказывайте знаки внимания, но не переходите грань дозволенного.

4. Поддерживайте этого человека и помогайте в его делах, если это возможно и уместно.

Иными словами, демонстрируйте расположение и симпатию, но не нуждаемость. Нуждаемость — это демонстрация потребности, которая воспринимается как приглашение к сделке. Его можно принять или отвергнуть без каких-либо последствий. Это не создает взаимных обязательств. Демонстрация симпатии, напротив, создает моральную потребность ответить тем же. И если есть предпосылки к ответной симпатии, рано или поздно она возникает. Именно этот механизм лежит в основе формирования любых личных связей, которые базируются на близости: дружбы, любви и менторства. Но помните, что этого недостаточно.

Ваша задача — не только вызвать ответную симпатию, но и продемонстрировать, что вы подходите на роль протеже. Покажите, что умеете слушать и слышать. Что можете понять и принять услышанное. И, наконец, что умеете применять полученные знания. Проще говоря, покажите, что этот человек уже является вашим ментором.

Итак, ваши победные шаги в этом сценарии таковы:

1. Выявить потенциальных менторов — найти в своём окружении тех, кто обладает стратегическим превосходством и с кем вы регулярно общаетесь.

2. Произвести сближение путем авансирования отношений.

Сценарий 3

Установите контакт

Но что делать, если в вашем окружении нет людей, которые подходят на роль ментора? Или есть, но сблизиться с ними не получилось? Ваша стратегия в этом случае будет состоять из трёх последовательных ходов. Первый ход — проанализировать «дальний круг» вашего нетворка и выявить людей, которые обладают превосходством и могут быть интересны как потенциальные менторы, но с ними у вас нет регулярных контактов.

Если такие люди определены, переходите ко второму ходу — созданию формата регулярного общения. Проще всего организовать формальный контекст — деловой или профессиональный. Например, если вы работаете в одной организации, но не пересекаетесь по работе, то при желании без труда сделаете так, чтобы подобное пересечение возникло. Немного сложнее найти точки регулярного пересечения, если у вас совпадает сфера профессиональных интересов. Конференции, школы, курсы, клубы, профессиональные объединения — практически в любой сфере немало соответствующих возможностей. Но с точки зрения вашей конечной цели — достижения близости — формальные отношения недостаточно эффективны.

Этика формальных отношений предусматривает сохранение дистанции, что противоречит идее близости. Более серьёзный недостаток заключается в том, что, оставаясь в рамках предписанных социальных ролей, сложно узнать человека как личность. Учитывая, что в какой-то момент формальные отношения всё равно придется переводить в неформальные, могут возникнуть большие проблемы. Можно запросто испортить формальные отношения, так и не построив неформальные. Или построить, но лишь для того, чтобы понять, что вы ошиблись в человеке.

Именно поэтому наилучшая тактика — сразу строить неформальные отношения. В этом случае вы основываетесь на общих интересах и увлечениях, что не только минимизирует риск перехода ваших отношений в формат «сделки», но и позволяет быстрее получить максимально полное представление о личности вашего партнёра. Если вам удалось наладить регулярное общение, следующая задача — узнать человека лучше и ответить на три ключевых вопроса:

1. Этот человек действительно обладает стратегическим превосходством в интересующей вас сфере? Или хотя бы в какой-то другой близкой сфере? Иными словами, не ошиблись ли вы в своей оценке уровня потенциального кандидата в менторы?

2. Существует ли возможность сближения?

3. И самый важный вопрос: хотите ли вы с ним сближаться? Есть ли в этом не только целесообразность, но и желание?

Если ответ положительный, делайте третий ход — переходите к достижению близости. Итак, вам нужно сделать три шага:

1. Проанализировать ваш дальний круг, выявить тех, кто обладает стратегическим превосходством, но с кем у вас нет регулярного контакта.

2. Если такие люди найдутся — установить с ними контакт и задать формат регулярного общения.

3. Если получилось — произвести сближение, авансируя отношения.

Сценарий 4

Чужой ментор

Стартовые позиции, которые мы рассматривали выше, исходили из допущения, что в вашем окружении есть люди, которые обладают первым критерием ментора — стратегическим превосходством. Это небезосновательное допущение. Ситуации, когда вы не знаете ни одного такого человека, имеют, скорее, теоретический характер. Кто-то обязательно найдётся. Другое дело, что их наличие ещё не гарантирует результата. Сколько бы ни было потенциальных кандидатов, всегда есть вероятность, что ни один из них не подойдёт вам в качестве ментора. Или подойдёт, но не понравится. Или понравится, но результат ваших попыток сблизиться окажется отрицательным. Можно ли что-то сделать в этом случае?

Данная стартовая позиция является, пожалуй, самой сложной. Но и она далеко не безнадежна. Четвёртый сценарий опирается на тех, с кем у вас есть близость, но у кого нет превосходства над вами. Если в вашем окружении нет людей, обладающих стратегическим превосходством, или ни один из них не может быть вашим ментором, остается обратиться к тем, кто находится с вами на одном уровне. В первую очередь к тем, кто демонстрирует высокие темпы роста. Разумеется, сами они не могут быть вашими менторами. Но не исключено, что менторы есть у них. Ваша задача — сделать так, чтобы их менторы стали и вашими.

Сложность в том, что придётся проанализировать гораздо большее количество людей, чем в вышеописанных сценариях. Предметом анализа в данном случае являются не сами люди, а их социальные связи и взаимоотношения, — это требует очень хорошей осведомлённости об их жизни. Стоит помнить также, что ментор — большая редкость, поэтому шансы встретить его в любом случае невелики. Даже если вы определите подходящих кандидатов, вам придётся решить две задачи — выстроить контекст регулярного общения и произвести сближение.

Правда, последний шаг будет сделать проще — поможет наличие общих знакомых, с которыми у вас обоих есть неформальные дружеские отношения.

Итак, вам нужно сделать четыре шага:

1. Проанализировать людей вашего круга и уровня — особенно тех, кто демонстрирует высокие темпы роста. Выяснить, нет ли у них менторов.

2. Если менторы есть — выяснить, подходят ли они вам.

3. Если подходят — выстроить формат регулярного общения.

4. Если получилось — произвести сближение.

Сценарий 5

«Мне повезёт!»

Увы, но может случиться так, что ни одна из описанных выше стратегий не принесёт результата. В этом случае «коротких» путей к ментору у вас больше нет. Придется пойти «длинным путем». Для начала необходимо провести, как говорят маркетологи, «холодный поиск» потенциальных менторов среди людей, которые пока находятся вне вашей жизни и вне вашего круга общения. Это самая лёгкая часть задачи.

Если вы не новичок в своём деле, вам наверняка известны имена лидеров — наиболее успешных, авторитетных и влиятельных персон в вашей нынешней или целевой сфере. Превосходство этих людей очевидно настолько, что конкуренция между вами исключена. Свяжитесь с ними — в мире Facebook и LinkedIn это решается в несколько кликов. Сложность в том, чтобы получить ответ. Тем более сделать этих людей частью своей жизни — задать формат регулярного общения. Тем не менее такой подход вполне может сработать, особенно если вы находитесь в начале пути, у вас много свободного времени и вам почти нечего терять. К этой тактике чаще всего прибегают стартаперы, осаждая бизнес-ангелов, инвесторов и IT-предпринимателей. Этому учат на тренингах и семинарах по менторству — как написать письмо, как лучше рассказать о себе, как правильно сформулировать запрос, чтобы повысить шансы на положительный ответ. Нет смысла повторять подобные советы — вы легко найдёте их сами на тематических ресурсах в интернете.

Только имейте в виду: обращаясь к тем, кто находится на пике успеха, известности и славы, вы вступаете в невидимую, но ожесточённую борьбу с десятками, если не сотнями таких же страждущих. Вместо этого попробуйте обратиться к тем, кто уже не находится в зените славы. Оптимальный вариант — если человек отошёл от дел от двух до четырёх лет назад. Такие люди уже пробыли в тени достаточно долго, и основной поток просителей, обращающихся с тактическими, краткосрочными задачами, скорее всего, уже схлынул. Но они не растеряли связи и не утратили влияния, поэтому способны помочь вам с решением стратегических задач. Получив возможность взглянуть на свой жизненный путь с некоторого расстояния, эти люди часто заново переосмысливают свой опыт и делают выводы. У них появляется потребность сохранить своё наследие — передать полученные знания и опыт дальше. Поэтому они отзовутся на ваше обращение гораздо охотнее и окажутся даже более эффективными менторами, чем те, кто ещё находится в фазе активного роста.

Этот путь менее сложный и трудоёмкий. Его главный недостаток — он длинный. Потребуется несколько лет, чтобы пройти его до конца. За это время многое может измениться — в вашей жизни, в сфере ваших интересов и в возможностях потенциального ментора.

В итоге вам нужно сделать пять ходов:

1. Проанализировать людей вне вашего круга знакомств, чтобы выявить тех, кто обладает превосходством, но прошёл пик славы 2–4 года назад.

2. Если такие люди найдутся — выяснить, подходят ли они вам.

3. Если подходят — познакомиться.

4. Если удалось познакомиться — выстроить с ними контекст регулярного общения.

5. Если общение налажено — произвести сближение.

Илон Маск и Питер Николсон

Илон Маск неоднократно публично заявлял, что у него не было менторов и он не верит в саму идею менторства. Вместо этого он окружает себя яркими и талантливыми людьми, которые помогают воплощать его многочисленные идеи. Маск дружит со многими известными предпринимателями Кремниевой долины и входит в знаменитую «мафию РаyPal» — неформальный клуб учредителей и сотрудников компании, многие из которых основали успешные предприятия и стали миллиардерами.

Но как минимум один ментор у Илона Маска всё-таки был. На рубеже 1980–1990-х годов будущий инноватор и миллиардер изучал физику в Университете Куинс в Канаде. Денег у студента-иностранца не хватало, поэтому Илон и его брат Кимбал активно искали способы заработать. Например, совершали холодные звонки с предложением встретиться и пообедать. Среди приглашённых были руководитель отдела маркетинга профессионального бейсбольного клуба Toronto Blue Jays, бизнес-обозреватель канадской ежедневной газеты Globe and Mail и топ-менеджер банка Nova Scotia Питер Николсон. Николсон, занимавший ранее высокие посты в правительстве Канады, пользовался репутацией инноватора. Он был впечатлён целеустремленностью братьев и согласился встретиться. Правда, понадобилось целых шесть месяцев, чтобы Николсон нашёл в своём календаре место для встречи, но братьев это не остановило.

Илон Маск произвел на Николсона благоприятное впечатление. Николсон, сам когда-то изучавший физику, оценил потенциал юноши. Вспоминая встречу с Маском, Николсон говорил: «Он был увлечён идеями, большими мечтами. При решении любых задач он стремился дойти до фундаментальных принципов. Мы проводили много времени, обсуждая различные загадки, физику, смысл жизни и суть Вселенной». Николсон предложил Маску летнюю подработку в банке с оплатой $14 в час и согласился помочь донести его идеи до руководства.

Одним из предложений Маска был проект по организации торговли ценными бумагами. Эшли Вэнс, автор биографии Маска, приводит его слова: «Это была величайшая возможность, но, похоже, никто её не видел». Николсон поддержал проект и помог представить его руководству банка. Правда, к разочарованию будущего миллиардера, его идею отвергли. Но это обстоятельство только подстегнуло Маска. Он понял, что в силу консерватизма банковской сферы в ней очень трудно внедрять инновации. Но существует колоссальная возможность, которой можно воспользоваться, если создать альтернативу традиционному банкингу. Он воплотил эту идею, запустив свой первый финансовый стартап Х.com в 1999 году. Через год он слился с проектом Confinity и превратился в PayPal — первое по-настоящему успешное детище Илона Маска.

Вам интересно, как найти бизнес-наставника (ментора)? Ищете на форумах или на сайтах лучшего специалиста, который всесторонне позаботится о вашем бизнесе?

Найти один универсальный ответ на такой вопрос непросто.

Но учитывая, что я использую наставников в течение многих лет, а с другой стороны я работаю наставником, направляя других, в этой статье я хочу представить свой опыт и советы, а также организовать вопрос поиска подходящего наставника, который будет помогать вам развить себя и свой бизнес.

Наставничество – это ярлык. От серой, утомительной, полной борьбы и лишений повседневной безрезультатной жизни до воплощения мечты и успеха в бизнесе.

Благодаря работе с наставником вам не только не нужно учиться на собственных (часто болезненных и дорогостоящих) ошибках. Но вы также используете его опыт и узнаете не только о ремесле, но и об искусстве ведения бизнеса.

Такой вид поддержки поможет вам сэкономить несколько лет утомительного и трудного обучения. Но вы должны быть готовы к такой интенсивной трансформации. Для развития не только компании, но и собственного потому что, научившись управлять бизнесом по-другому, вы также изменитесь как человек.

Когда вы начинаете свой бизнес, вам нужно многому научиться, испытать и узнать. Изобрести велосипед будет сложно (и это будет пустой тратой времени), поэтому на этом пути развития вы, как предприниматель, можете использовать различные формы поддержки:

  • Обучение
  • Семинары
  • Коучей
  • Наставников

Содержание

  1. Где найти наставника?
  2. Из моего опыта
  3. Как найти наставника, которого вы можете себе позволить?
  4. Работа 1-1
  5. Групповые программы
  6. Бесплатное наставничество
  7. Как выбрать лучшего наставника для себя и своей компании?
  8. 1. Наставник вдохновляет вас и его личность перекликается с вами
  9. 2. Наставник интригует, иногда злит
  10. 3. Наставник видит ваш потенциал, которого не видите вы
  11. Какими компетенциями должен обладать наставник?
  12. Как и где найти себе наставника — резюме

Где найти наставника?

Переходим к основному вопросу: как мне найти наставника? Я бы начал с определения области наставничества. Это больше сфера бизнеса, конкретных вопросов, личного развития или сферы жизни. Я думаю, вы можете найти отличных наставников в любой сфере, но стоит знать, что вы ищете.

Как только вы более или менее узнаете, в каком направлении вы хотите двигаться и что было бы полезно для вас в данный момент, стоит начать поиск с обзора в Интернете, социальных сетей и общения с друзьями.

Читайте также:

  • 26 полезных YouTube-каналов для бизнеса
  • 22 лучших бизнес-паблика во ВКонтакте

Во-первых, узнайте, каких наставников вам легко найти на рынке и как выглядит сотрудничество с ними. Дело не в том, чтобы сразу принять решение, а в том, чтобы начать исследование.

Стоит посмотреть, кто публикует (например, ведет блог, влог, подкаст) по интересующей нас теме. Проверьте, каковы возможности работы с этим человеком. Очень часто наставник — это тот, за кем мы просто следим, каким-то образом восхищаемся его достижениями.

Пока язык не является препятствием, я бы не ограничился в этом поиске российским рынком. Мой опыт показывает, что, хотя у нас есть много замечательных российских наставников, работающих в различных областях, мы можем найти гораздо более широкий выбор возможностей на английском языке.

Сначала найдите человека, у которого вы хотите учиться, а затем найдите способ сделать это. Обратите внимание, что отношения наставничества не всегда следует называть именно так. Отношения наставничества могут быть неточными.

Может оказаться, что вам понадобится всего лишь серия консультаций с опытным наставником, чтобы разблокировать несколько тормозов, которые вам мешали, и вы сможете сделать это сами. Вы можете воспользоваться быстрой разовой формой поддержки.

Возможно, вам понадобится несколько советов по конкретной теме. Тогда может оказаться полезным тот, кто имеет большой опыт в интересующей нас области и формально не предоставляет услуги, называемые «наставничеством». Вы можете работать с наставником в групповой программе или с вдохновителем (эта форма обычно дешевле индивидуального сотрудничества).

Поэтому, как я уже писал, лучше сначала сосредоточиться на том, с кем вы хотите работать, а затем проверить, каковы возможности использования его поддержки.

Из моего опыта

По своему опыту я не припомню, чтобы я активно искал наставника. Обычно случалось, что я созревал к этому решению, слушая и наблюдая за тем, что данный человек говорит, пишет и публикует. Я читал рассылки, смотрел видео. До того момента, когда я интуитивно понял, что мне нужна такая поддержка от этого человека.

Чаще всего я также начинал наблюдать за новыми наставниками, потому что их порекомендовал мой друг или я случайно нашел их. Некоторые из людей, за которыми я наблюдал, со временем перестали меня вдохновлять, и я не сотрудничал с ними. Те, с кем я начал учиться, обычно помогли мне совершить качественный скачок в моем бизнесе и моем развитии.

Как найти наставника, которого вы можете себе позволить?

Я задал этот вопрос специально. Цена никогда не должна быть критерием выбора наставника. Однако известно, что это может быть преграда. Вот почему я хочу рассказать вам, какие у вас есть варианты, когда в данный момент для вас сложности с финансами.

Работа 1-1

Индивидуальная работа с хорошим наставником стоит недешево. Это нужно прояснить. И наверное, цена является самым большим препятствием для многих предпринимателей. Такое индивидуальное руководство и личные отношения, конечно, дают наибольшее ускорение, а темы ваших встреч соответствуют тому, что в настоящее время лучше всего подходит для вас. Эффекты от такой работы могут быть настолько впечатляющими, что захватывают дух.

Однако, если у вас нет возможности использовать наставничество премиум-класса, поищите другую возможность поработать с наставником по вашему выбору.

Групповые программы

Когда индивидуальная работа с выбранным наставником для вас недоступна или по какой-либо причине, которая вам не нравится, вы можете проверить возможности участия в групповой программе или в проводимой им программе.

Этот тип сотрудничества дает вам дополнительные общие знания и энергию группы. И вы по-прежнему можете получить персональные ответы на ваши вопросы и рекомендации опытного наставника. Такие прямые отношения — лучший способ извлечь выгоду из его опыта.

Бесплатное наставничество

Другой способ — поискать организации и учреждения, которые организуют бесплатные программы бизнес-наставничества.

В такой ситуации учреждение устанавливает контакт с наставниками (чаще всего с людьми с опытом ведения бизнеса) и подопечными (подопечные наставников), объединяет их в пары, инициирует и координирует сотрудничество. Обычно участие в такой программе бесплатное.

Как выбрать лучшего наставника для себя и своей компании?

Найти наставника — это не просто уловка. Самое главное — выбрать лучшего для себя на данный момент. Тот, который поможет вам преодолеть барьер, с которым вы сталкиваетесь прямо сейчас. Как это сделать?

Сложно ответить на вопрос, как выбрать наставника. Иногда это случайность. Например, когда выбор делает учреждение, которое организует и финансирует наставничество. Или когда ваш руководитель или коллега является наставником.

У меня у самого был наставник много лет назад, в начале моей карьеры, и до сих пор я благодарен за все, чему он меня научил. Самое главное, что это были не только предметные вопросы, знания, навыки, но, прежде всего, подход к работе, отношение, настойчивость и аккуратность. Умение находить быстрые и простые способы достижения цели. Возможность организовать свою работу уникальным образом.

Я пишу, чтобы показать вам, что наставничество — это не только знания, но, прежде всего, это неуловимая вещь, которая отличает эффективного и зрелого эксперта от человека, который только читал книги и обладает знаниями.

Возвращаясь к выбору наставника, я хочу дать вам 3 самых важных совета: чему я следую при выборе наставников и что рекомендую другим.

1. Наставник вдохновляет вас и его личность перекликается с вами

Учитывая, что мы позволяем наставнику направлять нас, а его образ мышления и действий сильно влияет на нас, стоит выбрать человека, который будет хорошо руководить нами.

Вот почему я ранее писал о поиске наставника среди людей, которых мы так или иначе наблюдаем. Прочтите их публикации, посмотрите канал на YouTube, если он есть. Проверьте и почувствуйте, резонирует ли нам то, что говорит человек.

По своему опыту могу сказать, что в этом вопросе лучше всего следовать своей интуиции. Помните, что это не обязательно должно быть сладким и приятным (хотя, возможно). Важно, чувствуете ли вы, что этот человек знает или может сделать то, что вы не можете.

Он видит то, чего вы не видите. Он смотрит на ситуацию с любой стороны, о которой вы даже не подумали. Это знак того, что к ней стоит подойти поближе и поучиться. Загляните глубже, потому что, возможно, у этого человека есть доступ к сокровищам, которых вам не хватает.

Я также должен упомянуть, что некоторые наставники могут быть трудными для вас. Потому что, хотя они, кажется, разговаривают, знают и делают удивительные вещи, их личность настолько отличается от вашей, что вы не можете сотрудничать. Это не значит, что наставник плохой или слабый или не знает, что делает. Это просто означает, что вы не подходите друг другу.

2. Наставник интригует, иногда злит

Дело не в том, чтобы любить каждого наставника. Точно нет. Некоторые наставники могут раздражать. И чаще всего для нас есть урок. Мы чего-то не понимаем, от чего убегаем.

Тогда такой наставник нас научит этому лучше всего. Он выявит наши упущения, страхи или слабости. И вот для чего это нужно.

Примером может служить наставник, который одевается очень свободно, сексуально, женственно и скромно и в то же время учит зарабатывать огромные деньги и управлять бизнесом на миллион долларов (я говорю о конкретном человеке, я не придумываю). Это может вас возмутить и даже рассердить.

Возможно, вы не сможете смотреть на нее и слушать ее. Но, возможно, это тот человек, который показывает, насколько огромные блокирующие убеждения застряли в вашей голове по поводу «делового имиджа». Возможно, именно она сможет уничтожить их и помочь вам открыть немного больше свободы и подлинности в том, как вы относитесь к людям. Это поможет вам избавиться от скованности и напряжения, которые вам так дорого обходятся.

Еще один наставник, который снова и снова говорит о зарабатывании денег. О ваших высоких финансовых целях и желаниях. Может вас раздражать. Возможно, вы будете судить его как расчетливого инфоцыгана. Или вы определите это любым другим эпитетом. Но может оказаться, что он покажет вам ваше непонятное отношение к деньгам и заработку.

Возможно, вам просто нужно осознать, что с одной стороны вы как будто хотите зарабатывать, а с другой стороны, разговор о деньгах и богатстве вас как-то связывает. Такой человек поможет вам открыть для себя нездоровые и блокирующие убеждения о деньгах, скрытые в вашем подсознании, и привить им новое, которое вам поможет.

Наставник не должен нравиться. Наставник поможет вам разблокировать тормоза и сделать то, чего вы никогда раньше не делали.

Поэтому не выбирайте наставника, исходя из требования, что он всегда должен быть милым. Хороший наставник проведет вас через изменения, покажет, что вы можете сделать по-другому. Он поддерживает и мотивирует, но также и мобилизует вас на то, чего вы до сих пор избегали.

3. Наставник видит ваш потенциал, которого не видите вы

Чрезвычайно важная черта хорошего наставника (о которой, возможно, я должен упомянуть вначале) — это его способность видеть потенциал, которого вы не видите. Независимо от того, говорим ли мы о вашем или о вашем бизнес-потенциале.

Чтобы вывести вас на более высокий уровень самосознания и действия, наставник должен знать этот более высокий уровень и свободно перемещаться по нему. Кроме того, он должен твердо верить в то, что вы тоже можете быть на нем. Самое главное — это ментальный уровень.

Хороший наставник подтягивает вас, как хороший учитель начальной школы. Он верит в вас, когда вы сомневаетесь. Это мотивирует вас прилагать усилия, когда вы действительно этого не чувствуете. Это напомнит вам о вашей цели и награде, когда вы расстроитесь. Это ободрит вас, когда вы будете бояться. Он видит свет в конце дороги, по которой вы идете вместе, даже когда это сложно.

Подумайте про себя: если наставник, который считает, что мир движется в пропасть, что ведение бизнеса — это дорога, полная опасностей, становится все труднее и сложнее, может ли вас чему-нибудь научить?

Приведет ли он вас к легкому бизнесу, страсти и свободе? Нет. Будет ли разочарованный наставник работать только в формальных рамках и «делать свою работу» поможет вам создать бизнес вашей мечты и стать другим человеком? Сможет ли наставник, который не нашел удовлетворения и счастья в одиночестве, научит вас, как найти свое?

Вот о чем я говорю. Если вы хотите найти для себя лучшего наставника, ищите того, кто убежден, что вы пойдете туда, о чем не можете думать. Важно, чтобы это целевое состояние поместилось в голове вашего наставника — тогда он вас туда приведет.

Еще раз повторю: ваш наставник должен в вас верить!

Несколько раз убедив моего наставника в том, что мне что-то доступно, помогло мне преодолеть собственное неверие и сомнения. Это дало мне силы и чувство безопасности, чтобы делать маленькие шаги на моем пути к своей цели еще до того, как я был уверен.

Какими компетенциями должен обладать наставник?

Формальные компетенции, знания и опыт.

Наставник должен обладать обширными компетенциями и большим опытом. Сочетание различных точек зрения и гибкого подхода помогает ему не только находить мудрые решения ваших проблем, но также находить вас и передавать вам часть этой мудрости.

Я бы выделил две группы наставнических компетенций.

1. Твердое знание данной области. Когда дело доходит до бизнес-наставничества, это могут быть знания, охватывающие сложные области, такие как финансы, стратегии, структуры, системы, модели. А также знания, связанные с мягкими навыками, например, установление отношений, разрешение конфликтов и заключение соглашений, переговоры, мотивация сотрудников, создание командной атмосферы и организационной культуры, оказание влияния. Следовательно, это навыки и компетенции, которыми должен обладать опытный менеджер и предприниматель.

2. Компетенции мягкого наставничества. Однако далеко не каждый опытный и успешный предприниматель может поделиться своим опытом так, чтобы у его подопечных тоже были шансы на успех. Для этого требуются наставнические компетенции — способность вести другого человека через процесс обучения таким образом, чтобы он приобрел свои собственные компетенции и независимость.

Дело не в том, что наставник ведет за руку и указывает (или навязывает) решение в каждой ситуации. Но речь идет о том, чтобы научить подопечного (студента) находить свои собственные решения и принимать свои собственные решения. Что он будет стремиться к своей независимости, а не к привязанности.

Хорошее и эффективное наставничество — это искусство и личность.

Очень часто самое важное для вас — это наставнические компетенции, то есть само искусство быть наставником. Умение задавать вопросы, отражать проблемы, переводить и сравнивать. Гибкий поиск решений и новые способы действия.

Стоит подчеркнуть, что важны не столько возраст наставника, личный опыт или его одержимость, сколько его способность высвободить дремлющий потенциал ученика и начать его развитие. Это искусство, которому не учат ни в одной школе. Сочетание жизненного опыта, мудрости, личности и немного психологических знаний.

Читайте тажке: Коучинг – Что это такое простыми словами?

Как и где найти себе наставника — резюме

Как видите, ответить на вопрос, как найти наставника, непросто. Многое зависит от того, что вы ищете и чего ожидаете.

Некоторым людям больше нужна поддержка в организации бизнеса, управлении людьми или чисто бизнес-советах.

Некоторым людям нужен спарринг-партнер, чтобы свободно обсуждать видение, стратегию и направления развития. Того, с кем они будут вдохновлять друг друга на выход за рамки.

Третьи предприниматели в настоящий момент сосредоточены на работе со своим мышлением — с убеждениями, эмоциями и привычками. И они ищут наставника, который поможет им разблокировать их собственные подсознательные блокировки, потому что они знают, что эти внутренние блокировки также препятствуют бизнесу, притоку идеальных клиентов и денег.

Есть наставники, которые специализируются в конкретных областях. Есть также те, кто объединяет эти различные проблемы, подстраивая свой образ действий в соответствии с вашими текущими потребностями.

За каждым успешным человеком стоит его наставник. О том, как найти своего ментора, и почему он так необходим каждому, узнаем в статье

Кто такой ментор и в чем его уникальность

Как и многие успешные люди в бизнесе и в жизни, я могу с уверенностью сказать, что не был бы тем, кем я являюсь сегодня, если бы не мои наставники. С первых дней спортивной карьеры у меня был ментор, который знал как мне помочь достигнуть успеха и стать чемпионом. На протяжении моей жизни мне посчастливилось иметь четырех наставников. Двое из них прошли со мной путь спортивной карьеры, двое других появились тогда, когда я решил заняться инвестированием и стать бизнесменом. Мои наставники полностью были погружены в мою жизнь, мы вместе ставили цели и также, рука об руку, добивались этих целей.

Есть мнение, что каждый может добиться отличных результатов самостоятельно. Но зачастую, оно ошибочно. Я прошел этот путь лично и знаю, что без поддержки и дисциплины результата не будет.

Всегда нужен свежий взгляд рядом, который вовремя направит и укажет путь.

Моя прошлая карьера боксера позволила мне экстраполировать навыки, дисциплину, гибкость в бизнес, инвесторство, тем самым позволив стать человеком, который способен не только помогать другим добиваться успеха, но и становиться настоящими чемпионами.

Наибольшее, что вы можете дать другому человеку, как ментор – это помощь в достижении успеха. Он станет гораздо сильнее, обретя возможность самостоятельно достигать вершин, а не просто получать желаемое со стороны.

Я всегда осознавал ценность наличия наставника. Ментор нужен каждому человеку. К сожалению, не все понимают эту необходимость. Кто-то боится казаться глупым или неуверенным в себе, а кто-то попадается в ловушку: «Я на вершине мира и знаю все, что нужно знать», которая часто приходит с первыми вкусами успеха.

Любой начинающий предприниматель не может точно знать, чего именно он не знает. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Основать стартап — это как скинуть себя со скалы и по пути вниз попытаться собрать самолёт». Ментор — это человек, который уже собирал такой самолет и теперь он помогает новичку это сделать.

Ментор необходим каждому предпринимателю, во-первых, как источник полезных связей; во-вторых, как человек, компетентный в той или иной сфере. Скажем, у вас пробелы в знаниях, и вы не понимаете, как вывести тот или иной продукт на рынок. Или разобраться со структурой компании. Ментор может даже посоветовать, как изменить продукт, который вы делаете.

Идея менторства, личного учителя, передающего опыт и помогающего разобраться в том или ином деле, существует с древних времён, в эпоху стартапов она просто приняла новую форму. Самое полезное — это даже не то, что со стартапами работают более опытные люди, а то, что они помогают посмотреть на всё со стороны, подносят к делу зеркало и отражают настоящее состояние дел.

Ментор — профессионал, имеющий большой опыт и готовый делиться этим опытом со своими подопечными — менти. Эффективный наставник может профессионально направлять подопечного, поддерживая при этом дружеские и профессиональные отношения. Наставник всегда должен помнить об интересах подопечного и адаптировать свой стиль наставничества к потребностям подопечного.

Наставничество не является новой концепцией, и оно предназначено не только для начинающих предпринимателей или среднего профессионала в бизнесе — отношения наставничества существовали на протяжении всей истории и продолжают устанавливаться многими из самых успешных деловых людей современности. Например, Аристотель был наставником Александра Македонского, Майк Марккула был наставником Стива Джобса.

Как найти своего наставника

Итак, с чего начать? Если вы, наконец, согласились побороть свою гордость и обратиться к кому-нибудь за помощью, вы уже движетесь в правильном направлении.

Знайте свои цели, как краткосрочные, так и долгосрочные. Чего вы хотите достичь профессионально в ближайшие три месяца? Сможете ли вы сделать это на своей нынешней должности или вам придется сменить работу? Чем конкретнее вы сформулируете свои цели, тем легче будет найти подходящего наставника. Одна из стратегий создания эффективных, легко достижимых целей — работать по SMART: конкретно, измеримо, достижимо, актуально и ограничено по времени. Такое представление своих мечтаний позволяет вам разбить высокие идеи на отдельные цели, которые легче достичь с помощью краткосрочных шагов.

Вот следующие шаги, которые вы должны предпринять:

Шаг 1: Составьте список людей, которыми вы восхищаетесь.

Шаг 2: Запишите свои цели, ожидания и то, что вы можете предложить взамен. Важно заранее знать, чего вы хотите, в чем вам нужна помощь, что вы надеетесь получить от своего наставника.

Шаг 3: Свяжитесь с людьми из списка и сделайте им предложение.

Шаг 4: Продолжайте поддерживать отношения, которые вы установили. Разработайте последовательный график встреч с вашими наставниками.

Сразу же после первой встречи вы поймете ваш ли это человек. Между вами должна произойти химия. Если так случилось, то не стоит упускать ментора.

Немаловажным пунктом при выборе ментора, является репутация вашего будущего наставника, его опыт и ценности. Не забудьте узнать какая личная стратегия ментора. Каких принципов он придерживается.

Важно, что ментор это человек, который не просто раскладывает вам ваши же идеи, а привносит новаторство, изобретает, что-то новое и уникальное именно под вас.

Ментор проникают глубоко в вас и ваш проект еще потому, что в этой сфере нет массовости. Он берет качественном, а не количеством, что и дает отличные плоды на выходе. Он предлагает вам новый взгляд от опытного профессионала.

Поиск подходящего наставника не является секретом успеха — это так же очевидно, как и необходимо. Учиться у кого-то старше, мудрее и опытнее — это бесценная возможность для бизнеса, независимо от того, начали ли вы свою первую работу или находитесь на полпути в своей карьере. По мере того, как мы погружаемся в повседневную рутину рабочей жизни, легко потеряться в моменте — наши проблемы находятся в шести дюймах от нашего лица, а наставник может быть человеком, который все перезагрузит, чтобы мы могли взглянуть на свою карьеру и рост с новой точки зрения.

Ментор и менти

Залог хорошей работы между ментором и менти, является активная работа. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Наставник — это человек у которого всегда острый и заточенный ум, он создает тебя заново, зная все слабые и сильные стороны. Искореняя первые и выводя вперед вторые. Тем самым помогая добиться высоких результатов вне зависимости от сферы деятельности. Чаще всего люди обращаются к ментору, когда не могут сами справиться со сложной ситуацией. А ментор позволяет взглянуть на нее со стороны наставника сквозь призму опытности и многоходовости.

Многие путают коучинг и наставничество; однако это разные отношения с разными целями.

Коучинг представляет собой краткосрочные личные отношения между двумя людьми, в которых коуч использует наводящие на размышления и творческие стратегии, чтобы помочь клиенту развиваться лично или профессионально. С другой стороны, наставничество — это более длительные отношения — как правило, год или более. Наставник помогает подопечному развивать профессиональные навыки или опыт, а подопечный позволяет наставнику развивать свои лидерские качества.

Наставник — человек, который дает возможности, ресурсы, как энергетические, так и практические. Например, настраивает нетворк, исходя из целей и задач клиента, возможно инвестируя в него самого. Ментор как бы стоит в стороне, но при этом ставит практические и тактические задачи выводя своего клиента на другой уровень.

Независимо от того, являетесь ли вы основателем совершенно нового стартапа или предпринимателем с небольшим опытом ведения бизнеса, вы всегда можете получить пользу от наставника.

«Наставник может служить вам советом в критические моменты вашей карьеры», — сказала Business News Daily Дайан Домейер Кок, исполнительный директор кадровой фирмы The Creative Group. «Они могут предоставить рекомендации по управлению карьерой, которые вы, возможно, не сможете получить из других источников, и точку зрения инсайдера на бизнес, а также познакомить с ключевыми отраслевыми контактами».

Наставник позволяет тебе сделать то, о чем ты думал, но возможно никогда и не сделала бы из страха или неуверенности. Наставник поможет тебе стать дисциплинированным, это является одним из главных качеств победителя. Одним словом, ты сможешь стать лучшей версией себя.

Когда идти к наставнику

Когда мы погружены в собственную карьеру, легко упустить из виду общую картину. Важно иметь наставников, особенно в начале вашей карьеры. Это должны быть люди, которые дают представление о том, как продвигаться вперед, а также поддерживать ваши общие цели.

Так как я в прошлом боксер, то хочу провести параллель со спортом. Вот например, ты тренируешься каждый день одинаково, в одно и тоже время, с тем же энтузиазмом и силой, но 3 года назад ты завоевывал первые места, а сейчас даже призовых мест не получаешь. Как только ты видишь это, чувствуешь этот замкнутый круг, важно остановиться и обратиться за помощью. Это первый признак того, что тебе нужен ментор. Второй — наличие совета директоров. Он нужен для того, что структурировать все задачи. Ежедневно каждому из нас приходится решать множество задач, а ментор позволяет вам разложить все по полочкам. То есть нужный вопрос будет на нужной полке, к которой ты можешь обратиться в любой момент и найти там ответ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как все исправить фильм смотреть онлайн
  • Как найти плотность тела погруженного в керосин
  • Матем как найти ширину
  • Как найти кино на youtube
  • Как составить схему к словам мой зайка