Как найти своего педагога по танцам

Создание успешной танцевальной студии – это не только выбор удобной локации с хорошим ремонтом. Решающим фактором успеха и привлечения клиентов становится профессиональный педагог, который может виртуозно не только танцевать, но и обучать этому.
Какими критериями руководствоваться при выборе педагога, где найти тот самый «бриллиант» и как организовать эффективную работу? В поисках ответов мы опросили владельцев танцевальных школ и студий со всей страны, провели анализ информации и вывели ту самую формулу «Как найти своего идеального тренера».

«У нас очень тщательный подбор педагогов. Изначально у нас не было большого финансирования. Мы не могли позволить себе арендовать большое помещение и выделить крупную сумму на рекламу, чтобы как-то набрать группу на занятие к неизвестному тренеру. Для нас важны были люди, которые будут составлять зерно компании, к кому клиенты будут тянуться. Для нас тренеры – лица компании. Наша команда супер тщательно подбирается»

Анна Никольская, Танцевальная студия «Palestra»

Какой он – хороший тренер?

Многие ошибочно считают, что стать тренером легко. Достаточно «посмотреть видеокурс из 10 уроков, научится классным движениям и уже можно набирать группу». Владельцы студий такую позицию не поддерживают.

«Прежде чем делиться навыками, нужно ими овладеть»

Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»

Опыт важен. Трудно спорить с тем, что артист, за плечами которого множество уроков, конкурсов и баттлов не умеет танцевать. Так танцоры самореализуются и становятся конкурентоспособными.

«Я сама руководитель и основатель студии. У меня образование артиста балета и балетмейстера, я училась в ГИТИСе. И плюс как артист я достаточно долго работала в «Русском Национальном балете». Объездила всю Европу, Америку. Опыт колоссальный. И поэтому, конечно, в команду я тоже подбираю людей, у которых будет хороший опыт. У меня нет цели сэкономить и взять человека без образования, который научился по видео что-то вести. Я лучше возьму тренера с опытом, профессионала и буду ему чуть больше платить, но в моем понимании это будет квалифицированный человек»

Анна, Танцевальная студия «Palestra»

Стоит признать, некоторые владельцы танцевальных школ отметили, что могли бы взять человека без опыта и доучить его, если бы тот показал хорошие результаты как тренер и педагог. Делаем вывод, чтобы научить клиента нужно уметь объяснять и передавать свой опыт.

Очень известная тема:

«Можно быть очень хорошим танцором и никаким тренером». И это сплошь и рядом. Поэтому у нас на собеседовании всегда есть часть, где мы танцуем с претендентом, работаем в паре»

Маргарита Алешина, основательница студии танцев Pro Am «Dance Capital» Маргарита Алешина

В этой ситуации руководитель ставит себя на место ученика и пытается понять, справится ли претендент с ролью педагога.

Клиенту должно быть психологически комфортно. Все-таки танцы «при свидетелях» для многих – выход из зоны комфорта. Тренер должен помогать ученику раскрыться, перестать стесняться. Для этого нужно уметь коммуницировать и правильно общаться с учеником. Тренера должны понимать.

«Если он (прим. будущий тренер) классно исполняет и умеет научить – это круто. Но если я вижу на пробном уроке, что человек совершенно не может коммуницировать и объяснять, чего он хочет от своей аудитории, то он не сможет с нами работать»

Анна, Танцевальная студия «Palestra»

Такой позиции придерживаются многие владельцы студий. Люди перестанут посещать занятия, если не будут понимать за что платят деньги.

И конечно, тренер должен развиваться сам. Танцы – динамичное движение. Новые стили появляются регулярно, какие-то выходят из моды. Важно следить за тенденциями, если хотите оставаться на плаву.

«Мы берем человека и предлагаем ему разные пути развития. Ежемесячно, ежегодно работаем с тем, чтобы наши преподаватели обучались. В профессиональном плане мы привозим каких-то современных танцоров, известных и популярных, и водим наших на мастер-классы. Также у нас есть занятия по оказанию первой медицинской помощи, например. Важно, нужно, необходимо постоянное обучение»

Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»

Итак, делаем вывод:

Хороший тренер и высшее образование.

Должен ли тренер иметь корочку из вуза или колледжа? Вопрос спорный.

Классическая база – основа для хорошего танцовщика. В учебных заведениях артисту дают основные танцевальные навыки. После такой подготовки развиваться в новых направлениях в разы легче.

«У нас при приеме на работу очень ценится, если у претендента есть базовое балетное образование. Или высшее образование в области педагогики балета. Если у претендента есть высшее образование, то мы смотрим какой институт он окончил. Обычно мы знаем, где и какие педагоги, что и как преподается. Можно сделать выводы уже по тому, где человек учился. Если у претендента есть и училище, и высшее образование – это прямо супер»

Анна, Студия «Palestra».

Школа Анны специализируется на балете и контемпорари – современном сценическом танце.

Важно понимать, что классическое образование – не панацея. Это скорее основа и база, и при приеме на работу в первую очередь будет ценится техника танцора, а не стопка его дипломов.

«Есть классические направления, например, эстрадные танцы, контемпорари. Для их исполнения нужна классическая база. У нас работают преподаватели из школ танцев, из колледжей искусств. Они этой базой владеют. Но если речь идет о современных танцах, вопрос другой. Такому в вузах не учат»

Наталья, Танцевальная студия «YES»

Занятия с детьми – отдельная категория. Здесь речь скорее о психологии, нежели о технике. Если в случае со взрослой группой тренером можно стать благодаря высоким профессиональным навыкам, то для детей и подростков необходимы особые компетенции – педагогическое образование.

«Если это касается детской группы, то мы, конечно, смотрим на наличие педагогического образования или педкурсов. Мы хотим, чтобы человек имел представление, что дети – очень мягкая натура и с ними нужно аккуратно. Мы не только обучаем детей танцевать, на тренировках происходит пусть и поверхностный, но процесс воспитания. Поэтому важно, чтобы человек имел представление о возрастной психологии, детских особенностях. Это важно и для ребенка, и для родителей, и для нас»

Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»

Вывод: высшее или среднее образование в танцах не будет лишним. Это база танцовщика. Но еще важнее – навыки тренера. Хороший педагог ценится за свою технику и стремление к самосовершенствованию, а не за количество часов, проведенных в вузе. Исключение – работа с детьми. Педагогические компетенции тут необходимы и с этим не поспоришь.

Где искать своего идеального тренера?

Правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый работодатель пользуется источником, который ему доступен и понятен. Самый популярный – сарафанное радио.

Профессиональные танцовщики посещают соревнования, мастер-классы и другие мероприятия. Там они, так или иначе, общаются со своими коллегами, находят новые знакомства и потенциальную команду.

«Танцевальный мир очень тесен. Изначально наверно всем танцорам, которые что-то из себя представляют в Санкт-Петербурге понятно, кто такая я. А мне понятны все те танцоры, которые что-то из себя представляют в Санкт-Петербурге»

Маргарита, Основательница студии танцев Pro Am «Dance Capital»

Еще один способ – кастинги. Владельцы студий часто выкладывают у себя в социальных сетях объявления о поиске нового члена в команду, собирают заявки и объявляют смотр.

«Мы ищем тренеров через социальные сети, объявляем кастинг. Люди и так нам постоянно пишут, что хотят работать. Мы высылаем им анкету. У нас сейчас в базе более двухсот человек. Но немногие из них нам подходят. Кастинг мы устраиваем раз в сезон. В среднем из тридцати человек, которые приходят, берем одного. Претенденты приходят и танцуют, заранее заполняют формы»

Анастасия, Студия «OK dance»

Существует еще один интересный способ. Назовем его «воспитание собственного тренера». Владельцы танцевальных студий отмечают: в их практике бывали случаи, когда их ученики совершенствовались и прокачивали навыки, а после набирали свой класс и начинали учить людей. И справлялись с этим вполне неплохо. Поэтому такой вариант поиска своего идеального тренера нельзя исключать из этого списка.

К сервисам по поиску работы, например HH.ru, владельцы студий прибегают в разы реже. Но как один из вариантов поиска соискателя их отметать нельзя. Свое резюме на таких сайтах может оставить как начинающий танцор, так и профессионал с большим опытом.

Корпоративная культура для приятной погоды в команде

Текучку не любит никто. Особенно в таком бизнесе, как школа танцев. Клиент привыкает к своему тренеру – тот уже знает его возможности, понимает психологию, умеет расслабить и сделать занятие комфортным. Покидая студию, тренер часто забирает с собой и клиентов. Грамотные учредители танцевальных школ стараются такого не допускать.

Крепкую команду создают два незыблемых столпа – достойная зарплата и атмосфера в коллективе.

Труд тренера должен оплачиваться достойно по меркам рынка – эти люди отдают много физических и моральных сил, чтобы клиент был доволен. Для собственного развития им также нужны средства. Если вы хотите получить классного профессионала – оцените его труд по достоинству.

Дружная команда, хороший руководитель – еще один повод с радостью возвращаться на работу. Если человек чувствует поддержку и уважение, то он не захочет уходить от вас. Грамотный руководитель не должен быть равнодушным к своим подчиненным. Дайте тренеру уверенность, что его не уволят и не лишат дохода, если он будет вынужден взять внеплановый отгул или больничный.

«Я, как танцор, понимаю, что педагоги получают гораздо меньше, чем они заслуживают. Конечно, в будущем мне бы хотелось больше платить своим тренерам, повышать их уровень жизни. Я понимаю, что нужно много вложить, чтобы стать хорошим танцором. Второе – это атмосфера в студии. То, как мы общаемся, наши уютные красивые залы, понятное расписание. Это нужно творческим людям»

Анастасия, Студия «OK dance»

Иногда от тренера придется отказаться вам. Это вполне нормальное желание – собрать в своей команде эффективных кадров. Обычно, чтобы группу не пришлось распускать уже после старта занятий, тренера к работе допускают постепенно. Сначала дают один класс, потом несколько персональных тренировок. Если человек показывает классный результат, занятость увеличивают. На такой пробный период в среднем уходит плюс/минус месяц.

А каким должен быть хороший тренер, мы уже рассказывали выше.

Эффективный тренер.

Представьте, вы собрали свою идеальную команду. Перед вами – профессионалы с горящими глазами, готовые поделиться своими навыками с другими. Как организовать работу так, чтобы не перегрузить своих работников?

Максимально эффективно, согласно мнению экспертов, тренер работает 3-4 часа в день. Больше 6 часов физической активности тяжело вынести даже профессионалу. К тому же, педагог может совмещать преподавание в вашей школе с другой деятельностью, например, учебой. Пусть человек поработает меньше, но покажет классный результат, чем проведет много бесполезных занятий и отвадит клиентов.

Количество человек в группе для тренера чаще всего не играет большой роли. Главное – размер зала, где занятие проходит. Чем меньше площадь, тем меньше группа. И ученикам, и тренеру должно быть комфортно на занятиях. Никто не захочет толкаться и уворачиваться от конечностей соседа во время тренировки.

Половая принадлежность и возраст не играют для работодателей весомой роли. Как мы уже говорили, главное в эффективном тренере – навыки и умение объяснять. Танцы преподают как мужчины, так и женщины любого возраста. Главное – отдача и результат на работе.

«Пол и возраст не имеют значения. Ни национальность, ни религиозная принадлежность. У нас работают танцовщики из других стран, и они прекрасно справляются и пользуются популярностью»

Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»

Теперь становится понятно, что найти хорошего специалиста для своего бизнеса не так уж и сложно. Если вы будете следовать нашей формуле «Как найти идеального тренера», то уже очень скоро соберете сильную команду.

Помните, на эффективность танцовщика весомую роль оказывает то, как работа организована в самой студии. Не перегружайте своих тренеров, составляйте понятное расписание, сохраняйте конкурентоспособную зарплату и приятную атмосферу в коллективе. Тогда люди начнут сами приходить в вашу компанию.

Теперь становится понятно, что найти хорошего специалиста для своего бизнеса не так уж и сложно. Если вы будете следовать нашей формуле «Как найти идеального тренера», то уже очень скоро соберете сильную команду. А поддержать хорошую техническую организацию вам поможет CRM-система от AppEvent.
Удобная и понятная в использовании внешне и многофункциональная внутри, она точно станет той самой недостающей составляющей успешной студии.
Приятная атмосфера в коллективе + Хорошая организация работы = Успех студии

Сегодня расскажу о том, как собрать классную команду в свою школу танцев: где найти преподавателя, как разобраться, подходит он вам или нет и правильно договориться об оплате.

3HTeYFS1hEk 1024x682 - Как нанять преподавателя

Как найти преподавателя

Первый путь – разместить объявления о вакансии на самых популярных сервисах: Avito, Юла, Head Hunter, Работа.ру, в сообществах соцсетей – любых пабликах, где могут быть потенциальные преподаватели. Заявите, что вы ищете учителей, расскажите, кто вам нужен.

Второй путь – спросить у друзей, есть ли у них знакомые учителя танцев, нуждающиеся в дополнительной занятости.

Третий вариант – прийти на фестивали, конкурсы и другие события, где можно напрямую познакомиться, пообщаться с танцорами и предложить им работу в вашей студии.

Как понять, подходит вам соискатель или нет

Первое, на что нужно обратить внимание – профессионализм, есть ли у соискателя опыт. Безусловно, большой плюс, если танцор уже преподавал. Но если нет – это не страшно.

Второй параметр – харизма. Если вам человек понравился, вам хочется с ним общаться, скорее всего, вашим ученикам также захочется с ним взаимодействовать. Следовательно, харизма есть – берем. Харизмы нет или неприятно с человеком общаться – сразу отказываемся, потому что вы скорее всего не сработаетесь.

И третье – это инициативность. Если преподаватель хочет готовить учеников, достигать каких-то высот, делать номера, мероприятия внутри студии – очень большой плюс и на это стоит обратить внимание.

VKjTxNcOgiQ 1024x1024 - Как нанять преподавателя

Как договориться об оплате

Здесь два варианта:

  1. Фиксированная оплата. Вы договариваетесь на конкретную стабильную ставку независимо от количества учеников, от стоимости ваших занятий и т. п. Пришел преподаватель, отработал час и получил свои 600, 1000, 1 000 000 рублей.
  2. Процентная оплата. У вас есть оборот, вы знаете, что группа приносит, к примеру, 3000 рублей. И вы решаете, что какой-то процент от этой группы отдаете учителю.

Обычно 30% – минимальная ставка, которую я рекомендую отдавать преподавателю. Далее, если он показывает хорошие результаты, можно двигаться вверх до 60% в пользу преподавателя.

Как оформить договорные отношения

Может быть три варианта.

Первый – не заключаете договор. По сути, вы договариваетесь на словах. Но все равно я рекомендую фиксировать ваши разговоры хотя бы в переписке в мессенджерах или по почте. Это нужно на случай, если вы где-то что-то забыли, о чем договаривалась. Всегда можно вернуться и прочитать, чтобы не возникло недопонимания.

Второй вариант, когда вы заключаете договор. Я рекомендую заключать договор ГПХ, когда вы не нанимаете учителя, а договариваетесь с ним на сдельную оплату. В этом случае все налоги, страховые взносы преподаватель берет на себя сам и самостоятельно с этим разбирается. Вы платите только фиксированную стоимость часа или часов в месяц.

Третий вариант максимально простой. Вы договариваетесь как два индивидуальных предпринимателя, два юридических лица. Он оказал вам услуги и все. Никаких налогов, никакого официального оформления и дополнительных трат у вас не будет. Каждый платит налоги сам за себя. Именно этот вариант я рекомендую выбирать, чтобы избежать лишних трат и постараться извлечь максимальную прибыль для себя.

UbP3dvz 3TQ 1024x683 - Как нанять преподавателя

А дальше

Самый важный момент, когда вы уже сработались – не потерять преподавателя. Не довести до ситуации, чтобы он у вас увел группу куда-то в другой зал.

Очень важно всегда думать о мотивации – что вы можете предложить. Подумайте, почему преподаватель может работать у вас, а не пойдет открывать свой зал. В чем ваша ценность.

Я предлагаю из самых успешных учителей делать своих партнеров, совладельцев. Старайтесь замотивировать преподавателя так, чтобы ему было выгодно у вас работать.

Самое первое, что можно сделать – повысить ставку. Не получиться платить больше, чем ваша рентабельность. Вы не можете отдать деньги, заложенные на аренду зала, рекламу и так далее. И когда ставка достигает максимума, нужно придумать, как дальше мотивировать, если вы не хотите потерять человек.

Я предлагаю мотивировать в проценте от общей прибыли студии. Также можно оплачивать преподавателю его обучение. Например, когда топовые учителя студии за ваш счет на мастер-классах, участвуют в фестивалях. Это классная практика, держит преподавателей и это можно эффективно использовать.

Итак, многие родители хотят отдать свое чадо на танцы. «Будет стройная, грациозная и здоровая» — размышляют они о своей дочурке, -«Да и танцевать — это же так весело, тем более малышке сам Бог велел, вон как кружится перед зеркалом».

Конечно, именно так и будет, но только в том случае, если ваш ребенок попадет к достойному педагогу. Иначе, все будет с точностью и наоборот, и как результат — вы получите покалеченного физически и психически ребенка. Скажите, многие из вас могут отличить хорошего педагога по танцам и плохого? А ведь вы вручаете этому человеку самое драгоценное, что у вас есть, пускай на время, но все же … Теперь конкретно о том, что вам нужно знать.

Занятия хореографией имеют несколько отличительных черт от педагогики общеобразовательных предметов.

1) Воспитание культуры поведения. Что это значит? Хороший педагог будет следить, как дети заходят в зал, он будет их учить разуваться, следить за гигиеной, приходить на занятия расчесанными, здороваться со старшими и помогать друг другу.

2) Дисциплина. Без нее не может существовать ни одна пристойная школа, и она помогает правильно организовать учебный процесс и выработать в детях характер и самодисциплину. В это понятия хороший преподаватель вкладывает — субординацию, пунктуальность, уважение к старшим.

3) Умение трудиться и уважать труд других, не позволяя себе халтурить, прогуливать или ленится.

4) И только с четвертого пункта начинается непосредственно хореография. Четвертое — это выстраивание системы урока относительно возрастных и анатомических особенностей группы и индивидуальный подход к каждому ученику. Доброжелательное, но требовательное отношение к детям — это то, что принесет результат. Вы же хотите платить деньги за результативные занятия?

Нормальным является, если ребенок устает после занятия. Не нормальным, если на ребенке появляются ссадины от неправильных упражнений.

Хорошо когда ребенок настроен на успех в исполнении, плохо когда не понимает зачем ему делать эти упражнения и ему скучно. Это значит, что преподаватель «не видит группу» и не мотивируем детей к развитию. Обязательно обратите внимание на образование педагога, оно должно быть специализированным, но и этого мало, посмотрите какие курсы повышения квалификации он посещал, кто художественный руководитель школы. Обратите внимание на других учеников школы, почитайте отзывы в Интернете, поговорите с другими родителями, послушайте, как коллеги отзываются о школе и педагоге. Не уделяем внимания огромному количеству деталей, которые отличают профессионального педагога от дилетанта, калечащего детей, просто из за того , что человеку не связанному с танцевальной средой будет невозможно их отследить.

Теперь о последствиях неправильного преподавания, с которыми часто сталкиваешься на практике. Деформированный опорно-двигательный аппарат — сильный выработанный лордоз в пояснице — это будущие протрузии и грыжи межпозвоночных дисков. Недостаточное внимание педагога к правильной постановке корпуса приводит к серьезным травмам колена, стоп и бедер. Неверная методика растяжки и безграмотность преподавателя приводит к очень болезненным растяжениям и разрывам связок даже у маленьких детей.

Психологические. Грубость и унижения личности ребенка со стороны горе-педагога приводят к формированию неправильной оценки себя и окружающего мира, способствует развитию огромного количества комплексов и нервных расстройств. В конце концов, психически неуравновешенный педагог отобьет охоту к танцам раз и навсегда, а ведь танец — это прекрасное искусство. Излишне мягкий преподаватель ничему не научит и это просто потраченное время и деньги. Важен правильный баланс!

Будьте умны, относитесь ответственно к своим детям, а значит и к нашему общему будущему! Пускай наши детки будут здоровы, умны и одухотворенны!

Научиться любому делу без помощи тренера или наставника сложно. Бывает так, что «самоучки» зазубривают ошибки, исправлять которые потом довольно трудно. Более того, любая спортивная активность, в том числе танец, при неразумных занятиях могут привести к травме – именно поэтому хороший тренер, особенно на начальных этапах, просто необходим.

С помощью мастера спорта по спортивным бальным танцам, тренера и основательницы школы Ideal Dance Ольги Тарасовой разбираемся, как правильно выбрать тренера для себя или для ребенка, если вы решили, что хотите заниматься танцами.

тренер по спортивным бальным танцам

Ольга Тарасова — Мастер спорта по спортивным бальным танцам, тренер и основательницы школы Ideal Dance

Что важно учесть при выборе тренера

Точно также, как и при выборе друзей и круга общения, обратите внимание на личность человека перед вами. Оцените то, как потенциальный тренер двигается, одевается, как он разговаривает. Из этих деталей сложится представление об общем уровне образования и воспитания педагога – вы же точно не хотите слышать в процессе занятия отборную ругань или оскорбления.

Это, разумеется, крайности – но если тренер склонен к жесткой и повелительной манере общения, то вам или вашему ребенку может быть некомфортно заниматься с ним. Это отразится на результате – обратите внимание.

Сделайте вывод и о том, как тренер относится к своей работе: особенно важно, если вы отдаете в студию ребенка. Оцените, как он разговаривает с другими учениками: боятся ли его дети, уважают ли, любят ли. Любовь к профессии невозможна без уважения к ученикам.

Ideal Dance

Вы можете посмотреть, как проходят тренировки, предварительно оценить психологическую совместимость своего ребенка и преподавателя.

Наконец, оцените профессионализм потенциального тренера. Каких учеников он вырастил? Добились ли они результатов? Кто сейчас у него занимается – близки ли эти люди вам по духу? А если отдаете ребенка – хотите ли, чтобы ребенок был похож на тренера, перенимал его манеру общения?

Как понять, что перед вами – настоящий профессионал

Главные достижения тренера в бальных танцах – это не только личные сертификаты и победы, но и уровень и победы учеников. Если тренер вырастил не одного спортсмена высокого уровня, за которыми вы или ваш ребенок сможете тянуться и ориентироваться на них – смело оставайтесь. Также стоит больше узнать о том, какой системы преподавания придерживается тренер, на чем он акцентирует внимание в первую очередь.

Домашняя работа

Прежде чем приходить на занятие, попробуйте найти информацию о тренере. Что можно сделать:

  • посмотреть социальные сети тренера – о чем и как он пишет, уделяет ли внимание достижениям учеников, какие его ценности, увлечения;
  • пообщаться с родителями или другими учениками, оценить результаты.

Ideal Dance

Прислушивайтесь к отзывам и рекомендациям других родителей.

Что делать, если тренер не нравится?

В случае если на занятиях происходит что-то, что вам не нравится, попробуйте для начала поговорить с педагогом – и в случае собственных занятий, и занятий ребенка. Любой адекватный тренер постарается услышать вас, определить проблему и скорректировать свое поведение, ведь у всех учеников разный уровень подготовки, как физической, так и психологической. Кроме того, у всех разные ожидания от занятий.

Ideal Dance

Для хорошего тренера танец — это любимое дело, стиль жизни, а не просто заработок.

Когда нужно заканчивать

На первом занятии возникло ощущение, что “что-то не то”, но сам класс прошел результативно. Как быть? Рекомендуется продолжить ходить на занятия — желательно, в течение месяца. С первого раза понять полную картину трудно – возможно, у тренера был тяжелый день или случились личные проблемы. Особенно это важно учесть для детских занятий: нужно больше времени для «притирки».

Ваша задача на танцевальном классе — это результат, а не налаживание дружеских связей, поэтому важно ориентироваться именно на наличие или отсутствие прогресса. Если же имело место откровенно некорректное поведение или вещи, которые для вас совершенно неприемлемы, – меняйте педагога.

Выбор тренера — дело ответственное, и, к сожалению, не всем везет с первого раза. Постарайтесь уделить этому достаточно времени и сил, ведь от подхода и эмоционального совпадения с педагогом будет зависеть итоговый результат. Главное, на что стоит обратить внимание — результативность и отсутствие чрезмерного давления на занятиях. Не забудьте и о том, что мелкие разногласия проще решить в диалоге, чем жесткими решениями о смене тренера.

Или когда не работает золотое правило бизнеса

Оригинал статьи

Аннотация. В этой статье я поделюсь с читателями одной теорией, которая пришла мне в голову при проведении мастер-класса для начинающих преподавателей социальных танцев летом 2015 года и с тех пор из головы не выходит. Речь пойдет об отношениях между преподавателями и учениками на примере социальных танцев. О выборе своего преподавателя и отборе своих учеников.

Ключевые слова: препод, ученик, кизомба, сальса, бачата, пора_заканчивать_с_диссертацией.

Введение

Мы живем в среде оголтелого капитализма, где считается, что клиент всегда прав. Ученики платят за обучение деньги. Ученик — клиент. Преподаватель продает услуги по обучению. По этой логике выходит, что преподаватель должен угодить ученику. Каждому ученику. Ведь каждый клиент всегда прав.

Нередко встречается картинка: недовольный ученик бурчит себе под нос, или в свободные уши о том, чем плох его преподаватель. Одному кажется, что препод слишком медленно дает материал, другому кажется, что препод слишком спешит. Кто-то жалуется на то, что ему не уделяют внимания и редко поправляют ошибки. Других смущает, что препод при всех тычет носом в недостатки и роняет самооценку. Кого-то бесит, что его преподаватель часто уезжает в другие города для проведения мастер-классов. А кто-то недоволен тем, что его преподаватель недостаточно крут, чтобы его приглашали проводить мастер-классы. Требования учеников к преподавателям противоречивы. Ведь все ученики разные. Очень разные.

Преподаватели тоже люди тоже разные. Одни строгие, другие добряки. Одни объясняют словами, другие вдохновляют примером. Одни открыты каждому, другие не запоминают имена учеников, пока те не перейдут в среднюю или даже старшую группу. Но, учитывая противоречивость ожиданий учеников, к каждому преподу можно придраться.

Постановка проблемы

Даже если ученик не бросает танцы из-за того, что его преподаватель не оправдал всех ожиданий ученика, бурчать и хмуриться он не перестает. А ведь плохо скрываемое недовольство это как раз то, что портит атмосферу соушал-тусовки. Портит настроение и ученикам, и преподавателям.

А ведь находятся и те, кто бросает танцы и начинает лить в уши товарищам по танцполу.

Преподаватели не только теряют людей (а аренду за зал все равно надо платить, да и кушать хочется всегда), но и теряют свой авторитет в глазах тех, кто остался в строю. К тому же 95% преподавателей социальных танцев — сумасшедшие фанатики, которые не просто пытаются заработать деньжат на продажах своих навыков, а стремятся к утопическим идеалам: развить соушал-тусовку, сформировать крутой танцпол, организовать в своем городе мега-крутую вечеринку и супер-фестиваль и многое другое. Такие фанатики вкладывают в учеников  не только терпение и опыт, но еще и всю свою душу. И каждый уход — ножевой удар судьбы по сердцу препода.

Известные подходы к решению проблемы

Чаще всего преподаватели пытаются понять настроения учеников и по возможности удовлетворить их запросы и ожидания. Общаясь с группой или с каждым в личной беседе, читая отзывы о своих мастер-классах в интернете, преподы получают обратную связь о своих уроках и стараются изменять свою манеру преподавания таким образом, чтобы ученикам все понравилось.

Для начинающих преподавателей — обратная связь — один из мощнейших стимулов для саморазвития. Но вот беда, с опытом у преподавателя формируется своя манера проведения занятий, менять которую становится все сложнее. Более того, обратные связи, приходящие от разных учеников тянут препода в разных направлениях. Как показано выше — ожидания у учеников крайне различных и противоречивы. Преподаватель обнаруживает себя в роли того воза, который тянут в разные стороны лебедь, щука и рак[1]. Угодить всем ученикам все-равно не удается. Одни ученики уходят, другие же испытывают и проявляют дискомфорт.

Страх потери учеников, зачастую подталкивает преподавателей минимизировать информированность своих подопечных о наличии и достоинствах других преподавателей. Учитель пытается замкнуть учеников на себе, опасаясь, что узнав про другого учителя, ученики перейдут на темную сторону. Однако в век информационных технологий, социальных сетей и сплетен, утаить информацию не получается. Рано или поздно ученики открывают для себя другие школы и других преподов, и спешат попробовать их на вкус, ведь им доселе ничего не было об этом известно!

Таким образом, актуальной является научно обоснованная концепция взаимоотношений между учениками и преподавателями в сфере социальных танцев. Так жить нельзя. Надо что-то менять!

Предлагаемый подход

Ученики приходят к преподавателю и платят деньги за обучение. Преподаватель учит тех, кто к нему пришел. При этом ученикам легко выбрать другого преподавателя, а вот препод как правило должен работать с теми, кто есть. Ученики могут выбирать, а препод — нет. Учтем, что социальные танцы — сфера крайне эмоциональная. Психологическая совместимость ученика и учителя здесь крайне важна! Забивать на нестыковки в характерах, целях и ожиданиях тут чревато неприятными последствиями.

Вместо того, чтобы жаловаться на своего текущего преподавателя, недовольным ученикам стоит попробовать других преподов. Не факт, что другие обязательно понравятся, но шанс на успех есть. Каждому ученику нужно найти такого преподавателя, который подходит именно ему! И как можно скорее.

Преподавателям следует признать, что всем мил не будешь. Как только преподаватель смог осознать собственную манеру преподавания, ему следует сразу же предупреждать своих учеников о том, что их ждет, если они продолжат занятия у него. В то же время преподавателю не следует бояться информировать учеников о других студиях и других преподавателя. Можно даже перечислить сильные стороны этих преподавателей. Кто-то уйдет в другую школу. Но скорее всего большинство новичков останутся, ведь увидят в преподавателе уверенного в себе человека и профессионала своего дела.

Обычно новые наборы гораздо многочисленнее, нежели группы среднего и, особенно, продвинутого уровня. Новые наборы кормят преподов, и терять новичков сразу же после первого (зачастую бесплатного) урока никому не хочется. Однако, новички всегда с интересом наблюдают за старшими товарищами. Увидев в средней и старшей группе людей целеустремленных и много чего умеющих, ученик получит стимул остаться здесь и продолжить заниматься. Если же новичок увидит, что в средних и старших группах преподаватель вылезает вон из кожи для того, чтобы удержать людей, которые того и гляди норовят разбежаться… новичку захочется разбежаться прямо сейчас, чтобы не терять зря времени.

Каждому преподавателю следует максимально проинформировать своих новых учеников о том, кто он сам такой, как и зачем преподает и что их здесь ждет. А также о том, что  в мире социальных танцев и даже в этом же городе, есть и другие студии и другие преподаватели. И если ученику не понравится этот препод, не стоит бросать танцы — стоит попробовать другого. Таким образом, преподаватель сформирует вокруг себя окружение из учеников, которые разделяют его цели и ценности (крутой танцпол, этическое поведение, высокая техника, и др.), которым подходит его манера преподавания (строгость, самоотдача, энергетика или др.)

Предостережение: у преподавателя, внимательно прочитавшего эту статью, может возникнуть желание оправдывать любой свой недостаток фразой: «Не нравится моя манера преподавания? Ищи себе другого учителя!» Что в корне не верно. Необходимость отсева части учеников, как не подходящих по характерам и целям, не отменяет работы преподавателя над собой. И не исключает использование обратной связи от учеников. Особенно от тех учеников, кто продолжает заниматься у этого преподавателя достаточно долго.

Практические эксперименты

(данный раздел вряд ли представляет интерес для танцоров и написан по большей части для начинающих преподавателей)

Работоспособность предложенного подхода подтверждена экспериментально в течении более чем четырех лет преподавания социальных танцев и полутора лет руководства танцевальной студией, насчитывающей на текущий момент 7 преподавателей. На протяжении этого времени, автор всегда старался информировать своих учеников и всех окружающих о всех расположенных в радиусе транспортной доступности школах и студиях.

Приведу несколько конкретных примеров.

Чаще всего недовольство учеников касается финансов. Самое распространенное:

– Индивидуальные занятия с тобой стоят так дорого!!!

Я мог бы рассказывать о том, какой я нев*****ый препод, как много сил и средств я вложил в собственное обучение и развитие, и что только такие вот дорогие индивиды с супер-профи позволят ученику освоить все тонкости танца. Ведь так чаще всего и говорят.

Вместо этого я отвечаю, что другие преподаватели нашей студии проводят индивиды чуть дешевле, а в соседней танцевальной студии индивиды стоят вообще в 1.5 раза меньше! Я сообщаю адрес и контакты студии-конкурента и имена преподающих там людей. Доходило до того, что я сам связывался с теми преподами, узнавал их прайс и присылал заинтересованному в обучении (этот прайс обычно не в мою пользу).

Казалось бы, ученики должны сразу же сбежать на индивиды к конкурентам. Но вот парадокс, большинство из них после этого лишь просит дать им больше индивидов в Danca Kuduro!!! Ведь теперь они понимают, что в городе существует некоторый рынок услуг, и если продавец с дорогой ценой выжил на этом рынке, значит высокая цена чем-то да оправдана! К тому же открытость подкупает клиента;) Стоит ли напоминать, что подобная модель поведения позволяет сохранять дружеские или хотя бы товарищеские отношения с преподавателями других студий, что так важно, и так редко в соушал-тусовке.

Впрочем, не всегда все так радужно, как в описанном выше примере. Часть учеников подкованы в экономике, уже осведомлены о других предложениях и задают вопрос ребром:

– Почему абонемент на твои занятия стоит дороже, чем абонементы на занятия в других студиях города???

Тут мне бы снова начать нахваливать себя. Но попытки выделиться на фоне других преподов подразумевают косвенную критику коллег по цеху. А мне этого делать не хочется. Поэтому обычно на такой каверзный вопрос я отвечаю так:

– Если я сделаю цену меньше, чем у других, часть учеников будет ходить ко мне просто потому, что у меня дешевле. Из экономии. Но я хочу, чтобы ко мне на занятия ходили те, кто ценит именно мои навыки, мой подход к обучению и именно мои занятия. Чуть большая цена отсеивает нищебродов экономных товарищей, и оставляет лишь тех, кто сделал свой выбор осознанно.

Конечно, вопреки указанному выше высокопарному и пафосному ответу, напрашивается и еще один: «Донат — жадина!» Но я-то знаю, как часто пускал на своих занятия по скидке или совершенно бесплатно тех, кто реально горел танцем, но по объективным причинам не мог за это платить. Мне не жалко делиться своими знаниями, идеям и опытом с читателями моих статей. Совершенно бесплатно консультировать по ВК или даже скайпу танцоров и начинающих преподавателей из разных городов, которые обращаются ко мне за советом.

Помимо различий в цене, есть и различия в манере преподавания. К примеру, я чересчур требователен к своим ученикам. Как только они достигают поставленной мною планки, я поднимаю эту планку и требую прыгнуть выше. При этом я лишь недавно стал хоть чуточку хвалить за достигнутый результат. Прежде я считал, что ученикам для сохранения мотивации хватит тех похвал и комплиментов, которые они получают на танцполе от других танцоров. А задача препода — учить, а не хвалить. На вечеринках радость, на занятиях пахота. Конечно же, такая жесткая позиция выдавила из моих групп немало людей. И хотя сейчас я стараюсь найти баланс между кнутом и пряником похвалой и требованиями, все равно ругаю гораздо чаще и эмоциональнее (некоторые мои ученики говорят, что на занятиях я их бью, но не верьте им! Не на занятиях!)

Бывали и курьезные случаи. К примеру, одну пару очень смущала моя манера шутить во время занятий. Во-первых, я пользуюсь суровым приемом: стоит преподу месте с учениками высмеять какую-то ошибку, как ученики перестают делать эту ошибку. Если ты просто сказал «так делать нельзя», то они могут забить. Но если они сами поржали с того, как комично и нелепо это выглядит, то забить и продолжить так делать уже не смогут. Во-вторых, социальные танцы — это определенная близость между мужчиной и женщиной. И не скатиться в область шуток пошленьких и откровенненьких — выше моих сил. Так вот, эту пару очень смущало то, что я стебусь над ошибками, да еще и позволяю себе определенные гусарства;)

Как и положено хорошим ученикам, они дали мне обратную связь. Я поблагодарил и продолжил. Дав на всякий случай адрес другой школы. Они попробовали повлиять на меня через других сотрудников студии и даже через мою жену. Не знаю что им говорили другие, но Оксана, передав мне суть претензий, снова предложила им сходить в другую студию. И они туда ушли. Правда через месяц вернулись. Там им тоже много что не понравилось (совсем другое), и из двух зол они решили выбирать меньшее. Даже пытались жужать мне в уши про недостатки той студии, но я отмахнулся. «Недостатки» — вещь субъективная. Я знал, что в тот момент в той студии преподавал очень мощный чувак. Я не думаю что кто-то из нас двоих хуже или лучше. Мы разные. И эта пара, попробовав обоих, выбрала того, кто больше подходил им. Возможно, будь в тот момент в городе третий чувак, они бы ушли к нему, ведь выбирая между двумя, они искали компромисс, а не идеальное решение.

Впрочем, далеко не всегда ученикам вообще нужно делать выбор. Ведь если человек увлечен танцами и не стеснен при этом финансами, то он может себе позволить посещать занятия (индивидуальные или групповые) у разных преподавателей и в разных студиях! Знаю, что некоторые преподаватели относятся к этому как к предательству. Порой даже накладывают санкции на тех, кто сходил  к конкурентам. Но я считаю, что ученики не подписывают контракт кровью и не продают душу танцевальному дьяволу. Они имеют полное право посещать занятия любых преподавателей, лишь бы только это шло на пользу. И в Таганроге и в Ростове, многие мои ученики ходят и ко мне и в другие школы. Порой они стесняются мне об этом сказать. Порой просят не говорить «там»;)

Взрослые люди, профессионалы своего дела, сформировавшиеся личности и порой крутые и строгие руководители — они как дети боятся, что препод танцев посмотрит строгим взглядом: «Как ты посмел, негодный мальчишка, заглянуть по ту сторону забора?!» И они страшно удивляются, когда понимают, что преподы сами учились у разных преподов, и не видят в этом ничего дурного.  И что для преподавателей их секрет давно не секрет. И они никогда не догадываются, что порой преподы разных студий, сидя на вечеринке, обсуждают, как найти подход к «общему ученику», чтобы исправить в его танце тот или иной недочет.

Заключение и планы на будущее

Автор надеется, что изложенный в статье материал поможет танцорам найти «своего препода», а преподавателям поможет чуть меньше заморачиваться и дергаться и чуть больше сил посвятить саморазвитию, а не попытке угодить всем.

Автор также надеется, что сам он не остановится на достигнутом и спустя время сможет опубликовать статью с новыми идеями и более эффектными примерами.

Завершить статью хочется цитатой нашей давней беседы с Ромариком Нзомвита по пути в Волгоград в поезде с дембелями:

– Что делать, если [описание проблемы, с которой сталкивается преподаватель]
– Просто делай свою работу еще лучше.

Благодарности

Автор выражает благодарность Юлии Владимировне Вагановой за вдохновение и эмоциональную поддержку при подготовке текста статьи.

Автор также хочет поблагодарить тех постоянных читателей, которые пинали его сообщениями: «Ты почему перестал писать? Заканчивай с диссертацией и публикуй новые статьи на www.Salsa-Tagano.ru!»

Автор также выражает признательность Алексею Семененко, Максуту Кумашеву, Ромарику Нзомвита, чьи идеи, слова и поступки так или иначе повлияли на формирование изложенной в статье концепции.

Библиография

  1. Крылов И.А. Лебедь, Щука и Рак [Текст: Басня] // Крылов И.А. Полное собрание сочинений: в 3 томах / Редакция Д. Д. Благого; Подготовка текста и примечания Н. Л. Степанова (басни), Г. А. Гуковского (стихотворения), С. М. Бабинцева (письма). — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1946. — Т. III. [Басни. Стихотворения. Письма]. — С. 85.

PS Если вас смущает необычная структура данной статьи и нетипичный для salsa-tagano стиль изложения материала, то это лишь моя попытка объединить развязный стиль сальса-блога и напыщенную строгость научных статей. Для человека, завершающего написание научной диссертации такой оксюморон кажется весьма забавным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свое инн на сайте налоговой
  • 0x8024002d ошибка 0x8024002d windows 10 как исправить
  • Как найти в телефоне самсунг синтез речи
  • Как найти человека носителя языка
  • Как исправить ошибку на флешке только для чтения