Черты характера ребенка зависят от воспитания. Задача родителей – вырастить личность, которая сможет нормально взаимодействовать с обществом.
Характеристики личности: понятие характера и темперамента
Родителям нужно приложить усилия, чтобы скорректировать поведение малыша. Необходимо развивать положительные качества ребенка – эмпатию, целеустремленность, доброту, ответственность. При этом нужно мягко, но настойчиво искоренять недостатки характера – привычку обманывать, леность, жадность, агрессию.
Основные характеристики личности – темперамент и характер
Темперамент – это врожденные особенности нервной системы человека, которые проявляются в поступках, эмоциональном поведении. В совокупности с приобретенным жизненным опытом темперамент служит фундаментом для формирования характера.
Виды темперамента:
Темперамент |
Особенности характера |
Сангвиник |
|
Флегматик |
|
Холерик |
|
Меланхолик |
|
У каждого темперамента есть положительные и отрицательные черты. Зная о них, родители смогут вовремя исправить недостатки, окружив ребенка заботой и любовью.
Темперамент, в отличие от характера, изменить нельзя.
Характером в психологии называют совокупность всех личностных особенностей психики, которые влияют на поведение и поступки ребенка.
На формирование характера детей влияют следующие факторы:
- наследственность;
- личный пример родителей и влияние значимых для ребенка взрослых;
- общение со сверстниками.
Черты характера ребенка и личность начинают формироваться с самого рождения, поэтому заниматься воспитанием нужно с первых дней жизни малыша, окружать правильными людьми, следить за своим поведением. Все в человеке берет начало в детстве и зависит от отношений в семье.
Основная ошибка взрослых – игнорирование недостатков характера. Часто мамы и папы думают, что все пройдет и изменится с возрастом, что еще рано исправлять ошибки в поведении. Если упустить момент, все негативные черты укоренятся в ребенке, избавиться от них будет сложно.
Как понять характер ребенка: виды и типы характера
Отрицательные и положительные качества ребенка зависят от многих факторов – темперамента, окружения, моделей поведения в семье. Психологи выделяют 8 основных типов характера, но в чистом виде они практически не встречаются.
Чтобы лучше понять и определить тип характера, нужно понаблюдать за ребенком в привычной и стрессовой обстановке, чтобы зафиксировать все особенности поведения.
Гипертимный тип
Такие малыши с ранних лет очень общительные, быстро находят общий язык с окружающими.
Черты:
- энергичные, активные;
- оптимисты;
- не любят, когда ограничивают их свободу и самостоятельность;
- часто затевают шалости, авантюры;
- находятся в постоянном движении;
- быстро переключаются с одного действия на другое;
- вспыльчивые, но отходчивые.
Гиперитимам не подходят кропотливые занятия: они очень нетерпеливы. Могут быть бестактными, не следят за временем, дисциплина – не их сильная сторона.
Задача родителей – научить организованности, пунктуальности, дисциплине. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не вызывать бурю негативных эмоций. Лучше всего ребенку подойдут активные виды спорта.
Замкнутый
Эти малыши – перфекционисты от рождения: во всем и везде им нужен порядок. Не любят шум, большое скопление людей, очень молчаливые. Активным играм со сверстниками предпочитают чтение или рукоделие.
Черты:
- замкнутость, мечтательность;
- сложности в проявлении эмоций, сочувствия;
- не любят знакомиться с новыми людьми;
- принципиальность, бескомпромиссность;
- развит интеллект, незаурядные творческие способности;
- часто возникают проблемы в общении, очень мало друзей.
Задача родителей – научить ребенка быть коммуникативным, налаживать социальные контакты. Иногда лучшим решением могут стать занятия в театральном кружке.
Напряженный
Самостоятельность – это самая главная черта таких детей. Стремление быть всегда первым, неуемная энергия, лидерские качества. Но часто такой ребенок эгоистичен, во взрослой жизни становится беспринципным карьеристом.
Основные характеристики:
- трудолюбие;
- серьезный подход ко всему;
- требовательность к себе и к окружающим;
- воспринимает себя как исключительную личность;
- обидчивость, злопамятность;
- упрямство, игнорирование чужих прав и чувств;
- в подростковом возрасте могут быть зачинщиками буллинга.
Психические процессы замедлены, поэтому люди с тревожным типом характера нередко застревают в негативных мыслях и эмоциях. Нужно найти занятие, в котором ребенок сможет выделиться и избавиться от накопленного негатива.
Напряженные дети способны прислушиваться к советам родителей. Такому ребенку важно осознать, что решение он принял сам.
Тревожные астеники
Это дети, которые из всего могут сделать трагедию. Они неловкие, нескладные, плачут по поводу и без него, у них много страхов, они не переносят трудности и испытания.
Основные характеристики:
- не приспособлены к окружающему миру;
- беззащитные;
- необщительные, стеснительные;
- добрые, верные, отзывчивые друзья;
- не склонны к риску, но всегда готовы прийти на помощь.
Задача родителей – уделять больше внимания и делать что-то вместе с детьми, спокойно относиться к слезам, успокаивать, поддерживать, хвалить.
Демонстративный
Это актеры с малых лет. Такие дети очень живые, общительные, остроумные, творческие, всегда в центре внимания. Они эгоистичны, непостоянны в привязанностях, любят врать и хвастаться, быстро учатся манипулировать окружающими.
Задача родителей – не перехвалить, чтобы ребенок не утвердился в мысли, что весь мир вращается только вокруг него.
Родителям нельзя поддаваться на провокации, уступать всегда и во всем. Стоит научиться придерживаться своей линии поведения, но при этом считаться с интересами ребенка. Естественно, лучшее занятие для таких детей – театральная школа.
Эмоционально подвижный
У таких детей настроение меняется несколько раз в день, а вместе с ним и уровень работоспособности, увлеченности, аппетита. Такому ребенку не свойственно доводить начатое до конца.
Черты:
- повышенная эмоциональность, чувствительность к критике;
- тонкая душевная организация;
- ранимость, обидчивость;
- жертвенность по отношению к объектам привязанности;
- преданность, верность, отзывчивость;
- неуверенность в себе, склонность к самоедству, заниженная самооценка.
Задача родителей – замечать душевные страдания и успокаивать. Не стоит ругаться при ребенке, иначе он может начать винить себя. Стоит научить его любить себя, повышать самооценку.
Эмоционально подвижным детям полезно завести домашнего питомца. Так появится друг, который не предаст, подарит чувство эмоциональной безопасности.
Неустойчивый
Это дети, которые растут сами по себе или живут в «золотой клетке». Их смысл жизни – получать удовольствие.
Типичные черты:
- мало жизненной энергии;
- необщительны;
- не признают правила и моральные устои;
- узкий круг интересов.
Если не воспитывать ребенка правильно, он рано начинает курить, употреблять алкоголь и наркотики, совершать противоправные действия. Задача родителей – найти адекватный стиль воспитания, баланс между попустительством и гиперопекой.
Конформный
Это те, кого в школе часто называют «середничками». Ничем не выделяются в коллективе, средне учатся, имеют незапоминающуюся внешность, не высказывают собственного мнения, стараются избегать конфликтов.
Отличительные черты:
- спокойные;
- уравновешенные;
- благовоспитанные;
- всегда всем довольны;
- трепетно относятся к семейным традициям.
Конформные дети не любят перемен и сюрпризов, никогда не принимают спонтанные решения. Им важно, чтобы все было привычно, стандартно, по шаблону. Они легко подстраиваются под новых людей и обстоятельства, но во взрослой жизни часто попадают в созависимые отношения.
Задача родителей – чаще выводить ребенка из зоны комфорта, развивать, вместе посещать выставки и театральные постановки, больше путешествовать.
Формирование характера
Черты характера ребенка меняются по мере взросления. Дети проходят через различные кризисы, что существенно отражается на их поведении и психоэмоциональном состоянии. Формирование основы характера происходит в дошкольном возрасте. Нравственные качества передаются от родителей, многие черты приобретаются при общении со сверстниками.
Как формируются черты характера ребенка:
- В первый годы жизни для формирования характера стоит использовать игры. Так можно привить ребенку трудолюбие, основные моральные и нравственные принципы.
- Отстаивание личных границ. В этом возрасте важно сформировать понятие «можно-нельзя», но делать это необходимо спокойно и аргументировано. Ребенок должен понимать, почему установленные взрослыми правила нельзя нарушать.
- Кружки и секции. Многие проблемы у дошкольников и школьников возникают из-за большого количества свободного времени. Если нет интересного занятия, ребенок начинает искать приключения. Посещение любых кружков и секций помогает развить целеустремленность, ответственность, таланты, самостоятельность, сформировать понятие дисциплины.
- Общение со сверстниками. Это неотъемлемая часть формирования характера. Хорошие коммуникативные навыки, решительность, умение дружить и приходить на помощь – все эти навыки пригодятся во взрослой жизни.
- Повторение и последовательность. В воспитании сына или дочки очень важно быть последовательным: оба родителя должны придерживаться одинаковой позиции. Нельзя делать так, что папа запрещает, а мама разрешает.
Список положительных и отрицательных черт характера человека
Характер – это отношение к себе и к окружающему миру. Это то, что влияет на все сферы жизнедеятельности личности.
Положительные черты характера – это те качества, которые помогают человеку развиваться. Это терпеливость и толерантное отношение к окружающим, воспитание, умение корректно взаимодействовать с другими людьми, способность к сопереживанию.
Отрицательные черты препятствуют успешному выполнению различных видов деятельности, развитию, негативно влияют на межличностные отношения.
В характере человека всегда будут присутствовать отрицательные черты. Но только на основании этого нельзя судить о личности в целом.
Но градация личностных качеств условна. Одна и та же черта характера иногда бывает положительной или отрицательной. Щедрость – положительное качество, но при чрезмерной степени проявления становится расточительством.
Какие положительные качества необходимо развивать:
- Аккуратность. Неряшливость – показатель того, что и к своими обязанностям человек будет относиться несерьезно.
- Активность. Это качество помогает рационально использовать силы и время, быть легким на подъем, действовать самостоятельно, а не идти на поводу у обстоятельств.
- Альтруизм и бескорыстие. Это способность делать добрые дела и не ждать чего-то в ответ. В детстве это умение делиться игрушками и сладостями с друзьями, во взрослой жизни – помогать и не считать свои действия бесполезной тратой времени.
- Артистичность. Помогает легче адаптироваться к новым обстоятельствам, легче переносить стресс, контролировать эмоции.
- Бесстрашие. Смелость необходима, чтобы уметь постоять за себя и близких. Главное, чтобы это качество не переросло в безрассудство.
- Благородство. Это умение всегда вести себя достойно; сочетание честности, самоотверженности и высокой нравственности.
- Вежливость. Необходимое качество для общения с людьми разного возраста.
- Великодушие. Это умение не быть злопамятным, проявлять снисходительность к человеческим слабостям; помогает бороться с завистью и скупостью.
- Доброжелательность, благодарность. Этими качествами необходимо обладать, чтобы выстраивать отношения с людьми.
- Честность. Ребенок должен понимать, что обманывать нельзя. Ложь приводит к различным неприятным последствиям.
- Трудолюбие.
- Ответственность. Очень важная черта, т.к. человек должен уметь отвечать за свои слова и поступки, не перекладывая свои проблемы на других.
- Решительность и целеустремленность. Эти качества позволяют добиваться успеха.
- Эмпатия. Умение проявлять чувство сострадания, сопереживать другим людям.
Из негативных черт в детском поведении чаще всего встречаются:
- агрессивность;
- лень и апатия;
- хвастовство;
- зависть и ревность;
- неуверенность в себе, безынициативность, нерешительность, безволие;
- отсутствие целеустремленности, безалаберность, безответственность;
- привычка обманывать, хулиганить;
- чрезмерная болтливость.
С этими качествами необходимо бороться, но мягко, без морального давления и физических наказаний. Не все и не всегда будет получаться с первого раза, но нужно набраться терпения или обратиться к специалисту.
Чтобы правильно воспитать ребенка, родителям нужно не только любить собственное дитя, но и уметь быть требовательным, подавать им пример. Черты характера ребенка – это во многом отражение его окружения.
Особенности характера ребенка неизбежно влияют на его воспитание. И если их не учитывать, ни книги, ни статьи, ни видео в интернете не помогут отыскать правильную тактику. Воспитательных методик так много, что одного детства не хватит, чтобы попробовать все. А дети точно не будут благодарны за постоянные эксперименты, что могут стать причиной сложностей в будущем. Поэтому сконцентрироваться нужно только на том, что лучше всего сочетается с особенностями личности конкретного чада, и здесь родителям есть на что опереться. Подробнее об этом и пойдёт речь.
Определение: что такое характер у ребенка
Личностная картина взрослого человека складывается из темперамента и жизненного опыта. А у маленьких ребят — только из психотипа, так как опыта пока нет. Поэтому, когда говорят о «дурной натуре», речь идёт о темпераменте. Он не может быть хорошим или плохим, у любого есть положительные и отрицательные черты. И если знать их, можно лучше понять человека и найти к нему подход, а в воспитании доверие и понимание между юными членами семьи и их родителями очень важно.
И чтобы правильно подойти к воспитанию, нужно сначала верно определить тип неизменяемой части личности.
Виды и описание характеров у детей
Раньше психология опиралась на квартет темпераментов, включающий сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Но сегодня эта теория дополнилась новыми исследованиями и стала сложнее. В итоге видов психотипов выделили больше, из-за чего проанализировать человека по обновленной классификации можно подробнее и точнее.
Так, в числе основных видов оказались:
- гипертимный;
- замкнутый;
- напряжённый;
- тревожный (астенический);
- демонстративный;
- эмоционально подвижный (эмоционально-лабильный);
- неустойчивый;
- конформный.
Подробнее о том, как понять характер вашего ребенка на основе каждого вида, и будет говориться дальше. А больше информации можно узнать на консультации от специалиста школы неНумерологии. Эксперт проанализирует эмоционально-психологические особенности человека и расскажет о слабых и сильных сторонах. Эти знания помогут в дальнейшем воспитании.
Гипертимный
Гипертимы — это те самые непоседливые ребята из фильмов, переворачивающие всё вверх дном, за что их одновременно ругают и любят. Основные черты здесь — активность, подвижность, энергичность. За этими непоседами не успеть и не уследить.
Открытость и полная уверенность в своих силах, а также природная артистичность и обаяние позволяют им быстро находить друзей и становиться лидерами. Гипертимные дети любят веселье, общение, они не скучают, а настроение их редко бывает плохим.
С малых лет, буквально только пройдя трёхлетний кризис, они начнут отстаивать независимость и добиваться положения наравне со взрослыми.
Наиболее выраженные основные черты характера ребенка с гипертимным типом личности, вроде энергичности и тяги в новому, очень помогут ему в будущем. Но эти сильные стороны становятся причиной и основного недостатка — невнимательности. Постоянное переключение между делами усложняет концентрацию. Гипертим за все берётся, но ничего не заканчивает. Он просто не может пережить монотонную работу, требующую немного заглушить «пламенный мотор».
Учитывая такую рассеянность внимания, родителям гипертимов часто рекомендуют обучать детей перепроверять свою работу, чтобы находить в ней упущенные детали и ошибки. Это поможет уделять задачам больше времени, доводя дело до конца.
Замкнутый
Такой тип можно назвать противоположностью гипертимного. Здесь в качестве описания детского характера сразу упоминают такие качества, как необщительность и стремление к уединению.
Обычно у замкнутых ребят есть трудности с общением. Дело в том, что они опасаются делать первый шаг в коммуникации, даже если очень хотят присоединиться к чужим играм. Родители помогают им подключиться к компании, делая небольшой толчок вперёд. А дальше дети справляются сами и даже получают удовольствие от общения, пусть и быстро от него устают. Ещё одна причина необщительности — трудности с пониманием своих и чужих эмоций.
Говоря о сильных чертах характера ребенка при замкнутом типе личности, обязательно отмечают усидчивость, внимательность, хорошую концентрацию. Доверив задачу, требующую щепетильного подхода, можно не сомневаться в идеальном выполнении. Благодаря этому, способность к обучению высока.
Важная задача родителей здесь — не заставлять сына или дочь быть теми, кем они не являются. Не стоит требовать общения, активности, эмоциональности. Нужно спокойствие, понимание, пространство для самовыражения и небольшая помощь в получении навыков коммуникации.
Напряжённый
Активные дети могут быть не только гипертимами. Будучи энергичными и яркими, некоторые оказываются не такими «лёгкими на подъём». Потому нужно определить, какие отличительные черты характера присущи ребенку дополнительно. Так, если его называют «бойким», «упорным» и «амбициозным», можно заподозрить напряжённый тип личности.
Вначале всех покоряет склонность сына или дочери к трудолюбию, из-за чего те получают много похвалы. Похвала очень важна, так как она маркер отлично выполненной работы. А выполнять работу они могут либо на «отлично», либо никак из-за высоких требований к себе. По этой причине любые встречи с критикой или неудачами заставляют злиться, потому главной отрицательной характеристикой окажется гневливость, а также неспособность принять свои или чужие ошибки и неправоту.
Трудностей с общением такие ребята не испытывают, благодаря их активности и энергии они быстро находят друзей. Но из-за склонности к зависти и соперничеству, врагов тоже оказывается немало.
Здесь часто фиксируется требовательность и стремление к лидерству, потому команды с таким управленцем часто добиваются успеха.
Родителям обычно рекомендуют поддерживать все начинания ребёнка для сохранения уверенности, и помогать с пониманием эмоций людей, чтобы знать, какие бывают виды черт характера у детей и взрослых. Это поможет не видеть в остальных роботов для выполнения задач.
Тревожный (астенический)
Тревожные очень похожи на обладающих замкнутым типом личности, из-за чего их почти невозможно отличить друг от друга. Но если присмотреться, можно заметить, что если замкнутые обычно эмоционально устойчивы и флегматичны, тревожные, наоборот, нервозны и беспокойны.
Астенический тип характеризуется робостью, неуверенностью в своих силах. Такие ребята всегда ждут неудач, а если делают всё правильно и получают похвалу, воспринимают это как счастливую случайность.
Из-за тотальной неуверенности в себе, а также непонимания собственных сил и талантов, ребенок с тревожной личностью редко берётся за что-то новое, поэтому его часто называют лентяем. Но при этом, нет проблем с обучением. Хотя даже хорошо разобравшись в теме, такие дети не поднимут руку на уроке и не попросятся к доске, чтобы возможная ошибка не стала предметом насмешек.
В играх они не стремятся к победе, а просто получают удовольствие от процесса. Проигрыши почти не задевают их, так как они к ним изначально готовы.
Общение со сверстниками складывается неплохо. Все любят приятных, спокойных, вовлечённых в разговор и искренних собеседников. Подобный эффект будет возникать из-за тонкого ощущения чужих эмоции, и способности подбирать нужные слова для поддержки и утешения.
Чтобы описать и раскрыть лучшие личностные черты характера вашего ребенка, сначала предстоит создать подходящую спокойную среду, дождаться доверия, а уже потом помочь ему обрести больше уверенности в своих силах. Искренняя уместная похвала и понимание станет отличным инструментом в этом.
Демонстративный
Те, кто любят всегда находиться в центре внимания, почти неизбежно окажутся обладателями этого типа личности. Такие дети будут постоянно пытаться показать себя, ведь они артистичны, талантливы, и достойны всего внимания, на которое рассчитывают. Они постоянно находятся в поисках новых зрителей и счастливы познакомиться с кем-то новым. В этом им помогает обаяние, которым они притягивают других, а также живой ум, что нередко наделяет их прекрасным чувством юмора.
Рассмотреть, какие бывают особенности качеств характера у ребенка демонстративного типа личности, нетрудно. Будет много эмоций, в основном положительных, много идей и выступления перед родственниками со стихами, танцами, песнями. Это то, что они любят и чем живут, а потому другие занятия могут не привлекать внимания, из-за чего школьное обучение нередко оказывается в тягость.
И пусть такие дети зависимы от похвалы, ограничивать доступ к ней нельзя, иначе это приведёт к психологической нестабильности. Наоборот, хвалить нужно, особенно когда они хорошо ведут себя с другими людьми, уважают чужие границы, старательно выполняют задания.
А вот чего делать точно нельзя, так это поддаваться на провокации и манипуляции. Только проявив стойкость, можно переключить внимание артистичного чада с него самого на остальных людей.
Эмоционально подвижный
Второе название этого типа — эмоционально-лабильный, и он характеризуется высоким уровнем эмоциональности обладателя. Такие дети очень зависимы от эмоций окружающих людей. Если дома всё спокойно и обстановку можно назвать гармоничной, ребенок чувствует себя прекрасно. Он будет буквально светиться радостью, веселиться, общаться, слушаться старших, так как не может допустить, чтобы им был кто-то недоволен. Если в окружении появляется человек или люди, демонстрирующие негативные эмоции и недоброжелательность, человек с эмоционально-лабильной личностью сразу начинают «болеть». Ребята становятся отстранёнными, подавленными, чувствуя себя беззащитными и брошенными.
Эмоционально-лабильные становятся душой семьи, так как находят язык со всеми членами и стремятся всех друг с другом примирить. Также они поступают и в других группах, например, среди друзей или одноклассников. Открытость и безграничная любовь заставляют эмоционально-подвижных всем сочувствовать и помогать. Они не смогут пройти мимо чужой печали и горя.
То, какой бывает характер у ребенка, будет полностью зависеть от того, как к нему относятся в конкретный момент. Если кто-то доброжелателен, то к нему быстро возникнет сильная привязанность, если нет — это заставит чадо закрыться и винить себя в плохом отношении. Эта особенность всегда становится почвой для манипуляций виной.
Родителям часто рекомендуют обучать внимательности к другим людям, не боясь, но и не доверяя всем только из-за хороших манер и приятного общения. Также важно усвоить правило «для всех хорошим быть нельзя». Оно поможет спокойнее относиться к чужим негативным эмоциям и проявлениям.
А чтобы сын или дочь чувствовали себя комфортно, показывали хорошую успеваемость в школе и развивали свои увлечения, нужна доброжелательная атмосфера в семье.
Неустойчивый
Неустойчивый тип в первую очередь проявляется в нежелании заниматься чем-либо. Такие дети не любят играть, общаться с родителями и другими ребятами, хотя прекрасно способны осваивать новое и хорошо налаживают контакты. Они ленивы и малоподвижны, стремятся не усложнять свою жизнь.
Сыновья и дочки с неустойчивым типом характера хотят постоянно развлекаться, они не могут оторваться от того, что им нравится, и заставить себя делать то, что не нравится. Ребенок стремится делать только то, что хочет, а в другом не видит смысла, потому что это не приносит радость. Из-за этого воспитательный процесс, а потом и образовательный идёт непросто.
Так как неустойчивый тип личности заставляет искать лёгкий путь, это создаёт хорошую почву для чужого влияния. Ведь можно не принимать решения самостоятельно и не брать на себя ответственность, если этим будет заниматься кто-то другой.
Люди с неустойчивыми личностными характеристиками становятся взрослыми, которых часто обвиняют в крайнем эгоцентризме, так как те продолжают делать только то, что хотят.
Зацикленность на своих желаниях и нежеланиях, а также полное непонимание слова «надо», не мешают таким детям оказаться одарёнными к чему-то. Они могут устанавливать хорошие отношения с людьми и находить настоящих друзей, получать отличные оценки в школе, заниматься в кружках и быть успешными. Более того, они сами испытывают от этого удовольствие. Просто не в состоянии пересилить себя, чтобы выйти за слишком жёсткие рамки зоны комфорта. Потому им необходима мягкая, но настойчивая сила, которая вытолкнет их из уютного кокона к чему-то новому, пусть даже до первого успеха и похвалы они сопротивляются. Помощь в укрощении собственного «Я» людям с неустойчивым типом личности нужна постоянно, но если в них поверить и подтолкнуть к правильным действиям, они могут свернуть горы.
Конформный
Если, прочитав предыдущие пункты, вы поняли, что ни одно описание черт характера не подходит вашему ребенку, скорее всего, у него конформная личность.
Такие дети эмоционально устойчивы, стабильны и уравновешены. У них нет перепадов настроения, из-за чего они кажутся очень приятными и надёжными. И являются таковыми.
Их описывают как «маленьких взрослых», потому что те с малых лет могут выглядеть как люди, давно пережившие все кризисы — проявляется природная мудрость.
Они быстро понимают, что такое ответственность, благодаря чему будут настоящей опорой для родителей и друзей.
Здесь не будет истерик, привлечения к себе внимания плохим поведением, даже вывести из равновесия обладателей конформного типа почти нельзя. Может сложиться впечатление, что их и воспитывать не нужно. Они будут хорошо учиться, заботиться о себе, говорить, на какие кружки хотят пойти. Вне зависимости от того, каким по счёту родился человек с конформным типом личности, он всегда будет будто дополнительным родителем для остальных детей.
Но здесь тоже предусмотрены свои особенности воспитания. Конформный тип личности можно назвать своеобразной ловушкой, в которую важно не попасть. Принимая чадо за «маленького взрослого», можно случайно лишить его детства. Относясь к нему, как к равному, можно заставить его отказаться от своей детской сути, чтобы быстро повзрослеть. И несмотря на то, что такие ребята сами стремятся к этому, со временем они могут начать завидовать беспечности других ребят.
Поэтому нужно держать баланс, поддерживая и желание поучаствовать в школьной олимпиаде, и желание после этого пойти на супергеройский фильм.
Как определить характер ребенка: поведение детей
Чтобы выявить все личностные характеристики и на их основе корректировать воспитательный процесс, стоит посмотреть на такие детали, как:
- Общение. Так как люди всю жизнь проводят в социуме, рассматривают поведение в компании. По стремлению к общению или стремлению к уединению уже можно делать выводы.
- Самостоятельная деятельность и обучение. Стоит учитывать, как чадо относится к выполнению заданий и играм, быстро ли он переключается или может долго заниматься чем-то одним, любит ли он шум или, наоборот, предпочитает находиться в спокойствии.
- Эмоции. Яркость переживаний и частота смены настроения скажет о многом.
А вот интеллектуальный уровень здесь не учитывается. Максимум, на что влияет тип личности — это сфера, где человеку хочется себя проявить.
Пол также не поможет, так как темпераменты не распределяются по половому признаку.
Формирование черт характера человека у детей
Узнав обо всех положительных и отрицательных сторонах, может закрасться мысль, что какие-то типы лучше других. И хотелось бы иметь сына или дочь с понравившимся характеристиками личности, а чтобы добиться этого, их нужно просто воспитать в правильном ключе.
Но этот план не получится воплотить ни одному родителю. Потому что личность — это совокупность темперамента человека и пережитого им опыта. Родители будут теми, кто неизбежно повлияет на опыт, но с психотипом, который лежит в основе, ничего сделать не получится — его формирование происходит до рождения. Поэтому предположить заранее, какие черты характера у сына или дочери, не получится.
Воспитать темперамент нельзя, а вот научить ребенка правильно использовать его преимущества и недостатки можно.
Заключение
Любой родитель хочет, чтобы его малыш был здоровым и счастливым. И если здоровье можно поддержать правильным питанием, хорошим сном и прогулками, то как сделать человека счастливым, не так очевидно. Но с маленькими людьми может быть немного проще, чем со взрослыми. Ведь дети, вне зависимости от темперамента, всегда хотят, чтобы их любили, ценили, уважали, защищали, понимали и поддерживали. Только получив любовь и принятие, малыш доверится, раскроется и будет проходить сложный путь взросления без страха. Поэтому следует задуматься: «А какой характер моего ребенка?». Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с воспитанием, можно на консультации от эксперта школы неНумерологии. Сертифицированный специалист проанализирует эмоционально-психологические особенности человека, вы узнаете о слабых и сильных сторонах. Эти знания помогут наладить взаимоотношения и будут отличным дополнением в воспитании.
Загрузка…
О чем речь? Черты характера ребенка формируются с раннего детства. И хотя многие из них заметны с пеленок, не всегда можно сказать, каким будет человек, когда вырастет. Многие родители радуются или, наоборот, огорчаются, видя какие-то особенности натуры у своего малыша, но при этом не думают, что в дальнейшем они могут сыграть большую роль в его жизни.
На что обратить внимание? То, что нам кажется положительной чертой натуры ребенка, взрослому человеку может принести множество проблем. Негативные качества могут тоже оказаться не такими уж плохими (например, настойчивость и целеустремленность, которые приносят немало головной боли родителям). Важно разбираться в типах характеров и отличительных чертах, чтобы воспитать гармоничную личность и направить усилия на поддержку сильных сторон и устранение слабых.
В статье мы расскажем:
- Как формируются черты характера ребенка
- Основные черты характера ребенка
- Типы характера ребенка и их черты
- Классификация характера ребенка
Как формируются черты характера ребенка
После рождения ребенка главной задачей родителей становится воспитание его гармоничной и успешной личностью. При этом нужно учитывать, что особенности характера будут оказывать на судьбу и жизненный путь малыша непосредственное влияние. Очень часто мама и папа стараются сделать так, чтобы дитя отвечало их желаниям и требованиям, пытаясь изменить его нрав.
Каждый родитель хочет, чтобы дети слушались, не доставляли много хлопот, были воспитанными и не хулиганили. Чаще всего под исправление попадают такие черты характера, как жадность, склонность к вранью, лень и замкнутость. Если говорить про положительные стороны, то развиваются, как правило, щедрость, инициативность, целеустремленность, умение добиваться поставленных задач, доброта.
Характер представляет собой совокупность психических особенностей ребенка (черт характера). Причем особенно ярко они проявляются именно в детском возрасте, в эмоциональном поведении и поступках малыша.
Каждый тип характера базируется на свойствах, связанных с особенностями организма, эмоциями и потребностями, данными человеку от природы. Так, некоторые люди открыты для окружающих, другие – погружены в себя, третьи – внутренне напряжены и не доверяют миру. Далее вокруг основных свойств происходит формирование других черт. Например, человек, который внутренне напряжен, основательно подходит к работе, при этом отличается ревнивостью и обидчивостью.
Что касается формирования характера ребенка, то на данный процесс оказывают влияние такие обстоятельства, как семейное воспитание, то есть пример родителей, наследственность и общение с окружающими (в школе, в детском саду). Как только малыш рождается, запускается процесс образования характерных черт, которые будут изменяться в зависимости от окружения.
Самыми значимыми людьми в жизни ребенка на первых этапах его жизни являются мама и папа, поэтому он наблюдает за ними и позже начинает копировать их модель поведения.
Не стоит удивляться тому, что малыш проявляет агрессию, если все вопросы дома мама и папа привыкли решать с помощью крика. Как гласит народная мудрость, яблоко от яблони недалеко падает, все положительные или отрицательные черты характера берутся из семьи.
Чтобы человек вел себя определенным образом, когда вырастет, необходимо уделить внимание воспитанию в нем гармоничной личности с раннего возраста, исправляя недостатки натуры, которые являются следствием влияния окружающей среды. Дошкольники (4-5 лет) трепетно относятся к тому, что говорят им родители, поэтому для формирования положительных черт следует говорить с ними о том, как нужно проявлять себя в той или иной ситуации.
Если у взрослого человека личностная картина складывается из житейской мудрости и темперамента, то у детей в силу отсутствия жизненного опыта только из психотипа. Когда говорят «дурная натура», то имеется в виду темперамент, который не может быть ни плохим, ни хорошим, поскольку он имеет как отрицательные, так и положительные черты. Зная их, понять человека и найти к нему подход гораздо проще. Что касается воспитания, то в данном процессе понимание и доверие между детьми и родителями особенно важно.
Таким образом, залогом правильного воспитания является верное определение типа неизменяемой части личности.
Основные черты характера ребенка
Черты характера, которыми может обладать ребенок:
-
По отношению к себе: скромность, чувство собственного достоинства либо заносчивость, тщеславие, самомнение, застенчивость, обидчивость, эгоизм.
-
В отношениях с людьми: отзывчивость, общительность, уважительность либо черствость, замкнутость, грубость и бездушность.
-
По отношение к труду: добросовестность, трудолюбие, склонность к творчеству, ответственность, настойчивость, инициативность либо недобросовестность, склонность к однообразной работе, лень, пассивность, безответственность.
-
По отношению к окружающим предметам: бережливость, аккуратность или небрежность и неряшливость.
Если говорить о способностях, то это индивидуально-психологические особенности, которые помогают ребенку приобретать умения, знания, навыки и успешно заниматься различными видами деятельности. Нужно отметить, что каждый малыш обладает определенными задатками (предрасположенностями), которые являются врожденными. Однако чтобы они превратились в способности, их необходимо развивать.
Типы характера ребенка и их черты
Разделение по типам характера до сих пор вызывает споры между учеными и педагогами в отличие от градации темперамента.
Сенситивный тип
В данном случае ребенок является слишком эмоциональным и чувствительным. Низкая самооценка, дополненная завышенными требованиями к себе, приводит к тому, что малыш боится сделать что-то не так. Кроме того, даже значительные неудачи или ошибки он воспринимает как трагедию. Это чаще всего очень стеснительные дети, которые боятся заводить любые отношения и очень тяжело переносят критику в свой адрес.
С особо чувствительными детьми нужно обращаться тактично, без криков и ругани. Малышу достаточно посмотреть на лицо мамы или папы, и он на интуитивном уровне понимает его настроение. В данном случае родителям стоит повышать самооценку ребенка и воспитывать чувство собственного достоинства. Главное, донести до своего чада, что все люди ошибаются, всегда можно найти выход из ситуации и не стоит опускать руки.
Активный тип
Это общительные любопытные дети, которые ни секунды не сидят на месте. Такого ребенка невозможно удержать. Если оставить малыша всего на пару минут, он всегда найдет себе новое занятие, игру, причем нередко она бывает опасной для жизни. Ответной реакцией чада на наказание чаще всего является озлобленность, угрозы и истерики. В этом случае задача родителей – увлечь ребенка каким-то полезным делом, причем за успехом обязательно должна следовать похвала.
Необходимо с раннего детства контролировать энергию ребенка и направлять ее в полезное русло. Кроме того, следует воспитывать в малыше ответственность за то, что он делает. Выбрав такой подход, родители обязательно порадуются результату в будущем, поскольку активные, целеустремленные дети, контролирующие свое поведение, добиваются в жизни многого.
Коммуникативный тип
Такие дети очень похожи на тех, что обладают активным типом характера. Главное для них – действия и поступки, а уже потом эмоции. Такому ребенку неинтересно быть главным и командовать, он лучше будет искать то, что ему незнакомо, что можно исследовать. Он любит все новое, будь то игрушки или знакомства.
Как правило, подобные дети не доводят до конца ни одного дела, хотя берутся за многие. Они не могут жить по расписанию и не приемлют распорядка дня. Родителям следует развивать такие черты характера, как терпение и усидчивость. Во время занятий необходимо чаще делать перерывы, придумывать новые дела, интересные малышу.
Рецептивный тип
Это любимчики воспитателей и учителей. Кроме того, поведением таких детей гордятся родители. Их не нужно долго будить, они легко просыпаются и идут в школу с удовольствием. Им не надо напоминать почистить зубы и умыться. Рецептивным малышам нравится выполнять указания взрослых и жить по расписанию. Они очень чуткие, способные улавливать эмоции окружающих, сочувствовать и переживать, однако совершенно безынициативные.
Как только в жизни такого ребенка возникает ситуация, в которой нужно принимать незамедлительное решение, он сразу же прекращает любые действия и теряется. Родителям в таком случае необходимо как можно раньше заняться развитием его самостоятельности, предоставить возможность выбирать подарок, фильм, который бы он посмотрел, доверить оплачивать мелкие покупки в магазине.
Классификация характера ребенка
На сегодняшний день существует огромное количество классификаций характера. Однако особый интерес представляют те, которые возникли в пограничной области на стыке психиатрии и психологии. В них содержится опыт ученых-клиницистов, которые работали с людьми, изучали их биографию, поведение, разговаривали с родственниками и помогали в решении различных проблем и выходе из трудных жизненных ситуаций.
Так, по мнению психолога Ю. Гиппенрейтер, все детские характеры можно разделить на 8 основных типов:
Гипертимы
Это подвижный, общительный, свободолюбивый, самостоятельный и обладающий большой жизненной энергией ребенок. Такого принято называть душой компании. Кроме того, он неисправимый энтузиаст, иногда вспыльчивый, но отходчивый.
Положительные черты характера ребенка-гипертима: инициативность, энергичность, открытость, предприимчивость, гибкость в общении. Кроме того, окружающим очень просто и приятно с ним общаться.
Отрицательные качества: ненадежность, часто меняющиеся интересы, нетерпеливость, дополненная переменчивостью, нередко бестактность и авантюризм. Родителям необходимо помочь ребенку в организации времени, однако это нужно делать тактично, чтобы не ущемить его свободолюбия.
Таким детям необходимы совместные занятия с родителями, которые будут направлять их предприимчивость и активность в нужное русло (так сказать, мирное). Лучший вариант для ребенка – когда рядом взрослый с таким же типом характера.
Интроверты
Дети с интровертированным типом характера являются замкнутыми и закрытыми от внешнего мира. Они всегда в себе, им сложно налаживать контакт с социумом, а некоторые и вовсе не умеют общаться. Для таких малышей их мысли и внутренний мир гораздо важнее всего остального. Им сложно понять настроение и чувства других людей из-за низкого социального интеллекта.
К плюсам этого типа характера стоит отнести упорядоченность во всем и богатый внутренний мир. Нередко именно из таких детей вырастают философы, писатели, ученые и другие незаурядные и интеллектуальные личности.
Слабые стороны характера: бескомпромиссность, излишняя строгость и принципиальность, отсутствие понимания других людей и гибкости. Таким детям необходимо помогать в налаживании социальных связей и контактов со сверстниками. В данном случае родителям придется (в зависимости от ситуации) становиться посредниками, организовывать мероприятия, где ребенок сможет общаться с другими детьми.
Напряженные
Это дети, обладающие от природы колоссальной энергией и силой. Для них на первом месте стоит личный успех. Им характерны замедленные психические процессы, поэтому очень часто малыши вязнут в определенных эмоциях, мыслях, переживаниях, из-за чего их можно назвать «застревающими». Как правило, такие личности тщательно обдумывают свои мысли, стараясь не упустить никакой мелочи.
Среди людей с таким типом характера часто встречаются политики, бизнесмены, которые добились успеха в своей деятельности. Этот темперамент можно считать основательным и серьезным, его носители, как правило, трудолюбивы, серьезны, требовательны, причем не только по отношению к другим, но и к себе. У индивидов отлично получается налаживать бытовые вопросы и вести хозяйство.
К списку отрицательных черт характера ребенка стоит отнести накапливание отрицательных эмоций с их последующим эмоциональным выплескиванием, что бывает похоже на взрыв. При этом им необходимо много времени, чтобы «отойти». Могут натворить «дел» и исчезнуть, это у них хорошо получается.
В худшем случае из ребенка с таким характером может вырасти эгоистичный человек, который любит плести интриги, карьерист, не останавливающийся ни перед чем. Если говорить о детском возрасте, то могут наблюдаться склонности к систематическому издевательству над другими детьми в школе или во дворе (буллингу).
Родителям, воспитывающим такого ребенка, необходимо давать ему возможность выделиться, а для этого нужно найти какое-то занятие, которое позволит ему это сделать. Это может быть какой-либо вид спорта, но только не групповой, а индивидуальный. Таких детей следует учить заботиться о других, понимать и учитывать чувства окружающих, а также сочувствовать другим, поскольку природа не заложила в них эти качества.
Задача родителей – научить свое чадо управлять эмоциями, аффектами, контролировать их, а разряжаться приемлемо для социума. Нужно быть твердыми с такими детьми, но при этом спокойными, то есть мама и папа не должны менять решения и поддаваться провокациям. Главной ошибкой, которую допускают некоторые отцы и матери в воспитании малыша с таким типом характера, – противоборство с ним. Делать этого категорически не стоит, иначе может стать еще хуже.
Астенические (тревожные)
Такие дети являются полной противоположностью напряженным. Они обладают повышенной чувствительностью, плохо переносят стрессовые ситуации, остро переживают высокие нагрузки и не приспособлены к ним. Лидерами им никогда не стать. Им очень важно, что о них думают окружающие люди. Малыши никогда не будут рисковать. Кроме того, в некоторых обстоятельствах могут проявить неловкость и нерешительность.
Преимущества этого типа характера: верность, отзывчивость, эмоциональность в хорошем ее проявлении. Таким детям просто необходима поддержка взрослых и их участие, а также щадящий режим и одобрение.
Если ребенок с тревожным типом характера плохо себя ведет, значит, ему не хватает родительского внимания. В данном случае точно не стоит наказывать его или унижать, поскольку для таких детей это очень болезненно. Лучшим выходом из ситуации является похвала.
Демонстративные
Это очень яркие от природы люди, многие из них обладают артистическими способностями. Для них важно быть в центре внимания, любят играть на публику. Очень эгоцентричные, обладающие яркой речью, мимикой и внешностью личности.
К минусам этого типа характера стоит отнести непостоянство, завышенную самооценку, тягу ко лжи, постоянным выдумкам, а также склонность к манипулированию окружающими. В худшем случае из детей с таким темпераментом вырастают авантюристы типа Остапа Бендера.
Положительные качества: общительность, живость, отклик на все, что происходит вокруг. Таким характером обладают яркие личности, которые могут разрядить атмосферу в любой компании. Детей с таким нравом нельзя слишком много хвалить, чтобы не подумали, что весь мир крутится вокруг них. Похвала должна быть только за что-то конкретное. Однако и игнорировать ребенка тоже нельзя.
Обладая склонностью к манипулированию, ребенок с демонстративным типом характера будет пытаться вить веревки из родителей, это нужно учитывать. Тут главное – не идти на уступки, когда малыш будет плакать, кричать, скандалить, шантажировать и т. д.
Нужно учить его считаться с чувствами и интересами других людей. Необходимо дать понять малышу, что вы его слышите и видите, однако уступать ему не намерены, если не считаете нужным или он требует своего не должным образом. Важно в таких ситуациях сохранять твердость и спокойствие.
Люди настроения (эмоционально подвижные)
Это очень эмоциональные люди, у которых от природы часто меняется настроение, что влияет на их здоровье, мировоззрение, работоспособность, аппетит, то есть практически на все аспекты жизни. При этом они очень отзывчивые, ранимые, тонкие, эмоционально теплые.
Людей с этим типом характера отличает преданность, верность, открытость. Они очень привязчивые, любящие и ради близкого человека даже готовы пожертвовать своими интересами.
Отрицательные черты характера ребенка: плохо переносит недоброжелательную атмосферу, критику, так же быстро «гаснет», как и увлекается. Для таких детей разрыв эмоциональных связей является трагедией, которую они очень сильно переживают. Время от времени они страдают самоедством. Малыш с таким типом характера глубоко и сильно переживает, однако делает он это «про себя», а не публично (как демонстративный).
В доме с такими детьми должна быть доброжелательная атмосфера. С ними нужно дружить, поддерживать, помогать (если это нужно) и не огорчать. Ни в коем случае нельзя допускать конфликтов в семье. Им очень важна дружба. Хорошо, если у малыша есть домашнее животное, которое он считает другом. Для того чтобы воспитать из такого ребенка гармоничную личность, необходима мягкость, эмоциональное тепло и забота.
Неустойчивые
Главное в жизни таких людей – получение удовольствия. Однако, в отличие от гипертимов, у них нет дара общения и жизненной энергии. Они не любят жить по правилам, нет моральных норм, часто имеются вредные привычки, отсутствуют серьезные интересы. Из детей с таким типом характера нередко вырастают правонарушители.
Положительные черты: терпимость к другим и легкое отношение к жизни. Чаще всего формирование такого типа характера происходит в семьях, где дети растут сами по себе.
Хотя возможен и другой вариант, где присутствует гиперопека со стороны родителей. В этом случае за ребенка все решают мама и папа, его изолируют от всех жизненных проблем и забот. Здесь нужно помнить о том, что воспитание должно быть адекватным.
Конформные («как все»)
Это люди, которые стараются жить таким образом, чтобы не выделяться среди других, то есть хотят быть стандартными. Носители этого типа характера консервативны, стараются избегать любых перемен, даже если они необходимы. Не имеют личных убеждений и стараются адаптироваться к окружающим их людям и обстоятельствам.
Положительные черты характера: уравновешенность, заботливость, удовлетворенность всем. Именно благодаря таким людям поддерживается стабильность и порядок в обществе, а также передаются традиции. Родителям в процессе воспитания детей с подобным нравом особое внимание следует уделить их культурному и интеллектуальному развитию.
Нужно понимать, что чистых представителей того или иного типа характера в жизни встретить очень сложно. В каждом человеке могут сочетаться черты разных темпераментов, и это нормально. Следует учитывать, какие из них выражены больше и как проявляются. Однако, воспитывая ребенка, учитывать нужно их все, при этом от негативных надо избавляться, а положительные развивать.
Это относится и к девочкам и к мальчикам. Простейшие тесты покажут то, как ребенок мыслит в непростых ситуациях. Тесты эти абсолютно безболезненные со всех точек зрения. Они просты и понятны для вас и безобидны для ребенка. Некоторые тесты помогут выявить лидера, некоторые помогут оценить творческий потенциал личности. В любом случае. Вы получите ответы на все или на большинство ваших вопросов о характере ребенка и типе его поведения.
Зачем это нужно
Характер ребенка узнается для того, чтобы направить его по верному пути в жизни. Например, если ребенок динамичен и обладает большим запасом энергии, то его можно отдать в спорт. Если он мыслит супер нестандартно, то его дорога лежит через творчество. Каким бы ни был ваш дитя, он может найти в жизни свой истинный путь. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему или ей использовать сильные стороны своего характера себе во благо.
Когда вы хорошо знаете своего ребенка, вы понимаете, что от него можно можно ожидать в той или иной ситуации. Вы перестанете ругать ребенка за некоторые промахи и начнете поощрять за какие-то особые победы. Воспитание будет более эффективным, поэтому проанализировать ребенка нужно обязательно.
Тест первый: определение левши или правши
Тут важно лишь ваше наблюдение. По началу, когда ребенок еще совсем маленький. Нужно наблюдать за ним. После полутора или двух лет малыш начинает проявлять себя с этой точки зрения. Полушария его мозга становятся более активными, поэтому можно узнать, какое из них отвечает за образно-двигательные функции.
До 3-4 лет лучше просто наблюдать за ребенком, а вот потом можно попросить его или ее сделать парочку простых упражнений:
- скрестить руки на груди (та, которая выше — основная);
- собрать пальцы в замок (большой палец определяет основную руку, когда он сверху закрывает другой большой палец).
Эти два упражнения нужны даже не для определения левши или правши, а для определения амбидекстрии малыша. Этот термин означает, что личность использует сразу две руки одинаково. Если ваш ребенок открывает что-то правой рукой, бросает всё правой рукой, но эти два простых теста показывают, что он левша, значит ваш ребенок и левша и правша.
Определение левшей и правшей очень важно, потому что многие ученые полагают, что переучивать ребенка нельзя ни в коем случае. Если он левша, то пусть и остается ею. Если он амбидекстр, то можно попробовать переучить. Дело в том, что развитое полушарие лучше оставлять развитым, ведь левши вырастают людьми творческими, а правши выбирают больше стандартные направления развития.
Тест второй: лидерство
Важно понять, как ребенок относится к мнению большинства. Для этого теста вам понадобится как минимум трое взрослых людей и сам ребенок. Говорить о проведении теста, естественно, не нужно. Рекомендуемый возраст ребенка — 5-6 лет.
Вы готовите кашу на всех. Каша должна быть обязательно сладкой. Все садятся за стол и начинают кушать. Затем кто-нибудь из взрослых говорит, что каша соленая. Затем другой и третий и так далее. Вы демонстративно пробуете кашу и делаете вид, что она действительно соленая, а не сладкая. Затем переводите внимание на ребенка, а затем спросите и его, что он думает о каше. Тут важно отследить его действия:
- если ребенок полностью согласится с вами с первого раза, что каша соленая, а не сладкая, то это будет означать, что они жертвуют своим мнением ради всеобщего блага. Они не хотят отличаться от всех, поэтому не будут перечить вам;
- если ребенок проявит какие-то сомнения, но потом все равно признает, что каша соленая, то это будет означать, что из него растет настоящий дипломат. Ребенок попробовал кашу еще раз и убедился в том, что она сладкая, но принял решение не говорить об этом. Так делают не очень многие;
- если ребенок будет бороться за правду, то он является настоящим лидером. Ему или ей важно доказать, что он или она правы. Это показывает силу характера, которая со временем разовьется в нечто положительное.
Плохих исходов тут тоже нет, потому что все мы разные. Первый тип детей не означает, что они будут ведомыми всю жизнь. Просто им легче согласиться, чем тратить силы на пустую болтовню или поиск доказательств.
Тест третий: определение интровертов и экстравертов
Интроверт — человек, который сосредоточен на самом себе. Это не эгоист, как считают многие сторонники клише и стереотипов. Такие люди очень глубоко мыслят.
Экстраверт — общительный человек, которому не составляет труда обратиться за помощью к окружающим людям. Рассказать о своих чувствах.
Лучше делать данный тест либо после 5-летнего возраста, либо два раза — в три года и после 5 лет. Для маленьких детей потребуется набор для постройки домика из разноцветных кубиков или деталей. Для тех, кто уже «большой» нужна будет картинка для раскраски.
Маленьким испытуемым нужно построить дом, а тем, кто побольше, нужно раскрасить рисунок так, как они сами пожелают. Далее смотрим на результаты:
- экстраверты собирают домик из деталей хаотичного цвета. Когда они раскрашивают рисунок, то очень часто заходят за поля, они небрежны;
- интроверты делают постройки из примерно одних и тех же цветов. Когда раскрашивают рисунок, то они предельно осторожны, поэтому никогда не выходят за пределы линий или, по крайней мере, стараются.
Тест четвертый: проверка на прочность
Ребенку должно быть 5 лет или больше. У каждого малыша есть любимая сладость. Тест заключается в том, чтобы дать ребенку сладость, но не позволять ее есть с самого начала. Сначала вы объясняете ребенку правила игры: если он или она продержатся минут 15-20, сидя перед вкуснятиной, то вы даете малышу еще одну вкусную вещицу. Ребенок может съесть ее сразу, но не получить больше ничего. Сидеть нужно на месте и ничего не делать, то есть, заниматься своими делами малыш не может.
Идеальные условия — это когда испытуемых детей несколько. Побеждает тот, кто дольше всех просидит и не съест то, что лежит перед ним. Если у вас есть друзья с детьми приблизительно такого же возраста, то лучше сделать всё так. Если нет, можно использовать первый вариант.
Какие возможны исходы:
- ребенок сразу съедает вкуснятину;
- ребенок долго думает, потом съедает;
- ребенок терпит и получает еще.
Если «подарочек» был сразу съеден, то ребенок весьма щедр будет по жизни и очень прост в общении, в работе. Те, кто сначала мучились, но потом съели вкусность, являются людьми, склонными к анализу. Они долго взвешивали все за и против, но потом поняли, что лучше взять всё сейчас. Это наиболее часто встречающийся тип детей. Те же, кто с умел подождать, очень сильны эмоционально. Словит их сложно будет во взрослой жизни. Они экономны и думают всегда на пару шагов вперед. Таких чуть меньше трети.
Итак, все эти четыре теста можно легко провести дома самостоятельно. В этом и заключается их прелесть. Для ребенка они могут быть также интересны. Вы узнаете о вашем сыне или о дочке что-то новое, что позволит начать выработку правильных привычек, выбрать спорт для ребенка, интересное занятие.
На нашем канале в Яндекс.Дзен
всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно
подпишитесь!
05.03.2018 02:06
Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.
Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.
Итак, перед нами 8 основных типов:
- Гипертимы – это люди, обладающие большой жизненной энергией, «гении общения», заводные, самостоятельные и свободолюбивые. Их смело можно назвать «душа компании». Это неисправимые энтузиасты. Бывают пророй вспыльчивы, но очень быстро отходят. К положительным сторонам характера можно отнести их энергичность и инициативность, предприимчивость, открытость и гибкость в общении. Они просты и приятны для окружающих. Слабые стороны данного типа: нестабильность интересов, ненадёжность, нетерпеливость в купе с переменчивостью. Они могут быть бестактны и иногда их тянет на авантюры. Что необходимо ребенку с таким типом характера? Во-первых, помощь в организации его времени, но делать это следует тактично, не ущемляя его свободолюбивый нрав. Такой ребенок очень нуждается в деятельности совместно со взрослым, который направлял бы активность и предприимчивость ребенка в нужное «мирное» русло. Отлично, если рядом будет взрослый такого же склада характера, это будет «подарок» для ребёнка-гипертима.
- Замкнутые – это тип характера, который можно также назвать интровертированный. Эти люди закрыты от внешнего мира. Они – «вещь в себе». Как правило, испытывают трудности при налаживании социальных контактов; некоторые просто не умеют общаться. Несколько снижен социальный интеллект, т.е. эти люди с трудом понимают чувства и настроение других. Погружены в свои мысли и свой внутренний мир, который для них важнее внешнего. Достоинства данного типа: очень богатый внутренний мир, упорядоченность во всем. Среди них очень часто встречаются интеллектуалы и незаурядные люди: учёные, писатели, философы. К слабым сторонам данного типа относятся: излишняя принципиальность и строгость, бескомпромиссность, отсутствие гибкости и понимания других людей. Ребёнку замкнутого склада характера необходима помощь в налаживании контактов со сверстниками. Родителям следует иногда брать на себя роль посредника, «знакомить» ребенка с остальными, организовывать специальные мероприятия, где ребенок мог бы пообщаться с другими.
- Напряжённые – этот тип наделён от природы большой силой и энергией. Личный успех для таких людей находится в приоритете. При этом для них характерна некоторая замедленность психических процессов, они порой «увязают» в каких-то мыслях или эмоциях. Этих людей можно было бы назвать «застревающими» именно из-за их «застревания», «зависания» в какой-то эмоции или на каком-то переживании. Если человек обдумывает какую-то мысль, то обдумывает ее капитально и со всех сторон. Эти люди обычно бывают успешные в бизнесе и политике. Характер такого склада можно назвать серьезным и основательным; эти люди серьезны и трудолюбивы, требовательны к себе и другим. Они хорошо налаживают хозяйство и бытовые вопросы. К негативным сторонам данного характера относится: накапливание негативных эмоций и очень эмоциональное (аффективное) их выплёскивание, порой похожее на взрыв. «Отходят» они очень медленно. Умеют исчезнуть в нужный момент, натворив предварительно «дел».
В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!
- Тревожные (или астенические) – это люди с повышенной чувствительностью, они являются противоположностями напряжённым. Этот тип тонко чувствует, остро переживает и плохо приспособлен к высокому уровню нагрузок и стрессам. Это не лидеры! Бывают нерешительны и неловки в определённых обстоятельствах, не склонны к риску и очень зависимы от оценок окружающих. Достоинства: люди этого типа могут быть верными, отзывчивыми и тёплыми эмоционально. Детям тревожного типа нужна поддержка и участие взрослых, одобрение и щадящий режим. При «плохом» поведении – необходимо уделять больше внимания и времени, т.к. вероятнее всего, недостаток внимания является причиной дурного поведения ребенка такого склада. Не стоит наказывать и тем более унижать! Это очень больно для этих детей! Самый верный подход: хвалить и повышать самооценку.
- Демонстративные – это очень яркие люди, среди них большое количество артистов. Лейт-мотив данного типа – быть в центре внимания, «играть на публику». Крайняя степень эгоцентризма. У этих людей яркая внешность, речь, мимика. Недостатки данного типа характера: завышенная самооценка, непостоянство, склонность к манипулированию своим окружением, тяга к постоянным выдумкам и лжи. В самом «плохом» варианте – это авантюристы, типа Остапа Бендера. Положительные черты: живость и общительность, живой отклик на происходящее вокруг. Это яркие личности, которые могут развеселить, внести юмор и разрядить атмосферу в компании. Детей такого склада крайне опасно «перехвалить», нельзя давать им повод думать, что «весь мир – для них»! Хвалить следует за дела и не очень часто! Одновременно, надо помнить, что ни в коем случае нельзя игнорировать такого ребенка. Необходимо понимать, что ребенок демонстративного характера в силу свой природной склонности к манипулированию будет пытаться «вить из вас верёвки». Родителям необходимо научиться не уступать ребёнку, когда он требует своего с помощью слез, скандала, крика, шантажа и т.п. Следует учить учитывать интересы и чувства других людей и считаться с ними. Очень важно дать понять, что вы видите и слышите ребёнка, но не будете уступать ему, когда не считаете нужным или когда он требует своего не должным образом. При этом необходимо сохранять спокойствие и твердость!
- Эмоционально подвижные («люди настроения») – данный тип людей природа создала так, что у них постоянно меняется настроение, от которого зависит: мировоззрение, здоровье, работоспособность, аппетит, т.е. фактически все аспекты их жизни. Это очень эмоциональные люди, они «тонкие» и эмоционально тёплые, отзывчивые и ранимые. Отличительная черта этого типа: верность и преданность. Они привязываются к людям, готовы жертвовать своими интересами ради близкого человека. Достоинства: открытые, привязчивые, любящие. Недостатки: нестабильные интересы (быстро увлекаются и также быстро «гаснут»), плохо переносят атмосферу недоброжелательности, крайне тяжела критика. Разрыв эмоциональных связей переживается как трагедия. Периодически страдают «самоедством». Дети данного типа переживают сильно и глубоко, но при этом не «на публику» (как это делают демонстративные), а как бы «про себя». С этими детьми надо дружить, создавать в семье доброжелательную атмосферу, не огорчать, в случае необходимости – помогать и поддерживать. Конфликты в доме – противопоказаны такому типу детей! Очень важна дружба, очень полезно, если у такого ребёнка будет домашнее животное (его друг!). Мягкость, забота, эмоциональное тепло и доброжелательная атмосфера – вот путь к успеху при воспитании ребенка с таким характером.
- Неустойчивые – это тип, для которого получение удовольствия – это основная цель. Но у данного типа нет жизненной энергии и «дара общения», как у гипертима. Эти люди плохо организованы, правила не для них. Моральные нормы, как правило, не усваиваются. Имеют тягу к вредным привычкам. Отсутствуют серьёзные интересы. Часто этот тип присутствует среди правонарушителей. К положительным чертам характера можно отнести: лёгкое отношение к жизни и терпимость к другим. Данный тип характера формируется, как правило, при «попустительском» стиле воспитания, т.е. ребёнок растет «как трава», «сам по себе». Но может быть другой вариант – «гиперопека» родителей, где ребёнок изолирован от жизненных забот и невзгод, за него все решается, от него ничего не требуется! Хочется напомнить всем родителям, что воспитание ребенка должно происходить в адекватном стиле воспитания!
- Конформные («как все») – основная «красная» нить их жизни – это не выделяться и жить «как все». Взгляды на жизнь очень стандартные, шаблонные. Они некритичны. Данный тип консервативен и не склонен к переменам, стараются перемен избежать, даже если они необходимы. Этот тип как бы адаптируется к обстоятельствам и людям, при этом не имея своего убеждения. Положительные черты: заботливы, уравновешены, «всем довольны». Благодаря людям данного типа характера в обществе поддерживается порядок и стабильность, передаются традиции. При воспитании ребенка данного типа следует как можно больше внимания уделять его интеллектуальному и культурному развитию. Чем богаче культурные традиции, которые он усвоит – тем лучше!
Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!
Автор Екатерина Данилова
4.9
12
голоса
Рейтинг статьи
Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо!