Как найти свой амплуа

Много лет назад Шекспир сказал коронную фразу о том, что все мы – всего лишь актёры в театре жизни. Спорить с великим поэтом никто не стал, но к себе приглядываться начали. И так, шаг за шагом, человек выявил, что действительно, каждый из нас в своей жизни не просто актёр, играющий различные роли, используя самые разнообразные социальные маски, но и актёр, придерживающий определённого амплуа во всех сложившихся жизненных сценариях. Примерно то же самое мы наблюдаем на сцене, когда известные лицедеи играют в одних и тех же спектаклях и кино, играя разные роли, но примерно одного плана. Мелодрама, трагедия, комедия или боевик? Каково ваше амплуа?

Можете ли вы сыграть роль больного?

А. достаточно вспомнить имеющиеся болячки, здоровых сейчас не бывает

Б. только если вы действительно больны

В. для дела и собственной выгоды вполне можете сделать

Г. предпочтёте другую роль

Вам бы хотелось быть баловнем судьбы?

А. этого хочется любому человеку

Б. вряд ли такое возможно, но было бы приятно попробовать

В. вам и так несказанно везёт

Г. этого можно добиться своими силами

Если бы вы были работником цирка, кем бы себя хотели видеть?

А. художественным руководителем

Б. гением мастерской

В. иллюзионистом

Г. конным акробатом

Какое выражение могло бы стать девизом вашей жизни?

А. Dixi et ahinam levavi (Я сказал и облегчил тем душу)

Б. Colamitas virtutis occasion (Бедствие – пробный камень доблести)

В. Ibi victoria ubi concordia (Победа там, где согласие)

Г. Sivis pacem para bellum (Если хочешь мира, готовься к войне)

Достаточно ли вас ценят на работе?

А. сложно сказать, но придираются

Б. на данный момент нет возможности полноценно развернуться

В. возможно даже чересчур

Г. пока недооценивают, но вы их переубедите

Если начальство вызывает к себе вашего конкурента:

А. узнаёте об этом постфактум

Б. задумываетесь, а не надо ли и вам «прикрыть тылы»

В. радуетесь, что в этот раз меч просвистел мимо

Г. начинаете усердно работать, на всякий случай

Если верить теории реинкарнации, то в следующей жизни вы точно будете:

А. орхидеей

Б. морской черепахой

В. гиппопотамом

Г. бобром

Вам хочется сделать карьеру?

А. нет, это требует слишком много усилий

Б. «дорастёте» исключительно до своего места, больше не надо

В. можно и сделать, пока доставляет удовольствие

Г. как раз этим и занимаетесь

Вы – загадка для окружающих людей?

А. скорее всего, для них вы полны сюрпризов

Б. вряд ли, у них своих забот хватает, чтобы думать о вашей персоне

В. лишь для тех, с кем не знакомы близко

Г. не уверены, но вы им точно интересны

Проходя мимо зеркальной витрины:

А. критично осматриваете себя с ног до головы

Б. не обращаете на неё внимание

В. просто улыбнётесь себе или скорчите рожицу

Г. быстро исправляете осанку

Умеете ли вы «считывать» информацию с поз и жестов собеседника?

А. нет, вы больше внимания отдаёте словам

Б. скорее ориентируетесь на интонацию

В. знаете значения основных поз и жестов и учитываете это при общении

Г. действия несут в себе гораздо больше правдивой информации

Если застрянете в лифте, то в ожидании помощи:

А. будете разговаривать по мобильнику, чтобы не скучать

Б. спокойно подождёте, пока вас освободят

В. воспользуетесь любыми подручными средствами, чтобы скоротать время

Г. поднимите на уши все возможные инстанции для ускорения или попробуете выбраться самостоятельно

Выбирая одежду, предпочтёте вариант:

А. скрывающий ваши недостатки

Б. экономящий ваш бюджет

В. радующий ваше самоощущение

Г. подчёркивающий ваш статус

Если вы хоть раз были на кастинге, то, вполне вероятно, вам давали анкету для заполнения, и в ней вас просили указать свой типаж.

На самом первом кастинге я поставила галочку около «криминальный», наивно полагая, что под этим типажом подразумевается боевая девушка, умеющая за себя постоять. Чуть позже я узнала, что лучше бы эту самую галочку надо поставить мужику с трехдневной щетиной и шрамом во все лицо.

К слову, у меня не было ни щетины, ни боевых раскрасов. Кинопробы те я успешно провалила, зато извлекла бесценный опыт — нужно не только уметь играть на сцене, но и знать хоть чуточку теории. 

Как вы понимаете, актерского образования за спиной у меня нет. И курсов актерских тоже.

Итак, какие типажи встречаются в кино? Начнем смужских амплуа, а именно с 

Криминальный

Сейчас в России этот типаж особенно востребован. Знаете, почему? Правильно, потому что на какой канал не переключи, везде погони, полиция, бандиты и «Андрюха, у нас труп». Почему у нас так популярен этот а-ля жанр «ментовские войны» я честно не знаю, но вот на кастинге чувствуешь себя неловко, когда приходят такие красавцы. 

Обычно высокие и широкие, частенько коротко стриженные или вовсе лысые. Шрам как дополнительная изюминка к образу, хотя,знаете, и без этой изюминки смотреть на таких парней жутковато.

Обаятельный (Авантюрист)

Красив до безумия, обольстителен до безобразия. Но не стоит нырять в омут с головой. Обычно такие обаяшки-привлекашки бывают еще и проходимцами. В фильме это обычно самый красивый и в основном хитрый мужик. Например, Остап Бендер из «12 стульев» — ну чем не лис-обольститель?

Или, например, Афоня из отгадайте сами какого фильма, Жорж Милославский из «Иван Васильевич меняет профессию». Из иностранных первый красавчик, кто приходит на ум — это капитан Джек Воробей.

В общем, примеров масса.

Гений

Возможно, актера на роль такого типажа выберут не с самой привлекательной внешностью, но зато у него будет дикая харизма и, конечно же, незаурядный ум. Интеллектуальный, начитанный, он всецело завалдеет твоим сердечком. Ему даже необязательно что-то изобретать. Пример — Бенжамин Лайнус из сериала «Lost» или «Остаться в живых». Мало того, что, казалось, он знал все, он еще и был самым авторитетным мужиком на острове. Но тут как не крути, он был ЗЛОЙ гений. А бывают еще и добрые, например Шерлок Холмс. Совершенно бесполезный в быту, он способен провести передачу «Очумелые ручки» и за 15  минут собрать адронный коллайдер из пластиковых бутылок, клея и саморезов.

Кстати, на роль такого гения чаще всего зовут Бенедикта Кембербетча.

Мямля

Под конец фильма они обычно становятся более смелыми и могут дать отпор обидчику, и как мы радуемся этой восторжествовавшей справедливости. Худощавого телосложения, ничем непримечательная внешность, сутулый и робкий — ну чем не Женя Лукашин из «Иронии судьбы»? Ну, или господин Новосельцев из «Служебного романа».

Одеваются так невзрачно, что внутренний стилист начинает плакать и подбирать в уме вещи с вайлдбериза.

Спортсмен

Ну, тут думаю и так все ясно. На такие типажи обычно приходят криминальные типы, предварительно побрившись и сменившие кожанку на спортивный костюм и обтягивающую борцовку (ну, куда же без нее). Кстати, не всегда тупые, как это принято считать. Хотя если брать русские фильмы, то на ум первым пришел Кузя из «Универа». Спортсменов с более интеллектуальными признаками из русских фильмов, к сожалению, вспомнить не могу (мы не берем в расчет фильмы ПРО спортсменов. Мы берем отдельно взятые типажи). А вот из забугорных фильмов примеров миллион: Скала Дуэйн Джонсон, Вин Дизель и другие качки Голливуда.

Обычный парень

Да-да, существует и такой типаж. Внешне он похож на гения — то есть ничем особо непримечательный парень, но может играть главную роль в фильме. Гарри Поттер, например, самый обычный мальчик, хоть и получил письмо из Хогвартса. Или пример Питера Паркер из «Человека-Паука» — а что? Не все же супергерои носят плащи — они тоже могут быть обычными работягами. 

Теперь давайте разберем основные женские актерские типажи.

Модель.

Роковая красотка, обычно уровень интеллекта которой заставляет желать лучшего. Если мы смотрим триллер, то возможно ее убьют одной из первых. Как пример старый добрый (или не очень) «Крик». Красоткам там вообще не везло.

Если комедия, то вполне вероятно, что помимо невысоких интеллектуальных данных, эта леди обладает еще и самым гнусным характером в мире. Весь фильм она может пакостить, а в конце задохнется от своей же токсичности. Конечно, бывают исключения, и красотки бывают умными, как в «Блондинке в законе», хотя тоже спорный вариант.

Из советского кино могу привести в пример «Галочка, ты сейчас умрешь» из «Бриллиантовой руки».

Гений.

Тут как и у мужчин- бывают злые и добрые гении, собирающие за завтраком адронные коллайдеры. У женщин с гениальностью обычно заключает пари красота — если мы видим Шерон Стуон в «Форсаже», то вряд ли от нее можно будет ждать добра. Если наша гениальная мадам страшненькая, то обычно творит добро. Хотя в том же самом фильме о летающих в космосе феррари гениальная хакерша Рамзи отнюдь не страшная, а вполне себе очень даже миленькая. Но с другой стороны, с «Форсаже» все как на подбор — красивые, подкачанные и умные. Да и машины у них в космосе летают, так что может сам фильм и такой себе пример.

Трудоголичка.

У них все как и в жизни — карьера в гору, личная жизнь псу под хвост. Если женщина-трудоголик в главной роли, то ждите переломного момента, который она переживет с трудом, но переживет, ведь она сильная и независимая. А еще потому, что появился рядом мужчина, который взвалил на свои плечи тяготы суровой жизни работяги. Из советского кино — Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и Катя Тихомирова из «Москва слезам не верит». Из голливудского — главная дьяволица моды, которая носит Prada.

Отличница.

Тут нужно продолжить «Спортсменка, комсомолка и просто красавица». Точнее этой фразы не опишешь. И за примером далеко ходить не надо — это же Ниночка из «Кавказской пленницы» и Лида из «Новых приключений Шурика». Обе девушки милые и обаятельные студентки, которые попадают в нелепые передряги. Но как и подобает отличницам, держатся они с достоинством и все неприятности преодолевают успешно.

Мудрая.

Обычно такому типажу соответствуют миловидные женщины в возрасте, которые играют маму. Добрую, всепрощающую, мудрую маму. Они не лезут со своими непрошенными советами в чужую жизнь, они вовремя могут оставить в покое, но всегда придут на помощь в самый нужный момент. Это, например, мама Жени Лукашина из «Иронии судьбы» или Миссис Хадсон из «Шерлока Холмса». Занимаются бытом, домашним хозяйством, опекают наших героев и по сути являются им ангелами-хранителями.

Активистка.

Или бой-баба.

Обычно полноватая тетка, вечно лезущая не в свое дело и портящая жизнь главным героям. Взять хотя бы управдома из «Бриллиантовой руки». Вот какого лешего она пошла следить за бедным Сеней? Не так все увидела, не так поняла, а жизнь человеку подпортила. А Шурочка из «Служебного романа»? Та еще хуже! Своими активистскими движениями разболтала о чувствах Верочки. Агрессины Пассивовны нашего времени идеально бы вписались в такой типаж. Нередко таким бой-бабам отводится роль свахи, правда, не самой лучшей. Она будет пытаться устроить вашу личную жизнь вместо того, чтоб заняться своей. 

В этой статье я выделила основные типажи актеров, которые можно встретить в кино или на сцене театра. Естественно, четких разграничений по фактуре актеров нет, ведь амплуа по своей сути убивает многогранность. Актерам нередко трудно отделаться от роли, сделавшей их знаменитыми или перевернувшей их карьеру с ног на голову. Знаете, сколько усилий стоило бедному Лео Ди Каприо отвязаться от роли Джека Доусона и доказать миру, что он может перевоплощаться и в других персонажей.

 А некоторым не удалось. Дэниел Редклиф навсегда останется Гарри Поттером в наших сердцах.

Если так трудно отделаться от роли, то представьте, что происходит, когда актер играет персонажей лишь криминального характера. Хотя, говорят, это еще не самое страшное. Некоторые актрисы так и не смогли перейти из амплуа тупой блондинки в роковую красотку и и были вынуждены завершать карьеру. Взять, к примеру, Пэрис Хилтон. Уж как она ни старалась, с актерской карьерой пришлось покончить. Или сестры Олсен — по одиночке они не смогли занять свою нишу в Голливуде, ведь они воспринимаются исключительно как тандем близняшек.

Актерское амплуа является одной из причин, почему актеры отказываются от хороших ролей.


АМПЛУА

(от франц. emploi – роль), 1) театральная классификация, узаконивающая и регулирующая в театральной практике соответствие определенных психофизических данных актера, стиля игры – его роли; 2) один из способов типизации (наряду с маской и характером) в драматургии.

АМПЛУА КАК ТЕАТРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось, по-видимому, в эпоху театра

классицизма. Согласно классицистской системе амплуа актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и пр.). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана. Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

В 18–19 вв. система амплуа существовала более в устной театральной практике, чем в театральной теории. Система амплуа применялась при создании театральной труппы: список амплуа учитывал наиболее распространенные драматургические типы и давал возможность набрать актеров, нужных для того, чтобы играть любой репертуар. Существовали различные способы классификации актеров по амплуа. Так, Патрис Пави в своем

Словаре театра
называет амплуа по социальному положению (король, слуга и пр.), по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т.п.), по функции в драме (инженю, любовник,

злодей, наперсник). Реально бытовавшие системы амплуа были, как правило, смешанного типа. Система амплуа, с одной стороны, представляет устойчивую основу театрального действия, с другой стороны, она более подвижна и гибка, чем система масок. Конкретный набор амплуа, их названия изменяются в различные эпохи.

Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому,

Роспись
(1766), составленную императрицей

Екатериной II. По этой

Росписи
в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги;

резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.

В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в

Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций
(М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили

К.С.Станиславский,

М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа – театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В.Э.Мейерхольд,

Н.Н.Евреинов, А.Р.Кугель и др.

В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда

Амплуа актера
актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.

Скрытая система амплуа существует и в современном театре. Например, в 1970-е в связи с большим количеством производственных пьес, в драматургии социальной тематики возникло новое амплуа «социального героя».

АМПЛУА КАК СПОСОБ ТИПИЗАЦИИ В ДРАМЕ

Амплуа в драме – способ типизации, родственный драматургическому типу-маске и противоположный характеру.

Драматургический тип-амплуа – это осознанное упрощение, схематизация, намеренная идеализация или снижение, отказ от индивидуализированного изображения человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств; поиски неких групп (по гендерным, социально-психологическим, возрастным и пр. признакам) человеческого социума. Персонаж, созданный как драматический тип-амплуа, отображает не уникальную человеческую личность, но «представителя группы», «одного из множества». Так, в

Оптимистической трагедии


В.Вишневского Женщина-комиссар или Вожак являются «социальными амплуа». Драматический тип-амплуа тесно связан со сценическим гротеском и активно используется в театральной практике условного театра 20 в.




См. также
ТЕАТР.



И.А.АКСЕНОВ, В.М.БЕБУТОВ, В.Э.МЕЙЕРХОЛЬД
ТАБЛИЦА АМПЛУА
(по книге «Амплуа актера». М., 1922. С.6-11.)


Необходимые данные актера

Амплуа

Примеры ролей

Сценические функции


Мужские амплуа


1-й.
Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
1. ГЕРОЙ
1-й.
Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов. 
Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм). 

2-й.
Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.

2-й.
Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.
Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).

1-й.
Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
2. ВЛЮБЛЕННЫЙ
1-й.
Ромео, Молчалин, Альмавива, Калаф. 
Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом. 

2-й.
Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.

2-й.
Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Федор, Алеша Карамазов.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

1-й.
Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия). 
3. ПРОКАЗНИК (ЗАТЕЙНИК)
1-й.
Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша–лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов. 
Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными. 

2-й.
Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема.

2-й.
Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.
Игра препятствиями, не им созданными.
Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск). Данные для эквилибристики и акробатики. 4. КЛОУН, ШУТ, ДУРАК, ЭКСЦЕНТРИК. Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).

1-й.
Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот – «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
5. ЗЛОДЕЙ ИНТРИГАН.
1-й.
Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер. 
Игра губительными препятствиями, им же созданными. 

2-й.
Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.

2-й.
Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.
Игра губительными препятствиями, не им созданными.
Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями. 6. НЕИЗВЕСТНЫЙ (ИНОЗРИМЫЙ) Неизвестный («Маскарад» и Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Требования голоса те же , что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою. 7. НЕПРИКАЯННЫЙ или ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНЫЙ). Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Соленый, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено. Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом. 8. ФАТ. Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Глубокий бас. Сложение безразлично. 9. МОРАЛИСТ. Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен. 10. ОПЕКУН (ПАНТАЛЕОНЕ). Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан. 11. ДРУГ (НАПЕРСНИК). Горацио, Артемида, Банко. Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом. 12. ХВАСТЛИВЫЙ (КАПИТАН). Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта. Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
Общих требований нет. 13. БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДКА (СКАРАМУШ). Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»). Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Общих требований нет. 14. УЧЕНЫЙ (ДОКТОР, МАГ). Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон-Кихот. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Общих требований нет. 15. ВЕСТНИК. Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»). Передача событий, протекающих вне сцены.
Общих требований нет. 16. ТРАВЕСТИ. Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
Общих требований нет. 17. СОДЕЙСТВУЮЩИЕ. Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.


Женские амплуа


1-я.
Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бедер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
1. ГЕРОИНЯ.
1-я.
Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис. 
Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм). 

2-я.
Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований

§ первого.

2-я.
Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

1-я.
Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
2. ВЛЮБЛЕННАЯ
1-я.
Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (Островского), Нина («Маскарад»). 
Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом. 

2-я.
Меньшая подчеркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты.

2-я.
Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюбленные.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

1-я.
Рост не выше среднего, голос безразличен, тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. (мимикрия)..
3. ПРОКАЗНИЦА.
1-я.
Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.
Игра негубительными препятствиями, ею же созданными. 

2-я.
Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования

2-я.
М-с Педж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.
Игра препятствиями, не ею созданными.
Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики. 4. КЛОУНЕССА, ШУТИХА, ДУРА, ЭКСЦЕНТРИК. Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell’arte, слуги просцениума. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).

1-я.
Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
5. ЗЛОДЕЙКА И ИНТРИГАНКА.
1-я.
Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Ортруда. 
Игра губительными препятствиями, ею же созданными. 

2-я.
Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.

2-я.
Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).
Игра губительными препятствиями, не ею созданными.
Требование приблизительно те же, что к первой героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра, богатый модуляциями. 6. НЕИЗВЕСТНАЯ (ИНОЗРИМАЯ). Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М-с Эрлино. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера. 7. НЕПРИКАЯННАЯ, ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНАЯ). Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна. См. соответствующие сценические функции соответствующих мужских амплуа
Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен. 8. КУРТИЗАНКА. Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой. 9. МАТРОНА. Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданица»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Рост, фигура и характер голоса безразличны. 10 ОПЕКУНША. Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор). Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне ее воли.
Общих требований нет. 11. ПОДРУГА, НАПЕРСНИЦА. Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги. Поддержка и побуждения того лица драмы, с которым она связана, объяснять свои поступки.
Общих требований нет. 12. СВОДНЯ (СВАХА). Все сводни, свахи, кроме клоунесс. Моралистическая защита аморальных поступков.
Общих требований нет. 13. БЛЮСТИТЕЛЬНИЦА ПОРЯДКА. Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, теток, старых дев, тещ (предпочтительнее эксцентрик). Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Общих требований нет. 14. УЧЕНАЯ (СУФФРАЖИСТКА). Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Общих требований нет. 15. ВЕСТНИЦА.   Передача событий, протекающих вне сцены.
Общих требований нет. 16. ТРАВЕСТИ. Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.
Общих требований нет. 17. СОДЕЙСТВУЮЩИЕ. Гости, гуляющие, подруги и т. д. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.


Ольга Купцова

ЛИТЕРАТУРА

Всеволодский-Гернгросс В.

История театрального образования в России.
СПб., 1913
Аксенов И.А., Бебутов В.М. Мейерхольд В.Э.

Амплуа актера
. М., 1922
Станиславский К.С.

Об актерском амплуа
// Станиславский К.С.

Статьи. Речи. Беседы. Письма.
М., 1953
Волькенштейн В.

Драматургия.
М., 1969
Алперс Б.В.

Театр социальной маски //
Алперс Б.В.

Театральные очерки.
В 2-х тт. Т.1.

Театральные монографии.
М., 1977
Чехов М.А.

О театральных амплуа
// Чехов М.А.

Литературное наследие.
В 2-х тт. Т.2.

Об искусстве актера.
М., 1986
Пави, Патрис.

Словарь театра
. М., 1991

В России больше шестисот театров — федерального статуса и городских, и огромное количество их поклонников — искренних или невольных. Вместе с сервисом для покупки билетов

МТС Live

мы составили типологию самых узнаваемых посетителей театра. Пройдите тест и узнайте, к кому из них ближе именно вы. А если вы просто хотите почитать обо всех типажах — пропускайте тест и ищите их на карте ниже

В России больше шестисот театров — федерального статуса и городских, и огромное количество их поклонников — искренних или невольных. Вместе с сервисом для покупки билетов

МТС Live

мы составили типологию самых узнаваемых посетителей театра. Пройдите тест и узнайте, к кому из них ближе именно вы. А если вы сразу хотите прочитать обо всех типажах — пропускайте тест и листайте ниже

Какое бы культурное событие вы ни выбрали, билеты можно купить на

МТС Live

. Это сервис для покупки билетов без наценки, с кешбэком до 20%, с большим выбором мероприятий, а также удобным поиском и рекомендациями

Выберите вариант ответа!

Далее

КЛИКНИТЕ ПО ПЕРСОНАЖУ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ О НЕМ

Ей всегда открыты все двери театров, в которые входит исключительно с букетами и сувенирами в руках. Скорее всего, влюблена в кого-то из труппы или пришла поддержать своего друга-актера. Проводит много времени с работниками театра, знаете всю внутреннюю кухню. Изучила закулисье настолько подробно, что может за один антракт распустить в буфете два-три слуха и объяснить любое выражение лица актера состоянием его личной жизни

Скорее всего, он сам учился в театральном вузе или преподает в студии. Подмечает все недоработки, неточности и неважное настроение артистов. С любого места в зале заметит панику в глазах актера, который забыл текст. Может с ходу внести несколько предложений к правкам в сценарий и наперед угадать сюжетные ходы. Знает, как можно сделать лучше, но не знает, кому об этом рассказать, поэтому рассказывает соседям по ряду

Следит за театральными новинками и самыми обсуждаемыми постановками и стремится быть в курсе происходящего. На любой громкой премьере встретит с десяток людей, которые состоят с ним в одной тусовке и так же держат руку на пульсе театральной жизни. После похода пишет посты в соцсетях и увлеченно спорит в комментариях всю следующую неделю — до нового спектакля

Родители водили его на спектакли с тех пор, как он научился сидеть, и половину детства он провел, глядя на сцену. Обречен любить театр, ибо впитал его атмосферу с грудным молоком. Навскидку назовет с десяток кукольных театров и вспомнит, чем они отличаются. В его коллекции программки спектаклей за последние 30 лет и целый набор историй и театральных баек, которые он слышал от родителей или свидетелем которых был сам. Выбирает спектакли, на которые поведет детей, раньше чем детские сады, школы и даже имена для них

Не испытывает большого интереса к происходящему на сцене, а полумрак зала и уют кресла способны усыпить его в первые полчаса. Обычно ходит в театр за компанию, но так как театр способен подарить бурю эмоций каждому зрителю, возможно, просто еще не нашел спектакль по душе. Этому типажу стоит попробовать посетить постановки других театральных жанров!

Для него поход в театр — событие и важный выход в свет. Он долго и со вкусом выбирает постановку, заранее продумывает, в чем пойдет, наряжается, приходит с цветами и умеет создать себе атмосферу праздника. В фойе заводит беседы с другими зрителями — как о театре, так и о жизни. Может пойти на спектакль только потому, что у театра красивое здание и интерьер. Иногда на спектакль собирает целую компанию друзей и выступает для них в роли проводника в мир искусства

Вы думаете не только о себе, но еще о своих подписчиках и их новостной ленте. Одна из целей похода в театр — сделать красивое селфи на балконе после постановки. В кадр должны попасть люстра, сцена, партер и наряд. Стандартными постановками вашу аудиторию не удивить, вы выбираете самое модное и необычное. В итоге фотографии со спектаклей так хороши, что половина подписчиков идет покупать себе билеты, а вторая половина интересуется в комментариях, где вы купили это платье. Приходите в сопровождении подруги или типажа «театрал поневоле».
А билеты в самые красивые театры и на самые красочные постановки удобно искать на

МТС Live

. Здесь их можно купить без наценки, а за первый заказ вы получите кешбэк 20%

Действительно разбирается в театральной жизни, подписан на все журналы, рассылки и телеграм-каналы и помнит всех лауреатов «Золотой маски» с момента ее появления. Знает репертуары от традиционных постановок до современных в духе Всеволода Лисовского, но умеет выбирать жемчужины и ходит только на то, что действительно понравится именно ему — сколько бы ни стоил билет. Может в течение пары часов поддерживать непринужденную беседу о постановке и рассказать много интересного

Любит традиционный театр во всех его проявлениях, особенно его правила дресс-кода и этикета. На ней всегда шляпка, на шляпке — перо, лицо закрыто вуалью, с собой непременно туфли на каблуке — переобуться с улицы. О вечернем платье не стоит даже отдельно упоминать. Берет напрокат бинокль, покупает программку, мемуары главного актера и фото с подписью. Была как минимум на трех постановках

«Вишневого сада»

и обязательно пойдет на новые, если они появятся. У нее всегда куплен абонемент в Консерваторию до конца сезона. Чаще всего приходит в сопровождении таких же подруг, которые неспешно плывут по фойе, привлекая восхищенные взгляды окружающих

Не всегда вспомнит, где какой спектакль смотрел. Зато в курсе, где напитки подают в пластиковых стаканчиках, а не в бокалах — больше туда не вернется. Вместо репертуара в его памяти — меню закусок, цитаты из разговоров других зрителей в очереди или смолл-токи с приятелями за бокалом-другим игристого. Если в спектакле не заявлен антракт, поход даже не рассматривает. Если антракта два — может сходить не один раз

КЛИКНИТЕ ПО ПЕРСОНАЖУ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ О НЕМ

Ей всегда открыты все двери театров, в которые входит исключительно с букетами и сувенирами в руках. Скорее всего, влюблена в кого-то из труппы или пришла поддержать своего друга-актера. Проводит много времени с работниками театра, знаете всю внутреннюю кухню. Изучила закулисье настолько подробно, что может за один антракт распустить в буфете два-три слуха и объяснить любое выражение лица актера состоянием его личной жизни

Скорее всего, он сам учился в театральном вузе или преподает в студии. Подмечает все недоработки, неточности и неважное настроение артистов. С любого места в зале заметит панику в глазах актера, который забыл текст. Может с ходу внести несколько предложений к правкам в сценарий и наперед угадать сюжетные ходы. Знает, как можно сделать лучше, но не знает, кому об этом рассказать, поэтому рассказывает соседям по ряду

Следит за театральными новинками и самыми обсуждаемыми постановками и стремится быть в курсе происходящего. На любой громкой премьере встретит с десяток людей, которые состоят с ним в одной тусовке и так же держат руку на пульсе театральной жизни. После похода пишет посты в соцсетях и увлеченно спорит в комментариях всю следующую неделю — до нового спектакля

Родители водили его на спектакли с тех пор, как он научился сидеть, и половину детства он провел, глядя на сцену. Обречен любить театр, ибо впитал его атмосферу с грудным молоком. Навскидку назовет с десяток кукольных театров и вспомнит, чем они отличаются. В его коллекции программки спектаклей за последние 30 лет и целый набор историй и театральных баек, которые он слышал от родителей или свидетелем которых был сам. Выбирает спектакли, на которые поведет детей, раньше чем детские сады, школы и даже имена для них

Не испытывает большого интереса к происходящему на сцене, а полумрак зала и уют кресла способны усыпить его в первые полчаса. Обычно ходит в театр за компанию, но так как театр способен подарить бурю эмоций каждому зрителю, возможно, просто еще не нашел спектакль по душе. Этому типажу стоит попробовать посетить постановки других театральных жанров!

Для него поход в театр — событие и важный выход в свет. Он долго и со вкусом выбирает постановку, заранее продумывает, в чем пойдет, наряжается, приходит с цветами и умеет создать себе атмосферу праздника. В фойе заводит беседы с другими зрителями — как о театре, так и о жизни. Может пойти на спектакль только потому, что у театра красивое здание и интерьер. Иногда на спектакль собирает целую компанию друзей и выступает для них в роли проводника в мир искусства

Вы думаете не только о себе, но еще о своих подписчиках и их новостной ленте. Одна из целей похода в театр — сделать красивое селфи на балконе после постановки. В кадр должны попасть люстра, сцена, партер и наряд. Стандартными постановками вашу аудиторию не удивить, вы выбираете самое модное и необычное. В итоге фотографии со спектаклей так хороши, что половина подписчиков идет покупать себе билеты, а вторая половина интересуется в комментариях, где вы купили это платье. Приходите в сопровождении подруги или типажа «театрал поневоле».

А билеты в самые красивые театры и на самые красочные постановки удобно искать на

МТС Live

. Здесь их можно купить без наценки, а за первый заказ вы получите кешбэк 20%

Действительно разбирается в театральной жизни, подписан на все журналы, рассылки и телеграм-каналы и помнит всех лауреатов «Золотой маски» с момента ее появления. Знает репертуары от традиционных постановок до современных в духе Всеволода Лисовского, но умеет выбирать жемчужины и ходит только на то, что действительно понравится именно ему — сколько бы ни стоил билет. Может в течение пары часов поддерживать непринужденную беседу о постановке и рассказать много интересного

Любит традиционный театр во всех его проявлениях, особенно его правила дресс-кода и этикета. На ней всегда шляпка, на шляпке — перо, лицо закрыто вуалью, с собой непременно туфли на каблуке — переобуться с улицы. О вечернем платье не стоит даже отдельно упоминать. Берет напрокат бинокль, покупает программку, мемуары главного актера и фото с подписью. Была как минимум на трех постановках

«Вишневого сада»

и обязательно пойдет на новые, если они появятся. У нее всегда куплен абонемент в Консерваторию до конца сезона. Чаще всего приходит в сопровождении таких же подруг, которые неспешно плывут по фойе, привлекая восхищенные взгляды окружающих

Не всегда вспомнит, где какой спектакль смотрел. Зато в курсе, где напитки подают в пластиковых стаканчиках, а не в бокалах — больше туда не вернется. Вместо репертуара в его памяти — меню закусок, цитаты из разговоров других зрителей в очереди или смолл-токи с приятелями за бокалом-другим игристого. Если в спектакле не заявлен антракт, поход даже не рассматривает. Если антракта два — может сходить не один раз

НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:
Алена Сергеева, Ольга Яковлева,
Юлия Лещенко, Дмитрий Пыркин,
Татьяна Почуева, Анна Данилина,
Наталья Сафонова, Саша Казачкова,
Дарья Решке

Неплохой способ быстро узнать о себе довольно многое — это пройти тесты. Возможно поймёшь, кто в жизни тебе больше подходит, с кем лучше дружить, в кого влюбляться, какой персонаж на тебя похож, как хорошо знаешь онлайн-игры, кем станешь в жизни и т.д. Хотя относиться к результатам теста серьёзно не стоит. Ведь тесты могут быть шуточными или для развлечения. Но всёравно, определённую информацию для размышления наверняка получится.

Privacy Policy
We do not store, collect or disclose any user data.

© 2001–2023 MMB

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти коэффициент трения формула физика
  • Как составить материальный баланс нефти
  • Как найти солнце на карте звездного неба
  • Как составить визитную карточку области
  • Как найти аккаунт инстаграма по телефону