Как найти свой автохлам

Расскажем, как вычислить проблемную машину, сэкономив свои деньги, время и нервы

Николай Степанов

К сожалению, большое количество объявлений о продаже б/у автомобилей идет от перекупщиков и автосалонов. А там зачастую продаются автомобили, восстановленные после ДТП или с серьезными техническими проблемами. Мы составили перечень рекомендаций, которые помогут из огромного числа предложений выбрать действительно стоящий вариант, избежав бесполезных поездок в автосервис для диагностики очередного автохлама

1.   Внимательно осмотрите кузов

Как распознать автохлам: 5 советов покупателям машин с пробегом

Кузов – самая важная часть любой машины. Его ремонт может очень дорого стоить, поэтому кузовному осмотру следует уделить особенное внимание. Для начала обойдите автомобиль по кругу, чтобы зрительно оценить состояние ЛКП на предмет наличия различных дефектов. Потом посмотрите на зазоры между передними крыльями и капотом, задними крыльями и багажником, дверьми — они везде должны быть ровными. Если размер зазоров отличается, то это явный сигнал, что автомобиль побывал в ДТП. Чтобы убедиться перекрашивался кузов или нет, следует сравнить цвет поверхности различных кузовных элементов с цветом деталей подкапотного пространства и металла под резинками уплотнителей – он не должен отличаться. В финале осмотрите поверхность лака: она должна быть без вкраплений частиц пыли, мусора и подтеков. Осмотр проводите только в светлое время суток и при хорошей погоде, поскольку при плохой освещенности или под дождем многие дефекты можно попросту не заметить.

2.   Используйте толщиномер

Как распознать автохлам: 5 советов покупателям машин с пробегом

Толщиномер – это прибор, измеряющий толщину материала, которым покрыт металл. Благодаря этому устройству, можно понять, была ли перекрашена деталь, наносилась ли шпатлевка, насколько серьезным был кузовной ремонт. Для осмотра автомобилей с элементами кузова, сделанными из алюминия, целесообразно использовать более дорогие толщиномеры, способные работать как с черными, так и цветными металлами (стоимость таких приборов начинается от 6-7 тысяч рублей). Проверку кузова при помощи толщиномера начинаем с крыши, стоек и порогов. Если крыша перекрашивалась, а на стойках присутствует шпатлевка, то можно с высокой долей вероятности говорить о том, что этот автомобиль побывал в серьезном ДТП и у него нарушена силовая структура кузова. Если с крышей, стойками и порогами все в порядке, то следует переходить к проверке других кузовных элементов.

3.   Проверьте работу двигателя

Как распознать автохлам: 5 советов покупателям машин с пробегом

Поскольку реальное состояние силового агрегата можно оценить только тогда, когда он уже разобран, при оценке «убитости» мотора без использования специальных приборов обычно опираются только на ряд косвенных признаков. Договоритесь с продавцом, чтобы он позволил вам присутствовать при холодном пуске двигателя. Зачем это нужно? Ответ прост: когда машина в течение длительного времени не заводится, большое количество масла стекает в поддон картера. Это приводит к тому, что на деталях масляная пленка становится тоньше, и любые изъяны в работе двигателя при холодном запуске проявят себя появлением постороннего звука (когда двигатель прогреется, эти звуки могут исчезнуть). Перед пуском мотора открутите маслозаливную крышку и взгляните, нет ли на ней эмульсии, отложений. Тщательно осмотрите мотор и убедитесь в том, что на нем отсутствуют следы течи масла. Также обследуйте патрубки, проверьте уровень тормозной и охлаждающей жидкости. При заведенном моторе открутите маслозаливную крышку. Если из отверстия идет гарь, значит поршневые кольца требуют замены. Попросите владельца нажать на газ и «раскрутить» мотор примерно до 5 тысяч оборотов (можно и до отсечки). Если из трубы глушителя пойдет дым (какого цвета – не важно), или начнет вылетать масло, можете смело разворачиваться и уходить.

4.   Осмотрите салон

Как распознать автохлам: 5 советов покупателям машин с пробегом

Салон может поведать о машине очень многое. К примеру, о большом пробеге говорят сильно затертые накладки педалей, руль, кнопки и ручка КПП. О том же говорит сильно потертое и продавленное сиденье водителя. Обязательно загляните под коврики: там не должно быть влаги, плесени, каких-либо неприятных запахов. Посмотрите на маркировку стекол — если она не совпадает по году или производителю, тогда, возможно, автомобиль был битым.

5.   Проведите тест-драйв

Как распознать автохлам: 5 советов покупателям машин с пробегом

Не каждый продавец пустит за руль автомобиля (особенно если у машины есть проблемы по технической части), но если возражений нет, обязательно сделайте небольшой тест-драйв. Для начала выключите магнитолу и постарайтесь проехать по неровной дороге, трамвайным путям, лежачим полицейским – на них отлично слышны посторонние шумы в подвеске, а также чувствуется «убитость» амортизаторов. Далее выберите прямой участок с хорошим асфальтом и разгонитесь. Увод машины в сторону и вибрация на руле могут свидетельствовать как об простых проблемах с балансировкой колес и изношенностью шин или дисков (за относительно небольшие деньги все это решается в шиномонтаже или на стенде развал-схождения), так и о том, что геометрия кузова нарушена в результате сильной аварии. Во втором случае, стоимость ремонта скрытых повреждений может сильно ударить по карману. Увод машины в сторону при торможении сигнализирует о неравномерно изношенных тормозных колодках или необходимости регулировки развал-схождения колес.Чтобы оценить, исправны ли привода на переднеприводном автомобиле, выверните руль до упора и резко троньтесь. Если появятся щелчки или треск, то это говорит о поломке ШРУСа.

Автомобиль успешно прошел все тесты, и вас устраивает цена? Не спешите! Ударять по рукам с продавцом пока рано. Окончательно удостовериться в исправности машины вам помогут только профессионалы. Поэтому смело отправляетесь в автосервис, чтобы провести полную диагностику.

Материал подготовлен экспертами отдела технической помощи Русского АвтоМотоКлуба

Редакция рекомендует:






Хочу получать самые интересные статьи

По данным Госавтоинспекции МВД России, с января по август 2017 года в нашей стране произошло 103 322 дорожно-транспортных происшествия. Около 10% автомобилей восстановлению не подлежит. Но через некоторое время большинство из них снова попадет на дорогу вместе с другим автохламом, который предприимчивые продавцы реализуют под видом обычных машин. Как узнать, что перед вами автохлам, чем он опасен и что делать, если купленное авто оказалось в этой категории?

Утопленники

Утопленники — самая старая страшилка на авторынке. История началась в 90-х, когда подобные машины, их еще называют авторусалками, начали массово ввозить в Россию после ураганов «Хьюго», «Эндрю» и «Долли» в Америке. До сих пор, как только происходит стихийное бедствие, на рынках и аукционах всплывает огромное количество утопленных автомобилей, которые затем расходятся по всему миру.

Так, в связи с очередными природными катаклизмами американское агентство по оптовой торговле в автомобильной промышленности Cox Automotive провело исследование и выяснило: после урагана «Харви», бушевавшего в конце августа 2017 года в штате Техас, количество автомобилей, от которых предстоит избавиться жителям США, составит более 500 тысяч, что в два раза больше по сравнению с числом машин, поврежденных во время урагана «Сэнди» в 2012 году.

Утопленные машины в большинстве случаев приобретают перекупщики для восстановления и последующей продажи под видом нормальных автомобилей. По мнению экспертов Automama, сейчас в России утопленники встречаются редко. Восстановление таких машин — очень затратный процесс, которым не каждый перекупщик будет заморачиваться. Тем не менее на вторичном рынке они периодически всплывают.

Признаки:

• подозрительный запах в салоне;

следы плесени или подтеков;

проблемы с электрикой;

ржавые металлические элементы внутри (салазки под сиденьями) и снаружи (замок капота, хомуты на соединительных элементах, болты, глушитель).

Риски:

покупка утопленника в большей степени грозит кошельку покупателя, так как машина будет постоянно ломаться.

«К нам в руки попал Mitsubishi Outlander 2010 года. Внешне практически идеальный автомобиль за исключением мелких недостатков в виде притертостей. Зато на подъемнике перед экспертом предстал весь ужас ржавых элементов. Под капотом нас также ждал сюрприз: ржавые замки, болты, хомуты… Скорее всего, машина не была классическим утопленником, а простояла долгое время около воды. Но рисковать мы не стали», — Александр Дерюга, руководитель группы в розничной сети Automama.

Конструкторы

Конструкторы — весьма распространенный вид восстановленных машин в 2000-х. Настоящий бум ввоза конструкторов пришелся на 2008—2011 годы, когда в нашу страну массово завозились распиленные автомобили из Японии. Закон не запрещает ввозить «распил» как запчасти для восстановления официально зарегистрированных машин после ДТП. Более того, с помощью этих запчастей можно заменить практически все кузовные детали, не нарушая целостности несущих элементов. А вот номерные детали кузова трогать категорически нельзя.

Чаще всего применяют две схемы: под существующий разбитый автомобиль в России завозится двойник из-за границы или из двух—трех битых машин (не всегда именно привезенных) собирается одна. Обе схемы предполагают вырезание и вваривание идентификационных таблиц.

Признаки:

разные цвета элементов кузова под обшивкой;

следы сварки около идентификационных табличек и в местах, которые подвергаются деформации при аварии (ниша под запасным колесом, моторный отсек, лонжероны, усилители крыла, стойки, проемы дверей);

следы снятия крепежных элементов;

разная информация об автомобиле при сверке данных по открытым источникам (год выпуска, комплектация, цвет).

Риски:

при обнаружении следов вварки автомобиль будет арестован и пойдет по статье 326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства». Возможно непредсказуемое поведение машины при повторном ДТП, если производилась замена силовых элементов.

«Наш эксперт поехал на осмотр Kia Cerato 2013 года, продавец которого хотел выручить за автомобиль 640 тысяч. На первый взгляд абсолютно нормальная машина. Во время осмотра оказалось, что она собрана из двух половин. Более того, номер и тип двигателя не совпали с данными в ПТС. Дополнили картину следы сварки около таблички с VIN-номером», — Михаил Ерцев, директор операционного департамента в розничной сети Automama.

Перевертыши

С января по август 2017 года количество ДТП с опрокидыванием автомобилей, только по официальным данным ГИБДД, составило 8363 случая. Летом количество происшествий почти в три с половиной раза больше, чем зимой. Многие машины, побывавшие в подобной аварии, не имеют ни одного живого места.

Восстанавливать перевертыш экономически дорого. По технологии ремонта кузова необходимо купить все панели, полностью вытягивать стойки, крышу, иногда требуется и полная замена последней. Но если вы обнаружили окрашенную крышу, это не значит, что перед вами точно перевертыш. Причиной покраски может быть град, упавшая сосулька или бутылка. Если же к окрашенной крыше прилагаются стойки, то это требует более детального осмотра с привлечением специалиста и возможного отказа от покупки.

Признаки:

большое количество окрашенных деталей;

следы снятия крепежных элементов;

помятый, испачканный, провисший или отогнутый около стоек потолок внутри;

разные даты изготовления стекол.

Риски:

так как геометрия кузова нарушена, дальнейшая эксплуатация зависит от того, насколько качественно сделан ремонт. Машину может вести в сторону, последствия плохого ремонта могут сказаться и на неравномерном износе резины. А в случае повторного ДТП непонятно, как поведет себя силовая структура авто.

«К нам на осмотр попал Mitsubishi Colt 2006 года. Следы кустарного ремонта и огромное количество окрашенных элементов были видны невооруженным глазом. Подозрения, что это перевертыш, подтвердились, когда эксперт заглянул под обшивку и увидел следы сварки на стойках», — Александр Дерюга, руководитель группы в розничной сети Automama.

Восстановленное битье

Самые популярные марки автомобилей, которые покупаются для восстановления после аварии, — ВАЗ (9,3%), Ford (8,5%) и Toyota (8%). Такие данные опубликовал автопортал Autonews, ссылаясь на крупнейшего в Москве оператора по реализации аварийных машин. Секрет популярности прост: большой выбор запасных частей и приемлемая цена сервиса.

Как правило, автомобили категории «восстановленное битье» побывали в серьезной аварии. Их наспех собирают, скрывают явные последствия и быстро от них избавляются. В основном реализацией битья занимаются перекупщики — частные продавцы редко заморачиваются с аварийной машиной. Под восстановленное битье может попасть и конструктор, и перевертыш.

Признаки:

большое количество крашеных сопряженных деталей (например, капот, крыло, бампер);

следы незаводской сварки;

мягкий герметик у швов;

следы снятия крепежных элементов;

неровные зазоры между деталями;

незаводская либо новая обшивка торпеды, руля или крышки подушки безопасности на руле;

слишком низкая цена.

Риски:

из-за некачественной сборки в лучшем случае вас ждет повышенный расход топлива, неправильные тормозной путь и поведение в поворотах, при перестроении, а также постоянные траты на ремонт. В худшем — риск для жизни, так как продавцы битья даже не меняют подушки безопасности.

«Наш эксперт осматривал Chevrolet Aveo 2014 года за 410 тысяч рублей. У машины был заменен капот, окрашено переднее правое крыло, на задней двери обнаружена вмятина. Во время тест-драйва посторонних шумов выявлено не было, но эксперт решил исследовать машину в партнерском сервисе. По итогам проверки выяснилось, что автомобиль восстановлен после серьезного ДТП «в морду»: отсутствуют передние подушки безопасности, заменен «телевизор», был ремонт лонжеронов», — Александр Дерюга, руководитель группы в розничной сети Automama.

Как вернуть автохлам?

Если машина была куплена у физического лица, то можете оставить ее себе: здесь закон не работает. Другое дело, если вы совершили покупку у юридического лица (автосалона). В первую очередь вам нужно руководствоваться положениями статьи 18 Федерального закона «О защите прав потребителя». В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вы вправе:

потребовать замены на товар этой же марки;

потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

А в случае отказа обязательно проведите независимую экспертизу для того, чтобы отстоять свои права в суде.

Automama против хлама на дороге

Automama регулярно сталкивается с «креативными» продавцами, которые пытаются сбыть свой автохлам любыми способами. Самые интересные и даже абсурдные случаи попадают в специальную рубрику #СТОПХЛАМ в группах Automama в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Instagram. Здесь публикуются не просто «убитые» машины, которые каким-то чудесным образом передвигаются по дороге, но и занятные интерьерные решения владельцев.

Заходите, комментируйте, присылайте свои истории об автохламе и не забудьте подписываться!

Если вы нашли на рынке «абсолютно небитый» подержанный автомобиль — это можно сравнить с выигрышем в лотерею. Так или иначе, большинство автомобилей подвергались ремонту кузова разной сложности. Мы подскажем, как отличить автохлам от автомобиля битого, но качественно восстановленного и пригодного для дальнейшей эксплуатации.

Пример автохлама

Свежий Volkswagen Passat  B7 2013 года за 800 000 руб, 65 000 км пробег. Продается на одной из крупнейших площадок в Москве. На первый взгляд выглядит как новый. Однако по результатам экспертной проверки оказалось, что автомобиль был ударен в левую переднюю часть, была вварена часть кузова, подушки безопасности отсутствуют. Продавец пишет: «не бит, не крашен».

Подавляющее большинство подержанных автомобилей, по разным оценкам, с долей около 80% — это автомобили после аварий различной степени тяжести. Граница, которая отделает аварийный автомобиль от неаварийного, довольно размыта. Например, крыло, которое было поцарапано, а потом подкрашено, или отремонтировано после небольшой вмятины – считается ли это признаком аварийности автомобиля? Вероятно, нет.

Является ли автомобиль с многочисленными крашеными и шпатлеванными элементами автохламом? Несомненно, да. Не имеет значения, получили ли серьезные травмы седоки в таком авто либо отделались легким испугом. Дело в том, на российском рынке автомобили на продажу восстанавливаются кустарно. В подавляющем большинстве случаев даже выстрелившие подушки безопасности назад никто не вставляет. Говорить о какой-либо безопасности или заводских качествах автомобиля после таких инцидентов не имеет смысла.

Поможет ли в таких ситуациях толщиномер?

Толщиномер, инструмент для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля, всё чаще используется автолюбителями при покупке машины. Он определяет толщину слоя краски, включая грунтовку, шпатлевку (в послеаварийных случаях), базовый слой краски, а также слой лака.  Любой показатель, превышающий величину 150 микрометров (0,15мм), дает нам уверенность в том, что элемент был покрашен повторно. Учитывая тот факт, что заводская окраска современных автомобилей составляет величину немного меньшую, чем 100 мкм. А у некоторых азиатских производителей и того меньше – 70-80 мкм.

измерение толщины лакокрасочного покрытия толщинометром

Однако имейте ввиду, что особо опытные умельцы знают обо всей вышеприведенной теме с толщиномерами, и в меру своих возможностей пытаются учитывать этот факт в своей работе. Для достижения такого эффекта после окраски автомобиль полируют. Зачастую после такой операции из-под краски едва не проступает шпатлевка. Достаточно легкого пескоструя, чтобы  краска окончательно исчезла, и вылезла белая подложка. А толщину самой краски, в отдельности от шпатлевки, прибор определить не может.

шпатлевка на двери авто проступает из-под краски

Цена автомобиля

Будет ли результат осмотра нокаутирующим для цены автомобиля, зависит от многих факторов: только один кузовной элемент проблемный, или же это касается всего автомобиля? Некачественно окрашено переднее крыло (это меньшая проблема) или заднее (бОльшая проблема)? Видны ли следы ремонта на первый оценивающий взгляд (это значительно снижает стоимость автомобиля, безотносительно его безопасности), либо авто выглядит прилично?  Снимались ли необходимые детали перед покраской, либо просто заклеивались лентой (это также заметно при ближайшем рассмотрении)?

Последствия покупки автохлама

Автомобиль, который восстанавливался абы как, рано или поздно даст о себе знать. К сожалению, не настолько быстро, чтобы это помешало быть ему проданным. Обычно после одного – двух зимних сезонах, в местах восстановления появляется коррозия. Часто появляется неравномерный износ шин, и никакими регулировками подвески это не уберешь. Однако, чаще всего при ближайшем рассмотрении мы замечаем «только» треснувшие пластиковые элементы, отсутствие некоторых заглушек и заводских наклеек. А если после аварии восстанавливалась электрика, то, будьте уверены, проблемы возникнут и с ней.

Проверка кузова: шаг за шагом

Следует внимательно обследовать кузовные элементы с помощью толщиномера. Хотя зачастую следы аварии видны сразу, без специнструмента.

Далее проверяем болты, которые крепят крылья, двери, капот и багажник. Если они крутились, как правило, это сразу видно: мелкие повреждения на самих болтах, а также неровно установленные под ними шайбы.

Проведите пальцем по торцам капота, дверей и крышки багажника: они должны быть такими же ровными и гладкими, как лицевые части соответствующих элементов кузова. Если поверхность неравномерно шершавая, или неровная, это также признак не заводской окраски.

Убедитесь, что декоративные молдинги, пластиковые подкрылки, и заводские брызговики (если предусмотрены) установлены ровно, без зазоров. Не отрываются и не отламываются, все крепления присутствуют.

Если всё в порядке, то время ехать на дальнейшую осмотр в автомастерскую.

Инвестирование в покупку толщиномера многократно окупится: либо вообще не купите автохлам, либо будете иметь много аргументов для очень серьезного торга. Важно: автосервис выбирайте сами, и он никак не должен быть связан с продавцом автомобиля либо находиться поблизости: велик шанс, что они могут сотрудничать.

Автомобили в группе риска

В возрасте до 5 лет, с маленьким пробегом – эта категория автомобилей находится в зоне повышенного риска. Более того, чаще машины продаются с серьезным аварийным прошлым, когда вваривается часть кузова от другой машины, чем после небольших аварий, где отремонтированы 1-2 кузовных элемента. Качественный ремонт сильно поврежденного автомобиля выходит в такие деньги, что выгоднее купить другой автомобиль. Поэтому подобное восстановление по всем правилам случается крайне редко.

Перед тем, как купить автомобиль, даже если он вам сильно понравился на первый взгляд, следует провести его серьезную проверку. Дорогие автомобили при прочих равных восстановлены более качественно, в отличие от более дешёвых. Но при этом главная задача всё равно состоит в том, чтобы скрыть все недостатки от непросвещённых покупателей.

В то же время, стоимость автомобиля после серьезной аварии с переваренным кузовом, независимо от качества восстановления, должна быть ниже минимум на 15%-20%, а в некоторых случаях и до 50% от среднерыночной цены. Но всё равно не стоит рисковать и покупать такой автомобиль. Ведь помимо ржавчины и технических проблем вы рискуете собственной жизнью. Как способен повести себя в аварии автомобиль без подушек безопасности с потерянной структурной целостностью кузова? Наверное, комментарии излишни.

Как по объявлению можно сразу понять, что вам «впаривают» автохлам

фото dailymail

В процессе приобретения подержанного автомобиля большинство покупателей тратит много сил на осмотр неподходящих машин, найденных по объявлениям в интернете. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, как сэкономить массу времени, заранее отсеяв сомнительные лоты.

Как быть человеку, подыскивающему себе б/у авто в хорошем состоянии, чтобы не кататься «в гости» к лукавым «продаванам»? Прежде всего, следует научиться отсеивать сомнительные варианты еще на стадии просмотра объявлений.

КТО ХОЗЯИН?

Начать следует с изучения информации о предыдущих владельцах привлекшего внимания лота. Если ее нет, сразу отбраковываем такой экземпляр — там что-то нечисто. Идеально, если машину продает первый ее владелец. Чем их больше, тем менее привлекательный перед вами экземпляр. Даже когда авто сравнительно свежее: хорошую машину часто не перепродают.

Не стоит также останавливаться на вариантах, когда машиной несколько лет владело юрлицо, а затем перепродало ее «физику», который теперь и желает от т/с избавиться. Тут велика вероятность, что машина работала в такси либо в корпоративном парке и уже исчерпала свой ресурс. Хотя при это она может прекрасно выглядеть на фотографиях.

ВНИМАНИЕ — ФОТО!

Коснувшись темы фото в объявлениях о продаже машин, заметим, что сразу же стоит отказать лотам, где имеется всего несколько «портретов» авто. Также не тратим время на объявления с темными и нерезкими изображениями. Все это могут быть попытки продавца замаскировать плохое состояние кузова: следы аварий, коррозии, ремонта. Сосредоточившись на объявлениях с качественными фото, тщательно рассматривайте каждую из иллюстраций: максимально увеличиваете их на экране своего компьютера.

фото momotuning

На изображениях кузова ищите любые намеки на нынешние и прошлые повреждения: вмятины, царапины, несовпадения цветов разных частей корпуса, неровные зазоры между элементами, отсутствующие или неровно установленные молдинги и шильдики и прочие «намеки» такого рода. На фотографиях салона высматривайте следы потертостей и грязи на обивке кресел и пластике, особенно в случае, если речь идет о свежей машине с небольшим заявленным пробегом. Если износ салона не соответствует этим декларациям, значит пробег у авто скручен, и на него не стоит тратить времени.

О СКАЗКАХ И СКАЗОЧНИКАХ

На сопроводительный текст, имеющийся в объявлении о продаже, также стоит обратить внимание. Если там присутсвует лишь совсем скупая информация, можно предположить, что вы в данном случае имеете дело с перекупом, которому нечего, да и некогда пространно писать о каждой из множества продаваемых им машин. С другой стороны, «сочинения Льва Толстого» в описании транспортного средства также должны настораживать. Когда там содержатся преимущественно эмоции и «вода» из серии «дедушка два раза в год на дачу ездил, мамой клянусь!», лучше пройти мимо столь «заманчивого» предложения.

65068

65068

Живу в многоквартирном доме. У нас во дворе много «автохлама» — машин, которые никто не использует. Эти машины годами стоят на одном и том же месте. Они грязные, ржавые, с каким-то барахлом внутри и спущенными колесами. Еще и место парковочное занимают. Как от них избавиться?

Наталия

Любой автохлам — это чья-то собственность. Чужую собственность просто так взять и увезти на свалку не получится: для этого нужно основание. Еще в местных законах должно быть написано, как обращаются с такими машинами, возможно ли их утилизировать.

Но ситуация в вашем случае не безнадежная. Очищать дворы от автохлама должны местные власти.

Откуда берутся брошенные автомобили

Бывает, автомобиль становится не нужен владельцу. Например, у него такая неисправность, при которой дешевле купить новую машину, чем чинить старую. Или модель давно сняли с производства. Тогда любая серьезная неисправность ставит автомобиль на стоянку практически навечно: запчасти уже не выпускают и приобрести их нельзя ни за какие деньги.

Такую машину можно отвезти на свалку и сдать на металлолом. Но услуги эвакуатора могут стоить довольно много. Поэтому чаще всего машины откатывают в соседний двор и снимают номера. Что происходит с машиной дальше — владельцам неважно.

Второй вид брошенных машин — это те, что владельцу нужны. Например, хозяин использует машину на стоянке как склад. Или человек в длительной командировке или вообще в тюрьме, поэтому никак не использует автомобиль. Если после возвращения владелец не найдет его, он может заявить об угоне. Когда выяснится, что автомобиль увезли представители администрации, владелец машины может подать на них иск в суд.

Поэтому местные власти не любят убирать со дворов такие автомобили. Машина может выглядеть как хлам, но, если ее уберут без разрешения владельца, он может потребовать компенсацию. Власти об этом знают и по собственной инициативе брошенные машины обычно не трогают.

Все о том, как жить в России

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Как найти основания в законе

Единого закона о борьбе с автохламом в РФ не существует. Это проблема местных властей. Они сами должны принимать нормативные акты о том, как убирать автохлам со двора, какая организация этим должна заниматься и как потом распоряжаться такими автомобилями. В Москве, например, все вопросы с брошенными автомобилями регулируются специальным постановлением Правительства Москвы.

Но в некоторых регионах нет законов, которые позволяют убрать бесхозный автомобиль. Например, в Башкортостане летом 2019 года такой закон в некоторых муниципалитетах республики находился только в стадии разработки. А в Екатеринбурге брошенный автомобиль можно эвакуировать, только если он нарушает правила остановки или стоянки. В таком случае, чтобы машину признали бесхозной, придется обращаться в суд — а это сложно и затратно и по деньгам, и по времени.

Бесхозными признают вещь, собственник которой неизвестен или отказался от права собственности на нее. Обычно такого собственника сначала нужно попытаться найти и узнать его мнение. Но, если хозяин автомобиля извещен о возможной эвакуации и ничего не делает, автомобиль эвакуируют и без разрешения собственника.

Вот пример: в Москве управа Даниловского района обнаружила на своей территории брошенный автомобиль. На нем разместили уведомление о том, что автомобиль могут эвакуировать, если хозяйка не будет его правильно содержать. В мае 2016 года его эвакуировали на специальную автостоянку, но владелица за ним не явилась.

В ноябре того же года управа обратилась в суд с иском. Она попросила признать автомобиль бесхозным и перевести его в городскую собственность. Суд согласился с мнением управы. Хозяйку известили об эвакуации автомобиля надлежащим образом, но она ничего не сделала, чтобы вернуть его. Значит, она отказалась по собственной воле от права владения. Машину признали собственностью столичных властей, а как с ней поступили дальше — неизвестно. Возможно, просто сдали на свалку.

Что делать вам

Не во всех населенных пунктах есть правила эвакуации брошенных автомобилей. Списка городов, где таких правил нет, тоже не существует. Я рекомендую сначала направить запрос в местную администрацию. В нем задайте вопрос: есть ли у местных властей нормативный акт, по которому эвакуируют брошенный во дворе автотранспорт. Вам должны ответить в течение 30 дней.

Если такой регламент есть, действуйте по нему. Мы не знаем, в каком городе вы живете, поэтому расскажем о регламенте Москвы. В других городах порядок и сроки могут быть другими, но в целом механизм будет схожий.

Сначала сообщите в городскую администрацию о брошенном автомобиле. Сделать это нужно заказным письмом или через форму подачи обращений через интернет на сайте местной администрации. Устные обращения к чиновникам не работают, а письменные обращения они обязаны регистрировать и как-то реагировать на них.

На портале мэра Москвы «Наш город» можно пожаловаться на брошенный автомобиль. Еще это можно сделать в районной управе
В Санкт-Петербурге тоже есть подобный портал, где можно пожаловаться на бесхозные автомобили
Вот обращение от одного из пользователей московского портала по поводу брошенного автомобиля. Видимо, администрация связалась с владельцем, и тот сам отогнал автомобиль

Единый портал для обращений есть не везде. Если его нет, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении. Отправить запрос администрации можно и по электронной почте. Адреса есть на сайтах всех муниципальных образований.

Напишите, где находится брошенный автомобиль. Укажите его марку, цвет, опишите техническое состояние — например, колеса спущены, а кузов местами насквозь проржавел. Если на автомобиле сохранились госномера, укажите их. Если нет, напишите об этом. А еще добавьте, что автомобиль занимает парковочное место, захламляет двор и владелец несколько лет его не использует. По возможности прикрепите фотографии.

Когда письмо получат, в администрации должны будут создать комиссию. Представители администрации изучат и опишут брошенный автомобиль. Через ГИБДД попробуют установить владельца и постараются связаться с ним, уведомив его заказным письмом. А еще разместят информацию о нем в печатных изданиях. Транспортное средство переместят на специальную автостоянку для временного хранения, а информацию о месте его хранения передадут в ГИБДД.

Если собственник не объявится или его не найдут, через три месяца автомобиль утилизируют.

Если в вашем городе нет регламента, по которому эвакуируют бесхозный автомобиль, сразу обращаетесь в суд с иском.

В иске просите признать автомобиль бесхозным и передать его в вашу собственность. Если выиграете, сможете сдать машину на свалку и немного на этом заработать. Главное — не трогайте автомобиль до того, как решение суда вступит в законную силу.

Запомнить:

  1. Чтобы брошенный автомобиль утилизировали, нужно написать заявление в местную администрацию.
  2. Искать владельца должна администрация. Если его не найдут — автомобиль утилизируют.
  3. Если в вашем регионе нет закона, в котором написано о такой процедуре, можно обратиться в суд. Там автомобиль могут признать бесхозным.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кпд цикла по циклу карно
  • Как найти лекарство в аптеках пятигорска
  • Как найти продукт по штрихкоду
  • Как исправить гортанную букву р
  • Как найти песчаник в subnautica