Как найти свой голос в озвучке

28-летний актёр озвучивания Боб Физер рассказал своим подписчикам в TikTok об устройстве нашего голоса, почему мы слышим его другим и как преодолеть это искажение. Конечно, видео быстро стало вирусным: несколько миллионов просмотров и сотни тысяч лайков.

Однажды утром я решил поделиться лайфхаком, потому что понял, что, должно быть, не многие люди знают, как они звучат на самом деле. Думаю, это поможет начинающему актёру озвучивания лучше контролировать свой голос

Тот голос, с которым вы знакомы, это то, что множество раз отражается в вашем черепе. Так что всё время вы слышите его искажённую версию. Когда же вы разговариваете с другими людьми, звук попадает в них с минимумом отражений

Боб Физер

Оказывается, чтобы услышать свой реальный голос, нужны всего лишь собственные руки. Боб кладёт их перед ушами и раздвигает, словно ящерица. Блогер утверждает, что если вы будете говорить, держа ладони таким образом, то сразу будете понимать, как другие воспринимают вас.

В отличие от способа, когда человек записывает себя на диктофон, тут разница слышна «в режиме реального времени». Вы тут же звучите уже не так глупо и массивно, как привыкли. Так каждый, занимающийся развитием голоса, может прямо во время выполнения упражнений отслеживать свой реальный прогресс, пишет BuzzFeed.

  • Влюблённые отправились в путешествие, прихватив с собой дом, и их секрет оказался достаточно прост

    30 августа 2020, 06:00

  • 15 самых смешных фото с животными, которые были сделаны в нужном месте и в нужное время

    29 августа 2020, 16:00

  • Мама двоих детей выставила на продажу дом, в подарок к которому любой желающий получит её любовь

    29 августа 2020, 15:00

Озвучка – важная составляющая любого кино. К ней прибегают не только в случаях с мультфильмами, документалками или локализациями иностранных картин (речь о дублировании или закадровом озвучивании), но и в случае с фильмами на родном для зрителя языке – реплики актёров для финальной версии записываются после съёмок, на этапе постпродакшна.

В марафоне «День студента со «Знанием» приняли участие Дарья Блохина и Карен Арутюнов. Резиденты нашумевшего проекта «Актёры дубляжа» продемонстрировали свои навыки, рассказали, как стать актёром дубляжа, поделились секретами и хитростями искусства озвучивания.

Как родился проект «Актёры дубляжа»?

Это чётко продуманный продюсерский проект.

Карен рассказал, что долго к этому шёл: много экспериментировал с голосом, делился результатами в соцсетях. Когда при малом количестве подписчиков видео начали наб

ирать большое количество просмотров, пришла идея запустить проект «Сказки» – артист читал сказки американским дубляжным голосом, что также понравилось аудитории. 

Далее Карен принял решение найти сподвижников. Из критериев – не только подходящий голос, но и привлекательная внешность. Это было важно, поскольку останавливаться только на скетчах Карену не хотелось. Он планировал создать шоу с живой аудиторией. Собственно, так и состоялось знакомство с Дарьей. 

Всё это импровизация?

В основном, импровизация. Потому что тогда смешнее выходит.

По мнению Дарьи, когда в голове готовый текст, пропадает магия. 

Существует мнение: когда актёр дубляжа выходит на сцену – это не совсем хорошо. 

Дарья прокомментировала высказывание:

Они не видели, как те выходят на сцену.  

Карен дополнил: голоса актёров дубляжа – это и есть их сила. Однако, подчёркивает артист, важно иметь чувство юмора и интеллект, которые помогают импровизировать и генерировать шутки.

Нужно ли для этой профессии иметь особенный голос?

У нас не уникальные голоса, мы просто умеем с ними работать.

Думаем, Дарья утешила многих. Оказывается, чтобы стать актёром дубляжа, нужно просто уметь работать с голосом, его тембром, диафрагмой, гортанью.

Как зазвучать нормально?

Надо провести правильную подготовку, чтобы тебя это не застигло врасплох, и твой голос не зазвучал быстро и высоко.

Дарья посоветовала научиться бороться с реактивным волнением (из-за него происходят зажимы в диафрагме) и заняться упражнениями, например дыхательной гимнастикой Стрельниковой. 

Также предложила интересную методику: положить одну руку на живот, вторую – на живот, при этом вдыхать носом, надувая и фиксируя живот. Далее поднять грудь вверх, надуть щёки, сбросить всё напряжение на диафрагму и держать 30 секунд.

Правда ли, что в дикторы и артисты озвучки не берут людей с высоким голосом?

Когда диктор с вами разговаривает чуть ниже, то вы подсознательно ему чуть больше доверяете.

Дарья уточнила, что это касается документальных фильмов. В качестве аргумента она привела факт: человек подсознательно плохо воспринимает высокие частоты. При этом в кинематографе высокий голос может быть востребован – зависит от роли, концепции персонажа.

Форма голоса – как найти свою?

У каждого человека большой диапазон. Надо правильно найти свой голос, а потом от него отходить.

Карен поделился мотивирующей историей из личного опыта: на старте проекта «Актёры дубляжа» он владел одним голосом, но при работе над сериалом пришлось дарить разные голоса сразу нескольким персонажам.

К слову, это лишь малая часть того, что рассказали резиденты проекта «Актёры дубляжа» в ходе встречи. О стандартах профессии, региональных говорах, любимых киноактёрах, режиссёрах и многом другом – в видео!

В дополнение к теме

Актер дубляжа – что это за профессия?

Необходимость в появлении этой профессии возникла тогда, когда появился запрос на адаптацию определенных видеоматериалов для конкретной аудитории. Несмотря на большое развитие советского, а потом и российского кинематографа, отечественный зритель желал большего разнообразия.

Неудивительно, что в начале 90-х годов был очень большой интерес к американским боевикам и другим фильмам, кассеты с которыми буквально хлынули на российский рынок. Естественно, подавляющее большинство российской аудитории не имело навыков английского языка, поэтому появился запрос на перевод американских фильмов. Он сохраняется и по сей день, поэтому профессия актера дубляжа будет всегда востребованной.

Озвучиванием фильмов и сериалов занимаются подготовленные специалисты, которые умеют работать со своим голосом. Здесь очень важно изучить характер самого персонажа, чтобы озвучка была максимально естественной. У зрителя не должно возникать диссонанса между тем, что он слышит и видит на экране.

Озвучкой занимаются многие профессиональные актеры, которые не только хорошо владеют своим голосом, но еще и способны полностью передать характер персонажа, его чувства и эмоции.

Что должен уметь актер озвучки?

Чтобы стать профессионалом в любой сфере, вне зависимости от ее специфики, необходимо постоянно работать над собой, оттачивая свои профессиональные навыки. С актерами дубляжа та же история. Те, кто действительно хочет преуспеть и задержаться в профессии, постоянно совершенствуются, обновляют свои знания в этой области.

Роль озвучки крайне важна, потому что от ее качества напрямую зависит восприятие зрителем фильма, сериала, мультфильма или новой вышедшей игры. Иными словами, от этого зависит их коммерческий успех.

Вот несколько основных требований, которые предъявляются к актерам озвучки:

  • Для полноценного раскрытия персонажа необходимо, чтобы все его эмоции, как положительные, так и негативные, были переданы зрителю максимально естественно. Актер дубляжа должен четко передавать радость героя, его гнев, уныние и другие эмоции, которые переживает человек в обычной жизни.
  • Персонаж на экране не только разговаривает, но и жестикулирует, у него активная мимика и т. д. При озвучке крайне важно адаптировать голос под это, чтобы человек на экране выглядел максимально естественно. Фактически актер дубляжа должен играть вместе с актером на экране, проживая его же роль.
  • Эта профессия предполагает определенные технические навыки. В частности, необходимо уметь работать с микрофоном и звукозаписывающим оборудованием.
  • Нельзя сказать, что в актеры дубляжа берут только людей с идеальным голосом. Голос может быть разным, учитывая, что озвучивать приходится людей разных возрастов и темпераментов. Но актер озвучки должен обладать хорошей дикцией, четко поставленной речью и уметь работать с дыханием.
  • Хороший дубляж – это когда речь практически точно совпадает с движением губ актера на экране. Поэтому при озвучивании необходимо быть особенно внимательным.
  • У человека должны быть разные формы голоса, т. е. он должен работать в разных диапазонах, менять тембр и т. д. В некоторых случаях приходится озвучивать сразу нескольких персонажей в картине, поэтому звучать они должны по-разному.

Как становятся актерами дубляжа?

Актером дубляжа может стать практически любой человек, но важно помнить о том, что эта профессия предполагает постоянную работу над собой, над своей речью, дыханием и голосом.

Желательно получить соответствующее образование. На эту профессию обучают в театральных университетах, а также институтах культуры. Это очень хорошая база, которая помогает при дальнейшей работе. В некоторых учреждениях предусмотрена практика, поэтому опыт можно получить еще на этапе обучения.

Конечно, очень многое зависит и от самого человека. Даже отучившись в театральном учреждении, еще никто не гарантирует, что вы получите работу. Необходимо работать над собой, совершенствовать собственные навыки, при этом большое значение имеют и личные качества: стрессоустойчивость, целеустремленность, артистизм, позитивный настрой и т. д.

Пробовать себя в этой роли определенно стоит, потому что сегодня это очень перспективное направление. Озвучка необходима не только для мультфильмов и кино, но и для игровой индустрии. Многие крупные компании, которые работают в гейм-индустрии много лет, очень внимательно относятся к качеству дубляжа, потому что от этого напрямую зависит реакция игроков на игру и, как следствие этого, уровень продаж.

Если вы не игнорировали предыдущий этап, то уже находитесь на шаг впереди менее ответственных и профессиональных чтецов. Как и везде, в искусстве записи главное — это практика. От себя укажем несколько важных моментов.

Чем лучше изначальный записанный материал — тем лучше. В идеале нужно, чтобы обрабатывать и реставрировать аудио нужно было по минимуму.

Знайте материал. Если книга художественная, разберитесь в сюжетных линиях, выпишите персонажей и сделайте по каждому краткое резюме с их основными чертами — вам предстоит отыгрывать роли, поэтому в портреты действующих лиц нужно будет вникнуть.

Сделайте дикторскую разметку текста. Придумайте и запомните условные обозначения для пауз, смены интонации, а также ударений на тех или иных словах. Так вы будете гораздо меньше ошибаться и точнее передавать письменный текст.

Кроме того, вы сможете вычленить ритм произведения и стабильно ему следовать.

Потренируйтесь обращаться с микрофоном. Выясните его диаграмму направленности и на каком расстоянии ваш голос звучит лучше.

Если текст не сугубо информативный, помните о характерности. Старайтесь подчеркивать голосом те или иные черты персонажей, динамику текста или его самые важные единицы. Старайтесь изменением тембра и интонации разграничивать голоса персонажей и авторского повествования.

При записи стоит взять на вооружение маленькую хитрость оркестровых музыкантов. Когда они читают партитуру с нотами, то их взгляд находится минимум на такт впереди того, что играется в данный момент. Попробуйте поработать также с текстом своей книги. Когда вы знаете, что будет происходить в тексте хотя бы на предложение вперед, звучать материал станет намного четче и увереннее.

Создайте пресет под запись в программе, где записываете голос. В пресете будет содержаться шаблон с маркировкой, эффекты, частотные настройки, вариант разметки по временной шкале.

Не забывайте, что голос — нежный инструмент даже у самых крепких профессионалов. Поэтому периодически отдыхайте. Во время перерыва лучше молчать и просто давать голосу отдохнуть.

До выхода аудиокниги с вашей озвучкой остается совсем немного. На этом этапе вам нужно смонтировать удачные дубли в единую картинку, очистить сигнал от различных артефактов и шумов, выровнять удачные дубли по громкости.

При монтаже трека руководствуйтесь общей звуковой картинкой, которая должна получиться в итоге. Следите за тем, чтобы интонации от дубля к дублю при склейке не конфликтовали. Фоновые шумы можно убрать с помощью инструмента под названием гейт: его логика состоит в том, что он срезает сигнал громкостью ниже определенного порога. Имейте в виду, если в дубле слишком много посторонних артефактов, лучше переписать его, чем тратить время на попытки восстановить звук.

После того как вы собрали трек с голосом и вычистили шумы, займитесь частотной обработкой с помощью эквалайзера (она же эквализация). Различные варианты этого инструмента входят в стандартный набор любого аудиоредактора. При частотной коррекции голоса опираться нужно на конкретную ситуацию и дать универсальный совет на все случаи жизни не удастся. Для начала просто обратите внимание на полосы 60−100 Гц, 100 — 250 Гц, 800 — 1500 Гц, а также 2500 — 5000 Гц. Коррекция этих частот делается с помощью фильтров, которые являются частью эквалайзера.

Если при этом вы слышите, что в звуке излишне выделяются шипящие и свистящие звуки, воспользуйтесь де-эссером. Этот инструмент оттенит слишком явное звучание этих согласных, срезая частоты в полосе 4000−6500 Гц.

Затем следует заняться компрессией. Грубо говоря, она нужна для того, чтобы привести к балансу громкие и тихие звуки в аудиодорожке, нивелировать пики звуковой волны и добавить плотности. Иногда с помощью компрессора можно и компенсировать недостаточно проработанную дикцию.

Аудиореклама: 5 советов как написать текст

Как выбрать дикторский голос для проекта

Разбираемся, как отличить опытного диктора от новичка, который всё испортит.

как выбрать дикторский голос для своего проекта

Очевидный критерий в дикторской работе. Сильные огрехи в дикции вы услышите сразу. Это слишком мягкий звук Р, чрезмерно свистящие С, лишний призвук на Ш, Щ и так далее. В демо не всегда слышны дефекты. Можно взять самый лучший дубль и в редакторе исправить дикционные недостатки. Этим грешат начинающие дикторы, и услышать проблемы вы сможете только после заказа. Поэтому внимательно слушайте примеры дикторского голоса, обращайте внимание, нет ли там этих проблем.

Запишем диктора, подберем музыку, получите запись через 2 часа!

Говор – нарушение орфоэпических норм. Это значит, что в слове вместо одного ударения их несколько. Почему говор – это плохо? Говор делает звучание просторечным, нарушает ритм слова, снижает доверие к ролику и продукту. Проблема в том, что во многих регионах России говорят с говором, и у местных дикторов он тоже есть. Некоторые даже об этом не знают. У кого-то выражен сильнее, у кого-то его практически не слышно. Нужно внимательно слушать дикторскую демо-запись, чтобы понять, есть говор или нет.

Для того чтобы было понятно, как звучит говор, приведу несколько примеров.

Примеры говоров, диалектов

Некоторые дикторы хотят звучать серьезно и убедительно за счёт того, что зажимают голос. Так они напрягают мышцы гортани и пытаются сделать звук ниже. Звучит это натужно, неестественно и фальшиво. Такие дикторы подражают московским голосам. Они забывают о том, что у тех, кому они подражают, это природный тембр. Басу или баритону (мужской голос, по высоте средний между басом и тенором) не нужно опускать голос, зажимать мышцы гортани.

Когда тенор (высокий мужской голос) пытается говорить как бас, звучит смешно. Обращайте внимание, свободно звучит диктор или что-то изображает, пародирует тембр. Это важный критерий. Дикторов с зажатым голосом много, слушайте внимательно.

запись аудиороликов

Диктор понимает, о чём читает?

Ещё один момент – логика речи, насколько диктор понимает то, о чем читает. Это большая проблема. Некоторым кажется: «Я умею читать – смогу прочитать логично». Это не так. Для логичного чтения нужно знать правила логики речи, понимать законы восприятия, уметь вести текст по мысли. Этому нужно учиться. Многим начинающим дикторам кажется: нужно выучить несколько вариантов интонации, и тогда их начнут заказывать.

Интонация – это музыка мысли, если нет мысли, то и интонации скучные и неубедительные. Внимательный заказчик слышит, когда текст прочитан нелогично: странные интонации, непонятные остановки, паузы и общая атмосфера бессмысленности всего текста. При выборе дикторского голоса слушайте, логично человек читает или нет.

логика речи и акценты в дикторской начитке

Мужские голоса нашей студии

Как диктор реагирует на просьбы?

Ещё один критерий – показатель профессионализма – реакция на критику, то, как диктор реагирует на замечания. Знаю дикторов, которые начинают спорить и пререкаться, не хотят и не любят перечитывать. Им кажется, что они правильно все сделали. Стараюсь не работать с такими голосами: это всегда вызывает трудности, непонимание, с ними сложно общаться и работать. Адекватный диктор понимает, что если пишешься без звукорежиссёра, то, возможно, не слышишь всех нюансов, не до конца понял задание или просто был рассеян во время работы. Позиция «я профессионал, я сделал все правильно, я знаю, как лучше» неправильная. Смысл профессионализма – в понимании обратной связи: мы должны помочь клиенту продать товар, услугу.

Заказчик:

Привет! Перечитай, пожалуйста, последний текст. Сейчас звучит монотонно.

Диктор:

Я всегда так читаю. Если не нравится моя подача, закажите другого диктора.

Диктор умеет быстро читать?

Специально вынес этот пункт отдельно. Некоторые дикторы не умеют читать слишком быстро. Это можно понять при прослушивании демо. Вы услышите, что все звучит в одном темпе. Возможно, неправильно подобраны ролики, но велика вероятность, что это его привычный темп. Когда-то я работал с диктором – он не умел читать быстрые тексты. Каждый раз, когда я просил прочитать побыстрее, он либо читал так же, либо вовсе отказывался работать.

Диктор читает как под копирку?

Этот пункт связан с предыдущим. Некоторые дикторы не умеют читать активные тексты. Их амплуа – спокойные тексты, представительная подача. То же относится и к молодёжном голосам, не стоит просить записать пониже. Нужен низкий голос – запишите диктора с таким тембром. Казалось бы, очевидная вещь, но встречаются заказчики – им хочется записать молодёжным голосом ролик, где предполагается низкий тембр. Не делайте так. Выбирайте тембр дикторского голоса исходя из задачи аудиоролика и не просите тенора записать пониже, а баса – в молодёжной подаче.

запись аудиороликов

Да, все мы частенько записываем одинаковые дубли – нам кажется, все записано с разной подачей. Так происходит потому, что диктор-фрилансер работает без звукорежиссера, и есть ощущение: все, что записал, звучит по-разному. Это субъективное восприятие. Я сам диктор и периодически грешу этим. После первой записи слушаю все дубли и переписываю с разной подачей.

Профессионализм – способность услышать одинаковые дубли и переписать. Диктор упирается и пишет, что дубли разные, – признак дилетантизма.

Диктор подходит тональности бренда?

Любой хорошо написанный текст можно испортить скучной озвучкой.

Профессор психологии Калифорнийского университета Альберт Меграбян разработал знаменитое правило, согласно которому только 7 % смысла содержится в самих словах, 38 % приходится на тон голоса, остальные 55 % — на язык тела, который не так важен для диктора.
Другими словами, важно, чтобы диктор мог убедительно прочитать ваш текст, чтобы тон голоса, интонации были правдивыми. Голос должен отражать тон вашего бренда и воздействовать на слушателей. Если у диктора в портфолио одинаковые примеры, всё звучит как реклама в метро, скорее всего, он не умеет читать по-разному.

Если ваш бренд транслирует такие ценности, как дружелюбие и доброжелательность, то и диктор должен звучать так же. Если у вас серьёзный бизнес, лучше донести свою мысль до слушателя серьёзным, авторитетным тоном. При выборе голоса слушайте, может ли диктор быть разным.

В нашей озвучке для провайдера «Дом ру» звучит расслабленная и игривая дикторская подача. Компания хочет ассоциироваться с лёгкостью и простотой, транслируя это через тон голоса.

При поиске дикторского голоса обращайте внимание на портфолио: какие там компании, есть ли среди них организации со схожей тематикой.

Всегда проще искать специалиста по рекомендациям, и на некоторых площадках есть отзывы. Но отзывы можно накрутить или написать по заказу. Проще работать со студиями озвучивания: у них есть проверенная база дикторов под любую задачу, гарантии сроков и прямой контакт с исполнителем.

В студии озвучания Ильи Демьянова большая база профессиональных дикторов. Это значит, что мы делали озвучку для крупных брендов. Вот некоторые из наших работ. Мы подберём диктора, который подойдёт вашему бренду. Например, как сделали это для Lego Ninjago.

Женские голоса нашей студии

Какое качество записи у диктора?

Сейчас любой желающий может купить микрофон и предлагать свой голос на разных площадках. Но для качественной записи необходимо специальное акустическое помещение без шумов и эха, на что идёт не каждый купивший микрофон. Попросите диктора прислать необработанный звук. Это поможет понять, нет ли на записи шумов от холодильника или из окна, нет ли эха.

Слушайте внимательно голос, когда выбираете диктора для проекта. Не покупайтесь только на тембр. Взять диктора ради красивого тембра – все равно что пригласить в оркестр музыканта с потрясающим инструментом, на котором он не умеет играть.

Важно, чтобы исполнитель понял цель рекламы и помог ее воплотить.

Итак, 11 вопросов, которые помогут выбрать профессионального диктора:

Что у диктора с дикцией?
Нет ли акцента, говора?
А что с зажимами голоса?
Диктор понимает, о чём читает?
Как диктор реагирует на просьбы?
Диктор умеет быстро читать?
Диктор читает как под копирку?
А где разные дубли?
Диктор подходит тональности бренда?
Какие отзывы на диктора?
Какое качество записи у диктора?

Никита Кукушкин

актер «Гоголь-центра»

Голос неотделим от тела и внутреннего состояния. Вот ситуация: ты едешь в маршрутке, и вдруг, когда тебе нужно сказать «Остановите, пожалуйста», голос как-то дико меняется и звучит неестественно. И это не из-за того, что что-то не так с голосом, — ты просто стесняешься самого себя. Но это идет от головы, от твоего ощущения в пространстве: кто ты — тварь дрожащая или право имеешь. Ты думаешь, что людям не нравится твой голос, что он некрасивый, что ты некрасивый вообще. Это может выражаться как в голосе, так и в теле, и в рассуждениях, и в том, можешь ли ты сказать «да» и «нет» открыто, не побоявшись осуждения со стороны окружающих.

В театральном институте актеры четыре года ищут собственный голос. Хороший мастер помогает полюбить себя таким, какой ты есть. Не возгордиться, а просто знать, что ты прекрасен. Как говорил один наш педагог, «вы можете не стать актерами, но лучшее, что в этих стенах вы можете обнаружить, — это самих себя. Одно из первых упражнений, которые мы делали, когда искали свой голос, — это пение колыбельных. Также мы учились тяну-у-у-уть какую-то гласную. Красиво или некрасиво — неважно, ты уже поешь. Важно поймать ощущение, будто у тебя внутри труба. Дышать нужно животом и петь от живота тоже. И чтобы резонаторы работали (грудь, голова, талия) и не звучать, как говорят, на связках, работая высокими резонаторами.

Когда ты наконец обнаруживаешь самого себя, то упражнения для голоса становятся не нужны (говорю исключительно за себя). Дальше всё, что необходимо, — это поддерживать себя в тонусе. Иногда перед спектаклем мне достаточно сделать так: «м-м-м» — и громко что-то сказать разочек. И всё. А перед спектаклем «Человек без имени», который мы сделали вместе с Тинькофф, где я на сцене 1 час 40 минут, делаю такое упражнение для артикуляции: беру пробку от шампанского, сжимаю зубами и проговариваю текст. Всё это полотно текста. И главное — выговаривая все звуки: Р, Л, М, Н. Кому-то нужно долго настраиваться, кто-то перед спектаклем поет. У каждого актера своя настройка, но не только голоса, а вообще всего организма — чтобы потом грамотно выстроить коммуникацию с залом.

Голос, пластика и твое внутреннее состояние — это поток силы, которая исходит со сцены. Ты работаешь как проводник. Чем распутаннее твой внутренний клубок, тем виднее и яснее смыслы, которые ты посылаешь человеку, сидящему в зале.

Три первых года обучения в театральном институте у меня не было ни одной нормальной роли. Это были постоянные мытарства, внутренние сомнения и т. д. Мне было важно ответить себе на вопрос: зачем я этим вообще занимаюсь. Летом между третьим и четвертым курсом, уже перед окончанием института, я сформулировал для себя ответ. Мне интересно делать хорошие вещи для мира.

Делай что хочешь, только чтобы это не вредило живому. Но делай что хочешь: радуйся, прыгай, веселись — как ребенок. Не парься. Когда обнаруживаешь свое «я» хотя бы на секундочку, понимаешь, что многие проблемы в жизни — тлен. Ты с кем-то поссорился — ну попроси ты прощения, даже если другой человек не прав. Какая разница? Через какое-то время это будет неважно. Произошло что-то незначительное, а мы придаем этому великое значение, и оно куда-то направляет нашу жизнь. Нужно помнить, что по большому счету всё, что происходит, — не так важно по сравнению с сутью, с той силой, которую ты когда-то обнаружил внутри и вокруг себя. Всё предельно конечно с точки зрения материального. Но есть и бесконечные вещи. И то, что находится внутри тебя, также имеет эту бесконечную структуру.

Константин Рубцов

руководитель продукта голосового помощника Олега (Тинькофф)

Для робота-помощника важен голос, ведь это тоже визитная карточка компании, расширение уже знакомого бренда. Процесс отбора такой же тщательный и скрупулезный, как и выбор логотипа или дизайна сайта. Когда мы выбирали голос для озвучки финансового ассистента Олега, у нас уже было представление о персонаже. Олег — немножко гик, ему нравятся сай-фай, формулы, термины. Ну и, конечно, его интересуют экономика и человеческое поведение.

Большинство навыков Олега связаны с банковскими услугами. Этим он отличается от других помощников, которые функционируют как поисковики и могут включить вам музыку или подсказать погоду. Пользователи доверяют Олегу переводы, оплату кредитных карт, телефонные звонки и даже просят у него финансовые советы. Поэтому Олег — хоть и дотошный профессионал, но живой, ироничный и вежливый.

У робота-помощника, как и у человека, есть только один шанс произвести первое впечатление. Чтобы оно было позитивным, важно не только как Олег говорит, но и что он говорит, а также каким образом. Если беседа идет легко, со временем устанавливаются доверительные отношения — человек понимает, что Олег внимательный, компетентный и интересный собеседник.

На роль Олега претендовали семь актеров. Все они проходили прослушивание. Коллективным голосованием выбрали актера Никиту Семенова-Прозоровского, который озвучивал Сойера в «Остаться в живых», Джо Триббиани и Росса Геллера в «Друзьях» и Майкла Кейна в «Бэтмене». С ним записали около 30 часов аудио — от отдельных слов до предложений, будущих реплик Олега. Потом всё это загрузили в нейросеть.

Чтобы Олег разговаривал на свободные темы, мы обучили его на огромном массиве диалоговых данных из интернета — это несколько миллиардов фраз в контексте. А потом продолжили обучать его на диалогах с юмористических пабликов, чтобы ответы были более ироничными.

Лучше всего Олег разбирается в том, как помочь сохранить и приумножить капитал пользователя. К каждому человеку Олег обращается как к своему единственному и главному собеседнику. У Олега есть полезные навыки: например, функция «контроль расходов», где можно поставить лимит на определенные траты. При этом он не блокирует возможность проведения операций, а просто присылает пуш, где написано, что планировалось потратить некоторую сумму, а пользователь уже потратил чуть больше. Если захотите поговорить с помощником про финансы, можно сказать: «Олег, задай вопрос дня» или «Дай совет дня». По пятницам он присылает финансовые новости за последнюю неделю. А еще можно подписаться на навык «Курс валют» — так вы всегда будете в курсе котировок.

Олег отлично подготовлен, но бывают и курьезные ситуации. Например, прошлым летом он попал на ошибку сценария и попытался произнести часть кода. Клиент хотел восстановить данные для входа в личный кабинет, но в ответ услышал: «Чтобы восстановить пароль, подготовьте номер паблик стейтик джава точка ланг точка обджект ру точка тиньков ангшенс точка аф джава точка ланг точка буллин джава…» По тяжелому вздоху клиента Олег понял, что нужно звать оператора — он быстро ориентируется. Пользователь записал и опубликовал этот разговор. Он стал вирусным, мы получили множество положительных откликов.

Помимо Олега есть еще голосовая помощница Алена, которую мы разрабатывали для клиентов VoiceKit (технология синтеза и распознавания речи на базе машинного обучения). Хотели, чтобы у робота был женский голос. Это был первый опыт записи эмоций и попытки их синтезировать. Мы провели кастинг вместе со звукозаписывающей студией, на котором участницам нужно было прочитать несколько предложений с разными эмоциями. И девушка по имени Алена понравилась нам больше всего. В честь нее голос и назвали.

Мария Захарова

д. м. н., врач-оториноларинголог, фониатр

Певцы относятся к голосу трепетно. Каждый имеет своего фониатра, многие даже страхуют голос. По виду гортани и по тому, как свободно человек показывает гортань, уже можно догадаться, что перед вами вокалист. Это всё равно что смотреть на обычного человека и атлета. А вот учителя, дикторы, переводчики, которые тоже работают голосом, обращаются к фониатру реже, когда уже есть проблема. Чаще всего это узелки голосовых складок и дисфонии (нарушения голоса), которые требуют серьезного лечения. Иногда наравне с оториноларингологом или фониатром в терапии участвуют невролог, гастроэнтеролог, эндокринолог.

Нарушения голоса наблюдаются и у больных коронавирусом, поскольку вирус поражает прежде всего дыхательные пути.

Американские ученые даже предложили использовать акустический анализ голоса как биологический маркер заболевания ковидом.

Если вы заболели, нужно поберечь голос. Ни в коем случае не следует шептать, потому что шепот — это повышенная голосовая нагрузка, он задействует больше мышц.

На звучание голоса влияет состояние эндокринной системы, слизистых, мышечного аппарата. Высоту и диапазон голоса можно улучшить при помощи тренировок. Тембр можно слегка изменить определенными приемами, с помощью гормональной терапии или даже хирургически. Но в основном тембр зависит от строения гортани, голосовых складок, верхних и нижних резонаторов.

Чтобы сохранить молодость голоса, нужно придерживаться здорового образа жизни: много гулять, соблюдать водный баланс, избегать вредных привычек, получать удовольствие от жизни и общения. Женщинам не стоит подвергать гортань нагрузке за три дня до, во время и три дня после менструаций, когда этот орган наиболее уязвим. Если впереди выступление, за три дня стоит исключить острую, кислую, избыточно соленую пищу, а также алкоголь и табак. Некоторые певцы за день-два перед концертом делают ингаляции минеральной водой или даже устраивают день тишины.

Мария Жиганова

актриса кино, тренер по сценической речи

Я считаю, что заниматься речью нужно всем, не только тем, кто работает с голосом. Мы живем в дигитализирующемся мире. Но речь — это то, что всегда будет с нами. Человек с поставленным голосом, с хорошей дикцией воспринимается как более компетентный и уверенный. И если вы хотите, чтобы вас слушали, хотите продвинуться дальше в бизнесе, это всегда будет вашим преимуществом.

Что делать, если не нравится собственный голос? Во-первых, нужно понять, что именно не нравится: голос слишком тихий, слишком высокий, не устраивает дикция. И дальше уже начинать работать с конкретными особенностями. Для этого есть множество упражнений, взятых из сценической речи и ораторского мастерства. Есть упражнения, направленные на разработку наших резонаторов — это как раз то, что в нашем теле отвечает за громкость и тембр голоса. Другие упражнения направлены на улучшение дикции. Это артикуляционная разминка, тренировочные буквосочетания. И, конечно, ряд дыхательных упражнений, так как дыхание — это основа основ.

Наверное, курсов, которые длятся месяц-два, будет недостаточно, чтобы полностью изменить манеру говорить. Вернее как: возможно, вы уже через месяц заговорите по-другому, но нужно этот навык закрепить. Поэтому на курсах вы получаете инструменты, а дальше нужно практиковаться дома. Так же, как мы делаем зарядку по утрам или ходим в спортивный зал, нужно ввести это в режим дня. Я до сих пор, когда еду на пробы или веду тренинг, делаю артикуляционную разминку, проговариваю чистоговорки, потому что нужно постоянно поддерживать свой уровень.

В обычной жизни нам нравятся низкие голоса. В них есть определенные бархатные нотки, которые ласкают слух, и как у мужчин, так и у женщин эти нотки обычно привлекают внимание окружающих. Если говорить об актерской профессии, то в дубляже всегда востребованы актеры, которые способны менять голос и разговаривать как голосом мальчика, так и голосом старика.

По себе и коллегам могу сказать, что в дубляж идут люди, которые действительно увлечены этим, которым нравится работать со своим голосом. Невозможно прийти в эту профессию, так же как и в актерскую, искренне не любя это. А деньги, наверное, на втором плане. И так можно сказать о любом деле, которым вы занимаетесь. Я считаю, что всё нужно делать по любви, по велению сердца, делать то, что действительно нравится. Тогда и финансовая сторона обязательно подтянется на тот уровень, о котором мечтаете.

Как говорил американский оратор Дэниел Уэбстер, «заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я снова обрету всё, что имел».

Кристина Вайсман

логопед, руководитель Международной команды логопедов

Педагог по сценической речи ставит речь для сцены и публичных выступлений, а логопед — для жизни. Взрослые приходят к логопеду не так часто: речь сформирована, к особенностям привыкли и они сами, и их близкие. Дефектов или не слышат, или слышат только отдельные неверные звуки. Часто это Р, Ш, С и их мягкие пары.

Можно тренироваться и самостоятельно, когда знаете как. Для проверки звуков есть фраза «Бабушка сушила мокрое бельё на верёвке». Скороговорки используются для отработки сложных звуков и совершенствования дикции. Из новеньких есть такие: «Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!» и «Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы». Есть еще сложные слова.

Попробуйте произнести четко и быстро: метилпропенилендигидроксициннаменилакрилическая кислота, превысокомногорассмотрительствующий.

Тренироваться можно так: поймите смысл, прочитайте четко и медленно, немного нараспев, затем произнесите быстрее. Вы поймете, что научились, когда сможете произнести эти слова, не сбиваясь, три раза подряд.

Если есть желание — любой звук можно поставить в любом возрасте. Вот только работа по автоматизации долгая, монотонная и кропотливая, поэтому многим надоедает, и они бросают. У детей мотивации больше. Обращаться к логопеду лучше с двух лет, чтобы вовремя заметить и скорректировать возможные нарушения. Причем логопед не только исправляет звуки, но и помогает при трудностях с чтением и письмом.

К логопеду обращаются дети и взрослые для коррекции звуков, речевого дыхания, избавления от запинок и заикания. Многие логопеды работают в связке с другими специалистами, например неврологами и психологами, что приводит к качественным результатам. Некоторым клиентам требуется даже медикаментозное лечение — тогда мы направляем их к врачу. Однозначно нужна помощь специалиста — он называется логопед-афазиолог — в случае потери речи. Это бывает после инсультов и черепно-мозговых травм.

Онлайн-формат позволяет мне сейчас помогать детям и взрослым из любой точки мира: от Америки до Новой Зеландии. Когда иностранцы учат русский язык, они часто смягчают твердые звуки. Им сложно произносить шипящие, у них встречаются замены звуков. Или аграмматизмы — неверное употребление слов в словосочетаниях и предложениях. Например: «моя папа», «большой яблоко» или «я идти в музеи и посмотреть картины». Многое зависит от страны. Если, например, в родном языке человека нет твердого Л или Ф, тогда слышим: «лЮна» вместо «луна», «телеПон» вместо «телефон».

Берта Пяттоева (Берта и Ко)

актриса театра и кино, чревовещатель

Чревовещание (или вентрология) — это сценический прием, при котором артист говорит или поет за куклу не открывая рта. При этом создается иллюзия, что голос исходит не из него.

Чревовещанию я научилась сама. В театральной академии СПбГАТИ мастер курса дал нам задание придумать эстрадный номер. Я уже умела имитировать голоса, а тут вспомнила, что мама в детстве мне показывала, как говорит не открывая рта. Я решила тоже потренироваться у зеркала. И у меня получилось! Потом я стала искать информацию в интернете, следила за зарубежными чревовещателями, познакомилась с русской чревовещательницей Раисой Виноградовой. В академии стала заниматься кукольным искусством и углубленно изучать голосовой аппарат, чтобы улучшать технику.

Уже семь лет я профессионально занимаюсь чревовещанием. Выступаю с двумя компаньонами-куклами: котом Василием Федоровичем и кошкой Матильдой Сарделькиной.

В качестве эксперимента я предложила сотрудникам Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи посмотреть, что же происходит с голосовыми связками во время чревовещания. С помощью видеоларингоскопа они выяснили, что при имитации голоса смыкаются голосовые связки, напрягаются вестибулярные складки и черпаловидные хрящи, надгортанник поднимается вверх, чего не происходит при обычном разговоре.

Чревовещание — это огромная нагрузка на голосовой аппарат, поэтому я регулярно слежу за голосом: раз в неделю даю связкам полный покой на 24 часа, раз в месяц занимаюсь с фонопедом, раз в три месяца посещаю фониатра. Перед выступлением делаю специальные упражнения, а после стараюсь меньше говорить и увлажняю голосовые связки через небулайзер (ингалятор) соляно-щелочной минеральной водой.

Есть миф, что искусству вентрологии может научиться только человек с особым строением голосового аппарата. Я считаю, что чревовещанию может научиться любой, но на изучение и оттачивание мастерства уйдут годы тренировок. За рубежом в школах вентрологии учатся пять лет. Нужно изучать кукольное искусство, сценическую речь, актерское мастерство, имитацию голоса, вокал и пантомиму.

Дарья Черкудинова

журналистка, ведущая подкаста «НОРМ»

Мне всегда нравился мой голос в записи. Это было одним из важных пунктов, почему мы решили делать подкаст — ни у меня, ни у Насти Курганской не было проблем с отношением к своему голосу. Какое-то время меня немножко парило, что я не могу, как в письменной журналистике, взять и переписать в косвенную речь какую-то косноязычную фразу моего спикера. Но потом привыкаешь редактировать по звуку, а не по тексту. И если мне что-то совсем не нравится, я оставляю какие-то эмоциональные кусочки из речи спикера, а остальную историю пересказываю своими словами.

Сейчас в подкастинге есть уже некий перегрев — много подкастов про популярную психологию, секс, успех, много выпусков в жанре «интервью с интересным человеком». Хочется чего-то новенького. Чтобы начать, нужно большое желание и, может быть, какой-то человек, который будет вас поддерживать. На ютуб-канале фестиваля «СЛЫШ» есть много полезных лекций для новичков в подкастинге: про микрофоны, монтаж, рекордеры и всё прочее.

Подкасты монетизируются двумя способами: либо продается реклама внутри подкаста, либо создается сообщество вокруг подкаста, которое донатит вам. Сотрудничать с брендами мы начали по запросу брендов. Первую рекламу в «НОРМ» разместили в 2019 году, это было издательство No Kidding Press. Сейчас мы делаем не только «НОРМ», но и коммерческие проекты для заказчиков. Консультируем, редактируем, помогаем придумать концепцию подкаста и докрутить ее, сдаем в аренду нашу студию. В общем, крутимся-вертимся по-разному.

У нас получилось превратить подкастинг в основной источник дохода. В прошлом году оборот нашей компании приблизился к пяти миллионам рублей.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вы хотите иметь толкового компаньона, сведущего в финансовых делах, обратитесь к Олегу. Голосовой помощник Тинькофф всегда в голосе. А еще он готов напомнить о тратах, установить лимиты или подсказать курс валют.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти соотношение мощностей
  • Административный штраф по номеру дела как найти
  • Если потерял айфон как найти если выключен
  • Как найти подобие треугольников основание 20
  • Как найти миграционный прирост огэ география