Как найти свой сценарий

Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет. К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты.

Как мы творим свою судьбу. Техники для выявления жизненного сценария

Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец.  В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной.

Природа и происхождение жизненного сценария

Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы скорее всего воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий.

Предположим теперь, что вы действительно написали повесть, сюжетом которой является ваша жизнь.

Возьмите ручку и бумагу и ответьте на приведенные ниже вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первое, что приходит в голову.

Как называется ваша повесть?

Какая это повесть? Счастливая или печальная? Победная или трагичная? Интересная или скучная? Скажите об этом своими словами, записывая их сразу, как только они вам приходят.

Опишите в нескольких предложениях заключительную сцену: чем заканчивается ваша повесть?

Сохраните свои ответы. Вы сможете обращаться к ним по мере дальнейшего чтения этой главы, посвященной рассмотрению природы жизненного сценария.

В повседневной практике жизненный сценарий в ТА обычно называют просто сценарием.

Природа и определение жизненного сценария

Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концепция сценария стала одной из важных частей теории ТА и в настоящее время является, наряду с моделью личности, основанной на состояниях Я, центральной идеей ТА.

В работе Принципы группового лечения Берн определил жизненный сценарий как «неосознаваемый план жизни». Позже, в книге Что вы делаете после того, как сказали «привет», он дал более полное определение: «План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».

Чтобы глубже понять, что такое сценарий, давайте подробно рассмотрим, из чего складываются приведенные выше определения.

Сценарий – это план жизни

Мысль о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на ходе жизни взрослых людей, занимает центральное место не только в ТА, но и во многих других направлениях психологии. Отличительная особенность теории сценария ТА состоит в указании на то, что ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.

Сценарий ведет к развязке

Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни «завершается так, как было решено с самого начала». Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, оно пишет также концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются таким образом, чтобы привести к этой заключительной финальной сцене.

В рамках теории сценария эта заключительная сцена называется развязкой сценария. Теория утверждает, что когда мы, будучи взрослыми людьми, разыгрываем свой сценарий, то бессознательно выбираем те формы поведения, которые приближают нас к развязке.

Сценарий является результатом решения

Берн определяет сценарий как «план жизни, который составляется в детстве». Иными словами, ребенок решает, каким будет план его жизни. Последний обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей или окружающей среды. Поэтому в рамках ТА говорится, что сценарий является результатом решения.

Из этого следует, что даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять решения насчет совершенно разных планов жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они «кончат в психушке». Впоследствии один из них стал стационарным пациентом психиатрической лечебницы; другой стал психиатром.

В теории сценария термин «решение» используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в толковых словарях. Ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, свойственного взрослым людям в случае принятия решений. Самые ранние решения обусловлены чувствами, а не мышлением, и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Они обусловлены также иным подходом к проверке их на соответствие действительности, нежели тот, которым пользуются взрослые люди.

Сценарий подкрепляется родителями

Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.

Сценарий не сознается

Когда мы вырастаем, воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, – несмотря на то, что мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.

Переопределение действительности с целью «оправдания» сценария

Когда Берн писал о том, что сценарий «оправдывается последующими событиями», слово «оправдывается» ему следовало бы заключить в кавычки. Нередко нам приходится истолковывать действительность в рамках нашего собственного мировосприятия так, чтобы она оправдывала в наших глазах верность принятых нами сценарных решений. Мы поступаем так потому, что любая угроза нашему сценарному представлению о мире может восприниматься нами в состоянии Ребенка как угроза удовлетворению наших потребностей, а то и как угроза нашему существованию.

Как мы творим свою судьбу. Техники для выявления жизненного сценария

Происхождение сценария

Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже угрожающим для жизни.

2. Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности.

Далее мы рассмотрим эти пункты в свете разработок Стэна Вулламса.[2]

Ответ на враждебность мира

Младенец мал и физически беззащитен. Мир для него населен огромными великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать о том, что его жизнь в опасности. Безо всяких слов или логических умозаключений младенец знает, что если Мама или Папа уйдут, он погибнет. Если они чересчур рассердятся на него, то могут его уничтожить. Кроме того, у младенца отсутствует взрослое понимание времени. Если он голоден или замерз, а Мама не приходит, то, возможно, она уже не придет никогда, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть, – что ты навсегда-навсегда остался один.

Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Он уже подрос, он умеет ходить и знает, что это рождение для него скорее всего не смертельно. Но Мамино внимание, похоже, без остатка занято новорожденным. Может быть, любви на всех не хватит? Не заберет ли всю ее младенец? Теперь появляется угроза лишиться Маминой любви.

На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью. Позже это власть удовлетворять или не удовлетворять его потребности.

В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды.

Ранняя проверка на соответствие действительности и эмоции

Малое дитя мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции оно также испытывает иначе. Сценарные решения принимаются на основе специфически детского мышления и чувствования.

Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер. Предположим, ребенку приходится лечь в больницу на операцию. Это связано с неприятными переживаниями даже для взрослого. Но младенец может переживать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает глубочайшую печаль от того, что с ним нет и, возможно, никогда не будет Мамы. И его переполняет гнев, так как она допустила, чтобы это с ним случилось. Он может решить: «Эти люди хотят убить меня. Мама позволила этому случиться, значит она тоже хочет меня убить. Лучше я их всех сам поубиваю прежде, чем они до меня добрались».

По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. Допустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ребенок заключает не просто, что «Мама – человек ненадежный». Он может решить, что «людям доверять нельзя» или, возможно, «женщинам доверять нельзя». Девочка четырех-пяти лет может злиться на Папу за то, что он перестал проявлять по отношению к ней то тепло и заботу, которыми одаривал ее, пока она была младенцем. Скорее всего, она решит не просто, что «я зла на папу», а что «я зла на мужчин».

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!  

Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, воображая, что он всемогущ или способен влиять на происходящее с помощью магии. Скажем, он чувствует, что Мама и Папа не ладят друг с другом. Он может решить, в особенности если он единственный ребенок в семье, что «в этом виноват я». Если родители дерутся между собой, он может решить, что в его задачу входит защищать одного родителя от другого.

Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может взять вину на себя, решив, что «со мной не все в порядке».

Маленькие дети с трудом отличают побуждения к действию от самих действий. Ребенок может чувствовать, что «убил бы этого сосунка, на которого все только и обращают внимание!» Для него это все равно, что сказать: «Я его убил». Далее он может заключить: «Я убийца, следовательно, я плохой и ужасный». Во взрослой жизни такой человек может испытывать смутное чувство вины за «преступление», которого он никогда не совершал.

Один из основных навыков, подлежащих развитию в рамках ТА, состоит в умении ощущать такого рода детскую логику. Лингвисты говорят о Sprachgefuehl, «чувстве языка». Если вы хотите применять ТА, особенно в терапии, вам следует выработать в себе чувство детского языка жизненных сценариев.

Чтобы улучшить свое понимания этого языка, можете почитать работы Эриксона, Пиаже и других авторов, изучавших детское развитие. Чтобы почувствовать, как он присутствует в вашем собственном опыте, обратите внимание на свои сны. В них мы, взрослые люди, более всего приближаемся к воспоминаниям о том, каким представлялся нам этот враждебный мир во младенчестве.

Как мы творим свою судьбу. Техники для выявления жизненного сценария

Упражнения: выявления своего сценария 

Сны, фантазии, сказки и детские рассказы, – все это может послужить ключом к нашему сценарию. Вот несколько упражнений с использованием этих средств.

Выполняя эти упражнения, дайте полную свободу своему воображению. Не думайте о том, зачем они нужны и что означают. Не пытайтесь что-то отсеивать или придумывать. Просто принимайте первые же образы, которые вам являются, и чувства, которыми они, возможно, сопровождаются. Проинтерпретировать и разобраться в них вы сможете позже.

Наилучший результат достигается тогда, когда вы работаете в группе или с партнером. Кроме того, в любом случае было бы неплохо записывать ваши ответы на пленку. Для этого включите магнитофон и начинайте выполнять упражнение. После этого несколько раз прослушайте запись и дайте простор своей интуиции. Вы будете поражены тому, как много узнаете о себе и своем сценарии.

Возможно, выполняя эти упражнения вы начнете испытывать сильные эмоции. Это будут детские чувства, которые выходят на поверхность вместе с вашими сценарными воспоминаниями. Если у вас и в самом деле возникнут такие переживания, вы в любой момент можете решить, продолжать ли выполнение упражнения или прекратить его. В последнем случае сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете в окружающей вас обстановке. Скажите себе (или своему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего используется. Подумайте о какой-нибудь заурядной взрослой теме, например, что у вас будет на обед или когда вам нужно появиться на работе. При этом стойте или сидите прямо, чтобы голова и тело были уравновешены относительно вертикальной срединной линии.

Герой или героиня

Кто ваш любимый герой? Это может быть персонаж детской сказки. Возможно, это герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может быть также реальный человек.

Возьмите первого персонажа, который пришел вам в голову.

Включите магнитофон на запись и/или отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим персонажем. Рассказывайте о себе столько, сколько вам хочется. Используйте при этом слово «я».

Предположим, например, что мой герой – Супермен. Я могу начать свой рассказ так:

«Я Супермен. Моя задача – помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно откуда, свершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять. Никто не знает, что я Супермен, так как я маскируюсь…»

Каким бы ни был ваш персонаж, приступайте к работе: становитесь ним или ею и рассказывайте о себе.

Сказка или басня

Другой вариант первого упражнения состоит в том, чтобы рассказать сказку или басню. Опять выберите то, что вам нравится, – лучше всего первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф, что угодно.

Вы можете начать так: «Когда-то давным-давно жила одна красавица, которую усыпила на долгие годы злая мачеха. Она лежала в усыпальнице, скрытой в глубинах замка. Вокруг замка была колючая живая изгородь. Многие короли и принцы приходили посмотреть на красавицу, но не в силах были пробраться сквозь эту изгородь…»

Чтобы извлечь из рассказа максимальную пользу, вы можете расширить его и стать каждым из упоминаемых в нем персонажей или предметов. При этом всякий раз рассказывайте о себе. Так, в приведенном выше рассказе вы могли бы стать девушкой, мачехой, усыпальницей, замком, одним из принцев или изгородью.

Представив себя изгородью, вы могли бы сказать: «Я живая изгородь. Я крепкая, густая и колючая. Я ощетинилась колючками, так что люди не могут через меня пробраться. Моя задача состоит в том, чтобы охранять девушку, которая спит внутри меня…»

Сон

Выберите какой-нибудь из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или повторяющегося сна, хотя подойдет и любой другой сон.

Расскажите свой сон. Используйте при этом не прошлое, а настоящее время.

Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каждым из людей или предметов, которые встречаются в этом сне, и расскажите о себе.

Вспомните, что вы испытывали сразу после пробуждения от этого сна. Это было приятное чувство или неприятное?

Понравилось ли вам, как закончился этот сон? Если нет, вы можете расширить упражнение, изменив концовку сна. Расскажите новое окончание сна так же, как вы рассказывали весь сон, то есть используя настоящее время.

Проверьте, удовлетворены ли вы концовкой сна. Если нет, придумайте еще одну или несколько концовок.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Предмет в комнате

Осмотрите комнату, в которой вы находитесь. Выберете какой-нибудь предмет. Лучше всего подойдет тот, на который ваш взгляд упадет в первую очередь. Теперь станьте этим предметом и расскажите о себе.

Например: «Я дверь. Я тяжелая, прямоугольная и деревянная. Иногда я встаю у людей на пути. Но когда я это делаю, они просто толкают меня…»

Чтобы повысить эффективность упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с соответствующим предметом. Партнеру не следует интерпретировать то, что вы говорите. Он должен просто разговаривать с вами, словно вы дверь, камин и т.д. Например:

«Я дверь. Когда я стою у людей на пути, они толкают меня». – «Дверь, что ты чувствуешь, когда люди толкают тебя?» – «Я сержусь. Но я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им делать это». – «Вот оно что. А ты не хотела бы что-нибудь изменить, чтобы чувствовать себя лучше?»

Просмотр спектакля о вашей жизни

Для выполнения этого упражнения нужно, чтобы кто-то выполнял для вас роль «гида», начитывал вам текст, пока вы находитесь в состоянии расслабления. В противном случае запишите соответствующий текст на магнитофон и прослушивайте его в расслабленном состоянии. Для группового выполнения этого упражнения достаточно одного гида.

Гиду не нужно повторять приведенный ниже текст слово в слово. Лучше, чтобы он записал для себя вкратце несколько ключевых пунктов, дабы не перепутать последовательность шагов, а сам текст излагал своими словами. Между предложениями нужно делать достаточные паузы. Это даст участникам возможность углубиться в свои визуализации.

Расслабьтесь, сидя на стуле или лежа на полу. Можете закрыть глаза. После этого гид начинает говорить:

«Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей собственной жизни.

Какого рода спектакль вы собираетесь посмотреть? Комедию, трагедию? Драматическую постановку или бытовую пьесу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или будничный, – какой он?

Полон ли зал театра, полупуст или пуст? Готовится ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Готовится ли она аплодировать или покинуть представление – или что-то еще?

Как называется этот спектакль – спектакль о вашей собственной жизни?

А теперь огни гаснут. Занавес поднимается. Ваш спектакль начался.

Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы очень и очень молоды в этой сцене. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица или фрагменты лиц? Если вы видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознайте, что вы чувствуете. Может быть вы чувствуете какое-то ощущение в теле. Может быть вы испытываете какую-то эмоцию. Ощущаете ли вы какой-то запах или вкус? Уделите какое-то время тому, чтобы осознать эту самую первую сцену своего спектакля». (Пауза)

«Теперь сцена меняется. В этой следующей сцене своего спектакля вы маленький ребенок в возрасте примерно от трех до шести лет. Где вы? Что вы видите вокруг? Есть ли там другие люди? Кто это?

Не говорят ли они вам что-то? Не говорите ли вы им что-то? Слышите ли вы какие-то другие звуки?

Что вы чувствуете в этой сцене? Не испытываете ли вы каких-то ощущений в теле? Не испытываете ли вы каких-либо эмоций?

Может быть, вы ощущаете какой-то запах или вкус?

Уделите какое-то время тому, чтобы осознать, что вы видите, слышите и чувствуете, а также какой запах или вкус ощущаете во второй сцене своего спектакля, – сцене, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза)

Затем «гид» с помощью тех же реплик проводит вас по следующим сценам этого спектакля:

Подростковой сцене, в которой вам примерно от десяти до шестнадцати лет;

Нынешней сцене, в которой вам столько же лет, сколько сейчас;

Сцене будущего десять лет спустя;

Последней сцене вашего спектакля – сцене вашей смерти. В репликах гида к этой сцене должен также прозвучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене вашего спектакля?»

Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, уделив этому процессу столько времени, сколько вам нужно.

Поделитесь с группой или партнером своими переживаниями в ходе этого упражнения.опубликовано econet.ru

Из книги Ян Стюарт, Вэн Джойнс. Современный транзактный анализ. «Социально-психологический центр», Спб, 1996

Автор Ян Стюарт, Вэн Джойнс 

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Сценарий жизни: распознать и изменить

Если начать анализировать жизнь любого человека отстраненно, но начинаешь отмечать присутствие определенного сценария. Создается впечатление, будто читаешь книгу: вот сплошной любовный роман, вот остросюжетный детектив, а это похоже на приключенческий роман… Причем, некоторых «героев» преследуют роковые неудачи, а кому-то постоянно сопутствует успех. Подобные наблюдения навевают мысли о предопределенности, о том, что изменить ничего в собственной истории уже нельзя… Или можно?

Направление сценарного анализа в психологии предполагает работу как раз с такими случаями. Согласно постулатам данного направления, определять историю жизни человека может сценарий – подсознательный жизненный план, заложенный еще в раннем детстве и постепенно реализующийся в реальности на протяжении многих лет.

Определить, управляет ли Вами определенный сценарий, можно, анализируя события собственной жизни. Верным признаком того, что «верховодит» именно подсознательный сценарий, могут быть повторяющиеся события – все те грабли, на которые мы не устаем наступать.

Так как же именно определить существующий у себя сценарий? А если он не понравится, то, как его изменить? Можно опробовать самоанализ в несколько этапов, который проводится даже без помощи психотерапевта:

  • Выявить свой сценарий

Для того, что бы выявить у себя сценарий, следует прибегнуть к трем вариантам анализа:

Анализ «повторов». Для начала следует осуществить тщательный анализ «повторяющихся» событий в нашей жизни. Какие именно проблемы в нашей жизни образуют бесконечный «день сурка»? С какими жизненными обстоятельствами у нас никогда не выходит совладать? Необходимо вспомнить все эти случаи из своей жизни и попробовать понять, что их объединяет. При этом следует сохранять объективность, лучше всего – встать в позицию наблюдателя и анализировать эти ситуации как бы со стороны, акцентируя внимание на собственных действиях. Такой анализ поможет выявить «проблемные места» в своем сценарии и наметить необходимые перемены в своем жизненном укладе.

Внимание на себя. Также необходимо сделать самого себя объектом анализа: обратить внимание на особенности поведения, жестикуляции и мимики, проанализировать свою манеру речи и т.д. разметкаА затем следует задать самому себе вопрос: «На кого я похож? Как я себя преподаю – как успешного человека или как неудачника?».

Сценарий жизни: распознать и изменить

Любимая сказка. Это лишь кажется, что в процессе взросления люди перестают верить в сказкиразметка. На самом деле, сказка никогда не покидает нас – она может незримо управлять нашими поступками на протяжении всей жизни. Иногда любимая сказка детства становиться основой жизненного сценария, поэтому для обнаружения своего сценария нужно вспомнить и проанализировать любимую сказку. Результатом этого варианта анализа может стать обнаружение феноменального сходства между собой и любимым сказочным героем из детства. Вот так и появляются «золушки», страдающие от трудоголизма, и прочие «сказочные герои», занятые бесконечной борьбой с драконами или с ветряными мельницами.

  • Осознать выявленный сценарий

Сделать это порой бывает непросто. Человек может испытать нечто схожее с шоком в момент «открытия» своего сценария, после которого открываются два возможных пути: принять свой сценарий или же начать менять его. Если было принято решение «подправить» сценарий и улучшить свою жизнь, то можно переходить к следующим этапам самоанализа и самоизменений.

  • Слушать себя и работать над собой

Вскрыть негативные моменты собственного сценария можно, если научиться слышать себя. Довольно часто мы, сами того не замечая, ставим себе категоричные установки и создаем тем самым «клетку» своего сценария. Например, безапелляционные высказывания, вроде «Ты не добьешься успеха, если не будешь пахать, как лошадь» может стать стержнем сценария типа «золушка». Такой человек перестает испытывать сочувствие к самому себе, нагружает себя постоянной работой и, тем самым, делает себя очень несчастным человеком.

Большинство таких «внутренних кредо» имеют очень спорную основу: ведь можно же добиться успеха и не ценой своего здоровья и личного благополучия. Поэтому, в процессе работы над самим собой следует несколько видоизменить формулировку выявленного у себя кредо – сделать его менее безапелляционным, более позитивным. Например, высказывание « Я должна пахать как лошадь» можно заменить на «У меня все получиться, если приложить немного усилий». Смысл такой переформулировки в том, что бы увидеть великое множество путей к цели и способов достижения желаемого.

  • Вычислить провокаторов

Анализируя постоянно повторяющиеся ситуации в своей жизни, необходимо также разобраться, какие события, поступки или слова провоцируют нас поступать однотипно, все время совершать одни и те же ошибки. разметкаДля чего мы это делаем? Что мешает нам реагировать по-другому, свернуть с роковой колеи?

Сценарий жизни: распознать и изменить

После вычисления причин собственной однотипности, можно попробовать изменить надоевший сценарий и действовать иным, непривычным путемразметка. Лишь прервав вечный «день сурка», можно наметить свой путь к другой жизни.

  • Составить для себя список «табу»

Анализ типичных для своего сценария ситуаций позволяет определить, в каких именно случаях мы допускаем ошибки. Поскольку невозможно за пару дней полностью измениться и научиться умело справляться с этими проблемными ситуациями и трудностями, то лучше на первых порах составить для себя список ситуаций-табу. То есть необходимо обозначить для себя перечень ситуаций, в которые Вы постараетесь не попадать, тем для разговоров, которые перерастают для Вас в ссору и т.д. Например, если Вас выводит из себя проигрыш в споре, то лучше избегать обсуждений, способных перерасти в спор. По крайней мере, пока Вы не научитесь чувствовать себя более-менее комфортно в подобных ситуациях.

  • Разрешение

Иногда для избавления от старого сценария необходимо получить на это разрешение от значимой фигуры – настолько же значимой, как и та фигура, что стала «создателем» старого сценария (родители, значимые «учителя» и т.д.). Обычно разрешение выступает в роли волшебного заклятия, которое разрушает чары надоевшего сценария. Это все те ситуации, в которых значимый человек говорит: «у тебя все получиться!» и тем самым делает пробоину в броне сценария.

Но следует учесть, что магия таких судьбоносных слов может сработать, только если человек уже готов к переменам, к изменению своего сценария – а этому, как правило, предшествует долгий процесс работы над собой.


Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. 
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/scenarij-zhizni-raspoznat-i-izmenit/.

Как найти и обезвредить свой сценарий

Вы можете прослушать эту статью в аудиоформате!
Нажмите Play и продолжайте заниматься своими делами.

ольга валяева - как найти и обезвредить свой сценарийНи одна группа не обходится без темы сценариев. Я привела всего несколько историй, и почему-то уверена, что хотя бы в одной каждая из вас нашла и себя. Это побудило меня раскрыть эту тему еще шире и полнее. И сейчас я готовлю отдельный курс на эту тему. Но уже сейчас хочется вам дать рецепты, которые мне известны.

Какие  еще бывают сценарии:

  • Я не могу быть счастливой, если мама несчастна.Это очень частый сценарий у девочек, и девочки не могут выйти замуж потому, что их мама одинока. Очень странный момент, потому что на самом деле ни одна мать, которая прожила свою жизнь одна, сознательно не хочет для своей дочки такой же участи. Но есть подсознательная лояльность дочери– и это не может быть не приятно. И когда дочка всё-таки не выходит замуж и остается с мамой до седых волос, то у матери есть небольшая удовлетворенность на тему, что дочка осталась верна своей маме. Вы наверняка видели на улице такие семьи — две бабушки, одной 80 лет, другой 60. Видно, что у обеих жизнь не сложилась и они так и живут. Это, конечно, крайний случай.Бывают и варианты этого сценария помягче. Например, девушка не может позволить себе быть счастливой. Она может при этом находиться в браке, но всё время будет пытаться осчастливить маму. И думает – когда маму сделаю счастливой, тогда и себе можно позволить немного. Но ведь дети не отвечают за счастье своих родителей. И никогда не смогут заполнить пустоту в их сердце, как бы им этого не хотелось.
  • Еще один сценарий — это «я родила тебя для себя». И чем дальше идет эмансипация, тем больше подобных ситуаций. Когда женщина не хочет выходить замуж, но ей нужно родить ребенка. Роди для себя – говорят ей подруги и родители, обязательно нужно родить ребенка «для себя». Что значит «для себя»? Значит, основная цель для ребенка – быть моей собственностью и наслаждать меня. Я тебя родила для себя, и ты будешь меня радовать, меня любить, обо мне заботиться и так далее.Такое собственническое отношение к ребенку не позволяет маме отпустить ребенка во взрослую жизнь и не позволяет ребенку жить своей жизнью. «Ты не имеешь права на собственное мнение», «Ты не имеешь права делать то, что ты хочешь, потому что я родила тебя для себя и значит, ты должна соответствовать моим желаниям, я хочу, чтобы ты была архитектором. Я не хочу, чтобы ты была учительницей или врачом. Даже если тебе этого хочется. Я хочу, чтоб ты была архитектором, так что радуй меня, ты обязана меня радовать».
  • Следующий сценарий, — «а мужа твоего мы выгоним». Я просто приведу пример. У меня есть знакомая со школьной скамьи. Она единственная дочка у своих родителей. Они жили всю жизнь втроем, и им так хорошо было втроем. Мама ей всегда говорила – мы тебя родили для себя (кусочек второго сценария), поэтому замуж даже не думай выходить. Ты, главное, ребенка роди нам, чтоб у нас была внученька, а мужа твоего мы выгоним. Шутки-шутками. Я слушала это примерно лет 10, пока мы учились в школе. В итоге она вышла замуж, родила ребенка (дочку) и мужа её родители выгнали. При этом у мужа была отдельная жилплощадь, но они все равно жили с ее родителями. Мама сказала – если ты пойдешь туда, я тебе с ребенком помогать не буду и ничего делать для тебя не буду. В итоге они выжили мужа и так и живут – бабушка, дедушка, дочка и внучка. Но поймите правильно, родители не такие монстры, чтобы все это делать осознанно и специально. Это подсознательные программы. И такие разговоры могут носить шуточный характер. Но в каждой шутке только доля шутки, как вы знаете.
  • Еще один сценарий — множественного выхода замуж. Например, у меня в семье практически все женщины по маминой линии были замужем в среднем по 3 раза. Дети тоже рождались в разных браках. Тогда мне понятно, откуда во мне было постоянное желание найти нового мужа и нового отца нашему ребенку.
  • Следующий сценарий, «жена — генерал, а муж – тряпка». В семье сильных женщин девочке очень сложно переломить ход истории. Потому что она привыкла нести ответственность, командовать, делать все самой. Ей внушили, что мужчинам доверять нельзя, что они обязательно подведут. И она видела это с детства – как рядом с сильной мамой был слабохарактерный (а точнее, мамой забитый папа). И тогда у ее мужа только два варианта. Либо быть тряпкой. Либо стать тираном (об этом чуть позже).
  • Мужья алкоголики – это тоже возможный сценарий. Когда вы видите, что все мужчины, в вашем роду пьют. И тогда понятно, почему вас трясет при виде бутылки пива в руках мужа. Даже если вы видите это раз в год.
  • Муж-тиран– это сценарий, когда вы видите, что дедушка бабушку бил, папа маму бил и, не дай Бог, ваш муж вас тоже бьет. И вроде был хороший человек, но в итоге – как подменили. Если вы видите закономерность, то понятно, что вы сами нашли такого человека. И кроме того, вы по своему женскому сценарию умеете мужчину доводить до белого каления.
  • Еще один вариант — женский клан. Есть такие семьи, в которых вообще нет мужчин. Прабабушка, бабушка, мама, дочка и у неё еще дочка. И мужчин нет вообще. Женщины иногда рисуют генеалогические деревья, у них отцов нет вообще ни у кого. О них ничего не известно, отчества придуманные. И так далее. Отец выполняет свою функцию зачатия и потом пропадает из жизни женщины. И из этого женского клана очень сложно выбраться. Для этого нужно очень сильно захотеть.
  • Следующий пункт – это брошенные. Например, дедушка от бабушки ушел, потом папа от мамы ушел, потом от девушки уходит муж. Такая система – быть брошенной. И мужчины выбираются такие, которые на это способны. И девушка соответственно, уже умеет делать все для того, чтобы событие в ее жизни случилось. Она к этому всю жизнь готовится.
  • Есть также такой сценарий, как сбежавшая невеста. Девушки, у которых очень много шансов выйти замуж. И они практически выходят замуж, но в последний момент – сбегают. Сразу вспоминается мне стихотворение, правда оно про мальчика, но все равно.Семен услышал слово «замуж»,
    и где-то там, внутри него,
    один из маленьких Семенов
    стал быстро вещи собирать. Почему они сбегают? Чаще всего есть большой страх серьезных отношений, или не очень хорошая картинка отношений родителей. И иногда такие сбежавшие невесты встречаются в каждом поколении. Они могут даже выйти замуж, но при первых трудностях — один из маленьких Семенов стал быстро вещи собирать.
  • Также есть сценарий, матери-одиночки. Когда матери сами воспитывают своих детей по тем или иным причинам.
  • Есть сценарии сильных женщин, финансовых трудностей, нелюбимой работы, нереализованности, отсутствия женственности, много и других вариаций.

И это далеко не полный список. Только набросок.
Конечно, бывают хорошие сценарии. И их очень много. И идеально было бы каждой девушке иметь примерно такой сценарий:
«Папа маму любит, уважает, а мама папу тоже любит и уважает. Дети желанные и зачаты в любви. Это первая любовь родителей и она никогда не заканчивается».
Таких людей не бывает на расстановках и тренингах. Им зачастую уже хорошо, их волнуют другие проблемы.
Но у большинства из нас картинка отличается от идеальной. У кого-то слегка, а у кого-то – очень сильно. Именно поэтому я хочу дать вам «противоядие». Рассказать о том, что с этим можно и нужно сделать.

  1. Для начала нарисуйте свое генеалогическое дерево. Настолько далеко, насколько знаете. Спросите маму, папу, бабушек, дедушек. Если есть у кого спросить. Интересуйтесь не только датами жизни и именами, но и судьбами. Что было особенного в судьбах каждой женщины твоего рода? Были ли среди них старые девы? Или потерявшие своих мужей или детей? Или пережившие тяжелые события (блокаду, войну, репрессии и так далее)? Были ли разводы, повторные браки и другие закономерности?
  2. Потом посмотрите на свое дерево взглядом постороннего человека. Видите ли вы повторения судеб? Закономерности? Отголоски своей жизни? Так например, я в своем дереве четко увидела стратегию «сильной женщины», страх быть брошенной и страх предательства.
  3. Постарайтесь найти точку, в которой это началось. Обычно двух-трех поколений хватает для такого понимания. Найдите ту самую женщину, непростая судьба которой продолжилась в ее потомках. Если вы не можете найти исходную точку – назовите ее, например, прабабушка по маминой линии в каком-то колене.
  4.  А дальше вы можете встретиться с ней в медитации и поговорить. О своей жизни, об ее судьбе.

Не ждите мгновенных результатов. Работа с родовыми сценариями долгая, глубокая и трудная. Особенно, если вы делаете ее самостоятельно. В группе расстановок многое можно сделать быстрее, но не все к этому готовы.

Осваивайте искусство маленьких шагов. От того, что вы зажжете свет в темной комнате и увидите свои сценарии — как минимум, перестанете постоянно наступать на одни и те же грабли.  А если наступите — то ясно увидите, на что наступили.

И с горящим светом уже гораздо проще наводить порядок — в своих мыслях, чувствах, ситуациях жизни.

А вы уже видите, какие сценарии есть в вашей жизни?

gurskayasp

Эксперт + психолог   + соционик   + копирайтер

6959

63 подписчика

Спросить

24 мая 2016

Как обнаружить свой жизненный сценарий

Жизненный сценарий личности заставляет нас наступать на одни и те же грабли, попадать в однотипные неприятные ситуации, завязывать похожие друг на друга неудовлетворительные отношения. Определить, что вы под действием сценария, можно с помощью трех признаков.

Как обнаружить свой жизненный сценарий

Три признака укажут вам на то, что вы попали под влияние жизненного сценария личности:

  1. Повторяемость жизненных событий.
  2. Непроизвольный характер происходящих с вами событий.
  3. Единая жесткая последовательность мыслей, чувств, действий, которая запускается каждый раз в сценарных ситуациях.

Первый признак заметить несложно: всякий раз вы «вляпываетесь» в одни и те же истории; наступаете на одни и те же грабли; вступаете в одинаковые, похожие друг на друга, деструктивные отношения с людьми. Например, вам «везет» на неудачников или на мерзавцев, или на зависимых безвольных личностей с щенячьими глазами. Вы сменили трех партнеров, но четвертый оказался таким же! Если с вами постоянно что-то такое (или другое — но одно и то же) происходит, то вы реализуете сценарную программу.

И тут мы переходим ко второму признаку — непроизвольности происходящих с вами событий. «Вляпываясь» в одни и те же истории, вы не в состоянии этого предотвратить. Всякий раз, ввязавшись в очередные неудовлетворительные отношения, вы себе обещаете: «Всё. Больше ни-ког-да!». Однако ж проходит время, и… правильно: сценарий прокручивается заново.

Дальше в игру вступает третий признак: единая жесткая последовательность мыслей, чувств, действий, которая запускается каждый раз в сценарных ситуациях. Всякий раз «вляпываясь» в одни и те же истории, вы склонны испытывать одни и те же чувства (например, сначала желание помочь и позаботиться, потом обиду за то, что вас отвергли, а потом злость на это же) и делать из ситуации одни и те же выводы («все мужики — самовлюбленные эгоисты», а «все бабы — абмициозные истерички»). В результате программа сценарного поведения самоподкрепляется и происходит — что?.. Правильно: повторяемость жизненных событий, которые называются сценарными.

Заключение

Если в событиях вашей жизни вы видите три описанных признака, вы действуете по сценарию: жестко, непроизвольно, с неудовлетворительным результатом. Если неудовлетворенность такими событиями и действиями в них растёт, проведите работу по осознанию и изменению жизненного сценария, самостоятельно или при помощи психолога. 

Источники:

  • Ирина Летова жизненные сценарии

Вы хотите узнать своё будущее? Без всяких шуток. И, кстати, без всякой мистики. Что, если я скажу, что есть совершенно чёткие научные методы, позволяющие выявить те сценарии, по которым идёт ваша жизнь? И это реально, ведь это — чистая психология.

Наверняка вы уже слышали о том, что наша жизнь развивается по неким сценариям, заложенным в нас в детстве. Но как выявить эти сценарии? Ведь очевидно, что если бы это было легко, то все были бы счастливы и имели бы идеальные судьбы.

Но одно дело — выявить, и совершенно другое дело — изменить. Ведь часто бывает и так, что ты чётко понимаешь, по какому сценарию развивается ситуация, знаешь, к чему это приведёт, но ничего не можешь с этим поделать. Просто потому, что других вариантов не предусмотрено. Во всяком случае, в рамках того сценария, в котором вы застряли.

А знаете, почему? Потому что у вас сформирована определённая модель мира, определённая система ценностей и определённая идентичность. Поэтому иной раз мы готовы действовать в ущерб себе, чтобы сохранить устойчивость своей внутренней реальности, своих убеждений, и ценностей, и своей идентичности.

Путь Героя: какой путь ведёт вас в жизни?

Каждый человек хочет быть героем. Тем героем, которым он видел себя с детства. Потому что только жизнь героя имеет настоящую наполненность и по-настоящему значимый смысл. А для героя допустимо жертвовать собой ради прохождения своего пути. Ведь если человек сильно отдаляется от тех образов и того пути, который сформировал для себя с детства, он сталкивается с бездной пустоты и бессмысленности, которая сокрушает его.

Только образы героев у всех разные, и у разных героев — разные поведенческие возможности, разные зоны дозволенного и разные способы жизни. И, как следствие, разный финал.

Есть ещё одна проблемка — часто образы наших героев совершенно не адаптированы к реальной жизни. И человек точно знает, чему он хочет посвятить свою жизнь, но не имеет никакой возможности. Или не имеет возможности жить при этом достойной жизнью.

Если вы вдруг считаете, что образы героев — это не про вас, то это ошибка. Просто у вас другие образы героев, которые, возможно, совсем не похожи на героев эпических. Герой — это не только тот, кто машет мечом или кидается на амбразуру. Образ героя — это олицетворение ваших ценностей и вашей модели мира, и это могут быть образы хоть священника, хоть банкира, хоть матери, хоть проститутки.

Ирония в том, что очень часто вы даже не знаете, что это за образ. А иногда и система образов, очень непохожих, но переплётшихся друг с другом, которые часто тянут нас в разные стороны и создают душевный раздрай. И это, кстати, нормальная ситуация.

Но с этим можно работать. Можно выявить свои жизненные сценарии и можно изменить их. Можно найти те образы и архетипы, которые для вас значимы, и привести их в баланс и гармонию. И можно простроить свой Путь Героя таким образом, чтобы он был адекватен вашей жизненной ситуации и максимально способствовал вашей социальной реализации.

Почему так сложно изменить свои жизненные сценарии?

Но почему это так сложно? Во-первых, потому что мы этого, как правило, не осознаём — очень часто образы и архетипы, значимые для нас в детстве, постепенно заменяются «правильными» стремлениями и способами жизни.

В результате всё у нас как будто бы хорошо, но из глубин бессознательного нет-нет, да прорываются смутные намёки на то, что мы предали что-то значимое.

Но, даже если мы их отследили, нам крайне трудно их изменить, поскольку все эти образы и архетипы неподвластны сознанию. Они обитают не просто в глубинах бессознательного, а в безднах коллективного бессознательного, про которое писал Карл Густав Юнг. Это глубочайшие слои нашей психики, в которых психология практически бессильна. Зато там работают принципы, описанные сравнительной мифологией, и мы можем использовать их.

Но как их использовать? На этом специализирована моя система мифомоделирования, которая позволяет выстроить тот Путь Героя, который сделает вашу жизнь максимально наполненной и счастливой.

Статьи автора

Проблема сна сегодня знакома многим — современный ритм жизни выбивает нас из размеренной колеи, и не всем удаётся легко к этому адаптироваться. Если вам знакомы проблемы бессонницы, частых пробуждений и плохого сна по ночам, то сегодня мы разберём, что и как с этим делать.

В целом, зачастую причины… Читать дальше

Если честно, не люблю я браться за панические атаки. Не то чтобы я совсем этим не занимаюсь, наоборот, одна из моих специализаций — это телесно-ориентированная психотерапия и психосоматика, а потому и панические атаки находятся в зоне моей компетенции.

И не то чтобы работа с ними была слишком сложной… Читать дальше

Одна из вечных тем — что считать реализованностью? Как понять, что вы добились успеха в жизни, что бы вы под этим успехом ни понимали? Как понять, что вы прожили действительно свою жизнь, и она не была напрасной?

Казалось бы, есть объективные критерии социального успеха — машины, дома, счёт в банке… Читать дальше

Чем системное моделирование отличается от других методов консультирования, и чем оно может помочь в жизни и бизнесе?

Начнём с небольшой байки. Как-то приехал успешный бизнес-консультант на Крит, арендовал машину, да и поехал кататься в горы. И вот едет он по горному серпантину, а дорога становится… Читать дальше

Читайте также

— У вас нет накоплений, которые могут дать такой же образ жизни на протяжении 6 месяцев, если вдруг вы потеряете работу. Лишними они не будут. Если подвернётся случай, эти деньги всегда можно выгодно вложить.

«Богатые богатеют, а бедные беднеют».

— Кредиты на квартиру, машину или айфон — это жизнь… Читать дальше

Когда дела «не идут», обстоятельства «не складываются», всё будто «валится из рук», и не видно конца и края «чёрной полосе», похоже, у вас не хватает жизненных сил, необходимых для любых изменений, будь то выполнение работы, сохранение близких отношений и поддержание своего здоровья и хорошего самочувствия… Читать дальше

К необходимости заняться своими целями приходишь не сразу. Даже очень не сразу. Потому что это требует усилия? и порой немалого. Откуда берутся силы, когда всё же садишься за него? По сути силы можно взять либо из того, что меня тянет по жизни, из самой этой тяги. Либо из душевной боли от ощущения… Читать дальше

Отсутствие, или изначально неправильный выбор жизненной стратегии, или даже того хуже — использование «полустратегии», «четверть-стратегии» и прочей «недостратегии», финалом своим рано или поздно имеет только одно — крепкий жизненный тупик, уперевшись в который лбом, незадачливый герой задаётся вопросом… Читать дальше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти свою собаку
  • Как найти магнитный шарик
  • Как найти фильм по аудиозаписи
  • Как найти половину объема конуса
  • В приложении снова произошел сбой как исправить андроид самсунг а10