Как найти свой штрих в красках

24 июня 2015 г.

Секреты красивого штриха

Секреты красивого штриха

Как научиться красиво штриховать? Главным образом – при помощи регулярных и упорных тренировок. Но есть и некоторые приемы, которые очень пригодятся для достижения хорошего результата.

Читайте также:
  • Уильям Моррис – первый дизайнер
  • Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

С чего начать?

Для начала заточите как следует карандаши, чтобы штрих был ровным и четким. Как точить карандаши можете узнать тут. Лучше всего для тренировки подойдут карандаши средней мягкости (B или B2).

Карандаш нужно держать правильно, а именно – свободно класть его на ладонь, прижимая большим пальцем, а остальными лишь слегка придерживая его. При это держать карандаш нужно ближе к нижнему кончику. Поначалу это довольно трудно, но при освоении такое положение инструмента дает большое преимущество, существенно улучшая технику.

Учимся штриховать

Набирайте тон в тенях перекрестными штрихами, вместо излишнего давления на карандаш или сплошного «закрашивания» пространства, а также избегайте растирания штрихов пальцем – даже случайно, если не хотите произвести впечатление запачканной работы.

Штрих накладывается в соответствии с формой предмета, чтобы подчеркнуть ее. Не стоит штриховать круглое яблоко прямыми линиями, а стол под ним – вертикальными, иначе вы получите плоское яблоко, нанизанное на непонятную щетину. Для передачи формы можно использовать горизонтальный, вертикальный, наклонный штрих.

Наносите больше штрихов на переднем плане, выделяя его, а задний оставляйте как бы тающим в дымке.

Главное – не нужно штриховать медленно, задумчиво выводя каждую черточку, или тихонько вести карандаш дрожащей рукой.

Не бойтесь выйти за пределы контуров. Наносите штрихи быстро и уверенно, не задумываясь над каждым своим движением, и с каждым разом у вас будет получаться лучше и лучше!

Помните, что умение штриховать приходит с опытом. Поэтому учитесь, старайтесь делать красивую штриховку и набирайтесь опыта!

Читайте также

Доисторическая живопись

Доисторическая живопись

Самые ранние рисунки, найденные на нашей планете, датируются сорока-двадцатью тысячами лет назад. Все древние изображения от палеолита до Средневек…

Ответ художника вандалу

Ответ художника вандалу

В городе Витебске на одной из будок появился портрет Евгения Леонова в известной роли из кинофильма «Джентльмены удачи». Но целым портр…

Кому нужен гиперреализм?

Кому нужен гиперреализм?

Для гиперреалиста любой предмет – это удивительный арт-объект. И он любовно и тщательно подготовит его для нас так, чтобы и мы разглядели эту…

Как ухаживать за багетом.

Как ухаживать за багетом.

Красивые и дорогие вещи требуют правильного ухода. К таким вещам относится багетная рама. Чтобы сохранить ее первозданный вид на долгие годы для се…

Музы знаменитых художников

Музы знаменитых художников

Тонкая натура творца требует постоянной подпитки, озарения волшебным светом любви. Художник не может создавать свои шедевры без вдохновения, но в ч…

Акварельные карандаши

Акварельные карандаши

Акварельные карандаши похожи на обыкновенные цветные карандаши, однако этими карандашами получаются удивительные картины! Акварельные карандаш…

Нико и Маргарита

Нико и Маргарита

Наиболее известная картина Пиросмании «Актриса Маргарита» окутана, как и вся жизнь художника, флером щемящей грусти и одновременно…

Смешались в кучу кошки, люди...

Смешались в кучу кошки, люди…

Английский художник конца XIX – начала XX веков Луис Уэйн был известен своей невероятной «котоманией». В общем-то, коты и кошки &…

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса «Картина дня»

Посмотрите, какая картина победила сегодня!


Учимся штриховать! Способы и техники правильной штриховки

February 26, 2020

Как правильно штриховать?

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями — есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

  • Штриховка показывает тоновые соотношения. Значит вам нужно иметь элементарные представления о том, что такое тень, блик, рефлекс и так далее.

  • Чтобы показать объем предмета, штриховка кладется по форме, вам нужно чувствовать сам предмет и линию, как ее положить, чтобы она подчеркнула форму.

  • Чтобы хорошо штриховать надо правильно подбирать материалы и уметь их подготавливать — ваши карандаши должны быть заточены, бумага должна подходить для штриховки, под рукой должен быть хороший ластик. Лучше иметь под рукой наждачку, чтобы держать кончик карандаша всегда острым. Так ваши штрихи будут тоньше и аккуратнее.

  • Если вы никогда в жизни не рисовали линий от руки, потренируйтесь сначала в технике штрихов не на конкретном рисунке, а абстрактно, набейте руку, проще говоря.

  • Помните, что штриховка требует особого положения руки, это может показаться непривычным, но вполне обосновано. Лучше держать лист вертикально — так меньше искажений и возможности растереть рисунок случайно ладонью.

  • На гладкой бумаге, типа ватмана, штрихи получаются четче, на более шершавой — штриховка более мягкая. В зависимости от мягкости карандаша ваш рисунок может быть более контрастным (при использовании карандашей большой мягкости), но его легче смазать и сделать грязным.

  • При набрасывании формы, осветлите мягким ластиком технические линии — так ваш рисунок опять же будет четче и чище.

  • Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Техника правильной штриховки 11.jpg

Техника правильной штриховки 1.jpg

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Техника правильной штриховки 30.jpg

Техника правильной штриховки 3.jpg

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы. Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

виды штриховки карандашом.

виды штриховки карандашом.

Разновидности штрихов

Большинство художников среди типов штриховки выделяют:

  • параллельную;

  • перекрестную;

  • круговую;

  • точечную.

1.1.jpg

Все способы штрихования карандашом очень важны для создания изображения. С их помощью можно нарисовать как эскиз, так и полноценную картину.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:

Тоновая шкала

Тоновая шкала

А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости:

Техника правильной штриховки 5.jpg

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

Качество штриха

Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро — мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры.

Рисуем на листе тонкие вертикальные линии, стараясь соблюдать между ними одинаковое расстояние. Лист бумаги лучше повернуть вертикально. На этом же листе пробуем так же отрабатывать горизонтальные и диагональные линии в разных направлениях. Старайтесь не уводить линии за край листа, а останавливать руку в произвольном месте. Скорее всего первые линии получатся у вас кривыми и неровными — не расстраивайтесь, это нормально, рука должна привыкнуть к карандашу и наработаться нужная моторика. Повторяя это простое упражнение очень скоро вы увидите результаты своей работы.

Делим лист бумаги на четыре части и отрабатываем в каждом углу отдельно вертикальную, горизонтальную и диагональную штриховку, равномерно заполняя штрихами все пространство.

Отработка тона

Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.
Попробуйте сделать тоновую шкалу — это поможет понять вам возможности своих карандашей и правильно использовать их в работе. Рисуем длинный горизонтальный прямоугольник и делим его на 10 одинаковых вертикальных прямоугольника. Каждая последующая клетка должна быть заштрихована темнее предыдущей. Можно использовать несколько карандашей, а можно делать такую растяжку для одного карандаша. Если у вас большой набор, не стоит брать для каждой клетки новый карандаш, выберите три-четыре основных. Чтобы понять к чему нужно прийти, можно взять самый мягкий карандаш и заштриховать им последнюю клетку, постепенно наполняя тоном остальные. Отличия тона легче увидеть, если слегка прищуриться, шкала должна быть плавным градиентом. Двигаться стоит от светлого к темному. Самая первая клеточка тоже должна быть заштрихована. Размазывать пальцем карандаш нельзя. Старайтесь накладывать штрихи равномерно, без дырок и изменения нажима.

Отработка тона

Отработка тона

Рисуем три длинных горизонтальных прямоугольника и штрихуем, постепенно изменяя нажим. В начале полосы нажим на карандаш должен быть слабым, а к концу полосы, нажим должен плавно усиливаться. Второй прямоугольник от светлого к темному и снова к светлому и последний от темного к светлому. Следите за качеством и равномерностью штрихов, не растирайте карандаш.

Штрихуем тоновые пятна. Каждый следующий слой должен отличаться от предыдущего по направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую зернистую фактуру, как на работах старых мастеров, необходимо накладывать слои под небольшим углом. В идеале два пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик – ромбы, скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал – вместо ромбов получаются полосы различного тона. Сначала прокладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении – как правило, оно лежит в диапазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направление штриха и накладывают второй слой, затем, изменив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон. Старайтесь соблюдать качество штрихов. Штрих может менять нажим, становясь более темным в середине и позволяя делать границы пятна более мягкими. В идеале должно получится что-то такое.

После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.

Правила нанесения академического штриха

Существует определенный свод правил, соблюдение которых необходимо для получения нужного эффекта:

  • Штрихуйте предметы по форме. Это означает, что иногда стоит пренебречь прямотой линии, чтобы показать объем. Штрихи должны соответствовать контуру объекта. Например, если вы рисуете шар, то линии должны идти по кругу, а не горизонтально. Это касается абсолютно любых предметов.

  • Начинайте от тени и плавно переходите к свету. Светлые участки всегда можно будет затемнить, а вот темные высветлить не так просто. Постепенно наносите цвет на всю поверхность, затем добавляйте пигмент на затемнённую часть. В конце можно воспользоваться мягким карандашом, если вам покажется, что тень недостаточно видна.

  • Вы можете использовать перекрестную технику. В таком случае нужно делать наклон между линиями. Линии ложатся накрест, это один из видов штриховки в графике.

  • Чистые линии (противоположно перекрестному способу) — следующий способ. Разная штриховка имеет разные требования, здесь, наоборот, линии должны быть параллельны. Не забывайте отрывать руку от бумаги.

  • Не смешивайте разные виды (штрих с тушевкой).

  • Передний и задний план. На заднем плане всегда будет светлее тон, чем на переднем. Это называется воздушной перспективой. Помните про это правило, оно является почти основополагающим в рисовании.

  • Делайте короткие движения руки. Так вам будет проще в нанесении и отслеживании нужного тона.

1.5.1.jpg

1.1.1.1.jpg

Здравствуйте!

Благодарим вас за то, что вы стали пользователем Школы Рисования. Это простая и увлекательная платформа, созданная для того, чтобы помочь вам и многим ученикам по всему миру научиться рисовать.

Учитесь рисовать любым удобным для вас способом.

Бесплатные учебные пособия и книги можно скачать бесплатно перейдя по этой ссылке.

https://drive.google.com/drive/folders/1MezpA01S9WjcGiooz8SfCJpB_LivQB7K?usp=sharing

Учитесь вместе s друзьями. Делитесь нашими учебными пособиями с друзьями и коллегами или сохраняйте материалы для вашей библиотеки.

Спасибо и удачного вам обучения!

GHENADIE SONTU FINE ART

Whatsapp: +972 543 449 543

https://www.ghenadiesontu.com

Mы приглашаем детей и взрослых на занятия по рисунку и живописи в Хайфе.

Программа обучения рисованию рассчитана как на желающих начать рисовать “с нуля”, так и на тех, кто хочет закрепить ранее приобретенные навыки.

На обучение рисованию принимаем всех желающих – детей, подростков, и взрослых. Пройдя наши художественные курсы живописи и рисования, вы очень быстро наберетесь мастерства для создания своих неповторимых авторских работ.

Хотите начать обучение?

Читайте также:

  • Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях

    Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник, Николай Ли

  • Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании

  • Организация работы и подготовительные упражнения. Оборудование, материалы, инструменты и их использование

  • Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях

  • Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании

  • Движение. Общее понятие о движении. Виды движения. Движение, проявление работы конструкции. Изображение движения в учебном рисовании

Поддержи проект!

Одна «чашка кофе» поможет существовать проекту целый месяц! Если вам нравится рисование, и наши статьи оказались вам полезны, поддержите нашу школу рисования!

Paypal:

paypal.me/ghenadiesontu

Яндекс.Деньги:

4100116350573968

Диагностические признаки штрихов текстов, выполненных полиграфической краски:

  • поверхностное
    расположение красящего вещества на
    поверхности штриха;

  • поверхность штриха
    имеет характерный блеск;

  • края штрихов
    относительно четкие;

  • толщина красочного
    слоя в штрихах зависит от способа
    печати: при толщине до 0,0015мм (плоская
    офсетная печать) через слой краски
    просматривается бумага, при толщине
    0,1мм и более бумага не просматривается
    — глубокая и трафаретная печать).

Художественная
краска –
коллоидный
раствор красителя (органические и
неорганические пигменты и т.д.) в связующем
веществе (льняное масло, водные растворы
растительных клеев, природные смолы и
др.).

В зависимости от
компонентного состава различают:
акварель, гуашь, темпера и др.

Диагностические признаки штрихов, выполненных художественными красками:

  • масляная краска
    – поверхность штриха рельефная, чаще
    с блеском, неравномерная по толщине,
    просматривается подложка, имеются
    сгустки;

  • акварель –
    поверхность штриха блестящая, через
    слой краски видна подложка;

  • темпера
    казеино-масляная – матовый слой
    неравномерный по толщине, может
    просматриваться подложка;

  • темпера
    поливинилацетатная – блестящий,
    неравномерный по толщине слой,
    просматривается подложка.

Штрихи текстов выполненных на знакопечатающих устройствах. Штрихи текстов, выполненных на пишущих машинах.

Красящее
вещество машинописной ленты

– композиция, состоящая из сажи (для
черной ленты), смеси органических
красителей, олеиновой кислоты, масел,
которой пропитывают тканевую основу
ленты.

Диагностические признаки штрихов текстов, выполненных красящим веществом машинописной ленты на тканевой основе:

  • отображающая в
    штрихах сетчатая структура ленты;

  • красящее вещество
    расположено на поверхности бумаги —
    незначительное проникновение красящего
    вещества в толщу бумаги;

  • выраженный рельеф
    (деформация) бумаги в местах контакта
    с литерой;

  • наличие
    небольшого ореола (расплыв) краски
    вокруг штрихов – в случае использования
    свежей ленты;

  • ровные края
    штрихов;

  • штрихи черной
    машинописной ленты отражают (поглощают)
    ИК-лучи;

  • отсутствует
    люминесценция в видимой, дальней красной
    и инфракрасной зоне;

  • не копируются
    водой, копируются органическими
    растворителями (при копировании на
    ПВХ, обработанную органическими
    растворителями (спирт, ацетон,
    диметилформамид) образуются окрашенные
    оттиски.

Диагностические
признаки штрихов текстов, выполненных
красящим веществом машинописной ленты
на угольной (карбоновой основе):

  • красящее вещество
    расположено на поверхности бумаги
    равномерно;

  • края штрихов
    ровные, без ореолов;

  • ширина соответствующих
    штрихов знаков и интенсивность
    окрашенности штрихов постоянные;

  • в штрихах наблюдается
    блеск;

  • в знаках имеется
    след давления (рельеф);

  • не копируются
    водой и органическими растворителями.

Диагностические
признаки штрихов текстов, выполненных
с использованием игольчатых (матричных)
принтеров:

  • штрихи состоят
    из отдельных точек – окрашенных
    элементов, являющихся оттисками игл
    печатающей головки;

  • дискретная
    структура штриха символа хорошо заметна,
    если документ выполнен черновым шрифтом;

  • при печати
    качественным или графическим шрифтом
    используется возможность двухпроходной
    печати, что повышает разрешаемую
    возможность принтера, но замедляет
    скорость печати. При этом оттиски игл
    перестают быть индивидуально различимыми.
    Остается ступенчатость наклонных и
    овальных элементов символов, указывающая
    на их дискретное происхождение;

  • признаки ударного
    способа печати. Возможна деформация
    печатной основы в местах нанесения
    красителя. Также в зависимости от
    красителя, использованного в красящей
    ленте, возможна его незначительная
    диффузия в толщу бумаги (для мастичного
    красителя) или отсутствия такого
    проникновения и графитовый блеск (для
    карбонового красителя).

  • красящее вещество
    штрихов непрозрачно для инфракрасных
    лучей, не обладает люминесцентными
    свойствами в ультрафиолетовой и красной
    зонах спектра;

  • копируются
    органическими растворителями (ацетон,
    диметилформамид).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Штриховка карандашом. Теория и практика

  • 2020/01/12

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом, то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

  • Штриховать объекты следует по форме. Чтобы сделать объекты реалистичными насколько это возможно, штрихи должны быть равномерными и следовать контуру объекта, чтобы показать его форму и объем.основы-штриховки-карандашомНа рисунке слева штриховка следует верхнему и нижнему эллипсу, что делает его объемным. В то время как на рисунке справа, форма предмета при штриховке не соблюдена, и он не создает такого же впечатления объема.
  • Штрихуем от тени к свету. У большинства объектов есть поверхности освещенные и затененные. Поэтому вам необходимо делать плавные переходы от света к тени. Один из методов — постепенно наносить все больше пигмента на затененные поверхности и меньше — на освещенные. Двигайтесь от тени к свету, постепенно делая линии длиннее и светлее. Главное, что нужно помнить — начинать штрих необходимо с темной поверхности объекта.
  • Перекрестная штриховка. Когда вы используете перекрестное штрихование, угол наклона должен быть минимальным. В то же время не стоит штриховать прям совсем в линию, иначе получится «волосатая» штриховка, обязательно нужно делать наклон. Штриховка каждого излома наноситься в отдельном направлении.
Пример неправильной штриховки
Пример неправильной перекрестной штриховки
Пример правильной перекрестной штриховки
Пример правильной перекрестной штриховки
  • Чистые линии. Отрывайте карандаш от бумаги, чтобы получались отдельные линии.
Правильная
Правильно
неправильно
Неправильно
  • Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку. Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  • Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
  • Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  • Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  • Запятые.
    Штрих должен быть на входе и на выходе чуть мягче, чем посередине. Т.е. посередине он немного активнее, на входе и на выходе он более легкий. Если у вас получается запятая, значит вначале вы давите сильнее. Старайтесь так, чтобы максимальная точка давления была именно в середине, тогда штриховка будет у вас получаться ровнее.
    ошибка штриховки запятые
  • Штриховка внахлест.
    Всегда нужно штриховку не доводить до первого ряда. Если мы будем делать неправильно и залезать, то у нас будет образовываться шов. С каждым новым слоем этот шов будет все темнее и темнее. Если подумать логически, то получается, что везде один слой штриховки, а на месте шва уже два слоя. И с каждым слоем они будут удваиваться.
На этом примере показано как делать не нужно. Видны швы.
На этом примере показано как делать не нужно. Видны швы.

Ошибки на первом слое не нужно исправлять, ошибки исправляем в конце, когда заштриховали уже много слоев.

  • Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

  1. Сначала теневая сторона.
    Будем тренироваться на цилиндре. Легкими линиями набросайте форму. К левому краю фигуры приложите лист бумаги, чтобы не беспокоиться о том, что выйдите за пределы формы. Используйте мягкий карандаш 4В, начните с верхнего края и начните наносить короткие штрихи слева-направо, двигаясь сверху вниз. Отрывайте карандаш от бумаги. Рисуйте линии ближе друг к другу или слегка перекрывая друг друга. Затем начните с того же места, но наносите уже более длинные штрихи, используя более твердый карандаш, например 2В. Следуйте контуру. Обратите внимание, что нижний эллипс более скруглен, чем верхний. Легче всего создавать гладкие, струящиеся линии, если использовать все движение руки и держать руку над карандашом или под карандашом (как правильно держать карандаш я расскажу в следующий раз).
    Image 003
  2. Добавьте штрихи подлиннее.
    Начните с левой верхней точки и двигайтесь вниз, продолжая добавлять более длинные штрихи очень легкими движениями более твердым карандашом. По этому участку мы пройдемся всего лишь один раз, поэтому убедитесь, что вы не сильно затенили поверхность. Гораздо легче добавить несколько штрихов, нежели стереть слишком темные линии.
    Image 004
  3. Двигайтесь к свету.
    Повторяйте предыдущие шаги, пока самый длинный штрих не достигнет самого светлого участка. А теперь, вам нужно использовать самый твердый карандаш 6H. Если вы заметили резкий переход, пройдитесь по нему более мягким карандашом и помните, что начинать штрих нужно с темной поверхности тени.
    Image-005

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

карандаш

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:

Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

Изучение текстуры — тема сама по себе увлекательная, одной только текстурой или тенями, выполненными в разной технике изображения, легко можно было бы заполнить несколько тетрадей для эскизов. Рассмотрим как следует формировать текстуру объекта, используя штриховку и размывку штрихов.

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

Тени и штриховка «пером»

Задавшись целью изобразить какой-то объект, необходимо взглянуть на него как на совокупность в большей или меньшей степени ярких пятен, в зависимости от того, как падает свет на разных участках. Установление шкалы валеров — очень важный шаг в процессе создания набросков. Линейный рисунок — это быстрый и привлекательный метод работы, однако его возможности в качестве способа изображения ограничены, когда дело доходит до передачи тонов. Вторжение в рисунок пятна или правильно подобранный тон придает изображению большую весомость, объем и глубину.

Мерседес Гаспар. Площадь в Цюрихе. 2005. Акварель и черный карандаш

Мерседес Гаспар. Площадь в Цюрихе. 2005. Акварель и черный карандаш

Наложение теней

Когда мы работаем карандашами или средствами линейного рисунка, затенение выполняется с помощью блоков или плетений штрихов. Большую или меньшую густоту тени определяет количество штрихов, которое мы наложим на конкретный участок. Здесь также играет роль и то, насколько быстро мы выполняем набросок, поскольку эти линии могут быть очень четкими и выверенными или же, наоборот, просто энергичными штрихами. Мы можем нанести все линии в одном направлении или же несколькими слоями, меняя угол.

Пример разных видов быстрого затенения, которые обычно используются в набросках:

  • штриховка зигзагом (A);
  • классическая штриховка (B);
  • растушевка (C);
  • высветление (D);
  • высветление с легким моделированием (E);
  • градация тона (F).

Наложение теней в рисовании

Посмотрим, как один и тот же объект затеняется тремя разными способами. Конечный результат зависит от выбранного способа:

  • тени, наложенные углем (А), имеют несколько размытый вид;
  • высветление с сангиной выглядит более строгим, хотя менее контрастным (В);
  • наконец, штриховка шариковой ручкой больше подчеркивает текстуру камней (С).

Наложение теней в рисовании

Наложение теней в рисовании

Затенение всегда стремится в первую очередь передать «округлость» тел, так как вся природа состоит из округлостей, то есть сферических, конических или цилиндрических объемов.

Наложение теней в рисовании

Когда мы будем рисовать на пленэре, хорошо бы собрать образцы поверхностей, которые бы нам позволили изучить текстуру и научиться передавать ее разными инструментами.

Штриховка «пером»

Штриховка «пером» — это наиболее распространенная форма штриховки в набросках. Она получается наложением параллельных линий вплотную друг к другу, чтобы создать впечатление заливки тона. Линии могут быть толстыми или тонкими, но ширина и весомость линии, а также плотность штриховки могут варьироваться, чтобы передать гамму тонов. Эти линии можно накладывать тщательно, а можно в свободной легкой манере.

Штриховка «пером», или последовательное наложение тонких штрихов вплотную друг к другу

Работа тушью и бамбуковой палочкой дает ломкую и рваную линию, которая как нельзя лучше подходит для передачи фактуры древесины.

Штриховка «пером», или последовательное наложение тонких штрихов вплотную друг к другу

Штриховка «пером», или последовательное наложение тонких штрихов вплотную друг к другу, хорошо подходит для передачи текстуры растительности. Этот эффект усиливается, если в качестве инструмента выбрать перо.

Исследовать разнообразие плетений и штрихов

Первый шаг, который должен сделать рисовальщик-любитель, — это исследовать виды штрихов, чтобы освоить их перед тем, как приступить к рисованию и увидеть, как они поведут себя в его набросках.

Пересекающиеся линии

Это форма затенения с помощью линии, которая создает интересный эффект текстуры. Она получается соединением двух или больше блоков параллельных штрихов, пересекающихся под определенным углом. Линии не обязательно должны быть прямыми, кривыми, пунктирными и зигзагообразными, нарисованные цветной тушью или фломастерами, эти линии могут пересекаться. Для применения этой техники фактически подходит любой инструмент.

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

  1. Классическая параллельная штриховка по диагонали наносится легко и быстро.
  2. Перекрестная штриховка под углом. Больше всего подходит для учебных набросков.
  3. Перекрестная штриховка под неравными углами. Это самый подходящий вариант для работы на пленэре.
  4. Перекрестная штриховка под прямым углом. Наименее эстетичная из всех, зато весьма практичная для усиления тонов в набросках.

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

Набросок, в котором использована параллельная штриховка по диагонали и перекрестная под углом. Достаточно нескольких наложений, чтобы усилить тон.

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

Перекрестная штриховка под прямым углом также оказывается весьма полезной, если мы наложим тени в нескольких участках наброска. Это быстрый процесс, который не требует особой тщательности.

Направление штриха

В рисунке важны не только интенсивность и толщина штриха, но еще и направление, которое мы ему задаем. Оно должно по возможности объяснить объем и текстуру каждой детали. Иными словами, направление линий играет роль не только в передаче текстуры или эффекта затенения объекта, но еще в какой-то мере и его объема.

Свобода в наложении тени

Отдельная тема в изучении текстуры — это выбор инструмента: способен ли он создать линии, которые передадут разнообразие и замысловатость компонентов. Давайте в полной мере используем возможности инструмента и движений нашей руки, забудем все, что касается техники затенения, зигзагов, штриховки, высветления, нажима, и предоставим свободу карандашу, перу или кисточке; будем рисовать пятна, точки, кляксы тона или цвета.

Свобода в наложении тени рисунка

Поищем поверхности с определенной текстурой, которые мы сможем изучать за 15-минутные сеансы. Текстура ветвей и листвы деревьев настолько сложна, что каждый художник находит свой способ ее передачи.

Свобода в наложении тени рисунка

Три варианта изображения одного объекта, различающиеся направлением штриха:

  • с параллельной вертикальной штриховкой, которая подчеркивает вертикальное положение и весомость объекта (А);
  • со штрихами, устремившимися к какой-то точке на горизонте, чтобы усилить глубину пейзажа (В);
  • с круговыми штрихами, которые акцентируют пышность и округлость крон (С).

Свобода в наложении тени рисунка

Увлажнить линию, размыть рисунок

Нет такого правила, которое бы нас вынуждало рисовать линейный набросок только каким-нибудь одним инструментом. Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой. Суть метода в том, что рисунок выполняется пером, фломастером или акварельным карандашом, ему дают высохнуть, а затем проводят по рисунку мокрой кистью.

Разгладить штрих

Традиционная комбинация, которую до сих пор используют многие современные художники, — это размывка линии. Линия может быть выполнена акварельным графитом, пером или фломастером. Поверх сухих штрихов акварельным карандашом или фломастером или же еще влажных штрихов тушью проводим кисточкой, смоченной в воде, — и получаем растушевку, которая сгладит резкость линии, уменьшив ее интенсивность, и та расплывется. Благодаря этому приему линия демонстрирует всю свою гибкость и экспрессивность, и художник может легко передать тон, светотень или цвет, причем быстро — краской, расплывшейся при размывке.

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

Размывка штрихов выполняется для того, чтобы их разгладить и получить тональные эффекты. Вот четыре способа размывки линии, сделанной фломастером: в двух первых случаях (А и В) штрихи были положены на влажную бумагу, в двух других (С и D) линия размыта кистью.

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

Рисунки, выполненные фломастером, позволяют очень легко размыть линию. Краска быстро растворяется и заполняет обширные участки темного тона.

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

В этом наброске комбинируются штрихи, выполненные фломастером, а также работа пером и черной тушью. Сделана размывка заднего плана с целью разгладить структурные линии зданий.

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

А еще мы можем разгладить штрих, если работаем тушью и пером по мокрой бумаге. Степень размыва зависит от количества воды, которое содержит бумага. Перед нами три образца, от меньшего количества к большему.

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

Размывы могут быть только локальными, не стоит добавлять слишком много воды в попытке проложить цвет. Следует работать на небольших участках, растушевывая, расплавляя и размывая линию.

Единство двух инструментов

Весьма непросто достичь единства двух инструментов, то есть сделать так, чтобы не создавалось впечатление, что тон был добавлен к линии уже впоследствии. С этой целью оба способа используются вместе: линия и размывка тона выполняются одновременно с тем, чтобы результат выглядел органично.

Линия и размывка тона выполняются одновременно с тем, чтобы результат выглядел органично

  1. Давайте проанализируем в этом упражнении, как следует размывать штрих, сделанный шариковой ручкой. Сначала четкими линиями рисуем объект, без теней и штриховки.
  2. Добавляем детали черепицы и плотной штриховкой затемняем окна фасадов.
  3. Средней круглой кистью, смоченной в воде, слегка проводим по линиям горы на заднем плане и верхнему контуру крыш.
  4. В результате размывки синяя краска расплывается, образуя участки слабого тона по обе стороны линий.

Линия и размывка тона выполняются одновременно с тем, чтобы результат выглядел органично

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

Техника линейного наброска напрямую связана с инструментом, выбранным для работы. Процесс варьируется в зависимости от материала и в соответствии с применяемой техникой. У каждого рисовальщика появляются свои предпочтения относительно наиболее подходящей техники. Кто-то выбирает тонкие и четкие линии, другие — размашистые, непринужденные и стремительные штрихи.

Разные методы

Каждый линейный метод предлагает свое исполнение и накладывает на рисунок свой отпечаток. Посмотрим несколько набросков одного и того же сюжета, чтобы сравнить разные линейные техники.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

Линейная техника №1

  1. Еще один вариант выполняем графитовым стержнем. В начальном наброске больше внимания уделяем зданию, которое изображаем толстыми штрихами.
  2. Деревья рисуем каракулями, увеличив нажим стержня на бумагу. Зигзагообразной штриховкой на скорую руку накладываем тени.
  3. Рисунок графитовым стержнем более жестовый и экспрессивный, чем первый вариант, выполненный тонкой, деликатной и мягкой линией.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

Линейная техника №2

  1. Предлагаем более непринужденный вариант. Выполнив первоначальный набросок черным ролером, накладываем каракули на растительность и камни.
  2. Дополняем набросок новыми непринужденными каракулями на растительности с правой стороны и на фасаде здания, хотя на этот раз работаем серыми фломастерами.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

Линейная техника №3

  1. В нашем последнем наброске главная роль отводится карандашу серого цвета. Работаем «проволокой», то есть одной линией, не отрывая кончика карандаша от бумаги.
  2. Рисуем одной единственной линией, как если бы все формы были профилированы длинной проволокой.
  3. Роль линии не ограничивается контуром элементов: зигзагообразной штриховкой автор сумел обозначить тени.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заговор как найти богатство
  • Как найти нужную песню в инстаграме
  • Как найти радиус описанной окружности треугольной пирамиды
  • Как исправить свой тип привязанности
  • Если флешка защищена от записи как это исправить