Как найти свой талант православие

    

«Как найти свое призвание?
Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь-то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит немало. Мы решили разобраться, почему этот вопрос, которым, казалось бы, обычно задаются подростки, не дает покоя столь многим взрослым людям. И конечно, попробуем выяснить, как эту жажду обретения призвания утолить.

На письма читателей о поиске призвания отвечает психолог Александр Ткаченко

Во множестве рассуждений о поиске своего призвания сегодня отсутствует очень важный компонент. Само это слово как бы говорит: человеку нечто уже заранее приготовлено, осталось лишь уточнить, что это, затем найти уготованное тебе поприще и стать счастливым.

Казалось бы, все очевидно.
Но…

Но логика русского языка закономерно предполагает, что там, где есть призвание, обязательно должен быть и тот, кто призывает. И вот как раз об этом в многочисленных публикациях на тему «как найти свое призвание» нет вообще ни слова. Хотя именно ответ на вопрос «кто меня призвал?» позволяет лучше сориентироваться в этом поиске. Ведь у призывающего наверняка имелись какие-то резоны, когда он готовил то или иное призвание для каждого человека.

Например, в сказке про Буратино папа Карло выстругал из полена деревянного человечка для того, чтобы тот ходил с ним по дворам и радовал жителей города своими танцами и песнями под шарманку. Поэтому Буратино точно знал свое призвание и не стеснялся во всеуслышание заявлять перед любой аудиторией: «Я создан на радость людям!»

К сожалению, в реальной жизни такой подход к выяснению своего призвания вряд ли возможен. Наши родители, конечно, надеялись, что мы вырастем хорошими и полезными обществу людьми. Но даже самые заботливые папа и мама не обладают необходимым уровнем компетенции для того, чтобы говорить о них как об источнике жизненного призвания. Рожая и воспитывая своих детей, мы не вкладываем в них призвания и в лучшем случае способны лишь помочь им самим его осознать (а в худшем — навязываем свои представления о нем, мешая их собственному поиску).

Государство здесь тоже плохо подходит на роль призывающего. Максимум, на что оно в этом смысле способно, — это, например, призвать человека в армию по достижении им определенного возраста.

Остается, пожалуй, только судьба. Которая в нынешнем ее понимании выглядит как-то расплывчато и неопределенно. В этом смысле древним грекам было куда проще: судьба для них была не философской абстракцией, а вполне конкретным божеством, вернее даже сразу тремя божествами — мойрами, прядущими нить человеческой судьбы. В мифологии они описаны как три сестры: Лахесис («дающая жребий» еще до рождения человека), Клото (с веретеном в руке «прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно завершающая жизненный путь человека, ножницами перерезая нить его жизни). Соответственно, за назначение призвания человека отвечала Лахесис, его осуществлению способствовала Клото и после того, как человек выполнил (или не выполнил) то, ради чего был призван в мир, Атропос закрывала проект, переводя человека в загробное ведомство Аида.

В наши дни трудно найти человека, который бы столь сложным образом исповедовал веру в судьбу. Однако религиозный мотив в понимании своей судьбы и призвания присутствует у многих и сегодня. По большому счету любое размышление об источнике человеческого призвания в итоге сводится к двум возможным вариантам.

Вариант первый:

людей к бытию призвал Бог. Соответственно, каждому из призванных Он приготовил некую миссию, и задача человека — понять этот замысел Божий о себе, исполнить его в меру сил и в конце пути дать Богу отчет в результатах.

Вариант второй:

у мира нет разумного Творца, а значит, нет и разумной цели как в существовании самого мира, так и в жизни отдельного человека. Судьба при таком взгляде — это всего лишь некая последовательность событий, обусловленная причинно-следственными связями. А призвание — наиболее оптимальный способ существования в мире, поскольку в этом варианте призвание идет от самого человека, вернее — от его потребностей, требующих удовлетворения. И нужно лишь внимательнее прислушаться к себе, чтобы понять, к чему они тебя призывают.

Тезис первый:

найти способ самореализации — еще не значит найти смысл.

Естественно было бы предположить, что по первому варианту призвание ищут люди верующие, по второму — атеисты и агностики. Однако в реальной жизни картина бывает куда более сложной. Совсем не редкость, например, когда верующий человек годами ищет свое призвание именно как способ наиболее комфортной самореализации. Например, каждый день приходя в офис, мечтает о работе, связанной с путешествиями. Или, занимаясь рутинным трудом, скажем, на стройке, считает, что его призвание — музыка или живопись. Что в общем-то понятно. Как говорят в народе, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше.

Такая поисковая активность вполне закономерна и естественна как для верующих, так и для неверующих. Найти профессию, которая была бы тебе по душе, — великое благо для любого человека. Однако множество людей вполне осознанно пытающихся понять, к чему они призваны, годами ищут свое призвание по этой схеме, примеряют на себя различные профессии и занятия, и по-прежнему остаются неудовлетворенными своей работой. Не помогают ни журнальные лайфхаки, ни консультации у психолога, ни заказные молебны в храме.

В чем же причина этих неудач? Дело в том, что при таком подходе, призвание понимается всего лишь как некая врожденная предрасположенность человека к тому или иному роду деятельности. Пойми ее, найди соответствующую ей профессию — и станешь счастливым. Твои потребности окажутся удовлетворены, и ты будешь спокойно получать удовольствие от своей работы. Однако для христианина это очень урезанный взгляд на призвание. Ведь кроме врожденной предрасположенности он получил в крещении еще и дары Духа Святого. А эти дары предполагают совсем иную направленность их применения: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет 4:10).

Дары Божьи даны нам для служения через них друг другу. И если мы верим, что призвание наше — от Бога, значит, искать это призвание следует прежде всего через понимание своего дара и соответствующего ему служения ближним.

Это вовсе не означает, будто наши врожденные склонности обязательно пойдут вразрез с дарами Духа, полученными в крещении. Напротив, Бог каждому из нас дает именно тот дар, который наиболее соответствует нашим способностям и задаткам. Однако именно дар придает им вектор служения, дополняет эти способности еще одним, важнейшим свойством — делает их осмысленными и направленными к высокой цели.

Ведь самовыражение, будем честными, — цель довольно приземленная. Найти свое призвание, чтобы просто получать от него удовольствие, — такая позиция мало чем отличается от тезиса «найти, где у меня чешется, и начесаться вдоволь». Собственно, и результат при таком утилитарном подходе к призванию часто бывает похожим: человек вроде бы нашел свое любимое дело, «почесался» от души, успокоился и опять заскучал, крутя головой в поиске очередного занятия, через которое можно было бы выразить себя. Но там, где человек осознанно ставит свои способности на служение другим людям, картина разительно меняется.

Тезис второй:

служение — не просто красивый идеал или высокие мотивирующие слова. Это вполне объективная духовная потребность любого человека.

Причем потребность такая же насущная, как стремление к развитию или самовыражению. Каждому из нас от природы свойственно желание приносить пользу и радость другим людям. Такими нас задумал Бог. И без удовлетворения этой потребности никакое найденное призвание не сделает нас счастливыми.

Сама по себе предрасположенность к какой-либо деятельности всего лишь инструмент, с помощью которого мы можем выполнять свое служение ближним. Спору нет, инструмент тоже важен и даже очень. Но человек, сосредоточивший свои усилия на поиске подходящего инструмента и совсем не думающий о том, каким образом он будет этот инструмент использовать, рискует оказаться разочарованным даже после того, как его поиски увенчаются успехом. Музыкальные способности или талант врача — все это не более чем профессиональная принадлежность, такая же, как дорогая гитара или хирургический нож из высококачественной стали. Однако хирургическим ножом можно спасать людям жизнь, но также можно вырезать им неприличное слово на лавке в городском саду. На дорогой гитаре можно исполнять прекрасную музыку, радуя слушателей, а можно просто позировать с ней перед камерой, выкладывая фотографии в Инстраграме.

Понять, к чему ты более предрасположен, — еще не значит найти свое призвание. Бог призвал нас в этот мир не только лишь для того, чтобы мы познали свои способности и нашли среди них самую приятную для нас. Талантов у любого человека множество, ведь каждый из нас создан по образу Божьему. Но просто перебирать их один за другим, примеряя к себе, — занятие бессмысленное и даже опас­ное, поскольку земная наша жизнь ограничена временем. Так, артист, чрезмерно увлекшийся в костюмерной выбором наиболее подходящего костюма, рискует опоздать к выходу на сцену и пропустить свое же выступление.

Призвание — это не талант сам по себе. Призвание — это служение другим людям, которое ты наиболее эффективно можешь осуществлять при помощи своего таланта.

Вот эта подмена понятий и сбивает с толку даже верующих людей, знающих Евангелие и читавших притчу о талантах. На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на сцене, скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному?

    

В христианстве любой талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он всего лишь та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении.

Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта.

Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом, наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением таланта, не «передачей серебра торгующим» с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной полировкой полученных в дар монет.

Вот как пишет об этом святитель Феофилакт Болгарский: «Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет».
Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия и по поиску своего призвания, и по развитию полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант — годами работать над кантиленой и звуком, писатель — над ритмом и выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять к своему результату граммы или сантиметры, сбавлять сотые доли секунды. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему.

Тезис третий:

с православной точки зрения самый лучший способ похоронить свой талант — это найти его и усиленно развивать лишь ради себя, ради собственных амбиций, удовольствия или творческих исканий.

Бог призывает нас служить друг другу полученными от Него талантами. А значит, поиск призвания не сводится к одному лишь тщательному исследованию своих дарований. Точно так же внимательно нужно исследовать и сами эти дарования, чтобы выяснить, какое из них окажется для нас самым удобным в служении другим людям. Это и будет нашим призванием, в котором органично сочетаются обе важнейшие духовные потребности человека — самореализация и самоотдача. Духовную жизнь человека можно сравнить с водоемом. Если он закрыт и не имеет выхода, вода в нем постепенно начинает портиться, плохо пахнуть и в конце концов протухает. Даже если изначально была кристально чистой. А вот там, где из водоема вода течет дальше, чтобы напоить поля и сады, картина совершенно другая. Потому что на место отданной воды приходит новая — чистая и свежая. И чем больше воды отдает водоем, тем прозрачней и чище он становится.

Все наши таланты не являются исключительно нашей собственностью. Мы не заработали их упорным трудом, а просто получили в дар от Бога. Они, словно драгоценная вода жизни, вошли в нас еще при рождении. Когда мы делимся ими и отдаем эту воду тем, кто испытывает в ней недостаток, Бог тут же восполняет отданное — и восполняет с избытком. Но происходит это, лишь когда мы делимся тем, что действительно имеем. Если у тебя нет дара слова, вряд ли получится служить другим людям в сферах, связанных с умением хорошо говорить. Если нет дара сострадания, рискуешь выгореть на работе, связанной с помощью страдающим людям. Если нет дара смелости и мужества, не получится служить людям, защищая их от преступников или иноземных захватчиков.

    

Хотя, конечно, все христиане призваны и к наставлению друг друга в вере и благочестии, и к милосердию, и к мужеству. Однако дары Духа Святого каждый из нас получает в соответствии с индивидуальными нашими особенностями. Вот что говорит Амвросий Оптинский, ссылаясь на преподобного Макария Великого: «…и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих — сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать».

Разумно предположить, что и прочие наши природные свойства также имеют значение для нашего христианского служения ближним. И поэтому трудный, а порой даже мучительный поиск дела, к которому лежит у человека душа, никогда не бывает для него бессмысленным.

Бог приготовил для каждого из нас служение ближним, которое будет соответствовать нашим талантам и дарам Духа Святого. А значит, тот, кто ищет дело себе по сердцу, поступает разу­мно, хорошо и правильно. Нужно лишь после, когда это дело уже будет найдено, обязательно найти также и способ употребить его для служения другим людям.

Чтобы вода полученной от Бога жизни не застаивалась в нашей душе, а щедро изливалась в души ближних, наполняя их радостью, миром и благодарностью. И чтобы Бог мог постоянно пополнять в нас этот отданный другим дар, а мы раз за разом убеждались в истинности слов Иисуса Христа: …блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20:35). Вот такая деятельность и будет настоящим нашим призванием.

Иллюстрации Марии Сосниной

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

«Как найти свое призвание? Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит очень много. На них мы попросили ответить монахиню Елизавету (Сеньчукову), пресс-секретаря Якутской епархии.

«Жизнь проходит, а призвания не найти!» — монахиня отвечает на грустный вопрос
Фото из архива автора

Многих сегодня по-настоящему одолевает невроз по поводу «особого пути» и
«особого предназначения», которые непременно каждый обязан каким-то образом
отыскать, чтобы не чувствовать себя неполноценным. Чаще всего этот поиск
проходит именно в плоскости трудовой деятельности — карьеры. Но есть другой мир
— мир веры, где этот вопрос предназначения снимается удивительным образом. И на
своем примере я попробую это показать.

Моя основная работа — тексты. Я пишу их в
качестве пресс-секретаря или в качестве журналиста. В принципе, я более или
менее состоявшийся журналист, без лишней скромности скажу, что в своей области —
очень неплохо состоявшийся.

Интересно, что к этой работе я никогда не
стремилась. Тексты были моим хобби. А мечтала я о другом.

 «Кем ты, Машенька, будешь, когда
вырастешь?» — спрашивали меня пятилетнюю.

«Врачом!» — уверенно отвечала я.

Ну естественно, папа — врач, мама — фельдшер
скорой помощи. С детства играла в больницу: кукле Жене мы с папой однажды
делали трепанацию черепа (у нее глаз провалился), куклу Наташу я пичкала
аминазином после аппендицита (для имитации аппендицита мы с мамой ей животик
забинтовали), кукле Даше брызгала на обожженную ручку (мощно так обожгла, чуть
не задохнулась от запаха плавящейся резины) пантенолом. Кем еще быть?

Но мое желание было связано не просто с
подражанием любимым родителям. Медицина — это и сейчас та человеческая
деятельность, перед которой я, кроме шуток, преклоняюсь. Врач — это своего рода
ангел в человеческой плоти. Только со свободой воли и способный ошибаться. Но
он именно ангел: вестник от Бога. Господь его посылает болящему. И я хотела
быть ангелом.

Шло время, и годам к тринадцати я наслушалась
от скоропомощников про сбор человеческих внутренностей вдоль железной дороги,
вытаскивание людей по кусочкам из столкнувшихся автомобилей, циничных шуточек
про «мотоциклист — мозги в горшочке», а также побывала в детской и взрослой
реанимациях и понаблюдала безрезультатные попытки «завести» давшего остановку
сердца младенца, агонию кардиологической больной и другие невеселые вещи — и желание
быть врачом стало конкретнее: «Врачом-психиатром». С уточнением: «Хочу
наркоманов лечить. Интересно, можно гипнотизировать на клеточном уровне? Чтобы
и психическую, и физическую зависимость устранять».

В девятом классе я выбрала экзаменом по выбору биологию и написала реферат по наркомании. Там я описывала симптомы отравления опиатами и каннабиолом, сравнивала химические формулы серотонина и ЛСД, приводила примеры разных форм терапии — и получила «пять», потому что система оценок у нас была, увы, только пятибалльная.

Но в десятом классе я начала самостоятельно
более углубленно изучать химию и биологию по пособию для абитуриентов. С химией
все шло нормально, а вот с биологией — беда и катастрофа. Я с пятого раза не
смогла запомнить устройство клетки. На мои истерические рыдания прибежали
родители:

«Что ты, Машенька, плачешь?»

«Я никогда, — задыхаясь и захлебываясь слезами объясняла я, — никогда
этого не запомню».

Родители с грустью переглянулись. Вообще-то,
я действительно была совершеннейшим гуманитарием. Не в смысле «бездарь в точных
науках» — это в нашей семье вообще не рассматривалось, считалось, что, если
человеку нужно разобраться в каком-то предмете, он садится и разбирается, и
ничего невозможного нет. В смысле — «остальное неинтересно». История? Запоем.
Обществознание? Восторг полный. Литература — километровые сочинения с
провокационными, но яркими идеями, цитированием Эриха Фромма и Жоржа Батая,
подготовка докладов по современной поэзии на примерах песенного творчества
исполнителей в жанре «русский рок», изложения и сочинения в стихах и так далее.
Собственно, да, стихи. Ну и прозы немножко.

«Может быть, тебе поступить в Литературный институт?» — огорченно спросила мама. «Да-да, Литературный институт!» — бодро поддержал ее папа.

В глазах у них читалось при этом: «Ну что
ж, ребеночек не тянет…».

Я ужасно обрадовалась, закинула злосчастную
биологию в дальний шкаф, сосредоточилась на истории, литературе, песнях Beatles
и Pink Floyd (иностранный же!) и оттачивании рифм и записалась на
курсы при Литературном институте.

Так я из примитивной лени и отсутствия усидчивости отказалась от своего призвания. Господь меня за это регулярно вразумляет. «Меня окружают психи!» — периодически начинаю я орать в голос. Ну, психи — это, естественно, упрощение. Люди с нервными срывами, тяжелыми ситуативными и эндогенными депрессиями, внезапно открывающейся шизофренией или биполярным расстройством.

Рано или поздно у меня в одном из миллионов мессенджеров, на кухне, на пути окажется расстроенный и растерянный человек, не понимающий, что с ним происходит. И рано или поздно получит от меня вовсе не духовный совет сходить к соответствующему доктору. В какой-то степени я считаю это своей миссией — дестигматизацию психических болезней. В конце концов, никто же не стесняется того, что у него зуб заболел? Почему надо стесняться депрессии или голосов в голове?

В книжке «Гарри Поттер и Тайная Комната», когда главный герой начинает слышать какое-то осмысленное бормотание в своей голове, рассказывать об этом старшим не рекомендует его умная подружка Гермиона: «Даже в мире волшебников голоса в голове — это плохой признак». Ее предрассудки подбросили дровишек в огонь непонимания происходящего. А по-моему, глупость она сказала. И вообще этот ужас «тебя за психа примут» — глупость и недальновидность. Допустим, меня примут за психа. А если меня не примут за психа, а я псих? Давайте дождемся, когда я прыгну с балкона? Или в кого-нибудь кирпичом запущу? Или просто перестану мыться, есть и выходить на улицу?

(Теперь вы видите, что психиатрия
действительно была моим призванием. Иногда думаю: может, второе высшее
психологическое получить хотя бы?)

Не тратьте свою жизнь на охоту за птицей, особенно если вы не уверены в ее цвете и виде.

В Литературный институт, кстати, я так и не
пошла поступать. Учиться писать прозу мне было неинтересно, хотела я писать
стихи, причем не абы у кого, а на семинаре у Олеси Николаевой (которая в тот
год семинар, к сожалению, не набирала) — в общем, плюнула и пошла в Институт
философии ГАУГН, на базе Института философии Российской Академии наук. Наукой
занималась в четверть силы. Что плохо. Но диссертацию написала вполне благополучно
и на свои темы могу рассуждать с удовольствием и долго, писать о них популярные
статьи, объяснять их на пальцах студентам и даже школьникам.

Но я иногда до сих пор злюсь на себя за лень, которая не позволила мне взять себя в руки и разобраться в биологии.

Первый вывод из этой печальной истории: призвание — в сердце.

Если у вас к чему-то лежит душа, что-то нравится делать, но внешние обстоятельства мешают этим заниматься постоянно — преодолевайте эти внешние обстоятельства. Да, представьте себе, ваше непонимание — это обстоятельство внешнее. Если хотите — искушение. Потому что сердце и душа находятся где-то глубже.

Второй выводесли у вас не получилось сделать то, к чему вы призваны, своим основным делом, у вас не получится не сделать его хотя бы не основным.

Вы хотели стать архитектором, но вы не получили достаточно высокого балла по математике и провалились с треском? Будьте уверены, в какой-нибудь момент вам придется помогать перестраивать чью-нибудь дачу или самостоятельно продумывать дизайн квартиры. От призвания не сбежать.

Третий вывод проистекает из дальнейшей моей
истории.

Лет с двенадцати я с опасливым восторгом
смотрела на монахов. Я любила ходить в церковь и молиться, хотя долго
находиться на службе мне было скучновато, я просто ничего не понимала. Я любила
Бога, как бы это пафосно ни звучало. В Нем невозможно было сомневаться.

После смерти мамы (мне было семнадцать) «монахолюбие»
усилилось. Потом был в жизни эпизод, когда я внутренне пообещала себе и Богу к
этому прийти.

Шли годы, я стала заниматься преподаванием,
потом журналистикой, потом попала в командировку в Якутию, потом переехала
туда, чтобы работать в епархии, потом приняла монашество. Чин ангельский, между
прочим. Думаю, это правильно. Потому что когда-то еще девочкой-подростком меня
не длинные черные одежды восхитили. Меня через них Господь за плечо тронул.
Позвал. Призвал. И я откликнулась, хотя откликалась долго. Поэтому
журналистика, к которой я пришла не по призванию, а по обстоятельствам, меня к
Нему и привела.

Итак, вывод третий: призвание — это не что-то единственное на всю жизнь, что ее раз и навсегда предопределяет.

Если бы я была психиатром, я бы не приняла монашество. А приняв монашество, я уже вряд ли найду возможность стать психиатром.

Ну и, соответственно, вывод четвертый: не тратьте свою жизнь на охоту за птицей, особенно если вы не уверены в ее цвете и виде.

Может, она синяя птица счастья, может — зеленая птица попугай, может — журавль в небе, а может — вообще пингвин или страус, которые не летают. Не надо вообще ни за кем охотиться, занимайтесь тем, что вам интересно здесь и сейчас. Профессионально растите, расширяйте и углубляйте знания — так ваш интерес будет сохраняться и увеличиваться.

А что касается призвания — рано или поздно
вы к нему придете. Призвание на то и призвание, что зов Божий будет время от
времени слышаться то ближе, то дальше. Когда раздастся совсем близко — тогда и
развернитесь к нему, и встретьтесь лицом к лицу.

Как молодому человеку понять свое предназначение, помогает ли в этом православная вера и способна ли она гармонизировать подростка в непростой период взросления – на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил исполняющий обязанности благочинного Ивановского церковного округа, заместитель председателя молодежного отдела Екатеринбургской епархии иерей Сергий Шумков.

Более 10 лет батюшка возглавляет приход храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Краснолесье. Этот приход считается одним из самых «молодежных» в Екатеринбурге. Около пяти лет в нем действует клуб «Ортодокс LIFE», в котором занимаются молодые люди от 12 до 35 лет.

Отец Сергий начал беседу с ответа на вопрос, почему именно его приходу известный детский писатель и основатель отряда «Каравелла» Владислав Петрович Крапивин передал в дар список с уникального образа XVII века – икону «Спас Эммануил».

Священник рассказал, что у него с Владиславом Петровичем был общий друг, который в своей юности занимался в «Каравелле» – художник Дмитрий Хайдаров. Дмитрий был прихожанином храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Несколько лет назад он скончался от инсульта в своей квартире во время написания икон для иконостаса. Когда-то он познакомил отца Сергия с Владиславом Петровичем, который, как оказалось, на тот момент болел и захотел исповедоваться и причаститься. Батюшка рассказал, что до этого Владислав Крапивин ни разу не исповедовался и не причащался. После духовной беседы со священнослужителем Владислав Петрович резко начал выздоравливать и прожил еще несколько лет. После этого Владислав Петрович решил передать икону, писанную Дмитрием Хайдаровым в дар храму. Это состоялось в марте 2015 года. В притворе справа на детской стороне можно найти икону «Спас Эммануил»., где изображен Иисус Христос в 12-летнем возрасте. Это список с древней иконы XVII века, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

– Владислав Петрович был очень хорошим человеком, его доброта и любовь к людям раскрылась в его книгах. Его персонажи тоже являются такими же сверстниками Иисуса Христа 12-летнего возраста, т.е. это такая аналогия в книгах Крапивина. Его отец был священником и дворянином. Может, это и повлияло на его духовность и приход в церковь. Хорошие и добрые люди рано или поздно всегда приходят к Господу Богу, – подчеркнул иерей Сергий Шумков.

Каждому человеку, считает батюшка, даются таланты – это те особенности, свойства человеческой души, которые человек должен реализовывать на благо своим ближним. У каждого есть разные таланты, у кого-то это художество, физическая сила, спортивные таланты и достижения, интеллектуальные и т.д. И от этого и нужно отталкиваться. Если человек еще в детстве увидел, чем ему надо заниматься и что его привлекает, это и нужно в себе развивать. К сожалению, иногда родители говорят: «Ты решил заниматься музыкой, а что тебе это принесет в жизни, как ты это реализуешь. Будь лучше экономистом/бухгалтером/юристом». А у человека совсем нет к этому призвания. И он потом всю жизнь будет от этого страдать и мучиться. На таланты ребенка нужно обратить внимание и родителям.

– Если у человека есть таланты, данные Богом, не нужно их закапывать, нужно развивать и по возможности не приписывать себе. Ведь все, что в нас есть хорошего и доброго – это дар Божий. Если человек реализует свои таланты на благо ближних, Церкви, то тогда он будет получать обратную отдачу и награду от людей и Бога. И тогда у человека, скорей всего, не появится профессионального выгорания, – отметил батюшка.

Раскрыть свои таланты, найти свое предназначение человеку поможет православная вера. Если человек действительно хочет реализовать все, что Господь в него заложил, то лучше всего и проще всего сделать это вместе с Богом, подчеркнул священник. Он напомнил очень важный духовный закон, который сформулировал блаженный Августин, святой отец Западной Церкви до раскола. Он сказал, если Господь в жизни человека будет на первом месте, все остальное становится на свои места. Отец Сергей по опыту знает, что это действительно так, он видит, как у людей, приходящих в храм и начинающих жить по закону Божьему, все меняется и становится на свои места: и здоровье, и семья, перед человеком отрываются какие-то новые горизонты, жизнь начинает играть новыми красками. Это все реально и возможно, самое главное человеку захотеть узнать об этом. Если человек хочет жить только лишь по своим инстинктам и духовно не развивается, это его полное право. Но Церковь в таких ситуациях предупреждает, что жизнь без Бога постепенно превращается в ад уже на земле. Ад – это когда люди живут не по закону Божьему, не по любви к Богу и ближнему, а по своим принципам, законам, понятиям, по эгоизму, гордости; начинают унижать, оскорблять, убивать. И это тяжким грузом ложится на всю жизнь человека. И в старости этот искалеченный и больной человек приходит к Богу, но у него нет сил кардинально изменить свою жизнь. Батюшка рекомендует с раннего возраста, с молодости начать менять свою жизнь, постараться не совершать тех ошибок, которые поведут жизнь под откос. Привыкший к греху человек не входит в Царство Небесное, потому что для этого необходимо научиться любить Бога и ближних. Для этого и дается земная жизнь.

Слушатели спросили батюшку, способна ли вера гармонизировать подростка в непростой период взросления. Вера, по мнению священнослужителя, действительно помогает еще не зрелому человеку найти ориентиры и выстроить правильную иерархию в системе ценностей. Если человек живет в среде без понимания духовных законов, то он волей-неволей будет их нарушать.

– Начав изучать психологию, я заметил, что не нужно никого ничему заставлять. Некоторые родители и священнослужители, педагоги, пастыри, духовные отцы начинают говорить: «Это тебе можно, это нет, делай, как я сказал и т.д.». Я считаю, это неправильный путь, потому что чем мы больше ограничиваем человека в свободе, тем больше ему хочется это делать и больше соблазна пойти по тому пути, – уверен отец Сергий. – Мой совет и опыт говорит о том, что лучше объяснять человеку, что последует за его поступками. Объяснить, что когда человек потакает своим страстям, инстинктам, то тогда человек из своего предназначения, образа и подобия Божьего скатывается до уровня животного зверского, которое живет только по своим инстинктам.

Подростковый и юношеский возраст очень соблазнительный, и даже православные дети в какой-то момент могут отойти от веры. Человек начинает вставать на взрослые рельсы, начинает сепарироваться от родителей, взрослеть, родители становятся ему не указ, он начинает проверять слова и опыт, полученный от родителей, правильно это или нет. И здесь важно родителям набраться терпения и подождать, когда ребенок сам придет с вопросом и поблагодарит или спросит что-то. Самое важное – быть рядом и подсказать, не отвернуться: «Ты мне больше не сын, я отрекаюсь».

– Нужно вспомнить себя в этом возрасте. Часто родители не хотят вспоминать, они пару лет как пришли в храм, и думают, что всю жизнь были святыми. Конечно же, нет, вспомните себя, поделитесь своим опытом. Не нужно насильно тащить в храм человека с 12 лет, это будет вызывать агрессию. Надо показать своим примером, как христианин должен решать свои проблемы и объяснить, что с Богом все проходит благополучно. Я сам с детства в этом убеждался, как только я начинал ослабевать в духовной жизни, у меня появлялись другие развлечения, то тут же начинались проблемы в школе, ссоры, конфликты. И начав молиться, усердно готовиться к причастию, проблемы разрешались сами собой. Я постоянно убеждался, что духовные законы, которые написаны в Евангелие, все безотказно работают. И это самое главное для меня подтверждение истины нашей христианской православной веры, – подчеркнул батюшка.

Какая молитва и при какой осознанности ребенка может быть самой первой? У батюшки четверо детей от 1,5 до 10 лет. По вечерам он читает молитву по соглашению, после которой дети начинают молиться друг за друга. Дети сначала молятся Господу, благодарят за то, что есть. Человек с детства должен понимать, что то, что он имеет, это дар Божий. Есть люди, которые этого не имеют. С детства нужно ребенку объяснять и показывать, что то, что у тебя есть, это здорово и этому нужно радоваться, благодарить Бога, и тогда человек, который научился благодарить Бога за то, что имеет, Господь ему дает больше. А когда человек не доволен с детства, игрушки не те, еда не та, то он привыкает к такому состоянию, думаю, что ему все должны. В результате Господь у него забирает то, что есть. Поэтому молитва ребенка должна начинаться с благодарности Богу, продолжаться в молитве за то, что нужно ему на данный момент. Но это не про материальные блага, а про здоровье, послушание, чтобы его родители были здоровыми, а потом все, что нужно ребенку, т.е. чтобы он был умным, милосердным, талантливым. Дети батюшки участвуют в молитве с года, да, они еще не понимают, о чем идет речь, сами не могут говорить, но они видят, как молится семья, пародируют своих братьев и сестер, пытаются креститься, делать земные поклоны. Это входит у ребенка в привычку, норму. Это хороший пример, считает священнослужитель.

Один из слушателей спросил отца Сергия, как завоевать уважение сверстников и найти свою любовь? Батюшка предложил подумать, с кем человеку приятнее общаться: с злыми, жестокими людьми, либо с хорошими, добрыми, умными простыми, приветливыми. Именно с последними. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Есть еще народная поговорка: «Будь проще и люди к тебе потянутся». Все что мы делаем, к нам возвращается. В юношеском возрасте, когда происходит становление, у ребят еще нет ценности жизни, добрых отношений, они не понимают и не ценят этого, но через свой опыт они должны научиться обращаться с людьми так, как сами хотят, чтобы обращались с ними. Это золотое правило христианства.

– Любовь христианская – это не просто какие-то «розовые чувства», это добрые дела. Начни сам делать что-то доброе для своих сверстников, и ты увидишь, как меняется отношение к тебе. Для меня пронзительным моментом Евангелия служит та история, когда ко Христу пришли воины, чтобы схватить его, во главе с его учеником Иудой, предателем. Тот его целует, а Христос спрашивает: «Друг, зачем ты пришел?», то есть он до конца пытался изменить этого человека. Да, он знал, что у Иуды есть страсти. Господь до конца давал ему шанс. Когда мы видим вражду по отношению к нам, если мы сами настроены негативно, то мы умножаем все это, а Христос говорит: «Подставь другую щеку», постарайся не отвечать или делать добро. К врагам нашим и обидчикам проявлять нежные чувства – это сверхъестественный духовный уровень, но хотя бы не отвечать злом на зло – это уже принципиально меняет людей, – считает батюшка.

А чтобы найти свою любовь, наверное, в первую очередь нужно молиться, нужно просить Господа Бога, чтобы он послал вторую половину, считает отец Сергий. Это жизнеутверждающий момент, потому что от семейной жизни, от любви, отношений, от церкви семейной зависит много. Нужно смотреть на духовную сторону своего супруга. Люди практически не меняются, особенно мужчины, подчеркнул батюшка. Если девушка думает, что она изменит парня, это самообман. Мужчины практически не меняются, но, наоборот, женщины после вступления в брак меняются принципиально. Если людей что-то не устраивает, то нужно проговаривать такие моменты. И иногда прислушиваться к мнению своих родителей: они опытные и видят те нюансы, которые молодые люди в розовых очках влюбленности не видят.

Создавать семью нужно тогда, когда человек уверен в чувствах, когда повзрослел, берет ответственность за свою семью, когда готов к деторождению, когда морально готов сам. Семья – это самостоятельная жизнь; нужно понимать, что это надолго, серьезно, тогда все будет с Божьей помощью.

– Если вы еще не готовы, играете в игры до 30-40 лет, то не знаю, получится ли сделать крепкую и счастливую семью, – отметил батюшка. – Чтобы научиться понимать друг друга, нужно общаться. Что касается мужчины и женщины – у нас мозг и психология устроены по-разному, мы не понимаем, что в головах друг у друга. Нужно общаться, проговаривать элементарные вещи, говорить свое мнение, узнавать мнение избранника. Тогда мы будем понимать, что у другого в голове, как он мыслит. Если каждый думает, что он прав, то для этого есть психологи. Рекомендую обращаться к верующим православным психологам. Часто современные психологи советуют такие вещи, которые для христианина неприемлемы. В нашем городе есть православные психологи, например, в центре защиты детей «Колыбель», где помогают сохранять семью, также это центр преодоления зависимостей «Подвижник».

Батюшку спросили, стоит ли заводить детей в начале семейной жизни или прежде надо построить карьеру? Батюшка отметил, что рождение детей – это большое испытание и кризис для семьи. Когда центр внимания у женщины смещается на детей, когда она не обращает внимание на мужа, появляются проблемы. Тогда нужно обращаться за помощью к тем же психологам или к духовникам.

– К сожалению, не все современные священники и духовники имеют представление о психологии, считаю, что это минус. Психологией нужно заниматься, она помогает человеку разобраться в себе, ближних, взаимоотношениях, с ее помощью можно решить многие проблемы, в том числе связанные с кризисом в жизни семьи, – отметил батюшка.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

– иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;

– иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;

– иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;

– протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;

– игумен Петр (Мажетов): ​«Скорбь – нужное состояние души, которое человек должен прожить»;

– протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;

– иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком – подарить ему надежду своим отношением к жизни»;

– иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;

– иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;

– иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость – одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;

– иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;

– протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

– иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо – современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

– протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;

– иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;

– иерей Даниил Рябинин: «Царская семья – пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

– протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

– иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

– игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;

– игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;

– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;

–  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;

– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;

– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;

– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица

«Не зарывай свой талант в землю» — эти слова являются главным жизненным принципом для любого человека, открывшего в себе какой-нибудь талант. Но знаем ли мы
о происхождении этой фразы? Действительно ли в ней идет речь о наших способностях к рисованию, музыке, танцам и прочим видам творчества, которые нам ни в коем случае нельзя в себе оставлять без развития? И, наконец, каким образом талантливый человек может зарыть свой талант?
Попробуем разобраться в этих вопросах, которые на первый взгляд кажутся такими простыми.

Талантливых людей принято называть одаренными. Мы настолько привыкли к этой формулировке, что уже почти не задумываемся над ее смыслом и просто употребляем ее для обозначения некоторой положительной способности, выраженной у человека более ярко, чем у всех прочих. Но если задуматься, само слово «дар» говорит о том, что способность эта не является безусловной принадлежностью человека. Дар — нечто, полученное нами извне. Без какой-либо нашей заслуги (иначе это будет награда) и без какой-либо платы (иначе это будет покупка). Просто как подарок на день рождения. Собственно, подарок это ведь и есть производная форма от слова дар. Однако разница между подарком и даром очевидна: подарком может стать какой-нибудь приятный пустяк — игрушка, коробка конфет, букет ромашек, то есть любой знак внимания, способный доставить человеку мимолетную радость. В дар же возможно принести лишь что-то очень важное и значимое. Например, московский купец Павел Михайлович Третьяков передал в дар родному городу свою коллекцию картин и скульптур, которая стала основанием одного из самых знаменитых музеев мира — Третьяковской галереи.

Дар — дорогое слово. Но оно становится дорогим вдвойне, если мы говорим, что в дар получен талант. Ведь талантом в древнем мире называли денежно-весовую единицу, которая в различных культурах измерялась десятками килограммов серебра и даже золота.
Получается, что за обыденными словами «одарен талантом» стоят как минимум две очень важные истины:
талант — нечто очень важное и дорогое;
он получен нами в дар.
Любой талантливый человек это даже не столько знает, сколько чувствует. В таланте всегда ощущается какая-то метафизика, запредельность, его невозможно объяснить одной лишь наследственностью и воспитанием. Каждый обладатель таланта понимает в глубине души, что это именно дар, причем персональный, именно ему врученный. А если есть дар, значит, есть и Даритель, перед Которым мы ответственны за надлежащее употребление дара.

Служенье муз не терпит

В античном мире этот религиозный оттенок талантливости объяснялся следующим образом: каждому виду творчества покровительствовало особое божество — муза. Их было девять, и все проявления таланта в людях объяснялись их влиянием. Чтобы заслужить благосклонность муз, нужно было искренне стремиться к развитию в себе определенных способностей, приносить музам жертвы, служить им. Отголоски такого понимания природы таланта до сих пор можно встретить среди людей искусства в виде выражений вроде «она посвятила себя Мельпомене» (музе трагедии) или знаменитого Пушкинского «…служенье муз не терпит суеты».

Конечно, сегодняшние «служители Мельпомены» вовсе не являются адептами древнегреческого культа. Но и относить на все сто процентов подобные выражения к области метафоры, наверное, не стоит. Потому что для любого театрального актера слова «служение сцене» наполнены вполне реальным содержанием и действительно выражают идею бескорыстного служения чему-то большему, чем сам человек. Отношение к своему делу как к культу может проявляться не только у артистов, музыкантов и художников, но, например, — у спортсменов или ученых.

Такая «стихийная религиозность» творческих людей обусловлена, прежде всего, опытом переживания в себе таланта — странного, необъяснимого в категориях обыденной жизни дара, который, подобно зерну, брошенному в почву, прорастает в тебе независимо от твоего желания. С древних времен и до наших дней талант воспринимался его обладателями как отзвук иного, высшего мира, как небесный огонь, воспламеняющий душу неземными переживаниями.

Но когда одаренный человек начинает знакомиться с основами христианской веры, он почти всегда сталкивается с типичными проблемами, которые, в сущности, сводятся к одному вопросу: а можно ли одновременно служить Христу, и, скажем, искусству? Тем более, что и само нынешнее значение слова «талант» имеет евангельское происхождение.

«Жонглер Богоматери»

Выражение «зарыть талант в землю» — прямая цитата из притчи Христа о трех слугах, каждому из которых хозяин вручил определенное количество серебра (измеряемое в талантах). Двое слуг свои таланты преумножили, а третий зарыл в землю — и был за это наказан.

Вывод напрашивается сам собой: христианство считает пренебрежение талантами — грехом, а максимальную самореализацию талантливого человека в избранной им сфере деятельности — добродетелью. Значит, совершенствовать свой талант можно, нужно и должно именно потому, что это угодно Богу.

Подобным образом рассуждают очень многие люди, жизнь которых связана с творчеством. Правда, в такой логике есть уязвимое место. Предположим, человек всю жизнь играл на скрипке и достиг в своем искусстве потрясающих высот. Однако при этом был жутким сквернословом, пьяницей и безобразно обращался с женщинами. Или же — поэт и писатель, знаменитый на весь мир художник слова, благополучно совмещал свои творческие изыски с чудовищным высокомерием и гордостью. Или — завистливый и жадный человек благодаря своим уникальным способностям стал олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту с шестом. Так неужели их талант тоже можно считать добродетелью в христианском смысле этого слова, неужели они достойны похвалы у Бога, подобно слугам, преумножившим серебро своего господина?

Очевидно, здесь что-то не так, эта версия хромает на обе ноги и явно нуждается в пересмотре. Но очень уж соблазнительной кажется талантливым людям именно такая трактовка евангельской притчи. Идея оправдания своей жизни плодами своего творчества, то есть преумноженным талантом, чрезвычайно распространена в любой творческой среде, точно так же, как и идея служения своим искусством неким высшим силам (или Богу, тут уж — кто во что верит). Так, еще в средневековой Европе получила широкое распространение легенда о «жонглере Богоматери» — добром и наивном человеке по имени Барнабе, бродячем артисте, который прибился к католическому монастырю и там, по простоте душевной, решил порадовать Богородицу своим умением. Финал этой истории выразительно описан в новелле Анатоля Франса:

«…У алтаря святой Девы Барнабе, вниз головой, подняв ноги кверху, жонглировал шестью медными шарами и двенадцатью ножами. В честь Божьей Матери он проделывал фокусы, за которые его когда-то особенно хвалили. Не поняв, что этот бесхитростный человек отдает пресвятой Деве все свое искусство и умение, старцы сочли это кощунством.
Настоятель знал, что Барнабе чист душою, но он решил, что у бывшего жонглера помутился разум. Все трое хотели было вывести его из часовни, как вдруг увидели, что пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою своей голубой одежды пот, струящийся со лба жонглера».

Эту легенду часто вспоминают как некий аргумент, доказывающий, что Богу угодно любое искусство и умение, если только оно доведено до совершенства. Однако с православной точки зрения такой аргумент выглядит крайне неубедительно. И не в том даже дело, что средневековая легенда — сомнительный источник для столь важных и глубоких выводов. Достаточно лишь дочитать до конца произведение Анатоля Франса, и сразу станет понятно, что совсем не жонглерское мастерство стало причиной благосклонности Богоматери к герою новеллы:

«…как вдруг увидели, что пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою своей голубой одежды пот, струящийся со лба жонглера.
Тогда, распростершись на каменных плитах, настоятель возгласил:
— Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!
— Аминь! — целуя землю, ответили старцы».

Не чудеса жонгляжа оказались приятны Пресвятой Деве в легенде, а сердечная чистота простеца Барнабе, которую он сумел сохранить не благодаря, а скорее — вопреки своей тяжелой профессии.

Грехи за стихи?

Но, как уже было сказано, идея служения и оправдания перед Богом своими талантами очень соблазнительна. И вот, уже в XX веке, замечательный поэт Борис Слуцкий пишет:

Грехи прощают за стихи.
Грехи большие —
за стихи большие.
Прощают даже смертные грехи,
когда стихи пишу от всей души я.

А Владимир Высоцкий идет еще дальше и прямо говорит:

…Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

В основе подобного упования на спасительность собственного творчества лежит все та же евангельская притча о преумноженных талантах, правда, весьма специфически понятая.
Поэтому есть смысл еще раз ознакомиться с содержанием этой притчи. Хотя бы для того, чтобы помнить, из какого контекста пришла в нашу культурную жизнь поговорка о закопанных и умноженных талантах. А еще — для того, чтобы не вкладывать в нее тех смыслов, которые абсолютно чужды первоисточнику.

…Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф 25:13—30).

Из евангельского текста действительно можно сделать вполне закономерный вывод: талант — некий дар, настолько важный, что от результатов обращения с ним прямо зависит судьба человека в Вечности. Но в притче нет и намека на современное значение этого слова. Речь там идет о некоей ценности, которую нужно не просто сохранить, но и получить с нее прибыль. Именно отсутствие этой прибыли будет причиной наказания нерадивых обладателей таланта. А значит, мы должны решить для себя как минимум два очень важных вопроса:
Чем в нашей реальной жизни являются таланты из притчи?
Что за прибыль мы должны на них получить?
При этом следует учесть, что притча эта была рассказана Христом Его ученикам всего за два дня до Распятия. Странно было бы предположить, будто накануне Своих крестных страданий Господь вдруг решил составить инструкцию по развитию творческих способностей для особо одаренных людей. Очевидно, речь идет о чем-то куда более существенном и актуальном для всех людей вообще, а не только для представителей творческих профессий. И раз уж поговорка о закопанных талантах имеет церковное происхождение, разумно было бы выяснить, какое толкование этой притчи предлагает сама Церковь.

Блеск и нищета дембеля

Вот как пишет об этом святитель Феофилакт Болгарский:

«Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет».

Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь — добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия по развитию полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант — годами работать над кантиленой и звуком, писатель — над ритмом и выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять к своему результату сотые доли секунды, граммы или сантиметры. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему. С православной точки зрения самый лучший способ похоронить свой талант — это усиленно развивать его ради себя, ради собственных амбиций, творческих исканий и даже, как ни странно, — ради служения чему-то высшему. Потому что адресовано такое квазирелигиозное служение может быть лишь все тем же — Мельпомене, Терпсихоре и прочим музам, но — никак не Христу, способы служения Которому описаны в Евангелии предельно ясно и доходчиво: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Все, что мы делаем ближнему, — делаем Богу. Любой человек, с которым нас свела жизнь, — нерукотворная икона Христа, живой Его образ, который христиане почитают даже в самом опустившемся бродяге и пьянице. А для того чтобы помогать нуждающимся людям Христа ради, совсем не обязательно иметь какие-то выдающиеся способности, достаточно искреннего сострадания или хотя бы неравнодушного отношения к чужой беде.

Это ни в коем случае не означает, будто православие и творчество несовместимы. История человечества знает множество художников и ученых, писателей и музыкантов, которые исповедовали православную веру и достигли выдающихся результатов в избранном деле. Однако ни одному христианину и в голову не придет мысль, будто оправдаться перед Богом можно плодами своего творчества. На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на сцене, скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному? В христианстве любой талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он всего лишь — та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении. Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть — дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта. Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом, наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением таланта, не «передачей серебра торгующим» с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной полировкой полученных в дар монет. Сами же мы тогда уподобимся вовсе не добрым рабам, заслужившим похвалу своего господина, а всего лишь — старослужащему солдату, который, готовясь к «дембелю», невесть с какой целью натирает до зеркального блеска латунную бляху на форменном ремне.

История об утопленном таланте

Христианство, конечно же, не призывает к пренебрежению талантами. Напротив, само евангельское название — талант, — говорит о том, что любой Божий дар драгоценен, важен и радостен для человека. Но все же спасительным является не сам дар, сколь бы сильно мы его в себе ни развили, а правильный способ пользования этим даром — служение ближним с его помощью. О неправильном же способе святитель Феофилакт пишет:

«Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы».

Правда, иногда единственной возможностью преумножить свой дар становится как раз… зарывание таланта в землю, сознательный отказ от его реализации. Пояснять этот парадокс абстрактными рассуждениями можно долго и подробно, но лучше сделать это на конкретном примере из жизни.

Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в спортивном мире — тысячи. Но это — лишь на первый взгляд. Потому что речь идет (приготовьтесь считать!) об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким «послужным списком» во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по пальцам. И вот на пике своей формы, в зените славы и карьеры он вдруг уходит из большого спорта, чтобы через несколько лет открыть в Москве маленькую мастерскую по пошиву обуви. Этот человек в полном смысле этого слова закопал свой талант в землю, вернее — утопил его в ледяной и грязной воде Ереванского озера. Но упрекнуть его за это вряд ли повернется язык даже у самых горячих болельщиков.

…В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.

Потом, на вопрос — что же было тогда самым страшным? — Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке — чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам».

Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови — в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.

Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям, столь же щедро отпущенный ему Господом, он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно.

Где твой троллейбус?

Для неверующего человека вся эта история — чистая случайность, невероятное стечение обстоятельств. С христианской же точки зрения все выглядит совершенно иначе: Господь дал Шаваршу Карапетяну удивительный, очень редкий талант, который тот развил упорными тренировками и стал самым быстрым подводным пловцом в мире. Но не для оваций, золотых медалей и громких титулов все это было. Много лет Бог готовил Шаварша к роковой минуте, когда у него на глазах уйдет под воду троллейбус, набитый людьми*. Ради этой минуты он получил свой дар, ради нее годами оттачивал его до совершенства. Однако там, на дамбе, самый последний выбор был все же за ним. Шаварш мог остаться на берегу, чтобы сохранить здоровье и не подводить свою команду, чтобы дать стране новые рекорды и научиться плавать под водой еще быстрее. А мог сделать то, что сделал. Талант подводного пловца он получил от Бога, но решение броситься в грязную ледяную воду на выручку погибающим людям принадлежало только ему одному. Оно и оказалось той самой прибылью к полученному таланту.

Подвиг Шаварша Карапетяна, конечно, уникален, как и его дар. Но ведь не случайно в Евангелии сказано, что талант дается …каждому по его силе. Любой человек обладает множеством пускай небольших, но самых настоящих, талантов. Все наши способности, как и сама наша жизнь, являются в этом смысле — даром Божьим, которым мы вольны распоряжаться по своему усмотрению. И у каждого из нас тоже бывают свои маленькие «троллейбусы на дамбе». Нужно лишь научиться замечать их в потоке ежедневных событий и не проходить мимо чужой беды и страдания. Для этого совсем не обязательно быть чемпионом мира, достаточно просто попытаться выйти за пределы своего эгоизма и сделать для другого человека хотя бы то, на что ты вполне способен. И совсем не важно, будет ли это старик, которому ты уступил место в метро, неизвестный больной, которому перельют сданную тобой кровь, или твоя собственная жена, которой ты улыбнулся и сказал «прости» во время семейной ссоры. Важно то, что евангельские таланты умножаются одним только способом: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Без этой деятельной любви к ближнему даже самые выдающиеся наши таланты так и останутся перед Богом жалкой кучкой дареного серебра, зарытого нами в землю без всякой прибыли.

*Ни в коем случае не следует понимать это в том смысле, будто Бог «утопил троллейбус» специально для реализации подвига Шаварша. Любой подвиг почти всегда — оборотная сторона чьей-то халатности, разгильдяйства или даже подлости. По воспоминаниям уцелевших пассажиров, авария произошла из-за какого-то негодяя, затеявшего драку с водителем. Этот человек точно так же много лет шел к этой минуте, он тоже, как и Шаварш, был абсолютно свободен в своем решении. Там, на дамбе Ереванского озера, эти два человека свободно осуществили свой нравственный выбор: один — для убийства 72 человек, другой — ради их спасения. Но один из них употребил эту свободу в соответствии с волей Божьей, другой — вопреки. И если бы хулиган сдержал себя, троллейбус проследовал бы далее по маршруту, а Шаварш спокойно продолжил тренировку, так и не узнав, какое страшное испытание обошло его стороной. — Ред.

Александр Ткаченко

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Вопрос духовнику обители

Вопрос: Есть притча про таланты, суть которой — использовать свой дар, свой талант, который дал тебе Господь, во благо другим. Найти себя, найти свой дар от Господа — вот блаженство человека. У меня возникло два вопроса: 1. Если твой талант в актерстве, то как его использовать? Это же граничит с лицемерием, верно? И если от этого таланта ты страдаешь неким, если говорить по-научному, раздвоением личности, то, может, не от Бога этот дар, а от дьявола, который пытается ввести тебя в заблуждение? 2. Является ли твоим талантом то, к чему у тебя нет умения (в моем случае — к писательству), но с детства есть желание заниматься этим? Можно ли это считать талантом? Есть ли смысл вообще держаться за это желание — или списывать на мечту детства?

Елена

прот. Андрей Лемешонок ответы на вопросы прихожан

Ответ: Сначала об актерах. Одно дело — лицедейство, которое было в ранних веках, где действительно грубо высмеивалось даже христианство. Всё это было в таком языческом, непотребном виде, поэтому лицедейство считалось грехом. Но и в XIX, и в XX веке, и сейчас были и есть верующие актеры.

Всё зависит от того, что твое творчество выражает. Есть действительно очень хорошие спектакли и фильмы, которые помогают людям тянуться к добру, искать Бога. Мы знаем актеров, которые ходят в храм, причащаются, исповедуются, и это помогает им в творчестве. Поэтому нельзя сказать, что это грех. Это их талант, и они его используют в своем творчестве. Другое дело — надо смотреть, в каком фильме, в каком спектакле ты играешь, какое у него содержание, какой смысл. Если это ведет человека к добру, к красоте, это не пошло, не грязно, то это даже служение Богу.

Ну а если вы хотите писать, в детстве у вас была такая мечта, — попробуйте. Получится у вас что-то, не получится — сделайте попытку. Попробуйте написать рассказ и покажите людям, которые занимаются этим профессионально. Они скажут, есть ли у вас талант, можете ли вы этим заниматься или вам лучше оставить это и принимать как детскую мечту. Всё нужно испытывать.

Я думаю, у каждого из нас есть таланты. Господь говорит о том, чтобы мы их не зарывали в землю. Что это значит? Это значит, что надо быть внимательным к себе. Бог ставит нас в такие обстоятельства, в такие условия жизни, когда мы обязаны проявлять наши таланты, чтобы послужить Богу и ближним. И наша жизнь — это реализация талантов в каких-то делах, в реальных отношениях с ближним. Помоги вам Господи.

Фото носит иллюстративный характер

24.03.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти mpl в экономике пример
  • Как найти площадь круга когда известна длина
  • Как найти интервал чисел в excel
  • Как исправить ошибку с портами usb
  • Как исправить оглавление word