Как найти свою идентичность

Тема идентичности для меня является одной из любимых тем, как в моей личной терапии, так и в моей частной практике. Изначально придя на терапию меня, правда мало интересовали вопросы, связанные с моей личностью, да если честно на тот момент я даже и не подозревала о таковых, мне просто было плохо, я просто чувствовала что что-то в моей жизни происходит не так, я сильно запуталась, была эмоционально истощена, и нуждалась просто в человеческом понимании, поддержке и помощи разобраться в своём состоянии. Я считаю, что мне очень повезло и я очень благодарна своему терапевту, за то, что он мне дал такую возможность. В ходе терапии я получала то недостающее тепло, заботу, опору и веру в принятие себя, в котором я так на тот момент отчаянно нуждалась. И только лишь когда я подокрепла, у меня появилось любопытство и интерес к тому, как и что я знаю о себе.

Сперва у меня возникла идея того, что вот сейчас я быстренько все узнаю о себе, приму себя и будет мне до конца дней моих счастье, но не тут-то было, вот узнала о себе какие-то стороны, какие-то огорчили меня, какие-то порадовали, что-то изменилось во мне, что-то добавилось, в общем, сложилось знание и представление о себе достаточно устойчивое, было понимание что это раз и навсегда. И как же меня потрясло буквально через небольшое количество времени встреча с совершенно другим неизвестным даже пугающим мне состоянием и представлением о себе. Я, правда, в это момент подумала, так ладно, ну вот это, ещё о себе узнаю, возможно где-то оно затерялось в процессе осознания в глубинах бессознательного и будет мне счастья.

И так продолжалось до тех пор, пока я окончательно не разочаровавшись и отчаявшись раз и навсегда зафиксировать этот момент, начала просто наблюдать за своими переживаниями, состояниями, что и как влияет на мои ощущения и восприятия себя. При этом все же не хочу обесценивать весь пройденный путь в поиске себя, к тому времени все же было приобретено много ясности кем я воспринимаю себя в данный момент своей жизни с учёт приобретённого опыта. И первыми моим наблюдением и открытием стало своё восприятие и переживания себя в каждых отношениях, в новой актуальной ситуации. Я стала замечать, что с одним человеком я себя могу чувствовать совершенно иной, чем с другим, а с каждыми новыми отношениями я могу встретиться с совершенно неизвестным мне до сих пор переживанием себя, это стало мной восприниматься каким-то непрерывным процессом осознания себя в каждой точке своей жизни в моменте здесь и сейчас, при этом открывая уникальные способы удовлетворения тех или иных моих обычных потребностей.

Сначала меня немного пугала и напрягала подобная невозможность контролировать свои ощущения и чувства, много уж виделось рисков в отвержении другими, но чем дальше, тем больше меня начало возбуждать и захватывать увиденная мной перспектива внутренней свободы. Конечно же мне помогал и помогает в осознании этих процессов мой опыт личной терапии, и поддержала в верности моих наблюдений одна статья моих тренеров и коллег Александра Моховикова и Аллы Поверенновой про «идентичность». Ниже я процитирую некоторые основные, на мой взгляд, моменты из этой статьи, которые открывают суть этой темы.

Если определить идентичность, то она состоит из двух достаточно больших частей: из когнитивной части, то есть знаний о себе, что, в общем, традиционно описывается в классической психологии и хорошо известно, и эта часть достаточно устойчива и постоянна, для меня это то, что я описала как ясность представления о себе с учётом своего жизненного опыта. Только в прохождении возрастных или жизненных кризисах эта часть может дополняться, видоизменятся. И вторая составляющая идентичности — это переживания себя, способность, как говорил Пол Гудмен, к «анализу внутренней структуры реального переживания». То есть второй компонент идентичности, для меня оказался не простым, но очень важным, описанный в виде наблюдений и замечания своих переживаний себя рядом с другим, то, что впоследствии стало для меня непрерывным процессом.

Итак, идентичность — это то, как и что я знаю о себе, и как я переживаю себя. Мы определяем переживание следующим образом: осознавание некоторого эмоционального состояния как события своей жизни. Идентичность связана с представлением о себе как авторе своей жизни. Можно сказать, что достаточно длительный путь развития человека, от нуля до периода приобретения идентичности — это путь, в результате которого я начинаю писать свою жизнь, я становлюсь её автором. Это достаточно сложный процесс, потому что до меня, до того, как я приобрету авторские права, существуют различные другие люди, которые говорят, «как мне жить», и говорят это не только ребёнку или подростку, но и взрослому человеку. В этом месте мне предельно ясно становится, почему так сложно начать доверять себе своим ощущениям и переживаниям, не пытаться их контролировать и делать правильными и удобными, а идти за их процессом.

Идентичность — это реализация своей принадлежности к различным частям большого и многогранного социума. Соответственно, вначале авторами являются родители, потом на авторство начинают претендовать школа, потом ими стремятся стать профессиональные гуру, затем — политики или ещё кто-то, то есть на моё авторство моей жизни все время кто-то покушается. Большая часть нашей с вами жизни посвящена тому, что мы отстаиваем свою идентичность, нам важно её отстаивать, поскольку идентичность включает переживание нашей целостности, непрерывности, нашего соответствия самому себе.

Я думаю, что переживание себя, переживание собственной идентичности — одна из высших форм переживания, когда мы начинаем осознавать целостность, неповторимость, уникальность самого себя, и, с одной стороны, своё сходство с другими людьми, а с другой стороны — своё отличие от них.

Идентичность личности не формируется один раз. С переживанием того, что чего-то в нашей целостности не хватает, в чем-то она не тождественна, не непрерывна, в чем-то она распалась, — нам приходится сталкиваться неоднократно. И к эго-идентичности мы приходим не только в результате преодоления подросткового кризиса, когда отвечаем на вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Кем мне быть?», «С кем мне дружить?», «Как мне организовать семейную жизнь?» Если я отвечу на все эти вопросы, я приобретаю только какую-то первичную идентичность.

Далее, когда подростковый кризис преодолён, мы в жизни сталкиваемся ещё с несколькими периодами, когда приходится деконструировать собственное мировоззрение, целостность, неповторимость и уникальность. Вот, пожалуй, то важное для меня в этой теме, чем хотелось поделиться, это общее представление об идентичности.

В следующей статье я хочу осветить в продолжение темы идентичности, как гендерную идентичность, т.е. формирование и переживания мужской и женской идентичности, что собственно и составляет базис для последующего развития.

Статьи автора

Люди с психическими заболеваниями или проблемами злоупотребления часто могут действовать необычно и разрушительно. Как помочь человеку с проблемным поведением?

Это важная тема для рассмотрения, потому что ситуация часто бывает критической. А действия индивидуума могут оказаться непредсказуемыми и потенциально… Читать дальше

Иногда бывает, ох, как не просто сказать два совершенно несложных слова — «Мне жаль». Почему некоторые люди никогда не извиняются, неужели так трудно произнести «извините«. Давайте немного покопаемся в психологии извинений и наших отношениях с этими словами или их отсутствием.

Некоторые люди отказываются… Читать дальше

От автора: что такое эффективная коммуникация. Существует большая разница между тем, как мы общаемся о нашем внутреннем опыте и высказываем наши мнения. В первом случае мы выражаем наши чувства и потребности. Во втором — руководствуемся мыслями, которые часто являются критическими и субъективными… Читать дальше

От автора: в своей практике психотерапевта и консультанта по вопросу, как пережить измену, я видела бесчисленное количество людей, прошедших через иногда разрушительные последствия неверности. Первые дни и недели после открытия могут быть полны чрезвычайно сильных эмоций, которые меняются каждую минуту… Читать дальше

Читайте также

Когда мы хвалим ребёнка за что-то и говорим ему: «Ты молодец!«, — то в данном случае речь идёт об «условной похвале». Давайте рассмотрим это понятие более детально.

Предположим, вы хвалите ребёнка за то, что он убрал игрушки в своей комнате, или за то, что он всё съел за ужином. Кто на самом деле… Читать дальше

Последнее время в психологии очень часто применяется термин — внутреннее дитя. И речь здесь идёт не о каких-то отдельных людях, которые имеют «Внутреннего Ребёнка», а обо всех нас. Психологи разных направлений выражают в данном вопросе поразительную солидарность. Только называют сей феномен по-разному… Читать дальше

Понятие КСВ — «кризис среднего возраста» — из СМИ звучит всё чаще. Звучит обычно пугающе, почти как приговор. Такое впечатление, что скоро им будут пугать детей. При этом часто пугаются и подменяются понятия «кризис среднего возраста», мужской гормональный всплеск после сорока лет «седина в бороду —… Читать дальше

Очень длительное время задумывался взрослый человек: это как, во сколько лет, после каких событий, этот взрослый человек начинает жить в человеке. Из личного опыта, когда я устраивался на работу в частную контору психологом, выдали бумагу, назвав её «анкета», нужно было заполнить ряд стандартных вопросов… Читать дальше

Идентичность является важной составляющей жизни человека, поскольку, чтобы успешно действовать в мире и достигать своих целей, человеку важно понимать своё место в нём, опираться на свою систему ценностей, чётко осознавать, что он может назвать «своим», а что — нет. Впервые проблема идентичности актуализируется в подростковом возрасте, когда человек обретает навык рефлексии и начинает задумываться о том, кто он такой, о смысле жизни и своём предназначении. В позитивном стремлении найти себя он осознаёт и негативный полюс — отсутствие ответов на свои вопросы, свою нужду в них, а, значит, внутренний хаос, из которого позже должна родиться звезда.

Погружаясь во внутренний хаос в поисках себя, человек одновременно осознаёт, что перед ним открыто безграничное поле разных возможностей — кем-то быть и стать. Он может получить любую профессию, выбрать любой стиль жизни, и первое время в этом многообразии разбегаются глаза. Чтобы понять, насколько та или иная роль подходит человеку, он примеряет её к себе, экспериментирует и пробует быть в разных ролях. В конечном итоге, он совершает выбор своего пути из множества других, а, значит, признаёт и собственные ограничения, ведь он не может быть всем, на это не хватит ни жизни, ни ресурсов, но может полноценно реализовать здесь и сейчас что-то одно.

Однако не всегда поиск себя проходит гладко и завершается успехом, поскольку в подростковом возрасте может сложиться ситуация, препятствующая переживанию этого кризиса. Например, подростковый бунт может быть пресечён и запрещён родителями, эксперименты и выборы — не поддержаны, либо в жизни человека происходит нечто более серьёзное, что вынуждает его решать другие задачи (болезнь или смерть близкого человека, травма, раннее взросление, тяжёлая материальная ситуация). В таких случаях кризис идентичности не исчезает, а переносится на более поздний срок и преследует человека во взрослом возрасте, особенно обостряясь в периоды возрастных кризисов. 

Помимо отсутствия кризиса в нужный срок, Э. Эриксон также выделял и иные неблагоприятные для разрешения кризиса идентичности ситуации, например, когда кризис был, но не был сделан выбор, либо когда был сделан неправильный выбор, что равнозначно отсутствию личного выбора. Например, под давлением семейных традиций человек мог выбрать не ту профессию, которую он хотел, и тогда его личный выбор не свершён, что далее может проявляться в синдроме самозванца или попытках найти себя в чём-то другом. 

Проблема идентичности касается не только профессии, но и общего самоощущения человека, его самотождественности, что подразумевает включение в переживание этого кризиса самых глубинных смысловых пластов. Не найдя себя, человек не может ответить на вопрос, к чему он стремится, в чём состоит его смысл жизни, каково его место в обществе, поэтому неразрешённый кризис приводит к состоянию потерянности, хроническим внутренним конфликтам, попыткам жить чужой жизнью вместо своей или дурной бесконечности экспериментов и нестабильности, когда человек постоянно что-то меняет и пробует что-то новое, но это не приводит к чувству внутреннего удовлетворения, ведь он так и не находит во всём этом себя.

Какие же психологические рекомендации можно дать человеку, который столкнулся с кризисом идентичности?

1. Во-первых, не стоит пугаться присущему этому кризису хаоса, ведь это потенциально животворящий хаос. Напротив, продуктивнее погрузиться в этот хаос и обнаружить, как много в нём разных мотивов, желаний и возможностей. Всё это содержание отражает внутреннее богатство человека, и в том, что оно ещё не оформлено, есть свои плюсы — из всего этого спектра человек свободен выбрать для себя что угодно.

2. Во-вторых, стоит доверять своим чувствам. Как отличить «своё» от «чужого»? Как понять, насколько сильно я чего-то хочу? Можно попробовать количественно измерить и сопоставить каждое из своих стремлений в 10-балльной шкале или представить, что будет, если это стремление не реализуется. Если отсутствие реализации какого-то стремления для человека катастрофично, а отсутствие реализации другого терпимо, значит, первое — именно то, к чему ему стоит стремиться.

3. В-третьих, важно не бояться экспериментировать, т.е. пробовать себя в разных ролях и погружаться в разные ситуации. Если дело касается выбора профессии, в некоторых профессиях можно попробовать себя в роли волонтёра и оценить, какие чувства возникают в процессе выполнения этой работы, насколько она внутренне откликается, либо пообщаться с представителями этой профессии, походить на разные лекции и мастер-классы, чтобы понять её изнутри. 

4. В-четвёртых, нужно осознать не только свои возможности, но и свои ограничения. Например, может быть такое, что человек хотел бы быть кем-то совершенно другим, кем он вряд ли когда-то станет из-за ограничений своего психотипа, темперамента или по состоянию здоровья. И тогда в выборе своего пути важно опираться не только на свои желания, но и на реальные возможности, т.е. учитывать дихотомию «могу-не могу» и честно отвечать себе на вопрос «насколько мне это по силам», «насколько это будет для меня комфортно», «каких жертв это от меня потребует».

5. В пятых, для облегчения выбора важно понимать, что идентичность — не то, что неотвратимо выбирается человеком на всю оставшуюся жизнь. Скорее, она отражает то, что актуально для человека здесь и сейчас и в ближайшее время, в обозримом будущем. С течением времени она может меняться, её можно менять, ведь человек постоянно узнаёт о себе и о мире нечто новое, а потому свободен менять и решения, и направление пути. 

Юнгианские психологи также обычно учитывают культурный контекст проблемы и, в случае необходимости, могут прибегать к расширению её понимания, с точки зрения разных культур. Так, для западноевропейского сознания очень важна идентичность, поскольку в культуре ценятся люди с сильным «эго» и достижениями, и общепризнанной ценностью является внешняя реализация. В восточной культуре иные акценты — например, в истории индуизма можно встретить людей, которые рано приняли санньясу и отреклись от мира. В практике буддизма важно не отождествление человека со своим «я», а разотождествление, и «я» признаётся иллюзий, а основой всего — пустота. Это значит, что ум человека постоянно меняется, его охватывают разные переживания, и в этом непостоянстве ума можно выстоять только, если опереться на более глубинную основу всего. И тогда внешние, поверхностные и материальные идентичности («я — отец», «я — мать», «я — юноша», «я — мужчина», «я — женщина», «я — врач», «я — директор» и т.д.) теряют значение, поскольку они не позволяют ухватить суть вопроса — все эти внешние «я» не имеют отношения к сердцевине нашего существа. При поиске идентичности важно учитывать эти разные контексты, поскольку их осознание помогает человеку понять, зачем ему нужна или не нужна та или иная идентичность, с точки зрения культуры, в которой он живёт, и какие глобальные философские проблемы стоят за её поиском. Без понимания контекста вопроса есть большой риск уйти в туман и так и не найти себя, ведь вопрос «кто я?» порой подобен пиранье, поглощающей вопрошающего, выводя его далеко за пределы обыденного опыта к проблемам самого бытия человека в мире. 

Размышления о самоидентичности — то, что часто появляется в мыслях многих людей в периоды личностных кризисов. Это не просто случайные фантазии, но всегда — попытки осознать себя, свой прежний опыт, понять, а что можно сделать со своей жизнью дальше. Тема идентичности очень глубока и многогранна, и я хочу поделиться некоторыми своими размышлениями об этом.

Спортсмены - Малевич

16 и 17 октября 2021 г. в Москве состоялась 4 международная конференция Ассоциации имагинативной психотерапии, к которой я принадлежу.

Психотерапевты из России, Германии, Украины, Молдовы и Австрии встретились, чтобы обсудить проблемы поиска идентичности в период пандемии. Другими словами, вместе мы пробовали найти ответ на вопросы о том, а как изменилось самоощущение и самовосприятие у разных людей в этот период, и как можно вновь обрести утраченное, и обнаружить новое в себе.

Я выступал с докладом, в котором рассказывал о процессе поиска идентичности клиентки, которая в период изолированности столкнулась с глубокими переживаниями о том, что она крайне успешна в работе, но совсем не знает, кто она в жизни, и что с этим делать. Случай был представлен в анонимной форме с согласия клиентки.

Ниже я хочу поделиться теми размышлениями об идентичности, которые остались у меня после конференции.

Идентичность – это комплексное сознтельное и бессознательное представление человека о том, как он понимает и ощущает себя, как ведет себя в социуме и какие отношения выстраивает.

Формирование идентичности – процесс, который длится всю жизнь у любого человека, и который касается не только сознательного понимания себя, но и гораздо более глубоких процессов – бессознательного самоопределения. Основы идентичности формируются с младенчества, но изменения на базе этих основ происходят постоянно в течение всей жизни.

Идентичность — это одновременно про сочетание ощущения принадлежности к группе и понимание собственной уникальности, только такой симбиоз самоощущений позволяет обрести устойчивость.

Будучи подростками, люди находятся на этапе поиска собственной идентичности через поиск группы, которая их примет. В такой группе можно почувствовать целостность, принятие, а также и присвоить «силу» группы, которая противопоставляется родительскому авторитету. Это очень важный этап, потому что только пройдя этот период через соотнесения, идентификацию себя с чем-то большим, чем ты сам, можно перейти к следующей стадии — к стадии определения собственной уникальности и собственного пути. Если этот период не прожит в полной мере, человек может возвращаться к поиску принимающей группы в течении всей своей жизни.

Идентичность — это про целостность самоощущения, но, при этом, и про открытость к изменениям, про гибкость и текучесть.

Любые внешние вызовы одновременно способствуют двум процессам: человек либо стремится действовать, бороться, искать пути решения, или же замирает, прячется, избегает проблем. Бывает и так, что каждый из этих путей сменяет другой, потому что человек не может опереться на то, что раньше давало внешнюю уверенность. Чаще всего это приводит не к действительному решению проблем, а к истощению и усилению переживаний — потому что внешние действия только отражают внутрипсихическую реальность, т.е. работа с психикой должна быть первичной.

Жесткая или ригидная самоидентичность определенно будет страдать больше в период, когда человек сталкивается с сильными изменениями во внешнем мире. Это может быть и лично его переживания, связанные с утерей прежнего статуса, например, в процессе увольнения или смены работы, разрыве отношений с партнерами и т.п. Или это могут быть переживания, которые более глобальны — как, например, произошло с началам пандемии.

Как таковой целостной и застывшей идентичности быть не может, тем более правильнее говорить даже про множественные идентичности: профессиональная идентичность определяет, какой человек в работе, идентичность в детско-родительских отношениях определяет самоощущение с близкими, и так далее. И тут появляется пространство для новых сложностей — когда человек бессознательно начинает определять себя через какую-то одну, «ключевую» идентичность. Чаще всего это идентичность «матери» или «профессионала». А это значит, что человек перестает отделять себя от одной из сфер жизни и может «застрять в этом», потому что не сможет получать и отдавать в мир, не будучи в контакте с другими сферами в полной мере.

Подводя итог, я не дам советов, но предлагаю вам подумать об этих вопросах:

Из каких частей состоит ваша идентичность?
Она устойчива или подвержена частым изменениям?
Она закостенела, привязана к одной жесткой «идее» или может гибко адаптироваться, согласно внешним вызовам изменениям?
На сколько вообще вы далеки от «идеального» представления о том, каким/какой вы хотите быть?

В современном обществе со всеми его непреложными правилами, условностями, нормативами и предписаниями вопрос об идентичности человека актуален, как никогда. Законов всё больше, все меньше нерегулируемых сфер общественной жизни, и, следовательно, по логике вещей – поведение людей, в далеком утопическом будущем, должно постепенно прийти к абсолютной упорядоченности и похожести. Мы слышим эти фразы отовсюду. «Все мы такие похожие, но такие разные», — типичный сухой шаблон, в котором выражена квинтэссенция этой простой мысли. Биология (точнее, генетика) поддерживает ту же мысль: «Многие признаки определяются двумя или большим числом генов. <…> Однако характер наследования признака, который они определяют, зависит от взаимодействия этих аллелей (т.е. видов генов) и может быть очень сложным».[1] Природа закладывает сложнейший механизм идентичности в каждого из нас, шансы на то, что генетически на свете живут два абсолютно одинаковых человека, практически равны нулю.

Но, несмотря на это мы смогли создать общество, в котором можно жить вместе, сообща. Однако нужно ли обществу развитие идентичности каждого отдельного его члена и способствует ли оно этому самому развитию? Насколько вообще важна проблема идентичности индивида для современного общества? Как подходили к изучению этого феномена великие учёные и выдающиеся деятели искусства? Целью данного эссе будет попытка ответить на данные вопросы, а также мы попытаемся разъяснить феномен идентичности, являющейся объектом данного мини-исследования, путем представления различных примеров из научных и художественных трудов.

        В этом эссе простым, понятным и доходчивым языком будет показана многогранность этого понятия и его самые различные проявления. Особое внимание мы уделим нескольким художественным произведениям на тему идентичности. Предметом же нашей работы будут особенности выражения и существования идентичности индивида в различных её проявлениях в условиях современного общества со всеми его специфическими характеристиками.

Что есть идентичность и зачем она нужна?

Значимость этой темы, этой проблемы трудно не переоценить. На Земле сегодня живут 7 миллиардов человек. 7 миллиардов умов, требующих знаний, 7 миллиардов ртов, требующих пищи и воды, 7 миллиардов рук, требующих работы. Перенаселённость планеты создала такое количество социальных и гуманитарных проблем, с которыми человечеству придется бороться в течение многих десятилетий, а, может быть, и столетий. Под благодатным огнём главенствующей ныне гуманистической идеологии (чтобы не говорить «демагогии»), идеализирующей человека и провозгласившей его жизнь высшей ценностью, под пристальным взором государств и под беспрестанным влиянием средств массовой информации мы превращаемся в единое целое и становимся полноценной общностью, каждый член которой является нераздельной частью исторической судьбы всего человечества.

       Человек есть всё в современном мире. Человек есть мера всех вещей со времён Ренессанса, когда последний человек Средневековья и первый человек эпохи Возрождения впервые поставил себя самого в центр своего повествования, в центр рассказанной им божественной истории: «Переступив границу зрелых лет,/ Я в тёмный лес забрел и заблудился».[2] С этого момента всё европейское мировоззрение перевернулось. Акценты перешли от воспевания Иисуса Христа с Девой Марией, как это было в Средневековье, на возвышение себя и человека как такового, переставшего быть тленным телом, зря обременяющим землю, на измерение мира вокруг через своё собственное мнение. Я есть мир, а мир есть я. И здесь речь идёт не только и не столько о факте физического существования человека, сколько о том, что мы зовём его «идентичностью».

Но что же такое эта самая «идентичность»? Можно поискать лексическое определение в общепризнанных авторитетных источниках – толковых словарях. Сергей Иванович Ожегов в своём «Толковом словаре русского языка» даёт следующее определение через слово «идентичный»: «Тождественный, полностью совпадающий».[3] Похожее истолкование даёт и словарь Д.Н. Ушакова: «Тождественный, равнозначащий, вполне сходный».[4] Иными словами, идентичность – это похожесть, схожесть. Однако в свете представленной темы эти определения представляются мне не совсем достаточными, ибо, очевидно, речь здесь идёт о другом, о психологическом. «Идентичность – это чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру».[5] Это определение из словаря по психоанализу Лейбина по смыслу полностью подходит выбранной тематике.

            Идентичность – это то, как человек видит себя через призму собственных ощущений и мнений о нём других людей. Идентичность – это отражение себя в голове человека. И вопросам идентичности было посвящено немало исследований известных психологов. Здесь особо стоит выделить исследования Эрика Эриксона, ученика Фрейда, который был одним из первых учёных, обративших особое внимание на феномен идентичности («Детство и общество», 1950; «Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование», 1958; «Идентичность: юность и кризис», 1967; «Жизненная история и исторический момент», 1975). Его исследования по данной тематике являются краеугольным камнем для любого психолога, изучающего эту проблему. Именно Эриксон стал первым крупным учёным, уделившим особое внимание данному феномену.

              Его методика изучения данного вопроса, состоящая в прямой работе с пациентами, страдающими ощущением неполноценности, недовольства своей жизнью, является наиболее эффективной. Однако, к сожалению, нам такой вид работы недоступен по очевидным причинам. Следовательно, мы попытаемся раскрыть тематику идентичности через простое наблюдение людей вокруг нас (ибо феномен идентичности касается каждого)  и через изучение вторичных источников, будь то научных трудов, или трудов художественных, которые более подробно раскроют нам суть этого понятия.

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон

Поиск себя и самореализация как высшая ценность

В художественном творчестве проблема идентичности затрагивалась огромное множество раз. В утопических и антиутопических же произведениях эта тема является одной из центральных. Достаточно вспомнить замятинские стеклянные стены и всепроникающие взоры Тайной полиции или тиранический, подавляющий свободу личности режим Старшего Брата и его Партии в романе «1984» Оруэлла. В этих произведениях, как и многих других антиутопиях, идентичность человека предстаёт перед нами как подавленное и практически исчезнувшее явление. Лишь те, кто способен не бояться, бороться и не бояться бороться, разрывают удушающие цепи бесчеловечных законов и условностей. Но система бесцеремонна, система бесчеловечна, и герои Оруэлла и Замятина терпят провал, полное поражение в их идеалистической борьбе за свободу, духовную и физическую, ибо её существование враждебно бездушной системе, ибо «разум должен победить».[6]

        Два выдающихся автора XX века знали, о чём писали. Советский вариант коммунизма бросил вызов моральным и идейным устоям, существовавшим до его возникновения, он презрел чувства и естественные порывы, пытаясь заменить то, что необходимо людям больше, чем что-либо, своей сухой и беззубой идеологией. Свободу личности, свободу идентичности нельзя ставить под угрозу ни в коем случае. Именно по этой причине антиутопическое будущее, которое в ярчайших красках описано на страницах многочисленных произведений, кажется нам таким маловероятным. Свобода является для цельной, единой общности людей, связанных в одном общественном механизме, такой же высшей ценностью, какой для многих отдельных людей представляется, например, любовь. Попытайтесь отнять у человека его свободу, и он, скорее всего, попытается отнять вашу жизнь.

            1984 - первое издание                                                   "Мы" Евгения Замятина

Факторы формирования идентичности

Следовательно, человек и его идентичность – безусловно, крупнейшие и важнейшие современные ценности. Но идентичность – вещь хрупкая и нестабильная. В течение жизни человека она может измениться несколько раз. Особенно это касается идентичности в современном обществе, вечно меняющемся, пёстром, разношёрстном, разнонаправленном и при всём при этом – абсолютно беспощадном и жестоком до крайности. Общество направляет нас. Общество руководит нами. Через СМИ общество говорит нам, о чём и каким образом думать, что важно, а что нет, что хорошо, а что — плохо. Наша идентичность зависит от множества различных факторов, причём, как правильно отметил Эрик Эриксон, эти факторы не столько биологические, сколько культурные и социальные. В этом он значительно отдалился от теории своего учителя Фрейда, который в анализе поведения людей и их личностной целостности делал главный упор на подсознательных сексуальных порывах. И в этом вопросе позиция Эриксона нам кажется более предпочтительной.

         Воспитание и та обстановка, в которой мы растём, формируя свою личность, влияют на нас гораздо больше, чем какие-либо другие факторы. И воспитывают нас не только наши любимые мама с папой. Нас может воспитать кто угодно, даже что угодно: диснеевский мультфильм, Александр Сергеевич Пушкин, паренёк из соседнего двора, с которым вы впервые в жизни подрались и которому впервые в жизни в драке разбили губу, белокурая девочка Маша из соседнего подъезда, первая, к которой вы подошли с только что сорванными одуванчиками в руках, компьютерные игры, влияние которых на психику детей в последние годы просто поражает, и т.д.

         На идентичность человека влияет столько разных вещей, столько различных факторов и обстоятельств, что смело можно утверждать, что ни один человек на свете не был независим в своём развитии и на том духовном пути, который он преодолел, становясь полноценной личностью. Это нормально и естественно. Здесь никаких вопросов появиться не может. Но вот что может возникнуть, так это сомнение.

Угроза поискам собственной личности

Сомнение в том, что современный человек способен поддерживать свою идентичность, оставаясь цельной и полноценной личностью, без пагубного и вредного воздействия факторов, способных лишь создавать чувство неполноценности и дефектности. На мой взгляд, понятия «личность» и «целостность» неотделимы друг от друга. Человека, не обладающего идентичностью, никогда нельзя будет назвать истинной личностью.

      В современных же цивилизованных обществах происходит катастрофическая деградация личности человека и размывание его  идентичности. В том, что это происходит, виноваты в первую очередь средства массовой информации и технологии. Ещё много лет назад падение духовности и прекращение морального саморазвития общества и каждого индивида в нём со страхом предрекли великие. «Мы лишили вещи тайны и божественности, нет более ничего святого» — писал Карл Густав Юнг ещё более полувека назад.[7] Эйнштейн говорил: «Я страшусь того дня, когда технологии обгонят человечество и на Земле останется лишь поколение идиотов» («I am afraid a day will come when technology will overcome humanity; only a generation of idiots will be left in the world»)[8]. Эйнштейн же первым выразил идею о том, что развитие науки способно подавить развитие духовное.

       И что же мы видим сегодня? Наша идентичность, наша духовная, душевная целостность обусловлена нашим электронным окружением. Она создаётся им, обрабатывается им, контролируется им. Бесспорным является факт воспитания каждого отдельного человека в совершенно различных условиях и под действием совершенно различных факторов. Однако в рамках границ своего государства воздействие СМИ, психосоциальной среды и школьного образования на людей одного поколения приблизительно одинаково. Мы видим это на себе, на примере собственного поколения, и тот факт, что мы легче находим язык с людьми именно нашей узкой возрастной группы – тому подтверждение.

        Но проблема в том, что СМИ (в частности российские) уже давно перестали видеть в себе воспитателей, рупоров морали и духовности. Мы видим по телевидению блестящие истории успехов, головокружительных взлётов, жизнь богатых в её безупречном убранстве, не обладая реальными возможностями достичь подобных высот (высоты ли это?). Моральные образцы и эталоны блекнут и исчезают, так как нравственность – слишком уж неприбыльная тема для СМИ. Подобное влияние ощутимо воздействует даже на психику взрослых людей, не говоря уже о детях и подростках, которые только начинают нащупывать своё место в этом мире. Результат печален – депрессия стала главной болезнью, «чумой» XXI века, а кабинеты психотерапии в развитых странах ломятся от клиентов. И причиной тому – отсутствие самоидентификации и усиленное давление на процесс формирования идентичности у индивидов.  

Смысл и жизнь

Самоидентификация – это нахождение своего места в том окружении, которое дано человеку обстоятельствами. Обстоятельства в свою очередь способны настолько резко меняться, резко ухудшаясь или, наоборот, улучшаясь, что человек психически не способен адекватно и своевременно воспринять происходящие вокруг перемены. Расшатанная психика становится более открытой и гибкой. Но, как известно, плохое влияние меняет человека гораздо легче, чем влияние положительное.

                Вспомним наглядные примеры о том, как человек в ситуациях экстремальных, угрожающих жизни, часто — невероятных переосмысливает свою жизнь, своё значение для тех людей, которые его окружают, и, в первую очередь, для себя самого. Почему-то первые фильмы, пришедшие мне на ум по этой теме – это «Изгой» Роберта Земекиса и «127 часов» Дэнни Бойла. Это то, что меняет нас легче всего. Безысходность. Обречённость. Злой рок. И, конечно же, жажда жизни. Идентифицируя себя для себя самого, человек находит смысл своего существования. Когда самоидентификация отсутствует, человек представляет собой искажённую, неполноценную личность. Если это, разумеется, можно вообще назвать личностью.

          "Изгой" Роберта Земекиса                                         "127 часов" Дэнни Бойла

Весьма часто чувство целостности зиждется на осознании значимости других людей в жизни определённого человека. Хрестоматийный пример был приведён в книге выдающегося австрийского психолога Виктора Франкла, первого учёного, осознавшего значение смысла жизни в психической стабильности, в духовном равновесии людей, ибо стремление к смыслу он выделял как одно из фундаментальных стремлений в человеческой природе.[9] (http://www.youtube.com/watch?v=fD1512_XJEw)

Во время Второй мировой войны он был узником нескольких из крупнейших концентрационных лагерей нацистского режима: Терезинштадта, Аушвица и Дахау. Четыре года мученической жизни вдали от ближайших родственников, претерпевавших такие же невзгоды, голод, боль, жгучие зимние холода и бесконечные пытки и издевательства – в подобной обстановке мысль о самоубийстве казалась многим заключённым естественной. Для них смерть была бы избавлением.

          Но Франкл даже в таких беспощадных условиях помогал другим узникам выживать, помогая находить им смысл во всём том, что происходит, помогая им вновь обрести своё место в новой суровой жизни. Для многих заключенных смыслом стало стремление увидеть своих близких, своих жён и детей. Их образы стали постоянными спутниками пленников Аушвица и Дахау. Но произошло то, что никто не мог предвидеть.

          Самое трудное было не во время войны, а после неё. Настал момент возвращения домой. И изнеможенные  узники, обретя долгожданную свободу, столкнулись сначала с горечью, утратив в лагерях способность нормально жить в окружении людей, а затем и с разочарованием, стоя у порога пустых, полуразрушенных и до боли знакомых домов и квартир. Второе было страшным испытанием не только  для всех его «пациентов», но и для самого Франкла. Образ жены, беспрестанно сопровождавший его в самые черные дни пребывания в адских безднах нацистской жестокости и витавший над ним светлой путеводной звездой всё это время, внезапно развеялся и опустел, подобно их семейному дому. Его жена не выжила. В этой войне Франкл потерял обоих родителей и женщину, которую любил. И тогда у него наступило то состояние, которое Эрик Эриксон назвал «кризисом идентичности».

Внутренняя борьба

  Кризис идентичности, ситуация, когда человек испытывает постоянное ощущение стеснения, неуверенности, буквально «не находит себе места», происходили в жизни каждого человека в течение коротких или продолжительных временных промежутков. Разные люди преодолевают его по-разному, кто-то выходит из кризиса победителем, а кто-то – проигравшим. А кто-то из кризиса так никогда и не выходит.

          Удивительным человеком был выдающийся британский комик Питер Селлерс, утверждавший, что его личность всегда ограничивалась лишь теми ролями, которые ему доставались в кино. Он был эксцентричным инспектором Клузо в фильме «Розовая пантера», был безумным Клэром Куилти в «Лолите» Стэнли Кубрика, был тремя совершенно разными людьми в фильме «Др. Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», но он за свою профессиональную карьеру, по его собственному признанию, никогда не чувствовал себя… Питером Селлерсом.

Питер Селлерс

        Если говорить о произведениях искусства, то наиболее впечатляющим примером кризиса идентичности мне представляется художественный фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана «Персона»[10], в котором описана ситуация, напоминающая жизнь Селлерса. (http://www.youtube.com/watch?v=XZsU_ACYSAA) Выдающаяся актриса театра во время блистательного исполнения своей роли замирает прямо на сцене и с изумлением начинает оглядываться вокруг с искренним ужасом в глазах. Сначала это похоже на озарение, затем – на умопомрачение. В её голове исчез контакт с окружающим миром, она поняла, что в бесконечной череде ролей она потеряла главную из них – свою собственную. Она больше не понимает, как реагировать на тот мир, который её окружает, что есть настоящие эмоции и как их показывать, изображать на своём лице. Она утратила свою идентичность, утратила свою истинность, утратила ощущение реальности своего существования. Психиатрическое лечение заходит в тупик, и ничто не может помочь ей.

Итоги

Вышеприведённые примеры позволяют нам установить один главный вывод: идентичность человека – характеристика довольно гибкая, зависящая от множества разнородных факторов и переменных. Идентичность человека, которая основывается на чувстве собственной полноценности, на личностной целостности, на чётких поведенческих и нравственных ориентирах, продуктах правильного воспитания, – явление весьма деликатное и нуждающееся в постоянной поддержке и утверждении в течение всей жизни человека.

          Одной из главных задач современного общества – и, возможно, задачей самой трудной – является создание таких условий, при которых личность сможет развиваться свободно, целенаправленно, без каких-либо ограничений и без вредного культурного и духовного влияния. Существование таких условий на данном историческом этапе и в ближайшем будущем представляется нам невозможным по причине устройства самого мирового сообщества.

          Второй вывод: идентичность человека напрямую связана с осмысленностью его жизни. Мы выбираем те смыслы, к осуществлению которых мы страстно желаем стремиться, и подстраиваем всю свою деятельность, свои мотивы и своё поведение под утоление этой насущной одержимости. Иными словами, осмысленность можно назвать внутренней движущей силой человека.

                   В-третьих, нужно научиться предотвращать возникновение в массовом масштабе кризиса идентичности –  всё более частого явления в наши дни – способного привести к серьёзным психическим травмам, депрессии, апатии. Сегодняшний человек, находясь в электронном окружении, стал объектом множества источников воздействия, однако увеличение их количества не привело к улучшению их качества, что и является, на мой взгляд, причиной возникновения кризиса идентичности у многих индивидов.

Однако не стоит забывать, что идентичность – не данное нам свыше, не ниспосланное предначертание, предопределившее нашу судьбу и те поступки, которые мы совершаем в жизни. Идентичность – это наш выбор. Это моё твердое убеждение. Как скульптор своими мягкими ладонями придаёт облик пока не затвердевшей фигуре будущего шедевра, так и мы, стоя перед бесформенным обликом своего изваяния, пытаемся придать ему до боли желаемые, вожделенные черты. И лишь от изваяний, пропитанных истинным чувством и целостной идеей мастера-скульптора, будет веять одухотворённостью и аутентичностью.

            СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Российская Академия Наук, 2002. – 944 стр.
  2. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка (http://ushakovdictionary.ru)
  3. Энциклопедия Кругосвет – открытая научно-популярная онлайн-энциклопедия (http://www.krugosvet.ru)
  4. Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Эксмо, 2009. – 864 стр.
  5. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010г. (http://vocabulary.ru/dictionary/881)
  6. Е.И. Замятин. Мы. (http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_0050.shtml)
  7. Orwell G. 1984 (http://www.george-orwell.org/1984)
  8. «Castaway». Directed by: Robert Zemeckis. 2000. Image Movers, Playtone.
  9. «127 hours». Directed by Danny Boyle. 2010. Cloud Eight Films, Decibel Films, Darlow Smithson, Everest Entertainment.
  10.  «Persona». Directed by Ingmar Bergman. 1966. AB Svensk Filmindustri. 
  11. The Teach Abroad China Alliance. A free support group for teachers in China (http://teachabroadchina.com)


[2] Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Эксмо, 2009. – стр. 41

[3] С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Российская Академия Наук, 2002. – стр. 236

[7] К.Г. Юнг. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – стр. 96

[10] «Persona». Directed by Ingmar Bergman. 1966. AB Svensk Filmindustri.  

#статьи

  • 16 янв 2023

  • 0

Кризис идентичности: что это такое, причины, как с ним справиться

Когда возникает кризис личности и можно ли его избежать.

Василина Пожидаева

Редактор IT-проектов, контент-маркетолог. Интересуется психологией, ментальным здоровьем, маркетингом. Любит писать информационные и аналитические статьи.

Человек на протяжении всей жизни развивается и пытается найти своё место в мире. Это путь сложный: он проходит через взлёты, падения и сомнения. Иногда неудачи приводят к личностному кризису, потере себя, апатии и полному непониманию своих целей и желаний. Такого состояния не нужно бояться, но нужно уметь с ним работать и вовремя помогать себе.

Из статьи вы узнаете:

  • что такое кризис идентичности;
  • почему он возникает;
  • как избежать личностного кризиса;
  • что делать, если кризис уже наступил.

Кризис идентичности — это период, когда человек находится в поиске своей индивидуальности и места в обществе, задумывается о смысле жизни, анализирует свои желания и строит планы на будущее.

Во время кризиса идентичности у человека нет чёткого образа себя и ощущения принадлежности к какой-то социальной группе или месту в реальности. Всегда есть внутренний конфликт, который требует решения. Построение идентичности — долгосрочный процесс, в ходе которого человек постоянно получает опыт и формирует своё Я.

В том, что кризис наступает, нет ничего плохого. Но если мысли о самоопределении несут негативный эффект, то это может стать причиной тревожности. А продолжительный стресс, апатия, фрустрация приводят к более серьёзным последствиям, например к депрессии.

Психолог и автор термина «кризис идентичности» Эрик Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития человека. Он считал, что на каждой из стадий человек проходит кризис идентичности, то есть сталкивается с кризисными ситуациями, в результате которых формируется его личность.

  • Доверие или недоверие. Эту стадию проживает ребёнок в течение первого года жизни. Через наблюдение он понимает, в безопасном мире он находится или нет. Если ребёнок чувствует заботу со стороны родителей, то становится спокойным и открытым. Если он чувствует себя незащищённым, то будет расти в страхе и тревоге.
  • Самостоятельность или нерешительность. В период 1–3 лет ребёнок отстаивает право на автономию и хочет делать всё самостоятельно. Если он чувствует поддержку, то у него формируется уверенность в себе. Если сталкивается с критикой и жёстким контролем, то у него развивается неуверенность, сомнения и чувство вины за свои действия.
  • Инициатива или чувство вины. Период 4–5 лет приходится на социализацию, где ребёнок пробует проявлять себя среди сверстников. Чтобы он вырос инициативным, нужно поощрять его любопытство и коммуникацию, поддерживать развитие творческих и лидерских способностей. Чем больше запретов, тем сильнее скованность, безынициативность и возрастающее чувство вины.
  • Трудолюбие или неполноценность. С 5 до 12 лет ребёнок получает всё больше навыков в самых разных сферах, для него всё чаще имеет значение мнение сверстников и коллектива, в котором он находится (детский сад, школа, секции). На этом этапе поддержка со стороны родителей играет ключевую роль в формировании самооценки. Особенно важно поддерживать ребёнка в те моменты, когда он сравнивает себя с окружающими. В ином случае он может вырасти неуверенным в себе и закомплексованным.
  • Идентичность или смешение ролей. Подростковый возраст 12–19 лет — и снова поиск своей автономности. Ребёнок идёт против общественных норм, ищет себя и исследует свои социальные возможности. Подростки сталкиваются с большим количеством ролей: сын/дочь, девушка/парень, друг/подруга и так далее. Родителям следует помогать ребёнку, защищать от серьёзных конфликтов, но при этом давать возможность самостоятельно определять свою идентичность.
  • Близость или изоляция. На этом этапе человек строит отношения и ищет способы не потерять свою идентичность в союзе с другим человеком. Здесь он исследует доверие, любовь, личные границы, готовность строить серьёзные отношения. Обычно этот этап приходится на возраст 21–25 лет.
  • Активное развитие или стагнация. После 25 лет начинается самая длинная стадия, которая заканчивается около 65 лет. Человек строит карьеру и семью, развивается во всех жизненных сферах и постоянно ищет ответ на вопрос: «Что я буду делать со своей жизнью?»
  • Мудрость или отчаяние. Самый психологически сложный этап развития приходится на возраст после 65. Человек решает, смиряется он со своей смертностью или нет. Мудрость — когда человек принимает свой жизненный опыт, оценивает события, которые случились с ним. Отчаяние — когда человек недоволен прожитой жизнью, не видит результатов своего труда. Последний исход чаще всего приводит к депрессии.

Фото: Anna Kuzmenko / Shutterstock

Причиной для кризиса идентичности может стать и значительная перемена в жизни, большие потрясения и смена привычного образа жизни — болезнь, развод, потеря работы, вынужденный переезд.

Подросток заканчивает школу, и перед ним стоит выбор: какую профессию выбрать, в какой университет поступить, чем дальше заниматься по жизни и какую пользу приносить окружающим. Ещё он может плохо перенести сепарацию от родителей, если для поступления в вуз ему нужно переезжать в другой город.

К кризису может привести не только негативный опыт, но и положительный — свадьба, рождение ребёнка, опять же, переезд. Например, вы давно планировали и мечтали переехать, но, когда это случилось, возник ворох проблем, который заставил задуматься: а правильный ли выбор вы сделали? Эмигранты часто сталкиваются с культурным шоком, чувством потери своих корней, несоответствием менталитета выбранной страны уже сформированному поведению и привычкам.

Спектр эмоций, которые человек испытывает во время кризиса, обширен и зависит от причины.

Единой классификации признаков не существует, но психологи выделяют общие «симптомы»:

  • плохое настроение и хандра;
  • пониженная мотивация;
  • отсутствие продуктивности и лень;
  • апатия и фрустрация;
  • мысли, вызывающие сомнения;
  • тревожность и стресс.

Обычно в кризисе человек сталкивается с вопросами о смысле жизни и роли в обществе, переосмысляет жизненные ценности и планы.

Не нужно бояться кризисов идентичности — это естественные процессы, которые человек проходит на протяжении всей жизни.

Это состояние, которое нужно просто пережить. Смотрите на него как на важный жизненный этап, который приведёт к развитию и достижению новых целей.

Жизнь не стоит на месте, поэтому нормально периодически спрашивать себя: «Где я сейчас нахожусь? Чего я хочу от жизни? Как я себя чувствую в данный момент?»

Пока вы в силах найти ответы на эти вопросы и эти мысли не стали влиять на вашу повседневную продуктивность — всё хорошо. Заручитесь поддержкой семьи и друзей, с которыми вы можете поговорить, и начните анализировать свою жизнь.

В осознании своих ценностей и планировании будущего помогают методики SMART и колесо жизненного баланса.

Благодаря SMART формируются конкретные (specific), измеримые (measurable), достижимые (attainable), важные (relevant) и ограниченные во времени (time-bound) цели.

Например, вам кажется, что вы мало зарабатываете. Постановка цели в формате «Хочу зарабатывать больше» — неверная. Она звучит как желание, загаданное в новогоднюю ночь, и как к ней прийти — непонятно. По системе SMART цель будет выглядеть так: «Хочу повысить свой доход в три раза к концу года за счёт того, что пройду обучение и повышу свою квалификацию».

Технику «Колесо жизненного баланса» используют, чтобы определить те сферы жизни, в которых человек чувствует себя удовлетворённым и неудовлетворённым. Названия сфер определяются индивидуально. Когда они определены, нужно оценить каждую из них по десятибалльной шкале и сравнить с другими.

Методика позволяет взглянуть на всю жизнь и выявить сферы, которые хотелось бы улучшить в первую очередь.

Выделите для себя периодичность, с которой вы будете проверять свои цели и планы. Например, это можно делать один или два раза в год.

Пример колеса баланса
Инфографика: Skillbox Media

Самоанализ, или саморефлексия, — один из действенных способов избежать кризиса идентичности.

Ещё полезно прислушиваться к себе и быть в позиции исследователя, который постоянно открывает для себя что-то новое. Например, вы всегда хотели петь и быть актёром. Родители в детстве эту идею не поддержали, исходя из прагматических причин. Сейчас вы работаете в офисе и не ощущаете себя реализованным. Решение есть: запишитесь в хор, начните заниматься с персональным учителем по вокалу, откройте мини-караоке — пусть это станет вашим хобби.

Если кризис проходит тяжело и вы чувствуете, что апатия перерастает в депрессию, — обратитесь к психологу или психотерапевту, который подберёт терапию под вашу ситуацию.

Если кризис протекает не столь критично — позаботьтесь о своём самочувствие и попросите поддержки у близких.

  • Будьте внимательны к своему ментальному и физическому состоянию. Задавайте себе вопросы и ищите на них ответы, оценивайте то, что вам нравится в жизни. Составьте списки своих сильных и слабых сторон, подумайте, что из этого вызывает дискомфорт и над чем хотелось бы поработать. Отследите, какие есть цели и желания. Но старайтесь не загружаться этими мыслями и делайте паузы — сходите на прогулку или в кино, займитесь спортом.
  • Создайте поддерживающее окружение. Скажите друзьям и родным, что переживаете не лучший период своей жизни, и попросите помощи. Если к вам обратились с такой просьбой, то будьте отзывчивы и внимательны, выслушайте человека, когда ему это необходимо. Главное — не критикуйте и не давайте оценочных суждений и непрошеных советов. Если есть похожий опыт — поделитесь, но без давления.
  • Найдите ментора. Иногда взглянуть на ситуацию со стороны помогает сторонний эксперт. Это может быть лайф-коуч, финансовый или карьерный консультант. Он подскажет выход из проблемной ситуации с точки зрения профессионального опыта.
  • Прислушивайтесь к себе. Помните, что ваша жизнь — в ваших руках и только вы несёте за неё ответственность. Делайте то, что нравится именно вам. Рядом всегда окажутся люди, которые осудят или посмеются, — старайтесь не воспринимать их реакцию. Идите к своей цели и создавайте ту жизнь, которую хотите.

Научитесь: Кто я и чего хочу?
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Missing permissions в дискорде как исправить
  • Кривые ноздри как исправить
  • Как найти папку свойства папки
  • Как составить завещание завещательным отказом
  • Как найти высоту через угол 45 градусов