Как найти свою профессию в школе



Когда начинать?
Выбор профессии в школе многие начинают со старших классов после сдачи ЕГЭ. Однако данный период является довольно поздним, и профориентация в учебном заведении должна начинаться с первых лет обучения.



Как выбрать?
Есть два основных метода выбора профессии. Первый – отталкиваться от качеств ребенка, его интересов и устремлений. Второй – это оценки самой профессии, графика работы, оплаты и т. д. Применять нужно оба этих метода, чтобы в итоге остановить выбор на деле всей жизни.

В статье рассказывается:

  1. Этапы профориентации в школе
  2. Правила выбора профессии для ученика
  3. Критерии выбора конкретной профессии в школе
  4. Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии
  5. Ошибки при выборе профессии в школе
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Этапы профориентации в школе

Безусловно, функцией школы, помимо непосредственно самого образования, является профессиональная ориентация. Ее суть заключается в предоставлении возможности учащимся школ выбора будущей профессии. В процессе профориентации дети при поддержке учителей занимаются исследованиями, смысл которых в общем развитии и более полном знакомстве с профессиями. Эта работа ведётся на протяжении всего процесса обучения, учитывая возрастные и личностные характеристики школьников.

Этапы профориентации в школе

Этапы профориентации в школе

Процесс профессиональной ориентации учащихся можно разделить на 4 ступени, каждая из которых имеет свои цели, задачи и принципы реализации:

Начальная школа, 1-4 классы

Эта ступень предполагает знакомство школьников со специальностями посредством игр, факультативных занятий, экскурсий, уроков профориентации. Дети вовлекаются в учебно-познавательные формы деятельности, такие как трудовая, игровая и исследовательская. Эти мероприятия закладывают фундамент ценностного восприятия труда, развивают интересы и потребность в познании.

Очень важно сформировать интерес к выбору профессии именно в младшей школе. В это время дети охотно посещают кружки, внеклассные занятия по увлечениям. Начиная с 3 класса целесообразно включать в этот процесс психологические игры.

Средняя школа, 5-7 классы

В средней школе профессиональная ориентация реализуется в форме деловых, психологических и профориентационных игр. Это формирует более глубокое понимание специфики различных специальностей, школьники получают практическую возможность для определения с будущей сферой деятельности. Учащиеся этой возрастной категории в процессе профориентации обретают ключевые знания о существующих профессиях, осмысливают свои интересы и перспективы их развития.

Этапы профориентации в школе

Этапы профориентации в школе

Средняя школа, 8-9 классы

В этот период, когда приближаются первые выпускные экзамены, работа по знакомству с профессиями принимает более целенаправленную форму. Игры сменяются педагогической деятельностью, способствующей выбору учениками дальнейшего профиля обучения в соответствии с их интересами и талантами. При этом происходит сужение спектра выбора будущей специальности, что благоприятствует более осознанному отношению к учебе и труду.

Примите участие
в конференции и узнайте:

  • Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и
    старших классах.
  • Как ребенку реализовать свои способности.
  • Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.

При регистрации
вы получите в
подарок документ:


ТОП-4 метода для развития самостоятельности у ребенка

Простые и эффективные способы, которые подойдут любому ребенку



Уже скачали 1517 родителей

В 8-9 классах в профориентационный процесс активно включается школьный психолог, который при помощи тестов выявляет скрытые таланты, а также сильные и слабые стороны личности ученика. В программу включается изучение более ответственных специальностей, имеющих особые требования к сотрудникам. К таким профессиям относятся, например, медицинские и педагогические специальности.

Внеклассные кружки по различным направлениям помогают в осмыслении школьниками своих склонностей при выборе будущей профессиональной деятельности.

Немаловажным в процессе содействия в выборе профессии в школе является проведение педагогами и школьным психологом соответствующих консультаций. В их процессе оказывается помощь ученику в оценке его интересов, умений, талантов, состояния здоровья, а также соотношении их с требованиями, предъявляемыми к определенной специальности. Такие консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Старшеклассники, 10-11 классы

В последние годы школьной учебы реализуется самая важная ступень профориентации. Ее результативность по большей части определяется качеством проведенной работы в начальной и средней школе. Педагогами проводятся мероприятия по ознакомлению учеников и их родителей с основными вузами города, их направленностями, также организуются ознакомительные экскурсии в эти учебные заведения.

Профориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы

Читайте также

Количество консультаций, проводимых психологом для школьников в целях их профессионального определения, увеличивается.

В этот период школьной жизни делается упор на саморазвитие старшеклассников. Проводится большое количество факультативных занятий, целью которых является окончательное определение в выборе будущей сферы деятельности. Ученики вместе с учителями дискутируют о своих профессиональных намерениях, определяют готовность к их реализации.

Правила выбора профессии для ребенка

К вопросу выбора профессии учащимися школ необходимо подойти со всей ответственностью. При этом нужно учесть некоторые весьма важные аспекты:

  • Увлечения и таланты ребёнка. Если вы хотите вырастить счастливого самодостаточного человека, то нужно способствовать созданию таких условий, при которых проявятся природные таланты маленького человека. Родственники должны помочь ребёнку определиться с будущей профессией, которая будет на самом деле интересна ему.
  • Стимул. В большинстве случаев именно стимул играет решающую роль в выборе будущей трудовой деятельности. Важно понять, что мотивирует ребёнка – популярность профессии, перспективы развития в ней, самореализация или финансовая сторона вопроса.
  • Стиль жизни, обусловленный профессиональной деятельностью. Это может быть работа в офисе, удалённый режим, наличие командировок или переезд в другой город. Также стоит учитывать график работы, он может быть гибким или подразумевает обязательное присутствие на рабочем месте в определённые часы. Есть особые специальности, связанные с газо- и нефтедобычей, мореходством или пилотированием воздушного судна.
  • Желание и готовность к профессиональному развитию. Нужно объяснить школьнику, что специалисты, регулярно повышающие свою профессиональность, получающие новые актуальные навыки, пользуются большим спросом на рынке труда. Поэтому важно понять, готов ли ребёнок развиваться в выбранной профессии.
  • Знакомство с профессией. Помимо рассказов о специальностях, которые интересуют подростка, нужно предоставить ему возможность познакомиться со сферой деятельности так сказать «очно». Это можно устроить при помощи посещения дней открытых дверей или встреч со специалистами в определенной отрасли, а также, участвуя в специальных мастер-классах.

Правила выбора профессии для ребенка

Правила выбора профессии для ребенка

Если принять во внимание все вышеуказанные факторы, то это будет хорошей помощью школьнику в вопросе выбора профессии, иногда весьма сложном.

Критерии выбора конкретной профессии в школе

Для начала нужно понять, коррелируют ли таланты и умения ребёнка с критериями выбора будущей специальности.

Денежное вознаграждение

Очевидно, что все хотят получать большую зарплату. Но если разобраться, то получается, что это не совсем так. У многих людей высокое денежное вознаграждение стоит не на первом месте, так как зачастую это влечет за собой ограничения:

  • в количестве свободного времени;
  • в возможностях выбора друзей и хобби;
  • во времени, которое остается на семью и любимых людей;
  • в свободе самореализации и многом другом.

Но нужно понимать, что, повышая свой профессиональный уровень и становясь мастером своего дела, можно хорошо зарабатывать в любой области.

В вопросе выбора профессии учащимися школ не следует ставить целью высокую оплату труда. Во-первых, со временем все может измениться. Во-вторых, в любой сфере деятельности диапазон зарплат может быть очень широким в зависимости от различных факторов.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20991 pdf иконка

График и место работы

Есть ли привязка к рабочему месту или нет? Свободный или жесткий график работы? Эти факторы тоже нужно принимать во внимание при выборе профессии в школе. Уже в середине обучения у детей проявляются качества, предполагающие возможность в будущем работать в свободном формате:

  • собранность, пунктуальность и умение организовать своё собственное время;
  • умение выделять время для значимых дел при успешном дистанционном обучении;
  • предпочтение проектных работ в школе рутинным делам.

Если вы замечаете, что ребёнок комфортнее себя чувствует при очном посещении школы, когда его график по большей части формируется учителями, родителями и школьными процессами, то не следует его нацеливать на творческие сферы деятельности. Для такого человека будет лучше работать при наличии чёткого, заранее сформированного графика. А частые столкновения с неопределенными обстоятельствами будут лишь провоцировать стрессы.

Активного ученика, умеющего правильно распределять временной ресурс, можно уже со школы готовить к «свободным» профессиям или дистанционной работе. Для этого можно пробовать посещать внешкольные занятия в удалённом формате. Таким образом ребёнок в школьные годы овладеет опытом взаимодействия, необходимым для будущей профессиональной деятельности.

Начальник или подчиненный

Уже в средней школе у ребёнка проявляются лидерские качества при наличии таковых. Но не всегда бывает так, что лидер – это обязательно незаурядная личность и активист класса.

Есть разные типы лидеров. Но хороший руководитель – это в первую очередь тот, кто умеет компетентно и комплексно подходить к решению задач и грамотно делегировать полномочия. Вместе с тем лидер должен хорошо разбираться в способностях и возможностях людей.

Проявлению таких качеств у школьников благоприятствует командная проектная работа. Если команда успешно достигает цель, при этом решая возникающие противоречия путём диалога, то ее лидер имеет все возможности стать хорошим начальником.

Коммуникация с людьми

В основном люди комфортно себя чувствуют, если обстановка в рабочем коллективе совпадает с их представлениями о нормальных коммуникациях. Если происходит наоборот, то человек сталкивается с постоянным недопониманием между коллегами и, как следствие, со стрессом.

К середине школьного обучения становится ясно, какой стиль общения ближе ребенку:

  • административный, при котором он выполняет то, что говорят;
  • конкурентный, предполагающий борьбу за личный результат;
  • партнерский, при котором принимаются коллективные решения и распределяются функции, после чего каждый докладывает о результатах своей работы;
  • органический, когда каждый член коллектива берет ответственность на себя и выполняет свой участок работы без жёсткого контроля со стороны руководителя.

В каждой компании существует своя корпоративная культура. Есть области, в которых может использоваться только административный стиль общения, к примеру, военно-промышленная сфера.

Эти моменты нужно донести до ребёнка. Если личность не воспринимает принуждение и не может действовать под жёстким контролем, то, например, структуры государственной службы будут не лучшим вариантом для его карьеры.

Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии

В настоящее время есть большое количество различных тестов по профессиональной ориентации. Для того чтобы из всего многообразия выбрать подходящий, нужно учитывать несколько факторов, таких как время и место их создания. Чем современнее тест, тем вероятность получить хороший результат больше. И наоборот, итогом прохождения устаревшего теста может стать получение списка умирающих профессий, поэтому тратить время на них не стоит.

Только до 29.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Если продукт профессиональной диагностики разработан зарубежными специалистами, то стоит уточнить, адаптирован ли он для российского рынка. Вместе с тем нужно подробно узнать, в каком виде будет результат тестирования. Возможно, вы получите короткий неаргументированный перечень специальностей.

Результатом прохождения профессиональной диагностики является список предлагаемых профессий, наиболее подходящих для тестируемого. Важным моментом будут комментарии и пояснения к тесту специалиста по профориентации.

Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии

Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии

Очевидно, что, родители хотят лучшего для своего ребёнка, но нужно понимать, что определение с профессией должно быть его личным выбором. Только в этом случае взрослеющий человек будет осознавать необходимость дальнейшего обучения и брать ответственность за свое решение.

Поэтому целиком полагаться на тестирование нецелесообразно. Полученные результаты являются составной частью общего процесса профориентации.

Ошибки при выборе профессии в школе

Зачастую при выборе профессии допускаются следующие ошибки:

  • Взрослые нацеливают ребенка сразу на позиции высшей квалификации. Например, директор, управляющий банка, учёный и т.д.
  • Игнорирование или пренебрежительное отношение к непрестижным профессиям.
  • Ориентация не на собственные желания и видения, а на советы родственников или других значимых людей при выборе будущей сферы деятельности.
  • Проекция отношения к конкретному человеку, являющемуся представителем какой-то профессии, на данную профессию.
  • Интерес не к профессии целиком, а к какой-то одной ее стороне.
  • Проекция отношения к школьному предмету на профессиональную деятельность, связанную с ним.
  • Выбор будущей специальности, ориентируясь на предпочтения друзей.
  • Неспособность здраво оценить свои таланты и умения в предполагаемой сфере деятельности.
  • Выбор будущей профессии, основанный на финансовой стороне вопроса.

    Профориентация: кому и в каком возрасте нужна

    Читайте также

  • Неадекватная оценка собственных личностных характеристик, которая приводит к неверному выбору будущей трудовой деятельности.

Выбор профессии выпускниками школ должен основываться на осознании своих возможностей. Но в силу возраста и ввиду отсутствия жизненного опыта в большинстве случаев адекватное понимание отсутствует, что может привести к неверным решениям.

Дать объективную оценку своим качествам и умениям могут далеко не все подростки. Кто-то переоценивает свои силы, а кто-то, напротив, недооценивает. Поэтому важность профессиональной ориентации сложно переоценить. Во-первых, она помогает сознательному освоению школьных предметов, которые могут быть полезны для будущей профессии. Во-вторых, дает возможность оптимистично оценивать свое будущее, ограждая неокрепшую психику ребёнка от искушений современности.

Эта работа со школьниками способствует развитию интереса к самопознанию, стимулирует к размышлениям о собственных перспективах, служит мотивом к выбору будущей сферы трудовой деятельности.

Как выбрать профессию. Советы психологов школьникам и родителям

. Ошибки, которые не стоит совершать

Психологи перечислили основные шаги и ошибки при выборе профессии школьниками

Обновлено 27 апреля 2023, 18:11

Shutterstock

Современные школьники выбирают профессию на основе навыков и увлечений (53%), вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и ориентируются на мнения блогеров (17%), слушают родителей, учителей и одноклассников (6%). Выбор профессии в школьные годы может ставить в тупик, но есть способы облегчить поиск дела жизни. РБК Life собрал советы психологов по грамотному выбору специальности и популярные ошибки, которые мешают определиться и найти свое предназначение.

Что важно учесть при выборе профессии

Советский и российский психолог Евгений Климов сформулировал схему выбора профессии как «хочу — могу — надо». Профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека («хочу»), соотноситься с его возможностями и способностями («могу») и быть востребованной на рынке труда («надо»). На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии [1].

По мнению Климова, удачным профессиональный выбор будет, если получится совместить «хочу», «могу» и «надо»

РБК Life

По мнению Климова, удачным профессиональный выбор будет, если получится совместить «хочу», «могу» и «надо»

Каждый случай уникален, и нет универсального совета, который подойдет всем. Однако психологи предлагают определить для себя важные моменты, которые помогут выбрать профессию. Так, например, Евгения Хижняк, психолог, гештальт-терапевт и коуч PCC ICF, советует учитывать следующие критерии:

  • возможность и степень сложности освоения;
  • перспективы карьерного роста;
  • возможности для реализации и раскрытия внутреннего потенциала;
  • престиж и востребованность на рынке (то есть заработная плата, конкурентоспособность);
  • условия труда (есть профессии, которые связаны с работой в дальних регионах).

Как выбрать профессию: советы

1. Поймите, что вас интересует

Выбор профессии стоит начинать с более глубокого изучения себя: интересов, склонностей, навыков, черт характера, сильных и слабых сторон. Полезно ответить себе на несколько вопросов.

  • «Какие ценности для меня важны?» (Например, финансовая стабильность, свободный график, творчество).
  • «Что мне интересно?» (Музыка, дизайн).
  • «Чем я точно не хочу заниматься?» (Рутинной работой).
  • «Какие способности у меня есть от природы?» (Лидерство, общительность, креативность).
  • «Чего я жду от будущей профессии?» (Удаленной работы, свободы перемещения, хорошей оплаты) [2].

«При выборе профессии кроме интересов важно учитывать способности и навыки. Только на первый взгляд кажется: предмет интересен — значит, он легко дается. Для овладения некоторыми предметами важен высокий уровень развития определенных познавательных процессов, например пространственного мышления или зрительной памяти. И если ребенок не обладает этими способностями, ему будет сложно овладеть соответствующими специальностями.

Подобная ситуация и с навыками. Их особенно важно учитывать при выборе творческих профессий: школьник интересуется дизайном, но не умеет рисовать; любит музыку, но не владеет нотной грамотой».

Юлия ХолодоваЮлия Холодоваподростковый психолог

Анализ можно провести самостоятельно либо с помощью тестов. Карта интересов Голомштока изучает интересы и склонности человека к различным сферам деятельности. Первый вариант опросника появился еще в 1960-х, но с того времени психологи несколько раз его модифицировали.

Схожая с картой интересов методика Хеннинга рассматривает интересы человека не по отдельности, а во взаимосвязи и рассчитана на молодежную аудиторию.

Тем временем оценить уровень интеллектуальных способностей позволяет тест Вандерлика.

2. Выберите профориентацию

Тесты на профориентацию позволят сузить выбор специальности. Есть две популярные методики определения наиболее подходящей профессии — Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х, обе не учитывают новые профессии [3].

Shutterstock

Система Евгения Климова определяет наиболее подходящую из пяти сфер труда. Они делятся по типам объектов, с которыми работает специалист:

  • человек — техника (инженер, механик);
  • человек — знаковая система (программист);
  • человек — человек (психолог, учитель);
  • человек — природа (биолог, ветеринар);
  • человек — художественный образ (писатель, артист).

Американский психолог Джон Холланд (Голланд) выделял шесть профессионально ориентированных типов личности в зависимости от ценностей и интересов человека:

  • конвенциональный — обрабатывает информацию, ведет документацию (секретарь, банковский служащий);
  • социальный — обслуживает других людей, помогает, обучает, консультирует (журналист, воспитатель);
  • реалистический — занимается физическим трудом, использует инструменты и механизмы (строитель, водитель);
  • предпринимательский — руководит, организует (бизнесмен, менеджер);
  • интеллектуальный — занимается научно-исследовательской деятельностью (аналитик, ученый);
  • артистический — представляет творческие профессии (художник, музыкант).

Существуют и более современные методы. Сайт CareerExplorer создал тест с использованием машинного обучения и данных об удовлетворенности карьерой (на английском языке). Важно понимать, что профтесты не дают четкого ответа на вопрос, кем быть, но могут подсказать возможную сферу деятельности.

«Ответы тестов на профориентацию описывают облако специальностей, а не конкретную роль.

Отчет по итогам теста будет выглядеть, например, так: «Вам подойдут специальности, включающие работу с людьми, активную разноплановую коммуникацию, лидерство в команде и организацию работы других, работу с вербальной информацией, задачи по систематизации информации, публичные выступления».

То есть речь идет не о списке конкретных специальностей, а о наборе компетенций, и его уже нужно прикладывать к актуальному рынку труда. Если десять лет назад это могла быть профессия преподавателя или тренера, то сейчас — руководителя IT-проекта».

Дарья КудрявцеваДарья Кудрявцевадиректор по персоналу IT-аутсорсинговой компании Selecty

3. Изучите существующие профессии

Важно учитывать актуальность профессии. Исследовательская компания Oxford Economics посчитала, что к 2030 году роботы заменят около 20 млн рабочих мест в промышленном производстве [4]. Некоторые профессии могут исчезнуть: в зоне риска бухгалтеры, корректоры, банковские работники, водители, нотариусы.

Shutterstock

Разнообразие видов деятельности и профессиональных маршрутов для многих школьников совсем не очевидно, считает подростковый психолог Юлия Холодова. Поэтому полезно будет ознакомиться с набором существующих специальностей.

В этом помогут профессиограммы. В них содержится описание специальностей, перечень знаний, умений и качеств, которые требуются для их освоения, пути получения профессий и медицинские противопоказания. На сайте «Работа России» профессиограммы разделены по сферам деятельности, которые выделены в тесте Климова, и расположены в алфавитном порядке.

Кадр из сериала «Силиконовая долина»

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» создали «Атлас новых профессий». В нем описано, какой будет работа через несколько лет: всего более 300 профессий в 28 отраслях. «Атлас» ориентирован на подростков, рассказ о специальностях будущего сопровождают художественные истории о девочке Нике, задания и кейсы. В книге также есть раздел для родителей и учителей.

4. Изучите доступные программы обучения

Определившись со сферой деятельности, можно приступать к поиску подходящих образовательных программ. Искать нужную информацию о колледжах и вузах, днях открытых дверей и условиях поступления стоит напрямую на сайтах или в социальных сетях учебных учреждений, а также на порталах «Поступи Онлайн», «Учеба.ру», Vuzopedia.ru и других. Карта и каталог вузов есть на сайте Рособрнадзора.

Shutterstock

Что стоит учитывать при выборе учебного заведения:

  • наличие подходящей образовательной программы;
  • условия поступления (баллы ОГЭ или ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания, творческий конкурс);
  • удаленность от дома и готовность к переезду;
  • наличие аккредитации;
  • количество бюджетных мест и стоимость обучения;
  • возможности для стажировок и трудоустройства;
  • рейтинг учебного заведения и отзывы.

Российские и зарубежные вузы представлены в мировых списках Times Higher Education, QS World University Rankings. Также есть рейтинг локальных вузов по регионам России, составленный агентством RAEX.

5. Изучите понравившуюся профессию с разных сторон

Психологи рекомендуют общаться с выпускниками и представителями профессий, ходить на стажировки, смотреть интервью и документальные фильмы, посещать профессиональные сообщества, чтобы глубже узнать выбранную специальность.

«Самый верный способ не разочароваться — получить информацию о негативных сторонах профессии непосредственно от ее представителей: через интервью со специалистами (обязательно из разных компаний), стажировки (когда можно понаблюдать в деле). Далее вы примеряете на себя, насколько готовы мириться с негативными сторонами».

Дарья КудрявцеваДарья Кудрявцевадиректор по персоналу IT-аутсорсинговой компании Selecty

6. Поговорите с родителями

Shutterstock

В любом случае выбранную профессию желательно обсудить с родителями или опекунами, но взрослые и сами могут поучаствовать в процессе.

«В сфере профориентации родителям можно посоветовать придерживаться особой тактики поведения — деятельного внимания, когда нужно не просто наблюдать за ребенком и подмечать, что ему нравится, а включаться и помогать ему развивать свой талант.

  • Записывать на кружки и секции по интересам, приветствовать его разнообразные «хочу делать это» и не запрещать менять занятия, когда что-то уже надоело.
  • Рассказывать про профессии, с которыми связано увлечение ребенка, рекомендовать книги и фильмы.
  • Предлагать ролевые модели — приводить в пример известных людей, реализовавшихся и добившихся успеха в том направлении, которое ему нравится.
  • Старшим школьникам можно помочь с монетизацией хобби. Успех и первые заработанные деньги всегда окрыляют.
  • Вместе посещать профориентационные мероприятия, мастер-классы, дни открытых дверей, чтобы разбираться в направлениях обучения, программах и перспективах той или иной профессии».

Юлия КонычеваЮлия Конычевастарший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук

Ошибки при выборе профессии

Shutterstock

1. Ориентироваться только на любимые предметы

Часто выбор профессии ребенка определяется школьными предметами: любимыми и действительно интересными или теми, которые легче всего даются. Хотя эти предпочтения и указывают на природные склонности человека, не стоит ориентироваться исключительно на них.

«Нужно смотреть шире. Например, если в школе ребенку нравятся иностранные языки, это не означает, что ему нужно работать в иностранной компании или в сфере, связанной с иностранными языками. Скорее всего, ему подойдут профессии, где нужны коммуникативные способности, развитое мышление, хорошая память и способность быстро воспринимать и считывать информацию.

Если вы хотите опираться на любимые предметы ребенка при выборе профессии, то всегда стоит обдумать его способности более широко и попытаться понять, какие действительно ценные навыки лежат за этим».

Евгения ХижнякЕвгения Хижнякпсихолог, гештальт-терапевт, коуч PCC ICF

2. Не изучать предпочтения

Бывает и так, что ребенок не знает, чего хочет, или не хочет ничего. В таком случае полезно выяснить причину, советует психолог Юлия Холодова. Отсутствие энтузиазма может говорить о неуверенности в своих силах, тревожности, конфликтах в школе, слабой информированности о профессиях.

«Если ребенок ничего не хочет, это в большинстве случаев означает, что тема с учебой, дополнительными занятиями и профориентацией уже сильно перегрета. Можно предположить, что у ребенка не хватает ресурса на текущие задания, он перегружен и уже не понимает, что вообще ему нравится.

Здесь я бы рекомендовала снизить нагрузку и позволить ребенку какое-то время вообще ничего не делать, убрать дополнительные занятия и сделать акцент на отдыхе».

Юлия КонычеваЮлия Конычевастарший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук

3. Думать, что делаешь выбор раз и навсегда

Росстат регулярно проводит исследования трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений в России. По данным за 2016–2020 годы, из 6,3 млн россиян 1,8 млн не работают по специальности (примерно 28,5%). Больше половины из них не нашли вакансии по профилю, 17% не устроили условия работы, 16% — маленькая зарплата, а 12% вообще не планировали работать по специальности в дипломе [5].

Часто желание сменить сферу деятельности приходит еще на этапе обучения. По данным исследования аналитического центра НАФИ, каждый третий студент ссузов (32%) не планирует работать по изучаемой профессии, среди учащихся вузов таких 28%. В НАФИ считают, что это связано не столько с разочарованием студентов в профессии, сколько с появлением новых сфер и видов деятельности [6].

«Мир постоянно меняется, меняются цели и ценности человека, а также сам человек. Поэтому смена профессии в определенном возрасте — это не ошибка, а естественное развитие».

Евгения ХижнякЕвгения Хижнякпсихолог, гештальт-терапевт, коуч PCC ICF

4. Идти учиться «за компанию»

«Школьникам часто хочется сохранить дружеское общение, компанию после окончания школы. Руководствуясь этим, выпускники выбирают один колледж или вуз. Это очень быстро приводит к разочарованию: профессия не соответствует интересам, склонностям, навыкам».

Юлия ХолодоваЮлия Холодоваподростковый психолог

5. Ориентироваться только на мнение взрослых

Shutterstock

Родители, учителя и репетиторы могут как помочь с выбором профессионального пути, так и помешать. Поэтому психологи рекомендуют не давить на ребенка и признавать уникальность его личности.

«Взрослые могут транслировать детям свои интересы и ожидания, а не учитывать склонности самого ребенка. Иногда они забывают о том, что дети — другое поколение, которое выросло в других социальных условиях. Как бы нам ни хотелось помочь с высоты своего опыта, надо признать, что опыт имеет свойство устаревать. Выбирает профессию ребенок сегодня, а на рынке труда он окажется через четыре-пять лет. Не каждый взрослый может спрогнозировать, каким будет рынок труда на тот момент».

Юлия ХолодоваЮлия Холодоваподростковый психолог

6. Гнаться за престижем

Престиж профессии не гарантирует, что работа будет удаваться и приносить удовлетворение. И хотя, по данным опроса ВЦИОМ, в 15% случаев при выборе профессии россияне ориентируются именно на ее авторитетность и возможности карьерного роста, учитывать этот фактор стоит только в совокупности с остальными [7].

Как ребенку выбрать профессию, когда он не знает, чего хочет

17.09.2021

Татьяна Никулина.

Специалист по профориентации, руководитель отдела продаж в Санкт-Петербурге MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Ребенку сложно определиться с профессией в современном мире, поскольку разрыв между традиционными стратегиями выбора специальности и реалиями становится все больше. Рассказываем, как помочь выбрать профессию подросткам, а заодно и самому узнать много интересного о рынке труда.

Сейчас даже взрослым сложно понять, чем заниматься, чтобы хорошо зарабатывать через 5-10 лет, — что уж говорить о мальчиках и девочках — подростках? Вот как родителям направить выбор ребенка в нестабильном и изменчивом мире.

Как помочь подростку выбрать профессию: современный подход

Многих родителей тревожит, когда подросток не может понять, кем хочет стать, хотя бы примерно. Родителей волнует, как выбрать профильную программу для подготовки к ЕГЭ, нужно участвовать в олимпиадах, собирать портфолио, а он — ничего не хочет. Решить за него не получится, но можно направить ребенка на выбор, помочь выбрать без давления и навязывания и сохраняя доверительные отношения.

Почему подростку трудно понять кем быть?

Есть два критерия успешного выбора профессии.

  • Я знаю, что я хорошо умею делать, и это пригодится на работе.
  • Я знаю, чем вообще можно заниматься по жизни, какие варианты есть.

В подростковом возрасте человек не понимает свои слабые и сильные стороны и не очень хорошо представляет, как устроен профессиональный мир и какие изменения его ждут в ближайшее время. Именно поэтому подросткам надо помогать в выборе профессии. Ведь есть две основные причины, по которым подростку трудно понять, кем быть.

Причина 1. Подросток плохо может оценить свои способности и возможности. У него пока неадекватная самооценка: завышенная или заниженная — не важно. Главное, что она не выдерживает столкновения с реальностью и ребенок испытывает разочарование. Одни подростки думают, что окружающие их недооценивают. Другие же со свойственным подростковому возрасту максимализмом считают себя ничтожеством. Здорово, если подросток продолжает пробовать новое и корректирует свою самооценку, но это удается не всем. А в итоге — мысли о будущей карьере далеки от реальных перспектив.

Причина 2. Подросток плохо себе представляет, как устроен мир и социальные институты. Что он знает о колледжах, вузах, профессиональной деятельности, профессиях будущего? Довольно мало и в основном со слов семьи и знакомых, которые опираются на личный опыт. Этого недостаточно, чтобы принять решение.

Вот почему подросткам необходима помощь взрослых, которые направляют их выбор профессии. Однако делать это нужно современными способами, которые соответствуют мировоззрению и образу жизни самого ребенка.

Какие способы профориентации подходят современным подросткам?

Поколение нынешних детей и подростков раздражает старших несколькими особенностями:

  • они много времени проводят в социальных сетях, у них там целая жизнь, друзья и отношения;
  • они не хотят учиться в нашем понимании: читать длинные книги, делать конспекты и т.п.;
  • они могут легко отказаться делать то, что надо; для них «не хочу» — это аргумент.

Да, дети сейчас другие. Но именно поэтому большинству из них подходят новые способы выбора профессии. И ровно все то, что нас раздражает в подростках, нужно использовать, чтобы помочь им выбрать направление и дело по душе.

Желание общаться, связь с людьми в игре, социальные сети — все эти интересы сейчас помогают выбрать профессию, а не отвлекают от нее. Все самое интересное в мире новых профессий происходит не на выставках и открытых сайтах вакансий, а в том мире, где ребенок чувствует себя вполне уверенно, но иногда ему нужно помочь использовать его цифровые навыки для профессиональной ориентации.

Если ребенку трудно определиться, можно пройти бесплатную профориентацию, чтобы определиться с направлением, а потом копать глубже и разбираться в нюансах.

Как помочь ребенку разобраться в профессиях

Родители — лучший помощник ребенка в выборе профессии и специальности. Младшие дети для нас хороший повод ходить на мультфильмы в кино. А подросток — отличный повод исследовать рынок труда и узнать много нового. С таким подходом можно и ребенку помочь, и самому получить массу новых открытий. Ведь рынок труда меняется, но закономерности изменений вполне можно понять.

С чего начать поиски профессии и направления?

Самое сложное — сделать первый шаг, когда не знаешь, чего хочешь. Взрослые тоже часто не понимают, куда им двигаться по жизни, хотя у них больше опыта, чем у ребенка. Прежде чем заниматься профориентацией, психологи и карьерные консультанты рекомендуют различные методы “растуннеливания” сознания. Грубо говоря, когда кажется, что выхода нет, надо увидеть, что их — много, а все границы только у нас в голове. Это важно, потому что разные способы профориентации все равно построены на беседе или письменных ответах на вопросы. Чтобы тест по профориентации или встреча подростка с консультантом или наставником прошли успешно, ему нужно разобраться в себе и быть открытым к новым выборам.

Есть много техник, которые помогают увидеть себя с новой стороны. Можно просто накидывать ответы на вопросы:

  • Что ты любил делать, когда был маленьким?
  • Чем бы ты занялся, если бы не надо было зарабатывать на жизнь?
  • Что тебе интересно сделать в ближайший месяц? Именно интересно, без всякой пользы: встать на вейксерф, испечь пирог на 20 человек, спеть со сцены?
  • Кем бы ты был в фантазийном мире?
  • Что делает твой персонаж в компьютерной игре?

Ответы на эти вопросы можно вместе с ребенком “заземлить” — найти связь таких мечтаний с направлением реальной человеческой деятельности, и взять старт здесь.

Чтобы избежать страха перед первой пробой, можно найти и почитать в интернете биографии интересных людей, которые не сразу определились, кем они хотят быть. Из известных это Джоан Роулинг. Посмотрите с ребенком ее знаменитую Гарвардскую речь о полном провале — очень вдохновляет на то, чтобы не бояться ошибок в выборе профессии или специальности в вузе. В интернете можно найти и другие ролевые модели для ребенка, которые помогут ему понять, что это нормально — не знать, какую профессию или специальность ты хочешь освоить. Многие кумиры в подростковом возрасте не знали, кем хотят быть, но не боялись пробовать и ошибаться.

После этого можно начинать реальные поиски людей, источников информации и профессиональных проб.

Как подростку познакомиться с профессией

Помогите ребенку найти живых людей, которые познакомят его с разными профессиональными сферами из личного опыта. Это метод “живой библиотеки” — когда человек отвечает на любые вопросы, даже самые неудобные.

Где и как найти представителей разных профессий?

К счастью, сейчас люди довольно открыты к коммуникации и вообще с удовольствием рассказывают детям о своей работе. Просто общайтесь с людьми на отдыхе, при случайных встречах, со знакомыми или родственниками.

Составьте с ребенком список основных вопросов:

  • Как вы попали в эту профессию?
  • На кого вы учились и помогло ли вам это?
  • Что вам больше всего нравится, а что больше всего бесит на работе?

Этого достаточно для начала разговора. Поддержите ребенка, когда он только начинает такой диалог.

Если в близком кругу и на случайных встречах нет таких людей, используйте социальные сети.

  • Обратитесь к людям в своих соцсетях — Фейсбуке, ВКонтакте и др. Сформулируйте просьбу четко: “Мой ребенок думает о том, чтобы стать юристом-международником. Помогите контактами для получасовой беседы по зуму”. По правилу трех (или пяти) рукопожатий вам обязательно помогут и найдут такого человека, который будет рад поговорить с подростком о своей работе и профессиональном опыте.
  • Неочевидный ход, который используют многие карьерные консультанты, — Тиндер. Многие не знают, что эта соцсеть вовсе не только для поиска партнера. Молодые специалисты 25-35 лет в Тиндере работают и открыты для общения. И это совершенно нормально — искать профессиональные контакты там. Заведите аккаунт в Тиндере, укажите в профиле, что вы ищете людей, которые помогут в профориентации вашему сыну или дочери, ищите людей по критериям и пишите им. Ответят не все, но многие — с радостью расскажут подростку о том, чем они в реальности занимаются на работе и как складывается их профессиональный путь.

В Тиндере ребенок не может писать людям сам, но в ФБ или ВК — вполне. Поддержите его, чтобы он делал такие шаги самостоятельно. Люди с удовольствием откликаются и помогают ребенку определиться с профессией.

Лучшая профориентация — это профессиональная проба

О контактах с носителями профессии мы уже сказали, но ведь этого недостаточно. Стоит включить ребенка в профессиональные сети по сфере интересов. У тех же профессионалов имеет смысл спросить, какие каналы в Телеграме они читают, в каких сообществах состоят. Юмористические каналы и сообщества очень информативны. Если подросток понимает шутки этого профессионального круга, у него вырастет мотивация.

Отличная идея найти в Инстаграме через поиск людей, которые ведут блог о своей профессии. Они часто анонсируют интересные мероприятия или рекламируют информационные ресурсы. Это такая информация, которая лучше любой консультации по профориентации. На популярных блогеров-профессионалов можно подписаться со специально заведенного для этого аккаунта. Порекомендуйте ребенку такой ход — это очень по-взрослому.

Многие интересные мероприятия проходят онлайн. Например, мастер-майнды, где профессионалы собираются и обсуждают важные вопросы и тренды. Попасть на них сложно, но можно. Если ребенок честно напишет организаторам, что он хочет определиться с будущей профессией, его могут пустить послушать. Если же встреча закрытая, с подростком могут поговорить лично или посоветовать мероприятие для молодых специалистов, которое поможет ему познакомиться со специальностью на доступном ему уровне. Сейчас совершенно нормально обращаться к людям напрямую. Успешные профессионалы разных возрастов при встрече с мотивированным подростком ведут себя открыто и готовы помочь.

Помните, что в современном мире быстро меняющихся профессий и сложных социальных связей эти методы дают результат лучше, чем карьерные выставки и уж тем более, чем тесты по профориентации, которые выдают результат: вы склонны к работе с людьми. Вот и пойми: это официант или менеджер по проектам.

Где подросток может попробовать себя в профессии

Многие подростки не знают, где и как попробовать профессию, которая вызывает интерес.

Во-первых, можно спросить у тех самых людей, к которым вы обращались за консультацией. Не исключено, что у них даже есть какие-то проекты, где нужны люди на маленькие задачи. Это погружение в профессию и возможность узнать ее изнутри.

Во-вторых, нужно волонтерить. Когда в сфере, которая интересна, можно кому-то помочь — не упускайте эту возможность. Увидеть профессиональный мир как он есть в реальности, а не в буклете вуза, — вот зачем такое делают, а не для заработка.

В-третьих, в соцсетях по ключевым словам “профориентация подростки” ребенок найдет множество источников полезной информации не только о том, где можно сделать небольшие профессиональные пробы, но и поучаствовать в конкурсе. Например, нарисовать логотип, написать программу, сделать презентацию — это будет пропуском в мир профессионалов.

В-четвертых, если выбранная сфера привлекает благотворителей, можно обратиться в благотворительные организации и помочь. Конечно, несовершеннолетнему не доверят заботу о больных, например, но ведь можно и помочь по-другому, чтобы познакомиться с людьми и посмотреть на работу по специальности.

Уверены в выборе те дети, которые попробовали профессию, оценили плюсы и минусы и решили, что им это подходит. Тогда и мотивация к выбору вуза и обучению появится.

Выбрать профессию теоретически, без опыта хотя бы включенного наблюдения со стороны — невозможно. Врачи спасают жизни, но это еще и гнет бюрократии, и конфликтные пациенты, и требования вышестоящих инстанций, и очень долгий период обучения. Готов ли ребенок к этому, когда он рисует себе образ человека в белом халате, который спасает жизни? Ребенок, который поволонтерил рядом с врачами, сталкивался со старыми и больными людьми в тяжелых жизненных ситуациях, лучше понимает, справится ли он, нужна ли ему такая жизнь.

После выбора профессии и примерного представления о сфере, в которой молодой человек хочет оказаться, можно думать о вузе по этому направлению.

Получить консультации по профориентации подростка можно в системе выбора будущей профессии, которая поможет ребенку уверенно встать профессиональный путь.

Советы родителям: как избежать типичных ошибок

Почему многие дети ничего не хотят, а другие легко сами находят контакты и работу уже в подростковом возрасте?

Конечно, есть более энергичные и менее энергичные люди по жизни. Но еще и важно, чтобы родители не совершали типичных ошибок в воспитании подростка. Если вы обесцениваете его увлечения и желания и лишаете его свободы выбора, он выпадает из ресурса и теряет мотивацию к обучению и развитию.

Хобби может помочь подростку подобрать профессию

Даже если это нелюбимые всеми компьютерные игры. Он там с незнакомыми людьми контактирует и знакомится. Вот и пусть заодно спросит у них совета или использует эти навыки для поиска новых контактов. На форумах геймеров куча взрослых, которые помогут. Если у подростка нет увлечения, стоит помочь выбрать интересное хобби.

Социальные сети помогают понять, кем хочешь быть

Если ребенок активен в соцсетях, нужно просто направить его коммуникабельность в нужное русло. Пусть он вам этот аккаунт в Тиндере заведет и от вашего имени пообщается, честно сообщив о том, что он — тот самый мальчик или девочка, которой нужна помощь в выборе профессии.

Социальный круг помогает поднять самооценку

Это нам кажется, что подростки просто тусуются. Они так налаживают отношения и борются за место под солнцем. Подросток, который не общается, будет чувствовать себя неуверенно и опасаться за свою самооценку. Лучше увлечь его поиском профессиональных контактов — глядишь и найдет более интересных друзей.

Имейте в виду, что многие несерьезные на ваш взгляд объединения подростков могут быть очень ресурсными. Они мемы делают? Это невероятно сложный навык, который доступен только интеллектуалам и людям с сильными склонностями к работе с общественностью. Более того, успешный автор мемов имеет свои профессиональные контакты и может познакомиться с людьми, которые, помимо этого хобби, занимаются наукой.

Подростки делают свой канал и смотрят стримы? Если бы вы знали, как на этом можно неплохо заработать!

В общем, если подросток с друзьями что-то увлеченно делает, это уже хорошо. Попытайтесь деликатно разобраться, а не разгонять.

Не стоит слепо полагаться на тесты по профориентации

Хороший карьерный консультант использует тесты на профессиональную ориентацию исключительно как начало диалога с человеком. Эти тесты могут выявить комбинацию склонностей и способностей человека, но не смогут дать четкий ответ на вопрос: «Кем быть?» Один и тот же человек может делать много разных дел и найти себя в самых разных профессиях — это раз. Даже сферу занятости тестом определить сложно — это два. К примеру, масса людей с гуманитарными талантами находят себе применение в сфере высоких технологий. Это и интеллектуальные системы в гуманитарных сферах, и дизайн, и связи с общественностью.

Ходите на дни открытых дверей в вузах правильно

ДОД, выставки, ярмарки карьеры и другие подобные мероприятия на самом деле, погружают абитуриента не в реальную профессию, а в специальности вузов и колледжей. Поэтому они не так часто помогают понять, подходит ли такое направление или профессия конкретному юноше или конкретной девушке. Да, если ребенок увидит яркое шоу роботов, он может захотеть стать робототехником, и это неплохо. Но часто ребенок не получает важной и понятной для него информации о себе: ему-то лично это подойдет или нет?

А самое сложное — выбрать, на какой именно День открытых дверей идти, когда выбор вузов неимоверно велик. Составить список приоритетных мест для посещения помогут как специальные ярмарки, так и онлайн-курсы, на которых представлены разные вузы, специальности и программы обучения.

Помимо официальных Дней открытых дверей имеет смысл посещать мероприятия, в которых активно участвуют сами студенты. Так подросток поймет. хочет ли он оказаться в этом месте и общаться с этими людьми. Прорваться на вузовский КВН в этом смысле не менее полезно, чем подойти к стенду вуза на выставке.

Не требуйте выбрать профессию на всю жизнь

Подросток боится ответственности за окончательный выбор. А в современных реалиях профессии быстро устаревают или меняются до неузнаваемости. Лучше предлагать попробовать и приводить примеры того, что даже неправильный выбор не будет фатальной ошибкой.

Избавьтесь от гендерных стереотипов

В наши дни практически нет половых различий, когда нужно выбрать профессию для девушки-подростка или мальчика-подростка. Раньше мужскими считались научные специальности, сфера компьютерных технологий, профессии, связанные с работами на высокотехнологичном оборудовании. Сейчас никого не удивляет, когда разработкой программного обеспечения занимаются девушки, девочки побеждают в хакатонах и профессиональных соревнованиях, а не только олимпиадах.

Выбрать профессию мальчику-подростку также будет проще, если избавиться от стереотипов. Психолого-педагогическое направление привлекает все больше юношей, и это очень хорошо для системы образования в целом, а в профессиональной жизни по этим направлениям мужчины добиваются больших успехов. Эти изменения диктует рынок труда, который в нашей стране не подчиняется квотам, а просто весьма демократичен.

Выбирают не специальность, а образ жизни

Специальности в вузе редко могут вдохновить современного подростка. Его может зацепить круг общения, культура учебного заведения. Смотрите на вузы именно с этой точки зрения. Смотрите вузовские сайты на предмет мероприятий для студентов, оплаты поездок, активной социальной жизни, наличия клубов и дополнительных возможностей. Если ребенок знаком со студентами какого-то вуза и ему с ними нравится — это уже шаг вперед. Лучше поискать специальность в этом вузе, чем требовать выбрать специальность абстрактно.

Методы, основанные на реальной коммуникации с живыми профессионалами и сообществами, помогают выбрать профессию потому, что они мотивируют ребенка. Человек обычно тянется к людям, которые ему нравятся, и в сообщество, где он чувствует себя хорошо и на подъеме сил. Именно поэтому мы рекомендуем такие оригинальные способы выбора профессии и карьерного пути для подростков.

В целом, тема выбора профессии для подростка неисчерпаема. Главное, воспринимайте это как повод и для расширения собственного горизонта. На доверии с ребенком вы можете узнать много нового. Может, по итогу вы смените себе работу, потому что разберетесь в себе и найдете что-то интересное!

Пока старшеклассники активно готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, терять время остальным школьникам тоже не стоит: чем раньше с ребенком займутся профориентацией, тем лучше для него, считают эксперты. Они отмечают, что желательно всерьез подойти к выбору профессии до 9-го класса, чтобы потратить оставшееся время на целенаправленную подготовку по тем предметам, которые понадобятся не только для выпуска из школы, но и для будущей работы. Что учитывать при профориентации — разбирались «Известия».

Дело времени

Руководитель базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Ольга Клинк говорит, что чем раньше начинается профориентация, тем лучше.

— В идеале — с детского сада, — говорит она. — Именно там закладываются основы отношения к труду, к учению, к отдыху, к другим людям. Профориентация не сводится к выбору предметов для сдачи ЕГЭ. Хотя в определенный момент такой вопрос, безусловно, возникает. Социальная ситуация требует от человека сделать первый выбор в 9-м классе: пойти в 10-й или поступать в колледж. Поэтому активная фаза профориентации должна начинаться хотя бы за год до момента выбора.

Директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов отмечает, что работа с дошкольниками и младшеклассниками требует крайней аккуратности, так как возникает опасность навязать ребенку профессиональный выбор. А вот серьезную профориентацию, по его мнению, правильно начинать с 6-го класса. Именно в этом возрасте ребенок уже может анализировать, у него появляются необходимые инструменты для обработки профориентационной информации.

склонности

Фото: ТАСС/Octagon.Media/Н. Чернохатова

Психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух» Елена Дума отмечает, что с начала посещения ребенком школы и дополнительных занятий важно говорить ему, что полученные навыки и знания он сможет применять в будущем, как и само умение учиться. А уже в средней школе, после адаптации к изменившимся условиям обучения, важно обсуждать, что у каждого человека есть определенные склонности к разным наукам и дисциплинам.

— Дедлайн наступает примерно к восьмому классу, когда уже точно важно понять склонности и интересы ребенка, — считает Елена Дума.

В то же время эксперт по профориентации детей и подростков, наставник победителей 2021–2022 года Всероссийского конкурса «Большая перемена» Светлана Царицына отмечает, что в 12–14 лет подростку еще сложно выбирать профессию.

— Здесь еще другие задачи возраста — первая влюбленность, отношения в коллективе и т.д., — сказала она «Известиям». — В 15–16 лет подросток готов осознанно выбирать профессию. Это оптимальный возраст, когда выбор профессии для него интересен и актуален.

Что важно учесть

Владимир Блинов подчеркивает: конечная цель профориентации — научить человека самостоятельно выстраивать свою карьерную траекторию, оценивать свои ощущения, просчитывать возможности и принимать решения.

— Неправильный выбор профессии может стать очень существенной жизненной ошибкой, которую бывает сложно исправить, — говорит эксперт РАНХиГС. — Профориентация — это еще и формирование мотивов будущего, которое должно радовать ребенка. Он должен верить в то, что в его судьбе всё будет хорошо и он будет работать там, где захочет.

занятие

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Эксперт подчеркивает, что выбор профессии — это и коллективное решение: самого человека, общества, системы образования, близких людей. При этом Владимир Блинов предостерегает от принятия решения на основании популярных сейчас предложений определить будущую профессию по условному ДНК-коду. Он называет это чистой воды мошенничеством.

— Еще один очень важный аспект заключается в том, что определение профессии — это еще и социальный выбор, ребенок выбирает образ жизни, — говорит Владимир Блинов. — Поэтому мы говорим не только о деятельностных составляющих. Ребенок должен понимать, что в одной профессии может быть ненормированный рабочий день, в другой — требуется высокая концентрация внимания. В 11-м классе об этом точно можно говорить. Поэтому вертикаль профориентации и построена Министерством просвещения от 6-го до 11-го класса.

Елена Дума подчеркивает: недостаточно одного теста по профориентации, который покажет склонности человека к определенным наукам или видам деятельности.

— Важно понимать эмоциональный и социальный интеллект ребенка, — говорит она. — Нужно говорить с ребенком о том, как он представляет свою деятельность, комфортно ли ему работать в команде или самостоятельно, лидер он или исполнитель, готов ли выполнять монотонную работу.

Она приводит в пример ситуацию, когда девочка мечтает быть косметологом, но при этом не любит работать с людьми. В этом случае нужно понять, что же это за специалист, который заботится о женской красоте, но не взаимодействует с человеком напрямую.

консультация

Фото: Агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Светлана Царицына предлагает несколько упражнений, которые помогут выявить сильные стороны ребенка. Например, «360 градусов».

— Подросток отправляет в мессенджеры или в соцсетях своим одноклассникам, друзьям, родителям вопросы: «Как ты думаешь, какие мои сильные стороны?», «Как ты думаешь, какая профессия мне подойдет?», «Что, на твой взгляд, у меня получается лучше всего?», — рассказала она. — Суммируя и анализируя ответы, находя повторяющиеся варианты, ребенок сможет сделать интересные выводы, увидеть что-то, что у него получается хорошо, а он не придает этому значения.

Еще одно интересное упражнение для детей: если бы была возможность прожить пять жизней, кем бы вы были в каждой из них? Это очерчивает интерес ребенка к каким-то профессиям.

Кто занимается профориентацией

Ольга Клинк отмечает, что профориентацией занимаются и семья, и школа, и организации дополнительного образования, и центры занятости населения, и работодатели, и социально ориентированные некоммерческие организации. Светлана Царицына указывает, что можно обращаться за помощью к квалифицированному профориентологу, который научит подростка делать выбор, а можно участвовать в конкурсах, которые дают через решение кейсов понять, какая сфера подходит, где будет интересно развиваться.

Член всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения РФ, учитель истории и обществознания Жанна Торхова рассказала, что в России существует множество полезных программ, например «Профстажировки», «Атлас профессий». Функцию по профориентации выполняет и всероссийский конкурс «Большая перемена».

перемена

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Там можно примерить на себя разные роли, пройти тесты и понять, какое направление откликается, — говорит она. — Опытные педагоги-наставники помогут и расскажут о спектре профессий в выбранной области интересов. Нравятся география и путешествия? В вызове «Познавай Россию» ребенок может примерить на себя роль гида, экскурсовода и т.д.

Нужно ли профессиональная проба

Владимир Блинов считает, что очень важна возможность профессиональных проб для ребенка — и чем разнообразнее они будут, тем лучше. Можно познакомить ребенка с интересной для него профессией в самом раннем возрасте. Светлана Царицына рассказывает: ее сын в пять лет мечтал стать военным, и родители нашли возможность съездить в воинскую часть ракетных войск-стратегического направления.

— Он увидел быт военных, посидел за пультом управления и узнал, какие виды ракет стоят на вооружении РФ, — рассказала она. — Получив этот опыт и представление о профессии, в 11 лет он поступил в Пермское суворовское училище и в этом году успешно его заканчивает.

Ольга Клинк отмечает, что непосредственно профессиональная проба хорошо работает, если она отражает суть профессии и образ жизни работника, а не сводится к проделыванию пятиминутного опыта или экскурсии на предприятии.

— Самое главное — выполнение задания, моделирующего основные характеристики профессиональной деятельности, требующего проявления профессионально важных качеств, и обсуждение его результатов, — сказала она. — В разработке профессиональных проб помогают стандарты, которые содержат современные описания профессий.

проба

Фото: ТАСС/Максим Киселев

Подросток может работать официально с 14 лет — для этого понадобится согласие родителей и письменное согласие муниципального органа опеки и попечительства. После 16 лет формальностей становится меньше. С 14 до 15 лет рабочий день ребенка не должен превышать четырех часов в день, с 15 до 16 лет — пяти часов, с 16 до 18 лет — семи часов. Искать работу можно, например, на официальных сайтах муниципалитетов, где реализуют программы летней занятости для старшеклассников. Устроиться можно вожатым, рабочим по благоустройству, помощником библиотекаря или, например, журналиста. Есть вакансии для подростков и в службах занятости, и на сайтах для поиска работы.

Однако это не всегда может помочь определиться с профессией. Например, как понять профессию врача, если поработать в больнице не получится? Елена Дума отмечает, что важно именно погружение в специфику профессии, а это не только ее проба, но и понимание всего спектра деятельности в той или иной сфере.

— Нужно понимать, что врач — это не только тот, кто сидит на приеме в поликлинике, — говорит она. — Врач может быть консультантом, может работать в частной клинике, может работать в спорте, быть врачом-спасателем и так далее. Одновременно надо посмотреть вакансии на основных площадках работодателей, какая у врача зарплата. Изучить прогнозы — кто будет востребован в то время, когда ребенок закончит университет.

Елена Дума отмечает, что это касается и склонности к той или иной науке: если нравится химия, это не значит, что нужно быть нефтяником, фармацевтом и т.д. — можно быть, например, хорошим колористом, а значит, работать и в косметической отрасли, и в дизайне и т.д.

ico

Профориентация в школе

10.09.2020

Читать: 10 мин.

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.


По закону…

Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования — это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А.

Специальные Центры

для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи «организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются», то есть

школа, а в дальнейшем колледж и вуз

.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит «диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)».

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить «идеально профориентированного» человека. После 9 класса школьник должен выйти «ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.

Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

    Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
    В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
    Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
    Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают «корпоративные классы» для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
    Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
    Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
    Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов

Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии».

«Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май — это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация — это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра — тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре».

Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР «Гуманитарные технологии», 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

«После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы».

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.

Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: «Начинает казаться, что если мы отменим такую «профориентацию», то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится».

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.

«Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование «для галочки» и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации».

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

    Проектория — ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
    Билет в будущее — проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей — популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
    Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) — взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
    Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
    Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
    Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего — история успешного профессионала, четвертого — экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас «главное действующее лицо» профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.


Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти аккаунт твиттер по номеру
  • Как найти пенсионный фонд по регистрации
  • Как найти промежутки убывания графика производной функции
  • Как найти угол между плоскостями онлайн
  • Как составить коллективное письмо в управляющую компанию