Как найти свою тему исследования

Команда библиотеки взяла интервью об “академической кухне” у 19 выпускников, преподавателей и студентов Шанинки. Перед вами ― один из наборов карточек, которые мы составили, обрабатывая получившийся корпус историй.

На вопросы о том, как искать тему исследования, находить литературу и работать над текстом, отвечали исследователи из разных областей ― социологи, политические философы, историки и проектировщики. Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Тем не менее, мы надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.

1
Где искать тему исследования?

Тема часто вырастает из того, что нас волнует и трогает за живое ― не только на лекциях и семинарах, но и вне академической среды: это может быть факт вашей биографии или проблема, которая волнует. 

Чтобы найти тему: 

  • подумайте, какие вопросы, которые обсуждают на занятиях, представляются вам важными.  

  • обратитесь к спорам и конфликтам между разными исследователями (классическими и современными, в книгах и на конференциях), попробуйте понять разные точки зрения и найти свой подход. Может быть, вы видите в актуальных дискуссиях лакуны, которые хочется заполнить?

  • поразмышляйте над темами, которые цепляют вас в контексте социальных проблем и личных размышлений.

Фиксируйте свои мысли в максимально простом виде в блокнот или в специальное приложение. Первая идея может быть очень общей и выражаться одной фразой ― важно поймать эту заготовку для будущей работы.

Полезно в течение всего хода работы иметь под рукой электронный или бумажный блокнот, в зависимости от того, к чему вы привыкли. Наше сознание может подкинуть мысль в любой момент, и если ее не записать, она потеряется. В лучшем случае вы будете помнить, что у вас была какая-то хорошая идея, в худшем ― не вспомните даже и этого.

2
Как исследование может пригодиться мне в будущем?

Если вы планируете идти дальше по академической стезе, можно оттолкнуться от уже знакомых и освоенных вами сюжетов и источников. Тогда отдельные ее части вы потом сможете переработать в PhD proposal или статью. Кроме того, ваша работа позволит узнать, кто ещё занимается вашей темой, и потом вы сможете попроситься к ним в грант или на работу. Эссе или диссертация ― хороший способ начать формулировать высказывание ― пусть и экспериментальное, неуверенное, пробное. Она в любом случае станет репликой: вот, что говорят другие на эту тему, вот что изучил/а  я, вот, что я предлагаю научному/практическому сообществу.

Если ваше будущее лежит за пределами академии, найдите тему, связанную с вашей учебной специальностью и/или профессией. Личный эмпирический опыт в той области, которую вы возьметесь исследовать, будет помогать. Он сделает работу менее абстрактной и позволит нащупать болевые точки. Исследование, которое вы выполните, позволит посмотреть свежим взглядом на профессиональные задачи.

3
Нужно ли “болеть” темой?

Хорошо, если тема эссе или диссертации вызывают интерес и эмоции: любовь, страсть, радостное возбуждение, или непонимание, раздражение и беспокойство. Такие эмоции ― бодрящий драйвер, который не позволит бросить начатое и поможет пройти все формальные, рутинные и сложные этапы работы: расстановку ссылок, оформление библиографии, поиск источников, корректное цитирование и т.д. 

Есть иной способ выстраивания отношений с текстом. Тема может не вызывать никаких чувств ― ни восторга, ни ненависти. Значит, вы скорее рационально, чем эмоционально выстраиваете свой путь. Возможно, исследование именно по этой теме принесет вам грант, или эту работу нужно написать, чтобы закончить определенный курс. Вам предстоит прожить с вашей работой много часов, дней, а иногда месяцев. Если вы неравнодушны к теме, вам будет проще осознавать в каждый отдельный момент, зачем вы ей занимаетесь. Но риск вступить в «сложные (или даже, как говорят наши собеседники, абьюзивные) отношения с собственным проектом есть и при полном отсутствии интереса, и при излишней эмоциональной вовлеченности.

Чтобы вдохновиться и найти силы работать даже в особенно тяжелых моментах, прочитайте книгу Умберто Эко “Как написать дипломную работу”. Она подскажет, как с наименьшими потерями нервных клеток пройти все испытания.

4
Как выбрать тему по силам?

Подумайте о ее “подъемности”. Частая ошибка неопытных исследователей ― оптимистичный взгляд на время и возможности. Обязательно будут заминки, торможения, переписывания. Отталкивайтесь от пессимистичных прогнозов. В лучшем случае, у вас останется время, в худшем ― вы будете морально подготовлены.

Вам понадобится время на чтение и на обдумывание прочитанного. Если исследование включает полевую работу, потребуется время на пилот и на разработку черновика (и, не забывайте, на его переписывание). Закладывайте время на все этапы проработки исследования, а не только на написание итогового текста.

Проконсультируйтесь с научным руководителем: спросите, успеете ли вы написать работу на тему, за которую беретесь. Преподаватели много работают с текстами, помогут оценить объем работы, а по необходимости ― сузить.

5
Как сужать тему?

Тему можно сузить в процессе общения с научным руководителем, (в случае эссе ― с преподавателем). Обычно еще во время первого обсуждения они предлагают обратиться к конкретному вопросу в области, которую вы выбрали. 

До общения с научным руководителем можно посмотреть обзорные статьи, чтобы определиться, какой фокус существует в интересующей вас теме.

Если тема слишком абстрактна, попробуйте уточнить формулировки. Смотрите, что сплетается и что нет, что резонирует и соотносится с вашим вопросом. Существуют временные и географические фокусы. Вы можете взять для раскрытия своей темы определенный временной отрезок или часть мира, где феномен себя проявляет, ограничиться определенным автором, страной, городом, сконцентрироваться на раннем или позднем периоде творчества автора ― или выбрать для анализа одну из идеологических позиций. 

Если коротко, то:

  • Конкретизируйте область и вопрос, который вы задаете. Глобальный вопрос должен быть один. Ответ должен быть конкретный. И ответ тем конкретнее, чем уже вопрос.

  • Если ваша область это позволяет, то возьмите локализованный во времени период ― 5-10 лет. 

  • Сужайте источниковую базу. Тогда вы будете отвечать на вопрос не на основе всего, что нашли, а только на основе определенного типа источников (только не забудьте подумать о том, на основании каких критериев вы ограничиваетесь ими).

  • Полезно определиться, с какими из исследователей вы “дружите”, а с какими ― не очень. 

Важно понимать, почему вы сужаете тему именно таким способом, как вы можете это объяснить и как это влияет на общее строение работы. 

Если тема утверждается официально, и вы уже не можете ее поменять, то в первых фразах введения напишите, что в такой широкой теме вы на самом деле фокусируетесь на определенном частном сюжете.

6
Как сделать тему необычной?

Такое бывает необходимо, если вы хотите присоединить нетипичную область к вашему полю, сказать что-то новое или уйти в междисциплинарность. Попробуйте задавать оригинальные вопросы. Одним из ученых, начавших задавать странные вопросы в социологии был Георг Зиммель. Например: Как происходит простая болтовня и о чем? Как люди флиртуют? Как обедают? Как работают двери в домах? Зачем у картины рама? Такие вещи просто не могли прийти в голову серьезным исследователям ― а, оказалось, так можно.

Вдохновением может служить научная фантастика: она часто описывает, как выглядел бы наш мир, если бы что-то пошло по-другому.

7
Как быть с актуальностью?

Актуальность ― это значимость темы для вашего потенциального круга читателей или для широкой публики, в зависимости от специальности. Это попадание в дискуссию, которая ведется вокруг интересующего вопроса. Вы не пишете работу в вакууме: текстом вы вступаете в большой разговор, который ведется в вашем научном поле. Тема должна быть значима для кого-то ― для 7 человек, если вы занимаетесь крайне экзотическим вопросом, для 50-300-500 человек, если вы пишете в рамках какого-то studies. Найдите конференции для исследователей в вашем поле или специализированные журналы. Посмотрите на происходящую там дискуссию и подумайте о том, чем ваша тема может заинтересовать ваших коллег.

8
Как совместить личный интерес и актуальность?

Да, звучит странно: с одной стороны, вы должны заниматься тем, чем занимаются другие, потому что наука ― это коллективная работа. С другой стороны, вы должны сделать что-то свое, новое. На истоптанном тысячью исследователей поле нужно найти участок, на котором прячется что-то ценное, что другие пропускали. Идти и не повторять то, что уже сделали другие ― творческая задача. Для начала можно не согласиться с кем-то из исследователей, чьи тексты вы прочтете. Нужно будет найти аргументы для спора с этими авторами или предложить что-то, что они упустили.

9
Как выбрать научного руководителя?

Посмотрите на преподавательский состав факультета ― круг ваших потенциальных научных руководителей. Если никто из преподавателей не занимается темой, которая вас интересует, можно выбрать научного руководителя, который работает с симпатичной вам методологией. Важен взаимный интерес и участие. Человек, который не исследует конкретно ваш вопрос, но готов помогать и быть на связи, часто лучше признанного специалиста в вашей области, у которого нет сил и времени на научное руководство.

Чтобы познакомиться ближе с потенциальным руководителем, можно изучить статьи его/ее авторства.

10
Чувствую себя очень неуверенно в новой теме.

Чтобы ощутить опору под ногами, посмотрите книги оксфордской серии “Very short introductions”. Они выпускают небольшие издания, которые могут помочь разобраться в разных темах с нуля. 

Кроме того, можно посмотреть перечень текстов по вашему вопросу в тематическом хэндбуке (справочном издании). Чаще всего, в них есть полные списки написанного по той или иной теме за всю историю интересующей вас дисциплины. Один из наиболее полных хэндбуков ― оксфордский. На сайте Oxford Handbook можно найти более 1000 справочников различной тематики*. 

Разобраться в том, кто и что писал на вашу тему ― очень важно. Почитайте, что уже разобрано вашими коллегами. Найдите, что еще не написано, как еще не написано, на каком материале еще не сказано. 

Вы не знаете, чем закончится ваша работа? Это большой плюс. Не нужно ставить проблему, зная, как в итоге вы собираетесь ее разрешить. Исследовательская задача как раз заключается в том, чтобы открыть прежде неочевидное ― для вас, окружающих и дисциплины в целом.  Не стоит тратить свое время на всем понятное. Вы садитесь писать текст, чтобы узнать больше и сказать что-то новое, поэтому цепляйтесь за свои вопросы.

*В библиотеке Шанинки также есть хэндбуки, например, два тома оксфордских справочников по Политическим наукам под номерами 320 DRY REF и 320 RHO REF. Домой их взять нельзя, но можно поработать с ними в читальном зале.

11
Тема есть, не знаю, что делать дальше.

  1. Сформируйте представление о поле: почитайте обзор литературы, хэндбук или теоретическую секцию статьи, чтобы составить себе примерное представление о круге проблем, которые существуют в вашем поле.  Попробуйте составить литературный обзор в “героическом нарративе”: напишите, что X исследовал тему под таким углом, а Y ―  под другим, но все они что-то не учли, и теперь вы, новый герой, сделаете все, как надо. Можно и не писать текст, а просто задать себе вопрос, чем вас не устраивают существующие исследования по вашей теме.

  2. Не зарывайтесь глубоко в тексты, наметьте несколько точек, которые определяют плоскость вашей работы ― и от них начинайте свое исследование.

  3. Поставьте предварительный вопрос. Что конкретно вам непонятно в интересующей теме? Что вы хотите узнать? И в чем хотите разобраться? Читайте тексты, чтобы получить еще более глубокое представление об этом вопросе, уточнить его ― и составить текст из пазлов этих размышлений.

  4. Выберите один или несколько (не очень много) аспектов, которые будете исследовать. Начинающие исследователи часто хотят рассказать о предмете «вообще» и не фокусируются на чём-то одном. В итоге непонятна цель исследования и проблема, и сил всё проработать не хватает.

  5. Обсудите с коллегами то, что вы нашли и куда дальше двигаться. 

    Обсуждать ваше исследование с коллегами полезно всегда. Порой мы тонем в найденном материале. Разговор поможет вам расставить акценты. Полезно будет пообщаться с научным руководителем или консультантом, но можно и с дружественными исследователями.

Что еще? Можно записать себе голосовое сообщение с размышлениями, можно сразу сесть писать текст ― или нарисовать mind map.

12
Как сохранять интерес к проекту?

  1. Не растягивайте процесс работы. 

  2. Не высасывайте проблему из пальца. Если не задевает ― ищите новые способы отношения со своей темой. Если она перестала вас интересовать ― обсудите ее с кем-то и/или попробуйте найти в ней новый смысл

  3. Следите за тем, что происходит в поле. Если есть возможность, ездите на конференции, выступайте с докладами по вашей теме ― комментарии и отзывы коллег поддержат ваш интерес.

Авторы: сотрудницы библиотеки Лиза Канатова, Наташа Винокурова

Консультанты: Полина Колозариди, Алина Петрова, Алексей Сафронов 

Редактура: Вероника Хомякова

Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Александр Калгин, Константин Кокарев, Полина Колозариди, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Антон Прошин, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов.


Download Article


Download Article

Sometimes, finding a topic for a research paper can be the most challenging part of the whole process. When you’re looking out at a field brimming with possibilities, it’s easy to get overwhelmed. Lucky for you, we here at wikiHow have come up with a list of ways to pick that topic that will take you from the more vague brainstorming all the way to your specific, perfectly focused research question and thesis.

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 1

    Your textbook, syllabus, and class notes can help you find a topic. If you’re writing your paper for a class, skim through your course materials to see what sparks your interest. Major academic journals in your field of study might also give you ideas for a topic.[1]

    • If your textbook has discussion questions at the end of each chapter, these can be great to comb through for potential research paper topic ideas.
    • Look at any recommended reading your instructor has suggested—you might find ideas there as well.
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 2

    Run an internet search or talk to your instructor. Scholars in a field of study always know what issues are really hot in the field at any given time. If you want to write something more cutting edge, focus on these newly emerging issues.[2]

    • Think about current events that touch on your field of study as well. For example, if you’re writing a research paper for a sociology class, you might want to write something related to race in America or the Black Lives Matter movement.
    • Other instructors in the same department or field might also have ideas for you. Don’t be afraid to stop in during their office hours and talk or send them an email, even if you’ve never had them for a class.
  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 3

    Being active can stimulate your mind to focus on topic ideas. If you’ve been churning through materials and just can’t come up with something that really strikes you, taking a break will help. And research shows walking will boost your creative thinking by as much as 60%![3]

    • If you want to walk with a friend and discuss topic ideas as you walk, that can help too. Sometimes, you’ll come up with new things when you can bounce your ideas off someone else.
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 4

    Bounce ideas off of people you know to get their thoughts. Talking to other people is a great way to work through your general ideas and figure out more specifically what you might want to write your paper on. Pay particular attention to any questions they ask—those can be great at generating research topics.

    • People who aren’t really familiar with the general subject you’re researching can be helpful too! Because they aren’t making many assumptions, they might bring up something you’d overlooked or not thought about before.
  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 5

    Set a timer for 5 or 10 minutes and write without stopping. Don’t worry about editing or creating something polished—no one has to see this but you. Do this for each of your topic ideas. When the timer goes off, assess how you feel. Did you want to keep writing, or did you have to force yourself to keep going? How much about the topic do you already know? What are you curious about?

    • Having a personal interest in the topic will keep you from getting bored. You’ll do better research—and write a better paper—if you’re excited about the topic itself.
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 6

    Search online for background articles about topics you like. You might have several topics you’re thinking about—getting some background can help! Make sure the topic fits in with your assignment for your paper and that there are still unanswered questions out there. Generally, you don’t want to write about something that’s already been researched extensively.[4]

    • Ideally, based on your background research, you’ll be able to choose one of the topics that interests you the most. If you still can’t narrow it down, keep reading!
    • Even though you wouldn’t want to use them as sources for your actual paper, sources like Wikipedia can be excellent for getting background information about a topic.
  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 7

    Jot down words related to your topic to search for sources. For some topics, you’ll include proper nouns, such as the name of a specific person you’re researching. If your topic is more conceptual, on the other hand, include synonyms as well as the specific terminology you plan to use in your paper.[5]

    • For example, if you’ve chosen environmental regulations as a topic, you might also include keywords such as «conservation,» «pollution,» and «nature.»
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 8

    Search online or on library databases and review your results. Use your keywords to find out how much research has already been done on the topic you’re thinking about. This preliminary research can also give you some sources for your paper.[6]

    • Your results might also suggest other keywords you can search to find more sources. Searching for specific terminology used in articles you find often leads to other articles.
    • Check the bibliography of any papers you find to pick up some other sources you might be able to use.
  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 9

    Narrow your topic to a specific time period, geographic area, or population. If you’re getting hundreds of results on your topic, try another search with something more specific. You might need to narrow your topic in more than one way to find something narrow enough that you can do it justice in your research paper.[7]

    • For example, suppose you decided to look at race relations in the US during the Trump administration. If you got too many results, you might narrow your results to a single US city or state.
    • Keep in mind how long your research paper will ultimately be. For example, if there’s an entire book written on a topic you want to write a 20-page research paper on, it’s probably too broad.
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 10

    Broaden your scope if you’re not getting enough results from your keywords. Sometimes, you’ll type in your keywords and only get a handful of results—or worse, nothing at all! If you were doing an original study, this would be great. But you can’t write a research paper without sources, so if you’re not getting a lot of hits, you’ll have to cast a broader net.[8]

    • For example, suppose you wanted to research the impact of a particular environmental law on your hometown, but when you did a search, you didn’t get any quality results. You might expand your search to encompass the entire state or region, rather than just your hometown.
  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 11

    Run another search based on the information you’ve gained. Really, you can do this at the same time that you’re limiting or expanding your topic. At this stage, your research is more about experimenting and staying flexible so you can find the best angle of approach that will yield results you can use.[9]

    • For example, you might do an initial search and get hundreds of results back and decide your topic is too broad. Then, when you limit it, you get next to nothing and figure out you’ve narrowed it too much, so you have to broaden it a little bit again.
    • Stay flexible and keep going until you’ve found that happy medium that you think will work for your paper.
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 12

    Use the 5 W’s (who, what, when, where, and why) to write your question. You don’t have to answer all of these questions, but they can help you narrow your focus. Ultimately, this research question will be the driving force behind your research and your entire paper.[10]

    • For example, your research question might be something like «How did environmental regulations affect the living conditions of people living near paper mills?» This question covers «who» (people living near paper mills), «what» (living conditions), «where» (near paper mills), and «why» (environmental regulations).
  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 13

    Write down citation information as you work. Even sources that you find in your preliminary research might end up being something you use in your final paper. Writing down the citation information also ensures that you can find the source again if you want to refer back to it.

    • At this point, your list is still a «working» list. You won’t necessarily use all the sources you find in your actual paper.
    • Building a working list of sources is also helpful if you want to use a source and can’t immediately get access to it. If you have to get it through your professor or request it from another library, you have time to do so.
  2. Advertisement

  1. Image titled Find a Topic for Your Research Paper Step 14

    Your thesis is the answer to your research question. Once you’ve got a little bit of research under your belt, you should be able to decide how you want to answer your research question. Then, you’ll do additional research to prove or disprove your thesis.[11]

    • For example, suppose your research question is «How did environmental regulations affect the living conditions of people living near paper mills?» Your thesis might be something like: «Environmental regulations improved living conditions for people living around paper mills.»
    • As another example, suppose your research question is «Why did hate crimes spike in the US from 2017 to 2020?» Your thesis might be: «A permissive attitude towards racial supremacy caused a spike in hate crimes in the US from 2017 to 2020.»
    • Keep in mind, you don’t have to prove that your thesis is correct. Proving that your thesis was wrong can make for an even more compelling research paper, especially if your thesis follows conventional wisdom.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • If you’ve been given a list of topics but you come up with something different that you want to do, don’t be afraid to talk to your instructor about it! The worst that will happen is that they’ll make you choose something from the list instead.[12]

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 76,869 times.

Reader Success Stories

  • Jimmy Bhatt

    «I researched on planets and I successfully completed it and everyone loved my research too.»

Did this article help you?

Введение

Не все молодые люди, приходя в научную деятельность, имеют четкое видение, чем бы они хотели заниматься. Поэтому выбор темы может оказаться достаточно сложным процессом. Чтобы облегчить его, обратитесь за советом к своим преподавателям или научному руководителю. Полезным будет также почитать научную литературу на разные тематики, чтобы попытаться понять тактику становления и ведения научных исследований и научиться наслаждаться самим изучением научного процесса.

Основная проблема при формулировке темы будущего исследования, с которой чаще всего сталкиваются обучающиеся – это неправильное представление о ее сути. Изначально непонятно, какие характерные черты должна иметь тема научного исследования, как ее найти среди многообразия существующих исследований и как правильно сформулировать тему своего. На что нужно обратить внимание и каких ошибок постараться не допустить, и как обосновать свой выбор.

Основное заблуждение при выборе темы

Само частое заблуждение относительно выбора темы будущего исследования – это то, что каждая научная работа должна непременно произвести открытие и внести весомый вклад в развитие науки. В этом стремлении нет ничего плохого и, в дальнейшем, безусловно, все в ваших руках.

Однако на начальном уровне при прохождении первых исследовательских шагов, такие мысли можно смело отбросить и сосредоточиться на выборе реальной темы, подходящей именно вам для научной работы. Так как на данном этапе основная задача – это наработка ваших навыков и способностей планировать и реализовать научно-исследовательскую деятельность, а выбранная вами тема как раз и будет направлена на решение этой задачи. Именно она поможет раскрыть вам свой потенциал, показать свои навыки и стать полноценным членом исследовательского общества. Как показывает практика, при хорошем продолжении и качественной доработке, удачно проведенное первое исследование может вылиться в последующем в кандидатскую и даже докторскую диссертацию.

Что такое тема научного исследования?

Темы научных исследований для учащихся могут быть совершенно разные – по форме, по сути и формату. Чтобы найти свою тему, нужно определить область наук, которая вас интересует, сформулировать ряд вопросов, на которые можно найти ответы, или выделить интересную гипотезу, которую вы хотели бы подтвердить или опровергнуть, путем проведения исследований.

Такой подход позволяет выбрать множество интересных тем в самых разных ракурсах даже одной конкретной области наук. Некоторые из них будут требовать сбора первичных данных, другие будут основаны на имеющихся данных из литературных источников, третьи потребуют симбиоза уже известных фактов с результатами ваших исследований для установления наличия или отсутствия взаимосвязей между ними (в зависимости от контекста работы).

Но какую бы тему вы не выбрали, общим для всех научных работ будет являться то, что все темы по своей сути представляют собой некую загадку, на которую вам нужно найти ответ, используя научный подход.

Основные вопросы, которые можно задать в поисках темы исследования, самые простые и хорошо вам знакомы с детства: «как», «каким образом», «когда», «почему», «кто» и «что» и т.п.

Усовершенствовав эти простые вопросы можно получить очень интересный набор более сложных формулировок, близких по значению к темам научного исследования. Во лишь несколько примеров из разных работ:

  • Как влияет наука на организацию учебного процесса?
  • Какие характерные особенности имеют нанопорошки на основе магния?
  • Когда и как зародилась письменная речь?
  • Каковы ключевые переменные при выборе информационных систем?
  • Каким образом происходит миграция химических элементов в водной среде?
  • Какие хронические заболевания являются сопутствующими при диабете 2 типа?
  • Что является основой дипломатического дискурса?
  • Как можно усовершенствовать систему реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти?

Даже судя по приведенным выше примерам, можно видеть, что выбор тем самый разнообразный. Главное — всегда начинайте с вопроса, так как именно различные виды вопросов выливаются в задачи, а те, в свою очередь, порождают множество подзадач. И все это вместе будет составлять основу вашего исследования.

После того, как будет определен круг интересующих вопросов, продолжайте развивать тему, пока не найдете ту формулировку, которая вас будет полностью устраивать.

Ниже представлен общий алгоритм для подбора темы исследования. В результате его прохождения вы увидите, что тема вашей научной работы зависит от ряда факторов и может развиваться в самых разных и порой, даже неожиданных, направлениях.

Алгоритм подбора темы научного исследования

1. Определите область интересов для темы научного исследования. Как уже говорилось выше — задайте для себя вопросы: чем бы вы хотели заниматься и что вам действительно было бы интересно/полезно/познавательно/необходимо для дальнейшего развития и т.д. Посмотрите профессиональные журналы, пройдитесь еще раз по модулям, которые вы проходили в университете, вспомните интересные лекции преподавателей.

2. Поговорите с научным руководителем о своих предпочтениях. Не стоит подходить к научному руководителю с просьбой дать вам «какую-нибудь» тему исследования – это может оказаться не интересно ни ему, ни вам. В итоге, либо вы ничего не получите, либо исследование окажется вам не интересно. Хотя, конечно же, бывают и успешные истории. Лучше расскажите своему преподавателю о своих идеях, о том, что по вашему мнению было бы интересно изучить, можете вместе пройтись по нескольким интересным вам темам, наметить места, где можно было бы углубиться и провести дополнительные эксперименты или исследования.

3. Размышляйте и исследуйте возможности. Не бойтесь потратить время на размышления, обсуждения и дебаты со своими друзьями, родителями, коллегами и одногруппниками для поиска хорошей и перспективной тематики. После этого, уже с более конкретными набросками на тему научной работы обсудите их еще раз с преподавателем. В ходе таких поисков, вы существенно сузите круг рассматриваемых тем и приблизитесь к своему выбору.

4. Определите источники информации по выбранной тематике. Здесь речь пойдет о сборе информации. Ищите все, что покажется интересным или полезным в области наук, которая вас заинтересовала. Читайте как можно больше статей по данной тематике, даже если они косвенно к ней относится. Читая научные работы, обязательно проштудируйте исходные источники, на которые ссылаются их авторы. Там также могут быть полезные данные. Попутно, составляйте перечень всего, что вы прочли, и делайте пометки обо всех источниках: где и какую важную информацию вы почерпнули для вашего будущего исследования.

На этом этапе вы можете обнаружить, что вас заинтересовало нечто иное, о чем вы ранее не думали или забыли. Возможно что-то слышали, но не приняли к сведению, пропустили. Не бойтесь переменить свое мнение и поменять точку зрения, сейчас у вас еще есть на это время. Таким образом, круг возможных тем для исследования еще более сузится и возможно вы даже определитесь.

5. Проведите обзор доступной литературы. Далее необходимо понять, есть ли достаточное количество литературы по теме выбранной научной работы. Вам необходимо почерпнуть от куда-то ряд полезных фактов и сформировать хороший, надежный и достоверный литературный обзор. Посмотрите наличие публикаций, книг, журналов, статей – все, что вам будет полезно для раскрытия темы, отображения ее актуальности. На данном этапе важно определить – достаточно ли информации по теме, чтобы начать исследование? Если ваш ответ будет – да, продолжайте работу. Если же вы обнаружите, что информации крайне мало, или она основана только на знаниях из Интернета, а такое тоже может случиться, то лучше поискать другую тему.

6. Какие исследования были проведены по данной теме? Этот этап является продолжением предыдущего и одновременно, одним из самых важных. Тут вам нужно углубиться именно в конкретные исследования, направленные на изучение вашей области исследований и других, очень близких к ней по сути. Изучая такие работы вы как бы «нащупываете», какие отличительные черты имеет ваша научная работа, в чем будет ее особенность и отличие от ранее выполненных другими людьми, т.е. раскрываете актуальность.

Актуальность – одна из самых важных черт любого исследования. Но не нужно забывать про известное заблуждение, которое мы обсуждали выше: тема должна быть актуальной, но не обязана быть мировым открытием. Найдите ту, пусть, маленькую изюминку в вашей работе, которая будет отличать ее от других, и начинайте ее раскрывать. В этом вам могут помочь следующие вопросы к работам из вашего списка литературных источников:

  • Какие исследовательские вопросы были в них заданы?
  • В чем заключается практическая значимость работы?
  • Какие методы и методики использовались для проведения исследования?
  • С помощью какого оборудования проводилось выполнение экспериментов?
  • Какова схема проведения исследования?

Направляйте свой научный поиск в область не решенных и не освещенных моментов в этих работах как в научном, так и в практическом план. Ищите свою нишу. Если ваша работа отличается от других по одному из параметров, который может изменить или повлиять на конечный результат (например, методы, схемы, оборудование, условия проведения экспериментов, место их проведения, выбор контрольной группы, объект или предмет исследования и т.д., примеров может быть бесчисленное множество) – значит ваша работа уже является уникальной.

Но, опять же помним – работы, результаты которых не актуальны, мало применимы на практике и оторваны от реальности – могут не оправдать себя с точки зрения современных запросов научно-исследовательской деятельности. Помним про актуальность.

7. Определите и опишите ключевые понятия и термины. Вы должны удостовериться, что все термины и определения по выбранной тематике вам понятны. Никто не требует знать их уже на данном этапе, но познакомиться и разобраться с каждым из них в отдельности – просто необходимо.

Выпишите все термины, понятия, сокращения, аббревиатуры и т.д. и составьте для себя некий глоссарий или перечень, к которому вы будете периодически обращаться. Научные исследования описываются всегда в научном стиле, следовательно, вам необходимо апеллировать всеми этими научными понятиями.

8. Оценивайте темы по критериям. Если вдруг у вас на примете несколько тем, то для окончательного выбора можно провести их критическую оценку (либо провести критическую оценку уже выбранной темы). Так вы определите наличие основных важных для вас, как для исследователя, критериев. Для этого, опять же, начните задавать вопросы. Ниже представлена лишь небольшая их часть, которая вам точно поможет, например:

  • Имеются ли необходимые и достаточные данные для раскрытия выбранной темы? (определяем исходные данные);
  • Является ли тема достаточно актуальной? (ищем актуальность);
  • Что в ней можно выделить нового? (думаем про новизну);
  • Можете ли вы получить доступ к данным? (формируем литературный обзор);
  • Есть у вас достаточная экспериментальная база? (готовы ли вы провести все запланированные эксперименты или исследования);
  • Есть у вас достаточно квалифицированных специалистов? (оцениваем человеческие ресурсы, если вы не планируете выполнять все в одиночку);
  • Сможете ли вы правильно проанализировать полученные данные. Получить корректные результаты? (оцениваем возможность обработки и анализа полученных данных и методы, которые для этого будут необходимы – владеем/не владеем? Если нет – какими методами будем решать эту задачу);
  • Сколько времени будет длиться исследование? (прогнозируем затраченное время – сможем ли физически потратить его на данную научную работу с учетом различных сопутствующих факторов. Например, дополнительная работа, учеба, маленькие дети и т.д.).

После того, как вы честно ответите себе на такие вопросы – у вас скорее всего не останется сомнений в выборе темы исследования, и вы окончательно определитесь.

Так как теперь у вас есть тема исследования ее можно уже детально сформулировать и придать ей законченный вид в виде ее названия, определить цели и задачи.

Советы учащимся при выборе научной темы и подготовке к работе с ней

  1. Помните, что время, которое вы запланировали на проведение исследования, в реальности может оказаться чуть больше. Научные исследования – процесс зачастую непредсказуемый. Поэтому при планировании научной работы заложите на нее чуть больше времени, чем вы предполагаете, оставьте себе небольшой запас. Это позволит вам идти в спокойном темпе и не сделать поспешных выводов и иных ошибок.
  2. Как только вы ориентировочно определились с темой исследования – начинайте работать. Чем раньше вы начнете, тем быстрее вникнете во все тонкости исследовательской работы и подробности конкретно вашей тематики, тем больше времени у вас останется на реализацию самого исследования.
  3. Всегда идите от общего к частному. Сначала проанализируете область исследований, в которой вы собираетесь работать. Изучите ее термины, понятия и направления развития. Далее начинайте уточнять тему изучения, сужая ее и постепенно приближаясь к вашей теме. Так вы постепенно будете приближаться к конкретному аспекту, в котором вы начнете проводить исследование.
  4. В рамках работы над общей частью, попробуйте сами себе рассказать, о чем ваше исследования, а потом расскажите это вашему научному руководителю или коллеге. При рассказе, вы будете вынуждены отвечать на уточняющие вопросы, ответы на которые приведут вас к пониманию сути работы в целом.
  5. По возможности, не углубляйтесь в политические темы, наполненные противоречиями и предрассудками. Ваша основная цель – развить и представить свои исследовательские навыки. Политические темы не самый лучший выбор для начала работы, так как разобраться в них весьма проблематично. Такие темы обычно не имеют ничего общего с методами научных исследований и больше нацелены на поиск правдивых ответов на вопросы, чем на реализацию научно-исследовательской деятельности.
  6. Не используйте темы научной работы, где есть риск опереться на личный эмоциональный опыт и свои личные переживания (например, если работа направлена на изучение психологической проблемы). Не используйте в выводах и заключениях собственные домыслы и чувства. Только истинные факты, доказанные в ходе выполнения работы.
  7. Не бойтесь выдвигать тему, отличающуюся от тем ваших сверстников или одногруппников, даже если вы столкнулись с ее отрицанием, непринятием. Главное, уверенно ее обосновать, четко понимать ее главную идею и практическую применимость (значимость) полученных результатов (где? кем? с какой целью?).

Так в общих чертах можно представить выбор темы научного исследования. Возможно, это покажется сложным, но это только на первый взгляд. Разобравшись один раз с техникой подбора научной темы, вы с каждым разом будете делать это все увереннее и увереннее, с легкостью отвечая вашим оппонентам на любой поставленный вопрос. Нужно спокойно пройти каждый этап, без суеты и спешки, без страха быть не понятым. Когда вы сами поймете, что и с какой целью вы хотите исследовать, тогда ваша тема будет четко сформулирована, в соответствие с поставленной целью. И результат превзойдет все ваши ожидания.

Простые советы, как выбрать тему для научной статьи

Содержание статьи

Убедиться в актуальности и научной новизне

Учитывать, для чего пишется научная статья

Учесть свои интересы

Обратить внимание на практический опыт

Советы по поиску и проработке темы научной статьи

Первый шаг к успешной научной статье — выбор темы. Она обеспечит вашей работе популярность в научной среде и даст импульс для дальнейшего исследования. Если вы не знаете, как выбрать тему для статьи, просто начните с изучения того, что происходит в конкретной научной отрасли сегодня: какие события происходят, какие проблемы решаются, что исследуется, какие планы и пр. Искомая тематика скрыта в этих вопросах. Здесь встает уже вопрос конкретизации. Чтобы вам было проще, мы подготовили простые, но действенные советы, как выбрать тему для научной статьи.

Убедиться в актуальности и научной новизне

Найти тему для своей научной статьи можно среди тех проблем, которые на сегодня являются важными и значимыми. В таком случае вы одновременно решите вопрос с актуальностью. Тема, связанная с той или иной злободневной проблемой, точно будет актуальной. Еще нужно убедиться, что работа по выбранной тематике будет иметь научную новизну, т. е. вы как автор получите какие-то новые знания по предмету исследования или рассмотрите проблему с другой стороны.

Учитывать, для чего пишется научная статья

При выборе темы нужно учитывать цель, для которой создается научная статья. К примеру, вы пишете магистерскую диссертацию и для ее защиты вам нужны публикации. Тогда нужно рассматривать темы, связанные с дипломной работой. Количество статей для магистерской диссертации не ограничено, но обычно нужно не менее 2, поэтому лучше сразу подобрать несколько тем. Чем более узкой и специфичной будет их направленность, тем детальнее удастся их проработать.

Следуя тому же принципу, можно взять тему для научной статьи из дипломного проекта бакалавра или курсовой работы. Если вы готовитесь к конференции, темы таких мероприятий уже определены. Вам достаточно выбрать секцию, которая ближе всего к вашей специальности, а затем углубиться, взяв какое-то конкретное направление. Тот же алгоритм выбора темы и при подготовке статьи для публикации в научных журналах.

В научном журнале «Актуальные исследования» огромный выбор направлений: от архитектуры до экономики и финансов, поэтому вы ничем не ограничены в выборе темы для своей работы. В архиве вы найдете множество различных статей, которые могут служить примером при поиске тематики и названия работы

Учесть свои интересы

Самый простой способ, как найти тему для научной статьи, — это взять за основу собственные интересы. Но они все равно должны вписываться в ту область, в которой вы работаете или получаете образование, хотя междисциплинарные исследования тоже возможны. Этот способ подходит тем, кому действительно нравится заниматься наукой и кто не делает это в силу необходимости, например, для написания статьи к магистерской диссертации.

Обратить внимание на практический опыт

Еще один хороший способ, как придумать тему для научной статьи, — это просто взять кейс из собственной исследовательской, предпринимательской или трудовой деятельности. Кейс представляет собой реальный случай решения той или иной проблемы. Это и станет названием вашей будущей научной статьи. Такой способ подходит для студентов, которые на производственной практике занимались какой-то серьезной деятельностью, а не простой бумажной работой, а также тем, кто хотел бы показать свою экспертность или уже успел поработать в той сфере науки, которую выбрал для изучения.

Советы по поиску и проработке темы научной статьи

Решая вопрос, какую тему выбрать для статьи, можно воспользоваться популярными научными журналами. При первом взгляде вас сразу заинтересуют какие-то работы. Проанализируйте, почему вы обратили внимание именно на них, какой факт в названии статьи вас зацепил. Это тоже поможет не просто в поиске темы, но и в подборе названия научной работы. Оно должно полностью отражать специфику работы, быть интересным, понятным и не слишком длинным.

Уже выбрав тему, важно строго придерживаться ее при написании статьи и не выходить за границы. Это одна из самых частых ошибок, когда автор не устанавливает четкие рамки, из-за чего в работе появляется много лишней информации. Другая распространенная ситуация — частичное или неполное раскрытие рассматриваемого вопроса. Чтобы этого избежать, четко проанализируйте и систематизируйте информацию из собранных литературных источников, и тогда ваша работа будет наиболее полной, с четкой структурой и без лишней информации.

Научное творчество – дело сугубо
самостоятельное. Относится это и к
выбору темы исследования. Некоторых
молодых ученых на первых этапах направляют
научные руководители. Но аспирантура
быстро закончится – и подсказывать
будет некому. Поэтому лучше сразу
привыкать планировать исследования
без посторонней помощи. Редакция журнала
«Молодой ученый» поможет вам в выборе
тем ваших будущих статей. Представляем
7 стратегий, успешно используемых на
практике.

Приведенные
примеры публикаций соответствуют
обозначенным стратегиям лишь с точки
зрения редакции. Истинные мотивы авторов
могут отличаться.

Стратегия
1. Следование интересам


Суть

.
Автор выбирает проблему, которая вызывает
у него искренний интерес, и пишет о том,
что наболело. Очевидно, что проблема
эта должна вписываться в вашу научную
область. Хотя междисциплинарные
исследования тоже не возбраняются.

Преимущества Недостатки
процесс изучения литературы по теме
доставляет удовольствие;

в статье твердо
обозначена точка зрения автора;

в статье возможна полемика с
приверженцами иных воззрений на
проблему, что дает научную новизну.

на начальном этапе научного пути
определенные интересы могут
отсутствовать.


Кому
подходит

: студентам и аспирантам,
занимающимся наукой ради науки, а не в
силу необходимости.


Пример

:

Влияние
пандемии COVID-19 на поведение потребителей
и производителей на примере торговли
в сети интернет


.

Стратегия
2. Описание практического опыта


Суть

.
Автор берет кейс из собственной трудовой
или предпринимательской деятельности,
описывает его и ставит на теоретическую
основу. Как вариант, это может быть обзор
нескольких схожих случаев.

Преимущества Недостатки
автор точно понимает, о чем пишет;

статья оригинальна
в смысловом аспекте;

исследование носит
прикладной характер и не выглядит
пересказом чужих точек зрения;

проще обосновать практическую
ценность результатов.

молодому ученому непросто отличить
ценный и актуальный случай от рядового;

могут возникнуть трудности с подбором
теоретической базы.


Кому
подходит

: практикам, которые успели
поработать в своей сфере, а после этого
занялись наукой; студентам, которых на
производственной практике подпускают
к реальной работе; людям, желающим
показать свою экспертность.


Пример

:

Исследование
влияния вскрышных пород на техносферную
безопасность при добыче полезных
ископаемых


.

Стратегия
3. Развитие темы курсовой работы


Суть

.
Автор берет уже сданную и оцененную
работу (свою, разумеется) и облекает ее
в форму научной статьи. Возможны варианты
с минимальной доработкой (описанием
объекта и предмета исследования, научной
новизны, теоретической ценности) или с
развитием темы вглубь.

Преимущества Недостатки
нет необходимости придумывать тему;

удачная работа не
отправляется в стол;

у автора вырабатывает привычка
углубляться в уже изученную тему.

курсовая работа может быть сугубо
академической и не иметь научной
ценности;

список источников КР
нередко изобилует учебниками, которые
в научных статьях не приветствуются;

молодому ученому сложно внести
новизну в хрестоматийную тему.


Кому
подойдет

: студентам-отличникам,
подходящим к написанию курсовых работ
с исследовательской позиции; студентам,
вынужденно пишущим научные статьи.


Пример

:

Моделирование
потока заявок в вычислительной системе


.

Стратегия
4. Заимствование из дипломного проекта


Суть

.
Усовершенствованная стратегия №3.


Особенности

.
Дипломный проект, как правило, пишется
на более актуальную тему, имеет сильную
практическую составляющую. Выпускники
заботятся о его уникальности, теоретической
или практической ценности, нередко в
выводах предлагают собственные идеи.
То есть качество ВКР на порядок выше,
чем курсовой, соответственно, имеющийся
материал более достоин публикации.


У будущих
исследователей часто наблюдается
преемственность тем работ: от курсовой
– к диплому, от диплома – к кандидатской
диссертации.


Кому
подойдет

: любому дипломнику, который
пишет выпускную квалификационную
работу. После защиты стратегия не
используется, поскольку многие вузы
выкладывают тексты дипломов на сайтах,
что приводит к утрате уникальности и
растаскиванию фрагментов.


Пример

:

Повышение
эффективности строительного производства
на примере деятельности ОО «Монолитстрой»


.

Стратегия
5. Углубление в недавно пройденную тему


Суть

.
Автор выбирает тему, которая освещалась
на занятиях на академическом уровне, и
разрабатывает ее вглубь. Отчасти здесь
наблюдается пересечение со стратегией
№1, поскольку из всего учебного плана
лучше выбрать тот вопрос, который
вызывает интерес.

Преимущества Недостатки
круг выбора относительно очерчен;

возможность самостоятельно разобраться
в сложном вопросе.

сложность в обосновании актуальности;

ограниченность выбора
широко изученными вопросами;

высокий риск отсутствия теоретической
и практической ценности результатов.


Кому
подойдет

: начинающим исследователям
без опыта.


Пример

:

Лишение
родительских прав: понятие и основания


.

Стратегия
6. Подстройка под тему конференции


Суть

.
Автор определяет тематическую
направленность конференции, в которой
намерен участвовать, и связывает ее со
своей областью исследования. Их
пересечение становится темой будущей
статьи.

Преимущества Недостатки
целенаправленный выбор темы;

реальная возможность
сформулировать актуальную проблему;

практика подбора темы
под заказ (пригодится для
научно-исследовательской работы в
будущем).

необходимость четко понимать содержание
своей области исследования;

риск не найти пересечений
из-за недостатка опыта.


Кому
подходит

: молодым ученым, имеющим
опыт в написании научных работ и
стремящимся обратить на себя внимание
научного сообщества.

Стратегия
7. Помещение популярной темы в новый
контекст


Суть

.
Автор изучает последние публикации в
профильных журналах и выясняет, какие
проблемы сейчас активно исследуются в
его области. Выбрав одну из них, он
подбирает нестандартный контекст,
который придает теме уникальность и
новизну.

Преимущества Недостатки
глубокое погружение в свою область
исследований;

возможность быть в
тренде научной мысли;

формирование привычки
создавать новое на основе известного;

гарантированная научная новизна
работы.

трудоемкость (предполагается двойное
исследование);

требуется опыт научной работы.


Кому
подойдет

: опытным и трудолюбивым
исследователям, готовым тратить время
на выявление актуальных тенденций.


Пример

:

Очерк
философских и социологических основ
журналистики. Введение


.

Заключение

Решая
вопрос, какую стратегию избрать,
рекомендуем ответить на несколько
вопросов:

  1. Зачем
    Вы пишете статью: хотите этого сами (1,
    2, 7), вынуждает учебный план (3, 4 или 5)
    или необходимо отметиться на конференции
    (6)?
  2. Кто Вы
    в большей степени: теоретик (1, 3, 4, 5, 6)
    или практик (2 или 7)?
  3. Сформировались
    ли Ваши научные интересы (1, 2, частично
    5, 6, 7) или Вам пока безразлично, о чем
    писать (3, 4, отчасти 5)?
  4. Есть ли
    у Вас заготовки для будущей работы (2,
    3, 4) или Вы намерены создавать статью
    без опоры на что-либо (1, 5, 6, 7)?
  5. Предпочитаете
    ли Вы идти по знакомому пути (2, 3, 4, 5) или
    готовы погрузиться в новую тему (1, 6,
    7)?

Стратегии
можно успешно комбинировать. Например,
связать практический опыт с теоретической
частью курсовой работы. Получившуюся
статью в дальнейшем можно развить до
ВКР, а это уже синергетических эффект
от комбинации стратегий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как гею найти друга
  • Как правильно составить диалог по русскому языку 2 класс по рисунку
  • Как исправить ошибку 686
  • Как найти не ищут ли тебя
  • Как найти как нарисовать волка