Как найти связь с богом

Приблизительное время чтения: 15 мин.


print

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришло письмо с вопросом, как управлять гневом.

Читала у некоторых священников, что очень важно выстроить личные отношения с Богом. Как это понять? В чем эти отношения заключаются, и как их построить? Спасибо.

Инна

Отвечает протоиерей Павел Великанов:

— Отец Павел, что бы Вы прежде всего ответили нашей читательнице?

— Я бы ответил так. Цель любой религии — это спасение человека. Другой вопрос, каким образом в той или иной религии это спасение достигается. Христианство утверждает, что спасение мы обретаем только через связь с Христом, потому что в Нем произошло примирение между всем человечеством и Богом. Примирение не как отказ от предъявления тех или иных претензий, а примирение именно как восстановление отношений, полноценного общения человека и Бога.

Не просто так в Библии, когда речь заходит об отношениях между человеком и Богом, используется образ супружества. В Ветхом Завете пророки обвиняли Израиль в том, что он «блудодействует» с чужими богами, то есть использовался образ супружеской измены. А в Новом Завете апостол Павел говорит об отношениях между Христом и Его Церковью как об отношениях между женихом с невестой.

Почему так активно используется образ супружества? Именно потому что ничто так глубоко не затрагивает все стороны человеческой жизни, как брачные отношения. В супружестве люди соединяются не только внешне, но и образуют единство тела, души, духа. Личные отношения мужа и жены невозможно выстраивать по чьему бы то ни было приказу, их невозможно регламентировать какими-то внешними правилами. И, к примеру, невозможно себе представить, чтобы некая толпа мужчин и некая толпа женщин хаотически перемешались и каждая пара из этой толпы образовала бы семью. Понятно, что процесс нахождения второй половины для каждого человека очень непростой, иногда долгий, иногда быстрый, но в любом случае это вопрос личного определения человека, личного переживания.

Говоря об отношениях между человеком и Богом, мы предполагаем, что эти отношения тем более являются личными, интимными — в этом нет ничего зазорного, ведь в конечном итоге для каждого человека есть только два бесспорных факта: то, что есть сам этот человек, и то, что есть Бог.

— Каковы признаки личных отношений человека и Бога?

— Прежде всего эти отношения характеризуются тем, что они живые. Вот давайте подумаем, с какими сложностями чаще всего сталкиваются супруги, и попробуем провести параллель с отношениями человека и Бога. Давайте возьмем такой пример: один супруг может предъявлять ряд требований, с которыми другому супругу будет некомфортно, и на фоне этого могут возникнуть недопонимания, конфликты и так далее.

Применима ли подобная ситуация к отношениям человека и Бога? Отчасти да, ведь Церковь, можно сказать, предъявляет человеку ряд требований в виде целой системы обрядов и правил. Элементарно: если ты православный человек, то ты должен как минимум два раза в неделю приходить в храм на богослужение — на вечернюю службу в субботу и на литургию в воскресенье. Это вроде бы само собой разумеющееся, и если человек по каким-то причинам не приходит на службы, то возникает вопрос, а имеет ли он вообще право именоваться христианином. Вроде бы все тут понятно: у человека, которому дорог Христос, которому важно причащаться, быть на службе, быть частью церковной общины, даже мысли не возникнет пропустить воскресную службу.

Но если мы попытаемся посмотреть на эту ситуацию с точки зрения личных отношений между человеком и Богом, то иногда мы можем увидеть моменты, которые сильно отличаются от нашей универсальной, прекрасно работающей модели. Например, я знаю одного человека, который ходит в храм крайне редко, только тогда, когда его «припечет» так, что он уже не может туда не пойти. Когда я спросил у него, почему, он мне объяснил, что между ним и той средой, с которой он сталкивается на его приходе, не выстраиваются добрые, доверительные отношения, и потому он чувствует себя там нежеланным гостем, чужим человеком и выходит из храма не наполненным, а наоборот, опустошенным. Видимо, в данный момент мера его веры недостаточна для того, чтобы возвысится над этой ситуацией и спокойно ходить в храм. Тогда я задал человеку следующий вопрос: «Но без Бога же плохо жить. А что же вы тогда делаете по выходным?» — «Я хожу в лес». Он уходит в лес от своей семьи, от своих дел. Нет, не как язычник — искать там какие-то источники энергии: просто в лесу его душа настолько растворяется и сливается с окружающей природой, с творением Божиим, что именно там он ощущает реальность и близость Божественного действия.

Личные отношения с Богом. Как их построить?

Я ни в коем случае не противопоставляю нахождение в храме такому вот природному действию. Но для конкретного человека на данном этапе его духовного возрастания такое времяпрепровождение оказывается более действенным. И я думаю, было бы глубоко ошибочным ломать этого человека об колено и заставлять ходить в храм так же часто, как это делают люди с многолетним церковным стажем, получающие от службы реальную духовную помощь.

Поэтому когда мы говорим о выстраивании личных отношений человека с Богом, то прежде всего, мы говорим о нашем умении ощущать присутствие Бога и находить те средства, которые помогают это ощущение поддерживать.

Святитель Феофан Затворник многократно говорил, что самое главное — это «внутрь-пребывание», состояние, когда ум опускается в область сердца и следит, чтобы оно всегда находилось в мирном состоянии и чтобы в нем всегда было место для памяти о Боге и о внутреннем предстоянии перед Ним.

Надо понимать: все остальное выполняет лишь инструментальную функцию. Все наши молитвенные правила, все наши обряды ценны лишь постольку, поскольку помогают человеку развивать и удерживать это состояние. А вот когда они, напротив, мешают нам, когда в результате жесткого, формального исполнения этих правил внутри нас возникает напряжение, когда мы отказываемся понимать наших близких, идти на какие-то уступки, мотивируя это своими высокими религиозными требованиями — грош цена такому следованию правилам.

Поэтому я бы хотел обратить внимание на два важных момента: надо научиться слушать и слышать самого себя и свой контакт с Богом. И надо понимать, какой инструментарий помогает именно тебе обретать Бога в большей полноте, более чисто.

— Когда мы выстраиваем личные отношения с Богом, как не впасть в излишний романтизм или расхлябанность? И нет ли опасности начать пренебрегать установленными Церковью правилами?

— Я думаю, надо иметь внутри себя четкий критерий, руководствуясь которым мы можем не впасть в состояние прелести, самообмана или такого духовного самовозбуждения, когда чувство благодати, приятного нахождения рядом с Богом превращается в настоящий морок, под действием которого человек ничем не будет отличаться от любого религиозного фанатика. Апостол Павел многократно призывает христиан к тому, чтобы они проверяли сами себя, в Духе ли они ходят. В его посланиях мы можем увидеть слова: кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его (Рим 8:9) или уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20).

Эти слова иногда кажутся нам какой-то недостижимой высотой, доступной лишь избранным единицам — святым или монашествующим. Ничего подобного! Такое утверждение равносильно мысли о том, что сыграть произведение Моцарта может лишь один из миллиона музыкантов, и поэтому максимум, которого может достичь человек, который начинает играть на пианино — это выучить гаммы, а вот если ему крупно повезет, на склоне своих лет он сможет сыграть и какую-то простую пьеску. Если бы так было на самом деле, то никто бы даже не пытаться этому учиться. И если ребенок после семи лет в музыкальной школе не может сыграть хотя бы вчерне любое произведение, то вопрос: а чему его вообще учили в музыкальной школе?

Но почему-то, когда мы говорим о нашей духовной жизни, нас ни сколько не удивляет, что, пробыв в церкви десятки лет, мы не видим никаких конкретных плодов духовного возрастания. Хотя, казалось бы, за спиной столько служб, столько причастий — да из нас благодать должна так и точиться! И получается такая ситуация: мы годами, десятилетиями с благоговейным видом ходим в храм, а на деле мы настолько формально, автоматически исповедуемся и молимся, что никакого реального отношения с Богом за все это время мы не установили.

— А что можно считать плодом личных отношений с Богом?

— Все то, что приобретает человек, когда в его жизни появляется кто-то еще. Вот жил человек один, как-то более или менее понятно, привычно, но не счастливо — и вдруг в его жизни появился кто-то другой. Что меняется? Во-первых, в его душе появляются совершенно другие переживания, которых раньше не было. Во-вторых, жизнь его становится более сложной, ведь теперь он думает не только о том, как угождать себе, но и о том, как угождать тому, кто является объектом его внимания, его влюбленности. Ему приходиться в чем-то себя ограничивать, урезать, но в то же самое время он получает от объекта своей любви и обратный ответ в виде душевного тепла, расположения, ласки, нежности и так далее.

Личные отношения с Богом. Как их построить?

То же самое происходит и в религиозной жизни.

С одной стороны, когда человек обретает Бога, он обретает достаточно много новых задач, которые надо решать. Но в то же время Бог, все эти, с позволения сказать, трудозатраты человеку компенсирует. Прежде всего, конечно, не какими-то материальными, житейскими благами. Обратный ответ Господь дает нам в виде Своего Духа — как определенной тональности, определенного настроя, при котором все остальное начинает представляться в новом виде.

У человека, обретшего Бога, внешние обстоятельства могут вообще никак не поменяться. Но если меняется тональность его собственного сердца, если человек настраивается на действие в нем Духа Святого, то мир вокруг него преображается и расцветает. И тогда человек понимает, что даже в самой непростой житейской ситуации он может быть счастлив, потому что находится с Богом.

— Должны ли быть у личных отношений между человеком и Богом какие-то границы?

— Это очень важная тема. Разумеется, эти границы должны быть. Очень часто происходит так, что человек, воцерковляясь, отказывается от самого главного и одновременно самого тяжелого дара — свободы. Ведь если Бог есть, то ему самому теперь ни о чем заботиться не надо. Не надо принимать важные решения, не надо нести ответственность за свои поступки — потому что есть Бог, на Которого все это можно спихнуть. Но поскольку Бога никто не видел, а вот зато батюшка рядом, то вся ответственность за свою жизнь очень быстро и легко перекладывается на духовника.

Вот первая ошибка, которая происходит в плане нарушения границ: человек отказывается от самого себя и отдает себя полностью, без остатка, целиком в руки того, кто не является ни самим этим человеком, ни Богом. Благо, если этот духовник на самом деле исполнен Духа Святого и Господь подсказывает ему, как правильно поступать, как наставлять своих духовных чад. Но беда, если за такое руководство берется человек молодой, неопытный, а зачастую еще и с большими амбициями, который совершает откровенно глупые и неправильные поступки, но надеется, что Господь все компенсирует, покроет, исправит. К сожалению, бывают очень печальные, трагические последствия такого духовничества.

Противоположная крайность — это когда человек выстраивает слишком жесткие, непроницаемые, неизменяемые границы, по сути вытесняя Бога из своей жизни в маргинальную область: я всю неделю или весь месяц живу так, как хочу, но есть один день, который я посвящаю Богу, я в этот день прихожу в храм и на определенное количество часов становлюсь православным человеком. Тем самым я отдаю Тебе, Господи, то, что Тебе от меня надо. Но за пределы этого, пожалуйста, лезть не смей: я живу в том режиме, в каком хочу, и даже не собираюсь прислушиваться к Тебе, мне это все неинтересно. Так что не надо вмешиваться, иначе я вообще от Тебя уйду.

Да, это тоже определенный формат личных отношений человека и Бога, но этот формат не созидательный, не живой.

— А что же тогда является нормальным, правильным форматом отношений?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я бы предложил посмотреть на образ художника. Какой художник является самым успешным, правильным? Тот, в котором совмещается несколько навыков. Первый и самый главный навык — это способность воспринимать мироздание, внешний мир, сохраняя свой собственный взгляд на него. Когда художник берется за кисть, то он изображает мир таким, каким он проходит через его личность. И мы эту личностность неизбежно видим на картине, именно она придает тот самый вкус, ту самую соль изображению, без этой личностности эта картина ничем не будет отличаться от фотографии.

Точно так же и христианин должен учиться узнавать Бога во всем том, в чем он живет. Это совершенно необязательно должно быть напрямую связано с богослужениями, с соблюдением или несоблюдением постов, с какими-то другими внешними постановлениями. Бог действует и присутствует везде, и для человека все что угодно может становиться источником этого божественного вдохновения.

Можно обретать это действие Духа в общении со своими близкими, в домашней работе, да и просто в радости о том, какие зеленые листья сейчас, хотя скоро уже осень. Все пропитано Богом — все бытие, вся наша жизнь! Даже беды, даже горести — во всем действует один и тот же Бог. И когда человек научается узнавать Бога, то между ним и Господом начинается очень интересный диалог: человек общается с Богом своими поступками, своими мыслями, своими пожеланиями, а Бог отвечает человеку всем тем, что посылает ему в жизни. Богу не надо учиться подстраиваться под нас, потому что Он занимается этим беспрестанно. А вот нам следует учиться подстраиваться под Господа.

Возвращаемся к нашему художнику. Второй важнейший навык — это владение техникой. На одном только вдохновении далеко не уедешь. Если художник не умеет держать кисть, не понимает, как правильно смешивать краски, если у него не отработан глазомер, ничего выдающегося он не сделает. Если говорить о духовной жизни, то «технологии» наших отношений с Богом нас учит Церковь. Это и есть Ее поле работы, потому все то, к чему Церковь нас приучает — внешние обряды, устав жизни, требования в пищевом рационе, в утренних и вечерних молитвах, в посещении храма и так далее — это и есть та самая «технология» спасения, которая помогает человеку выстроить правильные отношения с Богом, а не заниматься какой-то самодеятельностью.

— А давайте на конкретном примере разберем? Вот мы говорим, что утреннее и вечернее молитвенное правило способствует правильным отношениям с Богом. Почему это так? Почему не молитвы своими словами?

— Потому что это — классические произведения. Точно так же ребенку, который поступает в музыкальную школу, не дают импровизировать: даже самого гениального ребенка сначала учат и дают заниматься с классическими произведениями, адаптированными для конкретного класса. Потому что таким образом развивается его слух, отрабатывается техника игры, и ученик начинает понимать оттенки, гармонию, особенности музыки, все, что раньше он не слышал, не понимал. Точно так же, когда мы читаем молитвы, написанные некогда святыми людьми, славословия, в которых заложены глубокие смыслы, в которых имеется правильная тональность, то мы тоже приобретаем некий новый навык и понимание того, о чем мы вообще, оказывается, можем молиться.

Личные отношения с Богом. Как их построить?

А если человек начнет наполнять свою духовную жизнь личным содержанием до того, как приобретет этот многовековой молитвенный навык, это искусство духовной жизни, то его наполнение неизбежно будет носить уродливые, гротескные формы, он будет попросту заново изобретать велосипед, опять и опять сталкиваясь с типичными ошибками, которых можно было бы избежать, зная элементарную «технологию».

— Но часто же бывает такое, что мы вычитываем правило абсолютно автоматически, невнимательно, рассеянно, и это может длиться вообще месяцами, годами.

— Да, да, да. Вот если человек замечает за собой, что молитва превратилась для него в формальность, я бы такому человеку посоветовал на какое-то время прекратить молится уставными молитвами из молитвослова. Вернемся к той же самой музыке. Бывает, что ребенок не хочет заниматься, и родителям приходится заставлять его самыми разными ухищрениями и манипуляциями. Все это имеет смысл только в том случае, если вы видите, что в результате вашего родительского давления в ребенке все-таки пробуждается желание заниматься, и хоть он и не хотел садиться за пианино, но потом увлекся так, что вместо обговоренных 30 минут самозабвенно просидел за музицированием целый час. Значит, ребенку просто было лень трудиться, хотя на самом деле, этот труд ему и нравится. Но если вы видите, что ребенок постоянно занимается лишь от звонка до звонка и потом с огромным облегчением бросает инструмент — значит, никакого смысла в этом нет и не будет. И мы знаем множество примеров, когда люди, вырастая, всю жизнь потом ненавидят тот инструмент, на котором его заставляли играть в детстве.

Так вот, если молитва для нас превратилась исключительно в формальность, то она не нужна ни нам, ни тем более Богу. Молитва перестает быть пустой тратой времени только тогда, когда в нас все равно, несмотря на всю формальность и внешность молитвы, происходит хоть какое-то оттаивание, отогревание нашего сердца.

Я думаю, что у каждого человека в том или ином периоде его духовного взросления обязательно случаются периоды, когда он переживает некий кризис, в том числе и в своей молитвенной практике. Как раз, если этого нет, если человек пришел в Церковь и ничего кроме утреннего, вечернего правила, правила ко причащению в его жизни нет, то мне кажется, этот вариант не вполне жизнеспособный. Это точно так же, как если бы супруги жестко придерживались только тех ритуалов, которые сформировались у них за дни их первого свадебного путешествия, ни больше, ни меньше — и вот мы с вами пришли к тому, с чего начинали. Значит, люди не любят друг друга, а их отношения — это просто форма, за которой ничего не стоит.

— Мы с Вами говорим о выстраивании личных отношений с Богом, а ведь многие рассуждают так: «У меня личные отношения с Богом, мне Церковь для этого не нужна»…

— Да, личные отношения с Богом очень важны, но давайте не забывать, что у нас проблемы с личностью. Как я уже сказал, как только начинается самость, нас постоянно бросает в крайности: мы то полностью отказываемся от себя, своей воли, перенося всю ответственность на духовного отца, то пытаемся заново изобрести велосипед, уходя от многовекового церковного опыта. Некоторые люди настолько уверены в собственной правоте: им виднее, они лучше знают, как надо общаться с Богом, а все эти ваши молитвенные правила, многочасовые службы, обряды — это так, отжившее, ненужное. Ошибка такого мышления заключается в том, что человек, считая, что выстраивает с Богом личные отношения, на самом деле сам отстраняет, вытесняет Его из своей жизни.

Личные отношения с Богом. Как их построить?

У священноисповедника Романа (Медведя) есть такие слова: главная задача пастыря — так воспитать человека, чтобы он мог самостоятельно предстоять Христу.

Личные отношения человека с Богом вовсе не в том, чтобы самостоятельно выбирать, читать ему сегодня вечернее молитвенное правило или не читать, идти в субботу на всенощное бдение или не идти. А в том, чтобы предстоять Христу. Здоровые личные отношения — это когда человек, воспитывая в себе личность, открывает себя для восприятия Бога.

Беседовала Дарья Баринова


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы верующий человек, то познать Бога через личные отношения с ним – это самое полезное, что можно сделать. Бог свободно предлагает дружбу всем, но многие люди отвергают ее, потому что думают, что она означает «религию». Иметь отношения с Богом так же просто, какой и должна быть любая дружба. «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16) – то вы и ваши друзья могут знать – достаточно, чтобы доказать, что Бог существует для себя и затем благословить весь мир Божьей любовью.

Шаги

  1. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 1

    1

    Читайте и изучайте Библию как личные книги и письма, все данные вам от Бога. Чтобы познакомиться с Богом, вы должны сначала выслушать, что он хочет сказать. Начните с самого начала с книги Бытия и постепенно прочитайте все до конца книги Откровения. Кроме того, вы можете начать с Евангелия от Иоанна, чтобы иметь представление об истории Христа, и как он представил вашу жизнь в Боге. План спасения таков, что никто не должен быть потерян или остаться одинок, но все должны войти в новую жизнь во Христе.

  2. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 2

    2

    Доверьтесь и верьте в Бога. Осознайте, что Бог любит вас всем своим существом, и что он хочет помочь пройти жизненный путь вам, идя рядом с ним, в повседневной жизни и ваших душах.

  3. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 3

    3

    Любите Бога и положите его волю перед всем остальным. Величайшая заповедь в законе – это любить Бога всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим. (от Матфея 22:35-38). Любить Бога – значит соблюдать его заповеди, и заповеди его не тяжки (1 Иоанн 5:3). Этим мы понимаем, что мы знаем его: если мы соблюдаем заповеди его. Тот, кто говорит: «Я знаю его» и не хранит заповеди его, тот лжец, и истины нет в нем. Но кто соблюдает слово его, в том истинно любовь Божия свершилась: из сего узнаем, что мы в нем. Тот, кто говорит, что пребывает в нем, должен поступать так, как он поступал (1 Иоанн 2:3-6).Более того, Иисус сказал: «Если любите меня, заповеди мои будете хранить» (Иоанн 14:15). Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, он – тот, кто любит меня: и кто любит меня, тот возлюблен будет Отцом моим, и я буду любить его, и явлюсь ему. (Иоанн 14:21). Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви моей; даже, как и я соблюдал заповеди Отца моего и пребываю в его любви. (Иоанн 15:10).

  4. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4

    4

    Возлюбите ближнего своего, как самого себя. (Лев 19:18) Иисус сказал, что это вторая величайшая заповедь подобная первой заповеди любить Бога и на сих двух заповедях держатся все законы и пророки. (Матфей 22:39-40) Укрепление наших отношений с людьми означает укреплять наши отношения с Богом.

    • Почитайте отца своего и мать, чтобы продлились дни ваши долго на земле. (Исход 20:12)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet1

    • Не убивайте (Исход 20:13)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet2

    • Не прелюбодействуйте (Исход 20:14)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet3

    • Оставьте немного плодов своего урожая, чтобы их могли подобрать бедные. (Левит 19:10)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet4

    • Не крадите. (Левит 19:11)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet5

    • Не произносите ложного свидетельства на ближнего своего. (Левит 19:11)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet6

    • Не обманывайте. (Левит 19:11)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet7

    • Не поминайте имени Господа Бога своего всуе. (Левит 19:12)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet8

    • Не злословьте глухого и пред слепым не кладите ничего, чтобы преткнуться ему. (Левит 19:14).

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet9

    • Не судите неправедно. Не будьте лицеприятны к нищему и не угождайте лицу великому: по правде судите ближнего своего. (Левит 19:15)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet10

    • Не сплетничайте и не распространяйте слухи. (Левит 19:16)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet11

    • Не презирайте брата своего в своем сердце. (Левит 19:17) По словам Иисуса, это то же самое, что убийство. (Matt 5:21-22)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet12

    • Не мстите и не имейте злобы на ближнего своего. (Левит 19:18)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet13

    • Не желайте дома ближнего своего, жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего того, что принадлежит ближнему своему. (Исход 20:17)

      Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet14

  5. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 5

    5

    Покайтесь в своих грехах, просите его простить вам все согрешения, и имейте благие намерения. Покаяться – значит искренне сожалеть о содеянном и не желать грешить более. Если вы будете продолжать получать удовольствие от греховных поступков, это не истинное покаяние.

    • «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». (Римлянам 3:23)
    • Согласно Христианству, Иисус как спаситель считается подарком от Бога, он подверг себя мучениям и смерти за вас, чтобы вы получили утешение – дар от Святого Духа. «Тем не менее я скажу вам правду; это полезно вам, что я пойду: ибо если я не пойду, утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю его вам». (Иоанн 16:6, также см. Иоанн 14:26)
  6. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 6

    6

    Будьте настроены на молитвы и благодарения, восхваляя Бога и благословляя других во все времена.

  7. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 7

    7

    Просите Бога дать вам Святой Дух и изменить вас и превратить вас в того, кого он захочет. Креститесь для прощения грехов (Деяния Апостолов 2:38).

  8. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 8

    8

    Примите Духа Святого. Знайте, что когда вы примете Святого Духа, вы – его дитя и что вы будете идти и жить с ним вечно, когда покинете эту землю в один прекрасный день.

  9. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 9

    9

    Примите путь ваш к Господу, доверьтесь ему, чтобы направил вас по нему, и идите по нему. Ищите все, что происходит в пути Божьем и времени, а не в вашем. Начните, наберитесь терпения, чтобы изучать и служить, и ваша вера будет расти.

  10. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 10

    10

    Расскажите другим о Боге. «Найдите Царство Божье и все остальное добавится!» Проводите время с Богом, думайте о нем и обо всем для него, узнайте волю Божью – чтобы выполнить ее. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (Maтфея 5:14)

  11. Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 11

    11

    Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия. (Римлянам 12:2) Вы должны обновлять его со словом Божьим. Уделяйте личное время Богу, чтобы читать Библию ежедневно или на ночь перед сном – например, читайте эти стихи Священного Писания: II Коринфянам 5:7, Иоанна 13:34-34, Иоанна 14:6,23,26,27 Иоанна 10:10, Фил 4:13,19, Ефрему 1:3, I Иоанна 2:27, Исаия 24:3 Иоанна 6:27, Ефрему 6:10, Евреям 10:16-17. Обдумывайте и размышляйте над словом Божьим и молитесь постоянно, чтобы он направлял вас в вашей повседневной жизни.

    Реклама

Советы

  • Найдите верующих единомышленников, чтобы с ними общаться.
  • Доверять и повиноваться Богу – секрет счастливой и полноценной жизни.
  • Те, кто уделяют время, чтобы искать Бога, найдут его в Библии и в повседневной жизни.
  • Благодарность – это лучшее отношение и Бог благословит вас, чтобы быть благословением для других.
  • Выделите время для встречи с Богом, на регулярной основе.
    • Примечание – уделите время, во-первых, чтобы делать что-то для него, для других, а затем время для всего помимо Бога: Божья воля всегда должна быть на первом месте.
  • Будьте последовательны, но не формальны к духовным дисциплинам и обязанностям. Любите и служите «одному из сих».
  • Бог иногда говорит с теми, кто ищет его через нашу совесть, других людей, духовную литературу, проповеди, проповедников/учителей,
    • но в первую очередь, через его священную книгу, так что это очень важно читать Библию. Обращайте внимание на стихи, которые поражают вас четкой гармонией и «бросаются в глаза».
    • Все остальное может быть подтверждением того, что мы читаем в Библии.
  • Молите Бога, чтобы наполнил каждый ваш день его любовью, радостью, миром, терпением, добротой, благостью, верностью, кротостью и самоконтролем.
    • Не держите злобу и не ведите счет бессердечию и ошибкам, как будто вы судья.
    • Избавляйте свой ум от жалости к себе и чаще учитывайте потребности и интересы других людей.
  • Прощайте: не осуждайте, а прощайте и любите других, и так угождайте Богу.
  • Держите совесть чистой – на ежедневной исповеди в молитвах.
  • Соблюдение поста и молитва – еще одна духовная дисциплина, которая позволяет верующим в Христа связаться с Богом на личном уровне. Это должно быть особенным отношением, а не просто деятельностью или обычной практикой. Даниил 1:8-12

Реклама

Предупреждения

  • Возлюбите людей, как сказал Иисус: «Чтобы вы ни делали одному из сих; вы делаете это для меня!»
    • Так что не критикуйте и не судите, ибо есть только один судья;
    • Вы не лучше других, но охраняетесь благодатью Божьей.
  • Остерегайтесь культовых движений – что представляют себя источником истины – но не в согласии со словом Божьим в Библии.
  • Знайте, что Бог – есть любящий Бог, но вы должны бояться (уважать) его.
  • Мы должны вдыхать веру в нашу жизнь, т.к. «вера без дел мертва» (Иаков 2:20). Обогащение вашей веры благодатью углубляет ваше отношение с Богом, как это происходит с другими вокруг вас, и «делами вера достигла совершенства» (Иаков 2:18), но «без веры угодить Богу невозможно» (Евреям 11:6). Так, мы вступаем в веру, чтобы выйти из наших дверей и войти в мир.
  • Христиане должны всегда следовать за Богом, если они не делают этого, и также должны стараться прославлять и почитать Бога, и их верование приносит значительную ценность, когда совпадает с Евангелием Иисуса Христа как (это) представлено в Библии.
  • «Прелюбодейные ищут знак». Они, видимо, не имеют веры и «нуждаются» в знаке.
    • Тем не менее, Иисус сказал верующим: «17 Сии чудесные знамения будут сопровождать тех, кто уверовал: именем моим они будут изгонять бесов, и будут говорить новыми языками… 20 А христиане пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими чудесными знамениями.» (Марк 16:17-20)[1]
    • Бог сильнее, чем знамения и чудеса; вот почему надо уверовать, чтобы знать что Бог есть и он наградит тех, кто усердно ищет его.
    • Он может творить чудеса, но не давайте вашей вере разрушаться из-за отсутствия удивительных чудес .
  • Остерегайтесь, что даже те, кто может творить знамения и чудеса, как, когда они дают знак, и это произойдет – есть лжепророки, если они склоняют вас служить иным богам (Второзаконие 13:1-5). Отказывайтесь слушать любого, кто учит вопреки Библии, даже если он или она творит великие знамения и чудеса.
  • Пользуйтесь проницательностью при выборе храма для посещения. Церковь, которая приуменьшает значение библейского учения и интерпретирует Библию так, как считают нужным ее лидеры, или та, которая сосредоточена на получении прибыли и политике, или та, которая утверждает, что она – единственная правильная церковь, очерняя при этом остальные, не может быть правильной церковью, пригодной для посещения.
  • Знайте, что есть много вариантов служения другим, что, по словам Бога на самом деле делается для него и во имя его. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира». (Иакова 1:27)
    • При обращении или принятии Бога и веры в первый раз, сделайте простые исследования.
    • Убедитесь, что вы выбираете веру, которая лучше всего отражает ваше понимание Библии, духа истины и Бога.
  • Постарайтесь понять смысл и использовать свой ум; не надо предполагать, что вы понимаете – это может привести к недоразумениям в наставлении, оставленном Богом для вашего применения. Кроме того, выискивайте похожие параграфы так чтобы вы понимали, скорее всего всю Библию, а не единственную цитату из контекста.
  • Согласно исламской вере, если повиноваться Богу и жить праведной жизнью, то это спасет вас от ада. Христианство говорит, что «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (в Иисусе Христе) «не от дел, чтобы никто не хвалился». (Ефесянам 2:8-9). Вы попадаете на небеса только по милости Божьей, не зарабатывая этого, как такового. В самом деле, ваша вера и благодать Божья являются даром Божьим, а не нашей властью или действиями, что небеса открыты для нас, но не можем просто поверить, чтобы достичь.

Реклама

Что вам понадобится

  • Библия – любой версии – та, что легко читается для вас
  • Блокнот и ручка для ведения журнала
  • Тихое место – чтобы побыть наедине с Богом

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 11 090 раз.

Была ли эта статья полезной?

8 мин. чтения

Как соединиться с Богом духовно и в молитвеЭто распространенный вопрос и волнующая многих проблема. Как люди, мы проводим большую часть дня, сталкиваясь с суетными вещами, живя в этом мире. Иметь искреннюю связь с Богом может быть трудно, если вы этому подвержены.

Бог предлагает нам так много в этой жизни, и все же мы часто принимаем это как должное. Я не говорю, что мы должны вести себя как религиозные фанатики, но я верю в важность духовной связи с Богом. Мы, как верующие, призваны к более глубоким отношениям с Ним, но слишком часто мы сосредотачиваемся на своих эгоистичных желаниях.

Содержание

  • 1 Как духовно приблизиться к Богу?
    • 1.1
      Научитесь слушать
    • 1.2
      Найдите тихое место и попросите Бога говорить с вами.
    • 1.3
      Будьте терпеливы
    • 1.4
      Признайтесь в своих грехах
  • 2 Как я могу улучшить свою духовную связь с Богом?
    • 2.1
      Подчините свою волю и доверьтесь Господу
    • 2.2
      Подчиняйтесь всему, что Он говорит вам делать.
    • 2.3
      Будьте благодарны за то, где вы находитесь и куда идете
    • 2.4
      Расскажите другим о том, что Бог говорит вам
  • 3 Заключение

Как духовно приблизиться к Богу?



Научитесь слушать

В Библии мы часто обращаемся к Богу как к «Отцу». Одна из самых важных вещей, которые отец делает для своих детей, — это слушать. Он выслушивает их идеи и мнения. Он выслушивает их, когда у них возникают проблемы, и прислушивается к ним, когда им нужен совет.

Бог хочет, чтобы мы были похожи на Него в этом. Он хочет, чтобы мы говорили с Ним о нашей жизни и о том, что у нас на уме. Молитва — это не только просьба к Богу о помощи; это еще и времяпрепровождение с Ним в беседе.

В Библии сказано, что «вера приходит от слышания, а слышание от слова Божьего» (Римлянам 10:17), поэтому если вы хотите быть ближе к Богу духовно, начните с того, что научитесь лучше слушать!

Я не говорю о том, как слушать, когда участвуешь в викторине или находишься в аудитории. Я говорю о слушании, которое исходит изнутри вас.



Найдите тихое место и попросите Бога говорить с вами.

Самое важное, что вы можете сделать для своей духовной жизни, — это открыть свое сердце и разум для Бога. Вы не можете заставить себя полюбить Его, но если вы впустите Его, Он сделает это за вас.

Начните с того, что выберите спокойное место, где вы сможете побыть наедине с Ним. Затем попросите Бога говорить с вами — не словами, а эмоциями или мыслями, которые возникают словно из ниоткуда. Не волнуйтесь, если сначала они не будут иметь смысла; просто позвольте им приходить и уходить по своему усмотрению. Если сразу ничего не происходит, продолжайте спрашивать, пока что-нибудь не произойдет.

Когда чувства будут приходить чаще, попробуйте прислушиваться к ним — не отталкивайте их и не игнорируйте, как будто это что-то несущественное, отвлекающее от повседневной жизни.

Позвольте себе почувствовать то, что пришло вам в голову, не оценивая, хорошо это или плохо, нужно или не нужно; просто слушайте, пока оно не замолчит, а затем продолжайте жить как обычно (не забывая о нем).



Будьте терпеливы

«Будь терпелив, и да молчит сердце твое пред Богом. Ждите Господа; укрепитесь и успокойтесь и ждите Господа». Псалом 26:14

Я думаю, что нам легко стать нетерпеливыми, когда мы ждем Бога. Мы хотим получить ответы немедленно и сейчас! Но Бог действует в Свое время и по Своим причинам. Чем больше вы будете терпеливы к себе, тем лучше будет ваша жизнь. Мы не можем торопиться, чтобы приблизиться к Богу. Мы должны быть спокойны и доверять Его любви и руководству.

Нет лучшего способа стать ближе к Богу, чем терпение. Рост в терпении означает, что мы учимся ждать Божьего времени, а не нашего. Мы учимся доверять Его плану, а не своему собственному. И мы учимся искать в первую очередь Его, а не то, что легче всего.

Богу требуется время, чтобы ответить на наши молитвы. Он также хочет, чтобы мы были терпеливы к другим людям, потому что им может понадобиться время, прежде чем они смогут ответить. Например, у всех нас уникальные характеры, и некоторым людям требуется больше времени, чем другим, чтобы выразить свои чувства или мысли о чем-то.



Признайтесь в своих грехах

Один из главных шагов в приближении к Богу — это исповедание своих грехов и покаяние.

В Библии сказано:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Если вы согрешили, вам нужно признаться в этом и попросить прощения.

Исповедь — это духовная практика, и не только для католиков. Это способ приблизиться к Богу, признавая свои грехи и прося прощения. Но исповедь — это не только произнесение «прости». Это еще и исцеление, чтобы вы могли двигаться вперед с чистого листа.

Если вы никогда раньше не делали официальной исповеди, вот что вам нужно сделать:

Обратитесь к Богу в молитве и попросите Его помочь вам понять, в чем нужно исповедоваться. Он покажет вам, есть ли что-то из вашего прошлого, что оставило эмоциональный шрам или чувство вины в вашем сердце, которое нуждается в исцелении. Если есть грехи, которые нужно исповедовать, попросите Иисуса о прощении за них.

Как я могу улучшить свою духовную связь с Богом?



Подчините свою волю и доверьтесь Господу

Я отдаю свою волю Богу. Я прошу Бога помочь мне укрепить мою духовную связь с Ним. Точно так же я знаю, что если я откажусь от контроля, Он будет направлять меня и вести в правильном направлении. В прошлом я совершал ошибки, но я знаю, что Бог по-прежнему рядом со мной, и Он очень любит меня.

Я хочу стать лучше, чем был вчера, поэтому я буду доверять свое спасение только Ему. Отдавая свою волю Богу, Он может действовать через меня и сделать меня лучше, чем я был раньше. Если мы отпустим свою гордость и отдадим ее Богу, то Он сможет использовать нас как орудия Своей славы.

Истинный христианин — это тот, кто подчиняет свою волю Господу. Он полностью доверяет Богу и позволяет Ему совершать Свою работу в своей жизни.

Капитуляция перед Богом означает отказ от контроля над своей жизнью. Вам может казаться, что вы не можете контролировать то, что происходит в вашей жизни, но это не так. Вы владеете своими мыслями, словами и поступками, поэтому если вы решите отдать свою волю Богу, Он поможет вам справиться с любой ситуацией, в которой вы окажетесь.

Доверие к Господу означает веру в то, что Бог поможет вам пройти через все испытания и невзгоды, которые приходят в вашу жизнь. Если вы не доверяете Ему, то как Он может помочь? Он хочет провести нас через эту жизнь и показать нам, какой удивительной она может быть, если мы позволим Ему взять все в Свои руки!



Подчиняйтесь всему, что Он говорит вам делать.

Божьи повеления не меняются со временем, но они меняют то, как мы на них реагируем. Вот почему мы должны правильно понимать Божье Слово, чтобы правильно повиноваться ему в нашей повседневной жизни. Вы знаете, что то, что говорит вам Бог, не всегда легко, но это всегда будет хорошо для вас.

Иисус сказал: «Если любите Меня, то будете слушаться того, что Я повелеваю» (Иоанна 14:15).

Он также сказал:

«Кто имеет Мои заповеди и исполняет их, тот любит Меня. Кто любит Меня, того возлюбит Отец Мой, и Я тоже буду любить его и откроюсь ему» (Иоанна 14:21).

Существует связь между духовным ростом и послушанием.

Послушание Богу — это не вариант, а необходимость для каждого, кто хочет следовать за Ним. Недостаточно просто знать о Нем или даже верить в Него. Мы должны повиноваться Его указаниям, чтобы ощутить полноту Его любви и присутствия в нашей жизни.



Будьте благодарны за то, где вы находитесь и куда идете

  • Будьте благодарны Богу за все, что происходит в вашей жизни прямо сейчас. Если вам что-то не нравится, то со временем это изменится.
  • Будьте благодарны за то, что меняется ситуация в вашей судьбе, даже если она трудна. То, что не получается, — это не потерянное время, а выученные уроки, поэтому будьте благодарны и за них.
  • Будьте благодарны Богу за выбор, который вы делаете каждый день. Вы можете не осознавать этого, но каждый ваш поступок — это выбор, который влияет на вашу жизнь и окружающих вас людей. Если вы выбираете быть негативным, то вы всегда будете видеть вещи негативно; если же вы выбираете быть позитивным, то и ваше восприятие вещей изменится.



Расскажите другим о том, что Бог говорит вам

Расскажите другим о своем опыте общения с Богом. Пусть они знают, что вы пережили что-то новое в ваших отношениях с Богом. Расскажите им, что вы почувствовали и что это значит для вас.

Поделитесь посланием надежды Иисуса Христа. Даже если они не знают Иисуса, им нужно знать, что Он рядом с ними и что Он любит их. Им нужно знать, что Он хочет иметь отношения и с ними!

Задайте вопросы об их опыте общения с Богом и о том, что они чувствуют по отношению к Нему. Если они не хотят говорить об этом, уважайте это решение, но продолжайте попытки, пока они не откроются вам.

В Библии сказано: «Дух Господень говорит через меня; слово Его на языке моем» (2 Царств 23:2).

Заключение

Если вы пытаетесь соединиться с Богом духовно, сохранить эту связь и стать более похожим на Христа, то у меня есть для вас три слова: молиться, поститься и учиться.

Это трио — не просто традиция; это ответственность. Библия предписывает это. Если вы хотите сохранить связь с Богом, эти три вида деятельности помогут вам в этом и углубят вашу духовность.

Бог реален. Бог стремится к отношениям с вами. Все сводится к тому, верите ли вы в Бога, Его Слово и Его план. Идеальное место для вашей веры находится прямо здесь — теперь у вас есть вся информация о том, как установить духовную связь с Богом.

«Я всю жизнь удивляюсь, что есть люди, у которых путь веры, церковности ровный и они не теряют на нем достигнутого (по крайней мере, так кажется со стороны), – говорит Елена Викторовна Тростникова, которая пришла в Церковь еще в конце 1980-х. – Но мне думается, что я не единственная, у кого есть периоды запустения, внутреннего оскудения, потери искренней связи с Богом и глубины церковной жизни.

О Елене Викторовне Тростниковой

Елена Викторовна Тростникова – дочь православного философа и писателя Виктора Тростникова, руководитель одного из первых православных благотворительных фондов «Человек и его вера», писатель, редактор, автор-составитель популярных книг о православии для детей и взрослых.

У меня был период серьезного внутреннего кризиса, когда до почти полного исчезновения ослабевала молитва. Причем внешне, для окружающих, ты можешь быть активным деятелем, заниматься полезными делами, а внутри у тебя состояние, как у расслабленного, который совсем не может пошевелиться и у него нет четырех друзей, чтобы раскопать крышу и спустить его ко Христу. Расскажу, что помогало как-то держаться и выплывать. Это советы недисциплинированного человека и упрямого к тому же».

«На этот разговор я согласилась не как человек, который может рассуждать о духовной жизни, – о духовной жизни рассуждать может лишь человек, ею живущий, – но как человек, у которого, как и у всех, есть внутренняя, сокровенная жизнь, – предупреждает Елена Тростникова. – А в этой сокровенной жизни есть постоянная проблема взаимоотношений с Богом (собственно, это совесть)».

1. Прочитать две молитвы, но осознанно

Когда кажется, что ты ничего не можешь, то все-таки есть простые вещи, которые ты сделать в состоянии. Если тяжело концентрироваться, удерживать внимание на молитве, то это не значит, что вообще не надо работать в этом направлении. Когда человек стареет, у него угасают мнемонические и когнитивные функции, врачи ему говорят: решай кроссворды, учи иностранные языки, а не просто лежи. Так же и здесь.

Не можешь прочитать полное молитвенное правило – прочти «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся».

Молитва Господня действительно содержит всё! Другое дело, что нам очень сложно входить каждый раз в ее смыслы – мысли разбежались, ум уплыл. Однако ты осознал хотя бы «да будет воля Твоя» – уже живешь!

У меня был друг, который когда-то работал в авиации. У них в глубоко советское время было понятие «Отченаш»: так называлась инструкция, которую прочитывали, по пунктам проверяя состояние самолета. Очень правильный перенос названия: молитва Господня именно такую функцию несет, в ней проговаривается, без чего твой самолет не сможет полететь. А каждый день ты отправляешься в полет.

А в молитве к Богородице – чистое благодарение и хвала, самые великие вещи.

Молитвенное правило сейчас у меня короткое (иногда я его с радостью удлиняю, но – только когда с радостью): обычное начало, благодарственные тропари. Иногда добавляю тропари празднику или святому, память которого празднуется в этот день, или просто по желанию, а дальше «Богородице Дево…» и «Спаси, Господи, люди Твоя…», обращаюсь к любимым святым. У многих есть святые, с которыми чувствуется связь, но эта связь тоже может теряться, как и с людьми.

Мысль о том, что можно прожить без дисциплины, совершенно дурацкая. Без дисциплины можно только скатываться и скатываться. Но она тоже должна быть посильной.

Мне кажется, должен быть необходимый минимум, можно сказать, гигиенический, для гигиены души. Я вхожу в дом – здороваюсь, мне подарили подарок – я говорю «спасибо». Без этого мы перестаем быть порядочными людьми, а порядочность – необходимый минимум человечности.

2. Учиться покаянию

Сегодня часто жалуются: а зачем мне каждый раз на исповедь, если я одно и то же из себя вытягиваю? Мне каждый раз стыдно идти и повторять одно и то же. Но это не означает, что грехов нет, вот в чем дело! Я исповедаю свой главный грех и беду: у меня нет видения моих грехов.

В последнее время стали вспоминаться грехи, совершенные много лет назад – когда я кого-то из близких оставила без должной поддержки, чего-то детям не додала. Это мучительно, и этого уже не исправишь человеческими силами. А я ведь понимаю: наверняка может быть, что и сейчас я так же грешу, но не вижу этих грехов и хорошо, если их осознание придет ко мне хотя бы годы спустя, но при жизни.

Сейчас все норовят сбросить с корабля современности монашеский опыт, мол, Иоанн Лествичник и авва Дорофей для монахов, а у нас проблемы другие. Но я прекрасно помню период, когда как живую воду пила эти книжки и находила в них ответы на все свои вопросы.

Как только возникали какие-то проблемы, даже не мировоззренческие, а просто по жизни, когда я видела свои грехи, слабости, у меня просто как справочник был второй том «Добротолюбия» (тот, где собраны сочинения святых отцов по восьми главным страстям и борьбе с ними). Я туда лезла, искала, находила свою главную страсть, находила совершенно парадоксальные изумительные советы по борьбе с ней и ее порождениями – вода жизни!

Есть великие физики – Эйнштейн, Резерфорд, Капица, Бор. Не занимаясь специально физикой, ты глубоко не поймешь их открытий. Но мы живем в мире, картина которого благодаря Бору и Капице изменилась.

То же с монашеским опытом: это опыт лабораторий духа, и открытия, которые монахи делали в этих лабораториях, сочетая теорию и практику, относятся абсолютно к каждому.

3. Благодарить

Я взяла себе в правило читать (обычно петь!) благодарственные тропари в утренних молитвах. И когда я совсем не молюсь, то их все равно воспеваю, хотя в душе может и не быть какой-то ощутимой, явной благодарности.

Важно хотя бы словами возвращать себя к благодарению. Когда я встречаю упавших духом, депрессивных, близких к отчаянию людей, я им советую тоже взять такой обычай – пусть не три, но хоть один из этих тропарей читать или петь ежедневно.

Есть такое изречение: «Благодарение – это рука, протянутая за новыми Божьими благодеяниями». Ну а если ты уныло развернул твой подарок и, надув губки, не поблагодарил за него – тебе не захотят дарить следующий.

Благодарить всегда есть за что: солнце над головой, этот прекрасный мир, какие ужасные бы ни были обстоятельства, люди – каждый чудо Божие. Даже когда небо кажется с овчинку, а солнце – черным (а такие моменты у меня были) – вдруг начинаешь молиться со слезами, а настигает тебя какая-то бесконечная благодарность Богу и ты понимаешь, что даже страдания имеют смысл.

4. Не отвергать послушание

Еще одна прекрасная вещь, на которую очень много покушаются, – послушание. Нас всех справедливо предостерегают от слепого послушания священникам, но есть послушание Церкви. Кстати, соблюдение постов в той мере, в которой тебе доступно, – типичный пример. Церковь так решила, так установила.

За 30 лет у меня сложилась привычка поститься. Сначала это давалось легко, а потом стало нормой жизни, автоматизмом: и в длинные посты, и в среду и пятницу. Не по Типикону, в свою меру, но всё же поститься. Это помогает не уйти совсем в страну далече.

Сейчас люди по-разному постятся, каждый может и должен найти свою меру, но важно, чтобы пост у тебя был, и тогда ты с Церковью. Попробуй хотя бы немного это послушание осуществить, как тебе доступно, и будет духовная польза: ты – с Церковью.

Послушание Церкви может выражаться по-разному. Для меня, как и для большинства людей, 24 февраля стало мучительным моментом переосознания, когда надо понять где мы, куда мы идем. Даже не политически, а человечески. А до этого был еще ковид, такие периоды, когда внутренние проблемы активизировались, в том числе – способность сохранять веру.

Я, судя по всему, довольно легко перенесла это самое переосознание. И во многом, если не в первую очередь, – благодаря послушанию Церкви. Очень меня спасло, когда я получила в рассылке призыв патриарха Великим постом читать всем канон Божией Матери и ту молитву о восстановлении мира, которую уже читали в храмах на Литургии. Я сразу стала это делать и поняла, что это для меня спасительно.

Часто я решаю что-то читать, как-то молиться, но ничего у меня не получается. А тут всё: Патриарх сказал, и получилось. Я каждый вечер читала канон и эту молитву о мире, и благодаря этому молитва в мою жизнь вернулась. Сейчас видится – да просто жизнь ко мне вернулась!

И еще важная вещь, которую я раньше упускала: надо каждый день читать Евангелие. Я теперь, тоже по послушанию Церкви, открываю и читаю дневные зачала – Апостол и Евангелие. Это посильно, и без этого нельзя. Когда ты регулярно прибегаешь к чтению Евангелия, по вере твоей, по доверию к Богу ответ, до того скрывавшийся в этих текстах, вдруг открывается тебе, хотя ты слова все эти давно знаешь.

5. Молиться за других

Давным-давно у меня был очень большой помянник. Я ехала на работу, читала его, выходила в обеденный перерыв с работы, нарезала круги по Тверской улице, где работала тогда, и дочитывала. Это было потребностью души. Потом это исчезло из моей жизни. Много лет спустя, когда появился компьютер, я составила списки, диптихи, помянники, которые можно редактировать: ведь кто-то переходит из «О здравии» в «О упокоении», кто-то стал священником… Распечатывала это на маленькие листочки, носила с собой, по возможности читала и радовалась – а потом перестала.

И тут я стала восстанавливать помянник – и на больших листах распечатала, и сделала себе специальный блокнотик, куда вклеила по страничкам те же списки. И каждый день он прирастает, хотя бы на одного человека. Пока что у меня это неотъемлемое начало всякого дня, в конце молитв. Или, если утром не позволило время, блокнотик с собой и в транспорте, или где я окажусь одна, – там нагоняю.

За каждым именем – образ человека. Я понимаю, что моя молитва о каждом из этих людей очень мало значит для него самого, но для меня самой это значит очень, очень много.

Это занимает много времени, безусловно. Но это как раз практическое осуществление принципа благодарения. Нельзя благодарить Бога так, чтобы не благодарить людей.

Это и есть Церковь. Нас Господь друг другу даровал, и этой молитвой мы прикладываем ум и сердце к единству с другими людьми в Господе.

Я знаю, что люди, которые занимаются делами благотворения (не хочу говорить слово «благотворительность»), часто чувствуют выгорание, об этом много говорится. Вот внутренняя проблема: ты ради Христа делаешь хорошие дела, а в душе какая-то пустота, тебе все это трудно, тяжело, все у тебя не так. И тут хорошо включить еще другой канал – молитву, которая помогает совершенно по-другому увидеть общение с людьми и всю эту работу. Именно в молитве к этой деятельности прямо подключается Бог.

А еще можно составлять временный помянник: вот ты с человеком на этой неделе общался, ты не будешь за него всю жизнь молиться, но можно на бумажке записать и несколько дней его поминать. Мне думается, что это помогает. «Не я этого человека на себе несу, но Ты, Господи, понеси его!»

6. Не пропускать важные богослужения

Для меня посещение храма – это как с постом. Двунадесятый праздник пропустить – большая потеря.

Недавно нечаянно купила билеты невозвратные на самолет, прямо под Воздвижение, и пришлось потерять всю их стоимость и купить другие, на следующий день. Просто понимаю, что если оставлю эти билеты, то потеряю гораздо больше, пропустив богослужение праздника.

Нам батюшка еще 30 лет назад говорил, что церковный год и Евангелие, которое читают в храме, – это как годовые круги на дереве. Оно растет, ты не замечаешь, год, еще год, этот цикл идет, ты уже много раз был, слышал одно и то же Евангелие. У тебя в один раз одно отложилось, в другой – другое. Ты и не помнишь, что оно у тебя есть, а оно есть, это факт твоей личности.

Когда-то я ходила на службу с бумажными книгами и делала пометки, что больше всего показалось важным, что зацепило. В следующий год берешь книгу и уже на что-то другое обращаешь внимание, появляется пометка в новом месте. Теперь с этим легко, в смартфонах есть все тексты: и от развлечения спасает, и позволяет встречаться с изумительными смыслами, которыми пронизана служба.

И еще всеобщая причина неправильной молитвы – автоматизм. Когда как на пластинке молитвы записаны, я устами говорю, а в голове крутится свое, совершенно другое (вполне возможно, что и «благочествивое», и умное). Входишь в храм, надеешься хотя бы во время евхаристического канона неразвлеченно помолиться, а потом стоишь и не понимаешь: а что, «Отче наш» уже пели? А когда? Хотя стояла и пела вместе со всеми.

Меня в этом что утешает? Я воспринимаю Церковь как корабль. Когда можешь – молись, потому что это действительно общее дело и ты тут не просто зритель; ну а когда тебя морская болезнь одолела, тебя же не будут заставлять паруса натягивать. Главное, что корабль плывет и ты на самом деле в команде, а станет тебе получше – продолжишь вместе со всеми. Но стремиться к осознанности абсолютно необходимо.

У каждого человека есть свой собственный путь, свои личные отношения с Богом и с верой. Они неповторимы, более того – они очень трудно выразимы (и то лишь в малой части). Это то, что только между тобой и Богом. Причем отношения с Богом могут быть и тогда, когда человек потерял веру: он Бога забыл, а Бог его помнит.

С одной стороны, у нас есть в жизни совершенно точные «инструкции», которые содержатся в Евангелии, руководящие изречения святых отцов. Они как «техника безопасности» и как указатели на пути. С другой стороны, на твой личный, неповторимый внутренний путь инструкций нет – должно сложиться единственное, совершенно личное понимание.

Ответы на вопросы актуализируются лишь тогда, когда ты эти вопросы действительно задаешь себе. Тогда те совершенно прямые ответы, которые содержатся в Писании и всем опыте Церкви, становятся для тебя не пустыми словами.

Самые важные о жизни истины – избитые и банальные, они все лежат на дороге. Но ответы на свои вопросы ты должен найти сам. Тебе может помочь старец, духовник, проповедь священника, которого видишь первый раз, разговор с другом, книга… Как Господь протянет руку, как подскажет – неведомо, но это происходит.

«Ищите и обрящете, толцытесь – и отверзется вам» (Мф. 7,7)… Господь никогда не лжет!
И вот, поверх «советов», это – главное: верить Богу в том, что Он нам обещал.

Иллюстрации Оксаны Романовой с использованием гравюры Гюстава Доре «Неофит», 1876 г.

Загрузка…

Как развить близкие отношения с Богом: 4 практических совета

Как развить близкие отношения с Богом и установить эмоциональную связь с Богом? Иногда, читая Библию, гораздо проще размышлять интеллектуально, чем на более глубоком уровне эмоционально приближаться к Богу.

Как совместить знания о Библии и о том, кем является сам Бог? Правда ли, что правильное изучение Библии ведет нас к более правильному пониманию Бога? Правда ли, что лучшее знание Бога ведет нас к более праведной жизни и более близким отношениям с Богом?

Ответ:

Как построить близкие и эмоциональные отношения с Богом?

На этот вопрос нет простого ответа. Интеллектуальные знания о Боге не то же самое, что близкие отношения с Богом. Каждый человек уникален и отличается от других. Некоторые люди полностью отличны от вас — у них есть близкая эмоциональная связь с Богом, но у них очень мало знаний о Боге.

Что важнее — чувствовать близкую связь с Богом или иметь интеллектуальные знания о Боге? Я бы сказал, что в этом вопросе важен баланс. На самом деле важны обе эти вещи. Я уверен, что церковь должна учить и о важности близких эмоциональных отношений с Богом, и об интеллектуальных знаниях о Боге и Библии.

Будут ли ваши интеллектуальные знания вести к более близким и эмоциональным отношениям с Богом? Скорее всего, нет. В большинстве случаев путь к сердцу лежит не через голову. Ведут ли интеллектуальные знания о Боге к более праведной жизни? Возможно. Но мне кажется, что у вас этого не произошло. Я могу дать несколько советов, но то, что будет работать для одних, не сработает в жизни других. Все люди разные.

Советы об отношениях с Богом

  1. Посвятите больше времени изучению книги Псалмов. Молитесь с их помощью, размышляйте, пытайтесь понять их глубже.
  2. Посвятите больше времени изучению библейских отрывков, рассказывающих о страданиях Христа. Совершайте дела, требующие от вас большей веры. Скорее всего, что это приведет вас к вашим страданиям за Христа. Колоссянам 1:24-27 поможет вам понять, о чем я говорю. Через страдания мы не только больше узнаем о Христе, но и лучше узнаем самого Христа. Это разные вещи.
  3. Посвятите больше времени различным духовным практикам. Читайте Библию с попутным размышлением о прочитанном отрывке и молитвой. Погружайтесь в Слово Бога, пребывайте в нем. Поститесь. Эти и другие практики помогают установить более близкую и эмоциональную связь с Богом. У нас в церквях не так сильно развиты эти практики, но именно они помогают «накачать» эмоциональные духовные мускулы.
  4. Регулярно молитесь об этих всех вещах.

Уверен, что эти советы помогут вам сделать хороший старт в данном вопросе.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».


Больше статей по теме


Другие темы


Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно исправить акцент
  • Авторитарное воспитание как исправить
  • Как найти бензин в сталкере фотограф
  • Как составить бизнес план образец для открытия парикмахерской
  • Как в обливионе найти единорога