Как найти связь с родителями

Консультация для воспитателей

 «Как найти контакт с родителями?»

Методы взаимодействия с родителями

·       
Как сложно
бывает достучаться до пап и мам!

·       
Как нелегко
порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво
одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

·       
Как
заинтересовать родителей в совместной работе?

·       
Как создать
единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей
участниками воспитательного процесса?

Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с
родителями всегда  и во все времена остается актуальной. Общение с
родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на
повышение педагогической культуры родителей.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно
воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями,
ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних
достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность
и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он
видит в них партнеров, единомышленников.

Примерный кодекс общения:

·       
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

·       
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

·       
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь
положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

·       
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

·       
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать
пример воспитанности и такта.

·        
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости —
этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
.

Ведущая роль в
общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является
официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и
отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов
педагогического мастерства.

Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей
работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно,
перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как
научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и
негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные
воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые
специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.

Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной
информации о ребенке.

Способ
первый.

Принцип
«сэндвича».

В
разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на
совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более
эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем
переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на
хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а
не о его личности.

Способ второй.

Использование речевых штампов нацеливающих
родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

·        
«Вера Алексеевна! Не
смогли бы вы …» «Вера Алексеевна! Я прошу … » ( обращение к родителям лучше
выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую
…!»)

·        
« Вы не замечали, что в
последнее время …» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем
это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова … )

·        
«Вы знаете, меня очень
тревожит, что … Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?»
(Сравните: «Ваш ребенок … (такой-то), все время … ».)

·        
« Как выдумаете, с каким
специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы)
.., вам обязательно нужно показаться к …(врачу, психологу, психиатру)»

·        
«Давайте вместе попробуем
поступить …(так или так)»

·        
«Давайте вместе подумаем,
как …»

·        
«Мы с вами могли бы помочь
Саше …(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность
интересов, солидарность с родителями)

·        
« Как мы можем помочь вам
в том чтобы …» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Способ третий.

Передача негативной информации о ребенке в
позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке
акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень
существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном
ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом
дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог
целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните
(Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).

Способ четвертый.

Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на
позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую
внутреннюю установку:

·        
Какой бы серьезной ни была
ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

·        
Я не обвиняю вас и вашего
ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то
причины.

·        
Для меня важно не
выявление этих причин (кто прав, кто виноват — решать не мне), не выражение
своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.

·        
Я педагог, и моя
профессиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет использовать в
жизни.

Педагоги
детских садов – профессионалы и готовы оказать помощь в воспитании детей. Важно
знать запросы родителей, ориентироваться на потребности семьи.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад — место, где присматривают
за детьми, пока родители на работе.

Поэтому, воспитателям, нужно быстрее сблизиться с родителями,
добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией
педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели,
традиции группы и детского сада.

К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов
с родителями относятся:

–– общение на основе диалога;

–– открытость, истинность в общении;

–– отказ от критики и оценки партнера по
общению.

Содержание работы с родителями реализуется
через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют
разнообразные  формы взаимодействия педагогов с родителей.

        Индивидуальные
формы:

        Посещение
семьи на дому. 
Проводится один — два раза в год с целью познакомиться
с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

        Индивидуальные
консультации. 
Предполагают индивидуальное общение с родителями,
когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по
запросам родителей.

        Индивидуальные
беседы. 
Представляют собой обсуждение с родителями жизни
ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей,
получения информации о ребенке. Проводятся воспитателями практически ежедневно.

        Участие
родителей в подготовке и проведении воспитательно-об разовательного процесса. 
Проводится
по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и
демонстрационного

материала, участия в качестве ассистента,
помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных
процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой
работы по интересам.

        Коллективные
формы:

        Родительские
собрания. 
Представляют собой регламентированное мероприятие, на
котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и
обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и
специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление),
которое фиксируется в протоколе.

        Лектории. Предполагают
обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских,
экономических, юридических и других знаний на лекциях «по соответствующим
проблемам. Например: «Адаптация ребенка к дошкольному
учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

         Диспуты,
дискуссии. 
Представляют собой активное эмоциональное обсуждение
родителями и сотрудниками детского сада.  Неоднозначных проблем путем
высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например: ‘«Стоит
или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав»: за и
против».

        Круглые
столы, вечера вопросов и ответов. 
Организуются в форме свободного или
регламентированного общения педагогов с родителя ми, во время которого
последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы,
высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное
питание детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

        Устные
журналы. 
Предполагают выступления педагогов и других специалистов
детского сада с тематическими (психолого-педагогическими, медицинскими,
правовыми, экономическими и др.) сообщениями, во время которых даются также и
практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Готовим
ребенка к школе», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому
саду», «Веселые игры дома».

        Групповые
консультации. 
Включают подготовку сотрудниками до школьного
учреждения сообщений, практических рекомендаций и мате риалов для группы
родителей, имеющих одинаковые проблемы (в вос питании детей, общении с ними, в
педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный
ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание
близнецов», «Когда родитель только один».

        Тренинги. Предполагают
организованное активное социально-психологическое    обучение  
родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Тренинг
релаксации», «Как решать конфликты»:

        Деловые
и ролевые игры. 
Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание)
родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в
условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в
таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда
малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»

        Экскурсии. Проводятся
 совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон
отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в
целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных
взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

        Клубы
по интересам. 
Представляют собой объединение родите лей для обмена
опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации
какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д. Например: «Клуб
бабушек (дедушек)», «Клуб мастеров», «Садоводы-цветоводы».

        Совместная
деятельность педагогов, родителей и детей. 
Включает в себя активную
деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть
их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление
пособий, подарков, украшений и др.

        Дни
открытых дверей. 
Представляют собой дни свободного посещения желающими
(родителями и общественностью) детского сада с целью более детально
ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами,
праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется
руководством детского сада.

        Совместные
вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного
учреждения. 
Организуются как активные, насыщенные Эмоциональным
общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не
только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения,
отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные
праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные,
спортивные, интеллектуальные вечера.

        Концерты. Включают
подготовленные детские, родительские, воспитательские, совместные выступления:
чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других
произведений.

        Родительские
уголки. 
Предполагают представление в наглядной форме наиболее
востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду,
содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания
детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие
сообщения.

        Папки-
передвижки, рукописные журналы. 
Представляют собой
самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками
детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и
практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по
предложенной проблеме. На пример:«Развивающие игры для детей», «Что
читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

        Выставки. Предполагают
представление результатов индивидуальной и совместной деятельности
дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка
рисунков «Рисуют дети и родители», фото выставки «Семьи наших воспитанников»-,
«Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).

       Видеосъемка. Означает
видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим
совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи,
воспитателями. Напри мер: «Один день в саду», «Наши
праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

Список предложенных
форм  сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как
ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые.
Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки-передвижки,
трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую
деятельность. Мероприятия, имеющие традиционную структуру (родительские
собрания, лектории, конференции и другие), наполнились новыми приемами
(интерактивны ми играми, диагностическими процедурами и т. д.).

        На
сегодняшний момент многие формы работы с родителями ис пользуются в комплексе.
В структуру любого мероприятия е участием родителей вносятся различного рода
новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.
 

Неформальный подход
к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью
использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать
им возможность  активно участвовать, говорить, спорить, играть,
соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры;
анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

Выбор форм и методов
взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

И еще об одном
моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек,
сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются
наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных
намерениях», — писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не
забывайте об этом

Памятка воспитателю:

·       
«Терпение – дар Неба».
Обладающий терпением не унизится до раздражения.

·       
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь,
кому труднее, чем вам.

·       
Великая миссия женщины – нести в мир
любовь, красоту и гармонию.

·       
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир
нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

·       
Ваши объяснения должны быть простыми и
понятными детям.

·       
Когда ребенок  разговаривает с вами,
слушайте его внимательно.

·       
Не скупитесь на похвалу. Не создавайте
конфликтных ситуаций.

·       
Воспитывая детей, стремитесь:

·       
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.

·       
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая
положительную эмоциональную атмосферу.

·       
Замечать не недостатки ребенка, а динамику
его развития.

·       
Сделать родителей своими союзниками в деле
воспитания.

·       
Разговаривать с ребенком заботливым,
ободряющим тоном.

Кто не ссорился с родителями? Это нормально. Но как найти общий язык с ними, если это выходит с трудом? Что делать, если «не общаюсь с родителями» — большая проблема? В этой статье я поделюсь советами, которые помогают мне лучше понимать родителей и избегать конфликтов с ними.

В этой статье:

Почему подростки не общаются с родителями?Как найти общий язык с родителями: 9 советовКниги на случай, если вы не общаетесь с родителями, но хотите это исправить

не общаюсь с родителями

Я не общаюсь с родителями. Можно ли найти с ними общий язык?

Почему подростки не общаются с родителями?

Часто дело может быть в самооценке родителей

Все эти проблемы возникают из-за самооценки родителей, их неуверенности в себе, детских травм:

  1. Есть родители, которые стремятся к перфекционизму во всем. Они требуют от детей только пятерок, ждут от них только первого места в конкурсе. Да и вообще часто создается впечатление, что ребенка ценят лишь за достижения. Это может быть из-за того, что они хотят дать ему то, чего хотели сами, или из-за их страха общественного мнения.
  2. Какие-то родители достаточно деспотичны, потому что привыкли все контролировать.
  3. А еще есть знакомая многим ситуация: родители могут часто использовать манипуляции в стиле «Делай что хочешь».

К сожалению, чтобы это исправить и как-то улучшить ситуацию, сами родители должны захотеть измениться, на что они часто не готовы. Я решила об этом написать, так как этот пункт поможет вам лучше понять своих родителей, а также мотивы их поступков.

Конфликт поколений

Родители росли в других условиях и в другое время, поэтому из-за этого, а также из-за разницы в возрасте, могут возникать конфликты.

Нужно всегда учитывать это при ссорах, потому что эта причина сильно влияет на то, поймете ли вы друг друга. Часто родителям непонятны ваши приоритеты, так как в их детстве что-то могло быть не принято. Так что следует всегда помнить об этом и объяснять причины ваших поступков.

Как найти общий язык с родителями: 9 советов

1. Объясняйте свои чувства

Всем трудно понять, что чувствует другой человек. Он может быть холодным, закрытым и казаться абсолютно безэмоциональным, но внутри у него в этот момент будет буря эмоций. То же самое происходит и во время конфликтов с родителями. Мы можем закрываться, можем, наоборот, вести себя более агрессивно, не контролировать себя.

Чтобы родители лучше вас понимали, всегда нужно объяснять свои эмоции. Что именно вас обидело, что вы чувствуете, что вам хотелось бы исправить в какой-то ситуации, чтобы конфликт был исчерпан.

2. Не избегайте конфликтов

Крупные ссоры случаются у всех, но зачастую их можно избежать, если обсуждать проблемы по мере их возникновения, а не когда недовольство чем-то вышло за все пределы. Если у каждого будет копиться недовольство на другого человека, то рано или поздно ссора все равно случится, но уже вряд ли конфликт будет быстро решен.

4. Обсуждайте, чего вам не хватает до хороших отношений с родителями, когда вам будет комфортно друг с другом

Если вам не нравится, что родители часто вам о чем-то напоминают, не стоит сразу раздражаться. Лучше попытайтесь им объяснить это в спокойной обстановке — хоть для для этого и может потребоваться много времени и терпения.

5. Проявляйте инициативу

Если вы действительно хотите улучшить отношения с родителями, то порой на это может потребоваться чуть больше времени, чем вы ожидаете. Но вы сами понимаете, что результат того стоит. Все хотят со всеми ладить, но не каждый готов что-то для этого делать.

Не ждите, что родители сами начнут улучшать ваши отношения, попробуйте сделать это сами.

6. Попробуйте понять, что важно вашим родителям

Вашим родителям тоже может что-то не нравится. Большинство ссор возникают из-за одной причины. Следует разобраться в этой теме и понять, что вы можете исправить. К сожалению, порой придется идти на компромисс, где-то поступать не совсем так, как вы хотели, но это будет помогать вам избегать конфликтных ситуаций.

7. Контролируйте свои эмоции во время ссоры

Гнев будет только ухудшать ситуацию и накалять атмосферу, чего не хочется во время ссоры. Контролировать эмоции сложно, но возможно. Благодаря этому вы не скажете чего-то лишнего со зла, и конфликт будет решен раньше, чем если бы вы в итоге бы дали волю гневу.

8. Изучите языки любви

Каждый человек выражает свои чувства (к друзьям, к родителям, к возлюбленным) разным способом. Всего есть 5 языков любви:

  1. Прикосновения. Люди могут показывать свою любовь с помощью объятий и прикосновений.
  2. Слова. Чувства выражаются словами. Такие люди часто делают комплименты и напрямую говорят, что любят.
  3. Время. Люди, говорящие на таком языком любви, проводят много времени вместе со своими друзьями и другими важными им людьми.
  4. Подарки. Часто люди дарят подарки без повода и делают приятные сюрпризы.
  5. Действия. Любовь выражается в действиях: люди всегда готовы помочь в любом деле.

Как языки любви связаны с отношениями с родителями?

Каждому важно, чтобы другой человек понимал его и «говорил» с ним на одном языке любви.

Если у вашей мамы язык любви — действия, то ее будет обижать, что вы забыли убраться дома, хотя обещали. То же самое и с другими типами любви. Даже если вы выражаете свою любовь, например, словами, важно учитывать и язык любви другого человека.

9. Смотрите на конфликты с разных сторон

Как я уже говорила, нам трудно понять другого человека. Когда на вас за что-то обижаются, важно узнать обо всех причинах конфликта. У человека мог быть плохой день, и, к сожалению, вся агрессия к вечеру может вылиться на вас. Возможно, вашему родителю было что-то очень важно, а он этого в итоге не получил? Помимо объяснения своих чувств и причин поступков пытайтесь понять и другую сторону конфликта.

Книги на случай, если вы не общаетесь с родителями, но хотите это исправить

«Я манипулирую тобой», Н. Непряхин 

Я говорила о том, что родители могут часто использовать манипуляции. Если хотите узнать об этом больше, то советую вам прочитать эту книгу.

«Пять языков любви», Г. Чепмен

Хоть эту тему я и разобрала здесь, советую чуть больше прочесть о ней, чтобы все понять лучше.

Как найти взаимопонимание с родителями

Подчас отношения с родителями не складываются. Причин тому может быть много, но чаще всего непонимание объясняют конфликтом поколений. Чтобы его избежать и наладить связь с самыми дорогим людьми, нужно отвлечься от эмоций и спокойно проанализировать ситуацию.

Как найти взаимопонимание с родителями

Инструкция

Сложности в отношениях между людьми разных поколений, даже близких по духу, — совсем не редкое явление. Если вы осознаете, что ссоры с родителями стали обычным явлением в вашем доме, не спешите убегать от проблемы. Ее можно решить, но для начала необходимо успокоиться.

Обозначьте основной круг проблем, не пытаясь обвинять себя или родителей в чем бы то ни было. Не ищите правых и виноватых, для начала четко сформулируйте, вокруг чего чаще всего возникают конфликты. Они подразделяются на две группы.

Первая группа — это ссоры на бытовой почве, когда маму взрослой дочери раздражает ее нежелание мыть за собой грязную посуду. Вторая группа связана с вопросами свободы личности. Например, та же мама возражает против того, что дочь активно встречается с молодыми людьми и совсем забросила учебу.

По поводу бытовых вопросов, связанных с особенностями совместного проживания, договориться достаточно просто. Обеим сторонам придется поискать компромисс. Скажем, если вы не любите мыть посуду, возьмите на себя другую работу по дому, например, стирку или приготовление еды. Покажите родителям, что вы взрослый человек и не намерены переваливать решение абсолютно всех бытовых вопросов на их плечи.

При разрешении психологических конфликтов принцип тот же – умение договориться и поиск компромиссов. Примите беспокойство родителей о вашей личной жизни как неизбежность, даже если вы давно живете отдельно. Сделайте так, чтобы у папы и мамы было меньше поводов для тревог. Познакомьте их с друзьями – вот в какой компании вы проводите время. Чаще звоните, держите связь.

Выслушивайте нравоучения спокойно, не спорьте. Сообщите, что уважаете и любите их, но все-таки поступите по-своему. Ни в коем случае не повышайте голос, даже если не согласны с их доводами. Не раздувайте конфликт, если понимаете, что сильно нервничаете, перенесите разговор на другое время.

Подчас родители не понимают своих детей, но при этом продолжают их любить. Платите им тем же, но не давайте им забыть, что вы – взрослый человек, который принимает все решения самостоятельно и не нуждается в постоянном контроле.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

26.11.2021

— Мама постоянно делает мне замечания и ругает по любому поводу! Она до сих пор видит во мне глупую восьмилетку! Как ей объяснить, что я уже выросла? — с таким вопросом к нам обратилась двенадцатилетняя Вика.

Психологи Детского телефона доверия помогут Вике и всем, кого волнует этот вопрос, разобраться в том, как себя вести, если родители постоянно критикуют и многое запрещают.

Шаги к взаимопониманию

Во-первых, следует осознать, что тревожность и недовольство родители демонстрируют не из-за нелюбви или неуважения.  Наоборот, они любят тебя и беспокоятся о твоей безопасности — в силу жизненного опыта они точно знают, чего надо опасаться. А конфликты возникают потому, что общение между близкими людьми всегда очень эмоциональное.

Во-вторых, если ты хочешь «взрослого» отношения, то должна научиться договариваться и вести себя соответственно. Поиск компромиссов, удовлетворяющих в спорной ситуации все стороны – это важный элемент «взрослого поведения». И когда родители увидят твою готовность идти навстречу, то поймут, что ты действительно понимаешь их. Это вызовет доверие и станет важным аргументом к принятию твоего взросления.

Как избежать конфликта?

Учись понимать намерения близких

Запомни, они у родителей всегда благие — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твое будущее, а вот выражать их они могут негативно. И чтобы не обижаться и не отвечать негативом, возьми паузу и подумай, почему тебя «отчитали». С понимания намерений начинается улучшение отношений.

Например, ты изменила свой маршрут после тренировки, чтобы поболтать с подругой, и поэтому задержалась на полчаса. Телефон сел — чатилась весь день. Дома — скандал. Естественно, ты оскорбишься — «Что я, маленькая, докладывать о каждом шаге?». Но реагировать надо на мамино намерение: она боялась, что ты попала в беду, а она не могла тебе помочь.

Твои «взрослые» действия: «Мам, прости. Понимаю, что ты переживала. Да, с телефоном глупо получилось, надо было позвонить с чужого. Больше такое не повторится. Я очень тебя люблю».

А теперь припомни любой негативный разговор с мамой и подумай, о чем она тогда пыталась тебе сказать? Вспомни и другие случаи, когда твои поступки или действия знакомых воспринимались негативно. Что ты чувствовала? Какие слова хотела бы услышать?

Учись правильно объясняться

От того, что ты что-то протараторила родителям в ответ или повысила голос, показывая свою взрослость, отношения лучше не станут. Старайся уважительно относиться к родителям и четко доносить им свои желания.

Например: «Папа, мама, меня пригласила Оля Котова в гости с ночевкой в пятницу. Я очень хочу пойти, мы давно не общались. Не волнуйтесь, у нее дома будут родители, и со мной в любой момент можно будет связаться по телефону. Можно мне пойти? Я обещаю вернуться домой в воскресенье не позже 12 часов дня, и после этого обязательно наведу порядок в доме, как обещала».

Ни в коем случае не переходи на крик, даже если ответ отрицательный. Иногда всем нужно время, чтобы успокоиться.

Твои взрослые действия: «Давайте мы все над этим хорошо подумаем, а завтра вечером всё обсудим». 

Вспомни обращения к тебе родителей — как ты обычно реагируешь на их просьбы?

Никогда не нарушай свои обещания! Если пообещала прийти не позже 12 в воскресенье, то лучше появиться чуть раньше. Если пообещала убрать в квартире, то и это выполни. Так родители поймут, что тебе можно доверять.

Если тебе сложно найти общий язык с родителями, звони на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — мы вместе обязательно найдем выход из этой сложной ситуации!

Вернуться к списку статей

Как построить здоровые отношения с родителями, если вы уже не ребёнок

Научитесь говорить друг с другом на равных.

Как построить здоровые отношения с родителями, если вы уже не ребёнок

Как выглядят гармоничные отношения

Чтобы взаимодействие было комфортным, участники должны общаться с позиции взрослых людей, коими они и являются. Роли «родитель» и «ребёнок» больше не работают, оба они находятся на равных. Скажем, вам в голову не придёт переложить бельё в шкафу подруги‑ровесницы. Шкаф и личное пространство ребёнка, как и родителя, принадлежат им.

Надежда Ефремова

Психотерапевт.

Любые отношения, которые мы выстраиваем между двумя и более взрослыми, — всегда про умение расставлять границы. Границы — это не частокол высотой до неба, а инструкция для другого человека, как необходимо с вами обращаться.

Бывает, что близкие настолько привыкли считать нас своим продолжением, что не обращают внимания на границы. Например, вы уже взрослая женщина, которая живёт отдельно, а мама по субботам рано утром приходит к вам, открывая дверь своим ключом. Или же вы давно завели свою семью, а родители высказываются о том, что ваша жена неправильно воспитывает детей. Всё это говорит о непонимании, где заканчиваются свои границы и начинаются чужие.

Надежда Ефремова

Психотерапевт.

Это работает в обе стороны. Не бывает так, что человек свои границы держит хорошо, а чужие нарушает с лёгкостью. Если нарушаются чужие, значит, и свои он чувствует плохо.

Когда так происходит, необходимо менять условия — так же, как при работе с контрагентом. Не стоит ждать, что вы будете поняты за один раз. Потребуется время, чтобы все стороны смогли адаптироваться.

Невозможно вывести отношения на уровень «взрослый — взрослый», если вы не готовы взять ответственность за свою жизнь. Декларировать это недостаточно, нужно подтверждать зрелость поступками.

Олег Иванов

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.

Вы не обязаны соответствовать ожиданиям своих родственников. Вас не должны оценивать — ни положительно, ни отрицательно. Если вы понимаете, что оказались в зависимом положении, на вас давят, защищайте свои личные границы.

Как поговорить с родителями о важности личных границ

Донести свою точку зрения можно только в диалоге. Психолог Лилия Валиахметова предлагает учесть следующие нюансы.

1. Поймите, для чего вам этот разговор

Уединитесь и чётко сформулируйте, чего вы хотите добиться от беседы, что для вас важно. Пропишите это на бумаге, можете заранее составить вопросы или какие‑то свои предложения.

2. Выберите подходящее время

Все участники разговора должны быть в спокойном эмоциональном состоянии, исключите суету и взвинченность. Важно, чтобы у вас оказалось достаточно времени на общение, вы никуда не спешили.

3. Следите за градусом беседы

Во время разговора уходите от эмоций. Если чувствуете, что закипаете, лучше прекратить общение. Обсуждая что‑то, говорите о своих ощущениях и отношении к этому: «Когда ты так делаешь, я чувствую себя так‑то». Вероятность того, что вас в этом случае услышат, больше.

Лилия Валиахметова

Психолог, коуч и сооснователь сервиса подбора коучей ollo.one.

Нельзя переходить на личности, оскорбления, манипуляции. Важна предельная честность! Без неё вы потеряете доверие родителей, и толка от разговора не будет.

4. Не ждите, что всё наладится в одно мгновение

Разговор может закончиться совсем не так, как вам хочется. Хорошо, если удастся прийти к решению, которое устроит обе стороны. Но даже если результата вы не получили, всё ещё может сложиться наилучшим образом. Закончив разговор, отложив его на потом, вы даёте родственникам возможность подумать, проанализировать сказанное. Через какое‑то время они сами могут к нему вернуться и, возможно, подойдут к обсуждению с другой позиции.

Как не винить родителей за их ошибки

Общение с позиции взрослых людей предполагает, что вы в родителях видите отдельных самостоятельных личностей. Будьте готовы взаимодействовать на равных, как с другим взрослым, а не как с человеком, который по факту родительства должен вам некий перечень вещей.

Мария Эриль

Руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business speech, психолог, психотерапевт, бизнес-тренер.

Мама и папа в нашем детстве совершали определённые ошибки. Но родительская роль, пусть и не самая удачная, — это не вся личность целиком. И если мы всю личность родителя сравниваем только с их функцией, то теряем их целостность.

Личность больше, шире: со взрослой позиции наши родители оказываются людьми с определёнными сложностями, переживаниями, терзаниями. Найти эту целостность и общаться с настоящим, а не «обязательным ко всем старшим» уважением — это как раз единственно возможная гармоничная стратегия.

Можно ли перестать общаться с родителями

Способность договариваться во многом зависит от того, в какой семье и как воспитывался человек. Если ваш родственник рос в семье, где были приняты уважение и поддержка, скорее всего, у него есть навыки понимания своих желаний и эмоций. Обычно у таких людей относительно неплохо выстроены личные границы.

Если же в семье культивировали чувство страха и вины, то в этом случае отношения могут причинять много боли и страдания. Границы у взрослого будут выстроены плохо. Такие люди не несут ответственности за свои слова и поступки. В этих случаях компромисса достичь очень сложно.

Лилия Валиахметова

Психолог, коуч и сооснователь сервиса подбора коучей ollo.one.

Если из раза в раз вы натыкаетесь на агрессию, угрозы, прессинг — завершайте разговор и минимизируйте общение. Вы сделали всё, что могли, поэтому вправе выстраивать общение с этим родственником по вашим правилам и в том объёме, в котором это вам необходимо. Вы принимаете решение, сколько вы готовы с ним общаться, в какое время, на какие темы и каким образом.

Это не значит, что вы прекращаете отношения навсегда. Но если вы действительно хотите изменить ситуацию к лучшему, то важно не давать собой манипулировать и культивировать чувство вины. Всё это опять же нарушение границ.

Надежда Ефремова

Психотерапевт.

Если вы понимаете, что вам некомфортно и человек вас не слышит, значит, необходимо спокойно сообщить, что такие отношения для вас неприемлемы, и прекратить их. Не пугайтесь этого периода. Скорее всего, через какое‑то время вы сможете возобновить общение уже на других условиях.

Как растить ребёнка, чтобы в будущем ваши отношения были здоровыми

Если выстраивать личные границы на протяжении всей жизни в соответствии с фазами взросления, отношения будут развиваться гармонично. Необходимо понимать, что ребёнок — отдельный человек.

Олег Иванов

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.

Психологическое слияние нормально для мамы и ребёнка до трёх лет, но не для взрослых людей. Поэтому сепарация — отделение детей от родителей — важная ступень формирования личности человека.

Отделение должно происходить постепенно. В 3–4 года детям желательно сделать уголок в доме, где они могли бы заниматься своими делами. Ребёнка можно и нужно периодически оставлять с няней, бабушкой или дедушкой. В 7–8 лет дети уже вполне могут оставаться одни на непродолжительное время. Примерно в этом возрасте их уже можно отправлять в летние лагеря.

Выстраивание границ подразумевает, что вы прислушиваетесь к желаниям детей. Возможно, вас когда‑то заставляли обниматься с троюродной бабушкой, хотя вы этого не хотели, или врывались без стука в вашу комнату. Всё это имеет обратный эффект.

Отделение ребёнка от родителей, развитие его самостоятельности, независимости — нормальный процесс. Если он проходит трудно, если родители не готовы отпускать выросших детей, они так и останутся в созависимом положении. Дети, неважно какого возраста, не смогут отделить свои потребности от родительских.

Олег Иванов

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.

Иногда для отделения необходимо в буквальном смысле увеличить дистанцию между ребёнком и родителями. Он должен выпорхнуть из родного гнезда, переехать в другой город, например для учёбы. Чаще практиковать поездки с друзьями. Однако расстояние не всегда помогает. Когда отъезд воспринимается родителями как личная трагедия, у ребёнка развивается чувство вины за то, что он бросил маму и папу.

А вам удалось построить гармоничные отношения с родителями? Делитесь в комментариях.

Читайте также 🧐

  • Когда семье пора перестать лезть в вашу жизнь
  • Сепарация: как отделиться от родителей
  • Никакой романтики: что такое созависимые отношения и почему с ними нужно завязывать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти путь в момент времени
  • Как найти определенный текст на сайте
  • Как исправит пупок после родов
  • Как найти хорошие стены
  • Как исправить ошибку в path of exile