Как найти талант у подростка

Обнаружить свой талант — не самая простая задача. На самом деле, большинство люди имеет много скрытых талантов, но даже не знает о них. 

Что такое талант?

С самого рождения у каждого из нас есть задатки. Они превращаются в способности, которые выражаются в увлечениях и занятиях. А талант — это высокий уровень развития этих способностей. Он проявляется в творческих или спортивных достижениях, учёбе, науке и других областях. 

Как распознать талант?

Давай заглянем в прошлое. Если обратиться к детству, то можно понять, к чему лежит твоя душа. Если ты не помнишь, то поспрашивай своих родителей, бабушек и дедушек. Они наверняка тебе помогут.

Ответь на несколько вопросов:

– Где и как я проводил(а) больше свободного времени?
– Что приносило мне наибольшее удовольствие?
– Какие были мои любимые игрушки, мультики, песни, фильмы?
– Чем из детства я занимаюсь/увлекаюсь/интересуюсь в настоящее время?

Ты можешь записать все свои идеи и предположения в тетрадь, чтобы легче ориентироваться в своих наблюдениях. Может быть, ты рисовал, пел, вышивал, танцевал, занимался плаванием, борьбой или фигурным катанием? Также вспоминай любые мелочи. Всё то, чем ты с охотой занимался. 

Пробуй, пробуй и еще раз пробуй!

– Чем ты готов заниматься всю жизнь?

– Где ты преуспел за этот год?

— Что доставляет тебе удовольствие?
– За что тебя хвалили?

– Что у тебя получается лучше всего? 

Пробуй делать что-то необычное! Может быть, новое занятие тебя увлечет, и ты начнешь полностью в него погружаться. Делай то, что тебя немного пугает. К примеру, выступай на публике, если всегда хотел этого, но боялся. Может у тебя есть к этому талант? Принимай все вызовы, которые тебе бросает жизнь. Это явно не просто так! Ты поймешь, где твоё призвание только тогда, когда много чего испробуешь. 

Стесняешься говорить с людьми? Заведи блог или попробуй пойти в театральную студию. Мечтаешь стать журналистом? Попробуй себя в роли автора. Хочешь помогать животным? Стань волонтером или ветеринаром. 

У каждого человека есть миллион возможностей. Главное, уметь вовремя ими воспользоваться. Пробуй себя во всех сферах, и ты поймешь, к чему тебя тянет больше, а к чему меньше. 

Веди дневник успеха

Любые маленькие успехи в нашей жизни что-то значат. Нельзя только начать какое-то дело и сразу стать в нем профессионалом. Попробуй записывать каждое достижение, так ты сможешь анализировать свою деятельность и делать выводы: что получается, а что не очень; какие способности лучше развиты, а какие меньше. К тому же, дневник успеха сможет мотивировать тебя на развитие других способностей. Мелкие достижения активируют отдел головного мозга, который отвечает за вознаграждение. В организме выделяются гормоны счастья: дофамин — гормон радости и удовлетворения, эндорфин — гормон радости, который вырабатываются в ответ на стресс, окситоцин — гормон привязанности и доверия, а также серотонин – гормон уверенности в себе. Искать свой талант и предназначение гораздо проще, когда ты настроен позитивно!

Истории подростков о поисках своих талантов 

— Я люблю писать и занимаюсь этим с 14 лет, когда проснулся интерес к литературе. Посты, статьи для журналов, сочинения, эссе — всё это вдохновляет меня. Раньше я очень долго занималась танцами. Этот талант обнаружили мои родственники, когда я маленькая зажигала под песни Верки Сердючки, несмотря на сломанную руку. Правда, в прошлом году передо мной встал выбор: развиваться в журналистике или танцевать. Остановилась на первом и ничуть не жалею об этом, уже собираюсь поступать на журфак. Чтобы найти свои таланты, нужно прислушаться к сердцу — оно вас точно не обманет! (Татьяна Старостенкова, 17 лет)

— Я люблю фотографировать. С детства не расставалась с «мыльницей». В 14 лет родители подарили мне нормальный фотоаппарат Canon. Помню, даже деньги зарабатывала на фотосессиях. Когда подросла, времени на подработку не осталось. У меня есть ещё один талант — писать тексты. Обнаружила его примерно в 15 лет. Он проявился, когда участвовала во всероссийских конкурсах и была в детском центре «Сириус». Думаю, что красиво писать научилась благодаря моей учительнице по русскому языку. Советую не искать в себе определённый талант. Надо пробовать всё и не опускать руки, если что-то не получается. Таланты могут раскрыться в любом возрасте. (Валерия Горяинова, 18 лет)

Помню, в детстве я усаживала игрушки во дворе, лепила куличи из песка и устраивала «званные ужины». А моим любимым занятием было смотреть, как мама готовит. Всегда казалось, что это какая-то магия: вот лежат обычные продукты, и вдруг они превращаются в какое-то ужасно вкусное блюдо. Поэтому с раннего детства я выпрашивала родителей научить меня готовить, дать нарезать картошку или хотя бы перемешать пельмени в кастрюле. Так все и началось. В 10 лет я уже пекла пироги на всю семью и придумывала рецепты. Когда мне было 14, смотрела интервью и мастер-классы с известными поварами, а потом бегала подрабатывать в кафе, чтобы хоть немножко посмотреть на работу заведений изнутри. А сейчас мне 19, я успела поработать в нескольких ресторанах и все также увлеченно смотрю на свою работу. (Тоня Федорова, 19 лет)

— Я хорошо рисую и изучаю языки, но настоящим талантом считаю писательство. Я пишу, сколько себя помню: ещё в 3 года сочиняла истории, а в 6 лет пыталась написать первую книгу. Тогда решила стать писателем, но вскоре забросила это дело. Но потом неосознанно продолжила прокручивать в голове сюжеты и диалоги. В школе хотелось работать с заданиями, где нужно что-то сочинять. Так в пятом классе вместо доклада по географии я написала рассказ. В 14 лет я поняла, что мой талант присутствовал все эти годы и вновь стала писать книгу. Могла сидеть за ней целыми днями и не уставать, просто жила этим. Однако с каждым годом учёба брала вверх. Бывали перерывы на несколько месяцев. Вообще, я сравнила бы отношения с писательством как с истеричной женщиной: психует, швыряет что попало, кричит, что уходит навсегда, но потом возвращается — рождается цепляющий рассказ.

Сейчас мне 18, и я точно могу сказать: если хочешь открыть свой талант — выбирай тропинку, к которой тянет. Делай то, чем горишь! (Дарья Корытько, 18 лет)

Советы и ссылки

1. Пробуй заниматься в разных секциях и студиях. Когда меняешь род деятельности,  получаешь больше знаний и представлений, к чему стремиться дальше. Они помогут тебе выбрать дело, которое придется по душе.

2. Прислушайся к мнению старших и друзей. Они обязательно подскажут, какой потенциал заметили в тебе.

3. Пройди тесты на раскрытие личности. Они натолкнут на мысль, в каком направлении развиваться и осуществлять задумки. 

Подборка психологических тестов:

Ваши скрытые таланты: https://onlinetestpad.com/ru/ 

Какой талант вы храните в себе: https://onedio.ru/ 

Какие у вас таланты: https://testometrika.com/ 

4. Найди источник вдохновения. Чтобы всегда были силы и желания заниматься любимым делом, ищи вдохновение в природе, поступках и словах известных личностей, фильмах, книгах, научных открытиях, искусстве. Вдохновение — ключ к открытию таланта, потому что помогает пробовать разные виды деятельности. Шанс найти занятие по душе вырастает, определить талант — тоже.

5. Если работа идёт складно и приносит удовольствие, вероятно, ты нашёл свой талант. Когда занимаешься любимым делом, получаешь заряд энергии и хорошее настроение.

ico

Как раскрыть талант у ребенка

03.11.2020

Читать: 2 мин.

Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость
в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.

Альберт Эйнштейн

Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.

Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка

Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.

Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.

С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.

Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.

Как раскрыть талант ребенка самостоятельно

Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.

1. Наблюдайте и поощряйте
Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.

2. «Позволяйте детям обжигать пальцы»
В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.

3. Оставьте свои амбиции
Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.

Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения

Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?

Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности. Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария. Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.

Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?

Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.
Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте — с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы — с выбором профиля обучения.

Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.

Тест на определение способностей

За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:

Профили занятий
Для учащихся 2-5 классов

Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы.

Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о воспитании, подпишитесь на нашу рассылку.


Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

ВикиЧтение

Интеллект: инструкция по применению
Шереметьев Константин

Подростки и талант

Подростки и талант

Талант – способность воплотить то, что ты сознаешь.

Фрэнсис Фицджеральд

Для подростков техника поиска талантов, которая описана в курсе «Путешествие к себе», не подойдет, и вот почему. До 14–16 лет за развитие головного мозга отвечает гипофиз, который вырабатывает соматотропин – гормон роста. В этот момент идет активный рост межнейронных связей и формирование нейросетей. Но устойчивых нейрообразований, отвечающих за целостное восприятие, еще нет.

Это означает, что у подростков еще нет устойчивого мировоззрения. Картина мира подростков – это набор почти не связанных между собой знаний. В этом возрасте ребенок еще не может охватить мир в целом и свое место в нем.

Лучший вариант для развития талантов в этом возрасте – это многообразие интересов. Поэтому если подросток ходит в кучу секций – это прекрасно. Не стоит замыкать его на одном направлении, иначе произойдет резкий перекос в картине мира.

Если вкратце, то лучше всего для развития таланта у подростков:

1. Дать попробовать самые разные кружки, секции, увлечения. Пусть бросает, если не нравится.

2. Активно вовлекать во взрослые тусовки: технические, музыкальные, бизнесовые. Пусть крутится там, будет на подхвате.

3. Чередовать нагрузку: после компьютера танцы, после танцев футбол, после футбола пайка микросхем и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ПОДРОСТКИ

ПОДРОСТКИ
Подростки – это такая аномалия, которой я посвятил отдельный раздел. Они вредные, грубые, поглощенные самими собой и довольно противные создания. От них нет никакого средства, кроме времени. Вам придется подождать до тех пор, пока они вырастут.Когда моему

ПОДРОСТКИ И СЕКС

ПОДРОСТКИ И СЕКС
Воздержание не работает. Не ожидайте этого. Я сомневаюсь, что оно помогало вам, когда вы были подростком, так что не стоит ожидать этого от собственных детей. Они все равно будут им заниматься. Вы, наверное, тоже этим занимались. А если нет, тогда

ПОДРОСТКИ

ПОДРОСТКИ
Подростки — это такая аномалия, которой я посвятил отдельный раздел. Они вредные, грубые, поглощенные самими собой и довольно противные создания. От них нет никакого средства, кроме времени. Вам придется подождать до тех пор, пока они вырастут.Когда моему

Подростки

Подростки
Жить с подростками не всегда просто. Но, предоставляя им немного свободы время от времени, вы можете сделать домашнюю жизнь

Подростки

Подростки
Техники индукции для этой возрастной группы почти ничем не отличаются от тех, что применяются к взрослым. Многие подростки, несмотря на явный интерес и готовность, испытывают значительную тревогу по поводу того, что они воспринимают как потерю контроля.

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ

Как-то поздно вечером в московский троллейбус вошли двое: старый режиссер-педагог и его ученик,– молодой, начинающий, но уже популярный актер. Жизнь в троллейбусе остановилась, кондуктор (тогда еще были кондукторы) перестала продавать билеты: все с обожанием

3.3. Подростки как ювенильные родители. Подростки-матери

3.3. Подростки как ювенильные родители. Подростки-матери
Желание рассказать о подростках-отцах и подростках-матерях появилось у нас не случайно. Либерализация половых отношений, коренное изменение кодекса чести мужчины и женщины чрезвычайно обострили вопрос о

Глава 10. Подростки

Глава 10. Подростки
Уже через пять минут после того, как эта женщина села в кресло по другую сторону моего стола, я уже знал, что ее проблема заключается не в том, что она плохо выполняет свои родительские функции, а в том, что она их не знает. Она не имела представления, что

Талант

Талант
Ходил по дорогам парень, отдавал свой талант.— Слышь, дед, возьми мой талант.— Зачем он мне нужен — свой некуда девать.— Слышь, принц, возьми мой талант.Получил плетью.— Красавица, возьми мой талант.— Заходи.Зашел, так и жить остался. Талант-то девка в сундук

Подростки и юноши

Подростки и юноши
Когда дети превращаются в подростков, их возросшая ответственность вознаграждается частью материальных благ, которыми располагает семья. Подросток может потребовать увеличить сумму, выдаваемую ему на расходы, разрешить ему пользоваться автомобилем

НАРКОТИКИ И ПОДРОСТКИ

НАРКОТИКИ И ПОДРОСТКИ
Мировая проблемаЗа последнее десятилетие употребление наркотиков молодежью стало главной проблемой в большинстве развитых стран.Началось это в Соединенных Штатах в шестидесятые годы, затем наркотики быстро распространились и в других западных

Часть II Подростки

Часть II
Подростки

Глава пятнадцатая, переходная, про подростков

Дорогие дети! Вас достали предки с их дурацкими претензиями? Съезжайте! Оплачивайте себе квартиру, покупайте продукты, заправляйте машину — и будьте наконец счастливы!
Плакат на двери в спальню многодетных

§ 5.3. Подростки

§ 5.3. Подростки
Подростковый возраст принято называть «трудным». «Трудный» он только из-за невроза родителей, которые не хотят видеть, что их ребенок вырос, «трудный», потому что они не могут больше безнаказанно грабить ребенка, манипулировать им и пользоваться, так как

Современные подростки

Современные подростки
В нашей стране к детям подросткового возраста специалисты-сексологи практически не обращаются напрямую — закон не позволяет. В арсенале родителей по сексуальной тематике существует в этой связи только переводная иностранная литература (чаще


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Специалисты по профориентации рекомендуют взрослым не делать выбор за ребенка, а следовать за его природными талантами. Но как школе и родителям объективно оценить потенциал школьника? Какие технологии использовать? Об этом в эфире «Просвещения» рассказывает эксперт по технологиям оценки образовании, психологии и HR, сооснователь онлайн-сервиса профориентации «Профилум» Виталий Алтухов.

Какие таланты бывают у детей

Cильные стороны и склонности школьника («могу»), а также его интересы и амбиции («хочу») — вот та база карьерного самоопределения, с которой, прежде всего, следует работать классным руководителям, психологам и родителям.

Трактовать понятие таланта можно не только как блестящую одаренность, но и как умение реализовать способности на практике, сочетать «хочу» и «могу» — то есть соотносить свои интересы и предпочтения с навыками. 

Есть семь зон потенциала — «талантов», которые проявляются у школьников.

  1. Организаторский. 

Такие дети умеют и общаться с людьми, добиваться от них желаемого и брать на себя ответственность. Особенно хорошо им удается управлять, договариваться, решать проблемы и справляться с трудностями. Подобные качества востребованы в сферах, где важно уметь принимать решения, понимать психологию собеседника и влиять на людей.

  1. Цифровой. 

Для таких детей характерна склонность размышлять, выстраивать логические цепочки, быстро работать с большими объемами данных. Обладатели такого таланта терпеливы, наблюдательны, у них выражены математические наклонности. Особенно ярко такие способности проявятся в сферах, где надо работать с цифрами: банковском секторе, коммерческих организациях, программировании.

  1. Креативный. 

Эти дети умеют создавать новое, у них развиты воображение и фантазия, хороший вкус, они видят необычное даже в повседневном. И даже если в будущем они не станут авторами великих произведений искусства, то смогут сделать яркую рекламу, удобные сайты и красивые интерьеры.

  1. Исследовательский. 

Обладатели этого таланта отлично понимают природу вещей и явлений, видят связи между временем, пространством и событиями. Они наблюдательны, любознательны, обладают отличной памятью, любовью к экспериментам и опытам, а также желанием разобраться в работе устройств и приборов. Эти качества помогут преуспеть в естественных науках — физике, биологии и химии.

  1. Прикладной.

Таких детей характеризует сила, выносливость, скорость, гибкость, ловкость, точность движений. Они могут добиться успехов в спорте, стать востребованными тренерами. Или мастерами, про которых говорят “золотые руки”.

  1. Социальный. 

Эти дети умеют ясно выражать себя, понимать других людей и общаться с ними. Все, что они делают, — для людей и про людей. Они способны оказывать помощь в различных сферах, обучать, работать с большими объемами информации. Дети с социальным талантом хорошо успевают в гуманитарных и социальных науках и успешно построят карьеру в сфере педагогики, культурологии, юриспруденции, политологии и многих других. 

  1. Конструкторский. 

Детям с таким талантом интересны механизмы: они понимают принципы их работы и умеют читать чертежи и конструировать. Они внимательны к деталям, быстро обучаются и умеют разбираться во внутреннем устройстве вещей. Все это позволит добиться успеха в технической сфере, в работе с формулами, алгоритмами, а также в создании и обслуживании устройств.

Правильно определить таланты и навыки и соотнести их с интересами — самый сложный момент. Трудность и в том, что не всегда склонности проявляются ярко изначально. Иногда для этого нужны дополнительная мотивация и правильная окружающая среда: семья, школа, дополнительное образование — то есть та зона поддержки, которая позволяет создать фундамент для развития способностей. 

Как выявить талант

Комплексно определить склонности ребенка, получить объективные рекомендации в выборе карьеры или профиля обучения поможет сервис, который разработала для школ компания “Профилум”. Он предназначен для учеников с 12 лет, их родителей, классных руководителей и директоров.

В Личном кабинете ученика школьники смогут пройти диагностику (профтестирование) и узнать о своих талантах и склонностях. После диагностики ученик получит рекомендации по выбору профессии, программ дополнительного образования и профильного класса. 

Кроме этого, сервис предоставляет: 

  • индивидуальный план развития;
  • информацию о профессии и работодателях и план знакомства с профессией;
  • сведения о возможностях дополнительного образования в вашем городе;
  • профиль таланта ребенка;
  • цифровое портфолио достижений.

В профиле наглядно отображается, какие предметы хорошо даются школьнику уже сейчас, а какие необходимо подтянуть. Также есть информация о стажировках в вашем регионе. Практика поможет подростку понять, действительно ли ему подходит желаемая сфера деятельности.

Родители также могут пройти тестирование и дать оценку способностям и качествам ребенка. 

Бывает, что результаты подростка и взрослых не совпадают. Это очень большая и важная тема для обсуждения. Иногда мамы и папы могут не замечать очевидных склонностей своих детей и даже не думать о каком-то интересном и полезном для них направлении. 

В Личном кабинете классного руководителя представлены: 

  • результаты тестирования каждого ученика;
  • контроль прохождения тестирования по классу в целом;
  • список профессий, которые хотят получить школьники;
  • срез по талантам и интересам класса, который можно использовать для профориентационной работы;
  • возможность работать с индивидуальным профилем ученика и результатами родителей для консультаций по профориентации.

Педагог получает наглядную аналитику по отдельным ученикам и классу в целом: интересы детей, их склонности, уровень образования, которое они хотят получить в будущем, профессиональные ожидания. Эта информация пригодится и другим специалистам — например, школьному психологу.

В Личном кабинете директора доступны: 

  • отчет с аналитикой по всей школе;
  • статистика прохождения профориентационных тестирований по классам;
  • планирование профильных и прогноз по количеству десятых классов;
  • срез по посещаемым учениками занятиям дополнительного образования;
  • аналитика запросов на новые кружки и секции;
  • уровень готовности учеников к профессиональному выбору;
  • сравнение показателей с другими школами муниципалитета.

Таким образом сервис позволяет школе провести диагностику талантов, интересов и уровня различных навыков, а также дать ученикам представление о профессиях, в которых они могли бы преуспеть. Благодаря тестированию и его подробной интерпретации подросток сможет верно оценивать свои возможности в настоящем и проецировать их на будущее.

Запись лектория «Развитие и поддержка востребованных навыков и талантов в школе» и презентация эксперта доступны по ссылке на специализированном ресурсе для учителей ГК «Просвещение».


Материалы по теме:

  • 5 классических тестов на профориентацию
  • Как раскрыть свои способности и найти дело жизни: советы эксперта
  • Выбрать профессию и не разочароваться: лайфхаки для школьников и их родителей

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Как найти и развить талант своего ребенка

Как понять, есть ли у твоего ребенка талант, и, главное, что потом с этим делать? Рассказываем.

Как найти и развить талант своего ребенка

Getty images

Твое или его?

Прежде всего, проведи ревизию своих целей и надежд на талант ребенка. Если ты заранее строишь планы и имеешь ожидания на предмет его способностей (пусть даже это все нацелено только на благо ребенка) – это может вызвать определенные проблемы. Родительские амбиции, мотивации типа «найти спортивные способности, чтобы ребенок прошел на бесплатное место в американском университете» или «готовить его в программисты с первого класса» значительно ограничивают самого ребенка, не говоря уже о «мне конный спорт был недоступен, пусть хотя бы у нее будет». Они забирают у ребенка пространство его выбора, его жизни, и, как правило, спустя какое-то время он решительно отторгает навязанное, возвращая родителям не благодарность, а горькие упреки.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И даже если родительские амбиции совпадают с одаренностью чада, это также может стать ловушкой: мы начинаем ждать или даже требовать от ребенка результатов и отличий, тогда как он нуждается прежде всего в удовлетворении особых образовательных потребностей.

Чтобы талант развивался, надо позволить его выражать

Очень важная часть – дать ребенку возможность проявить свои способности. Кажется, что это звучит просто, но на деле высокоодаренные дети порой доставляют много неудобств родителям:  они бывают очень любопытными, настырными, требовательными и активными,  настоящие энерджайзеры. Это порождает соблазн выдать ребенку планшет, чтобы хотя бы немного вздохнуть, или покупать все новые и новые игрушки, чтобы занять непоседу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но для того, чтобы дар мог проявить себя, нужно позволить ребенку скучать. Это часто бывает слабым местом современных детей, у которых не появляется возможности и потребности занимать себя самим, размышлять, придумывать что-то. А между тем, это та самая точка инициативы, выбора, в которой становятся видимыми склонности и интересы самого ребенка. Постарайся не нашпиговывать его день до отказа полезными занятиями, оставляй выбор и свободное время. Свободное время – не равно время, проведенное с развлекающими гаджетами. Их стоит ограничить лимитами.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы развить талант, его нужно заметить

Но как? Сравнивать каляки на обоях с художественными альбомами? Записать во все секции сразу? Что делать? Рассказываем.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые признаки способностей в какой-либо области ты можешь заметить довольно рано, еще в дошкольном возрасте. Это может быть выраженная склонность к какому-либо занятию, опережение сверстников в каком-то навыке, необыкновенная ловкость и легкость, с которой ребенок справляется с чем-либо. В раннем возрасте признаки одаренности бывают и неспецифичными, это могут быть:

  • Опережающее моторное развитие – замечательная быстрота и легкость освоения новых физических навыков, ловкость движений;
  • Опережающее интеллектуальное развитие: интерес и познания в разных областях (включая неожиданные для тебя), хорошая память, высокая скорость обучения, когда ребенок буквально хватает все на лету, тяга к интеллектуальным играм, любовь к книгам, играм и фильмам для более старшего возраста;
  • Богатые вербальные способности: большой словарный запас, ребенок  рано начинает говорить и не останавливается, говорит без ошибок сложными предложениями. Любит вербальные игры, сам рано учится читать, легко описывает свой опыт, объясняет сложное, угадывает;
  • Любопытство: он задает бесконечные вопросы обо всем на свете, интересуется абстрактными понятиями, любит пробовать новое;
  • Креативность: у ребенка есть воображаемые друзья, он любит игры в «как будто». Много времени проводит в творчестве, делает необычные поделки нестандартными путями, прорабатывает детали, рождает новые идеи и понятия, эмоционально вовлекается в игры и творчество;
  • Высокая энергия: он всегда в движении или размышляет, остается активным, пока не падает с ног;
  • Высокая способность к концентрации: ребенка трудно отвлечь, если он погружен во что-то, а если увлечен, то говорит и думает только об этом. Коллекционирует вещи, очень наблюдателен и не упускает деталей. Настойчив и не оставляет попыток, даже если сразу желаемое не получается;
  • Логическое мышление: ребенок любит задачки на счет, измерение и категоризацию объектов, карты, календари, часы, паззлы и деньги. Организует свое пространство собственным образом, ищет смысл во всем, понимает и может объяснить логические и причинно-следственные связи, правила;
  • Чувствительность: ребенок наделен эмпатией – способен переживать чувства других как свои.  Обладает развитыми социальными навыками, легко находит общий язык с любым, способен догадываться о проблемах других. Беспокоится о мире,  экологии, животных, проявляет яркие эмоции, восхищается красотой;
  • Чувство юмора: любит смеяться, понимает шутки и смешно шутит сам.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развитие таланта – это процесс

Но мало просто заметить одаренность своего ребенка – нужно направить ее в правильное русло. Пока детке не исполнилось 8-9 лет, твоя роль будет довольно проста: нужно замечать сильные стороны ребенка и предоставлять ему соответствующие возможности для практики —  материалы, пищу для наблюдений и размышлений. Не забудь так же поощрять любопытство и творчество, оставлять ему инициативу, позволять учиться на своих ошибках и подбрасывать новые задачи. Ну и в целом, конечно, быть в курсе происходящего в интересующей ребенка области.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но чем старше становится твое одаренное чадо, тем больше сил, денег и времени придется вкладывать в талант. Твоя задача – создать для ребенка развивающую среду: найти наставников и специальную образовательную программу – ту, что учтет его особые способности и потребности, даст новые подходы и навыки, провоедет его через грамотно выстроенную лестницу целей.

Велик бывает соблазн родителей стать единственным продюсером и тренером своего ребенка, самим контролировать, развивать и полировать его талант. Помимо очевидных трудностей на этом пути есть еще и ловушки, и самая серьезная из них – забыть, что ребенку любой степени одаренности нужны просто родители:  поддерживающие, верящие, воспитывающие, любящие его безусловно, вне зависимости от успехов.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И конечно не стоит забывать, что талант не должен заслонять личность самого ребенка, становиться единственной точкой приложения усилий и помощи, интереса и заботы, той самой корзиной, куда складывают все яйца. Дети – сложные и многофакторные существа, никто не может дать гарантии, что интерес ребенка к одной области деятельности не закончится внезапно, что он не перерастет свой талант, и развитие способностей не будет остановлено неожиданными препятствиями.

Настоящий талант пробьется сам?

Часто встречается заблуждение, что для развития истинного таланта (или дара в некоторых специфических областях) наставник не нужен. Но это не так. Все без исключения выдающиеся люди с благодарностью говорили об огромном и неотъемлемом вкладе тех, кто в нужный момент помогли, подтолкнули, подсказали. Трудности работы в коллективе или отсутствие окружения и наставников, соответствующих уровню потребностей ребенка, становятся препятствием, которое мешает ему развиваться. Важно помогать эти трудности компенсировать.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раз талантлив – будь звездой?

В числе современных весьма завышенных ожиданий от родителей – требование непременно вырастить «звезду», вундеркинда, необыкновенного ребенка. Такие дети вынуждены соответствовать постоянно растущей планке, которая отодвигает на второй план обычную жизнь, обесценивает нормальное, по возрасту развитие. Кроме того, стремление сделать из ребенка знаменитость невротизирует и родителей и детей, заставляет лихорадочно записываться во все кружки и секции подряд и переживать горькое разочарование от отсутствия выдающихся способностей. Участие в этой гонке не делает детей счастливее и не дает им больше шансов на успех. Зато отнимает у них отдых, время игры, общения и размышлений, а главное — заражает их непроходящим стыдом. Более того, искусственная стимуляция развития в долгосрочной перспективе часто приводит к обратным результатам – к задержке развития в важных областях.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенные способности есть действительно не у всех детей, и это нормально. Кроме того, есть немало видов деятельности, для которых в принципе невозможен ранний старт, и не исключено, что твой ребенок преуспеет именно в таком. А возможно, он станет одним из первых в каком-то новом направлении, о котором мы еще даже не слышали. Необязательно концентрироваться на розысках возможных талантов, гораздо важнее научить ребенка наблюдать, логически мыслить, общаться, задавать вопросы, действовать самостоятельно и в коллективе, последовательно трудиться, ценить красоту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти высоту прямоугольного параллелепипида
  • Как исправить бархат после глажки
  • Как найти генотип потомков
  • Как быстро найти наживку в террарии
  • Как при помощи маятника найти вещь