Как найти тембр в музыке

Тимбр. Возможно, вы смутно помните, как это слово упоминалось на уроках теории музыки. Или, возможно, вы подслушали, как музыканты использовали тембр при обсуждении музыкального произведения.

Но что это такое, и как это поможет вам как музыканту?

Читайте дальше, мои музыкальные друзья, и все станет известно.

Как произносится это странное на вид слово — Timbre?

Слово Timbre уходит корнями во французский язык, и поэтому может произноситься по-разному. Наиболее распространенным в США является произнесение «r» без звука и «TAM-ber».

Вы также можете услышать, как его произносят «TAM-bruh», особенно если вы живете в стране с монархией.

Любой способ подходит, и это точно не то, из-за чего стоит вступать в драку. Картошка, картошка…

Хорошо, отлично. Итак, что такое тембр?

Представьте себе такой пример: Карлос Сантана и Вольфганг Амадей Моцарт, чудесным образом собранные вместе, чтобы сыграть на электрогитаре против фортепиано XVIII века. Они по очереди играют ноту А. Точнее, А4 — А выше середины С на фортепиано, настроенном на 440 Гц.

Несмотря на то, что они играют одну и ту же ноту, эти два звука очень разные. Настолько разные, что даже если бы ваши глаза были закрыты, вы бы поняли, кто играет.

И это, в двух словах, тембр. По сути, это качество звучания конкретного музыкального инструмента.

Но почему инструменты имеют разные тембры?

различные тембры инструментов

Короткий ответ: потому что если бы они этого не делали, музыка была бы невероятно безвкусной. Представьте себе мир, в котором можно слушать только Nickelback. Вы уловили суть.

Я отвлекаюсь…

Любой инструмент, будь то физический, например, валторна, или виртуальный, как превосходный мягкий синтезатор Serum, производит звуковую волну, состоящую из частотного спектра и амплитудной огибающей. Именно благодаря этим двум параметрам инструменты звучат по-разному.

Что теперь?

Частотный спектр состоит из основной частоты (играемой ноты) и дополнительных частот в гармоническом ряду выше этой частоты — также известных как обертоны.

Различные инструменты создают различные наборы обертонов из-за способа их изготовления и материала, из которого они сделаны. Простая деревянная флейта имеет очень мало обертонов, в то время как тарелка создает настолько сложный гармонический ряд, что пытаться определить его высоту — глупо.

Электронные манипуляции со звуком (будь то реальные топталки или виртуальные эффекты) еще больше влияют на спектр. Именно это придает инструменту характерную окраску тона. По крайней мере, частично. Другим фактором, влияющим на тембр, является…

Огибающая амплитуды

Если вы играли с синтезаторами любого типа, то вам может быть знакома концепция амплитудной огибающей. Часто ее сокращенно называют ADSR — Attack, Decay, Sustain, Release — эта огибающая является еще одним фактором, влияющим на качество тембра звука.


  • Атака

    — сколько времени требуется звуку для достижения пиковой громкости

  • Затухание

    — продолжительность времени между достижением пиковой громкости и достижением громкости, при которой звук сохраняется.

  • Sustain

    — устанавливает уровень, на котором задерживается звук

  • Release

    — время затухания звука после остановки звучания ноты, придающее звуку хвост

У каждого инструмента своя огибающая. Например, фортепиано издает звук, ударяя молоточком по струнам, поэтому атака у него короткая. Флейта, напротив, имеет более мягкую и длинную атаку.

Изменения в огибающей могут заставить один и тот же инструмент издавать разные звуки. Например, на скрипке можно играть, используя различные техники смычка. Каждая техника создает разную огибающую и, как следствие, разный тембр.

Независимо от того, работаете ли вы в боксе, играете на акустическом инструменте или крутите ручки на своем призовом винтажном электропианино, каждый издаваемый вами звук будет создавать свой собственный частотный спектр и огибающую, придавая ему уникальное качество звучания.

Способы определения тембра

Если вы хотите поговорить о музыкальных тембрах, это может помочь определить различные аспекты, которые вносят вклад в общую тональную окраску инструмента.

Семейство инструментов

Большинство инструментов можно в целом отнести к тому или иному семейству инструментов. Некоторые из них очевидны, например, все духовые инструменты относятся к семейству духовых. Аналогично, струнные инструменты относятся к семейству струнных.

Эти классификации исходят из западной оркестровой группы семейств инструментов:


  • Перкуссия

    — все, что бьется или ударяется для создания звука

  • Струнные

    — инструменты со струнами, которые смычковые, щипковые или струнные

  • духовые

    — изготовлены из латуни, эти инструменты имеют чашеобразный мундштук для создания звука

  • Деревянные духовые

    — семейство деревянных духовых включает инструменты, которые изначально были сделаны из дерева (например, флейта), или инструменты, в которых для создания звука используется тростник

Однако эта группа семейств несколько узка и не всегда помогает классифицировать множество инструментов, встречающихся в незападных культурах. Некоторые умники придумали другой метод, названный классификацией Хорнбостеля-Сакса. В соответствии с ней инструменты делятся на группы в зависимости от того, как издается звук:


  • Аккордофон

    — струнные инструменты, на которых играют щипком, смычком или ударом.

  • Аэрофон

    — инструмент, использующий движение воздуха для создания звука

  • Мембранафон

    — у них для создания шума используется натянутая мембрана или кожа

  • Электрофон

    — никого не удивишь, но для производства звука этим приборам требуется электричество

  • Идиофон

    — по сути, ударные инструменты, которые бьют, трясут или скребут для создания звуковых волн.

Как производится звук

Различные техники игры на инструменте могут существенно повлиять на тембр. Классический пример — скрипка, на которой играют смычком (арко) и щипком (пиццикато). Это один и тот же инструмент, но каждый звук имеет уникальный тембр.

Точно так же человеческий голос может различаться по тембру. Голос меццо-сопрано может быть как воздушным и легким, так и сильным и медным, в зависимости от того, какую технику использует певица. Опять же, один и тот же инструмент, но физические характеристики придают ему разное звучание.

Регистр и диапазон прибора

Регистр и диапазон инструмента также влияют на общее качество звука. Для этого можно использовать два основных термина: «высокие» и «низкие» частоты, при этом середина C на фортепиано является грубым разделителем между ними.

Роль в музыке

Наконец, подумайте о том, какую роль играет инструмент в музыке. Барабанная установка обеспечит прочную ритмическую основу (если вы хорошо заплатите барабанщику). Электрогитара может сыграть зажигательную мелодию и так далее. Роль инструмента в музыке помогает определить его тембр. (Да, я британец, поэтому иногда мне нравится использовать «u»…)

Способы описания тембра

В отличие от многих других элементов в музыке, попытка определить тембр — это субъективное занятие. В то время как четверть ноты всегда будет описана как четверть ноты, определение тембра музыкального инструмента или группы звуков является гораздо менее простым и сухим.

Вы можете использовать практически любое прилагательное для описания тембра: богатый, резкий, далекий, нежный. Список можно продолжить, и он ограничивается только вашей креативностью.

При описании конкретных звуков полезно ссылаться на семейство инструментов, регистр или роль в музыке. Такие идентификации делают процесс описания тембра менее расплывчатым и менее вероятным для непонимания.

Подождите, но почему важен тембр?

важность тембра

Помимо эффекта Nickelback, о котором говорилось ранее, тембр очень важен в музыкальных и иных вопросах. Именно он помогает вам услышать разницу между вашим лучшим другом и вашим начальником, когда они разговаривают, и (что, возможно, более важно) понять, какой голос кому принадлежит.

Аналогичным образом, это поможет вам услышать разницу между музыкальными инструментами и определить, какие партии играет каждый из них. Попробуйте загрузить MIDI-файл и заставить все партии играть на фортепиано. Получится жуткая неразбериха.

Почему тембр имеет значение для вас?

Независимо от того, начинаете ли вы свой музыкальный путь или уже являетесь состоявшимся профессионалом, тембр является жизненно важной частью вашего производственного процесса.

Если вы работаете над своей музыкой в сотрудничестве с другими людьми, умение говорить о музыкальных тембрах различных инструментов поможет вам сформировать целостное видение вашей работы и понять, чего не хватает в звуковой картине.

Опытные музыканты могут различать разные инструменты по их тембру, даже если они играют одну и ту же ноту в одно и то же время.

Очевидно, что вы не перепутаете трубу с тарелкой, но заметить разницу между альтом и скрипкой, играющими в одном регистре, может быть непросто, если вы не знаете тональный цвет каждого из них.

Таким образом, изучение примеров тембров для различных инструментов поможет вам говорить о музыке более полно.

И наконец, что, возможно, наиболее актуально для современной музыки, наблюдение и определение тембра поможет вам создать четкий, незамутненный звук.

Знание того, как музыкальный тембр каждого инструмента сочетается с другими инструментами, поможет вам создать то звучание, которое вы ищете.

Микшируете ли вы чужую работу или создаете свой собственный трек, обратите пристальное внимание на различные тембры, составляющие трек. Не слишком ли много одинаковых тембров? Может быть, чего-то не хватает? Хорошо ли сочетается ваш трек с тембрами референсного трека?

Заключение

Тембр в музыке — это еще один важный строительный блок, такой же, как ритм, гармония и мелодия. Начните использовать его уже сегодня, слушая или создавая музыку, и вскоре вы заметите прилив творческих сил!

В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых музыкальных стилей и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?

Тембр в музыке – это что за категория?

«Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке – это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса.

Тембр звука

Понятие «тембр» определение в музыке имеет далеко не единственное, но все они сводятся к тому, что timbre является такой же важнейшей характеристикой звука, как, например, громкость, высота или длительность. Для описания тембра используются самые различные прилагательные: низкий, плотный, глубокий, мягкий, яркий, приглушенный, звонкий и т.д.

Виды тембров по А.Н. Сохору

Тембр в музыке – это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:

  • инструментальный – зависит от особенностей строения инструмента и характера извлечения звука;
  • гармонический – зависит от характера сочетания звуков;
  • регистровый – зависит напрямую от природной тесситуры голоса или регистра инструмента;
  • фактурный – зависит от уровня плотности и «вязкости» звучания, акустики и пр.

Голосовые тембры

Тембр в музыке – это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.

Тембр человеческого голоса зависит в первую очередь от строения голосового аппарата. На тембровые характеристики достаточное влияние также оказывает степень разработанности и «натренированности» вокального аппарата. Нередко после упорных занятий у вокалистов меняется тембр голоса на более высокий, а после перенесенных заболеваний голосового аппарата тембр становится более низким.

Так или иначе, среди мужских голосов выделяют три основных тембра – бас, баритон и тенор. Среди женских – контральто, меццо-сопрано и сопрано.

Чем важны тембровые характеристики

Тембр в музыке-это

Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию – тембр – продиктована рядом причин. Самая главная из них – это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.

Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.

Тембр определение в музыке

То же самое происходит во время подбора репертуара для вокалиста. Как правило, блюзовые и джазовые партии плохо удаются исполнителям-сопрано или тенорам, потому что для этого требуется плотный, бархатный, сочный, низкий тембр звука, возможно, даже с «хрипотцой» – этого требует сама специфика жанра (прокуренная атмосфера кабаре, кафешантанов и т.д.). В то же время исполнители с низкими тембрами невыгодно смотрятся во многих других музыкальных жанрах и исполнительских техниках (например, в «скриминге», который рассчитан как раз на высокие звонкие голоса).

Таким образом, тембр – это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.

Тембр – это окраска звука, его индивидуальность, специфическая особенность. Тембр является средством музыкальной выразительности. Он придаёт музыке настроение, передает характер. Именно благодаря неповторимой окраске, вы можете отличить голос Муслима Магомаева от голоса Баскова. Различать тембры умеет даже ребенок, но от чего зависит окраска звука? Давайте разбираться.

Содержание статьи:

  • Тембр – что это
  • Тембр с точки зрения физики
  • Тембр с точки зрения теории музыки
  • Тембральная окраска звучания разных инструментов
  • Тембр человеческого голоса

Тембр

У каждого звука, в музыке особенно, есть точные характеристики:

  • Громкость
  • Длительность
  • Высота

Представьте себе, что вам предложили определить на слух разные звуки. Эти звуки будут одинаковыми по высоте и громкости. Сможете ли вы отличить:

  • Губную гармошку
  • Баян
  • Гитару
  • Пианино
  • Мужской голос
  • Женский голос

Думаю, вы справитесь без труда. Но по какому признаку? Ведь высота звука одинаковая, длительность и громкость тоже. При этом все голоса звучат по-разному. Почему? Потому что имеют разный тембр.

Как я уже сказал, тембр – это окраска звука и его индивидуальность. В переводе с французского языка timbre означает «колокольчик», «отличительный знак», «метка». Часто, характеризуя звук голоса или инструмента, мы говорим: бархатный, визгливый, глубокий, журчащий, мягкий. Мы как бы окрашиваем подходящими словами то, что слышит наше ухо.

Семь основных цветов радуги имеют тысячи оттенков. Тембры музыкальных звуков так же разнообразны. Наш слух, как и зрение, может улавливать разные мелочи. Порой для цвета и звука мы используем одни и те же эпитеты. Тёплый и холодный, яркий и приглушённый, бледный и насыщенный. Так отчего зависит музыкальная палитра? Попробуем рассмотреть ответ с разных точек зрения.

 Тембр с точки зрения физики

В основе любого звука лежит волновое колебание. Возьмем струну. Она колеблется – как вся целиком, так и отдельными частями. Звук колебания целой струны – основной тон. К нему присоединяются призвуки – частичные тоны, или обертоны. Половинка струны звучит в два раза выше основного тона. А частота колебаний в два раза быстрее. Одна третья часть струны – ещё короче. Одна четвертинка – ещё, и так далее. Все эти призвуки складываются вместе и дают единый звук со своей неповторимой окраской.

Тембр с точки зрения теории музыки

Единого определения тембра с точки зрения музыкальной теории пока не выработано. По терминологии, принятой музыковедами, тембр делится на четыре основных вида:

  1. Инструментальный – зависит от особенностей инструмента, свойств использованных материалов и приёмов извлечения звука.
  2. Гармонический – складывается из состава созвучия или аккорда, сочетания звуков в разных гармониях и интервалах.
  3. Регистровый – разным регистрам присуща разная тембровая окраска: верхнему – светлая, лирическая; нижнему – тёмная, таинственная.
  4. Фактурный, его ещё называют иллюзорным – когда на тембр влияет фактура музыкальной ткани: плотность или разреженность звуков, их высота, ритм, гармония. Они могут влиять на тембр по отдельности или в совокупности.

Тембральная окраска звучания разных инструментов

Итак, мы выяснили, что инструментальный тембр зависит от особенностей того или иного инструмента. И у каждого инструмента – свой голос. От чего он зависит?

  • От источника звука или вибратора, который производит звук (струна, голосовые связки и т.д.)
  • Резонатора – окружения или корпуса: он усиливает звук, отражая его (дека/корпус гитары, рояля и пр.)
  • Способа извлечения звука – приёма, используемого в конструкции инструмента или способе игры музыканта (щипок, удар, скольжение)

В группе струнных инструментов источником звука являются струны. По способу игры на них различают два вида.

  • Щипковые – гитара, балалайка, домра, арфа, гусли и многие другие народные инструменты. Звук извлекается пальцами, реже – медиатором.
  • Смычковые – все скрипичные, начиная от самой маленькой скрипки-пикколо до контрабаса. Понятно, что на них, как правило, играют смычком. Но есть приёмы, когда играют и пальцами.

Какие слова чаще всего используют, чтобы описать тембр этих инструментов? Певучие, журчащие, струящиеся, нежные, мягкие. Тембр виолончели сравнивают с человеческим голосом.

Музыканты знают, что два одинаковых с виду инструмента могут звучать по-разному. Например, гитара с металлическими струнами звучит громче и звонче. А с нейлоновыми – мягче и тише. На звук влияет порода дерева, из которой сделан корпус инструмента. Верхнюю деку скрипки, гитары, балалайки чаще всего делают из ели или кедра. Нижнюю деку и обечайку – из клёна, красного дерева или палисандра. Каждая порода придаёт тембру специфическое звучание. И профессиональные музыканты это ценят.

Клавишные инструменты отличает от всех других наличие клавиатуры. Она может быть разного вида. Фортепиано, орган, аккордеон – клавиши. Баян и гармонь – кнопки. Клавишные тоже делятся на две группы.

  • Струнные – пианино (струны расположены вертикально) и рояль (горизонтально). Есть ещё дальняя родня – клавесин, клавикорд и другие. Здесь по струнам ударяют специальные молоточки, когда музыкант нажимает на клавиши.
  • Духовые – орган, аккордеон, баян, гармонь, фисгармония. Тут «правит бал» нагнетаемый воздух. У органа он «поёт», проходя через трубы разного диаметра. У других инструментов звук издают металлические пластины – язычки. А давление воздуха создаётся мехом. Кстати, эти инструменты входят и в другую группу – которая так и называется – язычковые. По способу извлечения звука.

Тембры этих инструментов очень разные. За счёт большого количества октав звучание бывает звонким, бархатистым, серебристым, прозрачным. Орган, конечно, стоит особняком. Его звук – мощный, трубный – не перепутать ни с чем. Фортепиано тоже, порой оно может заменить целый оркестр. Баян и аккордеон часто снабжены дополнительными переключателями регистров. Они делают их тембр похожим на другие инструменты: кларнет, гобой, орган, челесту и т.д.

Духовые – те, в которые музыканты вдувают воздух с помощью своих лёгких. Всевозможные трубы, рожки и гуделки. По материалу изготовления также делятся на две группы.

  • Деревянные – от самых древних и простых – дудки, свирели, флейты, до более сложных – кларнета, фагота, гобоя.
  • Медные – труба, валторна, тромбон, туба, геликон. Высота звука формируется положением губ музыканта, силой выдоха и нажатием на клапаны или вентили.

Кстати, всеми любимый саксофон можно отнести к обеим группам. Корпус у него металлический, а язычок – деревянный.

Тембральная окраска духовых тоже яркая и легко узнаваемая. Металлические, звонкие, гудящие у медных. Более мягкие, переливчатые, струящиеся у деревянных. Могут напоминать пение птиц и бурчание недовольного человека, журчание ручья и поступь бегемота.

Сергей Прокофьев очень умело использует тембры инструментов в симфонической сказке «Петя и волк». Послушайте самое начало:

Если вас заинтересовала эта сказка, предлагаю вашему вниманию замечательный мультфильм, в основе которого лежит музыка Прокофьева:

Тембр человеческого голоса

Итак, с музыкальными инструментами разобрались. А что с голосом человека, спросите вы? Вроде бы «материал» у всех людей один и тот же, и конструкция – тоже: головной аппарат у всех устроен одинаково. Воздух проходит через связки, они колеблются, и получается звук. А звучат все голоса по-разному… И без труда можно угадать, кто говорит или поёт, даже с закрытыми глазами.

Прежде всего, все голоса можно разделить на мужские, женские и детские. Заметили, что детские не делятся на девочек и мальчиков? Потому что на слух их отличить невозможно. Все одинаково звонкие и мимимишные. Хотя каждый отличается, то есть уже имеет свой тембр.

Что влияет на окраску голоса человека? Конечно, строение его голосового аппарата. Ширина и толщина голосовых связок, размеры гортани и основных резонаторов. Да, у голоса человека тоже есть «корпус инструмента». Это полости, которые усиливают проходящий через них звук:

  • Преддверие гортани
  • Глоточная полость
  • Ротовая полость
  • Носовая полость

Понятно, что двух одинаковых людей не бывает. Все мы – уникальны, каждый – единственный в своём роде экземпляр. И уникальный голос нам даётся от природы, как цвет глаз или отпечатки пальцев. Но, в отличие от них, один раз в жизни наш голос (или его тембр) меняется кардинально. Когда это происходит?

Вернёмся к девочкам и мальчикам. Вступая в подростковый возраст, дети постепенно становятся взрослыми. Под действием гормонов мальчики превращаются в юношей, затем в мужчин. А девочки – в девушек и женщин. Именно в этот период происходит мутация голоса. У девочек эта перемена происходит плавно и незаметно. А у мальчиков – более резко и отчётливо. Вам знакомы ситуации, когда вчерашний юнец вдруг заговорил басом? Это как раз наглядное проявление внутренних изменений. Гортань «выросла», приняла взрослые очертания. И теперь она останется такой на всю жизнь. А вместе с ней и тембр голоса.

На то, как звучит наш голос, могут влиять многие факторы. Простуда, усталость, стресс. Но эти изменения временны и обратимы. Вылечились, отдохнули – и вернули себе прежнее звучание. Можно изменить голос, если начать ему вредить целенаправленно. Курение, хронические простуды, недосып и постоянное напряжение голосовых связок – не лучшие спутники нашего голоса.

Можно ли существенно изменить тембр голоса? Тут однозначного мнения нет. Как нет пока и однозначного определения – что же такое тембр. Одни считают, что тембр можно изменять, если овладеть вокальной техникой. Но это не значит, что можно радикально «исправить» тип голоса. Например, был тенор, стал бас. Скорее речь идёт именно об окраске звука, умении сделать его более насыщенным и красивым. То есть вокальная техника не изменяет тембр голоса, а обогащает его новыми красками.

Другие приводят в пример пародистов. Ведь иногда их пародии так похожи на оригинал, что отличить практически невозможно! Но это скорее – технические приёмы, рассчитанные на короткий срок действия. Они слышны, пока вокалист поёт или выступает артист разговорного жанра. Возвращается он к обычной повседневной речи – и тембр его голоса становится таким, каким мы его привыкли слышать.

Самым талантливым пародистом всех времен я считаю Виктора Чистякова. И вы можете насладиться его талантом:

А теперь, позвольте познакомить вас с Имой Сумак — певицей, которая по материнской линии является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков. Диапазон ее голоса составляет 5 октав, а тембр невозможно перепутать с чьим-либо еще:

Исследованиями тембра голоса занимаются многие службы, весьма далёкие от пения и музыки. Политики изучают, какой тембр вызывает наибольшее доверие у избирателей, и призывает их голосовать «правильно». Социологи и психологи убеждены, что голоса лидеров и успешных людей отличаются от голосов обычных людей. Криминалисты делают спектральный анализ голосовых аудиозаписей. Ведь тембр каждого человека уникален как молекула ДНК или отпечатки пальцев. И порой запись телефонного разговора помогает выявить преступника. С помощью голоса можно закодировать сейф в банке или доступ к своему телефону.

Но как говорится лучше 1 раз увидеть:

Заключение

Над научным определением термина «тембр» наука бьётся уже несколько столетий. «Физики» и «лирики» объясняют его по-разному. Физики рисуют графики и сложные математические формулы. Лирики (они же музыканты) больше доверяют чувствам, эмоциям и настроению.

Любой из нас безошибочно узнает на слух голос мамы. Или любого другого человека. По нескольким музыкальным фразам мы легко отгадаем фамилию эстрадного или оперного певца. На слух отличим звучание одного музыкального инструмента от другого. Нам не нужны для этого сложные приборы и измерения. Всё это мы просто слышим.

Надеюсь, теперь вам понятно что такое тембр, от чего он зависит и на что влияет. Если остались вопросы – пишите в комментариях.

Содержание

  • 1 Текст озвучки видеоурока
  • 2 Влияние на музыку соотношения нот
  • 3 Влияние на музыку высоты нот
  • 4 Влияние на музыку тембра нот
  • 5 6 групп музыкальных инструментов и их тембры
    • 5.1 1-ая группа — медные духовые
    • 5.2 2-ая группа — органы
    • 5.3 3-ья группа — смычковые струнные
    • 5.4 4-ая группа — пианино и гитары
    • 5.5 5-ая группа — синтезаторы
    • 5.6 6-ая группа — голоса людей

Здравствуйте! Это 23-ий видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как тембр или окраска звучания музыкального инструмента влияет на настроение и характер одной и той же нотной партии. Поговорим подробно о соотношении, высоте и тембре играемых нот, познакомимся вкратце с группами инструментов гармонии. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 23 — Тембр. Теория | Создание музыки | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!


Текст озвучки видеоурока

Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы рассмотрим, как добывать музыкальные идеи, отталкиваясь от тембров инструментов или их звучаний. Приступим…

Основная часть. До этого мы изучали и сочиняли музыку на фортепиано – самом популярном музыкальном инструменте. 5 причин этого:

  1. Доступность – его легко приобрести как в физическом виде, так и в виде программы на компьютере;
  2. Наглядность — на нём ясно видно, где какие ноты и они повторяются по порядку;
  3. Лёгкость игры – для извлечения ноты нужно просто нажать на клавишу пальцем.
  4. Совместность — можно одновременно играть бас или гармонию левой рукой и сочинять мелодию правой.  
  5. Всеохватность – у фортепиано большой диапазон нот – 88 клавиш в 3-х регистрах – нижнем, среднем и верхнем.

На восприятие настроения и характера музыки влияют 3 важные вещи в нотах: их соотношение, высота и тембр. Рассмотрим их по порядку и сравним с изобразительным искусством.

Влияние на музыку соотношения нот

1-ая вещьсоотношение нот — как сочетать друг с другом тона и полутона при игре.

Построим от ноты «до» 3 движения:

  1. Одни полутона – игра по соседним клавишам фортепиано.  Это даёт тревожное звучание – будто оса кружит над головой.  Это хроматика – от греч. chroma – «цвет» — мы шагаем по всем оттенкам цветов плавно как на палитре художника.
  2. Одни тона – игра через одну клавишу.  Это даёт волшебное, загадочное звучание – будто дед мороз колдует.  Это диатоника – от греч. диа – «через», тон – «звук» – мы шагаем через ноту по ступеням как по отдельным цветам.
  3. Смесь тонов и полутонов  – игра по ним в разных сочетаниях. Это даёт разное настроение: светлое – игра по белым клавишам, грустное – нота ми опущена , таинственное или восточное – нота ре опущена.

Также от расстояний между нотами зависит гармония. Так 2 безликих интервала — квинта и октава вместе дают безликое звучание.  Безликая квинта + грустная малая терция через октаву – грустное.  2 резких сочетания – тритон и большая септима – тревожное.  

Влияние на музыку высоты нот

2-ая вещьвысота нот — в каком регистре или октаве их играть. Соотношение между нотами при этом остаётся прежним – передаваемое чувство не меняется, а меняется его сила. Так если опустить все ноты на октаву, то безликое звучание станет мощнее, грустное – тревожнее, тревожное – страшнее.

Вот сочетание одних и тех же нот – фа и ми, но на разных высотах. Послушайте. Между фа и ми – 1 полутон или малая секунда. И на разных высотах её оттенок звучания меняется. Так в среднем регистре она звучит тревожно, в высоком – слегка грустно, а в низком – страшновато.

Высота нот в музыке как яркость в рисовании: ниже – темнее, выше – светлее. Даже есть выражение «сгущать краски» — изобразить обстановку хуже, чем есть. Именно поэтому похоронный марш звучит в низком регистре.  Если его же сыграть высоко, то его трагичность сглаживается.

Сравним с жизнью: низкие ноты – это слоны. Их стада бегают по земле, где места мало. Поэтому им тесно: они сталкиваются и ворчат друг на друга – звучат неблагозвучно.

Высокие ноты – это птицы. Их стаи летают в воздухе, где места много. Поэтому им свободно: они не сталкиваются и отлично ладят – звучат благозвучно.  

Хорошо, но ведь одна и та же нота на разных высотах тоже звучит с разным оттенком. Внизу нота звучит грязнее, а выше – чище.  

Влияние на музыку тембра нот

Это связано с 3-ей вещьютембром или окраской звучания.

Поясню: белый цвет – это смесь 7 цветов радуги. Каждый цвет – отдельная световая волна со своей частотой. Также и звук музыкального инструмента – смесь звуковых волн разных частот. От их состава и соотношения в звуке и зависит тембр.

Чтобы их увидеть, добавим на дорожку с фортепиано расщепитель спектра через правый щелчок по пустой корзине звуковых приборов и выбор Audio FX -> Signal Analyzer. Шкала по вертикали — уровень в децибелах, а по горизонтали – частоты в герцах.

У низкой ноты разные волны в виде всплесков прилегают плотно друг к другу – звучит грязно.  Но чем нота выше, тем всплесков меньше и они реже – звучит чисто.

Но на слух это всё ещё фортепиано. Если же озвучить одну из нот скрипкой, то состав частот будет другой – их больше и спад у них более плавный.  В итоге у скрипки форма звукового колебания более сложная, чем у фортепиано. Это отличие и есть разница в тембре. Благодаря ей слух отличает один музыкальный инструмент от другого. Тембр – зависит от величины, формы и материала инструмента.

Если сами ноты – это манекен, то тембр – одежда. Фортепиано – это обычная одежда, особенно в среднем регистре: звучит без особой окраски. Поэтому на фортепиано можно оценить красоту мелодии и гармонии без приукрашиваний в отличие от той же скрипки.  Послушайте 4 заготовки в разном настроении – светлом, героическом, грустном и загадочном.

6 групп музыкальных инструментов и их тембры

Тембр в музыке это как средства в рисовании – цветные мелки, карандаши, фломастеры или краски. Один и тот же рисунок созданный разными средствами будет отличаться. Также и игра нот разными тембрами может создать разное настроение.

Убедимся в этом с помощью проигрывателя звуковых библиотек Samplelord. В нём в окне справа выбирается музыкальный инструмент из групп. Выберем Piano -> Acoustic -> Grand Piano – рояль и нажмём Load — загрузить.

На клавиатуре можно играть мышкой: левая кнопка — зажатие клавиши с отпусканием, а правая – без.  Теперь послушаем как одни и те же ноты звучат в разных облачениях. Начнём с гармонии – её играют инструменты с протяжным звучанием.

1-ая группа — медные духовые

1-ая группаBrass — медные духовые – трубы и тромбоны.

Они дают 2 вида звучания: 1 – тревожное – это низкий регистр и преобладание тромбонов.  Омрачить звучание можно игрой малой секунды.  Аккорд Dm здесь звучит мощно.  

2 – героическое звучание – это средний регистр и преобладание труб.  Это была призывная кварта.

Угнести звучание можно тритоном. Аккорд Dm здесь звучит грустно. Медные духовые уместны для показа торжества, напряжения, таинственности и придают нотам мощь.  

2-ая группа — органы

2-ая группаOrganорганы. Их 2 основных вида:

1 — церковный — с красивым и насыщенным тембром.  Аккорд Dm звучит мощно.  Этот орган уместен для воспевания религиозной тематики песни и придаёт нотам мощь.  

2 – электроорган – с разными тембрами – колеблющимся, чистым, мягким, с придыханием.  

3-ья группа — смычковые струнные

3-ья группаStringsсмычковые струнные – контрабас, виолончель и скрипка.

Как и медные духовые они дают 2 вида звучания:
1 – мрачное – нижний регистр и преобладание контрабасов.Малая секунда на них – основа музыки к фильму «Челюсти» про акул.

2-ое звучание – героическое – средний регистр и преобладание виолончелей.

Торжество можно показать отрывистой игрой на струнных. А призывность – протяжными нотами. Кроме того, игра щипанием струн пальцами даёт загадочное звучание. А ещё мягкие и протяжные струнные подходят для песен о любви.

Вывод: струнные — разносторонние по звучанию, поэтому их часто используют в песнях как фон.

4-ая группа — пианино и гитары

4-ая группа – Piano & Guitar – пианино и гитары.

Я объединил их по 2-ум причинам: 1 – у них похожие звучания: его создают струны;
2 – звучание затухает после ударов по струнам. Поэтому они хороши для показа гармонии в виде арпеджио.

Слушаем акустическую гитару. А вот чистая электрогитара. Она зазвучит мягче, если приглушать ноты во время игры. Она зазвучит мощнее, если сигнал с неё перегрузить — Overdrive. И ещё мощнее, если исказить – Distortion.     

Теперь её звук может длиться весь такт.

Пианино, как и гитара, тоже есть 2-х видов – акустическое и электрическое.

Акустические в целом схожи по звучанию, но есть отличия в яркости и резкости.

Электропианино звучит более хрустально. А более мягкое придаёт звучанию оттенок загадочности и космоса.  Видите, как смена инструмента значительно меняет звучание. И это всё были только живые инструменты. Но есть ещё электронные.

5-ая группа — синтезаторы

5-ая группаSynthсинтезаторы. У них большее разнообразие звучаний. Они могут изображать живые инструменты и создавать новые тембры. Вот искусственные струнные. Они есть приглушённые и яркие.

Это чистые звучания, а есть с вкраплениями других звуков. Это создаёт обстановку и настроение таинственности.

Это неподвижные звучания. Если к ним добавить движения в виде звуковых эффектов, то они подойдут для изображения космоса. Особенно, если при этом играть аккорды sus – с задержанием

Тембр фона помогает выбрать тему песни. Если церковный орган связан с религией, то электронные звуки наталкивает петь про космос, будущее, неизведанное.

Ещё звучания делятся на 2 вида:
1-ый вид – мягкие и лёгкие – они звучат прозрачно и без напряжения.
2-ой вид — твёрдые и жирные – они звучат насыщенно и мощно.

Заметьте: в названиях библиотек часто отображены характеристики звучаний. Так God Pad в переводе «подложка Бога» звучит мощно как божественное вмешательство. Spaced Vox – космический хор. Quiet Stars – тихие звёзды – похоже на ночное небо. Послушаем заготовки нот на разных звучаниях.    

6-ая группа — голоса людей

6-ая группаVoiceголоса людей в хоре, поющие звуки «о», «а», «м». Хор как и орган есть в церкви, поэтому он тоже связан с религиозной темой песен и в песнях звучит не часто.

Заключение. В этом уроке Вы с познакомились с понятием тембр и послушали какие инструменты могут озвучивать гармонию в песне. Поняли, что на звучание музыки и будущий образ мелодии и тему песни влияют 3 вещи: какие именно ноты играть, на какой высоте и особенно на чём.

В следующем уроке мы поговорим про подбор тембров к мелодиям и роль тембра в ритме песни.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Определить свой тембр, диапазон и тип голоса — важная задача для тех, кто интересуется пением и профессиональной вокальной карьерой. От знания своего типа диапазона и тембра зависит умение подбирать правильные песни, регулировать дыхание, дикцию, а также избегать перегрузки и повреждения голосовых связок.

Что такое тембр голоса? Это ваша уникальная окраска голоса — совокупность таких параметров, как: тон, высота, громкость и характер звучания. Например, один и тот же тип голоса, скажем тенор, имеет разную тембровую окраску у разных людей: одна и та же нота спетая двумя тенорами может казаться выше или ниже. В классическом вокале даже есть понятия драматический, лирический или лирико-драматический тембр, которые относятся к одному типу голоса (драматический тенор, лирический тенор или драматический баритон/лирический баритон и так далее).

Содержание:

  1. Тембр голоса и его роль в партиях.
  2. Как определить какой у тебя голос.
  3. Как определить тембр голоса в домашних условиях.
  4. Диапазон голоса.
  5. Как узнать тон (тональность) голоса.
  6. Тесситура.
  7. Как определить диапазон голоса онлайн.
  8. Приложения для определения типа голоса.
  9. Что значит широкий диапазон голоса.
  10. Какие бывают виды, тембры голоса.
  11. Современные типы голоса.

Тембр голоса и его роль в партиях

Так как несмотря на одинаковый диапазон голоса певцов, из-за разной окраски голоса (тембра) одному даются драматические партии, предполагающие глубокое, темное, насыщенное звучание, а другому — лирические партии, для которых нужен светлый и более легкий голос. Тембр голоса также может немного меняться в зависимости от настроения, эмоций и здоровья.

По типу голоса обычно разделяют на три вида:

  • мужские — бас (низкий), баритон, тенор (высокий);
  • женские — контральто (низкий), меццо-сопрано, сопрано (высокий);
  • детские — альт и дискант.

Также есть и другие типы голосов, которые встречаются гораздо реже: контр-тенор у мужчин, колоратурное сопрано и меццо-сопрано у женщин.

Контртенор — это очень высокий тип мужского голоса. При этом бывают уникальные голоса, диапазон которых сочетает в себе низ баритона и высокие ноты контр-тенора.

Колоратурный голос — сочетает в себе очень высокие ноты диапазона с большой подвижностью голоса, которая нужна для пения мелизмов и сложных виртуозных пассажей.

Как определить какой у тебя голос

Определить какой у тебя голос можно, познакомившись с такими понятиями, как тембр голоса, диапазон, тональность и тесситура.

Как определить тембр голоса в домашних условиях

Как мы уже отметили выше, тембр голоса — это особенность звучания, которая определяется физиологическими данными голосовых связок, гортани, строения скелета головы, грудного отдела. Другими словами, тембр можно описать как тональный окрас голоса, его характер и настроение.

Определить тембр голоса можно для начала, обратив внимание на его звучание, насколько он проявляется ярко, мягко, тепло или холодно. Тембр голоса можно сравнить с цветом. Например, звучание голоса с «теплым» тембром можно сравнить с красным или желтым цветом, в то время как голос с «холодным» тембром — с синим.

Если вам сложно определить свой тембр самостоятельно, наши эксперты всего за 300 рублей помогут узнать диапазон и тип голоса онлайн, дадут подробную обратную связь с рекомендациями по развитию голоса. От вас понадобится только мессенджер с аудиосвязью, например телеграм, WhatsApp, зум, скайп итд.

Проверка типа голоса экспертом

Диапазон голоса

Диапазон голоса — это диапазон нот, которые можно исполнить без напряжения голосовых связок — в нем голос звучит наиболее комфортно.

Чтобы определить диапазон голоса, нужно:

  1. Сесть за пианино или открыть любое онлайн пианино, чтобы сыграть ноты для ориентира.
  2. Найти самую низкую ноту, которую вы можете петь чисто и без особых усилий, двигаясь от первой октавы (она по центру) к субоктаве (влево).
  3. Также нужно определить самую высокую ноту.

Таким образом, ваш диапазон может быть, например, от низкой ноты «ми» до высокой «до» и составлять около двух октав. Однако, важно помнить, что диапазон голоса может быть расширен и улучшен с помощью тренировок и упражнений. Регулярные занятия вокалом и правильное дыхание также помогут расширить ваш диапазон и улучшить качество вашего голоса.

Как узнать тон (тональность) голоса

На самом деле определение “тональность голоса” — некорректно. Под ней люди понимают высоту голоса (высокий, средний или низкий), его тембр и диапазон, о которых мы уже рассказали выше.

Но зато есть понятие тональности песни, произведения. Так, если вы баритон — вам будут удобны одни тональности, а если тенор — то другие. Но бывает и так, что само произведение написано в удобной тональности, однако тесситура, в которой написана вокальная партия, вам может быть все же неудобна. В этом случае можно понизить или повысить тональность произведения для удобства исполнения голосом.

Тесситура

Наконец, тесситура — это диапазон нот, который вам наиболее комфортен. Это понятие также связано с рабочей зоной вашего голоса. У профессиональных певцов рабочий диапазон голоса составляет не менее двух октав. Но даже профессионалу порой бывает непросто спеть песню или оперную арию, если мелодия на протяжении всего произведения находится только в высокой зоне голоса или наоборот — только в низкой его зоне.

Как определить диапазон голоса онлайн

Для этого можно воспользоваться несколькими онлайн инструментами или приложениями для смартфонов. Рассмотрим некоторые из них:

Tonegym

https://www.tonegym.co/tool/item?id=vocal-range-test-tool.

Вам потребуется дать доступ сайту к микрофону, затем нажать “Start test”.

 

После этого нажать “Record” и спеть самую высокую удобную вам ноту, затем нажать на вторую кнопку “Record” и спеть самую низкую.

Playback fm

https://playback.fm/vocal-range

В этом инструменте вам понадобится вручную выбрать самую низкую и высокую ноту. А затем сайт покажет вокальный диапазон и наиболее близкого вам по голосу артиста.

Приложения для определения типа голоса

Для айфонов наибольшей популярностью пользуется приложение Vocal Range Finder — https://apps.apple.com/us/app/vocal-range-finder-sing-whiz/id1623180736

Если говорить про андроид, то отлично подойдет Vocal Pitch Monitor https://play.google.com/store/apps/details?id=com.tadaoyamaoka.vocalpitchmonitor&hl=ru (можно просто набрать в поиске в Play Store, если ссылка не открывается). Приложение показывает высоту звука на графике в реальном времени.

Как мы уже отмечали ранее — точнее всего узнать свой тип голоса помогут эксперты VivaHarmony. Просто напишите нам в whatsApp, телеграм, вайбер или Вконтакте (ссылки в верхней части этой страницы), либо позвоните по номеру +7 495 506 12 06. Мы подскажем как лучше всего развить ваш голос и составим полный список рекомендаций.

Что значит широкий диапазон голоса

Широкий диапазон голоса означает, что человек может петь или произносить звуки в высокой и низкой октавах. Большой диапазон может быть дан от природы, а также достигнут через тренировку, регулярные упражнения и специальные техники пения. Чтобы улучшить свой голос онлайн или на очных занятиях в Москве, свяжитесь с нами любым удобным способом. Эксперты музыкальной академии “Живая Гармония” всегда готовы помочь вам в развитии голоса и вокальных данных

Какие бывают виды, тембры голоса

Как мы уже писали выше, типы голоса делятся на мужские, женские и детские.

Все они обладают своими особенностями и характерными чертами. Кроме того, существуют различные тембры голоса, которые можно развить и изменить при помощи специальных упражнений и тренировок. Например, можно научиться петь в тембре Адель, если вы меццо-сопрано, или Уитни Хьюстон, если вы сопрано, а также в тембре Муслима Магомаева, если вы баритон. Для этого нужно знать все особенности звучания голоса и уметь его контролировать. Это можно сделать при помощи тренировок и упражнений, которые проводят наши специалисты.

К мужским видам голоса относят:

  • Тенор (высокий голос),
  • Баритон (средний),
  • Бас (наиболее низкий).

Женские виды голоса — это:

  • Сопрано (самый высокий),
  • Меццо-сопрано,
  • Контральто (низкий женский голос).

Детские виды голоса включают:

  • Дискант (идентичен сопрано по высоте, меняется после мутации голоса у мальчиков),
  • Альт.

Хотя в данном случае альт — это не только голос, но и партия в хоре, в которой исполняются низкие и средние ноты.

Современные типы голоса

На самом деле разделение на типы голоса в основном используется в классическом (академическом) вокале и оттуда берет свои корни. Также интересный факт — классификация типов голосов на западе и у нас немного отличается. Например, классификация диапазонов голосов в США — как минимум на целый тон выше (для всех типов голосов) в сравнении с русской.

В современном вокале намного важнее то, как певец владеет разнообразными красками звучания, насколько он уникален (нашел ли свой собственный стиль), нежели сухое значение его тембра и диапазона голоса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти каноническое уравнение прямой онлайн
  • Как быстро найти соску
  • Как найти темп музыки
  • Как найти площадь лесного участка
  • Как найти антенну в смартфоне