Автор: Алеск Блум
Источник: статьи
Как найти тему для сценария рассказывает продюсер Алекс Блум.
Бывает так, что сценарий, вроде бы, действительно хорош: яркие персонажи, продуманные диалоги, интересный сюжет и… чувство незавершенности. Будто чего-то не хватает.
Лейтмотив, или, как дословно пишет автор, «тема» сценария – это этическая проблема, которая лежит в основе вашего произведения. Джон Огаст («Экстази», «Крупная рыба», «Ангелы Чарли») считает «тему» сценарным ДНК, и, я думаю, это хороший подход. Тема может рассматриваться как основополагающая для строительных блоков ДНК, на которых зиждется сюжет, персонажи, сцены и все остальное.
Очень многие рекомендуют оставить где-то на черновике главную мысль и вопрос сюжета, мол, не от этого надо отталкиваться. Но в этом, как мне кажется, и кроется причина непоследовательности и разрозненности многих фильмов.
Я же предпочитаю сначала прорабатывать основную линию, а потом работать над персонажами и детализацией сюжета.
Если я не продумаю основу своей истории, если у сюжета не будет ДНК, то как я вообще могу знать, что в ней должно случиться, и как эволюционируют характеры героев.
Давайте пошагово разберем, как определить главную тему сценария и взять ее за основу.
Фрагмент сценария для фильма Крупная рыба
Чтобы найти основную тему для сценария возьмите все то, что у вас уже есть в основе сценария: идея, логлайн, сюжетные линии и так далее и рассортируйте по тематикам.
По сути, нужно «сделать к ним хэштеги»: «любовь», «месть», «страх», «эмоции». Все что уже есть у вас в качестве заготовки для основного текста теперь будет в одной из тематических категорий или в нескольких.
Так вы сможете выявить несколько основных тем. Например, фильм «Эта замечательная жизнь» затрагивает тему любви, семьи, свободы, денег, власти.
Определив, каких тем в сценарии больше всего или какая основная. будет легче понять, какой ключевой вопрос в вашем произведении.
Каролин Граймс, в роли Зузу и Джеймс Стюарт, в роли Джордж Бейли в фильме «Это замечательная жизнь» © 1946
После того, как вы уже определили для себя несколько категорий, пришло время преобразовать их в актуальную тему. Можно сформулировать ее в виде риторического вопроса, например: «Могут ли деньги заменить счастье?» Можно наоборот, сразу конкретизировать: «Деньги не сделают счастливым». Если тема вам понятна, и на этом этапе вы понимаете, что ваша идея слабовата, попробуйте сгенерировать другую идею >>>>>
Продумывая тему, не нужно изобретать колесо. “Деньги не купят вам счастья”, например, главная тема в «Фарго», но это вовсе не значит, что от нее стоит отказываться. Наоборот, именно так и надо ее формулировать, если чувствуете, что рассказать хотите именно об этом. Да и вообще, когда пытаетесь найти тему для сценария, не высасываете ее из пальца, лучше взять простую и известную. Проверенная тема точно найдет отклик у зрителя.
После того, как вы разобрались с базовой идеей вашей темы, пришло время добавить три главных персонажа из вашего сценария — главного героя, антагониста и персонажа который их связывает или стимулирует развитие конфликта.
Конечно, по мере появления героев тема может несколько видоизменяться, но волновать вас это не должно — это просто более точная формулировка ваших мыслей, то самое «копание глубже».
Фрэнсис Макдорманд, в роли Мардж Гандерсон в фильме « Фарго» (1996)
Для начала нужно понять, как главный герой будет решать основную проблему произведения, соответствовать ей и решать ее.
Вы, вероятно, уже знаете и понимаете, что главный герой на протяжении всего действия должен расти и совершенствоваться, не стоять на месте. Часто он борется с собой, пытается стать лучше, осознать и исправить свои ошибки, чтобы в конце стать улучшенной версией себя.
Раскрытие главной темы сюжета неразрывно связано со становлением личности главного героя, с его преобразованием из потерянного, пустого или просто безликого персонажа в сильного духом и преодолевшего свои невзгоды. Возможно, конечно, именно у вас это будет происходить иначе, это лишь стандартный ход развития сюжета. Однако, у этого стандартного хода есть четкий план, и выглядит он так:
Действие 1: позиция главного героя совершенно противоположна постановке ключевого вопроса вашего сюжета (то есть, в случае с «деньги не сделают вас счастливцем», главный герой бы считал, что в деньгах и есть счастье).
Действие 2: главный герой начинает сомневаться в своей правоте в этом ключевом вопросе, но все еще сопротивляется и пытается гнуть свою линию.
Действие 3: главный герой, наконец, осознает истину, полностью принимает её, все становится на свои места.
Сияние ( 1980 )
- «На обочине»
Ключевой вопрос: чтобы любить кого-то, вы должны быть эмоционально зрелыми.
Майлз не думает об этом в первом акте, но учится принимать эту истину в конце третьего сюжета.
- «Эта замечательная жизнь»
Ключевой вопрос: надо уметь получать радость от каждой мелочи, происходящей в жизни.
Опять же, эта мысль обходит Джорджа Бейли стороной в начале фильма, но к концу на него находит прозрение.
- «Матрица»
Ключевой вопрос: вера в себя и в свои идеи.
Нео понятия не имеет, что нужно верить в себя, чтобы полностью себя реализовать, пока он работает в офисе в начале фильма, в третьей части узнает, что он избранный и побеждает «зло».
- «Фарго»
Ключевой вопрос: делают ли деньги счастливым?
В первой части Джерри игнорирует эту простую человеческую истину, однако, в конце осознает свою неправоту.
- «Сияние»
Ключевой вопрос: человеческая натура несовершенна, поэтому удержаться от повторного совершения ошибок невозможно.
Джек пытается отрицать это, однако к концу фильма смиряется.
«Сияние» ( 1980)
Как правило по ходу фильма главный герой меняется, и за этими изменениями и интереснее всего наблюдать зрителю.
Поэтому в начале фильма он может быть неполон, слаб, неуверен в себе, а значит, скорее всего его ответ на ключевой вопрос произведения будет полной противоположностью того, что предлагает автор.
Р.S. Правда не все герои меняются, например комедийные персонажи или подобные Джеймсу Бонду герои франшиз в жанре Боевик или Приключения.
Тем не менее, начинающим сценаристам лучше сначала научиться работать с изменениями в герое, а потом экспериментировать.
Шарлиз Терон в роли Мэвис Гэри в «Бедная богатая девочка» © 2011
Герой-антагонист имеет противоположные ценности и получает другой опыт от ситуации, в которую сценарист помещает главного героя.
Поэтому поначалу они с главным героем примерно на равных, однако, следуя разным паттернам, расходятся в разные стороны от начальной точки.
И часто это противоположное движение, это желание противостоять «добру» настолько в них, отрицательных героях, укореняется, что злодеи теряют возможность развития.
Например, Поттер («Эта замечательная жизнь») остаётся столь же жестоким, как и в начале, Карл и Гир умирают в конце «Фарго» теми же в точности личностями, какими они были в начале, и отель «Оверлук» остаётся каким был навсегда. Но это не значит, что когда вы ищите тему для сценария и разрабатываете антагониста ему не нужно уделить столько же времени, сколько главному герою.
Если вы хотите больше разобраться в особенностях создания антагониста, у нас есть материал как создать злодея >>>>>
Пол Джаматти, в роли Майлза и Томас Хейден Черч в роли Джека в «На обочине»
Такой персонаж в сценарии обычно служит не только поводом для конфликта, но еще и помогает раскрыть личность главного героя больше, показать всю ее многогранность.
Давайте для простоты назовем его «персонаж-конфликт». Так вот, часто случается так, что «персонаж-конфликт» является любовью первостепенного героя, и почти всегда этот персонаж не активно проявляет себя. А значит и отношение его к главной теме фильма, его личностный рост и проблемы не особо-то и значимы.
Надо понимать, что оба второстепенных персонажа — и злодей и так называемый нами «персонаж-конфликт» (кстати, тут надо добавить, что конфликт он будет порождать не обязательно между кем-то и кем-то, он может создавать внутренний конфликт в главном герое, например) — оба влияют на главного героя.
Но если последний помогает протагонисту убедиться в собственной значимости, переоценить ценности и прочее, то злодей лишь оттеняет этот путь к свету, служит противопоставлением.
Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити в фильме «Матрица» © 1999
Когда вы пройдете все пять шагов, и подробно опишите характеры главного героя и двух вспомогательных, вам будет намного проще аргументировать значимость и драматичность того самого ключевого вопроса вашего сценария, о котором было сказано в начале.
И давайте будем честными, конечно же куда интереснее придумывать неожиданные повороты сюжета вовлекаясь в отношения и интересы героев, чем подгонять все под один какой-то ключевой вопрос, наполненный философским смыслом.
Однако, проблема в том и заключается, что свобода действий в данном случае может привести к тому, что сюжет перестанет быть связным и вести от начала к какому-то логическому завершению, стать просто набором каких-то действий.
В этом и заключается главная ошибка многих сценаристов — сюжет остается сырым и непродуманным, ибо в попытках смастерить то интересный диалог, то неожиданный поворот они расплескивают главную мысль, и так и не доносят до зрителя.
Матрица ( 1999)
Отсюда и появляется ощущение незавершенности. Не повторяйте этих ошибок!
Очень важно научиться все совмещать — и целостность идеи, и развитие личностей героев, и интересность событий и диалогов.
Тогда ваш сценарий будет ярким, динамичным и наполненным. И, может, этот процесс самоконтроля не самый увлекательный в деятельности сценариста, однако необходим.
Пока у вас не будет найдена и проработана тема для сценария, вы не расскажете о чем-то глубоком, важном, очень человеческом или насущном, вам не удастся заинтересовать продюсеров, агентов и менеджеров и убедить в значимости вашего сценария.
Ну и, как известно, чтобы учиться, обязательно изучать хорошие работы других сценаристов. У нас есть как сценарии, переведенные на русский язык, так и работы на языке оригинала в библиотеке сценариев >>>>>
Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист
17 декабря 2020
Книги
Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.
В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».
Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.
А между тем без них никак не обойтись.
Откуда берутся идеи
Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.
Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.
Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.
Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.
По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.
Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.
Идеи для сюжета
Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.
У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.
Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.
Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.
Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.
Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.
На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.
На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».
Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.
Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.
- Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
- Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
- Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
- Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
- Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
- Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
- Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
- Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.
Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».
Талант не главное
В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.
Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.
В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.
С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.
Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.
Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.
Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.
Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.
Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.
Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.
Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.
Купить книгу
Откуда берутся идеи для сценария? Как использовать мозговой штурм при поиске идей? Современные источники идей: референсы, новости и социальные сети. Как написать сценарий на основе существующих фильмов и книг? Чем поможет жизненный опыт в поиске идей для сценария?
-
Откуда берутся идеи
-
Мозговой штурм
-
Правила мозгового штурма
-
“Что, если…?”
-
Референсы
-
Новости и социальные сети
-
Реалити и ток-шоу
-
Новостные порталы
-
Социальные сети
-
Интеллектуальные права
-
Жизненный опыт
-
Личная история
-
Персонажи вокруг вас
Придумывать новые идеи — это не уникальная супер-сила, а навык, который легко можно натренировать даже начинающий сценарист. На начальном этапе идея зависит от множества факторов. Здесь и вдохновение, и исследование, и жизненные истории, которые нас беспокоят, и наши эмоции.
Откуда берутся идеи
Так и хочется штампованно сказать, что сюжеты сценариев вокруг нас и надо просто протянуть руку. Но, к сожалению, это не до конца так. Ведь нужно найти не просто интересную фишку или забавный случай, а именно работающую идею. Такую, куда поместится и конфликт, и высказывание, и нетривиальный герой. А для этого нужно уметь работать с информацией, которая проходит через нашу жизнь.
Мы решили дополнить уже известные классические методики современными источниками и разделили их на несколько категорий:
- мозговой штурм,
- референсы,
- новости и социальные сети,
- интеллектуальные права;
- жизненный опыт.
Мозговой штурм
Мозговой штурм — это метод поиска идей, используемый абсолютно во всех индустриях. Участники проекта собираются вместе (ели не собираются, если штурмует автор-одиночка) и создают общий список всех приходящих в голову идеи на тему проекта. Метод удачно прижился для написания сценариев.
Правила мозгового штурма
Сценарист может использовать мозговой штурм и как самостоятельный метод поиска идей, и как вспомогательный для работы с разными источниками. Суть начального мозгового штурма сценариста в том, чтобы написать список любых тем, образов, черт и мыслей, которые ему хочется увидеть на экране. Подробнее об этом в статье о том, как сформулировать сценарный замысел (ссылка).
О мозговом штурме подробно писал Юрген Вольф в своей книге для начинающих писателей и сценаристов “Школа литературного мастерства”.
Придерживайтесь следующих правил, когда записываете свои самые первые мысли:
- Пишите как можно больше идей. Делайте это быстро и без остановки.
- Не задумывайтесь о том, что пишите. Не критикуйте, не оценивайте и не анализируйте свои мысли.
- Не отсеивайте свои идеи. Пишите всё, что приходит в голову, даже самое безумное или на первый взгляд слабое.
- Не ищите новизну. Не бойтесь, что идея кажется банальной или уже снятой — просто запишите её.
Как только напишите хороший должный список — прислушайтесь к себе и решите, какие идеи задевают вас больше всего и отметьте их.
“Что, если…?”
Вопрос “что, если…?” один из самых популярных стимуляторов воображения писателей и сценаристов. Его можно задать к уже отобранным идеям на этапе мозгового штурма или к интересному вам проекту (подробнее об этом поговорим ниже).
Юрген Вольф предлагает задавать такие вопросы, чтобы написать удачную идею: что, если бы история произошла в другое время? Или в другом месте? А если бы история закончилась по-другому? Пофантазируйте о вопросах и вы. Сформулированные должным образом вопросы помогут качественно раскрыть ваши идеи.
Даже если вы итоге получите нужную зацепку из какого-то другого источника идей, все равно не забывайте о мозговом штурме. Обязательно используйте его основные правила и вопрос “что, если…?”, чтобы развить в себе навык придумывания идей.
Накапливая мысли для сценария, не критикуйте ни сам источник, ни потенциальные сюжеты. Ответы на “что, если…?” так же запишите подряд, не оценивая и не отсеивая их на первом этапе.
Референсы
Референсом называют пример конечного продукта работы. Для любого творческого проекта можно найти один-два наиболее подходящих референса, чтобы было проще представить итоговый результат.
Как можно использовать референс в поиске идей?
Вольф в начале работы над новым проектом предлагает выбрать книгу, на который мы хотим ориентироваться. В нашем случае можно выбрать не только книгу, но и фильм или сериал.
Затем он рекомендует прочитать её, проанализировать и разобраться, почему она вам так нравится, что именно в ней стало для вас любопытным.
Может вас привлекла какая-то из поднятых тем? Или очаровал один из героев? Что особенного в этой теме или герое? Наиболее удачные, по вашему мнению, решения можно выписать для себя и провести исследование на эту тему.
За каждой из предложенных нами методик должен следовать ваш ресёрч — исследование на выбранную тему. Накопив вдохновляющие образы или волнующие темы, любой автор неизбежно должен погружаться в них, чтобы набрать материал и решить, интересно ли вообще работать с такими темами лично ему.
Можно оттолкнуться и от неудачного произведения. Если книга не нравится, что сделало её неудачной? О чём конкретно вам не понравилось читать? Из-за чего вам не понравилось смотреть этот фильм или сериал? Приберегите и эти ответы. Они либо научат вас, как не надо создавать свой сценарий, либо вдохновят на что-то новое.
Есть ещё один способ поиска идеи на основе референсов. Он поможет создать уникальный проект. Опять же возьмите за основу существующий фильм или сериал, который близок вам по любой причине и начните менять формулировку любых его аспектов.
Классическим примером считается идея о Шерлоке Холмсе, гениальном сыщике, расследующем криминальные дела с помощью мыслительного дедуктивного метода. А он может расследовать болезни? Получаем сериал “Доктор Хаус”. А может он поменяет дедуктивный метод на тончайший нюх? Выйдет российский сериал “Нюхач”. А что, если он — гений не в дедукции, а в антропологии? Да ещё и женщина? Получаем проект “Кости” об антропологе, расследующей самые запутанные преступления на основе информации о костях человека.
Проделайте подобную работу с несколькими идеями и напишите все свои наработки.
Новости и социальные сети
О том, что можно использовать новости в качестве источника идей, можно прочесть в каждой книге о сценарном и литературном мастерстве. Написаны все эти книги обычно в XX веке авторами из поколения, никогда не знавшего силу социальных сетей и реалити-шоу.
Реалити и ток-шоу
В обществе принято смеяться над участниками и зрителями реалити и ток-шоу и нелестно отзываться о культурном уровне таких передач. Но это в корне неверный подход. Особенно если вы хотите найти животрепещущие темы для своего сценария.
Во-первых, в подобных шоу можно бесплатно стать свидетелем душераздирающих жизненных событий. При этом необязательно повторять имена участников и их истории дословно. Можно вдохновится необычными стечениями обстоятельств, и поразмыслить над их причинами и последствиями.
Ведь разные ток-шоу не раз поднимали острейшие темы: похищения стариков в рабство, покупка детей, матери-одиночки, суррогатное материнство, криминальные происшествия и так далее. Можно по-разному относится к историям и людям из ток-шоу. Но одно понятно точно: в остроте и актуальности у таких передач стоит поучиться любому автору.
Во-вторых, задайте сами себе вопросы об увиденном. Почему люди оказались в этой ситуации? Какая боль привела человека к такому решению? А что, если бы жертвой была не женщина, а мужчина? А что, если это его не первый опыт и он занимается подобным уже много лет?
Да, большинство сюжетов в этих передачах уже кем-то выдуманы, или гиперболизированы настолько, что практически утратили связь с реальностью. Но сами вопросы этот факт не отменяет.
Напишите все возникшие у вас ответы.
Новостные порталы
Вернёмся к новостям. К ним точно так же можно задать вопрос “А что, если?”. Но новости — это не только источник идей и сюжетов, но хорошая база для исследования.
Например, ваша история связана с крупными ограблениями. Следующим шагом сразу же после выбора темы станет поиск реальных громких ограблений в России. Проверяйте не только федеральные новостные порталы, но и не забывайте о региональных. На них порой можно найти больше подробностей, комментариев свидетелей и обычных местных жителей.
Но современные новостные порталы не останавливаются на криминальных сводках или сплетнях о звёздах. Например, на сайте крупной новостной медиа-компании Buzzfeed можно найти множество подборок самых разных случаев из жизни.
При желании, можно найти и что-то поострее. Регулярно на портале выходят актуальные подборки, например, самых жестоких убийств, нераскрытых похищений, мистических историй и тому подобные.
Авторы портала также собирают истории и обычных людей из социальных сетей, объединённых общей темой. Например, смешные истории неудач на работе, случаи из жизни миллениалов, взгляды на новые веяния и так далее.
И таких порталов сегодня много.
Всё это и многое другое точно может либо вдохновить вас, либо стать частью вашего ресёрча для сценария.
Социальные сети
Ежедневное многочасовое пользование интернетом и социальными сетями уже давно не дискуссионный вопрос. Социальные сети помогают не только отдохнуть, но и решить деловые вопросы, найти работу, определиться с важными покупками, найти полезные хозяйственные и психологические советы.
Хотя, например, отношение к тик-току в нашей стране до сих пор предвзятое. Напрасно, ведь там давно уже не только танцуют. Пока кто-то пребывает в элитарной иллюзии, пользователи тик-тока накапливают многомиллионную аудиторию, создают интеллектуальный контент и даже меняют свою жизнь.
В нём можно найти жизненные истории прямо в онлайн-режиме. Например, психологи и врачи делятся курьёзными профессиональными случаями. Женщины, сбегающие от мужей-абьюзеров, используют тик-ток как средство защиты и поддержки, а в коротких видео показывают непосредственный процесс переезда и развода.
В тик-токе происходят и более страшные вещи. Примером готового сюжета может стать история, произошедшая около года назад. У аудитории тик-тока появилось подозрение, что аккаунт юной американки может вести похититель, пытаясь создать иллюзию, что у неё всё благополучно. Если вникнуть в историю, то по коже пройдут мурашки как минимум. По словам самой девушки, она сейчас в полной безопасности. Но эту историю сценарист вполне может использовать как основу для сериала или полнометражного триллера.
Делиться своими историями люди также предпочитают на сайте Reddit и российском аналоге Pikabu. На них вас ждут множество тематических подборок в сообществах и категориях. Пользователи частенько призывают аудиторию помочь разобраться в разных вопросах: начиная с того, как избавиться от жирных пятен, заканчивая расшифровкой загадочного шёпота на камере слежения. Даже звучит интригующе.
Интеллектуальные права
Ваша идея может быть основана на уже увидевших свет книгах, пьесах, фильмах и даже играх.
Если вы используете существующие образы целиком, без существенной переработки — вам нужно иметь на это разрешение от правообладателя. Авторским правом может охраняться и сам персонаж (особенно если он подробно описан и имеет уникальные черты) и название, и места действия, и события сюжета.
Аналогично если вы создаёте сценарий на основе чьей-то биографии, то вам точно так же понадобиться разрешение этого человека.
Если вы пишите фанфик и не получаете за его публикацию денег, то ничьих прав вы не нарушаете. Но для написания сценария для телевидения или кино нужно быть уверенным, что никто не может заявить права на вашу идею.
Никто не запрещает сценаристу найти вдохновение в снятых и написанных проектах и поступить, так как мы уже описывали выше: взять за основу идею проекта и менять её в поисках новизны и уникальности. Главное чтобы различия порождали новое произведение, а не паразитировали на старом.
Кроме того существуют произведения, героев и уникальные фишки которых можно использовать без ограничений. Такие произведения называются общественным достоянием.
Юридическое явление общественного достояния существует практически во всех странах. В России к таким произведениям относятся те, авторские права на которые истекли. В нашей стране авторские права истекают, если с года смерти автора произведения прошло 70 лет. А например, в Мексике придется ждать 100 лет.
По запросу в сети public domain вы можете найти сайты, где написаны списки проектов, ежегодно переходящих в общественное достояние.
Прежде чем использовать сюжеты, названия, героев или другие уникальные черты уже существующих произведений, узнайте, кому они принадлежат. Если такие есть – узнайте сколько будет стоить их купить. А если правообладателей нет, то вы смело можете на основе такого произведения создавать свой сценарий.
Жизненный опыт
Истории из жизни не подчиняются драматургическим законам и частенько не имеют логического объяснения. Жизнь просто происходит. Поэтому основывать сценарий исключительно на такой истории может быть не всегда хорошей идеей. Но всё же жизненный опыт способен дать несколько ценных для сценариста элементов.
Личная история
Искренне ответьте себе на вопрос, что вас бесит или раздражает? Были ли вы свидетелем откровенной несправедливости? Что ежедневно вызывает у вас боль или сочувствие? Напишите список. Проанализируйте свои чувства и события, на которые они возникают. Может быть они достойны того, чтобы громко заявить о них на экране?
Личная история — это то, что чаще всего приводит авторов в индустрию. Прочувствуйте свою личную историю, не стесняйтесь своих эмоций. И если вы ощущаете, что это именно то, что должен увидеть зритель — смело пишите.
Персонажи вокруг вас
Даже ваша самая интересная знакомая с тремя браками и седьмым бизнесом вероятнее не впишется в законы драматургии как самостоятельный персонаж. Но это не означает, что она не может стать источником идей для сценария.
Частенько на просторах сети можно прочитать избитые сценарные советы о том, что надо наблюдать за людьми вокруг. Например, подмечать, как они разговаривают, пьют кофе, причёсывают волосы. И даже якобы маленькая деталь в виде того, как человек ухмыляется, может что-то поведать нам о нём. К большому сожалению чаще всего это бессмысленно.
Люди вокруг сценариста безусловно могут стать источником узнаваемости для ваших персонажей. Наблюдайте за вашими близкими, но обращайте внимание на более глубокие вещи: на проявление темперамента, на то, как ваши знакомые решают свои проблемы, как они реагируют на свои проблемы. Попробуйте понять или додумать причины их поступков. Это характер, мотив, нужда или чья-то манипуляция? Человек, как и персонаж, не особо интересен, если он сидит в автобусе и слушает музыку в наушниках. Его уникальность проявляется в действии.
Смело записывайте все свои наблюдения. Может быть, у вас даже получится создать образы из подмеченных действий и черт. Примеры таких образов: ленивый начальник, заботливая коллега-бабуля, навязчивая свекровь и другие.
Тут же, опять же, можно использовать правила мозгового штурма и вопрос “что, если…?”. Что если навязчивая свекровь резко перестанет докучать звонками? Что если ленивого начальника отдела поставят управлять транснациональной корпорацией, а он за жизнь ни разу не сделал ничего вовремя?
Итак, методика мозгового штурма является основополагающей при поиске сюжетов для написания сценария. Должным образом применённый мозговой штурм станет одновременно и хорошим источником идей, и вспомогательным инструментом при их поиске. Пройдя с ним через все доступные вам источники выпишите всё, что так или иначе пришло в голову или заинтересовало. Обдумайте записанное на вопрос “что, если…?” и тоже запишите пришедшие идеи в общем потоке. Чтобы сформулировать свой итоговый замысел, прочитайте нашу статью на эту тему (ссылка). Для этого вам обязательно пригодятся появившиеся наработки.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Сколько людей после просмотра плохого фильма думали про себя: «Я бы смог сделать лучше». Но когда нужно предложить идею для картины, многие не могут ничего придумать. Причина не в том, что люди в большинстве своем лишены творческой жилки. Проблема заключается в следующем — почти каждый пытается придумать гениальную, грандиозную идею, но не задумывается над тем, как устроены фильмы, а в результате все происходит наоборот.
-
1
Изучите ключевые составляющие идеи для фильма. Часто проблемы возникают потому, что нам хочется придумать сразу весь фильм, а не начинать с основных элементов и развивать замысел. Множество фильмов представляет собой смешение и сочетание трех компонентов, позволяющих получить новую киноленту — места, персонажа и конфликта. Иногда достаточно одного необычного элемента, чтобы начать работу (Хижина в лесу начинается с событий на государственной студии фильмов ужасов; такая идея сама по себе уникальна и становится отправной точкой для сюжета). Неважно, какой фильм нужно снять, достаточно придумать следующее:
- Место: где происходит действие фильма во времени и пространстве? Вы представляете себе космическую эпопею или средневековье? Маленький современный город?
- Протагонист: кто будет главным персонажем? Не спешите придумывать личные качества, так как общих набросков пока будет достаточно. Это пилот космолета? Паренек-конюх? Стоматолог?
-
Конфликт: к чему стремится главный персонаж? Хочет стать героем? Влюбиться? Ненавидит свою работу или начальника?[1]
-
2
Составьте идею для фильма из трех простых элементов. Все фильмы от независимого кино и до многомиллионных блокбастеров строятся на этих трех китах. Пока не думайте о хитросплетениях сюжета, уловках и деталях — они придут позже. Сейчас нужна прочная базовая идея, на основе которой можно создать фильм.
- Космическая эпопея + Пилот + Желание стать героем = Звездные войны
- Средневековье + Конюх + Герой и любовь = История рыцаря
- Небольшой городок + Стоматолог + Ненависть к работе = Несносные боссы
- Задержанный подросток + Наставник-идеалист + Ребенок-бунтарь = Короткий срок 12
-
3
Выделите время на поиск идей. Хорошие идеи практически никогда не появляются из ничего, а отдельные люди способны придумывать отличные идеи для фильмов лишь потому, что уделяют им достаточно времени. Необходимо взять ручку и бумагу, устранить все отвлекающие аспекты и задуматься. Если нужна помощь, то воспользуйтесь подсказками. Очень важно записывать каждый проблеск идеи — в метро, дома, на работе. Они станут кирпичиками вашего сооружения.[2]
- «Что, если…» — два самых важных слова при поиске идей. Например, Парк Юрского периода — это последствие вопроса «Что, если можно было бы оживить динозавров?».
- «Что случится, если скрестить два моих любимых фильма?»
- Следите за интересными событиями и новостями. Как вы могли бы повлиять на них?
- Пишите о том, что вам интересно. Фильм Клерки построен на увлечениях “ботаников” и хоккее на крыше магазина, SuperПерцы основан на любви к классическим фильмам о подростковых вечерниках, Линкольн создавали люди, которые обожают историю. Любая идея уместна.
-
4
Находите вдохновение в реальной жизни. В любом выпуске крупной газеты можно найти около 5 сюжетов, которые достойны экранизации. Часто реальная жизнь удивительнее выдумки, поэтому истории из газет способны стать хорошей отправной точкой. Как победитель Всемирного конкурса на поедание хот-догов стал профессиональным едоком? Почему закрывается местный загородный клуб? О чем думал полицейский, когда принимал заявление о «пропаже бекона?».[3]
- Используйте такие истории как отправные точки, продумывайте идеи и сюжеты, которые могут возникать в вашем сознании.
-
5
Определитесь с жанром. Жанр определяет тематику фильма. Часто фильм относят к нескольким жанрам, но черты одного всегда доминируют. Жанры включают комедии, романтические истории, научную фантастику, боевики, фильмы ужасов, драмы и документальные фильмы, но также могут встречаться сочетания вроде романтической или трагикомедии, боевик с элементами ужасов. Вся прелесть жанров в том, что они помогают развивать сюжет фильма, позволяют сосредоточиться на одном. Например:
- Любите фильмы ужасов? В таком случае идея для фильма должна включать хорошего злодея. Придумайте монстра или отрицательного героя и ваша идея готова.
- Любите романтические комедии? Придумайте парня и девушку, которые считают, что им нельзя влюбиться друг в друга (исповедуют разные религии, девушка замужем, парень пришелец).
- Любите научную фантастику? Придумайте несуществующую технологию вроде путешествий во времени, космических кораблей, телепортации или устройства для создания новых планет. Ваша история станет последствием появления такой технологии.
-
6
Изменяйте сюжеты существующих фильмов. Придумать совершенно новую идею невозможно. Звучит обескураживающе, но в действительности скорее дарит свободу. Все фильмы сняты под влиянием идей других фильмов и произведений искусства, поэтому ваш сюжет никак не станет исключением. Как превратить существующую идею в новую задумку? Рассмотрите следующие примеры:
- Остин Пауэрс — комедийная лента в духе шпионских историй вроде Джеймса Бонда, которые постоянно показывают в кинотеатрах. В сюжете мало отличий, зато батальные сцены заменили шутками.
- О, где же ты, брат? — это практически дословный пересказ событий Илиады Гомера, однако события происходят в сельской местности южных штатов США.
-
Аватар удивительно похож на Танцующий с волками, но перенос событий на другую планету позволил Джеймсу Кэмерону создать нечто новое.[4]
- Тепло наших тел наделен всеми чертами романтической комедии, но один и главных героев фильма — зомби. Необычное сочетание жанров позволяет фильму отличаться от схожих картин.
-
7
Опишите идею одним предложением. Замысел — это очень краткое описание сценария в одном предложении. Хороший замысел состоит из трех пунктов: завязка (отличия от других фильмов), конфликт и персонажи или место действия. Рассмотрите примеры известных фильмов, задумка которых изложена одним предложением.
-
Назад в будущее: Молодой парень переносится в прошлое, чтобы воссоединить родителей до того, как его будущее исчезнет.[5]
- Челюсти: Начальник полиции, который боится открытых водоемов, вступает в схватку с очень большой акулой, пока алчный муниципалитет не спешит закрывать пляж.
-
Рататуй: Парижская крыса тайно объединяет свои усилия с бесталанным шеф-поваром, чтобы доказать — готовить может каждый, что бы ни говорили критики и санитарный контроль. [6]
Реклама
-
Назад в будущее: Молодой парень переносится в прошлое, чтобы воссоединить родителей до того, как его будущее исчезнет.[5]
-
1
Придайте идее структуру фильма. Фильмы имеют разную структуру, от стандартных трехактных картин до популярных «странствий героя». Все примеры можно разделить на 5 базовых элементов, на которых построены 99 % всех фильмов, будь то боевик, драма, романтическая комедия и даже фильмы для детей. Возьмите свою идею и продумайте эти пять основных моментов, чтобы вышел черновой вариант будущего фильма.
-
Знакомство: представьте персонажей, место действия и окружающий мир. Это примерно 10 % всего фильма, поэтому на знакомство следует отводить не более 10 страниц.
- В Звездных войнах Джордж Лукас вводит идею войны в космосе, конфликт («Помоги мне, Оби-Ван, ты — моя единственная надежда») и множество ключевых персонажей (Люк, Лея, Дарт Вейдер, R2-D2 и C3-P0).
-
Смена планов/возможность/конфликт: происходит событие, которое приводит в действие ваш конфликт на страницах 9–10 — Эрин Брокович находит работу, школа из SuperПерцев устраивает вечеринку, Нео знакомится с Матрицей. Следующие 10–20 страниц рассказывают, как персонажи реагируют на такую перемену.
- В Звездных войнах Люк отказывается от предложения Оби-Вана, но узнает, что вся его семья убита. Он соглашается и отправляется спасать Лею.
-
Точка невозврата: до этого момента персонажи стремятся воплотить свои цели в жизнь. При этом на экваторе фильма происходит событие, после которого не остается пути назад. Оппонент Бонда наносит еще один удар, Гладиатор пребывает в Рим, Тельма и Луиза совершают свое первое ограбление.
- В Звездных войнах на середине фильма герои попадают в западню на Звезде Смерти. Они не могут вернуться на Альдераан и вынуждены вступить в схватку.
-
Серьезное препятствие: после точки невозврата ставки возрастают. Персонажам и зрителям кажется, что надежды нет. Во всех романтических комедиях между парнем и девушкой происходит ссора, Рона Бургунди из Телеведущего увольняют, а Джон Макклейн из Крепкого орешка весь истекает кровью после сражения. Отметка в 75% преодолена.
- В Звездных войнах погибает Оби-Ван, а Звезда Смерти приходит в движение. Единственный шанс на победу — отчаянная попытка взорвать Звезду Смерти.
-
Кульминация: персонажи предпринимают самую последнюю, изнурительную попытку достичь поставленной цели, которая становится самой сложной задачей. Забег влюбленного через весь аэропорт, последние лунки в Гольф-клубе, финальная схватка между героем и злодеем. После разрешения проблем последние 10 % сценария доводят дело до завершения, показывают разные последствия кульминации.[7]
- В Звездных войнах Люк наносит героический удар по Звезде Смерти и она взрывается.
-
Знакомство: представьте персонажей, место действия и окружающий мир. Это примерно 10 % всего фильма, поэтому на знакомство следует отводить не более 10 страниц.
-
2
Развивайте персонажей. Персонажи должны восприниматься как живые. Именно они приводят в действие сюжет, а не прихоть автора. Удачные персонажи — это душа фильма. Зрители любят, сопереживают, ненавидят героев фильма, поэтому даже самая лучшая идея может провалиться из-за слабых персонажей. Проще сказать, чем сделать, но несколько советов помогут органично вплести персонажей в канву сюжета:
- Персонажи должны быть объемными, а не плоскими. Наделяйте персонажей разными гранями личности. Недостаточно просто придумать «злого мужчину» или «сильную женщину». Многомерные персонажи имеют сильные и слабые стороны, благодаря чему становятся ближе зрителю.
- Наделяйте персонажей желаниями и страхами. Даже если это лишь один страх и одно желание, хорошему персонажу никак не удается получить желаемое. Его способность или неспособность одержать верх над страхом (бедности, одиночества, пришельцев, пауков) создает конфликт.
- Персонажи должны выступать движущей силой. Не превращайте героев в шахматные фигуры, которые перемещаются по доске по прихоти сценариста. Удачный персонаж принимает решения, которые толкают сюжет вперед. Иногда одно решение приводит в действие всю цепочку событий (Луэллин в Старикам тут не место, Люк Скайуокер объединяется с Оби-Ван Кеноби в Звездных войнах), иногда ряд удачных или неудачных решений (каждый персонаж Афере по-американски).[8]
-
3
Обманите ожидания и сделайте свою идею неповторимой. Кажется, что такая жесткая структура сценария накладывает ограничения, но на самом деле она облегчает задачу удивить зрителя. Как сделать необычную пятиэлементную структуру и узнаваемых персонажей? Как написать свежий сценарий? Лучше всего нарушать правила:
- А что, если вместо успеха в кульминационный момент герой потерпит неудачу?
- Что произойдет с «многомерным» персонажем, если он не захочет меняться? Что станется, если протагонист окажется вовсе не главным действующим лицом, как в кинокартине Выходной день Ферриса Бьюллера, когда выясняется, что на самом деле меняется друг Ферриса, Кэмерон?
-
4
Измените привычное место действия. Мало кого удивишь романтической комедией, если события происходят в крупном мегаполисе, но как насчет тайской деревушки? Кегельбана? Дома престарелых?
-
5
Продолжайте придумывать идеи. Важнее всего осознать, что идеи приходят с опытом, благодаря постоянной практике. Первые 10, 20 и даже 50 идей могут оказаться не самыми лучшими, однако опыт плохих идей позволит распознать хорошую мысль. Невозможно постоянно придумывать идеальные решения, поэтому приготовьтесь к тяжелому труду.
- Заведите блокнот, в который можно будет записывать все идеи.
- Обдумывайте идеи вместе с другом, чтобы удвоить “вычислительные мощности”.
- Повторяйте все описанные действия для каждой идеи. Попробуйте превратить свою задумку в ключевые элементы фильма и понять, стоит ли овчинка выделки.
Реклама
Советы
- Всегда развивайте предысторию и побочные события.
- Запаситесь терпением, чтобы придумать стоящий сюжет.
- Обратитесь за помощью к друзьям.
- Покажите свои сценарии родителям или друзьям, чтобы узнать мнение со стороны.
Реклама
Предупреждения
- За плагиат создатели фильма могут подать на вас в суд, но никто не помешает вам черпать вдохновение в чужих картинах. К этому прибегали все знаменитые режиссеры и сценаристы.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 74 356 раз.
Была ли эта статья полезной?
Вопрос от одного из читателей:
Я хочу попросить — напишите, пожалуйста, пост о придумывании идей. Откуда они берутся? Понятно что идея может просто «прийти в голову», но ведь профессиональный писатель должен иметь какой-то процесс придумывания идей, что бы уметь создавать их не случайно а с уверенностью и постоянством. Все методы который мне удалось найти в интернете больше основаны на случайности, случайном слове, или образе. Но ведь придумывая идеи случайно ты не можешь знать что это будет хорошая идея. Чем процесс придумывания идеи новичком отличается от того как это делает про? Как можно обрести уверенность, чтоб знать что ты можешь, например, придумать идею истории на заказ?
Ответ:
Тема интересная, но, боюсь, знаю об этом не больше других. Наверняка, вы это уже где-то читали. И всё же коротко перечислю то, что может послужить импульсом к написанию сценария:
— Новости, заголовки, рекламные слоганы, статьи в газетах и журналах;
— Собственный опыт или истории из жизни друзей, родных и знакомых;
— Персонажи, удивляющие неординарным поведением или внешностью, случайно встреченные на улице. Кем мог быть тот волосатый чудак в сшитом из разноцветных лоскутков фраке, с белой крысой на плече и саксофоном в руках? Вдруг он играет в переходе метро только по вечерам, днём руководит крупнейшей в Европе сетью отелей, а до этого работал агентом КГБ в Лондоне?
— Вопрос “Что если?”.. Что если… Индиана Джонс был школьником, а Шерлок Холмс женщиной? Что было бы, если бы “белые” выиграли гражданскую войну, а “красные” — выборы первого президента России? Что если сегодня полнолуние и ты должен отвезти домой свою вечно молодую начальницу, которая до этого каждое полнолуние приглашала к себе на Рублёвку одного из подчиненных, после чего их — полуживых, резко постаревших, с частичной потерей памяти, находили в разных концах Москвы; при этом каждый из них утверждал, что провёл в плену инопланетян 10 лет? Что если Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это действительно не муж и жена, а четыре разных человека? (Бредовые идеи, но чем их больше, тем выше вероятность, что появятся достойные).
— Столкновение противоположностей или антагонистичных идей, поиск противоречия между двумя идеями, доведение до абсурда. Возьмём в качестве героя священника. Что ему может быть свойственно?.. Например, проповедование идей нравственности. Какие нормы и правила поведения будут для героя неприемлемыми, противоположными его убеждениям? Допустим, правила поведения девиц лёгкого повеления. Как это совместить?.. Бедный сельский священник из обрусевших немцев, долгие годы безрезультатно ищущий средства на реставрацию храма, получает в наследство от дяди крупнейший в Германии публичный дом. Дабы восстановить церковь и наставить девиц на путь истинный, батюшка решает возглавить семейный бизнес.
— Близкий к предыдущему примеру – “рыба без воды”, когда герой из привычного окружения попадает в малознакомый мир. Нищий становится принцем, принц – нищим. Янки из Коннектикута попадает во двор короля Артура. Охотник за крокодилами из Австралии приезжает в Нью-Йорк. Полицейский из Детройта вынужден расследовать дело в Беверли Хиллз. Провинциальная девушка приезжает покорять Москву.
— Музыкальные произведения, стихи, фотографии, картины, т.е. вдохновение черпается из других искусств;
— Биографии;
— Сказки на новый лад;
— Пародии на известные фильмы;
— Сны;
— Байки, анекдоты;
— Цитаты, поговорки, пословицы, которые становятся темами или идеями для сценария;
— Желание рассказать историю на определённую тему. Генерация идей, связанных с темой. Впоследствии выбирается лучшая.
— То же самое, но с различными предметами. Определяется некий предмет (например, бутылка с картой), записывается, какие ассоциации он вызывает, придумываются связанные с этим предметом истории. Затем выбирается лучшая.
— Соединение идей двух популярных фильмов. Или же берётся идея известного фильма, но меняется место действия. Например, “Крепкий орешек” в автобусе = фильм “Скорость”. “Крепкий орешек” в воздухе = “Самолёт президента”. “Покахонтас” в космосе = “Аватар”.
Идеи у новичков и профессионалов порой появляются одинаково случайно. Однако затем новички часто оставляют идею в первоначальном виде, а профессионалы улучшают её, дорабатывая и шлифуя. Т.е. профессионал отличается от графомана более осмысленным подходом к творчеству.
Профессиональный автор всегда определяет, какие герои наиболее подойдут для данной истории, в чём заключается цель героя, что стоит на его пути, есть ли у героя недостатки характера, какие на кону ставки, каким образом можно усилить драматизм ситуации, как рассказать историю оригинальнее, какова главная тема произведения и основной драматический вопрос. Здесь на помощь автору приходит логлайн и его формулы. По логлайну сложно определить качество сценария, но зато, как правило, всегда видно, хорошая это идея или нет.
Как обрести уверенность в том, что ты можешь придумывать идеи на заказ?.. Только умело применяя знание теории на практике, а это приходит с опытом. Заведите журнал историй, куда будете записывать интересные мысли, факты, события. Тренируйтесь, каждый день придумывая по 10-20 историй на определенную тему. Выбрав лучшую идею, запишите её в виде одной из формул логлайна в своём журнале. Писательские мускулы наращиваются с практикой.
—
Друзья, если я что-то упустил, буду рад, если вы поделитесь с новичками своим опытом, рассказав, откуда черпаете идеи для своих историй. Заранее благодарю.