Команда библиотеки взяла интервью об “академической кухне” у 19 выпускников, преподавателей и студентов Шанинки. Перед вами ― один из наборов карточек, которые мы составили, обрабатывая получившийся корпус историй.
На вопросы о том, как искать тему исследования, находить литературу и работать над текстом, отвечали исследователи из разных областей ― социологи, политические философы, историки и проектировщики. Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Тем не менее, мы надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.
1
Где искать тему исследования?
Тема часто вырастает из того, что нас волнует и трогает за живое ― не только на лекциях и семинарах, но и вне академической среды: это может быть факт вашей биографии или проблема, которая волнует.
Чтобы найти тему:
-
подумайте, какие вопросы, которые обсуждают на занятиях, представляются вам важными.
-
обратитесь к спорам и конфликтам между разными исследователями (классическими и современными, в книгах и на конференциях), попробуйте понять разные точки зрения и найти свой подход. Может быть, вы видите в актуальных дискуссиях лакуны, которые хочется заполнить?
-
поразмышляйте над темами, которые цепляют вас в контексте социальных проблем и личных размышлений.
Фиксируйте свои мысли в максимально простом виде в блокнот или в специальное приложение. Первая идея может быть очень общей и выражаться одной фразой ― важно поймать эту заготовку для будущей работы.
Полезно в течение всего хода работы иметь под рукой электронный или бумажный блокнот, в зависимости от того, к чему вы привыкли. Наше сознание может подкинуть мысль в любой момент, и если ее не записать, она потеряется. В лучшем случае вы будете помнить, что у вас была какая-то хорошая идея, в худшем ― не вспомните даже и этого.
2
Как исследование может пригодиться мне в будущем?
Если вы планируете идти дальше по академической стезе, можно оттолкнуться от уже знакомых и освоенных вами сюжетов и источников. Тогда отдельные ее части вы потом сможете переработать в PhD proposal или статью. Кроме того, ваша работа позволит узнать, кто ещё занимается вашей темой, и потом вы сможете попроситься к ним в грант или на работу. Эссе или диссертация ― хороший способ начать формулировать высказывание ― пусть и экспериментальное, неуверенное, пробное. Она в любом случае станет репликой: вот, что говорят другие на эту тему, вот что изучил/а я, вот, что я предлагаю научному/практическому сообществу.
Если ваше будущее лежит за пределами академии, найдите тему, связанную с вашей учебной специальностью и/или профессией. Личный эмпирический опыт в той области, которую вы возьметесь исследовать, будет помогать. Он сделает работу менее абстрактной и позволит нащупать болевые точки. Исследование, которое вы выполните, позволит посмотреть свежим взглядом на профессиональные задачи.
3
Нужно ли “болеть” темой?
Хорошо, если тема эссе или диссертации вызывают интерес и эмоции: любовь, страсть, радостное возбуждение, или непонимание, раздражение и беспокойство. Такие эмоции ― бодрящий драйвер, который не позволит бросить начатое и поможет пройти все формальные, рутинные и сложные этапы работы: расстановку ссылок, оформление библиографии, поиск источников, корректное цитирование и т.д.
Есть иной способ выстраивания отношений с текстом. Тема может не вызывать никаких чувств ― ни восторга, ни ненависти. Значит, вы скорее рационально, чем эмоционально выстраиваете свой путь. Возможно, исследование именно по этой теме принесет вам грант, или эту работу нужно написать, чтобы закончить определенный курс. Вам предстоит прожить с вашей работой много часов, дней, а иногда месяцев. Если вы неравнодушны к теме, вам будет проще осознавать в каждый отдельный момент, зачем вы ей занимаетесь. Но риск вступить в «сложные (или даже, как говорят наши собеседники, абьюзивные) отношения с собственным проектом есть и при полном отсутствии интереса, и при излишней эмоциональной вовлеченности.
Чтобы вдохновиться и найти силы работать даже в особенно тяжелых моментах, прочитайте книгу Умберто Эко “Как написать дипломную работу”. Она подскажет, как с наименьшими потерями нервных клеток пройти все испытания.
4
Как выбрать тему по силам?
Подумайте о ее “подъемности”. Частая ошибка неопытных исследователей ― оптимистичный взгляд на время и возможности. Обязательно будут заминки, торможения, переписывания. Отталкивайтесь от пессимистичных прогнозов. В лучшем случае, у вас останется время, в худшем ― вы будете морально подготовлены.
Вам понадобится время на чтение и на обдумывание прочитанного. Если исследование включает полевую работу, потребуется время на пилот и на разработку черновика (и, не забывайте, на его переписывание). Закладывайте время на все этапы проработки исследования, а не только на написание итогового текста.
Проконсультируйтесь с научным руководителем: спросите, успеете ли вы написать работу на тему, за которую беретесь. Преподаватели много работают с текстами, помогут оценить объем работы, а по необходимости ― сузить.
5
Как сужать тему?
Тему можно сузить в процессе общения с научным руководителем, (в случае эссе ― с преподавателем). Обычно еще во время первого обсуждения они предлагают обратиться к конкретному вопросу в области, которую вы выбрали.
До общения с научным руководителем можно посмотреть обзорные статьи, чтобы определиться, какой фокус существует в интересующей вас теме.
Если тема слишком абстрактна, попробуйте уточнить формулировки. Смотрите, что сплетается и что нет, что резонирует и соотносится с вашим вопросом. Существуют временные и географические фокусы. Вы можете взять для раскрытия своей темы определенный временной отрезок или часть мира, где феномен себя проявляет, ограничиться определенным автором, страной, городом, сконцентрироваться на раннем или позднем периоде творчества автора ― или выбрать для анализа одну из идеологических позиций.
Если коротко, то:
-
Конкретизируйте область и вопрос, который вы задаете. Глобальный вопрос должен быть один. Ответ должен быть конкретный. И ответ тем конкретнее, чем уже вопрос.
-
Если ваша область это позволяет, то возьмите локализованный во времени период ― 5-10 лет.
-
Сужайте источниковую базу. Тогда вы будете отвечать на вопрос не на основе всего, что нашли, а только на основе определенного типа источников (только не забудьте подумать о том, на основании каких критериев вы ограничиваетесь ими).
-
Полезно определиться, с какими из исследователей вы “дружите”, а с какими ― не очень.
Важно понимать, почему вы сужаете тему именно таким способом, как вы можете это объяснить и как это влияет на общее строение работы.
Если тема утверждается официально, и вы уже не можете ее поменять, то в первых фразах введения напишите, что в такой широкой теме вы на самом деле фокусируетесь на определенном частном сюжете.
6
Как сделать тему необычной?
Такое бывает необходимо, если вы хотите присоединить нетипичную область к вашему полю, сказать что-то новое или уйти в междисциплинарность. Попробуйте задавать оригинальные вопросы. Одним из ученых, начавших задавать странные вопросы в социологии был Георг Зиммель. Например: Как происходит простая болтовня и о чем? Как люди флиртуют? Как обедают? Как работают двери в домах? Зачем у картины рама? Такие вещи просто не могли прийти в голову серьезным исследователям ― а, оказалось, так можно.
Вдохновением может служить научная фантастика: она часто описывает, как выглядел бы наш мир, если бы что-то пошло по-другому.
7
Как быть с актуальностью?
Актуальность ― это значимость темы для вашего потенциального круга читателей или для широкой публики, в зависимости от специальности. Это попадание в дискуссию, которая ведется вокруг интересующего вопроса. Вы не пишете работу в вакууме: текстом вы вступаете в большой разговор, который ведется в вашем научном поле. Тема должна быть значима для кого-то ― для 7 человек, если вы занимаетесь крайне экзотическим вопросом, для 50-300-500 человек, если вы пишете в рамках какого-то studies. Найдите конференции для исследователей в вашем поле или специализированные журналы. Посмотрите на происходящую там дискуссию и подумайте о том, чем ваша тема может заинтересовать ваших коллег.
8
Как совместить личный интерес и актуальность?
Да, звучит странно: с одной стороны, вы должны заниматься тем, чем занимаются другие, потому что наука ― это коллективная работа. С другой стороны, вы должны сделать что-то свое, новое. На истоптанном тысячью исследователей поле нужно найти участок, на котором прячется что-то ценное, что другие пропускали. Идти и не повторять то, что уже сделали другие ― творческая задача. Для начала можно не согласиться с кем-то из исследователей, чьи тексты вы прочтете. Нужно будет найти аргументы для спора с этими авторами или предложить что-то, что они упустили.
9
Как выбрать научного руководителя?
Посмотрите на преподавательский состав факультета ― круг ваших потенциальных научных руководителей. Если никто из преподавателей не занимается темой, которая вас интересует, можно выбрать научного руководителя, который работает с симпатичной вам методологией. Важен взаимный интерес и участие. Человек, который не исследует конкретно ваш вопрос, но готов помогать и быть на связи, часто лучше признанного специалиста в вашей области, у которого нет сил и времени на научное руководство.
Чтобы познакомиться ближе с потенциальным руководителем, можно изучить статьи его/ее авторства.
10
Чувствую себя очень неуверенно в новой теме.
Чтобы ощутить опору под ногами, посмотрите книги оксфордской серии “Very short introductions”. Они выпускают небольшие издания, которые могут помочь разобраться в разных темах с нуля.
Кроме того, можно посмотреть перечень текстов по вашему вопросу в тематическом хэндбуке (справочном издании). Чаще всего, в них есть полные списки написанного по той или иной теме за всю историю интересующей вас дисциплины. Один из наиболее полных хэндбуков ― оксфордский. На сайте Oxford Handbook можно найти более 1000 справочников различной тематики*.
Разобраться в том, кто и что писал на вашу тему ― очень важно. Почитайте, что уже разобрано вашими коллегами. Найдите, что еще не написано, как еще не написано, на каком материале еще не сказано.
Вы не знаете, чем закончится ваша работа? Это большой плюс. Не нужно ставить проблему, зная, как в итоге вы собираетесь ее разрешить. Исследовательская задача как раз заключается в том, чтобы открыть прежде неочевидное ― для вас, окружающих и дисциплины в целом. Не стоит тратить свое время на всем понятное. Вы садитесь писать текст, чтобы узнать больше и сказать что-то новое, поэтому цепляйтесь за свои вопросы.
*В библиотеке Шанинки также есть хэндбуки, например, два тома оксфордских справочников по Политическим наукам под номерами 320 DRY REF и 320 RHO REF. Домой их взять нельзя, но можно поработать с ними в читальном зале.
11
Тема есть, не знаю, что делать дальше.
-
Сформируйте представление о поле: почитайте обзор литературы, хэндбук или теоретическую секцию статьи, чтобы составить себе примерное представление о круге проблем, которые существуют в вашем поле. Попробуйте составить литературный обзор в “героическом нарративе”: напишите, что X исследовал тему под таким углом, а Y ― под другим, но все они что-то не учли, и теперь вы, новый герой, сделаете все, как надо. Можно и не писать текст, а просто задать себе вопрос, чем вас не устраивают существующие исследования по вашей теме.
-
Не зарывайтесь глубоко в тексты, наметьте несколько точек, которые определяют плоскость вашей работы ― и от них начинайте свое исследование.
-
Поставьте предварительный вопрос. Что конкретно вам непонятно в интересующей теме? Что вы хотите узнать? И в чем хотите разобраться? Читайте тексты, чтобы получить еще более глубокое представление об этом вопросе, уточнить его ― и составить текст из пазлов этих размышлений.
-
Выберите один или несколько (не очень много) аспектов, которые будете исследовать. Начинающие исследователи часто хотят рассказать о предмете «вообще» и не фокусируются на чём-то одном. В итоге непонятна цель исследования и проблема, и сил всё проработать не хватает.
-
Обсудите с коллегами то, что вы нашли и куда дальше двигаться.
Обсуждать ваше исследование с коллегами полезно всегда. Порой мы тонем в найденном материале. Разговор поможет вам расставить акценты. Полезно будет пообщаться с научным руководителем или консультантом, но можно и с дружественными исследователями.
Что еще? Можно записать себе голосовое сообщение с размышлениями, можно сразу сесть писать текст ― или нарисовать mind map.
12
Как сохранять интерес к проекту?
-
Не растягивайте процесс работы.
-
Не высасывайте проблему из пальца. Если не задевает ― ищите новые способы отношения со своей темой. Если она перестала вас интересовать ― обсудите ее с кем-то и/или попробуйте найти в ней новый смысл
-
Следите за тем, что происходит в поле. Если есть возможность, ездите на конференции, выступайте с докладами по вашей теме ― комментарии и отзывы коллег поддержат ваш интерес.
Авторы: сотрудницы библиотеки Лиза Канатова, Наташа Винокурова
Консультанты: Полина Колозариди, Алина Петрова, Алексей Сафронов
Редактура: Вероника Хомякова
Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Александр Калгин, Константин Кокарев, Полина Колозариди, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Антон Прошин, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов.
Download Article
Download Article
Sometimes, finding a topic for a research paper can be the most challenging part of the whole process. When you’re looking out at a field brimming with possibilities, it’s easy to get overwhelmed. Lucky for you, we here at wikiHow have come up with a list of ways to pick that topic that will take you from the more vague brainstorming all the way to your specific, perfectly focused research question and thesis.
-
Your textbook, syllabus, and class notes can help you find a topic. If you’re writing your paper for a class, skim through your course materials to see what sparks your interest. Major academic journals in your field of study might also give you ideas for a topic.[1]
- If your textbook has discussion questions at the end of each chapter, these can be great to comb through for potential research paper topic ideas.
- Look at any recommended reading your instructor has suggested—you might find ideas there as well.
Advertisement
-
Run an internet search or talk to your instructor. Scholars in a field of study always know what issues are really hot in the field at any given time. If you want to write something more cutting edge, focus on these newly emerging issues.[2]
- Think about current events that touch on your field of study as well. For example, if you’re writing a research paper for a sociology class, you might want to write something related to race in America or the Black Lives Matter movement.
- Other instructors in the same department or field might also have ideas for you. Don’t be afraid to stop in during their office hours and talk or send them an email, even if you’ve never had them for a class.
-
Being active can stimulate your mind to focus on topic ideas. If you’ve been churning through materials and just can’t come up with something that really strikes you, taking a break will help. And research shows walking will boost your creative thinking by as much as 60%![3]
- If you want to walk with a friend and discuss topic ideas as you walk, that can help too. Sometimes, you’ll come up with new things when you can bounce your ideas off someone else.
Advertisement
-
Bounce ideas off of people you know to get their thoughts. Talking to other people is a great way to work through your general ideas and figure out more specifically what you might want to write your paper on. Pay particular attention to any questions they ask—those can be great at generating research topics.
- People who aren’t really familiar with the general subject you’re researching can be helpful too! Because they aren’t making many assumptions, they might bring up something you’d overlooked or not thought about before.
-
Set a timer for 5 or 10 minutes and write without stopping. Don’t worry about editing or creating something polished—no one has to see this but you. Do this for each of your topic ideas. When the timer goes off, assess how you feel. Did you want to keep writing, or did you have to force yourself to keep going? How much about the topic do you already know? What are you curious about?
- Having a personal interest in the topic will keep you from getting bored. You’ll do better research—and write a better paper—if you’re excited about the topic itself.
Advertisement
-
Search online for background articles about topics you like. You might have several topics you’re thinking about—getting some background can help! Make sure the topic fits in with your assignment for your paper and that there are still unanswered questions out there. Generally, you don’t want to write about something that’s already been researched extensively.[4]
- Ideally, based on your background research, you’ll be able to choose one of the topics that interests you the most. If you still can’t narrow it down, keep reading!
- Even though you wouldn’t want to use them as sources for your actual paper, sources like Wikipedia can be excellent for getting background information about a topic.
-
Jot down words related to your topic to search for sources. For some topics, you’ll include proper nouns, such as the name of a specific person you’re researching. If your topic is more conceptual, on the other hand, include synonyms as well as the specific terminology you plan to use in your paper.[5]
- For example, if you’ve chosen environmental regulations as a topic, you might also include keywords such as «conservation,» «pollution,» and «nature.»
Advertisement
-
Search online or on library databases and review your results. Use your keywords to find out how much research has already been done on the topic you’re thinking about. This preliminary research can also give you some sources for your paper.[6]
- Your results might also suggest other keywords you can search to find more sources. Searching for specific terminology used in articles you find often leads to other articles.
- Check the bibliography of any papers you find to pick up some other sources you might be able to use.
-
Narrow your topic to a specific time period, geographic area, or population. If you’re getting hundreds of results on your topic, try another search with something more specific. You might need to narrow your topic in more than one way to find something narrow enough that you can do it justice in your research paper.[7]
- For example, suppose you decided to look at race relations in the US during the Trump administration. If you got too many results, you might narrow your results to a single US city or state.
- Keep in mind how long your research paper will ultimately be. For example, if there’s an entire book written on a topic you want to write a 20-page research paper on, it’s probably too broad.
Advertisement
-
Broaden your scope if you’re not getting enough results from your keywords. Sometimes, you’ll type in your keywords and only get a handful of results—or worse, nothing at all! If you were doing an original study, this would be great. But you can’t write a research paper without sources, so if you’re not getting a lot of hits, you’ll have to cast a broader net.[8]
- For example, suppose you wanted to research the impact of a particular environmental law on your hometown, but when you did a search, you didn’t get any quality results. You might expand your search to encompass the entire state or region, rather than just your hometown.
-
Run another search based on the information you’ve gained. Really, you can do this at the same time that you’re limiting or expanding your topic. At this stage, your research is more about experimenting and staying flexible so you can find the best angle of approach that will yield results you can use.[9]
- For example, you might do an initial search and get hundreds of results back and decide your topic is too broad. Then, when you limit it, you get next to nothing and figure out you’ve narrowed it too much, so you have to broaden it a little bit again.
- Stay flexible and keep going until you’ve found that happy medium that you think will work for your paper.
Advertisement
-
Use the 5 W’s (who, what, when, where, and why) to write your question. You don’t have to answer all of these questions, but they can help you narrow your focus. Ultimately, this research question will be the driving force behind your research and your entire paper.[10]
- For example, your research question might be something like «How did environmental regulations affect the living conditions of people living near paper mills?» This question covers «who» (people living near paper mills), «what» (living conditions), «where» (near paper mills), and «why» (environmental regulations).
-
Write down citation information as you work. Even sources that you find in your preliminary research might end up being something you use in your final paper. Writing down the citation information also ensures that you can find the source again if you want to refer back to it.
- At this point, your list is still a «working» list. You won’t necessarily use all the sources you find in your actual paper.
- Building a working list of sources is also helpful if you want to use a source and can’t immediately get access to it. If you have to get it through your professor or request it from another library, you have time to do so.
Advertisement
-
Your thesis is the answer to your research question. Once you’ve got a little bit of research under your belt, you should be able to decide how you want to answer your research question. Then, you’ll do additional research to prove or disprove your thesis.[11]
- For example, suppose your research question is «How did environmental regulations affect the living conditions of people living near paper mills?» Your thesis might be something like: «Environmental regulations improved living conditions for people living around paper mills.»
- As another example, suppose your research question is «Why did hate crimes spike in the US from 2017 to 2020?» Your thesis might be: «A permissive attitude towards racial supremacy caused a spike in hate crimes in the US from 2017 to 2020.»
- Keep in mind, you don’t have to prove that your thesis is correct. Proving that your thesis was wrong can make for an even more compelling research paper, especially if your thesis follows conventional wisdom.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
If you’ve been given a list of topics but you come up with something different that you want to do, don’t be afraid to talk to your instructor about it! The worst that will happen is that they’ll make you choose something from the list instead.[12]
Advertisement
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 76,664 times.
Reader Success Stories
-
«I researched on planets and I successfully completed it and everyone loved my research too.»
Did this article help you?
Время от времени сотрудники делали доклады на
странные темы, вроде: “Относительно выражения
глаз авгура” или “Предикторские свойства гущи
из-под кофе мокко урожая 1926 года”.
Аркадий и Борис Стругацкие
“Понедельник начинается в субботу”
Корректный выбор темы научного исследования — один из первых факторов успеха. Хорошая тема обеспечивает популярность вашей работы в научном сообществе и дает импульс для дальнейшего исследования. От нее зависит, согласится ли журнал публиковать рукопись.
Чтобы выбрать подходящую тему для статьи, ученый должен прежде всего хорошо понимать, что происходит в его научной отрасли: какие проблемы решаются, что уже известно и что предстоит исследовать. Искомая тема зарыта среди неизученных или плохо изученных вопросов. Поскольку таких вопросов может быть много, рассмотрим основные критерии выбора.
Содержание статьи
- 1. Выбор темы на основе типа статьи.
- 2. Три типа научных статей.
- 3. Как выбрать тему: два варианта действий.
- 1. Отталкиваться от сути вашей работы и научного результата.
- 2. Сформулировать тему статьи, затем собрать контент и писать рукопись.
- 4. Что необходимо учитывать при выборе темы научной работы?
- Заключение
1. Выбор темы на основе типа статьи.
Выбор темы для научной публикации часто определяется тем, насколько ученый погружен в исследовательскую деятельность. Например:
- Научная деятельность/исследования на старте — результатов и исследований еще нет. Эта ситуация знакома студентам, которым нужны публикации в журналах, но какое направление и темы для них выбрать — пока загадка.
- Научное исследование в процессе — есть тема исследования, есть данные, которые уже можно выносить на обсуждение научным сообществом, но еще нет четких результатов и выводов по исследованию.
- Научное исследование на финальной стадии — исследование завершено, есть данные, есть анализ, есть выводы. Самое время подытожить результаты в статье.
В зависимости от того, на какой стадии находится ваша работа, вы можете писать разные типы научных статей:
- теоретические;
- практические;
- смешанные.
В чем разница и какой тип выбрать? Чтобы было понятнее, разберем каждый из них подробно.
1) Теоретические статьи разрабатываются на основе литературных источников. Это вариант выбора в ситуации, когда исследование находится на начальном этапе. В таком случае найти идею для темы статьи можно среди следующих вопросов:
- история вопроса, состояние на сегодняшний день и дальнейшие перспективы;
- этические аспекты проблемы;
- методы исследования, их сравнительный анализ, недостатки, преимущества и перспективы;
- глобальные процессы и их влияние на объект вашего исследования;
- методы анализа полученных данных, их недостатки и преимущества.
Можно обсуждать уже сделанное открытие с другой точки зрения. Новые данные и новые методы иногда выявляют неожиданные аспекты в давно изученных вопросах. Тогда переосмысление старой работы дает неожиданные и небанальные результаты.
2) Практические статьи основаны на лабораторных или полевых исследованиях, практике производства, объективных процессах. Если у вас уже есть данные, которые можно обсуждать и анализировать, пишите практическую статью. В ней можно рассматривать следующие темы:
- технологию;
- программы для анализа данных;
- методы лечения или исследования;
- модели для прогнозирования процессов.
Чаще всего практическая статья подводит итог какому-то этапу исследования. В ней можно обсудить, в каком направлении вы планируете двигаться дальше, исходя из полученных данных. Таким образом, чтобы выбрать актуальную тему для практической статьи опирайтесь на свое исследование.
3) Смешанные статьи сочетают теоретические и практические аспекты. Такая статья является достойным завершением работы. Это фундаментальный труд, который раскрывает тему целиком. Он показывает:
- с чего начиналось и как развивалось изучение вопроса;
- что известно на сегодняшний день;
- описание вашей работы;
- анализ полученных данных;
- выводы.
Таким образом, публикацию можно подготовить на любом этапе исследования. Выбор темы научной статьи зависит от того, какими данными вы располагаете на текущий момент.
3. Как выбрать тему: два варианта действий.
Статья должна соответствовать тематике научной работы и отражать ее результаты. Поэтому при выборе темы для статьи логично отталкиваться от вашего научного исследования.
Если у вас уже есть тема диссертации или дипломной работы, понять, о чем писать статью легче, потому что область поиска очерчена.
Другая ситуация, если вы только обдумываете тему научного проекта. Перед вами очень обширный выбор. Придется проделать большую работу, чтобы сначала определить, что вы будете исследовать вообще, а потом формулировать тему для конкретной статьи.
Исходя из этого, возможно два подхода к выбору темы статьи:
1. Отталкиваться от сути вашей работы и научного результата.
Если у вас уже есть не только тема и общий план научного исследования, но проделана определенная работа, то это и есть материал для статьи. Расскажите, в чем суть данного этапа исследования, обсудите полученные результаты и предварительные выводы.
Основой для формулировки темы могут быть названия глав и подглав диссертации или дипломной работы. Можно опираться на тему самой диссертации, особенно при написании обзорных, теоретических статей.
2. Сформулировать тему статьи, затем собрать контент и писать рукопись.
В этом случае речь идет о начальном этапе научной разработки, когда определяют цели и ставят задачи. Каждая задача может содержать в себе идею для статьи.
Например: стоит задача выбрать методы исследования и спланировать эксперимент. Пишем обзорную статью о существующих методах, их недостатках и преимуществах. Рассматриваем дизайн исследований в уже опубликованных статьях. Выбираем и обосновываем собственную программу.
Если вы начинаете с нуля, cделать выбор довольно сложно. Изучение работ других исследователей поможет найти неизбитую тему для научной работы, в которой есть простор для изысканий и новизна. Изучите онлайн-каталоги и базы научных статей, например:
- MEDLINE® — главная библиографическая база данных в области наук о жизни;
- Elsevier Scopus — база по техническим, медицинским и гуманитарным наукам;
- EMBASE — база биомедицинской литературы;
- Clarivate Analytics Web of Science — включает журналы по социальным наукам;
- Cumulative Index for Allied and Health Literature (CINAHL) — литература по медсестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения;
- WEB OF SCIENCE — интернет-платформа, объединяющая базы по естественным, техническим, общественным, гуманитарным наукам и искусству;
- Индекс цитирования социальных наук SSCI — включает журналы в области общественных наук, а также ведущие научные и технические журналы;
- сервис Академия Google — бесплатная поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин;
- проект КиберЛенинка — универсальный каталог, содержит публикации в области естественных и точных наук, медицины, гуманитарных и сельскохозяйственных наук, социальных наук, техники и технологий. Научные статьи находятся в свободном доступе и бесплатно.
Также темы для статей можно поискать в сервисе Sci Hub, а том как им правильно пользоваться, читайте в отдельной статье.
Анализ опубликованных статей в вашей научной области помогает найти идеи и сформулировать собственную тему статьи.
4. Что необходимо учитывать при выборе темы научной работы?
На основе изучения литературы и уже существующих статей можно определить несколько перспективных направлений исследования. На чем остановиться? Вот несколько факторов, которые помогут сделать окончательный выбор темы будущей статьи и проверить его правильность:
1. Актуальность. Если тема никому не интересна, статью не будут читать. Здесь нет другого пути, кроме изучения уже имеющихся публикаций. Чтобы выбрать тему для своей статьи, проанализируйте, что пишут ваши коллеги.
Если публикаций по вашей теме очень мало или нет совсем, значит тема неактуальна. Тогда ищите в смежных областях.
Если публикаций очень много, то нужно предложить что-то очень интересное, чтобы именно вашу статью заметили среди многих других.
2. Новизна. Внимательно изучите другие работы в вашей научной области, чтобы понять, что нового и интересного вносит ваше исследование. Будьте внимательны, чтобы ничего не пропустить. Если автор не заметил, что кто-то другой уже сообщал о результатах, которые он преподносит как оригинальные, его авторитет может пострадать необратимо.
3. Значимость работы. Подумайте, какие насущные проблемы решит ваше исследование. Если вы не предлагаете ничего существенного, статья, скорее всего, не стоит потраченной бумаги. Хорошую тему для статьи можно найти среди актуальных проблем в вашей научной области.
4. Реализуемость. Вопрос “есть ли жизнь на Марсе” может быть очень интересен. Но если вы не можете запустить марсоход или иным способом собрать доказательную базу, работа становится пустой тратой времени.
Не беритесь за темы, требующие работы с труднодоступным материалом, если у вас нет реальной возможности его получить. Проверьте наличие необходимой литературы, оборудования, расходных материалов и объектов для исследования, прежде чем браться раскрытие темы.
5. Широта охвата. Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и писать статью на очень широкую тему. Такие вопросы, как “Образование” или “Здравоохранение” можно изучать годами.
Статья — не монография и не энциклопедия. Выбирайте в широкой теме тот аспект, который можно полноценно раскрыть на 10–15 листах. Например, “Проблемы финансирования в образовании” или “Обеспеченность кадрами в здравоохранении”. Не растекайтесь и не уходите в другую крайность — слишком узкую тему.
При слишком узкой формулировке вопроса трудно найти достаточно данных. Например “Лечение пациентов с синдромом Армстронга в Польше”. Таких больных, к счастью, настолько мало, что в масштабах одной страны невозможно сформировать репрезентативную выборку.
Если вы собираетесь писать диссертацию, рекомендуем изучить отдельную статью о том, как выбрать и обосновать ее тему.
6. Готовность к работе. Очень хорошо, если у вас уже есть какие-то наработки в виде курсовых работ, рефератов или дипломного проекта. Легче работать с уже знакомым материалом, чем начинать что-то совершенно новое.
7. Последнее, но немаловажное — ваш интерес к теме. Помните, что вы ввязались в масштабный проект, который потребует много времени и ресурсов. При отсутствии внутренней мотивации и энтузиазма легче получить депрессию, чем стоящие результаты.
Несмотря на то, что выбор темы будущей статьи может лежать на поверхности, нужна довольно кропотливая работа, чтобы убедиться, что об этом нужно писать.
Заключение
Если у вас нет готовых наработок и идеи по выбору темы для статьи в голову не приходят, используйте алгоритм “от общего к частному”.
Выбирайте предметную область и выписывайте вопросы, имеющие к ней отношение. Например: здравоохранение → финансирование, кадры, оборудование, обучение и так далее.
В каждом вопросе выделяйте подвопросы. Например: кадры в здравоохранении → врачи, средний медицинский персонал, санитарки; врачи общей практики и узкие специалисты.
Теперь возьмите вопросы, интересные лично вам.
Просмотрите публикации по этим темам: о чем пишут ваши коллеги и что нового можете сказать вы сами по актуальным проблемам в очерченной области. Это и будет ваша тема.
Чтобы выбрать тему для статьи, нужно выявить аспекты, которые требуют дополнительного исследования и анализа. Именно в них спрятана новизна и актуальность вашей статьи. И, конечно, убедитесь в том, что у вас есть ресурсы для проведения исследования.
Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 268 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 389 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Выбор темы исследования.
Способы и требования.Разработала: учитель экономики МАОУ гимназия №4 г. Канска Толоконникова Т.А.
-
3 слайд
Как правильно выбрать тему исследования?
Очень важным моментом является правильный выбор темы исследования, от которого во многом зависит успех всего дела. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться именно твоим способностям, знаниям, интересам. Материал для работы может черпаться из самых разных источников: монографий, научных журналов, а также из сети Интернет. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам.
Исследование может быть посвящено предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д. -
4 слайд
Тема научной работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т.п.
Может быть, полезно обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, экономики и математики, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той, и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы и интересны для исследования. -
5 слайд
Какой должна быть направленность работы: научной или практической?
Среди исследователей можно условно выделить два типа людей.
Одни — практики, для которых научная работа является лишь средством решения практических задач по своей специальности и позволяет им глубже узнать какую-то узловую проблему своей повседневной деятельности, чтобы потом успешнее работать в этой сфере.
Другая группа теоретики, для которых данное исследование — это лишь этап длительного творческого пути, на котором их ждут и кандидатская, и докторская диссертации, и монографии и т.п. Для них выбор темы исследования должен стать стратегическим выбором направления научных поисков на многие годы. Поэтому, выбирая тему исследования, задумайся над тем, к какой группе ты себя относишь. От этого будут зависеть требования, которые ты должен предъявить к своей работе: будет ли это узкоспециальная тема с большим выходом в практику или чисто научная, но очень перспективная и плодотворная теоретически. -
6 слайд
Тема научного исследования должна быть:
интересна, увлекательна для тебя;
выполнима (решение ее должно быть получено тобой в ходе исследования);
оригинальна (в ней необходим элемент неожиданности, необычности);
доступна (ты должен понимать то, что пытаешься проанализировать и описать);
должна соответствовать твоим возрастным особенностям. -
7 слайд
1. Найти проблему — что надо изучать.
Проблема исследования и его тема — это не одно и то же.
Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.
Проблема — это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.
Проблема – это вопрос, на который мы ищем ответ путем проведения исследования. -
8 слайд
Где мы ищем проблему?
В определении проблемы может помочь изучение фактов, теорий, точек зрения противоречивого характера. Еще один способ выйти на проблему – увидеть, как эта тема связана с нашей жизнью, какое преломление она находит в современном мире.
Работая над различными точками зрения по теме, постарайся ответить на вопросы:
О каких фактах идет речь?
Что вас в них удивило?
На что вы обратили внимание в этих фактах?
О каких точках зрения идет речь?
Чем они интересны?
Что в них кажется вам противоречивым?
Какое мнение у вас на этот счет?
Почему вы придерживаетесь такого мнения?
Кто разделяет иную точку зрения?
В чем состоит суть проблемы?
Каков путь ее решения?
Над чем мы будем работать? -
9 слайд
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования. В свою очередь, цель определяет тактику исследования — последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально формулируется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в ходе исследования.
Проблема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Например, «Почему А. Ахматова сравнила поэзию В. Маяковского с «молнией, ворвавшейся в душный зал»?», «Влияние транспорта на здоровье человека», «Эффективность нетрадиционных источников энергии». -
10 слайд
2. Сформулировать тему — как это назвать.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 263 302 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 21.01.2022
- 54
- 0
- 21.01.2022
- 129
- 2
- 21.01.2022
- 200
- 5
- 21.01.2022
- 199
- 4
- 21.01.2022
- 123
- 1
- 21.01.2022
- 51
- 1
- 21.01.2022
- 70
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Как найти тему для исследовательской работы
Исследовательскую работу нужно начинать с выбора темы. Она должна в полной мере отражать вашу задачу: провести самостоятельное научное изыскание. Конечно же, вы имеете полное право опираться на уже полученную информацию, то есть на результаты работ, проведенных другими исследователями в этой области, но ваши исследования должны быть оригинальными, а тема – актуальной.
Инструкция
Просмотрите перечень тем, утвержденных ученым советом научно-исследовательского учреждения или руководством высшего учебного заведения. Вполне возможно, что среди них попадется та, которая вас заинтересует. При этом конечно необходимо учесть, что ее почти наверняка уже использовали ваши коллеги. Поэтому уделите особое внимание следующим вопросам: какой оригинальный подход следует применить при исследовательской работе, какое новшество внести.
Почитайте ранее опубликованные работы по этой теме. Посоветуйтесь с вашим научным руководителем. Может быть вам следует использовать другие условия, другие методы изучения и анализа. Может быть стоит рассмотреть проблему с оригинальной, ранее не освещавшейся, точки зрения. Помните: ваше исследование должно быть самостоятельным, а не являться слепком с какой-то другой работы. Чем меньше шаблонов, тем больше плюсов вам, как исследователю.
Можете выбрать абсолютно новую тему из той области науки, которая вызывает у вас интерес. Сформулируйте ее или самостоятельно, или с помощью научного руководителя. Предварительно ознакомьтесь с базами данных, чтобы случайно не проделать напрасную работу и не быть обвиненным в попытке плагиата (если окажется, что эта тема давно разработана каким-то отечественным или зарубежным ученым).
В этом случае вам придется буквально «идти на ощупь», опираясь исключительно на свои знания и опыт, причем без всякой гарантии успеха. Однако такие работы всегда ценятся выше, нежели исполненные на уже известные темы.
Разумеется, в любом случае объективно и беспристрастно взвесьте свои возможности. Достаточно ли у вас знаний для работы именно по этой теме, располагает ли научно-исследовательское или учебное заведение всем необходимым оборудованием, и т.д.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.