Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по проектной деятельности «Как выбрать тему проекта» (5-9 класс)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как выбрать
тему проекта?
Оксана Валентиновна Непочатых,
учитель английского языка ГБОУ Гимназия №261 Кировского района Санкт-Петербурга -
2 слайд
Оглавление
Проблема и тема проекта – в чем отличие?Как выбрать тему для своего проекта?
Упражнение «Маршрут выбора темы»
Примерные темы проектов
Памятка для формулирования темы проекта
Какими могут быть темы проектов? -
3 слайд
Важно отличать тему от проблемы. Тема формулируется после определения проблемы
1.Посмотри вокруг: может быть, предстоящие/прошедшие события школы/класса/одноклассников подскажут направление мысли? что в них было не так, как тебе хотелось бы?
2. Проблема — это то, чего не хватает для идеального состояния ситуации. Подумай, что не хватает для того, чтобы мероприятие/событие/явление/отношения прошло идеально.
3.Составь список конкретных недоработок, которые привели к проблеме.
4. И главный вопрос — что будет, если проблема будет решена? -
4 слайд
Как выбрать тему для своего проекта?
Список тем может предложить учитель/кураторУченик может сам выбрать тему, определив проблематику
*Обсуждение темы может привести к возникновению абсолютно новой идеи — и это тоже один из возможных путей выбора темы
-
5 слайд
Упражнение «Маршрут выбора темы»
Ответь на вопросы в следующем порядке:
1.Что тебе интересно( математика, история, иностранный язык, география, робототехника и тд)?
2.Какое у тебя хобби? Чем ты занят в свободное время?
3.Благодаря чему у тебя хорошие отметки?
4. Какой предмет в школе вызывает у тебя наибольший интерес?
5. Какими достижениями в школе/вне школы ты гордишься? -
6 слайд
Какими могут быть темы проектов?
Темы условно можно разделить на 4 группы:
1) экспериментальные предполагают проведение собственных опытов, экспериментов и наблюдений
2) фантастические касаются несуществующих, придуманных, сказочных, фантастических объектов/явлений (единороги, эльфы, драконы и т.д)
3) творческие — продуктом творческого проекта могут быть сценарии мероприятий, поэтические произведения или произведения в прозе, танец, музыкальное произведение, театральная постановка и тд.
4) теоретические — изучение и обобщение информации, содержащейся в различных источниках — фильмах, книгах и тд) -
7 слайд
Примерные темы проектов:
1) экспериментальные — «Особенности воспитания кошек в домашних условиях», «Как собрать один новый компьютер из нескольких старых», «Выращивание огурца на подоконнике»
2) фантастические — «Китайские драконы и Змей Горыныч — родственники?», «В чем сила единорога?», «О чем может рассказать эльф»?
3) творческие — «Сценарий праздника «День Учителя», «Как придумать стих?», мероприятие, посвященное поздравлению девочек с 8 марта/мальчиков с 23 февраля, театральная постановка на иностранном языке на районный/городской конкурс, видеоролик на районный городской конкурс на определенную тему.
4) теоретические — «Ложные друзья переводчика», «Где живет дождь?», «Книга — лучший друг школьника» -
8 слайд
Памятка для формулирования темы проекта
Тема проекта должна быть
выполнима
интересна автору
актуальна на сегодня
содержать элементы новизны
отражать авторскую позицию по проблеме
интегрировать знания из различных школьных/внешкольных дисциплин
Краткое описание документа:
Данная презентация — в помощь педагогу на занятии по проектной деятельности. В презентации подробно раскрыт вопрос выбора темы индивидуального или коллективного проекта.Тренинговые задания и памятка помогут школьникам научиться самостоятельно выбирать тему для своего проекта.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 268 695 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 12.07.2022
- 1525
- 45
- 12.07.2022
- 122
- 0
- 12.07.2022
- 159
- 2
- 12.07.2022
- 82
- 1
- 12.07.2022
- 107
- 0
- 12.07.2022
- 147
- 2
- 12.07.2022
- 170
- 0
- 12.07.2022
- 206
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Непочатых Оксана Валентиновна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 15
- Всего просмотров: 12657
-
Всего материалов:
14
Выбор темы проекта
Правила выбора темы проекта:
Правило 1. Тема должна быть интересна.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Объект исследования —
определенный процесс или явление , порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения.
Предмет исследования
конкретная часть объекта , на которую направлено основное внимание исследователя.
Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные стороны явлений, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).
- ВНИМАНИЕ!!! Предмет исследования определяет тему работы
Пример 1
- Объект исследования : процесс формирования общественного мнения избирателей в период избирательных кампаний. Предмет исследования: роль средств массовой информации в процессе формирования общественного мнения населения в период избирательных кампаний, степень их влияния на выбор избирателей. Тема ВЛИЯНИЕ СМИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Пример 2
- Объект исследования : проблема взаимодействия поколений в современной семье. Предмет исследования : причины конфликтов между родителями и детьми, а также пути их разрешения или предотвращения. Тема КОНФЛИКТЫ ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ: ПОЧЕМУ И О ЧЕМ СПОРЯТ РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Цели и задачи проекта
Как сформулировать цели и задачи проекта?
- Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий.
- Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?».Она звучит ёмко и отражает тему проекта:
- написать..
- составить..
- сделать..
- выяснить..
- доказать..
- разработать…
- убедить..
А теперь подумайте, чтобы достичь этой цeли, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи.
- Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели:
- изучить..
- описать..
- установить..
- выявить..
- сформулировать..
- привлечь…
- исследовать
Исследовательский проект
Цель
Задачи (план работы над проектом)
- 1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
- 2. Провести исследования….
- 3. Обработать и проанализировать полученные результаты…
- 4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …)
- 5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)
- 6. Подготовить проект к защите…
Работа с текстом
Индивидуальный исследовательский проект
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Философ Лессинг
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ
ПРОЕКТ — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации
ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
- Прежде всего для твоей самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект дает возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своем развитии. Что говорят документы?
- “ Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.”
ПОЗНАКОМЬСЯ С ДОКУМЕНТАМИ
Работа над проектом требует четкой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки твоей деятельности. Необходимо внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Какие это документы? Вот примерный перечень:
- Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
- Карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования
- Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки
- Дневник работы над проектом
- План консультаций с преподавателем или тьютором
ПРИСЛУШАЙСЯ К СЕБЕ
- Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
ПРОЕКТ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕИ
- Что делать, если идей очень много? Оцени все свои идеи и подумай, какую пользу принесет твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между “интересно и полезно”. Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесет пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести свое, оригинальное.
Виды проектов
- Исследовательский
(Узнаю — открою)
- Информационный
(Узнаю — расскажу)
- Практико — ориентированный (Узнаю – сделаю)
- Творческий
(Узнаю как – сделаю – покажу другим))
Исследовательские проекты
- имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обяза- тельно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Информационные проекты
- это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле- конференция).
Практико-ориентированный проект
- также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТОМ
- Результатом работы над проектом может быть, как готовый объект или информация (учебное пособие, WEB-сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертеж, бизнес-план).
Продукт проекта
- Презентация
- Видеофильм
- Выставка
- Высаженные цветы
- Статья в газете
- Мероприятие
- Театрализованное представление
Виды продуктов проектной деятельности:
- WEB-сайт
- Видеофильм
- Экспозиция и экскурсия по ней
- Коллекция
- Модель, макет
- Художественное произведение
- Мультимедийный продукт
- Постановка
- Праздник
- Справочник
- Учебное пособие
- Экскурсия или интерактивная экскурсия
- Бизнес-план
- Карта, атлас
- Пакет рекомендаций
- Путеводитель
- Справочник
- Учебное пособие
Пять «П» проекта
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
ПРИВЛЕКАЙ РОДИТЕЛЕЙ
- Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие на данной ступени образования и в твоей жизни. Не стесняйся озаботить этим родителей. Не отказывайся от их помощи и помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат тебя и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
- Тема должна быть краткой, лаконичной, законченной (5 – 8 слов)
- Интересная тема может содержать риторический вопрос
- Тема должна охватывать четкие границы и отражать суть работы
- Тема должна быть выполнима
- Тема, по возможности, должна быть оригинальной
- Тема должна быть интересна самому автору
КАК ОЦЕНИТЬ СВОЮ РАБОТУ
- Прочитай свой “Дневник работы над проектом” . Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы этой анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
- Планировать свою деятельность, распределять время
- Организовывать рабочее пространство
- Доделывать всё до конца
- Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
- Выделять главное, существенное
- Правильно оформлять проект
- Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
- Прислушиваться к разным мнениям
- Доказывать свою точку зрения
- Создавать презентацию
- Другое
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАЩИТУ ПРОЕКТА.
- Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Четко сформулируй цели и задачи твоего проекта. Отстаивай значимость своей работы. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
ПОМНИ
- Полученный тобою опыт неоценим. Твоя работа проделана не зря. Мы все стремимся сделать нашу страны успешной, перспективной, богатой и уважаемой, а это зависит только от ее граждан, становление которых происходит в школе!
1. Тема 2. Выбор проблемы и темы проекта. Определение цели, задач и стратегии проекта
2. 2.1. Выбор проблемы, разработка идей, формулировка замысла, определение и формулирование темы проекта
2.1. ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ, РАЗРАБОТКА
ИДЕЙ, ФОРМУЛИРОВКА ЗАМЫСЛА,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ
ТЕМЫ ПРОЕКТА
В самом общем виде проблема — это вопрос или совокупность
вопросов, ответами на которые мы не располагаем.
Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще
всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория.
Научная проблема – это знание о незнании.
3.
Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы,
но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из
них приводит к возникновению других, которые в свою очередь
порождают множество новых проблем.
Разумеется, не все проблемы в науке одинаково важны и существенны.
Уровень научного исследования в значительной мере определяется
тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над
которыми работают ученые.
4.
Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ
на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации.
Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и
поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым
правилам и методам.
Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате
открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних
теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез
(законов, теорий) не может объяснить вновь обнаруженные факты.
5.
Причем проблема — не застывшая форма знания, а процесс,
включающий два основных этапа движения познания — ее
постановку и решение.
Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений,
умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее
успешного решения.
Поставить проблему — значит:
• отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и
требующие объяснения, факты, соответствующие теории и
противоречащие ей;
• сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы,
обосновать его правильность и важность для науки и практики;
• наметить конкретные задачи, последовательность их решения и
методы, которые будут применяться при этом (анализ
методов будет дан в следующей главе).
6.
Выбор проблемы исследования обосновывается прежде всего ее
актуальностью, то есть насколько предполагаемые исследования будут
способствовать выполнению практических задач.
Прежде чем взяться за решение проблемы, необходимо провести
предварительное исследование, в процессе которого будет
сформулирована сама проблема и намечены пути ее решения. Такая
разработка проблемы может осуществляться примерно следующими
основными этапами:
1.
Обсуждение полученных новых фактов и явлений, которые не
могут быть объяснены в рамках существующих теорий.
2. Предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения
проблемы, которые могут быть выдвинуты исходя из учета новых
фактов и существующих теоретических предпосылок.
3. Определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с
другими проблемами.
4. Предварительное описание и интерпретация проблемы.
7.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ
По объекту.
Предметные — объектом является знание об объектах (Сколько
существует предметов типа А?)
— Эмпирические — поиск данных. Ответ может быть дан на основе
эксперимента, измерения, наблюдения.
— Концептуальные — организация и интерпретация имеющихся данных.
1.
2. Процедурные — объектом является способ получения или оценки
знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов
типа А?
— Методологические — планирование научного
исследования (например, выбор единиц измерения,
порядок проведения эксперимента).
— Оценочные — оценка опытных данных и теорий
(например, правильность, осмысленность).
8.
По корректности и разрешимости:
— разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные,
ложные),
— неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций
или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом),
— некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой — у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -истинна).
9.
По структуре:
1. Проблемы первого класса — хорошо структурированные,
выражены количественно. К ним могут быть отнесены некоторые
технические, экономические и организационные проблемы. Для
решения этих проблем применяют методы математического
программирования, теорию игр, метод Монте Карло и др. Эти
методы позволяют количественно оценивать преимущество того или
иного решения.
Пример: Решение вопроса выпуска продукции в условиях
ограниченности складского хранения – что, в каком количестве
производить, если склад готовой продукции «не резиновый».
10.
2. · Второй класс — слабо структурированные проблемы
(отсутствует достаточная количественная
формализация). Проблемы второго класса нельзя решить только с
помощью математических методов, необходимо и приходится
использовать интуицию и опыт, а также теорию вероятностей и
психологические знания.
Пример: Решение вопроса поступления в ВУЗ после окончания средней
школы, поиск и устройство на работу и т.п.
3. Проблемы третьего класса – неструктурированные. Для решения
этих проблем, обычно применяются эвристические (интуитивнологические) методы решения, с помощью которых
неструктурированная проблема переводиться в класс слабо
структурированных. После чего можно использовать методы
системного анализа, который позволяет либо найти правильное
решение, либо выявить причины появления проблемы.
Пример: Проблема экологии мегаполиса (страны,
континента, планеты), дефицит пресной воды
в мире и т.п.
11.
ФОРМУЛИРОВКА
ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Суть
проблемной
ситуации
представляется
в
формулировке проблемы исследования.
Сформулировать научную проблему для автора – это значит
показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то,
что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Проблема исследования формулируется как указание на
противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем,
что (или как) должно быть.
Из
формулировки
проблемы
должно
быть
понятно,
что не так,
почему не так и
что будет, если сделать как надо.
Сформулированная корректно
проблема конкретизируется
в цель исследования.
12.
ТРЕБОВАНИЯ
К
ФОРМУЛИРОВКЕ
Корректная формулировка проблемы
соответствовать некоторым требованиям:
ПРОБЛЕМЫ
исследования
должна
— максимально конкретно в формулировке проблемы должно быть
указано на то, что в практической деятельности не
соответствует (не делается в соответствии) модельной, идеальной
ситуации, описанной в теории;
— максимально конкретно в формулировке должно быть указано на
то, что и как должно быть в идеальной ситуации, описанной в
теории;
— в формулировке проблемы должно быть указание на то, почему
практическая деятельность не соответствует требованиям теории.
13.
Ошибки при формулировке проблем
Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:
подмена проблемы вопросом,
например, как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни.
подмена проблемы задачей,
например, обеспечить освоение всеми старшеклассниками коммуникативной
компетентности на III уровне.
подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),
например, большая нагрузка учителя не дает возможности обеспечивать
индивидуальные задания при изучении новой темы.
подмена формулировки проблемы указанием на область существования
проблемы.
например, существует проблема в обучении восприятию иноязычной речи на
слух.
подмена постановки проблемы оценкой ситуации:
например, низкий уровень владения пользовательскими навыками среди
учащихся.
14.
15.
16.
Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения)
– лаконичная формулировка проблемы исследования.
Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим
учебным заведением.
Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до
предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее
разработки, чтобы дипломное исследование было фактором
совершенствования профессиональной деятельности студента и
соответствовало решаемым им на практике задачам, его интересам.
Тема утверждается и закрепляется за студентом на заседании
кафедры, на которой ее представляет научный руководитель.
17. КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА?
Требования к выбору и формулировке
темы
… Охотники мы все до новизны
Пушкин Александр Сергеевич, «Гавриллиада»
18.
Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это
действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается
проблема. Она представляет объект изучения в определенном
аспекте, характерном для данной работы.
С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и
просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап
исследования.
Правильно выбрать тему исследования – наполовину
обеспечить ее успешное выполнение.
Тема исследования – это то главное, о чем в ней
говорится,
– это предмет, который детально рассматривается,
– это материал, который отбирается и структурируется
соответствующим образом.
19.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВКЕ
ТЕМЫ
Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и
будет востребована в будущем.
Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной
науки и практики, соответствовать запросам общества.
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По
данной теме можно найти достаточно источников информации, а
также требуемое оборудование и условия для ведения
эксперимента.
Формулировка темы может содержать спорный момент,
подразумевать столкновение разных точек зрения на одну
проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не
включаться.
20.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Тема должна быть конкретна.
Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире,
охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем
больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую
область. Формулировки тем исследовательской работы могут
включать 5-8 слов.
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и
творческое. Одно из них (формально — логическое), как правило,
содержит теоретически сконструированный текст. Второе
(образное) содержит образы, ярко и эмоционально
представляющие проект.
Например: «Когда звонят колокола… (Особенности
инфразвукового звучания колоколов)»
21.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Хорошо, если бы выбор темы был связан с интересом к ней и
научного руководителя, консультанта, тогда это будут отношения
сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта
и исследования.
Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема
– это своего рода визитная карточка исследования , хотя в
последствии формулировка будет неоднократно корректироваться.
Тема исследования в проблемной форме отразит отношение
предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.
22.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность.
Требованиями к теме являются её
четкость,
конкретность,
ясность,
однозначность,
она не должна быть слишком широкой, не исследуемой вследствие
своей многоаспектности.
Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится
нереальной задачей
Требованием к теме является также ее востребованность,
ее ожидаемая практическая значимость и новизна.
23. Практические шаги — приемы для выбора темы
• «Аналитический обзор достижений» науки в области интересов
учащегося под руководством педагога.
• «Руководство принципом повторения». Обращение к теме,
рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для
более углубленного изучения, а также сравнения результатов
исследования.
• «Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в
интересующей области: специальной литературой, новейшими
работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение
темы на основе привлекшей внимание проблемы.
• «Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий,
практических результатов исследований, критико-аналитических
и описательных материалов».
• «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых
гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или
опровержения.
24.
Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:
• Фантастические – темы о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
• Экспериментальные – темы, предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
• Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках:
книгах, кинофильмах и др.
25.
Задание: определите тему исследования относительной данной
проблемы и актуальности.
• В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его
деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д.
Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает
неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может
быть близость предприятий по производству свинца.
• Проблема исследования – перенасыщенность свинца в окружающей
среде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу.
• Актуальность исследования — необходимость поиска решения
проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде.
• Варианты ответа:
1. Свинец и его влияние на атмосферу.
2. Свинец и его влияние на окружающую среду.
3. География размещения предприятий цветной металлургии.
26.
Обоснование актуальности темы
Представленная автором актуальность темы:
-позволяет развернуто представить тему, а, с другой стороны, доказать наличие
проблемной ситуации в практике и теории.,
— должна указать на несоответствие состояния реальной практики возможному
идеальному ее состоянию. Иными словами, при обосновании актуальности
темы необходимо показать границу между знанием и незнанием в предмете
исследования (в сути темы).
Обоснование актуальности темы исследования лучше начинать с описания
состояния вопроса. Такое описание поможет понять существующие источники
проблемы исследования, обеспечит основу для понимания сложностей и
противоречий, которые являются причинами проблемы, предлагаемой к
разрешению.
27.
Обоснование актуальности темы (продолжение)
Для обоснования темы исследования в теоретическом аспекте составляется
краткий обзор научной литературы по теме, который должен подвести к
выводу о том, что данная тема еще не раскрыта или раскрыта лишь частично
и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод не следует,
то работа лишается смысла, тема раскрыта другим исследователем.
Подготовленное на основе первичного анализа литературы описание
несоответствия научных исследований сложностям и противоречиям
подведет к формулировки проблемы данного исследования. При этом
указания на авторов работ, по которым подготовлен первичный анализ
литературы, и результатам их исследований поможет более точно понять и
сформулировать проблему научного сочинения.
28.
Рабочий план исследования
Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления.
Совместно с научным руководителем студентов составляется план-конспект
научного исследования и план работы над исследованием.
План-конспект представляет собой поэтапное реферативное изложение
вопросов, раскрывающих решение поставленных задач исследования. В
дальнейшем подробное рассмотрение каждого вопроса и становится основным
текстом работы.
План работы представляет собой поэтапное изложение порядка работы над
исследованием с указанием сроков выполнения:
написание введения,
подготовка библиографии,
написание теоретической части,
подготовка программы экспериментальной работы,
проведение эксперимента,
анализ результатов эксперимента и
оформление выводов.
Рабочий план уточняется, корректируется научным руководителем, который
и оценивает его выполнение.
29.
Определение научного аппарата исследования
Определение цели исследования
Цель исследования представляет собой прогноз того результата, который
позволит решить проблему, то есть является своеобразной конкретизацией
проблемы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы.
Она может быть связана с апробацией, проверкой, разработкой каких-то
положений. Тем самым предполагается получение в качестве результатов
разных продуктов исследования.
Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых
слов: выявить …; установить …; обосновать …; уточнить …; объяснить …;
доказать …; разработать …
Цель исследования может быть:
-сформулирована широко – такие работы бывают поверхностными и мало
самостоятельными, их практические результаты не всегда полно
подтверждают выводы по теории вопроса.
— поставлена узко – такие работы бывают глубокими, детальными, сложности
возникают на начальном этапе исследования, поскольку материала может
оказаться недостаточно.
30.
Логика исследования
На основании цели исследователь
продумывает логику своего исследования, то
есть определяет каким образом он реализует
цель. Для этого определяются этапы
исследования, которые состоят из выделения
вопросов, позволяющих последовательно:
• проанализировать необходимый материал,
• синтезировать его в виде новых теоретических выводов,
• обосновать возможность применения в практике,
• проверить обоснованность выводов в практической деятельности,
• доказать результативность исследования и экономическую
эффективность полученных результатов.
31.
Задачи исследования
Определившись с логиков исследования,
исследователь формулирует задачи
исследования:
— провести анализ…,
— описать…,
— установить…,
— выявить…,
— вывести формулу…,
— экспериментально проверить… .
Формулировки задач необходимо делать как можно более:
— тщательно, поскольку описание их решения составляет содержание
научной работы.
— конкретно, поскольку их следует переформулировать в названия глав и
параграфов научной работы.
Из формулировок задач должно быть понятно,
какой результат предполагается получить по итогам их решения как
часть достигаемой цели исследования.
32.
Научные характеристики исследовательской работы
Объект исследования — процесс или явление, порождающие
проблемную ситуацию и выбранные для изучения.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и
частное. Как более общее объект исследования изучается,
анализируется в начале научной работы, в первой ее части.
Формулировка объекта исследования в некоторой части повторяется в
формулировках темы и проблемы.
Предмет исследования — часть объекта исследования, выделенная для
специального изучения.
Предмет исследования в границах объекта. Именно на
предмет направлено основное внимание исследователя. Как более
частное предмет исследования изучается, анализируется во второй части
научной работы. Формулировка предмета исследования в некоторой
части также повторяется в формулировках темы и проблемы.
33.
Научные характеристики
исследовательской работы (продолжение)
Гипотеза исследования — научное
предположение, выдвигаемое для объяснения,
доказательства каких-либо явлений.
Гипотеза – это то, что надо доказать. В формулировке гипотезы
исследования указывается, что будет с объектом, если произвести
предлагаемые автором изменения в предмете. Тем самым, гипотеза
описывает более подробно предполагаемые результаты исследования.
Гипотеза исследования не обязательна для исследований студентов.
Программа экспериментальной работы — комплекс задач, этапов,
порядка, способов проведения работ, который направлен на получение
результатов, предполагающих подтверждение выдвинутой идеи.
Программа экспериментальной работы позволяет исследователю
определиться с методиками, методами, формами работы
по формулировке и проверке теоретических выводов. Такая программа
необходима исследователю для концентрации своих усилий на
существенном, для определения необходимой, значимой информации,
для целенаправленного проведения исследования.
34.
Научные характеристики исследовательской работы
(продолжение)
Результаты исследования — выводы, которые содержат новое и существенное,
обоснованное и доказанное исследователем в процессе научной работы.
Научная новизна результатов исследования — подтвержденное результатами
исследования доказательство открытия новых фактов, явлений.
Практическая значимость результатов исследования — подтвержденная
исследованием возможность использования его результатов в практической
деятельности.
Научное определение (дефиниция) — уточнение содержания используемых
понятий, один из самых надежных способов устранения недоразумений в
исследовании.
Научное понятие — научно оформленная мысль, в которой отражаются
отличительные свойства предметов и отношений между ними.
Слайд 1Выбор темы проекта.
Ты – проектант.
Твоё знакомство с понятиями «словарь»,
«проект», «тема».
Слайд 2Словарь — это собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений
с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
Проект — предварительный текст какого-нибудь документа или разработанный план сооружения, механизма или устройства.
Тема — основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Слайд 3Как вы думаете, кто такой
ПРОЕКТАНТ?
Слайд 4Проектант – это тот,
кто делает проект.
Слайд 5Проектанту не до скуки,
Ведь его конёк – науки!
Чтобы в жизни много
знать,
Рисковать и побеждать,
Надо многому учиться,
Надо много потрудиться.
Кто такие проектанты?
Может, это экскурсанты?
Может, просто дипломанты,
А быть может, фигуранты
И редчайшие таланты?
Тех, кто любит «умный» труд,
Проектантами зовут!
Слайд 6Какие словари вы можете использовать в работе над проектом?
Напишите, используя слова
для справок:
ТОЛКОВЫЙ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ
РАЗГОВОРНЫЙ
Слайд 7Помощник – это тот, кто помогает кому-нибудь в чём-нибудь.
Слайд 8Выберите, кто нам может помочь в объяснении значения нужного слова, если
рядом нет словаря:
УЧИТЕЛЬ
РОДИТЕЛЬ, РОДСТВЕННИКИ
ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ В ДОМЕ
ДРУЗЬЯ, ДРУЗЬЯ В КЛАССЕ
БРАТ ИЛИ СЕСТРА
СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧЁНЫЕ
Слайд 9Слово «формулировка» — значит кратко и точно выразить свою мысль.
Слайд 10Этапы работы над проектом.
Этап – это отдельный момент какого-нибудь процесса.
Слайд 11ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Выбор темы и названия проекта.
Постановка основополагающего и проблемного вопросов.
Формулирование цели
и задач проекта.
Выдвижение первоначальных гипотез.
Составление плана работы над проектом.
Определение сроков представления результатов.
Распределение обязанностей между участниками проекта.
Поиск и обработка информации по теме проекта.
Проведение опытов, наблюдений, анкетирования, интервью.
Формулирование выводов.
Оформление полученных результатов.
Подготовка к отчёту о проделанной работе.
Изготовление продукта деятельности.
Подготовка к презентации проекта.
Защита проекта.
Оценка проделанной работе.
Рефлексия.
Слайд 12Актуальность темы проекта.
Актуальный – значит важный, существенный для настоящего момента.
Слайд 13Проблема. Решение проблемы.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Древнегреческое слово
«проблема» в переводе означает «задача», «преграда», «трудность».
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы устранить проблему?
Слайд 14Нужно осознать проблему, определить цель, составить план действий и решить вопрос.
Слайд 15Выработка гипотезы-предположения.
Выработка – то, что изготовлено, готовая продукция.
Гипотеза – научное предположение,
выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще — предположение, требующее подтверждения.
Предположение – догадка, предварительное соображение или план.
Делая предположения, используй слова:
Может быть
Предположим
Допустим
Возможно
Что, если…
Слайд 16Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Подумайте и ответьте,
из чего вытекает цель проекта:
Из гипотезы.
Из проблемы.
Из учебника.
Слайд 17Помни, целью проекта всегда является нахождение способа решения проблемы.
Сначала надо увидеть
и сформулировать проблему, потом придумать способ решения данной проблемы. Найти проблему часто труднее, чем решить её.
Слайд 18Задачи проекта.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения
Слайд 19Сбор информации.
Сбор информации – это то, что добыто, получено и собрано
вместе.
Информация – сведения, сообщения о состоянии чего-нибудь.
Запомните, надо целенаправленно искать информацию, находить только ту, которая нужна вам, выделять в ней самое главное, а потом усваивать её.
Слайд 20Создание продукта проекта.
Продукт проекта – это средство, которое разработал проектант для
решения проблемы проекта.
Слайд 21Формы продукта проекта:
Видеофильм
Выставка
Газета или журнал
Игра
Карта
Макет или модель
Сказка или праздник
Поделка или рисунок
Презентация
Слайд 22Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение)
Выступление – это речь или высказывание
перед людьми (публикой).
Какой , по-вашему, должна быть речь выступающего перед публикой:
Долгой.
Выразительной.
Краткой.
Содержательной.
Слайд 23Презентация проекта – публичный показ результатов проекта.
Презентация – это способ представления
информации.
Информация – это ваш текст выступления.
Слайд 24Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Выбор темы проекта (заглавие)
Определение цели работы
Формирование гипотезы
(предположение)
Определение задач, которые помогут достичь цели
Составление плана работы
Основной этап
Поиск и изучение литературы по теме работы
Подбор материалов
Выполнение собственных исследований
Вывод о проделанной работе
Оформление работы
Итоговый этап
Представление результатов проекта
Защита проекта
Слайд 25Слайд № 1
Название школы, тема проекта, фамилия, имя, класс, посёлок
и год.
Можно вставить свою фотографию.
Это будет титульный лист.
Слайд 26Слайд №2.
Кратко сформулируйте цель и задачи проекта.
Слайд 27
Цель исследования: выяснить, нужна ли современным школьникам форма.
Задачи творческой работы про школьную
форму:
1. Узнать из разных источников историю школьной формы:
какую форму носили учащиеся прошлых веков;
какой была школьная форма в советское время;
что носят в школе современные ученики.
2.Провести опрос среди своих одноклассников и их родителей о том,
нужна форма или нет;
какие положительные черты;
какие отрицательные черты ношения формы.
3.Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.
Слайд 28Слайд №3.
Первая смысловая часть – проблема проекта.
Слайд 29Меня заинтересовал вопрос, какую форму носили школьники раньше, почему форма изменилась
и почему некоторые дети вообще не носят школьную форму. Так возникла тема моего проекта «Современная школьная форма».
Слайд 30Слайд №4.
Вторая смысловая часть – гипотеза, предположения для решения проблемы.
Слайд 31Гипотеза проекта о школьной форме:
Я думаю, что исследовательская работа поможет мне
определиться в отношении к школьной форме и будет способствовать возникновению интереса к моей теме у учеников, и желанию носить школьную форму.
Слайд 32Слайд № 5.
Третья смысловая часть – устранение проблемы, пути решения.
Слайд 33Разнообразие школьной формы поражает.
В Европе это обычно классические костюмы, в Азии
– беленькие рубашки с коротким рукавом и юбки-шорты, в Африке – поражающее воображение разнообразие цветов и фасонов.
Да и у наших отечественных производителей есть очень красивые и модные варианты формы.
Слайд 34Плюсы школьной формы:
Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков). Отсутствие возможности надеть в
школу короткую юбку, майку и т.д. Она приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться. К тому же форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
Школьная форма стирает социальные различия между детьми. И богатый, и бедный равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе порою бывают очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда).
Если в школе ввели школьную форму, родителям больше не надо ломать голову, во что одеть ребенка, чтоб и красиво было, и удобно, и желательно построже. Купил форму – и вопрос решен.
Слайд 35Минусы школьной формы:
Форма не дает детям самовыразиться через одежду. Родители и
учителя могут сколько угодно твердить, что школа – не подиум. Дети все равно будут сопротивляться. Особенно подростки, особенно девочки. Кругом продают столько нарядных вещей, а в школу вечно надо ходить в одном и том же. А как тогда понравиться мальчику?
Форма – удовольствие не дешевое. Форма стоит от 500 гривен (причем, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Плюс плата за подгонку формы. Стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придется менять: мы то растем – и получите внушительную сумму, которую надо вложить «разом».
Кроме того, если ребенок испортит форму, то родителям придется снова тратиться.
А ведь одной покупкой формы дело все равно не ограничится, ведь ребенку надо будет во что-то одеваться после школы и на выходных, то есть он по- прежнему будет просить новые обновки.
За формой надо ухаживать: сдавать в химчистку, стирать, гладить.
Слайд 36Слайд №6.
Вывод.
Выводов может быть как несколько, так и один.
Слайд 37Как интересно жить на свете!
В учёного играю я.
Растений много на планете,
Я
изучаю их, любя!
Со мной играет вся семья,
Но игры эти не просты –
Успешно защитил проект свой я,
Попробуй-ка, дружок, и ты!