Как найти теплоту при трении

Лекция 5. Тепловые процессы при трении

Эффект заключается в том, что при относительном движении твердых тел, имеющих контакт, происходит превращение кинетической энергии поступательного или вращательного движения во внутреннюю тепловую энергию движения атомов поверхностных слоев трущихся пар. Теплота распространяется в поверхностном слое трущейся пары (от пятен контакта) в глубь контактирующих тел в виде температурных волн, амплитуда которых с увеличением глубины уменьшается. Чем выше скорость скольжения, тем на меньшую глубину распространяются температурные волны. Вместе с тем при возрастании шага неровностей на трущейся поверхности глубина распространения температурных волн в поверхностном слое увеличивается.

Сложность расчета температурных полей контактирующих пар обуславливается теплоотдачей в окружающую среду с боковых стенок и трудностью определения граничных условий.

Можно определить максимальную температуру фрикционного контакта как сумму средней объемной температуры, а также средней поверхностной температуры и температуры вспышки, рассматриваемых как приращение к объемной температуре:

Tmax = Tоб + Тпов + Твсп ,

(1)

где Tоб – объемная температура; Tпов – средняя поверхностная температура –температура, усредненная по тонкому поверхностному слою одного из контактирующих тел; Tвсп – температура вспышки – единичное, локальное и кратковременное повышение температуры на пятне контакта двух микронеровностей. Среди трех составляющих температуры, приведенных в выражении (1), наибольший интерес представляет температура вспышки, приводящая к термодеструкции смазочного материала, что снижает срок службы узлов трения с ресурсным режимом смазывания.

Известно, что контакт твердых тел происходит по пятнам контакта множества микронеровностей, совокупная площадь которых образует фактическую площадь контакта. Данная площадь на 2 — 3 порядка меньше номинальной площади контакта. Так как площадь пятна контакта двух микронеровностей очень

мала, теплота, генерируемая в зоне трения, концентрируется на данных пятнах контакта (рис.1). Продолжительность существования контактов (вспышек температуры) колеблется от наносекунд, до нескольких миллисекунд. За это время температура на пятнах контакта может достигать сотен градусов по Цельсию, что существенно превышает допустимые температуры эксплуатации смазочных материалов. Принимая во внимание недопустимость установки в ответственные изделия подшипников с потенциально низким ресурсом, целесообразным является их предварительный трибомониторинг различными методами (входной контроль, доэксплуатационный контроль, технологический прогон). Для подшипников с ресурсным режимом смазывания интерес представляет разработка методов, позволяющих оценить на этапе технологической обкатки возможные температуры в зоне трения, так как это, в свою очередь, позволяет оценивать вероятные скорости термодеструкции смазочных материалов.

Рис. 1. Температурные вспышки в зоне трения

а) сапфир – алюминий; б) сапфир – сталь; в) сапфир – титан.

Температурное поле в контакте сапфир – сталь. Скорость скольжения – 22,5 м/с, нагрузка – 1,1 Н

О природе фрикционного нагрева твердых тел при трении. Прежде чем мы приступим к рассмотрению возможных причин, вызывающих нагрев поверхностного слоя, отметим, что с точки зрения классической механики сплошной среды и теории теплопроводности нет никаких оснований считать, что при трении образуется поверхностный слой с отличной от основного материала структурой. Действительно, напряжения и температура в стационарной задаче трения однородно распределены по всей толщине образца. Представление о том, что внешнее напряжение и температура локализованы в приповерхностном слое, требует иного, отличного от стационарного, подхода к решению задачи контактирования при трении.

Рассмотрим ситуацию, когда тепловые и механические воздействия на поверхность материала при трении не являются стационарными, а носят последовательность коротких “ударов”, имеющих случайные длительность и интервал следования. Возможность применения такого подхода к анализу взаимодействий при трении может быть обоснована сходством сформировавшихся вторичных структур после импульсного воздействия и трения. После ударного воздействия возникают хорошо развитые прослойки белой зоны с высокой твердостью, по структуре сходные с белыми слоями, образованными в результате трения. Осуществляются фазовые и структурные превращения, происходит измельчение исходного зерна. Имеются и существенные различия данных процессов, которые заключаются в том, что изменение структуры в результате удара зависит от исходного состояния материала, тогда как при трении установившаяся структура практически не зависит от предыстории. По-видимому, это и другие несоответствия импульсного воздействия и трения обусловлены многократностью “ударов” при трении, что способствует достижению равновесного состояния, определяемого условиями трения.

При незначительных контактных нагрузках при изнашивании в основе нестационарного воздействия лежит стохастическое взаимодействие микронеоднородностей поверхности, которое, в зависимости от сочетания внешних воздействий, параметров изнашивания и упругопластической податливости элементов трибосопряжения, может перейти в автоколебательное состояние. Такое изменение динамического поведения системы сопровождается изменением частоты внешнего воздействия на

поверхность трения от нескольких десятков МГц при взаимодействии микровыступов, до десятков кГц в случае автоколебаний, когда трение сопровождается схватыванием.

Рассмотрим тепловое воздействие на поверхность трения, с учетом колебательного характера контактирования. При трении металлов с умеренными скоростями скольжения источниками тепла на поверхности трения являются вершины микронеоднородностей, которые с некоторой частотой ν взаимодействуют друг с другом. Чтобы не усложнять анализ учетом всех источников, которые распределены случайным образом по поверхности и во времени, рассмотрим плоский источник тепла. Тепловой поток направим по оси Z.

Динамика температурного поля в данном случае определяется уравнением температуропроводности

.

T = α T ,

(2)

где α — коэффициент температуропроводности, — оператор Лапласа.

Решение данного уравнения будем искать в виде

T(Z, t) = {C ei K Z +C

2

ei K Z

} eiωt

,

(3)

1

где К — волновой вектор, распространяющегося в среде теплового возмущения. Подставляя (3) в (2), получим

αК2 {C ei K Z +C ei K Z} eiωt = iω{C ei K Z +C ei K Z} eiωt .

(4)

1

2

1

2

Из этого выражения находим волновой вектор, который имеет вид

К = 2ωα (1 + i) .

Величина обратная мнимой части волнового вектора связана с глубиной lT проникновения теплового возмущения в глубь материала

Подставляя частоту, которая соответствует режиму трения с образованием и разрывом мостиков сварки, ν 105 с-1 и значение температуропроводности металлов α ≈ 10-4 м2/с в формулу (4), найдем толщину “температурного поверхностного слоя” lТ 20 — 40 мкм (рис. 2), что хорошо совпадает с экспериментально наблюдаемой толщиной поверхностного слоя, сформированного при трении в режиме схватывания.

Распределение температуры по глубине определяется выражением

ω

ω

π

T(Z,t)=

2q0 l

2α

Z

i

2α

Z

4

t

T

e

e

(6)

λ

Рис. 2. Распределение температуры по глубине

Макроскопическая модель автоколебательной системы. Решение поставленной задачи осуществлялось на основе макроскопического подхода. В макроскопическом масштабе при размерах образца порядка 1 10-2м, характерных для экспериментов по трению, толщину пластически деформируемого слоя можно считать пренебрежимо малой. Поэтому можно считать, что в целом образец деформируется упруго, а пластическая деформация вносит свой вклад в коэффициент трения, который, являясь интегральной характеристикой, отражает влияние всех процессов, происходящих на

фрикционном контакте.

Для расчетов использовалась система трения,

P

состоящая из упругого образца, жестко закрепленного

на основании, и жесткого контртела (рис. 3). Образец

Vк

и контртело представляют собой бесконечные

Контртело

пластины. На поверхность образца со стороны

контртела действует номинальное давление Pном.

0

x

x

Контртело движется параллельно поверхности образца

со скоростью Vк. Рассмотрим движение образца в

h

Образец

направлении скольжения контртела. Нормальная

нагрузка постоянна и не оказывает прямого влияния

на движение образца вдоль направления движения

контртела, поэтому нормальное напряжение и

Жесткая подложка

деформирование образца по оси z под действием

нормальной нагрузки можно не учитывать. Будем

считать, что вдоль оси x образец деформируется

z

упруго посредством чистого сдвига. В рамках

Рис. 3. Моделируемая система

предложенного макроподхода возникающее сдвиговое

напряжение τсдв одинаково по всей высоте образца, и он движется как единое целое под действием силы трения и упругой силы.

В этом случае уравнение движения поверхности трения имеет вид:

Fин + Fупр + Fтр = 0 ;

(7)

m

&&

= Аном

ρh

&&

(8)

Fин = 3 X

3

X – сила инерции;

F

= −А

G x

– упругая сила;

(9)

упр

ном h

Fтр = АномPμ(Vпр )sign(V пр) – сила трения,

(10)

где h — толщина образца; x, X

и

X — смещение, скорость и ускорение поверхности трения, m – масса, ρ и G

&

&&

— соответственно плотность и модуль сдвига материала образца; Аном – номинальная площадь контакта, μ(Vпр) (Vк x&) – коэффициент трения зависящий от относительной скорости проскальзывания образца

и контртела Vпр =Vк x&.

Подставляя выражения (8 — 10) в уравнение движения поверхности (7) и, разделив его на Аном, получим:

ρh &&

G

x = Pномμ(Vпр);

(11)

3

x

h

В процессе расчета одновременно с механической решается задача о распределении температуры по высоте образца в центре пятна контакта. При этом предполагается, что пятно контакта достаточно велико, и температура в области под ним определяется только расстоянием до поверхности и не зависит от расстояния до края пятна. Таким образом, уравнение теплопроводности будет одномерным:

ρcT& = χ

2 T

z 2 ;

(12)

где χ и c — теплопроводность и удельная теплоемкость материала образца. Начальная температура образца T0 = 0К. Граничное условие на контакте имеет вид:

χ

T

= W ;

(13)

z

z =0

W — мощность тепловыделения на поверхности трения.

По литературным данным до 90% всей мощности трения может переходить в тепло. В рамках модельных представлений, в данной работе считается, что вся подводимая к системе энергия переходит в тепло, которое выделяется на поверхности трения. Таким образом, мощность тепловыделения на поверхности образца будет равна произведению среднего давления в пятне контакта Pк, относительной скорости скольжения образца и контртела, величине коэффициента трения и коэффициенту распределения тепловых потоков k:

Тепло, выделяющееся на поверхности при трении, распределяется между трущимися телами в определенном соотношении, зависящем от многих факторов – теплофизических свойств материалов, микрогеометрии поверхностей, наличия в зазоре частиц износа или смазочного материала и т.д. Это соотношение при расчете задается коэффициентом распределения тепловых потоков k. Его определение в условиях трения само по себе представляет отдельную задачу, поэтому для простоты предполагается, что выделяющееся на контакте тепло распределяется поровну между образцом и контртелом, т.е. k = 0,5

Известно, что в реальных парах трения контакт происходит по отдельным пятнам и площадь фактического касания составляет 0.001 – 0.01 номинальной площади, поэтому среднее давление в пятне контакта на два — три порядка превышает номинальное давление. Очевидно, что для пластичных материалов при номинальных давлениях в несколько мегапаскалей давление в пятне контакта, по крайней мере, не ниже напряжения текучести. Поэтому, чтобы получить оценку для величины температурной «вспышки» на контакте, можно предположить, что среднее контактное давление равно

напряжению текучести материала образца. Отсюда выражение для мощности тепловыделения будет иметь вид:

В модели предполагалось, что процесс фрикционного взаимодействия представляет собой скольжение микровыступа контртела по микровыступу образца и при этом формируется пятно контакта с характерным размером L. Считалось, что в начальный момент взаимодействия на пятне контакта имеет место схватывание и поверхность образца движется со скоростью, равной скорости контртела. Расчет начинался с того момента, когда оказывается возможным проскальзывание между образцом и контртелом, т.е. когда упругая сила становится равной силе трения для данной скорости скольжения. Смещение поверхности образца при этом равно:

xр =

P μ(Vк) h

;

(16)

G

Таким образом, начальные условия имели вид:

Поскольку для возникновения автоколебательного режима необходимо, чтобы коэффициент трения уменьшался с увеличением скорости скольжения, для расчета необходимо знать зависимость коэффициента трения от скорости. Использовать при моделировании экспериментальные данные не представляется возможным. Вследствие того, что коэффициент трения в общем случае зависит от нормального давления, схемы проведения испытания и очень чувствителен к состоянию поверхностей трения, условиям внешней среды и т.д., получить устойчивые зависимости для конкретной пары трения практически невозможно. Поэтому расчет проводился для четырех разных модельных зависимостей коэффициента трения от относительной скорости скольжения образца и контртела, отражающих разные варианты адгезионного взаимодействия (рис. 4).

1,0

0,8

к1

µ 0,6

0,4

а

0,20

4

8

12

16

20

Vпр. , м/с

1,0

0,8

0,20 4 8 12 16 20

1,0

0,8

µ 0,6

к2

0,4

б

0,20

4

8

12

16

20

Vпр. , м/с

1,0

0,8

µ 0,6

к4

0,4

г

0,20

4

8

12

16

20

Моделировался только сам акт взаимодействия без учета предыстории, поэтому абсолютное значение температуры не определялось, а рассчитывалось лишь изменение температуры в результате трения. Процесс охлаждения пятна контакта после прекращения скольжения по нему также не рассматривался. Время расчета равнялось времени существования пятна контакта, которое зависит от его размера, скорости контртела и может быть найдено по формуле:

V

, м/с

Vпр. , м/с

При

расчете

распределения

пр.

температуры в поверхностном слое образца

Рис. 4. Зависимости коэффициента трения от скорости

в модель закладывали свойства материалов,

скольжения

соответствующие свойствам стали и меди.

Расчет показал, что температурный режим трения зависит от скорости контртела, коэффициента трения, размера пятна контакта и практически не зависит от номинального давления.

Моделирование показало, что процесс трения является колебательным. Колебания имеют все черты автоколебаний: они происходят при отсутствии периодических внешних воздействий за счет наличия в системе активного элемента (контртела), которое восполняет неизбежные в реальной системе потери энергии; их амплитуда и период определяются свойствами самой системы и не зависят от конечного изменения начальных условий. В частности для стального образца толщиной 10-2 м частота колебаний

Соседние файлы в папке лекции_1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Всем известно, что при любом механическом движении возникает трение и выделяется теплота.

Сам факт выделения теплоты при трении был известен людям с незапамятных времен, но корректного объяснения этого явления нет и до сих пор [5] (Список литературы в конце данной главы).

Теплота – мера энергии, переходящей от одного тела к другому в процессе теплопередачи. В системе СИ единицей измерения теплоты является Джоуль.

Существуют три основных вида теплопередачи: теплопроводность, конвекция и лучистый теплообмен. При трении теплота не переносится, она генерируется и трансформируется.

Из основ физики известно, что энергия может преобразовываться из одной формы в другую и такие преобразования постоянно происходят в природе и технике. Более ста лет назад Джеймс Прескотт Джоуль с помощью калориметра доказал превращение механической энергии в тепловую. В его приборе опускающиеся и поднимающиеся грузы вращали вал с лопастями в заполненном водой калориметре. В результате проделанной работы вода нагревалась. Для измерения температуры Джоуль изготовил специальный термометр, который позволил ему провести точные измерения и определить эквивалент калории теплоты, она оказалась равной 4,186 Дж механической работы. В дальнейшем похожее устройство было применено для определения теплового эквивалента электрической энергии.

Все мы прекрасно осведомлены о том, что при трении или ударе выделяется теплота. Теплота, возникающая без нагрева, теплота как следствие проделанной работы. А как она появляется, образуется, откуда она вообще берется?

Когда на смену лошадям пришли машины, то проблема отвода тепла, а особенно его уменьшения в трущихся парах, стала особенно актуальной.

Первое начало термодинамики не позволяет создание  машины с коэффициентом полезного действия равным 100%, не говоря уже о более высоком КПД. Подобный «вечный двигатель» (perpetuum mobile) мог бы сколь угодно долго отдавать больше энергии, чем сам потребляет. Создать пресловутый вечный двигатель человечеству так и не удалось из-за трения, которое каким-то непонятным образом превращалось в теплоту.

Появилась даже специальная наука – трибология, занимающаяся вопросами трения, которая выясняет, сколько же зря теряется энергии в любой установке на потери трения. Трибологию, прежде всего, интересует, как уменьшить потери на трение, как уменьшить теплоту, при этом выделившуюся, а как происходит преобразование механической работу в теплоту – это для нее не столь важно.

Современная физика трактует понятие теплоты как энергии,  выделившейся в процессе движения и столкновения атомов и молекул в веществе. Такого же понятия в физике придерживаются и при появлении теплоты в узлах трения, деформации и изгибе.

«Молекулы трущихся поверхностей, соударяясь друг с другом, начинают двигаться более интенсивно, и температура поверхностей повышается. По той же причине нагревается кусок железа, когда по нему бьют молотом».

Но так ли это на самом деле? Сколько бы мы не колотили молотом по головам молекул, они так и не скажут, почему выделяют тепло. А может они при этом еще кричат от боли и потеют? Нужно разбираться.

В данной главе будут исследованы процессы возникновения теплоты, связанные с ударом, деформацией и трением.

Назад  На Главную  Вперед

Трение — это когда на пути одного тела стоит другое тело.

На молекулярном уровне — это когда на пути одной молекулы (или атома) вещества стоит другая молекула (или атом) вещества. При их взаимодействии (столкновении) и первая и вторая молекулы выходят из своего условного состояния покоя (равновесия). Как говорили древние физики «корпускулы начинают дрожать еще больше, чем они дрожали до столкновения».

А частота и амплитуда «дрожания» — это и есть температура.

Современная физика, процесс при котором одна молекула стоит на пути другой и мешает ей двигаться, называет: Процессом Передачи импульса

Во время передачи импульса из-за упругой деформации между двумя молекулами появляется избыточное давление, которое по третьему закону Ньютона порождает две Силы:

Силу действия первой молекулы на вторую и равную ей Силу противодействия второй молекулы на первую.При этом Сила действия для второй молекулы является Силой тяги, а Сила противодействия для первой молекулы является Силой трения(сопротивления­) если речь идет о твердых телах или Вязкостью — если речь идет о жидкостях или газах.

«Дрожание» — это колебания.


Все разговоры об выделяемой «энергии» или о «совершаемой работе» — это от лукавого.

В основном данными терминами оперируют не физики, а физики которые давно по своей сути превратились в математиков, т.к. данные термины придуманы для так называемых «математических уравнений» и к физике не имеют ни какого отношения.


Запомните одно простое правило: Если с вами кто-то начинает разговаривать об «энергии» или о «совершаемой работе», то это гарантия того, что в ФИЗИКЕ вы ничего не поймете, т.к. перед вами «МАТЕМАТИК»!

Дело все в том, что у любого тела которое движется, есть только два физических параметра — это Скорость и Масса. И больше с точки зрения ФИЗИКИ ничего нет. Именно по этой причине Ньютон и перемножил Скорость на Массу и получил Импульс. Второе название импульса: «количество движения». Формула: P=m*V

Любой физический процесс, который происходит с телом которое имеет Массу — это или появление Скорости у тела причиной которой является Сила или появление Силы причиной которой является Скорость тела.

Не могу не подилиться своим наблюдением (да простит меня модератор):

Как только объяснение физического процесса начинается через «энергию» и «работу», то как правило это объяснение превращается в ТРЕП!

Демонстрационный эксперимент: Получение теплоты при трении.

Декабрь 1, 2022
Просмотров: 44

При изучении раздела физики «Тепловые явления» в 8 классе одной из важнейших тем является : « Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

При наблюдении перехода механической энергии во внутреннюю нам на помощь приходит

«Цифровая лаборатория Releon с датчиком температуры».

Мероприятие проведено на базе центра «Точка роста».

Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Уменьшение механической энергии системы тел сопровождается увеличением их внутренней энергии. 
Прежде всего, движение тел при наличии трения ведет к их нагреванию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти профиль стим по фейситу
  • Как составить ребус со словом математика
  • Как найти происхождение фразеологизма
  • Как найти высоцкий монастырь
  • Как найти шлюху на пхукете