Как найти тезис в стихах

Разбираемся: что за тезисы в стихах и стоит ли с ними соглашаться?

Тезис – это краткое высказывание, содержащее основную мысль или идею текста. В стихотворении тезисы выражаются в виде рифмованных строк, которые могут иногда звучать даже как пословицы.

Какие тезисы можно встретить в стихотворениях?

Тезисы в стихах могут быть самыми разнообразными. Они могут отражать мысли автора о различных аспектах жизни и отношений, о природе, о человеческих чувствах и эмоциях.

Примеры выражений, являющихся тезисами:

  • «Счастье есть — это внутри нас самих» (А. Блок)
  • «Мы все смертны, если только не живем в своих произведениях» (Л. Толстой)
  • «Нет святее доброты и нет грешнее злости» (М. Лермонтов)
  • «Люби и береги родную трудовую землю» (И. Горбачев)

Стоит ли соглашаться с тезисами в стихах?

Ответ на этот вопрос может быть очень индивидуальным. Каждый воспринимает поэзию по-своему и интерпретирует тезисы в соответствии с собственными убеждениями и опытом.

Некоторые тезисы, выраженные в стихах, могут вызывать восторг и поддержку у слушателей или читателей, в то время как другие могут вызвать неприятие и несогласие.

Однако, важно помнить, что поэзия – это искусство, которое призвано вызывать эмоции и отклик в сердцах людей. Тезисы в стихах – это лишь один из элементов, помогающих поэту выразить свои мысли и чувства.

Вывод

Тезисы в стихотворениях – это особый способ выражения глубоких мыслей и чувств. Соглашаться или не соглашаться с ними – это личное дело каждого. Однако, нельзя отрицать важность поэзии в нашей жизни и ее способность к пробуждению эмоций и чувств.

Как делать стихи, тезисы Маяковского

Автор чарующих своей мелодичностью и необычным ритмом стихов, В. Маяковский имел свой оригинальный взгляд на процесс творчества, на то, каким должно быть правильное поэтическое произведение (равно как и каким оно быть не должно). Он не предполагал существования готовых правил, но излагал свой взгляд на написание стихов, говоря, что правила создаются поэтами.

Как делать стихи, тезисы Маяковского

Инструкция

Обращайте внимание на то, что происходит вокруг вас, на политические, экономические социальные события. Именно они создают необходимость в формулировке требований, в формировании нового поэтического языка, в котором могло бы найти выражение этих событий. Вы должны чутко ощущать все общественные процессы, понимать ситуацию, складывающуюся как внутри страны, так и в мире, так и во взаимодействии. Адаптируйте свои творения к языку разговорному, понимаемому массами.

Конкретизируйте, привязывайте свои стихи к обстановке. Они должны обрести не только доступную пониманию форму через новый язык, но и стать доступными по содержанию. Продумывайте смысл своего творения таким образом, чтобы он мог помочь вашим читателям: выделите ту группу, для которой вы пишете, определите ее интересы и направляйте стихи на способствование им.

Внедряйте в свои стихи новое. Используйте старые формы и рифмы только при условии, что они находятся в соответствующем пропорциональном соотношении с чем-то оригинальным, только что появившимся. Для Маяковского это не означало, что вы должны придумывать то, чего не существовало, но обязаны развивать то, что уже существует, используя классический материал из ямбов, дактилей, аллегорий.

Начинайте творить, убедившись, что овладели всем необходимым. Поэт четко определил, что это должно быть: определенная общественная задача, которую вы разрешаете своим произведением, понимание желаний и установок той группы, на которую направлены ваши стихи, непрестанное обогащение словарного запаса, оборудованное рабочее место (такое, какое является комфортным именно для вас), навыки работы с преобразованием слов и существующих правил стихосложения.

Вылавливайте из потока мыслей свежие идеи, не давайте им пропасть записывайте, обдумывайте и оттачивайте. Следуйте следующему правилу: чтобы написать стихотворение, обязательно должна присутствовать перемена в той сфере, в том пространстве, с которым это стихотворение связано. Например, по Маяковскому, о мае стихи лучше писать в декабре.

Используйте все возможности, чтобы между двумя последними прочтениями стихотворения прошло время. Так вы легче обнаружите ошибки. Законченное произведение должно «вылежаться», а вы должны от него отдохнуть.

Организуйте свое пространство, время, движения, помогая появиться на свет ритмическим заготовкам. Ритм – своя энергия для каждого поэта, не рецепта по тому, как его найти, но, раз поняв, как он рождается именно у вас, запомните это ощущение и стремитесь к нему.

Не пренебрегайте рифмой, именно она связывает материал, делает его более прочным. Особенно тщательно прорабатывайте первое четверостишие – оно делает ясной всю остальную картину стихотворения: насколько длинным оно будет, что вы скажете в этом произведении, как будут расположены оставшиеся строки. Играйте четверостишиями, нащупывайте правильную «архитектонику» стиха.

Обработайте получившуюся заготовку, доведите ее до совершенства, придайте выразительности. Используйте образы с помощью сравнений, метафор, гипербол, дополните произведение аллитерациями, чтобы выделить значимые части. Обратите внимание и на интонацию вашего стихотворения, вспомните, для кого вы пишете, кому это должно быть прочитано.

Видео по теме

Обратите внимание

Владимир Маяковский КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ ?  Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т.д.), все ваши рифмы – испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова.

Полезный совет

Для легких, для мелких вещей такое перемещение можно и надо делать (да оно так и само делается) искусственно. Хорошо начинать писать стих о первом мае этак в ноябре и в декабре, когда этого мая действительно до зарезу хочется.  Строка сделана —как говорится, не будучи прямой насмешкой, тонко снижает патетику стиха и одновременно устраняет всяческие подозрения по поводу веры автора во все загробные ахинеи.

Источники:

  • как сделать свой стих

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Обновлено: 24.05.2023

Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.

(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.

(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.

(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.

(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.

(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.

— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?

(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?

— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?

— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?

— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?

— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.

— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?

— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?

— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.

(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.

(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.

(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.

— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?

— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?

— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.

— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!

Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.

Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?

Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.

Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру. Докажу справедливость своих слов убедительными примерами.

Сострадание — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые поступки. Сострадание-это качество души, которое, я думаю, присутствует у всех людей, но не каждый умеет это чувство проявлять.

Для меня сострадание-это также понимание, переживание и помощь близким, оно требуется каждому из нас в трудной ситуации, главное, вовремя проявить его.

Дружба — это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

Дружба — одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. «Старый друг лучше новых двух», — гласит древняя русская пословица.

Дружба основывается на общих интересах, взаимоподдержке, понимании и, самое главное, на доверии. Когда людям не о чем разговаривать, то им просто нет смысла общаться.

Кто такой настоящий друг?

Это самый близкий человек, именно такому человеку вы способны доверять секреты, не боитесь делиться с ним своими мечтами и разочарованиями. Настоящий друг тебе поможет, настоящий друг всегда готов прийти на помощь, когда вы в беде и порадоваться за вас в минуты счастья, так же утешить, когда грустно. Для меня дружба — это много пережитого вместе, много событий, доверие, искренность, добродушие, ощущение комфорта с человеком. Перед своим другом не боишься быть собой, он всегда поделится и своими радостями и проблемами, выслушает тебя.

Любовь— это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги. Докажу свои слова конкретными примерами. Таким образом, настоящая любовь имеет необъяснимую власть над человеком, она делает его лучше и благороднее. Не менее искренние и глубокие чувства испытывает и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ради любви к Маше Мироновой он готов на многое: драться на дуэли, вернуться во вражеский стан, обмануть Пугачёва и даже принять несправедливое обвинение в измене воинскому долгу.

Настоящий талант – это то, что заложено в человеке природой и идет от души, доставляя радость другим людям. Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М. Горький… Сколько мы знаем великих писателей, начинавших свой творческий путь без гроша в кармане! Ими двигало лишь желание творить, отдавая свой талант людям.

Патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку.

Уверенность и неуверенность – это два взаимно противоположных понятия. Ведь неуверенность характеризуется верой в себя, в свои силы и умением принимать правильные решения. А неуверенность подразумевает под собой низкую самооценку, сомнение в своих физических и духовных силах…

Безусловно, неуверенность – это та черта характера, от которой надо избавляться. Только уверенность в своих силах позволяет человеку добиться многого. Настойчивость, целенаправленность, решительность и инициативность позволят преодолеть в себе неуверенность.

Преданность — моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения, означает неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с другими людьми, с которыми данная личность связана узами дружбы, любви. Преданность тесно связана с другими моральными качествами, которыми она обусловливается: это глубокая убежденность в правоте избранного дела, принципиальность, требующая от человека последовательности в убеждениях и действиях, стойкость по отношению к трудностям, соблазнам и проискам врагов, самоотверженность.

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.

Красота-это всё то, что окружает нас, доставляя эстетическое и нравственное наслаждение. Я думаю, если говорить о красоте природы, то все будут единогласны в оценке, так как многим нравится восход или закат солнца, никого не оставляет равнодушным горный водопад или журчание реки. Красота заключается в живом, окружающем нас мире, во всем бесконечном многообразии его проявлений.

Хо́бби или увлечение — некое занятие, увлечение, не несущее особой материальной выгоды, которым занимаются на досуге, для души.

Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того занятия хобби зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и может помочь самореализоваться.

То, что для одного человека является хобби, для другого может быть профессией, например компьютерное программирование.

Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание (не обратное этому значению, свойство уважения — поощрение) достоинств личности .

Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. Уважение — одно из важнейших требований этики . В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. в разные века было совершенно разным.

Тезис

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

Тезисы по теме отцы и дети

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Персонаж сочинения

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Сочинение в виде рассуждения должно убедить читателя в определенном вопросе, дать ему возможность разобраться в каких-то сложных моментах.

Особенности

Основа рассуждения — это правильно сформулированный тезис. Пример школьного итогового сочинения, удостоенного высокой оценки, предполагает определённую структуру. В образовательных заведениях сочинения в виде рассуждения являются достаточно частым видом домашнего задания. Преподаватели русского языка и литературы стараются готовить своих воспитанников к предстоящим итоговым испытаниям, рассматривают примеры тезиса в сочинении. Попробуем выяснить этапы построения сочинения-рассуждения.

тезис пример

Структура

Помимо демонстрации своего умения думать, рассуждать, важно убедить и пояснить приводимые аргументы. Структура сочинения должна быть четко соблюдена. Сначала выдвигается определенный тезис, пример подтверждает позицию автора. Затем следует четкий и понятный вывод, который завершает рассмотрение указанного тезиса. Необходимо составить план своего сочинения. Важно выделять в нем логические части. Для того чтобы не возникало повторений, существуют различные способы приведения определенных аргументов.

примеры тезиса в сочинении

Пример написания

Как написать сочинение-рассуждение на любую тематику? Предлагаем поэтапный алгоритм действий.

Первым шагом будет четкая формулировка той мысли, которая будет подвергаться аргументации. Можно выбрать из литературного произведения любой тезис. Пример, предлагаемый в сборниках для старшеклассников, поможет сделать правильный выбор. Для того чтобы выявить результативность сделанного шага, нужно прочитать формулировку тезиса разным людям. В том случае, если у них не возникнет вопросов относительно вашей точки зрения, можно переходить к следующему этапу работы.

В полном сочинении-рассуждении подразумевается три части. Первая часть предполагает тезис (пример мысли, суждения, положения, которое будет доказываться в ходе самого сочинения). Вторая часть предполагает аргументы, которые должны быть наглядными, убедительными. В конце предполагается четкий и логичный вывод, который повторяет тезис в сочинении-рассуждении. Примеры подтверждаются рекомендациями, обобщениями. В качестве необязательной, но рекомендуемой части любого полноценного сочинения-рассуждения считается небольшое вступление, в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть.

тезис в сочинении рассуждении примеры

Образец сочинения-рассуждения

Допустим, что тема сочинения связана с первой любовью, в таком случае подбираем соответствующий тезис и аргументы. Примеры рассуждений на такую тематику приведем ниже.

Далее можно привести аргументы, которые подтвердят предложенную позицию. Эта часть составляет 2/3 всего содержания сочинения. Желательно рассмотреть не менее трех аргументов, если речь идет об экзаменационном сочинении. Идеальным вариантом будет указание в своем рассуждении известных исторических фактов, статистических данных, а также фрагментов из литературных произведений.

тезис и аргументы примеры

Для рассматриваемой нами темы можно подобрать массу примеров из произведений русских классиков, изучаемых в школьном курсе литературы. Так, Татьяна Ларина, пытаясь понять Евгения Онегина, читает те книги, которыми увлекался ее возлюбленный, где он делал какие-то пометки. Девушка не только осознает, какой интересный молодой человек оказался перед нею, но и сама повышает свой интеллектуальный и духовный уровень. Можно в качестве аргумента изложить и свой личный опыт, но он должен быть убедительным для читателя. В выводе можно отметить, что первая любовь в любом возрасте способна превратить безжалостного циника и реалиста в неисправимого романтика.

Читайте также:

      

  • Поездка в атамань сочинение
  •   

  • Сочинение по технологии 7 класс
  •   

  • Образ русской земли в слове о полку игореве сочинение
  •   

  • Почему нужно любить родину сочинение
  •   

  • Гиппенрейтер опавшие осенние листья сочинение

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Тезис

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

Тезисы по теме отцы и дети

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Персонаж сочинения

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Анализ стихотворения – трудная форма работы на
уроках литературы. У каждого учителя есть свои
приемы и методические находки. Единой схемы
анализа стихотворения нет и быть не может, потому
что каждое произведение искусств – уникально и
глубоко своеобразно. Нужно внимательно
присмотреться к нему, попытаться понять его
секрет: или это удивительная метафора, или
оригинальная композиция, и этот доминирующий
прием положить в основу анализа, соотнеся с ним
все другие особенности.

Хотя жесткого алгоритма анализа нет, но
существуют некоторые общие принципы и приемы,
знание которых помогает в исследовании
произведения. Анализ стихотворения должен
показать, как глубоко ученик понимает
стихотворение (идею, чувства, образы; видеть,
какими средствами они создаются). Читательское
восприятие проверяется анализом. Анализ
предполагает рассмотреть название
стихотворения (если есть), композицию; понять,
каков художественный мир анализируемого
произведения. Выяснить, есть ли в нем сюжет; что
на первом плане: события или переживания
лирического героя. Отметить, как представлены
время и пространство в тексте, увидеть
особенности словоупотребления, синтаксиса,
звучания. Важно понять метрику, ритм, строфу,
рифмы, ассонансы, аллитерации. Для более
глубокого понимания текста нужно мобилизовать
весь свой культурный кругозор, потому что
анализируемое произведение нужно попытаться
вписать в контекст творческого пути поэта,
литературного направления, в культурологический
контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы
времени, особенности стиля поэта. Принципиально
важно, что анализировать стихотворение нужно в
единстве формы и содержания.

Перед учеником стоит сложная задача – написать
о том, как он понимает и воспринимает
стихотворный текст. Для более глубокой оценки
лирического произведения ученик на уроках
должен неоднократно тренироваться, выполняя
задания, направленные на формирования навыков
анализа стихотворения. Как учителю построить
свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали
стихотворение не только на уровне пересказа, но и
попытались более осмысленно интерпретировать
прочитанное. Универсального «ключа» к
любому стихотворению нет, и каждый лирический
текст может требовать разных приемов анализа.
Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном
случае найти такой «ключ». Учить
анализировать стихотворение – работа
кропотливая. Эта работа требует взаимного
общения. Общаются поэт – учитель, поэт – ученик,
учитель – ученик. Конечно же, учитель играет
немаловажную роль в диалоге ученика и автора
стихотворения.

Восприятие и понимание произведения
читателем-школьником и его изучение под
руководством учителя взаимосвязано, потому
педагогу-словеснику при анализе текста важно не
только учитывать своеобразие самого
произведения, но и своеобразие его восприятия.
Роль учителя в таких ситуациях сложная.

Я для обучения анализу лирического
произведения использую логические схемы –
планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам
готовые, сделанные учителем, можно составлять
вместе с учащимися в процессе разбора
произведения, можно просить детей составить
подобные схемы самостоятельно. При изучении
ранней лирики В. В. Маяковского я составляю схемы
вместе с ребятами. Берем за основу тезис,
характеризующий ранний период творчества поэта,
– противостояние лирического героя и
окружающего мира, эпатажность поведения героя,
его одиночество. Схема будет состоять из двух
частей: в первой части дана характеристика
лирического героя, во второй – представлены те,
кому герой бросает вызов. Эта схема удобна при
разборе стихотворения “НАТЕ” (1913), ученики
собирают материал для характеристики обоих
образов:

 

Учащиеся легко найдут в стихотворении нужные
слова, труднее будет дать более глубокую оценку
лирического героя. Именно логическая схема
поможет детям сделать вывод самим. Метафора
(бабочка поэтиного сердца) поможет представить
мир лирического героя. Этот мир хрупкий,
незащищенный, поэт раним, болезненно чуток, а
окружающая его толпа бесцеремонна, груба,
равнодушна, духовна бедна. Это помогают понять
язвительные сравнения, эпитеты, метонимия,
гипербола, найденные в тексте; работа
оформляется опять с помощью схемы.

В результате такой работы ученикам понятно,
почему герой надевает маску. Поведение героя в
маске тоже анализируем, выстраивая определенную
схему:

Вот таков мир героя, который спешит открыть
свою душу, полную любви. Но, оказывается, эта
любовь никому не нужна, она осмеяна и растоптана
теми, навстречу кому и устремилась “бабочка
поэтиного сердца”.

Цель поэзии  – не «приемы», не
«способы», а познание мира и человека в нем.
Но цель эту поэзия решает специфически, и только
понимание этого своеобразия поможет ученику под
руководством знающего учителя не игнорировать
механизм постижения поэтического текста.

Подобная работа проводится и при разборе
стихотворения В. В. Маяковского “Скрипка и
немножко нервно”
(1914). Схема строится на
сопоставлении двух образов: скрипка и лирический
герой.

Образ скрипки

1. Скрипка разревелась (Найдите в тексте
олицетворения)
2. Почему скрипка плачет? Скрипка не одна, рядом
другие инструменты. Скрипка из оркестра. Рядом
барабан, тарелка, геликон. Как ведут себя
инструменты?
3. Оркестр оживлен (опять работаем с
олицетворениями).
4. Отношение к скрипке.

Вывод: В оркестре скрипку не понимают.
Скрипка одинока, она страдает.

Каков же герой в стихотворении? Почему он
устремился навстречу скрипке? Почему так громко
предлагает скрипке свою помощь?

В результате сравнения учащиеся понимают, что
главное для автора показать не одиночество
лирического героя, а желание быть услышанным и
понятым. Одиноки две души, которые никто не
слышит и не понимает. У Маяковского в
стихотворении очеловечены инструменты – люди
одеревенели.

Не секрет, что современным школьникам скучно
анализировать стихотворные тексты, многие
составные части анализа стихотворения для них
остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в
работе с поэтическим текстом будет личностное
восприятие и умение ответить на вопрос: что мне
помогло понять лирическое произведение, поэтому
целесообразно чаще задавать вопрос: ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ? Зачем автору понадобились именно эти
художественные средства? Зачем такая композиция?
Зачем такая система стихосложения? Ответы на
подобные вопросы помогут ученикам понять, какой
глубинный смысл таится за каждым элементом
стихотворения, какая самая главная авторская
мысль постепенно открывается читательскому
пониманию.

При анализе стихотворения В.В. Маяковского
“ПОСЛУШАЙТЕ!”
(1914) можно выстроить с учениками
следующую схему:

В начале работы обратить внимание на название
стихотворения. Это обращение, призыв, побуждение.
Эта фраза повторяется в стихотворении, начинает
и заканчивает произведение. Выполняет
композиционную роль обрамления. Почему автор
неоднократно обращает внимание читателя на
глагольную форму “послушайте”?

Главное для героя – желание красоты. Ради этого
он готов на все Глаголы передают внутреннюю
энергию, стремление (прием градации).

Герой успокаивается, но ощутима тревога. Каковы
причины этой тревоги? Страдает, что эта красота,
которой он готов на все, никому не нужна. Поэтому
в конце стихотворения не только утверждает, но и
спрашивает.

Вывод: Душа героя тоскует по неземной
красоте, желание соприкоснуться с этой красотой
вырастает до космических размеров, заполняет
собою весь мир. Для героя вопрос о звездах –
основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос, а
другие? Попытка реализовать свои потребности в
гармонии с окружающим миром для героя
оборачивается драмой.

Анализ стихотворения можно представить в виде
такой схемы:

Метафора, анафора, градация, риторические
вопросы, к ним добавляются и виды предложений как
по структуре, так и по цели высказывания.

Подобную работу я провожу и при изучении лирики
А. А Ахматовой.

Первая книга Анны Ахматовой “ ВЕЧЕР” (1912).

Перед тем как начать аналитическую работу,
обязательно нужно обратить внимание на эпиграф к
сборнику, определить роль этого эпиграфа. Нельзя
не прочитать и первое стихотворение, открывающее
книгу “Молюсь оконному лучу…”: строчки этого
стихотворения задают тон всему сборнику.
Главное, чтобы ребята поняли смысл метафоры “А
сердце – пополам”. Именно этот троп и определяет
настроение героини книги “ВЕЧЕР”,
характеризует ее чувства. В центре внимания
чувства женщины, которая томится, радуется,
печалится, молится и страдает. К. Чуковский об
Ахматовой сказал: “У нее был величайший талант
чувствовать себя разлюбленной, нежеланной”.

Анализ стихотворения А. Ахматовой
“ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ” (1911)

(схема-план дается с некоторыми
комментариями и заданиями)

1. Внутренние переживания героини раскрывается
с помощью деталей.

Найдите в тексте названные детали.

2. Сюжет – драма героини. Как реальные детали
помогают понять происходящую драму?

ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ

Перчатка – Я на правую руку надела
//Перчатку с левой руки

Ступени, шаги ––> Показалось, что
много ступеней …шаги легки…грудь холодела

3. Жанр стихотворения – песня, поэтому чувства
обнажены, это прощание, это разлука, это
расставание навсегда. В основе стихотворения –
монолог разлюбленной.

4. Образ природы.
Несмотря на непреодолимое одиночество, героиня
находит в себе силы вести диалог с природой
(героиня и клен). Какую роль играет природа в
стихотворении? Попытка подробного изображения
окружающего мира передает стремление
отстраниться от случившегося, заменить горькие,
только что пережитые мгновения простыми,
привычными, знакомыми вещами. Один клен, “шепот
осенний” – отвлеченный образ – властно зовет за
собой. Куда? В бесконечность небытия,
одиночества, бесчувствия.
Диалог с природой – это спасение.

5. Мотив смерти: разлука с любимым равна смерти.
Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична:
расставание несет с собой боль и страдание.

Стихотворение “ПОМОЛИСЬ О НИЩЕЙ, О
ПОТЕРЯННОЙ” (1912)
Книга “ЧЕТКИ” (привожу
пример схемы, составленной учениками)

1. Жанр стихотворение-исповедь. Звучат
откровения одинокой души в час молитвы, в тишине
ночной.

2. Герой и героиня

3. Героиня взрослеет.

Это происходит через боль утраты и одиночества.
Ее живая душа нуждается в поддержке, страшат и
мучают воспоминания.

Героиня многое поняла.

Во время разбора стихотворного текста
используются традиционные приемы: выразительное
чтение произведения, комментированное чтение,
беседа. Для учителя главное привлечь к работе
детей, чтобы они не были пассивными слушателями.
В ходе обычного комментария выстраивается
определенная схема, которая помогает увидеть
главное в тексте, систематизировать полученные
знания, последовательно изложить их. Логическая
схема полезна еще и потому, что помогает
пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного
текста с языковыми особенностями. Ответы на
поставленные вопросы: Почему ты такой увидел
героиню произведения? Что тебе помогло понять
чувства лирического героя? Как изображает автор
внутренний мир героя? – и есть толкование
стихотворного текста в единстве формы и
содержания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти производителя товара по названию
  • Как найти эту фотку
  • Как можно найти позицию автора
  • Созвездие кассиопея как найти от ориона
  • Как найти по ранению в вов