Как найти тезисы в философии

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Тезис

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

Тезисы по теме отцы и дети

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Персонаж сочинения

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Философское понимание возможно только через тексты. В них можно найти ответы на все необходимые вопросы. При этом категориальный аппарат, которым пользуются мыслители, зачастую бывает довольно сложен. Это значительно обостряет проблему понимания. Есть ли способы качественного анализа философских текстов? Ответ будет дан в нашем материале.

Понятие философии

Для начала следует разобраться с самим понятием «философия». С греческого языка это слово переводится как «любовь к мудрости», ибо «софия» есть знание, мудрость. Философия представляет собой особую форму познания окружающего мира. Она вырабатывает систему знаний и представлений о фундаментальных принципах, предельных понятиях и характеристиках существующего бытия, об отношениях человека и общества.

В философских текстах можно найти разные вопросы. Можно ли познать мир? Существует ли Бог? Что есть истина, Человек и что есть хорошо? Что первично — сознание или материя? Все эти проблемы решаются уже не одно тысячелетие.

… все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной. Аристотель, «Метафизика».

Философия представляет собой множество разных учений, которые противостоят друг другу и дополняют друг друга. Каждое учение представляет собой отдельную предметную область — вроде метафизики, этики, эстетики, политической философии, гносеологии и т. д.

Каждое учение облачается в специальные философские тексты. Они могут фиксироваться напрямую мыслителями, либо их содержание будет лишь отчасти свидетельствовать о мышлении того или иного ученого. Немалая часть философских текстов трудна для понимания. Связано это с отсутствием системы и сложностью имеющихся предикатов (понятий). Существует несколько способов анализа текстов. Философия о них умалчивает, так как основная часть инструментария находится в ведении методологии. О самих текстах и способах их анализа будет рассказано далее.

Анализ философских текстов

Человечество имеет письменную философию со времен Платона. Именно он догадался записывать знаменитые диалоги своего учителя Сократа. Сегодня доступ к текстам открыт каждому. Чтение и понимание проблем, которые обозначали мыслители, являются одними из самых сложных задач умственного труда. Не изучение комментариев по учебным пособиям, а непосредственное соприкосновение с оригиналом есть единственно возможной и настоящей учебой.

Человек при изучении сложных философских текстов пытается самостоятельно выявить проблему, которую хотел обозначить автор. Понимание достигается непросто, так как древние мыслители рассуждали зачастую хаотично. Многие и вовсе накидывали большое количество предикатов для усложнения задачи. Но так поступали в основном софисты. Классические мыслители — вроде Платона, Аристотеля, схоластов и философов Нового Времени все же старались выстроить систему из собственных рассуждений.

древнекитайский философский текст

Что следует понимать в тексте? Конечно же, это смысл. Однако смысл должен не прочитываться, а угадываться. Любой текст с философской проблемой не имеет своей задачей непосредственное ознакомление читателя с определенными задачами. Смысл часто бывает спрятан и закодирован.

Маячащий смысл, при приближении к нему отдаляется, пока идет искание, присутствует как ориентир. Его приходится «насильно» извлекать.

Бибихин В.В.

Любой философский текст имеет свои особенности. Чаще всего это многогранность, незавершенность, вариативность и т. д. Скрытый в тексте смысл представляет собой явление подвижное, иногда изменчивое, недоступное для прямого наблюдения и полной рефлексии. При этом не следует забывать, что основным средством получения смысла является понимание. Именно оно раскрывает содержание любой проблемы.

Значение философских текстов

Итак, письменные свидетельства о положениях разных мыслителей зачастую хаотичны и вариативны, но главное — сложны для понимания. Чтобы уловить истинный смысл философского текста, придется немало постараться. Какова в этом случае роль самих текстов?

Во-первых, оригинальные письмена дают представление о типе мышления той или иной эпохи. Сегодня есть отличная возможность проследить, как менялось и развивалось сознание людей, как расставлялись приоритеты и формировалось отношение к определенным явлениям.

анализ философского текста

Во-вторых, есть прекрасная возможность сравнить различные школы. Простой пример — философские тексты Запада и Востока, времен античности и распространения буддизма.

Наконец, в-третьих, философские труды следует анализировать для совершенствования механизмов смыслотворчества. Это совокупность сопереживания, противоречивости, метафоричности, самовопрошания и т. д. Изучение смыслотворчества отводится герменевтике — одному из важнейших философских направлений.

Герменевтика

В XIX веке, во многом благодаря усилиям Дильтея и Шлейермахера, начинает складываться общая теория понимания и истолкования, именуемая герменевтикой. Это искусство интерпретации и анализа философских текстов — древнекитайского, древнеиндийского, античного и прочих периодов.

Существуют четыре инструмента, образующих собой базу герменевтической сферы. Это герменевтический круг, представляющий собой взаимообусловленность двух понятий — понимания и объяснения. Также это бесконечность интерпретации, а именно изучение конкретного объекта через множество его внешних проявлений. Здесь же следует выделить необходимость предпонимания (наличие базовых знаний о предикате) и интенциональность сознания, то есть направленность мышления человека на конкретный субъект.

к древнекитайским философским текстам относится

Основной вопрос герменевтики — как возможно понимание? Речь идет о поиске новых способов и типов мышления.

Герменевтика берет свое начало еще в древности. Христианский философ Аврелий Августин в IV-V веках нашей эры пытался подвергнуть анализу содержание библейских текстов. Его труд именовался «Христианская наука, или основания священной герменевтики». В этом смысле рассматриваемая дисциплина являет собой разновидность филологической критики.

При исследовании любого литературного памятника требуется максимально объективное толкование. Поняли это представители немецкой классической философии: Поль Рикер, Гадамер и Шлейермахер. Они стали первыми идеологами теорий самонаблюдения, литературного анализа и философского познания. Все эти идеи сплелись в уже оформившееся научное направление, именуемое герменевтикой.

Древнекитайская литература

На примере представленных выше герменевтических методов возможно разобрать основные древнекитайские философские тексты. Известно, что письмена описывают весь период «ста философских школ». Это собирательное название интеллектуальных течений, установившихся в Китае в доимперский и раннеимперский периоды.

Первой школой явилось учение Конфуция — в VI-V веках до нашей эры. Остальные течения, в частности даосизм и легизм, получили свое развитие лишь с опорой на базовые принципы конфуцианства.

философский текст пример

К древнекитайским философским текстам относятся такие литературные памятники, как произведения Сюнь-Цзы, письмена поздних монистов, записи Ли Цзи (конфуцианцев), Шан Цзюнь Шу (легистов) и т. д. Большинство из представленных произведений представлено в виде некой летописи. Все события пронумерованы, у каждого субъекта есть свое наименование.

Известнейшим примером древнекитайского философского текста является «Цзо чжуань» — настоящий литературный памятник Древнего Китая. События летописи охватывают события с 722 по 468 гг. до н. э. По содержанию произведение невероятно богато. В нем дается обильный материал о воинах, религии, правителях, бытовых проблемах и т. д. Каждый диалог датирован.

Выявить проблему или даже смысл в древнекитайском философском тексте не так тяжело, как может показаться на первый взгляд. Использование базовых герменевтических инструментов, несмотря на обилие сложных понятий, имен и мест, поможет в скорейшем раскрытии содержания литературного памятника.

Древнеиндийская философия

Индийские мыслители появились еще задолго до китайских. Расцвет классической древнеиндийской философии приходится на VIII-VI вв. до н. э. Тогда стали появляться первые Веды — сборники священных писаний индуизма.

К древнеиндийским философским текстам относятся работы разных школ и направлений. Здесь нет того относительного единства мнений, который можно было найти у китайских мыслителей. Долгое время веды считались священными произведениями. Ближе к VI веку до н.э. появились Упанишады — сборники комментариев к ведам. В трактатах обсуждались проблемы Бога и Человека, природы медитации, единения с природой и т.д. Период Упанишад можно назвать консервативным.

К IV веку до н. э. появились прогрессивные древнеиндийские тексты. Их составлением занимались шраманы — странствующие монахи и проповедники. Именно они взяли на себя задачу анализа Вед — того, что долгое время считалось нетленным и святым. Анализ действующих положений привел к падению авторитета ведизма. Появились первые критики индуизма — Кесакамбал, Гаутаму и Будда.

Индийские тексты отличаются особой сложностью из-за наличия в них жесткой религиозной полемики. При этом некоторые исследователи сопоставляют индийскую философию с античной. Представителей ведизма можно сравнить со знаменитыми софистами, а шраманов с сократиками.

Классическая философия Древней Греции

Дать краткий анализ античной философской мысли практически невозможно. Поэтому особое внимание следует уделить именно древнегреческим текстам, их зарождению и развитию.

Первым античным мыслителем, решившимся на составление литературных произведений, стал Платон. За всю жизнь он написал 23 диалога и одну речь, именуемую «Апологией Сократа». Самой знаменитой работой философа является «Государство» — трактат в виде диалога Сократа с другими мыслителями. В «Государстве» Сократ рассуждает об устройстве существующего общества, об идеальной системе власти и управления. В остальных работах раскрываются конкретные проблемы бытия.

Читать работы Платона совсем не сложно. Пожалуй, его тексты являются одними из самых доступных для понимания за всю историю древней философии. В том же «Государстве» главной герой произведения, Сократ, ведет диалог со своими приятелями в формате «вопрос-ответ». Он постепенно подводит собеседника к нужному выводу, после чего подводит итоги.

Ученик Платона, Аристотель, написал громадное количество работ. Его философские тексты о жизни, логике, психологии, этике, искусстве, политике, истории и биологии изучаются и анализируются по сей день. При этом главной работой Аристотеля остается «Метафизика» — учение о первоначалах, истинном предмете мудрости.

Тексты Аристотеля отличаются системностью и содержательной строгостью. Каждая работа относится к определенной научной группе. В самих же произведениях прослеживается логика — то, чего так не хватало многим восточным и западным мыслителям.

Эллинистическая философия

Центром эллинистической философской школы стали Афины. Там соперничали три влиятельных направления: скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. Продолжали существовать школы, основанные еще Платоном и Аристотелем. Однако они все меньше влияли на развитие философской мысли.

древнекитайским философским текстом является

Эпикур (IV-III вв. до н. э.) являлся основателем эпикурейского течения. Философия для него есть основное средство достижения счастья. Лишиться какого бы то ни было страха можно только через самосознание. Науку и мифологию Эпикур разделяет. В основе эстетики знаменитый философ кладет понятие «удовольствия» — но не телесного, а духовного.

Скептики вобрали в себя многое от древнегреческих философов. Одним из основателей школы считается Пиррон. Он стремился к невозмутимости, постоянному спокойствию и критичности ко всему происходящему. Лишь через бесстрастие человек сможет достичь истинного блаженства.

Третьим течением является стоицизм. Изучение природы, формализация логических суждений, рассуждение о боге — все это характерно для стоиков. Также, как и скептики, представители стоицизма взывали к победе духовного над материальным.

Аксиология

Проблемной с точки зрения герменевтического анализа является аксиологическая философия. Аксиологией называют систему ценностей, вбирающую в себя различные аспекты этики. Исследуется место человека в мире, происходит бесконечный поиск ответов о том, что же представляет собой человеческое счастье и как его можно достигнуть.

сложный философский текст

Этика исследует проблемы зла и добра, справедливости и смысла жизни. Аксиологическое направление практически невозможно подвергнуть разбору на части, так как поднимаемые проблемы слишком тяжелы для осознания. Из-за этого ценностная философия становится практической, то есть разбивается на части. Появляются такие направления, как философия политики, истории, права, эстетики, образования, техники, религии и т. д. В каждой представленной дисциплине есть множество текстов, которые нужно анализировать. Но с помощью каких инструментов подобное возможно? Попробуем разобраться далее.

Анализ философской мысли

Что есть понимание текста? Это создание текста заново, в новом времени и с новым читателем. Автор творит текст, читатель его понимает. Любое философское письмо имеет свойство рождать нечто подобное себе, оставаясь при этом собой. Понять мысль автора — значить породить свою, новую мысль. Это и есть философское творчество — помыслить то, о чем помыслил Будда или Аристотель.

философский текст о жизни

Число смыслов возрастает в зависимости от индивидуального смыслообразования и смыслообновления. Именно смыслы обладают особой новизной — благодаря обновлениям конфигурации связей и отношений. Происходит эффект сопереживания «авторскому духу», который настраивает читателя на волну авторских идей. Чувства читателя, его интересы и познавательные способности — все это оказывает непосредственное влияние на рождение новых смыслов.

При написании эссе важно правильно сформулировать тезис и доказать его с помощью аргументов.

Сегодня мы расскажем, как сформулировать тезис в эссе, а еще приведем примеры тезисов по разным предметам: философии, истории, литературе.

Читайте свежие новости из мира образования на нашем Telegram-канале. Еще там вы найдете приятные бонусы для вашей учебы.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое тезис в эссе

Тезис в эссе — это основополагающая мысль всей работы. В нем автор освещает тему, идею работы, строит свои предположения или высказывает свое мнение по тематике эссе. Именно тезис автор и будет доказывать в своем сочинении.

Тезис в эссе может быть только один. Чаще всего он идет во введении. По объему тезис небольшой, одно-два предложения. 

Как написать тезис в эссе

Правильно сформулированный тезис задает тон всему эссе. Посмотрите алгоритм формулировки тезиса в эссе:

  1. Чтобы написать хороший тезис, детально изучите тему работы.Тезис отражает главную идею эссе, а идея, в свою очередь, вытекает из темы.
  2. Проанализируйте аудиторию, которая будет слушать или читать вашу работу. Так как тезис находится в начале эссе, зритель или читатель после тезиса делает вывод, интересна ли ему данная работа, и стоит ли продолжать слушать ее дальше. Тезис должен заинтересовать и вызвать желание продолжить чтение дальше.
  3. Соберите информацию по теме эссе. Обычно во время изучения литературы и появляется идея для тезиса.
  4. На основе собранной информации можно формулировать тезис. Лучше не использовать общие шаблонные фразы, а проявить уникальность.
  5. Помните, что ваш тезис должен быть конкретный и четкий, поэтому не используйте расплывчатые формулировки и очевидные вещи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Тезис в эссе

Как сформулировать тезис в эссе: примеры и образцы 

Многие студенты не знают, как написать тезис для своей работы. Мы подобрали для вас тезисы для эссе по разным дисциплинам.

Тезисы для эссе по философии:

  1. Философская наука всегда являлась посредником между науками, специальностями, людьми и нациями. Она дает человечеству средства для определенного диалога. (Тезис эссе на тему «Философия и современность»).
  2. Свобода — это то, что мы привлекаем, к чему мы стремимся и чего боимся. Звучит как парадокс. Как мы можем хотеть чего-то одновременно и уйти от этого? Мы не хотим, чтобы кто-то поднимался по нашей жизни, но мы сами охотно вступаем в кого-то другого.(Тезис эссе на тему «Что такое свобода»).
  3. Прогресс означает перемещение направления развития от низшего к высшему или движение вперед, и это лучше.(Тезис эссе на тему «Без борьбы нет прогресса»).

Тезисы для эссе по истории:

  1. У каждого человека своя судьба, у каждой личности своя роль в истории человечества. Можно заметить, что каждый человек доказывал свою правоту, свои мысли. Каждая личность оказалась в нужное время и в нужном месте.(Тезис эссе на тему «Роль личности в истории»).
  2. Ослабление центральной власти смогло спровоцировать образование  новых властных центров на окраинах государства. (Тезис эссе на тему «Причины распада СССР»).
  3. Наша великая победа сегодня, к счастью, ещё остаётся частью нашей культуры. Ещё живы ветераны, поисковые отряды ещё находят погребенных на полях сражений, ещё живы воспоминания о зверствах гитлеровцев и подвиге советского народа. Однако исторические выводы пока ещё окончательно не сделаны. Точнее, я бы сказала так: они формируются актуальной политической повесткой дня. Поясню что я имею в виду. (Тезис эссе на тему «Историческое значение победы в Великой Отечественной войне»).

Тезисы для эссе по литературе:

  1. Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.(Тезис эссе на тему «Музыка — это не бездумное развлечение. Почему?»).
  2. Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.(Тезис эссе на тему «Музыка — это не бездумное развлечение. Почему?»).
  3. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.(Тезис эссе на тему «Отцы и дети»).
  4. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.(Тезис эссе на тему «Отцы и дети»).
  5. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.(Тезис эссе на тему «Отцы и дети»).

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как писать тезис в эссе. А если появятся затруднения, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут написать эссе качественно и в срок.

Ольга

«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.

(греч. θέσις — положение, местоположение, постановление закона, залог) — философское, научное или богословское положение, утверждение. Со времен Канта этот термин приобретает специфическое значение в связи с соотносительным термином — антитезис (противоположение, положение, находящееся к данному в отношении контрадикторном, противоречивом). В 1769 г., который, по словам Канта, имел для последующего переворота в его воззрениях громадное значение, он обратил внимание на существование в нашем уме так называемых антиномий (см. Кант). Он убедился, что о целокупности мира как бытия в себе можно высказывать утверждения противоречивые с одинаковой правдоподобностью: можно доказывать, что мир конечен и бесконечен, что он делим до бесконечности и состоит из неделимых атомов, что он подчинен безусловному господству закона причинности — и что в нем имеет место свобода, что есть безусловно необходимое существо как первопричина мира — и что мир возник случайно. Каждая пара таких контрадикторных положений обозначается Кантом как тезис и антитезисе. Неразрешимость этих противоречий, которые в виде учения об «антиномиях чистого разума» введены Кантом впоследствии в трансцендентальную диалектику, объясняется тем, что разум, высказываясь о мире как некотором себе довлеющем целом, т. е. как о вещи в себе, догматически переступает область доступного его познавательным способностям. Таким образом, существование антиномий в разуме есть блестящее доказательство невозможности догматической метафизики. Опровержение противостоящих друг другу Т. и антитезиса представляет неразрешимую проблему; только с критической точки зрения антиномии легко разрешимы. Противоречие Т. и антитезиса в антиномиях Кант наз. диалектическим, так как оно может быть легко разрешено указанием на источник метафизической иллюзии, лежащей в основании его — перенос рассуждений в область вещей в себе, недоступную силам нашего разума. Противополагаемое диалектическому реальное противоречие (А есть В, А не есть В) Кант называете аналитическим, когда одному и тому же объекту мысли в сферы мира явлений мы приписываем свойство, которое в то же время отрицаем за ним. Термин синтез, синтетический etc. Кант употребляет в противоположность термину анализ, аналитический в том особенном значении этого термина, которое он установил в учении об аналитических и синтетических суждениях, но нигде не сопоставляет с терминами Т. и антитезис. Говоря о соотношении понятий в своей таблице категорий, Кант обращает внимание на то, что категории количества, качества etc. группируются триадами и что «третья категория всегда возникает из соединения первой со второю того же класса» (единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение etc.). Для этого объединения двух категорий в третью, по его словам, «нужен особый акт рассудка». Этот акт он называет необходимым синтезом разнообразного. По его мнению (высказанному в «Критике силы суждения») тройственное соотношение понятий, положенное им в основу всех главных подразделений мыслей, коренится в самой природе нашего разума. Всякое априорное деление должно быть или аналитическим (основываться на принципе противоречия) и тогда дихотомическим — или синтетическим и тогда трихотомическим (за исключением математики, где мы руководствуемся не логическим делением понятий, а их конструкцией в интуиции), ибо в состав всякого синтетического единства непременно должны входить три элемента: I) условие, II) обусловленное и III) понятие, проистекающее из соединения обусловливаемого с его условием. — Фихте первый связывает вместе термины Т., антитезис и синтезис (чего избегал Кант, по-видимому, для того, чтобы сохранить за понятием синтеза, синтетического своеобразный гносеологический оттенок расширения нашего познания). Стремясь вывести все содержание познания из некоторого самоочевидного принципа, Фихте строит свою дедукцию основных начал познания. Суждения, по Фихте, бывают трех родов: 1) тетические — такие, в которых объект мысли берется тождественным самому себе, без соотношения к другим объектам; самый общий вид такого суждения — Я есмь. 2) Антитетические, в которых мы подчеркиваем противоположность свойств; напр.: Я противополагает себе не-Я. 3) Синтетические, в которых процесс мысли заключается в отыскании тождественных свойств в противоположностях, напр.: «в Я я противополагаю делимому Я делимое не-Я». Я и не-Я, как противоположности, синтетически объединяются в понятии их взаимного ограничения. Таким образом, вышеприведенный Кантовский принцип трихотомического деления понятий Фихте применяет к суждениям. Каждый синтезис можно принять за отправной пункт дальнейшего «движения» мысли, «полагая» его как новый «Т.», вскрывая в нем противоречие как антитезис и «снимая» противоречие в новом синтезисе. Этот прием в широких размерах применяется Гегелем в виде так называемого диалектического метода (см. Гегель). Гегель за отправной пункт своего диалектического метода принимает Кантовское учение об антиномиях (в которых «постановка вопроса настолько же глубока, насколько вульгарно разрешение»), но он расширяет понятие антиномий: по его мнению, их бесконечно много и процесс «движения» философской мысли заключается в непрерывном переходе от Т. через антитезис к синтезису. Вскрытие диалектических противоречий, в которые впадает разум, преступающий сферу познаваемого, у Канта служило орудием для разрушения метафизики; в руках Гегеля оно становится путеводной нитью для построения грандиозного здания панлогической метафизики. Термин синтетический у Гегеля приобретают значение исключительно в связи с терминами Т. и антитезис и его своеобразный Кантовский смысл как противоположного аналитическому совершенно отвергается Гегелем.

И. Лапшин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.

 

Основные философские идеи и
тезисы


Истина и ложь

  • Истина одна — что-то существует, или
    не существует. В основе истины всегда
    лежит аксиома, т. е. очевидная
    ценность, реальность, существование
    которой не надо доказывать никому
    даже слепому — любой человек может
    воспринимать ее непосредственно.
    Никому не надо доказывать
    существование Солнца
  • Ложь — это то, что имеет ложную
    основу (несуществующее объявляется
    существующим, одно выдается за
    другое — ложь выдается за истину, зло
    за добро)
  • Истина — это добро, а ложь — это зло. С
    ложью необходимо бороться, надо
    ликвидировать условия для ее
    преднамеренного создания и
    распространения. Не будет создателей
    и распространителей лжи — не будет и
    самой лжи, не будет
    распространителей религии — не будет
    и самой религии
  • Выдумка — это пустышка без реального
    содержания. Выдумать можно все что
    угодно (любые сказки, любые миры,
    любых существ, сверхъестественное,
    множество богов, ангелов, святых,
    колдунов, ведьм, чертей, экстрасенсов,
    НЛО, космический разум, медитацию,
    ложную философию, ложные теории,
    ложные неправильные общественные
    отношения и т. д.). С помощью обмана (преднамеренная
    ложь) или по ошибке, заблуждению (непреднамеренная
    ложь) пустышки можно наполнить любым
    содержанием
  • Бог, коммунизм, демократия — это
    ложные идеи, слова-бессмыслицы, слова-пустышки,
    формы без реального содержания,
    поэтому можно сказать, что
    современное общество пронизано
    ложью. Вера в бога, коммунизм и
    демократию — это вера в человека,
    который говорит тебе, что бог
    существует, коммунизм можно
    построить, демократия — это власть
    народа.
    Ничего этого не существует
    и не может существовать в реальности
    по принципу


Форма и содержание

  • Все реально существующее может
    существовать только в виде
    материальных форм (материнских форм)
    и материального содержания (дочерних
    форм). Материальные формы имеют объем,
    и их можно воспринимать с помощью
    органов чувств. Они являются
    составляющими элементами абсолютной
    формы «Вселенной», занимают в
    ней определенное место и образуют
    все ее пространство. Все реально
    существующее может существовать
    только естественным образом т. е.
    быть порождением абсолютной формы
    «Вселенной», матери всего сущего,
    а не бога. Мать не может родить
    ребенка, которого нет в ее утробе. Все
    пространство Вселенной образовано и
    занято естественными материальными
    формами, и в ней нет места для чего-то
    инородного, сверхъестественного
  • Не может быть формы без содержания и
    содержания без формы. Не может быть
    части без целого, и целого без части.
    Если есть часть, то должно
    существовать целое. Для всего
    существующего (содержания) должна
    существовать абсолютная форма (абсолютное
    целое) «Вселенная», которая
    вселяет в себя абсолютно все
  • Не может быть бесформенной вечной
    материи. Это неправильный
    философский постулат, который
    выдается за истину. На неправильных
    постулатах построены антиномии,
    например о бесконечности и
    конечности мира. Любая форма в том
    числе и абсолютная форма «Вселенная»
    имеет начало и конец. Не может быть
    вечного мира, вечной жизни. Вечным и
    бесконечным может быть только
    процесс превращения одних форм в
    другие
  • Что-то не может возникнуть из ничего
    (из несуществующего). Новая форма
    может возникнуть только из старой (предыдущей)
    формы
  • Биологическое — это превращенное
    химическое, а химическое — это
    превращенное физическое (атомный
    уровень). Жизнь — это превращенная
    форма неживой материи
  • Форма — это единство двух
    противоположных частей ее
    содержания, которые находятся в
    равновесии. Разрушение формы — это
    невосстанавливаемое нарушение
    равновесия между противоположными
    частями ее содержания, или между ее
    содержанием и внешней средой
  • Самостоятельно (отдельно)
    существовать могут только
    материальные формы.
    Свойства, качества, признаки,
    характеристики, функции
    материальных форм (цвет, энергия,
    масса, время, душа, характер,
    способности, движение, действие и т. д.)
    существовать самостоятельно (отдельно
    от материального) не могут.
    Время — это характеристика «начало
    — конец» конкретной формы. Нет
    формы — нет и времени этой формы, ее
    характеристики
  • Каждая форма имеет три момента:
    возникновение (рождение), эволюция (развитие),
    исчезновение (смерть). Возникновение
    и исчезновение являются
    революционными событиями. Без
    революции (возникновения) не может
    быть эволюции (развития). Революция и
    эволюция — взаимосвязанные события.
    Отрицание революции — это глупость,
    или преднамеренная ложь. Любая форма
    имеет начало и конец
  • Время и история не имеют обратного
    хода. Развитие формы может
    происходить только в одном
    направлении от начала к концу, и
    никогда от конца к началу. Первичное
    не может возникнуть из вторичного,
    мать из ребенка, реальное из
    идеального. Время дочерних форм
    определяется временем материнской
    формы. Абсолютное время — это время
    существования Вселенной
  • Стабильность нашего мира
    обеспечивается стабильностью атомов,
    из которых образуются химические
    элементы. Атомы образуются при
    температурах равных миллионам
    градусов, которые возникают только
    при ядерных процессах в звездах. В
    условиях Земли таких температур не
    может быть, поэтому атомы на Земле
    остаются неизменными


Материальное и духовное

  • Материальное и духовное — это две
    противоположности.
    Материя — это то, что можно
    воспринимать с помощью органов
    чувств. Понятие «материя»
    относится и к форме и к содержанию. Не
    может быть бесформенной матери.
    Духовное — это то, что нельзя
    воспринимать с помощью органов
    чувств, что нельзя потрогать (были
    попытки взвесить душу). Духовное не
    может существовать самостоятельно,
    отдельно от материального, потому
    что духовное возникает на основе
    материального и может существовать
    только совместно с материальным, как
    свойство материального. Духовное —
    это сознание человека и знания (продукт
    сознания). Сознание не может
    функционировать без анатомии,
    физиологии и психики человека, а
    также без предметов природы (без «Не-Я»)
  • Человек — это единство
    материального и духовного.
    Материальное — это организм человека,
    а духовное — это сознание человека.
    Сознанием обладает только человек.
    Сознание не передается по наследству
    генетически, оно вырабатывается у
    ребенка с помощью родителей через
    общение
  • По наследству генетически (через
    гены) может передаваться только
    материальное (анатомия) и его функции
    (физиология, психика), духовное может
    передаваться только путем общения.
    Духовное (сознание) — это
    неврожденное свойство человека
  • Ребенок человека (новая форма)
    рождается животным с потенциями
    стать человеком, на основе которых у
    него вырабатывается сознание. У
    животных и их детенышей нет и не
    может быть задатков для выработки
    сознания. Ребенок человека рождается
    не по собственной воле. У
    новорожденных воли нет и не может
    быть. Воля — это свойство человека
  • Жизнь человека делится на две фазы:
    1. Потенциальная фаза (от момента
      образования зиготы до появления
      сознания у новорожденного ребенка
      в результате общения с родителями)
    2. Фаза истинного человека (от
      момента появления сознания у
      новорожденного до момента потери
      сознания в результате болезни или
      смерти)
  • Человек не может выдумать себя, свое
    «Я». «Я» не может
    существовать без организма человека
    и без своей противоположности «Не-Я»,
    т. е. окружающей действительности во
    множестве форм. Этим опровергаются
    утверждения субъективных идеалистов
    о том, что ничего нет реального, и все
    выдумано. Все выдумки — это пустышки,
    пустые формы без содержания, которые
    могут существовать только в
    воображении людей, и не могут
    существовать в реальности, в природе
  • Человек — это мера всех вещей. «Я»
    — это точка отсчета и мера
    материальных и духовных
    потребностей
  • Все действия человека определяются
    его материальными и духовными
    потребностями. Предел биологических
    потребностей определяет природа, а
    духовных — человек. Этот фактор
    определяет развитие прогресса
  • Человек живет в обществе. Каждый
    день человек общается и имеет
    контакт с различными людьми, поэтому
    он хочет, чтобы все люди были
    нормальными, чтобы все мыслили и
    соответственно действовали
    правильно. Неправильные действия
    вызываются неправильным ложным
    мышлением. Надо стремиться к истине,
    к добру, надо бороться со злом, с
    ложью
  • Каждый человек живет для себя, так
    как жизнь индивидуальна. Живя для
    себя, человек живет для других
  • Смысл жизни заключается в самой
    жизни: нет жизни — нет никакого и
    смысла. Смысл чего-то, в том числе и
    жизни, может определять только
    человек (животные сознанием не
    обладают). Несуществующее не может
    быть существующим
  • Человек может мыслить только в
    рамках существующих идей. Для нового
    мышления необходимы новые идеи.
    Новые идеи создаются индивидуумами,
    а не коллективами
  • Для восприятия и понимания
    реальности, для получения знаний
    нужны органы чувств человека и его
    сознание (самосознание, мышление,
    язык). Возможности органов чувств
    человека ограничены, но их можно
    увеличить с помощью различных
    устройств и приборов. Уровень
    развития техники определяет уровень
    знаний
  • Знания получаются только путем
    сравнения (качественного и
    количественного). Сравнение
    невозможно без меры. Каждый человек
    («Я») — это мера всех вещей
  • Знания передаются только путем
    общения (непосредственного или
    опосредованного)

Атеизм и религия



  • Все слова, знания, ложные идеи и
    связанные с ними материальные объекты
    (церкви, иконы и т. д.) созданы
    естественными людьми, и ничего
    божественного в них нет
  • Все знания получают путем сравнения.
    Для сравнения необходимо иметь меру.
    Основная мера — это человек. Каждый
    человек — это мера всех вещей. Одна и та
    же вещь может иметь противоположное
    значение для людей в зависимости от их
    социального положения.
  • Человек верит в бога (т.е. верит в
    сверхъестественное), но естественный
    человек не может знать, что такое
    сверхъестественное, так как у него нет
    сверхъестественных органов чувств
    для восприятия сверхъестественного и
    его сравнения с естественным для
    подтверждения сверхъестественной
    сущности явления, поэтому
    сверхъестественное в реальности не
    существует, а вера в несуществующее —
    это идиотизм, поэтому человек не может
    верить в бога. Сверхъестественное
    может существовать только в
    воображении людей в качестве выдумки (пустышки),
    для которой не нужны органы чувств.
    Человек не может знать бога, поэтому
    никто не может утверждать, что бог
    существует. Верить в бога — это значит
    утверждать, что бог существует, и тем
    самым повторять слова первого
    человека, выдумавшего бога от испуга
    для успокоения
  • Может ли мыслить и верить в бога
    зародыш человека, который на
    начальной стадии развития не имеет ни
    ног, ни рук, ни головы, ни мозгов? Вера в
    бога также как и сознание не
    передается по наследству генетически,
    а внушается другими людьми через
    общение путем обмана.
  • Если бы мир был создан богом, то он
    был бы создан сверхъестественным
    путем, и результат также был бы
    сверхъестественным, т. е. все было бы
    сверхъестественным, и не было бы
    ничего естественного. Если природа —
    это бог, то человек — это тоже бог, так
    как человек является частью природы
  • Чтобы доказать ложность религии,
    нужно доказать ложность ее основы, т. е.
    ложность бога. Надо доказать, что Вселенная,
    жизнь, человек не были и не могли быть
    созданы богом
    , что все, что
    существует, является естественным.
    Естественное не может быть творением
    сверхъестественного существа.
    Чтобы снести старое высотное здание,
    можно долго разбирать его по
    кирпичику, а можно разрушить сразу
    путем разрушения его фундамента,
    основы
  • Причиной возникновения и
    существования религии является
    господство над человеком:

    1. Сил природы (смерть, голод,
      природные катастрофы)
    2. Общественных отношений (государственный
      строй, эксплуатация, собственность)
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти видео в инстаграме которое видел
  • Dx11 required что за ошибка как исправить
  • Как найти котенка лайка мультик
  • Как найти ускорение по осям координат
  • Как найти вертикальные видео