Как найти тип глагола

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Неопределенная форма глагола

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

  • сто­ять на пороге;
  • подой­ти к нему;
  • сомне­вать ся .

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

  • улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться;
  • нестись, прой­тись.

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Возвратные глаголы

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

глаголы совершенного и несовершенного вида

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Спряжение глаголов

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

  1. изъ­яви­тель­но­го
  2. пове­ли­тель­но­го
  3. услов­но­го

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

  • сте­лет (наст.);
  • сте­лил (прош.);
  • будет сте­лить (буд.)

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

  • спро­сил (прош.);
  • спро­сит (буд.)

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Наклонения глагола

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писа­ла, писали;
  • будет писать.

Времена глаголов в русском языке

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

  • маль­чик рисует;
  • сереб­ро плавится;
  • Земля вра­ща­ет­ся.

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Морфологический разбор глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Что такое «глагол в современном русском языке»? Самостоятельная часть речи, обозначающая процесс (либо действие) и выражающая это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, числа и рода. Эта часть речи является самой богатой в языке по количеству морфологических единиц.

Что такое неопределенная форма глагола

Неопределенной формой в современном языке называют инфинитив. Эта форма глагола отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Примеры инфинитива: быть, ловить, везти, идти, печь, беречь. Проанализировав данные образцы, можно прийти к выводу, что начальная форма обладает рядом определенных суффиксов (иногда их выделяют как флексии): ть, ти, чь. Эта форма имеет длинную историю. Изначально в таких словах было только одно окончание – ТИ: КОУПИТИ, ЗНАТИ, ДОУМАТИ. Но, как известно, язык меняется. Одно из таких исторических развитий привело к появлению новой флексии – ЧИ: ТЕЧИ, ПЕЧИ, которая после некоторого фонетического изменения превратилась в современный суффикс ЧЬ. То же самое произошло и с древним окончанием ТИ. При этом сохранились некоторые исторические формы на ТИ (везти, нести, грести).

По своей этимологии инфинитив – застывшая именная форма (конструкция: дательный-местный). Поэтому в современном словообразовании принято относить его отличительные морфемы (ть, ти, чь) к суффиксам, а не флексии, как если бы это было в древнерусский период.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

У инфинитива нет некоторых существенных признаков: времени и лица, а также числового противопоставления. Несмотря на это, существуют видовые отношения, переходности и возвратности. Он обладает широкими синтаксическими возможностями: способен выполнять абсолютно любую роль (участвовать в предложении в качестве главных или второстепенных его членов).

Переходность и непереходность

У глагола как особой части речи существует понятие переходности. Поскольку он имеет значение действия, то часто имеет при себе объекты процесса – слова, на которые это действие направлено. Особенно выделяется беспредложная связь глагола с объектом, стоящим в В. п. Слова, которые обладают этим специфическим свойством, и называются переходными. В учебнике можно встретить такое определение этой категории:

Переходными называются слова, которые могут управлять именной частью речи (объектом действия) без служебной части речи.

Узнать тип глагола можно следующим способом: необходимо составить словосочетание, где он употреблялся бы с именем нарицательным в объектном значении Вин. падежа. Глагол называется переходным, если он на это способен (курить – что? – сигару), непереходным – если не способен (содействовать – что? ….).

Эта морфологическая группа не имеет связи со значением слова, существуют глагольные синонимы, один из которых является переходным, а другой – нет. Пример: тормозить движение и препятствовать движению. Лексемы “тормозить” и “препятствовать” синонимичны, потому что объединены схожестью действия, причем первое слово является переходным (тормозить – что? – движение – В. п.), а второй – нет.

Переходные формы слов не могут быть возвратными, от них образуется страдательный залог (от непереходных он не образуется).

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Возвратность и невозвратность

Возвратными называют глаголы, имеющие постфиксы -ся/-сь. Эта такие слова, как: заниматься, молиться, убираться, вертеться и так далее. Невозвратными, соответственно, именуют слова без этой морфемы: звать, знать, рисовать, танцевать и др.

Также у некоторых глаголов существуют формы, способные употребляться без постфиксов: пугать(ся), ругать(ся), валять(ся). В языке есть и примеры невозможности такого употребления: бояться, молиться.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Эта категория необходима для глагольных форм: среди них не имеющих вида в языке нет. Она показывает связь процесса с его внутренним пределом. Изучением видовой принадлежности этих слов занимается особая языковедческая наука – аспектология.

Основная масса русскоязычных глагольных форм делится на два вида – совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Совершенный

Слова этой категории способны отвечать на вопрос: Что сделать? Они указывают на то, что процесс ограничен. Основной характеристикой является не то, что действие завершено, а его предельная ограниченность. Этот вид способен образовывать лишь два временных вида: прошедшее (пришел, нашел) и простое будущее (создам, прочитаю).

Несовершенный

Слова, относящиеся к несовершенному виду, указывают на неограниченный процесс: строить, покупать, писать. Глагольные формы этого вида отвечают на вопрос: Что делать? Они могут быть использованы в следующих временах: настоящем (я пою, играю, сплю), прошедшем (танцевал, пил) и сложном будущем (буду работать, буду гулять).

Глаголы НСВ обладают спецификой сочетаемости:

  • употребляются с фазовыми формами, указывающими на начало или окончание действия: продолжить, допеть, запеть;
  • сочетаются с глаголами, обозначающими признак, привычку, обычай: обычай праздновать именины, привычка курить;
  • используются с глаголами, которые повторяют действие: систематически опаздывать;
  • соединяются с именующими нецелесообразность частями речи: бесполезно бежать.

Присоединение к слову префиксов и суффиксов способно изменить глагольный вид.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Сегодня русский язык подразделяет глагольные образования на одновидовые и двувидовые. Первые способны иметь только один вид (СВ или НСВ): жить, сожалеть, заискивать; вторые обладают различными морфологическими признаками, это происходит в зависимости от употребляемого сочетания слов. Они могут принадлежать как к СВ, так и к НСВ: мой друг женился на весьма сварливой особе; жениться на ней тебе не обязательно. Также бывают и примеры с нормальным видовым противопоставлением (о них говорилось выше). Они способны образовывать видовые пары: лезть – залезть.

Спряжение

Глаголы имеют 2 совершенно разных спряжения: I и II. Для того, чтобы узнать тип спряжения, нужно изменить глагол по всей морфологической парадигме в отношении лица. В первом спряжении будут флексии:

Единственное число Множественное число
1 лицо — у 1 лицо — ем
2 лицо — ешь 2 лицо — ете
3 лицо — ет 3 лицо — ут

Примеры: идти, знать, думать, читать.

Слова второго спряжения оканчиваются на:

Единственное число Множественное число
1 лицо — у 1 лицо — им
2 лицо — ишь 2 лицо — ите
3 лицо — ит 3 лицо — ат

Примеры: пить, носить, ходить. Также есть разноспрягаемые глаголы, например: бежать, хотеть (поэтому очень важно спрягать формы по всей парадигме) и неправильные: дать, есть (они имеют особую древнюю систему изменения). Еще есть исключения.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Наклонение

Наклонение выражает отношение процесса к реальной действительности. Язык использует 3 вида этой категории: изъявительное, повелительное и сослагательное (условное). Первое наиболее часто используется в языке, это обычное изменение по временам; второе необходимо для выражения просьбы или приказа, а третье – для пожелания.

Повелительное

Чтобы его создать, потребуется выделить основу наст. времени (либо будущего прост., так как они имеют одинаковую форму), а также добавить суффиксы -и-/-те. Примеры: подай, принесите.

Сослагательное

Семантически выражает что-то возможное, желаемое. Способ образования следующий: к форме прош. времени с неизменной морфемой -л- прибавляется в предложении частица бы: я бы пошел на концерт завтра, но все билеты уже проданы.

Изъявительное

Оно используется чаще остальных, потому что выражает реальный процесс и используется во всех временных формах. Примеры:

  • Я иду в кино сегодня.
  • Коля пришел вчера поздно.
  • Мама пойдет в магазин завтра утром.
  • Саша будет ходить на борьбу каждый день.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Время

В современной морфологии выделяют несколько времен, а именно: настоящее, прошедшее и будущее. Временная категория показывает процесс в разных его аспектах – выполняемым, выполненным и готовым к выполнению. В первом случае действие накладывается на момент речевой коммуникации или выражает постоянно повторяющуюся ситуацию: земля вращается вокруг солнца, во втором – действие было совершено до этого периода (я пришла из школы), имеет специфическую морфему -л-, а в третьем – совершится после момента речи: я пойду в магазин и куплю шоколадку. Последнее время функционирует в 2 аспектах: простое (прочитаю) и сложное (буду читать) – это отголосок старославянской эпохи.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Эта категория глагола говорит о том, что происходящее действие касается определенного производителя. У глаголов 3 формы лица:

1 – действие совершает сам человек: я иду гулять;

2 – процесс касается собеседника: ты здорово рисуешь;

3 – выражает отношение процесса к иному лицу, не участвующему в разговоре: он завтра покажет лучший результат.

Значение лица проявляется двумя способами: при употреблении определенных флексий или благодаря использованию личных местоимений.

Также, особое употребление «мы» вместо «я» используется, когда сам говорящий отождествляет себя с группой: докажем эту теорию (лектор).

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Безличные глаголы

Что такое безличные глаголы? Это слова, выражающее процесс, в котором нет деятеля; используются в предложениях, где нет подлежащего, потому что его использование в данном случае невозможно. Пример: мальчику нездоровится.

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Синтаксическая роль

Инфинитив в предложении способен быть любым его членом. Глаголы, как неординарная часть речи, в любом из наклонений могут быть только сказуемым, ничем другим. Примеры: он пришел рано и ждал 3 часа; жить – это здорово.

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/glagol-kak-chast-rechi-opredelenie-voprosy-priznaki.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

Узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.

Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.

Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.


Определение

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.


Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:

  • что делает? рисует;
  • что сделал? нарисовал;
  • что сделает? нарисует.

Что такое вид глагола?

Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.


Определение

Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.


Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:

  • совершенный вид;
  • несовершенный вид.

виды глаголов

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют

  • действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
  • обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.

Например:

  • что сделать? родить, бросить, купить;
  • что сделать? обозначить, ответить, упростить.

В большинстве случаев значение совершенного вида связывается с достигнутым результатом действия.

Понаблюдаем:

  • (что сделать?) написать письмо;
  • (что сделать?) поймать рыбу.

Глаголы совершенного вида могут обозначать начало действия:

  • запеть песню;
  • заиграть на скрипке.

Некоторые глаголы с суффиксом -ну- выражают однократность законченного действия:

  • толкнуть в плечо;
  • крикнуть громко;
  • прыгнуть в реку.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают

  1. действие в протяженности, без указания на его предел;
  2. незаконченность действия.

Например:

  • что делать? учить, красить, бегать, капать;
  • что делать? нести, ползти. 

Среди глаголов несовершенного вида выделяется группа глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-, обозначающих многократные, регулярно повторяющиеся действия:

  • подбрасывать
  • покрикивать
  • прочитывать
  • подглядывать

Виды глаголов

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.


Примеры

летать, рисует, выбирали


Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.


Примеры

вернуться, напишет, пришли


Второй способ — слово «буду»

  • К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
  • К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:

(что сделать?) решить — (что делать?) решать.

Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:

1. суффиксами

  • бросить — бросать;
  • кончить — кончать;
  • встретить — встречать;
  • обидеть — обижать;
  • сосредоточить — сосредоточивать;
  • приурочить — приурочивать;
  • уполномочить — уполномочивать;
  • достигнуть — достигать;

2. приставками

  • готовить — приготовить;
  • брать — собрать;
  • гнать — выгнать;
  • звать — назвать;
  • работать — переработать;
  • морозить — подморозить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слушать послушать
читать прочитать
писать написать
пить выпить
готовить приготовить

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:

  • опоздать — опаздывать;
  • стереть — стирать:
  • вздохнуть — вздыхать;
  • изложить — излагать;
  • утомить — утомлять;
  • защитить — защищать;
  • упросить — упрашивать.

Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):

  • (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать (неверно: споймать);
  • положить — класть;
  • вкладывать — вложить;
  • накладывать — наложить (повязку);
  • брать — взять;
  • искать — найти. 

Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:

  • (что сделать?) грянуть, очутиться;
  • (что делать?) присутствовать, сожалеть.

Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:

  • ранить;
  • молвить;
  • крестить;
  • обещать;
  • воздействовать;
  • использовать;
  • атаковать и пр.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 154

Совершенный и несовершенный вид глагола


Совершенный и несовершенный вид глагола

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3061.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3061.

Что представляет собой вид глаголов в русском языке? На этот вопрос можно найти ответ в нашей статье, в которой также подробно расписано, какие виды глаголов существуют, какими способами они определяются.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое вид глаголов в русском языке?

Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям.

Виды глаголов в русском языке

В русском языке существует два вида глаголов: несовершенный и совершенный вид глагола.

  • Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
  • Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).

Как определить вид глагола?

Самый простой способ определить вид глагола – это поставить к глаголу вопрос:

  • Что делать? (обедать, читать, верить, штопать) – несовершенный вид глагола;
  • ИЛИ

    ТОП-5 статей

    которые читают вместе с этой

    Топ похожих

  • Что сделать? (позавтракать, написать, переехать, убедить) – совершенный вид глагола.

Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного вида различаются по количеству спрягаемых личных форм и грамматической сочетаемости:

  • Глаголы НСВ имеют все личные формы прошедшего, настоящего и будущего времени (работал, работаю, буду работать), тогда как у глаголов СВ нет форм настоящего времени (прочел, прочту).
  • У глаголов СВ форма будущего времени простая (позвоню, спрошу), у глаголов НСВ – составная (буду читать, будем строить).
  • Глаголы СВ не сочетаются с глаголами продолжать, начинать и аналогичными, тогда как глаголы НСВ сочетаются (начинает работать, продолжает опрашивать).

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталия Семушкина

    7/7

  • Ирина Вербицкая

    5/7

  • Мүрөк Айтматова

    5/7

  • Matti Tersa

    6/7

  • Anna Ivanova

    6/7

  • Lil Keen-Oficall

    7/7

  • Martin Eden

    7/7

  • Александр Сивохин

    6/7

  • Anna Arutyunova

    6/7

  • Анна-Мария Дмитриева

    7/7

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3061.


А какая ваша оценка?

Вид глагола проще всего определить с помощью «запоминалки» на букву С в глагольном вопросе: что Сделать? — Совершенный вид. Если буквы С в вопросе нет — что делать? — то это глагол несовершенного вида.

система выбрала этот ответ лучшим

Тори Торич­ка
[59.3K]

6 лет назад 

Вид глагола можно определить следующим образом:

1) по вопросу: глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что Сделал? и глаголы несовершенного вида — на вопрос что Делал?

2) по значению: глаголы совершенного вида обозначают действие совершенное, а несовершенного — то действие, которое еще длится.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Чтобы определить вид глагола, задаем к слову вопросы:

что делает? или что сделает?

Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» (что делаешь? что будешь делать? и т.д.), то он имеет несовершенный вид, например:

что делает? играет, купается, красит;

что делаем? играем, купаемся, красим;

что делаете? играете, купаетесь, красите.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое продолжается, совершается в момент речи или не привязано ко времени.Такое действие не закончено, не завершено.

Глаголы имеет совершенный вид, если отвечают на вопросы:

что сделать? что сделает? что сделаешь? что сделают?

Глаголы совершенного вида указывают, что действие завершилось, имеет результат или конец.

Что сделать? написать, вычертить, достигнуть, нарисовать.

Azama­tik
[55.3K]

7 лет назад 

Различают совершенный и несовершенный виды глаголов.

Глаголы совершенного вида, находясь в неопределенной форме, отвечают на вопрос «Что сделать?»

Примеры глаголов совершенного вида: купить, сосчитать, построить и тд.

Ставить в неопределенную форму необязательно, можно задать вопрос и, если вопрос начинается на «С» (что сделал, что сделает, что сделали, что сделаем и тд), то этот глагол относится к совершенному виду.


Глаголы же несовершенного вида в неопределенной форме отвечают на вопрос «Что делать?»

Примеры глаголов несовершенного вида: петь, играть, лить, бегать и тд.

И в этом случае можно задать вопрос, не ставя глагол в неопределенную форму, и понять к какому виду он относится. Что делает, что делаешь, что делала, что делают и тд — на такие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида.

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Существует два вида глаголов: совершенный вид и несовершенный вид. Чтобы определить, к какому виду относится тот или иной глагол, достаточно задать к нему вопрос.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы — что сделать? что сделает? что сделал? и др. (они варьируются в зависимости от рода и числа).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы — что делать? что делал? что делает? что будет делать? и др.


Также можно определить вид глагола по его значению.

Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени (в отличие от глаголов несовершенного вида).

Они указывают на:

1) Действие, которые было завершено. Например:

Солнце (что сделало?) зашло.

Я (что сделал?) почистил зубы.

2) Однократное действие, которое необходимо сделать или хотелось бы сделать. Например:

Тебе нужно (что сделать?) сходить туда.

Мне хотелось бы (что сделать?) посмотреть на это.

Глаголы несовершенного вида, в свою очередь, указывают на:

1) Действие, которое происходит в данный момент и которое ещё не завершено. Например:

Он (что делает?) учится в институте.

Ремонт (что делают?) делают уже полгода.

2) Действие, которое повторяется (или должно повторяться) постоянно. Например:

Я (что делаю?) хожу на работу к 9 часам.

Тебе необходимо (что делать?) принимать это лекарство 2 раза в день — утром и вечером.

дольф­аника
[379K]

5 лет назад 

В русском языке есть два вида глаголов, к какому виду отнести глагол можно с помощью поставленного вопроса. Понимая смысл слова, выраженного глаголом можно определить и без вопроса вид глагола, например, глаголы с приставкой С относятся к глаголам совершенного вида. По вопросам определяет следующим образом, поставим вопрос что делает и сто сделает, на последний вопрос отвечают глаголы совершенного вида Помочь запомнить помогут две таблицы с определением видов глаголов, какие вопросы к какому виду относятся. Если написать в столбики виды глаголов, то разница хорошо видна и определить уже намного легче.

tana7­6
[124K]

6 лет назад 

Для ответа на вопрос, какой же вид у данного глагола, — задайте к этому глаголу вопрос:

что делать? (делает, делал, будет делать)

или что сделать? (сделал, сделает).

Если вопрос содержит слово «делал» — это несовершенный вид глагола

Примеры:

  • делал — ходил, летал, говорил…
  • делаю — иду, говорю, лечу…

Если вопрос содержит слово «сделал» — это совершенный вид.

Примеры:

  • сделал — сходил, поговорил, вылетел…
  • сделает — схожу, поговорю, полечу…

Вид глагола может быть совершенным или несовершенным. Узнаем о виде глагола с помощью вопросов (для начальной формы глагола): что сделать? (совершенный вид) и что делать? (несовершенный).

Примеры:

Сходи в магазин — что сделай? (сов. вид)

Ходят в магазин — что делают? (несов. вид)

Ходила по магазинам — что делала? (несов. вид)

Сходим в магазин — что сделаем? (сов. вид)

ВитаМ­иночк­а
[51.7K]

4 года назад 

Определить вид глагола (совершенный или несовершенный) можно двумя простыми способами:

  1. Задать вопрос к глаголу: «Что делать/делал?» или «Что сделать/сделал?». Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?», то он является совершенным, а если на вопрос «что делать?», то несовершенным. То есть, если в слове делает есть приставка «С», тогда глагол совершенный и наоборот.

  2. Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже завершено/закончено, а действие глагола несовершенного вида еще не завершилось до конца.

Например:

Что сделал? — Написал сочинение (совершенный вид);

Что делал? — Писал сочинение (несовершенный вид).

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Задать к этому глаголу вопрос.

Например: «весна наступила рано» — «весна (что сделала?) наступила». Вопросы типа «сделала», «сделать», «сделаю» и т.д., т.е. имеющие в своем составе приставку «с», указывают на то, что перед нами глагол совершенного вида.

Другой пример: «ребята резвились во дворе» — «ребята (что делали?) резвились» — перед нами несовершенный глагол. Так будет и в случае, если будут иметь место другие вопросы без приставки «с»: «делаю», «делать» и т.д.

Знаете ответ?

В русском языке встречаются разные грамматические категории, связанные с определёнными частями речи. Так, к примеру, существительные могут быть в единственном или множественном числе, в разных падежах и принадлежать к разным склонениям. Глаголы, в свою очередь, имеют свои грамматические категории. Например, они могут быть совершенными и несовершенными. Умение определять вид пригодится вам, например, в морфологическом разборе глагола. Разберем эту тему подробнее.

Глагол и его виды

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица. Глагол может выражать действие живого существа или действие, совершаемое над каким-либо предметом. В одном предложении может встречаться как один, так и несколько глаголов.

Глаголы отвечают на вопросы:

Что делать? Что сделать? Что делал?
Что сделал? Что делают? Что будет делать?

Разница в формулировке вопроса зависит от времени, в котором глагол находится. Оно может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Но время — не единственный признак, принадлежащий глаголу и определяющий его особенности. Существует так же понятие вида у глаголов.

Что такое вид глагола? 

Вид глагола — это постоянный грамматический признак глаголов, которым обладают спрягаемые глаголы, инфинитив, деепричастия и причастия. С помощью вида можно преобразовывать глагол, видоизменить его по временам и наделять разной степенью завершенности действия.

Посмотрим, как он меняется в ходе добавления суффиксов или окончаний:

  • Завершенное и единовременное — проиграл, провел;
  • Незавершенное и повторяемое — решает, играет.

Если говорить о совершенном и несовершенном видах глагола, то стоит учитывать особенности их составления. К примеру, один вид глагола можно отличить от другого путем поставки вопроса или наличия приставок.

  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос — что сделать? (что сделал, что сделают?)
  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос — что делать? (что делают, что делал?)

Разница между видами глаголов заключается в тех вопросах, на которые они отвечают, и степени завершенности действия. Проследим это на примере:

На первый взгляд кажется, что совершенный и несовершенный вид почти ничем не отличается, но если присмотреться к каждому из представленных примеров, то станет заметна не только разная смысловая нагрузка, но и степень завершенности действия. Познакомимся с этой особенностью видов глаголов поближе.

Что такое совершенный и несовершенный вид глагола

Виды глаголов в русском языке представлены в двух крупных категориях — совершенном и несовершенном. Оба вида имеют свои особенности образования и правила написания.

Глагол совершенного вида

Совершенный вид глагола — всегда отвечает на вопросы (что сделать? что сделал?), очень часто имеет приставку и обладает следующими особенностями:

  • Называют действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
  • Обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.

Глаголы такого типа могут быть: 

  • В прошедшем времени;
  • В будущем простом времени. 

В отличие от глаголов несовершенного вида, этот вид глаголов, как правило, выражает завершенность действия или мыслительного процесса. Совершенный вид часто отличается от других наличием:

Суффиксов Приставок Наличием в вопросе приставки

Каждый из глаголов совершенного вида можно разделить на:

  • Выражающие начало действия (заиграл на гитаре);
  • Выражающие однократность законченного действия (с суффиксом -ну-) — крикнуть, толкнуть, стрельнуть.

Отсюда делаем вывод, что совершенный вид глагола — это такой вид глагола, который обозначает завершенное или ограниченное каким-либо промежутком времени действие, совершаемое объектом. Проще говоря, совершенный вид глагола относится к действиям, которые уже совершились (совершённый).

Несовершенный вид глагола 

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делал, что делают) и обозначают: 

  • Действие в протяженности, без указания на его предел;
  • Незаконченность действия.

Глаголы такого вида могут быть в трёх временных рамках: 

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

Прошедшее время Настоящее время Будущее сложное время

Подобный разброс позволяет наиболее полно выразить авторскую мысль и добавить в текст конкретику и разнообразие. Глаголы совершенного и несовершенного вида могут быть похожими друг на друга, поэтому для проверки желательно опираться не только на вопрос, но и на дополнительные признаки (наличие приставок или суффиксов). 

Например, среди глаголов несовершенного вида выделяется группа глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-. Они выражают такие действия, которые могут повторяться неоднократно или планироваться: 

Подбрасывать Покрикивать
Прочитывать Подглядывать

Несовершенный вид глагола выглядит так:

Играл Писал
Вязать Петь
Дарят Доверять

Глаголы несовершенного вида никогда не выражают действие, которое является завершенным или имеет какой-либо предел в совершении. Подобная особенность позволяет указать или продемонстрировать выполняемое действие без конкретики и четких временных рамок.

Образование глаголов совершенного и несовершенного вида 

От глаголов совершенного вида можно образовывать несовершенный вид (и наоборот). Для этого осуществляется: 

  • Добавление приставки (рисовать — нарисовать, петь — напеть, дарить — подарить); 
  • Отбрасывание суффиксов (нёсти — нёс); 
  • Замена суффиксов (прыгать — прыгнуть, рисовал — вырисовывать); 
  • Замена суффиксов и чередование букв в корне (засунуть — засовывать); 
  • Добавление приставки и суффикса (писал — прописывать). 

Вид глагола может измениться и при замене ударения в слове. 

Как определить вид глагола?

Существует несколько простых способов определения того или иного вида глагола. Чтобы определить глаголы совершенного и несовершенного вида, нужно обращать внимание на: 

  • Наличие в вопросе приставки; 
  • На время (совершенный вид не может быть в будущем сложном времени); 
  • На наличие приставки в проверяемом или анализируемом глаголе; 
  • На суффиксы в самом слове; 
  • На окончания; 
  • На завершенность или факт начала действия; 
  • На наличие границ или пределов в действии; 
  • На ударение в слове, меняющее смысловую составляющую предложения или глагола в зависимости от общего контекста. 

Запомним! Существуют двувидовые глаголы, которые могут одновременно находиться в совершенном и несовершенном виде. Такой вид глагола определяется по контексту предложения или словосочетания: 

Родить
Казнить
Ранить
Крестить
Воздействовать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нужную игру если забыл название
  • Как найти площадь ромба 18 задание огэ
  • Как найти производительность труда в процентах формула
  • Как найти мелодию по звуку шазам
  • Как найти изображение без авторских прав