Как найти точки с одинаковыми потенциалами

В литературе описано несколько методов преобразования электрических цепей [1; 2; 3]. В этих статьях описаны и методы упрощения схем, имеющих точки равного потенциала. Но при решении подобных задач авторы обычно пишут так: «Из симметрии ветвей цепи видно, что точки В и D имеют равные потенциалы» [2], хотя эта видимость не совсем очевидна.

Рассмотрим способы нахождения точек одинакового потенциала более подробно. Пусть нам дана электрическая цепь, состоящая из сопротивлений R1, R2, …, R8 (рис. 1 а). Проведем через точки подключения цепи прямую АВ (рис. 1 б).

1 способ. Если схема содержит проводники с одинаковым сопротивлением, расположенные симметрично относительно определенной оси или плоскости, то концы этих проводников имеют одинаковый потенциал. При этом точки будут симметричными относительно прямой АВ, если равны сопротивления участков цепи между данными точками и любыми точками этой прямой.

Используя этой признак, можно сделать вывод, что точки С1 и С2 (рис. 1 б) будут симметричны относительно прямой АВ, если R1 = R2 (сопротивления между точкой А и С1 и между точкой А и С2 равны) и R5 = R6 (сопротивления между точкой В и С1 и между точкой В и С2 равны). Аналогично, точки С3 и С4 будут симметричны относительно прямой АВ, если R3 = R4 и R7 = R8.

рисунок 1а
а.
рисунок 1б
б.
Рис. 1.

2 способ. Точки имеют одинаковый потенциал, если равны отношения сопротивлений между данными точками и точками подключения.

Например, точки С1 и С2 (рис. 1 а) имеют одинаковый потенциал, если формула. Аналогично, точки С3 и С4 имеют одинаковый потенциал, если формула.

Покажем на примерах, как можно использовать эти способы для преобразования электрических цепей.

Метод объединения равнопотенциальных узлов:точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы.

Пример 1. Определите сопротивление электрической цепи (рис. 2), если: а) R1 = R3 = 2R, R2 = R4 = R, R5 = 3R; б) R1 = R4 = 2R, R2 = 4R, R3 = R, R5 = 5R.


Рис. 2.

а) Если провести через точки подключения прямую АВ (рис. 3 а), то равны сопротивления участков АС1 и АС2 (R1 = R3), и равны сопротивления участков ВС1 и ВС2 (R2 = R4). Следовательно, точки С1 и С2 симметричны относительно прямой АВ и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 3, б). Резисторы R1 и R3 соединены параллельно, и резисторы R2 и R4 – параллельно, участки 1/3 и 2/4 последовательно. Следовательно,

формула

б) Если провести прямую АВ (рис. 3 а), то сопротивления участков АС1 и АС2 не равны формула, следовательно, точки С1 и С2 не симметричны относительно прямой АВ. НО точки С1 и С2имеют равные потенциалы, т.к.  .

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 3 б). Резисторы R1 и R3 соединены параллельно, и резисторы R2 и R4 – параллельно, участки 1/3 и 2/4 последовательно. Следовательно,

формула
формула
а

б
Рис. 3.

Пример 2. Найдите сопротивление проволочного куба между точками А1 и В3 (рис. 4). Сопротивление каждого ребра R0.


Рис. 4.

Рис. 5.

Проведем через точки подключения прямую А1В3 (рис. 5). Равны сопротивления (равны длины – ребра) участков А1В1, А1А2 и А1А4, и равны сопротивления (равны длины – диагонали) участков В3В1, В3А2 и В3А4. Следовательно точки В1, А2 и А4 симметричны относительно прямой А1В3 и имеют равные потенциалы. Равны сопротивления участков А1А3, А1В2 и А1В4, и равны сопротивления участков В3А3, В3В2 и В3В4. Следовательно точки А3, В2 и В4 симметричны относительно прямой А1В3 и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 6). Три резистора R0 соединены параллельно между точками А1 и А2 (В1, А4), шесть резисторов R0 – параллельно между точками А2 (В1, А4) и А3 (В2, В4), три резистора R0 – параллельно между точками А3 (В2, В4) и В3, участки между этими точками соединены последовательно. Следовательно,

.

Рис. 6.

Пример 3. Найдите сопротивление проволочного куба между точками А1 и В2 (рис. 4). Сопротивление каждого ребра R0.

Проведем через точки подключения прямую А1В2 (рис. 7 а). Равны сопротивления (равны длины – ребра) участков А1В1, А1А2, и равны сопротивления (равны длины – ребра) участков В2В1, В2А2. Следовательно точки В1 и А2 симметричны относительно прямой А1В2 и имеют равные потенциалы. Равны сопротивления участков А1А3 и А1В4, и равны сопротивления участков В2А3 и В2В4. Следовательно, точки А3 и В4А1  симметричны относительно прямой В2 и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 7 б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 7 в или г).

Точки А2 и В4имеют равные потенциалы, т.к. . Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 7 д). Резисторы на участке А1А2 соединены параллельно, и резисторы на участке А2В2 – параллельно, а эти участки соединены последовательно. Следовательно,



а

б

в

г

д
Рис. 7.

Если возможно объединение двух равнопотенциальных узлов, то возможен и обратный переход.

Метод разделения узлов: узел схемы можно разделить на два или несколько узлов, если получившиеся при этом узлы имеют одинаковые потенциалы.

Обязательным условием при этом является проверка получившихся при разделении узлов на равенство потенциалов (симметричность или пропорциональность сопротивлений).

Пример 4. Найдите сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. 8) сопротивлением R0 каждый.


Рис. 8.

Разделим узел в середине каркаса на два узла О1 и О2 так, как показано на рис. 9 а. Это можно сделать, так как точки О1 и О2 имеют равные потенциалы: равны сопротивления участков AO1, AO2, и равны сопротивления участков BO1, BO2. Перерисуем схему в стандартный вид (рис. 9 б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 9 в), т.к. сопротивление участка C1F1 равно  , аналогично  . Тогда общее сопротивление цепи равно  .

Обратите внимание. С точки зрения геометрии точки О3 и О4 симметричны относительно прямой а (рис. 9 г), но потенциалы этих точек не равны, т.к. сопротивления участков АО3 и АО4 не равны, а отношения сопротивлений участков АО3 и АО4 не равны отношению сопротивлений участков ВО3 и ВО4.


а

б

в

г
Рис. 9.

Пример 5. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. 10) сопротивлением R0 каждый.

Рис. 10.

Разделим узел в середине каркаса на три узла О1, О2 и О3 так, как показано на рис. 11 а. Это можно сделать, так как точки О1, О2 и О3 имеют равные потенциалы: равны сопротивления участков AO1 и BO1, участков AO2 и BO2, и участков AO3 и BO3, следовательно, отношения сопротивления этих участков равны.

Перерисуем схему в стандартный вид (рис. 11, б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 11 в), т.к. сопротивление участка C1F1 равно , аналогично , сопротивление . Тогда общее сопротивление цепи равно



а

б

в
Рис. 11.

Литература

  1. Зильберман А. Расчет электрических цепей // Квант. – 1988. – № 8. – С. 30-34.
  2. Петросян В.Г., Долгополова Л.В., Лихицкая И.В. Методы расчета резисторных схем постоянного тока // Физика. – 2002. – № 14, 18, 22.
  3. Хацет А. Методы расчета эквивалентных сопротивлений // Квант. – 1972. – № 2. – С. 54-59.

$begingroup$

Lately, I’ve been reading about techniques to reduce networks and find their equivalent resistance/capacitance. While doing this, I came across the cube resistance problem and many other problems (eg. resistors on tetrahedron etc.), where the authors have argued that certain points on the figure have the same potential. But, none of them have explained a procedure which would allow one to use this technique for other problems. So I’ve two questions:

  1. Does the figure need to be symmetrical in some manner if one has to use this technique?

  2. How should one go about finding points with the same potential?

I’ve tried a couple of things: Suppose that we were required to find the equivalent resistance across the main diagonal of a cube. Then usually I would distribute the currents and look for branches carrying the same current. From this, I would try to deduce the points having the same potential. But of course, this technique hasn’t worked so any hints or suggestions will be valuable.

claws's user avatar

claws

7,02519 gold badges44 silver badges57 bronze badges

asked Aug 13, 2016 at 19:26

Student's user avatar

$endgroup$

$begingroup$

The general idea is to find and exploit symmetries in the network. A symmetry means that if you change something about the problem, it remains the same.
Generalized method for dealing with circuit involving symmetry? links to a basic introduction to a formal procedure for identifying the symmetries of the network, and the effect these symmetries have on the relation between the inputs and outputs of the circuit. However, in many cases the symmetries are most easily identified visually from a diagram of the circuit.

For example, the following infinite ladder of resistors looks exactly the same if you add another «unit» at the front. This suggests a method of finding the total resistance $R_infty$ which is the same as $R$ in series with $R$ || $R_infty$ :
$$R_infty=R+frac{R_infty R}{R_infty+R}$$
This is a quadratic equation which can be solved to find $R_infty$.
ladder

In your cube problem, resistors $a$, $b$ and $c$ are in equivalent positions — ie if you rotate the cube about an axis through AB you can replace $ato bto cto a$ without making any difference to the resistance between A and B. This symmetry means that the points marked $alpha$ are all at the same potential, as are those marked $beta$.

cube-1

Without affecting the circuit we can connect wires between the points marked $alpha$ — and likewise between those marked $beta$ — because no current will flow through them. The cube is then equivalent to the following series of parallel resistors :

cube-2

http://www.rfcafe.com/miscellany/factoids/kirts-cogitations-256.htm

answered Aug 13, 2016 at 22:27

sammy gerbil's user avatar

sammy gerbilsammy gerbil

27k6 gold badges34 silver badges70 bronze badges

$endgroup$

$begingroup$

Points which are connected by an ideal wire — which means anything that can carry a current with zero resistance — will be at the same potential. This is a direct consequence of Ohm’s law, $Delta V = IR$. A section of ideal wire is basically a resistor with zero resistance. If $R = 0$ for this resistor/wire, then $Delta V = 0$, meaning that the change in potential across the resistor/wire is zero.

Other than that, there aren’t really any shortcuts; you have to solve the equations. (You can sometimes recognize a symmetry in the circuit design or something which makes it obvious that the equations will tell you two points are at the same potential. But I’m not counting that, since it’s not a general technique.)

answered Aug 13, 2016 at 19:46

David Z's user avatar

David ZDavid Z

75.1k26 gold badges179 silver badges283 bronze badges

$endgroup$

2

$begingroup$

In general one can solve all such circuits with a method called «modified nodal analysis» (https://en.wikipedia.org/wiki/Modified_nodal_analysis) which reduces the circuit to a set of linear equations represented by a matrix. This has been automated in circuit simulation software. If you want to try this for yourself, Linear Devices has a free software called LTSpice: http://www.linear.com/designtools/software/#LTspice that works very nicely.

LTSpice will, of course, only give you a numerical result, rather than solve the equations explicitly. This is enough for engineering purposes, but if you want to perform a real analysis of a circuit, you would have to solve the actual equations formally.

For purely linear circuits there are a few software tools that can actually simplify the formal equations for you, but you still end up with a set of linear equations that has no simple solutions other than in terms of matrices and their determinants, inverses and characteristic polynomials.

answered Aug 13, 2016 at 20:34

CuriousOne's user avatar

CuriousOneCuriousOne

16.2k3 gold badges31 silver badges47 bronze badges

$endgroup$

Учеба
 ->  Науки
 | Автор: А. И. Черноуцан | Добавлено: 2015-01-30

Методы расчета сопротивления в электрических цепях

Вычисление общего сопротивления сложного соединения часто требует применения новых методов расчёта, поскольку не всегда соединение проводников очевидно и сложную схему можно привести к упрощённой, содержащей только последовательные и параллельные участки. Существует несколько разнообразных приёмов расчёта общего сопротивления линейной электрической цепи постоянного тока. В работе предпринята попытка систематизации подобных приёмов.

В любом случае решение задач на вычисление сопротивлений сложных соединений следует начинать с анализа схемы. В простейшем случае выделяют последовательно и параллельно соединённые группы сопротивлений и, постепенно упрощая схему, заменяя сопротивление группы резисторов эквивалентным ей сопротивлением, приводят схему к такому виду, когда соединение групп очевидно и общее сопротивление легко рассчитать.

Если в контуре не окажется ни последовательно, ни параллельно соединённых проводников, для вычисления общего сопротивления следует использовать следующие свойства электрической цепи:

  • В электрической цепи точки с одинаковыми потенциалами можно соединять или разъединять. Поскольку ток между такими точками не идёт, то общий режим тока в цепи при этом не меняется.
  • Работа по перемещению единичного заряда от одной точки однородной цепи в другую не зависит от сопротивлений проводников, по которым проходит заряд, а определяется только разностью потенциалов между этими точками.

Метод равных потенциалов.

Точки с одинаковыми потенциалами всегда есть в схемах, обладающих осью или плоскостью симметрии относительно точек подключения. Возможны два случая.

  • Если схема симметрична относительно оси (плоскости), проходящей через точки входа и выхода тока (имеется продольная ось симметрии), то точки одного потенциала находятся на концах симметричных резисторов, поскольку по ним идут одинаковые токи.
  • Если схема симметрична относительно оси (плоскости), перпендикулярной линии, на которой лежат точки входа и выхода тока — в схеме имеется поперечная ось (плоскость) симметрии, то одинаковым потенциалом обладают все точки, лежащие на пересечении этой оси (плоскости) с проводниками. Это утверждение вытекает из того, что работа электрических сил не зависит от формы пути.

Найдя в схеме точки с одинаковыми потенциалами, можно произвести такие её преобразования, что останутся только параллельные и последовательные соединения. Основные виды преобразований:

  • Метод склейки узлов. Если два или более узлов имеют одинаковый потенциал, то их можно соединить в узел.
  • Метод разрезания узлов. Действие, противоположное склейке: разъединив центральный узел на несколько, можно получить несколько узлов с равными потенциалами.
  • Метод удаления сопротивлений. Сопротивление можно удалить, если через него не течёт ток (узлы, которые оно соединяет, имеют одинаковый потенциал).

Новинки

  • 2015-04-24
  • 2015-04-24
  • 2015-04-24
  • 2015-04-24

Содержание

  • 1 Электрический ток
  • 2 Электрическая цепь
  • 3 Сила тока
  • 4 Электрическое сопротивление

    • 4.1 Зависимость электрического сопротивления от температуры
  • 5 Закон Ома
  • 6 Измерительные приборы

    • 6.1 Шунт и добавочное сопротивление
  • 7 Соединение проводников

    • 7.1 Смешанное соединение
  • 8 Работа и мощность тока для участка цепи

Электрический ток

Электрический ток непосредственно не наблюдается, о существовании тока в проводнике судят по его действиям. Различают следующие действия тока:

  • тепловое – проводник с током нагревается;
  • химическое – на электродах, опущенных в жидкость, выделяется вещество;
  • магнитное – проводник с током притягивает стальные предметы;
  • механическое – проводник с током, помещенный вблизи магнита, приходит в движение.

За направление тока принято направление движения по проводнику положительно заряженной частицы.

Электрическая цепь

Для изображения электрической цепи используются стандартные условные обозначения.

Условное обозначение Название

Img KS IConst 003.jpg

1. Гальванический элемент, аккумулятор.

2. Батарея элементов.

3. Источник переменного тока.

Img KS IConst 004.jpg

4. Лампа накаливания.

5. Резистор.

6. Реостат с двумя клеммами.

7. Реостат с тремя клеммами.

8. Выключатель (ключ).

Img KS IConst 005.jpg

9. Провод.

10. Соединение проводов при ответвлении.

11. Пересечение проводов без соединения.

12. Соединение проводов при пересечении.

Сила тока

(~I = frac{Delta q}{Delta t}) ,

где I – сила тока в проводнике (А), Δq – заряд, прошедший через поперечное сечение проводника (Кл), Δt – время прохождения тока (с).

  • Эта формула верна только для постоянного тока, т.е. I = const .

(~j = frac{I}{S}) ,

где j – плотность тока в проводнике (А/м2), I – сила тока в проводнике (А), S – площадь поперечного сечения проводника (м2).

(~I = q cdot n cdot S cdot < upsilon_d > , j = q cdot n cdot < upsilon_d >) ,

где I – сила тока в проводнике (А), q – заряд свободной частицы, создающей ток (заряд проводимости) (Кл) (для металлов q = е ≈ 1,6·10-19 Кл), n – концентрация свободных заряженных частиц (м-3), S – площадь поперечного сечения проводника (м2), <υd> – средняя скорость упорядоченного движения (скорость дрейфа) зарядов проводимости (м/с), j – плотность тока (А/м2).

Электрическое сопротивление

(~R = rho cdot frac{l}{S}) ,

где R – электрическое сопротивление проводника (Ом), ρ – удельное сопротивление проводника, табличная величина (Ом·м или Ом·мм2/м), l – длина проводника (м), S – площадь поперечного сечения проводника (м2 или мм2).

В задачах данной темы единица измерения удельного сопротивления проводника зависит от единицы измерения его площади поперечного сечения:

  • если [S] = м2, то [ρ] = Ом∙м,
  • если [S] = мм2, то [ρ] = Ом·мм2/м.

(~G = frac{1}{R}) ,

где G – электрическая проводимость проводника (Ом-1), R – электрическое сопротивление проводника (Ом).

Зависимость электрического сопротивления от температуры

(~rho = rho_0 cdot (1 + alpha cdot Delta t)) ,

где ρ – удельное сопротивление вещества при некоторой температуре t (Ом·м или Ом·мм2/м), ρ0 – удельное сопротивление вещества при температуре t0 = 0 °С (Ом·м или Ом·мм2/м), α – температурный коэффициент сопротивления вещества, табличная величина(°С-1 или град-1), Δt = tt0 – изменение температуры (°С).

(~R = R_0 cdot (1 + alpha cdot Delta t)) ,

где R – сопротивление проводника при некоторой температуре t (Ом), R0 – сопротивление проводника при температуре t0 = 0 °С (Ом), α – температурный коэффициент сопротивления вещества, табличная величина(°С-1 или град-1), Δt = tt0 – изменение температуры (°С).

Закон Ома

(~I = frac{U}{R}) ,

где I – сила тока, проходящая через проводник (А), R – сопротивление проводника (Ом), U –напряжение на проводнике (В).

Уравнение (~j = frac{E}{rho}) или (~vec j = frac{vec E}{rho}) – это математическая запись закона Ома в дифференциальной форме.

Измерительные приборы

Для измерения в проводнике R1 силы тока применяют амперметр, который включают последовательно с этим проводником (рис. 1).

Рис. 1

Для измерения на проводнике R1 напряжения применяют вольтметр, который включают параллельно этому проводнику (рис. 2).

Рис. 2

  • При включении этих приборов необходимо соблюдать полярность.

Прибор можно включать в сеть, т.е. он не сгорит, если

  • или напряжение (Umax), на которое рассчитан прибор, не меньше напряжения (Uпр), которое будет на приборе, т.е. UmaxUпр ;
  • или сила тока (Imax), на которую рассчитан прибор, не меньше силы тока (Iпр), который будет проходить через прибор, т.е. ImaxIпр .

НО наилучший (оптимальный) режим работы прибора, если эти параметры совпадают, т.е. Umax = Uпр , Imax = Iпр .

Каждый измерительный прибор (амперметр и вольтметр) рассчитан на определенные максимальные значения силы тока Imax и напряжение Umax.

Шунт и добавочное сопротивление

Если амперметр необходимо включить в сеть с силой тока I > IA max , то параллельно прибору включают такой резистор сопротивлением Rш (рис. 3), что через амперметр IA = IA max . Этот резистор называют шунт.

Рис. 3

Если вольтметр необходимо включить в сеть с напряжением U > UV max , то последовательно прибору включают такой резистор сопротивлением Rд (рис. 4), что на вольтметре UV = UV max . Этот резистор называют добавочным сопротивлением.

Рис. 4

Соединение проводников

соединение формулы схема
Последовательное (~R = R_1 + R_2 + ldots + R_N) .

Если R1 = R2 = … = RN , то (~R = N cdot R_1)

Img KS IConst 001.jpg

Параллельное (~frac{1}{R} = frac{1}{R_1} + frac{1}{R_2} + ldots + frac{1}{R_N}) .

Если R1 = R2 = … = RN , то (~R = frac{R_1}{N})

Img KS IConst 002.jpg

Признаки последовательного и параллельного соединения элементов

Для последовательного соединения элементов:

  1. электрический ток проходит через данные элементы, не разветвляясь.

Для параллельного соединения элементов:

  1. элементы соединены между собой с двух сторон только проводниками с нулевым сопротивлением;
  2. электрический ток разветвляется на несколько частей (по числу параллельных элементов), а потом, пройдя эти элементы, вновь соединяется.
  • Если не выполняются признаки ни последовательного, ни параллельного соединения, то такое соединение будем называть смешанным.
соединение формулы схема
Последовательное (~I = I_1 = I_2 = ldots = I_N) , (~U = U_1 + U_2 + ldots + U_N) .

Если R1 = R2 = … = RN , то (~U = N cdot U_1)

Img KS IConst 006.jpg

Параллельное (~I = I_1 + I_2 + ldots + I_N) , (~U = U_1 = U_2 = ldots = U_N) .

Если R1 = R2 = … = RN , то (~I = N cdot I_1)

Img KS IConst 007.jpg

При решении задач на определение силы тока, напряжения и сопротивления на различных участках цепи рекомендуется:

  1. Сделать схематический рисунок электрической цепи, указать на нем все величины, которые даны или которые надо найти.
    • Величины, характеризующие один и тот же элемент цепи, обозначайте одинаковыми индексами.
    • Следите за тем, чтобы одна и та же величина обозначалась одним и тем же индексом в условии, на схеме и в решении.
  2. Для применения закона Ома, выделяйте участки цепи, для которых известны (или их можно определить) две величины из трех: I, U, R.
    • Не забывайте про принцип соответствия, т.е.

    (~I_1 = frac{U_1}{R_1} , I_{1/2} = frac{U_{1/2}}{R_{1/2}} , I_0 = frac{U_0}{R_0}) .

  3. Выделите участки цепи, соединенные последовательно или параллельно. Учтите, что сила тока равна на всех последовательно соединенных участках, напряжение – на параллельных участках. Используйте другие законы последовательного и параллельного соединения. При необходимости замените рассматриваемую схему эквивалентной.

Смешанное соединение

Для нахождения сопротивления цепи при смешанном соединении используют различные методы преобразования цепей.

Рассмотрим один из таких методов – шаговый (рекуррентный). Этот метод удобно применять в том случае, когда схема состоит из повторяющихся элементов (резисторов). Шаговый метод основан на том, что результат первого действия (шага) используется во втором, второй – в третьем и т.д. Число шагов зависит от числа повторяющихся структурных элементов.

Например, часть схемы состоит из двух резисторов R1 и R2, соединенных последовательно. Заменяем эти два резистора одним, с сопротивлением R1/2 = R1 + R2 (последовательное соединение) и в дальнейшем рассматриваем уже цепь с резистором R1/2.

Если в схеме смешанное соединение проводников, то применять только правила последовательного и параллельного соединения для нахождения общего сопротивления такой схемы нельзя. В таком случае нужно попытаться, если возможно, такую схему упростить, заменив ее эквивалентной, общее сопротивление которой равно общему сопротивлению схемы, приведенной в задаче.

В литературе описано несколько методов преобразования электрических цепей. В этих статьях описаны и методы упрощения схем, имеющих точки равного потенциала. Но при решении подобных задач авторы обычно пишут так: «Из симметрии ветвей цепи видно, что точки В и D имеют равные потенциалы», хотя это видимость не совсем очевидна.

Рассмотрим способы нахождения точек одинакового потенциала более подробно. Пусть нам дана электрическая цепь, состоящая из сопротивлений R1, R2, …, R8. (рис. 5).

Рис. 5

Проведем через точки подключения цепи прямую АВ (рис. 6).

Рис. 6

1 способ. Если схема содержит проводники с одинаковым сопротивлением, расположенные симметрично относительно определенной оси или плоскости, то концы этих проводников имеют одинаковый потенциал. При этом точки будут симметричными относительно прямой АВ, если равны сопротивления участков цепи между данными точками и любыми точками этой прямой.

Используя этой признак, можно сделать вывод, что точки C1 и C2 (рис. 6) будут симметричны относительно прямой АВ, если R1 = R2 (сопротивления между точкой А и C1 и между точкой А и C2 равны) и R5 = R6 (сопротивления между точкой В и C1 и между точкой В и C2 равны). Аналогично, точки C3 и C4 будут симметричны относительно прямой АВ, если R3 = R4 и R7 = R8.

2 способ. Точки имеют одинаковый потенциал, если равны отношения сопротивлений между данными точками и точками подключения.

Например, точки C1 и C2 (рис. 5) имеют одинаковый потенциал, если (~frac{R_1}{R_2} = frac{R_5}{R_6}) . Аналогично, точки C3 и C4 имеют одинаковый потенциал, если (~frac{R_3}{R_4} = frac{R_7}{R_8}) .

Метод объединения равнопотенциальных узлов: точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы.

Если возможно объединение двух равнопотенциальных узлов, то возможен и обратный переход:

  • узел схемы можно разделить на два или несколько узлов, если получившиеся при этом узлы имеют одинаковые потенциалы – метод разделения узлов.

Обязательным условием при этом является проверка получившихся при разделении узлов на равенство потенциалов (симметричность или пропорциональность сопротивлений).

Работа и мощность тока для участка цепи

(~A = U cdot I cdot Delta t) ,

где A – работа электрического тока или израсходованная электроэнергия на участке цепи (Дж); I – сила тока (А); U – напряжение на участке (В); Δt – время прохождения тока (с).

С учетом закона Ома для участка цепи (~I = frac{U}{R}) , работу тока можно найти, если известны время Δt и любые две величины из трех: I, U, R.

(~A = I^2 cdot R cdot Delta t) или (~A = frac{U^2}{R} cdot Delta t) ,

где R – сопротивление участка (Ом).

Если на участке цепи не совершается механическая работа и ток не производит химического или иного действия, то

(~A = Q) ,

где Q – количество теплоты, выделяемое проводником с током (Дж).

(~P = frac{A}{Delta t}) ,

где P – мощность тока (Вт); A – работа электрического тока или израсходованная электроэнергия на участке цепи (Дж); Δt – время прохождения тока (с).

Так как (~A = U cdot I cdot Delta t) , а (~I = frac{U}{R}) , то мощность тока можно также найти, если известны любые две величины из трех: I, U, R.

(~P = U cdot I) , (~P = I^2 cdot R) или (~P = frac{U^2}{R}) ,

где U – напряжение на участке (В); I – сила тока (А); R – сопротивление участка (Ом).

Определение точек, равноотстоящих по значению потенциала

Эквипотенциальные
линии принято проводить так, чтобы между
любыми соседними линиями разность
потенциалов была одна и та же. Поэтому
вначале необходимо на одной горизонтальной
линии в середине ванны отметить точки,
равноотстоящие друг от друга по
потенциалу. Соседние эквипотенциальные
линии тогда будут проходить через
соседние отмеченные точки.

Проведем
следующие простые манипуляции. Погружаем
в ванну электроды – аналоги заряженных
тел. Подаем на них напряжение. Погружаем
теперь зонды в ванну – один зонд вблизи
левого электрода, другой – вблизи
правого (зонды
следует ставить строго вертикально и
не касаться ими электродов
).
При этом цифровой вольтметр покажет
значение U,
несколько отличающееся от величины
.
Положение зондов отмечаем на миллиметровой
бумаге. Приписываем левой точке значение
потенциала 0 вольт, правой точке –
значениеU
вольт.

Теперь
правый зонд приставляем к левому и,
перемещая его от левого зонда по выбранной
горизонтальной линии в середине ванны,
отмечаем точки, соответствующие
напряжениям в 1/6, 2/6, 3/6, 4/6, 5/6 от значения
U.
В итоге мы получаем семь точек,
равноотстоящих по потенциалу.

Примечание.
При погружении электродов в проводящую
среду (воду) вследствие ограниченности
размера ванны и различия в уровнях воды
в разных ее местах картина электрического
поля в ней может отличаться от картины
в отсутствие ванны. Это следует учесть
при сопоставлении теоретических и
экспериментальных схем силовых и
эквипотенциальных линий.

Определение эквипотенциальных линий

Для
заданной пары электродов мы будем
определять пять эквипотенциальных
линий, соответствующих значениям
U/6…5U/6
в.
Для построения каждой из этих пяти линий
найдем не менее 10 точек равного потенциала
вдоль ожидаемой эквипотенциальной
линии.

Определим,
к примеру, эквипотенциальную линию,
соответствующую значению потенциала
U/6
в.
Для этого один зонд (например, левый)
ставим в уже отмеченную точку этого
потенциала и в дальнейшем все время
удерживаем в данном месте, не перемещая
и не вынимая его из ванны. Вторым зондом
будем вести поиск других точек того же
потенциала, т.е. точек, напряжение между
которыми равно нулю. Для этого удобно
вторым (правым) зондом водить поперек
ожидаемой эквипотенциальной линии
вблизи второй, третьей и т. д. ожидаемой
точки того же потенциала. В искомых
точках вольтметр должен показывать
минимально
возможное значение

напряжения (нулевого значения напряжения
иногда невозможно добиться из-за наличия
наводок и других несовершенств методики
эксперимента).

После
того как первая эквипотенциальная линия
вычерчена, переходим к нахождению второй
эквипотенциальной линии. Для этого
первый (левый) зонд помещаем в точку
потенциала 2/6U
в
и вторым зондом ведем поиск других точек
того же потенциала и т. д. Зонды следует
ставить строго
вертикально
.
Особенно следите за неподвижностью
левого, неперемещаемого зонда.

Возможен,
конечно, и иной способ определения
эквипотенциальных точек. Например,
левый зонд ставим в точку, которой
приписан потенциал 0 в,
а вторым зондом по всей ванне ищем точки
потенциала U/6
в.
Так мы находим эквипотенциальную линию
с данным значением потенциала. Затем
аналогично ищем эквипотенциальную
линию со значением потенциала 2/6U
в
и т. д. Однако точность определения
эквипотенциальных точек этим способом
несколько ниже, чем первым способом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти уравнение стороны трапеции
  • Как найти аирподс через андроид дома
  • Как найти человека в амурской области
  • Рассмотрите репродукцию картины а ржевской составьте рассказ описание по плану кто герои картины как
  • Как найти фразу в ворде текст