Как найти ток якоря в генераторе

Решение:
Потери мощности в цепи возбуждения

Ток в цепи возбуждения, присоединенной параллельно к цепи якоря,

Ток нагрузки

Ток в цепи якоря

Э. д. с. в обмотке якоря


Ток в цепи возбуждения, составляющий 150% номинального тока,

Согласно характеристике холостого хода э. д. с, при этом равна 107% от номинальной э. д. с:

При холостом ходе контур цепи неразветвленный и его сопротивление

Таким образом, сопротивление обмотки возбуждения

При холостом ходе напряжение между зажимами машины можно считать равным э. д. с. Отсюда в последнем пункте задачи

Выразим эту э. д. с. в процентах от номинальной э. д. с:

Поэтому, пользуясь данными, приведенными ранее, путем интерполяции найдем, что для э. д. с. ток возбуждения

Сопротивление цепи возбуждения и якоря


откуда сопротивление регулировочного реостата

5. Генератор постоянного тока параллельного возбуждения имеет: номинальную мощность 14 кВт; номинальное напряжение 230 В; номинальный ток якоря 60,9 А; номинальную скорость вращения 1500 об/мин; сопротивление цепи якоря 0,17 Ом; сопротивление обмотки возбуждения 124 Ом; ток возбуждения при полной нагрузке и номинальном напряжении 1,21 А; ток возбуждения при холостом ходе и номинальном напряжении 0,9 А; коэффициент полезного действия 0,85. Генератор предполагается использовать в качестве двигателя при напряжении сети 220 В.
Определить скорость вращения при полной нагрузке и полезную мощность на валу двигателя.

Решение:
Э. д. с. машины постоянного тока как в режиме генератора, так и в режиме двигателя пропорциональна магнитному потоку, скорости вращения якоря, причем коэффициентом пропорциональности служит некоторая постоянная величина
, зависящая от конструктивных данных машины. Таким образом,

Здесь
— э. д. с. машины в режиме генератора;
— э. д. с. машины в режиме двигателя (против э. д. с);
— скорости вращения в генераторном и двигательном режимах;
— магнитные потоки в режимах генератора и двигателя.
Постоянная
в обеих формулах одна и та же. Отсюда получим выражение для скорости вращения двигателя:

Э. д. с. выразим следующим образом:

где — падение напряжения в щеточном контакте, которое принимается не зависящим от тока
якоря и равным 2 В (при холостом ходе машины
).
Подставляя числовые значения, получим:

Магнитные потоки определяются по характеристике холостого хода машины, в зависимости от тока возбуждения. Эта характеристика обычно задается графически и ее точное аналитическое выражение дать невозможно. Вид характеристики определяется нагрузками для магнитной цепи машины и свойствами примененных материалов. Вследствие стандартизации этих материалов и стремления использовать их наиболее полно как допускаемые магнитные нагрузки, так и свойства применяемых материалов колеблются в довольно узких пределах. Поэтому в современных электрических машинах характеристики холостого хода схожи между собой.
Если за единицу тока возбуждения принять ток, соответствующий номинальному напряжению при отсутствии нагрузки, за единицу магнитного потока — магнитный поток, соответствующий тому же напряжению, то характеристику холостого хода можно выразить в виде, практически пригодном для обычных современных электрических машин:

Здесь ток возбуждения i и соответствующий ему магнитный поток выражены в долях от величин, соответствующих номинальному напряжению машины в режиме генератора при отсутствии нагрузки, т. е. при разомкнутой цепи якоря:

Ток возбуждения для двигательного режима можно легко определить исходя из сопротивления обмотки возбуждения и напряжения сети (предполагаем, что обмотка возбуждения включена непосредственно на напряжение сети без добавочных сопротивлений):

Зная токи возбуждения, выраженные в амперах при обоих режимах работы, определяем их в долях от тока возбуждения в режиме холостого хода:

По приведенному выше уравнению находим магнитные потоки:

Отношение потоков

Подставляя полученные величины э. д. с. и отношение магнитных потоков в выражение для скорости вращения электродвигателя, получим

Модность на валу двигателя легко определить, мощность на входе в электродвигатель:

Следует заметить, что в эту величину входит лишь мощность якорной цепи без учета мощности цепи возбуждения.
Примем коэффициент полезного действия одинаковым как в режиме двигателя, так и в режиме генератора. Для приближенных расчетов это допустимо, так как в режиме двигателя увеличиваются потери энергии в обмотке возбуждения (увеличивается ток возбуждения), но из-за меньшей скорости вращения уменьшаются механические потери и потери в стали. Сумма потерь и, следовательно, коэффициент полезного действия изменяются незначительно.
Мощность в обмотке возбуждения

Следовательно, мощность при потреблении энергии от сети

а полезная мощность на валу двигателя

Допустим, что необходимо и в режиме двигателя сохранить скорость вращения 1500 об/мин. Для этого необходимо уменьшить магнитный поток двигателя, включив в цепь возбуждения добавочное сопротивление. Определим величину этого сопротивления. Ток якоря двигателя по условиям нагрева остается прежним, а противо-э. д. с. двигателя сохраняет свою величину . Из выражения

считая можно определить необходимый магнитный поток двигателя в долях единицы:

Зная магнитный поток, легко определить соответствующий ему ток возбуждения:

или в амперах
Далее определяем добавочное сопротивление в цепи возбуждения
, необходимое для получения тока возбуждения, обусловливающего заданный магнитный поток:

6. К шинам электростанции постоянного тока параллельно присоединены генератор (с параллельной обмоткой возбуждения) и аккумуляторная батарея (рис. 68). Внешняя характеристика генератора задана следующими числовыми значениями: . Аккумуляторная батарея состоит из 70 последовательно включенных элементов, причем для каждого элемента э. д. с. е = 2 в и внутреннее сопротивление .
Определить:
1) напряжение
на шинах, при котором э. д. с. аккумуляторной батареи будет скомпенсирована ;
2) токи нагрузки и генератора, а также напряжение
при котором разрядный ток батареи составит 25% от тока приемников энергии.

22

ния. Чтобы ограничить значение тока в этом режиме, в цепь обмотки якоря вводят добавочное сопротивление RДОБ.

Рисунок 52 Схема и механические характеристики двигателей в режиме электромагнитного торможения

U + E

Регулирование тока Iа = ΣRa + RДОБ, т. е. тормозного момента М, осу-

ществляют путем изменения сопротивления RДОБ или ЭДС Е (тока возбужде-

ния IВ). Механические характеристики в этом режиме для двигателей с параллельным и последовательным возбуждением показаны на рисунке 52, б и в. С энергетической точки зрения электромагнитное торможение является наиболее невыгодным, поскольку машина потребляет как механическую, так и электрическую энергию, которые гасятся в обмотке якоря и во включенном в ее цепь реостате. Однако при этом способе можно получать большие тормозные мо-

менты при низких частотах вращения и даже при n = 0, поскольку в этом слу-

U

чае ток Iа = ΣRa + RДОБ.

Задача 1. Генератор постоянного тока независимого возбуждения (рисунок 25) с номинальным напряжением UНОМ и номинальной частотой вращения nНОМ имеет на якоре простую волновую обмотку, состоящую из N проводников. Число полюсов генератора 2р = 4, сопротивление обмоток в цепи якоря при рабочей температуре Σr, щетки угольно-графитовые ∆UЩ = 2 В, основной

магнитный поток Ф. Значения перечисленных параметров приведены в таблице 6. Требуется определить для номинального режима работы генератора: ЭДС якоря Еа, ток нагрузки IНОМ (размагничивающим влиянием реакции якоря пренебречь), полезную мощность РНОМ, электромагнитную мощность РЭМ и электромагнитный момент МНОМ.

23

Таблица 6 Параметры генераторов постоянного тока независимого возбуждения

Параметры

Вариант

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

UНОМ, В

230

230

460

460

460

115

460

230

230

230

460

nНОМ, об/мин

1500

2300

3000

2300

1500

1000

2300

1000

3000

2300

2300

Σ r, Ом

0,175

0,08

0,17

0,3

0,7

0,09

0,27

0,25

0,08

0,14

0,3

N

100

118

280

240

200

80

270

114

100

138

240

Ф, 10-2, Вб

4,8

2,6

1,7

2,6

4,8

4,5

2,4

6,1

2,4

2,3

2,6

Решение

1 Конструктивный коэффициент обмотки якоря Се с учетом того, что число пар параллельных ветвей простой волновой обмотки а = 1

Се = p·N/(60·a) = 2·100/(60·1) = 3,33.

2 ЭДС якоря генератора при номинальной частоте вращения

Еа НОМ = Се·Ф·nНОМ = 3,33·4,8·10-2·1500 = 240 В.

3 Ток якоря в номинальном режиме можно определить, воспользовавшись уравнением напряжений для генератора:

U = Еа – Iа·Σr – ∆UЩ ,

откуда ток якоря в номинальном режиме

НОМ = (Еа НОМ – UНОМ – ∆UЩ)/ Σr = (240 – 230 – 2)/0,175 = 45,7 А.

4 Полезная (номинальная) мощность генератора

РНОМ = UНОМ·Ia НОМ = 230·45,7 = 10 511 Вт или 10,51 кВт.

5 Электромагнитная мощность генератора

РЭМ = ЕаНОМ·Ia НОМ = 240·45,7 = 10 968 Вт или 10,97 кВт.

6 Электромагнитный момент в номинальном режиме

π·nНОМ

π·1500

МНОМ = РЭМНОМ = РЭМ/

30

= 10 968/

30

= 69,8 Н·м.

24

Задача 2. Генератор постоянного тока параллельного возбуждения (рисунок 29) имеет номинальные данные: мощность РНОМ, напряжение UНОМ , частота вращения nНОМ, сопротивление обмоток в цепи якоря, приведенное к рабочей температуре, Σr, падение напряжения в щеточном контакте пары щеток ∆UЩ = 2 В, сопротивление цепи обмотки возбуждения rВ, КПД в номинальном режиме ηНОМ, ток генератора IНОМ, ток в цепи возбуждения IВ, ток в цепи якоря НОМ, ЭДС якоря Еа НОМ, электромагнитная мощность РЭМ, электромагнитный момент при номинальной нагрузке МНОМ, мощность приводного

двигателя Р1 НОМ. Значения перечисленных параметров приведены в таблице 7. Требуется определить значения параметров, не указанных в таблице 7.

Таблица 7 Параметры генераторов постоянного тока параллельного возбуждения

Параметры

Вариант

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РНОМ, кВт

10

18

45

10

10

18

18

UНОМ, В

230

230

460

220

230

230

460

230

230

230

nНОМ, об/мин

1450

1450

1000

2900

1450

1500

1450

Σ r, Ом

0,3

0,15

0,3

0,15

0,3

rВ, Ом

150

100

92

120

100

220

ηНОМ, %

86,5

88

88

88,5

88

87,5

IНОМ, A

87

97,8

87

IВ, A

4

4

НОМ, A

75

75

75

Еа, В

480

240

477

480

240

220

РЭМ НОМ, кВт

55

55

МНОМ, Н·м

280

525

280

525

Р1 НОМ

23

21

23

21

21

Решение

1 Номинальный ток на выходе генератора

IНОМ = РНОМ/UНОМ = 10 000/230 = 43,5 А.

2 Ток в обмотке возбуждения

IВ = UНОМ/rВ = 230/150 = 1,5 А.

3 Ток в цепи якоря при номинальной нагрузке

НОМ = IНОМ + IВ = 43,5 + 1,5 = 45 А.

25

4 ЭДС якоря в номинальном режиме

Еа = UНОМ + IаНОМ·Σr + ∆UЩ = 230 + 45·0,3 + 2 = 245,5 В.

5 Электромагнитная мощность генератора при номинальной нагрузке

РЭМНОМ = Еа·IаНОМ = 245,5·45 = 11 047 Вт.

6 Электромагнитный момент генератора в режиме номинальной нагрузки

π·nНОМ

π·1450

МНОМ = РЭМНОМ = РЭМ/

30

= 11 047/

30

= 73 Н·м.

Задача 3. Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения (рисунок 36) имеет следующие данные: номинальная мощность РНОМ, напряжение питания UНОМ, номинальная частота вращения nНОМ, сопротивление обмоток в цепи якоря Σr, сопротивление цепи возбуждения rВ, падение напряжения в щеточном контакте щеток ∆UЩ = 2 В. Значения перечисленных параметров приведены в таблице 8.

Таблица 8 Параметры двигателей постоянного тока параллельного возбуждения

Параметры

Вариант

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РНОМ, кВт

25

15

45

4,2

18

25

15

45

4,2

18

4,2

UНОМ, В

440

220

440

220

220

220

220

440

220

220

220

nНОМ, об/мин

1500

1000

1500

1500

1200

1500

1000

1500

1500

1200

1500

ηНОМ, %

85

83,8

88

78

84

88,5

83,8

88

78

84

78

Σ r, Ом

0,15

0,12

0,13

0,15

0,12

0,15

0,12

0,13

0,15

0,12

0,15

rВ, Ом

88

73

88

64

73

88

73

88

64

73

64

Требуется определить потребляемый двигателем ток в режиме номинальной нагрузки IНОМ, сопротивление пускового реостата RП Р, при котором начальный пусковой ток в цепи якоря двигателя был бы равен 2,5·IаНОМ, начальный пусковой момент МП, частоту вращения n0 и ток I0 в режиме холостого хода, номинальное изменение частоты вращения якоря двигателя при сбросе нагрузки. Влиянием реакции якоря пренебречь.

Решение

1 Мощность, потребляемая двигателем при номинальной нагрузке

Р1 НОМ = РНОМНОМ = 25/0,85 = 29,4 кВт.

26

2 Ток, потребляемый двигателем при номинальной нагрузке,

IНОМ = Р1 НОМ/UНОМ = 29,4·103/440 = 67 А.

3 Ток в цепи обмотки возбуждения

IВ = UНОМ/rВ = 440/88 = 5 А.

4 Ток в обмотке якоря

НОМ = IНОМ – IВ = 67 – 5 = 62 А.

5 Начальный пусковой ток якоря при заданной кратности 2,5

П = 2,5·IаНОМ = 2,5·62 = 155 А.

6 Требуемое сопротивление цепи якоря при заданной кратности пускового тока 2,5

Ra = RП Р + Σr = UНОМ/IаП = 440/155 = 2,83 Ом.

7 Сопротивление пускового реостата

RП Р = Ra – Σr = 2,83 – 0,15 = 2,68 Ом.

8 ЭДС якоря в режиме номинальной нагрузки

ЕаНОМ = UНОМ – IаНОМ·Σr – ∆UЩ = 440 – 62·0,15 – 2 = 428,7 В.

9 Из выражения Еа = CЕ·Φ·n определим

CЕ·Φ = Еа/n = 428,7/1500 = 0,285;

отношение коэффициентов

CМ/CЕ = [рN/(2·π·a)]/[pN/(60·a)] = 9,55,

следовательно, в данном случае

СМ·Ф = 9,55·CЕ·Ф = 9,55·0,285 = 2,72.

27

10 Начальный пусковой момент при заданной кратности пускового то-

ка 2,5

МП = СМ·Ф·IаП = 2,72·155 = 422 Н·м.

11 Момент на валу двигателя при номинальной нагрузке

π·nНОМ

π·1500

М2 НОМ = РНОМНОМ = РНОМ/

30

= 25 000/

30

= 159 Н·м.

12

Электромагнитный момент при номинальной нагрузке

π·nНОМ

π·1500

МНОМ = РЭМ НОМНОМ = РЭМ НОМ/

30

= 26 579/

30

= 169 Н·м,

где электромагнитная мощность при номинальной нагрузке

РЭМ НОМ = ЕаНОМ·IаНОМ = 428,7·62 = 26 579 Вт.

13

Момент холостого хода

М0 = МНОМ – М2 НОМ = 169 – 159 = 10 Н·м.

14 Ток якоря в режиме холостого хода

0 = М0/(СМ·Ф) = 10/2,72 = 3,68 А.

15 ЭДС якоря в режиме холостого хода (принимаем ∆UЩ = 0)

Еа0 = UНОМ – Iа0·Σ r = 440 – 3,68·0,15 = 439 В.

16 Частота вращения якоря в режиме холостого хода

n0 = Еа0/(СЕ·Ф) = 439/0,285 = 1540 об/мин.

17 Номинальное изменение частоты вращения двигателя при сбросе нагрузки

∆nНОМ =

n0 nНОМ 100

=

1540 1500

100 = 2,66 %.

1500

nНОМ

28

Задача 4. В таблице 9 даны значения параметров двигателя постоянного тока независимого возбуждения: номинальная мощность двигателя РНОМ, напряжение питания цепи якоря UНОМ, напряжение питания цепи возбуждения UB, частота вращения якоря в номинальном режиме nНОМ, сопротивления цепи якоря Σr и цепи возбуждения rВ, приведенные к рабочей температуре, падение напряжения в щеточном контакте при номинальном токе ∆UЩ = 2 В, номинальное изменение напряжения при сбросе нагрузки ∆nНОМ = 8,0 %, ток якоря в режиме холостого хода I0. Требуется определить все виды потерь и КПД двигателя.

Таблица 9 Параметры двигателей постоянного тока независимого возбуждения

Параметры

Вариант

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РНОМ, кВт

25

40

53

75

16

11

40

53

75

16

11

UНОМ, В

440

440

440

440

220

220

440

440

440

220

220

UВ, В

220

220

220

220

220

110

220

220

220

220

110

I0, A

6,0

7,5

8,0

10,8

8,7

5,8

7,5

8,0

10,8

8,7

5,8

Σ r, Ом

0,30

0,17

0,12

0,70

0,18

0,27

0,17

0,12

0,70

0,18

0,27

rВ, Ом

60

55

42

40

60

27

55

42

40

60

27

nНОМ, об/мин

2200

1000

2360

3150

1500

800

1000

2360

3150

1500

800

Решение

1 Частота вращения в режиме холостого хода

n0 = nНОМ·[1 + (∆nНОМ/100)] = 2200·(1 + 8/100) = 2 376 об/мин.

2 ЭДС якоря в режиме холостого хода (падением напряжения в щеточном контакте пренебрегаем ввиду его незначительной величины в режиме холостого хода)

Еа0 = UHОM – I0·Σ r = 440 – 6·0,3 = 438,2 В.

3 Момент в режиме холостого хода

π·2200

М0 = Еа0·I00 = 438,2·6/

30 = 10,6 Н·м.

4 Момент на валу двигателя в режиме номинальной нагрузки

π·nНОМ

π·2200

М2 НОМ = РНОМНОМ = РНОМ/

30

= 25 000/

30 = 108,5 Н·м.

29

5 Электромагнитный момент двигателя при номинальной нагрузке

МНОМ = М0 + М2 НОМ = 10,6 + 108,5 = 119 Н·м.

6 Электромагнитная мощность двигателя в режиме номинальной нагрузки

π·nНОМ

π·2200

РЭМ НОМ = МНОМ·ωНОМ = МНОМ·

30

= 119·

30

= 27 490 Вт.

7 ЭДС якоря в режиме холостого хода можно представить как Еа0 = CЕ·Ф·n0, откуда

CЕ·Ф = Еа0/n0 = 438,2/2 376 = 0,185,

но так как CМ/CЕ = 9,55, то CМ·Ф = 9,55·CЕ·Ф = 9,55·0,185 = 1,77.

Из выражения электромагнитного момента в режиме номинальной нагрузки

МНОМ = CМ·Ф·IаНОМ

определим значение тока якоря в режиме номинальной нагрузки

НОМ = МНОМ/(CМ·Ф) = 119/1,77 = 67 А.

8 Сумма магнитных и механических потерь двигателя пропорциональна моменту холостого хода

π·2 376

РМАГН + РМЕХ = М0·ω0 =10,6·

30

= 2 644 Вт.

9 Электрические потери в цепи обмотки якоря

РаЭ = I2аНОМ·Σr = 672·0,3 = 1 347 Вт.

10 Электрические потери в щеточном контакте якоря

РЩ Э = IаНОМ·∆UЩ = 67·2 = 134 Вт.

11 Мощность, подводимая к цепи якоря, в номинальном режиме

Р1аНОМ = UНОМ·IаНОМ = 440·67 = 29 480 Вт.

12 Ток в обмотке возбуждения

IВ = UB/rB = 220/60 = 3,7 А.

30

13 Мощность в цепи возбуждения

РВ = UB·IB = 220·3,7 = 814 Вт.

14 Мощность, потребляемая двигателем в режиме номинальной нагрузки,

Р1 НОМ = Р1аНОМ + РВ = 29 480 + 814 = 30 295 Вт или 30,3 кВт.

15 КПД двигателя в номинальном режиме

ηНОМ = (РНОМ1 НОМ)·100 = (25/30,3)·100 = 82,5 %.

Задача 5. В таблице 10 приведены данные каталога на двигатели постоянного тока независимого возбуждения серии : номинальная мощность РНОМ, номинальное напряжение, подводимое к цепи якоря, UНОМ, номинальная частота вращения nНОМ, КПД двигателя ηНОМ, сопротивление цепи якоря, приведенное к рабочей температуре, Σr. Требуется определить сопротивление добавочного резистора rД, который следует включить в цепь якоря, чтобы при

номинальной нагрузке двигателя частота вращения якоря составила 0,5 nНОМ; построить естественную и искусственную механические характеристики двигателя.

Таблица10 Параметрыдвигателейпостоянноготоканезависимоговозбуждениясерии2П

Тип

РНОМ, кВт

UНОМ, В

nНОМ, об/мин

ηНОМ, %

Σ r, Ом

Вариант

двигателя

2ПО200L

7,1

220

750

83,5

0,48

X

2ПО200М

20

440

2200

90

0,28

1

2ПФ200М

30

440

2200

90

0,22

2

2ПФ200L

20

220

1000

85,5

0,18

3

2ПН225М

37

220

1500

86,5

0,07

4

2ПФ225М

10

220

500

74,5

0,58

5

2ПО180М

17

440

3000

90

0,31

6

2ПН225М

37

220

1500

86,5

0,07

7

2ПФ225М

10

220

500

74,5

0,58

8

2ПО180М

17

440

3000

90

0,31

9

2ПО200М

20

440

2200

90

0,28

10

Решение варианта с двигателем 2ПO200L.

1 Ток в цепи якоря в режиме номинальной нагрузки при nНОМ = 750 об/мин

НОМ = РНОМ/(ηНОМ·UНОМ) = 7,1·103/(0,835·220) = 38,6 А.

31

2 ЭДС в режиме номинальной нагрузки (падением напряжения в щеточном контакте пренебрегаем)

EНОМ = UНОМ – IаНОМ·Σr = 220 – 38,6·0,48 = 201,5 В.

3 Частота вращения идеального холостого хода

n0 = nНОМ·(UНОМ/EНОМ) = 750·(220/201,5) = 820 об/мин.

4 Номинальный момент на валу двигателя

π·nНОМ

π·750

M2 НОМ = РНОМНОМ = РНОМ/

30

= 7 100/ 30

= 90 Н·м.

По полученным данным строим естественную механическую характеристику (рисунок 53, график 1).

Рисунок 53 – Механические характеристики двигателя постоянного тока

5 Частота вращения при включении резистора rД

n’ = 0,5 nНОМ = 0,5·750 = 375 об/мин.

По вычисленным данным строим искусственную механическую характеристику двигателя (см. рисунок 53, график 2).

6 Сопротивление резистора rД

rД = (UНОМ/IаНОМ)·[1 – n’/n0] – Σ r =

= (220/38,6)·[1 – (375/820)] – 0,48 = 2,61 Ом.

32

Список литературы

1 Сергеенков, Б. Н. Электрические машины : Трансформаторы : учеб. пособие для электромех. спец. вузов / Б. Н. Сергеенков, В. М. Киселев, Н. А. Акимова ; под ред. И. П. Копылова. – М. : Высш. шк., 1989. – 352 с. : ил.

2Токарев, Б. Ф. Электрические машины : учеб. пособие для вузов / Б. Ф. Токарев. – М. : Энергоатомиздат, 1990. – 624 с. : ил.

3Кацман, М. М. Электрические машины : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М. М. Кацман. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 496 с.

4Кацман, М. М. Сборник задач по электрическим машинам : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / М. М. Кацман. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 160 с.

Соседние файлы в папке Методички

  • #
  • #
  • #
  • #

Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения Калькулятор

Search
Дом Инженерное дело ↺
Инженерное дело Электрические ↺
Электрические Машина ↺
Машина Машина постоянного тока ↺
Машина постоянного тока Генератор постоянного тока ↺
Генератор постоянного тока Характеристики генератора постоянного тока ↺

Напряжение якоря определяется как напряжение, развиваемое на клеммах обмотки якоря машины переменного или постоянного тока во время выработки мощности.Напряжение якоря [Va]

+10%

-10%

Выходное напряжение — это разность электрических потенциалов между двумя клеммами генератора. Выходное напряжение также называют терминальным напряжением.Выходное напряжение [Vo]

+10%

-10%

Ток якоря определяется как ток, возникающий в якоре электрического генератора постоянного тока из-за движения ротора.Ток якоря [Ia]

+10%

-10%

Сопротивление якоря — это омическое сопротивление медных проводов обмотки плюс сопротивление щеток в электрическом генераторе.Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения [Ra]

⎘ копия

Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения Решение

ШАГ 0: Сводка предварительного расчета

ШАГ 1. Преобразование входов в базовый блок

Напряжение якоря: 200 вольт —> 200 вольт Конверсия не требуется
Выходное напряжение: 140 вольт —> 140 вольт Конверсия не требуется
Ток якоря: 0.75 Ампер —> 0.75 Ампер Конверсия не требуется

ШАГ 2: Оцените формулу

ШАГ 3: Преобразуйте результат в единицу вывода

80 ом —> Конверсия не требуется




17 Характеристики генератора постоянного тока Калькуляторы

Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения формула

Сопротивление якоря = (Напряжение якоряВыходное напряжение)/Ток якоря

Ra = (VaVo)/Ia

Для чего используется генератор постоянного тока?

Генератор постоянного тока — это электрическое устройство, используемое для выработки электроэнергии. Основная функция этого устройства — преобразовывать механическую энергию в электрическую. Доступны несколько типов источников механической энергии, такие как ручные кривошипы, двигатели внутреннего сгорания, водяные турбины, газовые и паровые турбины.

Генератор постоянного тока ГПТ: основные понятия.

В процессе работы генератора постоянного тока в обмотке якоря индуцируется ЭДС Ea. При подключении к генератору нагрузки в цепи якоря возникает ток, а на выводах генератора устанавливается напряжение, определяемое уравнением напряжений для цепи якоря генератора:

сумма сопротивлений всех участков цепи якоря: обмотки якоря ra , обмотки добавочных полюсов rД , компенсационной обмотки rк., последовательной обмотки возбуждения и переходного щеточного контакта rщ.

При отсутствии в машине каких-либо из указанных обмоток в (28.2) не входят соответствующие слагаемые.

Якорь генератора приводится во вращение приводным двигателем, который создает на валу генератора вращающий момент М1 Если к генератору не подключена нагрузка (работает в режиме х.х. Ia=0 ), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холостого хода M0. Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе при его работе в режиме х.х.: моментами от сил трения и вихревых токов в якоре.

При работе генератора с подключенной нагрузкой в проводах обмотки якоря появляется ток, который, взаимодей­ствуя с магнитным полем возбуждения, создает на якоре электромагнитный момент М. В генераторе этот момент направлен встречно вра­щающему моменту приводного двигателя ПД (рис. 28.1), т. е. он является нагрузочным (тормозящим).

Рис. 28.1. Моменты, действующие в генераторе постоянного тока

При неизменной частоте вращения n = const вра­щающий момент приводного двигателя M1 уравнове­шивается суммой противодействующих моментов: мо­ментом х.х. M0 и электромагнитным моментом М, т. е.

Выражение (28.3) —называется уравнением моментов для генератора при постоянной частоте нагрузки. Умножив члены уравнения (28.3) на угловую скорость вращения якоря ω, получим уравнение мощностей:

где P1 = M1ω — подводимая от приводного двигателя к генератору мощность (меха­ническая); P0 = M0ω мощность х.х., т. е. мощность, подводимая к генератору в режиме х.х. (при отключен­ной нагрузке); PЭМ = Mω— электромагнитная мощность генератора.

Согласно (25.27), получим

или с учетом (28.1)

где P2 — полезная мощность генератора (электрическая), т. е. мощ­ность, отдаваемая генератором нагрузке; PЭa — мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря .

Учитывая потери на возбуждение генератора PЭВ, получим уравнение мощностей для генератора постоянного тока:

Следовательно, механическая мощность, развиваемая приводным двигателем P1, преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность P2, передаваемую нагрузке, и мощ­ность, затрачиваемую на покрытие потерь

Так как генераторы обычно работают при неизменной частоте вращения, то их характеристики рассматривают при условии n = const.

Рассмотрим основные характеристики генераторов посто­янного тока.

Характеристика холостого хода — зависимость напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U0 от тока возбуждения IВ:

Нагрузочная характеристика зависимость напряжения на выходе генератора U при работе с нагрузкой от тока возбу­ждения IВ:

Внешняя характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U от тока нагрузки I:

Регулировочная характеристика — зависимость тока возбуж­дения IВ от тока нагрузки I при неизменном напряжении на выходе генератора

Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свой­ства генераторов постоянного тока которые во многом зависят от способа включения генератора в схему, поэтому мы рассмотрим каждый способ включения по отдельности.

Машины постоянного тока.

Устройство, назначение отдельных частей машины (главные полюсы – создание основного магнитного потока; якорь – индуктируется ЭДС; щёточно-коллекторный аппарат – механический выпрямитель в режиме генератора, перераспределение тока по обмотке якорь-двигатель). Принцип работы в режиме генератора (якорь вращается в неподвижном поле полюсов статора; в проводниках обмотки якоря индуктируется переменная ЭДС , однако напряжение на зажимах машины сохраняет постоянное направление вследствие выпрямления его щёточно-коллекторным устройством; если якорь замкнуть на нагрузку, по нагрузке потечёт постоянный ток) и в режиме двигателя (постоянное напряжение подаётся на обмотки якоря и возбуждения; создаётся поле главных полюсов, и по якорю пойдёт ток; при взаимодействии тока якоря и магнитного поля возникает электромагнитный момент, который начинает вращать якорь, совершая механическую работу).

Связь между ЭДС и напряжением в генераторном и двигательном режимах . Обратимость машин постоянного тока.

, В,

где Ф, Вб – магнитный поток одного полюса.

,

где р – число пар полюсов,

а — число пар параллельных ветвей,

N – число проводников якоря.

Генератор – ЭДС, двигатель – противоЭДС.

При n = const и поток полюса и соответствующая ему ЭДС зависят только от тока возбуждения – характеристика Х.Х.

Вращающий (двигатель), тормозной (генератор) момент

, Н·м,

, , .

Электромагнитный момент машины постоянного тока пропорционален току якоря и результирующему потоку каждого полюса.

Уравнение баланса мощностей цепи якоря генератора:

.

Правая часть уравнения выражает мощность нагрузки и электрические потери мощности в обмотке якоря. Их сумма равна — мощности, получаемой от первичного двигателя при преобразовании его механической энергии в электрическую.

Величина — электромагнитная мощность машин, характеризует скорость процесса преобразования энергии.

Для электродвигателя баланс мощностей цепи якоря:

.

Это уравнение означает, что мощность поступления энергии в якорь электродвигателя от внешнего источника равна электромагнитной мощности и мощности потерь в обмотке якоря. Электромагнитная мощность равна механической мощности вращения якоря .

Работа машины постоянного тока сопровождается потерями энергии и нагревом её частей:

— электрические потери во внутренней цепи якоря от тока нагрузки;

— потери от трения в подшипниках и о воздух, обычно составляющие 1 – 2%;

— потери в магнитной цепи (якоре) от гистерезиса и вихревых токов, составляющие 1 – 3%;

— потери на возбуждение или самовозбуждение, т.е. электрические потери в цепи обмотки возбуждения.

Способы возбуждения машин постоянного тока.

Независимое Последовательное (сериесные)

.

Параллельное (шунтовые) Смешанное

генераторный: ;

двигательный: .

Генераторы с самовозбуждением.

Условия самовозбуждения (наличие остаточного потока, совпадение по направлению и Ф, сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического).

Двигатели при включении якоря на номинальное напряжение сети ( = 0) пусковой ток будет недопустимо велик. Поэтому в цепь якоря при пуске двигателя вводят добавочное сопротивление в виде специального пускового реостата. Сопротивление выбирается таким, чтобы пусковой ток не превышал (1,5÷2) .

.

Уравнение механической характеристики: .

,

.

Из механической характеристики – способы регулирования скорости двигателя:

1) изменение напряжения на якоре U,

2) изменение потока возбуждения Ф,

3) изменение добавочного сопротивления в цепи якоря.

Задача 1.

Генератор независимого возбуждения имеет следующие номинальные данные: , , . Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии Ом.

Построить внешнюю характеристику генератора и определить его электромагнитную мощность , а также изменение напряжения на зажимах при переходе от номинального режима к режиму Х.Х. Реакцией якоря и падением напряжения в контактах щёток пренебречь.

Внешняя характеристика генератора строится по уравнению:

, это .

В генераторе независимого возбуждения . Для построения внешней характеристики – прямая линия – достаточно определить величину напряжения при двух фиксированных режимах работы. Такими режимами работами будем считать номинальный режим и режим Х.Х.

Если пренебречь реакцией якоря, то можно считать

.

.

Координаты точек характеристики .

, — номинальный режим.

, — холостой ход.

кВт.

Изменение напряжения на зажимах генератора: .

1. Как определяется величина тока генератора независимого возбуждения при режиме К.З.? Опасен ли этот режим для машин?

Величина магнитного потока практически не зависит от нагрузки, следовательно практически постоянной будет и ЭДС генератора. При К.З. U=0, следовательно .

=13480 А.

Ток возрастает в 17 раз, что чрезвычайно опасно.

2. Какие причины вызывают уменьшение напряжения генератора при росте нагрузки?

а) при росте нагрузки увеличивается падение напряжения в цепи якоря,

б) хоть и незначительно, изменяется (уменьшается) ЭДС, вследствие реакции якоря.

Задача 2.

На сколько процентов нужно уменьшить магнитный поток генератора постоянного тока с независимым возбуждением и напряжением на выводах , если нагрузка уменьшилась с 3 до 1,5 кВт, чтобы при этом напряжение на выводах осталось постоянным? Падение напряжения на щётках . Всеми потерями можно пренебречь, учесть только влияние реакции якоря и потери в якорной цепи. Сопротивление обмотки якоря Ом.

1) Уравнение электрического равновесия для двух нагрузок:

, ,

где , (подразумевается, что скорость вращения при изменении нагрузки не изменяется).

2) В генераторах с независимым возбуждением , поэтому . По заданным мощностям нагрузок можно определить токи якоря для двух режимов работы:

А, А.

3) Так как ЭДС пропорциональны магнитным потокам, можно записать .

Относительное изменение магнитного потока:

.

Итак, чтобы напряжение осталось неизменным при уменьшении нагрузки, поток требуется уменьшить на 5,5%.

Задача 3.

Генератор постоянного тока с независимым возбуждением, число полюсов 2р=4, номинальная мощность кВт. Индукция воздушного зазора при холостом ходе изменяется вдоль зазора так, как это показано на рисунке. Максимальная индукция воздушного зазора Тл, число проводников N=430, обмотка волнового типа, сопротивление якоря Ом.

Основные размеры машины: диаметр якоря м, расчётная длина м, n=1500 об/мин, падение напряжения на щётках В.

1) Среднюю индукцию воздушного зазора Вб;

2) Полюсное деление и окружную скорость якоря ;

3) число проводников, включённых последовательно в одной ветви обмотки;

4) индуктированную ЭДС;

5) напряжение на выводах генератора и номинальный ток якоря .

1) Вб – среднее значение индукции на протяжении полюсного деления .

,

Тл.

2) Полюсное деление м.

Окружная скорость якоря:

м/мин м/с.

3) Число последовательно включённых проводников одной параллельной ветви ,

где 2а=2 – число параллельных ветвей при простой волновой обмотке не зависит от числа полюсов и всегда равно 2.

4) ЭДС, индуктированная в якоре ,

где Ф – полезный магнитный поток.

Вб.

В.

5) Уравнение электрического равновесия якорной цепи в номинальном режиме:

, ,

,

,

,

,

,

,

В, В.

Значение можно отбросить, так как оно имеет порядок остаточного напряжения. Следовательно, В.

А.

Дополнительный вопрос.

Машина постоянного тока, рассмотренная в задаче, подключается к сети при напряжении на выводах U=220 В. Ток возбуждения неизменён. Машину в качестве двигателя нагружают до номинальной нагрузки. При этом ток якоря А. Определить частоту вращения двигателя и полезный момент М.

Уравнение электрического равновесия в режиме двигателя:

,

— ток как ток возбуждения не изменился, поток также остаётся неизменным.

,

об/мин.

Развиваемый при этом момент Н·м.

Задача 4.

Четырёхполюсный генератор постоянного тока вращается с частотой n =1500 об/мин. Диаметр якоря м, расчётная длина пакета якоря м, длина полюсной дуги в = 0,162 м. Данные обмотки: число пазов z = 43, число катушечных сторон в одном слое паза u = 3, число витков в секции w = 1. Обмотка волновая, лобовые части обмотки не перекрещиваются.

1) Построить обмотку так, чтобы она не была ступенчатой;

2) Определить полезный поток машины, если ЭДС Е = 414 В;

3) Определить значение индукции воздушного зазора: среднюю Вб и максимальную Вбmax.

1) Если обмотка не ступенчатая, катушечные стороны располагаются совместно в одном пазу. При этом – пазовый шаг (выражается в количестве зубцовых делений) должен выражаться целым числом.

, т.е. необходимо произвести удлинение на ,

— первый частичный шаг, выражен в числе катушечных сторон.

Число коллекторных пластин k = u·z = 3·43 =129.

Коллекторный шаг .

Второй частичный шаг .

Число действующих проводников по периметру якоря: N = 2·u·z·w = 2·3·43·1 = 288.

Схема соединения на рисунке 6.

2) Полезный магнитный поток машины определяется из соотношения .

Вб.

Средняя индукция воздушного зазора:

Тл,

м, полюсное деление машины.

Максимальное значение индукции:

Тл.

Задача 5.

Схема замещения генератора постоянного тока приведена на рис.7.

Uн = 230 В, Iя = 29,6 А, Rя = 0,7 Ом, Ом.

Второй закон Кирхгофа – уравнение электрического состояния генератора В.

Номинальный ток возбуждения (закон Ома):

А.

Мощность на нагрузке:

Вт.

Задача 6.

Условие то же. Построить внешнюю характеристику.

Определить U и Р при I = 24 А.

,

,

P = U·I = 232,5·24 = 5580 Вт.

Задача 7.

Характеристика Х.Х. генератора независимого возбуждения задана:

Номинальные данные генератора: Рн = 178 кВт, Uн = 230 В, Iян = 775 А, номинальное напряжение на зажимах обмотки возбуждения Uвн = 100 В.

Определить собственное сопротивление обмотки возбуждения Rв, а также сопротивление регулировочного реостата Rp, включаемого в цепь обмотки возбуждения для того, чтобы при неизменном сопротивлении нагрузки R = 0,297 Ом напряжение на её зажимах было равно .

При номинальном режиме , отсюда В.

Согласно характеристике Х.Х. этому значению ЭДС соответствует номинальное значение тока возбуждения Iвн = 4,5 А.

Номинальный режим создаётся при полностью выведенном регулированном реостате. Поэтому собственное сопротивление обмотки возбуждения: Ом.

При снижении напряжения до величины В уменьшается соответственно и ток нагрузки, равный току якоря: А.

ЭДС обмотки якоря в этом случае определится:

в.

Этому значению ЭДС соответствует на характеристике Х.Х. Iв = 1,55 А. При этом сопротивление цепи возбуждения — .

Ом.

Сопротивление регулировочного реостата: Ом.

Задача 8.

Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением характеризуется следующими номинальными величинами: напряжение Uн, мощность Рн. Мощность потерь в номинальном режиме в % от Рн, в цепи возбуждения Рв.

1) Номинальный ток нагрузки генератора Iн;

2) Номинальный ток возбуждения Iв;

3) Номинальный ток якоря Iя;

4) Сопротивление цепи якоря Rя;

5) ЭДС якоря при токе, равном номинальному;

6) Сопротивление цепи возбуждения при токе возбуждения, равном номинальному;

7) сопротивление обмотки возбуждения, принимая, что при холостом ходе генератора и полностью выведенном реостате в цепи возбуждения ток в этой цепи составляет 1,5Iвн.

При решении воспользоваться зависимостью Е=f(Iв).

Варианты Uн, В Рн, кВт Ря, % Рв, %
7,5
7,5
6,5
5,5
1,5
4,5 1,5

Задача 9.

Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения включён в сеть U = 110 В, сопротивление обмотки якоря двигателя Rя = 0,07 Ом. При половинной нагрузке частота вращения двигателя n = 1400 об/мин, якорный ток Iя = 74 А. Определить частоту вращения двигателя, если в цепь якоря включено внешнее добавочное сопротивление Rдоб = 0,3 Ом, а нагрузочный момент увеличился вдвое. При этом пренебречь реакцией якоря, а падение напряжения на щётках считать равным В.

Момент двигателя постоянного тока . Сравним два режима работы. Так как реакцией якоря можно пренебречь, в обоих случаях поток остаётся неизменным, а поэтому: , .

А.

Уравнение электрического равновесия:

, отсюда для первого случая:

В,

.

Для второго случая:

, об/мин.

Задача 10.

Для тяговых двигателя последовательного возбуждения одинаковой конструкции нагружаются поочерёдно. Напряжение сети U = 500 В. В начале к сети подключается один из этих двигателей и нагружается до тех пор, пока его частота вращения не достигнет n1 = 700 об/мин. Потребляемый из сети ток этого двигателя равен Iя1 = 50 А. Затем то же самое проделывают со вторым двигателем. При той же частоте вращения потребляемый из сети ток Iя2 = 55 А. Внутренне сопротивление цепи якоря каждого двигателя Rя = 0,3 Ом. Валы двух двигателей соединены муфтой. Их электрические цепи соединены последовательно и подключены к сети U = 500 В. Затем оба двигателя нагружаются до тех пор, пока потребляемый ток достигнет значения = 50 А.

Какова частота вращения машин и в каком соотношении находятся их потребляемые мощности? Предположим, что магнитная цепь машин не насыщена и при малых изменениях магнитный поток изменяется пропорционально току.

Определим индуктированные ЭДС двигателей при их раздельном испытании.

В,

,

.

В,

.

При последовательном включении двигателей:

По условию задачи, магнитный поток изменяется пропорционально току. Так как , поток первого двигателя не изменяется .

Поток второго двигателя определён из соотношения:

, .

,

об/мин.

Определяем напряжение на выводах каждого двигателя:

В,

В.

Отношение потребляемых мощностей:

.

Задача 11.

Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет следующие номинальные данные: Рн = 12 кВт, Uн = 220 В, nн = 685 об/мин, Iн = 64 А, Iвн = 1,75 А. Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии Rя = 0,281 Ом.

Определить скорость вращения якоря двигателя при Х.Х. и тормозном моменте на валу, равном 0,6Мн. Поострить естественную механическую характеристику. Размагничивающим действием реакции якоря пренебречь.

Скорость вращения якоря в режиме идеального Х.Х., когда Uн = Ео, , скорость вращения в режиме номинальной нагрузки . Из этих двух соотношений:

об/мин.

Соотношение токов – по схеме по ходу решения.

Условие динамического равновесия при работе двигателя: . Поэтому при изменении тормозного момента изменяется и .

.

Вращающий момент пропорционален току якоря. При постоянном магнитном потоке (реакцией якоря пренебрегаем) вращающий момент изменяется вследствие соответствующего изменения тока якоря. Следовательно, при

,

А,

А.

Записываем выражения, определяющие скорости при и .

, .

Взяв отношение этих скоростей, получим:

= 708 об/мин.

Механическая характеристика n = f(М). Для рассматриваемого двигателя – это прямая линия. Строим по двум точкам: М = 0, n = no = 740 об/мин. М = 0,6Мвр.ном, об/мин.

Естественная механическая характеристика – в цепи якоря отсутствует добавочное сопротивление.

1. Составить уравнение баланса мощностей для двигателя в номинальном режиме.

;

В;

220·62,25 = 202,5·62,25 + 62,25·0,281;

13695 = 12605,6 + 1088,9;

2. Какое дополнительное сопротивление R следует включить в цепь якоря двигателя, чтобы при М = 0,6Мн скорость его вращения снизилась до 630 об/мин?

Соотношение аналогично тому, при котором определилось : дополнительно последовательно с обмоткой якоря включается сопротивление R

, отсюда определяем R

= 0,623 Ом.

При введении в цепь якоря R получим искусственную механическую характеристику (график).

3. Определить мощность потерь в регулировочном сопротивлении

Вт.

Задача 12.

Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, компенсированный (магнитный поток постоянен), номинальная мощность Рном = 22 кВт, число полюсов 2р = 4, напряжение на выводах U = 220 В, номинальная частота вращения n = 1500 об/мин, КПД . На якоре N = 248 проводников, обмотка – волновая, внутреннее сопротивление обмотки якоря Rя = 0,1 Ом. Напряжение возбуждения Uв = 220 В, сопротивление обмотки возбуждения Rв = 82,5 Ом. Пренебречь падением напряжения на щётках, потерями на трение и вентиляцию, а также реакцией якоря.

1) Рассчитать естественную механическую характеристику, считая сопротивление якорной цепи Rя, рассчитать искусственную механическую характеристику при добавочном сопротивлении в цепи якоря Rдоб = 2 Ом;

2) Определить добавочное сопротивление, включаемое последовательно с якорной цепью, для номинального момента, чтобы получить n = 900 об/мин;

3) Определить, насколько нужно уменьшить напряжение на выводах, если необходимо установить n = 900 об/мин при номинальном моменте;

4) Определить, насколько нужно увеличить сопротивление цепи возбуждения, чтобы частота вращения стала равной = 1600 об/мин при номинальном моменте. Характеристика холостого хода машины приведена в виде таблицы

1) Механическая характеристика двигателя – это зависимость частоты вращения от момента n = f(M).

Если считать поток постоянным и пренебречь падением напряжения на щётках, то

.

Получим уравнение прямой, наклон которой к горизонтальной оси определяется величиной m. Теоретически при идеальном холостом ходе Iя = 0 и . В действительности из-за потерь в машине ток в якоре при холостом ходе не может быть равным нулю.

Итак, . Величину СЕ·Ф определим из уравнения ЭДС для номинального режима.

.

об/мин.

А.

nх = 1583, М = 0 – точка Х.Х. естественной механической характеристики (рис. 8).

Вторая точка – определяется номинальным режимом

Мном = .

На графике – естественная механическая характеристика – 1.

Для искусственной механической характеристики первая точка – точка холостого хода.

Вторую точку можно определить как точку пуска: n = 0, М = Мпуск.

А.

Момент в номинальной точке и пусковой момент: , . Из двух уравнений находим Мпуск.

На графике – искусственная механическая характеристика 2.

2) Введение добавочного сопротивления в цепь якоря – один из способов регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока (уменьшение).

Так регулирование происходит при постоянном моменте, ток якоря в установившемся режиме остаётся неизменным. Если М = Мном, то и Iя = Iя.ном, а поэтому , делаем числовые подстановки и определяем величину добавочного сопротивления:

.

.

125,064 = 220 – 11,56 — Rдоб·115,6,

Механическая характеристика на графике – 3.

Изменение оборотов ,

.

3) Изменение величины питающего напряжения – ещё один способ регулирования частоты вращения двигателя (уменьшение).

Механические характеристики при сохранении неизменным момента в случае уменьшения напряжения сдвигаются параллельно естественной характеристике. При номинальном моменте разность частот вращения об/мин. Из параллельности прямых следует, что новая частота вращения холостого хода при пониженном напряжении об/мин.

Для идеального холостого хода:

, , отсюда

.

Итак, напряжение питания надо уменьшить на 83,4 В. Механическая характеристика на графике – 4.

4) Изменение сопротивления цепи возбуждения – ещё один способ изменения скорости вращения двигателя (увеличение).

Уравнение механической характеристики:

, ( ).

Если увеличивается сопротивление цепи возбуждения, ток возбуждения уменьшается, уменьшается и основной поток. Механическая характеристика становится более крутой, частота вращения в режиме холостого хода растёт.

Определим постоянные машины:

, .

При заданной частоте вращения определим величину магнитного потока:

,

,

,

,

, .

Выбираем первое решение, так как второе слишком мало для машины с Истинный магнитный поток машины

Частота вращения при холостом ходе:

.

На графике – механическая характеристика – 5.

При магнитном потоке индуцированная ЭДС:

.

По характеристике холостого хода определяется ток возбуждения: .

Требуемое сопротивление цепи возбуждения:

.

Отсюда

Задача 14.

Электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением выполнен на номинальное напряжение 220 В. Данные номинального режима электродвигателя: мощность , скорость вращения якоря , КПД . Ток в цепи возбуждения составляет % от номинального тока электродвигателя. Мощность потерь в цепи якоря при номинальной нагрузке составляет 5,0% от суммарной мощности потерь в электродвигателе.

1) номинальный момент на валу электродвигателя;

2) ток , потребляемый электродвигателем из сети при номинальной нагрузке;

3) токи в цепи возбуждения и в цепи якоря при номинальной нагрузке;

Уравнения электрического равновесия для электрических машин

В процессе работы двигателя его якорь вращается в магнитном поле, при этом в обмотке якоря наводится ЭДС, которая направлена против рабочего тока якоря, поэтому её называют противо ЭДС

В соответствии со вторым законом Кирхгофа электрическое равновесие выглядит следующим образом:

— подводимое напряжение;

— противо ЭДС;

— ток протекающий по якорю;

— сопротивление обмотки якоря.

Из второго закона Кирхгофа следует, что подведенное к двигателю напряжение уравновешивается противо ЭДС обмотки якоря и падением напряжения в цепи якоря.

(1)

Из формулы (1) видим что ток якоря увеличивается при увеличении питающего напряжения и уменьшения противо ЭДС.

(2)

Значение противо ЭДС изменяется прямопропорционально изменению величин конструктивной постоянной машины, магнитного потока полюсов и частоты вращения якоря двигателя.

(3)

Согласно формулы (3) при трогании с места противо ЭДС Е=0, так как частота вращения якоря двигателя тоже равна нулю n=0 и по этому ток якоря Iя имеет наибольшее значение.

При увеличении скорости движения увеличивается частота вращения якоря ТЭД, следовательно увеличивается значение противо ЭДС, что вызывает уменьшение числителя в формуле (2), т.е. уменьшается ток якоря.

Подставляем значения формулы (3) в Формулу (1) и получаем что:

(4)

Из формулы (4) определяем значение частоты вращения якоря ТЭД:

(5)

Из формулы (5) видно, что частота вращения якоря двигателя n увеличивается при увеличении подводимого напряжения U, а так же уменьшении магнитного потока и сопротивления в цепи якоря R.

Дата добавления: 2017-06-13 ; просмотров: 2868 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источники:

http://poisk-ru.ru/s10787t4.html

http://poznayka.org/s93448t1.html

ads

В процессе работы генератора постоянного тока в обмотке якоря индуцируется ЭДС Ea. При подключении к генератору нагрузки в цепи якоря возникает ток, а на выводах генератора устанавливается напряжение, определяемое уравнением напряжений для цепи якоря генератора:

clip_image002.                                                 (28.1)

Здесь

clip_image002[4]                                (28.2)

сумма сопротивлений всех участков цепи якоря: обмотки якоря ra , обмотки добавочных полюсов rД , компенсационной обмотки rк., последовательной обмотки возбуждения и переходного щеточного контакта rщ.

При отсутствии в машине каких-либо из указанных обмоток в (28.2) не входят соответствующие слагаемые.

Якорь генератора приводится во вращение приводным двигателем, который создает на валу генератора вращающий момент М1 Если к генератору не подключена нагрузка  (работает в режиме х.х. Ia=0 ), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холостого хода M0. Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе при его работе в режиме х.х.: моментами от сил трения и вихревых токов в якоре.

При работе генератора с подключенной нагрузкой в проводах обмотки якоря появляется ток, который, взаимодей­ствуя с магнитным полем возбуждения, создает на якоре электромагнитный момент М. В генераторе этот момент направлен встречно вра­щающему моменту приводного двигателя ПД (рис. 28.1), т. е. он является нагрузочным (тормозящим).

clip_image002

Рис. 28.1. Моменты, действующие в генераторе постоянного тока

При неизменной частоте вращения n = const вра­щающий момент приводного двигателя M1 уравнове­шивается суммой противодействующих моментов: мо­ментом х.х. M0 и электромагнитным моментом М, т. е.

clip_image002[9].                                   (28.3)

Выражение (28.3) —называется уравнением моментов для генератора при постоянной частоте нагрузки. Умножив члены уравнения (28.3) на угловую скорость вращения якоря ω, получим уравнение мощностей:

clip_image002[11],                                    (28.4)

где  P1 = M1ω — подводимая от приводного двигателя к генератору мощность (меха­ническая);  P0 = M0ω мощность х.х., т. е. мощность, подводимая к генератору в режиме х.х. (при отключен­ной нагрузке);  PЭМ = Mω— электромагнитная мощность генератора.

Согласно (25.27), получим

   clip_image008,

или с учетом (28.1)

clip_image002[28], (28.5)

где P— полезная мощность генератора (электрическая), т. е. мощ­ность, отдаваемая генератором нагрузке; PЭa — мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря .

Учитывая потери на возбуждение генератора PЭВ, получим уравнение мощностей для генератора постоянного тока:

clip_image002[30].         (28.6)

Следовательно, механическая мощность, развиваемая приводным двигателем P1, преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность P2, передаваемую нагрузке, и мощ­ность, затрачиваемую на покрытие потерь

 clip_image008[6].

Так как генераторы обычно работают при неизменной частоте вращения, то их характеристики рассматривают при условии n = const.

Рассмотрим основные характеристики генераторов посто­янного тока.

Характеристика холостого хода — зависимость напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U0 от тока возбуждения IВ:

Нагрузочная характеристиказависимость напряжения на выходе генератора U при работе с нагрузкой от тока возбу­ждения  IВ:

Внешняя характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U от тока нагрузки I:

Регулировочная характеристика — зависимость тока возбуж­дения IВ от тока нагрузки I при неизменном напряжении на выходе генератора

Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свой­ства генераторов постоянного тока которые во многом зависят от способа включения генератора в схему, поэтому мы рассмотрим каждый способ включения по отдельности.

Классификация генераторов постоянного тока в зависимости от схемы включения:

  1. Независимого возбуждения
  2. Параллельного возбуждения
  3. Смешанного возбуждения

Like this post? Please share to your friends:
  • Как найти страховой полис в дом клике
  • Как на текст к песни составить музыкальную композицию
  • Как на сайте найти нужное слово комбинация
  • Как найти коллекционную игрушку киндер
  • Как найти человека по мобильному номеру онлайн