Решение:
Потери мощности в цепи возбуждения
Ток в цепи возбуждения, присоединенной параллельно к цепи якоря,
Ток нагрузки
Ток в цепи якоря
Э. д. с. в обмотке якоря
Ток в цепи возбуждения, составляющий 150% номинального тока,
Согласно характеристике холостого хода э. д. с, при этом равна 107% от номинальной э. д. с:
При холостом ходе контур цепи неразветвленный и его сопротивление
Таким образом, сопротивление обмотки возбуждения
При холостом ходе напряжение между зажимами машины можно считать равным э. д. с. Отсюда в последнем пункте задачи
Выразим эту э. д. с. в процентах от номинальной э. д. с:
Поэтому, пользуясь данными, приведенными ранее, путем интерполяции найдем, что для э. д. с. ток возбуждения
Сопротивление цепи возбуждения и якоря
откуда сопротивление регулировочного реостата
5. Генератор постоянного тока параллельного возбуждения имеет: номинальную мощность 14 кВт; номинальное напряжение 230 В; номинальный ток якоря 60,9 А; номинальную скорость вращения 1500 об/мин; сопротивление цепи якоря 0,17 Ом; сопротивление обмотки возбуждения 124 Ом; ток возбуждения при полной нагрузке и номинальном напряжении 1,21 А; ток возбуждения при холостом ходе и номинальном напряжении 0,9 А; коэффициент полезного действия 0,85. Генератор предполагается использовать в качестве двигателя при напряжении сети 220 В.
Определить скорость вращения при полной нагрузке и полезную мощность на валу двигателя.
Решение:
Э. д. с. машины постоянного тока как в режиме генератора, так и в режиме двигателя пропорциональна магнитному потоку, скорости вращения якоря, причем коэффициентом пропорциональности служит некоторая постоянная величина , зависящая от конструктивных данных машины. Таким образом,
Здесь
— э. д. с. машины в режиме генератора;
— э. д. с. машины в режиме двигателя (против э. д. с);
— скорости вращения в генераторном и двигательном режимах;
— магнитные потоки в режимах генератора и двигателя.
Постоянная в обеих формулах одна и та же. Отсюда получим выражение для скорости вращения двигателя:
Э. д. с. выразим следующим образом:
где — падение напряжения в щеточном контакте, которое принимается не зависящим от тока
якоря и равным 2 В (при холостом ходе машины ).
Подставляя числовые значения, получим:
Магнитные потоки определяются по характеристике холостого хода машины, в зависимости от тока возбуждения. Эта характеристика обычно задается графически и ее точное аналитическое выражение дать невозможно. Вид характеристики определяется нагрузками для магнитной цепи машины и свойствами примененных материалов. Вследствие стандартизации этих материалов и стремления использовать их наиболее полно как допускаемые магнитные нагрузки, так и свойства применяемых материалов колеблются в довольно узких пределах. Поэтому в современных электрических машинах характеристики холостого хода схожи между собой.
Если за единицу тока возбуждения принять ток, соответствующий номинальному напряжению при отсутствии нагрузки, за единицу магнитного потока — магнитный поток, соответствующий тому же напряжению, то характеристику холостого хода можно выразить в виде, практически пригодном для обычных современных электрических машин:
Здесь ток возбуждения i и соответствующий ему магнитный поток выражены в долях от величин, соответствующих номинальному напряжению машины в режиме генератора при отсутствии нагрузки, т. е. при разомкнутой цепи якоря:
Ток возбуждения для двигательного режима можно легко определить исходя из сопротивления обмотки возбуждения и напряжения сети (предполагаем, что обмотка возбуждения включена непосредственно на напряжение сети без добавочных сопротивлений):
Зная токи возбуждения, выраженные в амперах при обоих режимах работы, определяем их в долях от тока возбуждения в режиме холостого хода:
По приведенному выше уравнению находим магнитные потоки:
Отношение потоков
Подставляя полученные величины э. д. с. и отношение магнитных потоков в выражение для скорости вращения электродвигателя, получим
Модность на валу двигателя легко определить, мощность на входе в электродвигатель:
Следует заметить, что в эту величину входит лишь мощность якорной цепи без учета мощности цепи возбуждения.
Примем коэффициент полезного действия одинаковым как в режиме двигателя, так и в режиме генератора. Для приближенных расчетов это допустимо, так как в режиме двигателя увеличиваются потери энергии в обмотке возбуждения (увеличивается ток возбуждения), но из-за меньшей скорости вращения уменьшаются механические потери и потери в стали. Сумма потерь и, следовательно, коэффициент полезного действия изменяются незначительно.
Мощность в обмотке возбуждения
Следовательно, мощность при потреблении энергии от сети
а полезная мощность на валу двигателя
Допустим, что необходимо и в режиме двигателя сохранить скорость вращения 1500 об/мин. Для этого необходимо уменьшить магнитный поток двигателя, включив в цепь возбуждения добавочное сопротивление. Определим величину этого сопротивления. Ток якоря двигателя по условиям нагрева остается прежним, а противо-э. д. с. двигателя сохраняет свою величину . Из выражения
считая можно определить необходимый магнитный поток двигателя в долях единицы:
Зная магнитный поток, легко определить соответствующий ему ток возбуждения:
или в амперах
Далее определяем добавочное сопротивление в цепи возбуждения , необходимое для получения тока возбуждения, обусловливающего заданный магнитный поток:
6. К шинам электростанции постоянного тока параллельно присоединены генератор (с параллельной обмоткой возбуждения) и аккумуляторная батарея (рис. 68). Внешняя характеристика генератора задана следующими числовыми значениями: . Аккумуляторная батарея состоит из 70 последовательно включенных элементов, причем для каждого элемента э. д. с. е = 2 в и внутреннее сопротивление .
Определить:
1) напряжение на шинах, при котором э. д. с. аккумуляторной батареи будет скомпенсирована ;
2) токи нагрузки и генератора, а также напряжение при котором разрядный ток батареи составит 25% от тока приемников энергии.
22
ния. Чтобы ограничить значение тока в этом режиме, в цепь обмотки якоря вводят добавочное сопротивление RДОБ.
Рисунок 52 − Схема и механические характеристики двигателей в режиме электромагнитного торможения
U + E
Регулирование тока Iа = ΣRa + RДОБ, т. е. тормозного момента М, осу-
ществляют путем изменения сопротивления RДОБ или ЭДС Е (тока возбужде-
ния IВ). Механические характеристики в этом режиме для двигателей с параллельным и последовательным возбуждением показаны на рисунке 52, б и в. С энергетической точки зрения электромагнитное торможение является наиболее невыгодным, поскольку машина потребляет как механическую, так и электрическую энергию, которые гасятся в обмотке якоря и во включенном в ее цепь реостате. Однако при этом способе можно получать большие тормозные мо-
менты при низких частотах вращения и даже при n = 0, поскольку в этом слу-
U
чае ток Iа = ΣRa + RДОБ.
Задача 1. Генератор постоянного тока независимого возбуждения (рисунок 25) с номинальным напряжением UНОМ и номинальной частотой вращения nНОМ имеет на якоре простую волновую обмотку, состоящую из N проводников. Число полюсов генератора 2р = 4, сопротивление обмоток в цепи якоря при рабочей температуре Σr, щетки угольно-графитовые ∆UЩ = 2 В, основной
магнитный поток Ф. Значения перечисленных параметров приведены в таблице 6. Требуется определить для номинального режима работы генератора: ЭДС якоря Еа, ток нагрузки IНОМ (размагничивающим влиянием реакции якоря пренебречь), полезную мощность РНОМ, электромагнитную мощность РЭМ и электромагнитный момент МНОМ.
23
Таблица 6 Параметры генераторов постоянного тока независимого возбуждения
Параметры |
Вариант |
||||||||||||
X |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
UНОМ, В |
230 |
230 |
460 |
460 |
460 |
115 |
460 |
230 |
230 |
230 |
460 |
||
nНОМ, об/мин |
1500 |
2300 |
3000 |
2300 |
1500 |
1000 |
2300 |
1000 |
3000 |
2300 |
2300 |
||
Σ r, Ом |
0,175 |
0,08 |
0,17 |
0,3 |
0,7 |
0,09 |
0,27 |
0,25 |
0,08 |
0,14 |
0,3 |
||
N |
100 |
118 |
280 |
240 |
200 |
80 |
270 |
114 |
100 |
138 |
240 |
||
Ф, 10-2, Вб |
4,8 |
2,6 |
1,7 |
2,6 |
4,8 |
4,5 |
2,4 |
6,1 |
2,4 |
2,3 |
2,6 |
Решение
1 Конструктивный коэффициент обмотки якоря Се с учетом того, что число пар параллельных ветвей простой волновой обмотки а = 1
Се = p·N/(60·a) = 2·100/(60·1) = 3,33.
2 ЭДС якоря генератора при номинальной частоте вращения
Еа НОМ = Се·Ф·nНОМ = 3,33·4,8·10-2·1500 = 240 В.
3 Ток якоря в номинальном режиме можно определить, воспользовавшись уравнением напряжений для генератора:
U = Еа – Iа·Σr – ∆UЩ ,
откуда ток якоря в номинальном режиме
IаНОМ = (Еа НОМ – UНОМ – ∆UЩ)/ Σr = (240 – 230 – 2)/0,175 = 45,7 А.
4 Полезная (номинальная) мощность генератора
РНОМ = UНОМ·Ia НОМ = 230·45,7 = 10 511 Вт или 10,51 кВт.
5 Электромагнитная мощность генератора
РЭМ = ЕаНОМ·Ia НОМ = 240·45,7 = 10 968 Вт или 10,97 кВт.
6 Электромагнитный момент в номинальном режиме
π·nНОМ |
π·1500 |
|||
МНОМ = РЭМ/ωНОМ = РЭМ/ |
30 |
= 10 968/ |
30 |
= 69,8 Н·м. |
24
Задача 2. Генератор постоянного тока параллельного возбуждения (рисунок 29) имеет номинальные данные: мощность РНОМ, напряжение UНОМ , частота вращения nНОМ, сопротивление обмоток в цепи якоря, приведенное к рабочей температуре, Σr, падение напряжения в щеточном контакте пары щеток ∆UЩ = 2 В, сопротивление цепи обмотки возбуждения rВ, КПД в номинальном режиме ηНОМ, ток генератора IНОМ, ток в цепи возбуждения IВ, ток в цепи якоря IаНОМ, ЭДС якоря Еа НОМ, электромагнитная мощность РЭМ, электромагнитный момент при номинальной нагрузке МНОМ, мощность приводного
двигателя Р1 НОМ. Значения перечисленных параметров приведены в таблице 7. Требуется определить значения параметров, не указанных в таблице 7.
Таблица 7 Параметры генераторов постоянного тока параллельного возбуждения
Параметры |
Вариант |
|||||||||||
X |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
РНОМ, кВт |
10 |
— |
— |
18 |
45 |
10 |
— |
— |
10 |
18 |
18 |
|
UНОМ, В |
230 |
230 |
460 |
220 |
— |
230 |
230 |
460 |
230 |
230 |
230 |
|
nНОМ, об/мин |
1450 |
— |
— |
1450 |
1000 |
2900 |
— |
— |
1450 |
1500 |
1450 |
|
Σ r, Ом |
0,3 |
0,15 |
— |
— |
— |
0,3 |
0,15 |
— |
0,3 |
— |
— |
|
rВ, Ом |
150 |
100 |
— |
— |
92 |
120 |
100 |
— |
220 |
— |
— |
|
ηНОМ, % |
86,5 |
— |
88 |
— |
88 |
88,5 |
— |
88 |
87,5 |
— |
— |
|
IНОМ, A |
— |
87 |
— |
— |
97,8 |
— |
87 |
— |
— |
— |
— |
|
IВ, A |
— |
— |
4 |
— |
— |
— |
— |
4 |
— |
— |
— |
|
Iа НОМ, A |
— |
— |
— |
75 |
— |
— |
— |
— |
— |
75 |
75 |
|
Еа, В |
— |
— |
480 |
240 |
477 |
— |
— |
480 |
— |
240 |
220 |
|
РЭМ НОМ, кВт |
— |
— |
55 |
— |
— |
— |
— |
55 |
— |
— |
— |
|
МНОМ, Н·м |
— |
280 |
525 |
— |
— |
— |
280 |
525 |
— |
— |
— |
|
Р1 НОМ |
— |
23 |
— |
21 |
— |
— |
23 |
— |
— |
21 |
21 |
|
Решение
1 Номинальный ток на выходе генератора
IНОМ = РНОМ/UНОМ = 10 000/230 = 43,5 А.
2 Ток в обмотке возбуждения
IВ = UНОМ/rВ = 230/150 = 1,5 А.
3 Ток в цепи якоря при номинальной нагрузке
IаНОМ = IНОМ + IВ = 43,5 + 1,5 = 45 А.
25
4 ЭДС якоря в номинальном режиме
Еа = UНОМ + IаНОМ·Σr + ∆UЩ = 230 + 45·0,3 + 2 = 245,5 В.
5 Электромагнитная мощность генератора при номинальной нагрузке
РЭМНОМ = Еа·IаНОМ = 245,5·45 = 11 047 Вт.
6 Электромагнитный момент генератора в режиме номинальной нагрузки
π·nНОМ |
π·1450 |
|||
МНОМ = РЭМ/ωНОМ = РЭМ/ |
30 |
= 11 047/ |
30 |
= 73 Н·м. |
Задача 3. Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения (рисунок 36) имеет следующие данные: номинальная мощность РНОМ, напряжение питания UНОМ, номинальная частота вращения nНОМ, сопротивление обмоток в цепи якоря Σr, сопротивление цепи возбуждения rВ, падение напряжения в щеточном контакте щеток ∆UЩ = 2 В. Значения перечисленных параметров приведены в таблице 8.
Таблица 8 Параметры двигателей постоянного тока параллельного возбуждения
Параметры |
Вариант |
|||||||||||
X |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
РНОМ, кВт |
25 |
15 |
45 |
4,2 |
18 |
25 |
15 |
45 |
4,2 |
18 |
4,2 |
|
UНОМ, В |
440 |
220 |
440 |
220 |
220 |
220 |
220 |
440 |
220 |
220 |
220 |
|
nНОМ, об/мин |
1500 |
1000 |
1500 |
1500 |
1200 |
1500 |
1000 |
1500 |
1500 |
1200 |
1500 |
|
ηНОМ, % |
85 |
83,8 |
88 |
78 |
84 |
88,5 |
83,8 |
88 |
78 |
84 |
78 |
|
Σ r, Ом |
0,15 |
0,12 |
0,13 |
0,15 |
0,12 |
0,15 |
0,12 |
0,13 |
0,15 |
0,12 |
0,15 |
|
rВ, Ом |
88 |
73 |
88 |
64 |
73 |
88 |
73 |
88 |
64 |
73 |
64 |
Требуется определить потребляемый двигателем ток в режиме номинальной нагрузки IНОМ, сопротивление пускового реостата RП Р, при котором начальный пусковой ток в цепи якоря двигателя был бы равен 2,5·IаНОМ, начальный пусковой момент МП, частоту вращения n0 и ток I0 в режиме холостого хода, номинальное изменение частоты вращения якоря двигателя при сбросе нагрузки. Влиянием реакции якоря пренебречь.
Решение
1 Мощность, потребляемая двигателем при номинальной нагрузке
Р1 НОМ = РНОМ/ηНОМ = 25/0,85 = 29,4 кВт.
26
2 Ток, потребляемый двигателем при номинальной нагрузке,
IНОМ = Р1 НОМ/UНОМ = 29,4·103/440 = 67 А.
3 Ток в цепи обмотки возбуждения
IВ = UНОМ/rВ = 440/88 = 5 А.
4 Ток в обмотке якоря
IаНОМ = IНОМ – IВ = 67 – 5 = 62 А.
5 Начальный пусковой ток якоря при заданной кратности 2,5
IаП = 2,5·IаНОМ = 2,5·62 = 155 А.
6 Требуемое сопротивление цепи якоря при заданной кратности пускового тока 2,5
Ra = RП Р + Σr = UНОМ/IаП = 440/155 = 2,83 Ом.
7 Сопротивление пускового реостата
RП Р = Ra – Σr = 2,83 – 0,15 = 2,68 Ом.
8 ЭДС якоря в режиме номинальной нагрузки
ЕаНОМ = UНОМ – IаНОМ·Σr – ∆UЩ = 440 – 62·0,15 – 2 = 428,7 В.
9 Из выражения Еа = CЕ·Φ·n определим
CЕ·Φ = Еа/n = 428,7/1500 = 0,285;
отношение коэффициентов
CМ/CЕ = [рN/(2·π·a)]/[pN/(60·a)] = 9,55,
следовательно, в данном случае
СМ·Ф = 9,55·CЕ·Ф = 9,55·0,285 = 2,72.
27
10 Начальный пусковой момент при заданной кратности пускового то-
ка 2,5
МП = СМ·Ф·IаП = 2,72·155 = 422 Н·м.
11 Момент на валу двигателя при номинальной нагрузке
π·nНОМ |
π·1500 |
|||||
М2 НОМ = РНОМ/ωНОМ = РНОМ/ |
30 |
= 25 000/ |
30 |
= 159 Н·м. |
||
12 |
Электромагнитный момент при номинальной нагрузке |
|||||
π·nНОМ |
π·1500 |
|||||
МНОМ = РЭМ НОМ/ωНОМ = РЭМ НОМ/ |
30 |
= 26 579/ |
30 |
= 169 Н·м, |
||
где электромагнитная мощность при номинальной нагрузке |
||||||
РЭМ НОМ = ЕаНОМ·IаНОМ = 428,7·62 = 26 579 Вт. |
||||||
13 |
Момент холостого хода |
М0 = МНОМ – М2 НОМ = 169 – 159 = 10 Н·м.
14 Ток якоря в режиме холостого хода
Iа0 = М0/(СМ·Ф) = 10/2,72 = 3,68 А.
15 ЭДС якоря в режиме холостого хода (принимаем ∆UЩ = 0)
Еа0 = UНОМ – Iа0·Σ r = 440 – 3,68·0,15 = 439 В.
16 Частота вращения якоря в режиме холостого хода
n0 = Еа0/(СЕ·Ф) = 439/0,285 = 1540 об/мин.
17 Номинальное изменение частоты вращения двигателя при сбросе нагрузки
∆nНОМ = |
n0 −nНОМ 100 |
= |
1540 − 1500 |
100 = 2,66 %. |
|
1500 |
|||||
nНОМ |
28
Задача 4. В таблице 9 даны значения параметров двигателя постоянного тока независимого возбуждения: номинальная мощность двигателя РНОМ, напряжение питания цепи якоря UНОМ, напряжение питания цепи возбуждения UB, частота вращения якоря в номинальном режиме nНОМ, сопротивления цепи якоря Σr и цепи возбуждения rВ, приведенные к рабочей температуре, падение напряжения в щеточном контакте при номинальном токе ∆UЩ = 2 В, номинальное изменение напряжения при сбросе нагрузки ∆nНОМ = 8,0 %, ток якоря в режиме холостого хода I0. Требуется определить все виды потерь и КПД двигателя.
Таблица 9 Параметры двигателей постоянного тока независимого возбуждения
Параметры |
Вариант |
|||||||||||
X |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
РНОМ, кВт |
25 |
40 |
53 |
75 |
16 |
11 |
40 |
53 |
75 |
16 |
11 |
|
UНОМ, В |
440 |
440 |
440 |
440 |
220 |
220 |
440 |
440 |
440 |
220 |
220 |
|
UВ, В |
220 |
220 |
220 |
220 |
220 |
110 |
220 |
220 |
220 |
220 |
110 |
|
I0, A |
6,0 |
7,5 |
8,0 |
10,8 |
8,7 |
5,8 |
7,5 |
8,0 |
10,8 |
8,7 |
5,8 |
|
Σ r, Ом |
0,30 |
0,17 |
0,12 |
0,70 |
0,18 |
0,27 |
0,17 |
0,12 |
0,70 |
0,18 |
0,27 |
|
rВ, Ом |
60 |
55 |
42 |
40 |
60 |
27 |
55 |
42 |
40 |
60 |
27 |
|
nНОМ, об/мин |
2200 |
1000 |
2360 |
3150 |
1500 |
800 |
1000 |
2360 |
3150 |
1500 |
800 |
Решение
1 Частота вращения в режиме холостого хода
n0 = nНОМ·[1 + (∆nНОМ/100)] = 2200·(1 + 8/100) = 2 376 об/мин.
2 ЭДС якоря в режиме холостого хода (падением напряжения в щеточном контакте пренебрегаем ввиду его незначительной величины в режиме холостого хода)
Еа0 = UHОM – I0·Σ r = 440 – 6·0,3 = 438,2 В.
3 Момент в режиме холостого хода
π·2200 |
|||
М0 = Еа0·I0/ω0 = 438,2·6/ |
30 = 10,6 Н·м. |
||
4 Момент на валу двигателя в режиме номинальной нагрузки |
|||
π·nНОМ |
π·2200 |
||
М2 НОМ = РНОМ/ωНОМ = РНОМ/ |
30 |
= 25 000/ |
30 = 108,5 Н·м. |
29
5 Электромагнитный момент двигателя при номинальной нагрузке
МНОМ = М0 + М2 НОМ = 10,6 + 108,5 = 119 Н·м.
6 Электромагнитная мощность двигателя в режиме номинальной нагрузки
π·nНОМ |
π·2200 |
|||
РЭМ НОМ = МНОМ·ωНОМ = МНОМ· |
30 |
= 119· |
30 |
= 27 490 Вт. |
7 ЭДС якоря в режиме холостого хода можно представить как Еа0 = CЕ·Ф·n0, откуда
CЕ·Ф = Еа0/n0 = 438,2/2 376 = 0,185,
но так как CМ/CЕ = 9,55, то CМ·Ф = 9,55·CЕ·Ф = 9,55·0,185 = 1,77.
Из выражения электромагнитного момента в режиме номинальной нагрузки
МНОМ = CМ·Ф·IаНОМ
определим значение тока якоря в режиме номинальной нагрузки
IаНОМ = МНОМ/(CМ·Ф) = 119/1,77 = 67 А.
8 Сумма магнитных и механических потерь двигателя пропорциональна моменту холостого хода
π·2 376 |
||
РМАГН + РМЕХ = М0·ω0 =10,6· |
30 |
= 2 644 Вт. |
9 Электрические потери в цепи обмотки якоря
РаЭ = I2аНОМ·Σr = 672·0,3 = 1 347 Вт.
10 Электрические потери в щеточном контакте якоря
РЩ Э = IаНОМ·∆UЩ = 67·2 = 134 Вт.
11 Мощность, подводимая к цепи якоря, в номинальном режиме
Р1аНОМ = UНОМ·IаНОМ = 440·67 = 29 480 Вт.
12 Ток в обмотке возбуждения
IВ = UB/rB = 220/60 = 3,7 А.
30
13 Мощность в цепи возбуждения
РВ = UB·IB = 220·3,7 = 814 Вт.
14 Мощность, потребляемая двигателем в режиме номинальной нагрузки,
Р1 НОМ = Р1аНОМ + РВ = 29 480 + 814 = 30 295 Вт или 30,3 кВт.
15 КПД двигателя в номинальном режиме
ηНОМ = (РНОМ/Р1 НОМ)·100 = (25/30,3)·100 = 82,5 %.
Задача 5. В таблице 10 приведены данные каталога на двигатели постоянного тока независимого возбуждения серии 2П: номинальная мощность РНОМ, номинальное напряжение, подводимое к цепи якоря, UНОМ, номинальная частота вращения nНОМ, КПД двигателя ηНОМ, сопротивление цепи якоря, приведенное к рабочей температуре, Σr. Требуется определить сопротивление добавочного резистора rД, который следует включить в цепь якоря, чтобы при
номинальной нагрузке двигателя частота вращения якоря составила 0,5 nНОМ; построить естественную и искусственную механические характеристики двигателя.
Таблица10 Параметрыдвигателейпостоянноготоканезависимоговозбуждениясерии2П
Тип |
РНОМ, кВт |
UНОМ, В |
nНОМ, об/мин |
ηНОМ, % |
Σ r, Ом |
Вариант |
|
двигателя |
|||||||
2ПО200L |
7,1 |
220 |
750 |
83,5 |
0,48 |
X |
|
2ПО200М |
20 |
440 |
2200 |
90 |
0,28 |
1 |
|
2ПФ200М |
30 |
440 |
2200 |
90 |
0,22 |
2 |
|
2ПФ200L |
20 |
220 |
1000 |
85,5 |
0,18 |
3 |
|
2ПН225М |
37 |
220 |
1500 |
86,5 |
0,07 |
4 |
|
2ПФ225М |
10 |
220 |
500 |
74,5 |
0,58 |
5 |
|
2ПО180М |
17 |
440 |
3000 |
90 |
0,31 |
6 |
|
2ПН225М |
37 |
220 |
1500 |
86,5 |
0,07 |
7 |
|
2ПФ225М |
10 |
220 |
500 |
74,5 |
0,58 |
8 |
|
2ПО180М |
17 |
440 |
3000 |
90 |
0,31 |
9 |
|
2ПО200М |
20 |
440 |
2200 |
90 |
0,28 |
10 |
Решение варианта с двигателем 2ПO200L.
1 Ток в цепи якоря в режиме номинальной нагрузки при nНОМ = 750 об/мин
IаНОМ = РНОМ/(ηНОМ·UНОМ) = 7,1·103/(0,835·220) = 38,6 А.
31
2 ЭДС в режиме номинальной нагрузки (падением напряжения в щеточном контакте пренебрегаем)
EНОМ = UНОМ – IаНОМ·Σr = 220 – 38,6·0,48 = 201,5 В.
3 Частота вращения идеального холостого хода
n0 = nНОМ·(UНОМ/EНОМ) = 750·(220/201,5) = 820 об/мин.
4 Номинальный момент на валу двигателя
π·nНОМ |
π·750 |
||
M2 НОМ = РНОМ/ωНОМ = РНОМ/ |
30 |
= 7 100/ 30 |
= 90 Н·м. |
По полученным данным строим естественную механическую характеристику (рисунок 53, график 1).
Рисунок 53 – Механические характеристики двигателя постоянного тока
5 Частота вращения при включении резистора rД
n’ = 0,5 nНОМ = 0,5·750 = 375 об/мин.
По вычисленным данным строим искусственную механическую характеристику двигателя (см. рисунок 53, график 2).
6 Сопротивление резистора rД
rД = (UНОМ/IаНОМ)·[1 – n’/n0] – Σ r =
= (220/38,6)·[1 – (375/820)] – 0,48 = 2,61 Ом.
32
Список литературы
1 Сергеенков, Б. Н. Электрические машины : Трансформаторы : учеб. пособие для электромех. спец. вузов / Б. Н. Сергеенков, В. М. Киселев, Н. А. Акимова ; под ред. И. П. Копылова. – М. : Высш. шк., 1989. – 352 с. : ил.
2Токарев, Б. Ф. Электрические машины : учеб. пособие для вузов / Б. Ф. Токарев. – М. : Энергоатомиздат, 1990. – 624 с. : ил.
3Кацман, М. М. Электрические машины : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М. М. Кацман. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 496 с.
4Кацман, М. М. Сборник задач по электрическим машинам : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / М. М. Кацман. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 160 с.
Соседние файлы в папке Методички
- #
- #
- #
- #
Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения Калькулятор
Search | ||
Дом | Инженерное дело ↺ | |
Инженерное дело | Электрические ↺ | |
Электрические | Машина ↺ | |
Машина | Машина постоянного тока ↺ | |
Машина постоянного тока | Генератор постоянного тока ↺ | |
Генератор постоянного тока | Характеристики генератора постоянного тока ↺ |
✖Напряжение якоря определяется как напряжение, развиваемое на клеммах обмотки якоря машины переменного или постоянного тока во время выработки мощности.ⓘ Напряжение якоря [Va] |
+10% -10% |
||
✖Выходное напряжение — это разность электрических потенциалов между двумя клеммами генератора. Выходное напряжение также называют терминальным напряжением.ⓘ Выходное напряжение [Vo] |
+10% -10% |
||
✖Ток якоря определяется как ток, возникающий в якоре электрического генератора постоянного тока из-за движения ротора.ⓘ Ток якоря [Ia] |
+10% -10% |
✖Сопротивление якоря — это омическое сопротивление медных проводов обмотки плюс сопротивление щеток в электрическом генераторе.ⓘ Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения [Ra] |
⎘ копия |
Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения Решение
ШАГ 0: Сводка предварительного расчета
ШАГ 1. Преобразование входов в базовый блок
Напряжение якоря: 200 вольт —> 200 вольт Конверсия не требуется
Выходное напряжение: 140 вольт —> 140 вольт Конверсия не требуется
Ток якоря: 0.75 Ампер —> 0.75 Ампер Конверсия не требуется
ШАГ 2: Оцените формулу
ШАГ 3: Преобразуйте результат в единицу вывода
80 ом —> Конверсия не требуется
17 Характеристики генератора постоянного тока Калькуляторы
Сопротивление якоря генератора постоянного тока с использованием выходного напряжения формула
Сопротивление якоря = (Напряжение якоря—Выходное напряжение)/Ток якоря
Ra = (Va—Vo)/Ia
Для чего используется генератор постоянного тока?
Генератор постоянного тока — это электрическое устройство, используемое для выработки электроэнергии. Основная функция этого устройства — преобразовывать механическую энергию в электрическую. Доступны несколько типов источников механической энергии, такие как ручные кривошипы, двигатели внутреннего сгорания, водяные турбины, газовые и паровые турбины.
Генератор постоянного тока ГПТ: основные понятия.
В процессе работы генератора постоянного тока в обмотке якоря индуцируется ЭДС Ea. При подключении к генератору нагрузки в цепи якоря возникает ток, а на выводах генератора устанавливается напряжение, определяемое уравнением напряжений для цепи якоря генератора:
сумма сопротивлений всех участков цепи якоря: обмотки якоря ra , обмотки добавочных полюсов rД , компенсационной обмотки rк.о., последовательной обмотки возбуждения и переходного щеточного контакта rщ.
При отсутствии в машине каких-либо из указанных обмоток в (28.2) не входят соответствующие слагаемые.
Якорь генератора приводится во вращение приводным двигателем, который создает на валу генератора вращающий момент М1 Если к генератору не подключена нагрузка (работает в режиме х.х. Ia=0 ), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холостого хода M0. Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе при его работе в режиме х.х.: моментами от сил трения и вихревых токов в якоре.
При работе генератора с подключенной нагрузкой в проводах обмотки якоря появляется ток, который, взаимодействуя с магнитным полем возбуждения, создает на якоре электромагнитный момент М. В генераторе этот момент направлен встречно вращающему моменту приводного двигателя ПД (рис. 28.1), т. е. он является нагрузочным (тормозящим).
Рис. 28.1. Моменты, действующие в генераторе постоянного тока
При неизменной частоте вращения n = const вращающий момент приводного двигателя M1 уравновешивается суммой противодействующих моментов: моментом х.х. M0 и электромагнитным моментом М, т. е.
Выражение (28.3) —называется уравнением моментов для генератора при постоянной частоте нагрузки. Умножив члены уравнения (28.3) на угловую скорость вращения якоря ω, получим уравнение мощностей:
где P1 = M1ω — подводимая от приводного двигателя к генератору мощность (механическая); P0 = M0ω мощность х.х., т. е. мощность, подводимая к генератору в режиме х.х. (при отключенной нагрузке); PЭМ = Mω— электромагнитная мощность генератора.
Согласно (25.27), получим
или с учетом (28.1)
где P2 — полезная мощность генератора (электрическая), т. е. мощность, отдаваемая генератором нагрузке; PЭa — мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря .
Учитывая потери на возбуждение генератора PЭВ, получим уравнение мощностей для генератора постоянного тока:
Следовательно, механическая мощность, развиваемая приводным двигателем P1, преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность P2, передаваемую нагрузке, и мощность, затрачиваемую на покрытие потерь
Так как генераторы обычно работают при неизменной частоте вращения, то их характеристики рассматривают при условии n = const.
Рассмотрим основные характеристики генераторов постоянного тока.
Характеристика холостого хода — зависимость напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U0 от тока возбуждения IВ:
Нагрузочная характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U при работе с нагрузкой от тока возбуждения IВ:
Внешняя характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U от тока нагрузки I:
Регулировочная характеристика — зависимость тока возбуждения IВ от тока нагрузки I при неизменном напряжении на выходе генератора
Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свойства генераторов постоянного тока которые во многом зависят от способа включения генератора в схему, поэтому мы рассмотрим каждый способ включения по отдельности.
Машины постоянного тока.
Устройство, назначение отдельных частей машины (главные полюсы – создание основного магнитного потока; якорь – индуктируется ЭДС; щёточно-коллекторный аппарат – механический выпрямитель в режиме генератора, перераспределение тока по обмотке якорь-двигатель). Принцип работы в режиме генератора (якорь вращается в неподвижном поле полюсов статора; в проводниках обмотки якоря индуктируется переменная ЭДС , однако напряжение на зажимах машины сохраняет постоянное направление вследствие выпрямления его щёточно-коллекторным устройством; если якорь замкнуть на нагрузку, по нагрузке потечёт постоянный ток) и в режиме двигателя (постоянное напряжение подаётся на обмотки якоря и возбуждения; создаётся поле главных полюсов, и по якорю пойдёт ток; при взаимодействии тока якоря и магнитного поля возникает электромагнитный момент, который начинает вращать якорь, совершая механическую работу).
Связь между ЭДС и напряжением в генераторном и двигательном режимах . Обратимость машин постоянного тока.
, В,
где Ф, Вб – магнитный поток одного полюса.
,
где р – число пар полюсов,
а — число пар параллельных ветвей,
N – число проводников якоря.
Генератор – ЭДС, двигатель – противоЭДС.
При n = const и поток полюса и соответствующая ему ЭДС зависят только от тока возбуждения – характеристика Х.Х.
Вращающий (двигатель), тормозной (генератор) момент
, Н·м,
, , .
Электромагнитный момент машины постоянного тока пропорционален току якоря и результирующему потоку каждого полюса.
Уравнение баланса мощностей цепи якоря генератора:
.
Правая часть уравнения выражает мощность нагрузки и электрические потери мощности в обмотке якоря. Их сумма равна — мощности, получаемой от первичного двигателя при преобразовании его механической энергии в электрическую.
Величина — электромагнитная мощность машин, характеризует скорость процесса преобразования энергии.
Для электродвигателя баланс мощностей цепи якоря:
.
Это уравнение означает, что мощность поступления энергии в якорь электродвигателя от внешнего источника равна электромагнитной мощности и мощности потерь в обмотке якоря. Электромагнитная мощность равна механической мощности вращения якоря .
Работа машины постоянного тока сопровождается потерями энергии и нагревом её частей:
— электрические потери во внутренней цепи якоря от тока нагрузки;
— потери от трения в подшипниках и о воздух, обычно составляющие 1 – 2%;
— потери в магнитной цепи (якоре) от гистерезиса и вихревых токов, составляющие 1 – 3%;
— потери на возбуждение или самовозбуждение, т.е. электрические потери в цепи обмотки возбуждения.
Способы возбуждения машин постоянного тока.
Независимое Последовательное (сериесные)
.
Параллельное (шунтовые) Смешанное
генераторный: ;
двигательный: .
Генераторы с самовозбуждением.
Условия самовозбуждения (наличие остаточного потока, совпадение по направлению и Ф, сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического).
Двигатели при включении якоря на номинальное напряжение сети ( = 0) пусковой ток будет недопустимо велик. Поэтому в цепь якоря при пуске двигателя вводят добавочное сопротивление в виде специального пускового реостата. Сопротивление выбирается таким, чтобы пусковой ток не превышал (1,5÷2) .
.
Уравнение механической характеристики: .
,
.
Из механической характеристики – способы регулирования скорости двигателя:
1) изменение напряжения на якоре U,
2) изменение потока возбуждения Ф,
3) изменение добавочного сопротивления в цепи якоря.
Задача 1.
Генератор независимого возбуждения имеет следующие номинальные данные: , , . Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии Ом.
Построить внешнюю характеристику генератора и определить его электромагнитную мощность , а также изменение напряжения на зажимах при переходе от номинального режима к режиму Х.Х. Реакцией якоря и падением напряжения в контактах щёток пренебречь.
Внешняя характеристика генератора строится по уравнению:
, это .
В генераторе независимого возбуждения . Для построения внешней характеристики – прямая линия – достаточно определить величину напряжения при двух фиксированных режимах работы. Такими режимами работами будем считать номинальный режим и режим Х.Х.
Если пренебречь реакцией якоря, то можно считать
.
.
Координаты точек характеристики .
, — номинальный режим.
, — холостой ход.
кВт.
Изменение напряжения на зажимах генератора: .
1. Как определяется величина тока генератора независимого возбуждения при режиме К.З.? Опасен ли этот режим для машин?
Величина магнитного потока практически не зависит от нагрузки, следовательно практически постоянной будет и ЭДС генератора. При К.З. U=0, следовательно .
=13480 А.
Ток возрастает в 17 раз, что чрезвычайно опасно.
2. Какие причины вызывают уменьшение напряжения генератора при росте нагрузки?
а) при росте нагрузки увеличивается падение напряжения в цепи якоря,
б) хоть и незначительно, изменяется (уменьшается) ЭДС, вследствие реакции якоря.
Задача 2.
На сколько процентов нужно уменьшить магнитный поток генератора постоянного тока с независимым возбуждением и напряжением на выводах , если нагрузка уменьшилась с 3 до 1,5 кВт, чтобы при этом напряжение на выводах осталось постоянным? Падение напряжения на щётках . Всеми потерями можно пренебречь, учесть только влияние реакции якоря и потери в якорной цепи. Сопротивление обмотки якоря Ом.
1) Уравнение электрического равновесия для двух нагрузок:
, ,
где , (подразумевается, что скорость вращения при изменении нагрузки не изменяется).
2) В генераторах с независимым возбуждением , поэтому . По заданным мощностям нагрузок можно определить токи якоря для двух режимов работы:
А, А.
3) Так как ЭДС пропорциональны магнитным потокам, можно записать .
Относительное изменение магнитного потока:
.
Итак, чтобы напряжение осталось неизменным при уменьшении нагрузки, поток требуется уменьшить на 5,5%.
Задача 3.
Генератор постоянного тока с независимым возбуждением, число полюсов 2р=4, номинальная мощность кВт. Индукция воздушного зазора при холостом ходе изменяется вдоль зазора так, как это показано на рисунке. Максимальная индукция воздушного зазора Тл, число проводников N=430, обмотка волнового типа, сопротивление якоря Ом.
Основные размеры машины: диаметр якоря м, расчётная длина м, n=1500 об/мин, падение напряжения на щётках В.
1) Среднюю индукцию воздушного зазора Вб;
2) Полюсное деление и окружную скорость якоря ;
3) число проводников, включённых последовательно в одной ветви обмотки;
4) индуктированную ЭДС;
5) напряжение на выводах генератора и номинальный ток якоря .
1) Вб – среднее значение индукции на протяжении полюсного деления .
,
Тл.
2) Полюсное деление м.
Окружная скорость якоря:
м/мин м/с.
3) Число последовательно включённых проводников одной параллельной ветви ,
где 2а=2 – число параллельных ветвей при простой волновой обмотке не зависит от числа полюсов и всегда равно 2.
4) ЭДС, индуктированная в якоре ,
где Ф – полезный магнитный поток.
Вб.
В.
5) Уравнение электрического равновесия якорной цепи в номинальном режиме:
, ,
,
,
,
,
,
,
В, В.
Значение можно отбросить, так как оно имеет порядок остаточного напряжения. Следовательно, В.
А.
Дополнительный вопрос.
Машина постоянного тока, рассмотренная в задаче, подключается к сети при напряжении на выводах U=220 В. Ток возбуждения неизменён. Машину в качестве двигателя нагружают до номинальной нагрузки. При этом ток якоря А. Определить частоту вращения двигателя и полезный момент М.
Уравнение электрического равновесия в режиме двигателя:
,
— ток как ток возбуждения не изменился, поток также остаётся неизменным.
,
об/мин.
Развиваемый при этом момент Н·м.
Задача 4.
Четырёхполюсный генератор постоянного тока вращается с частотой n =1500 об/мин. Диаметр якоря м, расчётная длина пакета якоря м, длина полюсной дуги в = 0,162 м. Данные обмотки: число пазов z = 43, число катушечных сторон в одном слое паза u = 3, число витков в секции w = 1. Обмотка волновая, лобовые части обмотки не перекрещиваются.
1) Построить обмотку так, чтобы она не была ступенчатой;
2) Определить полезный поток машины, если ЭДС Е = 414 В;
3) Определить значение индукции воздушного зазора: среднюю Вб и максимальную Вбmax.
1) Если обмотка не ступенчатая, катушечные стороны располагаются совместно в одном пазу. При этом – пазовый шаг (выражается в количестве зубцовых делений) должен выражаться целым числом.
, т.е. необходимо произвести удлинение на ,
— первый частичный шаг, выражен в числе катушечных сторон.
Число коллекторных пластин k = u·z = 3·43 =129.
Коллекторный шаг .
Второй частичный шаг .
Число действующих проводников по периметру якоря: N = 2·u·z·w = 2·3·43·1 = 288.
Схема соединения на рисунке 6.
2) Полезный магнитный поток машины определяется из соотношения .
Вб.
Средняя индукция воздушного зазора:
Тл,
м, полюсное деление машины.
Максимальное значение индукции:
Тл.
Задача 5.
Схема замещения генератора постоянного тока приведена на рис.7.
Uн = 230 В, Iя = 29,6 А, Rя = 0,7 Ом, Ом.
Второй закон Кирхгофа – уравнение электрического состояния генератора В.
Номинальный ток возбуждения (закон Ома):
А.
Мощность на нагрузке:
Вт.
Задача 6.
Условие то же. Построить внешнюю характеристику.
Определить U и Р при I = 24 А.
,
,
P = U·I = 232,5·24 = 5580 Вт.
Задача 7.
Характеристика Х.Х. генератора независимого возбуждения задана:
Номинальные данные генератора: Рн = 178 кВт, Uн = 230 В, Iян = 775 А, номинальное напряжение на зажимах обмотки возбуждения Uвн = 100 В.
Определить собственное сопротивление обмотки возбуждения Rв, а также сопротивление регулировочного реостата Rp, включаемого в цепь обмотки возбуждения для того, чтобы при неизменном сопротивлении нагрузки R = 0,297 Ом напряжение на её зажимах было равно .
При номинальном режиме , отсюда В.
Согласно характеристике Х.Х. этому значению ЭДС соответствует номинальное значение тока возбуждения Iвн = 4,5 А.
Номинальный режим создаётся при полностью выведенном регулированном реостате. Поэтому собственное сопротивление обмотки возбуждения: Ом.
При снижении напряжения до величины В уменьшается соответственно и ток нагрузки, равный току якоря: А.
ЭДС обмотки якоря в этом случае определится:
в.
Этому значению ЭДС соответствует на характеристике Х.Х. Iв = 1,55 А. При этом сопротивление цепи возбуждения — .
Ом.
Сопротивление регулировочного реостата: Ом.
Задача 8.
Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением характеризуется следующими номинальными величинами: напряжение Uн, мощность Рн. Мощность потерь в номинальном режиме в % от Рн, в цепи возбуждения Рв.
1) Номинальный ток нагрузки генератора Iн;
2) Номинальный ток возбуждения Iв;
3) Номинальный ток якоря Iя;
4) Сопротивление цепи якоря Rя;
5) ЭДС якоря при токе, равном номинальному;
6) Сопротивление цепи возбуждения при токе возбуждения, равном номинальному;
7) сопротивление обмотки возбуждения, принимая, что при холостом ходе генератора и полностью выведенном реостате в цепи возбуждения ток в этой цепи составляет 1,5Iвн.
При решении воспользоваться зависимостью Е=f(Iв).
Варианты | Uн, В | Рн, кВт | Ря, % | Рв, % |
7,5 | ||||
7,5 | ||||
6,5 | ||||
5,5 | ||||
1,5 | ||||
4,5 | 1,5 |
Задача 9.
Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения включён в сеть U = 110 В, сопротивление обмотки якоря двигателя Rя = 0,07 Ом. При половинной нагрузке частота вращения двигателя n = 1400 об/мин, якорный ток Iя = 74 А. Определить частоту вращения двигателя, если в цепь якоря включено внешнее добавочное сопротивление Rдоб = 0,3 Ом, а нагрузочный момент увеличился вдвое. При этом пренебречь реакцией якоря, а падение напряжения на щётках считать равным В.
Момент двигателя постоянного тока . Сравним два режима работы. Так как реакцией якоря можно пренебречь, в обоих случаях поток остаётся неизменным, а поэтому: , .
А.
Уравнение электрического равновесия:
, отсюда для первого случая:
В,
.
Для второго случая:
, об/мин.
Задача 10.
Для тяговых двигателя последовательного возбуждения одинаковой конструкции нагружаются поочерёдно. Напряжение сети U = 500 В. В начале к сети подключается один из этих двигателей и нагружается до тех пор, пока его частота вращения не достигнет n1 = 700 об/мин. Потребляемый из сети ток этого двигателя равен Iя1 = 50 А. Затем то же самое проделывают со вторым двигателем. При той же частоте вращения потребляемый из сети ток Iя2 = 55 А. Внутренне сопротивление цепи якоря каждого двигателя Rя = 0,3 Ом. Валы двух двигателей соединены муфтой. Их электрические цепи соединены последовательно и подключены к сети U = 500 В. Затем оба двигателя нагружаются до тех пор, пока потребляемый ток достигнет значения = 50 А.
Какова частота вращения машин и в каком соотношении находятся их потребляемые мощности? Предположим, что магнитная цепь машин не насыщена и при малых изменениях магнитный поток изменяется пропорционально току.
Определим индуктированные ЭДС двигателей при их раздельном испытании.
В,
,
.
В,
.
При последовательном включении двигателей:
По условию задачи, магнитный поток изменяется пропорционально току. Так как , поток первого двигателя не изменяется .
Поток второго двигателя определён из соотношения:
, .
,
об/мин.
Определяем напряжение на выводах каждого двигателя:
В,
В.
Отношение потребляемых мощностей:
.
Задача 11.
Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет следующие номинальные данные: Рн = 12 кВт, Uн = 220 В, nн = 685 об/мин, Iн = 64 А, Iвн = 1,75 А. Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии Rя = 0,281 Ом.
Определить скорость вращения якоря двигателя при Х.Х. и тормозном моменте на валу, равном 0,6Мн. Поострить естественную механическую характеристику. Размагничивающим действием реакции якоря пренебречь.
Скорость вращения якоря в режиме идеального Х.Х., когда Uн = Ео, , скорость вращения в режиме номинальной нагрузки . Из этих двух соотношений:
об/мин.
Соотношение токов – по схеме по ходу решения.
Условие динамического равновесия при работе двигателя: . Поэтому при изменении тормозного момента изменяется и .
.
Вращающий момент пропорционален току якоря. При постоянном магнитном потоке (реакцией якоря пренебрегаем) вращающий момент изменяется вследствие соответствующего изменения тока якоря. Следовательно, при
,
А,
А.
Записываем выражения, определяющие скорости при и .
, .
Взяв отношение этих скоростей, получим:
= 708 об/мин.
Механическая характеристика n = f(М). Для рассматриваемого двигателя – это прямая линия. Строим по двум точкам: М = 0, n = no = 740 об/мин. М = 0,6Мвр.ном, об/мин.
Естественная механическая характеристика – в цепи якоря отсутствует добавочное сопротивление.
1. Составить уравнение баланса мощностей для двигателя в номинальном режиме.
;
В;
220·62,25 = 202,5·62,25 + 62,25·0,281;
13695 = 12605,6 + 1088,9;
2. Какое дополнительное сопротивление R следует включить в цепь якоря двигателя, чтобы при М = 0,6Мн скорость его вращения снизилась до 630 об/мин?
Соотношение аналогично тому, при котором определилось : дополнительно последовательно с обмоткой якоря включается сопротивление R
, отсюда определяем R
= 0,623 Ом.
При введении в цепь якоря R получим искусственную механическую характеристику (график).
3. Определить мощность потерь в регулировочном сопротивлении
Вт.
Задача 12.
Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, компенсированный (магнитный поток постоянен), номинальная мощность Рном = 22 кВт, число полюсов 2р = 4, напряжение на выводах U = 220 В, номинальная частота вращения n = 1500 об/мин, КПД . На якоре N = 248 проводников, обмотка – волновая, внутреннее сопротивление обмотки якоря Rя = 0,1 Ом. Напряжение возбуждения Uв = 220 В, сопротивление обмотки возбуждения Rв = 82,5 Ом. Пренебречь падением напряжения на щётках, потерями на трение и вентиляцию, а также реакцией якоря.
1) Рассчитать естественную механическую характеристику, считая сопротивление якорной цепи Rя, рассчитать искусственную механическую характеристику при добавочном сопротивлении в цепи якоря Rдоб = 2 Ом;
2) Определить добавочное сопротивление, включаемое последовательно с якорной цепью, для номинального момента, чтобы получить n = 900 об/мин;
3) Определить, насколько нужно уменьшить напряжение на выводах, если необходимо установить n = 900 об/мин при номинальном моменте;
4) Определить, насколько нужно увеличить сопротивление цепи возбуждения, чтобы частота вращения стала равной = 1600 об/мин при номинальном моменте. Характеристика холостого хода машины приведена в виде таблицы
1) Механическая характеристика двигателя – это зависимость частоты вращения от момента n = f(M).
Если считать поток постоянным и пренебречь падением напряжения на щётках, то
.
Получим уравнение прямой, наклон которой к горизонтальной оси определяется величиной m. Теоретически при идеальном холостом ходе Iя = 0 и . В действительности из-за потерь в машине ток в якоре при холостом ходе не может быть равным нулю.
Итак, . Величину СЕ·Ф определим из уравнения ЭДС для номинального режима.
.
об/мин.
А.
nх = 1583, М = 0 – точка Х.Х. естественной механической характеристики (рис. 8).
Вторая точка – определяется номинальным режимом
Мном = .
На графике – естественная механическая характеристика – 1.
Для искусственной механической характеристики первая точка – точка холостого хода.
Вторую точку можно определить как точку пуска: n = 0, М = Мпуск.
А.
Момент в номинальной точке и пусковой момент: , . Из двух уравнений находим Мпуск.
На графике – искусственная механическая характеристика 2.
2) Введение добавочного сопротивления в цепь якоря – один из способов регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока (уменьшение).
Так регулирование происходит при постоянном моменте, ток якоря в установившемся режиме остаётся неизменным. Если М = Мном, то и Iя = Iя.ном, а поэтому , делаем числовые подстановки и определяем величину добавочного сопротивления:
.
.
125,064 = 220 – 11,56 — Rдоб·115,6,
Механическая характеристика на графике – 3.
Изменение оборотов ,
.
3) Изменение величины питающего напряжения – ещё один способ регулирования частоты вращения двигателя (уменьшение).
Механические характеристики при сохранении неизменным момента в случае уменьшения напряжения сдвигаются параллельно естественной характеристике. При номинальном моменте разность частот вращения об/мин. Из параллельности прямых следует, что новая частота вращения холостого хода при пониженном напряжении об/мин.
Для идеального холостого хода:
, , отсюда
.
Итак, напряжение питания надо уменьшить на 83,4 В. Механическая характеристика на графике – 4.
4) Изменение сопротивления цепи возбуждения – ещё один способ изменения скорости вращения двигателя (увеличение).
Уравнение механической характеристики:
, ( ).
Если увеличивается сопротивление цепи возбуждения, ток возбуждения уменьшается, уменьшается и основной поток. Механическая характеристика становится более крутой, частота вращения в режиме холостого хода растёт.
Определим постоянные машины:
, .
При заданной частоте вращения определим величину магнитного потока:
,
,
,
,
, .
Выбираем первое решение, так как второе слишком мало для машины с Истинный магнитный поток машины
Частота вращения при холостом ходе:
.
На графике – механическая характеристика – 5.
При магнитном потоке индуцированная ЭДС:
.
По характеристике холостого хода определяется ток возбуждения: .
Требуемое сопротивление цепи возбуждения:
.
Отсюда
Задача 14.
Электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением выполнен на номинальное напряжение 220 В. Данные номинального режима электродвигателя: мощность , скорость вращения якоря , КПД . Ток в цепи возбуждения составляет % от номинального тока электродвигателя. Мощность потерь в цепи якоря при номинальной нагрузке составляет 5,0% от суммарной мощности потерь в электродвигателе.
1) номинальный момент на валу электродвигателя;
2) ток , потребляемый электродвигателем из сети при номинальной нагрузке;
3) токи в цепи возбуждения и в цепи якоря при номинальной нагрузке;
Уравнения электрического равновесия для электрических машин
В процессе работы двигателя его якорь вращается в магнитном поле, при этом в обмотке якоря наводится ЭДС, которая направлена против рабочего тока якоря, поэтому её называют противо ЭДС
В соответствии со вторым законом Кирхгофа электрическое равновесие выглядит следующим образом:
— подводимое напряжение;
— противо ЭДС;
— ток протекающий по якорю;
— сопротивление обмотки якоря.
Из второго закона Кирхгофа следует, что подведенное к двигателю напряжение уравновешивается противо ЭДС обмотки якоря и падением напряжения в цепи якоря.
(1)
Из формулы (1) видим что ток якоря увеличивается при увеличении питающего напряжения и уменьшения противо ЭДС.
(2)
Значение противо ЭДС изменяется прямопропорционально изменению величин конструктивной постоянной машины, магнитного потока полюсов и частоты вращения якоря двигателя.
(3)
Согласно формулы (3) при трогании с места противо ЭДС Е=0, так как частота вращения якоря двигателя тоже равна нулю n=0 и по этому ток якоря Iя имеет наибольшее значение.
При увеличении скорости движения увеличивается частота вращения якоря ТЭД, следовательно увеличивается значение противо ЭДС, что вызывает уменьшение числителя в формуле (2), т.е. уменьшается ток якоря.
Подставляем значения формулы (3) в Формулу (1) и получаем что:
(4)
Из формулы (4) определяем значение частоты вращения якоря ТЭД:
(5)
Из формулы (5) видно, что частота вращения якоря двигателя n увеличивается при увеличении подводимого напряжения U, а так же уменьшении магнитного потока и сопротивления в цепи якоря R.
Дата добавления: 2017-06-13 ; просмотров: 2868 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
http://poisk-ru.ru/s10787t4.html
http://poznayka.org/s93448t1.html
В процессе работы генератора постоянного тока в обмотке якоря индуцируется ЭДС Ea. При подключении к генератору нагрузки в цепи якоря возникает ток, а на выводах генератора устанавливается напряжение, определяемое уравнением напряжений для цепи якоря генератора:
. (28.1)
Здесь
(28.2)
сумма сопротивлений всех участков цепи якоря: обмотки якоря ra , обмотки добавочных полюсов rД , компенсационной обмотки rк.о., последовательной обмотки возбуждения и переходного щеточного контакта rщ.
При отсутствии в машине каких-либо из указанных обмоток в (28.2) не входят соответствующие слагаемые.
Якорь генератора приводится во вращение приводным двигателем, который создает на валу генератора вращающий момент М1 Если к генератору не подключена нагрузка (работает в режиме х.х. Ia=0 ), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холостого хода M0. Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе при его работе в режиме х.х.: моментами от сил трения и вихревых токов в якоре.
При работе генератора с подключенной нагрузкой в проводах обмотки якоря появляется ток, который, взаимодействуя с магнитным полем возбуждения, создает на якоре электромагнитный момент М. В генераторе этот момент направлен встречно вращающему моменту приводного двигателя ПД (рис. 28.1), т. е. он является нагрузочным (тормозящим).
Рис. 28.1. Моменты, действующие в генераторе постоянного тока
При неизменной частоте вращения n = const вращающий момент приводного двигателя M1 уравновешивается суммой противодействующих моментов: моментом х.х. M0 и электромагнитным моментом М, т. е.
. (28.3)
Выражение (28.3) —называется уравнением моментов для генератора при постоянной частоте нагрузки. Умножив члены уравнения (28.3) на угловую скорость вращения якоря ω, получим уравнение мощностей:
, (28.4)
где P1 = M1ω — подводимая от приводного двигателя к генератору мощность (механическая); P0 = M0ω мощность х.х., т. е. мощность, подводимая к генератору в режиме х.х. (при отключенной нагрузке); PЭМ = Mω— электромагнитная мощность генератора.
Согласно (25.27), получим
,
или с учетом (28.1)
, (28.5)
где P2 — полезная мощность генератора (электрическая), т. е. мощность, отдаваемая генератором нагрузке; PЭa — мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря .
Учитывая потери на возбуждение генератора PЭВ, получим уравнение мощностей для генератора постоянного тока:
. (28.6)
Следовательно, механическая мощность, развиваемая приводным двигателем P1, преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность P2, передаваемую нагрузке, и мощность, затрачиваемую на покрытие потерь
.
Так как генераторы обычно работают при неизменной частоте вращения, то их характеристики рассматривают при условии n = const.
Рассмотрим основные характеристики генераторов постоянного тока.
Характеристика холостого хода — зависимость напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U0 от тока возбуждения IВ:
Нагрузочная характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U при работе с нагрузкой от тока возбуждения IВ:
Внешняя характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U от тока нагрузки I:
Регулировочная характеристика — зависимость тока возбуждения IВ от тока нагрузки I при неизменном напряжении на выходе генератора
Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свойства генераторов постоянного тока которые во многом зависят от способа включения генератора в схему, поэтому мы рассмотрим каждый способ включения по отдельности.
Классификация генераторов постоянного тока в зависимости от схемы включения:
- Независимого возбуждения
- Параллельного возбуждения
- Смешанного возбуждения