Как найти тональность по аккордам

как определить тональность

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Как определить тональность. Общая информация
  • 3 Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием
    • 3.1 На слух
    • 3.2 По аккордам
    • 3.3 По статистике
    • 3.4 Логически
    • 3.5 По ключевым знакам
    • 3.6 Способ для диезных мажорных тональностей
    • 3.7 Способ для бемольных мажорных тональностей
    • 3.8 Родственные тональности
    • 3.9 Сайты с функционалом определения
    • 3.10 Используя программы для ПК
  • 4 Практические советы

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните.  Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности, то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов, то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Практические советы

  1. Тренируйте слух. Подбирайте мелодии и тональности по этому руководству. Чем чаще и больше вы будете это делать – тем проще вам будет в дальнейшем.
  2. Вам обязательно нужно запомнить аккорды. При этом не только их аппликатуру, но и то, какие ступени они задействуют.
  3. Старайтесь по минимуму использовать программы для подбора тональности.
  4. Разбирайте композиции, которые разучиваете. Анализируйте то, какие там ноты, и как они зависят от используемой тональности.
  5. Начните заниматься музыкальной теорией и сольфеджио.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Гитаристам и другим музыкантам, если они хотят эффективно играть на своих инструментах, важно понимать, что такое тональность, что означают слова тон и тоника, а также какую роль отыгрывают лады, что это вообще такое. Тональность состоит из тоники и лада. Без знаний базовой теории про тональности в музыке, совсем мало остается места для творческой фантазии. В данном случае рассматривая теорию образования тональностей, будем это делать с точки зрения игры на гитаре.

Хотя данный материал о тональностях ориентирован больше на гитаристов, всё же полезно будет рассмотреть некоторые общие моменты, связанные с тонами, полутонами, построением звукорядов.

Понятие тональности у нас будет тесно сопряжено с термином аккорд. Можно сказать — тональность аккорда, это означает фактически основную ноту аккорда, его тонику, тон. Примеры самых известных тональностей на гитаре:

  • Ля-минор (аккорд Am);
  • Ми-минор (аккорд Em);
  • Ре-минор (аккорд Dm).

Если мы говорим Ля-минор, то это фактически означает, что тоника данного аккорда — нота Ля, а лад минорный; синонимом слова лад будет оттенок, так тоже можно сказать какого оттенка аккорд: минорного или мажорного. Хотя считается что с помощью репетитора можно обучиться игре на гитаре или другом инструменте, но можно попробовать разобраться во всех музыкальных тонкостях самому.

Способ № 1 как определить тональность — попытаться найти на слух. Самый лучший способ, при котором мы заставляем себя чувствовать, ощущать ноты нашим слухом, а не искать логические алгоритмы.

Тональность: что это такое простыми словами

Тональность — это фактическая характеристика музыкального отрывка. Всё музыкальное произведение может быть написано в выбранной автором музыки тональной ноте.

Способ № 2 как определить тональность — по 1-й ступени звукоряда.

Чтобы определить тональность в звукоряде, необходимо обратить внимание на 1 ступень звукоряда. Это будет основная нота, нота, дающая направление звучанию конкретного аккорда.

Если учесть, что тональность — это музыкальный параметр конкретного аккорда, то основная тоника будет пронизывать как бы весь аккорд насквозь. Например, в аккорде Am, только взятом на 5-м ладу гитарного грифа, главная нота Ля будет повторяться 3 раза, только лишь с той разницей, что расстояние между каждой из них будет 1 октава.

как найти аккорд Am на гитаре на 5-м ладу Позиционная форма образования, классическая

В аккорде, помимо ноты, что определяет тонику звучания, есть ещё созвучия, собственно на которых и строится звучание аккорда. Лучше всего с тоникой будет гармонировать нота, что порядково размещена на 5-й ступени, относительно тоники. Такая нота на 5-ой ступены называется доминанта. И последней составляющей аккорда является его оттенок, чаще всего оттенок бывает такой:

  1. Минорный.
  2. Мажорный.
  3. Септаккорд.

Пример — построение аккорда Am, взятом на 5-м ладу. Можно видеть где тоника, а где созвучия.

как образуется ля минор на гитаре Классический позиционный строй E Standard

В основном звучание гитары построено на созвучиях. Беря определенный аккорд, мы играем созвучия, то есть при этом ноты звучат одновременно. Или же можно играть ноты звукоряда или тональности последовательно, друг за другом, таким образом формируя больше не созвучия, а мелодические отрывки, растянутые во времени по определённому закону и алгоритму.

Тоника

Тоника аккорда — это его основная нота, которая даёт октаву, то есть в аккорде повторяется ещё раз, но выше. Приведём примеры тоник:

  1. До;
  2. Ре;
  3. Ми;
  4. Фа;
  5. Соль;
  6. Ля;
  7. Си.

Выше приведены тоники, они же, фактически – ноты. Как мы все знаем, всего 7 нот, но сколько возможностей, прям бесконечность. И если все 7 нот умножить на 2 оттенка: минорный и мажорный, то получим 24 основный тональностей. Какие-то из тональностей часто встречаемы, другие более редкие, что подтверждается классическими музыкальными произведениями классиков.

Например, всем известная «Лунная Соната», что написал Людвиг ван Бетховен. Мало кто знает, но сначала композиция называлась по-другому, а именно «Почти фантазия» или «Соната для фортепиано No.14 до-диез минор».

В целом даже если брать самые непопулярные тональности из всех главных 24-х, то любые музыкальные произведения, написанные в них, будут считаться тональными. Противоположность тональным музыкальным пьесам – атональные произведения, различного рода нестандартные звучания симфоний. Считается более сдержанным выбрать тональность по проще. Будет более скромно, если к симфониям не применять многознаковые мажоры и миноры.

Лад

Надеемся, что такое тональность в музыке, вы уже хотя бы поверхностно разобрались, далее обсудим понятие лада, что это такое, для чего он нужен и как играть популярные лады на гитаре, покажем примеры.

5 определений лада.

  1. Лад — это система логического взаимодействия тонов, опираясь на законы в их созвучиях.
  2. Лады – это то, как ноты взаимодействуют между собой; это организационное взаимодействие нот.
  3. Лады логически дифференцированы и представляют собой закономерную систему взаимоподчинения тонов аккордов между собой.
  4. Лады имеют вполне определённые связи между собой, при этом образуют конкретную звуковую систему. Характеристикой ладов будут являться их центральные звуки, созвучия их основных нот – нот тоники. Ладами можно назвать систему нот, объединённых связями созвучий, сами ноты при этом размещены на разной высоте.
  5. Лад может проявляться не только в классическом представлении: минорным и мажорным. А также быть блюзовым, хроматическим, церковным и любого другого оттенка, коих множество на самом деле, можно так сказать простыми словами.

Итак, пример лада — классический До-Мажор. В примере звучит до-мажорная гамма.

Стоит сказать, что гитара может быть настроена по-разному. Именно у нас настройка гитары — дроп До, что означает, что в этом строе все струны настроены на 1 тон ниже, а 6-я струна – на 2 тона ниже.

Ещё существует понятие полутон – это музыкальный интервал, длинна которого меньше от длины тона ровно в 2 раза.

До-мажорный лад обязаны знать все. И есть не только позиционный способ запомнить, как играть до-мажор на гитаре, но и можно разложить весь сыгранный выше звукоряд на одной струне – для понимания это будет более наглядно.

Раскладывая ноты на одной струне, мы получаем определённый рисунок интервалов этих нот между собой. Для мажорной тональности интервалы между нотами будут выглядеть следующим образом:

До мажор на гитаре Строй гитары Drop-C. Можно обратить внимание, что показанные 8 нот от До до До включительно, образуют две одинаковые геометрические фигуры с похожими интервалами: через одну, через одну, следующую — через одну, через одну, следующую.

Чтобы получить тональность с минорным оттенком, необходимо понизить на полтона третью и шестую ступень. Если в мажорной гамме сдвинуть на полтона влево 3-ю и 7-ю ступень, получится минорный лад в музыке. Схема построения минорного лада, на примере До-минор:

Гамма до минор на гитаре Гитарный строй Дроп До. В миноре также образуются две похожие фигуры, если рассматривать с геометрической стороны. Интервалы также одинаковые в этих двух фигурах: через одну, следующая нота, через одну — через одну, следующая, через одну. Сравните сами эти 4 левых ноты и 4 правых — это два рисунка с одинаковыми интервалами.

Последовательных 7 нот называют гаммой. Гамма До-мажор – это опять же До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, все те же наших семь нот.

Тон

В музыке тон – это довольно многозначное определение.

  1. Тоном называют фактическую высоту звучащей ноты. Тон, как высота звука, может быть обозначен буквенно и словесно.
  2. Тон – это музыкальный интервал, расстояние от одной ноты до другой. Расстояние в 1 тон, например, будет между нотами До и Ре, а также между другими нотами, что играются в гамме До-мажор. Вот как раз те ноты в гамме До-мажор, что не играются, а именно чёрные клавиши – это полутона в данном случае. Все полутона мы пропускаем.
    Что примечательно, между 3-й и 4-й ступенью и между 6-й и 7-й, на гитарных ладах нет полутона. Это важно запомнить, что между 2-мя некоторыми соседними нотами на ладах грифа может быть расстояние не 0,5 тона, а 1 тон, в то время как между другими соседними нотами на гитаре расстояние будет сохраняться в полтона.
  3. Основной тон – берём весь спектр звука звукоряда, определяем наименьшую частоту самой нижней звучащей ноты. Это и будет считаться основным тоном, другие все звуки называют обертонами, то есть те, которые не основные, а находятся рядом.

Как это попасть в тональность – это когда человек, певец, своим голосом попадает в нужную ноту, а именно в ноту тоники. А также музыкант, если второй партией гитары попадает в тональность, это будет слышаться гармонично и звучать красиво.

Способ № 3 как определить тональностьнайти октаву главной ноты.

Как определить тональность любого аккорда, песни, голоса

Тональности бывают одноимёнными и параллельными. Если говорить об одноименных тональностях, то таковыми будут считаться те, тоника которых – основная нота звукоряда или созвучия меняться не будут, но лад будет отличаться. То есть тональности До-мажор и До-минор будут одноимёнными.

Вторая разновидность тональностей – это параллельные, таковыми называются тональности, у которых ключевых знаки совпадают, но тоники отличаются. Ключевые знаки, они же — знаки альтерации, находятся в начале нотного стана, рядом со скрипичным ключом.

Примером параллельных тональностей будет Ми мажор – До-диез минор. Параллельные тональности ищутся путём определения параллельного минора или мажора.

Способ № 4 как определить – определение одноименной и параллельной тональности.

Тоника искомого параллельного минора будет на 6-й ступени мажорного лада. Одноименный мажор будет находиться на 3-й ступени минора.

Таблица тональностей — построение по таблице

Способ № 5 как определить — по таблице тональностей.

Определение тональности аккорда по таблице подразумевает взаимодействие с определенным алгоритмом.

таблица тональностей как определить тонику аккорда

Как пользоваться таблицей, чтобы быстро и легко определять тональность. В первом столбце написаны 2 тональности, а в других столбцах – их буквенное обозначение и какие знаки будут находиться в ключе.

Зная, что такое тональность можно эффективно играть на гитаре

Надеемся вышеприведенная таблица окажется вам полезной. Рассмотрели что такое тональность, в общих чертах, хотя бы чтобы было представление о том для чего это нужно и как определить нужную вам ноту. Если вы хотите подробнее разобраться во всех музыкальных нюансах с гитарной стороны, есть для этого уроки игры на гитаре. Запишитесь на пробный бесплатный урок, чтобы начать обучение, репетитор для вас составит индивидуальную программу обучения гитарным азам за 2 месяца, так что вы сможете играть все свои любимые песни.

настроить гитару • научиться играть • рекомендуемое • просмотрено сегодня

войти

регистрация | авторизация

Аккордус →
Сервисы
Определений тональности

Определение тональности

Система автоматически определяет тональность песни по заданным гитарным аккордам

Внимание! Это компьютерная программа! Не стоит ей сильно доверять!

Валентность:

не знаю

минор

мажор

Текст с аккордами или просто аккорды через пробел:

Оперделить тональность

Тональность и ее аккорды

Это очень важный урок. Мы изучим ключевое понятие в музыке — тональность, и соединим с ним наши знания об аккордах и гаммах.

Знакомство с тональностью

Что такое тональность. Транспонирование. Параллельные тональности.
Знаки при ключе. Круг тональностей.

Сперва выясним, что же такое тональность в музыке:

Тональность — высотное положение музыкального лада (т.е. мажора или минора).

Иными словами, тональность определяет две важных момента:

  • где будет находиться тоника лада (звукоряда, гаммы);
  • какой это будет лад (мажор или минор).

Соответственно, тональность записывается как ‘тоника + тип лада’: Am, Dm, E и так далее. Таким же образом мы записываем название гамм или аккордов.

Когда говорят, что песня звучит в тональности в ля-минор, то имеют ввиду, что все ее ноты находятся в рамках минорного звукоряда от ля (т.е. гаммы ля-минор). Если все ноты и аккорды песни перенести на полтона вперед (говоря по-научному, транспонировать), то это будет уже тональность си-бемоль минор.

Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

              Транспонирование песни для перенесения ее в другую тональность — обычное дело в музыкальной практике. Например, вокалисту вашей группы хорошо удается петь высокие партии, но в нижнем регистре он начинает ‘плавать’. А на концерте вам нужно сыграть как раз песню, в оригинале которой вокалист поет низко. Что делать в таком случае? Правильно, переносить песню в более высокую тональность, чтобы вокалисту вашей группы было удобно петь.

              Тональность дает вам ключ к тому, какие ноты звучат в песне, которую вы хотите сыграть.

              Если вы знаете, что ее тональность — ля-минор, то вы не задумываясь можете играть любую из нот ля-минора, и диссонанса не возникнет. Поэтому договориться о тональности песни — это первое, что должны сделать музыканты перед игрой новой песни.

              В прошлом уроке мы разобрали очень важное правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. Например, гамма С включает в себя те же ноты, что и Am. Познакомимся с этим явлением на уровне тональностей:

              Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд. Для того, чтобы определить параллельную мажорную тональность, нужно отложить малую терцию вперед от тоники минорной тональности. И наоборот.

              Вы всегда сможете вывести параллельную тональность самостоятельно, однако на всякий случай предлагаю вам таблицу:

              Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

              Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

              Итак, представим состав нескольких тональностей:

              Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

              Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
              Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

              Сравним два звукоряда:

              Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

              Во втором случае у нас есть и нота A и нота A#, т. е. для одной ноты задействованы два состояния. Аналогично — с D и D#. В первом же случае — повторов нет, поэтому этот вариант и является корректным. А тональности ла-диез мажор — не существует.

              Практикум 1
              Как вы думаете, какой вариант — правильный:

              1. C#m или Dbm?
              2. Eb или D#?
              3. F# или Gb?
                1. Dbm
                2. Eb
                3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот

                Вот вам шпаргалка, чтобы быстро узнать тип тональности и ее знаки при ключе (ее называют кругом тональностей):

                Круг тональностей (кварто-квинтовый круг)

                Теперь перейдем к сладкому — построению аккордов внутри тональности :)

                Построение аккордов внутри тональности

                Гармонизация гаммы аккордами. Гармония песни. Уменьшенный аккорд. Доминанта и субдоминанта.

                Итак, мы знаем, что тональность говорит нам о том, где находится звукоряд и какого он типа — мажорного или минорного. Каждый звукоряд в свою очередь выражен гаммой и включает в себя семь ступеней. Сейчас мы пойдем дальше и изучим, какого типа аккорд располагается на каждой из этих ступеней.

                Гармонизация гаммы — построение аккордов от каждой ступени гаммы.

                На каждой из ступеней гаммы можно расположить трезвучие: мажорное, минорное, а кое-где и уменьшенное.

                Если визуализировать ноты тональности на грифе гитары, то легко можно распознать типы трезвучий. На примере гаммы до-мажор:

                Трезвучия внутри мажорной гаммы

                Трезвучия внутри мажорной гаммы

                На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

                Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

                Последовательность аккордов в тональности ля-минор:

                Практикум 2
                Разберите представленную выше последовательность. Старайтесь играть с минимальной задержкой между аккордами. Как освоитесь, экспериментируйте с аппликатурами, меняя аккордовые формы в рамках CAGED, и перенесите последовательность в разные участки грифа.

                Для каждой тональности характерны всего семь аккордов, на которых можно построить более 90% всех популярных песен. Экспериментируйте с различными сочетаниями этих аккордов, чтобы развить свой слух. В процессе практики, вы услышите много гармоний знакомых песен.

                Гармония песни — последовательность ее аккордов.

                Гармония в общем — это целая группа понятий в музыке. Например, это часть музыкальной грамматики, которая рассматривает аккорды и их взаимосвязи и преподается в музыкальных учебных заведениях. С другой стороны, под гармонией понимают слаженность звучания и его приятность для слуха.

                Рассмотрим универсальную схему гармонизации гаммы в тональности для мажора и минора:

                По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

                В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд. Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

                Аппликатура уменьшенного септаккорда

                Аппликатура уменьшенного септаккорда

                Однако аппликатуры чистого уменьшенного аккорда не очень удобны для исполнения и звучат скудно, поэтому к ним добавляют уменьшенную септиму, которая по высоте звучания равняется обычной большой сексте. Получившийся аккорд называют уменьшенным септаккордом и обозначают как dim7:

                Септаккордам мы посвятим еще не один урок, поэтому сейчас просто запомните эти аппликатуры т.к. они чуть удобнее и звучат более разнообразно:

                С помощью таких септаккордов можно связывать самые разные аккорды. Каждый второй аккорд в примере — уменьшенный септаккорд:

                Ну что ж, поздравляю с новым аккордом!
                Нам осталось прояснить еще несколько терминов.

                Доминанта — V ступень относительно тоники лада, которая обладает ярко выраженным тяготением к тонике. Является одной из главный ступеней ряда.

                Практикум 3
                В тональности ля-минор функцию доминанты выполняет аккорд ми-мажор. Сыграйте переход от E к Am в разных местах грифа, чтобы почувствовать и запомнить это звучание. Заканчивать ряд аккордов на доминанте, чтобы прийти к тонике и повторить все сначала — повсеместный прием в любом жанре музыки.

                Субдоминанта — IV ступень относительно тоники лада. Обладает значительно менее ярким тяготением к тонике в сравнении с доминантой и является способом ухода от тоники. Попробуйте сменим тонический аккорд на аккорд субдоминанты. Это очень популярный переход.

                Практикум 4
                Попробуйте поиграть различные связки с тоникой, субдоминантой и доминантой в до-мажоре. Обратите внимание на звучание субдоминанты.

                Модуляция — смена тональности песни (т.е. смещение тоники лада).
                Если поменять тональность резко и наобум, то можно получить диссонанс и сбить слушателя с толку. Поэтому для смены тональностей есть свои правила. Это более углубленный раздел музыкальной теории, не связанный прямо с гитарным исполнением, поэтому в этом курсе рассматривать его мы не будем.

                Одноименные тональности — тональности с одинаковыми тониками, но разными ладовыми наклонениями. Например, ля-мажор и ля-минор.

                Теперь мы знаем самый необходимый теоретический минимум для работы с тональностями. Закрепим знания на практике.

                Практикум 5
                В этом уроке мы уже гармонизировали гамму ля-минор. Настала череда мажора, который вы должны гармонизировать самостоятельно. Пусть это будет ля-мажор.
                В подсказке вы найдете список аккордов для этой тональности.

                Список аккордов в тональности ля-мажор:
                A — Bm — C#m — D — E — F#m — G#dim

                Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

                Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

                            Как подобрать тональность песни

                            Два способа подбора тональности песни на слух. Тренировка слуха на реальных песнях.

                            Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

                            Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

                            Сложный способ: определить тональности песни на слух.
                            Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

                            Простой способ № 1: определить тональность песни с помощью тоники.
                            Это самый простой способ. Вам будет нужно ‘на ощупь’ понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

                            Практическая инструкция:

                            • для определения тональности используйте шестую струны;
                            • пока песня играет, перебирайте лады шестой струны, пока не попадете в тонику;
                            • некоторые ноты будут диссонировать, а некоторые — нет. Не диссонируют ноты звукоряда песни, однако нам важно найти именно тонику. Ее легко отличить по ощущению устойчивости, которые она вызывает;
                            • определите лад. Для этого сыграйте от тоники мажорный/минорный аккорды. Подойдет только один;
                            • дело сделано :)

                            Простой способ № 2: определить тональность песни с помощью последовательности аккордов или нот.
                            Этот способ чуть посложнее. Вам нужно будет ‘на ощупь’ поймать несколько аккордов из песни, а потом вывести тональность песни на основе сетки аккордов внутри тональности.

                            Руководство:

                            • вы уже знаете аккорды. Призовите свою интуицию и попробуйте поймать хотя бы один аккорд, который звучит в песне.
                            • попробуйте понять, какие аккорды окружают этот найденный аккорд, Например, в тональности ля-минор аккорд Am окружают аккорды G и Bdim, а в тональности ми-минор — аккорды G и Bm. Если аккорд не соответствует тональности песни, вы это услышите;
                            • используйте схему гармонизации гаммы, чтобы понять, структуре какой тональности принадлежат найденные аккорды. Например, последовательность аккордов G — Am — Bm может быть только в тональности ми-минор или в параллельном ему соль-мажоре.

                            Не путайте параллельные тональности. Несмотря на звуковое равенство, до-мажор — это не то же самое, что ля-минор. Обращайте внимание на то, какие аккорды играют в песне и какое у нее настроение.

                            Предложенные способы не являются истиной в последней инстанции. Возможно, у вас есть способ получше, который подходит именно вам.

                            Так сложилось, что большинство песен начинаются и заканчиваются тоническим аккордом. Если вы подберете первый аккорд, то скорее всего сразу узнаете тональность песни.

                            Практикум 6
                            В заключение, пройдем небольшой тест:

                            Тест

                            Насколько хорошо вы знакомы с тональностью и ее аккордами?

                            Закрепим изученное.

                            Какие тональности называют параллельными?

                            Две тональности с одинаковой тоникой

                            Не-а, это одноименные тональности.

                            Две тональности с одинаковым звукорядом

                            В точку!

                            Две тональности с одинаковым терцовым тоном

                            Не-а.

                            Все тональности, звукоряд которых совпадает на 40%

                            Отнюдь :)

                            Какая тональность параллельна фа минору?

                            Соль минор

                            Неправильно. Параллельная тональность — всегда минорная.

                            Соль-диез мажор

                            Очень близко. Тональности соль-диез мажор не существует.

                            Какой аккорд располагается на VII ступени мажорной гаммы?

                            Мажорный

                            Ответ неправильный.

                            Какой аккорд не входит в состав тональности ля-минор?

                            До-мажор

                            Не-а, это III ступень.

                            Соль-мажор

                            Не-а, это VII ступень.

                            Ми-минор

                            Не-а, это V ступень.

                            Ре-мажор

                            Верно, в ля-миноре есть ре-минор :)

                            Выберите все аккорды, которые относятся к тональности ми-минор.

                            Dm

                            Верно, это ступень II.

                            G

                            Верно, это ступень VII.

                            Am

                            Верно, это ступень IV.

                            Какой будет ступеневый эквивалент последовательности ‘тоника — субдоминанта — доминанта’?

                            Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново:)

                            Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше :)

                            В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!

                            Для начала — сойдет, но материал надо повторить :)

                            Хорошая работа! Повторите материал напоследок, и переходите к ежедневной практике :)

                            В тональностях вы как «рыбка в воде»! Можно смело переходить к ежедневной практике :)

                            На этом все.
                            Обязательно запомните сетку аккордов в тональности и уделяйте 15 минут в день на практику поиска тональности песен (начните со своих любимых).

                            Откройте полный доступ к курсу

                            Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно. Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!

                            Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:

                            • ноты на грифе гитары
                            • аккорды: базовые и более продвинутые
                            • тональности
                            • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

                              Начинающему сложно определить тональность конкретной песни. Этот полезный навык пригодится при подборе музыки на слух, импровизации или коллективном творчестве, когда необходимо быстро кому-то подыграть. Это может казаться чем-то невозможным, особенно для человека, не учившегося в музыкальной школе. Спешим обрадовать — это навык, который тренируется и развивается. 

                              Чем раньше вы этим займетесь, тем быстрее научитесь. А быстрее всего научиться этому помогут на онлайн-курсах обучения игры на гитаре — под грамотным руководством и с четкими примерами. Сами удивитесь, сколько времени и нервов это сбережет.

                              Основной инструмент, с помощью которого попытаемся определить тональность песни — это слух, но на начальных этапах понадобится гитара. Сразу оговоримся, что речь о подборе современных песен с достаточно простыми гармониями, без сложных аккордов, модуляций и авангардных ходов. 

                              Что такое тональность?

                              Если откроете словарь, увидите много разных определений этого слова:

                              • «принцип лада, центральной категорией которого является тоника»;
                              • «высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда» и пр.

                              Эти определения верные, но, к сожалению, совершенно бесполезные для начинающего музыканта: непонятно не только само значение, но и как им пользоваться.

                              Тональность — это система нот и аккордов, которая имеет определенный центр (тонику) и взаимосвязи между нотами и аккордами внутри себя.

                              А еще тональность можно представить своеобразным полотном, на котором творит музыкант. Художник пишет на холсте, а музыкант — в тональности.

                              Тональность привязана к тонике — центральной ноте, к которой стремится вернуться мелодия. От этой же ноты строится тонический аккорд, и тональность носит его название. Тональность с центральным аккордом G будет называться соль мажор, а с Fm — фа минор. Тонический аккорд звучит расслабленно и спокойно, в то время как остальные аккорды тональности привносят беспокойство и ощущение незаконченности.

                              То есть, определяя тональность композиции, мы понимаем ее устройство, разрешенные и нежелательные ноты, возможные аккорды. Именно поэтому так важно уметь это делать.

                              Опять три аккорда

                              Если есть аккорды или ноты композиции, вам повезло — определить тональность с этими данными намного проще, чем на слух.

                              В случае с нотами все просто: посмотрите, сколько знаков при ключе имеет тональность композиции. В большинстве случаев это работает безотказно, потому что у вас на выбор будут только две тональности — одна минорная и одна мажорная. Но если не умеете читать ноты, этот способ не подойдет.

                              Чуть сложнее ситуация, если есть аккорды произведения. Почти всегда тонический аккорд будет среди них. Крайне редки случаи, когда тоника за всю песню не встречается. Обратите внимание на первый и последний аккорды в каком-нибудь большом отрезке произведения. Необходимо сыграть их, послушать и понять — какой является центральным (к какому тянется мелодия), а какой из аккордов нельзя выкинуть из последовательности, потому что появляется ощущение незавершенности.

                              Если это не получается сделать, просто включите песню и попробуйте сыграть под нее тоники всех аккордов, которые есть в песне. Тоника аккорда — это главная нота конкретного трезвучия, которая пишется в его названии: у аккорда А тоника А, а у Dsus2 — D. Та нота, которая будет звучать хорошо и уверенно в любой момент, и есть тоника произведения.

                              Упражнение 1: определите тональность этих композиций по их аккордам:

                              • With or Without — C G Am F
                              • Hit the Road Jack — Am G F E
                              • Blue Monday — F C Dm
                              • Sweet Home Alabama — D C G

                              Как определить тональность, если аккордов нет

                              Гораздо сложнее определить тональность песни, которую вы слышите впервые и о которой ничего не знаете. Это придется делать на слух, с помощью гитары.

                              Первым делом при прослушивании композиции попытайтесь определить характер ее гармонии: если он скорее веселый, это мажорная тональность, если грустный — минорная. Затем постарайтесь напеть ноту, которая проходит через все аккорды и с каждым из них хорошо звучит. Это и будет тоника — осталось только найти эту ноту на гитаре.

                              Для поиска лучше всего использовать прием «слайд» — то есть медленно скользить вверх и вниз по одной струне, напевая найденную ноту, пока голос и звук струны не совпадут. Это получается не сразу, поэтому сохраняйте усидчивость и пробуйте снова.

                              В качестве примера возьмем минорную песню группы R.E.M. — Losing My Religion. Попробуйте напеть основной тон. У нас получилась нота ре.

                              Когда основной тон найден, самое время его проверить: соедините тон (ре в нашем случае) и вашу оценку общего характера композиции, чтобы понять, какую гамму нужно играть. И в нашем случае это получается ре минор. Пробуем сыграть пентатонику ре минор под песню — и она подходит не полностью: выбивается нота F.

                              Такое бывает, когда находится не основной тон, а очень близкий к основному или аккордам в песне. Пробуем близкую к ре пентатонику ля минор — и все подходит!

                              В подборе тональности главное не бояться ошибок и неточностей. Каждая такая найденная и исправленная ошибка развивает слух и умение определять тональность.

                              Упражнение 2: определите с помощью пропевания ноты и гитары тональности этих несложных по гармонии песен:

                              • LP — Lost on you
                              • Vance Joy — Riptide
                              • Iggy Pop — The Passenger
                              • Amy Winehouse — Back To Black

                              Удачной практики!

                              Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                            • Интернет работает с ошибками как исправить
                            • Как найти запчасти на москвич
                            • Как найти каноническое уравнение поверхности второго порядка
                            • Как найти последователей ареса
                            • Как найти в gta играть