Как найти тональности по ключевым знакам

как определить тональность

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Как определить тональность. Общая информация
  • 3 Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием
    • 3.1 На слух
    • 3.2 По аккордам
    • 3.3 По статистике
    • 3.4 Логически
    • 3.5 По ключевым знакам
    • 3.6 Способ для диезных мажорных тональностей
    • 3.7 Способ для бемольных мажорных тональностей
    • 3.8 Родственные тональности
    • 3.9 Сайты с функционалом определения
    • 3.10 Используя программы для ПК
  • 4 Практические советы

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните.  Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности, то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов, то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Практические советы

  1. Тренируйте слух. Подбирайте мелодии и тональности по этому руководству. Чем чаще и больше вы будете это делать – тем проще вам будет в дальнейшем.
  2. Вам обязательно нужно запомнить аккорды. При этом не только их аппликатуру, но и то, какие ступени они задействуют.
  3. Старайтесь по минимуму использовать программы для подбора тональности.
  4. Разбирайте композиции, которые разучиваете. Анализируйте то, какие там ноты, и как они зависят от используемой тональности.
  5. Начните заниматься музыкальной теорией и сольфеджио.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

  • Последний диез при ключе в мажоре это VII ступень (фа-диез в Соль мажоре, до-диез в Ре мажоре и т.д.). К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять диезов — фа, до, соль, ре, ля. Ля# это VII ступень. Поднимаемся на ступень выше — нота Си это I ступень, значит, мы в Си мажоре. Обратный пример — мы ищем знаки в Ми мажоре. Последний диез при ключе — VII ступень, значит, опускаемся от ноты Ми на один звук вниз и получаем Ре#. Вспоминаем порядок появления диезов — фа, до, соль, ре.

  • Последний бемоль при ключе в мажоре это IV ступень (си-бемоль в Фа мажоре, ми-бемоль в Си-бемоль мажоре и т.д.). Второй вариант — предпоследний бемоль при ключе это I ступень (си-бемоль в Си-бемоль мажоре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять бемолей — си, ми, ля, ре, соль. Соль-b это IV ступень. Опускаемся на четыре ступени — нота Ре-b это I ступень, значит, мы в Ре-бемоль мажоре. Обратный пример — мы ищем знаки в Ля-бемоль мажоре. Последний бемоль при ключе — IV ступень, значит, поднимаемся от ноты Ля-b на четыре звука и получаем Ре-b. Вспоминаем порядок появления бемолей — си, ми, ля, ре. Тоже и с предпоследним бемолем: при ключе пять бемолей (си, ми, ля, ре, соль), Ре-b — I ступень, значит, тональность Ре-бемоль мажор; мы в Ля-бемоль мажоре, Ля-b — наша I ступень, значит, она предпоследний бемоль → вспоминаем порядок появления бемолей → си, ми, ля, ре.

  • Последний диез при ключе в миноре это II ступень (фа-диез в ми миноре, до-диез в си миноре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять диезов — фа, до, соль, ре, ля. Ля# это II ступень. Опускаемся на ступень — нота соль-# это I ступень, значит, мы в соль-диез миноре. Обратный пример — мы ищем знаки в до-диез миноре. Последний диез при ключе — II ступень, значит, поднимаемся от ноты до-диез на один звук и получаем ре-#. Вспоминаем порядок появления диезов — фа, до, соль, ре.

  • Последний бемоль при ключе в миноре это VI ступень (си-бемоль в ре миноре, ми-бемоль в соль миноре и т.д.). Второй вариант — предпоследний бемоль при ключе это III ступень (си-бемоль в соль миноре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять бемолей — си, ми, ля, ре, соль. Соль-b это VI ступень. Поднимаемся на две ступени — нота си-b это I ступень, значит, мы в си-бемоль миноре. Обратный пример — мы ищем знаки в фа миноре. Последний бемоль при ключе — VI ступень, значит, опускаемся от ноты фа на два звука и получаем ре-b. Вспоминаем порядок появления бемолей — си, ми, ля, ре. То же и с предпоследним бемолем: при ключе пять бемолей (си, ми, ля, ре, соль), ре-b — III ступень, значит, тональность си-бемоль минор; мы в фа миноре, от фа поднимаемся на III ступень, это Ля-b, значит, она предпоследний бемоль → вспоминаем порядок появления бемолей → си, ми, ля, ре.

  • как определить тональность произведения

    В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

    Ключевые знаки – что это такое?

    Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

    Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!

    Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:

    порядок диезов и порядок бемолей в скрипичном и басовом ключах

    В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:

    порядок диезов и порядок бемолей

    Сколько тональностей используется в музыке?

    Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

    Из этих 30-ти тональностей:

    2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
    14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
    14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

    Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажореля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.

    По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

    Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

    Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности, действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники. То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

    Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

    Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

    Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

    Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.

    Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

    Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

    Заключение

    Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику». Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

    Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!

    Все музыкальные произведения написаны в какой-то определенной тональности ( мы говорим о тональной музыке). Поэтому вопрос «Как определить тональность» всегда актуален.

    Как определить тональность по нотам?

    Когда вы играете на каком-то инструменте или поёте номер по сольфеджио, учитель прежде всего спрашивает: «В какой тональности написано произведение?».

    1.Вот тут самое время посмотреть на знаки при ключе и вспомнить какой тональности они принадлежат.
    Если не помните наизусть знаки в тональностях, то откройте Квинтовый круг, нарисованный на обложке ваших нотных тетрадей, и посмотрите.
    Например, при ключе стоит два диеза:

    Определить тональность

    Эти знаки принадлежат тональности Ре мажор. А также параллельной тональности — си минор. То есть, мелодия написана или в Ре мажоре, или в си миноре. Какую из них выбрать?

    2.Чтобы сделать окончательный выбор, следует посмотреть на последнюю ноту мелодии. Как правило, последняя нота является тоникой, самой устойчивой ступенью. Тоника производит впечатление точки, окончания, утверждения. На слух это весьма отчётливо слышно.

    определить тональность по тонике

    В данной мелодии последняя нота — си. Следовательно, это тональность си минор. Кроме того, на си минор гармонического вида указывает VII# ступень.

    3. А если мелодия заканчивается не на тонике, а на какой-то другой ступени? Например так:

    определить тональность по нотам

    Проиграв эту мелодию на инструменте, вы услышите, что последняя нота до является неустойчивой. Значит, это либо V ступень Ре мажора, либо II ступень си минора. В пользу си минора говорит наличие ноты ля# — VII гармонической ступени.

    Если мелодия заканчивается не на тонике, постарайтесь допеть ее до тоники — до самой устойчивой ноты. Так вы сможете определить тональность произведения.

    Определение тональности на слух

    Счастливые обладатели абсолютного слуха легко определяют тональность любого произведения. Но что делать тем, у кого нет абсолютного слуха?

    Надо внимательно прослушать произведение и определить лад — мажор это или минор. Затем надо послушать последнюю ноту или услышать устойчивую тонику в процессе звучания произведения. Ну и, наконец, подобрать эту ноту на инструменте, который у вас имеется.

    Попытайтесь определить тональность звучащей песни. Во-первых, определите лад — мажор это или минор. Во-вторых, пропойте устойчивую ноту, на которой вы бы закончили эту мелодию. Найдите её на инструменте. Это и есть тональность произведения.

    Проверочные задания

    Определите тональность мелодий.

    Действуйте по алгоритму:
    1.Посмотрите на ключевые знаки (они принадлежат одной из двух тональностей).
    2.Посмотрите на последнюю ноту — это, скорее всего, тоника одной из двух тональностей, которые вы определили по знакам.

    определение тональности по нотам

    Другой пример. Не забывайте просмотреть нотный текст. Наличие неключевых знаков может указывать на гармонический вид тональности.

    определение тональности по нотам

    Правильные ответы смотрите внизу статьи.

    Теперь попытайтесь определить тональность произведения без нот — на слух.

    Действуйте по следующему алгоритму:
    1.Во время прослушивания пропевайте устойчивую ноту, на которой можно было бы закончить эту мелодию.
    2.Определите, в мажоре или миноре звучит произведение.
    2.Найдите эту ноту на инструменте. Это и будет тоника — тональность мелодии.

    Другой пример:

    Заключение

    Таким образом, определить тональность музыкального произведения можно двумя способами — по нотам и на слух.

    Чтобы определить тональность по нотам, надо посмотреть на ключевые знаки и на последнюю ноту мелодии. Последняя нота указывает на тонику (название тональности), а ключевые знаки указывают на тонику и на лад (мажор или минор).

    Правильные ответы к проверочным заданиям: Определение тональности по нотам — Соль мажор; ре минор.
    Определение тональности на слух: «Песенка крокодила Гены» — написана в до миноре. «Маленькая ёлочка» написана в Ми-бемоль мажоре.

    Как определить тональность

    Каждое музыкальное произведение имеет тональность. Музыканты, обладающие абсолютным слухом, способны легко определить её. Другим людям узнать тональность композиции несколько сложнее, но тоже вполне возможно.

    Проще всего определять тональность по ключевым знакам.

    Вам понадобится

    • Ноты музыкального произведения (не обязательно), музыкальный инструмент (не обязательно).

    Инструкция

    Если у вас имеются ноты интересующего вас произведения, следуйте простому алгоритму. Для начала, определите количество ключевых знаков (диезы или бемоли у ключа). Найдите последний ключевой знак.

    Если тональность диезная, прибавьте полтона к ноте с последним ключевым диезом, и вычтите тон из нее же. В первом случае вы получите мажорную тональность, соответствующую данному числу диезов, во втором – минорную. Например, если у ключа вы видите фа диез и до диез, то, прибавив к до диез полтона, вы получите название мажорной тональности – ре мажор. Вычтя из до диез тон, получите название минорной – си минор.

    Если тональность бемольная, прибавьте два тона к ноте с последним ключевым бемолем и вычтите из нее же два с половиной тона. В первом случае вы получите минорную тональность, соответствующую данному числу бемолей, во втором – мажорную. Например, если у ключа стоят си бемоль и ми бемоль, то, прибавив к ми бемоль два тона, получим тональность соль минор, а вычтя два с половиной тона – тональность си бемоль мажор.

    В том случае, если знаков при ключе нет, вы имеете дело либо с до мажором, либо с ля минором.

    Если по слуху не получается определить, минорная тональность или мажорная, найдите последнюю ноту в произведении. Чаще всего, она и будет соответствовать названию тональности.

    Если нот произведения у вас нет, попробуйте найти на слух самую устойчивую ноту в нём. Чаще всего, на ней композиция будет заканчиваться. Сыграйте мажорный и минорный аккорд, соответствующий этой ноте. Ваш слух подскажет вам, какой из них хорошо ложится в тональность, а какой – нет. Полученный аккорд и будет соответствовать названию искомой тональности.

    Видео по теме

    Обратите внимание

    Обратите внимание на то, что в некоторых произведениях тональность может изменяться. В этом случае нужно ей определять отдельно для каждой части.

    Источники:

    • «Сольфеджио для I-II классов детских музыкальных школ», Н. Баева, Т. Зебряк, 2006.
    • как найти тональность

    Войти на сайт

    или

    Забыли пароль?
    Еще не зарегистрированы?

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить прогноз дебиторской задолженности
  • Как найти чопа гта 5
  • Как найти вещество по формуле химия
  • Как найти собственника квартиры по фамилии
  • Как исправить короткое имя в вк