Как найти тонику в гамме

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как понять, какие звуки составляют «каркас» мелодии?

Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.

Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные… Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно. Однако это неполная информация. Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.

Главная тоника

Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.

Местная тоника

Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.

Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения. Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.

Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).

Устойчивость тоники

Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».

Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.

Гармоническая тоника

Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.

Мелодическая тоника

А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.

Пример

Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:

Пример различных видов тоник

Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:

Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива

Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!

Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.

Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.

Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.

Итог

Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.

что такое тоника в музыке

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на:  во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени;   во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

устойчивые и неустойчивые ступениНеустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???».

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

гланые стрезвучия лада в до мажоре и до минореКонечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими (t, s, d).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны. Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

главные и побочные ступени ладаМы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Тональность и ее аккорды

Это очень важный урок. Мы изучим ключевое понятие в музыке — тональность, и соединим с ним наши знания об аккордах и гаммах.

Знакомство с тональностью

Что такое тональность. Транспонирование. Параллельные тональности.
Знаки при ключе. Круг тональностей.

Сперва выясним, что же такое тональность в музыке:

Тональность — высотное положение музыкального лада (т.е. мажора или минора).

Иными словами, тональность определяет две важных момента:

  • где будет находиться тоника лада (звукоряда, гаммы);
  • какой это будет лад (мажор или минор).

Соответственно, тональность записывается как ‘тоника + тип лада’: Am, Dm, E и так далее. Таким же образом мы записываем название гамм или аккордов.

Когда говорят, что песня звучит в тональности в ля-минор, то имеют ввиду, что все ее ноты находятся в рамках минорного звукоряда от ля (т.е. гаммы ля-минор). Если все ноты и аккорды песни перенести на полтона вперед (говоря по-научному, транспонировать), то это будет уже тональность си-бемоль минор.

Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

              Транспонирование песни для перенесения ее в другую тональность — обычное дело в музыкальной практике. Например, вокалисту вашей группы хорошо удается петь высокие партии, но в нижнем регистре он начинает ‘плавать’. А на концерте вам нужно сыграть как раз песню, в оригинале которой вокалист поет низко. Что делать в таком случае? Правильно, переносить песню в более высокую тональность, чтобы вокалисту вашей группы было удобно петь.

              Тональность дает вам ключ к тому, какие ноты звучат в песне, которую вы хотите сыграть.

              Если вы знаете, что ее тональность — ля-минор, то вы не задумываясь можете играть любую из нот ля-минора, и диссонанса не возникнет. Поэтому договориться о тональности песни — это первое, что должны сделать музыканты перед игрой новой песни.

              В прошлом уроке мы разобрали очень важное правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. Например, гамма С включает в себя те же ноты, что и Am. Познакомимся с этим явлением на уровне тональностей:

              Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд. Для того, чтобы определить параллельную мажорную тональность, нужно отложить малую терцию вперед от тоники минорной тональности. И наоборот.

              Вы всегда сможете вывести параллельную тональность самостоятельно, однако на всякий случай предлагаю вам таблицу:

              Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

              Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

              Итак, представим состав нескольких тональностей:

              Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

              Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
              Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

              Сравним два звукоряда:

              Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

              Во втором случае у нас есть и нота A и нота A#, т. е. для одной ноты задействованы два состояния. Аналогично — с D и D#. В первом же случае — повторов нет, поэтому этот вариант и является корректным. А тональности ла-диез мажор — не существует.

              Практикум 1
              Как вы думаете, какой вариант — правильный:

              1. C#m или Dbm?
              2. Eb или D#?
              3. F# или Gb?
                1. Dbm
                2. Eb
                3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот

                Вот вам шпаргалка, чтобы быстро узнать тип тональности и ее знаки при ключе (ее называют кругом тональностей):

                Круг тональностей (кварто-квинтовый круг)

                Теперь перейдем к сладкому — построению аккордов внутри тональности :)

                Построение аккордов внутри тональности

                Гармонизация гаммы аккордами. Гармония песни. Уменьшенный аккорд. Доминанта и субдоминанта.

                Итак, мы знаем, что тональность говорит нам о том, где находится звукоряд и какого он типа — мажорного или минорного. Каждый звукоряд в свою очередь выражен гаммой и включает в себя семь ступеней. Сейчас мы пойдем дальше и изучим, какого типа аккорд располагается на каждой из этих ступеней.

                Гармонизация гаммы — построение аккордов от каждой ступени гаммы.

                На каждой из ступеней гаммы можно расположить трезвучие: мажорное, минорное, а кое-где и уменьшенное.

                Если визуализировать ноты тональности на грифе гитары, то легко можно распознать типы трезвучий. На примере гаммы до-мажор:

                Трезвучия внутри мажорной гаммы

                Трезвучия внутри мажорной гаммы

                На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

                Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

                Последовательность аккордов в тональности ля-минор:

                Практикум 2
                Разберите представленную выше последовательность. Старайтесь играть с минимальной задержкой между аккордами. Как освоитесь, экспериментируйте с аппликатурами, меняя аккордовые формы в рамках CAGED, и перенесите последовательность в разные участки грифа.

                Для каждой тональности характерны всего семь аккордов, на которых можно построить более 90% всех популярных песен. Экспериментируйте с различными сочетаниями этих аккордов, чтобы развить свой слух. В процессе практики, вы услышите много гармоний знакомых песен.

                Гармония песни — последовательность ее аккордов.

                Гармония в общем — это целая группа понятий в музыке. Например, это часть музыкальной грамматики, которая рассматривает аккорды и их взаимосвязи и преподается в музыкальных учебных заведениях. С другой стороны, под гармонией понимают слаженность звучания и его приятность для слуха.

                Рассмотрим универсальную схему гармонизации гаммы в тональности для мажора и минора:

                По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

                В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд. Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

                Аппликатура уменьшенного септаккорда

                Аппликатура уменьшенного септаккорда

                Однако аппликатуры чистого уменьшенного аккорда не очень удобны для исполнения и звучат скудно, поэтому к ним добавляют уменьшенную септиму, которая по высоте звучания равняется обычной большой сексте. Получившийся аккорд называют уменьшенным септаккордом и обозначают как dim7:

                Септаккордам мы посвятим еще не один урок, поэтому сейчас просто запомните эти аппликатуры т.к. они чуть удобнее и звучат более разнообразно:

                С помощью таких септаккордов можно связывать самые разные аккорды. Каждый второй аккорд в примере — уменьшенный септаккорд:

                Ну что ж, поздравляю с новым аккордом!
                Нам осталось прояснить еще несколько терминов.

                Доминанта — V ступень относительно тоники лада, которая обладает ярко выраженным тяготением к тонике. Является одной из главный ступеней ряда.

                Практикум 3
                В тональности ля-минор функцию доминанты выполняет аккорд ми-мажор. Сыграйте переход от E к Am в разных местах грифа, чтобы почувствовать и запомнить это звучание. Заканчивать ряд аккордов на доминанте, чтобы прийти к тонике и повторить все сначала — повсеместный прием в любом жанре музыки.

                Субдоминанта — IV ступень относительно тоники лада. Обладает значительно менее ярким тяготением к тонике в сравнении с доминантой и является способом ухода от тоники. Попробуйте сменим тонический аккорд на аккорд субдоминанты. Это очень популярный переход.

                Практикум 4
                Попробуйте поиграть различные связки с тоникой, субдоминантой и доминантой в до-мажоре. Обратите внимание на звучание субдоминанты.

                Модуляция — смена тональности песни (т.е. смещение тоники лада).
                Если поменять тональность резко и наобум, то можно получить диссонанс и сбить слушателя с толку. Поэтому для смены тональностей есть свои правила. Это более углубленный раздел музыкальной теории, не связанный прямо с гитарным исполнением, поэтому в этом курсе рассматривать его мы не будем.

                Одноименные тональности — тональности с одинаковыми тониками, но разными ладовыми наклонениями. Например, ля-мажор и ля-минор.

                Теперь мы знаем самый необходимый теоретический минимум для работы с тональностями. Закрепим знания на практике.

                Практикум 5
                В этом уроке мы уже гармонизировали гамму ля-минор. Настала череда мажора, который вы должны гармонизировать самостоятельно. Пусть это будет ля-мажор.
                В подсказке вы найдете список аккордов для этой тональности.

                Список аккордов в тональности ля-мажор:
                A — Bm — C#m — D — E — F#m — G#dim

                Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

                Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

                            Как подобрать тональность песни

                            Два способа подбора тональности песни на слух. Тренировка слуха на реальных песнях.

                            Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

                            Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

                            Сложный способ: определить тональности песни на слух.
                            Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

                            Простой способ № 1: определить тональность песни с помощью тоники.
                            Это самый простой способ. Вам будет нужно ‘на ощупь’ понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

                            Практическая инструкция:

                            • для определения тональности используйте шестую струны;
                            • пока песня играет, перебирайте лады шестой струны, пока не попадете в тонику;
                            • некоторые ноты будут диссонировать, а некоторые — нет. Не диссонируют ноты звукоряда песни, однако нам важно найти именно тонику. Ее легко отличить по ощущению устойчивости, которые она вызывает;
                            • определите лад. Для этого сыграйте от тоники мажорный/минорный аккорды. Подойдет только один;
                            • дело сделано :)

                            Простой способ № 2: определить тональность песни с помощью последовательности аккордов или нот.
                            Этот способ чуть посложнее. Вам нужно будет ‘на ощупь’ поймать несколько аккордов из песни, а потом вывести тональность песни на основе сетки аккордов внутри тональности.

                            Руководство:

                            • вы уже знаете аккорды. Призовите свою интуицию и попробуйте поймать хотя бы один аккорд, который звучит в песне.
                            • попробуйте понять, какие аккорды окружают этот найденный аккорд, Например, в тональности ля-минор аккорд Am окружают аккорды G и Bdim, а в тональности ми-минор — аккорды G и Bm. Если аккорд не соответствует тональности песни, вы это услышите;
                            • используйте схему гармонизации гаммы, чтобы понять, структуре какой тональности принадлежат найденные аккорды. Например, последовательность аккордов G — Am — Bm может быть только в тональности ми-минор или в параллельном ему соль-мажоре.

                            Не путайте параллельные тональности. Несмотря на звуковое равенство, до-мажор — это не то же самое, что ля-минор. Обращайте внимание на то, какие аккорды играют в песне и какое у нее настроение.

                            Предложенные способы не являются истиной в последней инстанции. Возможно, у вас есть способ получше, который подходит именно вам.

                            Так сложилось, что большинство песен начинаются и заканчиваются тоническим аккордом. Если вы подберете первый аккорд, то скорее всего сразу узнаете тональность песни.

                            Практикум 6
                            В заключение, пройдем небольшой тест:

                            Тест

                            Насколько хорошо вы знакомы с тональностью и ее аккордами?

                            Закрепим изученное.

                            Какие тональности называют параллельными?

                            Две тональности с одинаковой тоникой

                            Не-а, это одноименные тональности.

                            Две тональности с одинаковым звукорядом

                            В точку!

                            Две тональности с одинаковым терцовым тоном

                            Не-а.

                            Все тональности, звукоряд которых совпадает на 40%

                            Отнюдь :)

                            Какая тональность параллельна фа минору?

                            Соль минор

                            Неправильно. Параллельная тональность — всегда минорная.

                            Соль-диез мажор

                            Очень близко. Тональности соль-диез мажор не существует.

                            Какой аккорд располагается на VII ступени мажорной гаммы?

                            Мажорный

                            Ответ неправильный.

                            Какой аккорд не входит в состав тональности ля-минор?

                            До-мажор

                            Не-а, это III ступень.

                            Соль-мажор

                            Не-а, это VII ступень.

                            Ми-минор

                            Не-а, это V ступень.

                            Ре-мажор

                            Верно, в ля-миноре есть ре-минор :)

                            Выберите все аккорды, которые относятся к тональности ми-минор.

                            Dm

                            Верно, это ступень II.

                            G

                            Верно, это ступень VII.

                            Am

                            Верно, это ступень IV.

                            Какой будет ступеневый эквивалент последовательности ‘тоника — субдоминанта — доминанта’?

                            Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново:)

                            Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше :)

                            В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!

                            Для начала — сойдет, но материал надо повторить :)

                            Хорошая работа! Повторите материал напоследок, и переходите к ежедневной практике :)

                            В тональностях вы как «рыбка в воде»! Можно смело переходить к ежедневной практике :)

                            На этом все.
                            Обязательно запомните сетку аккордов в тональности и уделяйте 15 минут в день на практику поиска тональности песен (начните со своих любимых).

                            Откройте полный доступ к курсу

                            Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно. Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!

                            Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:

                            • ноты на грифе гитары
                            • аккорды: базовые и более продвинутые
                            • тональности
                            • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

                              Гитаристам и другим музыкантам, если они хотят эффективно играть на своих инструментах, важно понимать, что такое тональность, что означают слова тон и тоника, а также какую роль отыгрывают лады, что это вообще такое. Тональность состоит из тоники и лада. Без знаний базовой теории про тональности в музыке, совсем мало остается места для творческой фантазии. В данном случае рассматривая теорию образования тональностей, будем это делать с точки зрения игры на гитаре.

                              Хотя данный материал о тональностях ориентирован больше на гитаристов, всё же полезно будет рассмотреть некоторые общие моменты, связанные с тонами, полутонами, построением звукорядов.

                              Понятие тональности у нас будет тесно сопряжено с термином аккорд. Можно сказать — тональность аккорда, это означает фактически основную ноту аккорда, его тонику, тон. Примеры самых известных тональностей на гитаре:

                              • Ля-минор (аккорд Am);
                              • Ми-минор (аккорд Em);
                              • Ре-минор (аккорд Dm).

                              Если мы говорим Ля-минор, то это фактически означает, что тоника данного аккорда — нота Ля, а лад минорный; синонимом слова лад будет оттенок, так тоже можно сказать какого оттенка аккорд: минорного или мажорного. Хотя считается что с помощью репетитора можно обучиться игре на гитаре или другом инструменте, но можно попробовать разобраться во всех музыкальных тонкостях самому.

                              Способ № 1 как определить тональность — попытаться найти на слух. Самый лучший способ, при котором мы заставляем себя чувствовать, ощущать ноты нашим слухом, а не искать логические алгоритмы.

                              Тональность: что это такое простыми словами

                              Тональность — это фактическая характеристика музыкального отрывка. Всё музыкальное произведение может быть написано в выбранной автором музыки тональной ноте.

                              Способ № 2 как определить тональность — по 1-й ступени звукоряда.

                              Чтобы определить тональность в звукоряде, необходимо обратить внимание на 1 ступень звукоряда. Это будет основная нота, нота, дающая направление звучанию конкретного аккорда.

                              Если учесть, что тональность — это музыкальный параметр конкретного аккорда, то основная тоника будет пронизывать как бы весь аккорд насквозь. Например, в аккорде Am, только взятом на 5-м ладу гитарного грифа, главная нота Ля будет повторяться 3 раза, только лишь с той разницей, что расстояние между каждой из них будет 1 октава.

                              как найти аккорд Am на гитаре на 5-м ладу Позиционная форма образования, классическая

                              В аккорде, помимо ноты, что определяет тонику звучания, есть ещё созвучия, собственно на которых и строится звучание аккорда. Лучше всего с тоникой будет гармонировать нота, что порядково размещена на 5-й ступени, относительно тоники. Такая нота на 5-ой ступены называется доминанта. И последней составляющей аккорда является его оттенок, чаще всего оттенок бывает такой:

                              1. Минорный.
                              2. Мажорный.
                              3. Септаккорд.

                              Пример — построение аккорда Am, взятом на 5-м ладу. Можно видеть где тоника, а где созвучия.

                              как образуется ля минор на гитаре Классический позиционный строй E Standard

                              В основном звучание гитары построено на созвучиях. Беря определенный аккорд, мы играем созвучия, то есть при этом ноты звучат одновременно. Или же можно играть ноты звукоряда или тональности последовательно, друг за другом, таким образом формируя больше не созвучия, а мелодические отрывки, растянутые во времени по определённому закону и алгоритму.

                              Тоника

                              Тоника аккорда — это его основная нота, которая даёт октаву, то есть в аккорде повторяется ещё раз, но выше. Приведём примеры тоник:

                              1. До;
                              2. Ре;
                              3. Ми;
                              4. Фа;
                              5. Соль;
                              6. Ля;
                              7. Си.

                              Выше приведены тоники, они же, фактически – ноты. Как мы все знаем, всего 7 нот, но сколько возможностей, прям бесконечность. И если все 7 нот умножить на 2 оттенка: минорный и мажорный, то получим 24 основный тональностей. Какие-то из тональностей часто встречаемы, другие более редкие, что подтверждается классическими музыкальными произведениями классиков.

                              Например, всем известная «Лунная Соната», что написал Людвиг ван Бетховен. Мало кто знает, но сначала композиция называлась по-другому, а именно «Почти фантазия» или «Соната для фортепиано No.14 до-диез минор».

                              В целом даже если брать самые непопулярные тональности из всех главных 24-х, то любые музыкальные произведения, написанные в них, будут считаться тональными. Противоположность тональным музыкальным пьесам – атональные произведения, различного рода нестандартные звучания симфоний. Считается более сдержанным выбрать тональность по проще. Будет более скромно, если к симфониям не применять многознаковые мажоры и миноры.

                              Лад

                              Надеемся, что такое тональность в музыке, вы уже хотя бы поверхностно разобрались, далее обсудим понятие лада, что это такое, для чего он нужен и как играть популярные лады на гитаре, покажем примеры.

                              5 определений лада.

                              1. Лад — это система логического взаимодействия тонов, опираясь на законы в их созвучиях.
                              2. Лады – это то, как ноты взаимодействуют между собой; это организационное взаимодействие нот.
                              3. Лады логически дифференцированы и представляют собой закономерную систему взаимоподчинения тонов аккордов между собой.
                              4. Лады имеют вполне определённые связи между собой, при этом образуют конкретную звуковую систему. Характеристикой ладов будут являться их центральные звуки, созвучия их основных нот – нот тоники. Ладами можно назвать систему нот, объединённых связями созвучий, сами ноты при этом размещены на разной высоте.
                              5. Лад может проявляться не только в классическом представлении: минорным и мажорным. А также быть блюзовым, хроматическим, церковным и любого другого оттенка, коих множество на самом деле, можно так сказать простыми словами.

                              Итак, пример лада — классический До-Мажор. В примере звучит до-мажорная гамма.

                              Стоит сказать, что гитара может быть настроена по-разному. Именно у нас настройка гитары — дроп До, что означает, что в этом строе все струны настроены на 1 тон ниже, а 6-я струна – на 2 тона ниже.

                              Ещё существует понятие полутон – это музыкальный интервал, длинна которого меньше от длины тона ровно в 2 раза.

                              До-мажорный лад обязаны знать все. И есть не только позиционный способ запомнить, как играть до-мажор на гитаре, но и можно разложить весь сыгранный выше звукоряд на одной струне – для понимания это будет более наглядно.

                              Раскладывая ноты на одной струне, мы получаем определённый рисунок интервалов этих нот между собой. Для мажорной тональности интервалы между нотами будут выглядеть следующим образом:

                              До мажор на гитаре Строй гитары Drop-C. Можно обратить внимание, что показанные 8 нот от До до До включительно, образуют две одинаковые геометрические фигуры с похожими интервалами: через одну, через одну, следующую — через одну, через одну, следующую.

                              Чтобы получить тональность с минорным оттенком, необходимо понизить на полтона третью и шестую ступень. Если в мажорной гамме сдвинуть на полтона влево 3-ю и 7-ю ступень, получится минорный лад в музыке. Схема построения минорного лада, на примере До-минор:

                              Гамма до минор на гитаре Гитарный строй Дроп До. В миноре также образуются две похожие фигуры, если рассматривать с геометрической стороны. Интервалы также одинаковые в этих двух фигурах: через одну, следующая нота, через одну — через одну, следующая, через одну. Сравните сами эти 4 левых ноты и 4 правых — это два рисунка с одинаковыми интервалами.

                              Последовательных 7 нот называют гаммой. Гамма До-мажор – это опять же До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, все те же наших семь нот.

                              Тон

                              В музыке тон – это довольно многозначное определение.

                              1. Тоном называют фактическую высоту звучащей ноты. Тон, как высота звука, может быть обозначен буквенно и словесно.
                              2. Тон – это музыкальный интервал, расстояние от одной ноты до другой. Расстояние в 1 тон, например, будет между нотами До и Ре, а также между другими нотами, что играются в гамме До-мажор. Вот как раз те ноты в гамме До-мажор, что не играются, а именно чёрные клавиши – это полутона в данном случае. Все полутона мы пропускаем.
                                Что примечательно, между 3-й и 4-й ступенью и между 6-й и 7-й, на гитарных ладах нет полутона. Это важно запомнить, что между 2-мя некоторыми соседними нотами на ладах грифа может быть расстояние не 0,5 тона, а 1 тон, в то время как между другими соседними нотами на гитаре расстояние будет сохраняться в полтона.
                              3. Основной тон – берём весь спектр звука звукоряда, определяем наименьшую частоту самой нижней звучащей ноты. Это и будет считаться основным тоном, другие все звуки называют обертонами, то есть те, которые не основные, а находятся рядом.

                              Как это попасть в тональность – это когда человек, певец, своим голосом попадает в нужную ноту, а именно в ноту тоники. А также музыкант, если второй партией гитары попадает в тональность, это будет слышаться гармонично и звучать красиво.

                              Способ № 3 как определить тональностьнайти октаву главной ноты.

                              Как определить тональность любого аккорда, песни, голоса

                              Тональности бывают одноимёнными и параллельными. Если говорить об одноименных тональностях, то таковыми будут считаться те, тоника которых – основная нота звукоряда или созвучия меняться не будут, но лад будет отличаться. То есть тональности До-мажор и До-минор будут одноимёнными.

                              Вторая разновидность тональностей – это параллельные, таковыми называются тональности, у которых ключевых знаки совпадают, но тоники отличаются. Ключевые знаки, они же — знаки альтерации, находятся в начале нотного стана, рядом со скрипичным ключом.

                              Примером параллельных тональностей будет Ми мажор – До-диез минор. Параллельные тональности ищутся путём определения параллельного минора или мажора.

                              Способ № 4 как определить – определение одноименной и параллельной тональности.

                              Тоника искомого параллельного минора будет на 6-й ступени мажорного лада. Одноименный мажор будет находиться на 3-й ступени минора.

                              Таблица тональностей — построение по таблице

                              Способ № 5 как определить — по таблице тональностей.

                              Определение тональности аккорда по таблице подразумевает взаимодействие с определенным алгоритмом.

                              таблица тональностей как определить тонику аккорда

                              Как пользоваться таблицей, чтобы быстро и легко определять тональность. В первом столбце написаны 2 тональности, а в других столбцах – их буквенное обозначение и какие знаки будут находиться в ключе.

                              Зная, что такое тональность можно эффективно играть на гитаре

                              Надеемся вышеприведенная таблица окажется вам полезной. Рассмотрели что такое тональность, в общих чертах, хотя бы чтобы было представление о том для чего это нужно и как определить нужную вам ноту. Если вы хотите подробнее разобраться во всех музыкальных нюансах с гитарной стороны, есть для этого уроки игры на гитаре. Запишитесь на пробный бесплатный урок, чтобы начать обучение, репетитор для вас составит индивидуальную программу обучения гитарным азам за 2 месяца, так что вы сможете играть все свои любимые песни.

                              На чтение 5 мин Просмотров 10.5к. Опубликовано 03.02.2023

                              Определение тональности на слух является ключевым навыком музыканта. Для того чтобы безошибочно определить тональность произведения необязательно обладать талантом. При желании, старании и должной подготовке любой музыкант может освоить данный навык на достойном уровне.

                              вокал

                              Содержание

                              1. Что такое тональность
                              2. Тоника
                              3. Лад
                              4. Тон
                              5. Построение аккордов внутри тональности
                              6. Параллельные тональности
                              7. Таблица тональностей построение по таблице
                              8. Как определить тональности песни — способы

                              Что такое тональность

                              В первую очередь, стоит разобраться в самом понятии. Под тональностью понимают высотное расположение лада, мажорного или минорного.

                              Если объяснить простыми словами, что такое тональность в музыке, то это понимание, какая нота является тоникой и в каком ладу будет композиция (мажор или минор).

                              Если известно, что тональность песни Ля мажор, это будет означать, что все аккорды или ноты будут звучать в рамках данного тона.

                              тональность

                              Тоника

                              Под тоникой понимается основная нота, а также первая нота звукоряда. Тоника в гамме звучит 2 раза: с нее гамма начинается, а также заканчивается.

                              Всего нот 7, но основных тональностей 24. Это связано с тем, что ноты могут быть повышенные или пониженные, а наклонение может быть минорным или мажорным. Кроме того, существуют параллельные тональности — это таких, а которых ноты звучат одинаково, а нотная запись разная.

                              Некоторые тональности используются очень редко, практически не имея произведений написанных в них. К таким относится до-диез минор. Она является оригинальной к произведению Бетховена «Лунная соната».

                              Все произведения делятся на 2 категории: тональные — построенные на одной из 24 тональностей и атональные — не имеют привязанности к определенной тональности.

                              тоника

                              Лад

                              Понятие лада имеет множество трактовок.

                              Под ладом понимается принадлежность к мажору или минору, а также любому другому виду (дорийский, фригийский и прочие). Также согласованность звуков между собой по высоте.

                              Еще одна расшифровка — механизм преобразования звуков в систему.

                              лады

                              Тон

                              Тоном называется высота ноты, а также нотный интервал, который определяет расстояние от одной ноты до другой.

                              Например, в гамме используются такие расстояния, как тон и полутон. На грифе гитары некоторые лады не имеют между собой полутона.

                              Под основным тоном понимается самая низкая нота из всего звукоряда. Остальные же звуки являются обертонами — звуки, не являющие основными и находящиеся вокруг основного тона.

                              тон и полутон

                              Построение аккордов внутри тональности

                              Каждый аккорд внутри одной тональности строится на основе соответствующей гаммы. Она содержит 7 основных звуков, от каждого из которых можно построить аккорд. Такой процесс называется гармонизацией гаммы.

                              От каждой из ступеней можно построить трезвучие.

                              Так как для каждой тональности можно построить 7 аккордов, чтобы научиться определять тональности, стоит попробовать строить гармонии в каждой из них.

                              Это упражнение поможет создавать цепочки, которые будут находиться в одной тональности, а также в большинстве своем могут напомнить мотивы известных композиций.

                              Существует универсальная схема гармонизации гаммы, на которой показано, какого наклонения можно построить аккорды в пределах одной тональности.

                              универсальная схема гармонизации гаммы

                              Например, в мажорном ладу уменьшенный аккорд можно построить от 7 ступени, а в минорном — от второй. В табах аккордов для гитары уменьшенные обозначаются dim.

                              Кроме того, чтобы правильно строить аккорды внутри тональности, необходимо знать еще несколько понятий.

                              Доминанта — 5 ступень от тоники, которая максимально требует разрешения в нее. Наряду с 3 является главной ступеней лада.

                              Субдоминанта — 4 ступень, имеющая минимальное тяготение к тонике, в отличие от 5 ступени. Использование данного аккорда в произведениях очень популярно в качестве перехода.

                              Модуляция — смена тоники лада в песне. Данный процесс не хаотичен и происходит в соответствии с определенными правилами, при несоблюдении которых произведение будет иметь диссонанс.

                              доминанта-субдоминанта

                              Одноименные тональности имеют общую тонику, но разное наклонение (мажор или минор).

                              Параллельные тональности

                              Параллельными называю такие тональности, которые построены с помощью одинаковых нот, расположенных в разном порядке.

                              параллельные тональности

                              Самые простые из параллельных — До мажор и Ля минор. Их гаммы имеют идентичные ноты, но от разных тоник.

                              При определении тональности композиции новички часто совершают ошибку, путая параллельные тональности с родственными.

                              Родственные определяются на основе квинто-квартового круга, его в обязательном порядке изучают на уроках сольфеджио, и к одной тональности можно подобрать 6 родственных, но только одна может быть параллельна.

                              Параллельные же можно разбить на 3 вида:

                              • без знаков альтерации — они состоят исключительно из полных нот.
                              • С диезами. Соответственно, в составе гамм имеются только диезы.
                              • С бемолями. Имеют в своем составе только бемоли.

                              Чтобы найти параллельную тональность, можно воспользоваться следующим правилом: в миноре параллельная тональности строится от третьей ступени; в мажоре параллельная тональность будет строиться от 6 ступени.

                              Данное правило легко проверить на примере тональностей Ля минор и До мажор.

                              В До мажоре (С) шестой является ля, а значит параллельной будет Ля минор (Am), а в Ля миноре третьей ступенью является до, а значит параллельной будет До мажор.

                              Таблица тональностей построение по таблице

                              В соответствии с определенным алгоритмом разработана таблица тональностей аккордов, в которой указано по 2 тональности, их буквенное обозначение, какие знаки при ключе имеются в составе и их количество. Музыкант, который умеет пользоваться данной таблицей, всегда будет знать, как определить тональность.

                              тональности и аккорды

                              Как определить тональности песни — способы

                              Существует несколько способов определить тональность в музыке:

                              • слуховое восприятие. Данный способ подходит достаточно опытным музыкантам, которые умеют пользоваться своим музыкальным слухом. Но кроме того, многие песни построены в достаточно известных и часто используемых тональностях, которые узнать по нотам не составит труда.
                              • Определение по 1 ступени (тоника на гитаре). Она дает толчок звучанию всей мелодии, а значит, определив какой звук является первой ступень, будет легко определить общую тональность.
                              • Поиск октавы от главной ноты. В данном случае стоит вспомнить понятие основного тона и способа его поиска. В таком случае удастся определить, когда используется основной тон через октаву и определить тональность.
                              • Воспользоваться определением параллельных тональностей по алгоритму, описанному выше. Так можно построить параллельные тональности от мажора и минора.
                              • Научиться применять таблицу тональностей. Это будет не просто и потребует достаточно времени, чтобы запомнить и отработать, но умение пользоваться таблицей позволит безошибочно определять любую тональность.

                              Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                            • Как найти пары равных долей
                            • Как найти любимого если есть маленькие дети
                            • Winrar диагностическая ошибка как исправить
                            • Как найти излишки производителя в равновесии
                            • Как составить досудебное урегулирование спора