Как найти тритон сольфеджио

тритоны на сольфеджио

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

табличка тритоны сольфеджиоИз этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

сольфеджио тритоны в тональности до мажор, ре мажор Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов. Всё просто и логично!

Что такое тритоны?

Откуда они взялись, эти тритоны? Все интервалы, как интервалы, бывают чистыми, малыми или большими. А эти — не как все! В три-тонах три тона. Следовательно, они больше, чем ч.4 ( помните, что ч.4=2,5 тона?) и меньше, чем 4.5 ( ч.5=3,5 тона). К тритонам относятся интервалы увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5).

Построение тритонов во всех тональностях ищи ниже на этой странице.

Правила можно почитать здесьвремя чтения две минуты.

Тритоны в мажоре

Если построить кварты на каждой ступени мажора, то все они будут чистыми, кроме одной. Давайте найдем её!

тритон ув.4

Тритон ув.4 образовался на IV ступени. Ноты фа и си находятся на расстоянии три тона друг от друга. Они образуют интервал тритон — ув.4. Почему именно кварта? Потому что между фа и си четыре ступени (фа, соль, ля, си).

Теперь на каждой ступени в мажоре построим квинты. Все они будут чистыми, кроме одной, которая будет уменьшенной. Найдём её!

тритон ум.5

Тритон ум.5 находится на VII ступени в мажоре. Между нотами си и фа расстояние три тона. Они образуют интервал тритон — ум.5 . Почему именно квинта? Потому что между си и фа пять ступеней ( си, до, ре, ми, фа ).

Обратите внимание, что ув.4 и ум.5 являются обращением друг друга. Это одна и та же пара нот фа-си, си-фа. Одна и та же пара ступеней IV-VII, VII-IV.

ЗАПОМНИТЕ! В натуральном мажоре тритоны строятся на IV (ув.4) и VII (ум.5) ступенях.

Разрешение тритонов

Ступени, образующие тритоны ( IV и VII ), являются неустойчивыми, поэтому они требуют разрешение в ближайшие устойчивые ступени.

разрешение тритонов в мажоре

ЗАПОМНИТЕ! Увеличенные интервалы разрешаются в более широкие интервалы (увеличиваются ), а уменьшенные интервалы разрешаются в более узкие ( уменьшаются).

Тритоны в гармоническом мажоре

В гармоническом мажоре понижается VI ступень. И из-за этого понижения кварта, построенная на VI ступени, становится увеличенной ( ув.4 ). А квинта, построенная на II ступени, становится уменьшенной ( ум.5 ). Таким образом, в гармоническом мажоре образуется вторая пара тритонов — на VI и II ступенях.

тритоны в гармоническом мажоре

ЗАПОМНИТЕ! В гармоническом мажоре имеется две пары тритонов. Первая пара — из натурального мажора — на IV и VII ступенях. Вторая пара — на VI♭ и II ступенях.

Тритоны в миноре

По аналогии с мажором, построим кварты от всех ступеней натурального минора. Пусть это будет ля минор.

тритон ув.4 минор

В натуральном миноре ув.4 находится на VI ступени. Так как для примера мы взяли тональность ля минор — параллельную тональность До мажора ( помните, параллельные тональности имеют одинаковые ключевые знаки и одинаковый звукоряд? ) — мы видим всё ту же увеличенную кварту фа-си.

Теперь построим квинты на каждой ступени натурального минора, и проверим, какая из них будет уменьшенной.

ум.5 в миноре

В натуральном миноре ум.5 строится на II ступени. Она является обращением ув.4 .

ЗАПОМНИТЕ! В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум. 5 — на II ступени.

Так же, как и в мажоре, в натуральном миноре тритоны образуются из неустойчивых ступеней — VI и II, поэтому требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени.

тритоны в миноре

Построение тритонов во всех тональностях смотри ниже на этой странице

Тритоны в гармоническом миноре

В гармоническом миноре повышается VII ступень. В связи с этим появляется еще одна пара тритонов, в которые непременно входит VII# ступень.

тритоны в гармоническом миноре

Таким образом, в гармоническом миноре имеется две пары тритонов, как и в гармоническом мажоре.

ЗАПОМНИТЕ! В гармоническом миноре две пары тритонов. Первая переходит из натурального минора — ув.4 на VI ступени и ум.5 на II ступени. Вторая пара тритонов — ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII# ступени.

На каких ступенях строятся тритоны

Вся выше изложенная информация помещается в следующую таблицу, в которой прописаны виды мажора и минора, а также ступени, на которых строятся тритоны.

ув.4 ум.5
натуральный мажор IV VII
гармонический мажор VI♭ II
натуральный минор VI II
гармонический минор IV VII#

Тритоны во всех тональностях

параллельные тональности

Странные какие-то имена у этих тритонов. Отгадаешь, что они означают? Ответ на загадку здесь.
Тритоны в До# и ля#
Тритоны в До# и ля# гарм.

загадка от тритонов

Какие тональности представляют эти тритоны? Не прихватил ли кто-то лишних знаков? Ответ здесь.

ЗАПОМНИТЕ! Если вам дано задание: построить тритоны в мажоре и параллельном натуральном миноре, то у этих тритонов будут одинаковые ноты и разные ступени (например, До мажор и ля минор). Если же задание: построить тритоны в мажоре и параллельном гармоническом миноре, то в этих тритонах будут одинаковые ступени, но разные ноты (например, До мажор и ля минор гармонический).

Заключение

Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов. К ним относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5).

В натуральном мажоре ув.4 строится на IV ступени, а ум.5 — на VII ступени.

В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум.5 — на II ступени.

Вторая пара тритонов появляется в гармонических ладах.

В гармоническом мажоре ув.4 образуется на VI♭ ступени, а ум.5 — на II ступени.

А в гармоническом миноре ув.4 располагается га IV ступени, а ум.5 — на VII# ступени.

ОТВЕТЫ на загадки: Загадка 1. Имена тритонов составлены из названий параллельных тональностей — С-а, G-e и т.д. Загадка 2. Имена тритонов, составленные из параллельных тональностей, записаны русскими буквами. Тритон Асэф (As-f, имеют четыре бемоля в ключе) прихватил себе лишний бемоль.

Все готовые домашние задания можно найти на этой странице.

Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора

К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).

Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.

В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).

В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.

Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.

Разрешение тритонов основывается на двух принципах:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).

Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.

Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.

Тритоны

Добрый день, ребята! 

На наших предыдущих занятиях мы ни раз обращали внимание на загадочный интервал, расположенный на белых клавишах фортепиано между нотами «Си-Фа» и «ФаСи«

Что же в нем необычного?  Если мы посчитаем ступени от Си до Фа, то получим интервал, состоящий из пяти ступеней — то есть квинту. Вы уже давно знакомы с  интервалом чистая квинта (ч.5), но в ней три с половиной тона, а здесь… всего три.  Получается, что квинта Си-Фа меньше чистой на половину тона,  да и звучит она,  в отличие от своей старшей сестры  чистой квинты, довольно резко. Послушайте: 

ум 5.mp4

Слышите? Довольно резко, неприятно и даже обиженно. 

А что же с интервалом «Фа-Си»? Если посчитаем количество ступеней, то получим  интервал, состоящий из четырех ступеней —  то есть кварту.  С чистой квартой (ч.4) вы тоже уже знакомы, но в ней два с половиной тона, а здесь… снова три! И опять звучание резкое, неприятное, недовольное:

ув 4.mp4

Таким образом у нас получилось невероятное! Два разных интервала состоят из ТРЕХ ТОНОВ, но один из них меньше чем нужно на полутон (квинта уменьшилась), а второй больше чем нужно на полутон (кварта увеличилась)! 

В музыке их называют ТРИТОНАМИ: уменьшенной квартой (ум.5) и увеличенной квинтой (ув.4).

Забегая немного вперед скажу, что из-за них в музыке появилось много новых созвучий и правил, которые нам еще предстоит выучить.

-Да это же настоящие бандиты!  — воскликнула однажды одна из моих учениц, — Зовут их Сифа и Фася!  Сифа тонкий и высокий, потому что квинта, а Фася маленький и толстенький, потому что кварта.

А другая мои ученица так прониклась этой идеей, что даже нарисовала их:

Так и получилось, что запомнили мы этих бандитов и выучили — квинта Си-Фа и кварта Фа-Си чистыми интервалами не являются!

Запишите  в нотную тетрадь определение:  

Интервалы, тоновая величина которых равна трем тонам, называются ТРИТОНАМИ. К ним относятся уменьшенная квинта — ум.5 и увеличенная кварта — ув.4. 

Тритоны являются взаимообратимыми интервалами. То есть при обращении ум. 5 станет ув. 4 и наоборот. 

Где живут тритоны? 

Тритоны живут в мажорных и минорных тональностях.  А на каких  именно ступенях — мы с вами сейчас и выясним. Для этого нужно обратиться к тональностям-подсказкам: До мажору и ля минору  (ведь как все устроено в них, так все устроено и в других тональностях)

Давайте сначала обратимся к тональности До мажор.  Ребята, найдите на каких ступенях До мажора располагаются наши тритоны? 

Проверь себя (нажми сюда)

Совершенно верно! Уменьшенная квинта Си-Фа охватывает VII и IV ступени.

Проверь себя (нажми сюда)

Все верно! Увеличенная кварта Фа-Си охватывает IV  и VII ступени.

Запишите в нотную тетрадь: 

Уменьшенная квинта (ум.5) в мажоре охватывает VII и IV ступени, а увеличенная кварта (ув.4) — IV  и VII.

Теперь давайте обратимся к тональности ля минор. Найдите на каких ступенях ля минора располагаются тритоны?

Проверь себя (нажми сюда)

Совершенно верно! Уменьшенная квинта Си-Фа охватывает II и VI ступени.

Проверь себя (нажми сюда)

Совершенно верно! Увеличенная кварта Фа-Си охватывает VI и II  ступени.

Запишите в нотную тетрадь: 

Уменьшенная квинта (ум.5) в миноре охватывает II и VI ступени, а увеличенная кварта (ув.4) — VI  и II.

Чтобы было проще запомнить, давайте представим, что у тритонов есть свой номер телефона. Они же звучат в современном мире!  Запишите и запомните  «номер телефона» тритонов: 74-47-26-62

Таким образом, чтобы найти тритоны в любой тональности нужно всего лишь «позвонить» им по номеру телефона, то есть найти нужные ступени.

Например, в тональности Ре мажор нужно найти VII и IV  ступени для того, чтобы построить ум.5, а затем поменять ноты  местами (выполнить обращение интервала), чтобы получить ув. 4. 

А в тональности ми минор нужно найти II и VI ступени для того, чтобы построить ум.5,  а затем поменять их местами (выполнить обращение интервала), чтобы получить ув.4.

Вот так:

В состав тритонов ни входит ни одна устойчивая ступень, поэтому они вечно недовольные, ворчливые и требуют разрешения. 

Здесь существует правило: 

Запишите в нотную тетрадь:

«Уменьшенные интервалы при разрешении уменьшаются, а увеличенные — увеличиваются».

В результате разрешения уменьшенная квинта (ум.5) разрешается в терцию (3), а увеличенная кварта (ув.4) в сексту (6). 

Послушайте как это звучит в мелодическом и гармоническом исполнении.

ум5 с разрешением.mp4

ув 4 с разрешением.mp4

Теперь, получившееся разрешение нужно, как образец записать в нотную тетрадь:

Домашнее задание (нажми сюда):

  1. Прочитайте внимательно еще раз записи в тетради, которые вы сделали на сегодняшнем уроке. Выучите правила. 

  2. Постройте и разрешите тритоны в тональностях Ре мажор и ми минор, подписывая ступени и интервалы.

  3.  Сыграйте на фортепиано получившиеся тритоны и их разрешения (не забудьте про ключевые знаки!). Если у вас нет дома фортепиано, то можно воспользоваться любым электронным ресурсом. Например, этим: https://www.musicca.com/ru/pianino

  • 24 июня, 2020
  • Теория музыки

Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.

Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).

Пример:

Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.

Построение интервалов:

Построение интервалов можно выполнять по-разному.

Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.

Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.

При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти подходящее порно
  • Метро исход как найти мишку
  • Как найти видео детской порнографии
  • Как найти предложения с пассивной конструкцией
  • Sims freeplay как найти друзей